Разнообразие растений на Земле. Разнообразие растений
Разнообразие растений (3 класс окружающий мир) – таблица
На нашей планете повсюду, даже в самых отдаленных уголках с суровым климатом, можно встретить растения. Они не только украшают Землю, но и очищают воздух, являются пищей и строительным материалом. Разнообразие растений поражает: в природе встречаются совсем крошечные экземпляры, и настоящие гиганты, достигающие нескольких десятков метров.
Водоросли
Водоросли – это обитатели воды, которые отличаются от других растений самым простым строением. У них нет корней, стеблей и листьев, и питательные вещества они впитывают всем своим телом.
Размеры водорослей могут быть самыми разными. Есть совершенно крошечные водоросли, которые можно рассмотреть только под микроскопом. Летом наблюдается «цветение» воды, когда она приобретает насыщенный зеленый цвет. Такой оттенок воде придают одноклеточные зеленые водоросли.
В природе существуют и экземпляры, которые могут достигать в длину 40 метров. Такие водоросли растут в морях и океанах.
Рис. 1. Водоросли.
Маленькие водоросли свободно плавают в воде, а крупные – прикрепляются ко дну и образую настоящие подводные джунгли. Окраска также может быть самой разной: бурой, зеленой, красной.
Водоросли играют большую роль в природе:
- являются пищей для обитателей воды;
- обогащают воду кислородом;
- очищают воду от гнилостных бактерий;
- служат компонентом многих лекарств.
Мхи
Мхи – это небольшие растения, высота которых не превышает нескольких сантиметров. Это одни из самых древних обитателей планеты, которые появились гораздо раньше динозавров.
Поскольку у мхов нет настоящих корней, они на первый взгляд могут показаться слабыми и хрупкими. Но это совсем не так. Мхи – чрезвычайно выносливые растения, способные выживать в самых суровых климатических условиях. Но предпочитают они обитать во влажных тенистых уголках леса.
Внешне мхи очень напоминают губки, и способны впитывать в себя воду. Если взять кусочек мха в руку и сжать, то из него вытечет много воды.
Папоротники
Папоротники – одни из самых древних растений, широко распространенных по земному шару, но чаще всего встречаются во влажных лесах. Эти растения смогли приспособиться к разным условиям обитания, и способны расти не только в почве, но и на деревьях, в трещинах скал, даже в пустыне.
Размеры папоротников колеблются от совсем крошечных до крупных древовидных форм высотой до 25 м. Они отличаются красивыми длинными листьями, похожими на перья.
Рис. 2. Папоротники.
Папоротники имеют корень, короткий стебель и большие листья, но они никогда не цветут. У этих растений нет семян. Вместо них они образуют споры, с помощью которых размножаются.
Хвойные растения
Главное отличие хвойных деревьев – форма листьев, которые напоминают иголки. Это хвоя, благодаря которой деревья могу расти в регионах с холодным климатом. Зимой, вместо того, чтобы сбрасывать листву, как все остальные деревья, хвойные растения сохраняют свои иголки. Их смена происходит один раз в несколько лет.
К хвойным растениям относятся лиственница, пихта, сосна, ель, кедр, можжевельник.
Цветковые растения
На нашей планете наиболее широко распространены цветковые растения. Их можно встретить на любом участке суши, от Антарктиды до Арктики.
Главная отличительная черта всех цветковых растений – формирование цветков, которые после увядания образуют плоды с семенами. Попадая в землю, семена прорастают – так происходит размножение цветковых растений.
Рис. 3. Ландыш.
Все культурные растения, которые вывел человек, являются представители этого отдела растений.
Таблица “Разнообразие растений”
Корень | Стебель | Листья | Размножение | Особенности | |
Низшие растения | |||||
Водоросли | нет | нет | нет | Спорами | Живут в воде |
Высшие растения | |||||
Мхи | нет | есть | есть | Спорами | Живут во влажных затененных местах, очень выносливые, не имеют цветков |
Папоротники | есть | есть | есть | ||
Хвойные | есть | одеревенелый | В виде иголок – хвоя | Семена образуются в шишках | Почти все представители – вечнозеленые |
Цветковые | есть | Травянистый или одеревенелый | Листовая пластина | Цветы, из которых образуются плоды с семенами | Отличаются большим разнообразием |
Что мы узнали?
При изучении темы «Разнообразие растений» по программе 3 класса окружающего мира мы узнали, насколько велик и многообразен мир растений. Мы выяснили, что в природе бывают низшие растения с простым строением, и высшие растения, которые отличаются более сложным строением и разнообразием форм.
Тест по теме
obrazovaka.ru
Разнообразие растений на Земле
Тема: Разнообразие растений на Земле.
Цель: 1.Формировать умение конструировать и аргументировано отстаивать свою точку зрения на основе наблюдений. 2.Воспитывать чувства ответственности в преобразовании природы и сохранении здорового образа жизни. 3.Систематизировать знания о разнообразии растений на Земле.
Мотивационный этап. Проверка д/з. Занимательный материал о растениях.
I .Актуализация прежних знаний: «Минутка календаря»
- Расскажите о погоде сегодня.
Повторение. Что такое горизонт? Что такое план местности? Когда хорошо видна линия горизонта? Какие стороны горизонта ты знаешь?
Операционный этап. -Сегодня наш урок мы посвящаем растениям. Мы будем говорить о их разнообразии, о богатстве растительного мира и местах их произрастания. Растения занимают четвертую часть живой природы. Выдающиеся художники и поэты черпали свое вдохновение в поле и в лесу, среди деревьев и трав. Их неповторимые ароматы, сказочный шелест травы, завораживающее пение птиц и упоительный воздух- все это радует нас и волнует, разжигает у человека желание жить и жить. На территории нашей страны произрастает около 20 тысяч видов растений. Большинство из них-травы. Растительный покров нашей области разнообразен и характеризуется травостоем. В правобережье Урала растут: таволга, крушина, типчак, ковыль и мн. др.
-Ребята, скажите, а где мы можем встретить растения? Давайте составим кластер.
Вывод: Растения всюду!
–Все растения на Земле представляют собой царство, которое делится на отделы, а те, в свою очередь, на 5 больших групп. Это: водоросли, мхи и лишайники, папоротники, хвойные и цветковые растения.
1.Водоросли- низшие растения. Обитают во влажных природных средах, в
(ученик) болотах, прудах, около горячих источников. Ими питаются жи-
вотные водоемов, они очищают воду. Бурые, красные водоросли и фукус разводят промышленным способом для удобрений и питания.
Загадки: Есть змеи стометровые Зеленые, бордовые.
А капитану в море От них большое горе.
2. Вошли мы в реку босы, А стали вдруг обутые. «Русалочьи косы» Ноги нам опутали.
Учитель: Водоросли- бывают одноклеточными и многоклеточными. Синезеленые водоросли имеют специальные пигменты, которые придают им особенный красивый цвет. Бурые водоросли прикрепляются ко дну морей. Обитают вблизи берегов и имеют длину нескольких десятков метров. Красные водоросли обитают в морях. Содержат красные и синие красящие вещества. Значение их огромно. Они являются пищей для животного мира рек, озер, морей, океанов. Их используют в сельском хозяйстве. Некоторые виды употребляют в пищу, делают лекарства.
2. Мхи и лишайники-сложные растения без корней. Мхи живут во влажных зонах, под деревьями, в расщелинах скал. Лишайники принимают различные формы: напоминают листья, кустарники, кору. Живут они на стволах деревьев, на камнях стен.
Загадки: 1. Я- болотное растенье, Конопатят мною стены.
Учитель: Мхи и лишайники- высшие растения. Многолетние. Выносят большую жару и сильные морозы. Типичные представители: кукушкин лен и сфагнум. Встречаются они повсеместно. Мхи впитывают большое количество воды, поэтому поверхность воды им зарастает и заболачивается. Растет мох медленно, за год до 3-х см. Нижние участки болот темнеют, уплотняются и превращаются в торф- полезное ископаемое, которое используется, как топливо и удобрение.
3.Папоротник- высшее сосудистое растение. Размножается спорами. На всей
земной поверхности насчитывается около 10 тыс. видов. Многие виды папоротников – экзотические, их разводят специально.
Загадки 1. Есть в лесу трава-краса. Листья, словно паруса,
А в цвету красу-траву Не увидишь наяву.
2. От пальмы верхушки Растут на опушке. И в гнилом овраге- У гнилой коряги.
Учитель: Папоротник-группа высших споровых растений. Растут во влажных тенистых местах. В основном они травянистые и бывают всего лишь несколько мм, но в тропических районах встречаются в виде деревьев и достигают 20 м. В нашей стране обитают: орляк и пузырник. А это- экзотический папоротник «щитовник мужской».
Физминутки: Гимнастика для улучшения слуха.
Одновременно круговыми движениями массируем уши в одну сторону, затем в другую. (по 10 раз) -Хорошенько помассируйте мочки ушей.
4. Хвойные- высшие растения. Встречаются по всей Земле, приспособлены
к неблагоприятным условиям. Существуют более 600 видов.Имеют шишки с семенами и пыльцой. Прочную древесину используют для строительства и в мебельной промышленности.
Загадки 1. У меня длинней иголки,Чем у елки.Очень прямо я растуВ высоту.
Если я не на опушке, Ветви- только на макушке. (сосна) 2. И зимой, и летом В зеленую шубу одета. (ель) 3. В Крыму, над морем Как в дозоре Стоят колоннами Всегда зелеными, На диво стройными. (кипарис)
Учитель: Хвойные- представляют собой древесные формы, реже кустарники. Это: ель, сосна, пихта, кедр, кипарис, лиственница, секвойя. Их листья в виде иголок называются хвоей. Есть и листопадные хвойные, это- лиственница. У хвойных есть шишки с семенами, из которых получают витамины, кедровое масло. Хвойные леса- хранители вод, выделяют много кислорода. Из древесины готовят шелк, бумагу, пластмассы.
5.Цветковые- наиболее распространенные, высшие растения. Встретить их
можно в любой части света, в любой природной среде.
Загадки: 1. Стоит в лесу кудряшка- Белая рубашка.Сердечко золотое,Что это такое? (ромашка) 2. Он очень похож На звериную пасть, Но только в нее Неопасно попасть. (львиный зев) 3. Стебель- кралатый, Листик- усатый, Цветок- душистый, А плод- пушистый. (горошек)
Учитель: Цветковые- наиболее распространенная группа растений, насчитывает около 250 тыс.видов. Среди них много деревьев, кустарников, трав. Встречаются повсеместно. Многие цветковые- культурные и используются человеком в качестве пищи, лекарств. Дикорастущие являются кормом для животных. Цветковые господствуют в растительном мире. И если вас восхитит какой-нибудь красивый цветок- знайте, что растение наверняка относится к цветковым.
* Параллельно на доске выстраивается цепочка блоков. Дети рисуют ее в тетрадях.
Царство растений:
водоросли | мхи и лишайники | папоротники | хвойные | цветковые |
Формирование умений и навыков:
–Откройте учебники на стр.57-59, рассмотрите рисунки, прочитайте название растений. К каким группам они относятся:
Экологический светофор. Можно ли в лесу собирать лекарственные растения? Можно ли разорять муравейники? Можно ли собирать в лесу грибы? Можно ли с поля, луга уносить букеты цветов? Нуждаются ли в защите хвойные деревья? Можно ли из леса выносить яйца птиц, птенцов и детенышей животных? Уходя из леса после похода, экскурсии, нужно ли убирать за собой мусор?
Рефлексия: Что узнали нового? Нужно ли беречь растения?
Д/З: читать, реферат.
intolimp.org
Разнообразие растений на Земле
Открытый урок
По познанию мира в 3 «Б» классе
На тему: Разнообразие растений на Земле»
Подготовила :
Мельникова Любовь Александровна
Учитель начальных классов
Образовательные: дать детям представление о многообразии растений на Земле, их роли в природе и жизни человека.
Развивающие: развивать умение вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал.
Воспитательные: прививать бережное отношение к природе, формировать коммуникативные качества, культуру общения, чувство здорового образа жизни
Оборудование:
- Учебник « Познание мира» К. Жунусовой
- Презентация « Разнообразие растительного мира»
- Раздаточный материал
- Компьютер, мультимедиапроектор, экран
Кроссворд
Ход занятия
Организационный момент. ( приветствие гостей, настроение)
Психологический настрой. (2 мин)
-Я вижу у вас сегодня у всех хорошее настроение. Улыбнитесь и подарите свои улыбки. Я желаю вам сегодня удачи, чтобы вы обязательно узнали что-нибудь новое, и этот урок был интересным и увлекательным.
Покажите смайлики, соответствующие вашему настроению
А я хочу пожелать «ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи»
Проверка домашнего задания:
Что такое почва?
б)кусок земли
в)верхний плодородный слой земли
Из чего состоит почва?
а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве
б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей
в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве
Перегной –это:
а) плодородный слой почвы
б) почвы с содержанием песка
Какую роль выполняют дождевые черви в почве?
а) приносят вред растениям
б)рыхлят почву, снабжая её кислородом, перерабатывают перегной
в)никакой
Чтобы лучше на огороде росли овощи, люди?
а) поливают почву
б) поливают почву, рыхлят почву, вносят удобрения, удаляют корни сорняков
в) ничего не делают, итак всё растёт
Организационно- психологический момент начала урока.
А начну урок наш урока с разговора одного ученика. И вот , что он сказал :
« Вот вырасту и открою какое – нибудь живое существо. Только бы не опоздать .»На что ему ответили: «Никогда не поздно что- то узнавать и открывать» Главное будь внимательным и наблюдательным и ты сделаешь много удивительных открытий.
Одно открытие уже ждет нас сегодня на уроке.
Актуализация знаний и постановка проблемы.
На доске слайд № 1
- Что общего у предметов , изображенных на этих картинках ( живые существа)
- Докажите ( они дышат, питаются , растут , размножаются, стареют и погибают)
СЛАЙД № 2
- Какая картинка лишняя? ( волк)
- Почему ? ( он относится к царству животных)
- К какой группе вы отнесете остальные картинки ?( царству растений )
Почему? ( так как у них есть корень, побег, цветок , плод с семенами)
- Можно ли перечислить всех представителей царства растений ( нет)
- Почему? ( их очень много )
-Куда бы вы не посмотрели повсюду растения. С глубокой древности человек собирая , а затем возделывая растения познавал их полезные и вредные свойства. Так появилась наука о растениях , название которой вы узнаете разгадав кроссворд.
Ключевое слово зашифровано по вертикали.
1)Д
У
Б
2)
Р
О
З
А
3)
Т
Р
А
В
А
4)
К
Р
А
П
И
В
А
5)
Б
А
Н
А
Н
6)
И
В
А
7)
К
А
К
Т
У
С
8)
М
А
К
Дерево ,дающее плоды – желуди ( ДУБ)
Посмотрите- у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза.
А в шипах красотка ….(роза)
ЗЕЛЕНЫЙ КОВЕР ЗЕМЛИ ( ТРАВА)
ХОТЬ НЕ ОГОНЬ , а ЖЖЕТСЯ. ( КРАПИВА)
Знают этот фрукт детишки ,
любят есть его мартышки ( БАНАН)
6. О ней говорят плакучая ( ИВА)
7.На окошке дикобраз стоит и веселится, но никто руки не даст боится уколиться ( КАКТУС)
8. Красивый цветок красного цвета семена, которого используют в кулинарии (МАК)
Итак ключевое слово БОТАНИКА. Наука о растениях, получившая название от греческого слова БОТАНЕ – трава. Давайте вернемся к словам из кроссворда.
- Дуб. Что это ? (дерево) а какие деревья растут у нас. Роза – это что? ( цветковое растение)
- Посмотрите деревья, цветы , травы. Сколько растений растут на Земле. И они какие все ? (разные)
Тему, которую мы начнем с вами изучать сегодня называется« РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ НА ЗЕМЛЕ» СЛАЙД № 3
ТЕМА « РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ НА ЗЕМЛЕ»
СЛАЙД № 4 КАРТИНКИ РАЗНЫХ РАСТЕНИЙ Давайте полюбуемся этим моногобразием
- ВНИМАТЕЛЬНО посмотрите на эти картинки скажите чем различаются растения друг от друга? ( размерами формой , окраской , условиями жизни, строением)
Давайте вспомним из каких частей состоят растения. Выполним задание в группах . Карточка № 1. Работаете прямо в карточке . Дописывая свой вариант ответа. Вам на это 3-4 минуты.
Карточка №1
- Определите орган, который укрепляет растение в почве ( КОРЕНЬ)
- Часть растения , имеющая ответвления , несущая листья , почки и цветки( СТЕБЕЛЬ)
- Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет- почернеет( ЛИСТ)
- Часть растения имеющая вид венчика из лепестков( ЦВЕТОК)
- Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый, образуется на месте цветка (Плод)
- Из него вырастает новое растение (СЕМЯ)
Проверка
Каждой группе задается по одному вопросу , остальные группы проверяют.
