Базилик священный (Туласи). Растение туласи
Туласи - это... Что такое Туласи?
Базилик тонкоцветный | |||||
Общий вид растения. | |||||
промежуточные ранги
| |||||
Ocimum tenuiflorum L. | |||||
Туласи (санскр. तुलसी, tulasī IAST), или Базили́к тонкоцве́тный (лат. Ocimum tenuiflorum), или Базилик свяще́нный (лат. Ocimum sanctum) — кустарник семейства Яснотковые (лат. Lamiaceae).
Широко используется в кулинарии и в лечебных целях, в особенности в аюрведической медицине. Почитается как священное растение в ряде традиций индуизма, в частности в вайшнавизме, где туласи поклоняются как воплощению Лакшми (в традициях кришнаизма — Радхи) принявшей форму растения. Листья туласи ежедневно используются в обрядовой практике. Из веток туласи вытачивают бусы (кантхимала), которые являются священным атрибутом вайшнавов, и чётки (джапа-мала). В переводе с санскрита слово «туласи» означает «несравненная»[3].Биологическое описание
Туласи — многолетнее травянистое растение или кустарник родом из Индии; также выращивается как однолетнее растение. Листья зелёного или фиолетового цвета, короткочерешковые, продолговато-яйцевидные, редко-зубчатые, длиной до пяти сантиметров. Стебель, листья и чашечки покрыты волосками. Цветки двугубые, белые с фиолетовым оттенком, собраны в ложные мутовки.
В Индии существует два вида туласи — тёмный, называемый Шьяма-туласи, или Кришна-туласи и светлый Рама-туласи. Шьяма-туласи широко применяется в медицине и религиозном поклонении.
Родственный туласи Базилик душистый (Ocimum basilicum) иногда неправильно называют священным базиликом, но их можно различить по аромату и вкусу. Листья туласи покрыты волосками, тогда как листья сладкого базилика совершенно гладкие; туласи не обладает сильным ароматом лакрицы или аниса, характерным для сладкого базилика[4], и имеет вкус, похожий на вкус гвоздики[5].
Туласи в Аюрведе
В аюрведической медицине туласи тысячелетиями использовалась как одно из основных лечебных растений, обладающих большой целебной силой. Туласи описывается Чаракой в основном тексте по Аюрведе под названием «Чарака-самхита», и также упоминается в «Риг-веде». Считается, что туласи обладает адаптогенными качествами, приводит в гармонию телесные функции и помогает преодолевать стресс[6]. Туласи обладает сильным ароматом, вяжущим вкусом и считается «эликсиром», обладающим способностью увеличить продолжительность жизни.
Медицинские препараты, сделанные из туласи, используются для лечение простуды, головных болей, болезней желудка, воспалений, разного вида отравлений и малярии. В лечебных целях, туласи употребляется по-разному: как травяной чай, как высушенный порошок, как свежие листья или в перемешку с гхи. Эфирное масло, получаемое из карпура-туласи, используется для медицинских целей и в косметике. В Индии также существует многовековая практика, в которой для защиты зерна от вредоносных насекомых, его перемешивают с высушенными листьями туласи.
Исследования показывают, что туласи содержит в себе большое количество эвгенола (1-гидрокси-2-метокси-4-аллил-бензен) и поэтому обладает обезболивающими свойствами[7][8]. Туласи также полезна для лечения диабета, так как обладает способностью понижать уровень глюкозы в крови[9]. Исследования также показали, что туласи понижает уровень холестерола и благоприятно воздействует на уровень глюкозы в крови за счёт своих качеств антиоксиданта[10].
Туласи также защищает от лучевой болезни[11] и катаракт[12]. Многие последователи вайшнавизма, однако, не используют туласи в медицинских целях из почтения к её священному статусу. Несмотря на это, туласи широко применяется в медицинских целях по всей Индии. Многие индусы верят в то, что наряду с древним знанием Аюрведы, целебные свойства таких священных растений как туласи являются даром Бога и могут использоваться в медицине как знак благодарности и уважения.
На Шри-Ланке туласи известна как мадуру-тала и используется как репеллент от насекомых[13].
Туласи в индуизме
В Пуранах и других священных писаниях индуизма говорится о важной роли туласи в религиозном поклонении. Туласи рассматривается как аватара Лакшми — супруги Вишну, или Радхи, вечной супруги Кришны. Деревца туласи и их листья играют очень важную роль в вайшнавизме. Священные писания рекомендуют вайшнавам ежедневно поливать туласи и собирать её листья для поклонения Вишну и Кришне. Первое подношение, которое предлагается мурти Вишну в индусских храмах во время утренней пуджи — это гирлянда из листьев туласи. Туласи занимает шестое место среди восьми объектов поклонения в обряде освящения калаша.
Согласно одной из историй, описанной в Пуранах, Туласи была одной из гопи, которая влюбилась в Кришну и была проклята другой возлюбленной Кришны — Радхой. Как результат этого проклятия, Туласи низошла в материальный мир из мира духовного, приняв форму растения. Туласи также упоминается в историях о Радхе в знаменитой поэме Джаядевы «Гитаговинда». В гаудия-вайшнавизме и некоторых других традициях кришнаизма, другим именем Туласи является Вриндадеви, которое означает «богиня Вриндавана». Известный кришнаитский гуру Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил о Туласи, что «…это самая любимая преданная Кришны, и посему её цветы и листья также очень дороги Ему».
Каждый год, на одиннадцатый день прибывающей луны месяца картик по лунно-солнечному календарю, в индуизме проводится праздник Туласи-виваха, символизирующий свадьбу Туласи и Вишну. Празднество продолжается в течение пяти дней и завершается на полнолуние в середине октября. Этот праздник знаменует начало брачного сезона в Индии.
История появления туласи и шалаграма-шилы
Согласно пуранической легенде, Туласи была одной из пастушек-гопи в вечной обители Кришны — планете Голоке. Она была близкой подругой Радхи — вечной возлюбленной Кришны и самой главной из гопи. Однажды Радха обнаружила, что Туласи без её разрешения играет с Кришной. Радха очень рассердилась и прокляла Туласи принять рождение на земле в человеческом теле. Однако, за всеми этими событиями стоял план Кришны, который заключался в том, чтобы принести благо обитателям материального мира, в том числе и людям на Земле. Услышав это проклятие, Туласи настолько испугалась, что приняла прибежище у Кришны. Кришна утешил её и попросил её не беспокоится. Он пообещал ей, что если она примет человеческое тело и будет совершать аскезы, она вновь обретёт его. После этого Туласи родилась на земле как дочь царя Дхармараджи и его жены Мадхавати. Поскольку никто не мог сравниться с ней по красоте и качествам, она была названа «Туласи», что в переводе с санскрита означает «несравненная».
Туласи отправилась в лес, и подвергла себя суровым аскезам, которые удовлетворили творца этой вселенной Брахму, пожелавшему даровать ей любые благословения. Туласи рассказала Брахме, что она была гопи на Голоке, и что она была проклята Радхой родиться в человеческом теле. Она также сказала ему, что когда она приняла прибежище Кришны, он уверил её в том, что совершая аскезы она сможет получить его назад. Узнав историю Туласи, Брахма даровал ей благословение, согласно которому она должна была выйти замуж за Нараяну — Кришну в одной из его ипостасей.
Брахма рассказал Туласи о том, что Радха также прокляла одного из мальчиков-пастушков из Голоки по имени Судама, который принял рождение как демон Шанкхасура. Так как когда Туласи была на Голоке, Судама нравился ей, Брахма предложил ей выйти за него замуж. Брахма пообещал ей, что позже она должна получить благословение Нараяны и достичь освобождения. Брахма предсказал, что она станет величайшим из всех растений и самой дорогой преданной Нараяны, и что благодаря своей чистоте она освободит весь мир. Брахма также сказал, что ни одно поклонение без неё не будет считаться законченным. Затем Брахма дал Туласи особую «Радха-мантру», состоящую из 16 слогов и благословил её в том, что она станет так же удачлива, как сама Радха. Следуя указанию Брахмы, Туласи вышла замуж за демона Шанкхасуру.
Шанкхасура обладал непревзойдённой силой, с помощью которой он завоевал райские планеты и сверг девов с небес. Обрёл он эту силу благодаря полученному благословению, которое заключалось в том, что пока его жена Туласи будет беззаветно верна ему, никто не сможет убить его. Обеспокоенные девы пришли на аудиенцию к Брахме и спросили у него совета о том, как они могут одолеть Шанкхасуру. Не зная как помочь им, Брахма отправился за помощью к Шиве, и Шива в свою очередь пошёл к Вишну на Вайкунтху. Вишну успокоил Шиву и пообещал исполнить желание Туласи получить его себе в мужья и сделать так, что Шанкхасура потеряет основанную на её верности мистическую силу. Вишну объявил, что для этого он примет обличье Шанкхасуры и когда Туласи, сама того не ведая, станет неверной своему мужу, девы получат возможность убить могущественного демона.
Следуя своему обещанию, Нараяна принял форму Шанкхасуры и таким образом выполнил желание Туласи. Когда девы смогли убить демона Шанкхасуру, Туласи осознала, что кто-то другой, должно быть, пришёл к ней в облике её мужа и вступил с ней в связь. Осознав, что это, вероятно, был сам Нараяна, она прокляла его стать камнем. Однако, Нараяна в ответ благословил её, сказав, что Туласи, оставив своё нынешнее тело, станет ему такой же дорогой, как Лакшми. Тело Туласи превратится в реку Гандаки, а волосы — в кустарник туласи. Именно поэтому считается, что Нараяна обитает в реке Гандаки в форме камней, которые принимаются как его воплощения и называются «Шалаграм-шилами». Таким образом, Нараяна вечно связан с Туласи как в её форме реки Гандхаки, так и в её облике священного растения туласи. Демон Шанкхасура (который был на самом деле мальчиком-пастушком Судамой) стал раковиной Шанкхой, — одним из основных атрибутов Нараяны, всегда находящимся у него в руке. Считается, что без туласи поклонение Нараяне не может быть полным.
Поклонение Туласи
Присутствие растения туласи в доме рассматривается как признак религиозности и набожности индуистской семьи. В таких направлениях индуизма как вайшнавизм, культивация и поклонение туласи является важным аспектом духовной жизни. Во многих индусских семьях туласи выращивают в специально построенной для этого структуре, в окружении мурти различных форм Бога и святых, установленных на четырёх сторонах, и нишей для маленькой глиняной лампы. В некоторых домах можно встретить десятки растений туласи на веранде или в саду, формирующих миниатюрную рощу из базилика — «туласи-ван» или «туласи-вриндаван». В вайшнавизме туласи поклоняются также и в форме мурти — она изображается как девушка-гопи. Туласи-манас мандир в Варанаси является одним из самых знаменитых храмов туласи, в котором ей поклоняются наряду с различными девами индуистского пантеона.
Согласно «Гандхарва-тантре», идеальными местами для медитации и поклонения являются заросли туласи. Вайшнавы (последователи Вишну или Кришны) особо почитают листья туласи, которые являются неотъемлемой частью подношений найведья — их кладут на пищу, приготовленную для Бога, а также к стопам мурти Вишну или Кришны. Говорится, что Кришна, или Вишну, не принимают предложенную им пищу, если в неё не был добавлен листочек туласи (в том случае, если есть возможность достать листья туласи). Поклонение туласи в вайшнавизме — это настолько могущественный процесс, что просто поливая её или обходя вокруг неё, человек избавляется от самых тяжких грехов. Согласно правилам поклонения туласи, каждый день растению следует предлагать арати, а листья должны собираться только утром, для предложения.
После того, как растение туласи умирает, толстая часть ствола используется для изготовления вайшнавских чёток (джапа-малы) и бус, которые последователи вайшнавизма носят на шее. Изготовление бус и чёток из туласи является одной из главных форм кустарного производства в местах паломничества в Индии.
Туласи-пуджа
Индусы часто выращивают туласи во дворе перед домом. В определённый день в году, называемый «Картик-шукла-двадаши» (двенадцатый день прибывающей луны индуистского месяца картика, что через две недели после Дивали) существует традиция проводить Туласи-пуджу, во время которой растения туласи красиво разукрашиваются и помещаются в специально сооружённую структуру, сделанную из сахарного тростника, манговых листьев и цветов.
Также как и во время празднования Дивали, вокруг туласи и по всему дому зажигаются глиняные лампы, а иногда устраиваются и фейерверки. В Северной Индии, а также в кришнаитских общинах в других регионах, эта церемония называется Туласи-виваха — день свадьбы туласи с Кришной в Его форме как шила. Другой праздник, посвящённый туласи, называется Туласи-экадаши и проводится в день экадаши.
Цитаты
Цитаты из священных писаний индуизма, в которых говорится о значении туласи:
Из «Брихад-нарадия-пураны»:
Подобно тому, как повторение имени Ганги приводит к освобождению от всех самых страшных грехов — тот, кто с преданностью повторяет имя Туласи и имена Господа Хари — получает то же самый результат. |
Из «Сканда-пураны»:
Простое прикосновение к туласи очищает тело. Просто молясь ей можно излечиться от всех болезней. Поливая туласи можно освободится от страха даже перед самой олицетворённой смертью — Ямараджей. |
О том, как вайшнава должен украшать своё тело тилакой и бусами из туласи говорится в «Падма-пуране»:
Людей, которые носят бусы из туласи на шее, отмечают двенадцать мест на своём теле, как храмы Вишну, символами Вишну (четыре предмета, которые Вишну держит в Своих четырех руках: раковина, палица, чакра и лотос) и имеют тилак Вишну на лбу, нужно считать преданными Вишну в этом мире. Их присутствие очищает мир, и где бы они ни жили, они превращают это место в духовный мир. |
См. также
Галерея
Таксономия
Вид Базилик тонкоцветный входит в род Базилик (Ocimum) трибы Базиликовые (Ocimeae) подсемейства Котовниковые (Nepetoideae) семейства Яснотковые (Lamiaceae) порядка Ясноткоцветные (Lamiales).
Примечания
- ↑ Используется также название Покрытосеменные.
- ↑ Об условности указания класса двудольных в качестве вышестоящего таксона для описываемой в данной статье группы растений см. раздел «Системы APG» статьи «Двудольные».
- ↑ Organic India article
- ↑ Spice Pages:Basil
- ↑ Introduction to Oriental Herbs
- ↑ Botanical Pathways article with clinical trials details
- ↑ Indian J Exp Biol. 1999 Mar;37 (3):248-52.
- ↑ Prakash P, Gupta N. Therapeutic uses of Ocimum sanctum Linn (Tulsi) with a note on eugenol and its pharmacological actions: a short review.
- ↑ Effect of Ocimum sanctum Leaf Powder on Blood Lipoproteins, Glycated Proteins and Total Amino Acids in Patients with Non-insulin-dependent Diabetes Mellitus. Journal of Nutritional & Environmental Medicine. V. RAI MSC, U. V. MANI MSC PHD FICN AND U. M. IYER MSC PHD. Volume 7, Number 2 / June 1, 1997. p. 113—118
- ↑ Evaluation of Hypoglycemic and Antioxidant Effect of Ocimum Sanctum,. Jyoti Sethi, Sushma Sood, Shashi Seth, and Anjana Talwar. Indian Journal of Clinical Biochemistry, 2004, 19 (2) 152—155.
- ↑ Devi, P. Uma; Ganasoundari, A.. Modulation of glutathione and antioxidant enzymes by Ocimum sanctum and its role in protection against radiation injury. Indian Journal of Experimental Biology, v.37, n.3, 1999. March,:262-268.
- ↑ Sharma, P; Kulshreshtha, S; Sharma, A L. Anti-cataract activity of Ocimum sanctum on experimental cataract. Indian Journal of Pharmacology, v.30, n.1, 1998:16-20
- ↑ Welcome to Lanka Chronicle — Sri Lanka’s first electronic chronicle
Ссылки
Туласи-деви Благоприятные свойства туласи Поклонение Туласи Другиеdic.academic.ru
Посадка Туласи
Проращивание Туласи – это очень возвышенное занятие, проращивая и ухаживая за Туласи Махарани, мы поклоняемся чистой преданной и таким образом получаем возможность служить Божественной чете, Радхе и Кришне лично.
Выращивая Туласи, человек уничтожает тысячи грехов и оскорблений, совершённых в процессе арчаны (поклонения мурти Господа Кришны). Поливая Туласи, рыхля землю, пересаживая Ее, даже просто созерцая Туласи (или Ее тень), мы служим так и получаем вечное благо.
Я не говорю уже о тех материальных благах, которые приносит поклонение Туласи!
Туласи цветет маленькими розовато-фиолетовыми цветочками, расположенными на веточке. Эти цветы называются манджари. На такой веточке в ряд множество цветочков, на месте цветочков появляются коробочки с семечками, в каждой коробочке 6 семечек. Для посадки, из коробочки нужно аккуратно вынуть семечки и посадить по одному. Необходимо делать все аккуратно, потому что семечки могут выпасть из коробочки и упасть на пол, семечки очень маленькие, их можно раздавить. Лучше всего использовать свежие семена от здоровых растений. Семечко должно быть округлое темного цвета, почти черное, упругое, без дефектов. Чем лучше семена, тем здоровее вырастет растение.
Я использую Туласи местного происхождения, т. е. те семена, которые появились в нашей местности, они более выносливые и адаптированные к климату, отличному от Индии. Конечно, приятно выращивать Туласи из дхамы, но они могут быть очень требовательными к уходу. И сами семена могут быть собраны не от совершенно здоровых Туласи. Также попадаются семена не Туласи, а базилика. Он не является священным растением.
Самый надежный и быстрый способ проращивания – это парник в миниатюре.
Берется маленький горшочек или одноразовый пластмассовый стаканчик, засыпается хорошей и влажной почвой, в почве, если она слишком легкая и быстро сохнет, должен присутствовать песок (пятая часть от всего количества земли).
Наполнив и утрамбовав слегка землю в горшочке (чтоб не просела от полива), поливаем слегка сверху (теплой водой). Потом кладем одно семечко на середину, не присыпая землей! И накрываем банкой или пакетиком. Аккуратно ставим туда, где тепло (22-26 градусов), хорошо на солнечный подоконник, но хорошо если тепло постоянное, так семечко быстрее прорастет.
Проверяем каждый день почву, не снимая баночки и не нарушая атмосферу внутри парника, почва не должна быть сухой (но и переливать нельзя!)
Горшочек с проклюнувшейся Туласи теперь необходимо поставить в хорошо освещаемое место, лучше всего на солнце. Беречь от сквозняков!
Через несколько дней Туласи можно освободить от защиты парником и снять банку.
Теперь за Туласи необходим серьезный уход, маленькая Туласи очень нежная и любое механическое повреждение или сквозняк могут убить Ее. Внимательно следите, чтобы земля не пересыхала, но и не заливайте. Ошибка в поливе сразу может привести к гибели Туласи.
Туласи очень нежное и чувствительное растение. Всегда нужно очень внимательно и аккуратно следить и ухаживать за Ней.
Можно посеять сразу несколько семян (в разные горшочки). Тогда у вас будет несколько Туласи.
Все части Туласи: листики, цветочки, палочки – священны. Туласи это Божество! Поэтому расти Она должна в священной обстановке. В помещении не должно быть шумных звуков и ругани. Естественно не должны присутствовать запрещенные предметы: мясо, рыба, яйца, сигареты, вино. Туласи любит чистоту, свежий воздух.
Листочки, веточки, другие части Туласи нельзя выбрасывать в мусор их нужно или сжечь или закопать под какое-нибудь дерево в лесу.
Дополнительная информация, которой можно воспользоваться, при желании
Закаливание семян
«Семечко – оно такое маленькое, такое нежное. Недаром перед посевом с ним хлопот много. Вот его прогреть, протравить, замочить – и прямо в землю? Не тут-то было. Проросло зернышко быстро, потянулся к свету слабый стебелек. Случись мороз – погибло тощее растеньице. А вот, чтобы этого не произошло, семена замачиваю в биостимуляторе "Гетероауксин" или "РОСТ-2". Биостимуляторах повышают энергию прорастания. А закаливание семян не только повышает морозоустойчивость растений. Замечено, что на растениях, полученных из закаленных семян, раньше появляются цветки. Как же закаливать семена? Семена теплолюбивых культур во влажных, предварительно ошпаренных кипятком опилках подвергают воздействию низких температур (минус 1-3 градуса) в течение 2-5 суток в холодильнике.»
Лидия ГАПОНОВА
«Некоторые болезни овощных лучше предупредить, чем потом лечить, поэтому от вирусных инфекций семена обрабатывают 1-процентным раствором марганцовки в течение 30 минут»
tulsidevi.ru
Молитвы Туласи, уход за растением Туласи
Шримати Туласи Деви — величайшая преданная, обладающая наивысшей истиной. Богиня, которая очень дорога Господу Кришне, поэтому дарует преданное служение Господу Кешаве. Сам Господь прославляет свою чистейшую преданную: «Деревца туласи растут рощицами, поэтому пандиты зовут тебя Вриндой. Хвала тебе, дорогая Туласи!
Давным-давно ты явилась во вриндаванском лесу, и потому стала известна как Вриндавани. Я преклоняюсь перед тобою, о, благая и достославная. Тебе вечно поклоняются обитатели бесчисленных вселенных, поэтому ты известна как Вишвапуджита — та, которой поклоняется целый мир. Я тоже поклоняюсь тебе, о, Вишвапуджита!
Соприкасаясь с тобою, бесчисленные вселенные очищаются и освящаются. Поэтому тебя зовут Вишвапавани — очищающая все мироздание.
Воспоминания о тебе жгут Меня огнем разлуки. Хотя полубогам предлагают и другие цветы, они не могут быть удовлетворены до тех пор, пока им не предложат туласи. Поэтому ты признана лучшей из цветов и названа Пушпасарой. Теперь я жестоко страдаю и жажду увидеть тебя, о воплощение чистоты. Богиня, я молю тебя о благосклонности.
Поскольку соприкосновение с тобой пробуждает веру и наполняет радостью, тебя зовут Нандини. Будь же довольна мною! Нет тебе равных в целом мире, и потому тебя зовут Туласи. Дорогая Туласи, я принимаю у тебя прибежище! О, целомудренная, ты — жизнь и душа Кришны. Вот почему ты известна под именем Кришна-дживани. Спаси Мою жизнь, о, богиня!»
Упоминания о Туласи в Пуранах
С санскрита «туласи» переводится как «несравненная». Слава о Туласи описана даже в Пуранах (Сканда, Падма, Гаруда, Брахма-ваиварта, Шива, Бхавшийа, Брхан-нарадийа, Бхагавата).
В Гаруда Пурана Сароддхаре (9.6) прославляется даже тень Туласи Деви:
туласи-витапа-ччхайайатрасти бхава-тапахататраива маранан муктихсарвада дана-дурлабха
«Где бы ни была тень дерева Tуласи, которая устраняет боль материального существования, там всегда — освобождение от смерти. Tакое освобождение трудно достичь подношением даров».
Медитация в тени Туласи принесет несравненные результаты. Великая Туласи успокаивает наш ум, очищает наше сердце и речь, благословляет нас духовным знанием и желанием воспевать имена Кришны, прославлять Его Божественные игры.
В Гаутамийа-тантре также говорится: «Четки из семян лотоса даруют совершенство в повторении Гопалa-мaнтры, четки из плодов амaлaки, как считается, наделяют человека всеми видами мистических совершенств, а четки из древесины Tуласи быстро дают освобождение из материального рабства». (Хари-бхакти-виласа 17.113)
Молитвы Туласи (Туласи киртан)
намо намах туласи! кришна-прейасирадха-кришна-сева пабо эи абхилаши
О Туласи, возлюбленная Кришны, желая обрести служение Шри Шри Радхе-Кришне, я вновь и вновь склоняюсь пред тобой.
дже томара шарана лой, тара ванчха пурна хойкрипа кори’ коро таре бриндавана-баси
Ты исполняешь все желания тех, кто избрал тебя своим прибежищем. Проливая на них свою милость, ты делаешь их жителем Вриндаваны.
мор эи абхилаш, билас кундже дио васнайане херибо сада джугала-рупа-раши
Позволь же и мне поселиться в рощах наслаждения Вриндавана-дхамы, и тогда я смогу постоянно созерцать прекрасные игры Радхи и Кришны.
эи ниведана дхаро, сакхир анугата коросева-адхикара дийе коро ниджа даси
Молю тебя: сделай меня последовательницей пастушек Враджа. Даруй мне привилегию преданно служить Господу и сделай меня своей служанкой.
дина кришна-дасе кой, эи джена мора хойшри-радха-говинда-преме сада джена бхаси
Я, падшая служанка Кришны, молю даровать мне возможность вечно плавать в океане любви Шри Радхи и Говинды.
Поклонение и уход за растением Туласи
Тот кто поклоняется Туласи Деви всегда будет под покровительством Господа. В Вишну-дхармоттаре Всевышний говорит так: «Tот, кто носит на шее бусы из Tуласи — будь он хоть нечист или грешен — обретет мое прибежище. В этом нет сомнений». (Хари-бхакти-виласа 4.322)
Уход за растением Туласи очищает наше сердце и наполняет его безусловной любовью. Искренняя молитва и прикосновение к Туласи освобождает тело от всех болезней и страданий. Поливая это растение, человек освобождается от всех страхов и не боится смерти. Растение Туласи благотворно влияет на все сферы нашей жизни. Дом, в котором живет Туласи, обходят все проблемы, несчастья и болезни.
Ношение кантхимал из туласи продлевает жизнь человеку, так говорится что: «Просто увидев бусы из Tуласи на шее человека, Ямадуты убегают подальше. Tому, кто путешествует, надев на шею бусы из Tуласи, нечего бояться несчастных случаев, ночных кошмаров или оружия». (Хари-бхакти-виласа 4.337-338)
Растение Туласи присутствует при всех церемониях поклонения Верховному Господу. Когда что-то предлагается Кришне, обязательно это делают с листочками Туласи. Если вам нечего предложить Кришне, предложите ему воду с Туласи-манджари.
В Туласи Упанишад написано о Вриндавани: «Тот является преданным Господа Вишну, кто знает о Туласи, что: 1) Туласи относится к женщинам, называемым Шйама; 2) тело Туласи темного цвета; 3) Ригведа — тело Туласи; 4) Йаджур-веда — ум Туласи;5) трансцендентная Атхарва-веда — жизненный воздух Туласи; 6) ритуал — руки Туласи; 7) Туласи описана в Пуранах; 8) радость Туласи непреходяща; 9) Туласи — бутон трансцендентных вкусов; 10) Туласи безгранична; 11) Туласи дарует наслаждение безграничными трансцендентными вкусами; 12) Туласи преданна Господу Вишну; 13) Туласи — возлюбленная Господа Вишну; 14) Туласи разрушает круговорот рождения и смерти; 15) Туласи разрушает грехи тех, кто видит её; 16) Туласи спасает тех, кто прикасается к ней; 17) Туласи избавляет от болезней тех, кто почтительно склоняется перед ней и возносит молитвы;18) Туласи отменяет смерть для тех, кто служит ей; 19) Туласи устраняет неудачу тех, кто использует её листья в поклонении Господу Вайкунтхи; 20) Туласи дарует мудрость тем, кто ест её листья;21) Туласи разрушает нищету тех, кто обходит вокруг неё; 22) Туласи уничтожает великие грехи тех, кто растирает по своему телу почву с её корней; 23) Туласи разрушает внутреннюю нечистоту тех, кто получает удовлетворение, вдыхая её аромат.
Восемь имен Туласи для поклонения
Любой, кто в день явления Туласи Деви (день полнолуния месяца Картика), повторяет эти восемь имен, получит тот же результат, что и человек, совершивший Ашвамедха-ягью.
Вриндавани, Вринда, Висвапуджита, Пушпасара, Нандини, Кришна-дживани, Вишва-павани, Туласи.
Вриндавани – впервые явившаяся во Вриндаване.
Вринда – богиня всех растений и деревьев (даже если в лесу есть всего одно растение Туласи, его можно называть Вриндаваном).
Висвапуджита – кому поклоняется вся вселенная.
Пушпасара – высший из цветов, без которого Кришна не желает смотреть на другие цветы.
Нандини – созерцание которой дарует безграничное блаженство преданному.
Кришна-дживани – жизнь Кришны.
Вишва-павани – очищающая три мира.
Туласи – несравненная.
Уход за Туласи в домашних условиях
Для того чтобы Туласи у вас было хорошо, нужно знать следующее:- в комнате, в которой находится растение, не должно быть радио, телевизора, комьютера;- не должно быть криков, ссор, неблагочестивых разговоров;- должно быть достаточно света;- семена для выращивания лучше брать от растения, выращенного в вашем климате, такое растение быстрее адаптируется;- выбирать семена для проращивания нужно самые крупные и темные;- выращивать Туласи следует в глиняном горшке;- если садить Туласи на убывающую Луну, растение будет богато листьями, если на растущую – семенами и цветами;- нужно выбрать для растения имя, то которое придется вам по душе, и читать соответствующую мантру.
108 имен для Туласи Деви
Шри Туласи, Нандинья, Девьяйи, Шикхиньяйи, Дхариньяй, Дхатрьяй, Савитрйай, Сатьясандхьяйи, Калахариньяй, Гаурьяй, Девагитай, Дравьясйай, Падминьяйи, Ситайяй, Рукминьяй, Прийяхушанайай, Шрейасьяй, Шриматьяй, Маньяяй, Гаурьяй, Гаутамарчитаьяй, Третьяй, Трипатхагайай, Трипаддьяй, Траймутьяй, Джагатрайяй, Трасиньяй, Гатрайай, Гатрийай, Гарбхавариньяй, Шобхнайяй, Самайяй, Двирадайьяй, Арадьяй, Ягьявидьяй, Махавидьяй, Гухьявидьяяй, Камаксьяй, Кулайай, Шрийяй, Бхумьяй, Бхавитрайяй, Савитрьяй, Сараведавидамварайай, Шанкхиньяй, Чакриньяй, Чариньяй, Чапалексаньяй, Питамбарайай, Протасамойяй, Саурасайай, Акшиньяй, Амбаяй, Сарасватьяй, Самшраяяй, Сарва Деватья, Вишвашраяйай, Сугандхиньяй, Сувасанаяйай, Варадаяай, Сушроньяй, Чандрабхагаяй, Ямунаприяай, Каверьяй, Маникарникайяй, Арчиньяй, Стхайиньяй, Данапрадайяй, Дхаватьяй, Сочиньяманасьяяй, Шучиньяй, Шрейясьяй, Притичинтекшаньяй, Вибхутьяй, Акритьяй, Авирбхутьяй, Прабхавиньяй, Гандхиньяй, Сваргиньяй, Гадайяй, Ведайай, Прабхайай, Сарасьяй, Сарашивасьяй, Сарасватьяй, Шраватьяй, Расиньяй, Калиняй, Шрейоватьяй, Ямаяйай, Брахмаприайай, Шьямасундарьяй, Ратнарупинай, Шаманидхиньяй, Шатанандайай, Шатадиютайе, Шитикантхайай, Прайяй, Дхатриай, Шри Вриндаваньяй, Кришнайяй, Бхактаватсальяай, Гопикакридайай, Харайай, Амритарупиньяй, Бхумьяй, Шри Кришнакантай, Шри Туласьяй.
При произнесении мантры в начале имени ставится сакральный звук «Ом», в конце проговаривается «намаха».
вриндайаи туласи-девйаиприйайаи кешавасйа чакришна-бхакти-праде девисатйаватйаи намо намах
«Вновь и вновь склоняюсь я перед Вриндой, Шримати Туласи Деви, которая очень дорога Господу Кешаве. О, богиня, ты, знающая высочайшую истину, даруешь всем преданное служение Господу Кришне».
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий
harekrishnazp.info
Базилик священный Туласи, или Базилик тонкоцветный, Базилик священный (Ocimum sanctum, Ocimum tenuiflorum) Многолетнее травянистое растение или кустарник семейства Яснотковые (Lamiaceae). Является, вероятно, самым почитаемым растением Индии после лотоса. В Индии он стоит в каждом доме не только из-за своего очищающего воздействия, но и из-за того, что является воплощением Туласи-деви - божества, символизирующего саму чистоту и преданность. Это растение посвящено Вишну, потому что является воплощением Его величайшей преданной Туласи-деви. Базилик священный Туласи — многолетнее травянистое растение или кустарник родом из Индии; также выращивается как однолетнее растение. Листья зелёного или фиолетового цвета, короткочерешковые, продолговато-яйцевидные, редко-зубчатые, длиной до пяти сантиметров. Стебель, листья и чашечки покрыты волосками. Цветки двугубые, белые с фиолетовым оттенком, собраны в ложные мутовки. Родственный туласи Базилик душистый (Ocimum basilicum) иногда неправильно называют священным базиликом, но их можно различить по аромату и вкусу. Листья туласи покрыты волосками, тогда как листья сладкого базилика совершенно гладкие; туласи не обладает сильным ароматом лакрицы или аниса, характерным для сладкого базилика, и имеет вкус, похожий на вкус гвоздики. Также не стоит путать с тайским базиликом или лимонным базиликом. Базилик священный В хороших условиях базилик охотно растет на огороде, в теплице, в горшке или в ящике на балконе и даже на солнечном подоконнике дома. Главные условия успешного выращивания базилика – солнечное место, тепло и регулярные поливы при условии отличной водопроницаемости грунта. Как и многие другие травы и овощи, базилик отлично растет в горшке или ящике, наполненном легкой структурной почвой. Растущие в контейнерах травы нуждаются в удобрении. Используйте азотное удобрение, которое стимулирует прирост зеленой массы. На зиму горшки с базиликом можно перенести в теплое помещение или поставить дома на кухонное окно. При наличии подсветки, базилик можно выращивать на подоконнике круглый год. Сбор урожая: как и многие другие травы, базилик лучше собирать, не вырывая основное растение. Для этого регулярно обламывайте или отрезайте верхушки побегов с несколькими листьями. Такой сбор стимулирует дальнейший пышный рост зелени базилика и сохранность растений на долгое время. Базилик священный Если вам нужно собрать много базилика для заготовки впрок, срезайте весь стебель, оставляя 4 нижних листочка (из пазух скоро вырастут новые сочные листья). Если на растении появляются бутоны, сразу же обрывайте их, если растите базилик для сбора листьев, а не цветов. Считается, что это растение благоприятно во всех отношениях, исполняет все желания, и в том доме, где оно растет, никогда не будет проблем. Оно дает долголетие и не позволяет приблизиться к дому ни одному злому духу. Есть поверье, что девушкам, которые испытывают сложности с зачатием священный базилик помогает забеременеть. Ухаживая за Туласи нужно думать о своем желании и повторять мантру с его именем. В некоторых странах Туласи сажают в больших количествах на приусадебных участках, потому что все болезнетворные микробы, а также злые духи покидают места, где растет это священное дерево. А из дома, где растет священный базилик, уходят все проблемы, беды и невзгоды. Посадка: Семена засевают в небольшие ящики в почву для рассады, слегка присыпают сверху, увлажняют и накрывают прозрачным пакетом или пленкой, чтобы поддерживать влажность. В теплом месте семена прорастают через 5-7 дней. Оптимальная температура для прорастания семян базилика + 22-26ºС. Когда ростки базилика достигнут высоты 5 см, можно аккуратно пересадить их на постоянное место: в огород, ящик или другой контейнер. После появления 4-6 листьев, верхушку растения следует прищипнуть, чтобы оно разрасталось в ширину и кустились.
|
Тулси (санскр. तुलसी, tulasī) - Базилик свяще́нный (лат. Ocimum sanctum). Английское название: Holy Basil Китайское название: che-tak-me, erung Санскрит: Туласи, Тулси, Кала Туласи, Манджари, Патрапушпа, Кришна туласи. В переводе с санскрита — «несравненная». Это многолетнее растение или кустарник семейства яснотковых. Родом оно преимущественно из Индии, но произрастает также в Аравии, Малакке, Индонезии, Филиппинах, Полинезии. Лепестки - зелёного или фиолетового цвета. Листья короткочерешковые, продолговато-яйцевидные, редко-зубчатые, длинной до пяти сантиметров. Стебель, листья и чашечки покрыты волосками. Цветки двугубые, белые с фиолетовым оттенком, собраны в ложные мутовки. Родственный туласи базилик сладкий (Ocimum basilicum L.) иногда неправильно называют священным базиликом, но их можно различить по аромату и вкусу. Листья туласи покрыты волосками, тогда как листья сладкого базилика совершенно гладкие; туласи не обладает сильным ароматом лакрицы или аниса, характерным для сладкого базилика. В Индии существует два вида туласи — тёмный, называемый Шьяма-туласи или Кришна-туласи и светлый Рама-туласи. Шьяма-туласи широко применяется в медицине и религиозном поклонении. Используют: листья, стебли, корни. Химический состав: Листья содержат высокий процент эфирного масла, некоторое количество которого есть в стебле, но нет в корнях. Семена содержат большое количество слизи. Содержание эвгенола в эфирном масле доходит до 70%. Другие компоненты идентифицированы как нерол, эвгенол метил эфир, кариофиллен, терпинен-4-ол, децилалдегид, y-силенин, альфа-пинен, бета-пинен, камфара и карвакрол. Листья также содержат урсоловую кислоту, апигенин, лутеолин, апигенин-7-o-глюкоронид, лутеолин, ориентин (противовоспалительное, антиоксидантное), и моллудистин. Старые листья туласи содержат 3,15% кальция, 0,34% фосфора 4,97 нерастворимого оксалата.
Ткани: плазма, кровь, костный мозг, нервная и репродуктивная ткани. Системы: дыхательная, нервная, пищеварительная Вкус: острый Вкус после переваривания (випак): острый Энергетика (вирья): согревающая Действие: Потогонное, жаропонижающее, укрепляющее нервы, противоспазматическое, антибактериальное, антисептическое, отхаркивающее. Туласи обладает адаптогенными качествами, приводит в гармонию телесные функции и помогает преодолевать стресс. Туласи используется для лечения диабета, так как обладает способностью понижать уровень глюкозы в крови, увеличивает как физическую, так и умственную выносливость. Повышает иммунитет и является сильнодействующим антистрессовым средством и антиоксидантом. Туласи обладает сильным ароматом, вяжущим вкусом и считается эликсиром, способным увеличить продолжительность жизни. В Индии базилик или тулси (туласи), как его здесь называют, признается самым священным после лотоса растением. Это чистая Саттва (гуна Благости). О чудесных деревьях тулси в Индии сложены легенды. По-русски их имя означает «несравненный», и из древних трактатов следует, что эти деревья могут помочь решению всех проблем. Как индийцы шутливо, но все же с полным основанием говорят: «от космических до косметических». В Пуранах тулси упоминается как один из ингредиентов в приготовлении «амриты» — напитка бессмертных. Растение имеет тонкий аромат и является очистителем воздуха. Растение увеличивает физическую выносливость и устойчивость к физическому, химическому, биологическому и эмоциональному стрессу, а также к умственным нагрузкам. Как было обнаружено, лекарство обладает антиастматическим и антиревматическим действием, усиливает антивирусную активность других лекарств. Антистрессовое воздействие тулси сильнее, чем аналогичное у женьшеня и элеутерококка. Подавляет рост туберкулезных палочек. Он удаляет излишнюю Капху из легких и носовых ходов, увеличивая при этом Прану и обостряя чувственное восприятие, устраняя избыток Ваты из толстой кишки, улучшает всасывание питательных веществ, укрепляет нервную ткань, улучшает память. В виде напитка с медом базилик может применяться для прояснения ума. Сок листьев используется наружно при грибковых инфекциях кожи. Базилик относится к ряду детоксицирующих трав, применяющихся для очищения организма от амы (шлаков), поэтому он применяется для лечения расстройств толстого кишечника. Может использоваться в комплексном лечении геморроя при дисбалансе Вата-доши. Базилик эффективен как противорвотное средство. Для лечения кандидоза на фоне дисбаланса ваты базилик рекомендуется в качестве специи, добавляемой в пищу. Базилик – одно из немногих растений, чье действие достигает тонкого плана. Поэтому его можно применять с целью восстановления энергетических потоков и ауры. Это его действие также используется для лечения умопомешательства. Показания к применению Туласи: • Простуды • Кашель • Воспаление придаточных пазух • Головные боли • Артрит • Ревматизм • Лихорадки • Вздутие живота • Стресс организма, вызванный респираторным заболеванием • Поддержка организма во время респираторных заболеваний (бронхит, катар, астма) и в период выздоровления. • Антистрессовое • Антимикробное • Отхаркивающее • Противовоспалительные свойства эффективны при воспалении дыхательных путей. Базилик—эффективное потогонное и жаропонижающее средство при гриппе, большинстве простудных и легочных заболеваний Лечебный эффект Туласи: 1. Проявляет сильные антисептические и антибактериальные свойства, обусловленные содержание в эфирном масле эвгенола и комплекса других веществ. Применяется для предотвращения и лечения головных болей, заболеваний сердца, различных форм воспаления, отравления, малярии. Очистительное и обеззараживающее воздействие туласи проявляется также на тонком плане – считается, что это растение очищает ауру человека, отгоняет злых духов, разрушает негативные элементалы, очищает ум и сердце. 2. Проявляет потогонное и жаропонижающее действие. 3. Эффективно удаляет слизь из легких и носовых ходов 4. Является хорошим отхаркивающим средством, используемым при кашле и бронхитах (особенно в сочетании с медом, имбирем и луком). Высушенное растение в отваре (1 к 10) –домашнее средство при кашле, бронхите, простудах и диарее. 5. Обладает противоспазматическим действием. 6. Улучшает всасывание питательных веществ. 7. Обладает противоопухолевыми и радиопротекторными свойствами. 8. Укрепляет нервную ткань, излечивает нервную слабость, снижает уровень стресса, на уровне центральной нервной системы действует как антидепрессант. 9. Улучшает память; принимаемая в сочетании с медом восстанавливает связь с Брахми- мармой. 10. Является антиоксидантом и иммуномодулятором 11. Сок листьев используется наружно при грибковых инфекциях кожи, при различных раздражениях, язвах, проявляет ярко выраженные заживляющие свойства. 13. Смешанный с небольшим количеством имбиря, сок листьев дают для устранения колик у детей. Свежий сок дают как противорвотное и противоглистное средство. 14. Отвар листьев с небольшим добавлением порошка кардамона – средство, повышающее половую энергию. Дозировка: По 1 капсуле 2 раза в день до еды, запивая водой. Воздержитесь от других медицинских препаратов в течение часа после приема. Препараты: настой, порошок (от 0,25 до 1 грамма на прием), сок, лекарственное масло гхи. Аюрведические рецепты с туласи: Чай из тулси содержит большое количество питательных и антиоксидантных веществ, выводит токсины из организма, повышает иммунитет, улучшает пищеварение, снимает стресс и простуду, успокаивает и согревает, особенно хорош он в холодную и сырую погоду и во время эпидемий гриппа. В Аюрведе тулси традиционно использовали для активизации элемента огня в организме. В традиции Аюрведы используют в составах с использованием металлов, когда их растирают в тонкий порошок и принимают в микроскопических дозах. Людям с заболеваниями кожи, такими, как зуд, проказа, сыпь, вызванная испорченной кровью, следует пить сок туласи и одновременно наносить его на пораженные места, смешав с соком лимона (или лайма), в виде пасты, для более быстрого излечения. Высушенное растение в отваре (1 к 10) – это домашнее средство при кашле, бронхите, простудах, и диарее. Для лечения любых простудных заболеваний базилик применяется в виде чая или в виде порошка с медом или маслом гхи. Специально для Питты в этом случае базилик смешивают в равных частях с сандалом и мятой перечной. 2-3 ч.л. смеси заваривают крутым кипятком (1 стакан) и пьют каждые 2-3 часа. Отвар корней вместе с Пасленом jacquinii и Clerodendron siphonantus, гуланча и имбирем, вымоченных в двух тола воды, рекомендуется Чакрадаттой при кашле и различных заболеваниях груди. Сконцентрированный сок листьев действует как расаяна если принимается два раза в день по половине тола или в количестве одного чаттака каждое утро. Пущенный в ухо сок листьев облегчает боль в ушах. Облегчает состояние при хронической лихорадке, кровотечениях, дизентерии и диспепсии. Смешанный с небольшим количеством имбиря, сок листьев дают при коликах у детей. Смешанный в количестве одного тола с четвертью тола настоя черного перца дается при лихорадке и перемещающейся лихорадке в перерывах между приступами. Свежий сок дают как противорвотное и противоглистное средство. С медом, имбирем и луком является хорошим отхаркивающим средством, используемым при кашле, бронхитах, и детской лихорадке. Листья, подсластив медом, дают детям при хроническом кашле, как отхаркивающее. При тошноте рекомендуется пилюли, сделанные из следующих ингредиентов: листья туласи, семена ююбы, сахарные леденцы в количестве по 3 маша, и черный перец в количестве 1 маша, и чистая вода в достаточном количестве. Из этой пасты скатывают пилюли размером с горошину. Сок свежих листьев, цветы и кора корней используют как действенное средство против змеиных укусов. Человек, укушенный змеей (а также тот, кто пострадал от удара молнией) должен на протяжении 3-4 дней принимать листья туласи. То же относится и к людям, пораженным ударом электротока. Человеку, находящемуся в критическом состоянии, близком к смерти, теряющему сознание, нужно, если это возможно, дать внутрь половину тола свежего сока туласи. Если невозможно, нанести его на уши, глаза, рот и все тело. Повторять это до тех пор, пока больной не излечится. Семена, растёртые с коровьим молоком, дают для прекращения рвоты и при диарее. Особенно эффективно это средство для детей. Детям в возрасте одного года дают по 2-3 грана семян 3-4 раза в день. Туласи дает духовные устремления и долголетие. Примечание: Меры веса и объема можно уточнить здесь |
Туласи (фото) БАЗИЛИК священный - выращивание растения
Как круглый год выращивать туласи или базилик священный
Я очень люблю всякие пряные травки. Но предпочтение отдаю базилику, который многие знают и ценят. А сегодня я хочу рассказать об одном из необычных сортов этого великолепного растения, в который я просто влюбилась и выращиваю его сейчас практически круглый год.
Несколько лет назад, зная мою страсть к травам, приятельница предложила мне купить на рынке семена базилика священного, или, как его еще называют, туласи .
Сказано — сделано! Купив семена, вырастила рассаду и посадила на грядку. Как только появились первые листочки, я была просто восхищена их чудным, необычным араматом.
Я нашла о нем информацию и узнала, что этот базилик считается самым почитаемым растением в Индии.
Оказалось, что этот многолетний тропический кустарник с великолепным ароматом с незапамятных времен выращивается не только возле храмов и богатых домов, но и рядом с хижинами бедняков и почитается индусами как самое священное растение после лотоса.
Выращивается базилик священный как на клумбах, так и в горшках на подоконниках. Считается, что к дому, где растет благоухающий туласи. не приближаются злые духи, люди там всегда здоровы и счастливы. Вот так!
У нас базилик священный выращивают как однолетник, через рассаду. Так делаю и я, но можно выращивать его и как комнатное растение. Этим опытом я и хочу поделиться с любителями ароматных и пряных трав.
Посадка туласи
Итак: высеваю семена сразу в горшок (я беру ведерки из-под майонеза) или выращиваю сначала рассаду. Я бы не сказала, что туласи сильно прихотлив к почве, но лучше, конечно, готовить смесь из перегноя и торфа в соотношении 1:1. Семена сажаю на глубину до 1 см в хорошо прогретую почву (проливаю и ставлю к батарее или на солнечный подоконник). После посева горшок (ведерко) закрываю пленкой или просто помещаю его в полиэтиленовый пакет, закручиваю верхушку и ставлю в теплое место.
Всходы появляются через две недели. После этого пленку снимаю и переставляю сеянцы ближе к свету — на окно. Поливаю теплой водой, умеренно. Переувлажнять почву нежелательно! Если базилик взошел хорошо и растения сильно загущены, то я их прореживаю и отсаживаю в другую емкость.
Туласи: уход
Надо отметить, что базилик священный прост в выращивании: он неприхотлив и особых хлопот не доставляет, зато польза от него просто огромная!
Листья начинаю срезать недели через три после посева, когда они достигают высоты 10-15 см. Особенно ароматны листья и молодые побеги в начале цветения. После срезки растения желательно подкормить (2-3 г мочевины на 1 л воды). Но если грунтовая смесь хорошая, то можно часто этого не делать. Да вот, пожалуй, и все!
Хочу добавить: в отличие от других видов базилика, листья туласи шершавые, покрыты тонкими волосками; цветки мелкие, на длинных цветоносах, которые обладают, как и все растение, тонким, дивным, ни с чем не сравнимым ароматом!
Говоря о достоинствах, нельзя не упомянуть о лечебных свойствах растения. Туласи применяется для лечения заболеваний сердца, головных болей, отравлений.
Он служит жаропонижающим, потогонным средством, лечит кашель и бронхит, полезен больным сахарным диабетом, так как обладает способностью снижать уровень сахара в крови, — по крайней мере, так утверждают фитотерапевты.
Ну а для меня лично базилик священный просто незаменим на кухне: свежие и сушеные листья я использую как приправу для приготовления мясных, рыбных блюд, салатов, соусов, маринадов. Да куда только я его не кладу! Считаю, что эта трава придает блюдам не только приятный, но и очень изысканный аромат. А еще я очень люблю чай из туласи.
Те же индусы утверждают, что чай из листьев базилика священного снимает стресс и раздражительность, восстанавливает силы и замедляет процессы старения в организме и действует на человеческий организм, подобно женьшеню или элеутерококку, как антидепрессант.
Думаю, что у нас нет повода не верить людям, которые веками выращивали эту прекрасную травку!
Посадите кустик этой травки у себя на окне, и он вас не разочарует! Кстати, туласи у меня прекрасно растет на кухне, так что всегда оказывается под рукой в нужный момент.
©О.Лобода, Пензенская обл. Фото О. Лободы
Ниже другие записи по теме "Дача и сад - своими руками"
Рекомендуем ознакомится: http://vsaduidoma.com
worldunique.ru
ТУЛАСИ. Легенды и предания о Туласи. Сайт Юлии Сорокиной
Легенды о Туласи
Среди спутниц Кришны в духовном мире была девушка по имени Туласи, что означало «несравненная». Она была одной из гопи (девушек-пастушек) и дружила с Радхой — вечной супругой Кришны и самой главной из гопи. Кришна очень любил Туласи и часто играл с ней. Но настал момент, когда Радху вдруг охватила ревность. Она увидела, что Туласи без ее разрешения играет с Кришной, очень рассердилась и прокляла ее принять рождение на земле в человеческом теле.Услышав это проклятие, Туласи страшно испугалась, бросилась к Кришне и стала умолять Его как-то нейтрализовать проклятие. - Не беспокойся, - утешил ее Кришна. – В конце концов всё будет к лучшему. Если ты примешь человеческое тело и будешь совершать аскезы, ты не только вновь обретешь меня, но и останешься со мной навсегда.Так по желанию Кришны Туласи родилась на земле как дочь царя Дхармараджи и его жены Мадхавати. Ничто не могло сравниться с ее красотой и чистотой. Родители хотели найти ей достойного мужа, но она отправилась в лес и подвергла себя суровым аскезам. Однажды, удовлетворенный ее служением, появился Брахма и спросил, каких благословений она желает.Туласи рассказала Брахме свою историю и о том, что посоветовал ей Кришна.- Если ты, могучий Брахма, доволен мной, и считаешь, что мои аскезы могли превозмочь проклятие Радхи, помоги мне вернуться к Кришне.Выслушав Туласи, Брахма даровал ей благословение.- Я не могу вернуть тебя Кришне в том теле, в котором ты сейчас находишься, но я знаю некий обходной путь. Помнишь ли ты мальчика-пастушка Судаму, с которым ты общалась в духовном мире? Он тоже был частичным проявлением Кришны.- Помню, - ответила Туласи, - он мне очень нравился.- Так вот, он тоже чем-то рассердил Радху, и она разгневалась на него настолько, что и его она прокляла, и не только родиться на Земле, но и родиться демоном. Ты хочешь выйти замуж за Нараяна-Кришну – и ты можешь сделать это, поскольку демон Шанкхасура – частичное проявление Кришны. Ты можешь принять его как своего мужа. А потом Нараяна благословит и освободит тебя. Возможно, будет так, что ты освободишь и очистишь весь мир, потому что сама по себе ты бесконечно чиста.Затем Брахма дал Туласи особую «Радха-мантру», состоящую из 16 слогов, и благословил её в том, что она станет так же удачлива, как Радха. Следуя указанию Брахмы, Туласи вышла замуж за демона Шанкхасуру.Шанкхасура был могуч и отважен. Он обрёл огромную силу благодаря полученному благословению, согласно которому его будет охранять верность жены. Он знал, что пока его жена будет верна ему, никто не сможет убить его. А Туласи была именно такой женой.Шло время, и воинственный Шанкхасура завоевал райские планеты и сверг дэвов с небес.Поскольку такой силой некогда наделило демона благословение Брахмы, дэвы пошли к Брахме за советом – что же им делать, как одолеть Шанкхасуру.Не зная, как помочь им, Брахма отправился за помощью к Шиве. Сначала Шива, уверенный в своей привлекательности, отправился к Туласи и попытался очаровать ее. Но был изгнал с позором – ведь Туласи на всех мужчин смотрела как на пустое место. Для нее существовал только муж.И тогда Шива в свою очередь пошел к Нараяне-Кришне на Вайкунтху — его вечную обитель в духовном мире. Кришна успокоил Шиву и пообещал исполнить желание Туласи получить его себе в мужья и сделать так, что Шанкхасура потеряет свою мистическую силу, основанную на её верности. - Для этого Я приму форму Шанкхасуры, - сказал Нараяна, - и тогда Туласи, сама того не ведая, станет неверной своему мужу. Тогда вы сможете его убить.Кришна принял форму Шанкхасуры - и Туласи возвела его на свое ложе как своего мужа. Боги немедленно одолели демона, и когда Туласи услышала об этом, она осознала, что кто-то другой, должно быть, пришел к ней в форме её мужа и вступил с ней в связь.Прибегнув к медитации, она увидела, что это был Нараяна. В гневе она прокляла его стать камнем. Но Нараяна в ответ благословил её:- Ты можешь оставить своё нынешнее тело и стать мне такой же дорогой, как моя вечная супруга. Пусть твоё тело станет рекой Гандхаки, а твои волосы станут растением Туласи.И с тех пор Нараяна обитает в реке Гандхаки в форме камней, которые принимаются как его воплощения и называются «Шалаграм-шила». Таким образом, Нараяна вечно связан с Туласи как в её форме реки Гандхаки, так и в виде священного растения Туласи.А демон Шанкхасура (который был на самом деле мальчиком-пастушком Судамой) стал раковиной Шанкхой, которая является одним из основных атрибутов Нараяны, всегда находясь у него в руке.
Есть и другое предание. В нем рассказывается о том, что Туласи, бывшая тогда богиней Вриндой, была замужем за Джаландхаром, родившимся от пота Махадевы, упавшего в море («Джала» означает «вода»). Джаландхар не был демоном, но хотел большого могущества. Он прибег к таким суровым аскезам, что Вишну вынужден был благословить его неуязвимостью.- Тебе не смогут повредить ни люди, ни боги, ни демоны, пока жена будет тебе верна, - обещал ему Вишну.Но по мере того как росло могуществ Джаландхара, росла его свирепость. Он начал истреблять людей и нападать на богов. И тогда боги обратились к Вишну за помощью.- Единственный способ одолеть Джаландхару – соблазнить его жену, - развел руками Вишну.И все дэвы по очереди начали атаковать Вринду своими ухаживаниями, но та была непорочна и равнодушна к их попыткам. Тогда Вишну, к которому снова пришла отчаявшаяся делегация богов, принял облик мужа Вринды и взошел на ее супружеское ложе.Боги без труда одолели Джаландхару, лишенного защиты целомудрия жены.Разгадавшая хитрость Вишну, Вринда стала стыдить его:- Как мог ты, Хранитель мира, пойти на такой бесчестный обман и сделать вдовой женщину, которая всю жизнь служила тебе с непоколебимой верой и преданностью? Вишну признал свою вину. Он сказал, что иногда и богам приходится лгать ради истребления зла. Но и Вринда будет вознаграждена. Все женщины мира будут повторять ее имя как образец непoрочности. Все мужчины и женщины будут ухаживать за ней и повторять ее бессмертное и святое имя.И Вринда стала растением Туласи, без которого ни одно служение, ни одно подношение Кришне не считается полноценным и завершенным. И даже произнесение ее имени приносит человеку очищение и благо.
А иногда рассказывают, что Вринда стала священной Туласи из-за настойчивости Вишну. Вишну, встретив Вринду, был так очарован ею, что буквально не давал прохода, пытаясь прельстить то своими достоинствами, то чудесными дарами. Его обескураживало безупречное целомудрие и чистота Вринды.- Не могу поверить, что женщина может быть настолько непреклонной! – воскликнул он как-то.И тогда Вринда наложила на него заклятие:- Я стану священным растением Туласи. Тебе придется постоянно носить мои листья на своей голове и груди, и ты никогда не сможешь забыть свое недостойное поведение.Вишну раскаялся и с радостью выполнил то, что она сказала.
И еще рассказывают о силе святости Туласи. Это случилось тогда, когда Туласи стала священным растением и вернулась в духовный мир.Радха была так сильно привязана к Кришне, что никуда не отпускала его. Он совершенно забыл обо всем и проводил все время с Радхой и пастушками в играх и забавах, танцуя в лесах Вриндавана или раскачиваясь на ветвях дерева кадамба. Чтобы освободить Кришну от чрезмерной привязанности к играм с женой, мудрец Нарада пришел к Радхе и попросил милостыню. - Бери что пожелаешь, - сказала Радха, думая, что он будет просить драгоценности, скот или еду. Но Нарада потребовал в качестве милостыни самого Кришну. Радха дала слово и уже не могла взять его обратно. Видя, как погрустнело лицо Радхи, Нарада молвил:- Ну что же, я могу обменять Кришну на разные земные блага, если они будут равны весу Кришны.Радха была готова отдать все, чтобы получить Кришну обратно. Принесли огромные весы. На один поднос весов сел Кришна, а на другой стали приносить разные вещи – плоды, драгоценности, ткани. Но сколько бы не укладывали вещей, поднос с Кришной не приподнялся ни на миллиметр. Радха принесла все, что было во всех домах, и все же поднос с Кришной был тяжелее.Радха начала плакать при мысли о том, что в конечном счете она потеряет Кришну. Но ласковый женский голос с неба шепнул ей: «Сними все с подноса и положи на него листочек Туласи». В ту минуту, когда она сделала это, весы, на которых сидел Кришна, взлетели в воздух, а поднос с листочком Туласи опустился. Потом весы идеально сбалансировались. Радха получила Кришну обратно. Ту разновидность Туласи, с которой был листочек, с тех пор стали называть Кришна Туласи или Кали Туласи. У нее темный ствол и листья темнее, чем у светлой разновидности.И с тех пор все стали говорить, что один листик Туласи дороже Кришне, чем все его жены.
Туласи является одним из самых священных растений Индии. Ее почитают самые разные направления индуизма, ее листья и веточки используют при большинстве священных ритуалов, и ни одно почитание Кришны не обходится без листочков Туласи.Туласи сажают в домах и возле домов, чтобы злые духи не подходили к нему, так как считается, что рядом с ней они не могут существовать. Считается, что там, где есть Туласи, присутствуют все божества - Брахма, Вишну, Шива и другие. Кришна всегда пребывает в ее сердцевине, Праджапати – на вершине, Шива – в стеблях, а Лакшми, Сарасвати, Гаятри, Чандика, Шачи и другие богини – в ее цветах. Индра, Агни, Варуна, Павана и Кубера пребывают в ее веточках. Там, где находятся заросли Туласи, обитают адитьи, муни, риши, гандхарвы, сиддхи и апсары. Туда приходят Ганга, Ямуна, Нармада, Сарасвати, Годавари, Чандра-Бхага и всех другие святые реки.Говорят, что Кришна избавляет от грехов тех, кто выпалывает траву рядом с Туласи, и дарит вечное блаженство тем, кто поливает ее в жару прохладной водой. Те, кто омывает ее листья молоком, навсегда приглашает в свой дом богиню удачи. Работа, сделанная с упоминанием имени Туласи, будет плодотворна, и результаты останутся на века.Тот, кто с благоговением выращивает Туласи, достигнет высшего блаженства после смерти. Тот, кто поклоняется Туласи, обретает силу, долголетие, славу и богатство. Тот, кто во время поездки смотрит на Туласи с любовью, милостью Кришны завершает свой путь без неприятностей. Произнеси ее имя – и уничтожишь грехи, коснись ее – и уйдет боль, надень на шею бусы из Туласи – и из тела уйдет вся нечистота. Она очистит от любого загрязнения даже тогда, когда сама засохнет.Писания утверждают: «Даже тот, кто всю жизнь был великим грешником, вкусив в час смерти сок листьев Туласи, достигнет Кришны. Тот, кому в час смерти положат на уши, губы и лоб листочки Туласи, того Ямарадж не сможет увести в темные миры».На одиннадцатый день месяца Картика в честь Туласи совершают специальные пуджи, после чего ее торжественно «выдают замуж» за дерево Амалаки. С этого момента начинается период свадеб. Туласи имеет огромное значение в аюрведической медицине и входит едва ли не в половину составов и рецептур Аюрведы. Ее листья обладают инсектицидными и антибактериальными свойствами. Листья стимулируют и тонизируют, обладают отхаркивающим и потогонным действием, эффективны при кожных заболеваниях; настой используется как желудочное средство. Отвар корней – противолихорадочное средство. Листья обладают свойствами антидепрессанта и рассматриваются в качестве лекарства от стресса.
ashtanga.narod.ru