Конспект урока на тему «Полевые растения: рожь, кукуруза, овёс. Части растений». Полевые растения рожь кукуруза овес презентация
Конспект урока на тему «Полевые растения: рожь, кукуруза, овёс. Части растений» | DOBROSLET.RU
Тема: «Полевые растения: рожь, кукуруза, овёс. Части растений».
Цель: формирование речевой деятельности у детей с нарушением интеллекта.
Задачи: $— Активизировать глагольную лексику, формировать умение
самостоятельно описывать предмет с опорой на заданные образцы;
— Коррегировать зрительную память на основе упражнений в
Запоминании;
— Воспитывать эмоциональную адекватность поведения.
$Оборудование: различные полевые растения, сюжетные картинки с
изображением поля в разное время года; полевые растения в разное
время (развитие).
Ход урока.$
I. Организационный момент.
а) Упражнение по активизации словаря:
Учитель выставляет 7-10 картинок с изображением полевых растений.
— Назовите растения и подберите слова-действия: растёт, колышется, шумит, созревает, вянет, сохнет, зеленеет, цветёт.
б) Упражнение в запоминании:
— Запомните, что нарисовано, и опишите картину по памяти.
(Демонстрируется картина «Поле» (с.10), затем 1 ученик выходит к доске и описывает картинку. После этого учитель вновь демонстрирует эту же карт$инку ученику и просит его назвать те предметы, которые он забыл перечислить).
II. Введение в тему.
Вводная беседа по картинке «Растения поля». (см. учебник)
— Рассмотрите рисунки, прочитайте $названия этих растений.
— Какие из них известны вам?
— Назовите несколько полевых растений: зерновых, овощных.
Сообщение темы, целей урока.
III. Изучение нового материала.
а) Упражнение в уточнении словаря: игра «Собери растения».
Карточки: 1 – корень, 2 – стебель, 3 – лист, 4 – колос, 5 – зерно.
— В какой последовательнос$ти можно расположить эти карточки?
— Для чего необходима та или иная часть растению?
б) Упражнение в описании: определение основных и частных признаков.
На доске 3 картинки с изображением кукурузы, овса, ржи.
— Что общего у всех растений?
— А чем они отличаются друг от друга? (различные стебель, лист, плод, семя.)
в) Словарная работа: колос, початок, ость, зерно.
Чтение слов. Составление предложений с новыми словами.
IV. Физминутка.
Мы поставим печь пирог
$И достанем из печи
Из трубы идёт дымок такой приятный
Пекарь Булочка живёт
В большом доме у реки
И печёт нам всем пирог ароматный.
V. Продолжение этапа изучения нового материала.
г) Рассказ учителя.
— Овёс, рожь, кукуруза — это зерновые растения, которые человек выращивает, т.к. они очень ценны. Все они – полевые растения, которым нужно много солнца, тепла и воды. Из них делают му$ку. А из муки пекут хлеб, печенье, торты. Мы завтракаем, обедаем, ужинаем всегда с хлебом. Хлеб надо беречь…
Мы очень часто пьём чай с … (сахаром). Сладкий сок получают из сахарной свёклы, которая тоже растёт на полях. Из её сока и делают сахар.
На полях выращивают также картофель, капусту. Это – овощные растения. А вот из зёрен подсолнечника, кукурузы, льна делают масло.
д) Постановка проблемы.
— Представь себе, что у тебя нет хлеба и сахара дома; нет их в школе. Какие чув$ства ты будешь при этом испытывать? Что будешь делать?
VI$. Закрепление.
а) Обобщающая беседа.
— Назовите общие части растения.
— Покажи их на таблицах.
— Опиши их.
б) Упражнение в узнавании и различении:
— Покажи то, о чём я говорю:
Это мощная высокая зелёная культура. У неё длинный сочный стебель с большими свисающими листьями… Из её зёрен делают масло… (кукуруза)
Это самое высокое неприхотливое злако$вое растение. Из его зёрен пекут ржаной хлеб… (рожь)
Это злаковое растение имеет колос-«метёлку»… (овёс)
в) Упражнение в самостоятельном описании предметов:
— Загадай загадку другу, описав растение.
Ученик берёт карточку с названием растения и начинает его описывать.
«Это зерновое, злаковое растение, которое…»
VII. Итог.
— С какими растениями мы познакомились на сегодняшнем уроке?
— Чем они похожи?
— Зачем их выращивает человек?
VIII. Домашнее задание.$
«Самоподготовка» (учебник)
Конспект урока на тему «Полевые растения: рожь, кукуруза, овёс. Части растений»
Центральный Дом Знаний - Конспект и презентация к уроку развития речи «Полевые растения: пшеница, рожь, овес. Части растений.
Цели: уточнить знания учащихся о культурных полевых растениях: пшеница, овёс, рожь. Расширять представления о строении растений, применении их человеком.
Коррекция восприятия; увеличения объема внимания; расширять кругозор, активный словарный запас;
Воспитывать интерес к изучению природы родного края, трудолюбие, уважение к людям труда родных мест, бережное отношение к хлебу.
Оборудование: дидактические карточки, таблицы, сюжетные и предметные картинки, мультимедийная установка.
Ход урока.
I Психолого – педагогическая настройка. Слайд1
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Человек и время года –
Это всё вокруг природа.
- Мы начинаем урок развития устной речи.
- Что мы изучаем на уроках развития устной речи?
- Чему учимся на этих уроках?
II Проверка домашнего задания. Слайд2
Отгадайте загадку.
- Обратите внимание на сравнение – описание, чтобы найти отгадку.
Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как – бы вырваться на свет? /семя/
- На прошлом уроке мы говорили о семенах цветковых растений.
- Когда собирают семена цветов?
- Как правильно их хранить?
- Вспомните и расскажите о последовательности прорастания семян. Слайд3
- Расскажите о строении растений.
- Какие условия необходимы растению для роста?
III. Изучение нового материала.
Рефлексия.
Сегодня мы продолжим знакомиться с растениями. Только это другая группа растений.
- Где высаживают цветы?
- А эти растения растут не на клумбе, не в огороде, а в поле. Поэтому они называются полевые растения. Слайд4
Какие полевые растения знаете?
Отгадайте загадку:
С неба солнце золотое
Золотые льет лучи.
В поле дружною стеною золотые усачи.
Для выпечки хлеба годится
Озимая и яровая … (пшеница).
- Пшеница растет в поле, значит это какое растение? /полевое/ Слайд5
Это так же и зерновая культура. Как вы думаете, почему её так называют? Рассмотрите зерна пшеницы, потрогайте их, опишите, какие они? Слайд6
Зерна –это семена пшеницы. Какие еще части у пшеницы есть? Слайд7
-Корень /значение/
-Стебель /значение/. Стебель у пшеницы внутри пустой или полый. Поэтому его еще называют соломиной.
-Листья /значение/.
-Колос.
-Задание:
Составьте растение пшеницы из разрезных частей. /приложение/
Вывод: Итак, с помощью своих частей растение… /питается, дышит/.
При подготовке к уроку вы учили стихи о полевых растениях.
Расскажите стихотворение о пшенице. 3 группа – выразительное чтение текста.
У пшеницы путь особый,
Чтобы зёрна стали сдобой
Нужно солнышком налиться,
Дождевой воды напиться,
Постоять под небесами
Золотыми колосками,
Покачаться на ветру
И однажды поутру
Соберут в снопы пшеницу,
Увезут в село, в станицу
На крылатой мельнице
зёрна перемелются
чьей-то доброю рукой
Станут зёрнышки мукой.
- Какое отношение к колосьям пшеницы передал автор?
- Почему это растение уважают, почитают на Руси?
- Пшеница могла бы стать символом Кубани, потому что Краснодарский край является основным поставщиком для России зерна пшеницы. А для чего хлеборобы выращивают пшеницу?
/применение/ Слайд 8
Раскрасьте колос пшеницы на рисунке./приложение/
Название следующего полевого растения узнаете, сложив в слово буквы. /приложение/
Рассмотрите иллюстрацию овса. Слайд 9
Подберите слова для составления предложений об этом растении. /3 группа – чтение составленных предложений/. Слайд 10
Овёс растет в поле, значит это ……./цветочное, полевое/ злаковое растение.
Растение овса состоит из … /корень, стебель, листья, колос/.
У овса пышный …/колос/, который еще называют метелкой.
Овёс – культура /ценная, бесполезная/.
Из зерен этого растения изготавливают… Слайд11
На таблице найдите метёлку овса и раскрасьте её. /приложении/
Физминутка.
Мы немножко отдохнем, Слайд 12
Встанем, глубоко вздохнем,
Дети по полю гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
Теперь сядем и продолжим.
Что две недели зеленится,
Две недели колосится
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает?... /рожь/
Слайд13
Рожь – это самое высокое неприхотливое злаковое растение. Из зерен ржи пекут ржаной хлеб. Раньше на Руси ржаной хлеб был самым распространенным, а белый пшеничный хлеб ели только по праздникам.
Об этом растении народ сложил пословицы, поговорки: Слайд14
Гречневая каша – матушка наша, хлеб наш ржаной – отец наш родной.
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Коли в мае дождь, будет и рожь.
- Как понимаете смысл?
Стихотворение /домашнее задание/, 3 группа – выразительное чтение стихотворения.
Ржаной росток зеленый
Оглядывает поле,
Смешной и удивленный,
Как первоклашка в школе..
Его расти научит
Любой весенний дождик,
А каждый вешний лучик
Раскрасит, как художник.
Он вместе с близнецами
Так быстро станет взрослым,
Что скоро даже с нами
Померяется ростом.
Раскрасьте ржаной колос. /приложение/
IV.Вывод – закрепление. Пшеница, овес, рожь растут в поле, значит они…/ полевые злаковые растения/. Слайд15
- Сравните все растения: пшеница, овес, рожь.
- Что общего у этих растений??
- Чем они отличаются?
Работа по группам.
- Дополнить рассказ о растениях поля. О каком растении говорится?
- Мы разобьемся на группы. Каждой группе я дам карточку. Вы прочитаете, обсудите о каком растении говорится в тексте.
Зерновое растение, которое человек выращивает, т.к. она ценная. Полевое растение, которому нужно много солнца, тепла и воды. Её высевают осенью, поэтому называют озимой. Из зерен этого растения делают муку, пекут белый хлеб, печенье, крупу….
Самое высокое неприхотливое злаковое растение. Она растет в поле, поэтому относится к полевым растениям. Мука из зерен– ржаная мука. Из ржаной муки пекут темный хлеб, печенье…, делают…
Злаковое растение, имеющее пышный колос. Ценная культура, потому что из его зерен, делают муку, крупу «Геркулес», хлопья, варят кисели, каши..
- Какие поля остались незанятыми?
- Какие растения растут на кукурузном и поле подсолнечника?
Об этих растениях мы поговорим на следующих уроках.
Итог урока.
Продолжите предложения, выбрав начало словами: Слайд16
«Я узнал…»
«Я повторил…»
«Я удивился…»
«Я запомнил…»
Домашнее задание:
1, 2 группа – подготовить рассказ об одном из растений поля.
3 группа – чтение предложений об 1 из полевых растений /по выбору/.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
----------------------------------------
-------------------------------------------
--------------------------------------------
-------- зерновое растение, которое человек выращивает, т.к. она ценная. Полевое растение, которому нужно много солнца, тепла и воды. Её высевают осенью, поэтому называют озимой. Из зерен этого растения делают муку, пекут белый хлеб, печенье, крупу….
---------------------------------------------------------------------------------------------------
-----------самое высокое неприхотливое злаковое растение. Она растет в поле, поэтому относится к полевым растениям. Мука из её зерен– ржаная мука. Из ржаной муки пекут темный хлеб, печенье…, делают…
-------------------------------------------------------------
– ----------- злаковое растение, имеющее пышный колос. Ценная культура, потому что из его зерен, делают муку, крупу «Геркулес», хлопья, варят кисели, каши
cendomzn.ucoz.ru