Растения в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей. Ответ:да, нет. Растения в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 2016-2017 уч. года. ЭКОЛОГИЯ. 11 КЛАСС
Часть 1
Тип задания – выбор правильного ответа (ответ «да» или ответ «нет») из представленных ниже утверждений.
- Термин «ноосфера» был предложен В. И. Вернадским.
- Эвтрофикaция – процесс повышения содержания питательных веществ в водной экосистеме.
- Наибольшее биологическое разнообразие в Евразии характерно для арктического биогеографического региона.
- Растения в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей.
- Действие ультрафиолетового излучения солнца можно уменьшить с помощью солнцезащитных очков и одежды с длинными рукавами.
- Единственная экологическая функция лесов – производство древесины.
- Использование экологической маркировки поощряет экологически благоприятное потребление.
- Плотины электростанций улучшают гидрологический режим рек, повышают качество воды водохранилищ.
Часть 2
Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных
1. В крупных городах, включая Самару, неоднократно предпринимались попытки уничтожения ворон как «вредных» птиц. С экологической точки зрения наиболее эффективным способом регулирования их численности является:
А) отлов и отстрел; Б) разведение естественных врагов – бродячих собак, кошек; В) уничтожение гнезд и кладок; Г) ликвидация несанкционированных свалок
2. Одним из критериев малонарушенных территорий является устойчивое существование на них популяций крупных хищных животных. Экологическое объяснение данного критерия заключается в следующем:
А) крупные хищные животные легче поддаются учету численности, что обеспечивает объективность результатов экологического мониторинга;
Б) крупные хищные животные отпугивают рабочих и браконьеров, что ослабляет хозяйственное воздействие на экосистему.
В) крупные хищные животные стоят на вершине пищевой пирамиды, и устойчивость их популяций свидетельствует об устойчивости всего сообщества.
Г) шкуры крупных хищных животных являются наиболее дорогим сырьем, определяющим промышленную ценность природных сообществ
3. В Волге не встречается:
А.) Плотва; Б) Кижуч; В) Лещ; Г) Окунь
4. Собранный зимой в городе снег нужно вывозить:
а) За город на поле; б) За город на пустошь; в) На лед прудов и озер; г) Специальный полигон.
5. Продуценты, консументы и редуценты входят в группу:
а) абиотических компонентов; б) биотических компонентов; в) антропогенных компонентов; г) эукариотических компонентов.
6. Организмы, использующие в качестве внешнего источника энергии солнечный свет, называют:
а) редуцентами; б) фототрофами; в) хемотрофами; г) продуцентами
7. Весь спектр окружающих организм элементов и условий в той части пространства, где он обитает и с чем непосредственно взаимодействует, называют:
а) фактором; б) средой; в) эдафотопом; г) биотопом.
8. Организмы, использующие в качестве внешнего источника энергии энергию химических связей, называют:
а) редуцентами; б) фототрофами; в) хемотрофами; г) продуцентами
9. Метод оценки состояния окружающей среды, основанный на учете количества лишайников в городских насаждениях в районах крупных предприятий, называют:
а) биодеградацией; б) гумификацией; в) лихеноиндикацией; г) нормированием.
10. Элементы среды, ограничивающие условия существования организма в данной экосистеме, называют:
а) антропогенными факторами; б) лимитирующими факторами; в) экологическими факторами, г) пограничными факторами
11. Форму взаимоотношений организмов, при которой один вид организмов поедает другой, называет:
а) конкуренция; б) паразитизм; в) хищничество; г) мутуализм.
12. Химические элементы, постоянно входящие в состав организмов и необходимые для жизнедеятельности, называют:
а) микроэлементами; б) биогенными элементами; в) макроэлементами; г) ксенобиотиками.
13. Форму взаимоотношений организмов, при которой один вид организмов использует другой в своих целях, нанося ему вред, называет:
а) конкуренция; б) паразитизм; в) хищничество; г) мутуализм
14. Организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических с использованием внешних источников энергии, называют:
а) деструкторами; б) продуцентами; в) детритофагами; г) редуцентами.
15. Форму антагонистических взаимоотношений организмов, при которой один вид организмов потребляет те же ресурсы, что и другой называет:
а) конкуренция; б) паразитизм; в) хищничество; г) мутуализм
16. Способность биологических систем (организмов, популяций, сообществ) противостоять изменениям условий существования и сохранять относительное динамическое постоянство структуры и свойств, называют:
а) адаптацией; б) регенерацией; в) толерантностью; г) гомеостазом.
17. Обоюдовыгодные, но не обязательные взаимоотношения организмов разных видов называют:
а) конкуренция; б) симбиоз; в) хищничество; г) мутуализм
18. Примером отношений типа «хищник – жертва» не являются пары:
а) щука-карась; б) лев-зебра; в) пресноводная амеба — бактерия; г) шакал-гриф
19. Взаимодействия, при которых организмы одного вида (А) используют организмы другого вида (В) в качестве места обитания, не нанося ущерба организмам (В), называют:
а) Аменсализм; б) Комменсализм; в) Паразитизм; г) Мутуализм
20. Водный организм, процеживающий через себя воду с многочисленными мелкими организмами, которые служат ему пищей, называют
а) Собиратель; б) Паразит; в) Хищник; г) Фильтратор
21. Типичным примером комменсализма можно считать:
а) сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений; б) взаимоотношение льва и растительноядных копытных; в) использование непаразитическими формами насекомых нор грызунов в качестве убежищ; г) отношения рака-отшельника и актинии.
22. Воздействие организмов друг на друга в борьбе за пищу, местообитание и другие, необходимые для жизни условия, ведущее к эволюционным изменениям, проявляется на элементарном уровне у:
а) отдельных особей; б) популяций; в) сообществ; г) биосферы.
23. Пастбищная пищевая цепь начинается с:
а) зеленых растений; б) консументов; в) остатков организмов; г) жвачных животных
24. Под экологическими сукцессиями понимают:
а) последовательные смены видов в экосистеме; б) последовательные смены экосистем; в) последовательность изменений геоценотических факторов; г) последовательность фаз развития организмов
25. Воздушная, водная и твердая среда обитания входят в группу:
а) абиотических компонентов экосистемы; б) биотических компонентов экосистемы; в) антропогенных компонентов экосистемы; г) климатических компонентов экосистемы
26. Плотность популяции будет отражать параметр:
а) 100 организмов; б) 100 половозрелых организмов; в) 100 самок в популяции; г) 100 организмов на 1м2
27. Рождаемость в популяции отражает параметр:
а) 100 организмов в год; б) 100 половозрелых организмов в год; в) 100 самок в популяции; г) 100 организмов на 1м2
28. Серые и черные крысы, обитающие на одной территории, являются:
а) Двумя популяциями одного вида; б) Двумя популяциями двух видов; в) Одной популяцией одного вида; г) Одной популяцией двух видов.
29. Популяцией будут считаться:
а) Все растения сосняка; б) Только деревья сосняка; в) Только сосны сосняка; г) Только сосновый подрост сосняка
30. Популяцией не являются:
а) Все улитки одного озера; б) Все бурые медведи Камчатки; в) Кабаны Приокско-Террасного заповедника; г) Колония грачей
31. Закон ограничивающего фактора утверждает, что:
а) оптимальное значение фактора наиболее важно для организма; б) наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального; в) наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального; г) ограничивающим является самый оптимальный фактор.
32. Самые быстродвигающиеся животные живут:
а) в наземно-воздушной среде; б) в почве; в) в водной среде; г) в живых организмах
33. Самые крупные животные существуют:
а) в наземно-воздушной среде; б) в почве; в) в водной среде; г) в живых организмах
34. Самые маленькие живые существа обитают:
а) в наземно-воздушной среде; б) в почве; в) в водной среде; г) в живых организмах
35. Для многоклеточных паразитов (человека) характерно:
а) Наличие механизмов защиты от высыхания; б) Развитая слуховая система; в) Большое количество продуцируемых яиц; г) Большое количество конечностей для фиксации в теле
36. Ускоренное размножение микроскопических водорослей (цветение воды) приводит к:
а) Усиленному размножению растительноядных форм и увеличению биологического разнообразия водоема; б) Усиленному размножению беспозвоночных и других консументов; в) Усиленному развитию остальной флоры водоема; г) Действует на других обитателей угнетающе.
37. Урбанизация заключается в:
а) Росте доли городского населения (по отношению к сельскому) на планете; б) Росте численности населения на планете; в) Росте уровня загрязнения окружающей среды отходами городов; г) Усилении научно-технического прогресса в городах.
38. Молекулы защитного озонового слоя атмосферы Земли имеет формулу:
а) Н2О; б) О3; в) О5; г) С2О4
39. Парниковым газом является:
а) Кислород; б) Озон; в) Азот; г) Углекислый газ.
40. Озоновый слой располагается:
а) На глубине 4-7 км в мировом океане; б) В верхнем слое мантии Земли; в) в верхних слоях атмосферы; г) Является компонентом магнитосферы планеты
Часть 3.
Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием(правильный ответ – 2 балла, обоснование – от 0 до 2 баллов)
максимальное кол-во баллов за тест — 4
1. Развитие городов обусловлено влиянием самых разнообразных экологических факторов, среди которых основными НЕ являются:
А) географическое положение; Б) гидрогеологические и климатические условия; В) особенности рельефа; Г) видовое разнообразие.
2. Толстая скорлупа ореха или волокнистая шишка, в которой упрятаны семена сосны, увеличивают время, затрачиваемое животным на извлечение единицы «настоящей пищи» (подобная особенность, приводящая к тому, что потребителю остается меньше пищи), представляет собой:
а) тупиковую ветвь развития «жертвы»; б) тупиковую ветвь развития «потребителя»; в) средство физической защиты «жертвы»; г) средство химической защиты «жертвы»
3. Зоомасса суши:
а) Примерно равна фитомассе; б) Во много раз меньше фитомассы; в) Значительно превышает фитомассу; Г) Зависит от географического распределения автотрофов.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
olimpotvet.ru
Олимпиада по экологии 10 класс школьный этап с ответами
Тексты заданий
Задание 1
Выберите правильное из представленных ниже утверждений (ответ «да» или ответ «нет») (правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллов). Обведите кружком выбранный Вами правильный вариант ответа. Индекс ответа, который вы считаете правильным, укажите в матрице ответов.
- В течение года длина светового дня, в отличие от иных условий обитания, изменяются строго закономерно.
a) Да б) Нет
- Экологические факторы могут оказывать как непосредственное, так и косвенное влияние на организмы. Правильно или неправильно?
a) Да б) Нет
- Термин «биосфера» был предложен В.И. Вернадским
a) Да б) Нет
- Растения в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей. Правильно или неправильно?
a) Да б) Нет
- В Мировом океане зоомасса во много раз превышает фитомассу. Правильно или неправильно?
a) Да б) Нет
- Свойство вида адаптироваться к изменяющимся факторам среды обитания называется экологической пластинчатостью.
a) Да б) Нет
- Строительство очистных сооружений позволяет полностью решить проблему загрязнения биосферы. Правильно или неправильно?
a) Да б) Нет
- Если для водной среды обитания кислород не играет существенной роли, то для воздушной – это важнейший экологический фактор.
a) Да б) Нет
- Поселение крыс и мышей в домах было вызвано разрушением их естественных местообитаний человеком.
a) Да б) Нет
- Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением. Правильно или неправильно?
a) Да б) Нет
Задание 2
Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных (правильный ответ – 1 балл).
Обведите кружком выбранный Вами правильный вариант ответа. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным укажите в матрице ответов.
- Строительство на реке плотины бобрами можно рассматривать как пример фактора:
а) абиотического;
б) биотического;
в) антропогенного;
г) социального.
- Пространственной характеристикой популяции является:
а) численность;
б) ареал;
в) половозрастная структура;
г) рождаемость.
- Количество энергии, передаваемое с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:
а) 1 %;
б) 5 %;
в) 10 %;
г) 15 %.
- В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
а) хищничества;
б) паразитизма;
в) комменсализма;
г) симбиоза.
- Элементы среды, ограничивающие условия существования организма в данной экосистеме, называют:
а) антропогенными факторами;
б) лимитирующими факторами;
в) экологическими факторами;
г) пограничными факторами.
- Из перечисленных видов членом агроценоза является:
а) сурепка;
б) клюква;
в) мох сфагнум;
г) дуб.
- В 1950-х годах в промышленно развитых странах началась «зеленая революция», связанная с:
а) созданием новых сортов сельскохозяйственных растений и интенсивным применением химических средств их защиты;
б) созданием и распространением генетически модифицированных организмов;
в) массовыми протестами населения этих стран против применения минеральных удобрений и пестицидов в сельском хозяйстве;
г) всплеском популярности органик — земледелия.
- Пастбищная пищевая цепь начинается с:
а) зеленых растений;
б) консументов;
в) остатков организмов;
г) жвачных животных.
- Лучшими индикаторами (показателями) состояния среды являются виды, которые:
а) требуют строго определённых условий существования;
б) существуют в широком диапазоне условий среды обитания;
в) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов;
г) проявляют пластичность к действию факторов среды.
- Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:
а) мхи – лишайники – травянистые растения;
б) лишайники — травянистые растения — мхи;
в) лишайники — мхи — травянистые растения;
г) травянистые растения — мхи – лишайники.
- Отношения мутуализма существуют между человеком и:
а) лошадью;
б) домовой мышью;
в) серой вороной;
г) рыжим тараканом.
- Рождаемость в популяции отражает параметр:
а) 100 организмов в год;
б) 100 половозрелых организмов в год;
в) 100 самок в популяции;
г) 100 организмов на 1 м².
- Беспозвоночные различных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:
а) симпатрией;
б) протокооперацией;
в) квартиранством;
г) акклиматизацией.
- В одной из своих работ В.И. Вернадский писал: «Лучи Солнца обусловили главные черты механизма биосферы. Вещество биосферы (масса) благодаря солнечным лучам…становится активным и способным производить работу». Здесь речь идет о такой функции живого вещества, как:
а) энергетическая;
б) деструктивная;
в) концентрационная;
г) средообразующая.
- Создавая агроэкосистемы, человек стремится…
а) создать рабочие места для сельских жителей;
б) уменьшить использование продукции природных экосистем;
в) повысить чистую первичную продукцию растений;
г) снизить расходы на заготовку и переработку природной растительной продукции.
- К области прикладной экологии относится:
а) ежедневная уборка и поливка городских дворов;
б) выращивание овощей;
в) исследование экологического сознания населения;
г) исследование процессов очистки сточных вод.
- Экологически пластичные, выносливые к колебаниям факторам, виды называются…
а) доминантными;
б) специализированными;
в) стенобионтными.
г) эврибионтными
- К биогенному веществу не относится:
а) каменный уголь;
б) базальт;
в) торф;
г) известняк.
- В кожных углублениях хвоста головастиков травяной лягушки поселяются инфузории, которые питаются частичками экскрементов. Эти отношения служат примером:
а) комменсализма;
б) аменсализма;
в) нейтрализма;
г) паразитизма.
- Защита от шумового загрязнения окружающей среды, как правило, осуществляется путём:
а) зонирования территории населенного пункта и выноса источников шума за пределы живой застройки;
б) организацией транспортной сети с прохождением магистралей через районы жилой застройки;
в) прокладки магистралей на высоких насыпях;
г) вырубки зеленых насаждений вдоль магистралей.
- Накопление в атмосфере механических частиц (пыли, сажи) приводит:
а) к снижению прозрачности атмосферы;
б) к повышению прозрачности атмосферы;
в) к увеличению содержания диоксида углерода;
г) к снижению содержания диоксида углерода.
- Большую часть воды Губкин получает из:
а) Северского Донца;
б) артезианских (подземных) скважин;
в) Днепра;
г) реки Оскол;
- К особо охраняемым природным территориям в нашей стране относится:
а) парк культуры и отдыха;
б) природный комплекс;
в) детский парк;
г) зоологический парк.
- Восстановление промышленно нарушенных территорий называется:
а) культивация;
б) рекультивация;
в) реакклиматизация;
г) реинтродукция.
- Вещество, вызывающее образование злокачественной опухоли:
а) тератоген;
б) мутаген;
в) канцероген;
г) биоген.
Задание 3
Выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ — 2 балла, обоснование — от 0 до 2 баллов) максимальное кол-во баллов за тест – 4.
Абзацы следует начинать словами: «ответ «а» правильный потому что [далее следует обоснование]»
- В настоящее время наблюдается тенденция изменения состава атмосферы (в процентном соотношении), а именно происходит:
а) увеличение концентрации азота и уменьшение концентрации углекислого газа;
б) уменьшение концентрации инертных газов и увеличение концентрации кислорода;
в) увеличение концентрации углекислого газа и уменьшение концентрации кислорода;
г) увеличение концентрации кислорода и уменьшение концентрации углекислого газа.
- С начала XIX века в Европе начали широко использовать каменный уголь в качестве топлива. Это было связано с тем, что:
а) каменный уголь со Средневековья использовался в Европе для промышленных нужд, но при росте промышленности его стали использовать в еще больших количествах и, в том числе, как топливо;
б) импорт нефти и газа (которые были основой промышленности Европы) из других стран был ограничен из-за отсутствия трубопроводов;
в) древесина стала малодоступной в результате вырубки лесов;
г) углеводородного сырья, добываемого на собственной территории, было недостаточно при растущей промышленности.
Задание 4
Выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ — 2 балла, обоснование правильного ответа — от 0 до 2 баллов) и обоснования трех остальных неправильных ответов (за каждое обоснование от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест — 10.
Абзацы следует начинать словами: «ответ «а» правильный (или неправильный) потому что [далее следует обоснование]»
- В Красную книгу Белгородской области занесены некоторые лишайники: кладония бесформенная, кладония вильчатая и др. Какие меры Вы можете предложить для сохранения данных видов лишайников?
а) поиск новых мест обитаний, сохранение сосновых лесов, создание охраняемых территорий;
б) полный запрет посещения мест произрастания данных растений;
в) вывод лесных массивов из хозяйственного использования;
г) не охранять в природе, разведение видов растений в ботаническом саду.
Матрица для ответов на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2014/15 учебном году.
10 класс.
Фамилия, имя, отчество____________________________________________
Дата рождения________________________
Задание № 1
Задание №2
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Задание №3
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №4
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
shkolnaya-olimpiada.ru
Растения в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей. Ответ:да, нет.
Предметы
Биология
середнячок Ответ 1: Да, это ведь не животные Еще ответСлучайные вопросы
- Распределить слова в три группы хлеб, доход, смотр, час, очередь, попутчик, станок, деталь, напильник
- Напишите рассуждение на тему: Какой школьный предмет вам больше всего нравится и почему? Помогите пожалуйста!
- Найти корни уравнения х в 4 степени - 25х во 2 степени=0 решите пожалуйста
- Решите уравнение 46,73x + 53,27x = 268,05
- В черте города расход бензина легкового автомобиля составил 12л на 100км,а на загородной трассе-на треть меньше.Какое расстояние можно проехать по трассе,затратив 12л бензина?
uroki-na-5.ru