Животные-обитатели пустынь и полупустынь. Пустыни растения и животные
какие из них водятся на территории России
Наша планета богата на климатические условия. Здесь есть и большие заснеженные пространства, и заболоченные места, и леса, и степи, и пустыни. И во всех климатических зонах живут животные и произратают растения. Даже на таких жарких и безводных просторах как пустыня и полупустыня есть жизнь. Именно о животных этих регионах и пойдет речь в данной статье.
Что такое пустыня и полупустыня?
Прежде чем рассказать о том, какие животные пустынь и полупустынь живут на нашей планете, стоит поговорить об их среде обитания. Что же такое пустыня? Какими особенностями она характеризуется?
Пустыня – это место с суровым климатом и практически отсутствующей флорой и фауной. Есть несколько разновидностей, это:
- песчаная;
- каменистая;
- глинистая;
- солончаковая.
Животные пустынь и полупустынь
Для каждой из них характерны свои особенности, в зависимости от которых отличаются и животные, приживающие в них. Но, главное, во всех разновидностях пустынь – это малое количество атмосферных осадков. Как правило, они не достигают 200 мм за год. Причем большая их часть (до 50%) выпадает в весенний период. Но, не редкость, когда в течение нескольких лет дождей нет совсем.
Если говорить о температурных параметрах, то они могут быть разными. Все будет зависеть от места расположения пустынь. Если самая большая «пустошь» — Сахара, славится своими высокими температурами (конечно, только в дневное время), то другие, например, знаменитая Гоби, славится зимними морозами (до -50 градусов). Если говорить обобщенно, то в летний период в любой пустыне очень жарко в дневное время, а ночью температура может опускаться ниже нуля. Зимой же значительно холоднее, но не везде. Все будет зависеть от удаленности пустынь от океанского побережья. Чем дальше, тем холоднее.
Россия не обладает настоящими пустынями. А вот полупустыни в стране есть. Здесь климат немного мягче, да и растительный и животный мир побогаче. Перепад температур здесь не столь существенный. А осадков выпадает в три-четыре раза больше чем в пустыне.
Особенности животного мира пустынь и полупустынь
Животный мир, которым населена пустыня и полупустыня обладает некоторыми особенностями. Они связаны со спецификой среды обитания.
- Крупные травоядные животные быстро бегают. Пустыня отличается скудным растительным миром, чтобы иметь достаточно пищи нужно много бегать. К тому же здесь негде спрятаться, а значит, спасение от хищников только в быстром беге. Это же касается и птиц. Они способны за день летать на большие расстояния.
- Более мелкие животные, чтобы спастись от хищников, научились прыгать. Тушканчики и зайцы, спасаясь от лис, делают прыжки и путают свои следы.
- Так как многие мелкие млекопитающие и ящерицы живут в норах, они приобрели различные приспособления для рытья (гребешки и щеточки на лапках).
- Из-за отсутствия крупной растительности многие птицы делают свои гнезда в брошенных норах.
Все эти особенности и создают особый животный мир пустынь и полупустынь. Но, кроме специфичных обитателей, здесь проживают и представители смежных климатических зон. Например, в полупустынях можно часто встретить степного волка или лису.
Животный мир российских пустынь и полупустынь
Россия, как уже говорилась ранее, не обладает настоящими пустынями. Есть несколько мест покрытых песками (Цимлянские и Арчединско-Донские пески ), но их территория довольно мала, поэтому природный мир там такой же, как и в соседней степной зоне.
Но Россия имеет некоторые полупустынные участки, расположенные в южных регионах (Оренбургская, Ростовская, Волгоградская области). Здесь расположена самая настоящая полупустыня и животный мир ей соответствует.
Здесь проживают представители:
- млекопитающих: заяц-песчаник, ушастый еж, суслик, тушканчик, корсак;
- пернатых: воробей, снегирь, дрофа, куропатка, славка, жаворонок, сойка;
- пресмыкающихся: вараны, различные ящерицы, многочисленные змеи, степные черепахи;
- насекомых: пауки, жуки, саранча (настоящее бедствие для сельского хозяйства).
Большинство животных, особенно в летний период, ведут ночной образ жизни. Это связано с высокими температурами. Весь день они проводят в норах и только в сумерках выходят на добычу пропитания.
Но есть и такие, которые бодрствуют днем. Так, например, настоящим стражем полупустыни можно назвать сусликов. Это типичные для России обитатели таких регионов. Они живут большими группами, несколько представителей которых постоянно находятся на страже.
Хищники представлены корсарами. Это небольшое (длина тела до 60 см) животное из семейства псовых. Корсар живет в норах, но сам их редко копает. В основном пользуется брошенными жилищами. Кроме корсара нередко можно встретить волков и лис, но они заходят сюда из степей, прилегающих к полупустыне.
Самым крупным представителем жителей полупустынь считается верблюд. В нашей стране он проживает в Калмыцких и Оренбургских степях. Это большое животное может обходиться без воды многие недели.
Но все же, из-за нехватки пищи, большинство представителей фауны таких регионов обладают небольшими размерами. Всевозможные представители грызунов и ящериц, небольшие птицы и мелкие хищники – вот основные жители таких засушливых районов.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!lapku.ru
Животные пустынь
Ученые недаром называют природные условия пустынь экстремальными, т. е. крайними. Одного здесь всегда в избытке, другого недостает. Главное, чего остро не хватает в пустыне, — это влаги. За год выпадает менее 170 мм осадков, и долгие месяцы беспощадное солнце светит с безоблачного неба — ни капли дождя не падает на иссохшую землю. Зато тепла и солнца пустыне не занимать. Днем температура воздуха поднимается до 45—50°, в отдельных районах тропиков — даже до 58°, а поверхность земли при этом раскаляется до 80—90°.
Недостаток влаги и иссушающая жара не дают развиться в пустынях богатому растительному покрову. Лишь на короткий период дождей, длящийся один-два месяца, некоторые пустыни преображаются: на песке или на глинистой поверхности появляется зеленый покров. Именно в это время насекомые и пресмыкающиеся откладывают яйца, птицы вьют гнезда, а млекопитающие приносят детенышей.
Как же удается животным пустынь приспособиться к жестоким температурам, к отсутствию влаги, к жизни на почве, почти не покрытой растительностью?
Ни одно животное не может вынести длительного перегрева. Если оставить ящерицу или грызуна песчанку днем на солнцепеке, то буквально через несколько минут они погибнут от солнечного удара. Обитатели пустынь спасаются от палящих лучей солнца разными путями. Многие из них — тушканчики, гекконы, песчаные удавчики, жуки-чернотелки — ведут ночной образ жизни. Днем, когда солнце печет немилосердно, эти животные находят себе убежище в глубоких прохладных норках.
Животные, ведущие дневную жизнь, активны лишь в ранние утренние часы, когда почва еще не раскалилась. А когда солнце поднимается выше и лучи его превращают поверхность земли в пышущую жаром сковородку, они ищут себе тенистые прохладные убежища. Дневные ящерицы — ящурки, агамы, круглоголовки — забираются в норы грызунов, закапываются в песок или же забираются на ветки кустарников, где температура заметно ниже, чем в раскаленном приземном слое воздуха. Млекопитающие также скрываются в норах или прячутся в тени кустов и камней. Мелкие птицы — пустынные воробьи, буланые вьюрки — предпочитают строить гнезда в тени, чтобы уберечь себя и потомство от перегрева. Поэтому они охотно поселяются под громадным гнездом пустынного ворона или беркута. Под ним, как под зонтиком, размещаются 3—5 гнезд мелких воробьиных птиц.
По-разному приспособились обитатели пустыни добывать нужную для организма воду. За десятки километров летают на водопой пустынные птицы — рябки и голуби. Жителям пустынь, не обладающим такой подвижностью, приходится изыскивать воду окольными путями. Так, растительноядные животные — жуки-чернотелки, грызуны (песчанки и суслики), антилопы — добывают воду из сочных частей растений — листьев, зеленых веточек, корневищ и луковиц. У пустынных животных есть ряд физиологических приспособлений к экономному расходованию воды.
Среднеазиатская черепаха.
Для того чтобы быстро двигаться по сыпучему песку, у животных песчаных пустынь есть различные приспособления. На лапках многих ящериц и насекомых чешуйки или щетинки образуют специальные щеточки. Эти щеточки создают хорошую опору при беге по поверхности песка. Молниеносно мчится от одного куста к другому сетчатая ящурка, оставляя цепочку следов на песке. Если взять в руки эту проворную ящерицу, на каждом пальце ее лапки можно увидеть гребешок из роговых чешуек.
Большая песчанка.
У млекопитающих, живущих среди сыпучих песков, лапы густо опушены и на подошвах густая волосяная щетка. Недаром два вида тушканчиков носят названия «мохноногий» и «гребнепалый». Эти зверьки великолепно бегают по склонам песчаных барханов, их мохнатые ступни не проваливаются в рыхлый песок. Даже такое громадное животное, как верблюд, несмотря на внушительный вес, легко и плавно движется по песчаному «морю» — и впрямь «корабль пустыни». Подошвы его ног плоские и широкие. И этот тяжеловес идет по барханам гораздо легче, чем легкий конь, чьи узкие копыта глубоко увязают в песке.
Змеям в песчаной пустыне тоже неудобно ползать обычным способом: извивающемуся телу нет прочной опоры. У некоторых видов пустынных змей выработался особый «боковой ход». Змея не ползет вперед, а как бы перекладывает вбок одну половину тела, чуть приподняв ее над землей, а затем подтягивает к ней другую. У нас в Каракумах так передвигается песчаная эфа, в Южной Африке — хвостатая гадюка, в пустынях Мексики и Калифорнии — рогатый гремучник.
Тонкопалый суслик.
В песке нелегко вырыть нору, если он сухой и сразу осыпается. Зато в таком песке легко просто зарыться с головой, и не каждый хищник догадается, куда делась его добыча. Многие обитатели барханов используют такой способ защиты, зарываясь в песок за несколько секунд. Так поступают ушастая и песчаная круглоголовки. Они как бы «утопают» в песке, отбрасывая его вибрирующими движениями тела. А иные животные просто ползают в толще песка, например песчаный удавчик из Каракумов или карликовая гадюка из пустыни Калахари.
Ушастая круглоголовка.
Таким образом, мы видим, что и в суровых условиях пустыни животные находят способы спастись от жары, добыть нужную влагу, использовать особые свойства почвы. Поэтому, несмотря на суровость природы, пустыня довольно богато заселена различными животными. Наиболее типичные обитатели пустынь — пресмыкающиеся. Эти животные в большей степени, чем птицы или млекопитающие, способны переносить засуху и впадать в неактивное состояние на многие недели и даже месяцы.
Варан
Одни из самых обычных пустынных животных — черепахи. Период активности у среднеазиатских степных черепах очень короткий — лишь 2—3 месяца в году. Выйдя ранней весной из зимовочных нор, черепахи сразу же приступают к размножению, а в мае — июне самки откладывают в песок яйца. Уже в конце июня почти не встретишь черепах на поверхности земли — они все зарылись в глубь почвы и залегли в спячку до следующей весны. Молодые черепашки, появившись из яиц осенью, остаются зимовать в песке и выходят на поверхность только весной. Среднеазиатские черепахи питаются всевозможной зеленой растительностью. В пустынях Африки обитают различные виды сухопутных черепах — ближайшие родственники нашей среднеазиатской черепахи.
Стрела-змея.
Ящериц в пустыне можно видеть повсюду. Особенно многочисленны ящурки и круглоголовки. В наших глинистых пустынях живут такырная круглоголовка и разноцветная ящурка, а в песчаных — песчаная и ушастая круглоголовки, сетчатая и полосатая ящурки.
Молодой джейран.
Песчаная круглоголовка — крохотная ящерица с песчано-желтой спинкой и поперечнополосатым снизу хвостом. Свои полосатые хвостики ящерицы закручивают и раскручивают при возбуждении. В жаркие часы дня круглоголовка забегает в тень маленьких кустиков. Если настойчиво преследовать ящерицу, она распластывается на песке и, быстро вибрируя всем туловищем поперек оси тела, в несколько секунд «утопает» в песке. Многих хищников обманывает такой неожиданный маневр.
Жук скарабей тащит в свою норку навозный шарик.
Среди мощных песчаных барханов, поросших лишь отдельными кустиками, живет крупная ушастая круглоголовка. В жаркие часы дня ушастая круглоголовка бегает по песку, высоко подняв туловище на широко расставленных ногах. В это время она напоминает маленькую собачку. Такая поза предохраняет брюшко ящерицы от ожога о раскаленный песок. Заметив опасного врага, ушастая круглоголовка перебегает на другую сторону бархана и молниеносно зарывается в песок при помощи боковых движений туловища. Но при этом она часто оставляет голову на поверхности, чтобы быть в курсе дальнейших событий. Если противник оказался слишком близко, ящерица переходит к активной обороне. Прежде всего она энергично закручивает и раскручивает свой хвост, окрашенный - снизу в бархатисто-черный цвет. Затем, повернувшись к противнику, широко разевает рот, «уши» — кожные складки в углах рта — расправляются и наливаются кровью. Получается бутафорская «пасть» втрое шире настоящего рта. С таким устрашающим видом ящерица делает выпады в сторону врага, а в решительный момент и вцепляется в него острыми зубами.
Песчаная эфа.
На склоне бархана, поросшего саксаулом; изредка можно увидеть самую крупную ящерицу пустыни — серого варана. Он достигает длины 1,5 м и весит до 3,5 кг. Неподалеку видна нора глубиной более 2 м, куда этот «крокодил пустыни» прячется при опасности. Пищей варану служат и грызуны, и ящерицы, и змеи, и даже жуки, муравьи и гусеницы.
Фаланга.
Некоторые ящерицы в пустынях приспособились к ночному образу жизни. Это различные гекконы. Один из самых замечательных представителей ночных ящериц — сцинковый геккон, населяющий пустыни Средней Азии. У него крупная голова с громадными глазами, которые имеют щелевидный зрачок и покрыты прозрачной кожистой пленкой. Выбравшись вечером из своей норки, геккон прежде всего облизывает оба глаза широким лопатообразным языком. Этим он снимает пыль и песчинки, осевшие на кожистую пленку глаза. Кожа у сцинкового геккона нежная и полупрозрачная. Если схватить его, лоскуты кожи легко сходят с тела ящерицы. Еще более мелкий, изящный и хрупкий геккон — гребнепалый. Его тельце настолько прозрачно, что на просвет видны кости скелета и содержимое желудка ящерицы. У наших гекконов на ногах гребешки из чешуек, облегчающие им передвижение по песку. Но еще более своеобразным приспособлением обладает перепончатопалый геккон из песчаной пустыни Намиб в Южной Африке. У него есть перепонки между пальцами ног, однако не для плавания, а для хождения по песку.
Сцинковый геккон.
В песчаных пустынях Австралии обитает одна из самых причудливых ящериц — молох. Все ее тело покрыто острыми торчащими во все стороны шипами, а над глазами два крупных шипа образуют «рога». Кожа молоха впитывает воду, словно промокательная бумага, и после редких дождей вес молоха увеличивается почти на треть. Накопленная таким образом вода постепенно усваивается животным.
В Южной Азии и Северной Африке на плотных щебнистых почвах живут различные виды шипохвостов. Эти ящерицы снабжены толстым, покрытым шипами хвостом, который они используют в качестве защитного оружия, нанося им удары. В полости тела шипохвостов имеются особые мешки, в которых запасается вода. Она постепенно расходуется в засушливый период.
В пустынях водится немало змей, среди них есть и ядовитые. В австралийских пустынях обычны аспидовые змеи, в пустынях Америки — гремучие змеи, а в африканских и азиатских пустынях преобладают гадюковые змеи. Для среднеазиатских пустынь характерны стрела-змея, песчаный удавчик, песчаная эфа.
Тарантул.
Стрелу-змею назвали так за необычайную быстроту, с которой движется эта изящная, тонкая светло-коричневая змейка. Бросаясь за ящерицей, она действительно напоминает выпущенную из лука стрелу. Днем стрела-змея часто забирается на ветви кустарников, откуда выслеживает добычу. У стрелы-змеи есть ядовитые зубы в задней части верхней челюсти. Но для человека ее укус не опасен — задние зубы не достают до кожи при укусе.
Песчаная эфа оставляет на песке след в виде отдельных косых параллельных полосок — ведь она движется «боковым ходом». Это небольшая, плотная, песочного цвета змея с крупными светлыми пятнами поперек спины. При опасности она сворачивается двойным полумесяцем и, скользя одним боком о другой, издает громкий звук трением друг о друга заостренных боковых чешуи. Пищу эфы составляют в основном песчанки, у нор которых она и поселяется, а молодые эфы пробавляются скорпионами, саранчовыми, сколопендрами.
В первую половину ночи нередко попадается в пустыне песчаный удавчик. Эта змея хорошо приспособлена к жизни в толще песка: голова у песчаного удавчика лопатообразно заострена — так легче пробиваться сквозь почву, а глаза вынесены на верх головы, чтобы, чуть высунув голову из песка, змея могла осматривать окрестности. Своих жертв удавчик душит кольцами мускулистого тела, оправдывая родственные связи с гигантскими удавами тропиков. В меню песчаного удавчика входят и дневные животные, которых он находит спящими в песке, и ночные, которых он ловит на поверхности.
Насекомые не столь заметны в пустынях, как пресмыкающиеся, но они также составляют основу животного населения пустынь. Больше всего в пустынях жуков. ^Особенно часто удается видеть разнообразных чернотелок. Это жуки обычно черного цвета, иногда с белыми точками или полосками, летать они не умеют — только ползают и бегают по песку или щебню, иногда забираясь на нижние ветви кустарников. Чернотелки могут наносить большой вред посадкам в пустынях: ведь их корм составляет всевозможная растительность. Большинство чернотелок активны ночью.
Нередко можно увидеть на ветвях кустарников в пустыне красивых жуков — златок черного, зелено-золотистого цвета. А ночью на свет фонаря летят крупные беловатые жуки — снежные хрущи. Личинки всех этих жуков питаются корнями кустарников.
Много в пустынях и муравьев, только их муравейники не возвышаются над землей, как в лесу. Обычно виден лишь вход в подземный муравейник, туда и обратно все время снуют муравьи. Особенно забавны пустынные муравьи — фаэтоны, они бегают на длинных ногах с высоко поднятым брюшком. Муравей бледный бегунок, живущий в сыпучих песках, при малейшей опасности быстро закапывается в песок.
В норах песчанок проводят день, прячась от жары, различные москиты и комары. С наступлением темноты они вылетают из нор, и самки ищут жертв среди теплокровных животных, в основном грызунов. Паукообразных в пустынях немного, но они очень характерны для этих мест. И в песчаной и в глинистой пустыне можно встретить различные виды пауков, скорпионов, фаланг. Паук тарантул живет в норке, которую сам роет. Он укрепляет ее стены паутиной, чтобы не осыпались. Весь день тарантул сидит в своей норке, а ночью выходит за добычей — мелкими насекомыми. У тарантула целый набор глаз — два крупных и шесть помельче. При фонаре глаза его издали горят зеленым светом. На свет фонаря ночью часто прибегают крупные дымчатые фаланги. Это проворные животные длиной до 7 см, с длинными волосатыми ногами. Фаланги всеядны, питаются любой мелочью, которую в состоянии поймать, причем могут ловко выкапывать добычу из толщи песка. Вопреки широко распространенному предубеждению фаланги не ядовиты.
В пустынях обитают характерные для этих ландшафтов группы грызунов — песчанки и тушканчики. Песчанки ведут дневной или сумеречный образ жизни, селятся целыми городками — колониями. Колонии больших песчанок — это эпицентр жизни в пустыне. Норы песчанок используют в качестве убежища и ящерицы, и змеи, и насекомые, здесь же или поблизости поселяются и хищники, питающиеся песчанками, — вараны, хорьки, эфы.
Тушканчики, населяющие пустыни Северной Африки и Азии, — это типично ночные животные. Их крупные глаза, большие уши говорят о высоком развитии слуха и сумеречного зрения. Передние лапки маленькие, а задние, прыгательные, — с удлиненной ступней. Хвост обычно длиннее туловища и служит тушканчикам как для равновесия при прыжках, так и рулем поворота на крутых виражах. Забравшись на день в глубокую норку, тушканчик закупоривает вход в нее земляной пробкой — «копеечкой». Среди тушканчиков четко выделяются пятипалые (они обитают в глинистых и щебнистых пустынях) и трехпалые — у них ступни с волосяной щеткой и живут они в песчаных пустынях. Тушканчики и песчанки служат пищей различным четвероногим и пернатым хищникам. За ними охотятся и пустынный сычик, и орел-беркут, и лиса, и барханный кот.
Крупных млекопитающих редко удается видеть в пустыне, однако то здесь, то там видны их следы. Чаще других встречаются следы пустынных зайцев, очень редко — следы пустынной рыси каракала. В пустыне живут некоторые антилопы. Для пустынь Средней Азии характерен джейран, в пустынях Аравийского полуострова, Центральной Азии и Африки живут другие газели.
Мало в пустынях птиц. Лишь изредка услышишь незатейливую песню хохлатого жаворонка или тревожный крик каменки-плясуньи. Среди барханов оседло живут саксаульные сойки — птицы с рыхлым пышным оперением серо-палевого цвета, хорошо предохраняющим их от перегрева. Эти беспокойные птицы издали замечают появление постороннего и извещают всех громким стрекотанием, заменяя нашу неугомонную сороку. Саксаульные сойки летают неохотно, над самой землей, зато бегают они великолепно, широкими размашистыми шагами.
В стволах пустынных кустарников делают себе дупла белокрылые дятлы, а после них там могут поселяться саксаульные воробьи. В стенах колодцев гнездятся и прячутся от дневной жары пустынные сычики. Многие птицы пустыни не потребляют воды вовсе и никогда не летают на водопой. Так ведут себя и пустынный воробей, и славка-бормотушка, и саксаульная сойка. Но некоторые птицы проникают в глубь пустыни лишь настолько, чтобы можно было периодически летать на водопой. У водоема в пустыне можно увидеть прилетающих сюда буланых вьюрков, саксаульных воробьев, горлиц и рябков.
В наших пустынях водятся чернобрюхий и бело-брюхий рябки, а также их родственница — саджа, или копытка; у нее пальцы ног срослись в сплошную чешуйчатую ступню. Особенно много рябков в Африке, вплоть до пустыни Калахари. Рябки исключительно хорошие летуны, у них длинные заостренные крылья. Поэтому они могут гнездиться даже в нескольких десятках километров от водоемов, летая туда на водопой. Прилетев к водоему, они шумной стаей садятся на берег, входят в воду и быстро и жадно пьют, не отрывая клюва от воды, — насасывают в желудок воду. Но затем они еще глубже заходят в воду и старательно мочат оперение груди. Зачем это? Оказывается, прилетев к гнезду, в котором их ждут истомленные жаждой птенцы, родители дают им высасывать воду из смоченных грудных перьев.
Много загадок таит жизнь пустыни. Есть там еще такие животные, которые очень мало известны или вовсе не известны науке. А знание животного мира пустыни необходимо людям для успешного освоения богатых природных ресурсов этих суровых мест. Ведь пустыня — это и пастбища для овец, и охотничьи угодья. Чтобы умело осваивать ее, нужно хорошо представлять себе все тонкие и скрытые связи, которые существуют между растительностью пустыни и животными, ее поедающими, между хищными и травоядными животными, и предусмотреть те изменения, которые вызовет в пустыне деятельность человека.
Похожие статьи
zoodrug.ru
План урока по познанию мира "«Пустыни. Растения и животные пустынь»
Познание мира. 4 класс Урок №31
Тема: «Пустыни. Растения и животные пустынь»
Цель: познакомить с видами пустынь, животным и растительным миром пустынь Казахстана. Задачи: - углубить знания о природных объединениях живых организмов и жизнедеятельности растений и животных в пустынных и засушливых зонах; -развивать познавательную активность память, мышление, связную речь, кругозор; -воспитывать бережное отношение к природе, к животному и растительному миру. Оборудование: компьютер, учебник, энциклопедия, карточки с данными из интернета тетрадь,концелярия
№
Этапы
Ход урока
Формы работы
Модули
1
Вызов
Орг. Момент. Психологический настрой.
Деление на группы.
Коллективная
Новые подходы
Проверка знаний
1. А) - О какой природной зоне идёт речь в стихотворении С. Никитина? Послушайте. На все стороны путь: Ни лесочка, ни гор! Необъятная гладь! Неоглядный простор! (Степь) - По каким признакам вы определили, что это степь? -Что такое степь? -Каким цветом закрашена степь на карте? (Тёмно- жёлтым) - Как называются голые места в степи? (Такыры) -Какого размера бывают растения в степи? (Низкорослые и редкие) -А почему? (Из-за того, что талые воды и дождевая вода не скапливаются, степь быстро высыхает). -А что можете сказать о животных? (Быстро бегают, обладают защитной окраской, делают норы в земле, гнёзда птиц расположены на земле).
2.Работа с Контрольными тетрадями
Фронтальная
В парах (взаимоопрос), выполнение
Задания, взаимопроверка.
Мозговой штурм
ТРКМ(толстые и тонкие вопросы)
Диалоговое
Обучение тому,как обучаться.
2.
Осознание
содержания
1.-Сегодня мы продолжим наше путешествие по природным зонам, интересно куда мы попадем сегодня?(учитель читает стихотворение) Солнечный, жаркий Жёлтый поток. Льётся в пустыне На жёлтый песок. В воздухе жёлтом и плотном, как мёд, Жёлтая птица неслышно плывёт. -Какой цвет в этом стихотворении использует автор? (Жёлтый) -Почему жёлтый? (Потому что солнце жёлтое, песок жёлтый, и всё отражается в жёлтом цвете)
-Как вы думаете, что на карте обозначают желтым цветом?
- это зона Пустыни. Найдите где на карте расположились пустыни Казахстана? Верно, в Казахстане есть две крупные пустыни- это КЫЗЫЛКУМ и МОИНКУМ, они относятся к песчаным пустыням. Пустыня КЫЗЫЛКУМ находится в долине Сырдарьи, а МОИНКУМ в долине реки Чу.
- А вообще Самые большие пустыни в мире- это ГОББИ (в Азии), САХАРА (в Африке), КАРАКУМЫ (в Туркмении).
-Как вы думаете, что означает в переводе слово Каракумы? «Чёрные пески».
-Как вы думаете, что мы должны будем знать в конце нашего урока? (Ответы детей)
2.Теперь мы разделимся на 3и поисковые группы, каждая группа подготовит для всех презентацию-постер по полученной теме.
1гр. Что такое пустыня, как природная зона?
2гр.Растения пустыни (как выживают, как приспособились- их особенные отличия от растений других зон, названия растений)
3гр.Животные пустыни (их особенности)
4гр.Взаимодействия человека и пустыни
-Поможет вам в этом учебник стр.80-83,83-86
Энциклопедия, данные из интернета.
3.Выступление групп, обобщение, выводы, оценивание
4. -Я предлагаю вам дополнить свои знания с помощью презентации, в ходе просмотра вы будете составлять кластер на слово ПУСТЫНЯ, победит та группа которая после просмотра составит самый интересный лист ответа по нашей теме урока.
5.Выступление групп.
Оценивание. Выводы, обобщение.
5.Проверка знаний:
Учитель читает высказывания, а учащиеся, если согласны ставят плюс, если слышат хоть небольшое несоответствие, ставят минус.
Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
Зона пустынь сменяет зону степей. (+)
Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)
Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)
Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+)
Взаимопроверка. Оценивание.
2) Закончи данные предложения.
1.Зона пустынь находится __________ зоны степей.
2.В пустыне остро ощущается недостаток ______ .
3.Пустыни различают ____________ и ____________ .
4.Ночи в пустыне _____________ .
5.Верблюжья колючка имеет ___________
6.Листья растений пустыни _______________
7.Животные пустыни прячутся от жары _______
Фронтальная
Групповая работа
Индивидуальная
Групповая
Индивидуальная
В парах
Фронтальная
Диалоговое
ТРКМ
Лидеры
Талантливые
Саморегуляция
Как обучаться
Диалоговое
Возрастные
Особенности
Оценивание
Формативное
(2звезды,1пожела
Ние)
Саморегуляция
Талантливые
Как обучаться
ИКТ
Оценивание
ПРКМ
Рефлексия
- Подведем итог урока. Какую цель урока мы с вами ставили? Справились с поставленными задачами? Оцените результаты вашей работы: Нарисуйте в тетради Лестницу из 4х ступенекИ укажите свое место на ней: Я всё понял и могу помочь другим-самая верхняя-
Я всё понял. - немного ниже
- Понял, но нужно ещё повторить. -2ая
- Ничего не понял-1ая
- О чем мы сегодня еще не поговорили?
Дом.задание:
(Охрана пустыни) -подготовить материал. Придумать для групп интересное задание по теме Пустыня (кроссворд, тест, загадки, ребусы т.д.) Рубрика: Это интересно! ПО выбору.стр.80-86.Свои пожелания оставьте на дереве желаний.
Коллективная
Индивидуальная
Оценивание
Талантливые
Возрастные
особенности
Как приспособились растения и животные пустыни:
Ученики. Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни – верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растений в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка – растение невысокое. Джузун – это небольшой кустарник. Его листья – зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают его от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья.
Учитель. Молодцы! Но в пустыне встречаются и деревья. Это саксаул. Его самые крупные экземпляры достигают 5 метров, но обычно они в высоту не больше 2 м. Эти деревья растут один от другого на расстоянии 4–7 м, а то и дальше. Как вы думаете, почему?
Ученики. Из-за недостатка влаги.
Ученики. Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это маскировка.
Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в песок в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый ёж имеют большие уши, чтобы лучше слышать, так как они ведут ночной образ жизни. В пустыне много грызунов: тушканчики, песчанки. Одни из них роют норы, а тушканчики быстро передвигаются большими прыжками до 3 метров в длину. Из насекомых в пустыне встречаются скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, жуки-скарабеи. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды.
Ученик. По внешнему виду сайгак несколько напоминает овцу, но более легкого сложения. Длина тела взрослых животных примерно 100–150 см. Самцы крупнее самок, их вес достигает 50 кг, а самок – 40 кг. У сайгака относительно большая голова с вздутой горбатой мордой, нависающей надо ртом наподобие короткого хоботка. Сильно вздутый нос защищает дыхательные пути от пыли, а зимой согревает вдыхаемый воздух. В основном потребность в воде они удовлетворяют за счет влаги, содержащейся в поедаемых растениях. Сайгаки кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи.
Ученик. Верблюды – крупные и сильные животные, в высоту они достигают 2 м. Верблюд в 2 раза сильнее лошади. Будучи навьючен, он поднимает тяжесть до 500 кг. Верблюда недаром называют «кораблем пустыни». Жить в пустыне верблюду помогает строение ног и всего тела. На ногах имеются широкие мозолистые подошвы. Такими подошвами верблюд может ступать по раскаленному, рыхлому песку, не обжигаясь и почти не проваливаясь в него. В пище верблюд неприхотлив. Он поедает жесткие и колючие растения пустынь без всякого вреда для себя. Его губы, нёбо, язык покрыты толстой кожей и потому малочувствительны к уколам. Продолжительное недоедание, неизбежное во время перехода через безводные участки пустыни, верблюд переносит легко. При этом горбы верблюда быстро тощают, становятся мягкими и свисают набок. Когда же верблюд начинает получать корм, его горбы вновь заполняются жиром и выпрямляются
Ученики. Из-за деятельности человека мелеют реки (неумелое орошение), катастрофически мелеет Аральское море. Его спасение – дело огромной важности!
Неумеренное орошение приводит к другой беде: в почвах накапливается много соли. Страдают культурные растения!
Больше стало подвижных песков, они засыпают дороги, поля, постройки. Причина известна: скот подолгу пасут на одном пастбище, растения полностью съедаются и пески не закрепляются.
Другой проблемой является браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки, так как созданные человеком оросительные каналы стали для сайгаков непреодолимыми.
. Для сохранения природы в 1990 г. в республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли». Здесь есть участки пустынь, где встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди. Осваивая пустыни, люди должны очень заботливо относиться к их удивительной природе.
Почему в пустыне очень жарко?- Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, так как пустыни лежат ближе к экватору.
.
Существует4видапустынь. Первый вид- это ПЕСЧАННАЯ пустыня. Поверхность песчаных пустынь холмистая. Часто встречаются холмы высотой от 3 до 8 метров, такие холмы называются БАРХАНАМИ. Образуются барханы при движении песков под действием ветра. Одна сторона бархана пологая, другая- крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая деревья, кустарники. Но растения оказавшиеся под песком, выпускают новые корни и продолжают расти. Поэтому движение барханов можно остановить, если посадить много деревьев.
Второй вид- это ГЛИНИСТАЯ пустыня. Её поверхность в основном ровная. Намокшая от зимних и весенних дождей, летом глина от жары растекается на отдельные плитки, которые настолько тверды, что даже не ломаются под ногами такого крупного животного, как верблюд.
Третий вид- это СОЛОНЧАКОВАЯ пустыня. Словно белые снежные поля, чудом сохранившиеся среди зноя, лежат под жарким солнцем пустыни солончаки. В этих местах не глубоко залегают грунтовые воды. Постоянно испаряясь, они и выносят на поверхность земли соль. Но сквозь белую корку соли кое-где пробиваются живущие пустынные растения- солянки.
И ещё об одном виде пустынь- это КАМЕНИСТАЯ. В ней лишь чёрные камни, рассыпавшиеся скалы. Но и в такой пустыне растут растения.
6.Следующий вопрос, это климатические условия (погода). Лето в пустыне продолжается 5 месяцев, оно безоблачное и жаркое. Средняя температура +30 градусов, местами жара доходит до +50 градусов в тени. Днём земля прогревается до +70 градусов (в раскалённом песке можно испечь яйцо). Зима по сравнению с летом суровая, длится она 2-3 месяца. Средняя зимняя температура – 12 градусов. Снега практически нет.
infourok.ru
«Пустыни. Растения и животные пустынь"
Открытый урок
по познанию мира в 4 «В» классе
Тема: Пустыни. Растения и животные пустынь.
Подготовила и провела: Журсинова Г.А.
город Актобе-2013 г.
Тема: «Пустыни. Растения и животные пустынь"
Цель: познакомить с видами пустынь, животным и растительным миром пустынь Казахстана.
Задачи: углубить знания о природных объединениях живых организмов и жизнедеятельности растений и животных в пустынных и засушливых зонах;
развивать познавательную активность память, мышление, связную речь, кругозор;
воспитывать бережное отношение к природе, к животному и растительному миру.
Оборудование: презентационный материал, проектор, компьютер, бумага формата А-3 4 листа, 4 маркера, рисунки растений и животных, клей, ножницы.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: групповая, индивидуальная
Методы: наглядный, словесный
Ход урока.
I. Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем много нового и интересного.
II. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).
- О какой природной зоне идёт речь в стихотворении С. Никитина? Послушайте.
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор! (Степь)
- По каким признакам вы определили, что это степь?
-Что такое степь?
-Каким цветом закрашена степь на карте? (тёмно- жёлтым)
- Как называются голые места в степи? (такыры)
-Какого размера бывают растения в степи? (низкорослые и редкие)
-А почему? (из-за того, что талые воды и дождевая вода не скапливаются, степь быстро высыхает).
-А что можете сказать о животных? (Быстро бегают, обладают защитной окраской, делают норы в земле, гнёзда птиц расположены на земле).
III. Постановка темы и цели урока
– Сегодня мы отправимся с вами туда, где жаркое солнце, а дождей иногда не бывает по несколько месяцев. Там растут деревья, не дающие тени, живут ящерицы длиной в полтора метра, ходят по пескам верблюды.
Вы, конечно, догадались, что речь идёт о пустыне.
IV. Формирование новых знаний
Вот как описывается она в стихотворении:
Солнечный, жаркий жёлтый поток
Льётся в пустыне песок.
В воздухе жёлтом и плотном, как мёд,
Жёлтая птица неслышно плывёт.
Вот такая она – пустыня!
-Какой цвет в этом стихотворении использует автор? (жёлтый)
-Почему жёлтый? (Потому что солнце жёлтое, песок жёлтый, и всё отражается в жёлтом цвете)
2) ПУСТЫНЯ - это жёлтое и голубое.
Жёлтое - пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз.
Голубое - это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески.
1)Итак, мы начинаем своё путешествие по пустыням -
ПУСТЫНЯ - это пространство, где из-за недостатка воды, воздух и почва сухие, а растительность редкая и скудная.
Существует много различных видов пустынь. В некоторых (пустыня Сахара в Африке) круглый год стоит палящая жара, от которой стонут даже песок и камни. В других - таких, как великая пустыня Гоби - на смену знойному лету приходит очень холодная зима.
По карте мира - Самые большие пустыни в мире- это ГОББИ (в Азии), САХАРА (в Африке), КАРАКУМЫ (в Туркмении).Каракумы в переводе означает «Чёрные пески».
по карте Казахстана (показать)-В Казахстане есть две крупные пустыни- это КЫЗЫЛКУМ и МОИНКУМ, они относятся к песчаным пустыням. Пустыня КЫЗЫЛКУМ находится в долине Сырдарьи, а МОИНКУМ в долине реки Чу.
3) На карте пустыня изображена жёлтым цветом точками, (показ на карте)
4) Существует 4 вида пустынь - Слайд 2
1 вид - это ПЕСЧАННАЯ пустыня. Поверхность песчаных пустынь холмистая. Часто встречаются холмы высотой от 3 до 8 метров, такие холмы называются БАРХАНАМИ. Образуются барханы при движении песков под действием ветра. Одна сторона бархана пологая, другая - крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая деревья, кустарники. Но растения, оказавшиеся под песком, выпускают новые корни и продолжают расти. Поэтому движение барханов можно остановить, если посадить много деревьев.
2 вид - это ГЛИНИСТАЯ пустыня. Её поверхность в основном ровная. Намокшая от зимних и весенних дождей, летом глина от жары растекается на отдельные плитки, которые настолько тверды, что даже не ломаются под ногами такого крупного животного, как верблюд.
3вид - это СОЛОНЧАКОВАЯ пустыня. Словно белые снежные поля, чудом сохранившиеся среди зноя, лежат под жарким солнцем пустыни солончаки. В этих местах не глубоко залегают грунтовые воды. Постоянно испаряясь, они и выносят на поверхность земли соль. Но сквозь белую корку соли кое-где пробиваются живущие пустынные растения - солянки.
4 вид - это КАМЕНИСТАЯ. В ней лишь чёрные камни, рассыпавшиеся скалы. Но и в такой пустыне растут растения (например, камнеломка)
5) Следующий вопрос, это климатические условия (погода).
Лето в пустыне продолжается 5 месяцев, оно безоблачное и жаркое. Днем температура воздуха +60 градусов, местами жара доходит до +50 градусов в тени. Днём земля прогревается до +70 градусов (в раскалённом песке можно испечь яйцо). Зима по сравнению с летом суровая, длится она 2-3 месяца. Средняя зимняя температура – 12 градусов. Снега практически нет.
Однако любая пустыня представляет собой такой регион, в котором могут существовать только особые виды живых организмов, приспособленные к жизни именно в данной пустыне. Об этом мы с вами сейчас поговорим.
Физминутка (Борщева В.)
6) Работа в группах (Слайд: Как работать в группах)
Вы должны составить постер. Постер - это художественно-оформленный плакат, где вы можете использовать картинки, делать записи.
группа № 1 - Растения пустыни (слайд)
группа№ 2- Животные пустыни (слайд)
группа № 3 - Рептилии пустыни (слайд)
группа № 4 - Как растения влияют на жизнь пустыни? (слайд)
Выступления групп
группа №1 - растения пустынь (Дополнение: в жаркую погоду на ветвях вербл. колючки выделяется буровато-желтая сладкая жидкость - манна, которая ночью затвердевает. Она съедобна. Собирают манну, утром встряхивая ветви.)
группа №2 - животные пустынь (Дополнение: тушканчик не пьет воду совсем, ему хватает той влаги, которая есть в стеблях растений)
группа №3 - рептилии пустынь (Дополнение: в летнюю спячку впадают пустынные черепахи)
группа №4 - как растения влияют на жизнь пустынь? (Дополнение: корни жузгуна и колосняка являются хорошим закрепителем песков - они останавливают движение песка)
Взаимооценивание групп (формативное оценивание)
V. Закрепление новых знаний
Вопросы по восприятию новой темы.
-Что такое пустыня? Виды пустынь.
-Что могут делать пески при движении?
А вот как вы думаете, много ли растений произрастает в пустыне? (ответ)
(Только ранней весной пустыня (как и степь) покрыта яркими, цветущими растениями, т.к. в это время года повышается уровень воды в реках, за счёт осадков, таяния снега. Пока не исчезла весенняя влага и не наступила сильная жара, цветут тюльпаны, ирисы, маки. Но вся эта красота длится около месяца. В пустыне можно встретить только растения, способные переносить длительную засуху).
- А можете ли вы сказать, за счёт чего живут растения? (их корни уходят глубоко в землю, и за счёт приспособляемости). Листья этих растений мелкие, что уменьшает испарение влаги, у некоторых растений вместо листьев - колючки.
Самое распространённое дерево - саксаул, песчаная акация и верблюжья колючка.
- А можете ли вы сказать, за счёт чего живут растения? (Их корни уходят глубоко в землю, и за счёт приспособляемости. Листья этих растений мелкие, что уменьшает испарение влаги, у некоторых растений вместо листьев - колючки. Самое распространённое дерево- саксаул, песчаная акация и верблюжья колючка).
- Какие растения и животные приспособились к жизни в пустыне?
- Покажите на карте, где находится пустыня Кызылкум и пустыня Моинкум в Казахстане?
Покажите на карте, где находится пустыня Гоби и пустыня Сахара?
VI. Рефлексия
- Рефлексивный экран
- Каково жить в пустыне?
-Что вам понравилось сегодня на уроке?
-С каким настроением вы подошли к концу урока.
VII. Домашнее задание
infourok.ru
Пустыни. Растения и животные пустынь.
Конспект открытого урока для городской творческой группы
«Познание мира» учитель Аюченко С.Я. ОПШМТ №11 г. Павлодар дата
Тема: Пустыни. Растения и животные пустынь.
Цели: Способствовать формированию у учащихся представление о природной зоне пустынь
Содействовать развитию умения работать с дополнительной литературой; умение устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и приспосабливаемостью живых организмов; умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы ;
Содействовать воспитанию бережного отношения к природе, учить понимать и ощущать ее красоту; коммуникативных навыков.
Цель для ученика
К концу урока:
1.Я могу назвать растения и животные, которые произрастают и обитают в пустыне.
2.Я могу рассказать об отличительных признаках пустыни.
3.Я сумею объяснить как растения, и животные приспосабливаются к данным условиям.
Организационно-мотивационныйОперационный этап
Рефлексия
Итог
Установить психологический настрой на работу
1. Распределение по группам.
Организация рабочего места.
Повторение правил работы в группе.
Проверка домашнего задания:
Прием «Кубик»
4 группы
Прием «Инсерт».
Задания в группы:
Прочитай текст на стр.80-83,используя стратегию «Инсерт». Отметь на полях:
+- новое,V- знал,
?-не понятно
Запиши новые слова в «Маршрутный лист» (см.приложение)
Обсуди отмеченные отрывки в паре с соседом.
Обсуди отмеченные отрывки в группе. Заполни таблицу.
Выступает 1 человек от группы.
Просмотр электронного учебника
Задание №2. Работа в группах.
Группа №1.Заполни таблицу, опираясь на текст учебника на стр.80-83
Группа №2
Сделай модель текста на стр. 80-83 по теме: Растения и животные пустынь.
Группа №3.
Сделай модель текста учебника на стр.80, используя дополнительную информацию.
Группа №4
Отбор информации.
«Верно-неверно»
Распредели правильно информацию.(см. приложение)
Пустыня-это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие, а растительность скудная.Растения пустынь приспособились к недостатку влаги.
Животным пустынь угрожает перегрев.
Растения пустынь сдерживают движение песка.
Пустыни бывают солончаковые, песчаные, каменистые.
Пустыня-это ровное безлесное пространство, покрыто растительностью
Самые многочисленные представители пустынь : жуки, мухи, насекомые, осы, бабочки.
Растения пустыни: мятлик, незабудки, гусиный лук.
Выступление групп, защита своих работ.
Оценивание работ групп, вопросы группам.
Подведение итогов работы.
Самопроверка по «ключу»
Стикерами оценивают свое настроение на уроке. объясняют свой выбор.
Домашнее задание:
Стр.80-83 повторить. стр.83-86 изучить, отвечать на вопросы.
*сообщение по данной теме.
( интересные факты о пустынях, о их обитателях и др.)
Организация групп по принципу 1-2-3-4. Выбор командира (подвязывание галстука)
Инструктаж
Каждой группе бросается кубик, члены группы отвечают на вопрос , ( на грани кубика)
Опиши- ключевое слово «степь»
Сравни- сравни с другими природными зонами( с лугами)
Ассоциируй- какие слова назвать по данной тема, слово-ассоциация.
Проанализируй- для чего нужна степь
Предложи- как можно использовать земли степи, или как они уже используются
Аргументируй- какую пользу или вред приносит степь
-Что вы знаете о пустыне?
Чем она отличается от других природных зон?
Какие растения и животные обитают в пустыне? Как приспосабливаются к данным условиям?
Ответы на все наши вопросы мы получим сегодня на уроке.
Тема урока: Пустыни, растения и животные пустынью
-какие новые слова вы записали в «маршрутный лист»?
Выступление от групп.
Промежуточный опрос:
Что называют пустыней?
Какие бывают пустыни?
Что такое солончак?
Как приспосабливаются растения к условиям произрастания в пустыне?
Как приспосабливаются животные к условиям проживания в пустыне?
Использование электронного учебника. Тема : пустыни.
Тест «да-нет»
В маршрутном листе.
1.Пустыня-это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие, а растительность редкая и скудная. (+)
2. За год облик пустыни обновляется больше 10 раз.(-)
3.Жизнь большинства растений пустыни заканчивается через месяц.(+)
4.Днем животные спасаются от жары в норах, прячутся среди камней. (+)
5.Такыры- это когда ровная глиняная поверхность после испарения воды, покрывается паутиной трещин. (+)
-Тема урока?
-Что узнали нового на уроке?
-Как приспосабливаются растения и животные к условиям обитания?
ФО: жест пальца
Фо
ФО: жест пальца
ФО: «2 звезды и одно пожелание»
Самооценивание по «ключу»
Все правильно-«5»
1ошибка-«4»
2 ошибки-«3»
более 2 ошибок-«2»
ФО: «Мое настроение»
Объяснить свой выбор
Учебник, электронный учебник, «маршрутный лист», постеры, стикеры, маркеры, кубик, карточки, таблица
Приложение.
Маршрутный лист.
Ф.И.__________________________________
Дата__________________________________
Тема урока_______________________________
Задание «Инсерт» .
Отметь на полях:
+- новое,V- знал,
?-не понятно
Новые понятия______________________________________________
Тест.
1.
2.
3.
4.
5.
Правильных ответов_________ оценка___
Ключ.
1.+
2.-
3.+
4.+
5.+
Дополнительная информация.
Существует 4 вида пустынь.
Первый вид- это ПЕСЧАННАЯ пустыня. Поверхность песчаных пустынь холмистая. Часто встречаются холмы высотой от 3 до 8 метров, такие холмы называются БАРХАНАМИ. Образуются барханы при движении песков под действием ветра. Одна сторона бархана пологая, другая- крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая деревья, кустарники. Но растения оказавшиеся под песком, выпускают новые корни и продолжают расти. Поэтому движение барханов можно остановить, если посадить много деревьев.
Второй вид- это ГЛИНИСТАЯ пустыня. Её поверхность в основном ровная. Намокшая от зимних и весенних дождей, летом глина от жары растекается на отдельные плитки, которые настолько тверды, что даже не ломаются под ногами такого крупного животного, как верблюд.
Третий вид- это СОЛОНЧАКОВАЯ пустыня. Словно белые снежные поля, чудом сохранившиеся среди зноя, лежат под жарким солнцем пустыни солончаки. В этих местах не глубоко залегают грунтовые воды. Постоянно испаряясь, они и выносят на поверхность земли соль. Но сквозь белую корку соли кое-где пробиваются живущие пустынные растения- солянки.
И ещё об одном виде пустынь- это КАМЕНИСТАЯ. В ней лишь чёрные камни, рассыпавшиеся скалы. Но и в такой пустыне растут растения.
Пустынная зона занимает 44% территории республики. В этой зоне в основном широко распространены песчаные и глинистые пустыни. Каменистые (щебнистые) пустыни не типичны для Казахстана, и встречаются лишь на небольших участках.
Климат пустынь очень сухой. Летом дожди бывают очень редко. Наибольшее количество осадков выпадает весной. Зима холодная. Морозы доходят до -40°С. Лето очень жаркое, душное и сухое. Средняя температура июля на севере +24+26°С, на юге +28+30°С. Летом поверхность песка нагревается до +70°С. Всё это приводит к большой испаряемости.
Задание №2 «ВЕРНО-НЕВЕРНО»
Пустыня-это ровное безлесное пространство, покрыто растительностью.
Пустыня-это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие, а растительность скудная.
Растения пустынь приспособились к недостатку влаги.
Самые многочисленные представители пустынь : жуки, мухи, насекомые, осы, бабочки.
Животным пустынь угрожает перегрев.
Растения пустынь сдерживают движение песка.
Растения пустыни: мятлик, незабудки, гусиный лук.
Пустыни бывают солончаковые, песчаные, каменистые.
infourok.ru
Кто живет в пустыне? Узнаем!
Из-за экстремальных условий пустыня является не самой благоприятной средой обитания для животных и растений. Дневная температура здесь достигает шестидесяти градусов, раскаляя поверхность земли до девяноста градусов. В ночное время могут случаться заморозки. Острая нехватка влаги и испепеляющая жара препятствуют развитию растительного покрова. Период дождей ничтожно мал - не более двух месяцев в году. Но после него природа пустыни ненадолго преображается. На поверхности появляются зеленые растения, птицы вьют гнезда, насекомые и пресмыкающиеся откладывают яйца, а млекопитающие воспитывают новорожденных детенышей.
Животные
Немалое удивление вызывают вопросы о том, кто живет в пустыне, как удается живым существам приспосабливаться к суровым климатическим условиям. Тем не менее, несмотря ни на что, животный мир здесь весьма разнообразен. От жарких солнечных лучей звери спасаются по-разному.
Некоторые обитатели песчаных барханов ведут ночной образ жизни. Гекконы, тушканчики, песчаные удавчики днем прячутся в укромных прохладных норках. Точно так же поступают ящерицы, круглоголовки, агамы и некоторые млекопитающие. Животные активны только ранним утром, пока солнце еще недостаточно раскалило воздух. Зной они пережидают в норах или зарываются в песок, те, у кого такой возможности нет, скрываются в редкой листве деревьев или под камнями. Мелкие птицы устраивают свои жилища в тени гнезд крупных птиц – воронов или беркутов.
Те, кто живет в пустыне, приспособились добывать воду, необходимую для жизнедеятельности, разными способами. Голуби и рябки улетают за живительной влагой на несколько десятков километров от мест обитания. Животные-грызуны, антилопы, различные жуки получают её из растений, поедая листочки, зеленые ветки, корневища или луковицы. Обитатели пустынных территорий награждены природой особой физиологической способностью, позволяющей организмам очень экономно расходовать воду.
Часть животных из числа тех, кто живет в пустыне, обладают свойством быстро перемещаться по песчаной поверхности. Небольшие ящерицы и насекомые имеют на своих лапках своеобразные гребешки, образованные отросшими чешуйками или щетинками. Благодаря отросткам, во время движения создается жесткая опора.
Хищники
Среди многочисленных жителей пустыни есть и хищники. Это лисицы, шакалы, змеи. Но большинство животных относятся к семейству травоядных. Пищей для верблюдов и антилоп служат колючки, ветки кустарников. Мелкие грызуны питаются семенами растений.
Насекомые пустыни менее заметны, но мир их очень разнообразен. Множество видов жуков, муравьи, комары, москиты обретают активность в ночное время суток. Кто живет в пустыне, тот знает, как опасны для жизни ядовитые пауки тарантулы и скорпионы. Их укус зачастую оказывается смертельным.
Растительность
Благодаря своеобразию климатических условий, пустынная растительность пышно расцветает весной после периода дождей, правда, на короткий период. А затем на продолжительное жаркое время замирает в своем развитии. Источником влаги в этой местности служат грунтовые воды, достичь которых могут лишь растения с длинными корнями, уходящими далеко под землю. Представители растительного мира, обладающие поверхностной корневой системой, тянут живительные соки из верхнего слоя песка, в котором ночью конденсируется атмосферная влага.
Постоянная нехватка воды привела к тому, что пустынная флора выработала в себе особые свойства пониженного потребления жидкости. Листья деревьев и кустарников, появившись весной, вскоре нередко опадают, оставляя взамен себя колючки или шипы. Примером такого дерева с колючками может служить акация. Некоторые растения имеют листочки маленького размера, покрытые восковым налетом либо пушком, позволяющим минимизировать испаряемую поверхность. К ним относятся саксаул и джезгун.
Заключение
Природа не очень милостива к обитателям таких территорий. Все животные и растения тропических пустынь вынуждены существовать в постоянной борьбе за свое выживание.
fb.ru
Растения и животные пустыни - начальные классы, уроки
КГУ «Средняя школа № 43 имени Габита Мурепова» Г. Петропавовск
Урок .Познание мира
Класс. 4 класс.
Тема .Растения и животные пустыни.
Учитель. Сингатулина О. В.
Цель: познакомить с видами пустынь, животным и растительным миром пустынь Казахстана. Задачи: - углубить знания о природных объединениях живых организмов и жизнедеятельности растений и животных в пустынных и засушливых зонах; -развивать познавательную активность память, мышление, связную речь, кругозор; -воспитывать бережное отношение к природе, к животному и растительному миру.
Порядок работы по карте «УУ-1»
1 орг момент. Мотивация.
Для активизации класса, слово предоставляется лидеру класса.
А ну-ка, дети, встаньте в ряд
Я – командир, вы –мой отряд!
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
2 Актуализация субьектного опыта учащихся
Тест со взаимопроверкой.
Тест “Растения и животные степей”. 1.Зона степей расположена на … нашей страны: а) севере; б) востоке; в) юге. 2. Характерный признак зоны степей – это … а) сплошной травянистый растительный покров; б) отсутствие сплошного растительного покрова; в) обилие мхов, лишайников, кустарников. 3 На карте «Природных зон» зона степи окрашена ….цветом
а) розовым б) желтым в) зеленым г)коричневым
4.. Растения степей - это… а) мак, тюльпан, канареечник б) василек, лютик, душица в) камыш, рогоз, тростник 5 К степным птицам относятся…а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; б) ястребы, кедровки, сойки; в) журавли – красавки, дрофы, пустельги.
6. Какая из цепей питания характерна для степи: а) ежевика — лемминг — песец; б) водоросли — рачки — сайка — гагарка; в) зерно — суслик — орел-беркут. 7. Основным занятием населения степей является: а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство.
3. Организвция восприятия
1.Итак, мы продолжаем своё путешествие по природным зонам Казахстана. Куда же мы отправляемся, узнаетепоработав в группе.1 и 2 группы расскажут куда мы отправляемся, 3 и 4 что изучать будем. 5 и 6 группы сформулируют тему урока.
1гр.
Солнечный, жаркий Жёлтый поток. Льётся на жёлтый песок. В воздухе жёлтом и плотном, как мёд, Жёлтая птица неслышно плывёт. 2 гр.
Собрать пазл картинку.
3 и 4 группы
5 и 6 группы. Исключите буквы казахского алфавита и узнайте тему урока.
Раәтіңенғиүя и жүиұвқотөныһепуөқстғыніи
Тема нашего урока растения и животные пустыни.
Что вы знаете о природной зоне пустыня?
Просмотр презентации по теме урока. Работа с картой Природных зон Казахстана.
Пустыни – природная зона Южного Казахстана. Они тянутся сплошной широкой полосой от Каспия до Тарбагатая. Здесь можно выделить следующие пустынные массивы: Бетпак-Дала, Моюнкум, Кызылкум и Каракумы.
Растительность зоны пустынь крайне скудная. Однако здесь природа создала условия для выращивания хлопка, бахчевых культур и некоторых фруктов (при условии дополнительного орошения). Казахстанская пустыня – это край пресмыкающихся животных. Здесь обитают гадюки, которые активно охотятся на тушканчиков и джейранов, а также еще 16 видов других змей. Еще один представитель этой природной зоны – серый варан.
Работа с опорными словами.(7 слов -30секунд)
1 пустыня
2 жара
3 солнце
4 песок
5 влага
6 саксаул
7 верблюд
Физминутка.
4 Организация осмысления. Чтение текста учебника. (10минут)
5 Первичная проверка понимания. Перекрёстный опрос.
Чтотакое пустыни?
Огромные территории которые отличаются крайне сухим климатом….
Как ученые назыают природные условия пустынь?
В виде чего выпадают осадки в пустыне?
Какой вид осадков в пустыне бывает крайне редко?
Какая погода в пустыне зимой?
Какая погода в пустыне летом?
Чего всегда не хватает в пустыне?
Каким образом листья растений приспособились к жаркой пустыне?
Для чего у рстений пустыни листья крохотного размера, или тонкие как хвоинки?
Какими цветами покрыается пустыня весной ?
Почему корни солянок и полыни расположены близко к земле ?
У каких растений корни могут достигать длиной 20-30 метров ?
Какова длина корней верблюжей колючки и саксаула?
Как человек использует саксаул в хозяйстве?
Как выглядит кустарник жузгун ?
Кустарник , плоды которого снабжены крючками, цепляющимися за шерсть животных это…
Назовите растения, которые растут только в прохладное время.
Пустынное растение, которое зимой служит кормом для овец и верблюдов
Как животные пустыни приспособились добывать воду?
Какие птицы летают на водопой за десятки километров?
Как животные пустыни спасаются от палящих лучей солнца
Какую часть территории Казахстана занимают пустыни?
Как суслики спасаются от жары пустыни?
Спасательный круг.
Что же такое пустыня?
Назовите астения пустыни
Назовите животных пустыни.
6 организация первичного закрепления. Критический опрос
Почему в пустыне влажный климат?
Докажите, что в пустыне всегда хватает влаги растениям и животным.
Почему у растений корень короткий, а листья большие , толстые и мясистые?
Как лоси приспособились к жизни в пустыне?
Удобно ли сусликам от лучей солнца забираться на ветки кустарников ?
Почему животные пустыни никак не могут приспособиться к палящим лучам солнца ?
Правильно ли что растения пустыни не используют для изготовления лекарственных препаратов?
Какой длины имеют корни березы, растущщей в пустыне?
Как вы обьясните, почеиу змеи не боятся жары и ведут дневной образ жизни?
Почему ученые называют природные условия пустыни благоприятными для жизни животных и растений?
Каким цветом на карте «Природные зоны Казахстана» обозначены пустыни?
Для чего человек использует растение саксаул?
Назовите пустыни Казахстана
Как рябки и голуби приспособились к жизни в пустыне?
Каким образом животные пустыни добывают для своего организма воду?
Почему корни солянок и полыни расположены близко к поверхности земли?
Как растения приспособились к климату пустыни ?
Почему у верблюжьей колючки и саксаула корни длинные?
Как разносит свои семена по пустыне кустарник жузгун?
Каким образом животные пустыни приспособились к жарким лучам солнца?
Назовите растения природной зоны пустыня
Расскажите об образе жизни животных в дневное время
Где устраивают свои гнезда мелкие птицы пустыни?
Спасательный круг.
Огромные территории, которые отличаются крайнее сухим климатом это…
Назовите отличительные особенности строения растений пустыни
Каким цветом на карте «Природные зоны Казахстана» обозначены пустыни?
7 Анализ. ТСЗ 5 минут 44 слова
8 Рефлексия. Вычтавление оценок.
9 домашнее задание.Разноуровневое.
С. 72-75 пересказ.
составить 3 вопроса по тексту. (Кубик Блума)
Подготовить интересную информацию о пустынях.
Тест “Растения и животные степей”. 1.Зона степей расположена на … нашей страны: а) севере; б) востоке; в) юге. 2. Характерный признак зоны степей – это … а) сплошной травянистый растительный покров; б) отсутствие сплошного растительного покрова; в) обилие мхов, лишайников, кустарников. 3 На карте «Природных зон» зона степи окрашена ….цветом а) розовым б) желтым в) зеленым г)коричневым 4.. Растения степей - это… а) мак, тюльпан, канареечник б) василек, лютик, душица в) камыш, рогоз, тростник 5 К степным птицам относятся…а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; б) ястребы, кедровки, сойки; в) журавли – красавки, дрофы, пустельги. 6. Какая из цепей питания характерна для степи: а) ежевика — лемминг — песец; б) водоросли — рачки — сайка — гагарка; в) зерно — суслик — орел-беркут. 7. Основным занятием населения степей является: а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство. | Тест “Растения и животные степей”. 1.Зона степей расположена на … нашей страны: а) севере; б) востоке; в) юге. 2. Характерный признак зоны степей – это … а) сплошной травянистый растительный покров; б) отсутствие сплошного растительного покрова; в) обилие мхов, лишайников, кустарников. 3 На карте «Природных зон» зона степи окрашена ….цветом а) розовым б) желтым в) зеленым г)коричневым 4.. Растения степей - это… а) мак, тюльпан, канареечник б) василек, лютик, душица в) камыш, рогоз, тростник 5 К степным птицам относятся…а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; б) ястребы, кедровки, сойки; в) журавли – красавки, дрофы, пустельги. 6. Какая из цепей питания характерна для степи: а) ежевика — лемминг — песец; б) водоросли — рачки — сайка — гагарка; в) зерно — суслик — орел-беркут. 7. Основным занятием населения степей является: а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство. |
63%
1 | А |
2 | А |
3 | В |
4 | А |
5 | В |
6 | В |
7 | А |
КГУ «Средняя школа № 43 имени Г. Мусрепова» Сингатулина Олеся Владимировна учитель начальных классов | |
kopilkaurokov.ru