Почвенная среда обитания растения. Почвенная среда обитания организмов. Особенности, обитатели. Академик А. Н. Соколовский

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

«Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие и охрана почв». Почвенная среда обитания растения


Натуралисты: Почвенная среда обитания

Почвенная среда обитания

Почвенная Среда. 1)Физико-химическая характеристика   Основными структурными элементами почвы являются: минеральная основа, органическое вещество, воздух и вода. Минеральная основа (скелет) (50-60% всей почвы) – это неорганическое вещество, образовавшееся в результате подстилающей горной (материнской, почвообразующей) породы в результате ее выветривания. От соотношения в почве глины и песка зависят проницаемость и пористость почвы, обеспечивающие циркуляцию, как воды, так и воздуха. Основными свойствами почвы как экологической среды являются ее физическая структура, механический и химический состав, кислотность, окислительно-восстановительные условия, содержание органических веществ, аэрация, влагоемкость и увлажненность. Различные сочетания этих свойств образуют множество разновидностей почв. На Земле по распространенности ведущее положение занимают пять типологических групп почв: 1.   почвы влажных тропиков и субтропиков, преимущественно красноземы и желтоземы, характеризующиеся богатством минерального состава и большой подвижностью органики; 2.   плодородные почвы саванн и степей - черноземы, каштановые и коричневые почвы с мощным гумусовым слоем; 3.   скудные и крайне неустойчивые почвы пустынь и полупустынь, относящиеся к различным климатическим зонам; 4.   относительно бедные почвы лесов умеренного пояса - подзолистые, дерново-подзолистые, бурые и серые лесные почвы; 5.   мерзлотные почвы, обычно маломощные, подзолистые, болотные, глеевые, обедненные минеральными солями со слабо развитым гумусовым слоем. 2)Экологические группы Геобионты – животные, постоянно обитающие в почве. ·      Геофиллы – животные, часть цикла которых обязательно проходит в почве.                                                                        Геоксены – животные, иногда посещающие почву для временного укрытия или убежища .      Микробиотип, микробиота – почвенные микроорганизмы, основное звено детритной цепи, промежуточное звено между растительными остатками и почвенными животными. Это зеленые, сине-зеленые водоросли, бактерии, грибы, простейшие. Почва для них – система микроводоемов. Они живут в почвенных порах. Способны переносить промерзание почвы. ·      Мезобиотип, мезобиота – сравнительно мелкие, легко извлекающиеся из почвы, подвижные животные (нематоды, мелкие личинки насекомых, клещи, ногохвостки). Питаются в основном детритом и бактериями. Часто хищники и паразиты. Для них почва – система пещер. Дышат насыщенным влагой почвенным воздухом, но чувствительны к пересыханию. При переувлажнении переживают период в пузырьках воздуха. Способны переносить промерзание почвы. ·      Макробиотип, макробиота – крупные почвенные животные, размером до 20мм (личинки насекомых, многоножки, дождевые черви и т.д.). почва для них – плотная среда, оказывающая сильное механическое сопротивление при движении. Они передвигаются в почве расширяя естественные скважины путем раздвижения почвенных частиц либо роя новые ходы. В связи с этим у них выработались приспособления к рытью. Часто имеются специализированные органы дыхания. Также дышат через покровы тела. На зиму и в засушливый период перемещаются в глубокие почвенные слои. ·      Мегабиотип, мегабиота – крупные землерои, главным образом из числа млекопитающих. Многие из них проводят в почве всю жизнь (златокроты, слепушонки, цокоры, кроты Евразии, сумчатые кроты Австралии, слепыши и др.). Прокладывают в почве систему нор, ходов. У них недоразвиты глаза, компактное, вальковатое тело с короткой шеей, короткий густой мех, сильные компактные конечности, роющие конечности, крепкие когти. ·      Обитатели нор – барсуки, сурки, суслики, тушканчики и др. Кормятся на поверхности, размножаются, зимуют, отдыхают, спят, спасаются от опасности в почвенных норах. Строение характерно для наземных, однако имеют приспособления норных –крепкие когти, сильная мускулатура на передних конечностях, узкая голова, небольшие ушные раковины. ·      Псаммофилы – жители сыпучих песков. Имеют своеобразные конечности, нередко в форме «лыж», покрытых длинными волосками, роговыми выростами (тонкопалый суслик, гребнепалый тушканчик). ·      Галлофилы – жители засоленных почв. Имеют приспособления к защите от избытка солей: плотные покровы, приспособления для удаления солей из организма. Растения подразделяются на группы в зависимости от требовательности к плодородию почвы. ·      Эутотрофные или эвтрофные – растут на плодородных почвах. ·      Мезотрофные – менее требовательные к плодородию почвы. ·      Олиготрофные – довольствующиеся небольшим количеством питательных веществ. В зависимости от требовательности растений к отдельным микроэлементам почвы выделяют следующие группы. ·      Нитрофилы – требовательны к наличию в почве азота, поселяются там, где есть дополнительные источники азота – растения вырубок (малина, хмель, вьюнок), мусорные (крапива щирица, зонтичные), растения пастбищ. ·      Кальциефилы – требовательны к наличию в почве кальция, поселяются на карбонатных почвах (венерин башмачок, лиственница сибирская, бук, ясень). ·      Кальциефобы – растения, избегающие почв с большим содержанием кальция (сфагнумовые мхи, болотные, вересковые, береза бородавчатая, каштан). В зависимости от требований к РН почвы все растения подразделяются на 3 группы. ·      Ацидофилы – растения, предпочитающие кислые почвы (вереск, белоус, щавель, щавелек малый). ·      Базифиллы – растения, предпочитающие щелочные почвы (мать-и-мачеха, горчица полевая). ·      Нейтрофилы – растения, предпочитающие нейтральные почвы (лисохвост луговой, овсяница луговая). 3)Систематические группы Наиболее типичными обитателями почвы являются: простейшие, нематоды, дождевые черви, энхитреиды, голые слизни и другие брюхоногие моллюски, клещи и пауки, многоножки (двупарноногие и губоногие), насекомые – взрослые и их личинки (отряды коллемболы, двухвостки, щетинохвостки, двукрылые, жесткокрылые, перепончатокрылые и др.). Бактерии, грибы, жуки-навозники мертвоеды, мокрицы, ногохвостки, кроты, норы кроликов, барсуков и лисиц. 4)Примеры адаптаций Педобионты выработали разнообразные приспособления к обитанию в почве как во внешнем строении, так и во внутреннем. Передвижение. Геогидробионты имеют те же приспособления для передвижения, что и водные обитатели. Геоатмобионты передвигаются по естественным скважинам, и сами прокладывают ходы. Движение мелких животных в скважинах не отличается от движения по поверхности субстрата. Недостатком образа жизни скважников является их высокая чувствительность к высыханию субстрата, зависимость от физических свойств почвы. В плотных и каменистых почвах их численность невелика. Подобный способ передвижения характерен для мелких членистоногих. Ходы прокладываются животными либо путем раздвигания почвенных частиц (червями, личинками двукрылых) либо путем измельчения почвы (характерно для личинок многих видов насекомых). Животные второй группы часто имеют приспособления для отгребания почвы. Морфофизиологическими приспособлениями к обитанию в почве являются: потеря пигмента и зрения у глубокопочвенных обитателей; отсутствие эпикутикулы либо присутствие ее на отдельных участках тела; для многих (дождевые черви, энхитреиды) неэкономная система выведения продуктов обмена из организма; разнообразные варианты наружно-внутреннего оплодотворения у ряда обитателей; для червей - дыхание всей поверхностью тела. Экологические приспособления проявляются в выборе наиболее подходящих условий для обитания. Выбор мест обитания осуществляется посредством вертикальных миграций по почвенному профилю, смены стаций обитания. Источники информации: Тейлор Д, Грин Н, Стаут. Биология в трех томах. Том 1 http://www.bestreferat.ru/

gimbioperm.blogspot.com

Почвенная среда обитания организмов. Особенности, обитатели. Академик А. Н. Соколовский | Природоведение. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, конспект, сочинение, ГДЗ, тест, книга

Особенности почвенной среды. Почва — рых­лый верхний слой земной поверхности, а почвен­ная среда более плотная, чем наземно-воздушная и водная. Здесь не побежишь, не полетишь, не поплывёшь. В ней практически не бывает солнеч­ного света и значительно меньше кислорода, чем в наземно-воздушной среде.

К основным факторам, определяющим почву как среду обитания многих организмов, относятся: влажность, температура, воздух, заполняющий пустоты между комочками почвы, наличие органи­ческих и неорганических веществ.

Организмы приспособились к движению и жиз­ни в такой среде.

Обитатели почвы. Это только кажется, что в почвенной среде мало организмов. В действитель­ности их здесь не меньше, чем в других средах. Здесь живёт множество бактерий (благодаря им происходят процессы гниения), одноклеточных организмов, червей, насекомых и их личинок. На­пример, наибольшими по размерам животными по­чвенной среды в Украине являются слепыш и крот. Слепыш — травоядное животное размером до 20-35 см. Крот — хищник, питается преимущественно личинками насекомых и дождевыми червями. Раз­меры его тела в два раза меньше, чем у слепыша.

Обитатели почвенной среды разрых­ляют почву, делают её проницаемой для влаги и воздуха. Первенство в этом, как вы уже знаете из предыдущей темы, за дождевыми червями. Они разрыхляют, удобряют почву и улучшают поступление в неё воздуха и воды.

В почве находятся корни растений, грибницы. Бактерии превращают отмер­шие остатки организмов в гумус, или пе­регной. Это повышает плодородие почвы. Материал с сайта //iEssay.ru

Академик А. Н. Соколовский. Почву как среду обитания давно и плодотворно исследуют учёные. В нашем государстве с этой целью в Харькове создан Институт почвоведения и агрохимии, которому присвоено имя выдающегося учёного, академика Алексея Никаноровича Соколовского (1884-1959). Он родился и получил высшее об­разование в Украине. Более 10 лет его научной деятельности связаны с Украиной. Учёный проводил научные исследования почв, руководил лабораторией почвоведения, был директо­ром Института, который ныне носит его имя.

На этой странице материал по темам:
  • сказка о почве и её обитателях
  • особенности почвенной среды

iessay.ru

Почва как среда обитания.

Экология Почва как среда обитания.

Количество просмотров публикации Почва как среда обитания. - 2378

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Почва как среда обитания.
Рубрика (тематическая категория) Экология

Почва представляет собой рыхлый тонкий поверхностный слой суши, контактирующий с воздушной средой. Несмотря на незначительную толщину, эта оболочка Земли играет важнейшую роль в распространении жизни. Почва представляет собой не просто твердое тело, как большинство пород литосферы, а сложную трехфазную систему, в которой твердые частицы окружены воздухом и водой. Она пронизана полостями, заполненными смесью газов и водными растворами, и в связи с этим в ней складываются чрезвычайно разнообразные условия, благоприятные для жизни множества микро– и макроорганизмов. В почве сглажены температурные колебания по сравнению с приземным слоем воздуха, а наличие грунтовых вод и проникновение осадков создают запасы влаги и обеспечивают режим влажности, промежуточный между водной и наземной средой. В почве концентрируются запасы органических и минœеральных веществ, поставляемых отмирающей растительностью и трупами животных. Все это определяет большую насыщенность почвы жизнью.

