Урок-экскурсия "Осенние явления в жизни растений" в 5 классе. Предположите каковы причины изменения растений осенью
Рабочий лист к уроку "Осенние явления в жизни растений родного края".
Урок - экскурсия «Осенние явления в жизни растений родного края»
Рабочий лист. Дата:
Сравнительный анализ жизненных форм растений. Работа в группах.
Найдите на участке растения разных жизненных форм: травы, кустарники, деревья. Напишите основные признаки, по которым можно различить деревья_________________________________________________________________________________________
кустарники______________________________________________________________________________________
травы___________________________________________________________________________________________
Фиксация наблюдаемых осенних явлений.
Рассмотрите внешний вид растений и зафиксируйте, какие осенние изменения появились у вегетативных и генеративных органов растений:
А) Изменения листьев (цвет, пятна, легко или трудно отделяется от ветки)
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Б) Изменения веток деревьев и кустарников (цвет ветвей, много ли ветвей опало, закрыты ли почки плотными чешуями)
________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________
В) Изменения генеративных органов (цветков, плодов, семян):
Продолжают цветение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Образовались плоды у растений___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Г) Созрели плоды и семена у растений __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Д) На момент наблюдения генеративных органов не обнаружено у растений __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обобщение полученных данных
Предположите, каковы причины изменения растений осенью?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
infourok.ru
Урок-экскурсия "Осенние явления в жизни растений" в 5 классе.
Просмотр содержимого документа «Урок-экскурсия "Осенние явления в жизни растений" в 5 классе.»
Урок - экскурсия «Осенние явления в жизни растений»
Предлагаемый урок–экскурсия может быть проведен в конце сентября или в начале октября, разделен на этапы в соответствии с заданными пунктами маршрута. На основе разработанных дидактических материалов учитель, в зависимости от целей урока–экскурсии и уровня подготовки класса, может выбрать нужные этапы экскурсии или использовать только определенные задания. Урок – экскурсия предполагает следующие части, соответствующие пунктам на маршруте:
Учитель предлагает учащимся произвести ориентирование на местности. Это проводится при выходе на улицу. Пользуясь компасом учащиеся определяют стороны горизонта. Определяют, в каком направлении (северном, южном и т.п.) нужно двигаться, чтобы добраться в пункт проведения экскурсии. Проводят краткое обсуждение и перемещаются в пункт проведения экскурсии.
Учитель предлагает ребятам вспомнить, что такое фольклор, предлагает вспомнить известные им поговорки, пословицы, загадки об осени, о растениях.
На этом этапе учитель для активации познавательного интереса к осенним явлениям может использовать народные приметы и отрывки из стихотворений, предложенные в тексте № 1. Проводится беседа с учащимися о растениях, встречающихся по пути следования . Предлагается сравнить высоту растений разных растений, особенности строения стеблей. Проводится обсуждение понятия «жизненная форма». Учитель обращает внимание учащихся на окраску листьев и другие осенние явления в природе, обсуждает с учащимися причину, вводит термин «пигменты». На этом этапе можно использовать загадки о растениях, встречающихся по пути следования. Учащиеся подходят к дереву или кустарнику, загадку о котором разгадали, рассматривают кору, ветви, листья.
Группы выполняют задания рабочего листа . После выполнения всех заданий участники групп обобщают свои материалы и готовят отчет.
Группы представляют свой отчет о работе, обобщают результаты наблюдений и подводят итоги.
Учитель предлагает ребятам сделать отчет о экскурсии.
Рабочий лист.
Сравнительный анализ жизненных форм растений.
Название древесного растения | Количество на участке | Название кустарника | Количество на участке | Названия травянистого растения |
Фиксация наблюдаемых осенних явлений.
1.Созрели плоды и семена у растений
2.Изменения листьев (цвет, пятна, легко или трудно отделяется от ветки)
закрыты ли почки плотными чешуями)
3. Продолжают цветение
4. Образовались плоды у растений
Предположите, каковы причины изменения растений осенью?
Обобщение полученных данных
Подготовьте сообщение о проделанной работе.
Мы ходили в парк и провели фенологическое наблюдение ха растениями. Осенние явления в жизни растений:
береза-
тополь-
каштан-
ирга-
ель-
клен-
дуб-
ива-
одуванчик-
бархатцы-
мятлик-
Рефлексия:
multiurok.ru
Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений
3 класс. Программа «Гармония». Второй урок по теме.
Цели урока.
- Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.
- Учить учащихся наблюдать за природой.
- Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения.
- Развивать мышление, наблюдательность, речь.
- Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.
- Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства.
Методы: исследовательский метод, групповая работа, дифференцированное обучение.
Ход урока.
1. Организационный момент СЛАЙД 1
2. Актуализация темы урока
У: - Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие по нашей местности, во время которого вы покажете свои знания и умения использовать их на практике. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой, поэтому давайте вспомним правила поведения при работе в группах. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы, оценивать правильность ваших действий и вашу активность. За каждый правильный ответ вы получите кленовый листок. Та команда, которая соберет большой букет из листьев и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь!
Для сегодняшнего урока ребята приготовили стихи. (По одному человеку от группы) Послушайте их и постарайтесь определить тему урока. СЛАЙДЫ 2-5.
*** Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
— Что случилось вдруг?
И ответил папа:
— Это осень, друг.
Наталия Антонова
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Ирина Токмакова
***
***
Осенний трогая Огонь, Тянул я вверх Свою ладонь. Пожару осени, Как другу, Пожал Пылающую Руку. Я пробирался, Как во сне, Сквозь заросли Дождя В огне. Осталась Память У меня — Букет oдин Того Огня.
Семен Островский
- Кто догадался о чём пойдет речь на уроке? СЛАЙД 6
- В чём заключается главная причина всех осенних изменений в природе?
3. Минутка календаря.
У. – Ребята, проведем минутку календаря погоды. Дайте характеристику погодных условий сегодня. (СЛАЙД 7)
- О каких изменениях в природе говорят, проводя наблюдения над погодой.
У. – Какой день, по вашим наблюдениям, был самым холодным на этой неделе?
Какой день был самым теплым?
Что удивило вас в природе за неделю?
Объясните эти народные пословицы: СЛАЙД 8
Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.
Октябрь – месяц близкой пороши.
Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка.
У. - Какие вы знаете народные приметы об осенних месяцах?
На что обращают внимание все народные приметы? (на связь неживой и живой природы)
4. Планирование работы на уроке.
Мы превращаемся с вами в исследователей. И будем изучать одно из самых удивительных осенних изменений – изменения в жизни растений. На доске я выписала вопросы, на которые сейчас нам надо найти ответы. СЛАЙД 9.
- Почему у хвойных деревьев нет листопада?
- Что происходит осенью с травянистыми растениями?
- Почему начинается листопад?
- Почему происходит изменение окраски листьев осенью?
Попробуйте их расположить в логической последовательности, чтобы получился план работы на уроке. Поработайте в группах.
Ученики обсуждают задание и приступают к обсуждению последовательности изучения темы. Приводят доводы и аргументы, отстаивают свою точку зрения.
У. – Я благодарю вас, ребята, самым последовательным мы признаем план, который записан в маршрутных листах. Я каждому раздаю такой лист. Внимательно рассмотрите его. СЛАЙД 10.
Почему происходит изменение окраски листьев осенью?
Почему начинается листопад?
Почему у хвойных деревьев нет листопада?
Что происходит осенью с травянистыми растениями?
У. – Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зеленым цветом, если у Вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.
Исследовательская работа непростая и мы должны настроиться на это, подготовиться к ней.
5. Физкультминутка для глаз СЛАЙД 11
6. Изучение нового материала
У. –Какую примету осени описал Иван Бунин в стихотворении? СЛАЙД 12.
ЛИСТОПАДЛес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.
У. –Первой яркой приметой осенних изменений в жизни растений является изменение окраски листьев.
У. –Мы проводили наблюдения к сегодняшнему уроку на экскурсии:
Что изменяется в жизни растений осенью?
У каких деревьев листва краснеет, а у каких желтеет?
Какого цвета листва сирени осенью?
У какого дерева листва желтеет первой?
Как вы думаете, почему осенью меняется окраска листьев?
Где найти правильный ответ на этот вопрос?
Давайте обратимся к с.46 учебника, которая поможет узнать почему листья меняют цвет. (Читаем первый абзац).
У. –Теперь я предлагаю вам поработать в группах и расположить таблички по порядку. (Причины и следствия изменения окраски листьев: хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет; света и тепла становится меньше; разрушение хлорофилла; изменение окраски листьев). Проверим. СЛАЙДЫ 13 – 15.
У. –. Мы ответили с Вами на первый вопрос, закрасьте квадрат зеленым или красным цветом. У кого есть вопросы, кому нужна помощь?
Дети, получившие первоначальное представление о листопаде, отвечают на вопросы менее успешных учеников. Сотрудничество продолжается до положительной рефлексии усвоенного материала каждым учеником.
У. –Вам нужно определить ключевое слово для следующего этапа урока. В этом вам поможет кроссворд в ТПО с.13 задание №31. СЛАЙД 16.
У. – Проверим, что получилось. СЛАЙД 17 (Ключевое слово – листопад, слова – ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина. дуб).
У. – Как вы думаете, почему опадают листья?
У. –Проверить ваши ответы поможет учебник (второй абзац текста на с.46 учебника).
У. –Выделите причины листопада. (понижение температуры воздуха и почвы; замедление сокодвижения; уменьшение испарения влаги; образование пробкового слоя).
У. – Какова главная причина осенних изменений в природе?
У. – К чему приводят изменения в неживой природе?
У. –Проверим вашу наблюдательность и любознательность. Листья каких деревьев представлены на слайдах? СЛАЙД 18
7. Физминутка СЛАЙД 19.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!(Посмотрели вправо, влево) Руки подняли и покачали –Это деревья в лесу.Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. (И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.)
В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят.Как они тихо садятсяПокажем – крылья сложили назад. (И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.)
Наклонились и присели.Заниматься тихо сели.
У. –Какой вопрос подготовила Оля?
Оля – Как деревья узнают, что скоро наступит зима?
У. –Какой вопрос подготовила Катя?
Катя - Одинаково ли опадают листья у деревьев?
(Пересказ текста из первого абзаца с.47 учебника.)
У. –Прежде, чем вы оцените, как поняли информацию о листопаде, задайте интересующие Вас вопросы Оле и Кате.
Ребята, в маршрутном листе самостоятельно отметьте, на сколько усвоен материал о листопаде.
У. –Всем известная с детства загадка: зимой и летом одним цветом. (ель и сосна) Как одним словом назвать эти деревья?
У. –О какой особенности хвойных деревьев говорится в загадке?
У. – Почему у хвойных деревьев нет листопада?
У. –Познакомимся со статьёй учебника с.47 второй абзац.
У. –Почему же хвоя лиственницы опадает? (У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя)
У. –Рассказ о лиственнице приготовил Игорь. СЛАЙД 20.
О сибирской лиственнице
С древнейших времен лиственница была известна, как превосходный строительный материал. Наиболее обширные площади она занимает в Сибири и на Дальнем Востоке. Образует чистые и смешанные с елью, пихтой и сосной насаждения.
Лиственница — дерево, обычно крупное, высотой до 35-50 м и диаметром до 1 м. Ее древесина лишь немного уступает дубовой по механическим свойствам и обладает замечательным качеством: она очень слабо подвержена гниению. Поэтому постройки из лиственницы стоят столетиями. Известно немало строений из лиственничной древесины, возраст которых превышает 500 лет. В доме из сибирской лиственницы снижается вероятность появления мигрени, неврозов, связанных со спазмами сосудов. На протяжении всего срока эксплуатации лиственница испаряет природные фитонциды, которые, попадая в дыхательные пути человека, предотвращает простудные и вирусные заболевания. Она способствует снижению артериального давления, повышается острота зрения, нормализуется обмен веществ.
На слайде представлены фотографии изделий из лиственницы. Это столб линии электропередач, мост, колесо, домашняя утварь.
У. –Есть вопросы к Игорю?
У. – Самостоятельно сделайте отметку в маршрутном листе.
У. – На какой вопрос нам предстоит найти ответ? Прочитайте в маршрутных листах.
У. – Вспомните и назовите известные вам травянистые растения.
У. – Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?
У. –. Поделитесь своими наблюдениями. Как меняется окраска травы осенней порой?
У. –. Какие растения ещё цветут осенью?
У. –.Проверьте свои ответы, прочитав самостоятельно последний абзац текста на с 48 учебника.
У. –. Завершите работу с маршрутными листами.
8. Закрепление.
А сейчас (при достаточном количестве времени) предлагаю посмотреть небольшой фильм. СЛАЙДЫ 21 - 49 (презентация «Осенние превращения»)
9. Итог урока. Рефлексия.
У. –Почему осенью в природе происходят изменения?
В какой последовательности происходят изменения в природе?
Молодцы! Посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными. СЛАЙД 50
- Кто сегодня удивил вас на уроке? (Отвечают консультанты групп)
- Вы хорошо выполнили все задания, поэтому мы успешно смогли вернуться домой. Цели урока выполнили, т. к. показали, что знаете, какие изменения принесла осень.
Хорошо, дружно работали в командах.
Победила команда ____________, так как она собрала самый большой букет осенних листьев.
10.Домашнее задание. СЛАЙД 53
У. – Вы очень хорошо поработали. Чтобы закрепить всё, что вы сегодня узнали, дома выполните задания. Я попрошу вас продолжить наблюдения за изменениями в жизни растений осенью. Задания будут распределены по группам.
1 группа. Вопросы:
Где быстрее сбрасывают деревья листву: в парках или в лесу?
У больных или у здоровых деревьев раньше начинается листопад?
Какие деревья, молодые или старые, первыми сбрасывают листву?
2 и 3 группы. Вопросы:
Учебник с.48.
4 группа. Вопросы:
Составить кроссворд «Осенняя клумба»
На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Осень в природе».
kk.docdat.com
Экскурсия у – 2\2 «Жизнь растений осенью» Цель
«Жизнь растений осенью»
Цель: Помочь учащимся уточнить их случайные, поверхностные наблюдения, выявить биологический смысл осенних изменений в жизни растений.
Задачи : Образовательная: ознакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью: осеннее расцвечивание листьев, созревание плодов и семян, листопад.
Развивающая: Развить навыки наблюдения, правильного оформления результатов наблюдения.
Воспитательная: воспитать интерес к изучению предмета.
Тип урока: экскурсия
Оборудование: рабочий лист, схема образования отделительного слоя в черешках листьев перед листопадом.
^
- Организационный момент.
- Оформление рабочих листов.
Начало осени самая нарядная пора. Желтеют и краснеют листья, цветут цветы, поспевают плоды. Ребята, осмотритесь вокруг и назовите мне растения, которые растут в нашем парке.
Молодцы ребята. А теперь давайте выполним первое задание в нашем рабочем листе. Для этого выберите себе каждый любое растение из перечисленных и опишите его по плану. Задание№1
Ребята! Посмотрите внимательно на растения парка. Все ли растения парка можно отнести к культурным? Почему? Назовите примеры культурных растений и дикорастущих. Выполните задание №2
Ребята посмотрите на деревья и кустарники. Какого цвета их листва? Начался ли листопад у этих растений?
Заполните таблицу в задании №3
Почему же листья приобретают осенью различную окраску? Сейчас я открою вам эту тайну.
А все дело в зелененьких зернах листьев. В зеленом листе их очень много. Эти называют хлорофиллом. Эти зерна помогают растениям расти. В них неорганические вещества (вода, углекислый газ) превращаются в органические (глюкоза, крахмал). Но зерно хлорофилла недолговечно. Улавливая солнечную энергию, необходимую для превращения веществ, хлорофилл разрушается. И восстанавливается в растении лишь при хорошем освещении. Но так как осенью деревья начинают постепенно отделять свои листья, то и образование новых зерен хлорофилла прекращается, а старые зерна хлорофилла еще долго окрашивают листья в зеленый цвет. Но почему листья не становятся бесцветными?
Все дело в пигментах, которые находятся в листьях. Оранжевый пигмент вам хорошо знаком. Это каротин – его много в корне моркови. Желтый ксантофилл. Но из - за большого количества зеленого хлорофилла их не видно. Поэтому они проявляются при исчезновении хлорофилла.
В настоящее время найдены и другие желтые пигменты, которые отсутствуют в живом листе и появляются лишь при отмирании в момент листопада.
Но почему, же некоторые листья окрашиваются в багровые тона. Например листья дикого винограда становятся темно-пурпурными, листья бересклета имеют нарядную розовую окраску.
Оказываются, в листьях некоторых растений имеется красящее вещество антоциан. Это вещество имеет пурпурный цвет. Обычно его много в соке растений.
Теперь вы знаете ответ на №4 задание. Давайте его запишем вместе.
С изменением окраски листьев мы с вами разобрались. А кто мне скажет, каковы причины листопада?
Листопад это биологическое явление. Листопад – полезное приспособление растений к перенесению повторяющихся ежегодно неблагоприятных климатических условий.
Давайте запишем это определение в задание №5
Ребята, перед вами схема показывающая отделение листа. Посмотрите на зеленый лист вверху. Видите, сосуды питающие лист в основании черешка очень толстые. Хорошо пропускают воду с растворенными в ней неорганическими веществами. Поэтому образование зеленых зерен хлорофилла идет интенсивно. В начале осени между стволом дерева и черешком листовой пластины образуется разделительный слой. Сосуды становятся тонкими. Пропускают не достаточно воды. Происходит постепенное снижение образование хлорофилла. Лист меняет окраску. Затем наступает момент, когда нарушается последняя связь между черешком листа и материнским растением. Обычно для этого достаточно легкого порыва ветра.
Ребята, а как вы думаете, бывает ли листопад у растений, растущих в жарком климате?
Бывает. Только там сбрасывание листьев приурочено к засушливому периоду года.
Запишите самостоятельно ответ на последний вопрос в задании№5.
Сдайте свои работы.
- ^
Экскурсия «Жизнь растений осенью»
Рабочий лист
Учащегося ………класса …………………………………………………………….
Дата проведения наблюдения………………………………………………………..
Место проведения…………………………………………………………………….
Задание №1
- Название растения…………………………………………………………………
- Место его произрастания в природе или в культурных посевах и посадках (поле, болото, водоем, лес, луг, парк, плодовый сад, цветник и т.д.)
- Группа, к которой относится растение по особенностям внешнего строения (дерево, кустарник, травянистое растение)
- Строение цветков и расположение их на побеге (одиночные цветки или соцветия)…………………………………………………………………………...
- Строение плода (указать его название)…………………………………………..
- Значение растения в жизни человека и в природе ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Культурные растения ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Дикорастущие растения ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание №3
Название растения | Окраска листьев | Начало листопада на момент экскурсии |
Конский каштан | ||
Береза | ||
Акация | ||
Черемуха | ||
Спирея |
Задание №4
Почему осенние листья приобретают желтую, красную и др. окраску?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание№5
Что такое листопад?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Бывает ли листопад у растений в странах с теплым климатом?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Вывод:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
fs.nashaucheba.ru