Презентация "Животные и растения тропического леса". Презентация растения экваториального леса 3 класс
Человек и мир в 3 классе - Мои файлы - Каталог файлов
Человек и мир
Класс: 3
Тема: Разнообразие природы на Земле. Растения экваториального леса.
Тип урока: урок получения новых знаний
Обучающая:
предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут:
· иметь представление о разнообразии природы на Земле;
· знать о существовании экваториальных лесов и их месторасположении;
· знать особенности экваториальных лесов, их ярких представителей;
· уметь объяснять особенности строения растений как приспособления к условиям жизни;
развивающая:
содействовать развитию умения анализировать и находить причинно-следственные связи, а также содействовать развитию познавательного интереса к предмету «Человек и мир» через привлечение дополнительного материала;
воспитательная:
способствовать воспитанию восхищения удивительным разнообразием природы и бережного отношения к окружающему миру.
Оборудование: презентация к уроку по данной теме; комнатные растения – фиалка, пальма юкка, фикус; задания на цветных листах (Приложение)
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап урока
Слайд 1 - 2
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли…
Алексей Толстой
- О какой поре года написал автор? Что происходит весной? Почему именно весной? (влага и тепло)
II. Актуализация опорных знаний
− А ведь всему живому на Земле нужен кислород.
– Ребята, что является источником кислорода на Земле? (растения, лес, болота) Слайд 3
– Все верно, но говорить мы сегодня будем о растениях.
– А что нужно растениям для хорошего роста? (тепло и влага)
– Итак, растениям всегда нужны тепло и влага.
III. Постановка темы и целей урока
– Мы с вами на сегодняшнем уроке найдем места на Земле, где самые благоприятные условия для роста растений, где всё время тепло и много влаги.
слайд 4
Всегда тепло
Много влаги
Эти места нужно найти и изучить их.
Слайд 5
– В поиске нам поможет туристическое агентство.
Слайд 6
– «Посетите прекраснейшие места на Южном или Северном полюсе, и вы почувствуете себя гостями Снежной королевы»
– Нам с вами нужно найти место на земле, где всегда тепло и много влаги. Подойдет ли это? Почему? (нет, потому что много влаги, но очень холодно)
Слайд 7
– «Ищете тепло яркого солнца? Вам нужна пустыня».
− Так может, ребята, здесь хорошо живется растениям? (очень жарко, мало влаги, нет воды)
Слайд 8
– «Тогда посетите летом смешанный лес».
– Много ли в наших смешанных лесах тепла и влаги для растений?
– Видим ли мы листву на деревьях? Почему? (только в середине весны у нас появится растительность, а осенью листва опадает).
− Сделайте вывод, всегда ли в смешанных лесах благоприятные условия для роста растений. (Много тепла и достаточно влаги, но не круглый год.)
Слайд 9
– И все же есть такое удивительное место, где много тепла и влаги круглый год – это экваториальные леса.
Слайд 10
– Прочитайте, пожалуйста, тему нашего урока.
– Ребята, посмотрите на название и догадайтесь, где находятся экваториальные леса? Вблизи какой линии? (экваториальные леса находятся вблизи экватора).
Слайд 11
Показ учеником (по необходимости учителем) экватора. Появляется линия экватора:
– Через какие материки на нашей карте проходит линия экватора? (Линия экватора проходит через Южную Америку, Африку). Мы и направляемся с вами в Южную Америку, в долину реки Амазонка, где экваториальных лесов больше всего.
– Ребята, а что бы вы хотели узнать во время нашего путешествия?
Слайд 12
1. Какая температура воздуха в течение года?
2. Как часто выпадают осадки и какие?
3. Какие растения встречаются?
4. Какие особенности растений экваториального леса?
− Какие вопросы вы выбрали?
(дети отвечают)
Рассказать вам об этом мне поможет великая путешественница Тумба-Юмба. Знакомьтесь!
IV. Восприятие и первичное осознание учащимися нового материала, первичный контроль
– Ответы на первый и второй вопрос находятся в учебнике, который расположен у вас на парте. Откройте учебник на с. 89 и внимательно прочитайте 2 абзац.
(Дети читают статью в учебнике)
− Кто прочитал, поднимите руку. Все готовы? В задании на голубом листочке обведите правильные ответы на наши вопросы. Приложение
− Поскольку такие условия не меняются круглый год, поэтому растительность экваториальных лесов такая богатая и разнообразная.
Слайд 13
− Наконец, мы оказались в экваториальном лесу. Нас встречает Тумба- Юмба.
Слайд 14
– Хозяева экваториального леса – вечнозелёные деревья. А знаете ли вы, почему там деревья называют вечнозелеными? (листва на деревьях есть круглый год).
– Поэтому растения экваториальных лесов дают огромное количество кислорода.
Они растут очень близко друг к другу, так как их много, поэтому их кроны плотно смыкаются, не давая проникать свету, внизу под деревьями света очень мало, поэтому травянистая и кустарниковая растительность экваториального леса гораздо беднее, меньше древесной.
– Вспомните, какая погода в экваториальных лесах.
Ответы детей.
Как же растения приспособились к постоянному теплу и большому количеству влаги?
Слайд 15
– Листья растений большие, кожистые (плотные, немягкие), часто блестящие. Такие листья не боятся солнца, ведь оно там всегда до обеда. По листьям хорошо стекает дождевая вода, а во второй половине, как мы знаем, там идёт дождь.
Тумба- Юмба желает узнать, как хорошо мы поняли то, что он нам рассказал.
Слайд 16
Прочитайте предложения. С чем вы не согласны.
1. Хозяева экваториального леса – вечнозеленые деревья.
2. Листья растений большие, кожистые, блестящие.
3. В экваториальных лесах травянистая растительность богаче древесной.
Слайд 17
– Проведём эксперимент. Возьмём два растения. (Одно с нежными бархатистыми листочками - фикус, другое с большими и гладкими - юкка.) «Создадим» дождь. Порассуждайте с соседом и объясните, приживутся ли они в экваториальном лесу? Пара, которая готова, поднимает руки вместе.
Парная работа.
Опрос учащихся. Предполагаемые выводы учеников: приживется юкка, потому что у неё кожистые (плотные), широкие листья. С них легко скатывается вода.
! Выполнение задания на белых листочках: 2 ученика у доски Приложение
Экваториальные леса расположенывблизи .
Круглый год в экваториальных лесах температура градусов.
Во половине дня идёт дождь.
В экваториальных лесах наиболее благоприятные условия для роста .
Слайд 18
− В экваториальных лесах большое разнообразие видов деревьев и цветов. Это пальмы, кофейное дерево, древесные папоротники, орхидеи. Цветы и деревья цветут несколько раз в году.
Слайд 19
- Ты, конечно, видел пальму: если не в ботаническом саду, то хотя бы в комнате, в кадке. Высокий стволу одних пальм гладкий, голый, у других — покрыт бурыми клоками измочаленных остатков старых листьев. Пальма представляется нам как типичное растение тропических экваториальных лесов. На самом деле в густом лесу можно встретить только лазающие пальмы — лианы. Настоящие пальмы обычно растут на полянах, в подлеске разрежённого леса, на опушках вдоль рек, отдельно или небольшими группами в саванне. Ведь пальмам нужно много простора и света. В остальном эти растения выносливые, неприхотливые.
Видов пальм очень много. И почти от каждой человеку есть польза.
Финиковая пальма даёт сладкие плоды финики. В Северной Африке — это основная пища человека. Скот кормят мелкими финиками и их косточками.
Плоды масличной пальмы содержат много жира, из них выжимают пальмовое масло.
А у саговых пальм в сердцевине ствола есть крахмалистая масса, которую промывают, а затем измельчают. Получается беловатая крупа — саго, из которой делают лепёшки, кашу и муку.
Молодые нераспустившиеся листья некоторых пальм употребляют в пищу. В отваренном виде их называют пальмовой капустой, хотя по вкусу они скорее напоминают не капусту, а спаржу.
Слайд 21
Жители островов Океании питаются плодами кокосовой пальмы. В незрелых кокосах содержится кокосовое молоко — хорошо утоляющий жажду сладкий сок. А из волокнистой оболочки зрелых орехов делают верёвки, циновки, веники. Эту оболочку называют койра, а высушенное ядро зрелых орехов копра. Из копры на заводах извлекают кокосовое масло. Койра и копра — основной продукт экспорта (вывоза) многих приморских тропических стран.
В нашей стране нет дикорастущих пальм. Но у нас эти растения разводят для декоративных целей. Стройные, высокие пальмы всегда производили на людей большое впечатление. Пальмовая ветвь и поныне служит одним из символов мира.
Слайд 22
− А многие травянистые растения растут прямо на стволах деревьев. Например, лианы.
- Тумба-Юмба предлагает нам самим узнать о самых распространенных растениях экваториального леса – лианах. На с. 90 читаем 3 абзац со слов «Одна из…».
Чтение статьи вслух.
− Что вы запомнили о лиане? (Лазающее растение, обвивает деревья до самых верхушек, длина 300 м, толщина 20 см)
Слайд 23
− Пора сделать привал и подкрепиться. Посмотрите, какое удивительное дерево. На что похожи его плоды? (на булки).
− Оно и называется хлебным. Конечно, на нем не растут ни батоны, ни булочки, а круглые тяжёлые плоды по 30 кг каждый. Почти столько, сколько весит каждый из вас. Из их мякоти соплеменники Тумбы-Юмбы пекут в золе лепёшки, похожие по вкусу на настоящий хлеб.
Слайд 24
Просмотрите слайд.
− Значит, родина шоколадок – экваториальные леса.
Слайд 25
Как, впрочем, и кофе.
Слайд 26
− И еще один интересный факт. В экваториальных лесах растет интересное дерево – гевея (каучуковое дерево). Местные жители с древних времен из сока этого дерева изготавливали себе непромокаемую обувь.
Слайд 27
Орхидеи — дочери влажных тропических лесов, наряжаются в ярчайшие платья самой причудливой расцветки и формы. Их крупные нежные цветы похожи то на фантастических бабочек, то на гигантских золотистых пчёл, то на снежно6елых голубей, то на сказочные лучистые звёзды. К тому некоторые орхидеи так чудесно благоухают, что в сравнении с их нежным ароматом даже запах розы может показаться грубым...
Но добывать эти поистине роскошные растения нелегко, а зачастую даже опасно. Их разыскивают и собирают профессиональные «охотники за орхидеями» — люди отважные и сильные. Самые красивые цветы можно найти лишь в труднодоступных дебрях. И поселяются они не на земле, как их менее привлекательные сородичи, а высоко-высоко на стволах больших деревьев. Орхидеи укореняются в трещинах коры, где скапливаются пыль, обломки веток, опавшие листья. В такой почве орхидеи находят для себя достаточно питательных веществ. Воду же они всасывают прямо из всегда влажного воздуха тропического леса.
Лесные красавицы орхидеи не причиняют дереву-хозяину никакого вреда. Они не живут его соками. Они —лишь квартирантки и заселяют лесные «мансарды — верхние, освещённые солнцем этажи тропического леса.
Слайд 28
Впрочем, большинство цветов этих лесов привлекают внимание своими яркими красками.
VI. Этап применения знаний и способов деятельности
Слайд 29
− Прежде, чем отправиться домой, выясним, что мы узнали за наше путешествие. Работать будем в 4-х группах . Каждая группа получает свое задание (см. Приложение-зелёные листки ) и работает над ним 3 минуты, а затем один ученик из группы будет представлять результат работы всей группы у доски.
Учащиеся работают в группах 3 минуты.
V. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание
− Ребята, вы очень много узнали об экваториальных лесах, благодаря своей любознательности и помощи Тумбы-Юмбы. Поблагодарим и попрощаемся с ним.
– Где мы были сегодня во время путешествия?
– Что интересного узнали?
Слайд 30
Слайд 31 – домашнее задание
freziya.ucoz.ru
Презентация "Животные и растения тропического леса"
Презентация по предмету "Окружающий мир". Подготовила презентацию учащаяся 2 Б класса Радченко Карина
Просмотр содержимого документа «Презентация "Животные и растения тропического леса"»
Животные и растения тропических лесов.
Работу выполнила:
РАДЧЕНКО КАРИНА
ученица 2 Б класса
МОУ Матвеево-Курганской
средней школы №1
Где растут тропические леса?
Тропические леса растут вблизи экватора, по обеим его сторонам, между северным и южным тропиками. Здесь очень жарко и влажно. Обилие тепла и влаги — вот главная причина сказочного богатства и разнообразия растений и животных во влажном тропическом лесу.
Погода
Погода отличается удивительным постоянством. Перед восходом солнца в лесу довольно прохладно и тихо, небо безоблачно. Восходит солнце, и температура начинает повышаться. К полудню наступает жара, воздух становится удушливым. Через два часа спустя на небе появляются тучи, сверкают молнии, оглушительные раскаты грома сотрясают воздух и начинается ливень. Вода льется как будто сплошным потоком. Под ее тяжестью ломаются и обрушиваются ветви деревьев. Реки выходят из берегов. Дождь продолжается обычно не больше часа. До заката солнца небо очищается, ветер стихает, и вскоре лес погружается в ночной мрак, наступающий быстро, почти без сумерек.
Растения тропического леса.
Влажный тропический лес — многоярусный, вечнозеленый, чрезвычайно богатый по количеству видов растений. Деревья верхнего яруса поднимаются до 80—100 м высоты. Здесь растут и самые длинные наземные растения — пальмы - лианы (ротанги), тянущиеся на 300—400 м.
Растения тропического леса.
В нижних ярусах тропического леса сумрачно, жарко и душно, как в теплице. Стволы деревьев обвиты деревянистыми и травянистыми лианами, которые врезаются в кору опорного дерева и в конце концов уничтожают его. На стволах и листьях деревьев паразитируют папоротники, орхидеи, лишайники. Растения влажного тропического леса сбрасывают листву в разное время, иногда до 6 раз в году.
Животные тропического леса.
Среди тропических животных встречаются как грозные хищники (например, пума), так и совершенно безопасные грызуны или ящерицы. В экваториальных лесах летают цветные попугаи и гигантские бабочки, на листьях притаились крупные пауки, на лианах раскачиваются мартышки, а на ветвях деревьев разлеглись грозные хищники из семейства кошачьих.
multiurok.ru
Презентация Растения и животные различных уголков Земли. Растения экваториального леса.
weburok.com