Полевые растения задания. Конспект урока по развитию речи «Полевые растения и их использование»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Методическая разработка урока "Полевые растения" для 4 класса VIII вида. Полевые растения задания


Полевые растения - начальные классы, уроки

Тема: «Полевые растения: рожь, кукуруза, овёс. Части растений».

Цель: формирование речевой деятельности у детей с нарушением интеллекта.

Задачи: - Активизировать глагольную лексику, формировать умение

самостоятельно описывать предмет с опорой на заданные образцы;

- Коррегировать зрительную память на основе упражнений в

Запоминании;

- Воспитывать эмоциональную адекватность поведения.

Оборудование: различные полевые растения, сюжетные картинки с

изображением поля в разное время года; полевые растения в разное

время (развитие).

Ход урока.

I. Организационный момент.

а) Упражнение по активизации словаря:

Учитель выставляет 7-10 картинок с изображением полевых растений.

- Назовите растения и подберите слова-действия: растёт, колышется, шумит, созревает, вянет, сохнет, зеленеет, цветёт.

б) Упражнение в запоминании:

- Запомните, что нарисовано, и опишите картину по памяти.

(Демонстрируется картина «Поле» (с.10), затем 1 ученик выходит к доске и описывает картинку. После этого учитель вновь демонстрирует эту же картинку ученику и просит его назвать те предметы, которые он забыл перечислить).

II. Введение в тему.

Вводная беседа по картинке «Растения поля». (см. учебник)

- Рассмотрите рисунки, прочитайте названия этих растений.

- Какие из них известны вам?

- Назовите несколько полевых растений: зерновых, овощных.

Сообщение темы, целей урока.

III. Изучение нового материала.

а) Упражнение в уточнении словаря: игра «Собери растения».

Карточки: 1 – корень, 2 – стебель, 3 – лист, 4 – колос, 5 – зерно.

- В какой последовательности можно расположить эти карточки?

- Для чего необходима та или иная часть растению?

б) Упражнение в описании: определение основных и частных признаков.

На доске 3 картинки с изображением кукурузы, овса, ржи.

- Что общего у всех растений?

- А чем они отличаются друг от друга? (различные стебель, лист, плод, семя.)

в) Словарная работа: колос, початок, ость, зерно.

Чтение слов. Составление предложений с новыми словами.

IV. Физминутка.

Мы поставим печь пирог

И достанем из печи

Из трубы идёт дымок такой приятный

Пекарь Булочка живёт

В большом доме у реки

И печёт нам всем пирог ароматный.

V. Продолжение этапа изучения нового материала.

г) Рассказ учителя.

- Овёс, рожь, кукуруза - это зерновые растения, которые человек выращивает, т.к. они очень ценны. Все они – полевые растения, которым нужно много солнца, тепла и воды. Из них делают муку. А из муки пекут хлеб, печенье, торты. Мы завтракаем, обедаем, ужинаем всегда с хлебом. Хлеб надо беречь…

Мы очень часто пьём чай с … (сахаром). Сладкий сок получают из сахарной свёклы, которая тоже растёт на полях. Из её сока и делают сахар.

На полях выращивают также картофель, капусту. Это – овощные растения. А вот из зёрен подсолнечника, кукурузы, льна делают масло.

д) Постановка проблемы.

- Представь себе, что у тебя нет хлеба и сахара дома; нет их в школе. Какие чувства ты будешь при этом испытывать? Что будешь делать?

VI. Закрепление.

а) Обобщающая беседа.

- Назовите общие части растения.

- Покажи их на таблицах.

- Опиши их.

б) Упражнение в узнавании и различении:

- Покажи то, о чём я говорю:

Это мощная высокая зелёная культура. У неё длинный сочный стебель с большими свисающими листьями… Из её зёрен делают масло… (кукуруза)

Это самое высокое неприхотливое злаковое растение. Из его зёрен пекут ржаной хлеб… (рожь)

Это злаковое растение имеет колос-«метёлку»… (овёс)

в) Упражнение в самостоятельном описании предметов:

- Загадай загадку другу, описав растение.

Ученик берёт карточку с названием растения и начинает его описывать.

«Это зерновое, злаковое растение, которое…»

VII. Итог.

- С какими растениями мы познакомились на сегодняшнем уроке?

- Чем они похожи?

- Зачем их выращивает человек?

VIII. Домашнее задание.

«Самоподготовка» (учебник)

kopilkaurokov.ru

Урок для 2 класса по теме «Полевые растения»

Цели: уточнить знания учащихся о культурных полевых растениях: пшеница, овёс, рожь. Расширять представления о строении растений, применении их человеком.

Коррекция восприятия; увеличения объема внимания; расширять кругозор, активный словарный запас;

Воспитывать интерес к изучению природы родного края, трудолюбие, уважение к людям труда родных мест, бережное отношение к хлебу.Оборудование: дидактические карточки, таблицы, сюжетные и предметные картинки, мультимедийная установка.

Ход урока.

I Психолого – педагогическая настройка.

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Человек и время года –

Это всё вокруг природа.

- Мы начинаем урок развития устной речи.

- Что мы изучаем на уроках развития устной речи?

- Чему учимся на этих уроках?

II Проверка домашнего задания.

Отгадайте загадку.

- Обратите внимание на сравнение – описание, чтобы найти отгадку.

Лежало на свету,

Бросилось в темноту,

Да и там покоя нет:

Как – бы вырваться на свет? /семя/

- На прошлом уроке мы говорили о семенах цветковых растений.

- Когда собирают семена цветов?

- Как правильно их хранить?

- Вспомните и расскажите о последовательности прорастания семян.

- Расскажите о строении растений.

- Какие условия необходимы растению для роста?

III. Изучение нового материала.

Рефлексия.

Сегодня мы продолжим знакомиться с растениями. Только это другая группа растений.

- Где высаживают цветы?

- А эти растения растут не на клумбе, не в огороде, а в поле. Поэтому они называются полевые растения.

Какие полевые растения знаете?

Отгадайте загадку:

С неба солнце золотое

Золотые льет лучи.

В поле дружною стеною золотые усачи.

Для выпечки хлеба годится

Озимая и яровая … (пшеница).

- Пшеница растет в поле, значит это какое растение? /полевое/

Это так же и зерновая культура. Как вы думаете, почему её так называют? Рассмотрите зерна пшеницы, потрогайте их, опишите, какие они?

Зерна –это семена пшеницы. Какие еще части у пшеницы есть?

-Корень /значение/

-Стебель /значение/. Стебель у пшеницы внутри пустой или полый. Поэтому его еще называют соломиной.

-Листья /значение/.

-Колос.

-Задание:

Составьте растение пшеницы из разрезных частей.

Вывод: Итак, с помощью своих частей растение… /питается, дышит/.

При подготовке к уроку вы учили стихи о полевых растениях.

Расскажите стихотворение о пшенице. 3 группа – выразительное чтение текста.

У пшеницы путь особый,

Чтобы зёрна стали сдобой

Нужно солнышком налиться,

Дождевой воды напиться,

Постоять под небесами

Золотыми колосками,

Покачаться на ветру

И однажды поутру

Соберут в снопы пшеницу,

Увезут в село, в станицу

На крылатой мельнице

зёрна перемелются

чьей-то доброю рукой

Станут зёрнышки мукой.

- Какое отношение к колосьям пшеницы передал автор?

- Почему это растение уважают, почитают на Руси?

- Пшеница могла бы стать символом Кубани, потому что Краснодарский край является основным поставщиком для России зерна пшеницы. А для чего хлеборобы выращивают пшеницу?

/применение/

Раскрасьте колос пшеницы на рисунке.

Название следующего полевого растения узнаете, сложив в слово буквы.

Ё

В

С

О

Рассмотрите иллюстрацию овса.

Подберите слова для составления предложений об этом растении. /3 группа – чтение составленных предложений/.

Овёс растет в поле, значит это ……./цветочное, полевое/ злаковое растение.

Растение овса состоит из … /корень, стебель, листья, колос/.

У овса пышный …/колос/, который еще называют метелкой.

Овёс – культура /ценная, бесполезная/.

Из зерен этого растения изготавливают…

На таблице найдите метёлку овса и раскрасьте её.

Физминутка.

  • Мы немножко отдохнем,
  • Встанем, глубоко вздохнем,
  • Дети по полю гуляли,
  • За природой наблюдали.
  • Вверх на солнце посмотрели
  • И их лучики согрели.
  • Бабочки летали,
  • Крыльями махали.
  • Дружно хлопаем, ногами топаем!
  • Хорошо мы погуляли,
  • Теперь сядем и продолжим.
  •  

Что две недели зеленится,

Две недели колосится

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает?... /рожь/Рожь – это самое высокое неприхотливое злаковое растение. Из зерен ржи пекут ржаной хлеб. Раньше на Руси ржаной хлеб был самым распространенным, а белый пшеничный хлеб ели только по праздникам.

Об этом растении народ сложил пословицы, поговорки:

Гречневая каша – матушка наша, хлеб наш ржаной – отец наш родной.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Коли в мае дождь, будет и рожь.

- Как понимаете смысл?

Стихотворение /домашнее задание/, 3 группа – выразительное чтение стихотворения.

Ржаной росток зеленый

Оглядывает поле,

Смешной и удивленный,

Как первоклашка в школе..

Его расти научит

Любой весенний дождик,

А каждый вешний лучик

Раскрасит, как художник.

Он вместе с близнецами

Так быстро станет взрослым,

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.Раскрасьте ржаной колос.

IV.Вывод – закрепление. Пшеница, овес, рожь растут в поле, значит они…/ полевые злаковые растения/.

- Сравните все растения: пшеница, овес, рожь.

- Что общего у этих растений??

- Чем они отличаются?

Работа по группам.

- Дополнить рассказ о растениях поля. О каком растении говорится?- Мы разобьемся на группы. Каждой группе я дам карточку. Вы прочитаете, обсудите о каком растении говорится в тексте.Зерновое растение, которое человек выращивает, т.к. она ценная. Полевое растение, которому нужно много солнца, тепла и воды. Её высевают осенью, поэтому называют озимой. Из зерен этого растения делают муку, пекут белый хлеб, печенье, крупу….

  • Самое высокое неприхотливое злаковое растение. Она растет в поле, поэтому относится к полевым растениям. Мука из зерен– ржаная мука. Из ржаной муки пекут темный хлеб, печенье…, делают…
  • Злаковое растение, имеющее пышный колос. Ценная культура, потому что из его зерен, делают муку, крупу «Геркулес», хлопья, варят кисели, каши..

- Какие поля остались незанятыми?- Какие растения растут на кукурузном и поле подсолнечника?Об этих растениях мы поговорим на следующих уроках.Итог урока.Продолжите предложения, выбрав начало словами:«Я узнал…»«Я повторил…»«Я удивился…»«Я запомнил…»

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Конспект урока по развитию речи «Полевые растения и их использование»

Учитель начальных классов ГОУ Республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная ) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» Шабалина Наталья Валериановна.

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

Тема: «Полевые растения и их использование». Форма проведения: тележурнал «В мире растений».

Цели: - отработка словообразовательных умений, формирование умения составлять текст – повествование с опорой на иллюстрацию;

- коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей;

- воспитание базовых эмоций личности.

Оборудование: гербарий «Зерновые растения», зерно (рожь, овёс), изделия из муки, перфокарты «Полевые растения», выставка детских рисунков, презентация к уроку.

Класс: 4

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Доклад дежурного.

2. Психологически настрой.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, нам пора начать урок.

Сядет тот, кто подберёт слова к той схеме, которая подходит к вашему настроению.

Слайд3

( на слайде две карточки – схемы, где изображены: весёлое лицо, печальное лицо).

Слова: радость, веселье, красиво, хорошее настроение, встреча с мамой, каникулы, оценка «5», улыбка, хорошая встреча, солнышко, праздник, грусть, печаль, боль, обида, плохое настроение.(По мере ответа дети садятся за парты).

Учитель: - Сегодня у нас у всех хорошее настроение.

II. Сообщение целей урока.

Учитель: - Сегодня мы продолжим нашу передачу «В мире растений, поговорим о растениях и их значении, впереди нас ждут новые знания.

III. Упражнение на согласование слов.

Слайд 4 (написаны слова):

Учитель: - Прочитайте слова и составьте словосочетания

1) Осень, день – осенний день.

2) Сентябрь, небо – сентябрьское небо.

3) Осень, цветы – осенние цветы.

4) Лист, дерево – лиственное дерево.

5) Берёза, лист – берёзовый лист.

6) Дождь, погода – дождливая погода.

7) Ясно, день – ясный день.

8) Солнце, день – солнечный день.

9) Пасмурно, небо – пасмурное небо.

10) Зерно, растение – зерновое растение.

Карточку «зерно, растение» учитель закрепляет на доске).

IV. Проверка домашнего задания.

Учитель: - Ребята, вспомним, какие зерновые растения вы знаете? Я дам индивидуальные задания некоторым учащимся на перфокартах, где вы

должны будете выполнить задания (6 карточек). Остальные отвечают на мои вопросы:

Учитель: - Какие вы знаете зерновые растения?

Дети: - Зерновые растения - рожь, пшеница, ячмень, просо, лён, овёс, кукуруза.

Учитель: - Почему эти растения называют полевыми?

Дети: - Эти растения растут в поле.

Учитель: - О каких растениях мы говорили на прошлом уроке?

Дети: - Мы говорили о растениях - рожь, овёс, кукуруза.

слайд 5 ( на слайде изображения зерновых растений)

Учитель: - Что общего у всех растений?

Дети: - Растения полевые, ценные – получают зерно, муку, используют на корм скоту.

Учитель: - Чем отличаются эти растения друг от друга?

Дети: - Различные – стебель, лист, колос.

Учитель: - Найдите ошибку в таблицах.

Работа с наглядным материалом: на рисунках - кукуруза, но с колосом – метёлкой; рожь, но колос – кукурузы.

7) Работа с гербарием. Демонстрация зерновых растений.

Учитель: - Определите, какое это растение, почему вы так думаете?

8) Работа с перфокартами. (Учащиеся проверяют и контролируют ответы друг друга).

V. Изучение нового материала.

слайд 6

Учитель: - Тема нашего урока «Полевые растения и их использование». Откройте тетради, запишите число, тему урока. Мы поговорим о том, как выращивают зерновые растения и как их используют. Записывайте в тетрадь новые слова, которые вы услышите на уроке. В конце урока мы проверим, что вы записали.

Беседа:

Учитель:- Когда сеют зерновые: рожь, пшеницу?

слайд 7

Сообщение детей: выходят к доске, рассказывают по иллюстрации. Учитель выставляет карточку со словом - посев.

Ученик: - Сеют зерновые весной, когда сеют осенью – их называют озимые (слово выставляется на доске рядом со словом «посев»), всю зиму они под снегом а весной появляются зелёные ростки. Им нужны солнце, тепло, свет.

Учитель: - Что нужно делать, чтобы колос вырос здоровым?

Слайд 8

Ученик: - Чтобы колос вырос здоровым, нужно удобрять и опрыскивать от вредителей.

Учитель:- Пришло время убирать зерновые. Как это делают?

Слайд 9

Ученик: - Убирают зерно комбайнами. Колос срезают с земли – это жатва, зерно попадает в комбайн. (Слово выставляется на доску)

Учитель: - Далее, ребята, идёт обмолот. (Слово выставляется на доску)

Ученик: - Зерно попадает в комбайн, идёт обмолот и очистка, зёрна выбивают из колосков и очищают от кожицы – чехла, в котором сохраняется зерно.

Учитель: - Каков путь зерна дальше, т.е. доставка зерна? (Слово выставляется на доску)

Слайд 10

Ученик: - У зерна долгий путь, зерно везут на фабрику, в зернохранилище.

Учитель: - Как используют кукурузу?

Слайд 11

Ученик: - Кукурузу высеивают, когда тепло. Убирают комбайном, отделяют початки, из стеблей и листьев делают силос, корм скоту. Из соломы делают разные фигурки.

Учитель: - Посмотрите – вот мука. Мука вся разная (Демонстрация муки). Что получают из ржи?

Ученик: - Из ржи получают ржаную муку.

Учитель: - Что получают из овса?

Ученик: - Из овса получают овсяную муку.

Учитель: - Что получают из кукурузы?

Ученик: - Из кукурузы получают кукурузную муку.

Учитель: - Из ржаной муки получают ржаной хлеб. Из овсяной муки получают овсяные хлопья, овсяную крупу, овсяное печенье. Из кукурузной муки получают кукурузную крупу, кукурузные хлопья, кукурузные палочки, попкорн. (Учитель демонстрирует изделия из ржаной, овсяной, кукурузной муки).

VI. Физкультминутка.

1. Упражнение с движением «Колоски».

2. Упражнение на релаксацию. Аудиозапись «Лес. Ветер».

Учитель: - Светит яркое солнышко. Представим, что мы в поле. Дует лёгкий ветерок. Шумят колоски, как будто переговариваются между собой. Ветерок успокоился, колоски успокоились. Тишина.

3. Гимнастика для глаз: упражнение на укрепление глазодвигательных мышц.

VII. Рассказ учителя о том, какие зерновые выращивают на полях школы.

Слайд 12

Учитель: - В нашей школе тоже выращивают полевое растение - овёс. В этой работе участвуют люди многих профессий: трактористы, которые пашут поле; шофёры, которые возят зерно. На сортировке зерна участвуют и работники школы.

Выращивание зерновых культур - дело трудоемкое. Труд многих людей заложен в кусочке хлеба, который вы видите каждый день на столе. Поэтому мы должны бережно относится к хлебу и труду взрослых.

VIII. Работа по учебнику.

Учитель: - Ребята, сейчас мы поработаем по учебнику, закрепим вами знания о полевых растениях. Стр. 22 зад. 3.(Учащиеся составляют рассказ о полевых растениях, выбрав из слов в скобках нужное).

IX. Домашнее задание.

Учащиеся читают вслух объяснение домашнего задания. По учебнику – зад. 1, стр.21. Составить рассказ «Как хлеб на стол пришёл».

Х. Закрепление.

1. Игра «Угадай».

Учитель: - Мы ходили на экскурсию в зернохранилище, рассматривали разное зерно и сейчас (в подписанных баночках «рожь», «овёс») нужно определить на ощупь закрытыми глазами, какое зерно в баночках (Дети выполняют задание – на ощупь определяют какое это зерно).

2. Выставка детских рисунков: Откуда хлеб пришёл?

Учитель: Свои впечатления об экскурсии мы отразили в своих работах.

XI. Итог.

Учитель: - С какими новыми словами вы познакомились на уроке?

- Что получают из полевых растений?

- Какие полевые растения выращивают на полях нашей школы?

(Ответы учащихся)

Слайд 13

Учитель: - Многие поэты и писатели в своих произведениях пишут о бережном отношении к хлебу. Послушайте стихотворение О. Высотской «Откуда хлеб пришёл?» (Читает учащаяся)

XII. Оценка деятельности детей.

Выставление оценок.

XIII. Заключение.

Учитель: - В заключение нашего урока угощаем всех ребят и гостей пышным караваем. (Учащиеся угощают караваем детей и гостей).

Спасибо всем за участие!

Список литературы:

1.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

2.Селихова Л. Интегрированные занятия. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Издательство: Мозаика-синтез. Серия: Библиотека воспитателя.

videouroki.net

Конспект Урока развития речи 4 класс «Полевые растения: рожь,кукуруза, овес»

« Областное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дмитриевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат V вида»»

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

в 4 специальном (коррекционном) классе VIII вида

Тема: «Полевые растения: рожь,кукуруза, овес».

Учитель

II квалификационной категории

Обухова А. С.

Дмитриев, 2013

Тема: «Полевые растения: рожь, кукуруза, овес».

Цели:

образовательные

-познакомить учащихся с полевыми культурами;

- научить распознавать их по внешнему виду и семенам;

- отработка словообразовательных умений;

- формирование умений самостоятельно описывать предмет;

-формирование умения составлять текст–повествование с опорой на иллюстрацию;

-совершенствование грамматического строя речи.

коррекционно-развивающие

- развитие фонематического слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, диалогической речи, зрительного внимания, координации речи с движением.

воспитательные

-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

-воспитание любви и бережного отношения к природе;- расширение кругозора обучающихся;

Оборудование: карточки-схемы –«части растений», магнитный плакат «Поле», магнитные карточки «Полевые растения», гербарий «Зерновые растения»,карточки- словарные слова, семена (рожь, овёс, кукуруза), иллюстрация «Уборка урожая», компьютер.

Тип урока: сообщение новых знаний.

План урока

1. Организация начала урока.

2. Психологический настрой детей.

  1. Основная часть

              1. Упражнение на согласование.

              2. Проверка домашнего задания:

  1. активизация полученных знаний

  2. составление схемы растения

              1. Работа по теме урока:

  1. Введение в тему:

а) вводная беседа;

б) обозначение темы урока обучающимися.

  1. Изучение нового материала

а) ознакомление ,характеристика « рожь»;

б)физкультминутка

в)ознакомление ,характеристика « овес»;

г) ознакомление ,характеристика « кукуруза»;

д) физкультминутка

  1. Закрепление полученных знаний:

а) обобщение полученных знаний;

б) составление текста-описания по иллюстрации;

в) упражнения в узнавании и различении.

III. Заключительная часть

1. Итог.

2. Выставление оценок.

3. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организация начала занятия.

2. Психологически настрой.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

-Прозвенел звонок, нам пора начать урок.

- Мы начинаем урок развития устной речи.

- Что мы изучаем на уроках развития устной речи? (природу: живую, неживую).

- Чему учимся на этих уроках?(правильно строить свою речь, красиво говорить)

  1. Основная часть

1.Упражнение на согласование.

Учитель: Что- бы красиво говорить, слова должны жить в согласии друг с другом. Поэтому, давайте потренируемся в согласовании слов друг с другом .

- Составить словосочетание:

1) Осень, пора – осенняя пора.

2) Сентябрь, небо – сентябрьское небо.

3) Дождь, погода – дождливая погода.

4) Ясно, день – ясный день.

5) Солнце, утро – солнечное утро.

6) Пасмурно, небо – пасмурное небо.

7) Прохлада, погода- прохладная погода.

I:\фото урок\M2U00160[13-00-14].JPG

Учитель : Молодцы!

- А теперь с помощью составленных словосочетаний опишем сегодняшний день.(Стоит осенний день(солнечный ), небо пасмурное, стоит прохладная (дождливая)погода.)

2. Проверка домашнего задания.

1) активизация полученных знаний.

- Сейчас мы с вами вспомним, о какой группе растений мы говорили на прошлом уроке? (о цветковых).

- Где их высаживают? (на клумбах).

- Какие цветковые растения вы знаете?(настурция, календула, бархатцы, нарциссы…)

2) составление схемы растения.

-А теперь задание: составьте в правильной последовательности схему растения, и назовите значение каждой части растения. (Корень- держит растение в почве, питает его; стебель- дает опору листьям, по нему поднимаются питательные вещества; лист- служит для испарения воды; соцветие- находятся семена.)

I:\фото урок\M2U00160[13-01-58].JPG

              1. Работа по теме урока

1)введение в тему:

а) вводная беседа;

-Сегодня мы продолжим знакомиться с растениями. Только это другая группа растений.

- Эти растения растут не на клумбе, не в огороде. А где, сейчас узнаем. Послушайте загадку:

Зимой бело, Летом зелено,

Весной черно, Осенью стрижено.

Слово «Поле» повесить слово на доску.

- Почему вы думаете, что это поле.(повесить плакат «Поле»)

- Растения, которые растут на поле– полевые растения.

(повесить слово на доску «полевые»).

б) обозначение темы урока обучающимися.

- А сейчас мы подошли к новой теме нашего урока.

-Как мы можем обозначить тему урока?(повесить название темы на доску «Полевые растения.»)

-Затем ,мы дополним нашу тему названиями полевых растений, с которыми мы познакомимся.

2)изучение нового материала.

а) ознакомление, характеристика растений поля.

-Итак, сейчас мы услышим стихотворение. А вы назовете растение, о котором в нем говорится.

I:\фото урок\M2U00160[13-03-06].JPG

Рожь, рожь...

А. Т. ТвардовскийРожь, рожь... Дорога полеваяВедет неведомо куда. Над полем низко провисая, Лениво стонут провода. Чуть видишь — где-нибудь вдали Грузовичок плывет в пыли. Рожь уродилась. Близки сроки.Отяжелела и на крайВсем полем подалась к дороге, Нависнула—хоть подпирай. Знать, колос, туго начиненный, Устал держать он ржи вагоны, Составы хлеба над землей.

-Назовите растение, о котором идет речь? (слайд «поле ржи»)

(повесить слово «рожь» на доску)

- Давайте рассмотрим рожь на примере (гербарий).

I:\фото урок\M2U00160[13-08-51].JPG

- Что есть у ржи: корень, стебель(его называют соломиной, он пустой внутри), лист(тонкий, длинный)соцветие (колос), в нем зреют семена- зерна(повесить на доску слова «колос, зерно»)

-На столе у вас вы видите зерна ржи , опишите их.

- Рожь очень полезное растение, поможет мне рассказать о нем Белькова Марина:

Сообщение «Рожь»

У этого растения интересная история. Рожь произошла от сорняка. Из зерна ржи получают муку, из которой выпекают чёрный хлеб или ржаной. Он более полезный чем белый хлеб .Ржаные отруби, солома служат кормом для домашних животных. Из соломы ржи делают лёгкие летние шляпы, корзины, даже бумагу. Одним словом, бывший сорняк приносит человеку большую пользу.

- Молодец! Ты мне очень помогла.

- А теперь немного отдохнем.

б) Физкультминутка( слайд + аудиозапись «Звуки полей»)

Учитель: Закрыли глазки, расслабились ,послушаем звуки поля (чтение стихотворения учителем)

Пойди- ка за околицу,

Когда там зреет рожь,

О чем трещат кузнечики,

Не сразу разберешь.

Трещат они без устали,

Как будто бы кругом

Стрекочут жатки шустрые

В просторе полевом.

Сорвешь два полных колоса,

В ладошках разотрешь…

О чем трещат кузнечики?

О том, что зреет рожь.

( Щербаков А.)

в) ознакомление, характеристика растений поля.

- Продолжим нашу работу.

-Название следующего полевого растения узнаете, сложив в слово буквы.

О

С

В

Ё

I:\фото урок\M2U00160[13-07-48].JPG

(повесить на доску слово «овес») (слайд)

- Рассмотрите это растение(гербарий) , опишите его.

- У овса есть корень, стебель(его называют тоже соломиной), лист(тонкий, длинный),соцветие (метелка), в нем зреют семена- зерна

(повесить на доску слово «метелка»).

-Рассмотрите семена овса у вас на столе, опишите их(продолговатая форма ,светло-коричневого цвета).

-Больше узнать об этом растении нам поможет Цыганов Андрей. Он приготовил нам сообщение.

Сообщение «Овес»

Овёс высевают рано весной, пока в земле много влаги.

Зёрна овса очень питательны. Из овсяных хлопьев (геркулеса) варят вкусную кашу для детей и взрослых, из овсяной муки приготовляют вкусное печенье. Больных людей кормят овсяным киселём, овсяной кашей, овсяным супом, чтобы они быстрее поправлялись.

Овёс — хороший корм для лошадей. Особенно полезно кормить молодых животных овсяной мукой. Кормят животных соломой. Она питательнее, чем солома ржи.

- Спасибо за дополнительные сведения.

- А мы продолжим.

г) ознакомление, характеристика растений поля.

-Название следующего растения мы узнаем, если отгадаем загадку.

У закутанных девицволос ветер шевелит.

-Почему вы так думаете? (слайд)

(повесить слово «кукуруза» на доску)

-Рассмотрите это растение(гербарий).

- У кукурузы есть корень, стебель (он очень высокий, крепкий), лист (длинный),соцветие(початок, показать), в нем зреют семена- зерна

(повесить на доску слово «початок»).

I:\фото урок\M2U00160[13-12-13].JPG

-Рассмотрите семена кукурузы у вас на столе, опишите их (маленькие квадратики, желтого цвета).

-Расскажет о кукурузе нам Любар Назар.

Сообщение «Кукуруза»

Кукуруза самое древнее хлебное растение. Кукуруза любит тепло и свет, поэтому ее сажают, когда совсем тепло. Кукуруза – одно из главных растений-кормилиц. Мука, крупа, масло, любимая сладость (кукурузные палочки) – вот что даёт кукуруза. Кукурузное зерно, стебли, листья и початки – ценный корм для животных. Кукурузные стебли идут на изготовление бумаги, киноплёнки и других нужных материалов.

-Спасибо за сообщение.

-А теперь отдохнем.

д) физкультминутка

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).

Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).

Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки в кружок)

Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).

А однажды на поле гляну поутру (повороты в сторону),

Как один я, столько хлеба соберу. (развели руки в стороны).

На моей ладошке хлебное зерно...(показали на ладошке зёрнышко),

Посажу- ка в землю - пусть растёт оно! (присели на корточки).

I:\фото урок\M2U00160[13-12-51].JPG

3)закрепление полученных знаний:

а) обобщение полученных знаний.

-Изучив наши растения , мы выяснили, что все они имеют семена –зерна, поэтому называют их зерновые растения.

(повесить на доску слово «зерновые»)

-Вспомните как называют соцветия зерновых(колос ,метелка, початок)?

-Их называют « злаковые»

(повесить на доску слово «злаковые»).

-Когда созревают злаковые, начинается уборка урожая.

-Кто знает как называется уборка урожая?

(повесить на доску слово «жатва»)

б) составление текста- описания по иллюстрации (слайд)

-Посмотрите на иллюстрацию.

-Что на ней изображено?

-Какие машины вы видите на поле?

-Что они делают?

- Какой будет урожай?

I:\фото урок\M2U00160[13-14-44].JPG

Ученик: В поле созрела рожь. Настало время убирать урожай. Началась жатва. Убирают зерно комбайнами. Будет собран хороший урожай!

в) упражнение в узнавании и различении:

Раздать карточки в группы и вписать нужное слово.

----------- -самое неприхотливое злаковое растение. Она растет в поле, поэтому относится к полевым растениям. Мука из её зерен– ржаная. Из ржаной муки пекут темный хлеб, печенье.

----------- -злаковое растение, имеющее пышный колос -метелку. Ценная культура, потому что из его зерен делают муку, крупу «Геркулес», хлопья, варят кисели, каши, кормят лошадей.

----------- - мощное высокое , зеленое растение. У него длинный зеленый стебель, длинные свисающие листья. Из муки делают….палочки.

Взаимопроверка.

III. Заключительная часть

1. Итог.

-Ребята, как мы обозначили тему нашего урока?

- Какие растения мы с вами изучали?

-Так назовите полностью тему нашего урока.

(повесить на доску теме «Полевые растения: рожь, кукуруза, овес».)

I:\фото урок\M2U00160[13-15-56].JPG

-Растения называют полевыми почему? (Растут в поле)

- О каких растениях мы говорили на уроке?(Рожь, овёс, кукуруза)

- Что общего у всех растений? (Полевые, ценные – получают зерно, муку, корм скоту)

-Чем отличаются? (имеют разный стебель, лист ,соцветие «колос, метелка, початок».

-Как называют еще эти растения? (злаковые, зерновые)

2. Выставление оценок.

3.Домашнее задание.

- Отгадать загадку и нарисовать отгадку в тетради.

( повесить загадку на доске)

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

(Колос)

-Спасибо всем за участие!

doc4web.ru

Методическая разработка урока "Полевые растения" для 4 класса VIII вида

Тема: Полевые растения: рожь, кукуруза, овёс.

Задачи:

1). Активизировать глагольную лексику; формировать умения самостоятельно описывать предмет с опорой на заданный образец.

2). Корректировать зрительную память на основе упражнений в запоминании.

3). Воспитывать эмоциональную адекватность поведения.

Оборудование: различные полевые растения, сюжетные картинки с изображением поля, гербарий.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

1). Упражнения в активизации словаря.

5-6 картинок с изображением растений поля.

– Назови растение и подбери слова-действия (колышется, шумит, созревает, вянет, сохнет, зеленеет)

2). Упражнение в запоминании.-

- Запомните, что нарисовано, и опишите картинку по памяти.

Демонстрируется картинка «Поле» 10с. Затем картинка закрывается. Ученик описывает её, затем картинка демонстрируется вновь, учащиеся называют предметы, которые забыли перечислить.

  1. Введение в тему.

Водная беседа по картинке «Растения поля» (см. учебник)

- Рассмотри рисунки, прочитай названия этих растений.

-Какие из них известны вам?

-Назови несколько полевых растений: полевых, овощных.

С о о б щ е н и е т е м ы, ц е л е й у р о к а

III.Изучение нового материала

1). Упражнение в уточнении словаря, игра «Собери растение».

Карточки: 1- корень, 2- стебель, 3- лист, 4- колос, 5- зерно.

-В какой последовательности расположить эти картинки?

2). Упражнение в описании: определение основных и частных признаков. Показ гербария.

- Что общего у всех растений?

- Чем отличаются друг от друга? (различные стебель, лист, плод)

IV. Физкультминутка «Дуйте ветры в поле».

V. Рассказ учителя.

Овёс, пшеница, кукуруза – это зерновые растения, которые человек выращивает, т.к. они очень ценны. Все они полевые растения, которым надо много солнца, воды и тепла. Из них делают муку. А из муки пекут хлеб, печенье, торты. Мы завтракаем, обедаем и ужинаем всегда с хлебом. Хлеб надо беречь, т.к. в него вложен труд многих людей. Мы часто пьём чай с сахаром. Сладкий сок получают из сахарной свёклы, которая тоже растёт на полях. Из её сока делают сахар. На полях выращивают картофель, капусту, лук, свёклу. Это овощные растения. А вот из зерен подсолнечника, кукурузы, льна делают масло. (Как оно называется?)

VI. Закрепление.

1). Обобщающая беседа:

- Назови общие части растения.

- Покажи их на таблицах.

2). Упражнения в узнавании и различении:

-Покажи то, о чём я говорю:

Это мощная высокая зеленая культура. У неё длинный зеленый стебель с большими свисающими листьями, из её зёрен делают масло. (Кукуруза)

Это неприхотливое злаковое растение. Из его зёрен делают муку и пекут белый хлеб. (Пшеница)

Это злаковое растение имеет колос – «метёлку». (Овёс)

VII. Итог урока.

Аргументированная оценка педагога работы уч-ся, отмечающая погрешности в речевом развитии.

kopilkaurokov.ru

Урок для 2 класса по теме «Полевые растения»

Цели: уточнить знания учащихся о культурных полевых растениях: пшеница, овёс, рожь. Расширять представления о строении растений, применении их человеком.

Коррекция восприятия; увеличения объема внимания; расширять кругозор, активный словарный запас;

Воспитывать интерес к изучению природы родного края, трудолюбие, уважение к людям труда родных мест, бережное отношение к хлебу.Оборудование: дидактические карточки, таблицы, сюжетные и предметные картинки, мультимедийная установка.

Ход урока.

I Психолого – педагогическая настройка.

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Человек и время года –

Это всё вокруг природа.

- Мы начинаем урок развития устной речи.

- Что мы изучаем на уроках развития устной речи?

- Чему учимся на этих уроках?

II Проверка домашнего задания.

Отгадайте загадку.

- Обратите внимание на сравнение – описание, чтобы найти отгадку.

Лежало на свету,

Бросилось в темноту,

Да и там покоя нет:

Как – бы вырваться на свет? /семя/

- На прошлом уроке мы говорили о семенах цветковых растений.

- Когда собирают семена цветов?

- Как правильно их хранить?

- Вспомните и расскажите о последовательности прорастания семян.

- Расскажите о строении растений.

- Какие условия необходимы растению для роста?

III. Изучение нового материала.

Рефлексия.

Сегодня мы продолжим знакомиться с растениями. Только это другая группа растений.

- Где высаживают цветы?

- А эти растения растут не на клумбе, не в огороде, а в поле. Поэтому они называются полевые растения.

Какие полевые растения знаете?

Отгадайте загадку:

С неба солнце золотое

Золотые льет лучи.

В поле дружною стеною золотые усачи.

Для выпечки хлеба годится

Озимая и яровая … (пшеница).

- Пшеница растет в поле, значит это какое растение? /полевое/

Это так же и зерновая культура. Как вы думаете, почему её так называют? Рассмотрите зерна пшеницы, потрогайте их, опишите, какие они?

Зерна –это семена пшеницы. Какие еще части у пшеницы есть?

-Корень /значение/

-Стебель /значение/. Стебель у пшеницы внутри пустой или полый. Поэтому его еще называют соломиной.

-Листья /значение/.

-Колос.

-Задание:

Составьте растение пшеницы из разрезных частей.

Вывод: Итак, с помощью своих частей растение… /питается, дышит/.

При подготовке к уроку вы учили стихи о полевых растениях.

Расскажите стихотворение о пшенице. 3 группа – выразительное чтение текста.

У пшеницы путь особый,

Чтобы зёрна стали сдобой

Нужно солнышком налиться,

Дождевой воды напиться,

Постоять под небесами

Золотыми колосками,

Покачаться на ветру

И однажды поутру

Соберут в снопы пшеницу,

Увезут в село, в станицу

На крылатой мельнице

зёрна перемелются

чьей-то доброю рукой

Станут зёрнышки мукой.

- Какое отношение к колосьям пшеницы передал автор?

- Почему это растение уважают, почитают на Руси?

- Пшеница могла бы стать символом Кубани, потому что Краснодарский край является основным поставщиком для России зерна пшеницы. А для чего хлеборобы выращивают пшеницу?

/применение/

Раскрасьте колос пшеницы на рисунке.

Название следующего полевого растения узнаете, сложив в слово буквы.

Ё

В

С

О

Рассмотрите иллюстрацию овса.

Подберите слова для составления предложений об этом растении. /3 группа – чтение составленных предложений/.

Овёс растет в поле, значит это ……./цветочное, полевое/ злаковое растение.

Растение овса состоит из … /корень, стебель, листья, колос/.

У овса пышный …/колос/, который еще называют метелкой.

Овёс – культура /ценная, бесполезная/.

Из зерен этого растения изготавливают…

На таблице найдите метёлку овса и раскрасьте её.

Физминутка.

  • Мы немножко отдохнем,
  • Встанем, глубоко вздохнем,
  • Дети по полю гуляли,
  • За природой наблюдали.
  • Вверх на солнце посмотрели
  • И их лучики согрели.
  • Бабочки летали,
  • Крыльями махали.
  • Дружно хлопаем, ногами топаем!
  • Хорошо мы погуляли,
  • Теперь сядем и продолжим.
  •  

Что две недели зеленится,

Две недели колосится

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает?... /рожь/Рожь – это самое высокое неприхотливое злаковое растение. Из зерен ржи пекут ржаной хлеб. Раньше на Руси ржаной хлеб был самым распространенным, а белый пшеничный хлеб ели только по праздникам.

Об этом растении народ сложил пословицы, поговорки:

Гречневая каша – матушка наша, хлеб наш ржаной – отец наш родной.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Коли в мае дождь, будет и рожь.

- Как понимаете смысл?

Стихотворение /домашнее задание/, 3 группа – выразительное чтение стихотворения.

Ржаной росток зеленый

Оглядывает поле,

Смешной и удивленный,

Как первоклашка в школе..

Его расти научит

Любой весенний дождик,

А каждый вешний лучик

Раскрасит, как художник.

Он вместе с близнецами

Так быстро станет взрослым,

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.Раскрасьте ржаной колос.

IV.Вывод – закрепление. Пшеница, овес, рожь растут в поле, значит они…/ полевые злаковые растения/.

- Сравните все растения: пшеница, овес, рожь.

- Что общего у этих растений??

- Чем они отличаются?

Работа по группам.

- Дополнить рассказ о растениях поля. О каком растении говорится?- Мы разобьемся на группы. Каждой группе я дам карточку. Вы прочитаете, обсудите о каком растении говорится в тексте.Зерновое растение, которое человек выращивает, т.к. она ценная. Полевое растение, которому нужно много солнца, тепла и воды. Её высевают осенью, поэтому называют озимой. Из зерен этого растения делают муку, пекут белый хлеб, печенье, крупу….

  • Самое высокое неприхотливое злаковое растение. Она растет в поле, поэтому относится к полевым растениям. Мука из зерен– ржаная мука. Из ржаной муки пекут темный хлеб, печенье…, делают…
  • Злаковое растение, имеющее пышный колос. Ценная культура, потому что из его зерен, делают муку, крупу «Геркулес», хлопья, варят кисели, каши..

- Какие поля остались незанятыми?- Какие растения растут на кукурузном и поле подсолнечника?Об этих растениях мы поговорим на следующих уроках.Итог урока.Продолжите предложения, выбрав начало словами:«Я узнал…»«Я повторил…»«Я удивился…»«Я запомнил…»

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

урок по теме "Полевые растения"

Тема: «Полевые растения: рожь, кукуруза, овёс. Части растений».

Цель: формирование речевой деятельности у детей с нарушением интеллекта.

Задачи: - Активизировать глагольную лексику, формировать умение

самостоятельно описывать предмет с опорой на заданные образцы;

- Коррегировать зрительную память на основе упражнений в

Запоминании;

- Воспитывать эмоциональную адекватность поведения.

Оборудование: различные полевые растения, сюжетные картинки с

изображением поля в разное время года; полевые растения в разное

время (развитие).

Ход урока.

I. Организационный момент.

а) Упражнение по активизации словаря:

Учитель выставляет 7-10 картинок с изображением полевых растений.

- Назовите растения и подберите слова-действия: растёт, колышется, шумит, созревает, вянет, сохнет, зеленеет, цветёт.

б) Упражнение в запоминании:

- Запомните, что нарисовано, и опишите картину по памяти.

(Демонстрируется картина «Поле» (с.10), затем 1 ученик выходит к доске и описывает картинку. После этого учитель вновь демонстрирует эту же картинку ученику и просит его назвать те предметы, которые он забыл перечислить).

II. Введение в тему.

Вводная беседа по картинке «Растения поля». (см. учебник)

- Рассмотрите рисунки, прочитайте названия этих растений.

- Какие из них известны вам?

- Назовите несколько полевых растений: зерновых, овощных.

Сообщение темы, целей урока.

III. Изучение нового материала.

а) Упражнение в уточнении словаря: игра «Собери растения».

Карточки: 1 – корень, 2 – стебель, 3 – лист, 4 – колос, 5 – зерно.

- В какой последовательности можно расположить эти карточки?

- Для чего необходима та или иная часть растению?

б) Упражнение в описании: определение основных и частных признаков.

На доске 3 картинки с изображением кукурузы, овса, ржи.

- Что общего у всех растений?

- А чем они отличаются друг от друга? (различные стебель, лист, плод, семя.)

в) Словарная работа: колос, початок, ость, зерно.

Чтение слов. Составление предложений с новыми словами.

IV. Физминутка.

Мы поставим печь пирог

И достанем из печи

Из трубы идёт дымок такой приятный

Пекарь Булочка живёт

В большом доме у реки

И печёт нам всем пирог ароматный.

V. Продолжение этапа изучения нового материала.

г) Рассказ учителя.

- Овёс, рожь, кукуруза - это зерновые растения, которые человек выращивает, т.к. они очень ценны. Все они – полевые растения, которым нужно много солнца, тепла и воды. Из них делают муку. А из муки пекут хлеб, печенье, торты. Мы завтракаем, обедаем, ужинаем всегда с хлебом. Хлеб надо беречь…

Мы очень часто пьём чай с … (сахаром). Сладкий сок получают из сахарной свёклы, которая тоже растёт на полях. Из её сока и делают сахар.

На полях выращивают также картофель, капусту. Это – овощные растения. А вот из зёрен подсолнечника, кукурузы, льна делают масло.

д) Постановка проблемы.

- Представь себе, что у тебя нет хлеба и сахара дома; нет их в школе. Какие чувства ты будешь при этом испытывать? Что будешь делать?

VI. Закрепление.

а) Обобщающая беседа.

- Назовите общие части растения.

- Покажи их на таблицах.

- Опиши их.

б) Упражнение в узнавании и различении:

- Покажи то, о чём я говорю:

Это мощная высокая зелёная культура. У неё длинный сочный стебель с большими свисающими листьями… Из её зёрен делают масло… (кукуруза)

Это самое высокое неприхотливое злаковое растение. Из его зёрен пекут ржаной хлеб… (рожь)

Это злаковое растение имеет колос-«метёлку»… (овёс)

в) Упражнение в самостоятельном описании предметов:

- Загадай загадку другу, описав растение.

Ученик берёт карточку с названием растения и начинает его описывать.

«Это зерновое, злаковое растение, которое…»

VII. Итог.

- С какими растениями мы познакомились на сегодняшнем уроке?

- Чем они похожи?

- Зачем их выращивает человек?

VIII. Домашнее задание.

«Самоподготовка» (учебник)

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта