Растение дышит. I Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Как можно доказать, что растение дышат. Растение дышит


ВСЕ ЛИ ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ ДЫШАТ?

ВСЕ ЛИ ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ ДЫШАТ?

Низамов Эмиль Зинфирович 1

1филиал МОБУ лицей с. Булгаково СОШ с. Ольховое МР Уфимский район РБ

Текст работы размещён без изображений и формул.Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Содержание
  1. Введение………………………………………………………………………..3-4
II. Основная часть «Дыхание –непременное условие жизни растений»……….5

2.1. Как протекает процесс дыхания.........................................................................5

2.2. Дыхание – это сложный процесс ….................................................................6

2.3. Взаимосвязь процессов фотосинтеза и дыхания ………...…………………7

2.4. Сопоставление процессов дыхания и фотосинтеза………….……………...8

2.5. Как помочь растениям дышать?........................................................................8

2.6. Все ли органы растения дышат?........................................................................9

III. Экспериментальная часть « Все ли органы растения дышат?»…..………...10

Эксперимент 1. « Сравнение дыхания человека и растений..…………………..10

Эксперимент 2. «Дышат ли все органы растений?..………………………..……10

Эксперимент 3. « Как дышат листья?»…….……………………………………..11

Эксперимент 4. «Дышат ли корни растений»…………………………….……...11

Эксперимент 5. «Дышат ли семена?»………………………………………….....11

Эксперимент 6. «Выделение углекислого газа»…………………………….…..12

IV. Заключение……………………………………………………………………..13

  1. Список использованной литературы…………………………………...........14

Приложения.

  1. Введение

Дыхание — процесс универсальный. Оно является неотъемлемым свойством всех организмов, населяющих нашу планету, и присуще любому органу, любой ткани, каждой клетке, которые дышат на протяжении всей своей жизнедеятельности. Дыхание всегда связано с жизнью, тогда как прекращение дыхания — с гибелью живого[6].

Жизнь организма в целом, как и каждое проявление жизнедеятельности, необходимо связаны с расходованием энергии. Клеточное деление, рост, развитие и размножение, поглощение и передвижение воды и питательных веществ, разнообразные синтезы и все другие процессы и функции осуществимы лишь при постоянном удовлетворении обусловленных ими потребностей в энергии и пластических веществах, которые служат клетке строительным материалом [8].

Источником энергии для живой клетки служит химическая (свободная) энергия потребляемых ею питательных веществ. Распад этих веществ, происходящий в акте дыхания, сопровождается освобождением энергии, которая и обеспечивает удовлетворение жизненных потребностей организма.

Растение – это живой организм, значит, ему нужна вода, тепло, свет. А дышит ли растение как человек? Я решил провести исследование. Так родилась идея проекта.

Актуальность темы: дыхание – это главный процесс живых организмов. Если растения – это живая природа то, что общего между дыханием человека и растения?

Гипотеза: доказать, что растение дышит всеми частями.

Цель работы: выявить потребность растения в воздухе, дыхании.

Задачи:

- изучить информацию через Интернет-ресурсы;

- изучить литературу;

- понять, как важен процесс дыхания для живых организмов;

- понять, как происходит процесс дыхания у растений;

- выяснить, что общего между дыханием человека и дыханием растения.

Объект исследования: растения.

Методы исследования:

- анализ;

-наблюдение;

- сбор информации;

- опыты;

- выводы.

  1. Дыхание – непременное условие жизни растений.
2.1. Как протекает процесс дыхания. Растения, как и все живые организмы, постоянно дышат. Для этого им необходим кислород. Он нужен и одноклеточным, и многоклеточным растениям. Кислород участвует в процессах жизнедеятельности клеток, тканей и органов растения. При анализе химического состава растений ученые выяснили, что кислород составляет в среднем 42% сухой массы тканей. Как и всем другим организмам, растениям для жизнедеятельности необходима и энергия. Растения получают ее в процессе дыхания. Мы все видели, как горят дрова в печке или костре. При горении мы наблюдаем, что выделяется большое количество в виде тепла и света. Откуда она берется? При горении органические вещества взаимодействуют с кислородом, а мы знаем, что кислород поддерживает дыхание. Сложные органические вещества распадаются на более простые, из которых они образовались, - воду и углекислый газ. А световая энергия, которая была использована растениями в процессе фотосинтеза для образования органических веществ, освобождается в виде тепла и света. Горение сходно с дыханием, но горение протекает очень бурно, с выделением большого количества энергии. При дыхании разложение органических веществ происходит постепенно в несколько этапов, на каждом из них выделяется небольшое количество энергии, которую растение использует на рост, размножение и другие процессы жизнедеятельности.

Дыхание – это сложный процесс, в ходе которого вследствие распада органических веществ высвобождается энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности. Основным органическим веществом, участвующем в дыхательном процессе, являются углеводы, главным образом сахара, особенно глюкоза.

Весь процесс дыхания в клетках растительного организма, когда сложные органические вещества расщепляются на более простые, неорганические, можно условно разделить на два этапа.

На первом, начальном этапе происходит распад молекул глюкозы. В итоге сложных реакций при участии разнообразных ферментов из глюкозы образуется более простое соединение и выделяется энергия, запасенная в виде химических связей в молекулах АТФ. Этот первый этап дыхательного процесса происходит в цитоплазме. Образованием более простых веществ завершается первая, подготовительная часть дыхательного процесса.

Взаимодействуя с кислородом, эти вещества окисляются до образования углекислого газа и воды. В ходе последовательно идущих одна за другой реакций с участием ферментов не только углекислый газ и вода, но и высвобождается много энергии, которая не теряется и не вся расходуется, а запасается в большом количестве в молекулах АТФ. В этом заключается второй этап дыхательного процесса, протекающего непосредственно в митохондриях клетки.

2.2. Дыхание - это сложный процесс.

Чтобы жить, растение обязательно должно получать через питание и дыхание, необходимые ему вещества и энергию. Поглощенные вещества на основе биохимических преобразований в клетках и тканях становятся веществами, из которых растение строит свое тело. Все преобразования веществ, происходящие в организме всегда сопровождается потреблением энергии. Зеленое растение (как автотрофный организм), поглощая световую энергию, преобразует ее в химическую и накапливает в сложных органических соединениях. В процессе дыхания при расщеплении органических веществ эта энергия высвобождается и используется растением на свои процессы жизнедеятельности и преобразование веществ, происходящих в клетках.

Оба процесса – фотосинтез и дыхание – идут на основе ряда последовательных многочисленных реакций, в которых одни вещества преобразуются в другие. Например, из углекислого газа и воды образуются сахара, которые затем через ряд промежуточных реакций превращаются в крахмал, клетчатку или белки, жиры, витамины и другие вещества, необходимые растению как запас питания и энергии.

То же происходит и в процессе дыхания. Расщепление более сложных веществ, образование более простых промежуточных и конечных неорганических соединений – углекислого газа и воды – обеспечивают растение высвобождающейся энергией. Одновременно идет передача различных химических элементов из одних соединений в другие. Эти превращения в организме называют обменом веществ. Обмен веществ – один из важных признаков жизни. Обмен веществ связывает все органы организма в единое целое. Вместе с этим благодаря обмену веществ организм объединяется с окружающей средой. Из нее растение поглощает вещества через корни и листья и выделяет в среду продукты своей жизнедеятельности.

Дыхание, как и питание, – необходимое условие обмена веществ, а значит и жизни организма.

2.3. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Растения дышат круглые сутки – и на свету, и в темноте, но на свету в растении протекает два взаимосвязанных процесса – фотосинтез и дыхание.

На свету растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, но они и дышат, т.е. поглощают кислород, но в гораздо меньших количествах, чем выделяют при фотосинтезе. Углекислого газа при фотосинтезе растения поглощают гораздо больше, чем выделяют при дыхании. Так, в солнечный день растения выделяют в 10-20 раз больше кислорода, чем поглощают его при дыхании.

Во время фотосинтеза поглощается энергия солнечного света и из неорганических создаются органические вещества. Во время дыхания растение расходует органические вещества, а энергия, необходимая для жизнедеятельности, освобождается.

Дыхание во всех живых клетках органов растения происходит непрерывно. Как и животные, растения погибают с прекращением дыхания.

2.4. Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания.

Дыхание является процессом, как бы противоположным фотосинтезу.

Чтобы лучше представить различие процессов дыхания и фотосинтеза можно рассмотреть признаки дыхания и фотосинтеза в клетках зеленого листа растения. (Приложение 1).

Процесс дыхания связан с непрерывным потреблением кислорода. Особенно интенсивно идет процесс дыхания в молодых тканях и органах растения. Интенсивность дыхания обусловлена потребностями роста и развития растений. Много кислорода требуется в зонах деления и роста клеток. Образование цветков и плодов, а также повреждение и особенно отрывание органов сопровождается усилением дыхания у растений. По окончании роста, с пожелтением листьев и, особенно в зимнее время интенсивность дыхания заметно снижается, но не прекращается.

2.5. Как помочь растениям дышат?

На тяжелых глинистых и заболоченных почвах растения особенно страдают от недостатка кислорода. В таких почвах вытесняет воздух, и нормальное дыхание корней нарушается. Выращивая растения, надо следить, чтобы к корням постоянно поступал свежий воздух. Д ля этого почву рыхлят культиваторами или мотыгами.

Рыхление почвы, кроме того, помогает сохранить влагу на сухих участках. При подсыхании почвы на ее поверхности образуется корка: она препятствует проникновению воды внутрь и способствует ее быстрому испарению. Во время рыхления корка разрушается и в поверхностном слое сохраняется влага. Недаром рыхление иногда называют «сухой поливкой» и говорят: «Лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо полить».

При выращивании культурных растений почва уплотняется и содержит мало воздуха. Поэтому для улучшения дыхания корней ее рыхлят специальными культиваторами. Особенно от недостатка кислорода страдают растения, выращиваемые на сильно увлажненных (заболоченных) почвах. Для улучшения снабжения воздухом корней растений такие почвы обычно осушают.

При хранении семян в зернохранилищах следят за влажностью семян. Сырые семена дышат интенсивнее и сильно разогреваются выделяющимся теплом — тогда зародыши в них погибают. Чтобы этого не происходило, закладываемые на хранение семена должны быть сухими, а зернохранилище — хорошо проветриваемым.

Дыханию растений препятствует пыль, оседающая на листьях. Ее твердые мельчайшие частицы закрывают устьица, и поступление воздуха в листья затрудняется. Вредно действуют на дыхание растений и примеси, появляющиеся в воздухе при сжигании различных видов топлива на промышленных предприятиях. Поэтому при озеленении городов обычно высаживают деревья, устойчивые к запыленному воздуху (тополь, черемуху, липу, конский каштан).

2.6. Все ли органы растения дышат?

Жизненные процессы протекают во всех живых клетках, поэтому им необходима энергия, и они ее получают в процессе дыхания. Следовательно, все части растения, состоящие из живых клеток, дышат.

Специальных дыхательных органов у растений нет. У крупных растений между рыхло расположенными клетками имеются воздушные пространства (межклетники), из которых кислород поступает в клетки. Большинство растений через устьица и чечевички получает кислород из воздуха. Водные растения получают его из воды всей поверхностью тела. Некоторые растения, произрастающие на заболоченных местах, имеют особые, дыхательные корни, поглощающие кислород из воздуха.

  1. Экспериментальная часть

Специальных дыхательных органов у растений нет. Органы растений – корень, стебель, листья, семена. Убедиться, что все органы ли растения дышат, необходим ли им кислород, я провел ряд экспериментов.

Эксперимент 1. «Как я дышу. Сравнение».

Гипотеза: дышат ли растения, как доказать, что дышат? Методы исследования: опыт, изучение литературы по теме, сравнение, вывод. Я знаю, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него, процесс дыхания, как и у человека. Вот и начало опыта проведу сам на себе.

А) Я взял воздушный шарик, надул его. Воздух, который я выдыхал, попал в шарик. Значит, я дышу. Я взял трубочку и стакан с водой. Вставил трубочку в воду и подышал. В воде появились пузыри. Значит воздух, который я выдыхал, прошел через трубочку в стакан с водой в виде пузырьков. Затем отверстие трубочки замазал вазелином, и снова попробовал подышать через эту трубочку. Убедился, что вазелин не пропускает воздух. (Приложение 2).

Б) Если подышать в стакан, то на его стенках остаются мокрые капельки. Это воздух, который мы выдыхаем. А дышит ли растение? Я взял пакет и завернул в него цветок в горшке. Через несколько дней я снял пакет и увидел, что растение хорошо выглядит, но зеленые листочки были влажными. Оказалось также, что в пакете скопились капельки воды, как и в стакане, когда я в него дышал. Вывод: всем живым организмам необходим воздух.

Эксперимент 2. «Дышат ли все органы растения?»

Гипотеза: органы растений – корень, стебель, листья, семена. Всем органам растений необходим воздух. Методы исследования: опыт, изучение литературы по теме, сравнение, вывод. Положим в одну из стеклянных банок свежесрезанные побеги растения, в другую — корнеплоды моркови, а в третью — 30–40 набухших семян фасоли (в сухих семенах процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхание, протекают очень медленно). Закроем все банки пластмассовыми крышками и поставим их в темное место. Проверим через сутки, как изменился в них состав воздуха. Для этого опустим в каждую из банок зажженную свечу. Во всех банках свечи гаснут. Вывод: побеги, корнеплоды и прорастающие семена при дыхании израсходовали имевшийся в воздухе банки кислород и увеличили в нем содержание углекислого газа. (Приложение 3).

Эксперимент 3. «Как дышат листья?».

Гипотеза: узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух. Методы исследования: опыт с растением, сбор информации по теме, сравнение, анализ, вывод. Я срезал два листочка с растения и посмотрел на место среза через лупу. Увидел, что на месте среза маленькие дырочки. Может растение дышит через эти дырочки? На нижнюю поверхность одного листика намазал толстый слой вазелина и оба листика поставил в стакан с водой. Ежедневно в течении недели наблюдал за листиками, есть ли какая-нибудь разница между листьями, обмазанным вазелином. Лист, на котором был вазелин, завял, другой лист не пострадал. Листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли. Вывод: отверстия на нижних поверхностях листьев – устьица служат для движения газов внутрь листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист необходимому для его жизнедеятельности углекислому газу и препятствуя выходу из листа избытков кислорода. (Приложение 4).

Эксперимент 4. «Дышат ли корни?».

Гипотеза: убедиться, что корни растения также дышат. Методы исследования: опыт с растением, изучение литературы по теме, сравнение, анализ, вывод. В стаканчик № 1 и № 2 я посадил одинаковые растения. Растение под № 1 я поливал и постоянно рыхлил землю. Растение под № 2 я только поливал, а землю не взрыхлял. Через несколько дней я заметил изменения в растении № 2. Земля стала твердой, листочки у растения потускнели, и само растение стало вялым. Вывод: чтобы корни дышали, нужно за растением ухаживать.

Эксперимент 5. «Дышат ли семена?».

Гипотеза: убедиться дышат ли семена. Методы исследования: опыт, сбор информации по теме, сравнение, анализ, вывод. Я взял предварительно замоченные семена фасоли и разделил их на 2 тарелки. Накрыл мокрой тканевой салфеткой и постоянно подливал воду в обе тарелки, пока фасоль не пустил маленькие белые ростки. С каждым днем эти ростки становились больше и стали зеленеть. Тогда в тарелку № 1 я налил воды, а в тарелку № 2 подсолнечное масло. На следующий день я заметил, что семена в тарелке №1 продолжают расти, а в тарелке № 2 они погибли. Подсолнечное масло перекрыло доступ воздуха к семенам. Вывод: семенам растений также необходим воздух. (Приложение 5).

Эксперимент 6. «Растения при дыхании выделяют углекислый газ».

Гипотеза: растения при дыхании выделяют углекислый газ. Методы исследования: опыт , изучение литературы, сравнение, анализ, вывод. Поместим одно из комнатных растений на стекло и поставим рядом с ним стакан с известковой водой. Теперь закроем растение стеклянным колпаком и поместим его в темный шкаф. Через сутки известковая вода в стакане помутнеет. Вывод: под колпаком образовалось большое количество углекислого газа. При дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ. (Приложение 6).

Выводы:

  •  
    • Растения, как и все живые организмы, постоянно дышат и для этого им необходим кислород;

- Жизненные процессы протекают во всех живых клетках. Следовательно, все части растения, состоящие из живых клеток, дышат.

  1. Заключение.

Растения, как и все живые организмы, дышат. При этом они поглощают атмосферный кислород, а также используют тот кислород, который образуется у них в процессе фотосинтеза и имеется в межклетниках . Дышат растения и днем, и ночью. Днем большая часть атмосферного кислорода поступает в растение через устьица листьев и молодых побегов, кожицу молодых корней, а также чечевички стеблей. Ночью почти у всех растений устьица закрыты. В это время они для дыхания используют, в основном, кислород, образовавшейся при фотосинтезе и накопленный в межклетниках. По межклетникам кислород проникает во все живые клетки растений. В процессе дыхания растения поглощают гораздо меньше кислорода, чем образуют его при фотосинтезе и выделяют в окружающую среду.

Дыхание — сложный процесс. Поступивший в клетки кислород превращает (окисляет) имеющиеся в них сложные органические вещества (в основном глюкозу) в углекислый газ и воду. При этом освобождается энергия, которая была затрачена при фотосинтезе на их образование из углекислого газа и воды. Образующийся при дыхании у растений углекислый газ удаляется из организма через устьица, чечевички, через всю поверхность клеток молодых корней.

Дыхание — жизненно важный процесс. Как и человеку, так и растительным организмам необходим воздух для дыхания.

  1. Список использованной литературы

1. Г.П. Игошин «Уроки биологии. 6 класс», Ярославль: Ак. развития, 2010.

2. О.Н. Хюннинен«Биология. Живой организм». Развивающее обучение на уроках. Опорные схемы, 2009.

3. Н.И. Галушкова «Биология. Бактерии. Грибы. Растения.» , 2005.

4. А.И. Никишов, Л. А. Косорукова «Ботаника. Дидактический материал. Пособие для учителей биологии».

5. Н.Г. Боброва «Эта занимательная ботаника».

6. В.В.Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения.6кл: учебник для общеобразовательных учреждений, 2015.

7. С.Н. Лебедев «Уроки биологии с применением информационных технологий, 6 класс.» Методическое пособие с электронным приложением.

8. Интернет-ресурсы.

Приложение 1.

Сравнение

процессов дыхания и фотосинтеза в растениях

Признаки процесса

Дыхание

Фотосинтез

Где происходит

В клетках всех органов растения

В клетках, содержащих хлоропласты, т.е в листиках

Какой газ поглощается

Кислород

Углекислый газ

Какой газ выделяется

Углекислый газ

Кислород

Что происходит с органическими веществами

Расщепляются

Образуются

Для протекания процесса световая энергия

Не нужна

Необходима

Энергия

Высвобождается

Накапливается

Вода

Выделение

Поглощение

Приложение 2.

Эксперимент 1. Сравнение дыхание человека и растений.

Фото 1. Опыт с трубочкой

Фото 2. Опыт с растением.

Приложение 3.

Эксперимент 2. «Дышат ли все органы растений?»

Фото 3. Банки семенами, побегами,корнеплодами

Фото 4. В банках гаснут свечи.

Приложение 4

Эксперимент 3. «Как дышат листья?»

Фото 5. Опыт с листьями.

Фото 6. Лист с вазелином погибает.

.

Приложение 5

Эксперимент 5. «Дышат ли семена?»

Фото 7. Опыт с семенами фасоли.

Приложение 6

Эксперимент 6. Выделение углекислого газа растением.

Фото 9. Опыт с колпаком.

Фото 10. Опыт, показывающий помутнение известковой воды.

18

Просмотров работы: 5780

school-science.ru

Как можно доказать, что растение дышат

Абсолютно все растения – это живой организм, который не может функционировать без дыхания. Растения дышат круглыми сутками. Днем они используют устьица – это специальный орган, который отвечает за добычу, газообмен и усвояемость кислорода всеми клетками растения. Ночью процесс дыхания не прекращается и кислород в растении поддерживается за счёт накопленных запасов. Также растения могут дышать за счёт трещинок в стеблях и благодаря наличию корневой системы.

Роль дыхания в жизни растений

Дыхание – сложный процесс, в результате которого под действием поступившего кислорода образуется углекислый газ и вода. Этот газ из растений выводится всё теми же устьицами, а также с помощью корневой поросли. Дыхание способствует росту растений, обеспечивает и поддерживает все необходимые процессы в клетках растений для их полноценной жизнедеятельности. Если растение не будет дышать, оно погибнет.

Экспериментальные доказательства с участием растений

При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Следовательно, нужно привести доказательства выделения углекислого газа растением. Итак, проведем небольшой эксперимент.

  • Берем две ёмкости и наполняем разными растениями. В первую положим веточку с большими зелёными листьями, а во вторую - веточку с мелкими листьями и цветочками. Веточки необходимо срезать непосредственно перед экспериментом.
  • Ёмкости обязательно закрываем крышками, тем самым лишая побеги кислорода и ставим в тёмное место.
  • Спустя 24 часа, опускаем в наши ёмкости зажженную спичку. Огонь не будет гореть в углекислом газе, а значит, опустив горящую спичку в ёмкость с отсутствующим кислородом, она моментально потухнет.

Проведём другой эксперимент. Для него нам понадобится стеклянная поверхность, стакан с водой и известью и, конечно, само растение.

  • На стеклянную поверхность ставим растение в горшке и стакан с растворенной в воде известью.
  • Накрываем стеклянной крышкой и убираем в темное место.
  • Спустя какое-то время вода в стакане с известью начнёт темнеть. Это происходит из-за скопления под стеклянной крышкой молекул углекислого газа.

Вот такие несложные эксперименты помогают убедиться, что растения дышат.

vashurok.ru

Как доказать, что растения дышат, опыты

Как доказать, что растения дышат

Тот факт, что человек дышит уже не нужно никому доказывать. Тем более, у нас есть нос и рот, то есть внешние признаки того, что мы дышим. Для нас необходим кислород, который обеспечивает нам жизнеспособность. Но вот с растениями намного сложнее: как понять, а тем более как доказать, что растения дышат, когда они это делают, а также чем именно? Ученые ответили на эти вопросы давно, но это теория. Для того, чтобы самому убедится в правдивости фактов, которые говорят ученые можно провести несколько экспериментов.

  • Первый факт ученых – это то, что листья растений имеют специальные поры, через которые и осуществляется дыхание.

Для того, чтобы это проверить понадобится сосуд с водой. В него необходимо поместить ветку растения. Перед опусканием возьмите увеличительное стекло и рассмотрите лист, особенно его нижнюю поверхность. При внимательном изучении можно увидеть поры. Затем опускаем веточку в сосуд так, чтобы только часть листа была в воде. После этого сосуд плотно закрываем крышкой или запечатываем скотчем. Через время из той части листа, что находится в воде, начнут выходить пузырьки, а значит, растение дышит. Кроме того, можно сделать такой же эксперимент, но с двумя веточками. На одной из них листья смазывают парафином или растительным масло (они блокируют поступление кислорода). После этого сосуд закрывают. Через время та веточка, листья которой были покрыты специальными веществами, начнет засыхать. Почему? Потому, что не смогла дышать.

  • Второй факт от ученых – растения дышат углекислым газом, а в результате вырабатывают нужный человеку кислород.

Этот процесс – основа фотосинтеза. Как убедится в том, что это правда? Очень просто. Достаточно взять комнатный цветок, поместить его в герметичную камеру на несколько дней, но светлую, прозрачную, чтобы растение получало солнечный свет. А мы знаем, что свет плюс углекислый газ равно кислород. Так вот, через несколько дней, согласно теории, количество кислорода должно увеличиться. Как это проверить? Достаточно при открывании сосуда внести в него горящую спичку. Как известно, кислород хорошо горит. При эксперименте мы увидим, что спичка вспыхнула в момент погружения в сосуд, а значит, количество кислорода действительно увеличилось. Это доказывает то, что растение дышит, а также то, что фотосинтез существует.

как доказать, что растения дышатКак видим, с помощью простых опытов можно убедиться в том, что растения – это живые вещества, которые дышат.

Читайте также:

Почему листья осенью желтеют и опадают

Почему картофель называют вторым хлебом

Почему яблоко темнеет на срезе

Почему 8 марта называют международным женским днем

Как появилась наша планета Земля

 

razvitiedetei.info

Днем и ночью

Продолжателей оказалось много. Они повторяли опыты Пристли, ставили свои и снова убеждались в способности растений очищать воздух.

Но вскоре ученые обнаружили еще одну особенность. Оказывается, растение очищает воздух днем, в присутствии солнечного света. Ночью оно прекращает эту работу.

Заметили, что на ночь не следует приносить в комнату много цветов. Будет тяжело дышать, потому что ночью растение забирает чистый воздух, или, как теперь говорят, поглощает кислород.

Тут мы должны будем немного задержаться. Нельзя продолжать рассказ о раскрытии тайн зеленого растения, не сказав о воздухе, в котором живет растение.

Еще в младших классах школы вам рассказывали о воздухе. Вы знаете, что это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и некоторых других. Мы их не видим, потому что они бесцветны. Они не имеют ни запаха, ни вкуса. Но для науки это не было препятствием. Ученые изучили состав воздуха и даже вычислили, сколько какого газа в нем содержится. Больше всего в воздухе оказалось азота.

Ученые исследовали воздух, вдыхаемый живыми существами, и воздух выдыхаемый. И что же обнаружилось? Азота выдыхают столько же, сколько вдыхают. Следовательно, азот воздуха не используется организмом.

А вот кислорода в выдыхаемом воздухе почти нет. Вместо него появляется другой газ — углекислый.

Возьмите немного известковой воды и через стеклянную трубку подышите в воду — она замутится. Отчего это?

Так действует на известковую воду углекислый газ, который вы выдохнули.

Все живые существа выдыхают углекислый газ. А растения? Как дышат они? И дышат ли вообще?

Конечно, у растений нет особых органов дыхания — легких, как у нас с вами. Но ведь и человек дышит не только легкими, а еще и кожей.

Дыхание растения похоже на наше кожное.

Воздух входит в него и выходит обратно через маленькие отверстия в листьях. Их можно увидеть под микроскопом. Они называются устьицами.

Интересной способностью обладают эти устьица: они то широко раскрываются, то делаются узенькими щелочками, а иной раз и совсем закрываются. Через них-то и проникает воздух в растения; через них же из растения испаряется влага.

Растение, так же как и человек, использует для дыхания только кислород, а выдыхает углекислый газ.

Эти маленькие отверстия в листе — устьица — видны под микроскопом.

Вы можете проверить это. Проделайте такой опыт. Достаньте несколько листьев примулы и опустите черешками в воду.

Рядом с листьями поставьте немного известковой воды в стакане. Теперь закройте все это большой банкой и поставьте в темное место. Через некоторое время загляните в стакан с известковой водой — она замутилась.

Приготовьте в другом стакане еще немного известковой воды и опять, как в прошлый раз, через трубку подышите в нее. Она тоже замутится.

И вы и листья примулы выдохнули углекислый газ, поэтому известковая вода замутилась.

Но почему надо было ставить листья в темное место? Разве на свету листья бы не дышали? Нет, не в том дело.

На свету листья тоже дышат, но одновременно они выполняют другую работу, которая как бы заслоняет, не дает увидеть процесс дыхания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.activestudy.info

Дышат ли растения - HintFox

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонков в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни. Любовь к природе - это когда человек не просто любит природу, но и заботится о ней. Не портит деревьев, не загрязняет леса и реки, кормит птиц и зверей

Я люблю природу, забочусь и стараюсь беречь ее. Дома и в классе я ухаживаю за комнатными растениями. Я поливаю их, обрываю сухие листочки, удобряю землю. Я знаю, что растения – это живой организм, значит, ему нужна вода, тепло, свет. А дышит ли растение как человек? Я решила провести исследование. Так родилась идея проекта.

ОПЫТ № 1

Я взяла воздушный шарик, надула его. Воздух , который я выдыхала, попал в шарик. Значит, я дышу.

Я взяла трубочку и стакан с водой. Вставила трубочку в воду и подышала. В воде появились пузыри. Значит воздух, который я выдыхала, прошел через трубочку в стакан с водой в виде пузырьков.

Затем я снова взяла трубочку и намазала ее кончик вазелином. Воздух в стакан с водой не прошел. Значит, вазелин не пропускает воздух.

Я срезала два листочка с растения и посмотрела на место среза через лупу. Увидела, что на месте среза маленькие дырочки. Может растение дышит через эти дырочки?

Растение под № 1 я поставила в стакан с водой, а место среза растения № 2 я намазала вазелином и тоже поставила в стакан с водой.

Через несколько дней я заметила, что растение № 1 такое же зеленое и живое, как и в день среза. Растение № 2 потеряло цвет и стало вянуть.

ВЫВОД: РАСТЕНИЕ ДЫШИТ ЧЕРЕЗ СТЕБЕЛЬ.

ОПЫТ № 2

Если подышать в стакан, то на его стенках остаются мокрые капельки. Это воздух, который мы выдыхаем.

А дышит ли растение? Я взяла пакет и завернула в него цветок в горшке.

Через несколько дней я сняла пакет и увидела, что растение хорошо выглядит, но зеленые листочки были влажными.

Оказалось также, что в пакете скопились капельки воды, как и в стакане, когда я в него дышала.

Я взяла салфетку, протерла пакет, которым был накрыт цветок. На салфетке остался мокрый след. Точно так и на стакане.

ВЫВОД: РАСТЕНИЕ ДЫШИТ ЧЕРЕЗ ЛИСТОЧКИ

ОПЫТ № 3

В ходе проведения опытов я сделала вывод о том, что растения дышат через листочки. А только личерез листочки. Я решила провести еще один опыт. В стаканчик № 1 и № 2 я посадила одинаковые растения. Слайд 16

Растение под № 1 я поливала и постоянно рыхлила землю. Растение под № 2 я только поливала, а землю не взрыхляла.

Через несколько дней я заметила изменения в растении № 2. Земля стала твердой, листочки у растения потускнели, и само растение стало вялым.

ВЫВОД: РАСТЕНИЕ ДЫШИТ ЧЕРЕЗ КОРЕНЬ.

ОПЫТ № 4

Я решила проверить все эти утверждения еще раз. Я взяла зерна гороха и разделила их на 2 тарелки. Накрыла мокрой тканевой салфеткой.

Я постоянно подливала воду в обе тарелки, пока горох не пустил маленькие белые ростки.

С каждым днем эти ростки становились больше и стали зеленеть. Тогда в тарелку № 1 я налила воды, а в тарелку № 2 подсолнечное масло.

На следующий день я заметила, что зерна в тарелке №1 продолжают расти, а в тарелке № 2 они погибли. Подсолнечное масло перекрыло доступ воздуха к растениям.

ИТОГ: РАСТЕНИЕ ДЫШИТ ЧЕРЕЗ КОРЕНЬ, СТЕБЕЛЬ И ЛИСТЬЯ.

Что я узнал нового?

- Растение дышит как и человек

- Значит ему нужен чистый воздух

- Значит растение – живой организм

- Значит нужно беречь и охранять природу

АННОТАЦИЯ

К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ «ДЫШАТ ЛИ РАСТЕНИЯ?»

Именно у первоклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность. Именно в начальной школе важнейшая задача учителя – воспитание и привитие любви и бережного отношения к природе.

Исследовательский проект выполнен ученицей 1 класса МБОУ «Излучинская ОСШ № 2 » Самойловой Анной.

Выполнению работы предшествовало знакомство с комнатными растениями и правилами ухода на уроке окружающего мира. Аня заинтересовалась и решила расширить знания по этой теме. Был сделан вывод, что эта тема актуальна, так как любовь к природе – это любовь к людям, к Родине, ко всему живому. Были определены этапы работы над проектом.

Проект состоит из нескольких частей. Первая часть содержит введение освещение возникновения идеи проекта. Следующая часть отражает практическую часть. В заключительном разделе представлены выводы. Для того чтобы сделать свой проект более интересным, ученица каждое действие отображала на фотографиях.

Участница через содержание проекта доказала, что растение – живой организм, оно дышит как человек. Значит нужно беречь и охранять природу как беречь жизнь человека.

РЕЦЕНЗИЯ на исследовательскую работу по проблеме «Дышат ли растения?»,выполненной учащейся 1 класса Самойловой Анной

Работа представляет собой результат исследовательской деятельности в области природоведения.

Актуальность темы заявлена в исследовательском проекте и обоснована самой учащейся «Дышат ли растения?»,

Ученица поставила перед собой задачу: изучить по данной проблеме материал, сделать выводы и ответить на вопрос.

Проведенная практическая работа освещает указанную проблему и свидетельствует о том, что участница проекта собрала необходимые информационные источники, серьезно проработала их, провела опыты, грамотно изложила суть проблемы. Ученица показала умение работать со справочной литературой, умение использовать информационные технологии. К работе были привлечены и родители, которые оказывали непосредственную помощь.

www.hintfox.com


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта