Растения для 1 класса. Презентация и конспект урока окружающего мира для 1 класса по теме: "Многообразие растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по окружающему миру для 1 класса "Травянистые раннецветущие растения ". Растения для 1 класса


Презентация к уроку "Растения" 1 класс

Цель урока: организация работы по формированию понятия «растение».

Планируемые результаты (предметные):

  • обучающийся научится определять понятия «растение», «дерево», «кустарник», «травянистое растение»;
  • различать и называть основные части растений, использовать иллюстративный материал;
  • обучающийся получит возможность научиться соблюдать правила экологического поведения в природной среде, описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы обучения: фронтальная, парная, групповая, коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, исследовательский.

Основное содержание темы, понятия и термины:

  1. Растения: деревья, кустарники, травы.
  2. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

Образовательные ресурсы:

  1. Дмитриева Н.А., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1класса: в 2 частях. - Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.
  2. Дмитриева Н.А., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс. - Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2012. 56с.
  3. Гербарий травянистых растений, рисунки с изображением растений. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л.В.Занкова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zankov.ru.

Ход урока

1.Организационный этап.

 Есть просто храм, есть храм науки, А есть ещё природы храм –  С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь.                            С.Смирнов

- Проверим готовность к уроку.

Личностные УУД: интерес к учебному материалу.РегулятивныеУУД: волевая саморегуляция.

 

2. Проверка домашнего задания.

(Звучит музыка «Времена года» П.И.Чайковского.) 

Учащиеся рассказывают о погоде сегодняшнего дня. Называют основные признаки осени. Как эти изменения в неживой природе влияют на живую природу. (О растениях, животных, человеке.)

- Чтобы вы предложили делать своим товарищам, чтобы не заболеть?(Делать утреннюю зарядку, обтираться или обливаться водой, проветривать комнату, пить травяные чаи, соки, гулять на свежем воздухе.)

ЛичностныеУУД: формирование здоровьесберегающего поведения.ПознавательныеУУД: находить несколько вариантов решения поставленной задачи.

3. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята подготовили загадки к уроку:

Стоят в поле сестрички:  Желтый глазок – белые реснички.(СЛАЙД 2Ответ: ромашки.)

В шубе летом,  А зимой — раздеты  Их весной и летом  Видим мы одетыми.  А осенью с бедняжек  Сорвали все рубашки,  Но зимние метели  В меха их разодели. (СЛАЙД 3Ответ: деревья.)

Чёрных ягод пышный куст –  Хороши они на вкус! (СЛАЙД 4Ответ: смородина.)

- Как можно назвать все отгадки одним словом? (СЛАЙД 5Растения.) - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? - Познакомимся с видами растений, узнаем, из каких частей они состоят.

ЛичностныеУУД: положительное отношение к познавательной деятельности.РегулятивныеУУД:    формирование    учебной      задачи.ПознавательныеУУД: понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить          ответ.КоммуникативныеУУД: формирование собственного мнения.

4. Подготовка к работе на основном этапе.  СЛАЙД 6

Работа       с        гербариями       в       группах.Задача: внимательно рассмотреть растение, описать внешний вид, рассказать, что знают об этом растении. Выделить общие части всех травянистых растений: корень, стебель, листья, цветок, плод и семена.

ПознавательныеУУД: анализ изучаемых объектов окружающего мира (растений)   с          выделением         их      частей.РегулятивныеУУД: принятие и сохранение учебной задачи.КоммуникативныеУУД: умение контролировать действия партнёра.

 5. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа с учебником с.22. - Давайте проверим, правильно мы выделили части растений? - Найдите и назовите на рисунке части растений. - Какие части растения расположены над землёй? - Зачем растению корень? - Объясните народные приметы. - Как природные явления влияют на жизнь растений.

Игра «Не ошибись». 

Ребятам нужно назвать части растений (на рисунках). Если ученик ошибается, то остальные хлопают в ладоши. СЛАЙД 7  

Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, использование знаково-символических средств, установление причинно-следственных         связей. Регулятивные УУД: оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат          своих действий.Коммуникативные УУД: учёт разных мнений, выработка единого решения.

Физкультминутка  «Рябина»

 

На холме стоит рябинка  Держит прямо, ровно спинку. Ей непросто жить на свете: Ветер крутит, вертит ветер.  Но рябинка только гнётся,  Не печалится – смеётся.  Вольный ветер грозно дует  На рябинку молодую.

 

Личностные УУД: формирование здоровьесберегающих технологий.

6. Реализация построенного проекта.

Игра «Угадай растение» (используются картинки на доске). - У него зелёные листья. Что это? - У него есть листья и корень. О чём речь? - У него есть листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что же это такое? - Какой существенный признак помог определить растение? - Какие признаки относятся ко всем трём группам растений? - Назовите существенный признак, который поможет определить кустарник, травянистое растение?

Работа       с        учебником         с.23  (в       парах).Задача: определить, какому из растений на рисунке соответствует понятие «дерево», «кустарник», «травянистое растение». Назвать его части. Сравнить их.

Личностные УУД: положительное отношение к исследовательской деятельности.Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.Регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.Коммуникативные УУД: договариваться с партнёром, использовать в общении правила вежливости.

7. Первичное закрепление во внешней речи. СЛАЙД 8

Представленные рисунки растений классифицировать по критериям в таблицу:

Деревья

Кустарники

Травянистые растения

Дуб Ель

Шиповник Калина

Тюльпан Полынь

Задание выполняется по цепочке. Каждый ученик выходит и прикрепляет карточку в нужный столбик.

Личностные УУД: формирование представления о природоохране и ЗОЖ.Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.Познавательные УУД: общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – осуществление сравнения, синтеза.Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.

Физкультминутка.

 

Мы листики осенние. На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал  И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю тихо сели.

 

8. Самостоятельная работа.

Выполнить задание №19 в рабочей тетради.Задача: дорисовать недостающие части растений и соединить линией каждое растение со словом – понятием.

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция.

9. Включение в систему знаний и повторение.

Повторение учебного содержания организуется при выполнении задания №20 в рабочей тетради (непрерывность учебного содержания). - На какие группы можно распределить объекты природы.  - Назовите растения для каждого понятия. Наклеить изображение в соответствующий квадрат таблицы.

Личностные УУД: иметь представление о границах собственного знания и «незнания».Познавательные УУД: использование знаково – символических средств для решения задачи.Регулятивные УУД: прогнозирование.

10. Рефлексия учебной деятельности. СЛАЙД 9

Урок:

  • привлек меня тем ...
  • показался интересным ...
  • взволновал ...
  • заставил задуматься ...
  • навел меня на размышления ...

Познавательные УУД : умения структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.Коммуникативные  УУД: умение выражать свои мысли.Регулятивные  УУД: осознание того, что усвоено, и что ещё подлежит усвоению.

 

 

 

 

 

 

 

 

kopilkaurokov.ru

Урок по окружающему миру для 1 класса "Травянистые раннецветущие растения "

Травянистые раннецветущие растения.

Р.к. Первоцветы Кирилловского района.

Ход урока:

 

1.    Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня у нас опять необычный урок. Необычный потому, что у нас присутствуют гости и наше весёлое Солнышко. Оно вам вновь улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению.

         - А теперь давайте настроимся на работу: откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: «Я хочу много знать!»

Я желаю вам успехов!

 

2.    Актуализация знаний и сообщение темы урока.

- Ребята, но в каждом деле нужна разминка. Поэтому вспомните, о чём мы говорили с вами на прошлом уроке окружающего мира?

( О том, что скоро наступит весна)

Работа в четвёрках.

   - А сейчас поиграем в игру “Выбери правильный ответ”.

вам на карточках дан тест, ваша задача выбрать правильный ответ, напротив выбранного ответа поставьте плюсик.

1. После какого времени года наступает весна?

  • Лето.

  • Зима.

  • Осень.

 2. Как в народе называют весну?

  • День года.

  • Утро года.

  • Ночь года.

3. Кто плачет только весной?

  • Дети.

  • Сосульки.

  • Взрослые.

4. Что происходит со льдом на реке весной?

  • Ледопрыг.

  • Ледобег.

  • Ледоход.

5. Какие птицы прилетают весной первыми?

  • Ласточки.

  • Соловьи.

  • Грачи.

6.Что появляется на полях, когда тает снег?

  • Проталинки.

  • Заталинки.

  • Обталинки.

-Проверка .        (поднимите руку у кого все правильные ответы?

Поднимите руку у кого есть ошибки?)

Таким образом, давайте не будем больше допускать ошибок, будем слушать внимательно  и всё запоминать.               

Весна как девчонка игривая,

Ручьями задорно поёт,

На лоно природы зовёт.

- Ребята, весна приглашает нас в гости на лесную полянку.

(Вывешивается картина весенней лесной поляны)(картина на которой изображены голые деревья и кустарники)

- Ребята, а какие объекты живой природы вы видите на этой прекрасной поляне? (Мы видим деревья).

Нравится ли вам эта полянка?

- А можно ли эту поляну сделать ещё более красивой? Как?

(Украсить цветами)

- Верно, украсят нашу полянку цветы , но непростые, а необычные. А какие – вы прочитаете сами в телеграмме, которую до урока принёс почтальон. Но он так торопился, что вписал туда лишние буквы: КМЛ.

Работа в парах.

Зачеркните их и прочитайте название растений: КПЛЕРЛВКОМЦКВЛЕМТКЫ

- Какое слово получилось?

ПЕРВОЦВЕТЫ.

- Как вы думаете, что это за цветы?

Тайна цветов скрывается в названии.

Кто разгадал эту тайну?

(Цветы, которые появляются первыми)

- А еще их называют раннецветущие, почему?

(Они зацветают ранней весной)

Травянистые раннецветущие растения.

Р.к. Первоцветы Кирилловского района.

-Назовите тему урока.

Раннецветущие растения. Первоцветы.

Цель. Научиться различать раннецветущие растения.

-Деформированный план.

1).Работа в парах.

2).работа в группах

3) работа с учебником

4) работа с тетрадью

Откройте, пожалуйста, учебник на странице 48-49

- Представьте, что мы летим с вами на вертолёте.

Маша и Миша зовут нас в полёт,

Сядем, друзья, поскорей в вертолёт!

Мы над полями и над лесами

Быстро летим под облаками.

Будем внимательны, будем дружны,

Чтобы увидеть приметы весны!

- Можем ли мы увидеть с вертолёта, цветущие деревья и распустившиеся листочки?

( нет)

- Мы можем увидеть только изменения окраски кроны деревьев и кустарников?

(да. Ивы и орешник нам кажутся жёлтыми шарами, а у осины нежный зелёный цвет).

- Лишь спустившись   на землю можно рассмотреть цветущие деревья и кустарники.

- Рассмотрите рисунок-подсказку левого разворота.

- Прочтите названия деревьев и кустарников.  

Орешник

Ива

Осина

 - Внимательно рассмотрите веточки, чем они похожи ? ( Все они цветут, но листьев нет , у них  

        есть «серёжки»)

 -Чем отличаются друг от друга? ( «Серёжки» на разных растениях разные)

 - Орешник или лещина – это кустарник цветёт в апреле, В наших лесах он не встречается.

- По берегам лесных рек, по ручьям, канавкам растет ива. 

А сейчас давайте послушаем сообщение которое приготовил нам ученик.

  -Когда еще лес не оделся зеленью (ранней весною). Цветет ива желтыми пуховинками. Особый   род ивы называется вербой. Красива верба с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветет она, когда еще лежит в лесах не растаявший снег. Цветение вербы – верный признак прихода весны.

Что нового узнали о иве?

Верба, верба, верба,

Верба зацвела.

Это значит верно,

Что весна пришла.

        (А. Барто)

-Осина весну встречает рано, зацветает вслед за ольхой и лещиной, соцветия – серёжки

-После цветения созревают мелкие плоды-коробочки, наполненные крошечными лёгкими  семенами. У каждого семени парашют из тонких волосков, пух. На этих парашютах будущие осинки летят туда, куда их несёт ветер.            

 -Растут ли в наших краях ивы и осины? ( Растут)

Таким образом, нас окружают много интересных кустарников и деревьев, которые имеют свои характерные особенности.

Физкультминутка.

Мы приходим с вами в лес.Сколько здесь вокруг чудес!На опушке посидели,Всё вокруг мы посмотрели.Отправляемся вперёд –Нас дорога вдаль зовёт.Посмотрели вправо, влево,Наклонились и присели,Заниматься тихо сели.

а) знакомство с раннецветущими травянистыми растениями.

- а сейчас, Давайте прогуляемся по весеннему лесу вместе с Машей и Мишей.

- Весна – пора пробуждения природы. Солнце светит ярко и посылает на

землю много тепла. Тает снег, и появляются первые весенние цветы.

- Ребята, а кто из вас знает, как называются цветы, появляющиеся ранней

весной?

(Это подснежники).

- Верно, ребята! (выходит ученик с рисунком подснежника, читает

стихотворение и крепит рисунок на доску).

                                               

Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным.

Как привет капели звонкой,

Называется подснежник!

- Ребята, едва сходит снег, зацветают травянистые растения, которые назвали подснежниками. Кто-то говорит, что подснежник голубой, как весеннее небо, другие утверждают, что он золотистый, как солнечный луч, а третьи твердят, что он белый, как снег, который не успел растаять. Кто же из них прав? Как ни странно все! Часто подснежниками называют любые цветы, которые первыми показываются из-под снега – порой даже прежде, чем он сойдёт. Среди всех так называемых подснежников есть один настоящий – галантус. Это многолетнее растение, выпускающее ранней весной два узких листа и стрелку с белым изящным цветком. Издавна подснежник считался символом надежды. Старинная легенда рассказывает, что в момент изгнания Адама и Евы из рая было холодно, шёл снег, и Ева озябла. В утешение ей несколько снежных хлопьев превратились в цветки подснежника – вестника весны.

- А какие ещё цветы часто так же называют подснежниками?

А теперь, давайте рассмотрим рисунок-подсказку правого  разворота.

- Прочитайте названия цветов, рассмотрите их внимательно

  1. Перелеска

  2. Первоцвет

  3. Ветреница

  4. Мать-и-мачеха

  5. Хохлатка

  6. Прострел (сон-трава)

Об одном из раннецветущих растений нам сегодня расскажет…

(подготовленные заранее дома ученик, называют растение, читают стихотворение, крепят рисунок на доску).

      Медуница.

Что случилось с медуницей,

Медуницей-небылицей?

Вроде розовой была?

Посинела… Отцвела!

 

         - Ребята, медуницу ещё называют цветок-колдунья, потому что от весны до осени она четырежды меняет окраску своих лепестков. Сначала колокольчики розовые, потом становятся пурпурными, затем фиолетовые, а когда начнут отцветать, они уже синие, поблёкшие.

Спасибо, ……..

- А Какие цветущие травянистые растения видят Миша и Маша? (ветреницу, и мать- и -мачеху)

-что вы можете рассказать об этих растениях?

- Ветреница цветёт всего несколько дней. Очень любит свет и стараются закончить своё развитие раньше, чем лес оденется листвой.

Мать-и мачеха самый смелый весенний цветок.  

         - Это растение получило такое название за то, что его цветок на тонком стебельке качается даже от лёгкого ветерка. К тому же это растение ядовито. Содержащиеся в нём вещества действуют на сердце. Но листья ветреницы используют в медицине, как потогонное и усиливающее действие почек и лёгких средство.

           

Узнайте по описанию о каком знакомом цветке идёт речь:

- этот весенний цветок  называют ещё золотыми ключиками. В конце весны это растение  украшается прелестными жёлтыми цветками, собранными в группы, и напоминающие связку миниатюрных ключиков. (первоцвет)

- Цветки лиловые или фиолетово-розовые, собраны в кисть. У каждого цветка венчик из четырёх сросшихся лепестков, верхний со шпорцем. Растение лекарственное.(хохлатка)

- Стоит земле освободиться от снежного покрова, как в тенистых лесах зацветает маленькое растение с голубыми листами.( печёночница,)

А сейчас ,ребята давайте немного поработаем с текстом, у вас на столе у каждого лежит научный текст, который я нашла из очень интересной энциклопедии. Прочитайте его внимательно и карандашиком отметьте ,те выражения, которые относятся к нашему плану, внимание план на доске, но вам нужно не просто подчеркнуть нужные слова, но еще и рассказать нам об этом растении по нашему плану .

Расскажи по плану.

1. Внешний вид растения.

2. Где растёт.

3. Как используется в медицине.

 

 - Подснежником называют и прострел или сон-траву. Ранней весной в сосновом бору можно увидеть фиолетовые цветы на короткой ножке. Почему же прострел зовут сон-травой? Существует поверье, что люди, попавшие вечером на поляну с этими цветами, якобы засыпают от испарения растения. Однако, оно, хотя и ядовито, такого действия не оказывает.  

!найти как исп. В медицине!!!!!!!

- а сейчас я предлагаю вам открыть рабочие тетради на странице 33 и раскрасить тот цветок ,который больше всех вам запомнился, больше всех вам понравился, не забудьте подписать название вашего цветка, если затрудняетесь, можно использовать рисунки правого разворота    учебника.

5.Динамический момент урока « Экскурсия в музей первоцветов»

( дети проходят по рядам друг за другом и любуются рисунками своих одноклассников), выбирают самые лучшие рисунки.

беседа с учащимися об охране первоцветов.

- Итак, ребята, вот и познакомились мы с растениями-первоцветами. Они не только радуют наш взор, но некоторые из них приносят большую пользу человеку – возвращают здоровье, помогают бороться с болезнями.

- Как называются такие растения?

(Лекарственные).

- Ребята, к сожалению, многие раннецветущие стали очень редки в наших краях. Многие из них погибают, сорванные любителями весенних букетов. Все ранневесенние растения цветут всего лишь несколько дней. Стоит ли рвать эти цветы, если стоят они в доме лишь всего 1 день, а то и меньше?

- Ребята, берегите первоцвет! Ведь многое из них занесены в Красную книгу, то есть находятся под охраной нашего государства. Собирать их и продавать запрещено Законом. И если бы цветы могли говорить, они попросили бы о помощи, о пощаде! Природу легко уничтожить, труднее её сохранить для будущего. А наша с вами задача – беречь каждую былинку, каждый цветочек! Всё живое на Земле!

Чтение стихотворений детьми

Если я сорву цветок,Если ты сорвешь цветок,Если все: и я и ты,Если мы сорвем цветы, Опустеют все поляныИ не будет красоты.Дерево, цветок, трава и птицыНе всегда умеют защититьсяЕсли будут уничтожены они,На планете мы останемся одни!

 

творческая работа учащихся

- А теперь давайте полянку делать ещё более красивой.

(со стола ученики берут рисунок цветка и украшают им полянку, называя его название, звучит весенняя мелодия).

- Ожила полянка, запестрела цветами. Посмотрите ещё раз на неё.

- Какой она была в начале урока?

- А какой стала теперь?

- Благодаря кому она так похорошела?

 

5.    Итог урока.

- Ребята, к сожалению, наш урок подходит к концу, поэтому давайте подведём его итог.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам особенно запомнилось?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

(Дети отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение)

- Ребята, а теперь посмотрите друг на друга. Что вам хочется сделать?

- Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь мне!

- Какое у вас настроение?

- У меня тоже прекрасное настроение, как и у нашего Солнышка, потому что вы порадовали и меня и гостей.

Спасибо вам!

- На земле должно остаться много первоцветов. Не будем губить эти растения, собирать их в букеты. Пусть наш класс будет украшать веселая цветочная поляна, сделанная своими руками.

Выберите тот цветок, который соответствует вашему ощущению от урока.

Если на уроке вам всё было понятно, не было затруднений – прикрепляете цветок синего цвета.

Если вы чувствовали себя неуверенно, были затруднения при выполнении заданий – прикрепляете цветок красного цвета.

infourok.ru

Презентация и конспект урока окружающего мира для 1 класса по теме: "Многообразие растений"

Тема : Многообразие растений.

Цели и задачи:

  • Дать представление о сходстве различных растений.

  • Рассмотреть части растений, определить функции каждой части растения.

  • Познакомить и расширить знания детей о природе, красоте леса, его богатствах и целебных растениях.

  • Развивать мыслительную деятельность обучающихся.

  • Расширять кругозор и словарный запас.

  • Учить детей бережно относиться к природе.

  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. (Слайд 1)

- Дорогие ребята, еще недавно у нас было лето, и вы наслаждались восхитительной природой в лесу, на полянах, на речке. Нашу Землю называют Зелёной планетой. Кто подарил ей зеленый наряд? (деревья и травы, цветы и кустарники). Всюду нас окружают растения. И сегодня мы поговорим о зеленом покрове Земли.

- А куда мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете, послушав стихотворение.

Хорошо в лесу зеленом!

Травы стелются ковром,

А резные листья клёнов

Укрывают нас шатром.

- Да, мы отправимся в лес.

Однажды художник решил нарисовать лес. Он взялся за работу, и вскоре на листе бумаги появились очень красивые деревья. Художник остался очень доволен. Он лег спать. (Слайд 2)

Проснувшись утром, он увидел, что лес завял, все деревья засохли. А рядом с картиной стояла Мудрая Сова. Она сказала: «Лес – это не только деревья».

(Слайд 3)

- Ребята, давайте оживим наш лес. (Дети отгадывают загадки. Отгадки - рисунки закрепляют на доске.)

1. Ну, а кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет. (Солнце) . (Слайд 4)

2.Нет ног, а идут,

Глаз нет, а плачут. (тучки) . (Слайд 5)

3. В ярком платье модница –

Полететь охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомится – отдыхает. (бабочка) . (Слайд 6)

4. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой – все равно он будет мой! (дятел) . (Слайд 7)

5. Летом серый, зимой белый,

По лесочку прыг- прыг,

По снежочку тык – тык.( заяц) . (Слайд 8)

- Ребята, скажите а почему на картине у художника деревья погибли?

Чего им не хватало для жизни ? (тепла, света, воды, воздух ,почвы)

- Что из добавленного на картину относится к живой природе? (дятел,заяц, бабочка)

- Давайте вспомним какими признаками обладают все живые организмы? (дышат, питаются, растут, размножаются, стареют, погибают)

– А что к неживой природе? (солнце, тучи, река)

- Что мы можем отнести к неживой природе? (камни, ветер, песок….)

- Вот теперь мы можем отправиться в лесное царство и рассмотреть многообразие растений. (Слайд 9)

II. Актуализация знаний. Работа с учебником

Давайте откроем учебники на стр.54. Рассмотрите иллюстрации. – Скажите как одним словом назвать, что изображено на картинках ? Давайте прочитаем названия этих растений.

(работа с. 54 где растет растение,

с. 55 учитель читает строки, ученики соединяют № с рисунком )

- Чем отличаются друг от друга эти растения? (размерами, цветом, формой, листьями)

- Однако что – то у них есть общее. Что это? (У всех растений есть цветы, листья, корни, стебли) Учебник с 56 (Слайд 10)

- Как вы думаете, для чего растению корень? ( Он удерживает растение в земле) Правильно, но корни ещё и впитывают из почвы вещества и воду, необходимые для роста и развития растений. Чем больше ветвятся корни , тем лучше они питают растение.

- Для чего же растению нужен стебель? ( поддерживает растение) Правильно, а ещё по стеблю вода и питательные вещества поднимаются от корня к листьям и цветам. Это - трубопровод несущий питание .

- Как вы думаете у всех ли растений стебли одинаковые? (нет)

- В зависимости от количества стеблей и их размера, все растения можно разделить на 3 большие группы – это травы, кустарники, деревья. (Слайд 11)

- У трав стебель тонкий, легко сгибается, чаще всего мягкий, зелёный. У кустарников стеблей много, они твёрдые, похожи на прутья. У деревьев 1 толстый, длинный стол из древесины.

- Как вы думаете, зачем растениям нужны листья? Листья растений выполняют очень важную роль - они вырабатывают кислород для дыхания животных и людей. Это маленькие химические лаборатории, где постоянно идет работа.

- Смогли бы жить люди на земле, если бы не было зеленых растений? Почему?

- А для чего нужен цветок? Цветы конечно же радуют наш глаз, особенно весной. Однако, цветок как и другие части выполняет важную роль – размножение растения. Цветы привлекают своей яркой окраской и ароматом насекомых, которые опыляют цветы, после чего развиваются плоды и семена. Благодаря семенам каждую весну появляются новые растения.

I I I. Физминутка

I V. А теперь давайте прогуляемся по лесному царству и познакомимся с некоторыми растениями.

  1. Колокольчик! Колокольчик!

На лугу со всех сторон.

Лёгкий, лёгкий, тонкий, тонкий

Будто серебристый звон.( Колокольчик) (Слайд 12)

  1. Есть один такой цветок,

Мы берём его в венок.

На него подуй слегка –

Был цветок и нет цветка.(Одуванчик) (Слайд 13)

  1. Её всегда в лесу найдёшь.

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. ( Ель) (Слайд 14)

  1. Русская красавица,

Всем нам очень нравится,

Она бела, стройна,

Одеждой зелена. ( Береза) (Слайд 15)

  1. Черёмуха пушистая,

Густая и душистая,

Завесила село, -

Как будто сад у озера

Метелью занесло (Черёмуха) (Слайд 16) (Слайд 17 - 19)

- Итак, почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен? (Слайд 20 - 21)

(Лес – наше богатство. Лес – зеленый наряд нашей земли. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – наш друг. Там, где лес, всегда чистый воздух. Лес дает нам грибы, ягоды, орехи.)

- Да, без леса, без растений мы с вами просто не выживем. Поэтому каждый из нас должен бережно относиться к природе, заботиться о ней, а не причинять ей боль…

6. Цветы как люди на добро щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие теплые костры.

7.Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты и деревья и кусты…

И не будет красоты, и не будет доброты,

Если только я и ты, если мы сорвем цветы.

V I. Закрепление (Слайд 22)

- На какие 3 группы разделили все растения?

- Из каких частей состоят растения?

- Что у растения находится под землёй?

- На какой части растения располагаются листья и цветы?

- Что образуется на месте цветка?

- Что развивается внутри плода?

kopilkaurokov.ru

Конспект урока для 1 класса "Растения"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока для 1 класса "Растения" для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Конспект урока по окружающему миру

на тему «Растения»

1 класс

Развивающая система Л.В. Занкова

Подготовила:

учитель начальных классов

Ладыгина Елена

Владимировна

Белгород – Прохоровка, 2013

Цель урока: организация работы по формированию понятия «растение».

Планируемые результаты (предметные):

  • обучающийся научится определять понятия «растение», «дерево», «кустарник», «травянистое растение»;

  • различать и называть основные части растений, использовать иллюстративный материал;

  • обучающийся получит возможность научиться соблюдать правила экологического поведения в природной среде, описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы обучения: фронтальная, парная, групповая, коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, исследовательский.

Основное содержание темы, понятия и термины:

  1. Растения: деревья, кустарники, травы.

  2. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

Образовательные ресурсы:

  1. Дмитриева Н.А., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1класса: в 2 частях. - Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.

  2. Дмитриева Н.А., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс. - Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2012. 56с.

  3. Гербарий травянистых растений, рисунки с изображением растений. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л.В.Занкова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zankov.ru.

Ход урока

1.Организационный этап.

 Есть просто храм, есть храм науки,А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими рукиНавстречу солнцу и ветрам.Он свят в любое время суток,Открыт для нас в жару и стынь,Входи сюда, будь сердцем чуток,Не оскверняй его святынь. С.Смирнов

- Проверим готовность к уроку.

Личностные УУД: интерес к учебному материалу.РегулятивныеУУД: волевая саморегуляция.

2. Проверка домашнего задания.

(Звучит музыка «Времена года» П.И.Чайковского.) 

Учащиеся рассказывают о погоде сегодняшнего дня. Называют основные признаки осени. Как эти изменения в неживой природе влияют на живую природу. (О растениях, животных, человеке.)

- Чтобы вы предложили делать своим товарищам, чтобы не заболеть?(Делать утреннюю зарядку, обтираться или обливаться водой, проветривать комнату, пить травяные чаи, соки, гулять на свежем воздухе.)

ЛичностныеУУД: формирование здоровьесберегающего поведения.ПознавательныеУУД: находить несколько вариантов решения поставленной задачи.

3. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята подготовили загадки к уроку:

Стоят в поле сестрички: Желтый глазок – белые реснички.(СЛАЙД 2Ответ: ромашки.)

В шубе летом, А зимой — раздеты Их весной и летом Видим мы одетыми. А осенью с бедняжек Сорвали все рубашки, Но зимние метели В меха их разодели. (СЛАЙД 3Ответ: деревья.)

Чёрных ягод пышный куст – Хороши они на вкус! (СЛАЙД 4Ответ: смородина.)

- Как можно назвать все отгадки одним словом? (СЛАЙД 5Растения.)- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?- Познакомимся с видами растений, узнаем, из каких частей они состоят.

ЛичностныеУУД: положительное отношение к познавательной деятельности.РегулятивныеУУД: формирование учебной задачи.ПознавательныеУУД: понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ.КоммуникативныеУУД: формирование собственного мнения.

4. Подготовка к работе на основном этапе. СЛАЙД 6

Работа с гербариями в группах.Задача: внимательно рассмотреть растение, описать внешний вид, рассказать, что знают об этом растении. Выделить общие части всех травянистых растений: корень, стебель, листья, цветок, плод и семена.

ПознавательныеУУД: анализ изучаемых объектов окружающего мира (растений) с выделением их частей.РегулятивныеУУД: принятие и сохранение учебной задачи.КоммуникативныеУУД: умение контролировать действия партнёра.

5. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа с учебником с.22.- Давайте проверим, правильно мы выделили части растений?- Найдите и назовите на рисунке части растений.- Какие части растения расположены над землёй?- Зачем растению корень?- Объясните народные приметы.- Как природные явления влияют на жизнь растений.

Игра «Не ошибись».

Ребятам нужно назвать части растений (на рисунках). Если ученик ошибается, то остальные хлопают в ладоши. СЛАЙД 7

Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, использование знаково-символических средств, установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.Коммуникативные УУД: учёт разных мнений, выработка единого решения.

Физкультминутка «Рябина»

На холме стоит рябинка Держит прямо, ровно спинку.Ей непросто жить на свете:Ветер крутит, вертит ветер. Но рябинка только гнётся, Не печалится – смеётся. Вольный ветер грозно дует На рябинку молодую.

Личностные УУД: формирование здоровьесберегающих технологий.

6. Реализация построенного проекта.

Игра «Угадай растение» (используются картинки на доске).- У него зелёные листья. Что это?- У него есть листья и корень. О чём речь?- У него есть листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что же это такое?- Какой существенный признак помог определить растение?- Какие признаки относятся ко всем трём группам растений?- Назовите существенный признак, который поможет определить кустарник, травянистое растение?

Работа с учебником с.23  (в парах).Задача: определить, какому из растений на рисунке соответствует понятие «дерево», «кустарник», «травянистое растение». Назвать его части. Сравнить их.

Личностные УУД: положительное отношение к исследовательской деятельности.Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.Регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.Коммуникативные УУД: договариваться с партнёром, использовать в общении правила вежливости.

7. Первичное закрепление во внешней речи. СЛАЙД 8

Представленные рисунки растений классифицировать по критериям в таблицу:

Деревья

Кустарники

Травянистые растения

ДубЕль

ШиповникКалина

ТюльпанПолынь

Задание выполняется по цепочке. Каждый ученик выходит и прикрепляет карточку в нужный столбик.

Личностные УУД: формирование представления о природоохране и ЗОЖ.Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.Познавательные УУД: общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – осуществление сравнения, синтеза.Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.

Физкультминутка.

Мы листики осенние.На ветках мы сидим.Дунул ветер – полетели.Мы летели, мы летелиИ на землю тихо сели.

Ветер снова набежал И листочки все поднял.Закружились, полетелиИ на землю тихо сели.

8. Самостоятельная работа.

Выполнить задание №19 в рабочей тетради.Задача: дорисовать недостающие части растений и соединить линией каждое растение со словом – понятием.

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция.

9. Включение в систему знаний и повторение.

Повторение учебного содержания организуется при выполнении задания №20 в рабочей тетради (непрерывность учебного содержания).- На какие группы можно распределить объекты природы. - Назовите растения для каждого понятия.Наклеить изображение в соответствующий квадрат таблицы.

Личностные УУД: иметь представление о границах собственного знания и «незнания».Познавательные УУД: использование знаково – символических средств для решения задачи.Регулятивные УУД: прогнозирование.

10. Рефлексия учебной деятельности. СЛАЙД 9

Урок:

  • привлек меня тем ...

  • показался интересным ...

  • взволновал ...

  • заставил задуматься ...

  • навел меня на размышления ...

Познавательные УУД : умения структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.Регулятивные УУД: осознание того, что усвоено, и что ещё подлежит усвоению.

docbase.org


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта