Растение – целостный организм. Функции растительного организма. Растение целостный организм
Растение – целостный организм. Функции растительного организма
Растение – целостный организм. Функции растительного организма
Растение – целостный организм
Многоклеточное растение функционирует как единый целостный организм. Все его части связаны между собой. Обеспечивается эта связь обменом веществ. Биохимические преобразования веществ, происходят по помощи ферментов.
Почти для всех растений характерен автотрофный тип питания. Зеленые растения способны к фотосинтезу – образованию с участием света органических веществ из неорганических. Во время фотосинтеза растения образуют углеводы и выделяют кислород.
Как все живые существа, растения дышат круглые сутки. При этом они поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Дышат все части растения – и надземные, и подземные.
Функции растительного организма
Фитогормоны
Функции растительного организма – рост, развитие, фотосинтез, дифференциация клеток – регулируются с помощью биологически активных соединений – фитогормонов. Специфичность фитогормонов значительно меньше в отличие от гормонов животных. Они вырабатываются специализированными клетками. Транспортируются фитогормоны по проводящим тканям или непосредственно от одной клетки к другой от места образования к месту действия. Незначительное количество этих соединений может значительно влиять на жизнедеятельность растений, его основные функции, ускорять или тормозить их.
Фитонциды и Алкалоиды
Растения могут влиять на особей своего или других видов растений, микроорганизмов, животных с помощью биологически активных соединений – фитонцидов, алкалоидов и др. Фитонциды (от греч. фитон – растение и лат. цедо – убиваю) – это вещества, которые выделяются растениями для угнетения жизнедеятельности других видов растений, бактерий, грибов и т. п. Например, пырей и ясень с помощью фитонцидов могут тормозить развитие растений других видов. Благодаря антибиотическому действию фитонциды чеснока и лука издавна используют в профилактике и лечении многих инфекционных заболеваний. Растения и грибы выделяют для защиты от животных, поедающих растения, и паразитов особые ядовитые вещества – алкалоиды. Алкалоиды способны также отрицательно влиять на другие виды растений.
Растения способны реагировать на изменения окружающей среды. Эти реакции получили название тропизмов и настий. В их основе лежит явление раздражимости.
Тропизмы и Настии
Тропизмы и Настии
Тропизмы (от греч. тропос – поворот, изменение направления) – это двигательные реакции органов и частей растений в ответ на раздражитель, имеющий определенную одностороннюю направленность. Наблюдаются эти реакции в органах растений, которые растут. Как правило, тропизмы являются результатом неравномерного деления клеток вследствие соответствующего распределения фитогормонов роста на разных сторонах органов. Движения растения, направленные в сторону раздражителя, называются положительными, в противоположную сторону – отрицательными. Например: ростовые реакции на свет называются фототропизмом, на химические соединения – хемотропизмом, на силу тяжести земли – геотропизмом и т. п.
Настии (от греч. настос – уплотненный) представляют собой движения органов растений, которые являются ответными на действие раздражителей, не имеющих определенного направления. Влияют эти факторы диффузионно и равномерно с разных сторон. Установить какой-либо односторонний фактор двигательной реакции невозможно. Это такие раздражители, как изменение освещенности, температура и т. п. Связаны настии, могут быть с растяжением органов из-за изменения тургорного давления в определенных группах клеток вследствие колебаний концентрации клеточного сока или неравномерного роста.
Известны: фотонастии – открывание и закрывание венчика цветка в ответ на смену освещенности, термонастии – сворачивание листьев при изменениях температуры, никтинонастии – двигательные реакции, вызванные наступлением ночи, то есть сном растений (закрывание цветков, опускание на ночь соцветий у моркови), сейсмонастии – закрывание листьев насекомоядных растений как реакция на движения насекомого, эпинастии – изгиб органа (листа) происходит книзу (опускание листьев мимозы, белой акации и т. п.), гипонастии – изгиб органа за счет растягивания клеток нижней стороны черешка и центральной жилки (листовые пластинки поднимаются вверх на ночь у лебеды, табака) и т. п.
Жизнедеятельность растения взаимообусловлена. Корневая система поставляет воду и минеральные вещества надземной части растения. В листьях образуются органические вещества, которыми обеспечиваются все органы растения. Если активизируется деятельность любого органа, то активизируется ход процессов жизнедеятельности всего организма.
xn----9sbecybtxb6o.xn--p1ai
РАСТЕНИЕ - ЦЕЛОСТНЫЙ ОРГАНИЗМ - РАСТЕНИЯ
Структурной единицей каждой цветочной растения (деревья, кустарники, травы) есть клетка. Группы клеток объединяются в ткани, ткани входят в состав вегетативных (корень, стебель, лист) и генеративных (цветок, плод, семена) органов.
Все органы растения функционально тесно взаимосвязаны, что позволяет ей осуществлять процессы жизнедеятельности в постоянной связи с окружающим средой. В то же время каждый орган растения выполняет только ему присущие функции. Например, письмо выполняет функцию фотосинтеза, корень фиксирует растение в почве и всасывает из него растворы минеральных солей. Нарушение функции любого из органов может привести к гибели растения. Если повреждена корневая система не способна всасывать из почвы воду и минеральные соли, это приводит к нарушению фотосинтеза в листьях, потери клетками тургора и увядание растения. В случае повреждения стебля нарушается целостность ведущей системы - нисходящего и восходящего потоков веществ в растении. При подкормке растения, например селитрой, усиленно развивается зеленая масса, что обеспечивает обильное питание и, как следствие, рост других органов.
Таким образом, жизнь растения как целостного организма обеспечивается слаженной взаимодействием ее надземной и подземной частей.
Как все живые организмы, растения питаются, дышат, растут и размножаются. Растения - автотрофи; благодаря фотосинтеза образуются органические вещества, которые используются для питания растения. Растения постоянно дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Лишенные кислорода растения погибают. Рост растения происходит благодаря делению и росту его клеток (в конусе нарастания корня и стебля, в междоузлиях, в камбиальному слою коры).
Каждое растение в определенный период своего развития приступает к размножению. Вегетативное размножение, спорообразование или семенное размножение обеспечивают передачу генетической информации потомству, увеличивают численность особей данного вида (поддерживают численность популяции) и способствуют расселению особей на новые территориях.
na-uroke.in.ua
1.Ботаника как биологическая наука. Растение – как целостный живой организм. Значение ботаники для фармации.
Ботаника - наука, изучающая внешнее и внутреннее строение растений, осо¬бенности процессов жиз-недеятельности, классификацию, взаимосвязь с усло¬виями среды, распространение в природе, значение в природе и жизни челове¬ка. Комплексное изучение растений обусловило необходимость выделения из бо-таники нескольких фундаментальных дисциплин: морфология растений, анатомия, физиология, эмбриоло-гия, систематика, география и геоботаника, экология растений, палеоботаника. Помимо них более частные науки: ресурсоведение, палинология, альгология, бриология и т.д. Как наука ботаника возник¬ла под влия-нием практических потребностей человека и развивалась одновре¬менно с развитием человеческого обще-ства. Первые научные сведения о рас¬тениях находят в трудах греческих классиков IV-III веков до н.э. - Ари-стотеля и Теофраста, которого считают "отцом" ботаники, так как он впервые класси¬фицировал растения на деревья, кустарники, полукустарники, травы (много-, дву-, однолетние). В I в. Плиний Старший в "Есте-ственной истории" опи¬сал около 1000 полезных растений. В дальнейшем развитие ботаники пред-ставлялось лишь как накопление описательных сведений о растениях, т.к. экс¬периментальные методы ис-следования не развивались. С начала эпохи возро¬ждения (XV в.) и до XVIII века наблюдается развитие бо-танических исследо¬ваний: возникли основные морфологические понятия, научная терминология, методы и принципы классификации растений и первые искусственные системы.
- Естественная система А.Жюссье (середина 18 в.): с учетом развития и род¬ства - 15 классов, 100 се-мейств, около 20 тыс. видов. Ввел понятие семейства.
- Система Ж.Б.Ламарка ("Философия ботаники", "Философия зоологии") - принцип градации, эволю-ция, отрицание реальности существования вида, це¬лесообразность, внутреннее стремление организмов к прогрессу.
Этот период характеризуется господством метафизического мировоззре¬ния. С первой половины XIX века - развитие опытного, естественнонаучного познания и накопления сведений, противоречащих пред-ставлениям о неиз¬менности и постоянства видов: создание клеточной теории (1899 г.) биогенетического закона, работы Л.Пастера о невозможности самозарождения и др. явились научными предпосылками воз-никновения эволюционного учения Ч.Дарвина. В 1859 г. вышла книга "Происхождение видов путем есте-ственно¬го отбора".
Эволюционные идеи легли в основу исторического метода исследования в биологии. Возникли новые отрасли ботаники: филогенетическая систематика, эволюционная морфология, биогеография и палеонто-логия, а на рубеже XX века - генетика (после работ Г.Менделя, а позже Корренса, Чермака, де Фриза).
Современная отечественная ботаника развивалась на известных исследова¬ниях, проведенных в Рос-сии в 18,19 веках. Например, в результатах экспеди¬ций в стране появились труды С.П.Крашенинникова "Описание Земли Кам¬чатки" (1755 г.), Гмелина И.Г. «Флора Сибири» (1747-1759), П.С. Палласа «Флора Рос-сии» (1784-1788). В 19 в. совершены крупные открытия в области ботани¬ки: Л.С. Ценковский (1822-1887 гг.) и М.С. Воронин (1838-1903 гг.) заложили основы науки о водорослях и грибах. С.И. Виноградский (1856-1953 гг.) открыл хемосинтез у бактерий, Д.И. Ивановский (1864-1920 гг.) - открыл и изучил вирусы, академик С.Г. Навашин (1898 г.) открыл двойное оплодотворе¬ние у покрытосеменных, Н.И. Вавилов - выдающийся селек-ционер, создал уче¬ние о центрах происхождения культурных растений и географических законо¬мерностях распределения их последовательных признаков. В результате орга¬низованных им экспедиций собран цен-ный фонд мировых растительных ре¬сурсов, хранящихся в ВИРе. Крупным исследователем флоры СССР является академик В.Л. Комаров, под руководством которого в 1934-1960 гг. создан коллективный труд "Флора СССР", 30-томник - незаменимое пособие совет¬ских и зарубежных ботаников. В 60-х годах XX в. крупные систематические исследования проводились Б.М. Козо-Полянским, А.А. Гроссгеймом, А.Л. Тахта-джяном.
Современный период развития ботаники, связан с возникновением новых методов исследований: электронной микроскопии, метода меченых атомов, культуры клеток, тканей, органов и др. С их помощью возможно изучение ультратонкого строения клеток тканей, особенностей обмена веществ на раз¬личных уровнях организации растительного организма.
Растение - живой организм. Каждый растительный организм - это открытая, саморегулирующаяся, само¬воспроизводящая система, которой присущи потоки материи, энергии и ин¬формации. Поток материи лежит в основе обмена веществ. Обмен веществ -совокупность реакций ассимиляции и диссимиляции, т.е. анаболизма и катабо¬лизма. У растений выделяют обмен веществ (метаболизм) первичный (синтез и расраспад белков, углеводов, жиров, нуклеиновых кислот, аскорбиновой кисло¬ты) и вторичный - образова-ние, превращение органических соединений дру¬гих классов (алкалоидов, гликозидов, дубильных веществ и др.) Поток энер¬гии непрерывно связан с потоком материи и реализуется через синтез и распад АТФ, проис-ходит соответственно при ассимиляции и диссимиляции. Орга¬низм - это открытая система, т.к. не может существовать без притока энергии извне. Для большинства растений источником энергии является солнце, и эта энергия накапливается в виде химических связей, в процессе фотосинтеза. Такие организмы называ-ются автотрофными (фототрофными). В отличие от растений, животные, грибы, бактерии используют для жизнедея¬тельности энергию, высвобождаемую при расщеплении поглощаемых ими ор¬ганических веществ - гетеротрофы. Поток информации лежит в основе само¬воспроизведения организмов и связан с функциями нуклеиновых кислот.
Растение, как целостный организм, имеет характерные уровни строения жи¬вого: молекулярный, кле-точный, тканевой, органный, онтогенетический, популяционный, видовой, биогеоценотический, биосферный.
Значение ботаники для фармации. 1. Анатомия растений - основа микроскопического анализа ЛРС. 2. Морфология - основа макроскопического метода анализа ЛРС. 3. Физиология растений необходима для изучения метаболизма в растениях БАВ, особенностей их накопления. 4. Систематика растений необходима для распознавания их в природе. 5. Ботаническая география - основа рациональной заготовки лекар-ственных растений и их охраны. 6. Экология растений (фитоценология) - при введении растений в культуру или их ин¬тродукции.
Заключение. Ботаника - биологическая наука, всесторонне изучающая растения, явля¬ется необхо-димым предметом, дающим теоретические знания и практические навыки, необходимые в будущей работе провизора.
studfiles.net
Тест по биологии «Растение – целостный организм»
Процесс переноса пыльцы на рыльце пестика.
напыление
распыление
опыление
По способу опыления растения разделяются на две большие группы — анемофильные и энтомофильные. Для успешного опыления очень важно, чтобы пыльца была сухой, не разбухшей от влаги. После опыления все цветки опадают. Перенос пыльцы с одного цветка на рыльце пестика другого цветка разных особей в пределах популяций одного вида — перекрёстное опыление.
Тип опыления, при котором пыльца с тычинки попадает на рыльце пестика того же самого цветка.
самоопыление
искусственное
перекрёстное
Если пыльца попадает на рыльце пестика этого же цветка или цветка этой же особи — это самоопыление. Оно может встречаться у однолетних растений (пастушья сумка, клевер шершавый, герань нежная). Крайняя форма самоопыления — клейстогамия, когда опыление идёт в закрытых, нераспустившихся цветках, похожих на бутоны. Эти растения образуют не только закрытые цветки, но и бесплодные открыто цветущие. Клейстогамия обычно наблюдается при неблагоприятных экологических факторах (высокой или низкой температуре, обилии осадков).
Этот процесс открыл С.Г. Навашин и он характерен только для цветковых растений.
опыление
тройное опыление
двойное опыление
Двойное оплодотворение – важнейшая особенность размножения покрытосеменных растений. В результате опыления и оплодотворения формируется семя, в котором развивается зародыш и эндосперм с запасом питательных веществ. После попадания на рыльце пестика пыльцевое зерно прорастает, пыльцевая трубка разбухает и выходит из борозды или поры пыльцы. Обычно пыльцевая трубка проникает в семяпочку, или мегаспорангий, через пыльцевход (микропиле). По пыльцевой трубке в женский гаметофит перемещаются генеративные клетки – два спермия (n). Один из двух спермиев сливается с яйцеклеткой, и в результате оплодотворения развивается диплоидная зигота (2n). Другой спермий сливается с центральным диплоидным ядром зародышевого мешка, что приводит к образованию триплоидного (3n) ядра, из которого формируется питательная ткань – эндосперм.При этом опылении происходит перекомбинация наследственных признаков отцовского и материнского организмов.
искусственное
самоопыление
перекрёстное
В процессе эволюции цветковые растения выработали множество своеобразных и сложных приспособлений для перекрёстного опыления. Перекрёстным опылением называют перенос пыльцы от одного цветка на рыльце пестика другого цветка разных особей в пределах популяции одного вида. При таком опылении образуется больше семян, которые отличаются лучшей всхожестью и дают более сильное потомство. Поэтому существует много поразительных приспособлений, предохраняющих цветки от самоопыления.
Какое суммарное уравнение процесса фотосинтеза представлено правильно?
6СО2 + 6Н2О = С6Н12О6 + 6О2
6СО2 + 6Н2О2 = С6Н12О6 + 6О2
6СО2 + 6Н2О = С6Н12О6 + 6Н2О
Энергия электромагнитного излучения достигает поверхности Земли в виде квантов (мельчайших порций излучения). Световые кванты именуются фотонами, именно они необходимы для реакции фотосинтеза. Свет с длинной волны 380-710 нм называется фотосинтетически активной реакцией. Фотосинтез — процесс образования органических веществ в клетках растений при участии энергии света — одно из замечательных явлений природы.
Что такое воздушное питание растения?
процесс питания воздухом
процесс питания кислородом
процесс, происходящий в зелёных листьях на свету
Зелёные листья — органы воздушного питания. Зелёное растение не нуждается в получении органических веществ из окружающей среды.
Фотосинтез является основным процессом, приводящим к образованию органических веществ в растениях. При фотосинтезе солнечная энергия в зеленых частях растений, содержащих хлорофилл, превращается в химическую энергию, которая используется на синтез углеводов из углекислого газа и воды. Таким образом, у растений можно выделить два типа питания: минеральное, обеспечивающее растение водой и минеральными веществами, и фотосинтез (воздушное питание), в процессе которого образуются необходимые органические вещества.
Одна из важнейших функций стебля — транспортная. Она заключается в передаче растворов от органов почвенного питания — корней и органов воздушного питания — листьев ко всем органам растения. Вы знаете, что крахмал, образовавшийся в листьях, превращается затем в сахар и поступает во все органы растения. А как сахар из листьев проникает в стебель?
по ситовидным трубкам
по лубяным волокнам
клеткам сердцевины
Органические вещества, образующиеся в листьях, оттекают во все органы растения. Это — нисходящий ток, он осуществляется по лубу, основным проводящим элементом которого являются ситовидные трубки (живые клетки, соединяющиеся между собой ситечками — тонкими перегородками с отверстиями, они могут быть в поперечных и продольных стенках).
Как вода и минеральные соли попадают в листья, цветки и плоды?
по сосудам
по ситовидным трубкам
по камбию
Вода и минеральные соли, всасываемые корнем, передвигаются по стеблю к листьям, цветкам и плодам. Это — восходящий ток, он осуществляется по древесине, основным проводящим элементом которой являются сосуды (мёртвые пустые трубки, образующиеся из живых паренхимных клеток) и трахеиды (мёртвые клетки, которые соединяются между собой с помощью окаймлённых пор).
Процесс, происходящий в слоевище лишайника, когда гифы гриба поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества, а водоросль образует органические вещества, благодаря фотосинтезу.
дыхание
питание
выделение
Питается лишайник следующим образом: гифы гриба впитывают атмосферную влагу всей своей поверхностью и снабжают водоросль водой и минеральными солями; в клетках водорослей образуются органические вещества. Часть их используется самой водорослью, а часть идёт на питание гриба.Сложный орган растения, состоящий из стебля, листьев, почек образовавшийся в течение одного лета.
побег
черешок
кустик
Побег – осевой вегетативный орган высших растений, состоящий из стебля, листьев и расположенных в их пазухах почек. Главные функции побега – опорная и проводящая. Побеги растут вверх, вынося листья, цветки и плоды к свету, ветвятся и создают прочный каркас растения. По ним от корней непрерывно поднимется вода с растворёнными в ней минеральными веществами, а в обратном направлении, из листьев в корень, поступают растворы органических веществ. Иногда побеги участвуют в фотосинтезе. Они могут выполнять запасающую функцию, накапливая питательные вещества. Побеги играют большую роль в формировании скелетной части кроны и облика растений.Образование боковых побегов из пазушных почек называется...
кущение
рост
ветвление
Из зародышевого побега образуется главный побег растения (побег первого порядка). Из боковых почек формируются побеги второго порядка, а при их ветвлении — третьего и т.д., так в результате ветвления образуется система побегов.
Зачаточный, ещё не развернувшийся побег, на верхушке которого находится конус нарастания.
почка
листочек
цветочек
Почка состоит из апикальной (верхушечной) меристемы, стебелька и зачатков листьев и представляет собой зачаток побега. Форма почки зависит от того, как «упакованы» внутри её пластинки листьев.Почка, расположенная на верхушке стебля. За счёт неё побег нарастает в дину.
пазушная почка
спящая почка
верхушечная почка
На верхушке побега находится верхушечная почка. Интенсивно растущая верхушечная почка тормозит развитие боковых; затем, когда в процессе роста стебля междоузлия удлиняются и расстояния между верхушечной и боковыми почками увеличивается, эти почки тоже вступают в рост.
Тип ветвления побега хвойного растения — Ель обыкновенная.
дихотомическое
моноподиальное
симподиальное
У высших растений отмечаются два основных типа ветвления: моноподиальное и симподиальное. При моноподиальном ветвлении главная ось не прекращает рост в длину и образует ниже точки роста боковые ветви, при этом формируется характерная пирамидальная форма роста. Такое ветвление есть у хвойных деревьев (ель, лиственница, пихта), травянистых покрытосеменных растений и хвощей.
Эти почки не имеют определенной правильности в расположении и возникают из внутренних тканей. Источником их образования могут быть перицикл, камбий, паренхима сердцевинных лучей. Они могут образовываться и на стеблях, и на листьях, и даже на корнях.
спящие почки
придаточные почки
пазушные почки
Придаточные почки образуются вне пазух – на междоузлиях побегов, на корнях, листьях. Из придаточных почек, заложенных на корневище или у основания стебля, могут развиваться надземные побеги – корневая поросль, или корневые отпрыски.biouroki.ru
РАСТЕНИЕ - ЦЕЛОСТНЫЙ ОРГАНИЗМ - ОРГАНЫ И ОРГАНИЗМ - СТРОЕНИЕ ЦВЕТОЧНОЙ РАСТЕНИЯ. ФУНКЦИИ ЕЕ ОРГАНОВ - Биология
СТРОЕНИЕ ЦВЕТОЧНОЙ РАСТЕНИЯ. ФУНКЦИИ ЕЕ ОРГАНОВ
ОРГАНЫ И ОРГАНИЗМ
РАСТЕНИЕ - ЦЕЛОСТНЫЙ ОРГАНИЗМ
Органы растения - и вегетативные, и генеративные - находятся в сложной взаимосвязи, обеспечивая жизнь единого организма. Корни поглощают из почвы воду и минеральные соли, необходимые для нормального существования всех живых клеток. В корнях образуются органические вещества: аминокислоты, витамины, гормоны, ферменты и другие соединения, без которых невозможна жизнь организма. Некоторые из них идут на образование в листьях хлорофилла. Без хлорофилла не происходит процесс фотосинтеза. Для фотосинтеза необходима вода также поступает в зеленых клеток листа с корней.
Большая количество воды испаряется надземными органами, и таким образом растение предохраняет себя от перегрева. Воду до побегов подают корни.
В свою очередь, в клетках корней синтез разнообразных жизненно важных соединений возможен при поступлении в них органических веществ из листьев. Только в клетках с хлоропластами образуются органические вещества из неорганических - воды и углекислого газа. Продукты фотосинтеза необходимы корням для их роста и ветвления.
Таким образом, только при тесной взаимосвязи между надземными и подземными вегетативными органами возможное жизни организма.
Цветения, созревание плодов и семян также невозможны без обеспечения генеративных органов всеми необходимыми им веществами. Эти вещества им поставляют вегетативные органы.
В свою очередь, генеративные органы влияют на жизнедеятельность вегетативных органов. Так, работа корней зависит не только от органов воздушного питания, листьев, но и генеративных органов. В опытах было показано, что удаление завязей из цветков пшеницы или затенение колосков приводило к заметного уменьшения поступления азота из корней в надземную часть растения.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что растительный организм - это единая и целостная система. В этой системе функции разделены между отдельными органами, но деятельность их тесно взаимосвязана.
na-uroke.in.ua
Растительный организм как единое целое
Разделы: Биология
Цель урока: создать условия для формирования представления о целостности растительного организма, формирования умений выделять особенности строения органов растений, их функции, устанавливать причинно-следственные связи, совершенствовать навыки работы с учебной информацией.
Учебные задачи:
1) образовательная -
2) развивающая -
3) воспитательная -
- воспитывать активность, дисциплинированность обучающихся; культуру умственного труда, коммуникативных навыков: умение слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем; совершенствовать эстетическое восприятие, продолжить формирование научного мировоззрения на примере взаимосвязи строения и функций; познаваемости и единства живого организма.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения. Словесные, наглядные, практические; прблемно - поисковый, исследовательский, работа с учебным текстом, работа в группах, диалог.
Образовательные технологии: элементы личностно ориентированной технологии, проблемного обучения, учебно - исследовательской деятельности.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование. Таблица "Строение клетки", магнитная аппликация "Строение клетки", коллекции, гербарии, компьютер, проектор, презентация "Растение - целостный организм"; УМК: авторская линия В.В. Пасечника: В.В. Пасечник "Биология. Растения. Бактерии. Грибы" 6 класс, М., "Дрофа", 2010 год. "Рабочая тетрадь по биологии". К учебнику В.В. Пасечника "Биология. 6 класс", М.,
Формирование и развитие УУД
1) личностные -
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познания, доказательства сходства строения клеток растительного организма; единства и целостности растительного организма; взаимосвязи органов растения;
- самооценка на основе критерия успешности;
- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности ;
регулятивные -
- самостоятельно формулировать учебную цель, тему урока;
- составлять план решения вопросов; работать по плану; сверять свои действия с целью;
- совершенствовать самостоятельность в работе;
познавательные -
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; выделять основную и второстепенную информацию;
- умение осознанно строить речевое высказывание;
- умение сжато и выборочно передавать содержание текста, выделять главное;
- способность анализировать, выделять существенные признаки, строить логические цепочки, рассуждать и доказывать;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.
4) коммуникативные -
Ход урока
1. Организация класса на работу. /1- 2 мин/
2. Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо: "Вы - талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению". Скоро вы убедитесь в справедливости этих слов, вас ждёт открытый урок. Скажите каждый себе: " Я знаю всё!" и мы начинаем работать. Я желаю вам удачи.
3. Актуализация знаний.
1) Какие Царства живой природы мы изучили?
2) Назовите Отделы Царства Растения.
3) Укажите основной признак покрытосеменных растений.
4) Назовите организмы и укажите царства, к которым они относятся. /учитель демонстрирует гербарии растений, муляжи плодовых тел шляпочных грибов, грибов - трутовиков, шишки голосеменных растений, лишайники, побеги каштана, рябины, клубни картофеля, луковица/
Когда я готовила сегодняшний урок, то решила не формулировать его тему, т.к. считаю, что вы сами это сможете сделать. Поэтому, в конце урока мы проведем конкурс на более точную формулировку темы урока.
Скажите, как называется самая малая структурная часть любого живого организма?
Что такое клетка?
Из имеющихся составных компонентов смоделируйте клетку. (делают аппликацию)
Клетка - это ...(целостный живой организм).
Когда она будет работать как целостный живой организм? (Когда все части клетки будут взаимосвязаны и будут функционировать как единое целое).
Постройте модель клетки на магнитной доске. /учащиеся работают моделью клетки/.
Какие ассоциации у вас возникают на слово растение?
4. Составьте схему - кластер.
Дополнить схему в конце урока. (показать взаимосвязь между органами)
Из чего состоят все органы растений? (Из тканей, а ткани объединяются в органы.).
Назовите ткани растений. (работа с обобщающей таблицей).
Составьте схему взаимосвязи: клетки ткани органы.
Вывод:
Взаимосвязь клеток и тканей обеспечивает целостность растительного организма.
Каждый орган растений содержит почти все виды тканей.
Сходство клеток растений свидетельствует о единстве строения растения.
Учитель читает басню И.А. Крылова "Листы и корни" (текст басни на столах обучающихся) Анализ басни по вопросам. Кто является героями басни? Чем являются корень и листья у растений? О чём спорят листья с корнем? Что, на ваш взгляд, является главной мыслью басни? (работа с текстом басни)
На основе прочитанной басни сформулируйте проблему и поставьте проблемный вопрос. Какой проблемный вопрос вы могли бы поставить, проанализировав басню?
Как можно решить проблему?
Что мы должны доказать в ходе урока, т.е. что является целью нашего урока?
Организация работы в группах. Приложение № 1.
"Корень" (задание) "Стебель" (задание) "Лист" (задание) "Цветок и плод". / Работа с текстом учебника, рис, таблицами/.
Задание. Систематизируйте и обобщите изученный материал, выделите главное в строении и функциях органов. Докажите взаимосвязь строения и функций органов. Докажите важность данного органа и ответьте на вопрос:
"Можно ли выделить у растения какой-то один главный орган или нет? Дополните схему.
Анализ экспериментов: / Работа с текстом учебника, рис, таблицами/.
1) Как можно доказать дыхание корней и листьев?
2) Как экспериментально доказать, что в листьях на свету образуется крахмал?
3) Как экспериментально доказать, что в листья испаряют воду?
4) Как экспериментально доказать, что стебель проводит воду и минеральные соли?
Отчёт групп. Заслушиваются ответы учеников.
Учитель обобщает ответы учащихся, и делает вывод, что у растения нет главного органа, каждый орган выполняет свою важную функцию.
5. Спрогнозируйте, что произойдёт с растением, если...
Предположим, произошло нарушение работы одного из органов. Отразится ли это на работе организма в целом? Будем решать эту проблему в группах.
Растение - уникальный организм, который является единым целым, но между тем, между органами есть противоречия.
Как объясните противоречие между корнем и листьями? (по выполняемым функциям)
Предлагаю проблему: листу и растению постоянно нужна вода, а он её всё время теряет. Корень имеет воду в избытке и не прочь от неё избавиться. /Заслушиваются ответы учащихся/
Решение проблемы: надо перекачать избыток воды из корня в листья. Роль водопровода берёт на себя стебель. Он доставляет воду к листьям.
Как объясните противоречие между корнем и листьями? (по отношению к органическим веществам). / Заслушиваются ответы учащихся/
Пример батарейки (антиподы). Учитель демонстрирует батарейки.
Задание. Сопоставьте и найдите "противоположные" органы у растения. (Один орган производит, другой - потребляет.) / Заслушиваются ответы учащихся/
Вывод: листья создают ОВ, а корни - потребляют. Корень - нижний "насос", листья - верхний "насос".
Составьте схему взаимосвязи между органами растений.
Вывод: растения - живые биологические системы, которые функционируют как единое целое.
Вывод: итак, мы определили, что каждый орган отвечает за определённую функцию: /ответы учащихся/
- корень - минеральное питание, опора, запас питательных веществ;
- стебель - транспорт веществ, защита, опора, вынос листьев к свету;
- лист - фотосинтез, испарение воды;
- всё растение - дыхание;
- цветки, плоды, семена - размножение.
1. Все органы у растения имеют клеточное строение и взаимосвязаны между собой.
2. Растение - целостный живой организм.
Сформулируйте тему урока ... /обучающиеся формулируют тему урока/
Какие задачи мы решили? /формулируют задачи урока/
Очень важно, чтобы разные органы и ткани действовали слаженно, так, как действуют музыканты в оркестре, исполняя то или иное музыкальное произведение. В нашем случае произведение - это растение с его главным итогом: жизнью.
Как вы считаете, почему органы и ткани растений действуют слаженно? Предположите:.
Работа с текстом. /работа в парах/.
Учёные установили, что в организме растений, как и в организме животных, образуются биологически активные вещества, которые называются гормоны. В настоящее время их известно очень много.
Они регулируют процессы роста, цветения, развития, клубнеобразования, прорастание семян растений. Они определяют общее строение надземной и корневой части растений; влияют на урожай и устойчивость растений к неблагоприятным факторам среды. Гормоны действуют не изолированно, а образуют единую, сложную систему регуляции растительного организма.
Знания основ гормональной регуляции у растений поможет человеку управлять ростом и развитием растений. /Фрагмент статьи С.С. Медведев, Г.А. Романов "Фитогормоны: почему органы растений действуют согласовано". Ж. "Биология в школе" № 10 2012, стр.3/
Ответ обучающихся на вопрос.
Итоговый вывод.
6. Задание. Составьте синквейн для слова растения, используя названные биологические понятия.
Например:
- Растения.
- Живые, разнообразные.
- Фотосинтезируют, поглощают, выделяют.
- Целостный живой организм.
- Биологическая система.
- Дополните кластер.
Д/З : параграф 39 стр. 172-175. Творческое задание. Проведите наблюдение за развитием семени фасоли, выделите основные периоды развития покрытосеменных растений, свои наблюдения запишите в тетрадь /2 мин/.
Интерактивный тест. Приложение № 2. Проверка по эталону.
Работа с тестом. Проверка.
Задание на соответствие. Приложение № 3.
Итоговый вывод.
7. Рефлексивный экран.
1. Сегодня на уроке я узнал (а), что ...
2. Я понял, что ...
3. Было интересно ..
4. Я научился ...
5. Теперь я могу ...
6. Урок дал мне для жизни ...
7. Мне захотелось ...
8. Комфортно ли вам было на уроке?
Литература:
- В.В. Пасечник "Биология. 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения", М., "Дрофа", 2009. Рабочей тетрадь на печатной основе В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко "Биология: бактерии, грибы, растения"
- Т.С. Сухова "Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 класс. Методическое пособие. М., "Дрофа", 1996 г.
- С.С. Медведев, Г.А. Романов "Фитогормоны: почему органы растений действуют согласовано". Ж. "Биология в школе" № 10 2012 , стр.3
- Научно - популярный журнал "Биология для школьников", М., "Школьная Пресса".
- Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина.
- Энциклопедия для детей. Биология. (под редакцией М.Д. Аксёнова), М., "Аванта +), 1998 г.
- Коллекция единых цифровых образовательных ресурсов.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация «Растение - целостный организм»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Растение – целостный организмбиология, 6 класс
Слайд 2
Организм – биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое.
Слайд 3
Слайд 4
Какой орган для растения главный? Все органы взаимосвязаны, организм живёт как единое целое
Слайд 5
Где нет листьев, там нет и фруктовДля созревания одного яблока необходимо питание от деятельности 70 листье. Сколько яблок может созреть от деятельности 210 листьев?
Слайд 6
Растение – целостный организмРазвитие растений шло по пути приспособления органов к выполнению определённых функций. Все органы связаны между собой. Поэтому повреждение какой – либо части организма может привести растение к гибели. А нормальное функционирование всех органов растения позволяет осуществлению обмена веществ и энергии, необходимых для процессов жизнедеятельности, способствующих нормальному росту и развитию растения.
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Периоды развития покрытосеменных растенийЗародышевый Период молодости Период зрелости Период старости
Слайд 10
Слайд 11
Вегетацио́нный пери́од (вегетация; от лат. vegetatio — оживление, произрастание) — период года, в который возможны рост и развитие растений.
Слайд 12
Растения Однолетние (укроп, редька дикая) Двулетние (морковь, редька) Многолетние (зверобой, вишня)
Слайд 13
«Никогда не поздно посадить деревце; и пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения». К. Паустовский
lusana.ru