Растения осенью. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. 3-й класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ. Жизнь растений осенью. Растения осенью


Осень в жизни растений. Видеоурок. Окружающий мир 1 Класс

Урок: Осень в жизни растений

Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью в неживой природе. Дни становятся короче, температура воздуха падает, чаще дует холодный ветер, небо затягивает холодными тучами, идут затяжные дожди. Все эти изменения влияют и на неживую природу. Что же происходит в жизни растений осенью? Они готовятся к зиме.

Пришла без красок и кисти,

И разукрасила все листья.

Так говорят об осени. Приход осени сопровождается сменой окраски листьев. Почему это происходит? В листе содержится красящее вещество зеленого, красного и желтого цвета. Летом, когда много солнечного света зеленое вещество заглушает все остальные оттенки. Осенью дни становится короче, и растения получают мало света, зеленое вещество не успевает восстановиться, листья начинают окрашиваться по-разному. Красный, оранжевый, желтый цвета у рябины, клена, осины. Желтеют липы, березы, каштаны. Желто-коричневая листва – у дуба. Вся земля покрывается разноцветным ковром. Недаром осень называют художницей.

Но не все растения меняют окраску: сирень, и ольха остаются зелеными до первого снега. В листьях этих растений нет других красящих веществ, кроме зеленого.

Красоту осенней природы изобразил на свой картине «Золотая осень» великий русский художник И.И. Левитан.

    

Рис. 1 (Источник)

Давайте узнаем, что происходит осенью с хвойными деревьями. Лиственница пожелтела и сбросила листву. Ели и сосны стоят зеленые, листочкам-хвоинкам морозы не страшны. Каждая хвоинка покрыта восковым налетом. Листья-иголки маленькие и узкие, поэтому влаги испаряется меньше, чем у лиственных деревьев. Хвойным деревьям зимняя засуха не страшна. Но все же листопад есть и у хвойных деревьев. Только мы его не замечаем, потому что хвоинки опадают понемногу.

Лиственница

  

Рис. 3. Лиственница (Источник)

Это явление встречается у осины, тополя, дуба и ивы. Эти деревья не только сбрасывают свою листву, но и избавляются от лишних веток, чтобы зимой меньше растрачивать питательные вещества. Этот процесс называется ветвепад.

Второе изменение в жизни растений – это листопад. Листопад – это процесс сбрасывания листвы. Деревья и кустарник сбрасывают листву не случайно – это защита от зимней стужи. Листья испаряют воду, летом воды в почве много. А вот зимой из промерзшей почвы много воды не получишь. Дерево просто погибнет от засухи. Вот поэтому растения, деревья и кустарники, сбрасывают свою листву. Весной снова появятся новые листья. Это продолжается из года в год.

  

Рис. 2 (Источник)

А еще листья зимой могли бы навредить дереву, давайте узнаем как. Под тяжестью снега иногда ломаются даже толстые ветки. А представьте себе, что было бы с деревом, если бы на ветках остались толстые листья.

Лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву ежегодно. Этот процесс растения выработали на протяжении многих тысяч лет.

Травянистые растения осенью тоже меняют цвет. Вянут и отмирают, оставив плоды с семенами. У многолетних растений в земле остаются зимовать корни.

       

Рис. 4 (Источник)

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Ягодные растения. Разнообразие садовых и лесных ягод». На нем будет рассказано о том, в результате чего и у каких растений появляются ягоды, как они подразделяются между собой, какие ягоды можно встретить в саду и в лесу.

Список рекомендованной литературы

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. – М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. – М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Социальная сеть работников образования (Источник).

2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" (Источник).

3. Сетевые образовательные сообщества (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

1. Охарактеризуйте лиственные деревья осенью. Какой у них внешний вид осенью? Какого цвета у них листья?

2. Охарактеризуйте хвойные деревья осенью. Какой у них внешний вид осенью?

3. Что происходит осенью с травянистыми растениями.

4. * Нарисуй то, что ты себе представил, когда слушал это стихотворение.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой...

interneturok.ru

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ

Подробности Автор: Гузалия Нигаматуллина

Создано 27 Июнь 2014

Просмотров: 9966

Рейтинг:   / 7 МБОУ «Байкальская НОШ» Арского муниципального района Республики Татарстан

План –конспект

«ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ»

Учительница:Нигаматуллина Г.И.

Цели: дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений; познакомить учащихся с разнообразием форм и окраски листьев деревьев в осенний период; дать понятие о лиственных и хвойных растениях; познакомить с представителями растений, произрастающих в родном крае; продолжить формирование деятельности наблюдения; показать пример культуры поведения в природе; собрать природный материал для уроков трудового обучения. Оборудование: осенние ветки лиственных и хвойных растений; плоды, семена, осенние листья различных растений; у детей – лупы. Предварительная работа. Прежде чем организовать экскурсию, учителю необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного леса, парка или сквера. Учитель, побывав на месте проведения экскурсии, намечает места остановок, объекты для изучения. Ход урока I. Сообщение темы урока. – Сегодня мы отправляемся в осенний парк. Вам разрешается идти парами, общаться между собой, негромко разговаривать, обращаться с вопросами или за помощью к взрослым. А что вы не должны делать в парке? (Нельзя рвать растения, ломать ветки, пробовать на вкус листья и плоды, ловить насекомых, отставать от группы, играть в прятки.) Когда ты идешь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «почему» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Другое – пчелой забралось на цветок, А третье – лягушкою скок в ручеек. «Что» мышкой шныряет под листьями в норах, «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох, Сидит «отчего» на зеленом листке, «Куда» полетело верхом на жуке, «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень... Вопрос за вопросом, и так – целый день. Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем Ответы искать под зеленым шатром. II. Повторение изученного. О с е н н и е и з м е н е н и я в неживой природе. – Ребята, какое сейчас время года? (Осень.) – Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.) – Как греет солнце? (Ответы детей.) – Расскажите о погоде сегодня: ясно или облачно, пасмурно; осадки или без осадков; ветрено или безветренная погода; тепло или холодно. – Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.) Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения. Делаются в ы в о д ы: 1) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, оно кажется низким. 2) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные. 3) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно. О б щ и й в ы в о д: похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления неживой природы. III. Изучение нового материала. 1. Б е с е д а «Жизнь растений осенью». – Рассмотрите и назовите находящиеся недалеко от дорожки деревья, кустарники и травянистые растения. – А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений. Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать. – Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам в лесу. Слышите шорох – это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства. – Какие запахи вы чувствуете в осеннем парке? – Потрогайте кору и листья разных деревьев; понюхайте веточки деревьев, поздние травы, соберите плоды деревьев. – Известный русский поэт и писатель И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу: …Лес, точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной… – С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему? – Какие цвета преобладают в убранстве деревьев? (Желтый, оранжевый, красный.) – Почему листья на деревьях и кустарниках летом были зелеными, а осенью изменили свой цвет? (Предположения детей.) – Летом листья зеленые потому, что в них содержится много зеленого красящего вещества – хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество – очень важное для растения и очень интересное. В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. Почему же осенью листья меняют окраску? Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, желтеют, а где красного – краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и окрашиваются во множество разнообразных оттенков. – Обратите внимание на листья сирени и ольхи. Какого они цвета? (Зеленого.) – Почему же листья сирени, ольхи не меняют свою окраску осенью? Потому что в листьях этих деревьев, кроме зеленого, других красящих веществ нет. 2. Т а й н ы л и с т о п а д а. – А теперь последим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается? Какие деревья раньше облетают, какие – самыми последними, какие деревья не сбрасывают листву? Обратить внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков. – Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад? С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней – и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега. – Можно ли причиной листопада назвать ветреную погоду осени? (Нет. Летом и весной тоже много ветреных дней, а листва не падает.) – Зато осенью листья падают и в безветренную погоду. Почему? – Вспомните сломанную летом ветку. Листья засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать лист с неповрежденной летом ветки. Как отделяется лист? (Легко.) – Как вы думаете, почему? (Предположения детей.) – Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду. – А есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Рассмотрите веточки в лупу. (Ранок нет.) – Ранок нет, потому что листья отделяются в определенном месте – там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой. Рассмотрите опавшие листья разных деревьев и кустарников. Убедитесь, что у всех гладкий, округлый край черешка. – Сравните листопад у разных растений. Какие отличия в листопаде вы можете назвать? Учитель обобщает и уточняет ответы детей. – У липы и тополя первыми облетают листья с больших нижних ветвей, затем – со средних, и последней облетает макушка. У орешника листья начинают облетать с верхних ветвей. Листья, у которых одна листовая пластинка (например, листья березы, липы, тополя, дуба, яблони, вишни, клена, осины, ольхи, вяза), всегда облетают вместе с черешком. А если у листа несколько листовых пластинок (например, у конского каштана), то может опадать весь сложный лист с черешком, а может отдельно падать каждая листовая пластинка, а потом – черешок. – Как вы думаете, зачем же деревья и кустарники сбрасывают листья на зиму? Оказывается, так они готовятся к зиме. 3. Р а с с к а з у ч и т е л я «Травянистые растения осенью». – Рассмотрите травянистые растения. Какие изменения в их жизни происходят осенью? Одни травянистые растения рассеивают семена (из них весной зазеленеют новые растения). Другие травы прячутся под землю и там ждут весну. Эти хитрецы спокойно расстаются со своей надземной частью. Главное для них – спасти свою подземную кладовую: клубень, луковицу, корневище, в которых за лето накопились питательные вещества. Весной эти запасы помогут быстрее возродить стебель и листья. Деревья и кустарники не могут на зиму расстаться со стволом и ветками, спрятаться под землю. Они поступают по-другому – сбрасывают свою листву. Ведь листья испаряют много влаги. А зимой вода в почве замерзает. Не могут корни ее выкачать. Если дерево не сбросит на зиму листья, то засохнет от излишнего испарения. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, нападавший на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему идет листопад у лиственных деревьев и кустарников. 4. Б е с е д а «Хвойные растения осенью». – Все ли деревья и кустарники сбрасывают листву? – Как выглядят осенью ель и сосна? – Рассмотрите листья-хвоинки. Как называют деревья с хвоей? (Это хвойные растения.) – Отгадайте загадку: Зимой и летом – одним цветом. (Ель, сосна.) – Зимой эти растения остаются зелеными. Почему? – Рассмотрите ветки ели. Как они растут? (Ветки ели растут наклонно.) – Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался бы на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают. – Не сбрасывают ели и сосны всю хвою на зиму, и все же листопад у них идет. Обратите внимание на землю под хвойными растениями. Что вы обнаружили? (Под елью, сосной много желтой хвои.) – Листья-хвоинки опадают постепенно, и на их месте вырастают новые. Это происходит незаметно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда одни и те же листья-иголки. – А это хвойное дерево – лиственница. Осенью она сбрасывает листья-хвоинки. Почему это хвойное дерево получило такое название? (Потому что ведет себя как лиственные деревья.) – Какие лиственные растения растут в нашем крае? – Назовите хвойные растения нашего края. – Назовите травянистые растения нашего края. 5. Б е с е д а «Осеннее явление – ветвепад». – Еще одна загадка жизни растений осенью – ветвепад. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, некоторые ивы, тополя, и наблюдается, когда они стареют. – Присмотритесь к этим деревьям. Что вы видите на земле около них? (Мы видим опавшие веточки.) – Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки – почки. Если их разложить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? (Предположения детей.) – Рассмотрите тот конец веточки, где она отделилась от дерева. (Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было.) – Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей. 6. П о в т о р е н и е п р а в и л п о в е д е н и я в природе. – Почему нельзя разжигать костер в осеннем лесу? (Огонь губит не только растения, но и их семена, и животных леса. В огне вместе с сухой травой гибнут лягушки, ящерицы, насекомые.) – А вот что может случиться, если люди забывают, что мусор нельзя выбрасывать в лесу. Учитель читает стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а подготовленные заранее ученики изображают некоторые действия ребят из стихотворения. Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти! Тут сидят и там сидят! Загорают и едят, Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят. Мы по берегу пошли И поляночку нашли. Но на солнечной полянке Тут и там – пустые банки, И как будто нам назло, Даже битое стекло! Мы по бережку прошли, Место новое нашли. Но и здесь до нас сидели; Жгли костры, бумагу жгли – Тоже пили, тоже ели, Насорили и ушли! Мы прошли, конечно, мимо… – Эй, ребята! – крикнул Дима. – Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж! Мы купались, загорали, Жгли костер, в футбол играли – Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, Хоровые песни пели… Отдохнули и ушли! И остались на полянке У потухшего костра: Две разбитых нами склянки, Две размокшие баранки – Словом – мусора гора! Мы приехали на речку Понедельник провести, Только чистого местечка Возле речки не найти! – Почему ребята не нашли другого свободного места? – Какие правила надо выполнять, гуляя за городом? IV. Итог урока. – О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили? – Какие происходят изменения в жизни растений с приходом осени?

Список использованной литературы: Федотова, О. Н. Окружающий мир. 1 кл. Федотова.о.н .Поурочные разработки

  • < Назад
  • Вперёд >

У вас нет прав для создания комментариев.

www.teacher-rt.ru

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ - Жизнь растений осенью

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ

Цели: познакомить детей с осенними изменениями в жизни растений; рассказать о причине листопада; учить узнавать растения по листьям и плодам; развивать наблюдательность; воспитывать аккуратность в учебе.

Оборудование:рисунки с изображением деревьев в летнее и осеннее время; листья и семена растений.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока.

– Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду. Определите, какое это время года? (Осень.)

Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе, о приметах осени и о том, как разные растения осенью готовятся к наступлению суровой зимы.

II. Актуализация знаний.

Б е с е д а  «Изменения в неживой природе осенью».

– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе.

По мере того, как дети называют, на доске появляется запись: облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемахи т. д.

– Какая бывает погода летом?

– Какие вы наблюдали дожди? Если вы видели грозу, расскажите о ней.

– Какая летом бывает вода в водоемах – теплая или холодная?

– Что интересного вы заметили в жизни растений?

– Видели ли насекомых, рыб, птиц и других животных? Если вы наблюдали за ними, то расскажите, что интересного заметили в их жизни.

Учитель обобщает ответы детей и делает  в ы в о д: летом чаще всего бывает теплая погода и даже жаркая, летние дожди непродолжительные, иногда бывают грозы. Вода в водоемах теплая, можно купаться. Все растения зеленые, многие из них цветут. Летом созревают плоды и ягоды. Всюду много насекомых и птиц и т. д.

В ы в о д ы:

1) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

2) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

3) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

– Расскажите о погоде осенью.

О б щ и й   в ы в о д:похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.

III. Изучение нового материала.

1. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у  (с. 26–27).

– Рассмотрите центральный рисунок в книге. Какие изменения произошли в жизни растений осенью?

– Какие растения вы видите с вертолета?

– У каких растений листья меняют окраску?

– Что такое листопад?

– Рассмотрите рисунки-подсказки слева. Листья каких деревьев здесь нарисованы? (Клен, сосна, дуб, береза, осина.)

– Расскажите, как меняют цвет листьев эти деревья?

– Рассмотрите рисунки-подсказки справа. Какие деревья здесь нарисованы?

– На какие две группы можно разделить эти деревья? (Лиственные и хвойные растения.)

– У всех деревьев есть листья. Только листья бывают разные. Так, у ели, сосны листья похожи на иголочки. Такие листья называются хвоей, а деревья и кустарники – хвойными.

А бывают длинные-предлинные иголки или нет?

Как отличить ель и сосну? (У ели иголки короткие и растут по одной, у сосны – более длинные и растут по две или по три.)

– Рассмотрите рисунки-подсказки под центральным рисунком. Расскажите о жизни лиственницы в разное время года.

– Рассмотрите ветку лиственницы весной, летом, осенью и зимой. Сравните весеннюю ветку с летней. Чем они отличаются? (Хвоинки летом длиннее, шишки крупнее.)

– Как изменилась ветка осенью? (Хвоинки пожелтели.)

– Что можете сказать о зимней ветке лиственницы? (Хвоинок нет. Шишка крупная.)

– Подумайте, как же по-другому можно назвать хвоинки? Чем они являются для хвойных деревьев? (Хвоинки – это листья.)

 Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Мы весной сажали сад,

А Семен стоял у гряд.

Вот мы яблоки едим,

А Семену не дадим.

Нам лентяев здесь не надо!

Выходи, Семен, из сада.

2. Р а б о т а   п о   х р е с т о м а т и и.

Учитель читает рассказы «Как растения к зиме готовятся?», «Есть ли на ветках ранки от опавших листьев?», «Идет ли листопад в безветренную погоду?», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?».

IV. закрепление изученного материала.

1. Р а б о т а   в   п е ч а т н о й   т е т р а д и   (з а д а н и я  18, 19).

– наклейте изображения ягод, овощей и фруктов, которые вы помогали собирать взрослым осенью.

– Раскрасьте рисунки.

– Нарисуйте свои овощи и фрукты.

– Соедините рисунок каждого дерева с рисунком листа этого дерева.

– Какие деревья здесь нарисованы?

– Раскрасьте листья так, как они выглядят осенью.

2.И г р а  «Отгадай растение».

Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, и семена растений – гроздья рябины, семена-«вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев, листья и желуди дуба, листья березы.

– Расскажите, что вы знаете о жизни этих растений.

– А теперь послушайте небольшие рассказы о некоторых деревьях.

Береза

Полюбилась русскому народу белоснежная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.

Дуб

Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют ее в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Положите несколько листов дуба в банку с солеными огурцами – они станут хрустящими, крепкими, вкусными.

Клен

Клен – желанный гость всех парков и улиц городов. Его резные листья так красивы в осенний листопад! У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых музыканты извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена.

В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.

Ель

Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба Яга, Леший и другие герои сказок. Потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно.

Обычай украшать елку пришел к нам издалека. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. А домой люди приносили еловые шишки.

Лиственница

Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400–500 лет? Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина ее не гниет и со временем становится еще тверже, как бы каменеет.

V. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Отгадайте загадку:

Его весной и летом мы видели одетым.

А осенью с бедняжки сорваливсе рубашки.

Но зимние метели в меха его одели.

                                (Дерево.)

– О каких изменениях в жизни растений в осеннее время рассказывается в этой загадке?

Опавшей листвы разговор еле слышен:

– Мы с кленов…

– Мы с яблонь…

– Мы с вязов…

– Мы с вишен…

– С осинки…

– С черемухи…

– С дуба…

– С березы…

Везде листопад: на пороге – морозы!

                                Ю. Капотов

newrefs.ru

Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Используемые сюжеты:

  • “Октябрь. Листопад”;
  • “Октябрь. Золотая осень”
  • “Сентябрь. Разноцветная осень” Из диска: “ Двенадцать месяцев. Осень”

Технологии:

  • Дифференцированное обучение.
  • ИКТ-технологии
  • Работа в группах

Цели урока

Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.

Учить учащихся наблюдать за природой.

Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения.

Развивать мышление, наблюдательность, речь.

Развивать умения ориентироваться на местности: знать названия окружающих деревьев, трав.

Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.

Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства.

Оборудование: проектор, экран, у учащихся зелёный и красный карандаши, кленовые листья – жетоны, маршрутные листы по количеству учащихся, таблички для 4 групп с причинами и следствиями изменения окраски листьев, карточки с вопросами для д/з, Парты расставлены попарно для 4 групп

Ход урока

1. Организационный момент СЛАЙД 1

2. Актуализация темы урока

У: - Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие по нашей местности, во время которого вы покажете свои знания и умения использовать их на практике. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой, поэтому давайте вспомним правила поведения при работе в группах. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы, оценивать правильность ваших действий и вашу активность. За каждый правильный ответ вы получите кленовый листок. Та команда, которая соберет большой букет из листьев и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь!

Для сегодняшнего урока ребята приготовили стихи. (По одному человеку от группы) Послушайте их и постарайтесь определить тему урока. СЛАЙДЫ 2-5.

Просмотр сюжета: “Октябрь. Золотая осень”

Жёлтой краской кто-то Выкрасил леса, Стали отчего-то Ниже небеса, Ярче запылали Кисточки рябин. Все цветы увяли, Лишь свежа полынь. Я спросил у папы: — Что случилось вдруг? И ответил папа: — Это осень, друг.Наталия Антонова

Опустел скворечник, Улетели птицы, Листьям на деревьях Тоже не сидится. Целый день сегодня Все летят, летят... Видно, тоже в Африку Улететь хотят.Ирина Токмакова

***

Осенний трогая Огонь, Тянул я вверх Свою ладонь. Пожару осени, Как другу, Пожал Пылающую Руку. Я пробирался, Как во сне, Сквозь заросли Дождя В огне. Осталась Память У меня — Букет oдин Того Огня. Семен Островский

- Кто догадался о чём пойдет речь на уроке? СЛАЙД 6

- В чём заключается главная причина всех осенних изменений в природе?

3. Минутка календаря.

У. – Ребята, проведем минутку календаря погоды. Дайте характеристику погодных условий сегодня. СЛАЙД 7

- О каких изменениях в природе говорят, проводя наблюдения над погодой.

У. – Какой день, по вашим наблюдениям, был самым холодным на этой неделе?

  • Какой день был самым теплым?
  • Что удивило вас в природе за неделю?
  • Объясните эти народные пословицы: СЛАЙД 8

Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.

Октябрь – месяц близкой пороши.

Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка.

У. - Какие вы знаете народные приметы об осенних месяцах?

На что обращают внимание все народные приметы? (на связь неживой и живой природы)

4. Планирование работы на уроке.

Мы превращаемся с вами в исследователей. И будем изучать одно из самых удивительных осенних изменений – изменения в жизни растений. На доске я выписала вопросы, на которые сейчас нам надо найти ответы. СЛАЙД 9.

- Почему у хвойных деревьев нет листопада?

- Что происходит осенью с травянистыми растениями?

- Почему начинается листопад?

- Почему происходит изменение окраски листьев осенью?

Просмотр сюжета: “Октябрь. Листопад”

Попробуйте их расположить в логической последовательности, чтобы получился план работы на уроке. Поработайте в группах.

Ученики обсуждают задание и приступают к обсуждению последовательности изучения темы. Приводят доводы и аргументы, отстаивают свою точку зрения.

У. – Я благодарю вас, ребята, самым последовательным мы признаем план, который записан в маршрутных листах. Я каждому раздаю такой лист. Внимательно рассмотрите его. СЛАЙД 10.

У. – Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зеленым цветом, если у Вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.

Исследовательская работа непростая и мы должны настроиться на это, подготовиться к ней.

5. Физкультминутка для глаз. СЛАЙД 11

6. Изучение нового материала

У. – Какую примету осени описал Иван Бунин в стихотворении? СЛАЙД 12.

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.

У. – Первой яркой приметой осенних изменений в жизни растений является изменение окраски листьев.

У. – Мы проводили наблюдения к сегодняшнему уроку на экскурсии:

  • Что изменяется в жизни растений осенью?
  • У каких деревьев листва краснеет, а у каких желтеет?
  • Какого цвета листва сирени осенью?
  • У какого дерева листва желтеет первой?
  • Как вы думаете, почему осенью меняется окраска листьев?
  • Где найти правильный ответ на этот вопрос?

Давайте обратимся к с.46 учебника, которая поможет узнать почему листья меняют цвет. (Читаем первый абзац).

У. – Теперь я предлагаю вам поработать в группах и расположить таблички по порядку. (Причины и следствия изменения окраски листьев: хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет; света и тепла становится меньше; разрушение хлорофилла; изменение окраски листьев). Проверим. СЛАЙДЫ 13 – 15.

У. – Мы ответили с Вами на первый вопрос, закрасьте квадрат зеленым или красным цветом. У кого есть вопросы, кому нужна помощь?

Дети, получившие первоначальное представление о листопаде, отвечают на вопросы менее успешных учеников. Сотрудничество продолжается до положительной рефлексии усвоенного материала каждым учеником.

У. – Вам нужно определить ключевое слово для следующего этапа урока. В этом вам поможет кроссворд в ТПО СЛАЙД 16.

У. – Проверим, что получилось. (Ключевое слово – листопад, слова – ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина. дуб) СЛАЙД 17

У. – Как вы думаете, почему опадают листья?

У. – Проверить ваши ответы поможет учебник (второй абзац текста на с.46 учебника).

У. – Выделите причины листопада. (понижение температуры воздуха и почвы; замедление сокодвижения; уменьшение испарения влаги; образование пробкового слоя).

У. – Какова главная причина осенних изменений в природе?

У. – К чему приводят изменения в неживой природе?

У. – Проверим вашу наблюдательность и любознательность. Листья каких деревьев представлены на слайдах? СЛАЙД 18

7. Физминутка СЛАЙД 19.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево) Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу.

(И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.)

В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся Покажем – крылья сложили назад.

(И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.)

Наклонились и присели. Заниматься тихо сели.

У. – Какой вопрос подготовила Оля?

Оля – Как деревья узнают, что скоро наступит зима?

У. – Какой вопрос подготовила Катя?

Катя - Одинаково ли опадают листья у деревьев?

(Пересказ текста из первого абзаца с.47 учебника.)

У. – Прежде, чем вы оцените, как поняли информацию о листопаде, задайте интересующие Вас вопросы Оле и Кате.

Ребята, в маршрутном листе самостоятельно отметьте, на сколько усвоен материал о листопаде.

У. – Всем известная с детства загадка: зимой и летом одним цветом. (ель и сосна) Как одним словом назвать эти деревья?

У. – О какой особенности хвойных деревьев говорится в загадке?

У. – Почему у хвойных деревьев нет листопада?

У. – Познакомимся со статьёй учебника с.47 второй абзац.

У. – Почему же хвоя лиственницы опадает? (У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя)

У. – Рассказ о лиственнице приготовил Игорь. СЛАЙД 20.

О сибирской лиственнице

С древнейших времен лиственница была известна, как превосходный строительный материал. Наиболее обширные площади она занимает в Сибири и на Дальнем Востоке. Образует чистые и смешанные с елью, пихтой и сосной насаждения.

Лиственница — дерево, обычно крупное, высотой до 35-50 м и диаметром до 1 м. Ее древесина лишь немного уступает дубовой по механическим свойствам и обладает замечательным качеством: она очень слабо подвержена гниению. Поэтому постройки из лиственницы стоят столетиями. Известно немало строений из лиственничной древесины, возраст которых превышает 500 лет. В доме из сибирской лиственницы снижается вероятность появления мигрени, неврозов, связанных со спазмами сосудов. На протяжении всего срока эксплуатации лиственница испаряет природные фитонциды, которые, попадая в дыхательные пути человека, предотвращает простудные и вирусные заболевания. Она способствует снижению артериального давления, повышается острота зрения, нормализуется обмен веществ.

На слайде представлены фотографии изделий из лиственницы. Это столб линии электропередач, мост, колесо, домашняя утварь.

У. – Есть вопросы к Игорю?

У. – Самостоятельно сделайте отметку в маршрутном листе.

У. – На какой вопрос нам предстоит найти ответ? Прочитайте в маршрутных листах.

У. – Вспомните и назовите известные вам травянистые растения.

У. – Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?

У. – Поделитесь своими наблюдениями. Как меняется окраска травы осенней порой?

У. – Какие растения ещё цветут осенью?

У. – Проверьте свои ответы, прочитав самостоятельно последний абзац текста на с 48 учебника.

У. –  Завершите работу с маршрутными листами.

8. Закрепление.

А сейчас (при достаточном количестве времени) предлагаю посмотреть небольшой фильм. Слайды 21-32 ( просмотр сюжета “ Сентябрь. Разноцветная осень”

9. Итог урока. Рефлексия.

У. – Почему осенью в природе происходят изменения?

В какой последовательности происходят изменения в природе?

Молодцы! Посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными.

- Кто сегодня удивил вас на уроке? (Отвечают консультанты групп)

- Вы хорошо выполнили все задания, поэтому мы успешно смогли вернуться домой. Цели урока выполнили, т. к. показали, что знаете, какие изменения принесла осень.

Хорошо, дружно работали в командах.

Победила команда ____________, так как она собрала самый большой букет осенних листьев.

10. Домашнее задание.

У. – Вы очень хорошо поработали. Чтобы закрепить всё, что вы сегодня узнали, дома выполните задания. Я попрошу вас продолжить наблюдения за изменениями в жизни растений осенью. Задания будут распределены по группам.

1 группа.

Вопросы:

  • Где быстрее сбрасывают деревья листву: в парках или в лесу?
  • У больных или у здоровых деревьев раньше начинается листопад?
  • Какие деревья, молодые или старые, первыми сбрасывают листву?

2 и 3 группы.

Вопросы:

4 группа.

Вопросы:

  • Составить кроссворд “Осенняя клумба”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта