Содержание
Технологическая карта урока «Признаки класса однодольные и двудольные растения» 6 класс | План-конспект урока по биологии (6 класс) на тему:
Разработка урока в 6 классе по теме: Деление цветковых растений на однодольные (например, пшеница) и двудольные (например, горох). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Цели: познакомиться с многообразием покрытосеменных и выявить признаки двудольных и однодольных растений.
Задачи:
Образовательные: усвоение знаний об особенностях строения семян однодольных и двудольных растений; дать представление об общих и отличительных признаках в строении однодольных и двудольных растений
Развивающие: развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, развивать навыки работы со схемами, коллекциями, рисунками.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения. Продолжать осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока
Тип урока: комбинированный
Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, пшеницы, огурцов. Модель зерновки пшеницы. Коллекция семян. гербарии, рисунки, термины, Мультимедийный проектор, экран, препоравальная игла, микроскоп, лупа.
ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
Структура урока | Деятельность учителя | деятельность обучающихся |
1.Организация начала урока (1 мин). | Здравствуйте, ребята! Проверьте на столе наличие книги, тетради, ручки. Присаживайтесь за парты. Давайте улыбнемся друг другу, и начнем наш урок с хорошим настроением. | Дети здороваются с учителем. Обучающиеся садятся за парты. |
2. Постановка цели и задач урока (2 мин) ( мотивация учащихся). | — Сегодня на уроке мы продолжим изучение материала о покрытосеменных растениях. Отдел Покрытосеменные на какие классы делятся ? (слайд ) Вот у меня модели цветка тюльпана и яблоки, чем они отличаются; предположения ребят. Посмотрите на экран «Строение семян», эти два растения выросли из этих семян. Как выдумаете какое растение из какого семени образовалось? Сегодня мы выявим отличительные признаки…(Чего? слайд) однодольных и двудольных растений (слайд Определяем тему урока Цели урока — Вы узнаете, что покрытосеменные растения делятся на классы. — Научитесь распознавать однодольные и двудольные растения. — Вы продолжите учиться работать в паре. — Вам нужно поработать так, чтобы новый материал запомнить на уроке. — В конце урока показать свои знания. А для этого, вы должны будите безошибочно определить: к какому классу принадлежит растение. А я, ребята, готова вам во всем помогать. Готовы? Начинаем работать. | Готовы. |
3. Подготовительная работа к объяснению нового материала. (5мин.. а) Фронтальная беседа по вопросам. слайд. б) Подведение итога беседы. | Для того, чтобы приступить к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить пройденный материал.
— С каким отделом растений познакомились на предыдущих уроках? — Как еще называют эти растения? — Почему их так называют? — Перечислите все части покрытосеменных растений? — Каково же главное отличие покрытосеменных растений от других растений? Молодцы! Покрытосеменные растения имеют цветки, поэтому их называют цветковыми растениями. После процесса опыления из цветов появляются плоды, внутри которых развиваются семена. | — Мы познакомились с отделом покрытосеменных растений. Покрытосеменные растения называют еще цветковыми растениями. Их так называют потому, что у них есть цветок. Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами. У покрытосеменных растений есть цветок, из которого развивается плод с семенами. |
4. Новый материал ( 20 мин.) 4.1. Объяснение материала. 1.1 Рассказ учителя. слайд.
Слайд 6 1.2 Постановка проблемы перед обучающимися 1.3 Комментарий учителя. 1.4 Работа на компьютере.
1.5. Лабораторная работа 6 слайд
слайд слайд
слайд 1слайд Слайд 8 Слайд 10 1.6. Повторение жилкования листьев 1.6.1. Упражнение на внимание.
1.6.2 Запись выводов в электронную таблицу. Слайд
4.2 Физкультминутка. Гимнастика для глаз. 4.3 Повторение материала 3.1 Чтение материала. 3.3 Подведение итогов | Ребята, цветковые растения самые распространенные на нашей планете, а это значит, что их очень много. И для того, чтобы в этом множестве растений разобраться, ученые разделили цветковые растения на две группы. Одну группу они назвали однодольными растениями, а другую группу двудольными растениями. С какими значениями слова класс вы знакомы? В нашем случае: класс – это систематическая единица растений. Это также группа, но растений, которые имеют одинаковые признаки. Ученые разделили цветковые растения на две группы: класс — однодольные растения и класс – двудольные растения. Сегодня на уроке вы познакомитесь с характерными признаками каждого класса. Узнаете, чем отличаются признаки класса однодольных растения от признаков класса двудольных растений. В основе деления растений на отделы лежит признак строения растения. Значит, в основе деления растений на классы также лежат какие-то признаки. Какие же? Ребята, я просила вас дома повторить материал о строении семян растений, о видах корневых систем растений, о видах жилкования листьев. Эти знания вам помогут решить одну учебную проблему. Перед вами два цветковых растения. Посовещайтесь друг с другом и решите: какое растение относится к классу однодольных растений, а какое к классу двудольных растений. Принесите их к доске и поставьте в одну сторону однодольное растение в другую двудольное. Проверять правильность выполнения задания мы сейчас не будем. Для того, чтобы определить к какому классу относится растение, необходимо знать по каким признакам их относят к одному или другому классу. Поэтому мы сейчас эти признаки изучим, а потом и проверим правильность выполнения задания. Посмотрите на семя гороха. — Сколько семядолей в семени гороха? — Как называются растения, у которых две семядоли в семени? Посмотрите на семя пшеницы. — Сколько семядолей в семени пшеницы? — Как называются растения, у которых одна семядоля в семени? В основе деления растений на классы лежит признак — строение семени. Запишите в таблицу: — семя с одной семядолей; — семя с двумя семядолями. ( пример записи появляется на доске) Внимательно рассмотрите проросшее семя гороха. — Какая корневая система разовьётся из семени гороха? Почему вы так думаете?
— К какому классу однодольных или двудольных растений принадлежит горох? Вывод: у двудольных растений -стержневая корневая система. Запишите в таблицу: – корневая система стержневая. ( пример записи появляется на доске) Внимательно рассмотрите проросшее семя гороха. — Какая корневая система разовьется из семени пшеницы? Почему вы так думаете?
— Пшеница, растение однодольное или двудольное? Вывод: у однодольных растений мочковатая корневая система. Запишите в таблицу: — корневая система мочковатая. ( пример записи появляется на доске) Перед вами рисунок. Вспомните, какое жилкование бывает у листьев? Перед вами таблица. В ней нарисованы листья с разным жилкованием. Если лист с сетчатым жилкованием будем топать. Если лист с дуговым жилкованием будем хлопать в ладоши один раз. Если лист с параллельным жилкованием, будем хлопать над головой.
Листья пшеницы простые, удлиненные, линейные, жилкование параллельное. Пшеница – однодольное растение. Вывод: у однодольных растений листья с параллельным или дуговым жилкованием. Запись в таблицу: — жилкование листьев параллельное, дуговое. ( пример записи появляется на доске) У двудольных растений – листья разнообразные по форме, но все с сетчатым жилкованием. Запишите в таблицу: — жилкование листьев сетчатое. ( пример записи появляется на доске) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 — 5 раз.
Материал повторяется по записи на мониторе. — Все признаки растений по классам вы записали в таблицу. — Прочтите их про себя. — На какие два класса делятся цветковые растения по количеству семядолей в семени? Рассмотреть все признаки классов — Каковы признаки класса однодольных растений? — Каковы признаки класса двудольных растений? Отвечая на вопросы, вы выстроили свой ответ на следующем уроке. Послушайте, как ваш ответ должен звучать: Цветковые растения по количеству семядолей в семени делятся на два класса: однодольные и двудольные растения. У однодольных растений одна семядоля в семени, мочковатая корневая система, параллельное или дуговое жилкование листьев. Среди однодольных растений только травянистые растения. У двудольных растений две семядоли в семени, стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев. Среди двудольных растений можно наблюдать разные формы жизни: травы, кустарники, деревья. | Класс – это помещение, где проходят уроки. Класс — это группа учеников, которые вместе учатся. Обсуждают в парах, выбирают точку зрения. Рассматривают натуральные объекты. В семени гороха две семядоли. Растения, у которых две семядоли в семени, называются двудольными. В семени пшеницы одна семядоля. Растения, у которых одна семядоля в семени, называются однодольными. Рассматривают натуральные объекты. Из семени гороха разовьется стержневая корневая система. Из семени гороха появился один главный корень. Горох принадлежит к классу двудольных растений. Заполняют таблицу. Из семени пшеницы разовьется мочковатая корневая система. В проростке пшеницы видно 3 корня, и нельзя определить какой из них главный. Пшеница – однодольное растение. У растений бывает дуговое, параллельное и сетчатое жилкование листьев. Обучающиеся встают и выполняют упражнение на внимание Заполняют таблицу Выполняют упражнение. Чтение записанного материала По количеству семядолей в семени растения делятся на однодольные и двудольные растения. У однодольных растений в семени одна семядоля, корень мочковатый, жилкование листьев параллельное или дуговое. У двудольных растений в семени две семядоли, корень стержневой, жилкование листьев сетчатое. Слушают материал. |
5. Домашнее учебное задание (3 мин.) 5.2 Запись задания. | Все о чем мы с вами говорили на уроке написано в учебнике на стр.151-154 Чтение вывода текста | Открывают книгу и глазами просматривают объем материала. Читают вывод текста вслух. Открывают дневник и записывают домашнее задание |
6. Закрепление материала ( 6 мин.) 6.1 Работа в таблице. Слайд 15 6.3 Подведение итога работы учителем. | Найдите среди рисунков, расположенных в папке « Рисунки» однодольное растение и вставьте его в таблицу под признаками однодольных растений. Найдите среди рисунков, расположенных в папке « Рисунки» двудольное растение и вставьте в таблицу под признаками двудольных растений. Почему именно эти растения вы выбрали? Ребята, вы узнали все признаки двух классов цветковых растений. Пришла пора объяснить, почему вы отнесли свои растения в начале урока к тому или иному классу и правильно ли вы это сделали. Когда вы определяли класс растения, вы обращались к видимым признакам класса: наличию корневой системы и жилкованию листьев. Однако основной признак – наличие количества семядолей в семени. Именно по этому признаку, можно точно сказать к какому классу принадлежит растение. Ребята, есть еще один видимый признак – это строение цветка. На следующих уроках я научу вас, как различать однодольные и двудольные растения по строению цветка. | Находят рисунок пшеницы или лилии и помещают в таблицу.. У пшеницы все признаки однодольного растения. У земляники все признаки двудольного растения. Учащиеся подходят к столу и объясняют, почему они отнесли свои растения к однодольным или к двудольным растениям. И если допустили ошибки, исправляют их. |
7. Подведение итогов и оценка работы учащихся (3 мин.) Слайд 1 | 1. Что делали на уроке?
2. Что в результате такой работы узнали?
3. Мы с вами достигли цели? (выполнили запланированное?)
4. Устная оценка работы учащихся. Все молодцы! Благодарю за работу. Особенно отличились ………… Отметка за урок будет выставлена после того, как я проверю ваши таблицы. Урок закончен. Давайте друг другу скажем: спасибо за работу. | На уроке мы читали, писали, слушали, отвечали на вопросы, работали на компьютере, выполняли практическую работу, выполняли лабораторную работу. Узнали, что цветковые растения делятся на два класса: однодольные и двудольные; Узнали признаки, по которым цветковые растения разделили на классы Цели достигли, потому что все задания выполнили, все о чем нужно было узнать, узнали. Таблицы выводят и сдают на проверку. |
Семена растений — Животный мир
Однодольные и двудольные
Когда прорастает кукуруза, из зернышка появляется всего один лист, поскольку кукуруза принадлежит к однодольным растениям, зародыш которых имеет одну семядолю, т. е. один первый лист зародыша. Фасоль — двудольное растение. В отличие от кукурузы она, прорастая, развертывает две семядоли.
Однодольные и двудольные растения — два основных вида цветковых. Различия проявляются не только в строении семян и проростков, но и в строении самих растений. У однодольных листья узкие, с цельным краем и параллельным жилкованием. Части их цветка представлены числом, равным или кратным трем, а сосуды, как можно видеть на срезе стебля, размещены в толще стебля без какой-либо упорядоченности. Наиболее крупная группа однодольных — это травянистые растения, куда входят кукуруза, пшеница, рис, овес и другие злаки, а также травы лугов и пастбищ. Орхидеи, лилии, пальмы и бананы — тоже однодольные.
Любое цветковое растение, если только оно не принадлежит к однодольным, — двудольное. Двудольных существует намного больше, чем однодольных. Листья у них самой разной формы — от простых цельных пластинок до сильно расчлененных, часто состоящих из многих мелких листочков. Края листовой пластинки бывают цельными, зубчатыми, выемчатыми и т. д. Части их цветков представлены числом, равным или кратным четырем или пяти, а сосуды расположены кольцами вокруг центра стебля.
Какие из семян гиганты, а какие — карлики?
Невозможно, глядя на семена, предсказать, какой высоты вырастет из них растение. Нельзя и по высоте растения судить о размере его семян. К примеру, горошина — это семя довольно скромного по своим размерам растения, но она много крупнее семени секвойи вечнозеленой, высочайшего дерева Земли.
Самое крупное семя из всех — это гигантское семя сейшельской пальмы, произрастающей на Сейшельских островах в Индийском океане. Плод этой пальмы — весом свыше 20 кг, до 45 см в длину и более 20 см в поперечнике — содержит двулопастную косточку, в которой заключено семя. А мельчайшие семена — у стриги, их длина менее 0,003 см.
Зачем растениям нужны семена?
Семена растений служат не только сохранению вида и не только для того, чтобы «переждать» неблагоприятные погодные условия, например сильный холод или засуху. Семена для растений — это также способ экспансии, перемещения, в основном на короткие расстояния, но порой и на сотни, и даже тысячи километров. Семенам, прорастающим возле родительских растений, приходится бороться с ними за свет, воду и питательные вещества. Оказавшись подальше от родителей, они увеличивают свой шанс на выживание.
Силой, чаще всего переносящей семена с места на место, является ветер. Приспособленные для путешествия по ветру семена одуванчика и чертополоха подставляют ему свои пушинки и хохолки, у семян кленов и вязов роль пропеллера или паруса играют крылатки.
Подхватываемые легчайшим ветерком, крохотные семена — например, семена орхидей — разлетаются, как пылинки. Но, пожалуй, самый интересный путешественник — это перекати-поле. Ко времени созревания семян его многочисленные побеги спутываются в шар, стебли у основания отламываются, и растение, подгоняемое ветром, катится по степи, разбрасывая по пути свои семена. Вода тоже помогает плодам и семенам перемещаться. Ливни, смывая, уносят их недалеко, а ручьи иногда на многие километры.
Как участвуют в распространении семян животные?
Хотя растения и не способны передвигаться с места на место, их семена могут «автостопом» прокатиться на животных. Для этого у них есть крючочки или шипы, которыми они цепляются за перья и шерсть. Прежде чем упасть, семена преодолевают немало километров. Болотные птицы, подхватывая огромное количество семян на мутном мелководье озер, прудов и проток, переносят их на своих лапах в новые места обитания. Дятлы, сойки, белки и другие животные иногда прячут плоды и семена в местах, идеальных для их прорастания. Семена, проглоченные животными, проходят неповрежденными через их пищеварительный тракт, попадают на землю и там прорастают. Семена омелы прилипают к веткам, на которые падают, и прорастают высоко над землей.
Может ли родительское растение разбрасывать свои семена?
Внутри созревающих плодов иногда нарастает давление. Под действием этого давления содержащиеся в плодах семена в конце концов с силой выбрасываются наружу. Плод недотроги -коробочка от прикосновения растрескивается, створки его закручиваются и разбрасывают семена на расстояние до двух метров и более. Коробочки некоторых фиалок тоже «взрываются», разбрасывая семена. «Бешеный огурец» извергает свои семена со струей жидкости.
Могут ли семена прорасти на самом растении?
Чайот, или мексиканский огурец, родина которого американские тропики и субтропики, похож на бледно-зеленый перец. Если дать ему созреть (чего обычно не допускают ), то на его кончике прорастет новая плеть. Упавший на землю плод, по сути, представляет собой уже готовое растение, которому остается лишь закрепиться в почве, выпустив корешки.
Такое прорастание семян, не отделившихся от родительского растения, называется живорождением (этот термин применяется и к животным, у которых ранние стадии развития проходят в теле матери). Живорождение присуще целому ряду растений. Наверное, самый известный пример представляет мангровое дерево.
Семена мангрового дерева прорастают еще на родительском растении. Когда проросток достигает влажной почвы, начинается активный рост опорных корней.
Как долго семена сохраняют жизнеспособность?
Одни семена остаются жизнеспособными в течение всего нескольких дней после созревания. И если они не прорастут немедленно, то не прорастут уже никогда. Другие же, особенно вызревающие в холодном климате, нуждаются в периоде покоя, прежде чем смогут прорасти. Это помогает им пережить морозные зимние месяцы.
Однако в сухом и холодном месте большинство семян сохраняет жизнеспособность дольше, чем от одного сезона до другого. Прорастание откладывается таким образом до тех пор, пока условия не станут достаточно благоприятными. Рекорд в этом смысле принадлежит одному из люпинов, росших некогда в Арктике. Недавно во время горных разработок были обнаружены его семена, спрятанные в норке лемминга около 10 000 лет назад и хранившиеся с тех пор в замороженном состоянии.
Как люди используют семена?
Семена — главный источник пищи на Земле. Все зерновые культуры возделываются человеком ради получения семян, которые он непосредственно использует в пищу. Домашняя птица и скот питаются семенами, и в их организме растительный материал перерабатывается в животный белок, в свою очередь являющийся пищей для человека. Из семян получают растительные масла, используемые для приготовления пищи, а также для производства разнообразных материалов — мыла, красок, масел и другой продукции.
Как прорастают семена?
Прежде чем прорасти, семена должны накопить влагу. Ее объем различается от вида к виду: одни семена лучше прорастают, набухая, другим достаточно тонкой водной пленки. Вода, размягчая оболочку семени, дает возможность зародышу растения пробиться наружу и активизирует ферменты, чтобы начался процесс роста. Во время прорастания потребность в кислороде резко усиливается. Некоторым семенам для прорастания нужен свет, другие при свете не прорастут.
Двудольные и однодольные растения различаются по подсемействам белков, связанных с ретинобластомой
Сравнительное исследование
. 2007;58(7):1663-75.
дои: 10.1093/jxb/erm022.
Epub 2007 26 марта.
Агнес Лендваи
1
, Аладар Петтко-Сандтнер, Ева Чордаш-Тот, Пал Мишкольци, Габор В Хорват, Янош Дьёрдьей, Денес Дудитс
Принадлежности
принадлежность
- 1 Институт биологии растений, Центр биологических исследований Венгерской академии наук, Сегед, H-6726, Temesvári krt. 62, Венгрия.
PMID:
17389586
DOI:
10. 1093/jxb/erm022
Сравнительное исследование
Agnes Lendvai et al.
J Опытный бот.
2007.
. 2007;58(7):1663-75.
дои: 10.1093/jxb/erm022.
Epub 2007 26 марта.
Авторы
Агнес Лендваи
1
, Аладар Петтко-Сандтнер, Ева Чордаш-Тот, Пал Мишкольци, Габор В Хорват, Янош Дьёрдьей, Денес Дудитс
принадлежность
- 1 Институт биологии растений, Центр биологических исследований Венгерской академии наук, Сегед, H-6726, Temesvári krt. 62, Венгрия.
PMID:
17389586
DOI:
10. 1093/jxb/erm022
Абстрактный
Настоящее исследование поддерживает мнение о том, что функции ретинобластомы разделяют два различных подсемейства белков, связанных с ретинобластомой (RBR), у однодольных видов злаков, тогда как двудольные растения имеют только один белок RBR. Гены, кодирующие белки RBR, были идентифицированы и охарактеризованы у люцерны (Medicago sativa), риса (Oryza sativa) и пшеницы (Triticum aestivum). Ген MsRBR люцерны кодирует новый член белков RBR двудольных (подсемейство А). Было проведено сравнение двух генов риса, OsRBR1 (подсемейство B) и OsRBR2 (подсемейство C), которые демонстрируют различия в экзон-интронной организации и имеют только 52% идентичности аминокислотной последовательности. Белки RBR растений можно разделить на три отдельных подсемейства, в которых сходство между членами больше, чем сходство с другими белками RBR того же вида. Сравнение уровней транскриптов в различных тканях показало, что экспрессия гена OsRBR1 была высокой в эмбрионах или культивируемых клетках и постепенно снижалась от базальной области к кончику листьев. Ген OsRBR2 показал больше транскриптов в дифференцированных тканях, таких как листья и корни. Напротив, уровень мРНК гена MsRBR существенно не отличался ни в зрелых листьях, ни в культивируемых клетках. Результаты анализа парных взаимодействий двухгибридных дрожжей продемонстрировали различия между вариантами RBR риса во взаимодействиях с регуляторной субъединицей фосфатазы 2A B» и неизвестным белком. In silico и функциональные данные, представленные в этой работе, подчеркивают значительные различия между двудольными и однодольными видами в регуляторных путях ретинобластомы и позволяют улучшить классификацию белков RBR у высших растений.
Похожие статьи
Полногеномный анализ семейства цинковых пальцев CCCH у арабидопсиса и риса.
Ван Д, Го И, Ву С, Ян Г, Ли И, Чжэн С.
Ван Д и др.
Геномика BMC. 2008 27 января; 9:44. дои: 10.1186/1471-2164-9-44.
Геномика BMC. 2008.PMID: 18221561
Бесплатная статья ЧВК.Молекулярная и функциональная характеристика специфичных для однодольных растений вариантов сплайсинга Pex5p с использованием OsPex5pL и OsPex5pS из риса (Oryza sativa).
Lee JR, Jung JH, Kang JS, Kim JC, Jung IJ, Seok MS, Kim JH, Kim WY, Kim MG, Kim JY, Lim CO, Lee KO, Lee SY.
Ли Дж. Р. и др.
Мол клетки. 2007 г., 30 апреля; 23(2):161-9.
Мол клетки. 2007.PMID: 17464192
Полногеномный анализ семейства генов ERF у арабидопсиса и риса.
Накано Т., Судзуки К., Фуджимура Т., Шинши Х.
Накано Т. и др.
Завод Физиол. 2006 г., февраль; 140(2):411-32. doi: 10.1104/стр.105.073783. Epub 2006 11 января.
Завод Физиол. 2006.PMID: 16407444
Бесплатная статья ЧВК.Полногеномный анализ семейств факторов транскрипции теплового шока у риса и арабидопсиса.
Го Дж., Ву Дж., Цзи К., Ван С., Ло Л., Юань Й., Ван Й., Ван Дж.
Го Дж. и др.
Джей Дженет Геномикс. 2008 фев; 35 (2): 105-18. doi: 10.1016/S1673-8527(08)60016-8.
Джей Дженет Геномикс. 2008.PMID: 18407058
Полногеномный анализ систем глутаредоксинов растений.
Руйе Н., Кутюрье Ж., Жако Ж.П.
Руйе Н. и соавт.
J Опытный бот. 2006;57(8):1685-96. дои: 10.1093/jxb/erl001. Epub 2006 23 мая.
J Опытный бот. 2006.PMID: 16720602
Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Транскрипционный анализ молодого спорофита Ceratopteris richardii выявил консервацию факторов стволовых клеток в апикальной меристеме корня.
Арагон-Райгоза А., Эррера-Эстрелья Л., Крус-Рамирес А.
Арагон-Райгоза А. и др.
Фронт завод науч. 2022 11 августа; 13:924660. doi: 10.3389/fpls.2022.924660. Электронная коллекция 2022.
Фронт завод науч. 2022.PMID: 36035690
Бесплатная статья ЧВК.Гены убикитинлигазы RING-Type E3 ячменя ( HvYrg1-2 ) контролируют характеристики как вегетативных органов, так и семян как компонентов урожая.
Зомбори З., Надь Б., Михай Р., Паук Дж., Чери А., Сасс Л., Хорват В. Г., Дудитс Д.
Зомбори З. и др.
Растения (Базель). 2020 2 декабря; 9 (12): 1693. doi: 10.3390/plants9121693.
Растения (Базель). 2020.PMID: 33276523
Бесплатная статья ЧВК.Роль белка ретинобластомы растений: клеточный цикл и не только.
Десвоес Б., Гутьеррес К.
Desvoyes B, et al.
EMBO J. 2020 1;39(19) окт.):e105802. doi: 10.15252/embj.2020105802. Epub 2020 31 августа.
ЕМБО Дж. 2020.PMID: 32865261
Бесплатная статья ЧВК.Обзор.
Помимо того, что может видеть ваша сетчатка: сходство функций ретинобластомы у растений и животных, от процессов развития до эпигенетической регуляции.
Злухан-Мартинес Э., Перес-Колденкова В., Понсе-Кастаньеда М.В., Санчес М.П., Гарсия-Понсе Б., Мигель-Эрнандес С., Альварес-Буйла Э.Р., Гарай-Арройо А.
Злухан-Мартинес Э. и др.
Int J Mol Sci. 2020 июль 12;21(14):4925. doi: 10.3390/ijms21144925.
Int J Mol Sci. 2020.PMID: 32664691
Бесплатная статья ЧВК.Обзор.
СВЯЗАННЫЕ С РЕТИНОБЛАСТОМОЙ гены специфически контролируют морфогенез внутренних цветочных органов и развитие пыльцы у риса.
Дуань Ю, Чен Ю, Ли В, Пан М, Цюй Х, Ши Х, Цай Зи, Лю Х, Чжао Ф, Конг Л, Е И, Ван Ф, Сюэ Ю, Ву В.
Дуан Ю и др.
Завод Физиол. 2019 декабрь; 181(4):1600-1614. дои: 10.1104/стр.19.00478. Epub 2019 23 сентября.
Завод Физиол. 2019.PMID: 31548267
Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
вещества
Растениеводство: «почти невозможная» техника прививки может произвести революцию в сельском хозяйстве
Впервые проведена прививка однодольных растений, таких как овес, пшеница и бананы, и она может повысить устойчивость этих важных культур к болезням
Окружающая среда
22 декабря 2021 г.
Алекс Уилкинс
Финиковая пальма через два с половиной года после прививки. На врезке показан участок у основания растения, стрелка указывает на место прививки
Джулиан Хибберд
Новый метод прививки растений может повысить урожайность и устранить болезни для некоторых наиболее уязвимых культур в мире, таких как бананы и финиковые пальмы.
Прививка растений, при которой корень одного растения прикрепляется к побегу другого, тысячи лет использовалась в сельском хозяйстве для улучшения роста сельскохозяйственных культур и искоренения болезней таких растений, как яблони и цитрусовые. Но считалось, что этот метод не работает для основной группы растений: однодольных (или однодольных). В эту группу входят все травы, такие как пшеница и овес, а также другие ценные культуры, такие как бананы и финиковые пальмы. У этих растений отсутствует ткань, называемая сосудистым камбием, которая помогает приживлению и срастанию трансплантатов у многих других растений.
Теперь Джулиан Хибберд из Кембриджского университета и его коллеги нашли подход, который позволяет прививать однодольные растения. Они извлекли форму эмбриональной растительной ткани из семян однодольных растений и применили ее к потенциальному месту прививки между двумя образцами однодольных растений, принадлежащих к одному и тому же виду — например, к пшенице.
Реклама
Ткань стимулировала рост и соединила две половинки растения вместе. Исследовательская группа использовала флуоресцентные красители, чтобы убедиться, что корень и побеги слились и могут переносить жидкости и питательные вещества вверх и вниз по стеблю.
Подробнее: Бананы выиграли от изменения климата, но не в будущем
«Я написал в протоколе, что думал, что это почти невозможно. Так что, как научный прорыв, это довольно удивительно», — говорит Колин Тернбулл из Имперского колледжа Лондона.
Оказалось, что этот метод работает с широким спектром семейств однодольных растений, включая важные культуры, такие как ананас, банан, лук, текила-агава, масличная пальма и финиковая пальма. Предварительные исследования команды в лаборатории также предполагают, что прививка может работать между видами. Они привили побег пшеницы к устойчивым к болезням корням овса. Это может защитить пшеницу от болезней, передающихся через почву, хотя до сих пор неясно, будет ли такая защита осуществима в реальном мире.
Хибберд, который работал над исследованием после предложения своего коллеги Грега Ривза, сначала колебался. «Все говорили, что вы не можете этого сделать, поэтому я не хотел, чтобы [Ривз] посвятил докторскую диссертации тому, что, как все говорят, вы не можете сделать», — говорит Хибберд. «Это прекрасная вещь. Это наука в лучшем виде, где вы что-то обнаруживаете, хотя все говорят, что это невозможно, и он доказал, что я ошибаюсь».
Этот метод может быть особенно полезен для борьбы с болезнями уязвимых видов, таких как банан Кавендиш, который составляет подавляющее большинство мировых запасов. Кавендиш не может размножаться половым путем, и его можно воспроизвести только путем клонирования, а это означает, что культура очень генетически однородна и поэтому уязвима для таких болезней, как панамская болезнь, вызываемая почвенным грибком.