Растения китай. Аналитика культурологии

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Флора Китая. Растения китай


Флора Китая — WiKi

В Китае известно множество лесных видов, на северо-востоке и северо-западе в горных районах произрастают бореальные хвойные леса, в которых обитают многие виды диких животных, включая лосей и гималайских медведей, множество видов птиц и насекомых. В предгорьях, наряду с влажными хвойными лесами, встречаются заросли бамбука и рододендронов, в высокогорьях — можжевельника и тиса. В центральных и южных районах Китая преобладают субтропические леса, в которых произрастает более 14 тысяч видов. Тропические и муссонные леса произрастают на юге страны, в провинции Юньнань и на острове Хайнань, отличаются исключительным богатством и составляют четверть всего биологического разнообразия Китая.

По характеру растительности и животного мира Китай достаточно чётко делится на восточную и западную части.

На современном растительном покрове востока страны сильно сказалось давнее и очень интенсивное хозяйственное использование территорий. Коренные леса сохранились, в основном, в горных районах; низменности же возделаны почти сплошь. Тем не менее, флора Восточного Китая достаточно богата: здесь насчитывается более 25 тысяч видов, среди которых много реликтов, оставшихся с третичного периода.

На протяжении с севера на юг друг друга сменяют несколько природных зон. На севере, в бассейне Амура, господствует тайга с дерново-подзолистыми почвами, с преобладанием лиственницы и корейского кедра; среди хвойных произрастают и широколиственные породы. Смешанные (хвойно-широколиственные) леса постепенно сменяют тайгу при движении на юг, и на склонах хребта Циньлин преобладают дуб, липа, клён и орех.

Южнее хребта Циньлин начинается пояс субтропических лесов, представленных несколькими видами лавровых, камелией, магнолией. Основную массу «деловой» древесины дают сосна Массона и куннингамия. В горных районах многочисленны листопадные виды. На крайнем юге, на краснозёмах и красно-жёлтых ферралитных почвах, произрастают тропические леса, а на западе Юньнани находятся саванны.

Западная же часть страны однообразна по составу растительности. Преобладают ксерофиты — многолетние засухоустойчивые кустарники и кустарнички; растительный покров изрежен.

Относительно более богато видами Западное Прихинганье. По направлению к западу (в связи с уменьшением количества осадков) злаковые высокотравные степи сменяются сухими степями, луково-полынными и полынно-тырсовыми полупустынями, и наконец, настоящими пустынями. В этой части Китая обширные пространства заняты подвижными песками и каменистыми пустынями, крайне бедными или совершенно лишёнными растительности. От пустыни Алашань до Джунгарской впадины лишь изредка, в понижениях и по долинам рек (в так называемых тугаях), встречаются небольшие рощицы из тополя разнолистного и вяза пустынного.

Тибетское нагорье представлено высокогорными холодными пустынями, где встречается очень небольшое число видов, приспособленных к экстрааридным условиям вкупе с сильными ветрами и повышенной солнечной радиацией. Только в восточной части нагорья, где климат становится более мягким и влажным, появляются горные луга, а пониже на склонах — даже хвойные леса.

На территории Китая произрастает 31 362 видов сосудистых растений, из 3328 родов и 312 семейств. Немногим менее половины видов являются эндемиками.

От общего числа видов 2129 это папоротники и плауны, 237 видов относятся к голосеменным, а 28 995 — к цветковым растениям.

Двадцать пять крупнейших (по количеству видов) семейств составляют 62% от общего объёма флоры и включает 19 494 видов.

Десять крупнейших семейств, с указанием количества видов, встречающихся на территории Китая:

Почти четверть (7624), от общего количества видов, входят в 37 крупнейших родов, в каждом из которых более чем 100 представителей флоры Китая.

Наиболее богатые по видовому разнообразию растений пять провинций: Юньнань (14 186), Сычуань (9383), Гуанси (6916), Тибет (6756), Гуйчжоу (5588).

Провинции с самым высоким количеством эндемиков: Сычуань (57,6%), Хубэй (46,1%), Юньнань (43,9%), Ганьсу (42,4%), Цинхай (41,5%). Процент указан от количетва произрастающих на территории видов.

ru-wiki.org

ЦВЕТОЧНАЯ СИМВОЛИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ И ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ КИТАЯ

Автор(ы) статьи: ТОЛМАЧЕВА У.К.Раздел: ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯКлючевые слова:

жизнь человека, цветок, дуальность символики

Аннотация:

Каждый цветок в культуре Китая наделяется особым значением. В ки­тайском стереотипном мышлении одни цветы олицетворяют женское начало инь, как, например, хризантема, а другие — мужское начало ян, как пион.

Текст статьи:

В Китае цветочная символика является неотъемлемой частью самых разных сторон жизни человека. Образы цветов сопровождают китайца бук­вально повсюду на протяжении всей жизни — от колыбели до смертного одра. Элементы цветочной символики могут заключать в себе повседневные и праздничные обряды, народные поверья, пословицы и поговорки, метафо­рические выражения, характеризующие те или иные явления жизни, даже имена.

Каждый цветок в культуре Китая наделяется особым значением. В ки­тайском стереотипном мышлении одни цветы олицетворяют женское начало инь, как, например, хризантема, а другие — мужское начало ян, как пион.

Азалия олицетворяет женскую грацию. В некоторых случаях она может являться символом больших способностей человека. Порой цветок азалии ас­социируется с тоской. Астра выступает образцом элегантности, очарования, скромности, и смирения. Календулу в Китае зовут «цветком десяти тысяч лет», она является символом долголетия. Образ вьюнка связан с любовью и браком, зависимостью. Но при этом он может служить символом рассвета, обозначать нечто преходящее. Ирис олицетворяет грацию, изящество, неж­ность и красоту в одиночестве. Камелия символизирует здоровье, силу тела и силу духа. Этот цветок также называют «героем сражений». С образом мака в Китае связывают уход от дел, отдых, но вместе с тем и успех. Мак как ис­точник опиума наделяется совершенно иными значениями, олицетворяет распад и зло.

Цветы глицинии, воплощая в себе чистую энергию инь, ассоциируются с женской красотой. Магнолия так же считается символом женственности и красоты. Кроме того, она олицетворяет семейное счастье. В древности только императорам и членам императорской семьи разрешалось выращивать маг­нолии. Орхидея символизирует изящество и скромность.

Лилия наделяется особыми качествами. Считается, что цветы лилии по­могают  забыть неприятности и развеять печаль. Кроме того, существует по­верье, что лилия приносит сыновей. Поэтому его часто дарят замужним женщинам. Ещё одно символическое значение лилии — единение и дружба.

Нарцисс в Китае символизирует влюблённую пару и счастливый брак. Изображение чаши с нарциссами означает пожелание неувядающей жизни, любви, счастья и мира. Также этот цветок является символом Нового года. Цветение нарцисса под Новый год считается в Китае добрым знаком, обеспе­чивающим счастье в наступающем году. Поэтому в Китае распространён обычай перед Новым годом выращивать нарциссы. Китайцы заранее прино­сят в дом проросшие луковицы нарциссов, сажают в красивые плоские ва­зочки с водой, стараясь подгадать, чтобы цветы расцвели именно к празд­нику.

В Китае очень ценятся цветы персикового дерева, являющиеся симво­лом брака. Считается, что они обладают силой приворота мужчин. Даосские любовные заклинания предполагали использование цветов и лепестков пер­сика. Размещение в доме картины с изображёнными на ней цветами персика способствует вступлению в брак. Также персиковые деревья символизируют наступление весны, именно в это время на их ветвях распускаются цветы.

Роза, королева цветов в западном мире, в Китае приобретает иное значе­ние. Образ розы связан с молодостью, но не является символом любви. Ки­тайская роза — это благоухание, сладость в запустении, процветание. От­дельным значением наделяется чайная роза жёлтого цвета. Она символизи­рует победу. И именно такая роза является эмблемой Пекина, столицы Ки­тая.[1]

Среди множества цветов китайцы выделяют десять любимых. Каждому из десяти цветов соответствует своё определение. Если располагать их по популярности, получится следующий список:

  1. цветок сливы — «не боящийся инея, противостоящий снегу»,
  2. пион — «первая красавица в стране, обладающая небесным арома­том»,
  3. хризантема — «имеющая тысячу разновидностей»,
  4. орхидея — «с лучшим в мире ароматом»,
  5. роза чайная — «императрица среди цветов»,
  6. азалия — «Си Ши среди цветов» (Си Ши — одна из четырёх великих красавиц древнего Китая; как считается, жила в конце периода Чуньцу, называемого также Периодом Весны и Осени, который длился с 722 до н. э. по 481 до н. э.),
  7. камелия — «великолепная и роскошная»,
  8. лотос — «из грязи вырастающий, но остающийся чистым»,
  9. корица — «аромат, который разносится на 10 ли»,

10.  нарцисс — «небожитель, пришедший с весенним паводком».

Интересно, что в китайской культуре помимо всего прочего называются «четыре друга цветов». Ими являются ласточка, иволга, пчела и бабочка.[2]

К расцветающей среди снегов дикой сливе мэйхуа у народа Китая всегда было особое отношение. Об этом свидетельствуют и стихи, и изображения этих цветов во многих произведениях искусства, и имена в честь цветка, ко­торые дают девушкам. Китайцы говорят: «Цветок сливы — это холодная красота в морозное утро». «Тысячи красных и десятки тысяч пурпурных цве­тов по красоте уступают цветку сливы. Не только потому, что он распуска­ется рано, но и потому, что обладает необычайной белизной и тончайшим за­пахом». Эта чистота цветков, отличающихся неброской красотой, ассоцииру­ется с такими человеческими качествами, как чистота помыслов и скром­ность при наличии внутренних благородных черт характера.

В Китае слива цветёт зимой, в первом месяце лунного календаря, когда кругом ещё лежит снег, в конце января — феврале. Тем самым мэйхуа во­площает в себе такие человеческие качества, как сила и несгибаемость, пре­одоление себя. Слива находит в себе силы цвести тогда, когда все другие растения погружены в глубокий зимний сон. Цветы мэйхуа также являют со­бой олицетворение стойкости и человеческой гордости — живые соки сохра­няются в деревьях в самые лютые морозы. По всей видимости, такое толко­вание привело к тому, что в честь дикой сливы был назван один из древней­ших видов боевых искусств Китая — мэйхуацюань, «кулак мэйхуа».

Дикая слива также являет собой символ отшельничества. Расцветая среди зимы, она обрекает себя на одиночество. Ни одно другое растение не способно дать цвет в таких суровых условиях.

Цветы на сливе появляются, когда на ней ещё нет листьев, распускаются на ветвях, кажущихся безжизненными, воплощая собой торжество жизни, а также олицетворяя долголетие.[3]

Являясь символом зимы, мэйхуа одновременно воплощает в себе пред­чувствие весны, её неотвратимый приход. Дикая слива — символ отступаю­щей зимы и вместе с тем эмблема ранней весны, поэтому с цветением сливы связываются изменения жизненной ситуации к лучшему, приход радостных дней.

В китайской культуре мэйхуа считается одним из пяти благородных рас­тений, а пять лепестков цветка сливы символизируют пятерых божеств удачи и олицетворяют пять основ счастья: благополучие, знатность, долгожитель­ство, счастливую судьбу, душевную чистоту.

Однако более всего цветы дикой сливы, появляющиеся на ветке ещё до того, как дерево покроется листьями, символизируют пору юности, нежную красу молодой девушки.

Тем, что цветок мэйхуа ассоциируется с хрупкой чистой красотой, поль­зовались проститутки Китая, часто выбирая себе имя Цветок сливы. Поэтому цветущее сливовое дерево приобретает ещё одно значение, прямо противо­положное представленному выше, — оно может символизировать привлека­тельную доступную женщину. Возле ложа в публичных домах в старом Ки­тае висели занавески с вышитым изображением цветов мэйхуа. Болезнь си­филис, которую можно было подхватить в подобных заведениях, поэтично называли «сливовый яд» или «болезнь тополя и сливы». [4]

Другой популярный в Китае цветок — пион. Пион широко известен во всём мире, однако нигде на свете он не пользуется такой любовью, какой на­граждают его в Поднебесной. Пион почитают превыше всех других цветов, считая символом страны. Здесь он культивируется уже более полутора тысяч лет. В 1903 году пион был провозглашен национальным цветком Китая.

В Китае пион называют царём цветов. В древности его выращивали ис­ключительно в императорских садах и в домах богатых чиновников. Про­стому люду было запрещено украшать свои огороды кустами пионов. Царь цветов — символ аристократизма и высокого положения. Пион олицетворяет славу, достоинство, знатность и почести. Его яркие махровые цветы наводят на мысль о богатстве и роскоши. В древние времена, чтобы насладиться кра­сотой цветения пионов, чиновники и знать надевали торжественные наряды и шли в парк, где проводилась особая церемония.

В императорских садах поливать пионы имел право лишь очень краси­вый, стройный монах (целомудренный человек) с бледным лицом (китайцы считают смуглые лица некрасивыми и восхищаются бледными). А красивая девушка в особой одежде ухаживала за цветком, промывая его листья.

Сегодня разведение пионов считается благочестивым занятием и дос­тупно любому. Трудолюбивому садоводу покровительствуют боги. Нередко в Китае можно встретить целые сады, засаженные одними только пионами самых разнообразных видов и сортов.

Пионами особенно славится древний город Лоян, «столица девяти дина­стий». Считается, что лоянские пионы самые красивые в мире. Сегодня здесь произрастает свыше семисот видов пионов. С 1982 года пион является эмб­лемой Лояна. Тогда же здесь впервые был проведён Фестиваль пионов, ставший впоследствии ежегодным. Фестиваль проходит десять дней, с 15 по 25 апреля. Город наполняется пионами, устраиваются гала-концерты, вы­ставки пионов, картин, каллиграфии, фонарей, семинары по культивации пионов, деловые переговоры, праздничные банкеты и кулинарные выставки.

Как в древние времена, так и сейчас ни одно торжество в Лояне не обхо­дится без пионов, будь то свадьба, похороны, рождение ребенка, день рожде­ния или просто переезд на новую квартиру. Уже много лет подряд в рамках Фестиваля пионов под девизом «Пион — свидетель счастья» проводятся торжественные бракосочетания. На свадьбу принято дарить не только цветы пиона, но и другие предметы с его изображением. Аппликациями из бумаги, изображающими пион, принято украшать машину, квартиру, ресторан, где проводится торжество, что считается пожеланием счастья, благополучия и здоровья.[5]

Здесь следует отметить, что не только в Лояне, но на территории всего Китая существует обычай, когда жених, делая предложение невесте, дарит ей пион. Принимая подарок, девушка соглашается выйти замуж. Китайцы счи­тают, что пионы приносят счастье в дом, преумножают богатство и сохра­няют любовь. Кроме того, пион может олицетворять победу над деспотиче­скими силами: в начале апреля в Китае, когда не цветёт ещё ни одно расте­ние, и всё вокруг серое и безжизненное, природа вдруг взрывается цветением великолепнейших пионов. Потому, пион также считается символом весны.

В фэн-шуй пион является самым важным цветком. Считается, что во время цветения пион привлекает благосостояние, поэтому его стараются вы­ращивать рядом с домом. Внутри  дома можно размещать букеты пионов, а также их изображения, располагая их на юго-востоке. Наибольшей силой об­ладают древовидные пионы, особенно сорта с девственно белыми цветками и бордово-кремовым пятном у основания.

Хризантема также весьма любима в Китае. Глубокой осенью, когда ле­пестки почти всех цветов уже осыпались, одна она пышно расцветает, не страшась холодов.

У культуры хризантем тысячелетняя история. В Китае садовые формы этого цветка начали разводить ещё в 551—487 гг. до н. э. Археологами было найдено первое изображение хризантем на китайском фарфоре, изготовлен­ном 2500 лет назад.[6]

В Китае было выведено около трёх тысяч самых необычных сортов хри­зантем. Названия этих сортов наглядно демонстрируют, с каким  уважением и почтением китайцы относятся к древнему цветку — «Пляска золотого ветра», «Тёмное пламя», «Огонь под покрывалом из золотых нитей», «Когти белого дракона». Благодаря многообразию и необычайно позднему цветению хризантема получила в Китае всеобщее признание.[7]

Именно тот факт, что хризантема в гордом одиночестве распускает свои яркие цветы тогда, когда весь остальной сад уже помертвел в предчувствии зимы, породил великое множество символических значений её образа в куль­туре Китая.[8]

Хризантема — прежде всего символ осени. Её месяцем считается ок­тябрь. Образ цветка связывается с урожаем и изобилием, с богатством. Как воплощение даосского совершенства хризантема олицетворяет осеннее спо­койствие, холодное величие. Стойкий осенний цветок, выдерживающий хо­лода и продолжающий цвести зимой, является символом долголетия. Подёр­нутая инеем хризантема воплощает бодрость и душевный покой в пожилые годы.

Хризантема также может выступать символом учёности. Другое её зна­чение — радость, беззаботная жизнь. В Китае получил распространение обы­чай дарить друг другу на праздники жёлтые хризантемы — олицетворение безоблачного счастья. В старом Китае женщины любили украшать цветами хризантемы причёски, так как хризантема помимо всего прочего служит символом верности.

В Китае есть праздник, посвящённый осеннему цветку. Он отмечается девятого числа девятого месяца по лунному календарю. Одновременно этот праздник является праздником стариков.

Не менее любимая орхидея в Китае считается символом детства, нежно­сти и скромности. Помимо того, орхидея — знак благородного учёного. В Древнем Китае  цветок  высоко ценился учёными мужами. Чтобы показать утончённость своего вкуса, знать, учёные и руководители любили размещать её в своих кабинетах и спальнях. Подарить орхидею, либо вещь с её изобра­жением — значит пожелать рождения «учёных сыновей».[9]

Лотос не только однин из самых красивых и загадочных цветов, но ещё и самый древний. Летом, в пору цветения, лотос можно встретить почти в каждом парке столицы Поднебесной, и считается он символом лета и авгу­ста. В Китае ежегодно проводится Фестиваль лотосов. Он проходит с 1 июля по 25 августа — в дни цветения лотоса — в пекинском парке Бэйхай, нахо­дящемся недалеко от западных ворот императорского дворца Гугун. Поло­вину площади парка занимает озеро Ляньхуа, «Озеро лотоса».

В Китае лотос почитают как священное растение. Духу лотоса воску­ряли благовония с целью изгнания злых сил. Лотос считается одной из эмб­лем удачного предсказания. Лотос олицетворяет прошлое, настоящее и бу­дущее, поскольку каждое растение имеет бутоны, цветы и семена одновре­менно. Также можно проследить связь между лотосом и окружностью как символом видимого мира.

В фэн-шуй цветы лотоса или их изображения используются для созда­ния уютной, спокойной атмосферы в доме и для пробуждения духовного соз­нания.[10]

В китайском буддизме лотос является главным цветком, символизирует учения Будды. Полный расцвет лотоса, когда в нём повторяется форма ко­леса, олицетворяет Круг существования. Лотосу как одному из Восьми доб­рых знаков в китайском буддизме приписываются такие значения, как чест­ность, твёрдость, решительность, процветание и даже семейная гармония. Строение лотоса отражает взаимодействие мужского и женского начала, по­этому он связывается с плодородием и зарождением новой жизни. Инте­ресно, что в китайском языке словосочетание «семена лотоса» является омо­нимом выражения «рождение подряд мальчиков».

Между тем, образ лотоса являет собой уникальный символ, олицетво­ряющий одновременно и плодородие, и чистоту — цветок, распускающий нежные светлые лепестки над грязью бренного мира. При этом осознание ло­тоса как символа девственной чистоты не мешало китайцам называть «золо­тыми лотосами» куртизанок.[11]

«Согнутым лотосом» в Древнем Китае назывались изуродованные пу­тами ноги знатных китаянок. Они должны были обеспечить изящную по­ходку и воздушность в танце.

Вообще, цветочная символика очень часто связывается с понятием жен­ской красоты. В Китае о девушке могут сказать: «она похожа на цветок», «она — воплощение цветка», «она в прошлой жизни была цветком».

Девственную девушку в старом Китае называли «жёлтый цветок», гу­лящую — «цветок из дыма», жизнь таких в публичном доме таяла как дым. Проституток высшего разряда, в зависимости от их цены и степени очарова­ния, называли соответственно «цветочная доска» и «цветочная лодка», что указывало на их принадлежность к публичным домам в центральной части Китая. Там высококлассных девушек в прежние времена сажали в колышу­щуюся на воде лодку, и они пели, устраивали представления и принимали гостей.

Интересен ряд выражений, которые использовали, чтобы намекнуть на привычку мужчины посещать публичные дома: он любуется луной ночью, играет, забавляется с цветами», или «он ищет цветы», или «он спит в цве­тах», а также «он задевает цветы», «он прилип к цветку».

В женских именах также довольно часто можно разглядеть отсылку к образу цветка. Желая, чтобы девочка выросла нежной, спокойной и краси­вой, родители стараются подобрать ей соответствующее имя. В «цветочных» именах используются иероглифы, одновременно являющиеся названием цве­тов или явлений связанных с ними, как, например, «цветок», «аромат», «хри­зантема», «цветок корицы», «цветок вишни», «цветок лотоса».

Китайцы всегда очень ответственно подходят к наречению ребёнка, обя­зательно вкладывая смысл в подбираемое имя. С этим связано множество ис­торий, имевших место в действительности.

Одна из таких историй повествует о женщине по фамилии Хэ. Иероглиф в её фамилии имеет значение «поздравлять». Отец женщины был садовни­ком, знатоком цветов. Его любимым цветком был «хэ-ван-лянь», название которого переводится как «журавль, любующийся орхидеей». И когда у цве­товода родилась дочь, именно в этот день распустился и цветок в горшке. Отец так и назвал девочку Ван Лань – Любующаяся орхидеей. А фамилия её звучала абсолютно идентично слову «журавль». И если не смотреть на ие­роглифы, то на слух получается название комнатного цветка. [12]

[1] Аллегоричность китайской живописи. [Электронный ресурс]. // Chainka: [сайт]. — URL: http://chainka.com/simvolizm.html

[2] Исаева Л. И. Жизнь среди символов. — М.: Изд-во «Диалог культур», 2009; — с. 146-249.

[3] Символика растений. [Электронный ресурс]. // ImexTradeEducation: [сайт]. — URL: http://education.imextrade.ru/review/kaleidoscope-of-culture/plants-symbolism/

[4] Исаева Л. И. Жизнь среди символов. — М.: Изд-во «Диалог культур», 2009; — с. 146-249.

[5] Праздники в Китае [Электронный ресурс]. // Великий Китай: [сайт]. — 2007-2010. — URL: http://iclub-china.com/rus/a04/b0100/c0000/d00000.

[6] Хризантема [Электронный ресурс]. // Энциклопедия декоративных садовых растений: [сайт]. — URL: http://flower.onego.ru/other/chrysant.html.

[7] История хризантемы [Электронный ресурс]. // Цветочный маскарад: [сайт]. — URL: http://www.maskarad-ua.narod.ru/pub/l-ua-108-ua.html.

[8] Хризантема – символ Солнца [Электронный ресурс]. // Дом Солнца: [сайт]. — 2002-2010. — URL: http://www.sunhome.ru/journal/112717.

[9] Цветы Китая [Электронный ресурс]. // Baimao: [сайт]. — URL: http://baimao.ru/ index.php?view=news&nid=21.

[10] Николаева М. В. Фэн-шуй. Растения в вашем доме. — СПб.: Питер, 2004; — с. 9-15.

[11] Трессидер Джек. Словарь символов. — М.: Изд-во торг. Дома «Гранд» и др., 2001; — с. 199-201.

[12] Исаева Л. И. Жизнь среди символов. — М.: Изд-во «Диалог культур», 2009; — с. 146-249.

analiculturolog.ru

Китайские цветы – их виды и распространение | Все о Китае

Территория Поднебесной с её разнообразным рельефным покрытием обнимает довольно большой участок широт умеренного пояса и незначительную часть умеренно-холодного, субтропического и тропического поясов. В связи с этим, в Китае отмечается такое обилие природных и климатических особенностей и уникальное разнообразие растительного мира.

Китайская флора обладает бесчисленным множеством местных видов цветов, множество из которых было распространено по всему земному шару как раз таки из Китая. Посреди китайских цветов довольно многие являются редкими, а порою и вообще единственными в мире видами. Преимущественно цветы отличаются длительностью цветения, таким образом, благоухая практически весь год. Тем не менее, часть из них выращивается не просто в качестве декоративных растений, но из них ещё и производят лекарства, пряности, ароматические препараты, эмульсии и многие биологически активные вещества.

В текущей статье мы подробно рассмотрим наиболее известные цветки Китая.

Пожалуй, самым любимым цветком в Китае можно назвать мэйхуа (зимняя слива). Произрастает на местных просторах она уже более 3000 лет и её можно встретить повсеместно - от Тибета на западе страны и до острова Тайваня на юго-востоке. Мэйхуа обладает красными, белыми, розовыми и зелеными простыми и махровыми цветками, что распускаются прежде чем листья, еще перед приходом весны. По морфологическим особенностям и экологическим функциям цветоводы выделяют в цветах мэйхуа больше 200 видов.

Китайская дикая слива «Мэйхуа»

Китайская дикая слива «Мэйхуа» символизирует у местного народа трудолюбие, волю и стойкость. Распускающаяся зимой, в то время, когда снег и зной вынуждает остальные цветы сдать собственные позиции до теплых дней, она уверенно стоит и неотъемлемо радует человеческий взгляд. Так сложилось, что и легендарный правитель Мао сильно любил «Мэйхуа», даже в его поэзии она имеет очень большую оценку.

Магнолия – представитель листопадных деревьев, произрастает преимущественно в центральной части Китая. Её цветы привлекают изысканной красотой и по особенному приятным запахом. В эпоху Тан ее любили растить во дворе около дома. Ещё в холодную пору на деревьях магнолии формируются крупные белые либо нежно-сиреневые бутоны, что раскрываются  с наступлением весны, раньше чем листья. Изумительно прекрасны цветы у дерева белой магнолии, они напоминают собой нефритовые вазочки, словно выточенные чудесной рукой самой матушки природы.

Китайская орхидея

Орхидея, - данное растение всегда очень ценилось «учеными мужами». И в целях демонстрации утонченности собственного вкуса, дворовая знать, ученые и начальники предпочитали ставить её в рабочих кабинетах и даже спальнях. В государстве выращивается более 300 видов китайской орхидеи, к примеру весенняя, осенняя, черная, душистая, лунная, зимняя и прочие. К тому же, лепестки у орхидей очень разнообразны как по своим очертаниям – то подобно мэйхуа, то подобно лотосу или нарциссу, то по форме бабочки, так и по расцветке – от белых и зеленых, до  сиреневых и красных. Орхидея знаменита благодаря своему легкому аромату и, также как мэйхуа, бамбук и хризантема входят в Поднебесной в список "четырех благородных растений".

Пион - символ Китая

Пион — беспрекословно символ Китая. Местные жители полагают, что пионы способны принести счастье, оберегают любовь и приносят богатство. К тому же, по всему Китаю пион чтят больше всех остальных цветов, считая его главным символом своей родины. Культивировать пионы взялись в Лояне больше 1500 лет назад, в период правления династии Тан. Там же в Лояне с 1982 года проходит Фестиваль пионов. Данное мероприятие проходит ежегодно. Каждый апрель «город девяти древних династий» благоухает нежным ароматом огромного количества замечательных пионов. Эти цветы считаются также однозначными символами Лояна, а их обилие в этом крае может поразить воображение даже наиболее искушенного зрителя. Здесь они на любой цвет и вид.

Добавить комментарий

www.goodchina.ru

Растительный мир Китая | Китай

загруженное (45)

Практически вся территория Китая, за исключением принадлежащих к тропическому поясу, а также остров Тайвань входят в Восточно-Азиатскую (Японо-Китайскую) флористическую область бореального подцарства голарктического царства. Эта область отличается чрезвычайным богатством и разнообразием: здесь насчитывается около 20 эндемичных семейств и более 300 эндемичных родов, не говоря уже об огромном числе эндемичных видов. Это область одновременно является одним из главных центров развития высших растений, особенно голосеменных и цветковых, и здесь же произрастают реликтовые формы, «живые ископаемые», например гинго билоба, содержащее ценные лекарственные компоненты.

Тропические районы Южного Китая, включая остров Хайнань относятся к Индокитайской области индо-малезийского подцарства палеотропического царства, в которой насчитывается более 250 эндемичных родов.

Во многом особенности флоры Китая определяются тем, что территория страны не подвергалась четвертичным оледенениям, и не заливалась океаном после триаса. Т.е. древняя флора развивалась практически беспрепятственно, сохранив вплоть до настоящего времени много третичных элементов. В Поднебесной произрастают более 300 эндемичных родов, среди которых преобладают деревья и кустарники; насчитывается около 32 тыс. высших растений холодной, умеренной и тропической зон Северного полушария. Среди них произрастают более 7 тыс видов древовидных деревьев, в том числе 2,8 тыс. видов деревьев.

 

Эндемиками являются такие уникальные виды как метасеквойя глиптостробовидная, глиптостробус китайский, китайская аргирофилла, куннингамия, лжелиственница, тайваньская флузиана, фуцзяньский кипарис, давидия, эвкоммия и др. Так, метасеквойя глиптостробовидная – реликтовое растение, одно из редчайших в мире растений. Лжелиственница произрастает в горных районах бассейна Янцзы. На коротких ветвях собраны пучки листьев, напоминающие медяки; летом они зеленые, осенью желтые. Лжелиственница широко применяется в садово-парковом искусстве.

В Китае произрастает более 2 тыс. съедобных растений (вообще надо отметить, что критерий «съедобности» того или иного растения является очень актуальным в китайской культуре). Среди более чем 3 тыс лекарственных растений наиболее ценными являются чанбайшаньский жэньшэнь, тибетский сафлор, нинсяский лициум, гинура перистонадрезная, произрастающая в Юньнани и Гуйчжоу.

Китай славится своими цветами и декоративными растениями. «Царем цветов» исконно считается здесь пион. Древовидный пион с его крупными, яркими, многолепестковыми цветами является одним из национальных символов Китая.

Вообще, трудно переоценить значение Китая для мирового растениеводства: это и один из центров происхождения культурных растений, и источник многих декоративных садово-парковых растений, и кладезь необычных форм растений, например, карликовых «деревьев в плошке», известных на Западе под японским названием «бонсай».

Н.И.Вавилов указывал, что Восточная Азия является одним из важнейших очагов происхождения культурных растений. Многие из них выращиваются сейчас во всем мире. Так, здесь были одомашнены рис, ячмень, просо, чумиза, овес, фасоль, соя, редька, виды лука, яблони, груши, абрикоса, персика, сливы, вишни, восточная хурма, виды цитрусовых, тутового дерева, актинидии, китайского сахарного тростника, чайного дерева, камфарного лавра, бамбуков и др.

Однако, несмотря на такое разнообразие и богатство флоры, в результате длительного хозяйственного освоения территорий произошло радикальное изменение характера растительных сообществ. Так, на востоке страны были почти полностью сведены леса, сохранившиеся лишь в горах, и то не везде. Низменности практически повсеместно возделаны. На западе в ряде мест растительные сообщества до недавнего времени оставались почти нетронутыми, однако в последние годы изменения, вызванные развитием здесь промышленности и сельского хозяйства, увеличением добычи полезных ископаемых, процессами урбанизации и т.п. затронули и их.

Рассмотрим основные растительные зоны Китая. На севере страны в бассейне Амура на дерново-подзолистых почвах произрастают таежные леса с участием даурской лиственницы, корейского кедра и других хвойных и широколиственных пород. Южнее, до хребта Циньлин расположены как листопадные, так и смешанные леса. Здесь встречаются представленные несколькими видами дуб, липа, клен, орех и др.

Южнее Циньлина протягивается зона субтропических лесов, где встречаются несколько видов лавровых, камелии, магнолии, сосны Массона и куннингамии. В горах произрастают многочисленные листопадные виды. На крайнем юге и западе Юньнани господствуют тропические леса, саванны, состоящие из мезофильных и влажнотропических ассоциаций.

Западный Китай значительно отличается от восточного однообразием форм: в условиях малого количества влаги, бедных засоленных почв произрастают в основном ксерофиты – многолетние засухоустойчивые кустарники и кустарнички. Для ряда пустынных территорий характерен разреженный растительный покров.

Наиболее богатая растительность представлена здесь в злаковых и разнотравных степях Западного Прихинганье. К западу, по мере уменьшения осадков, сухие степи, луково- и полынно-тырсовые пустынные степи, настоящие пустыни с пустынными почвами и растительностью сменяют друг друга.

Огромные площади пустынь Гоби, Алашань, Такла-Макан – царство подвижных песков, каменистых пустынь. Растительность здесь крайне бедная, представлена кустарничками и солянками, местами с участием злаков. Нередки участки, вовсе лишенные растительности. От Алашани до Джунгарской впадины в понижениях среди песков, по долинам рек встречаются редкостойные рощицы, где произрастают разнолистный тополь, пустынный вяз. В горных долинах Восточного Тянь-Шаня, Куньлуня имеются леса, где произрастают ель, можжевельник и др.

Цинхай-Тибетское нагорье – высокогорная холодная пустыня. Растения представлены здесь небольшим числом видов, приспособленных к экстремальным условиям выживания: низким температурам, сильным ветрам, обильной солнечной радиации. Именно нехватка растительного топлива в высокогорных условиях предопределила здесь распространение специфического погребального обряда – расчленения трупа на корм диким животным. К востоку, там, где климат мягче, больше влаги, встречаются горные луга, степи, а в долине Брахмапутры – хвойные леса.

Похожие статьи:

chinali.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта