Растения в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей. Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 2016-2017 уч. года. ЭКОЛОГИЯ. 11 КЛАСС

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Растения в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей. Ответ:да, нет. Растения в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей


Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 2016-2017 уч. года. ЭКОЛОГИЯ. 11 КЛАСС

Часть 1

Тип задания – выбор правильного ответа (ответ «да» или ответ «нет») из представленных ниже утверждений.

  1. Термин «ноосфера» был предложен В. И. Вернадским.
  2. Эвтрофикaция – процесс повышения содержания питательных веществ в водной экосистеме.
  3. Наибольшее биологическое разнообразие в Евразии характерно для арктического биогеографического региона.
  4. Растения в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей.
  5. Действие ультрафиолетового излучения солнца можно уменьшить с помощью солнцезащитных очков и одежды с длинными рукавами.
  6. Единственная экологическая функция лесов – производство древесины.
  7. Использование экологической маркировки поощряет экологически благоприятное потребление.
  8. Плотины электростанций улучшают гидрологический режим рек, повышают качество воды водохранилищ.

Часть 2

Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных

1. В крупных городах, включая Самару, неоднократно предпринимались попытки уничтожения ворон как «вредных» птиц. С экологической точки зрения наиболее эффективным способом регулирования их численности является:

А) отлов и отстрел; Б) разведение естественных врагов – бродячих собак, кошек; В) уничтожение гнезд и кладок; Г) ликвидация несанкционированных свалок

2. Одним из критериев малонарушенных территорий является устойчивое существование на них популяций крупных хищных животных. Экологическое объяснение данного критерия заключается в следующем:

А) крупные хищные животные легче поддаются учету численности, что обеспечивает объективность результатов экологического мониторинга;

Б) крупные хищные животные отпугивают рабочих и браконьеров, что ослабляет хозяйственное воздействие на экосистему.

В) крупные хищные животные стоят на вершине пищевой пирамиды, и устойчивость их популяций свидетельствует об устойчивости всего сообщества.

Г) шкуры крупных хищных животных являются наиболее дорогим сырьем, определяющим промышленную ценность природных сообществ

3. В Волге не встречается:

А.) Плотва; Б) Кижуч; В) Лещ; Г) Окунь

4. Собранный зимой в городе снег нужно вывозить:

а) За город на поле; б) За город на пустошь; в) На лед прудов и озер; г) Специальный полигон.

5. Продуценты, консументы и редуценты входят в группу:

а) абиотических компонентов; б) биотических компонентов; в) антропогенных компонентов; г) эукариотических компонентов.

6. Организмы, использующие в качестве внешнего источника энергии солнечный свет, называют:

а) редуцентами; б) фототрофами; в) хемотрофами; г) продуцентами

7. Весь спектр окружающих организм элементов и условий в той части пространства, где он обитает и с чем непосредственно взаимодействует, называют:

а) фактором; б) средой; в) эдафотопом; г) биотопом.

8. Организмы, использующие в качестве внешнего источника энергии энергию химических связей, называют:

а) редуцентами; б) фототрофами; в) хемотрофами; г) продуцентами

9. Метод оценки состояния окружающей среды, основанный на учете количества лишайников в городских насаждениях в районах крупных предприятий, называют:

а) биодеградацией; б) гумификацией; в) лихеноиндикацией; г) нормированием.

10. Элементы среды, ограничивающие условия существования организма в данной экосистеме, называют:

а) антропогенными факторами; б) лимитирующими факторами; в) экологическими факторами, г) пограничными факторами

11. Форму взаимоотношений организмов, при которой один вид организмов поедает другой, называет:

а) конкуренция; б) паразитизм; в)  хищничество; г) мутуализм.

12. Химические элементы, постоянно входящие в состав организмов и необходимые для жизнедеятельности, называют:

а) микроэлементами; б) биогенными элементами; в) макроэлементами; г) ксенобиотиками.

13. Форму взаимоотношений организмов, при которой один вид организмов использует другой в своих целях, нанося ему вред, называет:

а) конкуренция; б) паразитизм; в) хищничество; г) мутуализм

14. Организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических с использованием внешних источников энергии, называют:

а) деструкторами; б) продуцентами; в) детритофагами; г) редуцентами.

15. Форму антагонистических взаимоотношений организмов, при которой один вид организмов потребляет те же ресурсы, что и другой называет:

а) конкуренция; б) паразитизм; в) хищничество; г) мутуализм

16. Способность биологических систем (организмов, популяций, сообществ) противостоять изменениям условий существования и сохранять относительное динамическое постоянство структуры и свойств, называют:

а) адаптацией; б) регенерацией; в) толерантностью; г) гомеостазом.

17. Обоюдовыгодные, но не обязательные взаимоотношения организмов разных видов называют:

а) конкуренция; б) симбиоз; в) хищничество; г) мутуализм

18. Примером отношений типа «хищник – жертва» не являются пары:

а) щука-карась; б) лев-зебра; в) пресноводная амеба — бактерия; г)  шакал-гриф

19. Взаимодействия, при которых организмы одного вида (А) используют организмы другого вида (В) в качестве места обитания, не нанося ущерба организмам (В), называют:

а) Аменсализм; б) Комменсализм; в) Паразитизм; г) Мутуализм

20. Водный организм, процеживающий через себя воду с многочисленными мелкими организмами, которые служат ему пищей, называют

а) Собиратель; б) Паразит; в) Хищник; г) Фильтратор

21. Типичным примером комменсализма можно считать:

а) сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений; б) взаимоотношение льва и растительноядных копытных; в) использование непаразитическими формами насекомых нор грызунов в качестве убежищ; г) отношения рака-отшельника и актинии.

22. Воздействие организмов друг на друга в борьбе за пищу, местообитание и другие, необходимые для жизни условия, ведущее к эволюционным изменениям, проявляется на элементарном уровне у:

а) отдельных особей; б) популяций; в) сообществ; г) биосферы.

23. Пастбищная пищевая цепь начинается с:

а) зеленых растений; б) консументов; в)  остатков организмов; г) жвачных животных

24. Под экологическими сукцессиями понимают:

а) последовательные смены видов в экосистеме; б) последовательные смены экосистем; в) последовательность изменений геоценотических факторов; г) последовательность фаз развития организмов

25. Воздушная, водная и твердая среда обитания входят в группу:

а) абиотических компонентов экосистемы; б) биотических компонентов экосистемы; в) антропогенных компонентов экосистемы; г) климатических компонентов экосистемы

26. Плотность популяции будет отражать параметр:

а) 100 организмов; б) 100 половозрелых организмов; в) 100 самок в популяции; г) 100 организмов на 1м2

27. Рождаемость в популяции отражает параметр:

а) 100 организмов в год; б) 100 половозрелых организмов в год; в) 100 самок в популяции; г)  100 организмов на 1м2

28. Серые и черные крысы, обитающие на одной территории, являются:

а) Двумя популяциями одного вида; б)  Двумя популяциями двух видов; в) Одной популяцией одного вида; г)  Одной популяцией двух видов.

29. Популяцией будут считаться:

а) Все растения сосняка; б)  Только деревья сосняка; в) Только сосны сосняка; г)  Только сосновый подрост сосняка

30. Популяцией не являются:

а) Все улитки одного озера; б)  Все бурые медведи Камчатки; в) Кабаны Приокско-Террасного заповедника; г)  Колония грачей

31. Закон ограничивающего фактора утверждает, что:

а) оптимальное значение фактора наиболее важно для организма; б) наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального; в) наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального; г) ограничивающим является самый оптимальный фактор.

32. Самые быстродвигающиеся животные живут:

а) в наземно-воздушной среде; б) в почве; в)  в водной среде; г)  в живых организмах

33. Самые крупные животные существуют:

а) в наземно-воздушной среде; б) в почве; в) в водной среде; г)  в живых организмах

34. Самые маленькие живые существа обитают:

а) в наземно-воздушной среде; б) в почве; в)  в водной среде; г)  в живых организмах

35. Для многоклеточных паразитов (человека) характерно:

а) Наличие механизмов защиты от высыхания; б)  Развитая слуховая система; в) Большое количество продуцируемых яиц; г)  Большое количество конечностей для фиксации в теле

36. Ускоренное размножение микроскопических водорослей (цветение воды) приводит к:

а) Усиленному размножению растительноядных форм и увеличению биологического разнообразия водоема; б) Усиленному размножению беспозвоночных и других консументов; в) Усиленному развитию остальной флоры водоема; г) Действует на других обитателей угнетающе.

37. Урбанизация заключается в:

а) Росте доли городского населения (по отношению к сельскому) на планете; б) Росте численности населения на планете; в) Росте уровня загрязнения окружающей среды отходами городов; г) Усилении научно-технического прогресса в городах.

38. Молекулы защитного озонового слоя атмосферы Земли имеет формулу:

а) Н2О; б) О3; в) О5; г) С2О4

39. Парниковым газом является:

а) Кислород; б) Озон; в) Азот; г) Углекислый газ.

40. Озоновый слой располагается:

а) На глубине 4-7 км в мировом океане; б) В верхнем слое мантии Земли; в) в верхних слоях атмосферы; г) Является компонентом магнитосферы планеты

Часть 3.

Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием(правильный ответ – 2 балла, обоснование – от 0 до 2 баллов)

максимальное кол-во баллов за тест — 4

1. Развитие городов обусловлено влиянием самых разнообразных экологических факторов, среди которых основными НЕ являются:

А) географическое положение; Б) гидрогеологические и климатические условия; В) особенности рельефа; Г) видовое разнообразие.

2. Толстая скорлупа ореха или волокнистая шишка, в которой упрятаны семена сосны, увеличивают время, затрачиваемое животным на извлечение единицы «настоящей пищи» (подобная особенность, приводящая к тому, что потребителю остается меньше пищи), представляет собой:

а) тупиковую ветвь развития «жертвы»; б) тупиковую ветвь развития «потребителя»; в) средство физической защиты «жертвы»; г) средство химической защиты «жертвы»

3. Зоомасса суши:

а) Примерно равна фитомассе; б) Во много раз меньше фитомассы; в) Значительно превышает фитомассу; Г) Зависит от географического распределения автотрофов.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

olimpotvet.ru

Олимпиада по экологии 10 класс школьный этап с ответами

Тексты заданий

Задание 1

Выберите правильное  из представленных ниже утверждений (ответ «да» или ответ «нет») (правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллов). Обведите кружком выбранный Вами правильный вариант ответа. Индекс ответа, который вы считаете  правильным, укажите в матрице ответов.

  1. В течение года длина светового дня, в отличие от иных условий обитания, изменяются строго закономерно.

a) Да                б) Нет

  1. Экологические факторы могут оказывать как непосредственное, так и косвенное влияние на организмы. Правильно или неправильно?

a) Да                б) Нет

  1. Термин «биосфера» был предложен В.И. Вернадским

a) Да                б) Нет

  1. Растения  в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей. Правильно или неправильно?

a) Да                б) Нет

  1. В Мировом океане зоомасса во много раз превышает фитомассу. Правильно или неправильно?

a) Да                б) Нет

  1. Свойство вида адаптироваться к изменяющимся факторам среды обитания называется экологической пластинчатостью.

a) Да                б) Нет

  1. Строительство очистных сооружений позволяет полностью решить проблему загрязнения биосферы. Правильно или неправильно?

a) Да                б) Нет

  1. Если для водной среды обитания кислород не играет существенной роли, то для воздушной – это важнейший  экологический фактор.

a) Да                б) Нет

  1. Поселение крыс и мышей в домах было вызвано разрушением их естественных  местообитаний человеком.

a) Да                б) Нет

  1. Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением. Правильно или неправильно?

a) Да                б) Нет

Задание 2

Тип  задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных (правильный ответ – 1 балл).

 Обведите кружком выбранный Вами правильный вариант ответа. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным укажите в матрице ответов.

  1. Строительство на реке плотины бобрами можно рассматривать как пример фактора:

а) абиотического;

б) биотического;

в) антропогенного;

г) социального.

  1. Пространственной характеристикой популяции является:

а) численность;

б) ареал;

в) половозрастная структура;

г) рождаемость.

  1. Количество энергии, передаваемое с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:

а) 1 %;

б) 5 %;

в) 10 %;

г) 15 %.

  1. В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:

       а) хищничества;

       б) паразитизма;

       в) комменсализма;

       г)  симбиоза.

  1. Элементы среды, ограничивающие условия существования организма в данной экосистеме, называют:

       а) антропогенными факторами;

       б) лимитирующими факторами;

       в) экологическими факторами;

       г) пограничными факторами.

  1. Из перечисленных видов членом агроценоза является:

       а) сурепка;

       б) клюква;

       в) мох сфагнум;

       г) дуб.

  1. В 1950-х годах в промышленно развитых странах началась «зеленая революция», связанная с:

а)  созданием новых сортов сельскохозяйственных растений и интенсивным  применением химических средств их защиты;

б) созданием и распространением  генетически модифицированных организмов;

в) массовыми протестами населения  этих стран против применения минеральных удобрений и пестицидов в сельском хозяйстве;

г)  всплеском популярности органик — земледелия.      

  1. Пастбищная пищевая цепь начинается с:

 а) зеленых растений;

 б) консументов;

 в) остатков организмов;

 г) жвачных животных.

  1. Лучшими индикаторами (показателями) состояния среды являются виды, которые:

    а) требуют строго определённых условий существования;

    б) существуют в широком диапазоне условий среды обитания;

    в) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов;

    г) проявляют пластичность к действию факторов среды.

  1. Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:

а) мхи – лишайники – травянистые растения;

                              б) лишайники — травянистые растения — мхи;

в) лишайники — мхи — травянистые растения;

г) травянистые растения —  мхи – лишайники.

  1. Отношения мутуализма существуют между человеком и:

а) лошадью;

б) домовой мышью;

в) серой вороной;

г) рыжим тараканом.

  1. Рождаемость в популяции отражает параметр:

а) 100 организмов в год;

б) 100 половозрелых организмов в год;

в) 100 самок в популяции;

г)  100 организмов на 1 м².

  1. Беспозвоночные различных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:

а) симпатрией;

       б) протокооперацией;

       в) квартиранством;

       г)  акклиматизацией.

  1. В одной из своих работ В.И. Вернадский писал: «Лучи Солнца обусловили главные черты механизма биосферы. Вещество биосферы (масса) благодаря солнечным лучам…становится активным и способным производить работу». Здесь речь идет о такой функции живого вещества, как:

а) энергетическая;

б) деструктивная;

в) концентрационная;

г) средообразующая.

  1. Создавая агроэкосистемы, человек стремится…

а) создать рабочие места для сельских жителей;

б) уменьшить использование продукции природных экосистем;

в) повысить чистую первичную продукцию растений;

г) снизить расходы на заготовку и переработку природной растительной продукции.

  1. К области прикладной экологии относится:

а) ежедневная уборка и поливка городских дворов;

б) выращивание овощей;

в) исследование экологического сознания населения;

г) исследование процессов очистки сточных вод.

  1. Экологически пластичные, выносливые к колебаниям факторам, виды называются…

а) доминантными;                                      

б) специализированными;

в) стенобионтными.

г) эврибионтными

  1. К биогенному веществу не относится:

а) каменный уголь;

б) базальт;

в) торф;

г) известняк.

  1. В кожных углублениях хвоста головастиков травяной лягушки поселяются инфузории, которые питаются частичками экскрементов. Эти отношения служат примером:

а) комменсализма;

б) аменсализма;

в) нейтрализма;

г) паразитизма.

  1. Защита от шумового загрязнения окружающей среды, как правило, осуществляется путём:

а) зонирования территории населенного пункта и выноса источников шума за пределы живой застройки;

б) организацией транспортной сети с прохождением магистралей через районы жилой застройки;

в) прокладки магистралей на высоких насыпях;

г) вырубки зеленых насаждений вдоль магистралей.

  1. Накопление в атмосфере механических частиц (пыли, сажи) приводит:

а) к снижению прозрачности атмосферы;

б) к повышению прозрачности атмосферы;

в) к увеличению содержания диоксида углерода;

г) к снижению содержания диоксида углерода.

  1. Большую часть воды Губкин  получает из:

а) Северского Донца;

б) артезианских (подземных) скважин;

в) Днепра;

г) реки Оскол;

  1. К особо охраняемым природным территориям в нашей стране относится:

     а) парк культуры и отдыха;

     б) природный комплекс;

                             в) детский парк;

 г) зоологический парк.

  1. Восстановление  промышленно нарушенных территорий называется:

а) культивация;

б) рекультивация;

в) реакклиматизация;

г) реинтродукция.

  1. Вещество, вызывающее образование злокачественной опухоли:

а) тератоген;

б) мутаген;

в) канцероген;

г) биоген.

Задание 3

Выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ — 2 балла, обоснование — от 0 до 2 баллов) максимальное кол-во баллов за тест – 4.

Абзацы следует начинать словами: «ответ «а» правильный потому что [далее следует обоснование]»

  1. В настоящее время наблюдается тенденция изменения состава атмосферы (в процентном соотношении), а именно происходит:         

а) увеличение концентрации азота и уменьшение концентрации углекислого газа;

б) уменьшение концентрации инертных газов и увеличение концентрации  кислорода;

в) увеличение концентрации  углекислого газа и уменьшение концентрации кислорода;

г) увеличение концентрации кислорода и уменьшение концентрации углекислого газа.

  1. С начала XIX века в Европе начали широко использовать каменный уголь в качестве топлива. Это было связано с тем, что:

а) каменный уголь со Средневековья использовался в Европе для промышленных нужд, но при росте промышленности его стали использовать в еще больших количествах и, в том числе, как топливо;

б) импорт нефти и газа (которые были основой промышленности Европы) из других стран был ограничен из-за отсутствия трубопроводов;

в) древесина стала малодоступной в результате вырубки лесов;

г) углеводородного сырья, добываемого на собственной территории,  было недостаточно при растущей промышленности.

Задание 4

Выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ — 2 балла, обоснование правильного ответа — от 0 до 2 баллов) и обоснования трех остальных неправильных ответов (за каждое обоснование от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест — 10.

Абзацы следует начинать словами: «ответ «а» правильный (или неправильный) потому что [далее следует обоснование]»

  1. В Красную книгу Белгородской области занесены некоторые лишайники: кладония бесформенная, кладония вильчатая и др. Какие меры Вы можете предложить для сохранения данных видов лишайников?

а) поиск новых мест обитаний, сохранение сосновых лесов, создание охраняемых территорий;

б) полный запрет посещения мест произрастания данных растений;

в) вывод лесных массивов из хозяйственного использования;

г) не охранять в природе, разведение видов растений в ботаническом саду.

Матрица для ответов  на задания школьного этапа Всероссийской  олимпиады школьников по экологии  в 2014/15 учебном году.

10 класс.                                

Фамилия, имя, отчество____________________________________________

Дата рождения________________________

Задание № 1  

Задание №2

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Задание №3

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Задание №4

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

shkolnaya-olimpiada.ru

Растения в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей. Ответ:да, нет.

Растения в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей. Ответ:да, нет. | Уроки на 5!

Предметы

Биология

середнячок Ответ 1: Да, это ведь не животные Еще ответ

 Случайные вопросы

  • Распределить слова в три группы хлеб, доход, смотр, час, очередь, попутчик, станок, деталь, напильник
  • Напишите рассуждение на тему: Какой школьный предмет вам больше всего нравится и почему? Помогите пожалуйста!
  • Найти корни уравнения х в 4 степени - 25х во 2 степени=0 решите пожалуйста
  • Решите уравнение 46,73x + 53,27x = 268,05
  • В черте города расход бензина легкового автомобиля составил 12л на 100км,а на загородной трассе-на треть меньше.Какое расстояние можно проехать по трассе,затратив 12л бензина?

uroki-na-5.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта