Размножение голосеменных растений схема. План урока " Голосеменные растения. Особенности размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

План урока " Голосеменные растения. Особенности размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной". Размножение голосеменных растений схема


План урока " Голосеменные растения. Особенности размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной"

 1) ель, 2) сосна, 3) кедр, 4) хвощ.

Лишнее – хвощ (отдел Хвощевидные)

 1) шиповник, 2) можжевельник, 3) лиственница, 4) тис.

Лишнее – гинкго (класс Двудольные)

 1) лиственница, 2) сосна, 3) ель, 4) пихта.

Лишнее – лиственница (листопадное)

3Подготовка к восприятию новой темы. Постановка цели урока.

Цель урока: изучить особенности размножения голосеменных посредством выполнения лабораторной работы. Узнать о значении голосеменных растений.

Результаты урока: учащиеся должны знать об особенностях размножения, значении хвойных растений. Выполнить лабораторную работу «Размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной».

– Прежде чем мы перейдем к рассмотрению вопроса о размножении голосеменных, нам необходимо вспомнить основные понятия, которыми мы будем оперировать сегодня на уроке.

Игра “Биологическое лото”.

– На ваших столах лежат карты с определениями понятий. Понятия на большой карте закрываются соответствующими им маленькими карточками

Слияние двух половых клеток:

Мужская гамета, лишенная жгутика:

Оплодотворенная яйцеклетка:

Одноклеточные образования,служащие для размножения:

Зачаток высшего растения:

Половые клетки:

Женская половая гамета:

Ткань, содержащая питательные вещества:

Увеличение числа особей:

Образование, из которого развивается семя:

-Оплодотворение

-Спермий

-Зигота

-Спора

-Зародыш

-Гаметы

-Яйцеклетка

-Эндосперм

-Размножение

-Семязачоток

Проверка правильности выполненного задания.

Слайд 2. Ученики записывают тему урока.

4.Объяснение нового материала.

Учитель:Размножение семенами — основной признак, по которому голосеменные отличаются от растений, размножающихся спорами.

Ученики делают кластер:

Учитель: Слайд 5. Шишка- видоизмененный побег. Каждая шишка состоит из оси и сидячих на ней чешуй.

Ученики записывают в тетради:

На каждой чешуе женских шишек развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы (яйцеклетки). На чешуях мужских шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца.

Учитель: Созревшая пыльца высыпается и её подхватывает ветер, который может переносить её на большие расстояния.

Если пыльца попадает на женские шишки, происходит опыление. После этого чешуи женских шишек смыкаются и склеиваются смолой. Внутри женских шишек пыльца прорастает в пыльцевую трубку, в которой образуются мужские гаметы — спермии.

Способность голосеменных образовывать пыльцевую трубку, осуществляющую доставку неподвижных мужских гамет (спермиев) к яйцеклетке, — прогрессивный биологический шаг в эволюции растений.

В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение(летом следующего года). Из зиготы развивается зародыш, из всего семязачатка — семя (созревает полгода). Семена расположены в пазухах чешуек шишки, семенами к центру шишки, наружу «крылышками»

В семенах голосеменных растений имеется ткань, содержащая запас питательных веществ, — эндосперм, окружающий зародыш.

Шишки растут и древеснеют (сначала они зелёные, затем становятся коричневыми). Когда семена созреют (через полтора года после опыления), чешуи шишки раздвигаются и семена высыпаются из неё. На семенах имеется пленчатое «крыло», которое позволяет им с помощью ветра далеко отлетать от материнского растения.

infourok.ru

«Размножение голосеменных растений»

скачать Муниципальное общеобразовательное учреждение

Петровская основная общеобразовательная школа

Предмет: Биология (6 класс)

Тема урока: «Размножение голосеменных растений»

(конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании)

Подготовил: учитель биологии

Иосипенко Наталья Николаевна

г. Шатура, 2011г.

Конспект урока

с использованием информационно- коммуникационных

технологий в образовании.

Предмет: биология, урок изучения новых знаний.

Тема: «Размножение голосеменных растений».

Продолжительность: 1 урок, 45 минут.

Класс: 6

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие технологии. Цель: изучить размножение голосеменных растений, обобщить и закрепить знания о размножении споровых растений. Задачи:

- образовательные: изучить размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной;

-развивающие: обобщить и закрепить ЗУН о размножении споровых растений, развивать навыки работы с интерактивными моделями, повысить ИКТ компетенции учащихся;

- воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к предмету.

Оборудование: мультимедийный проектор, ЦОР мультимедийное учебное пособие: «Открытая биология 2.6. «Физикон»»

Ход урока.

  1. Организационный момент. Пояснение цели и структуры урока.
  1. Актуализация опорных знаний.
Фронтальная беседа по вопросам:

1. Какое жизненно важное свойство всех живых организмов мы с вами изучали на предыдущих уроках? Ответ: размножение.

2. Что такое размножение? Ответ: размножение – это воспроизведение себе подобных.

3. Какие виды размножения вам известны? Ответы: бесполое и половое.

4. Что такое митоз? Как он происходит?. Ответ учащегося по схеме ЦОР, на экране интерактивный объект. Приложение №1

5. Размножение каких отделов растений мы рассмотрели? Ответ: Водорослей, мхов, папоротников.

6. Каким образом происходит размножение у данных организмов? Рассказ учащихся по интерактивной модели («Открытая биология», размножение водорослей, размножение мхов, размножение папоротников.) Приложение № 2.

3. Изучение нового материала:

Тема урока: «Размножение голосеменных растений». Прежде чем мы перейдем к рассмотрению вопроса о размножении голосеменных, нам необходимо вспомнить основные понятия, которыми мы будем оперировать сегодня на уроке.

Как вы думаете, в чем преимущество голосеменных по сравнению с папоротниками?

(наличие семян)

А что же такого имеет семя, чего нет у споры?

- спора – 1 клетка, семя – многоклеточное образование.

- запас питательных веществ

- зародыш надежно защищен.

Беседа учителя с учащимися, используя интерактивные модели, рисунки и фотографии из курса «Открытая биология 2.6.» Приложение 3

Давайте выясним, какие признаки характерны для всех голосеменных растений и за что голосеменные получили такое название?

У большинства голосеменных растений развиваются шишки

Давайте посмотрим, как шишка устроена внутри.

- Можно ли назвать шишку побегом? (да) Шишка – это видоизмененный побег, состоящий из оси и чешуй.

В шишках формируются половые клетки, происходит оплодотворение, и образуются семена.

- Чем защищено семя во время созревания? (сомкнутыми чешуями шишки)

- Что происходит с чешуями шишек, когда семена созревают? (раскрываются)

- Видны ли семена внутри созревшей шишки? (да)

- Можем ли мы теперь ответить на вопрос, за что голосеменные получили свое название? (за то, что семена располагаются на чешуйках открыто, голо).

Рассказ учителя, используя интерактивную модель( приложение № 3) : Красноватые шишки – женские шишки. На каждой чешуйке красной шишки развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы – яйцеклетки, имеющие гаплоидный набор хромосом.

Зеленовато-желтые шишки – мужские. На чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Пыльца включает в себя пыльцевое зерно, состоящее из вегетативной и генеративной клеток и два воздушных мешочка, которые придают легкость пыльце. Пыльца легко может переноситься ветром. Весной сосны начинают “пылить”, то есть из мужских шишек начнет высыпаться пыльца. Созревшая пыльца высыпается, подхватывается ветром и переносится в женские шишечки на пыльцевход семязачатков. Этот процесс называется опылением. Голосеменные производят огромное количество пыльцы. Объясните почему?

– Перенос пыльцы ветром зависит от случая, малоэффективен, поэтому у хвойных образуется очень много пыльцы.

А сейчас мы посмотрим анимационный фрагмент о размножении сосны. Постарайтесь запомнить, как происходит этот процесс. Приложение № 2. Модель 4.1. Жизненный цикл растений.

- Когда происходит размножение сосны? (весной) - Сколько и какие виды шишек образуются на побегах? (два – мужские -  (желтые, крупные, у основания веток, и женские – красные, мелкие, на концах побегов) - Где находятся спермии? (в пылинках ) - Где находятся яйцеклетки? (в семязачатках на чешуях женских шишек) - Когда произойдет оплодотворение? (летом следующего года) - Как изменяется женская шишка за время созревания семян? (растет, становится зеленой, одревесневает, становится бурой, раскрывается) - Сколько времени созревает семя? (полгода) - Давайте уточним, когда семена высыпаются из шишек? (в конце зимы) - Какую роль играет крылышко семени? (способствует распространению ветром: летит по воздуху или скользит по ледяному насту).

4.Физкультминутка.

Гимнастика для глаз

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза (считать до трех), затем открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторить 4–5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки (на счет "1–4"), потом перенести взор вдаль (на счет "1–6"). Повторить 4–5 раз.
  5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет "1–6". Повторить 1–2 раза.
5.Закрепление темы:

Какие утверждения верны? ( учащиеся поднимают зеленые карточки, если верно, а красные карточки- неверно).

  1. На побегах хвойных растений развивается три типа шишек.
  2. В женских шишках хвойных образуется пыльца.
  3. В мужских шишках образуются семязачатки с яйцеклетками.
  4. Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток.
  5. Вегетативные и генеративные клетки не играют ни какой роли в процессе оплодотворения.
  6. Половые гаметы: яйцеклетка и сперматозоид имеют гаплоидный набор хромосом.
  7. После оплодотворения яйцеклетки и сперматозоида образуется зигота с гаплоидным набором хромосом.
  8. На чешуйках шишки образуется по два семени с крылышками.
9. Только у голосеменных растений имеется специализированный орган – видоизмененный побег – шишка.

Самостоятельная работа учащихся: Приложение № 4

6. Итог урока. Домашнее задание параграф 42, страница 198.

скачать

nenuda.ru

Урок на тему "Размножение голосеменных растений"

Урок на тему "Размножение голосеменных растений"

Цели:

  • познакомиться с размножением голосеменных растений;

  • установить преимущество семенного размножения перед размножением спорами.

I. Определение темы урока.

– Какое жизненно важное свойство всех живых организмов мы с вами изучали на предыдущих уроках?

– Размножение

– Что такое размножение?

– Размножение – это увеличение числа особей.

– Какие виды размножения вам известны?

Ответ:

– Размножение каких отделов растений мы рассмотрели?

– Водорослей, мхов, папоротников.

– Сейчас мы определим объект нашего изучения.

Задание: Вашему вниманию предоставляются загадки. Вам необходимо выяснить о каком растении идет речь. (На магнитной доске появляются иллюстрации отгаданных растений.)

Что же это за девица?Не швея, не мастерица,Ничего не шьет,А в иголках круглый год. (Ель)

Елочка отличнаяТолько необычная -К холодам у этой елкиОсыпаются иголки. (Лиственница)

В жару слезою желтой плачет,А в холод слезы прячет.Не лиственница и не елка,Хоть есть и шишки, и иголки. (Cосна)

Шишки словно у сосны,Но орешки в них вкусны. (Кедр)

Зеленеет кустик стройный,Как сосна и елка хвойный,Но не колки, как у елкиИ у сосны, его иголки. (Можжевельник)

– К какому отделу относятся все эти растения?

– Отдел Голосеменные растения.

–  Вспомните основные признаки , характерные для голосеменного растения.

– Голосеменные – это очень древняя группа высших семенных растений.

  • Голосеменные имеют стебель, корень, листья – хвоинки, чешуйки.

  • Голосеменные имеют своеобразный орган – шишки.

  • Голосеменные образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются.

  • Семена лежат открыто на поверхности чешуек шишек.

– Итак, какова же тема сегодняшнего урока?

– Размножение голосеменных растений.

II. Постановка цели.

– Прежде чем мы перейдем к рассмотрению вопроса о размножении голосеменных, нам необходимо вспомнить основные понятия, которыми мы будем оперировать сегодня на уроке.

Игра “Биологическое лото”.

– На ваших столах лежат карты с определениями понятий. Понятия на большой карте закрываются соответствующими им маленькими карточками.

Проверка правильности выполненного задания на магнитной доске. При правильном выполнении этого задания получилась веточка сосны.

– Веточка какого растения получилась в результате правильного выполнения задания?

– Получилась веточка сосны. Именно на примере этого растения мы и будем рассматривать вопрос о размножении голосеменных растений.

III. Объяснение нового материала.

– Сейчас приступим к рассмотрению основного нашего вопроса. Выскажите свое предположение о способах размножения голосеменных растений, исходя из их названия.Основным способом размножения голосеменных является половой способ, то есть размножение с помощью специализированных половых клеток – гамет. Вегетативное размножение встречается очень редко.

Рассказ учителя с использованием аппликации на магнитной доске:

Сосна – однодомное растение. Весной на молодых ветвях сосны видны маленькие шишки двух видов: зеленовато-желтые собраны тесными группами у основания молодых побегов, красноватые сидят поодиночке на их вершинах. Шишки представляют собой видоизмененные побеги. Красноватые шишки – женские шишки. На каждой чешуйке красной шишки развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы – яйцеклетки, имеющие гаплоидный набор хромосом.

Зеленовато-желтые шишки – мужские. На чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Пыльца включает в себя пыльцевое зерно, состоящее из вегетативной и генеративной клеток и два воздушных мешочка, которые придают легкость пыльце. Пыльца легко может переноситься ветром.Весной сосны начинают “пылить”, то есть из мужских шишек начнет высыпаться пыльца. Созревшая пыльца высыпается, подхватывается ветром и переносится в женские шишечки на пыльцевход семязачатков. Этот процесс называется опылением.Голосеменные производят огромное количество пыльцы. Объясните почему?

– Перенос пыльцы ветром зависит от случая, малоэффективен, поэтому у хвойных образуется очень много пыльцы.

– После опыления чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение у сосны происходит только на следующий год – через 12–14 мес. после опыления. Пыльца прорастает, из вегетативной клетки зерна образуется пыльцевая трубка, а из генеративной клетки внутри этой трубки образуются два спермия. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. В оплодотворении участвует только один спермий, второй – погибает. В результате оплодотворения образуется зигота с диплоидным набором хромосом. Зигота дает начало зародышу, а из всего семязачатка образуется семя с запасом питательных веществ, который находится в эндосперме. Оболочка семени образуется из покрова семязачатка.

– Шишки растут и одревесневают. Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года.Итак, в результате полового размножения у голосеменного растения образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Каждое семечко снабжено крылышком – это приспособление для распространения семян ветром. Попадая в почву, семя прорастает в проросток, который дает начало молодому растению.

Задание: В ядре клеток листьев сосны находится 24 хромосомы. Какой набор хромосом содержат половые гаметы данного растения: яйцеклетки и спермии?

– Появление семени – важный этап в эволюции растений. В чем заключается преимущество семенного размножения перед размножением спорами?

– В семени зародыш в течение длительного времени сохраняется от неблагоприятных условий. У всех семян имеется запас питательных веществ, который увеличивает шансы молодого растения на выживание. Семенное размножение не зависит от наличия воды.

IV. Работа в парах.

– У вас на столах выданы листы, имеющие двойную окраску (красная и зеленовато-желтая) и карточки с основными периодами размножения сосны: красноватые шишки, зеленовато-желтые шишки, по 2 семязачатка на чешуйке, по 2 пыльцевых мешочка с пыльцой на чешуйке, женские гаметы – яйцеклетки ( n ), перенос пыльцы ветром, прорастание пыльцевой трубки с двумя мужскими гаметами – спермиями (n), оплодотворение, зигота (2n), зародыш семени (2n) + запас питательных веществ, проросток, молодое растение. Ваша задача: составить схему размножения голосеменных.

Задание с сигнальными карточками: Какие утверждения верны? (Учащиеся, поднимая сигнальные карточки красной или зеленой стороной, сигнализируют о своей готовности к ответу на утверждение. Красный цвет – “не согласен с утверждением”; Зеленый цвет – “утверждение верно”)

  1. Только у голосеменных растений имеется специализированный орган – видоизмененный побег – шишка.

  2. На побегах хвойных растений развивается три типа шишек.

  3. В женских шишках хвойных образуется пыльца.

  4. В мужских шишках образуются семязачатки с яйцеклетками.

  5. Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток.

  6. Вегетативные и генеративные клетки не играют ни какой роли в процессе оплодотворения.

  7. Половые гаметы: яйцеклетка и сперматозоид имеют гаплоидный набор хромосом.

  8. После оплодотворения яйцеклетки и сперматозоида образуется зигота с гаплоидным набором хромосом.

  9. На чешуйках шишки образуется по два семени с крылышками.

  10. Запас питательных веществ в семени голосеменных находится в зародыше.

V. Итоги урока.

1. Голосеменные относят к особой группе высших растений – семенным растениям.2. Образование семян – прогрессивный шаг эволюции.3. Семена лежат открыто (голо) на семенных чешуях шишек. Образуются из семязачатков в результате опыления и оплодотворения.

VI. Домашнее задание.

1. Cоставить письмо Незнайки вашему классу по теме сегодняшнего урока.2. Объясните русскую поговорку: "Не расти яблочку на елке. Не бывать шишке на рябине".

multiurok.ru

Урок на тему "Размножение голосеменных растений"

Старинский филиал

МОУ «Никифоровская сош №2»

Открытый урок на тему

"Размножение голосеменных растений"

6 класс

Давыдова Наталья Евгеньевна,

учитель биологии

с. В. Старинка

2011

Цели:

  • познакомиться с размножением голосеменных растений;
  • установить преимущество семенного размножения перед размножением спорами.
I. Определение темы урока.

– Какое жизненно важное свойство всех живых организмов мы с вами изучали на предыдущих уроках?

– Размножение

– Что такое размножение?

– Размножение – это увеличение числа особей.

– Какие виды размножения вам известны?

Ответ:

– Размножение каких отделов растений мы рассмотрели?

– Водорослей, мхов, папоротников.

– Сейчас мы определим объект нашего изучения.

Задание: Вашему вниманию предоставляются загадки. Вам необходимо выяснить о каком растении идет речь. (На магнитной доске появляются иллюстрации отгаданных растений.)

Что же это за девица?Не швея, не мастерица,Ничего не шьет,А в иголках круглый год. (Ель)

Елочка отличнаяТолько необычная -К холодам у этой елкиОсыпаются иголки. (Лиственница)

В жару слезою желтой плачет,А в холод слезы прячет.Не лиственница и не елка,Хоть есть и шишки, и иголки. (Cосна)

Шишки словно у сосны,Но орешки в них вкусны. (Кедр)

Зеленеет кустик стройный,Как сосна и елка хвойный,Но не колки, как у елки И у сосны, его иголки. (Можжевельник)

– К какому отделу относятся все эти растения?

– Отдел Голосеменные растения.

–  Вспомните основные признаки, характерные для голосеменного растения.

– Голосеменные – это очень древняя группа высших семенных растений.

  • Голосеменные имеют стебель, корень, листья – хвоинки, чешуйки.
  • Голосеменные имеют своеобразный орган – шишки.
  • Голосеменные образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются.
  • Семена лежат открыто на поверхности чешуек шишек.
– Итак, какова же тема сегодняшнего урока?

– Размножение голосеменных растений.

II. Постановка цели.

– Прежде чем мы перейдем к рассмотрению вопроса о размножении голосеменных, нам необходимо вспомнить основные понятия, которыми мы будем оперировать сегодня на уроке.

Игра “Биологическое лото”.

– На ваших столах лежат карты с определениями понятий. Понятия на большой карте закрываются соответствующими им маленькими карточками.

Проверка правильности выполненного задания на магнитной доске. При правильном выполнении этого задания получилась веточка сосны.

– Веточка какого растения получилась в результате правильного выполнения задания?

– Получилась веточка сосны. Именно на примере этого растения мы и будем рассматривать вопрос о размножении голосеменных растений.

III. Объяснение нового материала.

– Сейчас приступим к рассмотрению основного нашего вопроса. Выскажите свое предположение о способах размножения голосеменных растений, исходя из их названия.Основным способом размножения голосеменных является половой способ, то есть размножение с помощью специализированных половых клеток – гамет. Вегетативное размножение встречается очень редко.

Рассказ учителя с использованием таблицы:

Сосна – однодомное растение. Весной на молодых ветвях сосны видны маленькие шишки двух видов: зеленовато-желтые собраны тесными группами у основания молодых побегов, красноватые сидят поодиночке на их вершинах. Шишки представляют собой видоизмененные побеги. Красноватые шишки – женские шишки. На каждой чешуйке красной шишки развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы – яйцеклетки, имеющие гаплоидный набор хромосом.

Зеленовато-желтые шишки – мужские. На чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Пыльца включает в себя пыльцевое зерно, состоящее из вегетативной и генеративной клеток и два воздушных мешочка, которые придают легкость пыльце. Пыльца легко может переноситься ветром.Весной сосны начинают “пылить”, то есть из мужских шишек начнет высыпаться пыльца. Созревшая пыльца высыпается, подхватывается ветром и переносится в женские шишечки на пыльцевход семязачатков. Этот процесс называется опылением.Голосеменные производят огромное количество пыльцы. Объясните почему?

– Перенос пыльцы ветром зависит от случая, малоэффективен, поэтому у хвойных образуется очень много пыльцы.

– После опыления чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение у сосны происходит только на следующий год – через 12–14 мес. после опыления. Пыльца прорастает, из вегетативной клетки зерна образуется пыльцевая трубка, а из генеративной клетки внутри этой трубки образуются два спермия. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. В оплодотворении участвует только один спермий, второй – погибает. В результате оплодотворения образуется зигота с диплоидным набором хромосом. Зигота дает начало зародышу, а из всего семязачатка образуется семя с запасом питательных веществ, который находится в эндосперме. Оболочка семени образуется из покрова семязачатка.

– Шишки растут и одревесневают. Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года.Итак, в результате полового размножения у голосеменного растения образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Каждое семечко снабжено крылышком – это приспособление для распространения семян ветром. Попадая в почву, семя прорастает в проросток, который дает начало молодому растению.

Задание: В ядре клеток листьев сосны находится 24 хромосомы. Какой набор хромосом содержат половые гаметы данного растения: яйцеклетки и спермии?

– Появление семени – важный этап в эволюции растений. В чем заключается преимущество семенного размножения перед размножением спорами?

– В семени зародыш в течение длительного времени сохраняется от неблагоприятных условий. У всех семян имеется запас питательных веществ, который увеличивает шансы молодого растения на выживание. Семенное размножение не зависит от наличия воды.

IV. Работа в парах.

– У вас на столах выданы листы, имеющие двойную окраску (красная и зеленовато-желтая) и карточки с основными периодами размножения сосны:

красноватые шишки, зеленовато-желтые шишки, по 2 семязачатка на чешуйке, по 2 пыльцевых мешочка с пыльцой на чешуйке, женские гаметы – яйцеклетки ( n ), перенос пыльцы ветром, прорастание пыльцевой трубки с двумя мужскими гаметами – спермиями (n), оплодотворение, зигота (2n), зародыш семени (2n) + запас питательных веществ, проросток, молодое растение.

Ваша задача: составить схему размножения голосеменных.

Задание с сигнальными карточками: Какие утверждения верны? (Учащиеся, поднимая сигнальные карточки красной или зеленой стороной, сигнализируют о своей готовности к ответу на утверждение.

Красный цвет – “не согласен с утверждением”; Зеленый цвет – “утверждение верно”)

  1. Только у голосеменных растений имеется специализированный орган – видоизмененный побег – шишка.
  2. На побегах хвойных растений развивается три типа шишек.
  3. В женских шишках хвойных образуется пыльца.
  4. В мужских шишках образуются семязачатки с яйцеклетками.
  5. Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток.
  6. Вегетативные и генеративные клетки не играют ни какой роли в процессе оплодотворения.
  7. Половые гаметы: яйцеклетка и сперматозоид имеют гаплоидный набор хромосом.
  8. После оплодотворения яйцеклетки и сперматозоида образуется зигота с гаплоидным набором хромосом.
  9. На чешуйках шишки образуется по два семени с крылышками.
  10. Запас питательных веществ в семени голосеменных находится в зародыше.
V. Итоги урока.

1. Голосеменные относят к особой группе высших растений – семенным растениям.2. Образование семян – прогрессивный шаг эволюции.3. Семена лежат открыто (голо) на семенных чешуях шишек. Образуются из семязачатков в результате опыления и оплодотворения.

VI. Домашнее задание.

1. Cоставить письмо Незнайки вашему классу по теме сегодняшнего урока.2. Объясните русскую поговорку: "Не расти яблочку на елке. Не бывать шишке на рябине".

Литература.

  1. А. Скворцов и др. Универсальное учебное пособие. Биология 6–11 классы. М. “АСТ-ПРЕСС”, 2000
  2. В.В. Пасечник. Биология 6 класс. М. “Дрофа”, 2001
  3. Н. А. Заостровцева. Конспекты по биологии. Санкт-Петербург. “Питер”, 1998
  4. С.Г. Мамонтов. Биология для школьников старших классов. М. “Дрофа”, 1997
  5. Т.Л. Богданова и др. Биология. Справочник для старшеклассников. М.”АСТ- ПРЕСС ШКОЛА”, 2002
  6. Дмитриева Т.А. и др. Биология. 1600 задач, тестов и проверочных работ. М. Издательский дом “Дрофа”, 1999.

100-bal.ru

План урока " Голосеменные растения. Особенности размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной"

Класс: 6

Дата проведения: 02.02.2017г.

Тема урока: Особенности размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной. Значение голосеменных растений.

Цель урока: сформировать знания о размножении голосеменных растений и их значении.

Задачи

1.образовательные: изучить особенности размножения и значение голосеменных растений;

2.воспитательная: формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, научное мировоззрение учащихся;

3. развивающие:

а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления;

б)продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать различные группы растений.

Учащиеся должны знать:

1.особенности размножения голосеменных растений.

2.значение хвойных растений.

Тип урока: Комбинированный урок

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором.

Учебник: §40 (страница 131-133), §41 (страница 134-135)

Рабочая тетрадь: лабораторная работа №21

Методы обучения: беседа, словесные, объяснительно-иллюстративные, работа с учебником, практическая работа, лабораторная работа.

Формы организации учебной деятельности (УД): фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Проблемный вопрос урока: Каковы особенности размножения голосеменных, чем они отличаются от высших споровых растений?

Технологическая карта урока

1.Общая характеристика голосеменных растений.

2.Многообразие хвойных растений.

3. Объяснение лабораторной работы «Внешнее строение голосеменных».

Объясняет новую тему с использованием мультимедийного оборудования, учебных плакатов, наглядного материала.

Записывают основные положения в тетрадь. Делают кластер по разнообразию голосеменных растений. Составляют опорный конспект на тему «Цикл развития голосеменных растений». Зарисовывают строение семени голосеменных растений. Выполняют таблицу «Значение голосеменных растений в природе и в жизни человека». Выполняют лабораторную работу «Размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной».

30 мин

5.Заключение

Формирование собственной позиции.

Формулировка выводов

Задает вопросы. Просит сформулировать выводы.

Отвечают на вопросы. Делают выводы по пройденной теме.

1 мин

6.Домашнее задание

Дать установку на подготовку к следующему уроку

Делают записи домашнего задания в дневниках

Озвучивает домашнее задание

Записывают домашнее задание

1 мин

7.Рефлексия

Целостно обобщить полученную информацию

Опрос детей.

Задает вопросы: Итак, что же мы узнали нового по этой теме и что мы умеем? Что могу я и что умею? ? -Достигнуты ли нами цели урока? -Как вы оцените сегодняшний урок?

Отвечают на вопросы. Делятся впечатлением

1 мин

Ход урока

1Организационный момент

2Актуализация знаний о строении и многообразии голосеменных растений.

Фронтальный опрос:

-Почему голосеменные так называются?

-Где распространены голосеменные растения?

-Кто явлется предками голосеменных растений?

- Каковы особенности строения голосеменных растений?

- Что такое семя? Чем семя отличается от споры?

- Приведите примеры голосеменных растений..

Игра «Четвертый лишний»:  Назовите лишнее растение. Почему оно лишнее?

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта