Растения в произведениях литературы. Исследовательская работа по литературе "Образы цветов и растений в литературе"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Проектно-исследовательская работа «Цветы в литературе, фольклоре и мифологии». Растения в произведениях литературы


Исследовательская работа по литературе "Образы цветов и растений в литературе"

Защита проекта Иконникова Ивана

Добрый день!

Сегодня я представляю вашему вниманию тему «Образы цветов и растений в древней мифологии».

Мифологией я увлёкся давно, ещё учась в начальной школе, а, может быть, и чуть раньше: образы Геракла, Прометея завораживали своими героическими подвигами, невероятными приключениями. А летом, перечитывая мифы, я неожиданно обнаружил ещё одну интересную деталь – роль цветов в мифах. Многочисленный легенды стали раскрывать для меня тайны вселенной, рассказывать о жизни планеты ярким,  образным языком. И когда пришёл черёд выбрать тему для исследования, я остановился именно на этой – «Образы цветов в древней мифологии».

На экране вы видите цели и задачи, которые успешно были реализованы в ходе подготовки проекта. Бесспорно, они все важные, но наиболее мне была интересна задача систематизации мифов и составление тезауруса – коллекции, рассказывающей об удивительных историях цветов.

Открывает мою работу Флора. Да и как иначе, ведь Флора – это

Есть у цветов своя Богиня,

У той Богини имя есть,

А имя той Богини — Флора,

Она спускается с небес.

С небес спустившись,  мама-Флора

Всем имена спешит раздать…

Многие художники рисовали женщин в образе богини Флоры -  красавицы, естественной, как все, что она собой олицетворяет: венок из цветов и колосьев путается в ее длинных волнистых волосах; великолепная фигура лишь немного скрыта под полупрозрачной одеждой; на ярком лице – задорная призывная улыбка.

 Как замечательно, что в нидерландском городе Алсмер и в Никитском ботаническом саду города Ялта установлены статуи богини Флоры, а всем известный итальянский город Флоренция назван именно в честь богини плодородия и цветения.

        В работе собраны интересные легенды о … цветах и растениях. Сегодня мне хочется рассказать о самой необыкновенной истории ( выбери, Иван, сам)

        Моя вторая глава посвящена литературному аспекту. Я постарался найти и нашёл много стихотворений поэтов разных эпох и литературных школ, созвучных с мифами о цветах и растениях. Так мой проект превратился из исследовательского в исследовательско-прикладной, и сегодня я готов представить альбом-тезаурус как результат работы в течение года. Спасибо моей семье, конечно,  моему  руководителю, которые помогли мне получить настоящее удовлетворение от выполненного проекта.

        Итак, вернёмся ко второй главе, а именно к мифу о самом изящном цветке – розе. Вот что он рассказывает…

Однажды богиня Хлорис обнаружила мертвую нимфу - и решила попробовать оживить ее. Это ей не удалось, и тогда Хлорис взяла у Афродиты привлекательности, у Диониса - пьянящего аромата, у граций - радость и яркий колер, у прочих божеств - все остальное, что так притягивает нас в розах. Так появился самый прекрасный цветок, правящий среди всех остальных - роза.

 Как символ желания и страсти роза служила эмблемой греческой богини Афродиты, а колкость ее шипов ассоциировались с ранами любви. Храмы, посвященные Афродите, были окружены зарослями роз, а сама богиня любила принимать ванны из розовой воды.

 По широко распространенному преданию, все розы первоначально были белыми, потом некоторые из них были запятнаны кровью. Чьей кровью – это зависит от страны, где эта традиция бытует. В древней Греции это была кровь Адониса, раненного диким кабаном; или Афродиты, чьи ноги были оцарапаны шипами, когда она бежала к умирающему возлюбленному; для мусульман - это кровь Магомета.

        Этот миф стал поэтическим вдохновением для многих авторов, мне больше понравилось стихотворение Есаулкова:

Мёртвую нимфу увидела Хлорис.

Плещет тоска в затуманенном взоре –

Хочет богиня весь мир удивить,

Мёртвую нимфу скорей оживить.

Только попытка была неудачной.

И по-другому решила задачу

Хлорис – прекрасный цветок создала,

А привлекательность розе взяла

Не у кого-нибудь, у Афродиты:

Все лепестки – как из пены излиты.

Грации дали цветку яркий цвет,

И изумительней колера нет!

Чтобы могли люди розе дивиться,

Придан был ей аромат Диониса...

Так появилась средь пышных садов

Нежная роза – царица цветов!

И сюжет в обоих произведениях (стихотворении и мифе), и характер образов не просто совпадают, а в разных формах оригинально представляют образ розы.

Думаю, что работу я продолжу, ведь мифы – это основа всей мировой культуры, а значит, постигая её, приобщаешься к тайне мироздания, открываешь  для себя мир  во всём его многообразии.

Спасибо за внимание, я завершил своё  выступление и готов ответить на ваши вопросы.

nsportal.ru

Ученический проект "Образы цветов в русской литературе"

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа №4»

Кафедра русского языка и литературы

Добренькая Юлия

ученица 6 «В» класса

Тема

«Образы цветов в русской литературе»

Исследовательский проект по литературе

Руководитель проекта:

учитель русского языка и литературы

Добренькая Елена Геннадьевна

Южноуральск - 2017год

Паспорт проекта

Название проекта: «Цветы в русской литературе».

Предметная область: литература, музыка, живопись.

Типология проекта: одиночный, исследовательский, долгосрочный.

Участники проекта: ученица 6 «В» класса.

Автор проекта: Добренькая Юлия, учитель русского языка и литературы Добренькая Елена Геннадьевна.

Цель работы: ознакомиться с литературными произведениями, фольклорным творчеством и мифами разных народов, в которых встречается упоминание о цветах, выявить цель использования образов цветов в данных произведениях.

Задачи:

  • изучить легенды, предания, связанные с растениями;

  • исследовать и проанализировать авторские сказки и рассказы, в которых мы встречаем цветы;

  • найти и проанализировать стихотворения о цветах; 

  • создать слайд-презентацию.

Методы:

  • поисковый метод - сбор данных о произведениях литератур и фольклора, в которых мы встречаем упоминания о цветах;

  • аналитический метод – анализ и систематизация этих данных с последующим выводом;

  • сравнение – сравнивали значение растений в прошлом и настоящем;

  • обобщение – находили причины того, что некоторые растения есть в мифах, легендах разных стран.

Актуальность работы: возможность использовать мою работу на уроках литературы при изучении данных произведений, также на уроках внеклассного чтения.

Продукт проекта: мультимедийная презентация, сборник стихов, сказок и рассказов русских и советских поэтов и писателей, которые использовали в своих произведениях образы цветов.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 1

Основная часть……………………………………………………………… 2

Символика цветов……………………………………………………………. 2

Образы цветов в поэзии…………………………………………………….... 6

  • Ландыш…………………………………………………………………. 6

  • Колокольчик……………………………………………………………. 9

  • Ромашка………………………………………………………………… 9

  • Пустоцвет………………………………………………………………. 10

Образы цветов в прозе……………………………………………………….. 11

  • М.М.Пришвин «Золотой луг»…………………………………………. 11

  • Е.И.Носов «Живое пламя»…………………………………………….. 11

  • А. И. Куприн «Куст сирени»…………………………………………... 12

  • С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»…………………………………… 14

  • В.П. Катаев «Цветик-семицветик»……………………………………. 15

  • А.П. Платонов «Неизвестный цветок»………………………………... 15

  • П.П. Бажов «Каменный цветок»………………………………………. 16

Заключение…………………………………………………………………… 18

Список литературы………...……………………………………………….. 20

Введение

О, сколько их на полях!

Но каждый цветет по-своему

- вот высший подвиг цветка!

Мацуо Басё

Цветы привлекательны своим многообразием, богатством видов, красок, ароматов. Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение и любовь.

В Австрии в 1973 году был построен оперный театр. Для первого представления труппа выбрала оперу Сергея Прокофьева «Война и мир». Зал был переполнен. И лишь одно кресло в первом ряду оказалось незанятым: на нём лежала белая роза. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевший прилететь на представление, передал по телефону просьбу: положить на его место розу в знак уважения к великому композитору…

infourok.ru

Исследовательская работа "Россыпь цветов в художественной литературе"

XI научная практическая конференция школьников имени Л.Н.Толстого

Ахатова Альбина

МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №2»

Заинского муниципального района

Республики Татарстан

Исследовательская работа

Россыпь цветов

в художественной литературе

Руководитель работы:

Егорова Гулия Насыховна

2013

Предмет исследования:

Цель работы:

Задачи:

  • Сопоставить образы различных цветов в художественных произведениях

  • Определить роль образа цветов в содержании произведений

  • Ознакомиться с работами, посвящёнными образам цветов в русской поэзии, языку цветов

Методы исследования:

  • Анализ художественного текста

  • Изучение научной литературы по теме

  • Сбор и систематизация материалов

1.Цветок как литературный образ

В народе бытует множество самых разнообразных и выразительных по своей меткости и поэтичности названий цветов и трав. Вспомним хотя бы мать-и-мачеху, незабудку, иван-да-марья, подснежник… Многие из этих названий цветов, созданных народом, со временем стали достоянием русского литературного языка, героями поэтических и живописных произведений. Но в диалектах русского языка те же самые названия (должно быть, в силу своей образности) продолжает обозначать самые различные растения. Так, васильком, например, называют цветы и растения, не имеющие отношения к тому синему цветку, который известен каждому из нас. В народе васильком именуют и кипрей, и полевую герань, и аптечную мяту, и шалфей, и зверобой, и веронику… Для лингвиста материал, касающийся названия цветов и трав, чрезвычайно привлекателен. Чаще всего истоки этих поэтичных и метких названий следует искать в образности народного мышления. Рассмотрим образ цветов в некоторых произведениях.

2. Образы различных цветов в художественных произведениях

Подснежник

Подснежник издавна стал для русских поэтов и писателей символом пробуждающейся природы, символом весны, света. Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законном, истинном.

"Подснежников трепетных чистые, светлые глазки в прозрачной, чуть-чуть оперившейся с жёлтою почкою роще" влекли к себе поэта-лирика А. Майкова. В стихотворении И. Бунина "Подснежник" в диалоге двух послушников, обитателей высокогорного монастыря, нежным контрастом возникает тема весны и жизни, воплощённая в образе первого весеннего цветка. По-латыни подснежник буквально означает “молочный цветок”. В переводе с английского языка подснежник означает "снежная капля". Обращаясь к весне, советский поэт Н. Заболоцкий посвящает ей восторженные строки:

Отдаю тебе душу в залог

За твои голубые подснежники! …

В наши дни нежный подснежник продолжает оставаться одним из самых любимых цветов русской поэзии:

Первый спутник вздохов неизбежных,

Покоритель стольких нежных глаз, -

Робкий и застенчивый подснежник

У киоска остановит вас

И опять пленит голубизною…

А. Жарова "Тает снег".

Героине рассказа К.Г.Паустовского «Стальное колечко» открылось первое из чудес, подаренных ей волшебным колечком старого солдата, приносящим счастье: чудо весны, воплотившееся в цветке, расцветающем прямо из-под снега, а потому и названном выразительным и нежным названием подснежник.

Нежные, белые и синие, первые цветы… Так природа, а вместе с нею и писатели с помощью образа цветка подснежника открывают перед человеком возможность почувствовать прекрасное, ощутить полноту жизни.

Мак

Мак занимает особое место в балканской и славянской мифо-ритуальных традициях. У большинства народов этот цветок связывался с символикой сна и смерти; в мифологии греков мак — атрибут Гипноса, бога сна, и Нюкты, персонифицированной Ночи. Он же был одним из символов Деметры, богини земледелия, одно из прозвищ которой звучит как Мекона — «маковая» (Мекон, буквально: «мак» — имя её мифического возлюбленного): благодаря своей чрезвычайной плодовитости этот цветок в фольклорных преданиях и ритуалах нередко ассоциировался с плодородием. В то же время этот атрибут намекает на связь богини с миром мёртвых: она — олицетворение Матери-Земли, порождающей всё живое и принимающей в себя умерших, мать Персефоны, владычицы подземного мира. У римлян считалось, что мак посвящён Церере (аналог Деметры), поскольку он растёт среди злаков. В более поздних легендах мак нередко ассоциируется с невинно пролитой кровью: распространяется поверье, что первые маки выросли из капель крови распятого Христа.

Также маки считаются символом павших на войне. В 1915 году, во время Первой мировой войны, канадский военный врач Джон Маккрей написал ставшее широко известным стихотворение«В полях Фландрии», начинавшееся такими строками:

Всюду маки свечами печали горят

На войной опалённых фландрийских полях,

Между мрачных крестов, что рядами стоят,

В тех местах, где недавно закопан наш прах 

— перевод А. Яро

В 1915 году, вдохновлённая этими стихами, американский профессор Мойна Михаель ответила своим собственным стихотворением:

Мы вспоминаем красные маки,

В полях что растут — доблести знаки,

Будто кричат небесам о крови

Героев, что вечно будут живы.

Потом ей пришла идея носить красные маки на День поминовения в честь тех, кто погиб во время войны. Она была первой, кто носил их, она продавала маки сотрудникам и друзьям, а деньги шли на благотворительность. Позже мадам Гуерин из Франции, побывав в США, начала делать искусственные маки и продавать их в пользу детей-сирот и овдовевших женщин. Эта традиция распространилась и на другие страны, в частности, Великобританию.

Сейчас в некоторых странах в День перемирия существует традиция ношения бутоньерок в виде красных маков на лацкане пиджака, в петлице или на другой верхней одежде. Это знак уважения к павшим в Первой и Второй мировых войнах. Деньги, вырученные от продажи этих цветков, идут на поддержание ветеранов различных войн и членов их семей.

Сирень

В романе Гончарова "Обломов" символическим лейтмотивом становится цветущая ветка сирени. Ольга, ожидавшая признания Обломова и раздраженная его нерешительностью, с досадой бросила ветку сирени на землю. Брошенная ветка вдруг приоткрыла Обломову тайну влюбленной женской души. Он поднимает сирень и бережно уносит домой, окрыленный счастливыми надеждами. Ветка сирени, протянутая Ольгой Илье Ильичу при новой встрече, заменяет слова признаний. Когда же Ольга получила от Обломова письмо, в котором тот сомневается в глубине ее чувства, в ее сознании это ассоциируется с отцветшей сиренью: "Сирени... отошли, пропали!" В конце романа Штольц, ставший мужем Ольги, жалея Обломова, приглашает его в гости, надеясь, что в нем еще проснутся душевные силы: "Вспомнишь парк, сирень и будешь пошевеливаться".

Происхождение названия сирень связано с древнегреческой легендой, рассказанной в "Метаморфозах" Овидия. Гончаров, как и его современники, хорошо знал античные легенды о происхождении растений. В романе "Обломов" легенда о Сиринге получает обратную трансформацию, так же, как и взятый из "Метаморфоз" миф о Пигмалионе, который своей любовью будто бы оживил статую Галатеи. У Гончарова Ольга, старавшаяся пробудить душу Обломова, с досадой подумает: "Но это какая-то Галатея, с которой ей самой приходится быть Пигмалионом". И в роли Сиринги в романе так же оказался Илья Ильич, искавший спасения от беспокойной и требовательной любви Ольги. В Англии, например, жениху, с которым девушка по какой-либо причине не могла связать свою судьбу, посылалась ветка сирени. В романе "Обломов" для Ольги Ильинской сирень олицетворяла "цвет жизни", весну души, пробуждение первых любовных чувств. Но, независимо от намерений самой девушки, ветка сирени, протянутая Ольгой Обломову, в точности исполнила свое роковое предназначение. Они были обречены на разлуку.

Роза

Символика розы в литературе вполне ясна и ординарна – по большей части это символ любви.В русской литературе розы были упомянуты авторами всех литературных течений. Например, в 1834 Иван Петрович Мятлев пишет свое произведение «Розы» и это классицизм. Символизм это – «Розы тяжесть и нежность» Мандельштама. Кстати, мотивы Мятлева позже употребил в своей поэзии Игорь Северянин в своей эмиграционной поэзии «Классические розы». У каждого автора роза – своя. Если в вышеописанных произведениях она не является позитивным символом, как красноречиво об этом говорит название стиха Мандельштама, то, к примеру, у Брюсова это символ девичества – тонкий стебель, белые цветы нередко идут в параллели с рассказом о девических мыслях. Роза – как то, обо что можно уколоться – отдельная литературная тема, начиная от сказок о спящей царевне в европейской литературе («Шиповничек»), заканчивая стихотворениями Асадова. В 1912 году Александр Александрович Блок пишет поэму «Роза и крест», выражая тем самым свою несбыточную мечту о счастье, эссенциальная суть которой лежит в словах ««Сердцу закон непреложный — Радость — Страданье одно!» и роза у него в этом произведении ни много ни мало черного цвета. Так вот с этой же поэмой Блок потом будет полемизировать в 1914 году, пытаясь все-таки отыскать свое счастье, и вновь вернется к этой теме в дальнейшем своем творчестве. Во французской литературе роза – символ любви и трагизма, как, например у Луи Арагона в «Розе и Резеде» или у Жана Жене в «Чуде розы».

Ромашка

Ромашка - на языке цветов - юность, невинность, романтичность. Поэтому в литературе образ ромашки всегда ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости. Такова ромашка в сказке Г. X. Андерсена «Ромашка». Скромный маленький цветок рос за оградой сада, вдали от пышных пионов и ярких тюль­панов. Утром она протягивала белые лепестки навстречу солнцу, была счастлива и мечтала об одном: чтобы жаворонок, парящий вы­соко в небе и поющий чудесные песни, приземлился недалеко от нее, и она могла бы полюбоваться им и послушать его пение. Каково же было удивление ромашки, когда она увидела жаворонка рядом с собой, услышала песни, которые жаворонок пел только для нее. От счастья она долго не могла уснуть, а когда проснулась утром, увидела жаворонка в неволе. Всеми силами маленькая скромная ромашка старалась утешить и облегчить участь невольника, но он умер от тоски. И ромашка тоже увяла от горя и жалости к жаворонку.

Символически выделен образ ромашек в стихотворении «Над вечным покоем». Картину природы составляют несколько деталей — “кусты малины”, через которые проходит лирический герой, обозначение воды в тумане, погост. Однако из всех образов выделяются ромашки.

В образе ромашек символически задействованы две характеристики: цветовая и национальная. Ромашки — это символ Родины. Цветовая характеристика образа, со своей стороны, оформляет философские размышления героя о жизни и смерти.

Когда ж почую близость похорон,Приду сюда, где белые ромашки,Где каждый смертный свято погребёнВ такой же белой горестной рубашке… 

(Н. Рубцов)

3. Заключение

Многие поэты любили и воспевали в стихах нежные, прекрасные цветы. Знание языка цветов, разработанного христианской символикой и используемого не только в религиозной, но и в светской жизни, позволяет проникнуть в смысл произведения. И если это удается, все произведение порой озаряется новым светом, в который раз удивляя своей бездонной глубиной.

Таким образом, если учитывать семантику цветов, их символическое значение, можно получить сведения, углубляющие смысл произведений.

Следовательно, символика цветов играет большую роль в произведении, эти детали начинают приобретать новый, особенный смысл, цветок становится своеобразным символом-лейтмотивом, который проходит через все произведение, помогает понять скрытый символический подтекст той или иной сцены в произведении русской классической литературы и живописи.

Кроме того, россыпь цветов в русской литературе означает "воспетую красоту", а символический подтекст в выборе художником слова растений должен был заставить задуматься читателя о бытие и кому он обязан этим цветением жизни.

Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. Пусть в жизни каждого человека это состоится. А пока... Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок - земля превратится в сад... Мир природы - залог бессмертия и красоты, вдохновения и мудрости:

Остаться можно в памяти людской

Не циклами стихов и не томами прозы,

А лишь одной-единственной строкой:

"Как хороши, как свежи были розы!"

Список литературы

Интернет-сайты:

  1. http://ru.wikipedia.org.

  2. http://xreferat.ru

  3. http://sibac.info

infourok.ru

Проектно-исследовательская работа «Цветы в литературе, фольклоре и мифологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Подгоренская средняя общеобразовательная школа № 1»

Подгоренского района Воронежской области.

Проектно-исследовательская работа

«Цветы в литературе, фольклоре и мифологии»

Секция: «Филология»

Автор работы:ПредущенкоАлефтина

Сергеевна,ученица 5 «Б» класса

Руководитель:Медкова Н.И., учитель русского языка и литературы.

Пгт Подгоренский

2018 г.

Содержание

Введение………………………………………………………….2-3

Основная часть

Глава 1. Цветы в творчестве поэтов и писателей…………………4

Глава 2. Цветы в фольклоре и авторских сказках………………...4

Глава 3. Цветы в мифах, легендах и преданиях…………………..5

Глава 4. Цветы в стихах…………………………………………..6-8

Заключение…………………………………………………………..9

Список литературы и источников……………………………..10-11

Приложения…………………………………………………………

Введение.

Цветы привлекательны своим многообразием, богатством видов, красок, ароматов. Особо значимы образы цветов в фольклоре, мифологии и поэзии. Це­лые стихотворения посвящены отдельным цветам. На «языке цветов» поэты говорят о том, что считают самым важным и интересным.

Вероятно, на Земле нет ни одной страны, в которой не существует мифов, сказок или легенд о растениях.

Актуальность темы

  • Актуальностьданнойтемызаключаетсявтом, чтооназнакомитсразнообразнымицветами, снароднымилитературнымтворчеством, мифаминародовразныхстран.

  • Использоватьмоюработуможнонаурокахлитературыприизученииданныхпроизведений, такженаурокахвнеклассногочтения.

Цель:1. Ознакомиться с литературными произведениями, фольклорным творчеством и мифами разных народов, в которых встречается упоминание о цветах, выявить цель использования образов цветов в данных произведениях;

Задачи:

- провести опрос на тему самые любимые растения и то, что связанно с ними, а так же какие знаешь предания, связанные с растениями;

- изучить легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, связанные с растениями;

- исследовать и проанализировать авторские сказки, в которых мы встречаем цветы;

- найти и проанализировать стихотворения о цветах;

Объектом исследования стали образы цветов, встречающиеся в русской поэзии, произведениях, язык цветов.

Предмет исследования – стихотворения русских поэтов, литературные произведения, легенды и мифы о цветах.

Методы:- поисковый метод - сбор данных о произведениях литературы и фольклора, в которых встречается упоминание о цветах;- аналитический метод - анализ и систематизация этих данных с последующим выводом;- статистический метод - результаты опросов и анализов;- обобщение - находили причины того, что некоторые растения есть в мифах, легендах разных стран.

Разрабатывая понятиеобраз, мы использовали:

  • «Словарь поэтических образов» Н. Павловича;

  • энциклопедия «Эмблемы и символы;

  • статья Веселовского А.Н. «Из поэтики розы»;

  • книга Смирновой «Цветок в русской лирике начала XIX века».

Результаты исследовательской работы:1. Было прочитано 15 книг и посещено 35 различных тематических сайтов сети Интернет.2. Прочитано более 20 мифов народов Древнего Египта, Китая, Индии, Японии, Персии, Малайзии и Индонезии, других народов Востока, Северной Америки, Африки, Древней Греции, Древнего Рима, Скандинавии, народов Европы, славян и России.3. Проведены опросы среди учащихся, учителей и работников школы, которым были предложены вопросы:

Какое ваше любимое растение? Что вы знаете об этом растении?

Знаете ли вы какие-нибудь легенды или предания, стихи, связанные с растениями?

4. По результатам опросов и анализам произведений составлены таблицы и диаграммы.

5. Проанализированы образы цветов в стихотворениях, авторских сказках, пословицах, поговорках и загадках.

6. Собраны и систематизированы мифы разных народов о цветах.

Глава 1. Особое место цветов в творчестве писателей и поэтов.

Нередко цветы "растут" на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты.

Цветы часто становятся чуть ли не главными героями произведений литературы или играют важную роль в жизни персонажей. Вспомните хотя бы Маленького Принца из всеми любимой сказки С. Экзюпери. На его маленькой планете росла прекрасная роза, за которой мальчик так любил ухаживать, хоть и была она горда и капризна.

Глава 2. Цветы в фольклоре и авторских сказках

Хочу остановиться на таких жанрах фольклора, как пословицы и поговорки. Исследуя содержание собранного материала, я сделал вывод, что в пословицах и поговорках цветы олицетворяют красоту, жизнь, радость:

На красный цветок летит и мотылек. Весна красна цветами, а осень плодами.

Красна девка в хороводе, что маков цвет в огороде.

Но есть пословицы и поговорки, в которых народ считает красоту цветка завлекающей и обманчивой, рассуждая, что не в красоте счастье:

И красивые цветики ядовиты бывают.

Из одного и того же цветка змея делает яд, пчела — мед.

Пыль оседает и на самых лучших, и на самых свежих цветах.

Сегодня в цветах, а завтра в слезах.

Цветы, пусть даже вымышленные, - важные элемент народного фольклора, именно они помогают главным героиням сказок преодолеть трудности и подлости недоброжелателей. Конечно же, все помнят наивную и добрую детскую сказку «Цветик-Семицветик» о том, как волшебный цветок научил девочку любви и состраданию. Сказка несет свою мораль о нашей жизни. И говорит о том, что человек может выстроить свою жизнь самостоятельно, он может мечтать, получать жизненные уроки и ошибаться.А потом всегда сможет исправить свои ошибки и понять, что лучше это сделать позже, чем не сделать никогда.

В произведениях Г.Х. Андерсена из цветка появляется Дюймовочка. «Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшочек. Только она его посадила, зёрнышко сразу же дало росток, а из ростка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан.Вообще в сказках Г.-Х.Андерсена много цветов, любимым цветком писателя была роза. В «Снежной королеве» есть целый садик цветов. Прочитав эту сказку, я сделал вывод, что цветы розы выступают в ней в роли волшебного помощника Герды. Ожившие от слёз Герды розы помогают девочке выбраться из райского цветника.

А в сказке «Свинопас» нам встречается роза, которая никогда не вяла и издавала благоухающий аромат.

Подснежники из сказки С. Маршака «12 месяцев» стали причиной, по которой мачеха выгнала падчерицу в лес, но они ж привели ее к удивительному знакомству с 12 месяцами.

А кто не помнит русскую народную сказку "Аленький цветочек", рассказанную в детстве ключницей Пелагеей Сергею Аксакову и записанную им в 1885 году? Это история о доброй девушке и чудовище, которое превратилось в прекрасного принца благодаря ее любви, символом которой и стал хрупкий аленький цветочек.Аленький цветочек – не просто желанный подарок для Настеньки, а символ её бескорыстности, доброты, умения ценить настоящую живую красоту. Значит, образ аленького цветочка (не заморского, диковинного, а своего, простого, каких много и на наших лугах) нужен был автору сказки, чтобы показать красоту и простоту души Настеньки.

Жизнь настоящего цветка недолговечна, и поэтому мастера золотые руки всегда стремились и стремятся создать вечный цветок. Мечтал об этом и Данила- мастер из сказа Павла Петровича Бажова «Каменный цветок».

Глава 3. Цветы в мифах, легендах и преданиях

Существует множество мифов, легенд о цветах. Вспомните мифы Древней Греции. Могучий Геракл победил жестокого льва. "Я создам цветок", — сказала Флора, — который будет напоминать людям разорванную пасть немейского льва". Какой же цветок, по древнему поверью, славит первый из 12 подвигов Геракла? — Называется этот цветок "Львиный зев".

Я обнаружил множество интересных мифов и легенд, связанных с цветами, их возникновением и историей.

«Селам» – язык цветов, которым пользовались в турецких гаремах. Он был введен в Европе шведским королем Карлом XII, который узнал об этом языке при оттоманском дворе во время своего вынужденного пребывания в Турции. Через несколько лет этот язык появился и в Англии. При помощи правильно составленного букета, оказывается, можно выразить самые разные чувства — от привязанности и дружбы до неприязни и ненависти.

Глава 4. Цветы в стихах.

Много стихотворных произведений о цветах.Не зря же говорят, что родником поэзии есть красота. Именно в ней они ищут вдохновение и ее же воспевают в своих произведениях. Поэтому цветы - величественные и хрупкие, аристократичные и полевые, цветущие и увядающие - всегда привлекали мастера пера, приобретая символическое значение и глубокий смысл.

Вспомним Анну Ахматову, с её огромным количеством фиалок, лилий, георгин и маргариток, встречающихся практически в каждом раннем стихотворении.Александра Сергеевича Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина. А также Жемчужникова, Бунина, Алексея Константиновича Толстого?

Я познакомился с их поэтическими произведениями, исследовал и провел сопоставительный анализ стихотворений поэтов.

"И анютиных глазок стаяБархатистый хранит силуэт -Это бабочки, улетая,Им оставили свой портрет…"(А.Ахматова)

"Шиповник так благоухал,Что даже превратился в слово.И встретить я была готоваМоей судьбы девятый вал."(А. Ахматова)

"Темной ночью белых лилийСон неясный тих.Ветерок ночной прохладойОвевает их.Ночь их чашечки закрыла,Ночь хранит цветыВ одеянии невинномЧистой красоты."(И. Бунин)

"Как хороши, как свежи были розыВ моем саду! Как взор прельщали мой.Как я молил весенние морозыНе трогать их холодною рукой!"(И. Мятлев.)

"Поутру, на заре,По росистой травеЯ пойду свежим утром дышать;И в душистую тень,Где теснится сирень,Я пойду свое счастье искать..."

(Екатерина Андреевна Бекетова)

"Не о былом вздыхают розыИ соловей в ночи поет;Благоухающие слезыНе о былом Аврора льет…"

(Федор Тютчев)

"О первый ландыш! Из-под снегаТы просишь солнечных лучей;Какая девственная негаВ душистой чистоте твоей!"

(Афанасий Фет)

"Цветики убогие северной весны,Веете вы кротостью мирной тишиныЛандыш клонит жемчуг крупных белых слез,Синий колокольчик спит в тени берез,Белая фиалка высится стройна,Белая ромашка в зелени видна,Здесь иван-да-марья, одуванчик там,Желтенькие звезды всюду по лугам,Изредка меж листьев аленький намек,Словно мох, бессмертный иммортель-цветок, -Белый, желтый, синий - в зелени полян,Скромный венчик небом обделенных стран."

(Валерий Брюсов)

Да разве всех перечислишь...

А.С.Пушкин в своем творчестве чаще всего использует такие цветы, как роза, мирт, фиалка, ландыш, лилия. Количество упоминаний растений в поэтических произведениях Пушкина – 320!

Я сопоставила, сколько раз упоминаются следующие цветы:

У ПушкинаУ Лермонтова

Роза- 40 1

Слово «цветок» – 21 5

Всего других цветов - 70 7

При опросе в школе я выяснила, что 76% опрошенных любимым цветком считают розу, 12% - хризантему, 4% - ромашку, 3% - гладиолус, 2% - астру, 2% - сирень, 1% - другие цветы. В Приложении к работе я систематизировала мифы и легенды о цветах из разных источников. О некоторых цветах существует по нескольку разных мифов у разных народов. Но больше всего информации о розе.

Люди сочинили много легенд и сказок о прекрасной розе. Красота и мистическая притягательность розы привлекла к себе внимание человека. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. Роза пользовалась любовью и популярностью у всех народов мира.

Заключение

Тот, кому ты даришь цветы, поймет тебя без слов. Наверное, именно поэтому и поэты, и писатели трепетно относятся к цветам, изображая их в своих произведениях. Я прочитал рассказы и авторские сказки, в которых используются образы цветов. В моей работе подтвердилась гипотеза: в детских рассказах и сказках на «языке цветов» писатели говорят о том, что считают самым важным и интересным. Я обнаружил, что цель использования образов цветов может быть разной.

Цветы – волшебные помощники героев сказок (В. Катаев «Цветик-семицветик», Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»).

Цветы – символы любви, верности, подвига, бескорыстности (Л.Гераскина «Синий цветочек для мамы», С.Аксаков «Аленький цветочек», Е.И.Носов «Живое пламя»).

Цветок – труженик, пример для подражания, ведь он из серого праха земли рождает красоту, так и человек способен, работая над собой, явить миру красоту своей души (А.Платонов «Цветок на земле», «Неизвестный цветок»).

Я познакомилась со многими стихотворными произведениями о цветах. В большинстве этих произведений цветы – это прекрасное чудо, предметы восхищения, воплощение красоты и грации. Большое значение в стихах придаётся цвету растения. Этот цвет может создавать образ: белые ромашки и лилии, жемчужные слёзы ландыша, синие колокольчики, алые лепестки розы, жёлтенькие звёздочки иван-да-марьи.

Я узнала много нового об истории названий цветов из мифов и легенд разных народов. О некоторых цветах сложено по нескольку легенд. Что интересно, легенды и предания разных народов иногда очень похожи! И везде: в сказках, стихах, мифах, легендах – цветы олицетворяют красоту, чистоту, прелесть нашей природы.

Красота не возникает сама по себе, она создаётся нашими руками.

Именно поэтому возникла мысль взять «шефство» над клумбой в школьном дворе, каждую весну засеивать её семенами петуний, бархоток, цинний, астр, мальвы декоративной и другими. Возможно, это будет темой другого моего проекта.

Список литературы и источники сети Интернет, использованные в работе:

1. Зигуненко С. Н. Знаки и символы - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.2. Видрак. Боги и Богини. - М.: ТЕРРА, 1996.3. Токмакова И.П., Скандинавские легенды. - М.: Эксмо, 2002.4. Животные, растения. Мифы и легенды. - М.: Аванта+, Астрель, 2007.5. МоложавенкоВ.С.Тайны красоты: книга о цветах. М. Педагогика-Пресс,1993.

6. Волшебная справедливость. - М.: ТЕРРА, 1996.7. Волшебный мир цветов. - СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1997.8. Рой Маккалистер. Все о растениях в легендах и мифах. - СПб.: ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2007.9. Сафонов Н.Н. Полный атлас лекарственных растений. - М.: Изд-во Эксмо, 2006.10. Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. М. Педагогика-Пресс. 1998.

11. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - СПб.: Альфарет, 2006.12. Школьник Ю. Растения. Полная энциклопедия. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.13. Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998.14. Кун Н.А. Мифы и легенды Древней Греции. - М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2004.

15. М.Ридерз. Планета чудес и загадок., М., 2011.

http://floweredem.uol.ua/text/1000916 www.handmadeflowers.ru/interesting.html

http://www.lepestok.kharkov.ua/story.htm

http://www.florissimaltd.ru/articles/1355.html

http://maffangance.ucoz.com/news/tjulpany/2013-07-26-149

http://folklor.igraemsdetmy.ru/?p=1760

http://www.youtube.com/watch?v=4UtzD-I28qs#t=185

http://zoomir.forumbb.ru/viewtopic.php?id=764&p=2

http://www.fdsflowers.ru/legendy_o_cvetah/

http://www.larose.ru/pages/historyofrose.php www.folkmed.infowww.myfhology.narod.ru www.flowersweb.infowww.flowers-house.ru www.laiting.beon.ruwww.sendflowers.ru www.luzok.ruwww.aingard.ru www.wikipedia.ruwww.svb.org.ru www.ehthiogen.ruwww.mag-i-a.ru www.drunemeton.intersuum.ruwww.mirslovarei.com www.fotodelo.ruwww.fotosaight.ru www.migranov.ruwww.xsunx.ru www.rusbiophoto.comwww.bce.sci-lib.com

6

multiurok.ru

ОБРАЗЫ ЦВЕТОВ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ

ОБРАЗЫ ЦВЕТОВ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Кудряшов Эдуард

класс 7, МКВ(с)ОУ «В(с)ОУ № 7» при ЛИУ, г. Ленинск-Кузнецк

Машинистова Оксана Валериевна

научный руководитель, педагог первой категории, преподаватель русского языка и литературы, МКВ(с)ОУ «В(с)ОУ № 7» при ЛИУ ,г. Ленинск-Кузнецк

 

Предлагаемая работа посвящена исследованию авторского мастерства русских поэтов в написании лирических произведений, посвященных цветам, а также знакомство с селамом — языком цветов, легендами и мифами, трактующими названия цветов.

Гениальность и величие классиков русской литературы не нуждается в доказательствах, тем более моих. Но галерея цветов, представленная в русской поэзии, не может не поразить: практически каждый русский поэт открывает нам настроение природы, разнообразие ее состояний, каждый упоминающийся цветок имеет право на свою жизнь. По подсчетам исследователей, более тридцати цветов «живут» в произведениях авторов. И каждый герой — цветок имеет свое лицо, характер! Хочу отметить, что лица эти очень запоминающиеся. Какие же цветы чаще всего встречаются в поэзии, что они олицетворяют, что несут читателям? Это мы и решили выяснить в ходе исследования.

Объектом исследования стали образы цветов, встречающиеся в русской поэзии, язык цветов.

Предмет исследования — стихотворения русских поэтов, легенды и мифы о цветах.

Цель работы — выявление специфических особенностей создания различных образов цветов.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1.  Ознакомиться с работами, посвященными образам цветов в русской поэзии, языку цветов.

2.  Выявить частотность употребления образа цветка в произведениях русских поэтов.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы: изучение научной литературы по теме, сбор и систематизация материалов, анализ и интерпретация полученных данных.

Материал исследован и обработан в период с сентября 2012 года по декабрь 2012 года.

Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования, а также списка использованной литературы.

Для осуществления данного исследования потребовалось ознакомиться с рядом источников. Разрабатывая понятие образ, мы использовали «Словарь поэтических образов» Н. Павловича, в котором дается толкование законов, по которым создаются поэтические образы. Словарь помог понять сущность образа и оценить частоту его появления в литературе.

Изучив работу Г.И. Иванова «Формулы творчества или как научиться изобретать», выяснили, какие художественные средства использовали писатели и поэты, создавая свои поэтические образы цветов.

Поскольку нас интересовал язык цветов, легенды и мифы происхождения отдельных цветов, внимательно рассмотрели энциклопедию «Эмблемы и символы». Большую помощь в работе нам оказала статья Веселовского А.Н. «Из поэтики розы», книга Смирновой «Цветок в русской лирике начала XIXвека», из которых мы узнали, как часто использовались образы этих цветов в русской поэзии.

Главным источником практической части исследования стали тексты стихотворений русских поэтов, легенды и мифы о цветах.

С древних времен цветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слез Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко говорится об отвергнутой им морской царевне, из слез которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке, названном его именем. Не только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в ее развитии играют русские писатели и поэты, считающиеся непревзойденными общепризнанными мастерами описания природы. Русский свободный дух и восхищение необъятными просторами, вот что выгодно отличает авторов русской школы от их коллег из душной индустриальной Европы. Даже ярким представителем символизма в литературе, в своем возмущении массовой урбанизацией, протесте против бездушного городского хаоса, не мог пройти мимо мирного созерцания природы.

Цветки убогие северной весны,

Веете вы кротостью мирной тишины

пишет он в своем стихотворении «Фиалка» в 1912 году.

Поэзия же Афанасия Фета, напротив, не соответствовала духу времени и накаляющейся социально-политической обстановке второй половины XIX-го века. Его стихи не были признаны широкой публикой при жизни поэта, но в то же время находили своих восхищенных поклонников в литературных кругах.

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей.

Эти строки, точно передающие настроение природы и разнообразие ее состояний, ставят Фета в этой области литературы в один ряд с таким столпом русской поэзии, как Федор Тютчев. Достоевский сравнивал Тютчева, как лирического поэта с Пушкиным, а Толстой считал, что он даже превосходит его. Но в отличие от других поэтов, описывающих природу, описания Тютчева не детализированы, а носят общий, абстрактный характер. Тютчев очень часто, в своих стихах, говорит о цветах, но только в единичных случаях называет их. Тем самым, передавая не конкретику природы, а общий ее настрой и энергетику. Но все же и у него есть исключения:

Не о былом вздыхают розы

И соловей в ночи поет;

Благоухающие слезы

Не о былом Аврора льет…

Какие глубокие, насыщенные, переполненные грустью и состраданием строки.

Совершенно другим автором был Александр Блок. В первую очередь при разговоре о цветах в литературе, его имя и ассоциируется с розами и Иисусом Христом из поэмы «Двенадцать»: «В белом венчике из роз / Впереди — Иисус Христос». Но Блок был еще и автором поэмы «Ночная Фиалка», написанной в 1906 году. Поэма, где реальность слита с книжной романтикой, с нами и мифами, ожиданием чуда и наступления царства красоты. Не мог Александр Блок не писать так ярко и самобытно, как и не мог он забыть того старого сада его детства, с главным его украшением — сиренью. Сада, принадлежащего его тете, поэтессе Екатерине Андреевне Бекетовой, автору прекрасных слов:

Поутру, на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать;

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду свое счастье искать…

Эти стихи впоследствии были положены на музыку Рахманинова и стали одним из самых популярных романсов своего времени. А разве можно не упомянуть здесь такого великого писателя, как Ивана Тургенева с его строчками:

И ты срываешь стебель зыбкой.

В петлицу бережной рукой

Вдеваешь, с медленной улыбкой,

Цветок, погубленный тобой…

И только ему свойственными стихами в прозе: «Она увидела розу, схватила ее, взглянула на ее измятые, запачканные лепестки, взглянула на меня, —и глаза ее, внезапно остановившись, засияли слезами».

А Анну Ахматову, с ее огромным количеством фиалок, лилий, георгин и маргариток, встречающихся практически в каждом раннем стихотворении? А Александра Сергеевича Пушкина, хранившего подаренный ему Анной Керн гелиотроп?

В описании цветов, не отстают от поэтов и прозаики. Один из них, незаслуженно забытый в настоящее время, Валентин Катаев. Как не вспомнить его волшебную историю «Цветик-Семицветик»? Добрую и озорную сказку, воспитавшую у многих поколений чувства сострадания и милосердия. А кто не помнит русскую народную сказку «Аленький цветочек», рассказанную в детстве ключницей Пелагеей Сергею Аксакову и записанную им в 1885 году? Сколько волшебных минут было прожито с этой сказкой каждым из нас. В переживаниях за честную, добрую и верную своему слову дочку младшенькую, и осуждении жадных и корыстных дочерей старших, доброго, но такого недальновидного купца. И с какой детской наивностью радовались мы счастливой, волшебной и неожиданной развязке.

Люди живут и умирают. А цветы, пока ими любуются и восхищаются — вечны. И как сказал Яков Хелемский о русском поэте Иване Мятлеве:

Остаться можно в памяти людской

Не циклами стихов и не томами прозы,

А лишь одной — единственной строкой:

«Как хороши, как свежи были розы!»

Веками существовал специальный поэтический язык, язык, для которого решающее значение имеют устоявшиеся формулы, берущие начало в культовой традиции, фольклоре, исторически развивающиеся от одной поэтической системы к другой. В данной работе я попыталась проследить, какие же поэтические формы, слова находили поэты для характеристики цветов, какие мифы и легенды помогали им создавать такие яркие и красочные образы. Читая стихотворения русских поэтов: А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета. Ф. Тютчева, В. Брюсова, К. Бальмонта, С. Есенина, И. Бунина, А. Ахматовой — я пришла к выводу, что первенство в русской поэзии одержал скромный, но очень душистый цветок — ландыш. Сколько талантливых людей вдохнули скромные белые колокольчики с душистым ароматом! Они были любимыми цветами Н. Карамзина, И. Бунина, А. Куприна, И. Репина, Д. Менделеева, П. Чайковского. Пылким поклонником майской лилии долин был П.И. Чайковский. Еще в детстве он с нетерпением ждал цветения ландышей, надеясь подкараулить гномов, которые зазвонят в маленькие белые колокольчики. Затем в Клину старательно разводил их. Однажды из Италии л брату Модесту: «В первый раз в жизни мне удалось написать в самом деле недурные стихи, к тому же глубоко прочувствованные… Хотя они достались мне с большим трудом, но я работал над ними с таким удовольствием, как и над музыкой». Стихи эти были найдены при разборе личного архива композитора уже после его смерти и опубликованы в «Русском вестнике» в 1894 г.:

…Я жду весны. И вот волшебница явилась.

Свой саван сбросил лес и нам готовит тень.

…И речки потекли, и роща огласилась,

И, наконец, настал давно желанный день.

Скорее в лес! Бегу знакомою тропою.

Ужель сбылись мечты, осуществились сны?

Вот он! Склонясь к земле, я трепетной рукою

Срываю чудный дар волшебницы весны.

О ландыш, отчего так радуешь ты взоры.

А затем они были положены на музыку А. Аренским и стали знаменитым романсом. Романсы, посвященные ландышу,— не редкость. В поэзии вообще море лирических метафор и образов, связанных с ландышем.

В. Брюсов: «Ландыш клонит жемчуг крупных белых слез…»

С. Есенин: «Я по первому снегу бреду, в сердце ландыши вспыхнувших сил».А вот Ахматова — Б. Пильняку:

…Когда бессонный мрак вокруг клокочет,

Тот солнечный, тот ландышевый клин

Врывается во тьму декабрьской ночи…

Она же, вспоминая о первой встрече с О. Мандельштамом, писала: «Тогда он был худощавым мальчиком с ландышем в петлице, с высоко закинутой головой, с ресницами в полщеки». И может, неслучайны в стихах М. Цветаевой, посвященных А. Ахматовой, трогательные строки: «Полюбился ландыш белый одинокой резеде…»

Б. Пастернак лаконично и ярко описывает заросли майской лилии долин:

Но ты уже предупрежден.

Вас кто-то наблюдает снизу:

Сырой овраг сухим дождем

Росистых ландышей унизан.

Многие поэты, в частности, М. Лермонтов, А. Фет совершали по весне прогулки специально для того, чтобы полюбоваться майской лилией долин. И много еще можно приводить примеров, но исчерпать их — вряд ли возможно. Удивительной притягательностью обладает этот неброский цветок!

Цветок, который по праву занимает также лидирующее положение — это роза. Роза — один из древнейших поэтических образов. Его корни уходят в античность, фольклор, религию. Розу любили и воспевали с незапамятных времен. Ей поклонялись, о ней слагали легенды, предания. Самые первые сведения о розе встречаются в древнерусских сказаниях. В древней индии существовал закон, по которому каждый, принесший царю розу, мог просить у него все, что пожелает.

В символике античности на первый план выступал миф о смерти Адониса, возлюбленного Афродиты, из крови которого, по преданию, произросли первые красные розы. Благодаря этому они стали символом побеждающей смерть любви и возрождения.

Наши мастера художественного слова очень верно поди красоту, и силу, и нежность, которой обладают розы. Они всегда притягивают к себе взгляд! Невозможно пройти, не взглянув на это чудо, созданное природой:

Цвела она пышно,

Цвела она праздно,

Цвела все отчаянней

День ото дня,

Любимая

Белая роза моя. (В. Федоров)

 

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица роза,

Благоуханна и пышна. (А. Фет).

Сколько экспрессии, чувства заключено в этих строчках! Эпитеты и метафоры приходят на помощь поэтам, даруя красоту и поэтичность, оживляя образ этого цветка, делая его царственным и неподражаемым.

Много теплых строчек посвятили поэты ромашкам, василькам, одуванчикам, незабудкам. И каждое стихотворение остается в душе читателя. Вряд ли найдется равнодушный к поэзии, обращенной к цветам. Многие поэты признавались, что интерес к этой флористической теме возник после прочтения мифов и легенд о цветах. Обратимся и мы к ним.

В течение многих веков на Востоке как символ, иносказание использовался селам — язык цветов, способ выражения мыслей и чувств при помощи растений и их сочетаний. Признанием в любви служила ветка цветущей вишни, белая гвоздика — знаком доверия, красная гвоздика или роза выражала страсть, клевер — печаль, астра — ожидание. По числу цветков гиацинта назначался день свидания, а колокольчик помогал определить его час. Активно использовалась цветочная символика в средневековье. Предлагая даме руку и сердце, рыцарь посылал ей розу с миртом, а к дама в знак согласия отправляла маргаритки. В Японии силу, счастье, долголетие и выносливость символизирует сосна, надежду и вечное обновление — цветущая ветка сливы, а Цветущая ветка яблони — пожелание мира в семье. Почти у всех народов символ любви — роза, а у древних греков белая роза была знаком молчания. Интересны символические значения сочетаний некоторых растений. К примеру, ирис для японцев — символ мужества и доблести, а в сочетании с ситником — знак простоты. В свою очередь, композиция сосны с розой символизирует вечную молодость, а с сакурой — преданность и рыцарство.

Появление этих символов закономерно. Они являются результатом глубокого погружения в природу, длительного ее изучения, созерцания, наблюдения и вызывают большое уважение и интерес. Определенные значения, закрепленные за растениями, порой переменчивы и противоречивы, поэтому не являются чем-то неизменным. Цветочные символы одного народа нередко отличны от символов, принятых у другого. Это связано с тем, что на цветочную символику влияли не только популярные в народе мифы и легенды, но и важные исторические события, связанные с теми или иными цветами.

Мы не ставим перед собой задачу рассказать обо всех растениях и их символике. Упомянем только некоторые из них. История возникновения многих растений на протяжении многих лет была связана с небольшими легендами и мифами, создаваемыми в разных странах. И неудивительно, что символизм, присущий тем или иным цветам, берет свое начало как раз из этого народного творчества.

Астра — символ ожидания, печаль; звезда, вечность красоты; чувство, задумчивость. В Древней Греции носили как амулет на счастье. По легенде, ее происхождение звездное, она выросла из пылинки, упавшей со звезды. Существует поверье, что если ночью встать среди астр и прислушаться, то можно услышать перешептывание — это цветы общаются со своими сестрами звездами.

Боярышник — символ любви и любовных обрядовых празднеств; символ целомудрия. В Древней Греции ветки боярышника сжигали на алтарях Гименея — бога счастливого брака, а цветами растения осыпали и украшали невесту. Гименей изображался стройным юношей с факелом в левой руке и с венком боярышника — в правой. По русским преданиям, деревенская девушка очень любила составлять букеты, плести венки, включая в них цветы, листья и ягоды боярышника. Ее красоту заметил внук Чингисхана, будущий Бату — хан, и пытался заговорить с ней, но она избегала его — у девушки был жених. Но Бату выследил ее и хотел добиться своей цели. Тогда русская девушка встала спиной к любимому кусту боярышника, выхватила спрятанный кинжал и, ударив себя в грудь, упала под растение. В ее честь на Руси всех девушек величали боярышнями, барышнями, а молодых женщин боярынями.

Василек — доверие, веселость, верность; простота, правда, красота жизни (Япония). Греки называли цветок «центауре», по имени Центавра (Кентавра) — мифологического существа, залечившего соком василька раны, нанесенные ему Гераклом. По древнеримской легенде, прекрасный юноша Цианус никогда не покидал полей, пока на них цвели васильки. Он плел из них венки и гирлянды и одевался в платье одного с ними синего цвета, а потом юношу нашли мертвым среди любимых цветов. Богиня Флора за его постоянство превратила тело Циануса в василек, с тех пор все васильки стали называться по-научному «цианус», что значит — синий.

Гвоздика — постоянство и верность; символ любви и чистоты; утонченность, признание в страстной влюбленности, страсть; символ борьбы и революции, честь, свобода; пылкие чувства; белая гвоздика — жизнь ради любви, желтая — неверие, презрение, полосатая — отказ (Япония). О ее происхождении повествует греческий миф. Рассерженная богиня охоты Артемида обвинила играющего на свирели пастуха в том, что он своей музыкой спугнул всю дичь и помешал ее охоте. Она в гневе вырвала у него глаза. Потом, раскаявшись и желая увековечить эти жалобно смотревшие на нее глаза, Артемида бросает их на тропинку. В ту же минуту из них вырастают две красные гвоздики. Воины Франции и Италии верили в чудодейственную силу гвоздики и носили ее как талисман. С красной гвоздикой были связаны храбрость и беззаветная отвага, поэтому Наполеон I, учреждая орден Почетного легиона в 1802 году, выбрал ленту для него красного цвета. После этого сторонники Бонапарта своим символом выбрали красную гвоздику, а сторонники Бурбонов выбрали белую.

Гиацинт — символ горя и печали: постоянного возрождения природы; грации и нежности; склонность к продолжительной привязанности. В переводе с греческого языка значит «цветок дождей», так как на родине в Малой Азии начинает распускаться с наступлением теплых весенних дождей. В древнегреческой мифологии любимцем Аполлона был Гиацинт, прелестный сын спартанского царя. Юноша не уступал богам ни в красоте, ни в силе, ни в ловкости. Гиацинт погиб во время состязаний по метанию диска. Маленький божок легкого ветерка Зефир завидовал юноше из–за внимания Аполлона и дунул на диск, повернув его в обратную сторону. Диск врезался в голову бедного Гиацинта. На месте гибели прекрасного юноши, из его крови, и появился удивительный цветок. Раньше по числу бутонов гиацинта узнавали день встречи.

Гладиолус — символ победы; символ благородства, памяти; безразличие; скрытность, сила характера, дружба, верность. В Древнем Риме считался цветком гладиаторов, его корень как амулет носили на груди. По легенде, в гладиолусы превратились мечи двух верных друзей — Севта и Тереса., не захотевших сражаться друг с другом по желанию императора и за это преданных смерти. Из-за узких длинных листьев, торчащих, как острые шпаги, гладиолус называют «шпажником».В средние века было поверье, что, если носить покрытую жесткой кожицей луковицу шпажника на груди, она делает человека неуязвимым. Рыцари надевали на грудь такой амулет и называли его «неодолимый панцирь».

Ирис — символ мужества, доблести, достоинства; символ страдания Богоматери. В переводе с греческого — «радуга». У древних греков был посвящен богине радуги Ириде, которая опускалась на землю, чтобы сообщить людям волю богов. У христиан острые листья цветка олицетворяли страдания сердца Богоматери.

Тюльпан — символ гордости, великолепия; удовлетворенность отношениями, благородство. Также считается цветком счастья. По легенде, в золотистым бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, никак нельзя было открыть бутон. По лугу шла женщина с ребенком, он вырвался и со смехом подбежал к цветку — и венчик тюльпана впервые раскрылся на звук радостного смеха ребенка. Первые сведения о цветке пришли из Персии, где он вырвался «дульбаш» — турецкая чалма, от этого слова произошло слово «тюрбан».

Ландыш — символ чистоты, нежности, верности, счастья и любви; тайная любовь, излияние сердца, ласка, Древние римляне считали, что цветок возник из капелек душистого пота богини охоты Дианы, когда она убегала от влюбленного в нее Фавна. Проходят дни, годы, меняются взгляды и привязанности людей, но любовь к цветам остается, интерес к истории происхождения не ослабевает, а лишь становится сильнее. Подводя итоги, отметим, что авторы — флористы-художники с необычайной способностью создания ярких портретов цветов. Они являются сверхнаблюдательными людьми и тонкими психологами, мастерами художественного сравнения, они подарили миру сотни выразительных, узнаваемых и незабываемых героев и героинь.

Перечитывая нетленные строки поэзии русских поэтов, по-новому вглядываясь в завораживающие строки стихотворений, я убедился, что поэзия неисчерпаема. За рамками представленной работы осталось много интересного: портреты лугов, парковых и элитных цветов, о которых написано много строк, цветовая гамма цветов, которая также несет в себе особый смысл. Эти направления могут стать перспективой дальнейшей работы по исследованию текстов стихотворений, посвященных цветам. Кроме того, интересным кажется сопоставление образов цветов у разных поэтов, а также их интерпретация в музыке и иллюстрациях.

 

Список литературы:

  1. Бидерман Г. Энциклопедия символов [Текст] / Г. Бидерман; Пер. с нем.; Общ. ред. и предисл. Свенцицкой И.С. — М.: Республика, 2000. — 335 с.
  2. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях [Текст]/ Н.Ф. Золотницкий — М.: Просвещение,2001.
  3. Иванов Г.И. Формулы творчества или как научиться изобретать [Текст]: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям/ Г.И. Иванов. — Л.: Детская литература,1999. — 187 с.
  4. Павлович Н. Словарь поэтических образов [Текст] / Н. Павлович. — СПб.: Славия, 2000.
  5. Словарь литературных терминов [Текст] / Ред. сост.: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. — М.: «Просвещение», 2002.
  6. Смирнова Н.В. Цветок в русской лирике начала XIX века [Текст] / В.Н. Смирнова — Ек.: Издательство Уральского университета,2003.
  7. Энциклопедический словарь юного филолога [Текст] / Сост. М.В. Панов. — М.: Педагогика, 2002.
  8. Энциклопедия эмблем и символов [Текст] / М.: Норма,2000.

sibac.info

Презентация на тему "Цветы в литературе"

Презентация на тему: Цветы в литературе

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Цветы в литературе Презентацию подготовили учащиеся 8 класса Руководитель: Кабан Описание слайда:

Цветы в литературе Презентацию подготовили учащиеся 8 класса Руководитель: Кабанова Елена Борисовна- учитель русского языка и литературы. МОУ «Усть-Щербединская СОШ»

№ слайда 2 Цветы сопровождают нас всю жизнь, встречают при рождении, утешают в старости, ра Описание слайда:

Цветы сопровождают нас всю жизнь, встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах, именинах и празднествах, они с нами и в последнем пути… Музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов».

№ слайда 3 Поэты о цветах «Гербарий» русской поэзии необычайно богат, едва ли есть поэт, ко Описание слайда:

Поэты о цветах «Гербарий» русской поэзии необычайно богат, едва ли есть поэт, который прошел бы равнодушно мимо букета или отдельного цветка и не посвятил бы ему прочувствованных строк…

№ слайда 4 Описание слайда: № слайда 5 Поэты о цветах Есть на полях моей родины скромные Сестры и братья заморских цвет Описание слайда:

Поэты о цветах Есть на полях моей родины скромные Сестры и братья заморских цветов: Их возрастила весна благовонная В зелени майских лесов и лугов. Видят они не теплицы зеркальные, А небосклона простор голубой, Видят они не огни, а таинственный Вечных созвездий узор золотой. Веет от них красотою стыдливою, Сердцу и взору родные они И говорят про давно позабытые Светлые дни. И.Бунин

№ слайда 6 Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить Описание слайда:

Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение и любовь. В Австрии в 1973 году был построен оперный театр. Для первого представления труппа выбрала оперу Сергея Прокофьева «Война и мир». Зал был переполнен. И лишь одно кресло в первом ряду оказалось незанятым: на нём лежала белая роза. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевший прилететь на представление, передал по телефону просьбу: положить на его место розу в знак уважения к великому композитору…

№ слайда 7 Роза - царица цветов Нет в мире ничего нежней и краше, Чем этот сверток алых леп Описание слайда:

Роза - царица цветов Нет в мире ничего нежней и краше, Чем этот сверток алых лепестков, Раскрывшийся благоуханной чашей. Как он прекрасен, холоден и чист,- Глубокий кубок, полный аромата, Как дружен с ним простой и скромный лист, Темно-зеленый, по краям зубчатый, За лепесток заходит лепесток, И все они своей пурпурной тканью Струят неиссякаемый поток Душистого и свежего дыханья. С.Я.Маршак «Абхазская роза»

№ слайда 8 И.С. Тургенев в1882 году писал из Франции своим друзьям Полонским: «Когда вы буд Описание слайда:

И.С. Тургенев в1882 году писал из Франции своим друзьям Полонским: «Когда вы будете в Спасском ,поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я, вероятно, никогда не увижу». И просил прислать «сиреневый цветок». Полонские выполнили эту просьбу.

№ слайда 9 Сирень По утру, на заре, По росистой траве Я пойду свежим утром дышать, И в души Описание слайда:

Сирень По утру, на заре, По росистой траве Я пойду свежим утром дышать, И в душистую тень, Где теснится сирень, Я пойду свое счастье искать. В жизни счастье одно Мне найти суждено, И то счастье в сирени живет; На зеленых ветвях, На душистых кистях Мое бедное счастье цветет… Е. Бекетова

№ слайда 10 По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же от Описание слайда:

По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал своё сердце Любаве. Царевна вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки, выросли ландыши- символ чистой и беззаветной любви. О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! Так дева в первый раз вздыхает- О чем, неясно ей самой,- И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой. А.А.Фет «Первый ландыш»

№ слайда 11 Колокольчики Вы идете по летнему лугу и видите среди разнотравья голубые колокол Описание слайда:

Колокольчики Вы идете по летнему лугу и видите среди разнотравья голубые колокольчики, нежные и неприхотливые цветы. Они чаруют своим изяществом и неброской расцветкой. Глядишь на колокольчики, и кажется, что у них есть душа, наивная, открытая, доверчивая… Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Темно-голубые? И о чем звените вы В день веселый мая, Средь некошеной травы Головой качая? А.К. Толстой

№ слайда 12 Невозможно, проходя мимо поляны, на которой растут ромашки, остаться равнодушным Описание слайда:

Невозможно, проходя мимо поляны, на которой растут ромашки, остаться равнодушными. Народная молва утверждает, что этот цветок похож на удивительный глаз, который всё видит. Ромашка, излучая свет, На солнышко похожая, Бежит везде за нами вслед, Своя, а не прихожая. До поздней осени на нас Бросает взгляды смелые Ее веселый желтый глаз Через ресницы белые, Она в лугу, она в лесу И рядом – на обочине. По всей земле ее красу Ветра рассредоточили. По всем полянам и полям Ромашка с мая месяца На счастье вам, на радость вам Растет, цветет и светится. М.Дудин «Ромашка»

№ слайда 13 Анютины глазки Анютины глазки, Жасмин, маргаритки, Вы – буквы на свитке Поблекну Описание слайда:

Анютины глазки Анютины глазки, Жасмин, маргаритки, Вы – буквы на свитке Поблекнувшей сказки. Вы где-то дышали, Кому-то светили, Без слез, без печали, Вы жили, вы были. И вот чрез мечтанья, Воздушны и зыбки, Вы шлете сиянья, Дарите улыбки. Вы шлете мне ласки, В бессмертном избытке, Жасмин, маргаритки, Анютины глазки. К.Бальмонт

№ слайда 14 Лилия-символ чистоты и невинности Я лилий нарвала прекрасных и душистых, Стыдлив Описание слайда:

Лилия-символ чистоты и невинности Я лилий нарвала прекрасных и душистых, Стыдливо-замкнутых, как дев невинных рой, С их лепестков, дрожащих и росистых, Пила я аромат, и счастье, и покой. И сердце трепетно сжималось, как от боли, А бледные цветы качали головой, И вновь мечтала я о той далекой воле, О той стране, где я была с тобой. А.Ахматова

№ слайда 15 Многие поэты любили и воспевали в стихах нежные, неприхотливые полевые цветы. Ра Описание слайда:

Многие поэты любили и воспевали в стихах нежные, неприхотливые полевые цветы. Растущие в полях и на лугах России. Цветики убогие северной весны, Веете вы кротостью мирной тишины. Ландыш клонит жемчуг Крупных белых слёз. Синий колокольчик спит в тени берёз. Белая фиалка высится стройна, Белая ромашка в зелени видна. Здесь Иван-да-Марья, одуванчик там, Жёлтенькие звёзды всюду по полям. В. Брюсов

№ слайда 16 Не спешите рвать цветы! Не рви цветов, не надо! Их нежный аромат Наполнил воздух Описание слайда:

Не спешите рвать цветы! Не рви цветов, не надо! Их нежный аромат Наполнил воздух сада, Они так красят сад! Ведь у тебя, малютка, Есть дома много роз… А здесь вот незабудка, Вот ландыш, полный слез; Левкой – такой душистый, Горошек, резеда, Ромашки серебристой Пахучая гряда… Не рви ж цветов, не надо! Их нежный аромат Наполнил воздух сада, Они так красят сад! Л.Чарская «Не рви цветов»

ppt4web.ru

Викторина Цветы в литературных произведениях - пройти тест онлайн - игра - вопросы с ответами

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. О каком цветке поэт XVIII столетия Буажолен написал целую поэму?

2. Какие цветы выращивал известный детектив Ниро Вульф в романах Рекса Стаута?

3. Как называется научно-фантастическое произведение Дэниела Киза?

4. Какой цветок является одним из ключевых персонажей аллегорической повести французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»?

5. Какой цветок фигурирует в названии исторического романа Александра Дюма-отца, посвящённый событиям 1672 года, вошедшего в голландскую историю как «год бедствий»?

6. Какого цвета были отвратительные, тревожные цветы, которые несла в руках Маргарита в мистическом романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?

7. Как называется роман Оноре де Бальзака, являющийся частью «Сцен деревенской жизни» из цикла «Человеческая комедия», главный герой которого Феликс де Ванденес полюбил замужнюю графиню?

8. Какому известному русскому поэту принадлежат строки «Дар поэта - ласкать и карябать, роковая на нем печать. Розу белую с черной жабой я хотел на земле повенчать...»?

9. Кому принадлежат строки «Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет.», и о каком произведении идёт речь?

10. Какие цветы выросли там, где упали слезы царевны Волхова в древнерусской легенде, полюбившей Садко, когда он отдал свое сердце Любаве?

kupidonia.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта