Разработка урока "Разнообразие,распространение ,значение растений". Разнообразие распространение значение растений
Открытый урок Разнообразие, распространение, значение растений
План-конспект урока «Разнообразие, распространение растений, их общие признаки, роль в природе и жизни человека»
Цель: изучить разнообразие, распространение растений, их общие признаки, роль в природе и жизни человека.
Задачи:
Воспитывающие: стимулировать стремление к интеллектуальному развитию, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.
Развивающие: развивать произвольное внимание, познавательные интересы.
Обучающие: раскрыть общие особенности организации растения многообразие видов, признаки, роль в природе, отличие от других царств живой природы (бактерий, грибов).
Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности(формулировать тему)
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Метапредметные УУД: определять важность знаний о царстве растений, использовать в учебной деятельности различные источники знаний, оценивать свою работу.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация; учебник «Биология» 5 класс, автор В.В. Пасечник; рабочая тетрадь ,карточки для «мозгового штурма»;
Ход урока.
1.Орг. Момент
2. Проверка знаний
Ребята, вы знаете, что весь окружающий нас мир делится на царства.Мы с вами изучили царство бактерии - мельчайших существ, царство грибов. Назовите царство живой природы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений так и животных. (Царство грибы)
3. Изучение нового материала.
Сегодня мы переходим к изучению следующей главы «Царство растений» и тема нашего урока: «Разнообразие, распространение, значение растений» (Слайд 2).
Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке? (Учащиеся формулируют цель урока) (Слайд 3 )
Ботаника(от греч.ботане- зелень, трава, растения)- на наука о растениях ( Слайд 4). Изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение на Земле. Основоположником ботаники (древнегреческий философ)– Теофраст.
Общие признаки растений (Слайд 5)
Все растения в зависимости от строения делят на 2 большие группы (Подцарства): Низшие и Высшие растения (Слайд 6).
Найдите в учебнике на стр.91-92 чем отличаются Низшие и Высшие растения.
Тело низших растений-слоевище или таллом-не имеет органов: у них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев и сложного тканевого строения (водоросли). (Слайд 7)Тело высших растений представлено клетками, а они в свою очередь имеют органы: корень, стебель, листья. К высшим растения относятся: мхи, папоротники, плауны, голосеменные, покрытосеменные (Слайд 8)
Распространение растений на Земле (Слайд 9)
Растений на Земле более 350 тыс. видов от одноклеточных, имеющие самое простое строение , до гигантских деревьев, занимающие огромные площади, имеющие сложное строение. Растения встречаются везде, в океанах и морях, озерах и прудах, пустынях и болотах, в горах и даже во льдах Арктики и Антарктиды.
infourok.ru
Разработка урока "Разнообразие,распространение ,значение растений"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ
Разработка урока на тему:
« Разнообразие, распространение, значение растений»
Из опыта работы учителя биологии
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №7 г. Ленингорска»
Билаловой Ф.М.
Лениногорск, 2016
Методическая разработка урока « Разнообразие, распространение и значение растений» в 5 классе.
Цели:
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УДД: умение структурировать учебный материал, выделять в нём главное, развитие навыков работы с гербарием, рефлексия.
Регулятивные УДД: умение организовать выполнения заданий учителя, самостоятельное формирование цели и задач, планирование, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, умение выражать свои мысли.
Предметные:
- давать общую характеристику растительного царства;
- объяснять роль растений биосфере.
Этапы урока:
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
2.Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока
Я предлагаю Вам стихотворение, чтобы отгадав, её Вы угадали, о чём или о ком мы сегодня поговорим.
Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие,
С листьями, колючие.
Лекарства заменяют,
И лакомствами бывают,
И чаем нас напоят,
И даже дом построят.
Земли они творения,
Зовём мы их растения… (растения)
Проблема:
А для чего нужно изучать растения?
Чтобы знать их строение, распространение, значение.
3.Постановка учебной задачи.
К какой систематической категории мы их относим? ( Царство)
Тема нашей главы Царство Растения.
А тема урока « Разнообразие, распространение и значение растений»
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, в конце урока мы должны уметь узнавать разные растения по внешним признакам, знать места их прорастания, определять роль растений в природе и в жизни человека.
4. Усвоение новых знаний.
Просмотр фильма.
В природе существует огромное разнообразие растений. На сегодня их известно видов. Мир растений крайне разнообразен: это и водоросли, которые можно увидеть лишь в микроскоп, это и секвойя и эвкалипты, достигающие в высоту более 100 метров, это и знакомые нам растения, которые мы видим вокруг. А теперь мы с вами послушаем о самых, самых
Выступления учащихся.
Задание учащимся. Посмотрев фильм и проанализиров выступления учащихся найти черты различия между растениями? (Просмотр фильма)
Вывод:
- формой
- окраской
- высотой
- местом прорастания
- по продолжительности жизни ….
Найдите соответствие между названием растения и местом его прорастания. Распределите карточки с растениями по природной зоне (для каждой группе своя природная зона) и приклейте на лист ватмана. Другие группы угадывают, какая - это природная зона.
Зоны:
Тундра
Хвойные леса
Степи
Пустыни и полупустыни
5.Физкульминутка (пауза релаксации)
Во дворе стоит сосна.
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
( Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом тоже, стоя на другой ноге)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
(Наклоны корпуса вперёд – назад)
Ветер их качает, гнет.
(рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать-
Раз, два, три, четыре, пять.
(Приседания)
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим.
(Дети садятся за парты)
Какое значение имеют растения в природе?
……….. (ответы учащихся)
Каково значение растений в жизни человека?
…………( ответы учащихся)
Работа по группам.
Учебник стр. 88-91, дополнительный текст (прочитать, заполнить таблицу)
обогащают воздух кислородомпоглощают углекислый газ
очищают воздух от пыли, вредных химических соединений
служат пищей для растительноядных животных, которыми питаются хищники
являются средой обитания для животных
служат убежищем для ценных животных и птиц
участвуют в образовании почвы
вырабатывают фитонциды - летучие бактерицидные вещества
способствуют понижению температуры воздуха
снижают действие ветра и шума
в жизни человека
служат пищей
сырьё для различных отраслей промышленности
приготовление лекарств
изготовление бумаги
изготовление одежды
украшают жизнь и приносят радость
6. Первичное закрепление материала
Показ слайдов растений.
Чем отличаются эти растения?
У одного есть корни, стебель, листья , а у другого нет.
Все растения в зависимости от строения делятся на две большие группы – высшие и низшие.
У низших растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Их тело называется слоевищем или талломом.
А у высших растений тело расделяется на органы: корни ( исключение мхи), стебли , листья и т.д.
Практическая работа.
Используя гербарий разделите растения на высшие и низшие. Запишите в тетрадях примеры высших и низших растений.
7.Закрепление изученного материала.
Используя красные( нет) и зелёные (да) кружочки ответьте на утверждения:
Растения изучает наука ботаника?
Водоросли относятся к высшим растениям.
Самое высокое дерево гинкго?
Покрытосеменные растения относят к высшим растениям.
Сосна,ель растут в тайге.
Органы растения: корень,стебель,лист.
8.Рефлексия деятельности.
Детям раздаются жёлтые кружочки.
Ребята , на этих кружочках выразите свои эмоции по уроку ( можете написать, нарисовать)
9. Информация о домашнем задании.
п.17
Индивидуальные задания на выбор:
Мини-соченение “Почему без растений жизнь на нашей планете будет невозможна”
Подготовить презентацию “ В мире водорослей”
Сообщение о водорослях
Устное сообщение “Водоросли –рекодсмены”
Приложение.
Самое быстрорастущее дерево
Самое быстрорастущее дерево (не считая бамбука, который является не деревом, а древоподобным травянистым растением) – это бобовое
из подсемейства мимозовых Альбиция серповидная (Albizzia falcata). Растение, посаженный 17 июня 1974 г. за 13 месяцев вырос на 10,74 м, что составляет приблизительно 2,8 см в день.
Ее древесина мягкая светлого, почти белого цвета. Благодаря своей доступности является самым широко используемым материалом для изготовления сувенирной продукции. Но мягкость не позволяет использовать её для очень тонкой резьбы.
Выращивают это чудо-дерево в Индонезии. Дерево через 4-5 лет приносит хороший запас древесины и целлюлозы.
Старейшее живое дерево
Возраст древней остистой сосны (Pinus longaeva) Мафусаил (верхний левый угол на рисунке), найденной в 1957 г. в Калифорнии, США – 4733 года. Обрушившаяся на сосну, мировая слава едва ее не погубила, поскольку каждый, кто приезжал в эти края, пытался взять на память кусочек коры или ветку. Ради безопасности местонахождение
долгожителя сохраняется в тайне.
Рождались и гибли цивилизации и страны, вспыхивали и гасли революции, вздымались "грибы" ядерных взрывов, а на склоне горы в Калифорнии все эти тысячелетия жила и живет сосна, которой более 4700 лет. Дерево названо Мафусаил (Methuselah) по имени одного из библейских персонажей, который прожил 969 лет. Рядом сохранились две сосновые рощи, средний возраст которых измеряется многими сотнями лет. Все они - и самые юные, и ветераны не блистают стройностью или высотой, в отличие от других знаменитых долгожителей - секвой. Поток времени изменил и причудливо скрутил стволы многих сосен, а некоторые из них давно потеряли кору и выглядят практически мертвыми. Но где-то затаилась одна живая ветка и именно так выглядят самые
древние из местных жителей.
Самое высокое живое дерево
Высота секвойи вечнозеленой в 2002 г. достигла 112,6 м. Дерево было обнаружено в августе 2000 г. в лесу Рокфеллер Форест в национальном парке секвой Гумбольда (Калифорния, США).
Эти секвойи находятся на крутых склонах. Они получают достаточно солнца, горный хребет защищает их от ветра, рядом обилие воды и, кроме того, здесь есть туман, благодаря которому местный микроклимат умеренный и в меру сырой.
Самое маленькое цветковое растение.
Рясковые – самые маленькие, менее 1 см, цветковые растения. Внешне они не похожи на цветковые растения – тело их напоминает водорослей. Глядя на их крошечные пластинки, часто сплошным слоем покрывающие поверхность стоячих вод, никто не подумает, что ряска – отдалённый родственник царственных пальм и других деревьев. Цветёт ряска крайне редко. Микроскопические соцветия рясок с 2 – 3 мужскими и одним женскими цветками видели лишь немногие ботаники.
Самый древний вид дерева
Самое древнее ныне растущее дерево – это произрастающий в китайской провинции гинкго двулопастный (Ginkgo biloba). Этот вид возник в юрский период, около 160 млн. лет назад.Дерево, достигающее в высоту более 30 м при диаметре ствола до 2,4 м.
В эпоху динозавров это семейство было широко распространено в областях с умеренным климатом как Северного, так и Южного полушарий, но последнее оледенение оно пережило, вероятно, только на Дальнем Востоке, где гинкго двулопастный уже сотни лет разводится в Китае и Японии. В настоящее время гинкго выращивается
как декоративное растение в самых различных областях с мягким климатом.
Самое большое семя
Самое большое семя – у гигантской веерной пальмы (Lodoicea maldivica). Оно весит 20 кг и вызревает в течение 10 лет. Называют его по-разному:
двойным кокосом, морским кокосом - коко де мер (Coco de mer), мальдивским, или сейшельским, орехом.
Гигантская веерная пальма очень медленно растет. За свою долгую жизнь (а это около 800 лет) дерево достигает высоты 30 метров, но первые 10 метров набирает лишь в двухсотлетнем возрасте. Плодоносить начинает на 25-м году жизни. Свежие орехи тяжелее воды; оказавшись в морской пучине, тонут и теряют способность к прорастанию, поэтому не могут расселяться морскими течениями на другие континенты. Для сейшельской
пальмы океанская стихия оказывается непреодолимым препятствием; её орехи не могут прорастать на песчаных пляжах.
С этими орехами европейцы впервые познакомились в конце шестнадцатого века. Их сразу же стали высоко цениться как талисманы, обереги,
охраняющие владельца от самых различных напастей. Медики и знахари, дружно вынесли вердикт: очень полезен, устраняет хворобы, как ни одно
лекарство. А однажды
за орех было выплачено золото, равное по весу самому ореху. Вначале эти орехи ("коко де мер") просто вылавливались в море, иногда волны
выбрасывали их на берег, и долгое время никто не знал точно, где произрастает дерево, дающее такие диковинные плоды. Так как их никогда
не видели растущими на берегу, возникло поверье, что они растут на деревьях, которые поглощены морем (отсюда и название "морской кокос").
infourok.ru
Разнообразие распространение и значение растений
Интегрированный урок № 5 Разнообразие, распространение, значение растений.
Цель: ознакомить учащихся с разнообразием, распространением и значением растений в природе и в жизни человека, с понятием «высшие и низшие растения».
Задачи:
-повысить познавательный интерес учащихся к изучению биологии
- воспитывать толерантность и бережное отношение к природе
-самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
-Выполнять учебные действия в устной, письменной речи.
Форма урока – изучение нового материала.
Вид используемых на уроке средств ИКТ – презентация.
Наглядные пособия – кроссворд, раздаточный материал.
Ход урока.
Внешняя интеграция
I.Актуализация знаний
Приветствие учащихся. Настало доброе утро. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойные и добрые, счастливые и ласковые. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните...
Позитивный настрой.
Учитель: Сегодня получила письмо с другой планеты.
Давайте я вам его прочитаю.
Эвристический прием:
Учитель: Чего не хватает жителям планеты Гринетта?
Учащиеся: Растений.
Учитель: Можно ли жить без растений.
Учащиеся: Нет.
Учитель: Ребята, а что вы знаете о растениях?
Учащиеся: что они выделяют кислород, украшают земля, топливо, строят дома, употребляют в пищу, лекарство.
Учитель: А для чего нужно изучать растения?
Учащиеся: Чтобы знать их строение, распространение, значение.
Учитель: какая тема нашего урока.
Учащиеся: Тема «Разнообразие, распространение, значение растений»
Учитель: Определить цель урока.
Учащиеся:
Кроссворд.
р
о
м
а
ш
к
а
а
ь
с
и
с
л
е
п
н
с
о
н
ы
а
н
т
и
а
ь
е
л
а
з
н
е
а
к
д
у
б
а
и
в
я
б
о
к
о
л
1.Полевой цветок народный, для гадания пригодный,
2.Вкусны - оближешь пальчики- Оранжевые мячики.Но только в них я не играю, а неизменно их съедаю.
3. Хоть колюча, но не ёлка, подлинней её иголки, А кора тонка, красна! Та красавица
4.Вот печальная картина: затянула пруд весь
5. На Новый год ей каждый рад, хоть колюч её наряд!
6. Голубой лужок, голубой бережок, голубеет всё вдали - какие цветы зацвели?
7. Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила.
8. Кругло, да не арбуз, С хвостом, да не мышь.
Соедините первые буквы кроссворда и получите слово: РАСТЕНИЯ
Сегодня мы познакомимся с разнообразием, распространением и значением растений в природе и в жизни человека.
III. Изучение нового материала.
Прием «Новизны»
Работа по учебнику стр. 88.
1. Разнообразие растений.
Различаются по размерам, по продолжительности жизни, по окраске.
2. Распространение растений на Земле.
1.группа - Перечислите растения, произрастающие на юге и севере нашей страны. Каков их внешний облик?
2 группа - Перечислите растения, произрастающие в пустыне? Чем они отличаются от растений нашей местности?
3 группа - Перечислите растения, растущие в Хакасии.
Вопрос: От чего зависит неравномерность распространения растений на планете:
Ответы учащихся.
А) от температуры воздуха
Б) от влажности
В)от количества осадков
Г) от климата
Д) от почвы
Работа в группах. Учащиеся в тексте учебника стр88-91 находят значение растений в природе и в жизни человека.
1 группа значение в природе.
Обогащают воздух в природе, поглощают углекислый газ
служат пищей животных, являются средой обитания для животных
служат убежищем для животных,
участвуют в образовании почвы
способствуют понижению температуры воздуха
снижают действие ветра и шума.
2 группа значение в жизни человека.
Служат пищей, сырьё для различных отраслей промышленности, приготовление лекарств, изготовление бумаги, изготовление одежды, украшают жизнь и приносят радость.
- Как называется наука, которая изучает растения?
- На какие группы делятся все растения?
Заполнение таблицы
Низшиевысшие
Водоросли,
мхи, лишайники,
Папоротники
Голосеменные
Покрытосеменные
III. Закрепление.
Тест:
1. Наука, изучающая растения:
А) цитология
Б)микробиология
В)зоология
Г) ботаника
2. Для чего нужны растения животным:'
А) одежды
Б) сырьём для бумаги
В) лекарством
Г) источником пищи
3.Неравномерность распространения растений по земле зависит от:
А) отношения человека к растениям
Б) отношения животных к растениям
В) количества выпадаемых осадков
Г) расположению
4. Растения, привезённые из разных стран, могут ли расти в нашей местности, так как они:
А) зависят друг от друга
Б) влияют друг на друга
В) зависят от человека
Г) приспосабливаются к данным условиям
5. К низшим растениям, относятся:
А) ромашка
Б) мхи
В) водоросли
Г) ель
6. Невозможна жизнь на Земле без растений, так как:
А) готовят лекарство
Б) употребляют в пищу
В) являются источником кислорода
Г) украшают Землю
Взаимопроверка.
Рефлексия
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Сегодня я узнал…
Я научился...
У меня настроение…
Домашнее задание: Параграф 17, работа в рабочей тетради.
infourok.ru
наука о растениях. «Разнообразие, распространение, значение растений»
Конспект урока по биологии 5 класс «Ботаника - наука о растениях. «Разнообразие, распространение, значение растений».
Место урока: Биология 5 класс. Раздел «Царство растения» (1 урок)
Цель: способствовать формированию знаний у учащихся о многообразии, и значении растений в природе и жизни человека; сформировать знания о науке «Ботаника», высших и низших растениях.
Задачи:
обучающие: создать условия для знакомства с многообразием, распространением растений на Земле, их значением в природе и жизни человека; способствовать формированию знаний о науке «Ботаника», сформировать понятие о высших и низших растениях, познакомить с лекарственными растениями Акшинского района.
развивающие: продолжить развивать умение выделять главное, работать с источниками информации, делать выводы, развивать творческие способности.
воспитательные: воспитывать бережное отношение к растительному миру Земли, формируя экологическую грамотность.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, работа в парах.
Методы обучения: словесные, наглядные, частично - поисковые.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, учебник.
Урок разработан на основе системно - деятельностного подхода.
Технологическая карта урока
Приветствует учащихся.- Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга (Ладошка к ладошки) (Фронтальная работа)
- Ребята, у вас на партах лежат светофорчики. Поднимите зеленый сигнал, если у вас отличное настроение, красный- если плохое настроение, желтый- если хорошее. (Индивидуальная работа)
Приветствую учителя и друг друга.
Показывают свое настроение.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Мотивационный этап
Ребята, прочтите эпиграф к нашему уроку. «В них спрятана солнечная энергия, красота и сила природы». (Слайд № 1)
Раздаю карточки с изображением грибов, бактерий, растений.
Посмотрите на иллюстрации. Выбирите те организмы, с которыми мы уже знакомы. (остались растения)
(Фронтальная работа)
Беседуют с учителем. Рассматривают картинки, выясняют, что растения еще не изучали.
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания,
логические: анализировать.
Ребята как отличить бактерии и грибы от других организмов?
Ответ дайте по плану.
Размер
Особенности строения
Местообитание (Слайд 2)
(Фронтальная работа)
Дают ответы по плану. Дополняют ответы товарищей.
Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль.коррекция, оценка действий партнёра.
А теперь разделимся на две группы: - девочки, 2- мальчики.
Девочки, назовите положительное значение бактерий и грибов в природе.
Мальчики, назовите отрицательную роль бактерий и грибов в природе.
Сделайте вывод-обобщение о грибах и бактериях. (Слайд 3)
(Групповая работа)
- Оцените свою работу.
-Дайте рекомендации своим товарищам,(если в этом есть необходимость) как можно улучшить знания по изученной теме. (Фронтальная работа)
Работают в группах, высказывают свои точки зрения.
Формулируют выводы о бактериях и грибах.
Оценивают себя.
Этап открытия новых знаний.
Выявление места и причины затруднения.
-Ребята, обратимся опять к карточкам. Какие карточки у вас лежат отдельно? (Слайд 4)
- К какому царству вы отнесете эти организмы?
- По каким признакам вы отнесли их к царству Растения?
- Ответьте по плану
Особенности строения
Многообразие
Распространение
(Фронтальная работа)
Учащиеся соотносят свои действия с используемы способом действий (алгоритмом)
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,
планирование, прогнозирование
- Почему не получается рассказать о растениях по плану?
- Каких знаний не хватает?
-Чтобы вы хотели узнать?
- Каким способом можно получить необходимую информацию?
(Фронтальная работа)
Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения
Познавательные: умение структурировать знания;
постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные: прогнозирование
Целеполагание и построение проекта выхода из сложной ситуации
- Определите цель урока (для устранения возникшего затруднения)
- Предположите тему урока.
-Постройте проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.
(Фронтальная работа)
Ставят цель урока, согласовывают тему, строят план достижения цели и определяют средства ее достижения..
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
Реализация построенного проекта.
1)Отличительные особенности растений от других организмов.
Прочтите стр. 88, пункт 1 в учебнике и ответьте на поставленный вопрос.
(Работа в парах.)
Ищут информацию. Устно высказывают результаты своей работы.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли. Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
- Ребята, давайте опять разделимся на 2 группы. 1- девочки, 2- мальчики.
Девочки, прочтите пункт 4 , и определите значение растений в жизни человека.
-Мальчики, прочтите пункт 3, и определите значение растений в природе.
(Групповая работа)
Работают в группах. Поиск и анализ информации.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Коммуникативные, умение выражать свои мысли.
Сообщение новых знаний учителем.
- Ребята, обратите внимание на слайд № 5.
-Какие из этих растений вы знаете?
- Как вы думаете, какую они играют роль в жизни человека?
Рассказать о лекарственных растениях, произрастающих на территории Акшинского района. (Их насчитывается 26 видов, они отличаются размерами, жизненной формой, местообитанием и т.д.)
-Ребята, греческое слово «ботанэ» означает зелень, трава, растение. Как вы думаете, как называется наука, изучающая растения?
- Все растения в зависимости от строения делят на две группы: высшие и низшие.
-Прочтите пункт 5 и заполните схему.
Высшие Низшие
- Посмотрите на слайд 6, и проверьте свои схемы.
(Фронтальная работа)
Активно слушают.
Записывают в тетрадь, «Ботаника- наука о растениях.»
Поиск информации, составление схемы.
Умение осознанно и произвольно воспринимать полученную информацию
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Проверка степени усвоения знаний.
Ребята, а теперь вернемся к плану и попробуем еще раз дать характеристику растениям.
(Фронтальная работа)
Составление рассказа по плану
Умение структурировать знания
Первичное закрепление полученных знаний.
Выберите правильные суждения (Слайд 7)
1.Клетки растений содержат хлорофилл в хлоропластах.
2.Растения растут только определённый период в жизни.
3.Цветковые растения состоят из корня и побега, на котором могут развиваться цветы, а затем плоды.
4.Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами.
5.Тело водорослей не имеет органов, а представлено слоевищем.
Проверьте правильность выполнения задания.
(Фронтальная работа)
Решение биологических задач
Регулятивное прогнозирование.
Информация о домашнем задании.
§17, ответить на вопросы на стр. 92.
Приготовить рассказ о самых самых растениях. (Индивидуальное задание)
Рефлексия учебной деятельности.
Достигнуты ли цель и задачи урока?
Продолжите любое высказвание:
- Я узнал (а)...
- Меня удивило...
- Работая в группе, я ...
- Мне трудно представить, что... (Слайд 8)
(Фронтальная работа)
- Ребята, какую бы вы себе поставили оценку за урок?
-Давайте проверим ваше настроение.
Поднимите зеленый сигнал, если у вас отличное настроение, красный- если плохое настроение, желтый- если хорошее. (Индивидуальная работа)
Анализируют выполнение цели и задач урока.
Оценивание своей деятельности.
Проверка настроения.
Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
infourok.ru
Тема урока Разнообразие распространение значение растений.docx - Разнообразие, распространение, значение растений 5 ...
Мир растений крайне разнообразен: это и водоросли, которые можно увидеть лишь в микроскоп, это и секвойя и эвкалипты, достигающие в высоту более 100 метров, это и знакомые нам растения, которые мы видим вокруг. Доклады учащихся (презентация).А) Исполин саванны — Баобаб«Бог посадил баобаб в долине полноводной реки, но капризное дерево было недовольно сыростью тех мест. Творец отвёл баобабу для поселения склоны гор, но и там дереву показалось неуютно. Тогда небесный владыка в гневе воткнул баобаб корнями вверх посреди сухой саванны. так и растёт прогневавшее бога дерево вверх корнями.»Так африканская легенда объясняет необычный облик баобаба.На обширных просторах высокотравных африканских степей — саванн изредка встречаются и древесные растения. Обычно это одиноко возвышающиеся среди травостоя опыляемые птицами колбасные деревья, зонтиковидные с ажурными кронами акации и знаменитый баобаб.Коренастый, с необычайно толстым стволом (иногда 45 метров в окружности) и с широкой, но невысокой кроной баобаб — одно из наиболее почитаемых деревьев Экваториальной Африки. Прочно укрепилось мнение, что наиболее высокое в мире дерево — эвкалипт, затем идет секвойя, а баобабу всегда отводилось более скромное место. И вдруг совсем недавно впервые обнаружен в Африке баобабисполин, которому нет равных среди других деревьев этого рода. На 189 метров взметнулась ввысь обычно распластанная на сравнительно небольшой высоте его могучая крона, а диаметр ствола у основания до 44 метров.Б) Берёза — род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые . Берёза широко распространена в Северном полушарии; на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Общее число видов — около ста или немного больше.Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), берёзовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в декоративном садоводстве. Простая и трогательная красота берёзы сообщает ей высокую эстетическую ценность. Стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России.Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на Троицу.Листья дают с квасцами жёлтую краску для шерсти.В пчеловодстве берёза важна как пыльценос.Берёзовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб — она горит ярко и почти без копоти.Берёзовые веники заготавливаются как корм для домашнего скота, на зимний период.Береза чаще других пород дерева используется при заготовке дров.
znanio.ru
Урок по теме "Разнообразие, распространение, значение растений"
Разделы: Биология
Задачи:
- сформулировать представление о многообразии растений;
- определить места обитания растений;
- раскрыть значение растений в природе и жизни человека;
- выявить отличия низших растений от высших
Оборудование: таблицы «Одноклеточные водоросли», «Покрытосеменные», гербарий : мхи, папоротники, водоросли, покрытосеменные ; презентация к уроку.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка знаний.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного (мини-викторина).
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка знаний
Сегодня на уроке мы познакомимся многообразием и значением растений, но прежде . чем перейти к новой теме давайте выполни графический диктант по теме «Грибы». (Слайд 1)
Графический диктант.
- Грибы относятся к царству растений? (-)
- Грибы выделяют в отдельное царство? (+)
- Дрожжи размножаются почкованием? (+)
- Трутовик относится к шляпочным грибам? (+)
- Лисички относят к трубчатым грибам? (-)
- Гриб трутовик относится к шляпочным грибам? (-)
- Грибы паразиты снижают урожай растений? (+)
- Из пеницилла получают лекарство? (+)
- Грибы размножаются только половым способом? (-)
- Деревья и грибы не образуют симбиоз? (-)
Учащиеся обмениваются работами и проводят самопроверку.
(Слайд 2)
Обсуждение результатов графического диктанта.
III. Изучение нового материала
Учащиеся: записывают тему урока в тетрадях.
Рассказ учителя: В природе существует огромное разнообразие растений. Рясковые –самые маленькие, менее 1 см. Они похожи на крошечные пластинки, которые сплошным ковром покрывают стоячие водоемы. Цветет ряска крайне редко. Для средней полосы Росси с 1814 по 1967 гг. отмечено лишь 25 случаев цветения. (Слайд 3)
Пальма . В тропиках и субтропиках известно около 3 тыс. видов пальм. Пальмира- из сока делают пальмовое вино, южноазиатская сахарная пальма, масличная пальма, финиковая пальма. У пальм встречаются самые большие листья (25 м), самые большие соцветия (до 9 м), самые большие плоды-костянка (сейшельская пальма до 18 кг, созревают 7-10 лет) (Слайд 4,5,6).
Очень интересны растения порядка липовых. Сюда относится шоколадное дерево, дерево кола, баобаб. (Слайд 7,8)
На Руси особо почитали липу, относились к ней очень поэтически, но использовали и в хозяйстве. Считают, что славяне поливают липу так же, как арабы – пальму, а греки- оливковое дерево. Древесина липы тоже ценилась очень высоко. Она не такая прочная, как дубовая или лиственничная, но обладает незаменимыми качествами. Из липы строили бани. Пар в таких банях легкий, душистый, медком пахнет.
Деревянные части гармони и сегодня делают из липы. История сохранила немало рассказов о липах. В старинных немецких рукописях упоминается липа, что росла возле города Вюртенберга. Она так разрослась, что ее нижние ветви поддерживались сначала шестьюдесятью, а затем двумястами столбами. Липа - одно из самых долгоживущих деревьев. В Киеве до сих пор сохранилась липа, возраст которой приближается к тысяче годам.
Семейство Мареновые - хинное и кофейное деревья. В особый порядок выделяют ясень, маслину, жасмин и сирень.
Маслину из-за ее костянок, дающих ценное оливковое масло, разводят в Средиземноморье не менее 5 тыс лет. (Слайд 10)
Очень хорошо известны растения порядка Губоцветные. Многие обладают ароматическими эфирными маслами , применяемыми в парфюмерии, пищевой промышленности и в медицине. (Слайд 11,12).
Мелиса лекарственная - очень популярное растение. Культивировали мелису как лекарственное растение уже в Древней Греции и Риме. Тогда ей приписывали магические свойства, считали, что она восстанавливает силы, приносит вдохновение. Великий Авиценна ценил мелиссу как средство « повышающее жизнеспособность и прогоняющее меланхолию», которое « бодрит и укрепляет сердце, способствует пищеварению». В средней Англии листья мелиссы разбрасывали в доме, чтобы освежить воздух перед приходом гостей. В Германии в начале 17 века в аптеках уже продавалась трава мелиссы и мелиссовое масло. (Слайд 13)
Растения встречаются практически везде, в зависимости от климатических условий. Даже в безводных пустынях, во льдах Арктики, высоко в горах. Так, в шерсти высокогорного животного яка часто размножаются одноклеточные водоросли, поэтому шерсть приобретает зеленоватый оттенок. (Слайд 14)
Рассказ учителя о значении растений. (Слайд 15) Растения дают человеку продукты питания, сырье для промышленности, из них получают лекарства. Разные растения задерживают пыль та за лето взрослое дерево поглощает углекислого газа: тополь -44кг., дуб- 28 кг., липа- 26 кг., ель- 6 кг (Слайд 16).Многие деревья способствуют понижению температуры, снижают действие ветра и шума.
IV. Работа с учебником
Откройте учебник на стр. 53, найдите слова « Все растения в зависимости от строения делятся на низшие и высшие». Прочитайте текст учебника и ответе на вопрос – Чем низшие растения отличаются от высших?
Высшие и низшие растения.
Учащиеся читают текст и отвечают на вопрос (устно).
V. Закрепление изученного
Как распространены растения в природе? Что является причиной неравномерного распространения в природе?
Какую роль играют растения а природе?
Какова роль растений в жизни человека?
Мини - викторина
Какое дерево самое высокое в мире? (Слайд 17)
Ответ: секвойя вечнозеленая, до 132 м.
Какое дерево самое толстое в мире? (Слайд 18)
Ответ: Секвойя вечнозеленая, у основания 46м.
Какое дерево самое морозостойкое и выносливое? (Слайд 19)
Ответ: даурская лиственница.
У какого дерева самая тяжелая древесина? (Слайд 20)
Ответ: у дерева бакаут, тонет в воде как камень.
Почему нашу дальневосточную березу называют железной березой? (Слайд 21)
Ответ: она имеет самую прочную древесину – в 1.5 раза прочнее чугуна.
У какого дерева самые крупные простые листья? (Слайд 22)
Ответ: мадагаскарское дерево путешественников листья длинной 12м и более, черенок достигает 3 м в длину.
У какого дерева самые крупные сложные листья? (Слайд 23)
Ответ: у пальмы рафия, длина 22м., ширина 12 м., черешок 5 м.
Какие деревья наиболее чувствительны к загрязнению? (Слайд 24)
Ответ: хвойные, особенно ель, сосна. Лиственница.
У какого растения самые крупные семена? (Слайд 25)
Ответ: у сейшельской пальмы.
Почему гиацинт называют « цветком дождей»? (Слайд 26)
Ответ: у себя на родине гиацинты распускаются и зацветают после дождей.
Почему кустарник дикой розы называют шиповником? (Слайд 27)
Ответ: из-за шипов.
V. Домашнее задание. (Слайд 28)
§ 11. Написать мини сочинение « О чем могли бы рассказать растения если они умели говорить?» Обратить внимание на оформление работы.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс
Разделы: Биология
Тип урока: урок изучения нового материала – комбинированный.
Цель:
- Сформировать представление о многообразии царства растений.
- Познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования.
- Расширить кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека.
- Ввести понятие о низших и высших растениях.
Задачи:
1. Обучающая:
- рассмотрение разнообразия растений, распространения на планете Земля и значения растений в природе и жизни человека.
2. Развивающая:
- развитие умения анализировать и обобщать ранее изученный материал, жизненный опыт;
- развитие навыков работы с гербарным материалом.
3. Воспитательная:
- воспитание умения внимательно, не перебивая, слушать собеседника;
- воспитание культуры общения;
- воспитание бережного отношения к природе.
Организация учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Форма урока:
- урок с элементами дидактической игры;
- использованием межпредметных связей с географией, математикой, экологией.
Этот урок поможет вам совершить увлекательное путешествие в мир природы.
Ход урока
Растения – это царство живых организмов, способных к фотосинтезу. Все они имеют плотные клеточные оболочки, состоящие, как правило из целлюлозы. Запасным веществом, чаще всего является крахмал.
Современная наука о растениях – ботаника (греческое слово «ботанэ» – зелень, трава, растение) – наука о растениях.
Ботаника изучает жизнь растений, внутреннее и внешнее строение, распространение на поверхности земного шара и в мировом океане, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом.
- А кого же принято считать основоположником ботаники? Чтобы ответить на этот вопрос вам предлагается разгадать криптограмму – что означает тайное письмо. (Приложение 1)
Основоположником ботаники считают древнегреческого ученого Теофраста. (Приложение 2)
Немного истории. Приблизительно за 300 лет до Рождества Христова была написана «Естественная история растений» - первый, почти полностью сохранившийся до наших дней ботанический трактат Аристотеля Теофраста (371 – 268 гг. до н.э.). Его взгляды на природу растений и их классификацию оказывали влияние на развитие ботаники почти до го взгляды на природу растений и их классификацию оказывали влияние на развитие ботаники почти до XVIII в.
Шведский ученый Карл Линней назвал Теофраста «отцом ботаники».
- А где же на планете Земля можно встретить растения? (Рассказ ученика.)
- Как вы думаете, равномерно – ли распределены растения на планете Земля? (Нет, так как климатические условия на планете различные, значит в разных климатических зонах способны обитать различные виды растений, приспособленные к определенным условиям.)
Совершенно верно, обратите внимание на карту (Климатическая карта поясов).
В каждой климатической зоне обитает своя группа растений, приспособленная к данным условиям
- А на какие группы подразделяют растения? (Классификация растений.)
I. По продолжительности жизни:
- Однолетние.
- Двулетние.
- Многолетние.
II. По отношению к теплу:
- Морозостойкие.
- Холодостойкие.
- Теплолюбивые.
- Жаростойкие.
III. По отношению к свету:
- Светолюбивые.
- Теневыносливые.
- Тенелюбивые.
IV. По отношению к влаге:
- Влаголюбивые.
- Засухоустойчивые.
- Водные.
А еще ребята, в зависимости от строения растения подразделяют на 2 группы: Низшие и Высшие. (Работая с гербарием.) Попытайтесь разделить растения на эти группы и ответьте на вопрос: по каким признакам вы это сделали?
Низшие | Признаки | Высшие | Признаки |
Водоросли.
Лишайники. |
Слоевище, таллом. | Папоротник.
Хвощи. Голосеменные. Покрытосеменные. |
Тело разделено на органы. |
- А сейчас посмотрите на экран, вам предлагаются интересные факты из жизни растений взятые из Книги Рекордов Гиннесса. (Приложение 3)
Растений на планете Земля большое множество всяких разнообразных и мы не можем представить жизни без них.
- А какое значение они имеют в природе и жизни человека?
На ваших столах располагаются макеты ромашек. Запишите на лепестках для чего нужны растения человеку, живым организмам и природе. (Приложение 4)
Давайте проверим, что у вас получилось. Внимательно слушаем друг друга и отмечаем недостающие качества.
- Поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
- Усваивают солнечную энергию, образуя органические вещества.
- Лекарство.
- Улавливают пыль.
- Питание для животных и человека.
- Влияют на климат.
- Топливо.
- Древесина (строительство).
- Эстетическое (украшают жизнь).
- Участвуют в образовании почвы.
- Образуют полезные ископаемые (торф, уголь).
- Место обитания других организмов.
Остановимся еще немного на значении растений. Вам предлагается решить экологические задачки. (Приложение 5)
Ребята, сегодня вы узнали много нового о растениях и на основании этого можно сформулировать следующие выводы: на нашей планете известно около 350000 видов растений – все они разнообразны по своему строению и значению для человека и природы в целом.
Дополнительная информация.
Знаете ли вы, что ... Жрецы древних культов – друиды были убеждены, что люди похожи на деревья: каждый человек как и дерево, имеет свои определенные черты, достоинства и недостатки, каждый требует определенных условий жизни. (Приложение 6)
И перед тем, как я скажу вам до свидания, оцените, пожалуйста мою работу. Это немного для вас необычно, так как на каждом уроке оцениваю я вас, а не наоборот. У вас на столах лежат картинка с изображениями цветов, отличающихся по цвету. Если вам данный урок понравился, то возьмите красный цветочек и напишите, что именно понравилось. Если урок понравился, но не очень возьмите желтый цветочек. Если вы считаете урок неудачным, возьмите зеленый цветочек и напишите причины. Уходя, оставьте свои цветы на зеленой поляне.
Спасибо за внимание, урок окончен.
Литература:
- Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009г.
- Рохлов В.С., Теремов А.В., Пестрова Р.А. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999г.
- Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: для учащихся 5-6 классов. – Мю: Просвещение, 1985г.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai