Растения древнего египта. Ландшафтная архитектура и зеленое строительство

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

ИСТОРИЯ РАСТЕНИЙ: ЦВЕТЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. Растения древнего египта


Цветы в Древнем Египте (история)

 

На протяжении мировой истории цветы притягивали к себе внимание человека. В них видели особое религиозное и символическое значение, ими вдохновлялись, восхищались и воспевали в своих произведениях их красоту великие живописцы.

СВЯЩЕННЫЙ ЦВЕТОК ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Древние египтяне считали священным цветком лотос. Его многочисленными изображениями усыпаны колонны, стены храмов и пирамид. Цветами лотоса, возложенными перед статуями, египтяне доказывали свою верность божествам. А бог растительности – Нефертум изображался в виде ребенка на цветке лотоса или юноши с головным убором в виде лотоса. Особый ритуал – вдыхание запаха цветка, наполнял человека божественной энергией. Кроме того, древние египтяне ассоциировали распустившийся лотос с солнцем. Лепестками покрывали усыпальницы – с целью их возрождения после смерти. Бутоны священного растения были выгравированы на золотых египетских монетах.

Позже дворцы и храмы стали украшать самыми различными цветами и растениями. Археологические находки доказывают, что жители Древнего Египта украшали свои дома цветами. Были найдены вазы для цветов, датируемые приблизительно XXIV – XXIII вв. до н. э. Во время религиозных праздников женщины несли в руках букеты.

 

 

 

 

ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ

В 1923 году известный египтолог и археолог Говард Картер открыл гробницу фараона Тутанхамона. У ее входа стоял кубок, ручки которого были сделаны в форме бутонов лотоса. Первым, что увидел Картер, открыв гробницу, была не сама мумия, а золотой скульптурный портрет молодого фараона. А рядом лежал небольшой венок из цветов от его вдовы. Позже, П. Э. Ньюберри, английский ученый, изучив состав венка, смог выяснить, какие именно цветы росли более 3 тысяч лет назад в Египте! Все эти знания позволили ему предположить, что Тутанхамон умер и был похоронен в приблизительно в середине апреля. Из чего же был венок? Он был составлен из василька, мандрагоры, мака и черноягодного паслена.

 

ИСТОРИЯ РАСТЕНИЙ: ЦВЕТЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Говард Картер и его помощник исследуют саркофаг фараона (1923) 

Любопытно, что всего в гробнице оказалось три венка. Наиболее интересен маленький венок, расположенный на поверхности второго гроба фараона. Композиция состояла из листьев оливы, синей водяной лилии и васильков, основой послужил папирус. Как описывал его сам Говард Картер: «листья были расположены в ряд таким образом, что один из них был повернут наружу тыльной стороной, а следующий - нижней; такой порядок создавал эффект чередования тускло-зеленых и серебристых тонов. Этот венок, вероятно, играл роль царского «венца оправдания». Специальная глава «Книги мертвых» (XIX) была посвящена венцу подобного рода, и до нас дошла даже магическая формула, которую следовало читать, когда такой венок возлагали на крышку гроба. Эти «венцы оправдания» были широко распространены со времени XVII династии до греко-римского периода».

 

ИСТОРИЯ РАСТЕНИЙ: ЦВЕТЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

«Венок оправдания» в гробнице Тутанхамона (1923)

 

 

Кстати, еще в 1881 году цветочные венки были обнаружены в склепе фараонов Яхмоса I, Аменхотепа I и Рамсеса II. Цветы находились в отличном состоянии, исследователи были очень удивлены тем, что были различимы даже оттенки лепестков. Тогда же была обнаружена еще одна мумия царевны Несихонсу. В ее гробнице археологи нашли гирлянды из мака, васильков и ивы. Ученый Швейнфурт тогда заметил, что «редко можно встретить в гербарии столь прекрасно сохранившиеся образцы этого хрупкого растения; цвет лепестков по своей яркости не уступает образцам, засушенным в настоящее время».

САДОВОЕ ИСКУССТВО

Справедливо будет рассказать о первых искусственных садах, какими особенно славился древний мир. В древней Месопотамии, в XXII в. до н. э. существовало уникальное архитектурное сооружение. Представьте, какая это была красота: три призмы, расположенные одна на другой, венчает их храм, покрытый синей глазурью, а купол – позолотой. На образовавшихся террасах растут деревья и цветы…

Самые совершенные и крупномасштабные садовые строительства Древнего Египта проводились в период возвышения столицы – Фив. Город украшали богатейшие в своем убранстве виллы с садами и прудами, в которых плавали птицы и росли водные растения. В центре располагался прямоугольный бассейн. Основное здание размещалось в центральной части сада. Доказательством того, что сады возникали не стихийно, а строились по четко продуманному плану, является тот факт, что все составляющие элемента сада – пруды, клумбы, виноградники – были связаны в единую композицию. Учитывая засушливый египетский климат, ямы, подготовленные для посадки деревьев, наполняли плодородными землями с берегов Нила. Кроме того, специально для поливки деревьев и цветов были установлены колодцы.

Отличительной особенностью садов Древнего Египта являлось то, что цветы и овощи покрывали собою почти всё пространство между деревьями. В садах выращивали и культивировали мак, васильки, ромашки, хризантемы, лилии. В период правления Клеопатры пристальное внимание садоводов было уделено выращиванию различных сортов роз, поскольку царица очень любила эти цветы.

Продолжение следует…

Автор: Ольга Королева

В статье использованы материалы книг:   Говард Картер «Гробница Тутанхамона», 1959 г. Искусство паркостроения, 1977 г.

Фото с сайта: http://humus.livejournal.com/

splants.info

названия и фото, лекарственные, декоративные, цветущие, лечебные » Карта путешественника

Растения Египта: названия и фото, лекарственные, декоративные, цветущие, лечебные

Растения Египта: названия и фото, лекарственные, декоративные, цветущие, лечебные.

Сколько тайн хранит в себе египетская цивилизация! Как символ древнейшей истории величественно возвышаются над песчаными барханами пирамиды — памятники древнейшей архитектуры. Культурное наследие нации привлекает миллионы туристов, которым не дает покоя загадка уникальной страны.Издавна земли Египта славились плодородием, но с течением времени и под влиянием человеческого фактора флора обеднела и на сегодняшний день растительный мир страны пирамид насчитывает всего лишь 1300 видов растений. Для страны африканского континента это слишком мало.

Растения Египта

Растения ЕгиптаВсе многообразие египетской флоры можно условно подразделить на ту, что растет в пустыни и ту, что растет в долине могущественной реки Нил. Если говорить о растительности пустыни, то она более чем скудна. Единственным украшением бескрайних песков является кактус. Это один из наиболее древних жителей нашей планеты. Появились кактусы около 40 миллионов лет тому назад.

Растительность Нильской долины на много богаче, нежили растительность пустыни. Здесь красуются красивейшие деревья, ароматные кустарники, великолепные цветы. Многие считают, что единственной достопримечательностью флоры Египта являются пальмы, но это не так. Еще с древних времен растительность территории страны была объектом пристального внимания лекарей, которые использовали целебную силу трав для излечения недугов. Сейчас, конечно, много чего изменилось, но люди все равно продолжают активно эксплуатировать возможности лекарственных растений Египта.

Лекарственные растения Египта

Растения Египта

Мисвак – кустарник, веточки и корни которого используются для укрепления зубов, их очистки, лечения десен, устранения неприятного запаха изо рта и так далее. Спектр действия этого удивительного растения, которое еще называют заменителем зубной щетки и пасты достаточно велик. Проводимые медиками исследования подтверждают бактерицидные возможности корешков и веточек, а также их успокоительное действие.

Хельба – растение, в семенах которого содержится большое количество питательных веществ (витамины, белки, калий, сахар, крахмал, эфирные масла и аминокислоты). Семена Хельбы используют для лечения мочеполовой, дыхательной системы, нормализации работы пищеварительного тракта, половой сферы.

Харгаль – листья этого многолетнего кустарника способны исцелить от кашля, простуды, заболеваний почек, пищеварительной системы. Отвары и настои принимают для повы

ения иммунитета и лечения нервных расстройств.

Ших или Белая полынь – это растение, обладающее целым спектром полезных свойств:• Антибактериальным;• Антигельминтным;• Тонизирующим;• Желчегонным;• Противораковым;• Антисептическим;• Антибактериальным;• Противодиабетическим;• Противосудорожным.Настои применяют при проявлениях сахарного диабета и нарушениях менструального цикла.

Арак – это многолетнее лечебное растение Египта, листья которого незаменимы в борьбе с астмой, кашлем, гипертонией, цингой, метеоризмами, запорами, заболеваниями почек, желудка и печени. Применение настоев позволяет снизить уровень холестерина, обеспечивает антибактериальный, противогрибковый, противовоспалительный и антисептический эффект.

Декоративные растения Египта

Растения ЕгиптаБугенвилия – вечнозеленый кустарник, цветущий мелкими ярко розовыми цветочками. Эти красочные растения, достигающие в высоту пяти метров, являются своеобразным символом страны пирамид.

Гибискус – этого представителя местной фауны можно увидеть как в дикой природе, так и дома на подоконнике. Существует около 300 разновидностей этого удивительного растения. Оно может предстать в виде дерева, кустарники или травы.

Жакаранда – это полулистопадное дерево, высота которого достигает от 14 до 28 метров.

Делосперма — растение, некоторые виды которого содержат психоактивное вещество (диметилтриптамин).

Желтая акация представляет собой небольшой кустарник. Также иногда встречаются невысокие (5 – 7 метров) деревца.

Лантана сводчатая – это вечнозеленый кустарник до полутора метра высотой. Листья этого вечнозеленого растения содержат эфирные масла. В зависимости от степени созревания листочков, они могут приобретать желтый, красный, оранжевый, розовый, фиолетовый оттенки.

Плюмерия – цветы этого тропического дерева имеют аромат, напоминающий аромат цитрусовых, специй, жасмина. Примечательно то, что приятный запах, источаемый растением, усиливается в утреннее время.

Тимьян – его листья давно уже стали привычным элементом всевозможных приправ. Великолепный аромат и полезные свойства растения эксплуатируются не только в кулинарии, а еще и в косметологии. Тимьян широко применяются в фармацевтической и консервной промышленности.На этом богатство цветущих растений Египта не исчерпывается. Здесь перечислены только основные представители красочной фауны страны.

«Вкусные» растения Египта

Растения Египта

Пальмы – это символ победы и мира. В Египте особой популярностью пользуется финиковая пальма, и это не только потому что для местных жителей финики являются излюбленной едой. Египтяне чтут это растение, ведь именно о нем упоминается в Коране. Всего на территории страны насчитывается около ста видов этого священного растения, но самыми вкусными считаются плоды финиковой пальмы – заглюль.

Климат Египта позволяет выращивать здесь виноград, особенно популярен среди местных жителей и гостей страны сорт кишмиш (банати – так его называют египтяне). В стране много плантаций, где выращивают апельсины. Особенно египтянам нравится сорт бисура, форма которого существенно отличается от привычной для нас формы апельсин. На территории страны можно увидеть экзотический фрукт – гуава. Внешне он напоминает грушу, но по вкусу похож на аскорбинку.

Сельскохозяйственные растения Египта

Земельные участки, имеющиеся в Египте, местные жители используют по максимуму, выращивая там овощи, рис, хлопок, гречиху, ячмень, маслины, пшеницу, кукурузу, сахарный тростник и всевозможные пряности.

Священные растения Египта

Растения Египта

Жители страны пирамид издавна почитали растения, возводя их в ранг священных. Таковыми считались финиковая пальма, о которой упоминается в Коране, лотос и папирус.

Лотос – символ чистоты и первозданной красоты. Этот священный цветок с белыми или голубыми лепестками ассоциировался со стремлением к солнцу и свету. В древнем Египте нежные соцветия использовались для проведения заупокойных ритуалов. Голубой лотос, как символ возрождения, клали в гроб умершему человеку.

Папирус – это еще одно священное растение Египта. Форма среза его стебля напоминала форму пирамид. Все, что писалось на папирусе, сразу наделялось магической силой. Папирус и по сей день растет на берегах могущественного Нила.

Ядовитые растения Египта

Растения ЕгиптаНа территории Египта есть растения, представляющие угрозу для жизни человека. Одним из таких коварных представителей местной фауны является олеандр. Это вечнозеленый куст насквозь пропитан ядом. Опасность представляет даже дым горящих веток или листочком и вода, в которой побывали его красивые цветочки. Отравления этим растением проявляется в виде ускоренного или, наоборот, замедленного сердцебиения.

Клещевина – это еще один опасный представитель египетской флоры. Ее плоды имеют овальную форму, они покрыты гладенькой оболочкой, цвет которой будет зависеть от сорта растения. Возможны вариации от серого до кирпично-красного. Названии свое клещевина получила из-за внешней схожести с клещами.

Ядовитыми являются семена и все части растения, потому что в них содержится токсальбумин рицин и рицинин. Попадание семян в организм человека или животного вызывает колики и рвоту. Возможны кровотечения из желудочно-кишечного тракта, энтериты. Вероятность летального исхода очень велика. Те, кому удалось выжить, вряд ли смогут восстановить здоровье.

Чтобы не заканчивать рассказ об удивительной растительности Египта на столь печальной ноте, стоит упомянуть, что роскошь местной фауны представлена и под водой. Чего только стоят коралловые рифы, полюбоваться которыми приезжают туристы со всех уголочков земли.

Можно ли пить алкоголь в Египте? Конечно можно, в специальных заведениях и отелях. Понравилась статья? Ставь ЛАЙК!

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

travelermap.ru

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Египет дает нам самый яркий пример той стадии становле­ния древней восточной культуры, где практические достиже­ния и развитость прагматически ориентированной рацио­нальности сочетается с основополагающей ролью чувств и об­разов, доставшихся в наследство от первобытного мифа.

Истоки египетской культуры лежат в глубокой древности. Хронологически история Древнего Египта делится на:

  1. Древнее царство: 3197—2160 гг. до н. э.

  2. Среднее царство: 2160—1580 гг. до н. э.

  3. Новое царство: 1580— 1100 гг. до н. э.

  4. Поздний период: 1100 г. до и. э. — 395 г. н. э.

В III тысячелетии до н. э. Нижний, Средний и Верхний Египет, представлявшие собой три само­стоятельных государства, объединились. С этого события и начинается развитие культуры и истории Древнего Египта.

В последний период Египет теряет свое могущество, и его постепенно завоевывают другие народы: персы, ассирийцы, греки, римляне, византийцы. В раннем средневековье в Еги­пет проникает ислам.

Географическое положение

Древнеегипетское государство зародилось вдоль реки Нил, на севере Африки. Его местоположение обусловливалось пло­дородием иловых почв, образованных разливами Нила, и воз­можностью получать несколько урожаев в год. Этот геогра­фический и климатический фактор сыграл решающую роль в экономическом и политическом развитии Египта.

Административное деление на номы (сельскохозяйствен­ные общины), которыми управляли номархи, позволило обес­печить четкое управление страной.

Особенности мировоззрения

Социальное устройство. Схема социального устройства напоминает пирамиду: вершину занимал фараон (царь), со­средоточивший в одном лице все формы власти. За ним — жрецы, министры, военачальники, номархи. Следующую, более нижнюю ступень занимали писцы, сборщики налогов, контролировавшие исполнение законов. Ступень ниже — крестьяне, еще ниже — ремесленники, торговцы. В подно­жье пирамиды — рабы, не имевшие никаких прав. Ряды ра­бов пополнялись военнопленными: Египет вел завоеватель­ные войны.

Более трех тысяч лет египетское государство было самым могущественным для своего времени. Тому способствовали крепкая государственная власть, налаженная система управ­ления, совершенное по тому времени законодательство, вы­сокая культура земледелия, развитие науки и огромная роль религии в жизни египтян (самого религиозного народа в ис­тории древнего мира).

Религия.

Древний Египет считается классической страной поклонения богам в виде животных. Помимо общеегипетских, у каждой группы населения были еще свои местные священ­ные животные. Египетские боги имели суровый, «звериный» облик и должны были устрашать, заставлять бояться, пови­новаться и поклоняться.

Боги в изображении древних египтян — это существа с че­ловеческим телом и головами животных, их божественность здесь изображается через образы существ, населяющих свя­щенную природу.

Наиболее распространенные древнеегипетские культы: культ животных, культ Нила, культ фараона, культ Солнца, культ мертвых (заупокойный культ), культ Осириса (культ природы).

Культ животных самый древний. Наиболее популярные боги-животные — крокодил, кошка, бык, змея, корова, жук-скарабей. Во все периоды своей истории Древний Египет предпочитал солярный культ (культ солнца), связанный с поклонением Солнцу (Ра) и обожествлением фараона. Бог Амон — покро­витель фараонов — символизировал их божественное про­исхождение от Ра, а соединение двух божеств в одно (Амон- Ра) утверждало тождественность Солнца и верховного пра­вителя.

К пантеону главных богов можно причислить Осириса, бога мертвых, культ которого олицетворял поклонение уми­рающей и вечно возрождающейся природе. С этим культом связано поклонение Исиде (богине плодородия), ее сыну Гору и Тоту (богу мудрости). Их антиподом был бог зла — Сет.

Одной из особенностей древнеегипетских верований, оп­ределивший характер древнеегипетского искусства, являет­ся заупокойный культ, в основе которого — вера в загробную жизнь и бессмертие души («Ба») и ее покровителя («Ка»). По представлениям египтян, человек состоит из двух элемен­тов — материального (тела) и духовного («Ка» и «Ба»), Пос­ле смерти душа покидает тело через глаза и ее ждет суд Оси­риса. Душа грешника должна быть отдана на растерзание чу­довищу с головой крокодила и туловищем собаки. Душе пра­ведника уготована вечная жизнь, для чего ей необходима вне­шняя оболочка. Следствием этих представлений является бальзамирование (изготовление мумий). Мумию могла заме­нить статуя — точная копия умершего. Заупокойный культ привел к развитию химии, медицины (хирургии), искусства скульптурного портрета.

Большинство обрядов Древнего Египта было связано с Ни­лом — источником процветания государства. Праздники в честь Нила были важными государственными земледельчес­кими праздниками, такими, как праздник первой борозды или начала жатвы. При наступлении времени разлива Нила фа­раон бросал в реку папирус с приказом о начале разлива, он также начинал пахоту, срезал первый сноп нового урожая.

Таким образом, религиозная система египтян с развитым культом богов и мертвых, устойчивая и консервативная, скреп­ляла все проявления культуры, искусства, науки в единый иде­ологический монолит.

Письменность и литература

Египтяне — создатели иероглифического письма, в кото­ром информация передается с помощью рисуночных знаков, неадекватных алфавиту. Умение зафиксировать мысль пись­менно египтяне считали важнейшим качеством мудрости. Египетская письменность является комбинированной, где каждое слово изображалось алфавитными, слоговыми и кар­тинно-образными знаками. Искусство живописцев практи­чески не отделялось от искусства писцов, то есть мудрецов и словесников. Древнеегипетские иероглифы произошли от рисунков, и пиктографические элементы (пиктография — картинное письмо) навсегда остались в их текстах. Живопис­ное изображение древним египтянином воспринималось как знак-образ, обладающий животворной силой. Создать изоб­разительный знак предмета — значило сберечь и увекове­чить жизненное начало. Но и иероглифическая надпись тоже знак, обладающий подобной способностью. Письменность, как и искусство, была в Древнем Египте частью религии, де­лом жрецов.

Египтяне были искусными рисовальщиками. Необычайно точно они рисовали предметы и животных. На первый взгляд, такая иероглифическая система письма чрезвычайно сложна. Однако в процессе ее изучения выяснилось, что египетские письменные знаки передавали и звуки. Гласных не писали, поэтому после слова, написанного звуковыми знаками, ста­вился определитель — знак, поясняющий читающему общее значение слова. В Египте появился первый алфавит, азбука из 25 букв.

Кроме иероглифов употреблялись и другие виды письмен­ности. Практические потребности вызвали к жизни иератичес­кое письмо (деловое скорописное). Особенностью иератики яв­ляется связанность знаков, в отличие от иероглифики, где каж­дый знак пишется отдельно. Гораздо позднее появился еще один вид письма - демотика. Система этого письма та же: звуковые знаки, определители, но намечается попытка обозна­чить гласные.

Основным материалом для письма был папирус. Стебель этого болотного растения разделяли на тонкие полоски и складывали перпендикулярно друг другу так, что края нахо­дили один на другой. Полоски смачивали водой и клали под пресс. После высыхания получался лист папируса. Писали чернилами, а в качестве ручки употребляли тростниковую палочку, распушенную на конце.

История расшифровки египетской письменности связана с Жаном Франсуа Шампольоном. Постоянно читая труды, ка­сающиеся Египта, он глубоко изучил культуру и историю этой страны, поставил себе цель — прочесть древнеегипетские тексты. В этом исследовании он пошел своим собственным путем. К тому времени был обнаружен так называемый «Розеттский камень» — каменная (базальтовая) плита, покры­тая надписями на двух языках, относящаяся к 196 г. до н. э. Ценность этой находки заключалась именно в двуязычной надписи. Сравнивая отдельные слова и фонетические знаки, можно было раскрыть тайну египетских иероглифов. Шампольон сумел в 1822 г. дешифровать не только этот текст, но и многие другие, написанные на папирусах, став крупнейшим научным авторитетом в египтологии.

Литература. Развитие письменности и технология обра­ботки папируса (тростника) для письма привели к появлению литературы. Значимость слова, не магического, а человечес­кого, слова как выражения человеческой мудрости, проявля­лась в Древнем Египте особенно ярко.

Египет — родина исторической повести, сказок, басен, лю­бовной лирики («Книга мертвых», «Тексты пирамид», «Ре­чения», «Песнь арфиста» и др.). Религиозно-мистические, медицинские, научные тексты, хроники и летописи составля­лись и хранились в скрипториях («домах жизни») при хра­мах или записывались на стенах гробниц и пирамид, т. е., письменность являлась неотъемлемой частью древнеегипет­ского искусства.

Научные и технические достижения

Науки в Древнем Египте носили прикладной характер: ма­тематика, астрономия, механика были связаны с сельским хо­зяйством (ирригационные и земледельческие работы), мо­реплаванием, строительством. Химия и медицина (в основ­ном, хирургия) — с искусством бальзамирования.

О высоком развитии математики свидетельствуют матема­тические трактаты. Из них видно, что египтяне оперировали с дробными величинами, умели возводить в степень, решали уравнения с двумя неизвестными. Особенно велики были до­стижения в области геометрии: вычисление площадей раз­личных фигур, приемы вычислений объемов пирамиды и ци­линдра.

Врачи (сину) самых различных специальностей име­лись уже в Древнем царстве. Многие болезни описаны в медицинских трактатах довольно подробно. Кроме лекарств, среди которых были очень сложные по составу, египетские врачи применяли магию, заговоры, заклинания. В Египте возникла первая в истории медицины теория возникновения болезней: египетские врачи считали причиной многих забо­леваний изменения деятельности сосудов и сердца. Описано много случаев повреждений и лечения черепа, мозга, облас­ти шеи, горла, ключиц, грудной клетки, конечностей. Древ­ние египтяне подошли к изучению физиологии, к убеждению связи деятельности головного мозга и других органов.

С древ­них времен развивается астрономия. Египтяне располагали звезды по созвездиям, но называя их по-своему, вели наблю­дения за планетами.

В эпоху Среднего царства начали со­ставляться «энциклопедии», т.е. сборники слов, виды про­дуктов питания, виды злаков, сорта хлеба, виды животных, описания чужеземных городов и т. п. Египтяне впервые куль­тивировали яблоню, гранат, маслину. Развились и начала других наук: зоологии, географии, физики, химии.

Влияние египетской науки заметно в области научных терминов. Египетские слова для самых разнообразных по­нятий через греческий, латинский, древнееврейский, араб­ский языки были восприняты романскими, германскими, славянскими языками и имеют широкое хождение до сих пор: Ливия, оазис, ибис, лев, папирус, химия, натр, стибиум (сурьма), а само слово «хими» означает «Египет».

Египтяне — создатели первой в истории человечества аг­рарной экономики.

Художественная культура.Искусство.

Общие характеристики древнеегипетского ис­кусства:

  • религиозный и погребальный характер;

  • монументальность объемов,

  • геометричность линий, прочность материалов;

  • традиционность и синтез всех жанров с доминантой ар­хитектуры.

Архитектура находилась на службе у фараона и жрецов и должна была выражать идею незыблемости власти обоже­ствленного правителя, стать символом ее вечности, всеподавляющей мощи. Практически неограниченные ресурсы рабс­кого труда позволяли воплотить систему религиозных воззре­ний в грандиозные сооружения: храмы и гробницы.

Гробницы (мастабы, пирамиды и скальные) символизиро­вали «вечный дом» души и тела. Их величие и роскошь строго регламентировались в соответствии с занимаемым положе­нием умершего. Внутри помещалось все необходимое для заг­робной жизни: утварь, оружие, украшения, даже слуги — «ушебти» (глиняные фигурки в виде человеческой фигуры, условно играющие роль слуг). Стены покрывались роспися­ми (фресками) со сценами из жизни захороненного. Рядом с гробницами строились заупокойные храмы.

Со времен от Древнего Царства до Нового конструкция хра­мов не претерпела принципиальных изменений, но измени­лись размеры и соотношение отдельных частей.

Пирамида выражает идею исключительности фараона и принадлежность его к рангу богов. Самые знаменитые пира­миды Древнего царства — пирамиды Джосера, Хеопса, Хеф- рена и Микерина. Пирамида Джосера — ступенчатая, явля­ется частью огромного архитектурного ансамбля.

Пирамида Хеопса считается одним из семи чудес света. Ее высота 147 м, длина наклонной стороны — 235 м, площадь — 550 ООО м2. Строили это сооружение 20 лет. В качестве стро­ительного материала использовали каменные блоки весом 2,5 т каждый, а всего таких блоков — 2 500 штук.

Начиная со Среднего царства переосмысливается архи­тектурный стиль и больше внимания уделяется заупокойным скальным храмам и гробницам.

В Новом царстве появляются колонные храмы (гипостиль- ные), что свидетельствует о прогрессе в области архитекту­ры и строительства. Такие храмы посвящались многочислен­ным богам. В городах Луксоре и Карнаке были построены са­мые знаменитые храмы, к которым даже прорыли каналы для ладьи фараона. Колонны в храмах выполнялись в виде расти­тельных элементов: нераспустившегося цветка лотоса, ство­ла пальмы, стебля тростника, а их поверхность и стены по­крывали иероглифическими надписями и рельефами. Огром­ное количество колонн и их чрезвычайно большие размеры (до 25 м) осуществляли идею божественного величия, подав­ляя каждого туда входящего.

Египетская архитектура с ее органичностью удачно соче­тала растительные мотивы с геометризмом форм, строгой симметрией и ритмическим повторением идентичных обра­зов, действовала на зрителя гипнотически, рождала благого­вение, т.е. выступала как символ системы духовного и эконо­мического порабощения.

При возведении грандиозных сооружений — пирамид, храмов — использовался труд разных ремесленников: ка­менотесов, камнерезов, изготовителей кирпича, штукату­ров, плотников, дорожных рабочих, землекопов, а также ва­ятелей-художников, металлургов, золотых и серебряных делмастеров. Каждый работник выполнял одну, строго опреде­ленную часть работы или небольшую группу операций. Весь процесс строительства был четко организован. В распоряже­нии египетских строителей были чертежи. Математические правила, необходимые для строительных работ, записывали на стенах храмов или на папирусах. В массовом строитель­стве использовался кирпич-сырец, в монументальных — гор­ный камень. Дерево использовалось лишь в исключительных случаях, в самых необходимых конструкциях как самый доро­гой материал. Глина позволяла возводить прочные сооруже­ния без сложных лесов. Металл (золото, серебро, медь, элек­трон, бронза) использовали при отделке интерьеров храмов для инкрустации.

На всем древнеегипетском строительстве лежит печать большой изобретательности. Простыми средствами была со­здана подавляющая грандиозность. И строительство, и архи­тектура отмечены многовековым сохранением традиций. С ар­хитектурой неразрывно были связаны скульптура и живопись.

Скульптура и живопись.

Скульптура, развиваясь в не­скольких жанрах, отражала религиозный и традиционный ха­рактер культуры: заупокойный портрет, гигантские скульп­турные изображения сфинксов (лев с лицом фараона) как символа сверхчеловеческой сущности правителя, многочис­ленные высокие и низкие рельефы (плоская скульптура), мел­кая пластика.

Древнеегипетский художник выступал в роли хранителя священных законов, наиважнейшим из которых являлось раз­граничение посредством искусства кратковременной жизни, земной и вечной. Каноническая культура выработала язык, отвечающий идее постоянства — графический язык, лаконич­ность, четкий контур, строгую, ясную линию.

Потребность зафиксировать устоявшиеся принципы и нор­мы культуры толкала народы Древнего Востока, в частности египтян, к созданию развитой системы канонов, предписыва­ющих художнику правила пользования пропорцией и цветом, схемы изображения людей и животных. Канон становится важнейшим эстетическим принципом, определяющим твор­ческую деятельность мастера.

Канон господствовал и во внутреннем убранстве храмов и гробниц, и в самой скульптуре: статичность поз, обобщен­ность форм, раскрашивание, инкрустация.

В живописи канон проявился в особом изображении фи­гур на плоскости: тело развернуто одновременно в несколь­ких положениях (фас и профиль), а тематика сюжетов строго ограничена.

Лишь в период правления фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) и его жены Нефертити в Новом царстве произошел уход от традиций в связи с реформой, в результате которой «отме­на» всех богов и культов и установление единого культа бога Солнца (Атона) привели к изменениям и в искусстве. Таким образом, на протяжении 30 лет в Египте существовал моно­теизм. Этот период получил название «амарнский период» по имени арабской деревушки Тель-эль Амарна, возле которой археологи обнаружили развалины города Ахетатона с памят­никами материальной культуры эпохи Эхнатона. Уход от ка­нона привел к появлению светских реалистических начал в искусстве. Памятником этого периода являются алебастро­вый портрет царицы Нефертити, сокровища гробницы фара­она Тутанхамона.

Египетская культура на всем протяжении своего существо­вания является типичным примером культуры восточного, азиатского типа, где все подчинено идее божественности и по­давлению личностного начала в человеке.

4

studfiles.net

Сады Древнего Египта | Ландшафтная архитектура и зеленое строительство

Глава «Сады Древнего Египта». «Сады через века». Рандхава М.С. Перевод с английского: Ардашникова Л.Д., издательство «Знание», Москва, 1981 (Mohindar Singh Randhawa, "Gardens Through the Ages", Macmillan Co. Delhi. India. 1976)

Коренные сельскохозяйственные преобразования пришли из Месопотамии в Египет примерно в 4600 г. до н. э.

Египет в эпоху, предшествовавшую древнему царству, представлял собой страну с высокоразвитой цивилизацией. История сохранила нам множество подробностей, свидетельствующих о тогдашнем уровне его культуры.

Вдоль берега Фаюмского озера в V тысячелетии до нашей эры находились поселения. Уровень воды в озере был на 180 футов выше, чем в настоящее время. Жители выращивали пшеницу двузернянку, ячмень, лен, из которого ткали полотно; содержали домашних животных: овец, коз и свиней. Они пользовались серпами с кремневыми наконечниками и каменными топорами.

Важнейшей составной частью цивилизации Египта являются его искусство и особенно архитектура и скульптура. Их отличают великолепие, величавость, монументальность. Арка, свод, колонна стали вкладом Египта в архитектуру мира. Уилл Дурант в своей книге «История цивилизации» отмечает, что в истории скульптуры нет ничего более прекрасного, чем диоритовая статуя фараона Хефрена, брата знаменитого Хеопса, которая находится сейчас в Каирском музее. Статуя дошла до нас почти неповрежденной; высеченная из труднообрабатываемого камня, она живо свидетельствует о своеобразии творческого почерка ее создателя.

Судя по данным археологии, в Древнем Египте было широко распространено садоводство. Фрукты, семена и части растений обнаружены в местах погребений. Многие растения изображены на надгробных памятниках. Рисунки свидетельствуют, что у египтян существовали сады двух видов: светские и сады при храмах.

Известен сад при храме Амона-Ра в Карнаке, который существовал еще со времен правления Тутмоса III, примерно с 1500 г. до н. э. Этот расположенный террасами сад — лишнее подтверждение проникновения метода ландшафтной планировки из Месопотамии в Египет.

Священными деревьями в Египте считались сикамор античный, можжевельник, тамариск и нильская акация. Сикамор античный связывали с именем Нут — богини неба. На некоторых памятниках изображены крестьяне, складывающие к подножию сикамора жертвоприношения: фрукты, овощи, воду в кувшинах.

Умирающий и воскресающий Осирис был в представлении древних богом плодородия и царем загробного мира. В Дендорахе деревом Осириса считалось хвойное. Гроб с его телом изображался как бы внутри дерева. Шишку сосны, часто фигурирующую на памятниках, трактуют как жертвоприношение Осирису. Манускрипт, хранящийся сейчас в Лувре, повествует о том, что кедр возник по воле бога плодородия.

Сикамор и тамариск также считались деревьями Осириса: в посвящениях говорится, что бог плодородия отдыхал под этими деревьями. А его мать, богиня неба Нут, часто изображалась на фоне сикамора. В погребении в Диосполис Нарва изображен тамариск, поникший над саркофагом Осириса. Некоторые из скульптур в огромном храме в Фивах изображают тамариск и двух человек, льющих на него воду. Древние ваятели, очевидно, хотели сказать этим, что Осирис был почитателем деревьев. Предание гласит, что Осирис запрещал повреждать фруктовые деревья и перекрывать источники воды, которые так важны для орошения жарких южных земель.

Имеются данные, подтверждающие, что каждый храм имел свое священное дерево и свои священные рощи. Сохранились записи, из которых явствует, что редкие растения привозились из завоеванных стран как ценная добыча; корни растений аккуратно упаковывались в ящики с землей, а потом «трофеи» высаживались вокруг храмов и дворцов.

В египетской символике и украшениях изображение лотоса встречается повсюду. Миф повествует, что из цветка лотоса родился Гор — восходящее солнце; лотос был символом воскресения. На алтаре жертвоприношения всегда лежали цветки лотоса.

Дворцы и дома богатых вельмож и жрецов обычно располагались среди садов или участков, засаженных деревьями и окруженных стенами.

Изображения в усыпальнице Нембамунов (около Фив) дают ясное представление о светском саде. Здесь растут кувшинки, васильки и маки; отчетливо видна аллея из финиковых пальм, чередующихся с сикаморами.

Выращивали египтяне и инжир. Одна из картин запечатлела обезьян, собирающих инжир. Это позволяет предположить, что египтяне, как и малайцы, обучали обезьян собирать фрукты с деревьев.

На некоторых картинах изображены перголы — беседки, увитые виноградом. Во времена восемнадцатой династии египтяне выращивали черный, пурпурный, красный, белый и бледно-зеленый виноград, культивировали гранат, росший дико в Гималаях, Афганистане, Персии и Палестине. У древних египтян были очень популярны арбузы, цикорий и лук. Крокусы, мак, кувшинки, шафран, лилия белая выращивались в основном как лекарственные растения, а иногда и просто для красоты.

Как обеспечивалось водоснабжение? Египтяне создали систему каналов. Огромные сады фараонов и знати орошались каналами, по которым шла вода из Нила. Маленькие сады снабжались водой из колодцев, аналогичных тем, которые используются в Индии: уравновешенная перекладина, действующая как рычаг для поднятия воды.

Крупный вклад в дело интродукции растений и садоводства внес Рамсес III (1198— 1166 гг. до н. э.). Во времена его правления стали практиковать посадку небольших деревьев и кустарников в крупные декоративные глиняные вазы. Позднее эта практика была заимствована Римом и садоводами итальянского Ренессанса.

В период правления Рамсеса III было создано 514 садов. Главным их назначением было обеспечение храмов маслом, вином, древесиной и ароматическими травами. Но наряду с этим сады играли не менее важную декоративную роль.

landscape.totalarch.com

Священное растение Древнего Египта. По следам Робинзона

Священное растение Древнего Египта

Над извилистыми берегами

Дивный запах кружит, проплывает,

Очертанья лотосов кругами

Весь прудок заросший покрывают…

Лу Чжаолинь

В далекой Африке в водах реки Нила растет родственное нашей кувшинке растение — нимфея лотус (Nymphaea lotus) или просто лотос. Листья у лотоса вогнутые посредине, в полметра шириной, а белый цветок достигает 20 сантиметров. Когда Нил разливается, неся на поля плодородный ил, по берегам реки и даже во рвах и канавах начинают цвести белый и голубой лотосы.

Появление цветков лотоса радовало древних египтян, и с давних времен сохранилась пословица: «Много лотосов на воде, велико будет плодородие». В Древнем Египте лотос чтили как священный цветок. Он был посвящен богине плодородия Изиде и богу солнца Озирису. Последний изображался на листе лотоса, а бог света Хорус — сидящим на цветке лотоса.

Этим была выражена связь нильской лилии, как и нашей кувшинки, с солнцем: цветок ее также раскрывается утром и опускается в воду вечером.

«Лотос — друг солнца, — писали также и в священных книгах Индии. — Когда месяц со своими холодными лучами исчезает, лотос раскрывается».

Символ Древнего Египта, его герб — пять цветков лотоса. Скипетр — знак власти фараона (царя Египта) — делался в виде цветка лотоса на длинном стебле. Цветок и бутон лотоса были выбиты на египетских монетах. Колонны египетских дворцов и храмов тоже украшали изображением лотоса: основания колонн — листья лотоса, а вверху — связка стеблей с цветками и бутонами.

Пять с половиной тысяч лет назад египтяне рисовали лотосы на гробницах. Лотос в иероглифах (египетских письменах) означал радость и удовольствие.

Женщины цветками лотоса украшали волосы и, идя в гости, держали букет в руках. Гирляндами из цветков лотоса убирали дома, храмы, гробницы с мумиями.

Но египтяне не только любовались цветком лотоса и вдыхали его аромат, они употребляли в пищу его семена и корневища. Первый ученый ботаник, называемый отцом ботаники, Феофраст, живший в Древней Греции 2300 лет назад и много путешествовавший, писал об этом:

«Головки лотоса египтяне складывают в кучи, где они подвергаются гниению, пока не разрушатся их наружные оболочки, после чего семена промывают в реке, сушат и толкут, а из полученной муки пекут хлеб».

Об этом писал и древнегреческий историк Геродот: «Когда река выступает из берегов и заливает равнину, на воде вырастают в большом количестве лилии, называемые у египтян „лотосом“. Они срезают их, сушат на солнце, потом разбивают макоподобные семена лотоса, добываемые из середины лотоса, и приготовляют тесто, которое пекут на огне. Корень этого лотоса также съедобен и имеет довольно приятный сладковатый вкус, он круглый и величиною с яблоко».

В Древней Греции были распространены рассказы о людях, питающихся лотосом, — «лотофагах». Такой рассказ приведен поэтом Древней Греции Гомером в «Одиссее»:

Девять носила нас дней раздраженная буря по темным

Рыбообильным водам; на десятый к земле лотофагов,

Пищей цветочной себя насыщающих, ветер примчал нас.

Вышед на твердую землю и свежей водой запасшись,

Наскоро легкий обед мы у быстрых судов учредили.

Свой удовольствовав голод питьем и едою, избрал я

Двух расторопнейших самых товарищей наших (был третий

С ними глашатай) и сведать послал их, к каким мы достигли

Людям, вкушающим хлеб на земле, изобильной дарами.

Мирных они лотофагов нашли там; и посланным нашим

Зла лотофаги не сделали; их с дружелюбною лаской

Встретив, им лотоса дали отведать они; но лишь только

Сладкомедвяного лотоса каждый отведал, мгновенно

Все позабыл и, утратив желанье назад воротиться,

Вдруг захотел в стороне лотофагов остаться, чтоб вкусный

Лотос сбирать, навсегда от своей отказавшись отчизны.

Силой их, плачущих, к нашим судам притащив, повелел я

Крепко их там привязать к корабельным скамьям; остальным же

Верным товарищам дал приказанье, нимало не медля,

Всем на проворные сесть корабли, чтоб из них никоторый,

Лотосом сладким прельстясь, от возврата домой не отрекся.

Все на суда собралися и, севши на лавках у весел,

Разом могучими веслами вспенили темные воды.

Обычный лотос имеет плоды несладкие, лотос лотофагов (Zizyphus lotus) — другой вид (лотосовое дерево), обладающий сладкими плодами.

В Индии лотос тоже считался священным. Древние индусы представляли землю в виде цветка лотоса. Бог индусов Брама, как и египетский бог Озирис, изображается лежащим на листе лотоса; храмы, посвященные им, также украшаются лотосами. В мифе индусов богиня плодородия Лакшми переплывает океан на цветке лотоса. «Цветы лотоса — корабль, на котором утопающий среди океана жизни может найти спасение». Лотос разводят в Индии и Китае, высевая семена в ил прудов и каналов.

Один из видов (Nelumbo nucifera) священного лотоса Египта и Индии растет не только в этих странах, но и у нас в СССР. Листья этого лотоса, имеющие вид опрокинутых колпачков на длинных черешках, торчащих из воды, и его крупные розовые и пурпурные цветки можно увидеть в устье Волги, вблизи Астрахани, в мелких заводях Каспийского моря, в устьях рек Куры и Терека в Закавказье. Лотос растет и на Дальнем Востоке.

Съедобные семена помещаются в полушаровидной коробочке с отверстиями сверху, из которой легко их вытрясти. Они маслянисты, мучнисты и весьма питательны. Их поджаривают, как орехи, или отваривают в подсоленной или подслащенной воде. У лотоса толстые корневища, богатые крахмалом. Они съедобны в сыром, вареном и поджаренном виде. Из размельченных корневищ приготовляют супы и пюре.

У лотоса исключительно долговечные семена.

В Южной Маньчжурии, у деревни Лю-тан-тунг, в слое торфа со дна высохшего озера на глубине 0,5 метра ботаник Охга нашел семена лотоса (1932 г.). Судя по толщине торфа, семенам было не менее 250 лет. Дети соседней деревни, используя торф на топливо, вынимают эти семена старинного лотоса и едят.

Охга стал исследовать бережно собранные семена. Зародыш был зеленым. Ученый намочил их и положил для прорастания при температуре в 20 градусов. Но прошло 8 месяцев, а они не прорастали и даже не набухли. Да и трудно было ожидать, что такие старые семена могут прорасти. Но когда Охга надпилил твердую оболочку одних семян, а другие обработал серной кислотой, семена стали набухать. И вдруг… на четвертый день дали росток.

Семена лотоса под твердой оболочкой и в дезинфицирующем слое торфа двести пятьдесят лет сохраняли жизнь и… проросли.

Если вам, читатель, посчастливится встретить в реке лотос, не съедайте все его семена и не выкапывайте корневища. Лотос стал теперь редким растением в СССР. Вы же как натуралист, любитель родной природы, соберите созревшие семена лотоса и посейте в пруду, заводи реки, в водоеме сада или школьного участка. Организуйте охрану и размножение лотосов. Помогите сохранить одно из замечательных древних растений в водоемах нашей Родины.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Культура Древнего Египта

Введение

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый – Древний (2800–2250 лет до н.э.), второй – Среднее Царство (2050–1700 лет до н.э.), третий – Новое Царство (1580–1070 лет до н.э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют «Миср». Название «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов – Мемфиса. По-древнеегипетски же, согласно принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-Птах, хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности произносилось как Хэ-ку-Птах. Что касается самих древних египтян, то они свою страну называли «Кеме» – «Черная», по цвету её тёмной почвы, в отличие от «красной» земли окрестной пустыни. Уже в Древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятники культуры – гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени.

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности.

На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников. В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время…

Сохранившиеся на территории государства уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры – все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной.

1. Материальная культура Египта

1.1 Архитектура

От архитектурных сооружений Древнего Египта осталось очень много – и практически ничего. Очень много – потому что в стране были крупные запасы хорошего строительного камня, и египтяне превосходно научились обрабатывать его. Очень мало – потому что из камня они возводили лишь сооружения, имевшие какое-то отношение к вечности. Впрочем, при археологических раскопках отдельных древнеегипетских поселений удалось восстановить общую планировку и реконструировать отдельные дома, что позволяет составить представление об относительно простой строительной технике.

Совсем другая картина складывается при изучении памятников монументальной архитектуры Древнего Египта. Колоссальные каменные сооружения, вырубленные в толще скал или сложенные на ровных строительных площадках вдалеке от каменоломен, являют собой великолепные образцы инженерной и художественной мысли.

Наивысшие достижения древнегипетского зодчества – храмы, царские дворцы и усыпальницы знати. Они относятся к различным периодам истории Древнего Египта, и каждому периоду присущи свои неповторимые особенности.

Погребальные сооружения – древнейшая область приложения сил египетских архитекторов. Первоначально гробницы знатных людей представляли собой помещения, вырубленные в толще скального грунта или вырытые в земле и укрепленные изнутри каменной кладкой. Эти погребения-масштабы начинаются узким коридором, под углом ведущего в подземелье – собственно погребальную камеру с одной, реже – с двумя-тремя комнатами. В этих комнатах располагался гроб с телом покойного и вещи, что могли понадобиться ему в загробной жизни. Сверху вход в могилу закрывала невысокая плоская плита (отсюда и название).

Мастабы (приведен на рисунке 1) – прообраз пирамид. Когда археологи и историки проникла в пирамиды, давно разграбленные неведомыми кладоискателями, и составили план подземелий, оказалось, что конструкция погребальных камер та же, что и в мастабах более раннего периода. В архитектурном плане пирамиды интересны не своими подземными коридорами, как правило, не отличающимися замысловатостью.

Рисунок 1 – Египетский мастаб в поперечном разрезе

Пирамиды гробницы фараонов Древнего царства, действительно древнейшие образцы собственно архитектурного творчества древних египтян, дошедшие до наших дней. С архитектурной точки зрения, пожалуй, более прочих интересна самая первая из воздвигнутых египтянами пирамид – сравнительно невысокая ступенчатая пирамида Джосера (изображена на рисунке 2), фараона III династии. Подлинным шедевром древнеегипетской архитектуры является не столько пирамида сама по себе, сколько весь погребальный комплекс, остатки которого до сих пор виднеются рядом с пирамидой близ города Саккара.

Рисунок 2 – Пирамида Джосера

Погребальный комплекс Джосера, спроектированный и возведенный родичем и верховным советником фараона Имхотепом, состоит из самой ступенчатой пирамиды, под которой находится погребальная камера, и нескольких храмов и более мелких культовых построек, объединенных общей стеной. В плане этот громадный мавзолейный комплекс представляет собой прямоугольник. Современная реконструкция позволила воссоздать макет этого шедевра древней архитектуры, в котором все постройки гармонично дополняют одна другую и создают идеальный ансамбль.

Поразителен и художественный аспект этого погребального комплекса. Внешняя и внутренняя отделка элементов конструкции зданий обработана «под дерево». Каменные перемычки и балки, каменные колонны внутри зданий повторяют не только внешний вид, но и пропорции, присущие деревянным элементам. Глазурованные плитки, которыми была отделана часть помещений, расписаны так же, как плетеные циновки, украшавшие стены обычных домов египтян.

Сама пирамида Джосера, очевидно, представляет собой в конструктивном плане переходный этап от мастабы к пирамиде. Во времена Имхотепа, первого египетского инженера-строителя, чье имя сохранилось для потомков, камень, видимо, только начинали широко использовать для строительства монументальных сооружений, и технология еще не была разработана. Лишь позднее, во времена IV династии, были возведены Великие пирамиды Гизы – усыпальницы царей IV династии Хеопса, Хефрена и Микерина.

Сами по себе эти три пирамиды уже являются лучшей иллюстрацией мастерства египетских строителей и стремительного прогресса архитектурной и инженерной мысли египтян. Крупнейшая из трех – пирамида Хеопса – представляет собой сооружение высотой сто сорок семь метров. Угол между гранями пирамиды почти равен золотому сечению. В древности пирамида была облицована полированным известняком, однако со временем облицовочные плиты отвалились или были содраны и использованы на других строительствах.

Рисунок 3 – Пирамида Хеопса

Никакие цифры не позволят составить более-менее яркое представление о Великой пирамиде Хеопса (изображение приведено на рисунке 3). И все-таки попробуем: высота пирамиды – 146,6 м. Длина нижней грани у основания пирамиды – 233 м. Вес каменных блоков, пошедших на ее изготовление – от 2 до 30 тонн. Общее количество этих блоков – два миллиона триста тысяч. Срок строительства – двадцать лет плюс десять лет, затраченных на подготовку дороги от каменоломен к строительной площадке. Количество работников, возводивших пирамиду – по сто тысяч человек каждый год, работавших посменно на «царских работах».

То, что пирамиды возводились с применением инженерной техники, более сложной, чем простые системы блоков и рычагов, очевидно. Точность подгонки многотонных каменных блоков друг к другу настолько высока, что ее вряд ли было возможно добиться одним лишь использованием мускульной силы сотен тысяч строителей. По меньшей мере, египетские инженеры обладали великолепными измерительными инструментами. Способ же установки каменных глыб остается загадкой до сих пор, хотя выдвигались и продолжают выдвигаться самые различные гипотезы на этот счет.

В эпоху Среднего царства общее направление заупокойной архитектуры изменилось. Прежде всего, фараоны более не воздвигали себе усыпальниц, способных соперничать с пирамидами Древнего царства. Царские усыпальницы стали гораздо скромнее и меньше размерами, хотя по-прежнему доминировала пирамидальная форма надгробия. Основной упор в погребальном комплексе делался отныне не на саму гробницу, а на заупокойный храм (эти храмы еще со времен пирамиды Джосера стали обязательным элементом любой гробницы, но на фоне Великих пирамид заупокойные храмы, игравшие центральную роль в посмертном культе царя, оказывались практически незаметны). С возрастанием роли храмов вырос и уровень их архитектурного исполнения. В эпоху Среднего царства были заложены и разработаны основные принципы египетского храмового строительства, доведенные до апогея в богатом Новом царстве.

Зато несравненно большей пышностью отличаются гробницы знати эпохи Среднего царства. Возросшее и укрепившееся влияние номархов в стране позволило им обеспечивать себя после смерти с пышностью, способной потягаться с усыпальницей самого фараона. Номархи Среднего царства строят свои посмертные обиталища в скалах, вырубая в недрах горного массива величественные храмы с колоннадами, превосходные как по внутренней отделке помещений, так и по техническому решению – проблема, как и в случае с пирамидой Хеопса, состояла не столько в том, чтобы прорубить в толще скалы коридоры и комнаты, сколько в том, чтобы вся конструкция выдержала неимоверную тяжесть.

mirznanii.com

Сады в Древнем Египте — WiKi

Сады Амона в Карнакском храме, нач. 14 века до н. э. С гробницы главного садовника Наха. Сбор гранат слева

Сады в Древнем Египте получили широкое распространение. Происходя, предположительно, от орошаемых Нилом огородов, с ростом благосостояния Египта они выросли в роскошные комплексы с прудами, цветами, статуями, тенистыми аллеями из фруктовых деревьев. Сады разбивались вокруг храмов, дворцов и особняков богатых египтян. Помимо этого вокруг гробниц разбивали так называемые могильные сады[1].

История

История и развитие древнеегипетских садов прошлого, подобно другим аспектам жизни Древнего Египта, была связана с Нилом и сетью питаемых им каналов. Самые ранние египетские сады представляли собой цветочные клумбы и огороды, принадлежащие прежде всего храмам, которые выращивали в них овощи для некоторых церемоний. В период Среднего Царства появляются крупные садовые комплексы вокруг дворцов фараонов и сады удовольствий вокруг поместий богатых египтян.

  Прямоугольный пруд с утками и цветами лотоса

Планировка египетского сада

Изображения египетских садов встречаются на стенах гробниц, в некоторых папирусах и на саркофагах. Композиция египетских садов главным образом была основана на принципе геометрических построений. Чаще всего сады разбивались на выравненном месте и только в редких случаях на террасах.

Сады имели прямоугольную формы и были симметрично распланированы. Характерной особенностью египетских садов является пруд, расположенный чаще всего в середине. В дворцовых садах фараонов могло находится множество прудов, в том числе достаточно обширных для катания на лодках. Пруды были искусственные с выложенными каменными плитами берегами. В пруду росли водяные растения, разводились рыбы и водяные птицы. Около прудов строились павильоны, беседки и часовни для домашних богов.[2]

Храмовые сады

Обширные сады разбивались вокруг храмов. В храме Амона в Карнаке было двадцать шесть огородов, а также древний ботанический сад, содержащий, согласно надписям «все виды прекрасных цветов и причудливых растений, найденных на благословенной земле, завоеванной Его Величеством».[3] Храмовые сады часто имели аллеи фиговых пальм и платанов (посвященных богине любви Хатхор). Иногда ряды деревьев растягивались на несколько километров, соединяя разные храмы между собой. Для деревьев, высаженных далеко от реки, приходилось выкапывать достигающие до десяти метров в глубину колодцы. В некоторых храмовых садах жили священные божественные животные, такие как ибис или павиан. В садах выращивали цветы для религиозных церемоний, а также лекарственные растения и приправы, такие как тмин, анис и кориандр.[4]

Сады вокруг дворцов и поместий

Дворцовые сады были огромными, с множеством прудов и тенистых аллей для отдыха фараонов. Правители Древнего Египта высаживали в садах завезенные из других стран растения, неведомые в Египте. Например, царица Хатшепсут посылала в страну Пунт экспедицию, которая наряду со слоновой костью, миртом и ладаном привезла миртовые деревья, выкопанные из земли с корнями.

Начиная со времен Нового Царства общей чертой роскошных поместий богатых египтян стали сады удовольствия. Согласно рисункам на гробницах, планировка этих садов была более или менее стандартной. В центре располагался прямоугольный пруд, с последовательными рядами деревьев вокруг него. Края водоемов были наклонными с лестницами, позволявшими садоводам собирать воду для орошения.[5] Пруд часто был окружен стенами или колоннами, увитыми виноградными лозами и украшенными красочными картинами людей, животных и растений.

Могильные сады

Характерной особенностью древнеегипетского садоводства было наличие специальных могильных садов. По египетским религиозным воззрениям, душа умершего после совершения определенных обрядов может выходить из могилы и гулять в саду. В таких местах строили небольшие павильоны, где умерший мог играть в шашки или просто отдыхать. В садах помещались любимые вещи умершего, которыми он мог бы воспользоваться после смерти.[6]

Растения в древнеегипетском саду

О составе древесных пород и кустарников, разводимых в египетских садах, можно судить по их изображениям на гробницах, по записям в документах. На основе имеющихся документов можно установить, что в Египте разводились финиковые пальмы, пальмы-дум, пальмы-аргун, сикомора, гранатовые и оливковые деревья, инжир, тамариск, персея, нильская акация, ива, виноград, цератония, персиковое дерево, яблоня.[2]

Сикомор выращивали с додинастических времен как древнеегипетское древо жизни, растущее на пороге между жизнью и смертью. Фрукты этого дерева, а также изделия из него были богато представлены в египетских гробницах всех эпох. Некоторые гробы для мумий были также сделаны из древесины этого дерева.[7]

Наиболее распространенным плодовыми деревьями были финиковые пальмы, фиговые деревья и пальмы-дум. Некоторые из плодовых деревьев, например, яблони и гранаты, были завезены из других стран и культивированы в Египте. Фрукты и овощи, выращенные в садах, использовали для еды и церемоний. Из винограда делали вино и изюм. В древнеегипетских садах разводили много различных видов цветов, поскольку цветы играли в жизни египтянина большую роль. На праздненствах и религиозных торжествах женщины и мужчины украшали себя цветочными венками и гирляндами. Цветы также играли большую роль в культе мертвых. Из них изготовляли венки, букеты и гирлянды для украшения мумий, храмовых колонн и растительных жертв.

Садоводство в Древнем Египте

Садоводство в Древнем Египте было очень тяжелой работой, так как сухой климат требовал от садовника постоянного орошения. Для разведения аллей финиковых пальм необходимо было большое мастерство в искусстве садоводства. Также немалые усилия прикладывались для отпугивания птиц от зерновых культур. В этом деле египтяне достигли высокого уровня, придумывая хитроумные ловушки, останавливающие вторжения птичьих стай.[3] С целью облегчения орошения, сады закладывались около канав, которые порой специально создавались на площади сада. Вода из канав наполняла пруды и шла на поливку деревьев и цветов. Для черпания воды из канав служило особое приспособление — шадуф, состоящее из рычага, закрепленного между двух вертикальных столбов. Короткий конец рычага был с грузом, а на длинном конце — бадья из пальмовых листьев. Вода разносилась в ведрах на коромыслах или в бурдюках из бараньей шкуры.[2]

Галерея растений, выращивавшихся в древнеегипетских садах

  • Широко распространённая акация отождествлялась с древнеегипетской богиней Иусат.

  • Сикомор — фикус, который обильно выращивали для тенистости, а также в храмах — для производства саркофагов из его древесины.

  • Яблони, как и гранатовые и персиковые деревья, попали в Египет из Азии в период господства гиксосов или ранее.

  • Египетский голубой лотос — священное растение, распространённое в древнеегипетских прудах.

  • Папирус давал не только материал для письма и изготовления лодок, но и служил пропитанием для бедняков, жевавших сердцевину его стеблей.

См. также

Примечания

  1. ↑ Baridon, 1998, p. 103.
  2. ↑ 1 2 3 Ванин, 1938.
  3. ↑ 1 2 Baridon, 1998, p. 97.
  4. ↑ Baridon, 1998, p. 102.
  5. ↑ Desroches-Noblecourt, 1962, p. 113.
  6. ↑ Wönig, 1897.
  7. ↑ Beck, 2003.

Литература

на русском языкена других языках
  • Assmann J., Lorton D. Death and salvation in ancient Egypt / Translated by David Lorton. — Cornell University Press (англ.)русск., 2005. — 171 p. — ISBN 0801442419.
  • Baridon M. Les Jardins;– Paysagistes- Jardiniers;– Poetes. — Editions Robert Lafont, 1998. — ISBN 2-221-06707-X.
  • Beck C. H. Tod und Jenseits im Alten Ägypten. — München, 2003.
  • Desroches-Noblecourt C. L’Art Egyptien. — Paris: Presses Universitaires de France (англ.)русск., 1962.
  • Hugonot J. C. Le Jardin dans l’Egypte ancienne. — Paris: Peter Lang, 1989.
  • Shaw I., Nicholson P. The British Museum Dictionary of Ancient Egypt. — British Museum Press, 1995.
  • Wönig F. Die Pflanzen im alten Aegypten. — Leipzig, 1897.
  • Zohary D., Hopf M. Domestication of plants in the Old World. — third edition. — Oxford: Oxford University Press, 2000.

ru-wiki.org


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта