Существуют ли растения–людоеды? Растение людоед
людоед - реальность, а не вымысел
У Герберта Уэллса есть фантастический рассказ «Странная орхидея», герой которого едва не погибает в объятиях кровожадного цветка. Поводом для его написания послужили газетные публикации про дерево-людоед на Мадагаскаре, в Бразилии, Никарагуа и в других труднодоступных местах. Каждое такое сообщение вызывало у кабинетных учёных бурю негодования, хотя растения, пожирающие насекомых и даже мелких зверьков, были известны уже тогда.
Одно из первых упоминаний про дерево-людоед появилось в журнале New-York World в 1880 году. Это был рассказ немецкого исследователя Карла Лихе о жертвоприношении, свидетелем которого он стал в джунглях Мадагаскара, на его глазах прекрасная молодая женщина одного из местных племён была принесена в жертву… дереву.Это дерево достигало в высоту 2,5 метра, а формой напоминало ананас, с острыми, как ножи, листьями. Его обвивали змеевидные лианы, а на вершине располагались два образования, напоминавшие не то тарелки, не то обращённые друг к другу ладони. Они выделяли густой сок, обладавший, по-видимому, наркотическими свойствами.В то время как аборигены исполняли ритуальный танец, женщина поднялась на дерево и стала слизывать сок, которого становилось все больше. В какой-то момент она, видимо, впав в забытье, упала между «ладонями», которые начали сближаться, сдавливая её тело. Раздался хруст костей. Лианы-щупальца вздрогнули, поползли к женщине и стали присасываться к её телу. Кровь несчастной заструилась по стволу, смешиваясь со сладким соком дерева-убийцы. Десять дней ужасный монстр переваривал свою жертву, после чего «отрыгнул» череп несчастной.
По словам Карла Лихе, кровожадное дерево-людоед было хорошо известно жителям Мадагаскара, которые издавна называли свой остров «землёй дерева-людоеда». Однако ни одна из последующих экспедиций не смогла обнаружить в джунглях ничего похожего на монстра, и исследователь был сочтён лжецом.
Дерево-людоед или зелёный вампир
27 августа 1892 года в газете Illustrated London News появилось сообщение о дереве, растущем в Никарагуа и пожирающем собак, натуралист Дж. Данстен изучал растения вблизи одного из озёр Никарагуа, когда услышал истошный лай своего пса. Бросившись туда, где лаял пёс. Данстен обнаружил, что тот оплетён сетью похожих на верёвки корней и волокон, а также омерзительной чёрной лианой, выделявшей густую липкую массу. С огромным трудом Данстену удалось разорвать эту сеть и освободить собаку, шкура которой оказалась покрыта ранками, нанесёнными, по-видимому, лианой, собиравшейся испить собачьей крови. Местные жители хорошо знали это ужасное растение и называли его «дерево-змея». По их мнению, оно могло высосать из собаки всю кровь за несколько минут.Дерево-людоед встретили в девственных лесах Центральной Америки и английские этнографы. Руководитель экспедиции доктор Кейлеб Эндерс писал: «От индейцев мы не раз слышали, что в гуще лесов есть хищные растения, якобы питающиеся живыми существами. Одно из них похоже на толстый кактус, усеянный острыми шипами-кинжалами. Стоит неосторожному человеку подойти вплотную к нему, как зелёные «ножи» мгновенно зажимают его со всех сторон и прокалывают тело. Из порезов начинает струиться кровь, которую зелёный вампир быстро впитывает через пористую, как губка, кору». Далее Эндерс подробно описывает встречу с этим деревом, которая, к счастью, обошлась без жертв.Ещё один случай произошёл в горах Сьерра-Мадре-де-Чьяпас в Мексике. Американский путешественник Стив Спайк стал свидетелем того, как птица села на ветку дерева-вампира, а та, как живая змея, обвила жертву и сдавила её, жадно впитывая выступившую кровь. Через некоторое время дерево сбросило на землю выжатый, словно лимон, труп, не впечатлённый этим зрелищем, Спайк коснулся одной из веток, и она в мгновение ока стиснула его руку мёртвой хваткой. Путешественнику удалось вырвать руку, оставив «на память-зелёному вампиру кусок своей кожи.Примерно в том же районе Мексики в 1933 году французский исследователь Байрон де Пророк тоже увидел огромное дерево-людоед. Птица опустилась на один из его громадных листьев, который свернулся и вонзил свои колючки в птичье тело.
Дерево-людоед в Африке
Сенсацией 1958 года стала фотография дерева-людоеда, сделанная биологом Клаусом фон Швиммером в дебрях Центральной Африки. Швиммер организовал экспедицию, намереваясь исследовать верховья реки Капомобо в Северной Родезии. В ней принимали участие пятеро белых и 20 носильщиков во главе с опытным охотником и переводчиком из племени баротсе, на моторных лодках путешественники поднялись по реке, затем углубились в джунгли, где на большой поляне увидели похожее на индийский баньян одинокое дерево, у которого помимо толстого основного ствола было ещё несколько более тонких. Крона дерева состояла из длинных широких листьев, а с веток свисало множество лиан. Кроме того, дерево испускало удивительно сильный приятный запах, заставивший путников устремиться к нему, но тут Швиммер разглядел под деревом толстый слой костей и крикнул, чтобы люди остановились. Все послушно замерли, но один из носильщиков подошёл к зелёному монстру слишком близко. Свисавшие с дерева лианы зашевелились и потянулись к человеку, оплетая его. Вырвать беднягу из лап зелёного монстра не удалось. Единственное, что могли сделать участники экспедиции. — отомстить за убийство.К подножию дерева были принесены охапки хвороста, который тут же и подожгли. Дерево-людоед, будто чувствуя неминуемую гибель, «выстреливало» лианами-щупальцами в огонь и тут же втягивало их обратно. Вскоре нижние ветви и поддерживавшие их тонкие стволы задымились. Горящее чудовище испускало ужасающее зловониеОтчёт фон Швиммера так возмутил исследователей тропической Африки, что против него возбудили уголовное дело по обвинению в фальсификации и мошенничестве, но англичане, находившиеся в джунглях вместе со Швиммером, показали под присягой, что он говорит правду. Более того, профессор де Грост из Кейптауна разыскал в Родезии несколько человек, бывших у Швиммера носильщиками, которые подтвердили его рассказ.А ещё через год Брюссельский тропический институт организовал новую экспедицию в Родезию. Ориентируясь на записи первой экспедиции, ей без труда удалось обнаружить и «поляну смерти», и огромное количество костей различных животных и людей под слоем пепла.
Дерево-людоед — пожиратель бразильских обезьян
В 70-х годах прошлого века бразильский естествоиспытатель Мариано да Сильва, путешествуя по Южной Америке, в тропическом лесу на границе между Бразилией и Гайаной обнаружил дерево, которое дурманящим запахом привлекало к себе обезьян. Учуяв его, зверьки, забыв об осторожности, карабкались по стволу, пока листья кроны не смыкались над ними, заключая в плотный кокон. Одурманенные обезьянки погибали, не успев даже пискнуть. Как пишет да Сильва, в течение трёх дней зелёный монстр переваривал добычу, а затем «отрыгивал» на землю обглоданные кости.Споры о том, существуют ли деревья-людоеды, продолжаются до сих пор, ведь пока большая их часть описана лишь в дневниках путешественников, науке ещё предстоит разобраться с этими монстрами, являющимися отдалёнными родственниками таких насекомоядных растений, как росянка, венерина мухоловка и непентес, которых в тропических лесах Южной Азии, Индонезии, Новой Гвинеи и Австралии насчитывается более 70 видов.
Источник
Похожие чудеса:
chydesa-mira.ru
Существуют ли растения–людоеды?
Прежде чем перейти непосредственно к истории, хочется сразу успокоить любителей животных – рассказ профессора Эндрю Уилсона нельзя считать на 100% достоверным.
Профессор был, хоть и малоизвестной, но глубоко эксцентричной личностью, как многие творческие люди. По некоторым источникам, он даже подвергался суду за спаивание собак алкоголем. Зачем поил? Кто знает.
Итак, заметка профессора о трагической судьбе собаки. Трагедия разыгралась в районе Никарагуанского озера, где натуралист господин Данстэн занимался сбором растений для гербария. Увлёкшись, неожиданно он услышал плач своей собаки. Оказалось, что несчастное животное, движимое любопытством, угодило в капкан корней, ветвей и стеблей дерева, напоминающего канат. Попытки освободить животное, к сожалению, не увенчались успехом. Точнее, он её все-таки освободил, приложив огромные усилия, но было уже слишком поздно. Тело собаки сплошь покрывали жуткие язвы, из ран сочилась кровь. Собака не выжила из-за большой кровопотери. Дерево-монстр буквально высосало из тела жизнь.
Позже выяснилось, что местные жители были хорошо знакомы с этим деревом, которое, надо полагать, погубило уже не одну сотню невинных душ.
Вот такая история. Пожалуй, комментарии тут излишни.
Каждый сам решит для себя, как относится к приведённой заметке, однако с целью «докопаться до истины» не лишним будет обратиться к научной и околонаучной литературе. Что же пишут о растениях-людоедах? Необходимо разобраться.
Растение-людоед – «творение» мифологии, относится к хищным растениям достаточно крупных размеров, которые позволяют им ловить и поглощать как крупных животных, так и людей.
Рассказы о таких растениях, пугающие непослушных детей, можно встретить в народном творчестве – фольклоре разных народностей.
Помимо фольклора, напоминания о них встречаются и среди опубликованных отчётов путешественников XIX века, которые описывали реальные (или нереальные) открытия и наблюдения. Так же упоминаются данные растения исследователями, посетившими малоизученные на то время регионы планеты.
Такие наблюдения в своё время красовались в заголовках каждой газеты и становились темой различных очерков, вдохновением для книг и даже фильмов. Без преувеличения можно сказать – о них говорили все, не единожды «перевирая», приукрашивая, додумывая различные детали и подробности.
Образ растения–хищника проник и в кинематографию. Самый известный сейчас художественный фильм на эту тему называется «Нечто из иного мира», но есть и многие другие.
Однако на самом деле о существовании деревьев, питающихся людьми, на сегодняшний день ничего не известно, или, как минимум, не доказано.
Но это вовсе не значит, что плотоядных растений не существует. Они есть, и их немало. Из реально существующих таких растений самое крупное называется Непентес Раджа. Он представляет собой некую хищную ловушку – кувшин, которая имеет размер около 15 дюймов (40 см. «по — нашему») и объём около 3.5 литров. Однако «придел возможностей» Непентес Раджи – небольшие млекопитающие. Если в его сети когда-то и попадал человек, то об этом он уже не расскажет.
Первые упоминания о плотоядных деревьях — плотоядное дерево Мадагаскара.
Дерево-людоед будоражит умы людей уже не одно столетие. Самыми ранними сведениями о нём можно считать заметку немецкого исследователя Карла Ричи (датирована 1881 годом), опубликованную в газете «South Australian Register». В ней во всех красочных подробностях описывались муки людей из племени «мкодо» (причём, чаще женского пола), принесённых в жертву дереву-людоеду.
История обрела «свежее дыхание» значительно позже, в 1924, когда уже другой исследователь и губернатор — Чейз Осборн (не путать с «дедушкой Оззи») — издал целую книгу подобного рода. В своей книге губернатор соглашался с Ричи, выражал своё мнение по данному поводу и даже ссылался на рассказы племён и миссионеров Мадагаскара (якобы услышанные во время поисков дерева), которым хорошо известно данное дерево–людоед. Огромное с трёхметровыми листьями и щупальцами для захвата жертв дерево никогда не оставалось голодным, да и проблем с пищеварением, похоже, не испытывало, придерживаясь эдакой «мясной диеты».
Сразу хочется забежать на несколько лет вперёд и заметить, что история Карла Ричи, впрочем, как и Чейза Озборна, – скорее всего, ни что иное, как мистификация. Что касается Ричи, то, возможно, им двигала при написании этой заметки месть «женоненавистника» или обида на «прекрасный пол», или бурная (как вариант, больная) фантазия, просто желание прославиться, истинная вера в свою правоту – сейчас уже никто не узнает. В общем, его история звучит приблизительно так: Ричи вместе со своим компаньоном и просто товарищем Хендриком был приглашен местным диким племенем мкодос на ритуал жертвоприношения. Уж каким образом Ричи удалось «втереться» в доверие к зачастую опасливым и недружелюбным к чужакам мкодос, остаётся «за кадром», но, допустим, он владел НЛП, гипнозом или прочими специальными техниками, а может попросту подкупил вождя килограммом сала, или что угодно ещё… и дружба состоялась.
Сопровождаемые дикарями исследователи отправились в самую гущу леса к берегу бурной реки, где росло удивительное дерево огромных размеров и почему-то в форме ананаса. Дерево с покрытыми шипами листьями, змееподобными лианами и пышными усами выглядело чудовищно. На верхушке дерева бурлила липкая жидкость, похожая на цветочный нектар.
По доброй традиции, в жертву собирались принести молодую и даже в меру красивую женщину. Когда она взобралась на верхушку «ананаса» и прикоснулась губами к липкому нектару, дерево (вместе со всеми шипами-лианами-усами) пришло в движение и «переработало» свою жертву, словно отличная современная мясорубка. Большие листья захлопнулись.
Мкодос в диком экстазе бросились слизывать с коры дерева сок, перемешанный с кровью.
Ричи и Хэндрикс, не испытав всеобщего ажиотажа (о вкусах не спорят, да и вообще «сытый голодному не товарищ»), вскоре удалились с данной «пирушки», но ещё некоторое время проводили наблюдение за деревом – людоедом. На протяжении десяти дней огромные листья дерева оставались закрытыми, после чего дерево приняло свой привычный вид. О произошедшем напоминал только «выплюнутый» череп, доведённый ветрами и солнцем до белоснежного цвета.
Жутковато, не так ли?
Кто-то тогда поверил в эту историю, кто-то посмеялся. Так бы всё и забылось, если бы не уже вышеупомянутый Осборн со своей книгой.
По поводу мотивов Чейза Осборна, не ограничившегося одной статьёй, вообще можно рассуждать до бесконечности. То ли во время поиска своего «людоеда» он так надоел местным жителям, что они решили избавиться от него, напугав страшными историями, то ли он был просто нездоров (тогда остаётся только посочувствовать людям штата, где он был губернатором)…
Как бы там ни было, но уже в 1955 году настоящий учёный и писатель Вили Лей в научном труде «Саламандры и другие чудеса» привёл убедительные научные доводы и доказал, что не существует и не существовало никогда, не только мадагаскарского дерева–людоеда, но даже, собственно, племени мкодо.
Однако, стоит отдать должное Чейзу Озборну, ибо в своей книге он описывал не только «мифы Мадагаскара», но и вполне реальное плотоядное дерево, так сказать, модернизированный аналог оного, которое видел на английской сельскохозяйственной выставке. «Выставочное» растение было гораздо меньших размеров, питалось крупными насекомыми и мелкими млекопитающими. К примеру, происходит так: мышь, привлечённая ароматом цветка, проникает в ловушку, которая тут же наглухо захлопывается, после чего зверёк погибает (пожалуй, обойдёмся без подробностей сего «процесса»). Это необычное растение можно встретить в районах с жарким тропическим климатом. Осборн писал, что дать квалификацию данному растению учёные–ботаники не смогли.
К счастью, то ли нам, «детям современности», с ботаниками повезло куда больше, то ли Осборн не проявил должной настойчивости, но на данный момент информации о подобных растениях собрали не так уж и мало и классификации у всех разные. Да что там классификации – уже и «руководства огородника» по выращиванию, уходу и размножению можно найти. Но сейчас речь не об этом.
Итак, вернёмся «к нашим баранам», точнее растениям. Существует один из видов классификации, подразделяющий многие виды растений на протонасекомоядных или паранасекомоядных.
Протонасекомоядные – это те растения, которые без труда извлекают из насекомых, прилипших к их поверхности, некоторое количество необходимых растению питательных веществ. От насекомоядных их отличает одна немаловажная деталь: данный вид растений питается только теми насекомыми, которые сами угодили в их сети, а привлечь или поймать никого не могут попросту потому, что у них отсутствуют специальные ловчие приспособления, специальный запах и секреторные железы.
Протонасекомоядность вполне обычна для некоторых видов лапчаток, гераней и др.
Паранасекомоядным растениям, частично утратившим способность к ловле и перевариванию маленьких животных, в ходе эволюции удалось приспособиться и питаться при помощи иных источников питательных веществ. Одно из известнейших таких растений — Непентес кувшинчиковый (Nepenthes ampullaria), который «умеет» не только привлекать, ловить и переваривать членистоногих, но так же способен получать питательные вещества из опавших листьев иных растений, попавших в его ловчий «кувшин».
Ещё одним примером послужит Непентес Лоу (Nepenthes lowii). По предварительным исследованиям, выходит, что данный вид приспособился к «ловле» помёта тех птиц, которые питаются его нектаром.
А филиппинский Nepenthes attenboroughii производит синтез сладкого нектара на крышке своего кувшинчика. Этот нектар является любимым лакомством мелких зверьков — тупайев, которые используют такие кувшинчики в качестве «общественного» туалета. Из фекалий животных данное растение получает достаточно азота и фосфора и, как следствие, вырабатывает новую порцию манящего нектара, повторяя цикл.
На самом деле, в мире очень много интереснейших растений. Но это уже совсем другая история
No related links foundtainy.net
людоед - это... Что такое Растение-людоед?
Растение-людоед — мифическое хищное растение, которое достаточно велико, чтобы ловить и поглощать людей или крупных животных. Известно из фольклора разных стран мира.
Опубликованные в XIX веке отчёты европейских путешественников о якобы реальных наблюдениях таких деревьев в малоизученных на тот момент регионах планеты стали темой газетных статей, очерков и целых книг, то есть городской легендой. Образ хищного растения, питающегося людьми, проник и в массовую культуру (например, фильм «Нечто из иного мира» и другие).
Из реально существующих плотоядных растений наиболее крупным является Непентес Раджа, ловушки-кувшины которого имеют размер до 38 см (15 дюймов) и объём до 3,5 литров. Это растение иногда может захватывать даже небольших млекопитающих. На сегодняшний день нет сведений о существовании растения, которое могло бы питаться людьми.
Плотоядное дерево Мадагаскара
Самые ранние сообщения о деревьях, которые едят людей, были самой настоящей мистификацией.
В 1881 году некий немецкий исследователь Карл Лич направил в австралийскую газету «South Australian Register» заметку о дереве, которому в жертву приносит людей (чаще всего женщин) племя «мкодо» на Мадагаскаре. Ранее во французском журнале «Journal des Voyages» эти же сведения были опубликованы в качестве якобы имевшей место переписки между Личем и польским ботаником Омелиусом Фредловски. Дерево описывалось имеющим высоту 2,5 м, длину листьев — 3,5 м, числом этих листьев — 8, а также обладающим щупальцами длиной 1,5 м для захвата жертв.Вновь история о дереве появилась в печати в 1920 году, когда в газете «The American Weekly» было напечатано «интервью» с Карлом Личем, и 1924 году — в виде целой книги бывшего губернатора штата Мичиган Чейза Осборна «Мадагаскар, земля Дерева-Людоеда». Осборн заявлял, что всем племенам и миссионерам на Мадагаскаре хорошо известно это дерево, а также ссылался на статью Лича. Также есть сведения, что он будто бы пытался найти это растение.
В своей книге 1955 года «Саламандры и другие чудеса» учёный и писатель Вилли Лей убедительно доказал, что не существует не только никакого дерева-людоеда, но и мадагаскарского племени мкодо и исследователя Карла Лича.
Плотоядное дерево на Минданао
В 1925 году всё в той же газете «The American Weekly» появилась статья об обнаружении нового плотоядного дерева — теперь уже на одном из островов Филиппин, Минданао.
Интересно, что в филиппинском фольклоре действительно фигурирует дерево, которое будто бы ест людей, — дунак. Оно описывается как обладающее густыми зелёными листьями, и когда человек или животное оказываются рядом с ним, то дерево через них «выплёвывает» нечто вроде щупалец, которые похожи на ветки, но гибкие и покрытые шипами, чтобы захватить добычу. После этого оно оборачивает их вокруг жертвы и с их помощью раздавливает и измельчает её тело, после чего поедает (в другом варианте — вводит через них в тело жертвы сок, размягчающий его).
Легенды о дунаке могут быть как отражением чрезмерно преувеличенных рассказов о росянке, которая действительно может питаться насекомыми и даже мелкими млекопитающими, так и необычным переложением способа охоты некоторых живущих на деревьях змей, в частности питона.
Умдглеби
Существуют сведения о южноафриканском дереве Умдглеби, которое с целью удобрения почвы рядом с корнями убивает всё живое вокруг себя, включая людей, то ли угольной кислотой, то ли парами на её основе. Заметка об этом дереве была опубликована в журнале «Nature». Однако существование этого дерева резонно подвергнуть сомнению, потому что за более чем 120 лет, прошедших с момента публикации заметки, ни один экземпляр этого якобы крайне неприхотливого и повсеместно встречающегося дерева не попал в руки учёных.
Я-Те-Вео
В книге Дж. Буля «Земля и море» 1887 года рассказывается о плотоядном растении «Я-Те-Вео» (что можно перевести как «Теперь-я-вижу-тебя»), которое, как говорят, ловит и ест больших насекомых, но иногда пытается съесть и человека.
Это плотоядное растение, как утверждается, произрастает в основном в джунглях Центральной и Южной Америки, но встречается и в Африке, и на берегах Индийского океана.
Есть много различных описаний растения, но большинство из них сходятся в том, что у него короткий, толстый ствол с многочисленными ответвлениями, похожими на длинные усики, которые оно использует для захвата добычи. Оканчивались эти ветви якобы чем-то наподобие жала и были снабжены мечевидными шипами.
В отличие от «мадагаскарского», сообщения об этом дереве, приходившие порой из совершенно независимых, но многочисленных источников, рассматривались наукой, однако не было получено ни одного убедительного доказательства его существования.
Дерево-людоед в Центральной Америке
27 августа 1892 года шотландский учёный и писатель Эндрю Уилсон (1852—1912 г.г.) в колонке «Science Jottings» газеты «Illustrated London News» сообщил о натуралисте по фамилии Данстан (вероятно, имелся в виду учёный сэр Вундхам Роланд Данстан, 1861—1949 г.г.), собака которого была проглочена и почти съедена деревом. Инцидент якобы имел место в болотистой местности Никарагуа около озера, а дерево-убийца имело название «Змеиное дерево». Дерево было описано как внешне (в том числе формой корней) похожее на иву, но без листьев, тёмно-синего цвета и покрытое вязкой смолой. Данстан якобы сумел с большим трудом освободить свою собаку, однако она потеряла слишком много крови и умерла.
Дерево-змея
Месяц спустя, 24 декабря 1892 года, тот же Уилсон в той же колонке описывал другое похожее необычное растение: оно было названо им «Дерево-змея» и будто бы росло в Сьерра-Мадре, Мексика. Сообщалось, что оно питалось птицами.
Литература
- Michell, John and Rickard, Bob The Rough Guide to Unexplained Phenomena. — Rough Guides, 2000. — ISBN 1-85828-589-5
dic.academic.ru
людоеды - Интернет-журнал «Живой лес»
Случалось ли вам слышать что-нибудь о деревьях-людоедах? Наверняка хоть что-нибудь когда-нибудь слышали или читали. Верите ли вы подобным байкам? Наверняка нет. В XIX веке в газетах нередко можно было прочесть публикации о тропических деревьях, поедающих животных и даже, о боже, только представьте себе, не брезгающих людьми.
Все тайное таит в себе угрозу
Насколько правдивы истории о деревьях-людоедах, что подогревало воображение рассказчиков? В конце концов, зная, что существуют растения, питающиеся насекомыми, можем ли мы с уверенностью сказать «этого не может быть», если речь идет о деревьях-хищниках?
К началу XIX века почти все новые земли были уже открыты, но их флора и фауна оставались еще мало изучены. Как известно, все тайное будоражит воображение и таит в себе угрозу… В газетах стали появляться «достоверные» сообщения о растениях-людоедах, но фактов, подтверждающих существование таких видов, у рассказчиков не было. В 1876 году К.А. Тимирязев очень точно подметил: «Общее внимание может обратить на себя разве какая-нибудь диковинка вроде той газетной утки о плотоядном растении, пожирающем живых людей, которая недавно появилась на страницах многих иностранных и наших газет и даже попала в специальные издания».
И действительно, несмотря на то что ученые категорически отрицали подобные явления, «общее внимание» с неугасающим интересом следило за публикациями в прессе, которая не спешила отказываться от такого благодатного материала.
— Не может быть! — воскликнула Алиса. — Я этому поверить не могу! — Не можешь? — повторила Королева с жалостью. — Попробуй еще раз: глубоко вздохни и закрой глаза.
Л. Кэрролл. Алиса в Зазеркалье
Наука и фантастика
Сам патриарх естествознания Чарльз Дарвин серьезно занимался плотоядной флорой. «Это замечательное растеньице, а точнее – необычайно смышленое животное. Я свою росянку буду отстаивать до последнего вздоха», – сообщит он однажды в личной переписке ботанику Джозефу Долтону Гукеру. И даже спустя десяток лет Дарвин с неостывшим жаром напишет, что «этой теме нет предела», азартно продолжая изучать загадочных любителей насекомых.
Итогом кропотливых исследований явился труд «Насекомоядные растения», изданный в 1875 году и любовно снабженный подробными комментариями, описаниями изобретательных и разнообразных экспериментов. Дарвин выстроил насекомоядные растения в эволюционный ряд по степени возрастания специализированной адаптации, однако во всем, что имеет отношение к парадоксальной истории их развития, был осмотрительно немногословен…
В 1894 году Герберт Уэллс главной героиней одного из своих фантастических рассказов сделал орхидею, придав безобидному цветку черты кровожадного вампира: «…Он лежал навзничь у подножия странной орхидеи. Похожие на щупальца воздушные корешки теперь не висели свободно в воздухе, — сблизившись, они образовали как бы клубок серой веревки, концы которой тесно охватили его подбородок, шею и руки.
…Крикнув что-то нечленораздельное, она (экономка. – Прим. авт.) бросилась к нему и попробовала отодрать похожие на пиявки присоски. Она сломала несколько щупальцев, из них закапал красный сок. От одуряющего запаха цветов у нее начала кружиться голова. Она тянула тугие веревки, а все вокруг плыло, как в тумане…»
Мадагаскар – земля дерева-людоеда
Где-то очень-очень далеко, в труднодоступном районе острова Мадагаскар, растет загадочное тепе – священное дерево племени мкодо. Высота тепе около 2,5 м, весь толстый темный ствол покрыт твердыми шипами, по форме он напоминает ананас. Восемь огромных, словно увядших листьев спускаются к земле, с внутренней стороны они усеяны множеством крючков. От верхушки дерева отходят два своеобразных листа, обращенных друг к другу и напоминающих чашу. Из центра чаши вверх простираются тонкие зеленые усики, а вниз по стволу медленно-медленно стекает вязкий сок темно-красного цвета. Шесть белых лиан, похожие на змей, непрерывно извиваются вокруг ствола…
Проживая в племени, немецкий миссионер Карл Лихе узнал о священном дереве тепе, одно упоминание о котором приводило любого из мкодо в трепет. Ему пришлось применить немало хитростей и уловок, чтобы войти в доверие к дикарям, и лишь тогда чужаку было разрешено присутствовать при исполнении ритуального обряда у священного дерева.
В обрядах мкодо тепе принадлежит центральная роль. Периодически туземцы приносят в жертву одного из своих соплеменников. Церемония жертвоприношения начинается с ритуального танца, во время которого и выбирается очередная жертва, ее подводят к стволу дерева и заставляют на него подняться. Несчастный должен испить сока из чашеподобной верхушки. Как только уста прикасаются к нектару, стебли, похожие на змей, оживляются, начинают совершать круги, приближаясь к человеку и обвивая его ноги. Тем временем жертва, испив нектара, впадает в состояние, похожее на транс, ее тело становится вялым и податливым. Двухметровые усики, до этого торчащие в разные стороны, также быстро поднимаются вверх и крепко обхватывают добычу. Как только она оказывается в плотном клубке присосавшихся к ней гибких и прочных щупалец, в движение приходят листья, до этого лежащие на земле, – они поднимаются и, словно плотные жалюзи, захлопываются. При этом жертву так сильно сжимает, что по стволу дерева потоком течет кровь, перемешиваясь с соком дерева. Предсмертный крик несчастного сливается с воплями пришедших в экстаз мкодо и является сигналом к началу «пиршества». Все участники церемонии, опережая друг друга, кидаются к стволу, чтобы слизать стекающий со ствола напиток и впасть в транс… Десять дней листья дерева остаются поднятыми и закрытыми, а потом медленно размыкаются и, опускаясь к земле, занимают свое обычное положение. О недавнем жертвоприношении напоминает лишь валяющийся у подножия дерева белый череп.
В 1880 году американский журнал New York World публикует статью об «ананасе-людоеде», эта история тут же становится сенсацией и подхватывается целым рядом других изданий из разных стран. Бывший губернатор штата Мичиган Чейз Сэлмон Осборн настолько впечатлен, что сам отправляется на Мадагаскар. Поиски тепе продолжаются более двух лет, но безуспешно. Тем не менее в 1924 году он публикует книгу под названием «Мадагаскар – земля дерева-людоеда», в которой полностью приводит письмо немецкого путешественника.
В течение многих веков Мадагаскар называли «землей дерева-людоеда». Однако ученые так и не смогли получить образцов этого уникального монстра.
Священное дерево зулусов
«В Южной Африке есть дерево, которое зулусы называют умдглеби (umdhlebi) — «зловещее». Из почвы умдглеби извлекает газ угольной кислоты и постоянно окружено ядовитым облаком. Вдохнувший его испытывает жуткую головную боль, и в ближайшие часы наступает смерть. Подойти к этому дереву можно только с наветренной стороны, когда дует сильный ветер. В такие дни аборигены устраивают священные ритуалы около умдглеби, принося ему очередную жертву. Считается, что его плоды (большие черные стручки с красными наконечниками) могут излечивать от отравления, зулусы собирают их во время ритуалов». Такая заметка, автором которой был мессионер Дж. У. Паркер, появилась в журнале Nature от 2 ноября 1882 года.
Живые кинжалы
В одном из выпусков «Sea and land» за 1887 год можно было прочитать сообщение Дж. У. Бьюэла о деревьях йа-те-вео: «У них толстый короткий ствол, с верхушки которого до самой земли свисают шипообразные побеги с колючками в форме кинжалов по краям. При малейшем движении около дерева побеги резко поднимаются, обвивают жертву, прижимая ее к стволу, прокалывают колючками и сдавливают. Вытекающая кровь быстро впитывается через пористую кору».
После возвращения из тропических лесов Центральной Америки руководитель этнографической экспедиции Кайлеб Эндерс рассказал похожую историю: «От индейцев мы не раз слышали, что в гуще лесов есть хищные растения, якобы питающиеся живыми существами. Одно из них похоже на большой толстый кактус, усеянный острыми листьями-кинжалами. Стоит неосторожному человеку подойти вплотную, как зеленые “ножи” его мгновенно зажимают и прокалывают тело».
Кайлеб Эндерс, руководитель этнографической экспедиции в Центральную Америку: «От индейцев мы не раз слышали, что в гуще лесов есть хищные растения, якобы питающиеся живыми существами».
Никарагуанское дерево-змея
Натуралист-любитель Джордж Данстен в сопровождении небольшого пинчера по кличке Джой бродил по тропическому лесу Никарагуа в поисках редких растений. Услышав отчаянный вой своей собаки, хозяин поспешил на звук и увидел следующее. Пса оплетали множество свисавших с невысокого дерева воздушных корней, а шею пинчера обвивал черный гибкий отросток, который высасывал кровь из проколотой шкуры. С большим трудом Данстену удалось разрезать ножом растительную сеть и вызволить Джоя. В ближайшем селении, где натуралист поведал о нападении индейцам, ему рассказали, что животные, которые попадают в ловушку к подобному дереву-змее, уже через пять минут умирают от потери крови, и его собаке просто повезло остаться в живых. Об этой истории поведал миру профессор Эндрю Уилсон, научную заметку которого опубликовала английская газета Illustrated London News, вышедшая в августе 1892 года.
Дерево-роща
В 1958 году немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung публикует сенсационное сообщение под заголовком «В дебрях джунглей Центральной Африки обнаружено дерево-людоед!». В Северной Родезии (территория современной Замбии) есть очень труднодоступный район Баротселенд, большая часть которого представляет непроходимые джунгли и пользуется дурной славой среди местных жителей. Там бесследно исчезали опытные и хорошо снаряженные европейские охотники – ходили слухи, что людей пожирает какое-то чудовище. На исследования района снаряжается экспедиция, которую возглавляет охотник и биолог Клаус фон Швиммер. Он нанимает двух охотников-англичан и 20 туземцев-носильщиков из племени баротсе. Поднявшись по реке, путешественники углубляются в джунгли. Вдруг неожиданно они ощущают необычный притягательный аромат, причем у каждого возникает своя ассоциация. Единственное, что совпадает, – запах всем нравится и как бы зовет к источнику. Заинтригованные охотники выходят к большой (около 70 м в диаметре) поляне, покрытой плотным ковром невысокой травы, постепенно исчезающей к центру. Там, в кольце серо-желтой земли, растет похожее на индийский баньян дерево-роща: помимо массивного основного ствола крону гиганта поддерживают многочисленные отростки толщиной в руку, а с ветвей свисает множество лиан. Крона широкая, с плотными темными блестящими листьями, около 30 м в диаметре.
На поляне запах усиливается и возникает непреодолимое желание подойти к необычному растению. Англичане уже делают несколько шагов к дереву, когда Швиммер останавливает их – в бинокль он видит многочисленные кости, разбросанные вокруг дерева. Быстро придя к выводу, что все дело в запахе, действующем как сильнейший наркотик, охотники затыкают ноздри серой и приближаются к монстру. Чистые, словно отполированные кости покрывают землю под деревом буквально ковром, а сверху лежат два человеческих черепа. Подойдя к дереву метра на три, Клаус изо всех сил швыряет в него подстреленного, еще теплого стервятника. Реакция хищника молниеносна! Как только тушка врезается в завесу лиан, они тут же оживают и обвиваются вокруг птицы, не дав ей упасть на землю.
Отметив на карте точные координаты людоеда, члены экспедиции не успевают далеко отойти, как слышат со стороны поляны дикий вопль. Вернувшись, они видят, как под деревом шевелится огромный ком лиан, из которого торчат плечи и голова корчащегося в агонии негра-носильщика.
Туземцами было решено сжечь дерево – обычаи их племени требуют уничтожить того, кто пролил кровь их соплеменника. На следующее утро, залепив ноздри шариками из смолы, туземцы собрали валежник и, поджигая охапки сухих веток, стали бросать их во врага, постепенно сужая круг. Когда костер догорел, на его месте остался лишь толстый слой пепла, закрывший оплавленные кости жертв.
В 1959 году Брюссельский тропический институт организовал новую экспедицию в Родезию, которая действительно обнаружила «поляну смерти» с огромным количеством костей различных животных и останков людей. Ученые установили, что они накапливались здесь в течение не одной сотни лет.
Сегодня насчитывается около 630 видов насекомоядных растений, и согласно теории эволюции у них могло быть богатое прошлое. Некоторые ученые полагают, что плотоядные предки в изобилии росли в плейстоцене 2,5 млн лет назад и достигали размеров, соизмеримых с гигантскими представителями фауны того времени. В ходе эволюции эти растительные хищники измельчали, как и те, на кого они охотились.
Из книги американского ученого-дендролога Эдвина Меннинджера «Причудливые деревья»:
«…Во время войны в Чако между Парагваем и Боливией под неким деревом часто находили трупы — человеческие скелеты, завернутые в его огромные листья. Блоссфелд, некоторое время живший в Мату-Гросу, специально занялся расследованием этих историй. Он обнаружил, что речь шла о Philodendron bipinnatifidum, листья которого действительно достигают в длину метра и больше. По слухам, людей привлекал к дереву сильный аромат его цветков; этот запах оглушал их, как наркотик, после чего листья обвертывались вокруг потерявшей сознание жертвы и высасывали ее кровь. Цветки действительно пахнут очень сильно, но людей к этому дереву в опаляемой солнцем пустыне Чако, где растут только колючки, привлекала его тень и сладкая мякоть плодов, съедобных, как и плоды родственной ему монстеры (Monstera deliciosa). Однако в цветках и плодах нет яда или наркотических веществ. Трупы же под ним принадлежали раненым или умиравшим от жажды людям, которые укрывались в тени дерева, и листья, всегда ниспадающие до земли, действительно смыкались над ними, но не для того, чтобы пить кровь. По словам Блоссфелда, эта легенда все еще имеет хождение в Бразилии — слишком уж она увлекательна, чтобы газеты так просто от нее отказались».
О насекомоядных растениях
Насекомоядные растения стали известны в XVIII веке. Первое точное ботаническое описание венериной мухоловки было сделано английским натуралистом Джоном Эллисом в письме к Карлу Линнею в 1769 году. Данные об эволюции насекомоядных растений крайне скудны из-за малого числа ископаемых останков последних. Растения питающиеся насекомыми встречаются во всех экосистемах, где могут произрастать цветковые растения, — от Арктики до тропиков и от уровня моря до альпийского пояса гор.
givoyles.ru
Растение-людоед — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Растение-людоед — мифическое хищное растение, которое достаточно велико, чтобы ловить и поглощать людей или крупных животных. Известно из фольклора разных стран мира.
Опубликованные в XIX веке отчёты европейских путешественников о якобы реальных наблюдениях таких деревьев в малоизученных на тот момент регионах планеты стали темой газетных статей, очерков и целых книг, то есть городской легендой. Образ хищного растения, питающегося людьми, проник и в массовую культуру (например, фильм «Нечто из иного мира» и другие).
Из реально существующих плотоядных растений наиболее крупным является Непентес Раджа, ловушки-кувшины которого имеют размер до 38 см (15 дюймов) и объём до 3,5 литров. Это растение иногда может захватывать даже небольших млекопитающих. На сегодняшний день нет сведений о существовании растения, которое могло бы питаться людьми.
На Мадагаскаре
Самые ранние сообщения о деревьях, которые едят людей, были самой настоящей мистификацией. В 1881 году некий немецкий исследователь Карл Лич направил в австралийскую газету «South Australian Register» заметку о дереве, которому в жертву приносит людей (чаще всего женщин) племя «мкодо» на Мадагаскаре. Ранее во французском журнале «Journal des Voyages» эти же сведения были опубликованы в качестве якобы имевшей место переписки между Личем и польским ботаником Омелиусом Фредловски. Дерево описывалось имеющим высоту 2,5 м, длину листьев — 3,5 м, числом этих листьев — 8, а также обладающим щупальцами длиной 1,5 м для захвата жертв.
Вновь история о дереве появилась в печати в 1920 году, когда в газете «The American Weekly» было напечатано «интервью» с Карлом Личем, и 1924 году — в виде целой книги бывшего губернатора штата Мичиган Чейза Осборна «Мадагаскар, земля Дерева-Людоеда». Осборн заявлял, что всем племенам и миссионерам на Мадагаскаре хорошо известно данное дерево, а также ссылался на статью Лича. Также есть сведения, что он будто бы пытался найти это растение.
В своей книге 1955 года «Саламандры и другие чудеса» учёный и писатель Вилли Лей убедительно доказал, что не существует не только никакого дерева-людоеда, но и мадагаскарского племени мкодо и исследователя Карла Лича.
На Минданао
В 1925 году всё в той же газете «The American Weekly» появилась статья об обнаружении нового плотоядного дерева — теперь уже на одном из островов Филиппин, Минданао.
Интересно, что в филиппинском фольклоре действительно фигурирует дерево, которое будто бы ест людей, — дунак. Оно описывается как обладающее густыми зелёными листьями, и когда человек или животное оказываются рядом с ним, то дерево «выплёвывает» нечто вроде щупалец, похожие на гибкие ветки с шипами, чтобы захватить добычу. После этого оно оборачивает их вокруг жертвы, раздавливая и измельчая её тело, после чего поедает (в другом варианте — вводит через них в тело жертвы «пищеварительный» сок, размягчающий его).
Легенды о дунаке могут быть отражением чрезмерно преувеличенных рассказов о росянке, которая действительно может питаться насекомыми и даже мелкими млекопитающими, либо необычным переложением способа охоты некоторых живущих на деревьях змей, в частности питонов.
В Африке
Существуют сведения о южноафриканском дереве Умдглеби, которое с целью удобрения почвы рядом с собой убивает всё живое вокруг себя, включая людей, то ли угольной кислотой, то ли парами на её основе. Заметка об этом дереве была опубликована в журнале «Nature». Однако существование этого дерева резонно подвергнуть сомнению — за более чем 120 лет, прошедших с момента публикации заметки, ни один экземпляр этого якобы «крайне неприхотливого и повсеместно встречающегося дерева» так и не был найден учёными.
В книге Дж. Буля «Земля и море» 1887 года рассказывается о плотоядном растении «Я-Те-Вео» (что можно перевести как «Теперь-я-вижу-тебя»), которое, как говорят, ловит и ест больших насекомых, но иногда пытается съесть и человека. Это плотоядное растение, как утверждается, произрастает в основном в джунглях Центральной и Южной Америки, но встречается и в Африке, и на берегах Индийского океана.
Существует много различных описаний растения, но большинство из них сходятся в том, что у него короткий, толстый ствол с многочисленными ответвлениями, похожими на длинные усики, которые оно использует для захвата добычи. Оканчивались эти ветви якобы чем-то наподобие жала и были снабжены мечевидными шипами.
В отличие от «мадагаскарского», сообщения об этом дереве, приходившие порой из совершенно независимых, но многочисленных источников, рассматривались наукой, однако не было получено ни одного убедительного доказательства его существования.
В Центральной Америке
27 августа 1892 года шотландский учёный и писатель Эндрю Уилсон (1852—1912 гг.) в колонке «Science Jottings» газеты «Illustrated London News» сообщил о натуралисте по фамилии Данстан (вероятно, имелся в виду учёный сэр Вундхам Роланд Данстан, 1861—1949 г.г.), собака которого была проглочена и почти съедена деревом. Инцидент якобы имел место в болотистой местности Никарагуа около озера, а дерево-убийца имело название «Змеиное дерево». Дерево было описано как внешне (в том числе формой корней) похожее на иву, но без листьев, тёмно-синего цвета и покрытое вязкой смолой. Данстан якобы сумел с большим трудом освободить свою собаку, однако она потеряла слишком много крови и умерла.
Месяц спустя, 24 декабря 1892 года, тот же Уилсон в той же колонке описывал другое похожее необычное растение: оно было названо им «Дерево-змея» и будто бы росло в Сьерра-Мадре, Мексика. Сообщалось, что оно питалось птицами.
Напишите отзыв о статье "Растение-людоед"
Литература
- Michell, John and Rickard, Bob. The Rough Guide to Unexplained Phenomena. — Rough Guides, 2000. — ISBN 1-85828-589-5.
Отрывок, характеризующий Растение-людоед
– J'ai tout de suite reconnu madame la princesse, [Я тотчас узнала княгиню,] – вставила m lle Бурьен. – Et moi qui ne me doutais pas!… – восклицала княжна Марья. – Ah! Andre, je ne vous voyais pas. [А я не подозревала!… Ах, Andre, я и не видела тебя.] Князь Андрей поцеловался с сестрою рука в руку и сказал ей, что она такая же pleurienicheuse, [плакса,] как всегда была. Княжна Марья повернулась к брату, и сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея. Княгиня говорила без умолку. Короткая верхняя губка с усиками то и дело на мгновение слетала вниз, притрогивалась, где нужно было, к румяной нижней губке, и вновь открывалась блестевшая зубами и глазами улыбка. Княгиня рассказывала случай, который был с ними на Спасской горе, грозивший ей опасностию в ее положении, и сейчас же после этого сообщила, что она все платья свои оставила в Петербурге и здесь будет ходить Бог знает в чем, и что Андрей совсем переменился, и что Китти Одынцова вышла замуж за старика, и что есть жених для княжны Марьи pour tout de bon, [вполне серьезный,] но что об этом поговорим после. Княжна Марья все еще молча смотрела на брата, и в прекрасных глазах ее была и любовь и грусть. Видно было, что в ней установился теперь свой ход мысли, независимый от речей невестки. Она в середине ее рассказа о последнем празднике в Петербурге обратилась к брату: – И ты решительно едешь на войну, Andre? – сказала oia, вздохнув. Lise вздрогнула тоже. – Даже завтра, – отвечал брат. – II m'abandonne ici,et Du sait pourquoi, quand il aur pu avoir de l'avancement… [Он покидает меня здесь, и Бог знает зачем, тогда как он мог бы получить повышение…] Княжна Марья не дослушала и, продолжая нить своих мыслей, обратилась к невестке, ласковыми глазами указывая на ее живот: – Наверное? – сказала она. Лицо княгини изменилось. Она вздохнула. – Да, наверное, – сказала она. – Ах! Это очень страшно… Губка Лизы опустилась. Она приблизила свое лицо к лицу золовки и опять неожиданно заплакала. – Ей надо отдохнуть, – сказал князь Андрей, морщась. – Не правда ли, Лиза? Сведи ее к себе, а я пойду к батюшке. Что он, всё то же? – То же, то же самое; не знаю, как на твои глаза, – отвечала радостно княжна. – И те же часы, и по аллеям прогулки? Станок? – спрашивал князь Андрей с чуть заметною улыбкой, показывавшею, что несмотря на всю свою любовь и уважение к отцу, он понимал его слабости. – Те же часы и станок, еще математика и мои уроки геометрии, – радостно отвечала княжна Марья, как будто ее уроки из геометрии были одним из самых радостных впечатлений ее жизни. Когда прошли те двадцать минут, которые нужны были для срока вставанья старого князя, Тихон пришел звать молодого князя к отцу. Старик сделал исключение в своем образе жизни в честь приезда сына: он велел впустить его в свою половину во время одевания перед обедом. Князь ходил по старинному, в кафтане и пудре. И в то время как князь Андрей (не с тем брюзгливым выражением лица и манерами, которые он напускал на себя в гостиных, а с тем оживленным лицом, которое у него было, когда он разговаривал с Пьером) входил к отцу, старик сидел в уборной на широком, сафьяном обитом, кресле, в пудроманте, предоставляя свою голову рукам Тихона. – А! Воин! Бонапарта завоевать хочешь? – сказал старик и тряхнул напудренною головой, сколько позволяла это заплетаемая коса, находившаяся в руках Тихона. – Примись хоть ты за него хорошенько, а то он эдак скоро и нас своими подданными запишет. – Здорово! – И он выставил свою щеку. Старик находился в хорошем расположении духа после дообеденного сна. (Он говорил, что после обеда серебряный сон, а до обеда золотой.) Он радостно из под своих густых нависших бровей косился на сына. Князь Андрей подошел и поцеловал отца в указанное им место. Он не отвечал на любимую тему разговора отца – подтруниванье над теперешними военными людьми, а особенно над Бонапартом. – Да, приехал к вам, батюшка, и с беременною женой, – сказал князь Андрей, следя оживленными и почтительными глазами за движением каждой черты отцовского лица. – Как здоровье ваше? – Нездоровы, брат, бывают только дураки да развратники, а ты меня знаешь: с утра до вечера занят, воздержен, ну и здоров. – Слава Богу, – сказал сын, улыбаясь. – Бог тут не при чем. Ну, рассказывай, – продолжал он, возвращаясь к своему любимому коньку, – как вас немцы с Бонапартом сражаться по вашей новой науке, стратегией называемой, научили. Князь Андрей улыбнулся. – Дайте опомниться, батюшка, – сказал он с улыбкою, показывавшею, что слабости отца не мешают ему уважать и любить его. – Ведь я еще и не разместился. – Врешь, врешь, – закричал старик, встряхивая косичкою, чтобы попробовать, крепко ли она была заплетена, и хватая сына за руку. – Дом для твоей жены готов. Княжна Марья сведет ее и покажет и с три короба наболтает. Это их бабье дело. Я ей рад. Сиди, рассказывай. Михельсона армию я понимаю, Толстого тоже… высадка единовременная… Южная армия что будет делать? Пруссия, нейтралитет… это я знаю. Австрия что? – говорил он, встав с кресла и ходя по комнате с бегавшим и подававшим части одежды Тихоном. – Швеция что? Как Померанию перейдут? Князь Андрей, видя настоятельность требования отца, сначала неохотно, но потом все более и более оживляясь и невольно, посреди рассказа, по привычке, перейдя с русского на французский язык, начал излагать операционный план предполагаемой кампании. Он рассказал, как девяностотысячная армия должна была угрожать Пруссии, чтобы вывести ее из нейтралитета и втянуть в войну, как часть этих войск должна была в Штральзунде соединиться с шведскими войсками, как двести двадцать тысяч австрийцев, в соединении со ста тысячами русских, должны были действовать в Италии и на Рейне, и как пятьдесят тысяч русских и пятьдесят тысяч англичан высадятся в Неаполе, и как в итоге пятисоттысячная армия должна была с разных сторон сделать нападение на французов. Старый князь не выказал ни малейшего интереса при рассказе, как будто не слушал, и, продолжая на ходу одеваться, три раза неожиданно перервал его. Один раз он остановил его и закричал:wiki-org.ru
Растение-людоед — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Файл:The ya-te-veo.jpgРисунок, изображающий аборигенов, встретившихся с деревом Я-Те-Вео из книги Дж. Буля «Земля и море». 1887 год.
Растение-людоед — мифическое хищное растение, которое достаточно велико, чтобы ловить и поглощать людей или крупных животных. Известно из фольклора разных стран мира.
Опубликованные в XIX веке отчёты европейских путешественников о якобы реальных наблюдениях таких деревьев в малоизученных на тот момент регионах планеты стали темой газетных статей, очерков и целых книг, то есть городской легендой. Образ хищного растения, питающегося людьми, проник и в массовую культуру (например, фильм «Нечто из иного мира» и другие).
Из реально существующих плотоядных растений наиболее крупным является Непентес Раджа, ловушки-кувшины которого имеют размер до 38 см (15 дюймов) и объём до 3,5 литров. Это растение иногда может захватывать даже небольших млекопитающих. На сегодняшний день нет сведений о существовании растения, которое могло бы питаться людьми.
На Мадагаскаре
Самые ранние сообщения о деревьях, которые едят людей, были самой настоящей мистификацией. В 1881 году некий немецкий исследователь Карл Лич направил в австралийскую газету «South Australian Register» заметку о дереве, которому в жертву приносит людей (чаще всего женщин) племя «мкодо» на Мадагаскаре. Ранее во французском журнале «Journal des Voyages» эти же сведения были опубликованы в качестве якобы имевшей место переписки между Личем и польским ботаником Омелиусом Фредловски. Дерево описывалось имеющим высоту 2,5 м, длину листьев — 3,5 м, числом этих листьев — 8, а также обладающим щупальцами длиной 1,5 м для захвата жертв.
Вновь история о дереве появилась в печати в 1920 году, когда в газете «The American Weekly» было напечатано «интервью» с Карлом Личем, и 1924 году — в виде целой книги бывшего губернатора штата Мичиган Чейза Осборна «Мадагаскар, земля Дерева-Людоеда». Осборн заявлял, что всем племенам и миссионерам на Мадагаскаре хорошо известно данное дерево, а также ссылался на статью Лича. Также есть сведения, что он будто бы пытался найти это растение.
В своей книге 1955 года «Саламандры и другие чудеса» учёный и писатель Вилли Лей убедительно доказал, что не существует не только никакого дерева-людоеда, но и мадагаскарского племени мкодо и исследователя Карла Лича.
На Минданао
В 1925 году всё в той же газете «The American Weekly» появилась статья об обнаружении нового плотоядного дерева — теперь уже на одном из островов Филиппин, Минданао.
Интересно, что в филиппинском фольклоре действительно фигурирует дерево, которое будто бы ест людей, — дунак. Оно описывается как обладающее густыми зелёными листьями, и когда человек или животное оказываются рядом с ним, то дерево «выплёвывает» нечто вроде щупалец, похожие на гибкие ветки с шипами, чтобы захватить добычу. После этого оно оборачивает их вокруг жертвы, раздавливая и измельчая её тело, после чего поедает (в другом варианте — вводит через них в тело жертвы «пищеварительный» сок, размягчающий его).
Легенды о дунаке могут быть отражением чрезмерно преувеличенных рассказов о росянке, которая действительно может питаться насекомыми и даже мелкими млекопитающими, либо необычным переложением способа охоты некоторых живущих на деревьях змей, в частности питонов.
В Африке
Существуют сведения о южноафриканском дереве Умдглеби, которое с целью удобрения почвы рядом с собой убивает всё живое вокруг себя, включая людей, то ли угольной кислотой, то ли парами на её основе. Заметка об этом дереве была опубликована в журнале «Nature». Однако существование этого дерева резонно подвергнуть сомнению — за более чем 120 лет, прошедших с момента публикации заметки, ни один экземпляр этого якобы «крайне неприхотливого и повсеместно встречающегося дерева» так и не был найден учёными.
В книге Дж. Буля «Земля и море» 1887 года рассказывается о плотоядном растении «Я-Те-Вео» (что можно перевести как «Теперь-я-вижу-тебя»), которое, как говорят, ловит и ест больших насекомых, но иногда пытается съесть и человека. Это плотоядное растение, как утверждается, произрастает в основном в джунглях Центральной и Южной Америки, но встречается и в Африке, и на берегах Индийского океана.
Существует много различных описаний растения, но большинство из них сходятся в том, что у него короткий, толстый ствол с многочисленными ответвлениями, похожими на длинные усики, которые оно использует для захвата добычи. Оканчивались эти ветви якобы чем-то наподобие жала и были снабжены мечевидными шипами.
В отличие от «мадагаскарского», сообщения об этом дереве, приходившие порой из совершенно независимых, но многочисленных источников, рассматривались наукой, однако не было получено ни одного убедительного доказательства его существования.
В Центральной Америке
27 августа 1892 года шотландский учёный и писатель Эндрю Уилсон (1852—1912 гг.) в колонке «Science Jottings» газеты «Illustrated London News» сообщил о натуралисте по фамилии Данстан (вероятно, имелся в виду учёный сэр Вундхам Роланд Данстан, 1861—1949 г.г.), собака которого была проглочена и почти съедена деревом. Инцидент якобы имел место в болотистой местности Никарагуа около озера, а дерево-убийца имело название «Змеиное дерево». Дерево было описано как внешне (в том числе формой корней) похожее на иву, но без листьев, тёмно-синего цвета и покрытое вязкой смолой. Данстан якобы сумел с большим трудом освободить свою собаку, однако она потеряла слишком много крови и умерла.
Месяц спустя, 24 декабря 1892 года, тот же Уилсон в той же колонке описывал другое похожее необычное растение: оно было названо им «Дерево-змея» и будто бы росло в Сьерра-Мадре, Мексика. Сообщалось, что оно питалось птицами.
Напишите отзыв о статье "Растение-людоед"
Литература
- Michell, John and Rickard, Bob. The Rough Guide to Unexplained Phenomena. — Rough Guides, 2000. — ISBN 1-85828-589-5.
Отрывок, характеризующий Растение-людоед
– Видас, Видас, они нас всех забирают!!! А как же мы? Почему мы здесь?.. – не унималась она. Мальчик стоял в тихом столбняке, не произнося ни слова, на короткий миг забыв даже про свою маленькую сестру. – Что же нам теперь делать?.. – уже совсем запаниковала малышка. – Пойдём же, ну, пойдём!!! – Куда?– тихо спросил мальчик. – Нам теперь некуда идти... Я не могла этого дольше выносить и решила поговорить с этой несчастной, цеплявшейся друг за друга, перепуганной парой детей, которых судьба вдруг, ни за что, ни про что, вышвырнула в какой-то чужой и совершенно им непонятный мир. И я могла только лишь попробовать представить, как страшно и дико всё это должно было быть, особенно этой маленькой крошке, которая ещё вообще понятия не имела о том, что такое смерть... Я подошла к ним ближе и тихо, чтобы не напугать, сказала: – Давайте поговорим, я могу вас слышать. – Ой, Видас, видишь, она нас слышит!!! – заверещала малышка. – А ты кто? Ты хорошая? Ты можешь сказать маме, что нам страшно?.. Слова лились сплошным потоком из её уст, видимо она очень боялась, что я вдруг исчезну и она не успеет всего сказать. И тут она опять посмотрела на скорую помощь и увидела, что активность врачей удвоилась. – Смотрите, смотрите, они сейчас нас всех увезут – а как же мы?!. – в ужасе лепетала, совершенно не понимая происходящего, малышка. Я чувствовала себя в полном тупике, так как первый раз столкнулась с только что погибшими детьми и понятия не имела, как им всё это объяснить. Мальчик вроде бы что-то уже понимал, а вот его сестра была так страшно напугана происходящим, что её маленькое сердечко не хотело понимать ничего вообще... На какой-то момент я совершенно растерялась. Мне очень хотелось её успокоить, но я никак не могла найти нужных для этого слов и, боясь сделать хуже, пока молчала. Вдруг из скорой помощи появилась фигура мужчины, и я услышала как одна из медсестёр кому-то крикнула: «Теряем, теряем!». И поняла, что следующим расставшимся с жизнью видимо был отец... – Ой, па-апочка!!! – радостно запищала девчушка. – А я уже думала, ты нас оставил, а ты здесь! Ой, как хорошо!.. Отец, ничего не понимая, оглядывался по сторонам, как вдруг увидев своё израненное тело и хлопочущих вокруг него врачей, схватился обеими руками за голову и тихо взвыл... Было очень странно наблюдать такого большого и сильного взрослого человека в таком диком ужасе созерцавшего свою смерть. Или может, именно так и должно было происходить?.. Потому, что он, в отличие от детей, как раз-то и понимал, что его земная жизнь окончена и сделать, даже при самом большом желании, уже ничего больше нельзя... – Папа, папочка, разве ты не рад? Ты же можешь видеть нас? Можешь ведь?.. – счастливо верещала, не понимая его отчаяния, дочка. А отец смотрел на них с такой растерянностью и болью, что у меня просто разрывалось сердце... – Боже мой, и вы тоже?!.. И вы?.. – только и мог произнести он. – Ну, за что же – вы?! В машине скорой помощи три тела уже были закрыты полностью, и никаких сомнений больше не вызывало, что все эти несчастные уже мертвы. В живых осталась пока одна только мать, чьему «пробуждению» я честно признаться, совсем не завидовала. Ведь, увидев, что она потеряла всю свою семью, эта женщина просто могла отказаться жить. – Папа, папа, а мама тоже скоро проснётся? – как ни в чём не бывало, радостно спросила девчушка. Отец стоял в полной растерянности, но я видела, что он изо всех сил пытается собраться, чтобы хоть как-то успокоить свою малышку дочь. – Катенька, милая, мама не проснётся. Она уже не будет больше с нами, – как можно спокойнее произнёс отец. – Как не будет?!.. Мы же все в месте? Мы должны быть в месте!!! Разве нет?.. – не сдавалась маленькая Катя. Я поняла, что отцу будет весьма сложно как-то доступно объяснить этому маленькому человечку – своей дочурке – что жизнь для них сильно изменилась и возврата в старый мир не будет, как бы ей этого не хотелось... Отец сам был в совершенном шоке и, по-моему, не меньше дочери нуждался в утешении. Лучше всех пока держался мальчик, хотя я прекрасно видела, что ему также было очень и очень страшно. Всё произошло слишком неожиданно, и никто из них не был к этому готов. Но, видимо, у мальчонки сработал какой-то «инстинкт мужественности», когда он увидел своего «большого и сильного» папу в таком растерянном состоянии, и он, бедняжка, чисто по мужски, перенял «бразды правления» из рук растерявшегося отца в свои маленькие, трясущиеся детские руки... До этого я никогда не видела людей (кроме моего дедушки) в настоящий момент их смерти. И именно в тот злосчастный вечер я поняла, какими беспомощными и неподготовленными люди встречают момент своего перехода в другой мир!.. Наверное страх чего-то совершенно им неизвестного, а также вид своего тела со стороны (но уже без их в нём присутствия!), создавал настоящий шок ничего об этом не подозревавшим, но, к сожалению, уже «уходящим» людям. – Папа, папа, смотри – они нас увозят, и маму тоже! Как же мы теперь её найдём?!.. Малышка «трясла» отца за рукав, пытаясь обратить на себя его внимание, но он всё ещё находился где-то «между мирами» и никакого внимания на неё не обращал... Я была очень удивлена и даже разочарована таким недостойным поведением её отца. Каким бы испуганным он не был, у его ног стоял малюсенький человечек – его крохотная дочурка, в глазах которой он был «самым сильным и самым лучшим» папой на свете, в чьём участии и поддержке она в данный момент очень нуждалась. И до такой степени раскисать в её присутствии, по моему понятию, он просто не имел никакого права...o-ili-v.ru
Растение-людоед | Mythological Creations | FANDOM powered by Wikia
Растение-людоед
Основное имя
Растение-людоед
Альтернативные имена
Дерево-пожиратель людей
Происхождение
Мировая мифология
Сторона
Нейтральная
Растение-людоед — мифическое хищное растение, которое достаточно велико, чтобы ловить и поглощать людей или крупных животных. Известно из фольклора разных стран мира.
Опубликованные в XIX веке отчёты европейских путешественников о якобы реальных наблюдениях таких деревьев в малоизученных на тот момент регионах планеты стали темой газетных статей, очерков и целых книг, то есть городской легендой. Образ хищного растения, питающегося людьми, проник и в массовую культуру.
Из реально существующих плотоядных растений наиболее крупным является Непентес Раджа, ловушки-кувшины которого имеют размер до 38 см (15 дюймов) и объём до 3,5 литров. Это растение иногда может захватывать даже небольших млекопитающих. На сегодняшний день нет сведений о существовании растения, которое могло бы питаться людьми.
На МадагаскареПравить
Самые ранние сообщения о деревьях, которые едят людей, были самой настоящей мистификацией. В 1881 году некий немецкий исследователь Карл Лич направил в австралийскую газету «South Australian Register» заметку о дереве, которому в жертву приносит людей (чаще всего женщин) племя «мкодо» на Мадагаскаре. Ранее во французском журнале «Journal des Voyages» эти же сведения были опубликованы в качестве якобы имевшей место переписки между Личем и польским ботаником Омелиусом Фредловски. Дерево описывалось имеющим высоту 2,5 м, длину листьев — 3,5 м, числом этих листьев — 8, а также обладающим щупальцами длиной 1,5 м для захвата жертв.
Вновь история о дереве появилась в печати в 1920 году, когда в газете «The American Weekly» было напечатано «интервью» с Карлом Личем, и 1924 году — в виде целой книги бывшего губернатора штата Мичиган Чейза Осборна «Мадагаскар, земля Дерева-Людоеда». Осборн заявлял, что всем племенам и миссионерам на Мадагаскаре хорошо известно данное дерево, а также ссылался на статью Лича. Также есть сведения, что он будто бы пытался найти это растение.
В своей книге 1955 года «Саламандры и другие чудеса» учёный и писатель Вилли Лей убедительно доказал, что не существует не только никакого дерева-людоеда, но и мадагаскарского племени мкодо и исследователя Карла Лича.
На МинданаоПравить
В 1925 году всё в той же газете «The American Weekly» появилась статья об обнаружении нового плотоядного дерева — теперь уже на одном из островов Филиппин, Минданао.
Интересно, что в филиппинском фольклоре действительно фигурирует дерево, которое будто бы ест людей, — дунак. Оно описывается как обладающее густыми зелёными листьями, и когда человек или животное оказываются рядом с ним, то дерево «выплёвывает» нечто вроде щупалец, похожие на гибкие ветки с шипами, чтобы захватить добычу. После этого оно оборачивает их вокруг жертвы, раздавливая и измельчая её тело, после чего поедает (в другом варианте — вводит через них в тело жертвы «пищеварительный» сок, размягчающий его).
Легенды о дунаке могут быть отражением чрезмерно преувеличенных рассказов о росянке, которая действительно может питаться насекомыми и даже мелкими млекопитающими, либо необычным переложением способа охоты некоторых живущих на деревьях змей, в частности питонов.
АфрикеПравить
Существуют сведения о южноафриканском дереве Умдглеби, которое с целью удобрения почвы рядом с собой убивает всё живое вокруг себя, включая людей, то ли угольной кислотой, то ли парами на её основе. Заметка об этом дереве была опубликована в журнале «Nature». Однако существование этого дерева резонно подвергнуть сомнению — за более чем 120 лет, прошедших с момента публикации заметки, ни один экземпляр этого якобы «крайне неприхотливого и повсеместно встречающегося дерева» так и не был найден учёными.
В книге Дж. Буля «Земля и море» 1887 года рассказывается о плотоядном растении «Я-Те-Вео» (что можно перевести как «Теперь-я-вижу-тебя»), которое, как говорят, ловит и ест больших насекомых, но иногда пытается съесть и человека. Это плотоядное растение, как утверждается, произрастает в основном в джунглях Центральной и Южной Америки, но встречается и в Африке, и на берегах Индийского океана.
Существует много различных описаний растения, но большинство из них сходятся в том, что у него короткий, толстый ствол с многочисленными ответвлениями, похожими на длинные усики, которые оно использует для захвата добычи. Оканчивались эти ветви якобы чем-то наподобие жала и были снабжены мечевидными шипами.
В отличие от «мадагаскарского», сообщения об этом дереве, приходившие порой из совершенно независимых, но многочисленных источников, рассматривались наукой, однако не было получено ни одного убедительного доказательства его существования.
В Центральной АмерикеПравить
27 августа 1892 года шотландский учёный и писатель Эндрю Уилсон (1852—1912 гг.) в колонке «Science Jottings» газеты «Illustrated London News» сообщил о натуралисте по фамилии Данстан (вероятно, имелся в виду учёный сэр Вундхам Роланд Данстан, 1861—1949 г.г.), собака которого была проглочена и почти съедена деревом. Инцидент якобы имел место в болотистой местности Никарагуа около озера, а дерево-убийца имело название «Змеиное дерево». Дерево было описано как внешне (в том числе формой корней) похожее на иву, но без листьев, тёмно-синего цвета и покрытое вязкой смолой. Данстан якобы сумел с большим трудом освободить свою собаку, однако она потеряла слишком много крови и умерла.
Месяц спустя, 24 декабря 1892 года, тот же Уилсон в той же колонке описывал другое похожее необычное растение: оно было названо им «Дерево-змея» и будто бы росло в Сьерра-Мадре, Мексика. Сообщалось, что оно питалось птицами.
ru.mythological-creations.wikia.com