Групповой краткосрочный проект: Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных (из опыта работы в пятых классах). Проект осенние явления в жизни растений и животных
Проект Осенние изменения в природе
Проект: «Сезонные изменения в природе: осенние явления»
Цели:
Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, животных, птиц.
Задачи проекта:
Способствовать формированию представления об осени, сезонных изменениях; способствовать формированию умения воспринимать окружающий мир живым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему; способствовать формированию умения участвовать в беседе, заниматься поисковой работой, строить высказывания. Кроме того, учащиеся научатся: 1) работать с научной литературой, 2) проводить исследования; 3) кратко излагать свои мысли устно и письменно; 4) составлять причинно-следственные схемы.
Тип урока:
Комбинированный урок
Краткое описание:
Проект предназначен для разъяснения второклассникам понятия сезонные изменения в природе. Дети должны уяснить что, сезонное изменение - это действие, которое соответствует определенному времени года. План исследования - изучить состояние природы осенью; -изучить как в древности предсказывали погоду; - собрать приметы по темам: здоровье, человек, природа. Составить «Народный календарь» -смоделировать схему причинно – следственных связей.
Ход исследовательской работы
Этапы занятияДеятельность на занятии
1.Выбор темы исследования.
Сезонные изменения в природе: осенние изменения
2.Постановка целей исследования.
Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, животных, птиц.
3.Задачи исследования.
способствовать формированию представления об осени, сезонных изменениях;
способствовать формированию умения воспринимать окружающий мир живым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему;
способствовать формированию умения участвовать в беседе, заниматься поисковой работой, строить высказывания.
Кроме того, учащиеся научатся:
1) работать с научной литературой,
2) проводить исследования;
3) кратко излагать свои мысли устно и письменно;
4) составлять причинно-следственные схемы.
4. Предмет
Проект реализовывался на уроках русского языка, изо, труд, окружающего мира и во внеурочное время.
5. Методы исследования.
Изучение информации о приметах осени, сбор гербария, наблюдение, запись наблюдений, рисунки и т.д. – на доступном для этого возраста уровне.
6. План исследования.
- изучить состояние природы осенью;
-изучить как в древности предсказывали погоду;
- собрать приметы по темам: здоровье, человек, природа. Составить «Народный календарь»
-смоделировать схему причинно – следственных связей
7.Самостоятельная деятельность.
-изучить как в древности предсказывали погоду;
- собрать приметы по темам: здоровье, человек, природа. Составить «Народный календарь»
8. Результаты исследования.
Оформление результатов на Фенологическом дереве, выставке рисунков, написанных сочинениях, помощь учителя в оформлении.
9. Представление и защита проекта.
Выступление детей на празднике со своими проектами, сочинениями и т.д.
10. Оценивание исследовательской деятельности.
Учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения.
11. Разработка дальнейшей перспективы работы в этом направлении.
Постановка проблемного вопроса: Как этот материал пригодится в будущем? Определение темы для дальнейшего исследования.
12. Руководитель, реализовавший проектную идею в виде проекта
Учитель начальных классов Солдатова Юлия Вячеславовна
Этапы работы над проектом
Содержание работы на этапеДеятельность учащихся
Деятельность учителя
1. Этап: Погружение в проблему
Проведение вводной беседы с целью:
-формирования первичного представления о понятие – сезонные изменения
-формирования интереса к данной теме
-создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос - Что такое равновесие в природе?
Проблемные вопросы - Что такое сезон (время года) в природе?
Сколько существует времен года?
Какова последовательность времен года?
Сколько месяцев в году?
Какие месяцы относятся к каким сезонам?
Учебные вопросы - Какие времена года бывают?
Какие признаки разных времен года ты знаешь?
Что мы относим к живой природе?
Что относится к неживой природе?
Существует ли связь между живой и неживой природой?
Как изменения в неживой природе влияют на живую природу?
2. Этап: организация проектной деятельности
Актуализация знаний
1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу.
2.Определение количества участников проекта, состава творческих групп.
Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.
Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика. Моделирование схемы причинно – следственных связей. Помощь в постановке целей.
Плановые работы
1.Определение источников информации.
2.Планирование способов сбора и анализа информации.
3.Планирование итогового продукта (формы представления результата).
Продукт:
-сочинения об осени
-выставка рисунков «Осенняя пора, очей очарованье…»
-праздник
-индивидуальные проекты
-фенологическое дерево «Осень»
4.Выработка критериев оценки результатов работы.
5.Распределение обязанностей среди членов команды.
Выработка плана действий (как можно это сделать?).
Определение основных методов:
-прочитать в книге
-понаблюдать
-посмотреть в компьютере
-задать вопросы родителям, специалистам
-подумать самостоятельно
-посмотреть в книгах
-посмотреть по телевизору и т.д.
Формулировка задач (для чего?)
Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, ее этапов.
Исследовательская деятельность
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы:, опросы, наблюдения, опыты, изучение научных и литературных источников.
Организация экскурсии.
Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись примет, рисунок, сбор листьев.
Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.
Результаты и выводы
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов.
Анализ информации. Оформление результатов – сочинений, выставка рисунков, формирование «букетов примет»
Наблюдение, советы.
3 Этап: представление готового продукта – Фенологического дерева «Осень».
Представление результата работы в разнообразных формах: сочинении, рисунки, приметы, индивидуальный проект, стихи об осени.
Отчет, ответы на вопросы слушателей, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.
Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника.
4 Этап: оценка процессов и результатов работы.
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.
Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников информации, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.
Творческий проект. Сезонные изменения в природе: осенние явления
Цель: формирование познавательных процессов на уроках окружающего мира и экологической культуры личности младшего школьника.
Детская цель проекта: собрать как можно больше фактов, подтверждающих наступление осени.
Задачи:
способствовать формированию представления об осени, сезонных изменениях;
способствовать формированию умения воспринимать окружающий мир живым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему;
способствовать формированию умения участвовать в беседе, заниматься поисковой работой, строить высказывания.
Оборудование:
Для учителя:
магнитофон;
аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Октябрь»; репродукции картин И.Левитан «Золотая осень»; И.С.Остроухов «Золотая осень»;
Для учеников:
фотографии, иллюстрации об осени; разрезные картинки с изображением живой и неживой природы;
карточки с народными приметами, загадками; акварель, альбомные листы чистой бумаги.
Проблема урока: раскрыть тайны осени.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка темы и задач урока
– А как вы, ребята, считаете, наступила ли осень?
– Итак, наша цель – узнать, наступила ли осень?
– Что для этого нужно сделать?
III. Формирование знаний, умений, навыков
– Кто хочет совершить путешествие в лес чудес?
Загадки на тему «Растения»Платье потеряла,
Пуговки остались. (Рябина)
Никто не пугает
А она вся дрожит. (Осина)
Разбежались на опушке
В белых платьицах подружки. (Берёзы)
Загадки на тему «Животные»
По поднебесью верёвка протянулась. (Журавль)
Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся. (Муха)
Загадки на тему «Погода»
Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил. (Дождь)
Синенькая шубёнка
Весь мир покрыла. (Небо)
Щука хвостом махнула,
Лес погнула. (Ветер)
Загадки на тему «Здоровье»
С виду – клин. Развернёшь – блин. (Зонтик)
Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу, привечу. (Шапка)
С одного бока – лес,
А с другого – поле. (Шуба, пальто)
Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь».
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зелёном листке,
«Куда полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдём – ка, дружок, по тропинке гурьбой
Ответы искать под осенним шатром.
Работа с календарём погоды
Дата Облачность Тепло, холодно Осадки
Моделирование схем причинно – следственных связей (обобщение)
2 этап
Остановка «Осенняя»
Чтение стихов об осени, в которых звучат приметы. Это приметы живой или неживой природы. Нужно их выделить.
ПОГОДАУж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман…
РАСТЕНИЯ
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин…
ЖИВОТНЫЕ
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Рыщут волки ночью тёмной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне – снегири.
Физминутка
«Рябинка»
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
(Потягивания – руки вверх)
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.
(Вращение туловищем вправо влево.)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится – смеётся.
(Наклоны в сторону.)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую.
(Дети машут руками, изображая ветер.
ЗДОРОВЬЕ
Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берёт.
Почему же? Почему же?
Потому что дождь идёт.
Остановка художников «Волшебное письмо»
В этом письме не нужны нам чернила!
Яркими красками
С кистью в руке
Будем писать на таком языке:
Листья на дереве –
Краскою пёстрой,
Краской оранжевой –
Осеннее солнце,
Синею краской –
Прозрачное небо,
Птиц и зверей
Разноцветными оставим –
Целый рассказ мы из красок составим!
Этот рассказ наш –
Об осени, о лесе –
Дети читать будут
В каждом классе.
Тронет он душу
Любого народа:
Краскам
Не требуется
Перевода!
Выставка рисунков «Осенняя пора, очей очарованье…»
Остановка «Копилка народной мудрости» – знатоков народных примет, пословиц.
Защита проекта «Букет осенних примет» Фенологическое дерево
ПОГОДАЕсли ветер северный – к стуже, южный – к теплу.
Красный закат солнца – к ветру.
Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.
ЗДОРОВЬЕ
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Река начинается с ручейка, а спорт со здоровья.
Всякое дело поправимо, если человек здоров.
РАСТЕНИЯ
В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод –сухая.
Если листопад пройдёт скоро – надо ожидать тёплой зимы.
Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме.
ЖИВОТНЫЕ
Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму.
Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.
Обилие осенних тенёт в лесу – на ясную погоду.
Остановка «В гостях у пернатых»
Слушание птичьего пения и определение голосов.
Остановка «В гости к Лесовичку»
Из природного материала или просто нарисовать Жителя леса.
IV. Итог урока. Защита своих проектов. Составление фенологического дерева. (На листочках от дерева дети пишут приметы, которые сами искали. Приклеиваем на ватман. Получилось дерево.)
3 этап.
Подведение итогов
Выявление самых дружных, смекалистых.
infourok.ru
Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных (из опыта работы в пятых классах)
Групповой краткосрочный проект: Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных (из опыта работы в пятых классах)
Проект апробирован на учащихся 5 классов 2015/16 и 2016/17 учебных годов
Цель: закрепление знаний в разделе «Введение в биологию»
Задачи:
Показать многообразие растений, животных и других организмов, их связь с окружающей средой
Ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных
Планируемые результаты обучения
Предметные:
на основе начальных представлений учащихся о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни формирование умений фенологических наблюдений;
учащиеся имеют начальные представления о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определённой среде;
приобретают навыки правильного поведения в природе
Метапредметные:
Личностные:
Основные понятия: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных
Деятельность учащихся: работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с одноклассниками в группе при обсуждении результатов и составлении отчёта по экскурсии
Форма продукта проектной деятельности: экскурсия «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»
Вид презентации проекта: деловая игра «Аквариум» (основные игроки собираются в центре круга, другие участники рассаживаются вокруг них и наблюдают за действием)
Этапы и задачи работы
В зависимости от готовности детей проект может растянуться до двух недель.
1 урок: 1 и 2 этапы
Консультирование лидеров по организации и выполнению заданий внутри группы и этапов выполнения проектов
Лидер – организатор работы в группе, поясняет задание участникам группы.
Деятельность учителя – консультирование лидеров
Примеры заданий для работы в группе (смотреть экскурсию)
Самостоятельная работа: 3-9 этапы, деятельность учителя – консультирование
2 урок: 10 этап
1.Предварительный.
Формирование общих представлений о проектной работе
Постановка целей и задач проекта: систематизация, расширение и углубление знаний
Рефлексия
2. Выбор проблемы исследования. Формирование групп (для групповых проектов)
Учитель предлагает список проблемных вопросов, включает только те, которые подходят в данном проекте
3. Изучение литературы по теме. Формирование практических навыков работы со справочной и научной литературой
4. Целеполагание. Формирование исследовательских умений формулировать тему, гипотезу, ставить цели, задачи, определять метод в зависимости от объекта исследования
5. Сбор материала или постановка эксперимента. Освоение методов сбора материала
6. Обобщение результатов анализа собранного материала, формирование умения делать выводы на основе полученных результатов
7. Создание текста. Практическое овладение учебно-научным стилем речи
8. Редактирование текста. Развитие навыков редактирования
9. Подготовка к представлению и представление результатов работы. Обучение созданию и проведению презентации
10. Презентация продукта проектной работы, оценка и самооценка работы
Лидер может выступить сам или назначить члена группы для презентации проекта. Иллюстрирование: презентация, таблица, гербарий и иное
Мною разработаны критерии оценивания работы и выступления группы
Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы.
Урок-экскурсия: Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных
Цель: закрепление знаний в разделе «Введение в биологию»
Задачи:
Знать: методы исследования в природе, разнообразие живой природы, среды обитания организмов, экологические факторы и их влияние на живые организмы
Уметь: проводить фенологические наблюдения за природой
Понимать: осенние изменения в жизни растений и животных
Воспитание: умение работать в группе
Ход урока
Этап урокаДеятельность учителя
Деятельность ученика
Примечание
Организационный момент
Приветствие. Рассадка по группам
Приветствие. Рассадка по группам
Подготовительный
Проверка готовности индивидуальных заданий к групповому отчёту
Работа в группах:
Обсуждение индивидуальных заданий, полученных на прошлом уроке
Подготовка результатов к устному отчёту командиров
10 минут
Задание для ребят, отсутствующих на предыдущем уроке (или 2-3 по желанию):
Оценивание выступления командиров группы по «Критериям для оценивания выступления от группы»
1 раунд
Выступление командиров групп – первичный отчёт о проделанной работе
Вопросы командиров командирам групп
1 минута на каждое выступление
Первичное закрепление
Работа в группах
Обсуждение информации, полученной в 1 раунде
2 раунд
Выступление командиров групп – окончательный отчёт о проделанной работе
Вопросы командиров командирам групп
1 минута на каждое выступление
Подведение итогов
Выводы о проделанной работе, впечатления
Командиры оценивают работу членов своей группы по «Критериям для оценивания работы группы»
Опережающее задание (группа по 5 человек, по одному заданию каждому члену группы)
Экскурсия «Многообразие живых организмов.
Осенние явления в жизни растений и животных»
Задание 1
Выясните, у каких деревьев и кустарников произошло изменение окраски листьев по сравнению с летней и начался листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев: нижних, средних, верхних или на всех одновременно?
Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.
Задание 2
Выясните, у всех ли деревьев и кустарников одного вида (береза, дуб, осина, орешник и др.), растущих в разных условиях (непосредственно у дороги, в нескольких метрах от нее, на опушке леса, в глубине леса), в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад.
Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?
Задание 3
Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.
Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.
Задание 4
Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.
Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.
Задание 5
Выясните, у каких растений листья осенью опадают раньше, а у каких — позже.
Опишите приспособления к определенным условиям жизни у встретившихся животных.
Критерии для оценивания работы группы
Фамилия Имя
Правильность изложения материала
Логика изложения материала, чёткость
Культура изложения материала
Дополнения других групп
Поведение в группе, умение сотрудничать
1
2
3
4
5
Критерии для оценивания выступления от группы
Раунд 1
Раунд 2
Итоги
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
Время
Правильность
Доступность изложения
Логика изложения
Речь
Эмоциональность
infourok.ru
Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных (из опыта работы в пятых классах)
Групповой краткосрочный проект: Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных (из опыта работы в пятых классах)
Проект апробирован на учащихся 5 классов 2015/16 и 2016/17 учебных годов
Цель: закрепление знаний в разделе «Введение в биологию»
Задачи:
Показать многообразие растений, животных и других организмов, их связь с окружающей средой
Ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных
Планируемые результаты обучения
Предметные:
на основе начальных представлений учащихся о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни формирование умений фенологических наблюдений;
учащиеся имеют начальные представления о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определённой среде;
приобретают навыки правильного поведения в природе
Метапредметные:
Личностные:
Основные понятия: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных
Деятельность учащихся: работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с одноклассниками в группе при обсуждении результатов и составлении отчёта по экскурсии
Форма продукта проектной деятельности: экскурсия «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»
Вид презентации проекта: деловая игра «Аквариум» (основные игроки собираются в центре круга, другие участники рассаживаются вокруг них и наблюдают за действием)
Этапы и задачи работы
В зависимости от готовности детей проект может растянуться до двух недель.
1 урок: 1 и 2 этапы
Консультирование лидеров по организации и выполнению заданий внутри группы и этапов выполнения проектов
Лидер – организатор работы в группе, поясняет задание участникам группы.
Деятельность учителя – консультирование лидеров
Примеры заданий для работы в группе (смотреть экскурсию)
Самостоятельная работа: 3-9 этапы, деятельность учителя – консультирование
2 урок: 10 этап
1.Предварительный.
Формирование общих представлений о проектной работе
Постановка целей и задач проекта: систематизация, расширение и углубление знаний
Рефлексия
2. Выбор проблемы исследования. Формирование групп (для групповых проектов)
Учитель предлагает список проблемных вопросов, включает только те, которые подходят в данном проекте
3. Изучение литературы по теме. Формирование практических навыков работы со справочной и научной литературой
4. Целеполагание. Формирование исследовательских умений формулировать тему, гипотезу, ставить цели, задачи, определять метод в зависимости от объекта исследования
5. Сбор материала или постановка эксперимента. Освоение методов сбора материала
6. Обобщение результатов анализа собранного материала, формирование умения делать выводы на основе полученных результатов
7. Создание текста. Практическое овладение учебно-научным стилем речи
8. Редактирование текста. Развитие навыков редактирования
9. Подготовка к представлению и представление результатов работы. Обучение созданию и проведению презентации
10. Презентация продукта проектной работы, оценка и самооценка работы
Лидер может выступить сам или назначить члена группы для презентации проекта. Иллюстрирование: презентация, таблица, гербарий и иное
Мною разработаны критерии оценивания работы и выступления группы
Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы.
Урок-экскурсия: Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных
Цель: закрепление знаний в разделе «Введение в биологию»
Задачи:
Знать: методы исследования в природе, разнообразие живой природы, среды обитания организмов, экологические факторы и их влияние на живые организмы
Уметь: проводить фенологические наблюдения за природой
Понимать: осенние изменения в жизни растений и животных
Воспитание: умение работать в группе
Ход урока
Этап урокаДеятельность учителя
Деятельность ученика
Примечание
Организационный момент
Приветствие. Рассадка по группам
Приветствие. Рассадка по группам
Подготовительный
Проверка готовности индивидуальных заданий к групповому отчёту
Работа в группах:
Обсуждение индивидуальных заданий, полученных на прошлом уроке
Подготовка результатов к устному отчёту командиров
10 минут
Задание для ребят, отсутствующих на предыдущем уроке (или 2-3 по желанию):
Оценивание выступления командиров группы по «Критериям для оценивания выступления от группы»
1 раунд
Выступление командиров групп – первичный отчёт о проделанной работе
Вопросы командиров командирам групп
1 минута на каждое выступление
Первичное закрепление
Работа в группах
Обсуждение информации, полученной в 1 раунде
2 раунд
Выступление командиров групп – окончательный отчёт о проделанной работе
Вопросы командиров командирам групп
1 минута на каждое выступление
Подведение итогов
Выводы о проделанной работе, впечатления
Командиры оценивают работу членов своей группы по «Критериям для оценивания работы группы»
Опережающее задание (группа по 5 человек, по одному заданию каждому члену группы)
Экскурсия «Многообразие живых организмов.
Осенние явления в жизни растений и животных»
Задание 1
Выясните, у каких деревьев и кустарников произошло изменение окраски листьев по сравнению с летней и начался листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев: нижних, средних, верхних или на всех одновременно?
Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.
Задание 2
Выясните, у всех ли деревьев и кустарников одного вида (береза, дуб, осина, орешник и др.), растущих в разных условиях (непосредственно у дороги, в нескольких метрах от нее, на опушке леса, в глубине леса), в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад.
Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?
Задание 3
Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.
Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.
Задание 4
Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.
Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.
Задание 5
Выясните, у каких растений листья осенью опадают раньше, а у каких — позже.
Опишите приспособления к определенным условиям жизни у встретившихся животных.
Критерии для оценивания работы группы
Фамилия Имя
Правильность изложения материала
Логика изложения материала, чёткость
Культура изложения материала
Дополнения других групп
Поведение в группе, умение сотрудничать
1
2
3
4
5
Критерии для оценивания выступления от группы
Раунд 1
Раунд 2
Итоги
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
Время
Правильность
Доступность изложения
Логика изложения
Речь
Эмоциональность
infourok.ru