Главная особенность почвенной среды – постоянное поступление органического вещества в основном за счёт отмирающих растений и опадающей листвы. Это ценный источник энергии для бактерий, грибов и многих животных, в связи с этим почва – самая насыщенная жизнью среда.

Для мелких почвенных животных, которых объединяют под названием микрофауна (простейшие, коловратки, тихоходки, нематоды и др.), почва - ϶ᴛᴏ система микроводоемов. По существу, это водные организмы. Οʜᴎ живут в почвенных порах, заполненных гравитационной или капиллярной водой, а часть жизни могут, как и микроорганизмы, находиться в адсорбированном состоянии на поверхности частиц в тонких прослойках пленочной влаги. Многие из этих видов обитают и в обычных водоемах. В то время как пресноводные амебы имеют размеры 50‑100 мкм, почвенные – всœего 10–15. Особенно мелки представители жгутиковых, нередко всœего 2–5 мкм. Почвенные инфузории также имеют карликовые размеры и к тому же могут сильно менять форму тела.

Для дышащих воздухом несколько более крупных животных почва предстает как система мелких пещер. Размещено на реф.рфТаких животных объединяют под названием мезофауна. Размеры представителœей мезофауны почв – от десятых долей до 2–3 мм. К этой группе относятся в основном членистоногие: многочисленные группы клещей, первичнобескрылые насекомые У них нет специальных приспособлений к рытью. Οʜᴎ ползают по стенкам почвенных полостей при помощи конечностей или червеобразно извиваясь.

Мегафауна почв - ϶ᴛᴏ крупные землерои, в основном из числа млекопитающих. Ряд видов проводит в почве всю жизнь (слепыши, кроты).

Почва как среда обитания. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Почва как среда обитания." 2014, 2015.

Читайте также

  • - Почва как среда обитания микробов

    Особое место среди природных сред обитания микроорганизмов занимает почва. Это чрезвычайно гетерогенный (разнородный) по структуре субстрат, имеющий микромозаичное строение. Почва представляет собой совокупность множества очень мелких (от долей миллиметра до 3—5 мм)... [читать подробнее].

  • - Почва как среда обитания.

    Наземно-воздушная среда обитания Наземно&... [читать подробнее].

  • - Почва как среда обитания.

    Свойства почвы, как экологического фактора (эдафические факторы). Почва представляет собой совокупность высокодисперсных частиц, благодаря чему атмосферные осадки проникают в её глубину и удерживаются там в капиллярных системах. Сами частицы удерживают на поверхности... [читать подробнее].

  • - Почва как среда обитания

    Земля - единственная из планет имеет почву (эдасфера, педосфера)– особенную, верхнюю оболочку суши. Эта оболочка сформировалась в исторически обозримое время – она ровесница сухопутной жизни на планете. Впервые на вопрос о происхождении почвы ответил М.В. Ломоносов ("О... [читать подробнее].

  • - Почва как среда обитания

    Почва — это поверхностный слой литосферы, твердой оболочки Земли, контактирующий с воздушной средой. Почва — плотная среда, состоящая из отдельных твердых частиц разной величины. Твердые частицы окружены тон­кой пленкой воздуха и воды. Поэтому почву рассматривают как... [читать подробнее].

  • - Почва как среда обитания.

    Водная среда обитания. Водная среда обитания по своим условиям значительно отличается от наземно-воздушной. Вода характеризуется высокой плотностью, меньшим содержанием кислорода, значительными перепадами давления, температурным режи­мом, солевым составом, газовым... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    «Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие и охрана почв».

    Окружающий мир.

    4 класс

    Тема «Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие и охрана почв».

    Тема: «Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие и охрана почв».

    Цель: 1. Формировать представление о почве, как среде обитания живых организмов, плодородии и охране почв. 2. Развивать аналитические способности мышления, способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, анализировать; 3.Воспитывать бережное отношение к дарам природы, уважительное отношение к труду земляков. Оборудование: коллекция почв, пластилин, оборудование для опытов, карточки для учащихся, схема – карта почв Краснодарского края, мультимедийная презентация.

    1.Организационный момент. Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!», Чтоб пожелать здоровья доброго. Я спешу сказать вам – «Благости!», Чтоб пожелать вам счастья нового. Я спешу сказать вам – «Радости!», Удач, успехов и везенья! – Чтоб пожелать всем в этом классе Прекраснейшего настроения.

    Пожмите друг другу руки, пожелайте друг другу удачи.

    2. Объявление темы и цели урока. -Ответьте на вопросы и определите тему нашего урока. -Как называется верхний слой суши ? (Почва) -Кто живёт в почве? (растения и животные, микроорганизмы?) -Кто использует землю, для своей хозяйственной деятельности? (Человек)

    -Обобщите ответы на вопросы и определите тему нашего урока. Сегодня на уроке мы будем говорить о почвах, её обитателях, об использовании почвы человеком. -Какую задачу поставим на уроке? (Узнать как можно больше о почвах и о том, как бережно относиться к почвам). -Работать на уроке мы будем по группам. Будьте доброжелательны друг к другу, выслушивайте мнения своих товарищей.

    4.Изучение нового материала. 1.Работа в группах. Задание 1 группе: Прочитайте текст, распределите живые организмы по группам: Кто живёт в почве.

    Почва — это среда обитания множества организмов. Наименьшими из них являются бактерии, водоросли, грибки и одноклеточные организмы, обитающие в почвенных водах. В одном м³ могут обитать миллионы организмов. В почвенном воздухе обитают беспозвоночные животные, такие как клещи, пауки, жуки, ногохвостки и дождевые черви. Они питаются остатками растений, грибницей и другими организмами. В почве обитают и позвоночные животные, одно из них — крот. Он очень хорошо приспособлен к обитанию в абсолютно тёмной почве, поэтому он глухой и практически слепой.

    Мельчайшие организмы

    Беспозвоночные животные

    Позвоночные животные

    Задание 2 группе:

    С помощью данных слов составьте рассказ о том, как человек использует почвы в Краснодарском крае. Пшеница, кукуруза, рис, сахарная свёкла, подсолнечник, овощи. Сады и виноградники. Корма для животных, лекарственные растения.

    Задание 3 группе: Прочитайте текст. Выберите правильные ответы на вопросы: -Как образуется почва? А) Путём разрушения гор и обогащения земли перегноем. Б) Человек создаёт почву искусственным путём. -Что разрушает почву? А)Ветровая и водная эрозия. Б) Растения и животные -Кто может противостоять разрушению почвы? А) Растения и животные. Б)Только человек может противостоять разрушительному явлению эрозии. Для этого высаживают деревья, лесополосы.

    2.Проверка работы учащихся. Группы представляют свои работы. Учащиеся класса внимательно слушают и задают свои вопросы. 1. Почва — это среда обитания множества организмов. Мы распределили их по группам:

    Мельчайшие организмы

    Беспозвоночные животные

    Позвоночные животные

    бактерии, водоросли, грибки и одноклеточные организмы

    клещи, пауки, жуки, ногохвостки и дождевые черви.

    крот.

    Вопросы учащихся: -Чем питаются беспозвоночные животные? ( Они питаются остатками растений, грибницей и другими организмами). -Может ли крот видеть и слышать? (Крот глухой и практически слепой). 2 группа: Как человек использует почвы?

    В Краснодарском крае выращивают свыше 100 культур и получают высокие урожаи сильных и ценных пшениц, кукурузы, риса, миллионы тонн сахарной свёклы, сотни тонн маслосемян подсолнечника и овощей. Край славится своими садами и виноградниками. На полях выращивают корма для животных, лекарственные растения. Так используют почвы в Краснодарском крае. Вопросы: - Почему мы должны бережно относится к почве?( Если плодородие почвы уменьшиться, продуктов станет меньше. Искусственные продукты питания несут вред здоровью человека).

    3 группа: Как образуется почва? А) Путём разрушения гор и обогащения земли перегноем. Что разрушает почву? А)Ветровая и водная эрозия. Кто может противостоять разрушению почвы? Б)Только человек может противостоять разрушительному явлению эрозии. Для этого высаживают деревья, лесополосы. Вопросы учащихся: -Какой вред человек наносит почве? (Человек засоряет почву строительным, бытовым мусором, уничтожает растения, изменяет рельеф). -Что можем сделать мы с вами для защиты почвы? (Не загрязнять почву мусором. Высаживать деревья и кустарники на берегу реки Ея, для укрепления почвы).

    3. Работа по учебнику. -Откройте учебники на странице 29. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: о чём мы не сказали при обсуждении вопросов в группах?(Мы не сказали о том, какую почву называют плодородной). Важнейшим свойством почвы является ее плодородие, т.е. способность обеспечивать рост и развитие растений. Чтобы быть плодородной, почва должна обладать достаточным количеством питательных веществ и запасом воды, необходимым для питания растений. Учитель: -А знаете ли вы, что 1 см почвы образуется 250-300 лет? Но если соблюдать необходимые правила, то урожай на полях будет богатым. Назовите профессии людей, которые выращивают урожай на полях? Назовите передовиков 2010 года. Что можете сказать о труде людей в поле? Как необходимо относится к хлебу, продуктам питания, которые пришли к нам с полей?

    Физминутка.( по методике Базарнова)(Звучит фонограмма «Звуки леса, птицы) -Поднимите руки вверх, потянитесь высоко к солнышку, опустите руки, повернитесь и покажите, где в классе красный круг, синий, зелёный, чёрный, садитесь) -Ребята, мы выполняли физминутку и слышали пение птиц. Каких птиц вы узнали? Определите связь физминутки с темой нашего урока. (Птицы уничтожают вредителей полей и огородов. Их надо беречь)

    4.Работа по карте - схеме. У вас на столах есть карта-схема почв нашего края. Скажите, какие почвы преобладают в Краснодарском крае? (Основную часть почвенного покрова степной зоны края составляют предкавказские карбонатные и выщелоченные чернозёмы. Таманский полуостров занят каштановыми, западно-предкавказскими и болотными почвами. В горах — горно-лесные бурые и дерново-карбонатные почвы, в высокогорье — горно-луговые).

    -Какими символами мы можем обозначить почвы на контурной карте? (Мы можем использовать геометрические фигуры разного цвета). -Обозначьте на контурной карте символы, указывающие название почв. Прокомментируйте получившийся результат.

    3.Работа с коллекцией почв. У вас на столах коллекция почв Кущёвского района. Давайте познакомимся с их азваниями: 1.Чернозёмы карбонатные малогумусные; 2.Лугово-чернозёмовидные; 3.Луговые солончаки; 4.Лугово-болотные. Прочитайте названия почв. Подумайте и ответьте на вопросы: Как называются почвы пригодные для интенсивного использования в земледелии? 1,2 Как называются почвы, не пригодные для обработки? (3) Как называются почвы, подверженные ветровой и водной эрозии? (4)

    -Как орла называют «царём» птиц, льва – «царём» зверей, так и этот тип почв великий русский почвовед В.В.Докучаев назвал «царём» почв. Что это за почвы?( чернозёмы.) - Это лучшие, плодородные почвы. Во всём мире нет почв, равных им по плодородию. Во время В.О. войны фашисты вывозили русский чернозём в Германию.

    4. Исследовательская работа. -Многие ученые пытались разгадать, отчего произошли чернозёмные почвы. Это удалось сделать М.В.Ломоносову. Как вы думаете, отчего произошёл чернозём?

    -Обсудите этот вопрос в группах и выскажите свои гипотезы. Гипотеза 1. Чернозём образовался потому, что в почве много глины и песка. Гипотеза 2. Чернозём образовался потому, что в почве есть перегной. Гипотеза 3.Чернозём образовался, потому что хороший климат: много тепла и влаги.-Проведём опыты, определим состав почвы, проверим ваши гипотезы. Опыт 1. Бросим кусочек сухой почвы в воду. Увидим, что из почвы выходят пузырьки воздуха. Что это значит? Вывод: в почве есть воздух. Опыт 2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Что это значит? Вывод: в почве есть вода. Опыт 3. Нагреем почву. Почувствуем неприятный запах. От чего он образуется? Вывод: это сгорает перегной почвы, образовавшийся из остатков растений и животных. Опыт 4. Прокалённую почву, в которой сгорел весь перегной, насыплем в стакан с водой, размешаем. На дно стакана осядет песок, а поверх воды будет глина. Вывод: в почве содержатся песок и глина. Опыт 5. Профильтруем воду, в которой находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода испарится, на стекле останется белый налёт. Это соли. Вывод: в почве содержатся соли. --Назовите состав почвы, указав живые и неживые вещества. ( Воздух, вода, перегной, глина, песок, соли, микроорганизмы).

    Вернёмся к нашим гипотезам. Перед вами на экране состав почвы: Воздух, вода, перегной, глина, песок, соли, микроорганизмы. Обсудите ещё раз в группах и ответьте на вопрос: отчего произошёл чернозём? Какая гипотеза оказалась верной? В своей работе «О слоях земных» М.В.Ломоносов пишет: «Чернозём произошёл от согнития животных и растительных тел со временем…». Гипотеза 2 группы оказалась верной. 5. Проектная работа. У вас на столах листы бумаги и фломастеры. Представьте, что вы стали фермером. Создайте проект своего поля. Затем расскажите: что растет на вашем поле, какие правила необходимо соблюдать, чтобы почва была защищена, урожай был высоким.(Дети выполняют модели полей, затем защищают свои проекты).

    Закрепление изученного материала. -Как называется поверхностный слой земли, которому присуще плодородие?(почва) -Какие растения и животные обитают в почве? ( бактерии, водоросли, грибки и одноклеточные организмы, беспозвоночные животные, такие как клещи, пауки, жуки, ногохвостки и дождевые черви, позвоночные животные: крот, слепыш и другие) -О каком богатстве В.В.Докучаев сказал так: «Это для России – дороже нефти, каменного угля, золотых и железных руд…всё…ничто в сравнении с ними»? (Это чернозёмы. Именно о них говорят так: «Посади оглоблю, вырастет телега»). -Что необходимо делать для защиты почвы, её главного свойства – плодородия?

    Рефлексия. -Какую задачу ставили в начале урока? (узнать как можно больше о почвах, охране почв). -Удалось ли решить поставленную задачу? (Удалось) -Каким способом? (Мы выполняли задания, обсуждая их в группах. Работали с контурной картой и коллекцией почв. Узнали новое из учебника. Высказали предположения о происхождении чернозёма, провели опыты и убедились в правильности нашей гипотезы. Выполнили модели полей). Что нужно сделать ещё? (Можно нарисовать рисунки или выпустить газету «Берегите почвы!)

    -Где можно применить новое знание? (Мы знаем для чего высаживаем растения на берегу реки Ея. Эти знания я применю, когда стану фермером)--Что на уроке хорошо получилось? (Мне понравилось работать в группе. Интересно было выполнять модель поля) -Над чем надо поработать?(Найти интересные сведения в интернете, прочитать сообщения одноклассникам) Домашнее задание (разноуровневое)

    1 уровень: Прочитать текст учебника стр.29-32, ответить на вопросы.

    2 уровень : Прочитать текст учебника стр.29-32, составить свои вопросы к тексту для учащихся.

    2

    kopilkaurokov.ru


    Смотрите также

    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта