Ознакомление дошкольников с садовыми растениями: «Ознакомление дошкольников с природой» — «Дошколёнок.ру»

«Ознакомление дошкольников с природой» — «Дошколёнок.ру»

Чувство любви к природе можно воспитывать, если знакомить ребенка с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой: запахом цветущих трав, красотой цветов. Заинтересовавшись природой, ребенок полюбит её, захочет узнать о ней больше. Основной способ знакомства с природой – это непосредственное наблюдение за растениями и животными. Наблюдения должны быть кратковременными, но частыми.

 

Для ознакомления детей с выращиванием растений проводятся экскурсии к месту посадки деревьев. Во время экскурсий в парке, на улице или в сквере им показывают весеннюю посадку деревьев, рассказывают, для чего их сажают, обращают внимание на необходимость бережного обращения с саженцами. Очень полезно привлечь детей к посадкам деревьев на участке детского сада. Они могут поддерживать ствол деревца во время посадки, подсыпать землю в лунки, поливать посаженные растения. Надо показать, как ухаживать за деревьями (обрезка веток, обмазка известью стволов, борьба с вредителями). Во время цветения плодовых деревьев будет целесообразным провести экскурсию во фруктовом саду. Обращают внимание на красоту цветущего сада. Можно вспомнить несколько строк из стихотворения Н. Некрасова: «Зелёный шум» или «Как молоком облитые стоят сады вишневые». Надо показать детям как цветут деревья. Остановиться около яблони, наклонить ветку, чтобы рассмотреть бутоны и понюхать бледно-розовые цветки. Затем следует таким же образом ознакомить детей с грушей (цветки белые, сидят пучками) и вишней (ветки тонкие, цветки меньше, чем у яблони и груши). Следует напомнить, что все эти деревья посадили люди, они заботятся о саде, ухаживают за ним. В средней группе для ознакомления детей с ростом и развитием растений проводят несколько экскурсий по цветнику, огороду и саду. Во время экскурсий обращают внимание на изменения в росте растений, на появление цветов и плодов, на увеличение корней. При этом оценивают уход детей за растениями.

 

В старшей группе для того, чтобы дети получили представление о выращивании злаковых (ржи, овса, кукурузы, пшеницы) организуют несколько экскурсий в поле, на огородный участок. Одну из экскурсий проводят во время цветения ячменя. Обращают внимание детей на величину, простор и красоту поля. Следующую экскурсию организуют во время пожелтения ячменя. Детям задают вопрос: «Какого цвета были колосья на прошлой экскурсии, какими они стали теперь?». Рассматривают колосья, отмечают, что желтые твердые зерна в них — это признак созревания. Проводится наблюдение за тем, как комбайн жнет и обмолачивает колосья, как и куда ссыпается зерно, обращают внимание за тем, кто управляет всем этим процессом.

 

Для детей подготовительной группы, в целях ознакомления с полевыми культурами и их уборкой, также организуют несколько экскурсий в поле, где растут ячмень и пшеница. Первую экскурсию на поле проводят, когда она колосится. Дети рассматривают растения. Второй раз детей приводят на поле во время цветения растений. Отмечают, что ячмень вырос высокий, так как семена посеяли в рыхлую, хорошо удобренную землю. Обращают внимание детей на то, что там, где растут сорняки, колосья развиты плохо. Последнюю экскурсию проводят во время уборки урожая. Детям показывают работу машин и труд комбайнеров. На данном этапе целесообразно расспросить детей, о том какую работу выполняют по их мнению комбайнеры (скашивают пшеницу, обмолачивают колосья, очищают зерно). Пояснить детям, что готовое зерно из комбайна подается через рукав на машины и машины увозят его в зернохранилище. Рассказать, что прежде, когда не было машин, всю работу земледельцы выполняли вручную. Труд был очень тяжелым. Теперь машины помогают собирать урожай быстрее. С экскурсии хорошо принести несколько растений (ячменя, овса, пшеницы) для дальнейшего рассмотрения и приготовления гербария. На экскурсии в сад дети наблюдают, как после цветения развиваются плоды на деревьях и кустарниках, как люди собирают плоды. К сбору опавших плодов можно привлечь и детей.

 

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, с изменениями, происходящими в ней в разное время года. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней воспитывают в дошкольниках лучшие черты характера: трудолюбие, уважение к труду взрослых, патриотизм. В решении задач ознакомления детей с природой, воспитании любви к ней помогает уголок живой природы в детском саду.

 

Работа в уголке природы проводится ежедневно, в часы, отведенные для труда. Организация труда зависит от их возраста. В первой младшей группе дети только наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями, во второй младшей группе они сами участвуют в этой работе. В средней группе дети выполняют отдельные поручения воспитателя. В старшей группе их выполняют дежурные под наблюдением воспитателя. В подготовительной группе, кроме дежурств, дети ведут индивидуальные наблюдения за растениями. Во время труда на земельном участке при поливке, рыхлении, дети знакомятся с различными свойствами почвы (сухая, влажная), наблюдают за появлением всходов, развитием листьев, цветков, плодов. Особенно важно сосредоточить внимание на изменении растений в процессе развития его съедобных частей: корней у корнеплодов, луковиц, у лука, листьев у капусты, плодов у томата, семян у гороха. Интересно пронаблюдать усложнение формы побегов у гороха, прикрепление их к опоре. Когда горох начинает клониться в сторону, можно предложить присмотреться к растению и сказать, что изменилось: «Горох начал спускаться к земле» — говорят дети. «А почему он начал опускаться?». Если дети затрудняются ответить, можно предложить рассмотреть стебель кукурузы и сравнить его со стеблем гороха. Они быстро делают вывод: у кукурузы стебель толстый и она стоит прямо, а у гороха тоненький, поэтому он наклонился. При прополке дети учатся отличать культурные растения от сорняков.

 

У всех растений, помещаемых в уголке природы, должны быть ярко выраженные признаки. Нужно также учитывать возрастные особенности детей. Для младшей и средней групп – растения наиболее типичные по строению. В старшей и подготовительной группах, кроме выше названных, должны быть растения, у которых типичные признаки выражены менее ярко. Например растения, имеющие не только зеленую окраску листвы. Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми. Они оздоровляют микроклимат помещения, в котором находятся дети: увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом. Для ухода за растениями уголка природы в группе требуется инвентарь: лейки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли.

 

Во второй младшей группе дети должны знать названия двух, трех растений, уметь называть их части (цветок, лист, стебель, корень), знать основные растительные группы (деревья, кустарники, цветы, травы). Знакомить детей рекомендуется с такими растениями: примула, бегония, герань, бальзамин, растениями с широкими плотными листьями (аспидистра, фикус). Дети должны поливать растения под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой.

 

В средней группе дети систематически привлекаются к выполнению трудовых поручений. Здесь уже вводят элементы разделения труда: один ребенок поливает растение, второй протирает листья или горшок для другого растения. В большей степени, чем в младшей группе, воспитатель стремится сочетать труд детей с наблюдениями. Например, предлагает назвать, у какого растения появились новые листья или цветы. Дети этой группы должны знать названия четырех – пяти растений (в их числе растения для младшей группы, к которым добавляются кустообразные растения, такие как герань и бальзамин). На данном этом этапе дети должны уметь называть части растения, а также уметь описывать их в общем (форму листьев, вид стебля). Важно также научить детей отличать политые и не политые растения по состоянию почвы. Познакомить воспитанников с правилом: после поливки растений, в лейки надо наливать воды и оставлять ее до следующего дня. Использовать дидактические игры с растениями и их изображениями на картинках. В играх следует упражнять детей в описании растений, учить называть их отличительные признаки.

 

В старшей группе уход за растениями организуют в форме дежурства. Чтобы в процессе дежурства дать детям больше времени для наблюдения за растениями, дежурство в старшей группе целесообразно организовать в течении двух-трех дней, не только в первую половину дня, чтобы дети не уставали. Во второй половине дня лучше использовать индивидуальные поручения.

 

Для уголка природы подбирают растения, которые привлекали бы внимание детей, вызывали радостные эмоции. К ним прежде всего относятся цветущие растения (бальзамин, бегония, фуксия, герань). Детей этой группы знакомят с разными формами стеблей комнатных растений (прямостоящими, свисающими, вьющимися – такими, как фикус, традесканция, колеус, комнатный виноград), с различной расцветкой и формой листьев (традесканция с зелеными и пестрыми листьями, различные виды бегоний). В уголке живой природы следует держать растения, требующие различного ухода: редкой поливки (алоэ), частой поливки (колеус, примула), поливки только в поддон (луковичные, амариллис), растения, требующие мытья листьев тряпочкой, опрыскивания из пульверизатора (аспарагус). В старшей группе надо обратить внимание детей на то, что осенью и зимой растения почти не растут, многие из них не цветут и поэтому их следует поливать реже. С наступлением весны дети видят, что растения начинают расти, и в силу этого наблюдения, детей целесообразно подвести к выводу, что в это время растения следует поливать чаще. Обязательно надо подчеркнуть коллективную значимость труда детей (все потрудились – растения стали красивыми – будут лучше расти). Во время рассматривания растений надо обратить внимание детей на внешний вид растения, подчеркнуть его привлекательность. Например, спросить у воспитанников какое из растений самое красивое: предложить детям рассказать о нем, рассмотреть его.

 

У детей подготовительной к школе группы, в результате накопленных знаний о комнатных растениях и опыта ухода за ними интерес к ним становится более устойчивым. Поэтому надо привлекать детей к выполнению более сложных и длительных видов ухода за растениями (в течении нескольких дней и даже недель). Целесообразным будет подобрать быстрорастущее растение, такое, у которого неожиданно для ребят могут развиться бутоны (кактус, амараллис). Чтобы поддержать интерес детей к работе, следует систематически контролировать их, спрашивать, как развиваются растения, не появилось ли у них что-либо новое и при надобности лично обращать внимание на изменения. Например, обратить их внимание, что листья герани в зимнее время поворачиваются к свету, таким образом подвести воспитанников к выводу, что некоторым растениям мало света, значит их следует перенести в более светлое место. Не стоит забывать о развитии мышления у детей. В этой связи следует познакомить детей с более прихотливыми растениями, требующими сложного ухода (бегония, алоэ, туя, хлорофитум, сансевьера). Дети группы помогают при пересадке растения: подбирают горшок нужного размера, готовят песок и почву. Черенкуют растения и выращивают черенки. Удобряют растения раствором.

 

В конце февраля в уголок природы дети приносят с прогулок ветки. Если ветки поместить в теплую воду, они быстро начнут распускаться. В младшей и средней группах можно таким образом «посадить» ветки тополя или сирени. После этого дать задание детям пронаблюдать, как будут видоизменяться ветки. В беседе обратить внимание, как выглядели ветки до и после помещения в теплую воду. Под руководством воспитателя дети отмечают, как набухают почки, как они сбрасывают чешуйки, как в конечном итоге распускаются листья. Для этих целей также хорошо подойдут ветки с цветочными почками (ива, верба).

 

В конце зимы и начале весны в уголках природы всех возрастных групп проводятся посевы семян и посадка луковиц. Землю для зимне-весенних посевов и посадок готовят накануне дня посадочных работ. В младших и средних группах это делает воспитатель, в старших – дежурные. Для посевов и посадок подготавливаются ящики (по одному на стол), либо коробочки из плотной бумаги, которые устанавливают на поддоне.

 

После появления ростков, их высаживают на участке. Перед посевами и посадками, нужно отобрать посевной материал. Луковицы нужны среднего размера, ровные. Накануне их кладут в емкость и заливают теплой водой, после остывания ее сливают. Перед самым занятием у луковиц срезают верхушку (примерно пятую часть). В этом случае растение растет ровнее, а воспитанникам проще сориентироваться в посадке луковиц (срезанной частью вверх).

 

Семена цветочных и овощных растений накануне посевов проверяют: для этого их кладут в стакан с водой: полновесные (то есть более пригодные для посадки) тонут, легковесные остаются на поверхности воды. Семена, особенно мелкие, следует засыпать землей, смешанной с песком. Для посевов следует создать влажный микроклимат (накрыть пленкой).

 

Мелкие семена требуют очень осторожной поливки, иначе они всплывают, их лучше опрыскивать из пульверизатора или со щетки. Ставят посевы в самое светлое место. Когда появляется два — три листочка, рассаду пикируют, отщипывают кончик главного корня, что приводит к развитию боковых корней. Примерно через две недели после пикировки, растения можно высадить в грунт. Весь уход за посадками и посевами (кроме пикировки) проводят дети старших групп под руководством воспитателя (в ходе дежурств или при выполнении индивидуальных поручений). В младшей и средней группах на занятии все дети сеют семена одних и тех же растений, делают лунки, в которые кладут по одному семени. В старших группах дети могут сеять семена разных растений. При этом стоит использовать другой прием посадки: в ящиках делают бороздку определенной глубины и в ней выкладывают цепочкой семена на равном друг от друга расстоянии. Если ящиков нет, посев производят в коробочки, повторяют прием посева, освоенный прежде. Дети подготовительной к школе группы осваивают и такой прием: мелкие семена смешивают с песком и высевают в неглубокую бороздку.

 

Вся воспитательная работа по ознакомлению детей с природой осуществляется с целью подготовки детей к школе. Наличие у детей, пришедших в первый класс, конкретных представлений по выращиванию растений, является необходимой предпосылкой для сознательного усвоения уже систематизированных знаний о природе.

 

Список литературы:

1. «Удивительные растения» (пер. с итал. Павловой Е.Э.; русс.текст Сендеровой Н.Л.) Dami Editore, АСТ, Премьера, 2000 г.

2. «Неприхотливые садовые растения. Практическое руководство по выращиванию и уходу за растениями». АСТ 2005 г.

3. «Огород. Работа на участке в вопросах и ответах». 4-е изд. Осипова Г.С. БХВ-Петербург (2011 г.).

4. «365 золотых правил садовода на каждый день года» Траннуа П.Ф. Эксмо 2008 г.

Ознакомление дошкольников с комнатными растениями в ДОУ | Педагогический опыт

Автор: Кудрина Наталья Михайловна

Организация: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Апшеронск

Формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитанияявляетсяодной из важных задач для нашей страны. Об этомговориться в документе «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года»,утверждённом Президентом РФ В. В. Путиным (30 апреля 2012г.) Важно, чтобы процессу становления экологической культуры начали уделять внимание уже в дошкольном детстве.Ведущие специалисты в области экологического образованияС. Николаева, Н. Рыжова считают, что «дошкольное детство – это сензитивный период развития личности: позитивно запечатлённые в этом возрасте природа и бережное отношение к ней пойдут с человеком по жизни и будут способствовать формированию у него новой системы ценностей и навыков экологически грамотного и безопасного поведения».

Для успешного решения задач экологического образования, в часности формирования у дошкольников представлений о растениях, нами проведен ряд консультаций и практикумов для педагогов, подготовлен познавательный и справочный материал.

В каждой комплексной программе дошкольного образования имеются задачи по ознакомлению воспитанников с комнатными растениями. Название растений, их примерное количество зависит от конкретной программы. Но основной акцент в работе воспитателей делается на бережное отношение к растениям; на внешний вид растения; знание его частей– корень, стебель, листья, цветок; на правила ухода– полив, опрыскивание,пересадку растений; условия, необходимые для роста и развития растения (почва, тепло, свет, влага). Педагоги,организуя наблюдения дошкольников и уход за комнатными растениями,могут успешно решать разные воспитательные и образовательные задачи. Воспитателюважно знать методику ознакомления воспитанников с комнатными растениями, уметь подбирать объекты для уголка природы.В первую очередь нами был подготовлен список опасных растений, которые нельзя разводить и содержать в детском саду. Растения должны быть безопасными, неприхотливыми в уходе, небольшими по размеру, чтобы уход за растениями был по силам дошкольникам.

У детей раннего возраста интерес к объектам живой природы вызывается их внешним видом, а также эмоционально положительным отношением к ним педагога.Детей раннего возраста знакомимс миром растенийв связи с сезонными изменениями в природе. Привлекая внимание к красоте, правилам поведения в природе, мы можем рассказать, что растениянуждаются в тепле, заботе, пище. В силу возрастных особенностей малыш принимает участие в труде, потому что рядом находится взрослый. Его привлекает процесс труда, а не его результат. Воспитанники раннего возраста охотно выполнят элементарные разовые поручения: донести лейку или поддон к цветочному горшку, помочь протереть полку. Выполненное «важное» дело всегда должно оцениваетсявоспитывающим взрослым положительно.

В младших группах воспитатель должен позаботиться о том, чтобы в группе находились цветущие комнатные растения и яркие красивые леечки без ситечек. Воспитатель ухаживает за растениями: осматривает их, протирает листья, поливает, моет поддоны, тем самым показывая пример заботы и труда. Активно поддерживает желание малышей участвовать в уходе за растением. Воспитатель предлагает лейку, объясняя, как правильно нужно поливать, воду лить осторожно, высоко не поднимать носик лейки. На первых порах при поливе растенияможно придерживать руку ребёнка. Постепенно к поливу растений привлекаются и остальные дети. По мере освоения техники полива, можно дать поручение двоим детям, но выполняя одинаковые задания, работать они должны вместе с воспитателем. Так как внимание у детей в этом возрасте неустойчиво, деятельность не должна быть слишком долгой и однообразной.

В младшей группе в ходе знакомства с миром растений поддерживаем познавательные мотивы. В процессе непосредственного наблюдения и ухода, формируем простейшие понятия взаимосвязи в природе (например, без полива растение может засохнуть). Воспитанников младшей группы можно познакомить с 1-2 комнатными растениями. Педагоги-практики дошкольного воспитания рекомендуютследующие комнатные растения: бальзамин султанский (огонёк), бегония цветущая, колеус (крапивка), амариллис, пелларгониязональная или герань цветущая, пелларгония душистая, или герань душистая, азалия, аукуба.Для развития интереса к природе, в уголке природы может быть два экземпляра растения одного вида, различающихся величиной или окраской цветов, чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения. В уголке природы младшей группы растения должны иметь чётко выраженные части: цветы, стебли, листья. В течение года из названных видов растений для наблюдения воспитатель вносит 3-4 комнатных растения. Неоднократно повторяет сенсорное обследование и практические действия по уходу: полив, протирание листьев влажной тряпочкой. Детей важно привлекать к игровым упражнениям, в которых закрепляют представления о растениях, например, покажи мишке, у какого растения есть цветы; найди растение с длинными, как лента листьями; найти растение с душистыми листьями. Сюрпризные моменты, элементы новизны, воображаемые путешествия, встречи с любимыми героями создают благоприятные условия для работы с комнатными растениями, активизируют дошколят.

В средней группе продолжаем формировать умение замечать разнообразие формы, расцветки, величины, характера поверхности листьев растений, цветков. Содержание знаний о растениях усложняется, внимание уделяется биологическим особенностям растений, условиям, необходимым для жизни растений, приёмам ухода. Дети средней группы привлекают к выполнению индивидуальных поручений. Воспитатель учит их на ощупь отличать нужную температуру воды для поливки растений, сухую и влажную землю, отстаивать воду, а также убирать рабочее место. При организации трудовой деятельности уже вводят элементы разделения: один ребёнок поливает, а другой – протирает листья или горшок другого растения. Детей учат новым приёмам поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой сетки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной щёткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опушенные листья. Дети выбирают способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости. Требования к качеству труда усложняются, воспитанники по-прежнемувыполняют работу по уходу за растениями под контролем воспитателя и с его помощью. В уголке природы средней группы помещают растения, из перечня растений рекомендованных для младшей группы. Дополнительно можно внести алоэ или агаву, традесканцию (ампельную), зефирантес.В уголке природы могут находиться одновременно 6-8 видов растений (П.Г. Саморукова). Весной на примере хлорофитума можно доступно показать способы размножения растений. Рассматривая строение хлорофитума, обращаем внимание на усы, на которых образовались маленькие растения-детки. Лучше показать два способа размножения. Первый – обрезать ус и поставить растение-детку в воду, чтобы развились корни. Второй – приземлить детку, не отрезая ус, в этом случае молодое растение будет получать питание и от «мамы» и от земли. Понаблюдать, обсудить, какое растение-детка лучше растёт и почему.

Наряду с растениями, которые рекомендованы для средней группы, уголок природы старшей группы дополняетсярастениями с разнообразными стеблями.Например, растения с вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей, имеющими луковицы и т.д. Рекомендуют два-три вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия, кринум, сансевьера, узамбарская фиалка и др.Эти комнатные растения имеют разнообразные поформе и по характеру листья, стебли, цветы, поэтому у них разные потребности в свете и влаге. Наблюдая и помогая взрослым в пересадке комнатных растений, дети знакомятся с их корневой системой, узнают, что корни бывают длинные и короткие, толстые и тонкие, расположенные близко к поверхности или глубоко уходящие в землю. Так, мочковатые корни у амариллиса, кринума, а стержневой корень имеют пальма, драцена. Отсюда дети делают вывод, на какую глубину можно рыхлить почву у того или иного растения и как часто поливать. Воспитатель объясняет, как изменения внешних условий влияет на растения и уход за ними. Например, в зимний период их рост замедляется, полив проводится реже. И поэтому при уходе за комнатными растениями важно соблюдать принцип: «Спрашивай мнение растения». У растений есть определённые требования к почве, освещению, режиму полива.

Чтобы вовремя заметить вредителей, чаще осматривают растения. Если вредители появились, то воспитанники привлекаются к обработке стволов и листьев мыльным раствором. Воспитатель объясняет и показывает, как это можно сделать с помощью кисточки, напоминает, что обращаться с растением нужно как с любым больным, ласково и осторожно. Цель работы в уголке природы в старшей группе – формирование умения наблюдать, сравнивать, обобщать результаты; классифицировать объекты живой природы по различным признакам. Воспитанники этой группы могут самостоятельно определить условия, необходимые для роста и развития растений. В содержание познавательных задач включают новые качества растений, их связь с окружающей средой, например, влияние света и подкормки на рост и цветение растений. Дети старшей группы должны знать основные этапы ухода за растениями: поливку, опрыскивание, подвязку, рыхление, а весной вместе с воспитателем уметь пересаживать растения.Педагог рассказывает о вегетативном способе размножения растений (листьями, отростком, усами), совместно с детьми проводят эксперименты по посадке растений. Например, весной педагог знакомит детей с размножения фиалки: листовыми пластинками.Выбранный и аккуратно срезанный лист помещают в банку с отстоявшейся водой. Растение, у которого срезали лист, нельзя поливать 2-3 дня, пока не заживёт ранка, иначе оно может загнить. Через несколько дней на черенке листа, помещённого в банку, можно будет разглядеть корешки. Совместно с детьми воспитатель выбираетгоршок, обращает внимание на дырочки на дне горшка, спрашивает об их назначении. Взрослый может предложить дошкольникам самостоятельно посадить лист, предварительно договорившись, кто и что будет делать. Если понадобиться, то вносит свои коррективы. Он знакомит детей с пересадкой комнатных растений и организует осмотр их, совместно с детьми выполняет эту работу. При сравнении растений, коллективном и индивидуальном наблюдении, уровень сложности вопросов к детям возрастает. Кроме ухода за комнатными растениями, можно предложить детям вырастить из семян такие комнатные растения как: лимон, апельсин, инжир, гемантус, пальму, хурму и даже овощное растение –комнатный перец. Например, семена комнатного перца, посеянного в начале декабря, уже в июне-июле дают плоды. Поэтому не лишнимбудет иметь в запасе семена растений, показать детям, как их собирать, хранить. Интересно наблюдать за всходами семян изарисовывать свои наблюдения. От поручений и наблюдений можно постепенно переходить к дежурству в уголке природы. Если в средней группе воспитанников организовывали работать малыми подгруппами, то в старшей они дежурят по 2 человека. Обязанности дежурных детям уже знакомы, поэтому особых трудностей у дошкольников они не вызывают. В группе оформляют уголок дежурных с карманами и «картинками», которые показывают, кто из детей сегодня дежурит. Положительной мотивацией к выполнению обязанностей дежурных станут фишки-солнышки, звёздочки, смайлики как наглядная положительная оценка.

В подготовительной к школе группе продолжается работа по углублению и обобщению знаний о растениях. Детям этого возраста интересно узнавать о «загадочности» комнатных растений, о том какие биологические особенности (расцветка, форма листьев, цветков, время цветения, схожесть с каким-нибудь представителем животного мира) повлияли на происхождение бытовых названий комнатных растений. Педагог продолжает организовывать и руководить длительными наблюдениями, элементарными опытами по выращиванию растений. Для познавательного развития используются эвристические беседы, моделирование, решение проблемных задач. Он предлагает проблемные ситуации, в процессе разрешения которых воспитанники учатся анализировать, рассуждать, сравнивать, делать выводы, классифицировать объекты природы по существенным признакам. Например, отметить, в каком часу «засыпает» и «просыпается» садовая кислица. Или проследить за ростом «деток» бриофиллюма. Содержание уголка природы подготовительной группы можно дополнить комнатными растениями с различными способами размножения. Например, сансевьеру, узамбарскую фиалку, бегонию, для размножения этих растений используются листовые черенки. А также камнеломку, размножающуюся листовыми розетками на нитевидных побегах. Педагог продолжает знакомить детей с такими способами размножения растений как «усами», листовыми пластинками, черенками, корневищем. Вводится понятие «пересадка со стулом», т.е. посадка растения в больший по размеру горшок вместе с земляным комом, оплетённым корнями. Воспитанникам показывают, как аккуратно вынимают предварительно политое растение. С января начинается работа по подготовке и выгонке овощной и цветочной рассады. Наблюдая за рассадой, дети знакомятся с основными этапами роста и развития растений, закрепляют знания об их строении, способах ухода за ними. Вводится понятие «цикл жизни». Часть рассады можно оставить в уголке природы, чтобы наблюдать за изменениями в жизни растений, а также для того, чтобы познакомить их с искусственным опылением. Часть рассады используется для огорода детского сада.

В организации работы с комнатными растениями возрастает роль взрослого, который ориентирует процесс обучения на создание условий для самореализации личности ребёнка. В ходе работы в уголке природы ребёнок-дошкольник почувствует себя «созидателем» и «открывателем» тайн природы, экспериментируя, раскрывает суть явлений, овладевает исследовательским подходом к изучению предметов и явлений.

 

Список литературы

1.Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» /авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И. А. Кильдышева. -3-е изд.- М.: «Русское слово- учебник», 2018. 528 с.-(ФГОС ДО. Программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК»).

ISBN 978-5-533-00600-2

2.Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013.- 72с.

ISBN 978-5-98527-089-1

3.Увлекательное путешествие в мир взрослых: методическое пособие /С.В.Кожокарь.-М.:ООО «Русское слово- учебник», 2018. 208 с.-(ФГОС дошкольного образования. «Мозаичный ПАРК»).

ISBN 978-5-533-00624-8

4. С Николаева, Н. Рыжова «Экологическое образование для устойчивого развития», журнал Дошкольное воспитание № 1. 2018г. с.4.

www.dovosp.ru

Приложения:

  1. file0.docx.. 32,1 КБ

Опубликовано: 06.04.2022

Садоводство с детьми • БЕГИ, МОЙ РЕБЕНОК

Несколько месяцев назад я решил, что в этом году мы с детьми посадим сад. Раньше у меня был небольшой сад на заднем дворе до того, как в моей жизни появились дети (о, славное свободное время!), но напряженные весенние месяцы на работе и рождение двух летних малышей приостановили мое садоводство на последние пару лет. В этом году решил повторить. Я знал, что это будет действительно забавный проект для детей, в котором они смогут «помочь» мне, и отличный способ научить их природе, производству продуктов питания и ответственности.

Работа в саду может потребовать много работы и времени, но это не обязательно. Если вы новичок в садоводстве, начните с малого, всего с пары растений. Есть много фруктов и овощей, которые хорошо растут при минимальном уходе. Вам также не нужно много места. В то время как большой участок идеален, многие растения можно выращивать в контейнерах на заднем крыльце или подоконнике. Сейчас еще не поздно заняться садом. Есть множество растений, которые можно посадить в мае, чтобы получить урожай этим летом и осенью.

Если вы подумываете о том, чтобы в этом году завести сад с детьми, у нас есть несколько отличных советов о том, как сделать этот процесс интересным для детей и как вовлечь их в этот процесс.

Вовлеките их в планирование и подготовку

Планирование и подготовка вашего сада может занять немало времени и усилий, поэтому вовлекайте своих детей с самого начала. Прочитайте с ними несколько книг по садоводству, чтобы познакомить их с процессом. Пусть они вместе с вами осмотрят задний двор, чтобы выбрать идеальное место для сада (где-то, где светит не менее 6 часов солнечного света в день и есть хороший дренаж). Позвольте им помочь вам измерить участок и построить все необходимые контейнеры, приподнятые грядки, решетки или ограждения. Сходите вместе в магазин, чтобы выбрать семена или стартовые растения. Поговорите с ними о вариантах вашего сада и позвольте им выбрать хотя бы одно растение, которое им принадлежит. Обсудите, сколько растений вы можете разместить в своем саду, куда они пойдут, и составьте карту сада, чтобы они могли ее визуализировать. Когда вы будете готовы к подготовке, позвольте им помочь измерить расстояние между растениями (прикладная математика!) и наметить, куда пойдут растения.

Пусть они испачкаются

Половина удовольствия от посадки сада состоит в том, чтобы окунуть руки в грязь — пусть ваши дети помогут! Это, безусловно, самая веселая часть садоводства для детей. После того, как вы выбрали места для своих растений, позвольте им помочь с подготовкой почвы и рытьем ям. Покажите им один раз, как это делать, а затем проследите за посадкой семян и/или растений. Научите их быть нежными с растениями и корнями. Покажите им, как уплотнять почву вокруг растения, чтобы поддерживать его. Позвольте им использовать настоящие инструменты и быть частью процесса. Очевидно, что дети постарше будут более полезны в этой части, чем маленькие дети, но в любом случае это отличный способ привлечь их непосредственно к участию.

Выращивать продукты, которые они будут есть

Я знаю, что я не одинок, когда говорю, что моим детям трудно есть овощи. Неважно, как мы их приготовим или насколько рекламируем их пищевую ценность, мои дети их просто не едят. Я очень надеюсь, что все это изменится, когда в этом году мы будем выращивать собственные фрукты и овощи в нашем саду. Неудивительно, что, позволяя детям брать на себя ответственность за овощи в саду, дети будут невероятно гордиться своей щедростью и с большей вероятностью отведают ее, потребляя ее! Пусть ваши дети выберут хотя бы один сорт растения как свой собственный. Будь то их любимый фрукт/овощ или просто забавное название (руккола!).

Если ваши дети не знакомы с растениями/фруктами/овощами, отведите их на местный фермерский рынок, чтобы показать им варианты и купить несколько, чтобы они могли попробовать их дома. Скорее всего, даже если они не были большими поклонниками овощей до огорода, они станут ими, как только попробуют свежие овощи прямо со своего заднего двора. Кроме того, когда дети собирают созревшие овощи в вашем саду, они превращаются в награду.

Некоторые из наших любимых растений (которые относительно легко выращивать): клубника, горох, кабачки, свекла, спаржа, помидоры черри, морковь и капуста.

Превратите это в возможность обучения

Почти все, что связано с садоводством, является возможностью обучения для детей. Начиная с того, когда сажать (и почему) и заканчивая тем, где сажать (и почему), посадка сада — это обучение детей природе, росту и производству продуктов питания. Когда придет время заняться своим садом, посадите семена в помещении в небольших контейнерах, которые легко доступны для детей. Это позволяет детям узнать о том, как растения вырастают из семян с помощью почвы, воды и света. Они могут узнать, как использовать свет для выращивания, чтобы заменить солнце, которое растения получают снаружи, или почему важно размещать растения рядом с окном.

Садоводство также является отличным способом рассказать детям о симбиотических отношениях между птицами, пчелами, жуками, червями и растениями. Как только ваши растения окажутся снаружи, объясните, как одни животные/насекомые помогут вашему саду и как другие могут ему навредить. Научите их быть нежными с растениями и осторожно обрабатывать и собирать урожай. Позвольте своим детям быть частью процесса и учиться у растений, которые процветают, и у тех, кто терпит неудачу.

 Обучать ответственности

Посадка и уход за садом дает вам много возможностей возложить ответственность на своих детей. Вовлекая своих детей в процесс планирования и посадки вашего сада, они почувствуют, что это тоже их сад, и возьмут на себя ответственность за него. Отличный способ вовлечь детей в семейный сад — поручить им ежедневные и/или еженедельные обязанности в саду. Моим детям 2 и 4 года, и они любят поливать растения и проверять, растут ли они. Каждый день они проверяют свои растения и поливают их из пульверизатора (что предохраняет растения от чрезмерного полива). Они очень гордятся своими растениями и хотят, чтобы их сад рос.

Развлеките их

Если вы творческий тип, пусть ваши дети сделают свои собственные маркеры для растений из камней или палочек от эскимо. Пусть они еженедельно измеряют растения рулеткой (мои дети ОБОЖАЮТ рулетку) и ведут диаграмму того, насколько они выросли. Позвольте им украсить сад феями, гномами, принцессами, трансформерами, миньонами или чем-то еще, чем они сейчас увлекаются. Дайте им их собственные садовые перчатки и инструменты. Позвольте им помочь с разбрызгивателем и поливом.

Укрепите идею поощрения роста растений, работая с природой, и позвольте своим детям взаимодействовать с насекомыми и червями, которые окружают ваши растения. Пусть дети выкапывают червей из других уголков вашего двора и пересаживают их в ваш сад. Решите проблему с тлей естественным путем с помощью божьих коровок. Придумывайте новые рецепты, в которые входят продукты из вашего сада, и пусть дети помогают с приготовлением пищи.

Наш сад все еще в процессе. Чрезмерные дожди и наводнения в нашем районе нанесли небольшой ущерб нескольким нашим растениям, но остальные держатся там. Летом буду держать вас в курсе о прогрессе. Я принимаю ставки на то, едят ли мои дети хоть что-то из того, что мы выращиваем (кроме клубники), так что дайте мне знать, если вы хотите принять участие в этом мероприятии!

Если вам нужна дополнительная информация о садоводстве с детьми, у нас есть целая доска Pinterest, заполненная всевозможными полезными советами, советами, статьями, печатными изданиями, книгами, играми, занятиями и рекомендациями. Проверьте это ЗДЕСЬ.

Вы занимаетесь садоводством со своими детьми?

Что тебе больше всего нравится выращивать?

28 Занятия с растениями для детей дошкольного возраста

Давайте рассмотрим несколько заданий с растениями для дошкольников. Детям очень нравится устраивать беспорядок на улице, поэтому давайте направим эту энергию на занятия, которые помогут им узнать больше о разных растениях. Укрепите их уверенность с помощью этих занятий и позвольте им узнать, откуда берутся некоторые из их продуктов питания и других продуктов.

1. Кактусовый пластилин

Пластилин является основным продуктом дошкольного образования. Попросите детей слепить из различных видов пластилина растения кактуса. Это отличный способ познакомиться с уникальным растением, а также улучшить свою моторику. Посмотрите простое руководство по лепке кактуса в классе.

Узнать больше: Just FUNtastic

2. Посадка фасоли

Позвольте детям испачкать руки, выполняя подобные упражнения с растениями. Соберите несколько разных семян фасоли, ведро воды и контейнер с грязью. Пусть каждый учащийся наполнит чашку землей и посадит семена перед поливом.

Узнайте больше: British Council Learn English Kids

3. Цветочные трафареты 

Улучшите мелкую моторику детей, предоставив им трафарет с различными цветочными шаблонами и немного краски, чтобы создать красивые цветы. Для большего разнообразия пусть они создадут цветы разных цветов, чтобы с гордостью развесить их по классу, как здесь.

Подробнее: Sofie TV

4. Раскрашивание растений

Помогите своим детям расширить свои знания и словарный запас о различных растениях и разнообразных цветах, рисуя различные виды растений и форм растений. Некоторые красочные книжки с картинками могут пригодиться, чтобы подсказать им, что рисовать. Раздайте краску и бумагу и дайте волю своему творчеству в этом занятии.

Подробнее: Creatuful Kids

5. Раскрашивание цветов

Раскрашивание и раскрашивание — классические занятия с растениями для дошкольников и простые идеи для творчества! Достаньте их тетради или распечатайте несколько шаблонов и предложите учащимся обвести разные растения/цветы.

Подробнее: Olivia Loves Art

6. Рисование растений

Поднимитесь на новый уровень и попросите своих учеников нарисовать свои любимые цветы с нуля. Пусть они нарисуют разные виды цветов. Вам просто нужно:

  • Карандаш
  • Бумага/книги для рисования
  • Ластики

Вы можете научить их рисовать очаровательные именные цветы и показывать их в классе.

Подробнее: Куч Сихо

7. Класс Seed Strip

Работа в саду для дошкольников требует большого терпения и навыков. Чтобы облегчить посадку, сделайте с детками полоски из семян. Возьмите семена фасоли, кукурузы или травы, туалетную бумагу и клей и сделайте несколько полосок. Приклейте семена вдоль полоски ткани и дайте им высохнуть перед посадкой.

Узнайте больше: Сады, которые имеют значение

8. Сбор цветов

Возьмите своих дошкольников в общественный сад для этого простого занятия садоводством. Дайте им разные корзины и попросите их собрать цветы, чтобы обменяться друг с другом. Научите их больше отдавать и быть добрым.

Подробнее: The Man Family

9. Школьная драма

Разыграйте спектакль с каждым учеником в виде разных растений/цветов. Дети могут надеть очаровательные подходящие цветочные костюмы, чтобы устроить красочную игру. Используйте для этой игры переработанные материалы, а также основные материалы, такие как сорванные цветы, хрустящие листья и многие другие простые художественные материалы.

Узнать больше: Курс Nisha’s Handwriting Class

10. Ящик для цветов своими руками

Что касается практических занятий с растениями, то вот один из них, который прост, но требует тщательного контроля. Дети могли бы помочь собрать простую коробку для цветочных горшков для внутреннего садоводства. Получите немного:

  • Дерево
  • Гвозди
  • Краска 
  • Молотки

Попросите детей помочь с небольшими задачами, а потом посадите туда разные виды растений.

Узнать больше: Mitre 10 Новая Зеландия

11. Scavenger Hunt

Хотите, чтобы дошкольники побегали на тему растений? Устройте для них охоту за мусором, чтобы собрать разные растения и семена в саду. Наградите людей, которые найдут больше всего предметов!

Узнайте больше: Шайла сафари с едой и развлечениями для детей

12. Circle Time

Достаньте свой ежедневник и планируйте беседы о растениях и основах ухода за ними. Во время занятий дети расширяют свои знания в более веселой обстановке, чем просто сидя за своими обычными партами.

Узнайте больше: Играйте, чтобы учиться Дошкольное учреждение

13. Детская игра в бинго

БИНГО — веселый и увлекательный способ узнать больше о своих любимых цветах и ​​растениях. Распечатайте пару шаблонов бинго для детей с разными типами вопросов, подобных этому. Эта деятельность легко расширяет их словарный запас, полагаясь на визуальные подсказки.

Подробнее: The Artisan Life

14. Обозначение растений

Сгруппируйте детей с соответствующими названиями цветов/растений и попросите их либо нарисовать, либо создать растение/цветок и подписать его части соответствующим образом. Это увлекательное занятие для дошкольников поможет им сформировать мыслительные связи и расширить словарный запас.

Подробнее: «Сделай меня гением»

15. Цветок из ткани своими руками

Создание цветочной игрушки вместе с дошкольниками помогает развивать их мелкую моторику. Это очень простая поделка, и все, что нужно, это сложить и вырезать. Все, что вам нужно для изготовления игрушки, это:

  • Папиросная бумага
  • Ножницы
  • Проволока для рукоделия
  • Краска (дополнительно)

Подробнее: Сарита Сингх

16. 20 Вопросы

20 вопросов — классическая игра, с помощью которой ваши дошкольники узнают больше о растениях. Выберите ученика и попросите его придумать растение/часть растения и никому не рассказывать. Остальные дети угадывают свое слово. Это фруктово-овощное издание веселое, и ваши дошкольники получат удовольствие от игры!

Подробнее: Triple S Games

17. Покажи и расскажи

Дети приносят на урок разные виды овощей и фруктов, чтобы показать их одноклассникам. У каждого ребенка есть определенное количество времени, чтобы рассказать все, что они могут о фруктах/овощах, и все аплодируют, когда они заканчивают, чтобы подбодрить их. Они узнают все о разных растениях друг от друга, и это увлекательно.

Подробнее: Ученичество

18. Сборка фермы своими руками

Принесите набор миниатюрной фермы, чтобы дети могли познакомиться с фермой и ее частями. Пусть каждый ребенок примет участие в сборке частей игрушки. Если они застряли, вы можете вмешаться, чтобы помочь.

Узнайте больше: Rackhamb Productions

19. Учебное пособие по приготовлению салата

Пригласите класс присоединиться к вам в приготовлении салата. Позвольте им помогать с более мелкими задачами и наблюдать за вами. Это отличный способ показать им, как растения превращаются в пищу. Просто соберите ингредиенты в миску и приступайте к работе.

Узнать больше: Шутка

20. Растительные викторины

Дайте дошкольнику несколько простых заданий на растения и попросите их повторить их вам. Вы можете делать это время от времени, чтобы они могли сохранить больше информации о растениях. Вот пример.

Узнайте больше: Бесплатная школа

21. Подсчет семян

Для математической забавы соберите разные типы семян, чтобы ваш дошкольник мог их посчитать. Вы можете получить кукурузу, семена фасоли и другие для этой деятельности. Вы можете получить более крупные семена, чтобы они могли легко их сосчитать. Пусть посчитают семена и подтвердят свои ответы вместе с вами.

Узнать больше: Присцилла Де Матта

22. Печать листьев

Это классическое занятие для дошкольников. Все, что вам нужно для этого занятия, это:

  • Несколько листьев
  • Бумага
  • Краска

Дети раскрашивают лист и штампуют его на листе бумаги. Оставленный отпечаток — прекрасное произведение искусства. Это просто, не занимает много времени и это весело!

23. Садоводство в помещении

Большинство дошкольников любят играть с грязью. Если вы не хотите, чтобы они долго играли на ферме, вы можете создать свой собственный внутренний сад. Возьмите пару контейнеров, воду и несколько семян. Назначьте разные группы студентов на участок каждой, а затем попросите их наблюдать за ростом растений, как здесь.

Узнайте больше: Fun Science

24. Разноцветная мозаика

Проведите свой дошкольный класс, создав собственные красивые произведения искусства. Нарисуйте большое изображение растения. Дети просто используют вырезанные листы бумаги для создания мозаичного искусства. Им понадобится:

  • Ножницы
  • Маркеры
  • Клей-карандаш
  • Плотная бумага

Подробнее: Лейк-Каунти YMCA

25. Украшение-гирлянда из листьев

Дети могут сделать это украшение, просто вырезая кусочки цветной бумаги в форме разных листьев. Затем они приклеивают блестки на бумагу. После высыхания они могут прорезать дырочки в бумаге и продеть сквозь листья кусок шерсти, чтобы связать гирлянду из листьев.

Все, что вам нужно, это:

  • Веревка/шерсть
  • Плотная бумага
  • Блеск (опционально)
  • Клей

Подробнее: Tea Time Monkeys

26. Подсолнух своими руками

Помогите детям сделать красивый подсолнух, который они будут демонстрировать дома. Сложите картон треугольником и нарисуйте на нем цветочный узор. Вырежьте шаблон цветка и разложите картон. Приклейте вырезки из коричневой бумаги в середину и любуйтесь своим красивым цветком.

Подробнее: Tripta

27. Цветочная вертушка