Урок по теме "Воздушное питание растений. Фотосинтез". Презентация воздушное питание растений фотосинтез
Презентация на тему "Воздушное питание растений" по Биологии для 6 класса
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Рецензии
Добавить свою рецензию
Аннотация к презентации
Презентация "Воздушное питание растений" рассказывает о строении цветкого растения, объясняет почему лист имеет плоскую форму, какую роль играют разные пластиды, из которых состоит растение, а также разъясняет этапы фотосинтеза и корневого питания деревьев, цветов и трав.
Краткое содержание
- Органы цветкового растения;
- Форма листа;
- Пластиды;
- Корневое питание растений;
- Этапы фотосинтеза.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
13
-
Автор
Пеньковская Е.М.
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
-
Предназначение
Содержание
- Слайд 1
Воздушное питание растений
- Слайд 2
Цели и задачи
- Уметь объяснять процесс фотосинтеза, раскрыть стадии этого процесса.
- Научиться понимать взаимосвязь воздушного и корневого питания.
- Познакомиться с понятиями: автотрофные и гетеротрофные организмы.
- Слайд 3
План урока
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Виртуальная лаборатория.
- Закрепление материала (работа с рабочей тетрадью)
- Выводы.
- Слайд 4
Органы цветкового растения
- Стебель
- Лист
- Цветок
- Плод
- Корень
- Слайд 5
Почему лист имеет плоскую форму?
- Слайд 6
Пластиды
- Придают окраску клеткам и органам растения
- Бесцветные, участвуют в запасании веществ, находятся в неосвященных частях растения
- Зеленые, участвуют в образовании органических веществ.
- Слайд 7
Корневое питание растений
Вода Питательные вещества Углекислый газ Кислород
- Слайд 8
Воздушное питание растений
- Слайд 9
Этапы фотосинтеза
- Ι – расщепление воды до водорода и кислорода.
- II – водород соединяется с углекислым газом и образуется сахар.
- Слайд 10
Фотосинтез - синтез органических соединений из неорганических, идущий с использованием энергии света в зеленых растениях.
- Слайд 11
Способы добывания пищи
- Автотрофы – организмы, способные самостоятельно синтезировать органические вещества, запасая в них солнечную энергию и делая ее доступной для других организмов.
- Гетеротрофы – организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, созданными автотрофами.
- Слайд 12
Выводы
- лист - орган воздушного питания;
- в хлоропластах на свету протекает процесс фотосинтеза - образования из углекислого газа и воды органических веществ;
- при фотосинтезе выделяется кислород;
- особенность питания растений - создание органических веществ, а затем их расходование.
Посмотреть все слайды
pptcloud.ru
Урок по теме "Воздушное питание растений. Фотосинтез"
МБОУ «Мегетская средняя общеобразовательная школа»
Урок по теме
«Воздушное питание растений. Фотосинтез»
Разработка урока учителя биологии
I квалификационной категории
Литвиненко Татьяны Павловны
Цель урока: создать условия для открытия учащимися знаний о процессе фотосинтеза как способе воздушного питания растений, обеспечить понимание учащимися особенности строения и функции листа.
Задачи урока:
1. Способствовать развитию умений:
А) применять знания и опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных;
Б) навыков работы с разнообразными источниками информации, таблицами, дополнительной литературой;
В) выполнять опыты, исследования, вести наблюдения, делать выводы.
2. Способствовать воспитанию любознательности, познавательного интереса к изучаемой теме, формирование межличностных отношений при работе в паре.
Тип урока: изучение нового материала
Педагогические технологии: проблемное обучение, с элементами здоровьесберегающих технологий, ИКТ
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.
Планируемые результаты обучения:
Ученик должен знать что:
- фотосинтез – воздушное питание;
- способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;
- в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества;
- атмосферный кислород – побочный продукт фотосинтеза.
Оборудование: мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал для работы в группах (см. ход урока и приложения)
УМК: авторская линия И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой.- М.,: Вентана - Граф, 2010.
Ход урока.
I Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Что такое корень, каково его значение?
- А какова роль листьев? Почему они тянуться к солнцу? (Ответы детей)
III. Изучение нового материала.
Вступительное слово
- Человек давно пытался понять, почему листья тянутся к солнцу, их обрывали, и растение погибало. Но значение листа так и не удавалось выявить.
Ещё в 6 веке встал вопрос о том, как питается растение. Казалось бы просто: растение корнями из земли берёт всё, что ему необходимо. Голландский учёный Ван-Гельмонт решил проверить это на практике.
(Ребята получили опережающее задание – подготовить сообщение об опыте учёного).
Сообщение учащегося (Слайд 1)
Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 гр питательных веществ для Ван – Гельмонта осталось загадкой.
- попытайтесь ответить на вопрос, на который в свое время не смог ответить известный ученый. (выслушиваются варианты ответов учеников)
В ходе обсуждения определяем, что листья растений – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Этот процесс является едва ли не самым замечательным биологическим явлением, происходящем на нашей планете. Благодаря ему существует все живое на Земле. Сегодня на уроке нам предстоит изучить этот биологический процесс.
- О каком процессе идет речь?
- Как вы догадались, речь пойдет о фотосинтезе.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. (Слайд 2)
Работа с учебником
Расшифровку термина, определение записываем в тетрадях, используя учебник стр. 100.
Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).
- Очень образно описал это явление русский ученый, физиолог растений – К.А. Тимирязев: “Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил Вам сахар, крахмал, жиры и зерно, – он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений”.
- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить (проблемный вопрос) из каких веществ и при каких условиях происходит образования органических веществ? (Слайд 3)
На карточках слова: углекислый газ, вода, крахмал, солнечный свет, хлорофилл, карточка со словом кислород отсутствует).
(Приложение 1,2)
Первое условие, при котором происходит процесс фотосинтеза, заключается в приспособленности растений располагать листья в виде мозаики или прикорневых розеток. (Свет, который поступает через прозрачную кожицу листа).
Большинство растений имеют листья зеленого цвета. Благодаря какому веществу они имеют такую окраску? (Хлорофилл, находящийся в хлоропластах).
Следующий компонент – это газ, который большинство организмов выделяют в атмосферу при дыхании (СО2, поступающий в листья через устьица).
Это вещества, которые поднимаются по сосудам корня, стебля и попадают в сосуды жилок листа. (Води и растворенные минеральные соли).
- Сделайте вывод, используя полученные ответы ( из ответов детей формулируется вывод ).
Вывод: листу необходимы свет, углекислый газ и вода, с растворенными минеральными солями, а в листе должен быть хлорофилл, придающий ему зеленую окраску.
- Сейчас нам предстоит выяснить, что образуется в листе с участием этих веществ?
Физкультпауза ( 1 мин)
Демонстрация опыта с геранью (Слайд 5). В качестве доказательства существования процесса фотосинтеза группа учащихся рассказывают, о том какой опыт они заложили и выдвигают гипотезы, каковы будут результаты эксперимента.
Для опыта используется герань. Одно растение обильно поливают и для оттока крахмала помещают в темное место надвое суток. Другое растение оставляют на свету. Затем первое растение извлекают из шкафа, и на его листья прикрепляют фигурки, вырезанные из плотной черной бумаги. Оба растения выдерживают на свету в течении трех, четырех дней, осуществляя полив. Затем с каждого растения срезают по листу, выдерживают их две, три минуты в кипящей воде и помещают в стакан с горячим спиртом для получения вытяжки хлорофилла. Обесцвеченные листья обрабатывают раствором йода. На листе растения, которое побывало в шкафу, проявится конфигурация фигурки, которая была прикреплена к нему. Лист, который был всегда на свету, равномерно окрасится в синий цвет.
- Какое вещество при обработке раствором йода окрасится в синий цвет?
При обсуждении результатов опыта учащиеся приходят к выводу, что на свету в листьях образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется.
6. Работа в парах. Вставьте карточку со словом «крахмал» в рисунок.
- Получается, что растение питается только крахмалом и минеральными солями почвы?
- Почему же плоды многих растений имеют сладкий вкус? (Предположения детей)
- Крахмал, образовавшись в клетках листа, здесь же превращается в сахар. Раствор сахара по ситовидным трубкам луба передвигается от листьев ко всем частям растения.
Так, например, в семенах подсолнечника накапливаются жиры, в семенах фасоли или чечевицы – белки, а вот в клубнях картофеля сахар вновь превращается в крахмал и откладывается в лейкопластах. (Слайд 6).
Рассмотрите свои рисунки.
- Почему стрелочка направлена из растения? О чем нам это говорит? (Значит, растение что-то выделяет)
- А что? Как вы думаете?
Дети высказывают предположения.
Демонстрация результатов опыта, показывающего выделение кислорода растением (Слайд 7).
Группа учащихся рассказывают, о том какой опыт они заложили
Для опыта берут две банки из светлого стекла. В каждую помещают по 2-3 веточки растения, чтобы растения не завяли, в банки налить немного воды. Банки с растениями закрывают крышками, одну ставят в темное место, а другую – на свет. На следующий день банки открывают и опускают зажженные свечи. В банке, стоящей на свету, свеча горит, а в банке, находившейся в темноте, - гаснет.
Учащиеся делают вывод, что растения на свету выделяют кислород. Учащиеся записывают на чистом листочке слово «кислород» и вставляют в рисунок.
Ребята, вспомните, на какой проблемный вопрос нам надо дать ответ? (Ответы детей), (Слайд 8)
Физкультпауза (гимнастика для глаз)
IV. Закрепление
Работа в парах. На столах листы, в которых необходимо заполнить схему: «Питание растений» (Слайд 9) (Приложение 3)
Питание растений
Почвенное Воздушное
Орган …… ……
Клетки …… …… ……
Вещества …… …… …… …… …… …… ……
Хлоропласты
Органические вещества
Слова для вставки: Корень. Корневые волоски. Устьица. Минеральные соли. Лист. Вода. Углекислый газ. Солнечная энергия.
V. Подведение итогов урока. Оценивание ответов учащихся.
- Давайте вспомним тему нашего урока и цель, которую мы с вами ставили в начале урока. (Ответы учащихся)
- Как вы думаете, достигли мы поставленные цели? Что узнали сегодня на уроке? (Ответы учащихся)
VI. Рефлексия.
- У вас на партах листочки. Закончить предложение…
Сегодня на уроке:
VII. Задание на дом. (Слайд 11)
Список литературы, использованной при подготовке урока:
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс. - М.: ВАКО, 2005. – 352 с. – (В помощь школьному учителю).
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой.- М.,: Вентана - Граф, 2010.
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы, Г.И. Лернер, Москва, «Эксмо», 2007
Рецензия н а урок
Данный урок был проведен на тему «Воздушное питание растений. Фотосинтез». Цели и задачи урока были определены учителем достаточно четко.
На уроке были использованы технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, работа в парах.
Созданию мотивационной среды способствовало необычное начало, которое побуждало к действию, у ребят на протяжении всего урока наблюдалось желание преодолеть трудности.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.
Главный этап урока – это усвоение нового материала, которое проходило с помощью самостоятельной исследовательской работы детей. Демонстрация опытов, заложенных учащимися к данному уроку, позволяет детям самостоятельно прийти к основным понятиям темы и сформулировать собственные выводы.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования ключевых аспектов темы, соответствовал их жизненному опыту.
На уроке были использованы презентационный и раздаточный материал, которые позволили полноценно рассмотреть тему урока.
Задания носили развивающий, творческий характер, что способствовало чувству успешности у детей, использование ИКТ дополнительно способствовало повышению мотивации учащихся, активизировало познавательную деятельность.
С целью предупреждения утомления и усталости учащихся Татьяна Павловна включает в урок физкультминутки, зарядку для глаз, вовлекает обучающихся в групповую и парную работу, использует эмоциональную передачу содержания учебного материала, переводит обучающихся к новым видам деятельности, дает задания, развивающие воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие. Доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных учащимся понятий - все это помогает реализации здоровьесберегающих технологий.
Домашнее задание, кроме обязательного прочтения параграфа включало и творческое задание. Урок прошёл в дружеской атмосфере, в непринуждённой обстановке. Никто из присутствующих не чувствовал стеснения, ребята высказывались свободно не боясь ошибиться.
В процессе урока учитель продемонстрировала такие личные качества как собранность, доброжелательность в обращении с учащимися, умение прислушиваться к ответам учащихся. Её речь отличалась грамотностью, эмоциональностью и свободой изложения.
10
kopilkaurokov.ru
Презентация на тему "Воздушное питание растений. Фотосинтез" по биологии
Презентация по слайдам
Слайд №1
Текст слайда: Воздушное питание растений. Фотосинтез
Слайд №2
Текст слайда: Задачи: Углублять и расширять представления о питании растений; Рассказать об истории открытия фотосинтеза; Подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека
Слайд №3
Слайд №4
Текст слайда: Питание растений
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Текст слайда: Джозеф Пристли 1733-1804 Английский естествоиспытатель. Изучал участие газов в процессах обмена веществ у растений. Впервые исследовал процесс фотосинтеза Его знаменитый опыт (1771г.)
Слайд №8
Текст слайда: №2 Опыт №1 №2 №1
Слайд №9
Текст слайда: №1 Опыт №2
Слайд №10
Текст слайда: Опыт 2
Слайд №11
Текст слайда: Опыт 3
Слайд №12
Слайд №13
Текст слайда: Греческие слова: "фотос" – свет, "синтез" – соединение. фото синтез
Слайд №14
Текст слайда: Уравнение фотосинтеза ?+?=?+?
Слайд №15
Текст слайда: Уравнение фотосинтеза Вода + углекислый газ Сахара + кислород
Слайд №16
Текст слайда: Где же в клетках листа образуется крахмал? Неокрашенный препарат Окрашенный препарат
Слайд №17
Слайд №18
Текст слайда: Фотосинтез Фотосинтез – это процесс, протекающий в зелёных листьях растений на свету, при котором из углекислого газа и воды образуются органические вещества и кислород.
Слайд №19
Слайд №20
Текст слайда: Питание растений
Слайд №21
Текст слайда: Климент Аркадьевич Тимирязев (1843 – 1920) Благодаря растениям на Земле накапливается энергия Солнца.
Слайд №22
globuss24.ru