Слайд ЧАСТИ РАСТЕНИЯ №4
Молодцы ребята вы успешно справились с заданием.
Подумайте , все ли растения имеют названные части?( нет)
- Правильно . Именно поэтому ученые- ботаники делят царство растений на группы.
-- Как вы думаете какую цель мы перед собой сегодня поставим и будем искать ответы на нее?
Цель нашего урока – познакомиться с группами растений и особенностями их строения то есть по каким признакам ученые разделили все растения
Работа в группах. Изучение нового.
Итак ребята ученые разделили все царство растений на 5 групп . А на какие вы сейчас узнаете. Спикеры раздайте пожалуйста каждому номер. Учитель ставит в это время номера. Первая группа у нас будет изучать водоросли , вторая группа – мхи и т. д.
Гр. № 1 - водоросли
Задания по карточке
Выбрать растение подходящее к вашей группе
Прочитать текст в книге и дополнительный материал
Пересказать в паре
Ответить на вопросы по своей карточке
-Где встречаются водоросли?
-Какого они размера?
-Какой вид они имеют?
Гр. № 2 - МХИ
Задания по карточке
Выбрать растение подходящее к вашей группе
Прочитать текст в книге и дополнительный материал
Пересказать в паре
Ответить на вопросы по своей карточке
-Где растут мхи?
-Какие части они имеют?
-Много ли их на свете?
Гр. № 3 – папоротники
Задания по карточке
Выбрать растение подходящее к вашей группе
Прочитать текст в книге и дополнительный материал
Пересказать в паре
Ответить на вопросы по своей карточке
-Как легко узнать папоротников?
-Какие части у них есть?
- Много ли их на свете?
Гр. № 4 хвойные растения
Задания по карточке
Выбрать растение подходящее к вашей группе
Прочитать текст в книге и дополнительный материал
Пересказать в паре
Ответить на вопросы по своей карточке
-Назовите несколько элементов хвойных растений.
-Какие у них листья?
-Каких частей у хвойных растений не бывает?
Гр. № 5- цветковые растения
Задания по карточке
Выбрать растение подходящее к вашей группе
Прочитать текст в книге и дополнительный материал
Пересказать в паре
Ответить на вопросы по своей карточке
-Какие части у них есть?
– Где они встречаются?
– Когда они зацветают?
Водоросли – это низшие растения, живущие в воде, у водорослей нет корней, стебля, листьев , цветков и плодов с семенами. Все необходимое они поглощают всей поверхностью своего тела. Они могут быть совсем малыми, в виде шариков . Это хлорелла. Но и достаточно большими похожими на длинные нити или ленты, например « морская капуста» - ламинария.
Мхи. Во влажном лесу, на болоте, на стволах старых деревьев можно встретить мхи. У мхов есть стебель и листья, но нет корней и цветков. Воду и минеральные вещества они добывают с помощью стебля и листьев. Обычно мхи образуют плотные скопления в затемненных местах и вблизи от воды.
Папоротники растения , обитающие во влажных тенистых местах. .У них есть корень, стебель, листья. Цветков и плодов они не имеют. Листья папоротников похожи на перья. Папоротники никогда не цветут. Папоротники бывают травянистые или древовидные . Есть папоротники – гиганты – это деревья высотой до 200 метров.
Хвойные растения- это деревья и кустарники с листьями- иголками. У этих растений есть корень, стебель, листья. Плодов и цветков у них нет , семена образуются в шишках. Большинство хвойных деревьев – вечнозеленые. Хвойных деревьев насчитывают около 6оо видов. К хвойным растениям относятся – сосна , можжевельник, кедр, ель.
Цветковые растения- самая распространенная группа на всей Земле. Это растения, у которых есть цветки. Они имеют все органы – корень, стебель, листья, цветок, плод и семя. К ним относится деревья , которые дают плод (дуб, береза, яблоня) , кустарники – это шиповник, сирень, смородина, травы (одуванчик, земляника, ландыш) и все цветы.
У каждой группы были вопросы, давайте проверим как вы ответили на вопросы. Каждая группа зачитывает вопрос и отвечает.
Остальные группы могут задать вопросы
Молодцы ребята вы успешно справились с этим заданием.
Обобщающая беседа
- На сколько групп ученые разделили все царство растений ? ( на 5 групп)
- Назовите их. ( водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые)
- По каким отличительным признакам ученые их разделили на такие группы ? ( по строению, условию произрастания)
На сколько внимательно вы слушали и узнавали новое о растениях ,мы проверим, заполнив таблицу по данной теме по данной теме.
Проверка
Но прежде чем мы закончим наш урок мне бы хотелось, закрепить полученные вами знания.
Каждая группа составляет вопрос по теме и выбирая группу задает его, другие группы могут что то добавит если группа не полностью ответила на поставленный вопрос.
Давайте вспомним какие цели мы ставили на уроке.
Мы узнали об особенностях строения каждой группы?
Достигли ли мы поставленных целей?
Творческое задание
Работа в группах. Разукрасить картинки растений и приклеить на модели глобусов. И показать нам свое многообразие растений.
Выставка работ
Рефлексия. Радуга успеха . Каждый из вас сегодня плодотворно поработал оцените свою работу
-оцените свои успехи
Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
- кому в группе ты бы хотел сказать спасибо?
- пригодятся ли вам полученные знания на уроке?
Домашнее задание. На выбор
стр 108-109 прочитать и пересказать,
пересказать и составить кроссворд.
приготовить сообщение , выбрав любую группу растений
Заключение урока.
И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.
infourok.ru
Разнообразие растений
Цель урока:
сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.
Задачи:
Предметно-информационные:
знакомство с классификацией растений.
изучение основных признаков групп растений.
Деятельностно-коммуникативные:
развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку;
развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.
расширение кругозора и словарного запаса учащихся.
Ценностно-ориентированные:
развитие любознательности, наблюдательности, чувства гармонии человека с природой, формирование основ экологической культуры
Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в группах, работа в парах.
На уроке сочетаются индивидуальная работа, когда формируются личностные универсальные учебные действия, так и групповая, когда формируются коммуникативные универсальные учебные действия. То есть сначала дети работают индивидуально, проводят опыт, наблюдение, собирают каждый свою информацию, а потом уже в группах или всем классом анализируют и делают выводы. Различные формы работы позволяют разнообразить исследовательскую работу и делать её ещё более интересной. К тому же психология ребёнка такова, что ему будет интересно поделиться с другими, что же он узнал, открыл, исследовал.
Оборудование:
Учебник «Наш мир» О.Н.Федотова, тетрадь «Окружающий мир» О.Н.Федотова
Презентация «Разнообразие растительного мира»
Опорные схемы
Раздаточный материал
Компьютер, мультимедиопроектор, экран
Творческие работы детей
Кроссворды.
Выставка книг о растениях
Использование ИКТ на уроке позволяет привлечь широкую базу источников, что необходимо при исследовательской работе и реализации проектных технологий на уроках. Информационные технологии дают дополнительные возможности для исследовательских работ, делая их более полными, всесторонними, наглядными и яркими.
На уроке учитель выполняет функции помощника, руководителя и не более того.
Ход занятия.
Организационно-психологический момент начала урока.
Загадка
Дышит, растет,
А ходить не может?
(Растение)
Презентация. Слайд 1
– Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.
С глубокой древности человек, собирая, а затем, возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете, разгадав кроссворд.
Вступительная беседа: Работа в парах.
Вы должны узнать ключевое слово по вертикали (кроссворды у каждой пары на парте).
Проверка: слайд 2
М.о Ботаника – наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане» – трава. Слайд 3
Актуализация опорных знаний.
Учёные утверждают, что растения – живые организмы.
А как вы думаете, это действительно так? Что дают растения человеку?
Сообщение ученика: Растения – единственный источник пищи и кислорода. Некоторые животные поедают листья, плоды, молодые побеги растений, древесину. Хищные виды питаются другими животными.
Так складываются в природе первичные и вторичные цепи питания. Но лишь растения способны создавать пищу.
Человек также использует растения в пищу. Кроме того, древесина идёт на строительство домов, для изготовления мебели, бумаги, спичек, используется для отопления; из волокна растений вырабатывают ткани, мешковину, канаты, а также многие лекарства (настойка женьшеня, облепиховое масло и другие).
Весь материал - в документе.
videouroki.net