Признаки растений семейства лилейных. Каковы особенности растений семейства лилейных каково строение цветка

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Семейство Лилейные, внешний вид и особенности строения. Признаки растений семейства лилейных


Урок "Характерные признаки семейства лилейных"

Тема: Характерные признаки семейства лилейные

Цель: сформировать представление о растениях семейства лилейные, признаках их внешнего строения, отличительных признаках от растений других семейств, основных представителях семейства

Ожидаемый результат: учащиеся должны уметь распознавать растения лилейных в природе и на гербариях, отличать их от растений других семейств, классифицировать растения.

Ключевые слова: систематика, семейства, лилейные, коробочка, ягода, однодольные, дугообразное жилкование, простой околоцветник, мочковатая корневая система, ландыш, лилия, тюльпан

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию у обучающихся представления об общих признаках семейства лилейных. Организовать деятельность обучающихся по восприятию понятий, признаков семейства лилейных, факторов, присущих многообразию семейства лилейных. Организовать деятельность обучающихся по соответствию практического материала новым понятиям и фактам; закрепить умения составлять морфологическое описание растений, давать систематическую характеристику растений.

Развивающие: содействовать формированию обще учебных умений и навыков: работа с учебником, опорными карточками, классификацией и систематизацией нового изученного материала.

Воспитывающие: обеспечивать экологическое воспитание, бережное отношение к окружающему миру.

Дидактическое оснащение урока: цветущие комнатные растения; модели цветков вишни, картофеля, гороха; тюльпана, презентация «строение лилейных»

На уроке формируются компетентности учебно-познавательные, информационные, коммуникативные. Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема “вызов – осмысление – размышление”. Стратегиями урока являются основные приемы – кластер и схема «Характерные признаки по семействам» На уроке также используются приемы: ключевые слова, синквейн – форма письменной рефлексии. Форма работы – группы. Основной принцип урока – принцип взаимодоверия и взаимопомощи.

Ход урока:

  1. Орг. момент, цель: Добрый день, друзья, гости. Поприветствует друг друга – улыбнемся сидящим рядом, пожмем руки сидящим перед вами и начнем наш урок.

Девиз урока:«Мало знать, надо и применять.Мало хотеть, надо и делать».

В. Гете.

Девизом нашего урока будут слова Гете, прочитайте их про себя, … теперь вслух, … встаньте …, найдите себе пару и объясните собеседнику, как вы понимаете эти слова, …. перемешиваемся и вновь выслушиваем собеседника.

Как понял эти слова ваш оппонент, вы с ним согласны? (ОПРОС учащихся)

  1. Вывоз (актуализация)

Итак, ребята, прежде чем мы перейдем к изучению нового материала, повторим пройденный. А для начала послушайте сказочку. Да не простую, с изюминкой. Вот изюминку вы и должны найти.

О чем мы сейчас вспомнили? Что это за группы? Какая наука занимаетсяраспределением растений по этим группам? Для чего их распределяют по группам? Изучениемкаких групп мы сейчас занимаемся? Какие семейства нами были изучены?

А) (фронтальный опрос с применением сигнальных карточек) Ребята зачитывают свои рассказы и сказки, в которых присутствуют растения из семейств: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные. Ребята, используя сигнальные карточки, определяют к какому из перечисленных семейств относятся растения и поднимают карточку с названием семейства данного растения. Консультанты фиксируют правильность ответов учащихся.

Б) (ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕ)

На столе лежат карточки цветковых растений. Сейчас наша задача распределить их по семействам (работаем методом КЛАСТЕРА - ГРОЗДЬ), каждая группа выбирает растения определенного семейства. Представители от каждой группы заполняют кластер по своему семейству.Защищают.

  1. Стадия осмысления

Сегодня на уроке мы поговорим о растениях одного из семейств, которое получило название по одному из представителей. ПОСЛУШАЙТЕ ТЕКСТ и, я думаю, вы сами догадаетесь о каких растениях сегодня мы будем говорить. 

Белые цветы этих растений вызывают целый ряд образов. Они получили свое название от древнегальского слово «ли-ли» - «белый – белый». Столица древней Персии называется Суза – город этих цветов. Особое место занимали они в истории Франции. Король франков Людвиг одержал победу над германцами у реки Ли, где росли эти красивейшие цветы. Возвращаясь с поля битвы, солдаты украсили свои шлемы и щиты этими цветами. С тех пор знамена Франции украшают три …. 300 лет назад были вычеканены монеты «Золотые и серебряные ….». Цветы лилии заполняли сады, и Францию называли королевством лилий.

С древних времён на Руси, в странах Востока, в Европе лилия - символ чистоты, непорочности, надежды. Поэты во все времена славили её в своих стихах. А. Н. Бунин о лилии писал так:

«Тёмной ночью белых лилий

Сон неясный стих. Ветерок ночной прохладой

Обвивает их. Ночь их чашечки закрыла,

Ночь хранит цветы

В одеянии невинном

Чистой красоты»

Название семейства – лилейные. И так тема нашего урока «Семейство Лилейные».

Работа в парах (самостоятельная работа с текстом учебника)

Выписывают характерные признаки лилейных по схеме:

Тип

Покрытосеменные

Класс

однодольные

Семейство

лилейные

Род

Лилия

Вид

кудреватая

Жизненные формы

Многолетние травы

Кол-во семядолей

одна

Стебель

травянистый

Корень

Мочковатая

Лист

Цельно-крайние

жилкование

Дуговое или параллельное

Цветок

*О3+3Т3+3П1 (тюльпан)

*О(6)Т6П1 (ландыш)

плод

Сухой - коробочка (тюльпан),

сочный – ягода (ландыш)

многообразие

Лилия, тюльпан. ландыш

Хоз.значение

Декоративные, медицина, пищевые

Просматриваем презентацию по семейству лилейных и проверяем схемы в тетрадях

Закрепление новой темы: выполняют лабораторную работу в специальных тетрадях. Используя заполненные схемы и гербарии растений.

  1. Закрепление Хорошо. А теперь проверим ваши знания. На столах лежат тесты.

  2. Выполняем их с проверкой.

Тест №1 Выберите из списка растения относящиеся к семейству (крестоцветные, пасленовые, бобовые, розоцветные, сложноцветные) семействам:

I - крестоцветные

II - розоцветные

III – бобовые

IV- пасленовые

V- сложноцветные

1. вишня

2. горох

3. перец

4.подсолнечник

5. горчица

6. груша

7. одуванчик

8. фасоль

9. земляника

10. капуста

11. дурман

12. астра

13. баклажан

14. клевер

15. редис

16. томат

17.мать и мачеха

Тест№2. Соотнесите признаки с соответствующими семействами.

I- крестоцветные

II - розоцветные

III – бобовые

IV- пасленовые

V. - сложноцветные

1. Плод боб

2. Лепестка четыре, расположены крестиком

3. Тычинок множество

4. Плод ягода или коробочка

5. Плод яблоко, костянка, ягода.

6. Лепестки образуют парус, весла и лодочку.

7. Чашелистики не доразвиты

8. 5 лепестков сросшихся, 5 чашелистиков сросшихся

9. Тычинок обычно десять

10. Соцветие корзинка

11. Лепестков пять свободных

12. Плод стручок или стручочек

13. Плод семянка

14. Тычинок обычно 6

Задание 3. Распределите по группам растения семейства сложноцветные.

Пищевые.

Лекарственные.

Декоративные.

1. Салат 6. Подсолнечник

2. Ромашка аптечная 7. Астра китайская

3. Топинамбур 8. Пижма обыкновенная

4. Хризантема 9. Цинния изящная

5. Мать - и - мачеха

Задание 4. Логические цепочки.

А) Найдите растение семейства сложноцветные  

Яблоня - ромашка - вишня - роза - табак.

Б) Найдите растение семейства не относящиеся к сложноцветным

Цикорий - пижма - горох - георгин - бархатцы.

Взаимопроверка с использованием ключа

семейство

Номера растений

Тест 1

Номера признаков

Тест 2

I - крестоцветные

5, 10, 15

2, 12, 14

II - розоцветные

1, 6 ,9

3 ,5, 11

III – бобовые

2, 8, 14

1, 6, 9

IV- пасленовые

3, 11, 13, 16

4, 8

V- сложноцветные

4, 7, 12, 17

7, 10, 13

итого

Задание 3

Пищевые – 1,3,6

Лекарственные – 2, 5, 8

Декоративные – 4,7,9

Задание 4

Логическая цепочка

А) – ромашка

Б) – горох

  1. Итог урока

Учитель: А напоследок я вам приготовила ещё одно, интеллектуальное задание – составить синквейн. Напомню вам, что синквейн – это творческая работа, имеющая форму стихотворения, состоящего из 5 нерифмованных строк. Давайте вспомним  правила его составления.Ответы детей:1 строка – существительное, выражающее главную тему синквейна.2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.3 строка -  три глагола, описывающих действия в рамках темы.4 строка - фраза, несущая определённый смысл.5 строка – заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом.Учитель: Умницы, тогда первая команда составляет синквейн по теме «Растение класса Двудольные», а вторая – по теме «Растение класса Однодольные».

Примерные ответы детей:ЛандышМайский тенелюбивый.Цветёт, плодоносит, лечит.семейство лилейныхЦветок.

Капуста.Культурная краснокочанная.Растёт, пьёт, кормит.семейство крестоцветныхОвощ.

Учитель: У вас очень хорошо получилось составить синквейн. Вы сегодня очень старались на уроке, выполнили все задания, которые я приготовила для вас. 

  1. Дом.задание: составить кроссворд по любому пройденному семейству или подготовить сообщения о значении и многообразии растений любого изученного семейства

  2. Рефлексия. Скажите, пожалуйста,Интересно ли было вам на уроке?Что вам больше всего запомнилось на уроке?Хотелось ли бы вам работать так же на следующих наших с вами уроках? У вас на столах лежат смайлики, покажите своё отношение к нашему сегодняшнему уроку.Ответы детей. Учащиеся демонстрируют своё настроение с помощью смайликов 

intolimp.org

43. Характеристика семейства Liliaceae (лилейные)

Класс Liliopsida, Monocotyledones -

Лилиопсиды, Однодольные

Подкласс Liliidae -

Лилииды

Порядок Liliales -

Лилиецветные

Семейство Liliaceae -

Лилейные

Травы, в основном — многолетние, реже — кустарники или деревья.

Листья всегда цельные, без прилистников и только по исключению с черешками.

Надземный побег в большинстве случаев простой (то есть не имеющий разветвлений). Подземный побег обычно видоизменённый, имеющий вид корневища, луковицы или клубнелуковицы, посредством которых растения сохраняются во время холодов или засухи (в жарких странах).

Цветки правильные или слегка развитые сильнее в одну сторону, чем в другую, то есть двусимметричные. Околоцветник нежный, ярко окрашенный. Число 3 сохраняется во всех 5 кругах, так что число частей околоцветника и тычинок 6. Завязь верхняя, в её трёх гнездах по многу или по нескольку семяпочек, превращающихся в белковые семена. Формула цветка:

Плод — трёхгнёздая коробочка, лопающаяся при созревании на три створки, или ягода.

Tulipa sp. – Тюльпан (листья очередные, цельные с дуговым жилкованием, цветки одиночные, обоеполые, листочки околоцветника расположены в два круга, плод коробочка).

Формула цветка: ♀+♂ * ○ PCo3+3 A3+3 G(3)

44. Характеристика семейства Alliaceae(Луковые), Amaryllidaceae(Амариллисовые)

Alliaceae(Луковые)

отдел

Magnoliophyta

класс

Liliopsida

порядок

Amaryllidales

семейство

Alliaceae

Растения имеют луковицу или корневище.

Соцветия зонтиковидные, при основании с покрывалом.

Формула цветка:

Плод — коробочка, вскрывающаяся по гнёздам.

Allium sp. – Лук. зонтиковидные соцветия, при основании с покрывалом, плод коробочка, вскрывающаяся по гнездам.

Amaryllidaceae(Амариллисовые)

отдел

Magnoliophyta

класс

Liliopsida

порядок

Amaryllidales

семейство

Amaryllidaceae

Большинство амариллисовых представляют собой многолетние травы с луковицами, иногда с мощными корневищами или клубнелуковицами.

При цветении растения характеризуются появлением обоеполых актиноморфных или зигоморфных цветков, собранных в зонтик. Околоцветник амариллисовых — венчиковидный, большей частью сростнолистный или свободный, зачастую с привенчиком. Одно из отличий от растений семейства Лилейные — нижняя завязь амариллисовых.

Формула цветка: обоеполый

Нарцисс ложный, или нарцисс жёлтый (лат. Narcissus pseudonarcissus) — вид растений из рода Нарцисс (Narcissus) семейства Амариллисовые (Amaryllidaceae). Невысокое травянистое растение, достигает в высоту 20-25 см. Луковица — шаровидно-яйцевидной формы, до 4 см в диаметре. Листья — прикорневые, прямые, линейные. Цветки одиночные, диаметром до 3,5 см, ароматные, жёлтые (или же околоцветник белый, а коронка жёлтая). Плод — коробочка.

45. Характеристика семейств Asparagaceae (Спаржевые), Convallariaceae (Ландышевые)

Asparagaceae (Спаржевые)

отдел

Magnoliophyta

класс

Liliopsida

порядок

Asparagales

семейство

Asparagaceae

Спаржевые большей частью травы, реже полукустарники, кустарники или деревья

Asparagus officinalis L. – Спаржа лекарственная. Характерно наличие филлокладиев, листья редуцированы до буроватых чешуек, околоцветник из 6, расположенных в один круг листочков, плод ягода. Корневища с придаточными корнями, молодые побеги содержат аспарагин, витамины, лизин, что обусловливает их применение в качестве мочегонного, противовоспалительного, усиливающего сердечную деятельность средства (в виде водного отвара).

Convallariaceae (Ландышевые)

отдел

Magnoliophyta

класс

Liliopsida

порядок

Asparagales

семейство

Convallariaceae

Convallaria mayalis L. – Ландыш майский (от корневища отходят два листа и цветонос с кистевидным соцветием, цветки мелкие, белые, плод –красная ягода). В траве выявлено около 20 сердечных гликозидов. Из сырья (цветки, листья, трава) на фармацевтических заводах получают лекарственные препараты, обладающие кардиотоническими свойствами.

♂+♀ * P(3+3) A3+3 G(3)

studfiles.net

Семейство Лилейные, внешний вид и особенности строения

Это семейство содержит 45 родов и около 1300 видов, распространенных в умеренных областях Евразии, Африки и Северной Америки с немногочисленными представителями в горах тропической Африки и Южной Америки.

Лилейные — многолетние травянистые луковичные растения. Среди лилейных известно два эпифита. Но и у них имеется луковица, скрытая в моховом покрове ствола дерева.

Строение луковиц, способы образования замещающей луковицы и дочерних луковичек и способы их заглубления у лилейных очень разнообразны. Обычно заглубление луковиц происходит с помощью особых втягивающих (контрактильных) корней, толстых и сочных. По мере высыхания они сжимаются (укорачиваются) в вертикальном направлении, втягивая за собой луковицу, часто на значительную глубину. Луковицы лилейных многолетние, состоящие из нескольких годовых циклов, или однолетние, ежегодно возобновляющиеся. И те и другие составлены одними листовыми или одними низовыми чешуями или сочетанием тех и других; чешуи могут быть широкими, замкнутыми или не замкнутыми, иногда узкими (черепитчатыми). Кроме сочных запасающих листовых и низовых чешуй могут быть пленчатые влагалищные чешуи, чаще замкнутые, верхушка которых находится на поверхности и охватывает основание зеленых листьев.

Лилия армянская (лат. Lilium armenum)Рис.1. Лилия армянская (лат. Lilium armenum)

У однолетних луковиц к концу сезона вегетации все чешуи отмирают, а в старых оболочках остается новая замещающая луковица, заложившаяся ранее у основания цветоноса. У многолетних луковиц часть чешуи отмирает, поэтому в луковице накапливаются чешуи за несколько лет или годовых циклов. В годичном цикле у разных видов имеется определенное соотношение одних и других чешуй. Более древним типом считаются крупные, почти наземные многочешуйчатые луковицы, составленные только листовыми чешуями; наиболее подвинутыми, специализированными — малочешуйчатые, ежегодно возобновляющиеся, глубоко залегающие. Луковица, представляющая собой специализированный побег имеет два типа ветвления: моноподиальное и симподиальное. Определить тип ветвления можно лишь на ранних стадиях развития побега. У моноподиальной луковицы зачаток первого листа почки возобновления обращен к цветоносу брюшной стороной, а у симподиальной луковицы — спинной.

Надземные цветоносные стебли бывают облиственные и безлистные — стрелки, или цветоносы. В последнем случае все листья собраны в приземном пучке (базальные). Листья цельные, чаще ланцетные или линейные, иногда сердцевидные и на черешках, обычно с параллельным жилкованием. Цветки от мелких до крупных, одиночные или собраны в верхушечные соцветия, обычно кисти. Прицветники обычно мелкие, неокрашенные, иногда они в виде крупных зеленых листьев собраны на верхушке стебля. Цветки обоеполые, обычно актиноморфные, реже несколько зигоморфные. Околоцветник венчиковидный, из 6 сегментов в 2 кругах; сегменты свободные или сросшиеся в трубку; сегменты наружного круга обычно незначительно отличаются от сегментов внутреннего круга. Нектарники примитивные, расположены в основании сегментов околоцветника — тепальные или септальные. Тычинок 6, расположенных в 2 круга. Нити тычинок прикреплены к основанию сегментов или к трубке околоцветника, свободные или сросшиеся; пыльники прикреплены к тычиночным нитям спинкой или основанием и вскрываются обычно продольной щелью, интрорзные. Пыльцевые зерна однобороздные. Гинецей состоит из 3 сросшихся плодолистиков. Завязь верхняя, с многочисленными или несколькими обычно анатропными семязачатками. Цветки лилейных часто ароматные, с большим количеством нектара, опыляются различного рода насекомыми, а некоторые — птицами. Плод — локулицидная коробочка. Семена плоские или шаровидные.

По способу распространения семян лилейные чаще относятся к баллистам, у которых семена распространяются посредством метания. Непременным условием для такого способа рассеивания семян является прямостоячий, упругий к моменту плодоношения стебель, который раскачивается от ударов ветра или каких-либо других агентов и выбрасывает семена, подобно снарядам из древних осадных орудий. Для многих лилейных — баллистов характерны резкие изменения положения цветоножек к моменту плодоношения, так называемые карпотропические изгибы, когда горизонтальные или загнутые вниз цветоножки изгибаются дугообразно или под прямым углом кверху, придавая коробочке строго вертикальное положение, что препятствует самопроизвольному высыпанию семян. Баллисты этого типа нередко имеют дисковидные семена с анемохорными приспособлениями. Они плоские, окружены крыловидной тонкой каймой и легко разносятся ветром (баллисты — анемохоры). У некоторых лилейных семена растаскивают муравьи. В стеблях или цветоносах у этих видов слабо развита механическая ткань. В отличие от баллистов, у которых стебли высыхают и деревенеют, стебли мирмекохоров при плодах слабеют и полегают. Семена этих растений имеют нежные и сочные придатки — элайосомы, образованные крупными паренхиматическими клетками, богатыми жирными маслами, которые легко отделяются от семян и поедаются муравьями.

Семейство лилейные состоит из 2 резко очерченных подсемейств: собственно лилейные (Lilioideae) и пролесковые (Scilloideae). Пролесковые некоторые авторы, например Р. Дальгрен (1975, 1980), рассматривают как самостоятельное семейство гиацинтовые (Hyacinthaceae).

Подсемейство собственно лилейные (Lilioideae) имеет 10 родов (примерно 470 видов). Представители подсемейства встречаются только в северном полушарии. Луковицы у них составлены низовыми чешуями, так как базальные листья отсутствуют. Цветоносный стебель облиственный. Сегменты околоцветника свободные, а нектарники тепальные. Пыльники прикреплены спинкой, качающиеся или прикреплены основанием, вращающиеся вокруг оси. Нити тычинок свободные. Семена обычно плоские. Из анатомических признаков характерно отсутствие угловых клеток эпидермы. Рафиды оксалата кальция отсутствуют. Характерно наличие алкалоидов, и по химическому составу эта группа гомогенная.



biofile.ru

Растения семейства лилейных можно узнать по

Растения семейства лилейных можно узнать по

1) цветкам трёхчленного типа с простым околоцветником

2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником

3) видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ

4) видоизменённым наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей

5) образованию плодов – ягода или коробочка

6) образованию плодов – орех или стручок

Установите соответствие между характерными признаками растений и их отделами.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ОТДЕЛЫА) листостебельные растения, не имеющие корней 1) Моховидные

Б) имеют хорошо развитую проводящую систему 2) Папоротниковидные

В) некоторые растения содержат водоносные клет­ки, в которых запасается вода

Г) недоразвита проводящая система, поэтому рост растения ограни­чен

Д) половое поколение (гаметофит) преобладает над бесполым (спорофитом)

Е) спорофит преобладает над гаметофит

Установите последовательность процессов, характерных для листопада.

А) образование отделительного слоя на черешке

Б) накопление в листьях вредных веществ в течение лета

В) опадение листьев

Г) разрушение хлорофилла вследствие похолодания и уменьшения количества света

Д) изменение окраски листьев

Выберите признаки, характерные для класса Однодольные

1) мочковатая корневая система

2) стержневая корневая система

3) жилкование листьев параллельное или дуговое

4) жилкование листьев сетчатое

5) листья всегда простые

6) из зародышевого корешка развивается явно выраженный главный корень

Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ

А) в большинстве – травянистые растения 1) Папоротниковидные

Б) преобладают деревья и кустарники 2) Голосеменные

В) размножаются спорами

Г) размножаются семенами

Д) оплодотворение не связано с водной средой

Установите последовательность расположения зон в корне, начиная с корневого чехлика.

А) проведения

Б) всасывания

В) деления

Г) растяжения

Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, к которой оно принадлежит.

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ

А) первые, наиболее древние растения 1) водоросли

Б) господствующая группа растений на Земле 2) покрытосеменные

В) не имеют органов и тканей

Г) имеют вегетативные и генеративные органы

Д) имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян

Е) тело состоит из одной или множества сходных клеток

Папоротники относят к царству растений, так как

А в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

Б) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород

В) их клетки содержат хлоропласты

Г) их клетки содержат цитоплазму

Д) выполняют роль консументов в экосистеме

Е) выполняют роль продуцентов в экосистеме

Голосеменные, как и покрытосеменные растения,

1 образуют плод с семенами

2 размножаются семенами

3 в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических

4 в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ

5 цветут хотя бы раз в течение жизни

6 опыляются с помощью насекомых

168 Растения семейства капустных (крестоцветных) можно узнать по следующим признакам:

1 цветок четырёхчленного типа

2 соцветие кисть

3 цветок пятичленного типа

4 соцветие корзинка

5 плод стручок или стручочек

6 плод боб

Особенности, характерные для лишайников,

1) представляют самостоятельную группу организмов

2) занимают промежуточное положение между царствами растений и животных

3) чувствительны к загрязнению окружающей среды

4) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы

5) состоят из сросшихся с корнями растений гифов

6) состоят из одинаковых клеток

162. Бактерии, в отличие от растений, –

1) доядерные организмы

2) содержат рибосомы

3) только одноклеточные организмы

4) размножаются митозом

5) хемосинтетики и гетеротрофы

6) имеют клеточное строение

Какие признаки присущи растениям?

1) ограниченный рост

2) рост в течение всей жизни

3) автотрофный способ питания

4) гетеротрофный способ питания

5) наличие клетчатки в оболочках клеток

6) наличие хитина в оболочках клеток

164. 174В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и

1) майскими жуками

2) черемухой

3) грибами

4) шиповником

5) орешником

6) мышами175. Растения семейства розоцветных отличаются от растений семейства капустных (крестоцветных) наличием

1) цветка пятичленного типа с двойным околоцветником

2) цветка четырёхчленного типа с двойным околоцветником

3) плода – яблока, ягоды, костянки

4) плода – стручка или стручочка

5) разнообразных листьев: сложных, простых

6)нижних листьев, образующих прикорневую розетку176. По каким признакам грибы можно отличить от животных?

1) питаются готовыми органическими веществами

2) имеют клеточное строение

3) растут в течение всей жизни

4) имеют тело, состоящее из нитей-гифов

5) всасывают питательные вещества поверхностью тела

6)имеют ограниченный рост177. Установите последовательность развития папоротников, начиная со взрослого организма.

А) развитие на нижней стороне заростка мужских и женских гамет

Б) образование на нижней стороне листа папоротника спорангиев со спорами

В) передвижение сперматозоидов к яйцеклетке с помощью воды, оплодотворение

Г) прорастание споры и развитие из неё маленькой зелёной пластинки – заростка

Д) развитие из зиготы зародыша, который превращается во взрослое растение папоротника

Растения, как и грибы,

7) растут в течение всей жизни

8) имеют ограниченный рост

9) поглощают из почвы воду и растворенные минеральные вещества

10) питаются готовыми органическими веществами

11) содержат хитин в оболочках клеток

12) имеют клеточное строение

Установите последовательность расположения слоёв на распиле дерева, начиная с наружного.

А) луб

Б) камбий

В) сердцевина

Г) древесина

Д) пробка

Установите соответствие между признаком организмов и группой, для которой он характерен.

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ

А) выделяют в особое царство 1) грибы

Б) тело представляет собой слоевище 2) лишайники

В) имеют плодовое тело

Г) по способу питания – автогетеротрофы

Д) вступают в симбиоз с корнями растений

Е) представляют симбиоз грибов и водорослей

Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

А) Редька

Б) Крестоцветные

В) Двудольные

Г) Редька дикая

Д) Покрытосеменные168. Установите соответствие между характеристикой растения и семейством, к которому оно принадлежит.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВО

А) число частей цветка кратно пяти 1) Крестоцветные

Б) органы большинства растений содержат ядовитые вещества 2) Пасленовые

В) плоды – ягода или коробочка

Г) чашелистики и лепестки расположены взаимно перпендикулярно

Д) плоды – стручки или стручочки

Б 184 Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наибольшей.

А) Белена

Б) Белена чёрная

В) Двудольные

Г) Паслёновые

Д) Покрытосеменные

Б Установите последовательность систематических групп, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

А) Мятлик

Б) Мятлик луговой

В) Однодольные

Г) Покрытосеменные

Д) Злаки (Мятликовые)168 В Установите соответствие между внешним строением плодов и семян растений и способом их распространения.

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПЛОДОВ И СЕМЯН СПОСОБ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

А) сочный околоплодник 1) животными

Б) наличие крючочков 2) ветром

В) наличие парашютиков

Г) наличие крылаток

Д) кожура яркой окраски

Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

А) Покрытосеменные

Б) Паслёновые

В) Двудольные

Г) Паслён чёрный

Д) Паслён

Установите соответствие между приспособлением растения к опылению и его способом.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОПЫЛЕНИЮ СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ

А) наличие в цветках нектара 1) насекомыми

Б) заметная окраска венчика 2) ветром

В) длинные висячие тычинки

Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика

Д) цветки имеют запах

Е) крупные одиночные цветки

ПРИЗНАК ОТДЕЛ

А) размножение не связано с водой 1) Моховидные

Б) размножаются с помощью спор 2) Голосеменные

В) наличие ризоидов

Г) гаметофит доминирует над спорофитом

Д) представителями отдела являются кукушкин лён и сфагнум

Е) представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник

Растения семейства лилейных можно узнать по

1) цветкам трёхчленного типа с простым околоцветником

2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником

3) видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ

4) видоизменённым наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей

5) образованию плодов – ягода или коробочка

6) образованию плодов – орех или стручок

lektsia.com

Класс Однодольные. Семейство Лилейные - Биология

Класс Однодольные. Семейство Лилейные. Ответы:

Вопрос 1. Какие растения семейства лилейных вы знаете?

Многие лилейные введены в культуру как овощные (спаржа, репчатый лук, чеснок) и как декоративные (лилии, тюльпаны, гиацинты) растения. Среди лилейных есть ядовитые растения (вороний глаз, ландыш майский), которые используются как лекарственные.

Вопрос 2. На основании каких признаков лилейные растения отнесены к классу однодольных?

Лилейные растения отнесены к классу однодольных по следующим признакам: их зародыш имеет одну семядолю; корневая система растений мочковатая; жилкование листьев дуговое или линейное; цветки с простым околоцветником.

Вопрос 3. Какое строение имеют цветок тюльпана и цветок ландыша?

Цветок тюльпана одиночный с простым раздельнолистным околоцветником. Ярко окрашенные листочки околоцветника расположены двумя кругами — 3 в наружном и 3 во внутреннем круге. Шесть тычинок также расположены по 3 в двух кругах. Центр цветка занимает пестик с трехлопастным рыльцем. У ландыша майского, в отличие от тюльпана, цветки имеют околоцветник со сросшимися листочками, а цветки собраны в соцветие кисть.

Вопрос 4. Какие плоды имеют лилейные растения?

Плод у лилейных растений либо коробочка (лук), либо ягода (ландыш).

Вопрос 5. Какой околоцветник называют простым, а какой — двойным? Опишите два растения семейства лилейных.

Двойной околоцветник состоит из чашечки и венчика. У некоторых растений все листочки околоцветника более или менее одинаковы. Такой околоцветник называют простым.

Лук — ценное овощное растение. Подземная часть растения — видоизмененный побег — луковица, от стеблевой части которого вниз отходят многочисленные придаточные корни, а вверх поднимаются трубчатые, внутри полые листья и цветоносный стебель. Цветки лука имеют типичное для лилейных строение и собраны в шаровидный зонтик, плод — коробочка с черными семенами.

Ландыш — многолетнее растение. Подземная часть растения представлена корневищем с придаточными корнями. Листьев обычно два, расположенных поочередно, с дуговым жилкованием. Цветок с простым венчиковидным околоцветником образован из шести листочков по три в два круга. Листочки околоцветника срастаются. В конце лета созревают красные сочные плоды — ягоды. Ягоды ландыша ядовиты, из них изготавливают лекарственные препараты, применяемые при лечении болезней сердца.

vopvet.ru

Параграф 29. Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки



1. Какие признаки характерны для растений класса однодольных?

-Зародыш растения имеет одну семядолю.

-Листья с параллельным или дуговым жилкованием.

-Мочковатая корневая система.

-Цветки с простым околоцветником, а не двойным. Число частей цветка кратно трём (3 чашелистика, 3 лепестка, 6 тычинок).

-Проводящие пучки в стебле расположены «беспорядочно» и обычно лишены камбия.

-Нет ясно дифференцированной коры и сердцевины.

2. Чем простой околоцветник отличается от двойного?

Если околоцветник состоит из чашечки и венчика, то его называют двойным.

У некоторых растений, главным образом у однодольных, все листочки околоцветника более или менее одинаковы. Такой околоцветник называют простым.

3. Что называют узлом стебля?

Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами.

4. Что такое междоузлия?

Участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега — междоузлия.

Лабораторная работа

Строение пшеницы (ржи, ячменя)

1. Рассмотрите корневую систему злакового растения. Чем она отличается от корневых систем растений класса двудольных?

Корневая система злакового растения мочковатая, а у двудольных стержневая.

2. Рассмотрите стебель пшеницы (ржи, ячменя). Как называют такой стебель? В чём его особенность?

Стебель, у которого междоузлия полые, а узлы заполнены тканями, называют соломиной.

корневая система злакового растения

3. Изучите строение листа злаков. Рассмотрите основание листа — влагалище. Какое оно имеет значение для растения?

корневая система злакового растения

Листья злаков, как правило, узкие, длинные, с параллельным жилкованием. Выше узла, от которого отходит лист, стебель охватывает влагалище — широкое основание листа, имеющее вид трубки. Влагалище защищает нежные делящиеся клетки, находящиеся в основаниях междоузлий. Именно наличие влагалищ отличает злаки от растений других семейств. В месте отхождения листовой пластинки от влагалища находится плёнчатый вырост — язычок. Он не позволяет воде проникнуть между стеблем и влагалищем.

4. Рассмотрите соцветие пшеницы. Как его называют?

Сложный колос.

5. Выделите из соцветия цветок пшеницы и рассмотрите его. Найдите цветковые чешуи. Сколько тычинок в цветке? Найдите пестик, рассмотрите его. Сколько рылец имеет пестик?

Выделите из соцветия цветок пшеницы

Цветки имеют по 2 цветковые чешуи, 2 цветковые плёнки, 3 тычинки и один пестик с двумя сидячими мохнатыми рыльцами. Формула цветка: ↑0(2) + 2Т3П1.

6. Рассмотрите плод пшеницы. Как его называют?

Рассмотрите плод пшеницы

Вопросы

1. Какие растения семейства лилейных вы знаете?

Многие лилейные выращиваются как овощные (спаржа, репчатый лук, чеснок) и как декоративные (лилии, тюльпаны, гиацинты, алоэ и драцена) растения. Есть среди лилейных и ядовитые растения (вороний глаз, ландыш майский), обладающие также лекарственными свойствами.

2. На основании каких признаков лилейные растения отнесены к классу однодольных?

-Зародыш растения имеет одну семядолю.

-Листья с параллельным или дуговым жилкованием.

-Мочковатая корневая система.

-Цветки с простым околоцветником, а не двойным. Число частей цветка кратно трём (3 чашелистика, 3 лепестка, 6 тычинок).

3. В чём сходство и различие в строении цветков тюльпана и ландыша?

Сходство: цветки правильные, имеют простой околоцветник (6 лепестков), с 6 тычинками и 1 пестиком.

Отличие: у тюльпана раздельнолистный околоцветник, а у ландыша сростнолистный.

4. Какие плоды бывают у лилейных растений?

Плоды у лилейных либо коробочки, либо ягоды.

5. Какой стебель называют соломиной?

Стебель, у которого междоузлия полые, а узлы заполнены тканями, называют соломиной.

6. Как соломина растёт в длину?

Соломина растет в результате деления клеток в основании каждого междоузлия. Такой рост называют вставочным.

7. Каковы отличительные признаки семейства злаков?

Травянистые растения с мочковатой корневой системой

У большинства злаков стебель - соломина.

Листья злаков, как правило, узкие, длинные, с параллельным жилкованием.

Выше узла, от которого отходит лист, стебель охватывает влагалище — широкое основание листа, имеющее вид трубки. Именно наличие влагалищ отличает злаки от растений других семейств.

В месте отхождения листовой пластинки от влагалища находится плёнчатый вырост — язычок.

Цветки злаков мелкие и невзрачные, они образуют простые соцветия — колоски, нередко составляющие сложные соцветия — сложный колос, метёлку. Почти у всех злаков у основания каждого колоска находятся две колосковые чешуи. Число цветков в колосках у разных злаков различно — от одного до нескольких.

Цветки имеют по 2 цветковые чешуи, 2 цветковые плёнки, 3 тычинки и один пестик с двумя сидячими мохнатыми рыльцами. Формула цветка: ↑0(2) + 2Т3П1.

Плод злаков — зерновка.

8. Какие культурные и дикорастущие злаки вы знаете?

Наибольшее хозяйственное значение имеют такие зерновые культуры семейства злаков, как пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, рис, овёс. В тропических странах культивируют сахарный тростник.

В семейство злаков входят и дикорастущие травы, например пырей ползучий, тимофеевка луговая, ковыли.

Подумайте

Чем можно объяснить, что среди растений семейства лилейных часто встречаются первоцветы?

Т.к. цветки невзрачные, так увеличивается шанс опыления.

Задания

На основании строения цветка злаков предположите, каким способом опыляются эти растения. Приведите доказательства своих предположений.

Цветки злаков опыляются ветром. Это доказывают длинные тычиночные нити, которые выносят пыльники за пределы пленок и чешуй, чтобы ветер легко мог унести пыльцу. А пестик с мохнатыми рыльцами позволяет лучше её уловить.

resheba.com

Каковы особенности растений семейства лилейных каково...

Все представители семейства имеют характерные признаки. Особенностью всех этих растений является образование видоизмененных подземных побегов - луковиц, корневищ или клубнелуковиц, с помощью которых растения выживают в неблагоприятных условиях (в холодную или засушливую погоду). Представители группы растений лилейных отличаются разнообразием строения луковиц, спецификой формирования замещающих и дочерних луковиц, приспособлениями их заглубления в почву. В основном, луковицы лилейных многолетние. Они образуются в течение нескольких годовых циклов, но бывают и однолетние, которые ежегодно возобновляются. В структуре любой луковицы различают только листовые или исключительно низовые чешуи, либо комбинацию чешуй обоих типов. По внешнему виду чешуи очень разнообразны и могут быть замкнутыми и раздельными, широкими или узкими (черепитчатыми). Если луковица однолетняя, то все ее чешуи к концу периода вегетации погибают, а в оболочке сохраняется молодая замещающая луковица, которая закладывается ранее у основании цветоноса. Если луковица многолетняя, то погибает часть ее чешуй, поэтому в луковице могут сохраняться чешуи, образовавшиеся за несколько лет. Луковица является специализированным подземным побегом.Надземные цветоносные побеги представителей семейства лилейных обычно простые, то есть не имеющие ответвлений. Они могут быть облиственными и безлистными (цветоносы или стрелки). На вышеупомянутых стрелках все листья базальные и формируют приземный пучок. Листья у лилейных цельные, без прилистников, в большинстве случаев линейные или ланцетные, только изредка листья имеют черешки. Жилкование листьев лилейных параллельное.Цветы растений из семейства лилейных правильные, или двусимметричные. Могут быть мелкими или крупными, собранными в соцветие (чаще кисть) либо одиночными. Цветки обоеполые. Их околоцветник венчиковидный, имеет яркую окраску. Он состоит из шести сегментов в двух кругах, причем лепестки могут быть свободными либо сросшимися в трубку. В цветке обычно шесть свободных или сросшихся тычинок, также расположенных в два круга. Нити тычинок соединены с основанием лепестков или трубкой околоцветника. Верхняя завязь цветка лилейных содержит разное количество семязачатков. Цветки растений из лилейных ароматные, выделяют много нектара, венчики их ярко окрашены, что привлекает насекомых, опыляющих их. После созревания формируется плод – трехгнездная коробочка или ягода. Семена имеют плоскую или шаровидную форму. При растрескивании коробочки семена рассыпаются, разносятся ветром и, попадая в благоприятные условия, прорастают.Семейство лилейные включает два подсемейства – собственно лилейные и пролесковые. Среди представителей этого семейства множество декоративных растений, к примеру, лилии, тюльпаны, гиацинты. Многие растения из лилейных издавна используются в медицине и фармацевтике для получения лекарственных препаратов.держите

Оцени ответ

shkolniku.com


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта