Бюллетень Никитского ботанического сада Вып РЕПРОДУКТИВНАЯ БИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ. Репродуктивная биология растений
это в биологии что такое? Определение и примеры репродукции в природе
Репродукция – это в биологии понятие, которое связано с такими процессами, как оплодотворение, деление и непосредственно размножение, воспроизведение себе подобных. Это понятие употребляется и в живописи, но тема статьи данного аспекта не касается.
Что такое репродукция в биологии: определение
Самовоспроизводство является одним из наиболее важных понятий в биологии. Процесс создания себе подобных обеспечивает дальнейшее существование видов. Репродукция, или размножение, часто рассматривается исключительно с точки зрения производства потомства у животных и растений. Это один из важных признаков всех живых организмов. На самом низком уровне это называется химической репликацией.
У одноклеточных организмов способность одной клетки к воспроизводству означает появление новой особи. В многоклеточных организмах, однако, это означает рост и регенерацию. Размножение происходит самыми разными способами, сопровождающимися участием сложной системы органов и работой специфических гормональных механизмов.
Уровни воспроизводства
Репродукция – это в биологии понятие, которое означает размножение и воспроизводство себе подобных. Выделяют следующие уровни:
- молекулярное копирование;
- воспроизводство клеток;
- размножение организмов.
Остановимся на последнем подробнее.
Половое и бесполое размножение
Репродукция – это в биологии неотъемлемая часть существования всего живого на планете. У многоклеточных организмов различают бесполый и половой путь воспроизведения.
Вегетативное размножение может иметь большое разнообразие форм. Многие многоклеточные низшие растения выделяют бесполые споры, которые могут быть как мононуклеарными, так и многоядерными. Часто целые фрагменты вегетативной части организма могут воспроизводить новый организм, что встречается у большинства растений.
Во многих случаях бесполая репродукция осуществляется за счет корней и побегов. Иногда другие части растений имеют способность к самовоспроизводству, например, почки. Бесполое размножение также характерно для некоторых животных, в том числе – многочисленных видов беспозвоночных (губки, гидры, черви). Позвоночные потеряли способность к размножению вегетативно, их единственной формой организмического воспроизводства является половой путь.
Репродукция и естественный отбор
Значение биологического воспроизводства может быть объяснено исключительно за счет естественного отбора. При разработке своей теории Чарльз Дарвин пришел к выводу: для того, чтобы эволюционировать, живые организмы должны быть в состоянии не просто воспроизводить себя, но и подвергаться определенным изменениям. Таким образом, более успешные поколения будут вносить больший вклад в последующее развитие вида потомков. Кроме того, величина этих изменений и генетических трансформаций является особенно важной. Их не должно быть слишком мало или слишком много.
Примеры и способы репродукции в природе
Как выглядит репродукция в биологии? Примеры, как и способы, являются достаточно многочисленными. Половое размножение, которое предусматривает сочетание родительских генов, является способом получения нового индивидуального организма. Во время оплодотворения геномы сперматозоида и яйцеклетки объединяются, образуя зиготу, которая после многочисленных трансформаций становится эмбрионом. Такой вид репродукции широко распространен почти во всех группах многоклеточных организмов. Достаточно интересным с биологической точки зрения является опыление.
Репродукция – это в биологии признак, который присущ всем живым организмам. Размножение обеспечивает непрерывность и преемственность всего жизненного цикла. Способов размножения много, но существует два основных. Это половое и бесполое воспроизводство. Так как все организмы имеют клеточное строение, то и в основе всех форм и способов репродукции лежит деление клетки.
fb.ru
Тест по биологии «Репродуктивные органы растения»
Видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения.
листок
черешок
цветок
Цветок поистине один из шедевров природы. Цветы окружают нас с рождения, многие вошли прочно в наш быт и стали необходимыми и в радости, и в печали.
Цветок представляет собой укороченный побег, который приспособлен для полового размножения, имеет ограниченный рост и несёт спорофиллы – плодолистики и тычинки.Внутренняя часть околоцветника. Цвет его лепестков обусловлен наличием хромопластов.
цветок
венчик
чашечка
Венчик, сложенный из ярко окрашенных или невзрачных лепестков, определяет облик цветка. Его окраска зависит от преобладания одного из 60 пигментов, создающих цветовую гамму от лимонно-жёлтой до красно-фиолетовой, а также от реакции клеточного сока и содержащихся в нём пигментов – антоцианов, окрашивающих цветки в разные оттенки от красного до фиолетового цветов. Окраска венчиков служит для привлечения опылителей.пестик
пыльник
столбик
Тычинки состоят из тычиночной нити и пыльника. Они могут быть свободные, или все тычинки либо их группы могут срастаться нитями. У каждого вида и его семейств число тычинок постоянное. Каждый пыльник разделён на две половинки, соединённые связником, и содержит четыре пыльцевых мешка — микроспорангия. Клетки внутреннего слоя микроспорангия содержат ферменты, гормоны и питательные вещества, необходимые в процессе образования спор, особенно их наружной оболочки.
Часть цветка, образующая плод. Она расчленена на завязь, столбик и рыльце.
завязь
столбик
пестик
В нижней части плодолистика находится завязь, содержащая одну или более семяпочек — мегаспорангиев, окружённых одним или двумя покровами. В верхней части плодолистика находится рыльце, улавливающее пыльцу и покрытое для этого клейкими выделениями, волосками, ячейками. Завязь и рыльце соединяются столбиком. Столбик может быть один, или их бывает несколько. Бывает, что столбик отсутствует.
Нижняя часть пестика.
рыльце
столбик
завязь
Завязь защищает семяпочки от внешних неблагоприятных воздействий. Полость завязи разделена на гнёзда. В гнёздах у разных растений находится от одной до нескольких тысяч семяпочек, которые развиваются в семена, только после того, как пыльца попадёт на рыльце пестика этого же вида растения и произойдёт опыление и оплодотворение.Соцветие, у которого главная ось более или менее удлинённая, но цветки без ножек.
колос
кисть
головка
Колос – на удлинённой главной оси поочерёдно расположены кроющие листья, а в их пазухах – по одному сидячему цветку без цветоножек (подорожник, Любка двулистная, ятрышник крапчатый).Соцветие, у которого главная ось является укороченной; боковые цветки выходят как бы из одного места, сидят на ножках разной длины, располагаясь в одной плоскости или куполообразно.
зонтик
щиток
головка
Зонтик – цветки сидят на укороченной главной оси и на боковых осях, выходящих из одной точки, и располагаются примерно на одной высоте (вишня, примула, первоцвет, лук, сусак).Она образует наружный круг околоцветника. Её листочки обычно небольших размеров, зелёного цвета. Выполняет функцию защиты внутренних частей цветка до распускания бутона.
кружечка
чашечка
цветоножка
Чашечка состоит из чашелистиков. Они обычно зелёные, отличающиеся по цвету и форме от листочков венчика. Чашечка образует, наружные покровы цветка и защищает его на ранних стадиях развития, когда он находится ещё в бутоне.Схематичное изображение цветка на плоскости, перпендикулярную к оси цветка.
монограмма
диаграмма
пиктограмма
План строения цветка показывают с помощью формулы цветка и диаграммы. Расположение элементов цветка показывают условными знаками на диаграмме. Чтобы составить диаграмму цветка, нудно зарисовать поперечный разрез его нераскрывшейся цветочной почки.
Из чего образуется зародыш плода?
из зиготы
из эндосперма
из покровов семязачатка
Зародыш — главная часть семени, он развивается из зиготы и представляет собой зачаток молодого поколения растения. Зигота в семени некоторое время находится в состоянии покоя, а затем начинает делиться. В процессе деления зигота вытягивается в длину и делится поперёк перегородкой, образуя предзародыш. Его внутренняя клетка делится и даёт начало зародышу, а наружная клетка развивает подвесок, который погружает зародыш в эндосперм, обеспечивая его питание. У разных видов растений зародыши различаются по форме и положению в семени, но всегда кончик зачаточного корня располагается рядом с микропиле, поэтому при прорастании первичный корешок выходит наружу первым.
Он занимает в зерне большую часть.
эндосперм
семядоля
нет правильного ответа
Одни растения запасают питательные вещества в семядолях — первых листочках, частях зародыша. У других растений питательные вещества запасены в эндосперме — ткани, которая образовалась из клетки семязачатка, слившейся со спермием. По консистенции эндосперм может быть твёрдым, жидким или слизистым. В нём накапливаются углеводы в виде зёрен вторичного крахмала, реже липиды в виде капелек жирных масел, а также всегда имеются запасные белки, что очень важно при прорастании семени. Семена пшеницы содержат крахмалистые вещества.
Первые видоизменённые листья двудольного растения.
семядоли
эндосперм
околоплодник
Рост зародыша обычно начинается с того, что семенная кожура лопается и наружу появляется зародышевый корешок. Он закрепляется в почве и, углубляясь в неё, быстро развивает корневые волоски, которые начинают всасывать воду с растворёнными минеральными веществами и вырабатывать гормоны роста. После появления первичного корня начинается рост семядолей. Они быстро зеленеют, у них начинается процессы фотосинтеза и накапливаются органические вещества, из верхушечной почечки образуются новые листья. С развёртыванием листьев семядоли постепенно уменьшаются, увядают и отпадают.
Размножение у покрытосеменных.
половое (семенами)
вегетативное (частями растения)
оба ответа правильные
Растения размножаются тремя основными способами: вегетативным, бесполым и половым. У различных групп растений вегетативное размножение происходит разными путями, но во всех случаях оно связано с образованием новых особей из отдельных вегетативных частей растения, слоевища или при делении одноклеточных организмов. Многоклеточные растения при вегетативном размножении отделяют часть своего тела, и из неё образуются дочерние организмы, сходные с родительской особью. Вегетативный тип размножения характерен для растений и грибов на всех уровнях их организации. Бесполое размножение осуществляется с помощью спор. У водорослей в слоевищах образуются особые клетки — споры, которые прорастают в новые особи. При бесполом размножении новое растение, выросшее из споры (гаплоидное поколение), генетически не идентично материнскому организму (диплоидному поколению). Восстановление диплоидности у следующих поколений происходит в результате полового процесса. Поэтому растениям свойственно чередование поколений спорофита (на котором образуются споры) и гаметофита (на котором образуются половые гаметы). Известно несколько типов полового процесса у растений и грибов. При половом размножении в особых органах — гаметангиях образуются половые гаметы (мужские и женские), при слиянии двух половых гамет разных родителей образуется зигота, из которой вырастает новый диплоидный организм, обладающий рядом новых черт. У семенных растений пыльца, в которой формируются спермии (у некоторых голосеменных сперматозоиды), переносится ветром или опылителями непосредственно на семяпочки (у голосеменных) или рыльца пестиков (у цветковых). Спермии по вегетативной трубке проникают в семяпочку, один из них оплодотворяет яйцеклетку и образует зиготу. Половой процесс в этой группе растений практически полностью утратил потребность в водной среде для осуществления оплодотворения. Организм, развившийся из зиготы, обладает свойствами двух родителей.
Размножение у голосеменных растений.
бесполое
вегетативное (очень редко)
половое (семенами)
Весной на молодых ветвях сосны видны маленькие шишки двух видов: зеленовато-жёлтые на чешуях которых развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Красноватые шишки расположены на тех же деревьях. На каждой чешуе развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы (яйцеклетки). Созревшая пыльца высыпается, и её подхватывает ветер, если она попадает на женские шишки, произойдёт опыление. На женских шишках пыльца прорастает в пыльцевую трубку, в которой образуются мужские гаметы — спермии. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. Из зиготы развивается зародыш, из всего семязачатка — семя, а шишки растут и древеснеют. Сначала они зелёные, затем коричневые. Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года. В семенах голосеменных растений имеется ткань, содержащая запас питательных веществ. Это эндосперм, окружающий зародыш. В результате полового размножения у голосеменных образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Вегетативное размножение у голосеменных встречается очень редко.
В ней происходит образование крупной диплоидной клетки, которая делится мейотически и даёт начало четырём гаплоидным спорам.
семялисточек
плодолистик
семяпочка
В глубоких слоях нуцеллуса (содержимое мегаспорангия семенных растений) выделяется одна более крупная материнская клетка — мегаспора (диплоидная клетка). Она делится мейозом на четыре гаплоидные споры, расположенные одна над другой. Три верхние отмирают, а нижняя сильно увеличивается и заполняется питательными веществами. Эта мегаспора прорастает в многоклеточный женский гаметофит (заросток). Женский гаметофит голосеменных, богатый питательными веществами, становится эндоспермом (запасающей тканью семени).
biouroki.ru
КАРПОЛОГИЯ И РЕПРОДУКТИВНАЯ БИОЛОГИЯ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 501.001.46 НА БАЗЕ Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова»
Подробнее34 часа (1 раз в неделю)
Календарно-тематическое планирование по биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс 34 часа (1 раз в неделю) Учебник. Автор: Понамарева И.Н. Биология «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
ПодробнееРАЙОНЫ, ШТАТЫ И ГОРОДА США
ЛЕОНИД ВИКТОРОВИЧ СМИРНЯГИН Родился 3 апреля 1935 г. в Москве. В 1958 г. закончил географический факультет МГУ. С 1976 г. работает на кафедре социально-экономической географии зарубежных стран МГУ имени
ПодробнееФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» ИОНЦ «экология и природопользование»
ПодробнееМолодой учёный. Часть IV
Молодой учёный 3 (107) 2016 32016 Часть IV Young Scientist. #3 (107). February 2016 Biology 373 Вопросы петиолярной анатомии листьев смородины черной (Ribes nigrum L.) Цулукидзе Мзия Джаноевна, провизор;
ПодробнееКалендарно-тематический план (35 часов)
Рабочая программа по биологии для 6 класса Календарно-тематический план (35 часов) п/п дата Тема урока Планируемые результаты обучения Информационнометодическое обеспечение ВВЕДЕНИЕ (1 час) Цель: создать
ПодробнееОтзыв официального оппонента на диссертацию Кузнецова Андрея Николаевича «Структура и динамика муссонных тропических лесов Вьетнама», представленную к защите на соискание ученой степени доктора биологических
ПодробнееАннотация. Цель кружка: Задачи:
Аннотация Программа кружка разработана для учащихся 7х 8х классов и рассчитана на 76 часов. Школьная программа не включает достаточного количества лабораторных и практических работ, чтобы подготовить школьников
ПодробнееБотаника и физиология растений.
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Александровский сельскохозяйственный колледж" ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ
Подробнее50 лет без К.И. Мейера
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА Кафедра высших растений биологического факультета Секция ботаники Московского общества испытателей природы Московское отделение Всероссийского
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Программа «Современная ботаника» естественно научной направленности. Срок реализации 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, за год 34 часа. Данная программа составлена
ПодробнееРАЙОНЫ, ШТАТЫ И ГОРОДА США
ЛЕОНИД ВИКТОРОВИЧ СМИРНЯГИН Родился 3 апреля 1935 г. в Москве. В 1958 г. закончил географический факультет МГУ. С 1976 г. работает на кафедре социально-экономической географии зарубежных стран МГУ имени
ПодробнееI. Пояснительная записка.
I. Пояснительная записка. Программа ознакомительная, Основой программы является программа внеклассной работы по биологии в общеобразовательных учреждениях. По уровню содержания ознакомительная, По направлению
ПодробнееПроблемы ботаники Южной Сибири и Монголии
алтайский государственный университет «Проблемы Ботанический ботаники Южной Сибири институт и Монголии» им. VIII В.Л. Международная Комарова научно-практическая РАН конференция Центральный сибирский ботанический
ПодробнееКалендарно тематическое. по биологии
«Утверждаю» от 31.08.13 В.В.Карнюхина Класс: 6 Учитель - Порошина Е.Д. Календарно тематическое по биологии Количество часов всего 70 ч, в неделю 2часа. Лабораторных работ - 20. Практических работ - 2.
ПодробнееКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН самостоятельной внеаудиторной работы по Наукам о биологическом многообразии, модуль Ботаника для студентов 2 курса специальности «Биология», профили «Биохимия» и «Генетика»
ПодробнееПояснительная записка.
Пояснительная записка. Нормативные документы, в соответствии с которыми разработана рабочая программа Закон РФ от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный компонент государственного
ПодробнееПАРАЗИТОЛОГИ Я, 25, 6, ДИСКУССИИ
ПАРАЗИТОЛОГИ Я, 25, 6, 1 99 1 ДИСКУССИИ УДК 576.895+591.556 1991 ОБ УСТОЙЧИВОСТИ СИСТЕМЫ ПАРАЗИТ ХОЗЯИН И ВЗАИМОСВЯЗИ В НЕЙ ВСТРЕЧАЕМОСТИ И СПЕЦИФИЧНОСТИ ПАРАЗИТА В. В. Авдеев Рассматривается зависимость
ПодробнееКаждое второе слово. Вместо введения
Вместо введения Каждое второе слово Настоящее учебное пособие представляет собой англо-русский словарь, включающий в себя описание только 135 английских слов. Слова эти особые: по частоте употребления
ПодробнееОБЩАЯ ФАРМАКОПЕЙНАЯ СТАТЬЯ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЩАЯ ФАРМАКОПЕЙНАЯ СТАТЬЯ Плоды Fructus ОФС.1.5.1.0007.15 Взамен ст. ГФ ХI Плодами в фармацевтической практике называют плоды различных морфологических
ПодробнееТема 10 СЕМЯ, СТРОЕНИЕ, ТИПЫ
Тема 10 СЕМЯ, СТРОЕНИЕ, ТИПЫ План: 1.Общие понятия 2.Морфология 3.Классификация, типы Цель занятий: Изучить строение семян однодвудольных растений. Научиться их классифицировать.. Литература: Хржановский
Подробнееdocplayer.ru
ГЕНЕТИКА, ЦИТОЛОГИЯ И РЕПРОДУКТИВНАЯ БИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ
Micropropagation of Moscow Delicatessen Strawberry Cultivar
УДК 581.16:582.734.4 Микроразмножение земляники садовой сорта Московский деликатес И.Д. Бородулина 1, Т.В. Плаксина 2 1 Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия) 2 Научно-исследовательский
ПодробнееТруды БГУ 2013, том 8, часть 2 УДК :602.7
УДК 634.74:602.7 ПРИМЕНЕНИЕ ЭТИОЛЯЦИИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ МИКРОКЛОНАЛЬНОГО РАЗМНОЖЕНИЯ ЖИМОЛОСТИ (LONICERA L.) ПОДСЕКЦИИ CAERULEAE REHD. С.В. Акимова, Н.А. Семенова, А.Н. Викулина РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева,
ПодробнееБОГДАНОВА Варвара Дмитриевна
На правах рукописи БОГДАНОВА Варвара Дмитриевна ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КЛОНАЛЬНОГО МИКРОРАЗМНОЖЕНИЯ АНТУРИУМА АНДРЕ (Anthurium andreanum Lind.) ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ЦВЕТОВОДСТВА Специальность 06.01.01 общее
ПодробнееГибискус садовый. Уход
Все чаще в весеннее время (да и в летнее тоже) на прилавках цветочных магазинов и рынков, наравне с саженцами знакомых декоративно цветущих растений, можно увидеть и садовую экзотику. Например, саженцы
ПодробнееИнтродукция растений. Выводы
ния изученных сортов составила 20 дней: 01.05 начало цветения самого реннецветущего сорта, а 20.05 заканчивают цвести все сорта. Общая продолжительность вегетации 89 102 дня. Выводы Вывлено, что продолжительность
ПодробнееБотанический сад ЧелГУ
Ботанический сад ЧелГУ Список публикаций сотрудников Ботанического сада 2005 г. 1. Меркер, В. В. О некоторых натурализовавшихся видах древесных растений в Челябинской области [Текст] / В. В. Меркер //
ПодробнееБАЛАКИНА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
На правах рукописи БАЛАКИНА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА Влияние условий культивирования in vitro на морфогенные процессы и активность ферментов антиоксидантной системы в растениях люпина узколистного Специальности:
ПодробнееЭкология от южных гор до северных морей
Российская академия наук Уральское отделение Институт экологии растений и животных Экология от южных гор до северных морей Материалы Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной 90-летию со дня
ПодробнееГНУ Крымская опытно-селекционная станция СКЗНИИСиВ Россельхозакадемии, Россия, Краснодарский край, г. Крымск,
УДК 634.23:631.53:581.6 Н. Н. Коваленко, к.с.-х.н. Н. В. Поливара, м.н.с. ГНУ Крымская опытно-селекционная станция СКЗНИИСиВ Россельхозакадемии, Россия, Краснодарский край, г. Крымск, [email protected] ПОЛУЧЕНИЕ
ПодробнееО. А. Егорова, В. Г. Тиндова, М. А. Кузьмина
УДК 581. 582. 572. 8 Интродукция растений ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ЛУКОВИЦ И РИТМА РАЗВИТИЯ ЛИЛИЙ В НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ О. А. Егорова, В. Г. Тиндова, М. А. Кузьмина Саратовский государственный университет имени
ПодробнееИНТРОДУКЦИЯ РА СТЕНИЙ
ИНТРОДУКЦИЯ РА СТЕНИЙ УДК 635.925 К ВОПРОСУ СЕМЕННОГО РАЗМНОЖЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОДА Campanula L И.Н. Аллаярова, Л.Н. Миронова Ботанический сад-институт Уфимского научного центра РАН 450080, Уфа, Полярная,
ПодробнееОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность проблемы. В настоящее время особую актуальность имеют исследования по разработке методов сохранения растений, ареалы и численность которых резко снижаются, а
ПодробнееБиологические исследования
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 9 БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ. Вып. Биологические исследования УДК.:. О.Г. Баранова, Е.А. Китова, Е.Н. Кузнецова, Е.Ю. Лукиных ОСОБЕННОСТИ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН И РАЗВИТИЯ НА ЮВЕНИЛЬНОМ
ПодробнееЗакабунина Е.Н., к.с.-х.н., профессор, Зубалий А.В., аспирант, Поляков А.В., д.б.н., профессор
УДК 633.878.91:635.9 Закабунина Е.Н., к.с.-х.н., профессор, Зубалий А.В., аспирант, Поляков А.В., д.б.н., профессор ВЛИЯНИЕ РЕГУЛЯТОРОВ РОСТА НА ПОБЕГООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ ЭВКАЛИПТА CITRIODORA HOOK
Подробнееdocplayer.ru
Бюллетень Никитского ботанического сада Вып РЕПРОДУКТИВНАЯ БИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ
Тема: Цветок, его строение и значение.
Урок 25 Тема: Цветок, его строение и значение. Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала. Форма урока: комбинированная, лабораторная работа Задачи урока: Образовательная: 1. Сформировать знания
ПодробнееУДК: : ( )
УДК: 581.4.522:582.739 (575.172) Абипов Рустем Камалович Ассистент кафедры «Биологии» Каракалпакского государственного университета им.бердаха Кайпов Кыдырбай Пахратдинович Ассистент кафедры «Биологии»
ПодробнееБОТАНИЧЕСКИЕ САДЫ. ПРОБЛЕМЫ ИНТРОДУКЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» БОТАНИЧЕСКИЕ САДЫ. ПРОБЛЕМЫ ИНТРОДУКЦИИ ИЗДАТЕЛЬСТВО ТОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2010 Том
ПодробнееЕ.Ю. Еремеева, ЭБЦ «Крестовский остров»
Е.Ю. Еремеева, ЭБЦ «Крестовский остров» 2017 Репродуктивные органы растений (от лат «ре-» - повторение и «продукто» - создаю) органы растений, служащие для различных путей размножения. Они обеспечивают
ПодробнееУрок "открытия" новых знаний
Технологическая карта урока биологии в 6 классе Тема урока Строение и значение цветка Учитель Ермаченкова Татьяна Ивановна Цели урока: Организовать деятельность учащихся на изучение информации о строении
ПодробнееЖизненный цикл растений
Жизненный цикл растений БИОЛОГИЯ РАСТЕНИЯ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ РАСТЕНИЙ Раздел 1: Размножение растений Как размножаются растения? Растения могут размножаться половым и бесполым способом. Суть полового размножения
ПодробнееПрактикум по ботанике
Министерство образования и культуры Кыргызской Республики Кыргызский Аграрный Университет имени Скрябина Практикум по ботанике Составила: к. с.-х. н. Яковлева Н.В. Бишкек - 2006 Тема 1 Клетка как основная
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии 6 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии; Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д. Согласно
ПодробнееПроект урока биологии «Опыление»
Коммунарский районный отдел образования. Запорожский учебно-воспитательный комплекс 7 Проект урока биологии «Опыление» Учитель биологии Даниленко Л.Н. Запорожье 2010 Тема: «Опыление». Цель: познакомить
ПодробнееФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» ИОНЦ «экология и природопользование»
ПодробнееМорфологические признаки:
КУЛЬТУРА: ВЕЙГЕЛА ГИБРИДНАЯ Сорт: ВОДОЛЕЙ Авторы: Е.Орленок, И.Гаранович, И.Афанаскина Куст прямостоячий, высотой до 1,6 м. Молодые побеги красноватобурые, затем буровато-серые. Листья яйцевидной формы,
ПодробнееОбобщающий урок по теме «Цветок и плод»
Обобщающий урок по теме «Цветок и плод» Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Цветок и плод» Задачи урока: Повторить строение цветка; Акцентировать внимание учащихся на взаимосвязи
ПодробнееОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ЦВЕТОК И ПЛОД»
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ЦВЕТОК И ПЛОД» Цель урока: обобщить знания учащихся о строении цветка органа семенного размножения растений, углубить знания о процессах опыления и оплодотворения, образование
ПодробнееИ Н Т Р О Д У К Ц И Я
40 И Н Т Р О Д У К Ц И Я УДК 581.526.3 БИОЛОГИЯ ЦВЕТЕНИЯ И ПЛОДОНОШЕНИЯ ВИДОВ TRAPA В БОТАНИЧЕСКОМ САДУ-ИНСТИТУТЕ ДВО РАН Е.Н. Берестенко Ботанический сад-институт ДВО РАН, г. Владивосток Цветки водноореховых
Подробнее1. Пояснительная записка стр.3
1 Содержание программы: 1. Пояснительная записка стр.3 1.1. Возможные результаты стр. 5 1.2. Критерии оценки достижения возможных результатов стр.7 2. Учебный план стр.8 3. Календарно-тематический план
ПодробнееТема 9 ПЛОД. СТРОЕНИЕ И ТИПЫ
Тема 9 ПЛОД. СТРОЕНИЕ И ТИПЫ План: 1.Общее понятие 2.Классификация 3.Строение Цель занятий: Изучить строение простых, сложных плодов и соплодий и научиться их различать и классифицировать Литература: Хржановский
ПодробнееВыполнили: М.Р. Головня Т.В. Петелина
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области Выполнили: М.Р. Головня Т.В. Петелина р.п.белый Яр 2016 Удивительные факты
ПодробнееПроблемы ботаники Южной Сибири и Монголии
алтайский государственный университет «Проблемы Ботанический ботаники Южной Сибири институт и Монголии» им. VIII В.Л. Международная Комарова научно-практическая РАН конференция Центральный сибирский ботанический
ПодробнееИНТРОДУКЦИЯ РА СТЕНИЙ
ИНТРОДУКЦИЯ РА СТЕНИЙ УДК 635.925 К ВОПРОСУ СЕМЕННОГО РАЗМНОЖЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОДА Campanula L И.Н. Аллаярова, Л.Н. Миронова Ботанический сад-институт Уфимского научного центра РАН 450080, Уфа, Полярная,
ПодробнееПриволжский научный вестник
УДК 581.461:582.929 Т.А. Карасёва канд. биол. наук, ассистент, кафедра ботаники, ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОРФОМЕТРИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ ЦВЕТКОВ ДВУХ ПОЛОВЫХ ФОРМ SALVIA
ПодробнееСоставители: Пяслане О.В.
Аннотация к рабочей программе по биологии 6 класс Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС к структуре рабочих программ и на основе авторской программы: основного общего образования
Подробнееdocplayer.ru
Web-ресурс Специализация: "Биология развития" (510615) Авторы и руководители программы: Арчил Карпезович Дондуа, профессор кафедры эмбриологии Андрей Петрович Перевозчиков, д.б.н., профессор, зав. кафедрой эмбриологииE-mail: [email protected] Татьяна Борисовна Батыгина, д.б.н., проф., засл. деят. науки, академик РАЕН, лауреат Гос. премии и Премии Правительства РФ, зав. отд. эмбриологии и репродуктивной биологии БИН РАН |
Аннотация программы Предлагаемая магистерская программа, по-видимому, будет первой в России программой целенаправленной подготовки специалистов-биологов развития растений на прочном фундаменте объединенных в единую систему идей и фактов, которыми располагает эмбриология растений и эмбриология животных. Важным элементом этой подготовки будет участие в ее реализации также и специалистов в таких отраслях физиологии, как физиология растений, генетика развития растений, биоинженерия. Эмбриология растений - наука о закономерностях зарождения и первых этапах онтогенеза, переживает полосу расцвета, обусловленную общим прогрессом естествознания. Дальнейший прогресс в ботаники немыслим без глубокого знания процессов, происходящих в цветке, семени и плоде, обусловливающих продуктивность растений. Такие открытия XX века, как гаплоидия, выращивание растений из соматических клеток и генная инженерия, парасексуальная гибридизация, имеющие общебиологическое значение, не могут быть использованы в полной мере без знания эмбриологии и морфологии растений, так как исследователи, в конечном счете, сталкиваются с проблемами морфогенеза, и в первую очередь, с начальными этапами онтогенеза. Эффективное использование таких экспериментальных методов, как отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез, влияние ионизированного излучения и т.д., невозможно без глубокого знания эмбриональных процессов, протекающих в репродуктивных структурах. Нельзя обсуждать проблемы, связанные с сохранением биологического разнообразия без разработки теоретических основ систем репродукции на разных уровнях растительных сообществ. Фундаментальные исследования, связанные с разработкой общей теории репродукции, позволят выявлять репродуктивные стратегии (соотношение полового, бесполого, апомиктического, семенного и вегетативного возобновления и размножения) у различных таксонов растений. Выявление критических периодов в жизненном цикле растения позволит управлять его отдельными этапами. Эмбриология растений, вероятно, в силу этого является приоритетной областью исследования ботаников и находится в центре внимания генетиков, физиологов, экологов. Она является основой для теоретических и экспериментальных исследований, касающихся репродукции растений. Все вышесказанное говорит о том, что в настоящее время, когда все более остро встает вопрос о создании высокопродуктивных сортов, использовании новых видов полезных растений, получении полноценных семян у гибридов, необходима подготовка профессиональных кадров - эмбриологов широкого профиля, способных на высоком современном научном уровне проводить фундаментальные исследования. В С.-Петербурге в течение многих лет имеются тесные научные контакты между кафедрой эмбриологии СПбГУ (зав. кафедрой А.К.Дондуа) и Отделом Эмбриологии растений (зав отделом Т.Б. Батыгина) БИН. Т.Б.Батыгина в течение ряда лет является профессором кафедры эмбриологии, читала лекции на кафедрах эмбриологии, ботаники, физиологии и биохимии растений, осуществляет руководство научными работами студентов. Ею написан раздел по эмбриологии растений в учебнике "Общая эмбриология" (проф. Б.П. Токин, 1987 ) и методическое пособие "Культура изолированных пыльников злаков с позиций экспериментальной эмбриологии" (Батыгина и др., 1992 ). В 2002 Т.Б.Батыгина совместно с В.Е.Васильевой издала при поддержке РФФИ оригинальный учебник "Размножение растений". В настоящее время она продолжает читать курсы лекций "Эмбриология растений" и "Экспериментальная эмбриология растений" на кафедрах эмбриологии и физиологии и биохимии растений. Коллективом кафедры эмбриологии совместно с сотрудниками отд. эмбриологии БИН предполагается издание книги "Проблемы живорождения у растений и животных". Сегодня имеется уникальная возможность введения новой магистерской программы по эмбриологии растений, так как эмбриологическая школа Ботанического института под руководством Т.Б.Батыгиной вновь в 2003 году подтвердила статус приоритетной ведущей Научной Школы России, и ЕЕ.nbsp; дальнейшее развитие поддержано грантом Правительства Российской Федерации (2003-2005). Объединение высокого творческого потенциала, которым обладают кафедра эмбриологии Факультета и отдел эмбриологии и репродуктивной биологии БИН РАН, говорит о реальной возможности подготовки магистров широкого профиля по эмбриологии растений. Кроме того, дальнейшая разработка общебиологических проблем, связанных с репродукцией растений и животных, требуют включения отдельных курсов лекций, освещающих различные аспекты репродукции (генетические, физиологические, биохимические, анатомические, морфологические), и, следовательно, привлечения преподавателей Биологического факультета СПбГУ. Следует отметить, что сотрудники разных кафедр СПбГУ участвовали в создании многотомного уникального, не имеющего аналогов в мире, энциклопедического издания "Эмбриология цветковых растений. Терминология и концепции", английская версия которого в настоящее время издается в США (отв. ред. Т.Б,Батыгина). Это издание рассчитано на ботаников широкого профиля, а также на студентов, аспирантов и преподавателей ВУЗов. Материально-технической базой данной программы будут служить кафедра эмбриологии Факультета и отдел эмбриологии и репродуктивной биологии БИН РАН. Ботанический Институт оснащен различными типами современных микроскопов (СМ, СЭМ, ТЭМ), а также имеет необходимую базу для проведения практикумов по сравнительной и экспериментальной эмбриологии и биотехнологии. В Ботаническом Институте имеется богатая библиотека современной литературы по различным аспектам ботаники. В отделе эмбриологии и репродуктивной биологии работают специалисты высокого класса: профессора, доктора биологических наук, кандидаты биологических наук, а также много молодых специалистов (аспирантов и соискателей), способных принять активное участие в подготовке будущих магистров (2-3 человека) и оказать им финансовую поддержку из средств гранта "Ведущая Эмбриологическая Школа России" Общие курсы и обязательные спецкурсы Программы
|
bio.spbu.ru