Содержание
Наземно-воздушная среда обитания организмов — Природоведение. 5 класс. Ярошенко
Природоведение. 5 класс. Ярошенко
Изучение параграфа поможет вам:
- называть среды обитания организмов;
- приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды обитания;
- приводить примеры приспособлений организмов к жизни в наземно-воздушной среде.
Разнообразие сред обитания. Организмы живут в разных средах: наземно-воздушной, водной и почвенной (рис. 132). Каждая среда отличается особенностями условий существования — это освещённость, температура, увлажнённость, наличие воздуха.
Рис. 132. Среды обитания организмов: а — наземно-воздушная; б — водная; в — почвенная
Жизнь организмов в наземно-воздушной среде связана с земной поверхностью и воздухом.
Непрерывное пребывание организмов в воздухе невозможно. Насекомые и птицы определённое время используют воздушные течения для перемещения, а потом ищут опору на земной поверхности.
Жизнь организмов в водной среде — это жизнь в различных водоёмах планеты от маленьких ручейков до океанов. Почвенной средой является верхний плодородный слой Земли — почва.
Различают наземно-воздушную, водную и почвенную среды обитания.
Особенности наземно-воздушной среды обитания. В наземно-воздушной среде достаточно света и воздуха. Но увлажнённость и температура воздуха отличаются большим разнообразием. На болотистых территориях — чрезмерное количество влаги, в степях её значительно меньше. Ощутимы также суточные и сезонные колебания температуры.
Приспособление организмов к жизни в условиях разной температуры и увлажнённости. Большинство приспособлений организмов наземно-воздушной среды связано с температурой и влажностью воздуха. Животные степи (скорпионы, пауки тарантул и каракурт, суслики, мыши-полёвки) прячутся от жары в норках. От жарких солнечных лучей растения защищает повышенное испарение воды листьями. У животных таким приспособлением является выделение пота. С наступлением холодов птицы улетают в тёплые края, чтобы весной снова вернуться на место, где родились и где дадут потомство.
Особенностью наземно-воздушной среды в южных областях Украины и в Крыму является недостаточное количество влаги. Ознакомьтесь по рис. 133 с примерами растений, приспособившихся к подобным условиям.
Рис. 133. Растения, приспособившиеся к существованию в засушливых местностях: а — кактус; б — синеголовник приморский
Приспособление организмов к передвижению в наземно-воздушной среде. Для многих животных наземно-воздушной среды важно передвижение по земной поверхности либо в воздухе. Для этого у них появились определённые приспособления, а их конечности имеют различное строение. Одни приспособились к бегу (волк, лошадь), вторые — к прыжкам (кенгуру, тушканчик, кузнечик), третьи — к полёту (птицы, летучие мыши, насекомые) (рис. 134). Ужи, гадюки не имеют конечностей и перемещаются, изгибая тело.
Рис. 134. Животные наземно-воздушной среды
Семена и плоды некоторых наземных растений перемещаются на большие расстояния с помощью ветра или животных (рис. 135).
Рис. 135. Приспособления семян для перемещения на значительные расстояния
К жизни высоко в горах приспособилось значительно меньше организмов, поскольку для растений там мало почвы, влаги и воздуха, а у животных возникают трудности с перемещением. Но некоторые животные, например горные козлы муфлоны (рис. 136), способны перемещаться почти вертикально вверх и вниз, если есть хотя бы небольшие неровности. Поэтому они могут жить высоко в горах.
Рис. 136. Горный козёл муфлон
Приспособление организмов к различному освещению. Одним из приспособлений растений к различному освещению является направленность листьев к свету. В тени листья располагаются горизонтально: так на них попадает больше световых лучей. Светолюбивые подснежник и хохлатка развиваются и цветут ранней весной. В этот период им достаточно света, поскольку листья на деревьях в лесу ещё не распустились.
Цветение хохлатки в весеннем лесу
Приспособление животных к фактору освещения наземно-воздушной среды обитания — строение и размеры глаз. У большинства животных этой среды хорошо развиты органы зрения. Например, ястреб с высоты своего полёта видит бегущую по полю мышь.
За многие столетия развития организмы наземновоздушной среды приспособились к воздействию её факторов.
Станьте исследователями природы
Проведите наблюдение за чудесными птицами Украины — аистами. Вы увидите, как плавно и красиво летит эта птица, какие большие у неё крылья. Обратите внимание на длинные ноги этих птиц. Попытайтесь ответить на вопрос: «К чему приспособились аисты, имея такие ноги?».
Аист
Проведите наблюдение за несколькими растениями наземно-воздушной среды, а также животными, ведущими наземный образ жизни. Какие из рассмотренных в параграфе, а также новые приспособления организмов к обитанию в этой среде вам удалось обнаружить?
Будьте защитниками природы
Почти всем живым существам необходим кислород. Его вырабатывают зелёные растения. Предложите, как сохранить в вашей местности чистоту воздуха и содержание кислорода в его составе.
Проверка знаний
1. Какие особенности имеет наземно-воздушная среда обитания?
2. Как в наземно-воздушной среде факторы неживой природы влияют на организмы?
3. На примере нескольких растений и животных своей местности расскажите об их приспособлениях к обитанию в наземно-воздушной среде.
4. Опишите результаты наблюдений, проведённых вами по заданиям рубрики «Станьте исследователями природы».
5. Обсудите в группе примеры положительного и отрицательного влияния человека на организмы наземновоздушной среды обитания.
Попередня
Сторінка
Наступна
Сторінка
Зміст
Цей контент створено завдяки Міністерству освіти і науки України
6 класс.
Многообразие живых организмов, их взаимосвязь со средой обитания
На суше организмы существуют в условиях достаточно высокого содержания кислорода. Здесь много света, но влаги бывает недостаточно. Живые организмы вынуждены постоянно её добывать и заботиться о её сохранении. Создают проблемы для жизни и резкие колебания температуры.
Жизнь на суше невозможна без опорных образований. Это могут быть скелеты и панцири у животных, механические ткани у растений.
Одним из важнейших экологических факторов для наземных организмов является свет. Солнечный свет — это источник энергии. Особенно важен свет для зелёных растений. Давай рассмотрим, как растения относятся к свету, как они реагируют на различную освещённость.
Одни растения приспосабливаются к условиям сильного затенения — это теневыносливые растения (ландыш, папоротник, липа, сирень).
Другие (например, хлебные злаки, луговые травы), напротив, приспособились к яркому свету — это светолюбивые растения (рис. 119). Такие растения, растущие на открытых местах, не переносят даже незначительного затенения.
Рис. 119. Светолюбивые и теневыносливые растения
Есть и промежуточная группа растений, которые лучше растут на открытых местах, но могут выносить и некоторое затенение (клён, осина, дуб).
В жизни животных свет также играет важную роль, например как средство ориентации. Многие животные имеют органы зрения. У беспозвоночных это примитивные глазки́ — светочувствительные клетки, позволяющие определять только чередование света и тени. А вот более сложно устроенные глаза насекомых, головоногих моллюсков, позвоночных животных и человека дают возможность определять размеры, цвет, форму предметов, расстояние до них (рис. 120).
Рис. 120. Органы зрения: 1 — насекомого; 2 — осьминога; 3 — человека |
Животные, ведущие ночной или сумеречный образ жизни, имеют более крупные глаза и обычно не различают цветов, весь окружающий мир предстаёт перед ними в чёрно-белом цвете.
В наземно-воздушной среде особенно большое влияние на организмы оказывает температура. Поэтому у обитателей холодных и жарких районов Земли выработались различные приспособления для сохранения тепла или, наоборот, для отдачи его избытка.
Приведи несколько примеров.
Морозостойкие организмы — это обитатели приполярных и высокогорных районов. В самых холодных районах планеты могут жить бактерии, грибы, лишайники, мхи, а также пингвины, белые медведи, тюлени.
В суровых условиях находятся и обитатели тундры. Растения здесь стремятся максимально использовать тепло нагретой поверхности почвы. Поэтому среди них много карликовых и стелющихся форм.
Рис. 121. Примеры приспособленности животных к изменению температуры окружающей среды
Животные по-своему приспособлены к жизни в этих местах. С приближением холодов многие птицы улетают на юг, а зимующие — линяют, меняют свой покров на более плотный, с большим количеством пуховых перьев. Зверям зимовать помогает густой мех и слой подкожного жира, который они накопили летом (рис. 121).
Животные, не имеющие постоянной температуры тела (например, лягушки, ящерицы), зимой теряют активность, впадают в оцепенение. Некоторые звери суровое время года переживают, впадая в спячку. Это суслики, барсуки.
В тропических районах Земли и жарких пустынях живут теплолюбивые организмы. В условиях высоких температур они должны бороться с избытком тепла или уменьшить нагревание.
Листья теплолюбивых растений имеют опушённость или глянцевую поверхность, отражающую солнечные лучи, а когда солнце стоит высоко и печёт особенно сильно, у некоторых растений листья поворачиваются к нему ребром, а листочки сложного листа складываются. Всё это помогает избегать перегрева.
Животные пустынь с наступлением жары прячутся в тень, забираются в норы, зарываются в песок или даже впадают в летнюю спячку, как, например, черепахи.
Назови известных тебе обитателей пустыни.
Жизнь без воды невозможна. Поэтому первым обитателям суши необходимо было научиться добывать воду и сохранять её в организме.
Большинство наземных растений поглощает воду из почвы с помощью корней. Растения степей, пустынь, где воды недостаточно, имеют сильно развитую корневую систему. Так, у верблюжьей колючки корни могут достигать в длину 20 м и добывать воду из глубоких водоносных слоёв почвы. Растения засушливых зон обычно низкорослы, листья у них мелкие, сухие, иногда в виде чешуек, иголок. Часто они покрыты волосками или восковым налётом. Всё это позволяет уменьшить испарение, а значит, сохранить влагу (рис. 122).
Рис. 122. Растения, имеющие приспособления к сохранению влаги: 1 — верблюжья колючка; 2 — кактус; 3 — агава
Некоторые растения, такие как кактусы, алоэ, агавы, способны сохранять влагу в стебле и листьях и расходовать её по мере необходимости. Другие растения, такие как тюльпаны, за короткий благоприятный период накапливают в луковицах необходимые для развития питательные вещества. Их луковицы переживают период засухи.
Растения влажных тропических лесов вынуждены бороться с другой проблемой — избытком воды. Некоторые из них, например лиана монстера, имеют специальные устьица, выделяющие капельки воды.
Животные, обитающие на суше, находятся в более сложных условиях, чем растения. Воду они могут получить только через питьё, с пищей и в результате процессов обмена веществ, которые происходят в организме.
Крупным диким животным пустынь, чтобы регулярно получать воду, приходится совершать длительные переходы к месту водопоя. Некоторые мелкие животные могут обходиться совсем без питьевой воды. Они довольствуются водой, получаемой с пищей. Это различные насекомые, пресмыкающиеся, мелкие грызуны.
Наземно-воздушная среда содержит достаточное количество кислорода. Здесь много света, но не везде достаточно влаги, бывают резкие колебания температуры.
1.Продолжи заполнение таблицы «Среды обитания живых организмов» (см. домашнее задание к § 42).
2.Приведи примеры светолюбивых и теневыносливых растений, в том числе растений своей местности.
Название группы растений по отношению к свету | Название растения |
Светолюбивые | |
Теневыносливые |
«Почва и воздух» — где растения встречаются с окружающей средой
Авторы: Эллен Бакли, программный аналитик, и Марлен Ив, руководитель национальной программы, Служба сельскохозяйственных исследований в
Исследования и наука
21 февраля 2017 г.
Здоровая почва. Фото USDA-ARS Пегги Греб
Вы, наверное, знаете, что изменение климата влияет на то, как мы выращиваем продукты питания, но вы можете не знать, что то, как мы выращиваем продукты питания, также влияет на наш климат. Это взаимодействие лежит в основе проекта Службы сельскохозяйственных исследований (ARS) под названием «Почва и воздух» — согласованных усилий, направленных на то, чтобы накормить 7,5 миллиардов человек на Земле и защитить планету.
Фермеры и владельцы ранчо производят продукты питания на стыке почвы и воздуха, что, в свою очередь, влияет на качество почвы и воздуха. Например, более теплый воздух создает более теплую почву, что приводит к изменению состава бактерий и других микробов в экосистеме и к увеличению потери влаги в результате испарения.
Почвы также могут действовать как «поглотители», накапливая избыток углерода из атмосферы и, в свою очередь, улучшая способность почвы удерживать влагу и питательные вещества. То же самое и с воздухом. Когда фермер добавляет питательные вещества для урожая, некоторые из этих питательных веществ окисляются и выбрасываются в воздух, повышая уровень парниковых газов. Больше парниковых газов означает в целом более теплый климат, более изменчивую погоду и повышенную вероятность экстремальных погодных явлений.
В центрах ARS по всей стране ученые работают над улучшением связи между сельским хозяйством и нашими почвенными и воздушными ресурсами. Группа ученых ARS в Темпле, штат Техас, занимается оптимизацией применения азотных удобрений для нескольких видов сельскохозяйственных культур. При внесении в почву азот является важной добавкой, которая способствует росту растений. Когда тот же самый азот выходит из почвы, он становится закисью азота, парниковым газом.
Хотя закись азота естественным образом присутствует в атмосфере, она поглощает солнечное тепло. Слишком много его повышает глобальную температуру. Группа в Темпле ищет оптимальное время для внесения азота, чтобы он приносил пользу растениям, не увеличивая выбросы парниковых газов. Ученые разработали тест, который позволяет производителям определить, сколько и когда добавлять азота в почву.
Другая группа ARS в Пуллмане, штат Вашингтон, обнаружила почвенные бактерии, которые действуют как нехимический гербицид для инвазивных видов трав, таких как читерская трава. Эти инвазивные виды заглушают местные травы, которые обеспечивают среду обитания для диких животных, увеличивая риск лесных пожаров. На сельскохозяйственных угодьях Тихоокеанского Северо-Запада они снижают урожайность и влияют на здоровье почвы. Обнаруженные бактерии могут почти уничтожить эти инвазивные травы в течение пяти лет, не нанося вреда местным зерновым культурам или местным травам. Агентство по охране окружающей среды уже зарегистрировало один из них как природный гербицид.
Другие ученые ARS, занимающиеся почвой и воздухом, работают над такими методами управления, как посев покровных культур, минимальная обработка почвы, а также хранение, обработка и использование богатого питательными веществами навоза животных. Изучая возможности управления в этих областях, ученые ARS помогают фермерам и владельцам ранчо улучшать здоровье почвы и качество воздуха (и воды), а также сокращать выбросы парниковых газов.
Это яркие примеры того, как ученые ARS помогают удовлетворять потребности быстрорастущего населения, сохраняя при этом окружающую среду чистой и пригодной для жизни.
Категория/Тема:
Исследования и наука
Теги:
воздуха
АРС
Изменение климата
АООС
Почвы
Техас
Штат Вашингтон
Написать ответ
Комментарии
Вода, воздух и почва | Лесная служба США
Вода, воздух и почва — это три природных ресурса, без которых мы не можем жить. Лесная служба стремится защищать, поддерживать и восстанавливать эти ценные активы сейчас и в будущем.
Вода является одним из важнейших природных ресурсов, вытекающих из лесов. Лесная служба управляет крупнейшим источником воды в США, примерно пятая часть которого приходится на 193 миллиона акров земли, которая ежедневно обеспечивает питьевой водой 180 миллионов человек.
Почва обеспечивает питательными веществами, водой, кислородом и теплом естественные территории суши. Понимание способности и способности почвы поддерживать экосистему играет важную роль в принятии решений по управлению земельными ресурсами.
Воздух является третьим важным ресурсом для людей, растений, животных и всех других организмов в природной зоне. Воздух необходимо контролировать, чтобы контролировать и снижать уровни загрязнения, контролировать дым, вызванный лесными пожарами, и следить за качеством воздуха. Лесная служба отслеживает последствия загрязнения воздуха, которое может ухудшить видимость, нанести вред здоровью человека, повредить деревья и другие растения, окислить или вызвать неестественное удобрение ручьев и озер, вымывать питательные вещества из почвы и ухудшать культурные ресурсы, такие как археологические памятники и исторические здания. . Лесохозяйственная деятельность, которая может повлиять на качество воздуха, такая как предписанное сжигание, горнолыжные курорты и добыча полезных ископаемых, также контролируется для обеспечения соблюдения правил использования воздуха для здоровья человека и отслеживания возможного воздействия на природные ресурсы.
Какие исследования проводятся для защиты этих природных ресурсов?
Исследования воды, воздуха и почвы предоставляют ученым информацию об этих важнейших природных ресурсах, о том, как они изменяются и что на них влияет. Исследования и разработки лесной службы сосредоточены на следующих четырех основных областях, связанных с водой, воздухом и почвой:
Основные процессы
Эта область исследований направлена на понимание основных процессов воды, воздуха и почвы и того, как на них влияют многие нарушения, включая пожары, засуху, инвазивные виды и многое другое.
Воздействие изменения климата
В этой области исследований изучается долгосрочное воздействие изменения климата на воду, воздух и почву в природной зоне. Загрязнение, попадающее в атмосферу, воду или почву, прямо или косвенно повлияет на природную территорию либо немедленно, либо в будущем.
Последствия экстремальных явлений
В этой области исследований изучается, как экстремальные явления, включая ураганы, пожары, инвазивные виды и т. д., влияют на воду, воздух и почву в природной зоне. Ученые также изучают влияние этих событий на водоразделы, расположенные в лесу или на пастбищах.
Средства управления водосборными бассейнами
Эти инструменты помогают специалистам по управлению природными ресурсами, планировщикам и землевладельцам решать, как управлять лесными и пастбищными водосборными бассейнами. Инструменты управления водосборными бассейнами также можно использовать для информирования широкой общественности о способах защиты и улучшения водосборных бассейнов.
Текущие результаты исследований
Влияние засухи на леса и пастбища в США
Проще говоря, засуха — это нехватка воды в заданном временном и пространственном масштабе. Засуха может быть серьезным стихийным бедствием со значительными социальными и экономическими последствиями. Исторические и палеоклиматические данные показывают, что засуха всегда влияла на физическую среду и будет продолжать это делать. Меры управления могут либо смягчить, либо усугубить последствия засухи. Поскольку режимы засухи меняются, способность количественно оценивать и прогнозировать воздействие на леса и пастбища имеет решающее значение для разработки и реализации управленческих мер, направленных на повышение устойчивости и адаптации.
Эффекты осаждения азота в Калифорнии и на северо-западе Тихого океана
Это исследование посвящено предложению стратегий, которые установят ограничения на электростанции, автомобили, фермы и другие промышленные процессы, чтобы замедлить воздействие и производство кислотных дождей, цветения водорослей. и ртуть. Количество ртути, обнаруженной в растениях и животных, продолжает расти до токсического уровня, что делает ее чрезвычайно опасной для зараженных растений или животных, а также для любых животных с более высоким уровнем пищевой цепи, которые могут ее съесть.