Растения леса беларуси 3 класс сообщение. Растительный мир Беларуси: особенности, примеры растений с описанием и фото

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Растительность и животный мир Беларуси. Растения леса беларуси 3 класс сообщение


Растения Беларуси: названия, фото и характеристика

Беларусь расположена в переходной зоне между таежными и широколиственными областями. Общая доля лесов составляет около 38% от площади страны. Остальная флора представлена луговыми, кустарниковыми, болотными и водными растениями.

Читайте также: Животные Беларуси: названия, фото и характеристика.

Характеристика флоры Беларуси

Естественная растительность страны в основном представлена лиственными и хвойными лесами. На севере преобладают хвойные породы деревьев, особенно сосны и ели. В южных регионах больше лиственных пород, таких как дуб и граб. Береза распространена повсеместно, зачастую на местах вырубки и пожаров. На протяжении веков, расчистка лесных земель для сельскохозяйственного использования уничтожила большую часть девственного леса Беларуси, особенно лиственные породы, которые предпочитают богатые почвы.

Беловежская пуща на западной границе с Польшей является одним из крупнейших сохранившихся районов первобытных смешанных лесов в Европе, охватывающих более 3000 км². Богатая лесная растительность, когда-то покрывавшая большую часть Европы процветает здесь по сей день. Беловежская пуща является основным домом зубров, которые вымерли в дикой природе во время Первой мировой войны, но были повторно восстановлены благодаря разведению в неволе. Лось, олень и кабан также встречаются здесь и в других лесах Беларуси, вместе с зайцем, белкой, лисой, барсуком, куницей и бобром. Птицы включают рябчиков, куропаток, вальдшнепа, куликов и уток.

Состав растительного мира Беларуси формировался под влиянием климата и геологических изменений. Особое влияние на формирование флоры оказал последний ледниковый период. До сих пор на территории страны произрастают арктические виды ивы и березы, сохранились некоторые реликтовые растения. Расположение на границе двух географических областей объясняет наличие тундровых, степных и полупустынных видов. Наибольшее распространение получили растения широколиственных лесов.

Ниже представлены примеры некоторых представителей растительного мира Беларуси с кратким описанием и фото.

Альдрованда пузырчатая

Одним из представителей водной фауны страны является альдрованда. У этого краснокнижного многолетника отсутствует корневая система. Стебли ни за что не держатся, поэтому альдрованда свободно перемещается по водоему. Листья растения внешне похожи на пузырьки, отсюда и называние травы. На стеблях листочки располагаются пучками. Они являются ловушкой для дафний, инфузорий и личинок насекомых. Растение предпочитает стоячие и прогретые воздухом воды, в холоде листья-ловушки не работают. В настоящее время численность альдрованды сильно сократилась из-за загрязнения водоемов.

Тимофеевка луговая

Многолетнее растение из семейства злаковых достигает 80 см в высоту. У него полый прочный стебель и узкие листья голубовато-зеленого цвета. Соцветия представляют собой плотный цилиндр, длина которого 10 см. Тимофеевка растет на заливных лугах, близ дорог, в полях и редколесьях. Прекрасно чувствует себя на тяжелых почвах. Растение не любит засухи, устойчиво к влаге, хорошо переносит сильные морозы. Благодаря этим качествам используется для осушения торфяных болот. Тимофеевка обладает высокими кормовыми качествами. Ее семена входят в состав многих профессиональных газонных смесей.

Мать-и-мачеха

Корневищный многолетник распространен повсеместно. Он растет по берегам водоемов, на просеках, полянах, пустырях. Его стебли достигают 20 см, цветки ярко-желтого цвета в диаметре составляют 2 см. Мать-и-мачеха зацветает ранней весной, после того, как стает снег. Листья полностью развиваются только к началу лета. Они содержат в себе дубильные вещества, аскорбиновую кислоту, эфирные масла и флавоноиды. Настойки из листьев мать-и-мачехи оказывают отхаркивающее, обволакивающее и противовоспалительное действие, используются при заболеваниях верхних дыхательных путей. Корневище ползучее, развивается сразу на нескольких уровнях. Ветер разносит семена на большие расстояния. Мать-и-мачеха активно наносит урон сельскому хозяйству: растение засоряет посевы с полезными культурами.

Болиголов пятнистый

Двулетник из семейства зонтичных произрастает в оврагах, вдоль насыпей, у жилых домов, на огородах. Высота растения составляет 2 м, стержневой корень очень мощный. Особенностью болиголова является неприятный мышиный запах, исходящий от ствола. Мелкие цветки собраны в сложные зонтики, цветение продолжается все лето. Болиголов относится к крайне ядовитым растениям. Все его части содержат вещество, негативно влияющее на нервную систему человека. У пострадавшего начинается рвота, судороги, нарушение речи. В тяжелых случаях наступает восходящий паралич.

Медуница лекарственная

Травянистый многолетник, встречающийся в лесу, на полянах, по берегам рек, среди кустарниковых зарослей. Высота опушенных стеблей составляет 35 см. Бархатистые листья имеют яйцевидную форму с заостренным кончиком. На верхушках стеблей находятся соцветия, окрашенные в сине-фиолетовые и темно-розовые оттенки. По форме цветы схожи с колокольчиками. Растение является отличным медоносом. Листья содержат микроэлементы, дубильные вещества, аскорбиновую кислоту. Медуница обладает отхаркивающим и противовоспалительным свойствами. Отварами и настоями лечат воспаление желудка, заболевания легких и мочеполовой системы.

Астра степная

Реликтовый травянистый многолетник можно встретить на лугах, лесных полянах, опушках и среди кустарников. У астры прямостоячий стебель высотой 50 см, корневая система короткая, но толстая. Пышные соцветия окрашены в лилово-синие оттенки. Астра цветет с середины июля до сентября. Долгое время соцветия и корни заготавливали для медицинских целей. Сегодня астра степная внесена в Красную книгу республики Беларусь.

Ольха черная

Невысокое дерево растет на лесных опушках, по краям рек и болот, в лесополосе. Ствол ольхи, покрытый серой корой, почти всегда имеет искривленную форму. Широкие листья не желтеют осенью, они опадают зелеными. Дерево покрывается соцветиями-сережками в начале мая, плоды созревают в сентябре. Годовой прирост у молодой ольхи составляет 60 см. Она отличается высокой морозостойкостью. Шишки ольхи используют в качестве вяжущего и дезинфицирующего средства.

Береза повислая

Дерево высотой 15 м имеет ажурную крону. Молодые ветви густо усажены бородавками, листья треугольные, цветы собраны в сережки. Кора дерева белеет к восьмому году жизни. Береза предпочитает лесные и лесостепные зоны. Дерево хорошо переживает засуху, но не переносит застоя влаги. Березу повислую активно используют в хозяйстве, ландшафтном дизайне. Ее сок содержит витамины и микроэлементы.

Пихта белая

Максимальная высота дерева составляет 30 м. Пихта хорошо растет как в сосновых, так и в смешанных лесах. У нее серебристо-серая кора, местами покрытая смоляными пузырями. Мягкая хвоя сохраняет темно-зеленый цвет на протяжении всего года. Цилиндрические шишки сначала окрашены в пурпурный цвет, в зрелом возрасте они становятся темно-коричневыми. Пихта белая плохо переносит низкие температуры, при сильных заморозках нижняя часть дерева обмерзает.

Дуб

Высота листопадного дерева достигает 50 м, обхват ствола может превышать 2 м. Дубы известны своей продолжительностью жизни, возраст некоторых экземпляров достигает 500 лет. В естественных условиях они растут в смешанных лесах и в долинах рек. Высокую жизнеспособность обеспечивает мощная и разветвленная корневая система. Основной стержень может залегать на глубине 20 м. Продолговатые зеленые листья имеют округлые зубцы. Цвести и плодоносить деревья начинают с полувекового возраста. В середине сентября на ветках созревают плоды, желуди. Древесина отличается высокой прочностью, поэтому материал нашел применение в мебельной промышленности. Желудями кормят скот, кору дуба используют в народной медицине.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

natworld.info

Растительность и животный мир Беларуси — доклад

 

Растительный и животный мир  Беларуси

Растительный мир. Естественный растительный покров Беларуси занимает 67% территории страны и представлен лесами (7,8 млн. га), лугами (3,3 млн. га), растительностью болот (0,92 млн. га), кустарниками (0,49 млн. га) и растительностью вод (0,48 млн. га).

На территории Беларуси произрастает около 12 тыс. видов растений и грибов, из них около 2,1 тыс. высших (цветковых) и более 9 тыс. низших (водорослей, мхов, лишайников). Самые многочисленные из них – грибы (более 7 тыс. видов) и водоросли (более 2,2 тыс. видов). Более изучены сосудистые растения – свыше 1,6 тыс. видов, мохообразные – 430 и лишайники – 477 видов. Среди сосудистых растений преобладают травянистые – более 1,5 тыс. видов. Из 107 дикорастущих видов 28 – деревья, остальные – кустарники, полукустарники и кустарнички. Ежегодно выявляется ряд новых видов, ранее не встречавшихся и не установленных.

Природная флора — ценный источник пищевого и лекарственного сырья. Полезными свойствами для  использования в народном хозяйстве  обладают более 500 видов растений. Общий  биологический запас сырья этих растений в Беларуси составляет около 1 млн. т, реально используется 1-2%. Значительны запасы технического дубильного сырья: коры ив, дуба, крушины. Из технических растений наиболее важны таннидоносный дуб, смолоносные сосна и ель. Из волокнистых растений перспективны тростник, рогозы, крупные ситники, осоки, крапива, вейники.

Наиболее хозяйственно значимыми  являются ягодные: черника, клюква, голубика, брусника и др., из плодовых – рябина.

С 2002 г. в Беларуси начато выделение и создание первых международно-значимых ключевых ботанических территорий (КБТ). Они выделяются по единым для всех стран Европы критериям: наличие охраняемых видов и местообитаний, уникальность и видовое богатство. На первом этапе в Беларуси предусмотрено выделение 10 КБТ: Голубые озера, Березинский биосферный заповедник, Ельня, Городокская возвышенность, Налибокская пуща, Сопоцкинский заказник, Припятский национальный парк, Свислочско-Березинский заказник, Беловежская пуща и Полесский заповедник. В дальнейшем планируется расширение их сети.

В 2003 г. принят Закон Республики Беларусь «О растительном мире, который  определил юридические и правовые нормы охраны и использования объектов растительного мира, а также регулирование отношений в этой области между государством, юридическими и физическими лицами.

Леса занимают 2/5 территории страны, среди них преобладают  хвойные (65,3%), в основном сосновые. На леса первой группы, выполняющие природоохранные  и защитные функции, приходится 41,9%.

Большие лесные массивы в  Белоруссии называют пущами. Самые  значительные из них — Налибокская (1400 км2) и Беловежская (876 км2).

 

 Крупные лесные массивы Польши и  Белоруссии образуют пояс пущ. Расположенное  на юге страны Белорусское Полесье  входит в пояс болотно-лесных территорий Польши и Украины. В соответствии с международным соглашением  о создании «зеленых легких Европы», подписанным в феврале 1993 г. в  Варшаве, вся территория Белоруссии вместе с восточными районами Польши, Литвой, Латвией, Эстонией, западными  районами России и северными Украины  подлежит особой охране и требует  использования экологически безопасных методов хозяйственной деятельности.  Сложной проблемой хозяйствования в лесах Белоруссии стало их загрязнение радионуклидами.  Характерная особенность белорусской природы — большое количество болот. Заболоченные массивы занимают более 20% территории страны. Преобладают травяные низинные болота. Наиболее значительные их площади находятся в Полесье.

Природа Беларуси

 Белорусский пейзаж

Природа Беларуси уникальна. Здесь можно встретить много  редких видов растений и животных. В республике реализуются крупные  природоохранные проекты, созданы  государственные заповедники и  заказники.

Белорусский ландшафт

Разнообразная растительность занимает 93,1% всей территории страны. Леса составляют 1/3 зеленого покрова  страны.

Север Беларуси – край озер. На юге страны по течению реки Припятьрасположена болотистая местность – знаменитое белорусское Полесье.

В тех районах Беларуси, где сохранились  уникальные ландшафты, встречаются  редкие виды растений и животных, были созданы государственные заповедники.

Дикая природа Беларуси

В белорусских лесах произрастают 28 пород деревьев и около 70 видов  кустарников. Самые распространенные породы деревьев:

  • береза (по всей стране)
  • сосна (по всей стране)
  • ель (северные районы)
  • дуб (южные районы)

В Беларуси можно встретить огромное количество диких зверей и птиц, среди которых много редких видов.

В Беларуси обитает 76 видов млекопитающих, самые распространенные из которых:

  • лось
  • олень
  • дикий кабан
  • волк
  • бобр

На  территории республики встречается  около 300 видов птиц.

Для охраны редких и исчезающих видов  растений и животных была создана  Красная книга Республики Беларусь. В нее включены 17 видов млекопитающих, 72 вида птиц, 4 вида земноводных, 10 видов  рыб, 72 вида насекомых – они находятся  под охраной государства, и в  местах их обитания созданы государственные  заповедники и заказники.

Государственные заповедники  и охрана природы

В Беларуси пять охраняемых государством заповедных территорий. Их работа поддержана ЮНЕСКО.

Национальный парк «Беловежская пуща»

Национальный парк «Беловежская пуща»  расположен в Брестской области в 340 км на юго-запад от Минска. Природоохранные работы здесь начались столетия назад. В 1992 году согласно решению ЮНЕСКО парк был включен в Список Всемирного наследия человечества. В 1993 году он получил статус биосферного заповедника.

В Национальном парке «Беловежская пуща»  до наших дней сохранились древние дубы, возраст которых более 500 лет, есть вековые ясени, сосны и ели.

В парке обитают разнообразные  животные и птицы, в том числе самая большая в Европе популяция редких зубров и больших подорликов.

Березинский биосферный заповедник

Заповедник расположен в 120 км от Минска на территории Витебской области. Он создан в 1925 году для защиты редких видов растений и животных, обитающих на севере страны. Заповедник входит в глобальную сеть биосферных заповедников ЮНЕСКО.

На  территории заповедника расположены  различные природные комплексы  – леса, луга, водоемы и болота. Здесь обитает более половины из всех известных видов белорусской фауны, в том числе:

  • 56 видов млекопитающих
  • 220 видов птиц
  • 9 видов амфибий
  • 5 видов рептилий
  • 34 вида рыб

Национальный  парк «Браславские озера»

Парк основан в 1995 году на северо-западе Беларуси. На его территории находятся  красивейшие в Витебской областиБраславские озера.

Территория  парка превышает 69 000 гектаров. Здесь произрастает более 1900 видов растений, 20 из которых близки к вымиранию. В парке также обитают:

  • 34 вида рыб
  • 216 видов птиц (85% всех гнездовых птиц в Беларуси)
  • 45 видов млекопитающих
  • 12 видов амфибий
  • 5 видов рептилий

На  территории парка расположен древний  город Браслав, впервые упомянутый в письменных источниках XI века.

Национальный парк «Нарочанский»

Национальный парк «Нарочанский» расположен в Минской области, основан в 1999 году.

Площадь парка составляет около 94 000 гектаров. Более трети ее покрывают красивейшие сосновые леса. Не все территории, принадлежащие Национальному парку «Нарочанский», являются заповедными. Здесь есть рекреационные зоны с крупными озерами, где водится множество разнообразной рыбы, и поэтому они пользуются популярностью у рыбаков.

Парк  также известен своими природными источниками  минеральной воды. Здесь расположены 18 санаториев и оздоровительных центров.

Национальный  парк «Припятский»

Расположен в 250 км от Минска на юге  страны в Гомельской области.

Заповедник  в затопляемой пойме реки Припять существовал с 1969 года. В настоящее время территория парка превышает 190 000 гектаров.

В 1987 году в парке поселили зубров. Там также обитают:

  • 51 вид млекопитающих
  • 11 видов амфибий
  • 7 видов рептилий
  • 38 видов рыб
  • 256 видов птиц

И произрастают:

  • 929 видов растений
  • 196 видов мхов

Парк  славится клюквенными местами. Клюква здесь занимает 500 гектаров.

Природа Беларуси

Территория Беларуси составляет 207,6 тыс. км2. Протяженность с запада на восток — 650 км, с севера на юг — 560 км.

Территория страны в основном равнинная, редкие возвышенности почти  не превышают высоты 300 м (Минская  возвышенность — 345 м, Новогрудская возвышенность — 323 м).

Климат Беларуси — умеренно-континентальный, с мягкой и влажной зимой, теплым летом.  Средняя температура января от– 4°С до – 8°С, июля от +17°С до +19°С. Климатические условия благоприятны для выращивания основных зерновых культур, овощей, плодовых деревьев и кустарников и особенно для возделывания картофеля и льна. 

За год на территории страны выпадает от 500 до 800 мм осадков. Наибольшее количество осадков выпадает в возвышенных центральной и северо-западной частях республики. Самыми дождливыми временами года являются лето и осень. 

В Беларуси насчитывается более 20 тысяч рек и более 10 тысяч озер. Самое большое — озеро Нарочь (площадь 79,6 кв.км).

Название                        

Общая длина, км            

Длина по территории Беларуси, км

Днепр

2145

690

Западная Двина    

1020

328

Неман

937

459

Западный Буг

831

169

Припять

761

495

Сож

648

493

Березина

613

613

Вилия

510

276

Птичь

421

421

Щара

325

325

Свислочь

297

297

Болота Белоруссии являются уникальной экосистемой, в которой проживают много видов птиц и животных, занесённых в красную книгу

Леса занимают 40% территории Беларуси, болота — около 13% всей территории республики и имеют большое климатическое и гидрологическое значение.

В белорусских лесах произрастают 28 пород деревьев и около 70 видов  кустарников. Самые распространенные породы деревьев:

  • береза (по всей стране)
  • сосна (по всей стране)
  • ель (северные районы)
  • дуб (южные районы)

Леса Беларуси богаты плодово-ягодными растениями и грибами. Это черника, клюква, голубика, брусника, рябина, калина, малина. Наибольшее распространение  и самые большие запасы характерны для черники и клюквы. Общий  биологический запас ягод и плодов дикорастущих растений составляет ориентировочно 152490 т. В лесах республики встречается  более 300 видов съедобных грибов, 38 несъедобных и ядовитых. Запасы грибов составляют примерно 33 тыс.т.

В Беларуси можно встретить  огромное количество диких зверей и  птиц, среди которых много редких видов.

В Беларуси обитает 76 видов  млекопитающих, самые распространенные из которых:

  • лось
  • олень
  • дикий кабан
  • волк
  • бобр

На территории республики встречается около 300 видов птиц.

Для охраны редких и исчезающих видов растений и животных была создана Красная книга Республики Беларусь. В нее включены 17 видов млекопитающих, 72 вида птиц, 4 вида земноводных, 10 видов рыб, 72 вида насекомых – они находятся под охраной государства, и в местах их обитания созданы государственные заповедники и заказники.

 

Имеется пять охраняемых государством заповедных территорий. Их работа поддержана ЮНЕСКО.

  • Национальный парк «Беловежская пуща»
  • Березинский биосферный заповедник
  • Национальный парк «Браславские озера»
  • Национальный парк «Нарочанский»
  • Национальный парк «Припятский»

yaneuch.ru

Из чего состоит экосистема леса | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Характерным признаком, по которому лес отличается от дру­гих экосистем, является то, что на его территории растет много деревьев и кустарников. Это сказы­вается на других растениях, а также на животных - обитателях леса.

Рис. 56. Лютик

Лес можно сравнить с многоэтаж­ным домом, где каждый из «эта­жей» образуют определенные расте­ния и населяют животные. На каж­дом «этаже», имеющем название ярус, разнос освещение, а поэтому различны и его обитатели.

Верхний ярус леса обрадуют самые высокие деревья. Это преимущественно дуб, сосна, ель, граб, клен, липа, ясень, береза, оси­на. «Этажом» ниже растут кустарники - лещина, боярышник, черемуха, бузина, терн, шиповник, волчеягодник и другие.

Кроны деревьев верхних ярусов леса и ветви кустарников за­слоняют травянистые растения от солнечного света. Поэтому их в лесу обычно немного. Густую траву можно увидеть только на открытых полянах. Травянистые растения образуют отдельный ярус леса. Лесные травянистые растения имеют преимуществен­но широкие листья (ландыш, лютик (рис. 56), барвинок, плющ, лесная земляника, орляк, кислица и другие). Это помогает им поглощать как можно больше солнечной энергии в условиях постоянного затенения. Ранневесенние растения — подснежни­ки, пролеска, хохлатка, ветреница лютиковая - успевают прорасти и отцвести раньше, чем на деревьях рас пустится листва. Самый низкий ярус леса состоит из мхов и лишайников (рис. 57).

Рис. 57. Ярусы леса: 1 - деревья; 2 - кустарники; 3 - травянистые растения; 4 - мхи и лишайники

В лесу обитают дикий кабан, медведь, лось, олень, волк, лиса, белка, куница, косуля, заяц, еж, мышь лесная, гадюка, различ­ные птицы и насекомые, дождевые черви и другие животные. Как видите, животный мир леса богат (рис. 58) Поэтому и цепи питания здесь достаточно разнообразны. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Наше государство заботится о сохранении и приумножении лесов и других природных экосистем. Для этого создают запо­ведники. Заповедный - значит «охраняемый законом». На тер­ритории заповедника не разрешается охотится на птиц и зверей строить дома, рубить деревья, распахивать земли, прокладывать большие дороги и пр. Больше всего заповедных лесов в Украинс­ких Карпатах и Крымских горах.

Рис. 58. Обитатели леса: 1 - олень; 2 - лиса; 3 - горлица; 4 - муравьи; 5 - волк; 6 - заяц
На этой странице материал по темам:
  • Экосистема леса доклад этажи

  • Экосистема леса животный мир

  • Рефе6ат для 4 класса тема: ,,лютики,,

  • Сообщение о этаж леса

  • Сообщение об экосистеме леса

Вопросы по этому материалу:
  • Как растения леса приспособились к разным условиям освеще­ния? Раскройте это на примерах.

  • Подготовьте рассказ о растениях и жи­вотных леса.

  • Приведите примеры цепей питания в эко­системе леса.

  • Спрогнозируйте, что может случиться, если в предложенных вами цепях питания исчезнет какое-либо звено.

worldofschool.ru

Тема: Растения леса

Урок по предмету «Человек и мир »

с использованием комьютерных технологий

(3 класс)Тема: Растения леса.

Цель:

- расширить и систематизировать знания школьников о растениях леса, их отличительных особенностях, приспособлениях к совместным условиям проживания;

- развивать умения описывать и распознавать растения;

- совершенствовать умение работать в группах, парах;

- развивать память мышление, речь, воображение;

- формировать навыки здорового образа жизни;

- воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.

Оборудование:

- мультимедийный аппарат;

- индивидуальные задания для проверки д/з;

- задания для работы в группах, в парах;

- сигналы рефлексии;

- тренажеры для глаз;

- ребусы;

- схемы- опоры для составления памятки;

- музыкальная композиция «Утро в лесу».

I Организационный момент (слайд 1)Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Пожелаю всем удачи –

За работу, в добрый путь!II Актуализация знаний- Послушайте, пожалуйста, музыку.

- Какие картины вы представляете во время прослушивания музыкальной композиции («Утро в лесу»)?

- Какое настроение создает эта музыка?

- Я надеюсь, что такое позитивное настроение сохранится у вас до конца урока.

- А сейчас под звуки этой музыки мы отправляемся на прогулку в лес.

- А вы знаете, что такое лес? (слайд №2)

Что такое лес?

Что такое лес?

Сосны до небес,

Березы и дубы,

Ягоды, грибы.

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки,

Мягкая трава,

На суку – сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый-чистый.

И родник с живой

Ключевой водой.- Это так поэзия описала лес.

- А с точки зрения природоведения, что такое лес? (природное сообщество).

Докажите это.

- Закончите предложения (устно)

  • растения и животные леса, болота, луга живут в тесной … (связи друг с другом, сообща).
  • Все живые обитатели леса связаны с … (неживой природой).
- Что такое экология?

- Вот мы немного и вспомнили материал предыдущего урока, а сейчас проверим, как вы подготовили домашнее задание.

Тест по теме «Природные сообщества»

  1. Закончи предложения:
- Природное сообщество – это болото, (лес, водоем, луг)

- Растения и животные леса связаны между собой невидимыми нитями – (пищевыми связями).

2. Соедини стрелками природное сообщество и его описание.Лес Природный дом для растений и животных, которые не могут жить без обилия влаги.Болото Природное сообщество, в котором нет крупных животных, преобладают бабочки, шмели, пчёлы, осы и другие насекомые.

Луг

Природное сообщество, в котором главная роль принадлежит деревьям.

3. Продолжи цепь питания:

Самопроверка:

закончи предложения – слайд № 3

соедини стрелками - слайд № 4

продолжи цепи питания - слайд № 5- Поставьте себе ту отметку, которую вы заслужили.

- Поднимите руку, кто доволен своей работой.

- Я проверю ваши работы после урока и выставлю отметки.

III Знакомство с новым материалом1. Послушайте стихотворение (слайд №6, №7):Здравствуй, лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою!

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей томится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!2. Сообщение темы, цели урока.

  • А кто из вас догадался, с чем во время нашей прогулки мы познакомимся?
  • Как называется тема урока? (слайд № 8 Растения леса)
- А чему мы должны научиться?

3. Беседа.

- Беларусь расположена в лесной зоне. Почти 1/3 часть ее площади занимают леса (слайд № 9).

Местами лесные массивы тянутся на 20 – 30 км.

- А какие деревья растут в лесу?

- Как называются леса, где растут ели и сосны? Почему у них такое название?

(слайд № 10) Сосна – это дерево здоровья, она способна очищать воздух от бактерий, поэтому санатории строят там, где много сосен. Сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха, ни ветер. Одного лишь боится сосна – темноты. Для ее роста необходимо много света и солнца.

- Как вы считаете, какие деревья растут в лиственных лесах?

- А знаете ли вы, какое дерево является символом русской и белорусской земли?

- Красавицей наших лесов называют березу (слайд № 11).

Стройная, белокорая, с тонкими, поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А прозрачный березовый сок хорошо утоляет жажду и используется для приготовления лечебных сиропов.

Однако добывать сок нужно умело, чтобы не повредить и не погубить дерево.

В старину о березе пели, как о дереве, которое может делать четыре дела:

первое дело – мир освещать

второе дело – крик утешать

третье дело - больных исцелять

четвертое дело – чистоту соблюдать- В Беларуси преобладают смешанные леса (слайд № 12)

- А почему они так называются?

- Давайте, повторим, какие бывают леса?

- Все ли растения одинаковы по высоте?

- Ребята, лес напоминает многоэтажное здание. На каждом этаже есть свои растения, птицы, звери, насекомые (слайд № 13).

- Как вы думаете, какие растения занимают самый верхний ярус? Почему? (Это деревья, которым требуется много света)

- Какие растения располагаются ниже? (Деревья и кустарники, которым требуется меньше света)

- А какие растения, как вы думаете, могут расти даже при недостатке освещения? (кустарники и травы)

- А какие растения занимают самый нижний ярус? (мхи и лишайники)

- Главные растения в лесу – деревья. Они образуют первый ярус. Какие это деревья?4. Самостоятельная работа.- О втором ярусе прочитайте в учебнике на стр. 49

- Какие растения образуют второй ярус?

- Что вы узнали об орешнике?

- Что вы можете рассказать о можжевельнике?Физминутка

- Мы сегодня совершаем прогулку по лесу. Давайте, мы лучше изучим маршрут нашего путешествия. Может, мы не туда идем?

- Возьмите маршрутный лист (тренажеры). Сядьте ровно, спина прямая. Держим маршрутный лист перед собой на вытянутых руках, работают только глаза, голова неподвижна.

- Сделаем 1 шаг вверх, походим возле дерева, 2 шага влево, 2 шага вниз, 3 шага вправо, 2 шага вверх, 3 шага влево, 1 шаг вниз, 2 шага вправо. Мы вернулись на нашу полянку. А сейчас поиграем на полянке.

Танец под музыку «Танец маленьких утят».

Игра «Деревья, травы, кусты»: если названо дерево - вы поднимаете руки вверх, становитесь на носки, если кустарник – вы опускаетесь вниз, руки в стороны, если трава - приседаете.Работа в парах.

- А сейчас мы продолжим знакомство с растениями леса.

У каждого из вас на парте лежат листочки с заданиями. Для их выполнения можно пользоваться учебником стр. 50.

  1. Узнай растение по описанию.
    • Листья у этого растения темно-зеленые, блестящие. Цветки маленькие, белые, душистые, очень похожи на колокольчики.
    • Пригреет солнышко, освободятся пригорки от снега. Вдруг появляются удивительной красоты цветы. Цветки окрашены в голубой или сиреневый цвет. 6 лепестков прячут самые важные части цветка – тычинки и пестики, которых много. Все части растения опушены мягкими золотистыми ворсинками. Волоски не только защищают от весенних холодов, но и предохраняют от губительных лучей весеннего солнца.
    • Поздней осенью на болотах, поросших сосной, и в сосновых лесах, созревают эти ягоды. Они растут на торфяниках, и ягоды лежат прямо на мху. Ягоды видны издали, а вот на чем они растут – незаметно. Только хорошо присмотревшись, заметишь, что на мху протянуты тонкие, как нити, стебелечки, а на них – маленькие, твердые блестящие листочки.
    • Название этого растения объясняется тем, что, если приложить к телу лист нижней стороной, он кажется теплым, а верхней – холодит. Это растение похоже на одуванчик, но меньшего размера. Цветки – корзиночки находятся на стебле, покрытом буроватыми чешуйками. Когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зеленые, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком.
  1. Распределить на две группы (соединить стрелками):

земляника ягодные кустарники

черника

брусника травянистые растения

папоротник

  1. Составить памятку по сбору грибов.
  • Собирай только те грибы, которые ты хорошо знаешь.
  • Собирай со взрослыми.
  • Ножку срезать как можно ближе к земле. Это убережет грибницу от загнивания. Нельзя сбивать ядовитые грибы.
  • Нельзя собирать и сбивать старые грибы. Из спор старых грибов вырастут молодые грибы.

Проверка.

  1. Слайд № 14 (ландыш, сон-трава, клюква, мать-и-мачеха; черника).
  2. Все эти растения образуют третий ярус.
Легенда о чернике.

В давние времена жители дремучих лесов – гномы – лишились пристанища, так как люди узнали об их несметных богатствах и стали перекапывать землю в поисках кладов. Долго метались гномы по лесу, пока, наконец, не сжалился над ними черничный куст и укрыл маленький народец. Тогда в благодарность за помощь расселили гномы черничники по всему свету.

3. Правила сбора грибов (слайд № 15)

Наш лес невозможно представить без грибов.6. Работа в группах.

I группа – Экологи – составить правила поведения в лесу по схемам-опорам.

II группа – Лесная аптека – разгадать ребусы (тысячелистник, зверобой), загадки (малина, подорожник), указать, для чего применяются.

Загадки

Весь в пыли, хоть сил немного,

У дороги он торчит.

У него согнулись ноги,

Неприметен он на вид.

(подорожник)Бусы красные висят.

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(малина)

III группа – Журналисты – исправить ошибки.Мы идём осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежники, а на деревьях висят ягоды клюквы, сушатся грибы. Из травы выскочил белый заяц и пустился бежать через поле к речке, при этом он испугал жаворонка, который поднялся высоко в небо и запел песню, а зайчик прыгнул в воду, нырнул в свой домик, забрался в мягкую постель и уснул на целую зиму. Чудеса или что-то не так?7. Отчет о работе.

I группа – Экологи –правила поведения в лесу.

- А теперь давайте прочитаем главное желание эколога (слайд № 16)Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса

II группа – Лесная аптека: подорожник, зверобой, малина, тысячелистник.

Пожелания из «Лесной аптеки» (слайд № 17):Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья,

Что пригодны для леченья,

Те, что для людей полезны,

И отступят все болезни.

III группа – Журналисты: Чего не может быть? (слайд № 18):

Мы идём осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежники, а на деревьях висят ягоды клюквы, сушатся грибы. Из травы выскочил белый заяц и пустился бежать через поле к речке, при этом он испугал жаворонка, который поднялся высоко в небо и запел песню, а зайчик прыгнул в воду, нырнул в свой домик, забрался в мягкую постель и уснул на целую зиму. Чудеса или что-то не так?

IV Итог урока.

- Где мы сегодня побывали во время прогулки?

- Какие бывают леса? Назовите особенности каждого из них.

- Перечислите ярусы леса. Прочитайте вывод стр. 51

Выставление отметок.

V Домашнее задание.

Стр. 47 – 51 прочитать, ответить на вопросы. Составить сообщение или загадку об одном из растений леса.- Что мы можем сказать о лесе? (составление синквейна): (слайд № 19)

лес что?

красивый, уютный какой?

согревает, исцеляет, очищает что делает?

наше богатство, береги его чему учит?- Отдых в лесу отвлекает человека от тревог, хлопот, помогает снять напряжение. Если нет возможности совершить прогулку в лес, то снять напряжение можно так:

  • послушать музыку со звуками природы;
  • представить картину природы;
  • рассмотреть пейзаж;
  • вспомнить свое самое интересное путешествие.
- Только в сказках за одну ночь можно возвести хрустальный замок, дремучий лес превратить в золотую рощу. А в жизни все идет через большой труд. И сегодня мы должны осознать свою вину перед природой, должны уметь просить у нее прощения, а лучше – уметь с малых лет беречь нашу землю и сохранять её богатство.Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем.

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

(слайд № 20)

- На следующем уроке мы познакомимся с животными леса (слайд № 21).VI Рефлексия (под музыку)

- Мы с вами совершили прогулку в лес, а теперь я приглашаю вас в сказочный лес. Деревья в этом лесу необычные: есть дерево знаний, восторга, радости, печали. Дерево знаний отражает вашу работу на уроке: чем больше нового и интересного вы узнали, тем выше на дереве будут листочки с вашими именами.

Остальные деревья отражают ваше настроение и впечатление от урока. Возьмите листочки и прикрепите на соответствующие деревья.

Загоскина Ольга Анатольевна,

учитель высшей категории СШ№ 23 г. Гродно

230002 г.Гродно, ул.Домбровского, 61-190

тел. 8-0152-41-52-50, моб. 8-029-2808623

паспорт КН 0195875, выдан 20.05.1998г. Ленинским РОВД г. Гродно

личный номер 4240972КО21РВ5

5-bal.ru

Тема: Растения леса

Урок по предмету «Человек и мир »

с использованием комьютерных технологий

(3 класс)Тема: Растения леса.

Цель:

- расширить и систематизировать знания школьников о растениях леса, их отличительных особенностях, приспособлениях к совместным условиям проживания;

- развивать умения описывать и распознавать растения;

- совершенствовать умение работать в группах, парах;

- развивать память мышление, речь, воображение;

- формировать навыки здорового образа жизни;

- воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.

Оборудование:

- мультимедийный аппарат;

- индивидуальные задания для проверки д/з;

- задания для работы в группах, в парах;

- сигналы рефлексии;

- тренажеры для глаз;

- ребусы;

- схемы- опоры для составления памятки;

- музыкальная композиция «Утро в лесу».

^ Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Пожелаю всем удачи –

За работу, в добрый путь!^ - Послушайте, пожалуйста, музыку.

- Какие картины вы представляете во время прослушивания музыкальной композиции («Утро в лесу»)?

- Какое настроение создает эта музыка?

- Я надеюсь, что такое позитивное настроение сохранится у вас до конца урока.

- А сейчас под звуки этой музыки мы отправляемся на прогулку в лес.

- А вы знаете, что такое лес? (слайд №2)

^

Что такое лес?

Сосны до небес,

Березы и дубы,

Ягоды, грибы.

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки,

Мягкая трава,

На суку – сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый-чистый.

И родник с живой

Ключевой водой.- Это так поэзия описала лес.

- А с точки зрения природоведения, что такое лес? (природное сообщество).

Докажите это.

- Закончите предложения (устно)

  • растения и животные леса, болота, луга живут в тесной … (связи друг с другом, сообща).
  • Все живые обитатели леса связаны с … (неживой природой).
- Что такое экология?

- Вот мы немного и вспомнили материал предыдущего урока, а сейчас проверим, как вы подготовили домашнее задание.

^

  1. Закончи предложения:
- Природное сообщество – это болото, (лес, водоем, луг)

- Растения и животные леса связаны между собой невидимыми нитями – (пищевыми связями).

2. Соедини стрелками природное сообщество и его описание.Лес Природный дом для растений и животных, которые не могут жить без обилия влаги.Болото Природное сообщество, в котором нет крупных животных, преобладают бабочки, шмели, пчёлы, осы и другие насекомые.

Луг

Природное сообщество, в котором главная роль принадлежит деревьям.

3. Продолжи цепь питания:

Самопроверка:

закончи предложения – слайд № 3

соедини стрелками - слайд № 4

продолжи цепи питания - слайд № 5- Поставьте себе ту отметку, которую вы заслужили.

- Поднимите руку, кто доволен своей работой.

- Я проверю ваши работы после урока и выставлю отметки.

^ 1. Послушайте стихотворение (слайд №6, №7):Здравствуй, лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою!

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей томится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!2. Сообщение темы, цели урока.

  • А кто из вас догадался, с чем во время нашей прогулки мы познакомимся?
  • Как называется тема урока? (слайд № 8 Растения леса)
- А чему мы должны научиться?

3. Беседа.

- Беларусь расположена в лесной зоне. Почти 1/3 часть ее площади занимают леса (слайд № 9).

Местами лесные массивы тянутся на 20 – 30 км.

- А какие деревья растут в лесу?

- Как называются леса, где растут ели и сосны? Почему у них такое название?

(слайд № 10) Сосна – это дерево здоровья, она способна очищать воздух от бактерий, поэтому санатории строят там, где много сосен. Сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха, ни ветер. Одного лишь боится сосна – темноты. Для ее роста необходимо много света и солнца.

- Как вы считаете, какие деревья растут в лиственных лесах?

- А знаете ли вы, какое дерево является символом русской и белорусской земли?

- Красавицей наших лесов называют березу (слайд № 11).

Стройная, белокорая, с тонкими, поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А прозрачный березовый сок хорошо утоляет жажду и используется для приготовления лечебных сиропов.

Однако добывать сок нужно умело, чтобы не повредить и не погубить дерево.

В старину о березе пели, как о дереве, которое может делать четыре дела:

первое дело – мир освещать

второе дело – крик утешать

третье дело - больных исцелять

четвертое дело – чистоту соблюдать- В Беларуси преобладают смешанные леса (слайд № 12)

- А почему они так называются?

- Давайте, повторим, какие бывают леса?

- Все ли растения одинаковы по высоте?

- Ребята, лес напоминает многоэтажное здание. На каждом этаже есть свои растения, птицы, звери, насекомые (слайд № 13).

- Как вы думаете, какие растения занимают самый верхний ярус? Почему? (Это деревья, которым требуется много света)

- Какие растения располагаются ниже? (Деревья и кустарники, которым требуется меньше света)

- А какие растения, как вы думаете, могут расти даже при недостатке освещения? (кустарники и травы)

- А какие растения занимают самый нижний ярус? (мхи и лишайники)

- Главные растения в лесу – деревья. Они образуют первый ярус. Какие это деревья?^ - О втором ярусе прочитайте в учебнике на стр. 49

- Какие растения образуют второй ярус?

- Что вы узнали об орешнике?

- Что вы можете рассказать о можжевельнике?Физминутка

- Мы сегодня совершаем прогулку по лесу. Давайте, мы лучше изучим маршрут нашего путешествия. Может, мы не туда идем?

- Возьмите маршрутный лист (тренажеры). Сядьте ровно, спина прямая. Держим маршрутный лист перед собой на вытянутых руках, работают только глаза, голова неподвижна.

- Сделаем 1 шаг вверх, походим возле дерева, 2 шага влево, 2 шага вниз, 3 шага вправо, 2 шага вверх, 3 шага влево, 1 шаг вниз, 2 шага вправо. Мы вернулись на нашу полянку. А сейчас поиграем на полянке.

^

Игра «Деревья, травы, кусты»: если названо дерево - вы поднимаете руки вверх, становитесь на носки, если кустарник – вы опускаетесь вниз, руки в стороны, если трава - приседаете.^

- А сейчас мы продолжим знакомство с растениями леса.

У каждого из вас на парте лежат листочки с заданиями. Для их выполнения можно пользоваться учебником стр. 50.

  1. Узнай растение по описанию.
    • Листья у этого растения темно-зеленые, блестящие. Цветки маленькие, белые, душистые, очень похожи на колокольчики.
    • Пригреет солнышко, освободятся пригорки от снега. Вдруг появляются удивительной красоты цветы. Цветки окрашены в голубой или сиреневый цвет. 6 лепестков прячут самые важные части цветка – тычинки и пестики, которых много. Все части растения опушены мягкими золотистыми ворсинками. Волоски не только защищают от весенних холодов, но и предохраняют от губительных лучей весеннего солнца.
    • Поздней осенью на болотах, поросших сосной, и в сосновых лесах, созревают эти ягоды. Они растут на торфяниках, и ягоды лежат прямо на мху. Ягоды видны издали, а вот на чем они растут – незаметно. Только хорошо присмотревшись, заметишь, что на мху протянуты тонкие, как нити, стебелечки, а на них – маленькие, твердые блестящие листочки.
    • Название этого растения объясняется тем, что, если приложить к телу лист нижней стороной, он кажется теплым, а верхней – холодит. Это растение похоже на одуванчик, но меньшего размера. Цветки – корзиночки находятся на стебле, покрытом буроватыми чешуйками. Когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зеленые, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком.
  1. Распределить на две группы (соединить стрелками):

земляника ягодные кустарники

черника

брусника травянистые растения

папоротник

  1. Составить памятку по сбору грибов.
  • Собирай только те грибы, которые ты хорошо знаешь.
  • Собирай со взрослыми.
  • Ножку срезать как можно ближе к земле. Это убережет грибницу от загнивания. Нельзя сбивать ядовитые грибы.
  • Нельзя собирать и сбивать старые грибы. Из спор старых грибов вырастут молодые грибы.

Проверка.

  1. Слайд № 14 (ландыш, сон-трава, клюква, мать-и-мачеха; черника).
  2. Все эти растения образуют третий ярус.
Легенда о чернике.

В давние времена жители дремучих лесов – гномы – лишились пристанища, так как люди узнали об их несметных богатствах и стали перекапывать землю в поисках кладов. Долго метались гномы по лесу, пока, наконец, не сжалился над ними черничный куст и укрыл маленький народец. Тогда в благодарность за помощь расселили гномы черничники по всему свету.

3. Правила сбора грибов (слайд № 15)

Наш лес невозможно представить без грибов.^

I группа – Экологи – составить правила поведения в лесу по схемам-опорам.

II группа – Лесная аптека – разгадать ребусы (тысячелистник, зверобой), загадки (малина, подорожник), указать, для чего применяются.

Загадки

Весь в пыли, хоть сил немного,

У дороги он торчит.

У него согнулись ноги,

Неприметен он на вид.

(подорожник)Бусы красные висят.

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(малина)

III группа – Журналисты – исправить ошибки.Мы идём осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежники, а на деревьях висят ягоды клюквы, сушатся грибы. Из травы выскочил белый заяц и пустился бежать через поле к речке, при этом он испугал жаворонка, который поднялся высоко в небо и запел песню, а зайчик прыгнул в воду, нырнул в свой домик, забрался в мягкую постель и уснул на целую зиму. Чудеса или что-то не так?^

I группа – Экологи –правила поведения в лесу.

- А теперь давайте прочитаем главное желание эколога (слайд № 16)Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса

II группа – Лесная аптека: подорожник, зверобой, малина, тысячелистник.

Пожелания из «Лесной аптеки» (слайд № 17):Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья,

Что пригодны для леченья,

Те, что для людей полезны,

И отступят все болезни.

III группа – Журналисты: Чего не может быть? (слайд № 18):

Мы идём осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежники, а на деревьях висят ягоды клюквы, сушатся грибы. Из травы выскочил белый заяц и пустился бежать через поле к речке, при этом он испугал жаворонка, который поднялся высоко в небо и запел песню, а зайчик прыгнул в воду, нырнул в свой домик, забрался в мягкую постель и уснул на целую зиму. Чудеса или что-то не так?

^

- Где мы сегодня побывали во время прогулки?

- Какие бывают леса? Назовите особенности каждого из них.

- Перечислите ярусы леса. Прочитайте вывод стр. 51

^

V Домашнее задание.

Стр. 47 – 51 прочитать, ответить на вопросы. Составить сообщение или загадку об одном из растений леса.- Что мы можем сказать о лесе? (составление синквейна): (слайд № 19)

лес что?

красивый, уютный какой?

согревает, исцеляет, очищает что делает?

наше богатство, береги его чему учит?- Отдых в лесу отвлекает человека от тревог, хлопот, помогает снять напряжение. Если нет возможности совершить прогулку в лес, то снять напряжение можно так:

  • послушать музыку со звуками природы;
  • представить картину природы;
  • рассмотреть пейзаж;
  • вспомнить свое самое интересное путешествие.
- Только в сказках за одну ночь можно возвести хрустальный замок, дремучий лес превратить в золотую рощу. А в жизни все идет через большой труд. И сегодня мы должны осознать свою вину перед природой, должны уметь просить у нее прощения, а лучше – уметь с малых лет беречь нашу землю и сохранять её богатство.Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем.

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

(слайд № 20)

- На следующем уроке мы познакомимся с животными леса (слайд № 21).^

- Мы с вами совершили прогулку в лес, а теперь я приглашаю вас в сказочный лес. Деревья в этом лесу необычные: есть дерево знаний, восторга, радости, печали. Дерево знаний отражает вашу работу на уроке: чем больше нового и интересного вы узнали, тем выше на дереве будут листочки с вашими именами.

Остальные деревья отражают ваше настроение и впечатление от урока. Возьмите листочки и прикрепите на соответствующие деревья.

Загоскина Ольга Анатольевна,

учитель высшей категории СШ№ 23 г. Гродно

230002 г.Гродно, ул.Домбровского, 61-190

тел. 8-0152-41-52-50, моб. 8-029-2808623

паспорт КН 0195875, выдан 20.05.1998г. Ленинским РОВД г. Гродно

личный номер 4240972КО21РВ5

top-bal.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта