Содержание
Занимательные задания при изучении экологии в средней школе
Учитель биологии и химии ГБОУ СОШ № 8
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Соколова Светлана Викторовна
Занимательные
задания при изучении экологии в средней школе
Многим учащимся экология кажется скучной
наукой с изобилием сложных терминов. Чтобы развеять это мнение и улучшить
усвоение учениками терминов и понятий, ввожу на уроках игровые моменты и
занимательные задания.
Приведу примеры таких заданий.
1. Экологические
задачи
Межпредметные связи с математикой.
- Один автомобиль ежедневно выбрасывает 3
кг выхлопных газов. Сколько этот автомобиль в год выбрасывает в атмосферу
вредных веществ?
365 * 3 = 1095 кг = 1т 95кг - Тополь называют рекордсменом по росту среди
деревьев и по способности очищать воздух от пыли. Потому его и назвали
живым пылесосом!.Если весной посадить в землю черенок длиной 30
см, то к осени вырастает метровое деревце. На сколько см вырастает
саженец тополя за лето?
100 – 30 = 70 см - В Канаде 16000 озер подвергаются разрушительному
действию кислотных дождей. Из них 12000 находится на грани исчезновения.
Остальные уже объявлены мертвыми. Сколько озер в Канаде уже уничтожены
кислотными дождями?
16000 – 12000 = 4000 (оз.)
4. Площадь
лесных массивов на нашей планете постоянно сокращается, следовательно, дефицит
деревьев станет глобальной проблемой в ближайшее время. Около четверти всего
мусора на планете является бумажными отходами и бумажной продукцией
Среднестатистический россиянин нуждается в 25 килограммах бумаги в год. Если 100
килограмм макулатуры – это одно спасенное дерево, какое количество деревьев
могут спасти жители пятиэтажного дома (на этаже 3 квартиры, 5 подъездов), если
в среднем в каждой квартире проживает 2 человека.
5. Используя правило
экологической пирамиды, определите площадь (в м2) соответствующего
биогеоценоза, на которой может прокормиться волк массой 55
кг (цепь питания: травянистые растения → парнокопытные → волк). Биомасса
растительности леса составляет 2000 г/м2. Примите во внимание, что
массовая доля воды в организме составляет 70 % от общей массы.
Решение:
1. Определяем сухую массу волка (30 % от веса
тела): 55 кг х 0,3 = 16,5 кг
- На основании правила экологической
пирамиды определяем сухую массу парнокопытных и растений, которые
составляют трофическая цепь:
травянистые растения →
парнокопытные → волк
1650 кг 165
кг 16,5 кг
- Следовательно, количество растительного
вещества, что является основой цепи питания, примерно в 10 раз больше, чем
масса растительноядных копытных, а их масса — в 10 раз больше, чем масса
волка (в пересчете на сухое вещество). Нам известна производительность
растительности леса (2000 г/м2, или 2 кг/м2).Исходя
из этого, находим площадь леса, на которой может прокормиться волк:
1 м2 — 2000
г (2 кг)
х — 1650
кг
х — 825
м2
Ответ: Площадь леса, на которой
может прокормиться волк весом 55 кг, составляет 825
м2.
2. Экологические задания-рассказы: Читайте
– думайте – делайте выводы и запоминайте…
Задание 1. К загрязнениям атмосферы относят накопление в воздухе пыли
(твердых частиц). Она образуется при сжигании твердого топлива, при переработке
минеральных веществ и в ряде других случаев. Атмосфера над сушей загрязнена в
15-20 раз больше, чем над океаном, над небольшим городом в 30-35 раз, а над
большим мегаполисом в 60-70 раз больше. Пылевое загрязнение атмосферы несет
вредные последствия для здоровья
человека. Почему?
Ответ. Загрязнение воздуха пылью ведет к поглощению
от 10 до 50% солнечных лучей. На мелких частицах пыли оседают пары поды, при
этом пыль является ядром конденсации, и это необходимо для круговорота воды в
природе. Но, нельзя забывать, что в современных экологических условиях пыль
содержит огромное количество химических и высокотоксичных веществ (например,
двуокись серы, канцерогенные вещества и диоксины), поэтому является, прежде
всего, источником токсичных осадков.
*********************************************************************
Задание
2. Количество злокачественных
опухолей у коренного населения некоторых арктических районов оказывается
заметно выше среднего. Исследователи связывают этот факт с резким увеличением
поступления в организм людей на Севере радиоактивных веществ по цепи питания:
лишайник – олень – человек. Как вы это понимаете?
Ответ. Следует отметить рост общего радиоактивного
загрязнения среды. Лишайники из-за медленного роста и значительной
продолжительности жизни способны накапливать радиоактивные вещества из
окружающей среды. Олени питаются лишайниками (ягель), и концентрация вредных
веществ накапливается в их организмах. Если человек питается преимущественно
оленьим мясом, то радиоактивные вещества накапливаются и в его организме. Таким
образом, происходит аккумуляция вредных веществ, которые приводит к серьезным
заболеваниям.
*****************************************************************************
Задание 3. Волк оленю друг?
В одном
из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения
стада оленей.
Удалось ли таким образом достичь цели?
Ответ
Уничтожение волков приведет к появлению и
распространению болезней в стаде оленей, увеличению числа слабых и больных
особей, к гибели и вымиранию оленей.
Как исправить ошибку? — Выпустить в
заповедник волков.
3. Экологические задания
по тексту
Даю задания на дом- написать самим о какой-то
проблеме.
Или читаем на уроке. Разбираем. Ищем ошибки.
ЗИМНИЙ ДЕНЬ
(Фенологический
рассказ на тему «Зима»)
В классе только и было разговоров о том, будет в
воскресенье мороз или оттепель. Проснулись и первым делом посмотрели на
термометр за окном — 4 градуса мороза. Едем! Взяли лыжи, палки, не забыли
термос с горячим чаем и бутерброд положить в рюкзак — и в дорогу. Поезд привез
нас к лесу в девять часов. Кто-то уже прошел на лыжах, и нам было не тяжело
идти по наезженной дороге. Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса
синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо были видны следы некоторых
жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы возле просеки? «Это, наверное,
следы ежа», — сказал Петрик. «Нет, это не ежик пробежал, а суслик», — возразила
Маша. Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зеленые
иголки деревьев выглядывали из-под снега. Решили отдохнуть под большим дубом.
«Что-то не видно белок», — сказала Маша. «А что, ты не знаешь, что белка зимой
спит в дупле?» — ответил ей Петрик. Где-то сверху доносился равномерный стук —
это дятел искал под корой личинок жуков-короедов. Неожиданно на ветке густой
ели мы увидели какую-то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Петрик и это
знал: «Это сойка!» Между березами мы увидели кормушку, в которой лежало сено,
а рядом соль-лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы не
было им голодно зимой. Солнце уже приближалось к горизонту, и мы двинулись к
станции. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена.
«Наверно, это волк ловил мышей в сене», — сказал кто-то. Через несколько минут
поезд уже набирал скорость. Немного усталые, но довольные, мы подъезжали к
городу.
Ответ.
Ошибки:
1. Скворцы — перелетные птицы, зимой их не бывает.
2. Ежи и суслики зимой впадают в спячку.
3. Зимой на лиственнице не бывает иголок, они опадают осенью.
4. Белки не спят зимой, а ведут активный образ жизни.
5. Зимой высиживает яйца не сойка, а клест.
6. «Мышкует» в сене не волк, а лиса.
4. Задания на соответствие
Задание № 1.
Подберите правильные пары: какой тип
взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке
таблицы.
1. Хищничество А.
Густой подрост ельника.
2. Симбиоз Б.
Волк и олень, сова и мышь.
3. Конкуренция
внутривидовая В. Лишайники.
4. Конкуренция межвидовая Г.
Аскарида и человек.
5. Паразитизм Д.
Прусак и черный таракан.
6. Протокооперация Е.
Росянка и муха.
7. Мутуализм Ж.
Акула и рыба-прилипала.
8. Комменсализм 3.
Повилика и крапива.
9. Нейтрализм И.
Синица и лягушка.
К. Пчелы и луговые цветы
а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Кроссворды
Задание дается на дом по определенной теме,
оговариваю количество слов в кроссворде (чаще-10). Собираю на проверку. Потом
выдаю классу. Решают чужой кроссворд.
6. Филворды
Найти «спрятанные» экологические термины
П | Э | А | Б | И | П | Р | О |
О | К | Н | А | О | З | У | Д |
П | О | Ы | Т | Н | Е | Ц | Р |
У | Л | Н | Е | Ц | У | Д | Е |
Л | О | Т | П | О | П | У | Л |
Я | Г | Ы | М | З | О | Н | Я |
Ц | И | Я | И | Р | Ц | Е | Ц |
И | Я | Ф | И | Т | О | Я | И |
Ответ: ПОПУЛЯЦИЯ, ЭКОЛОГИЯ,
АНАБИОЗ, ПРОДУЦЕНТЫ, РЕДУЦЕНТЫ, ФИТОЦЕНОЗ
7.
Логические цепочки
Задание: В природе все взаимосвязано.
Приведенные здесь беспорядочные факты выстройте в логической
последовательности.
1. Водоемы и побережье были обработаны
ядохимикатом ДДТ.
2. На Филиппинах стало много комаров,
заражающих человека малярией.
3. От ДДТ погибли комары, тараканы отравились
и стали малоподвижными.
4. Расплодились крысы.
5. Опасность эпидемии чумы была устранена.
6. Кошки, поедая малоподвижных ящериц,
перестали охотиться на крыс.
7. В джунгли самолетами на парашютах был
сброшен десант здоровых кошек.
8. Крысы распространяют блох – переносчиков
чумы.
9. Ящерицы, поедая отравленных тараканов, сами
становились малоподвижными.
10. Кошки сократили численность крыс.
11. Чума опаснее малярии.
Ответ: 2-1-3-9-6-4-8-11-7-10-5.
8.
Да-нет
Работа в парах. Ребята
получают карточки, выбирают номера правильных ответов. Обсуждаем.
Например:
1.Лишайники первыми
появляются в самых бесплодных местах. +
2.Растения опыляемые с
помощью ветра, называются аэробы. —
3.Совокупность организмов,
обитающих на дне водоема, называется бентосом. +
4.Репелленты – химические
вещества, служащие для уничтожения грибов. —
5. Озоновый слой
является защитным экраном от ультрафиолетовых лучей. +
6.Пруд относится к
агросистемам. +
7.Можжевельник выделяет
фитонциды. +
8.В красной книге Чувашии
есть гадюка обыкновенная. —
9.Кувшинка белая –
индикатор чистоты водоемов. +
10.Основную массу живого
вещества биосферы составляют животные. –
9. Тесты
Например, тест
«Ученые-экологи»
1. Кто ввел понятие
экосистема? (А. Тенсли)
2. Кто ввел понятие
биогеоценоз? (В.Н. Сукачев)
3. Кто предложил термин
«экология»? (Геккель)
4. Кто создал учение о
биосфере?
(В.Н. Вернадский)
5. Кто сформулировал закон
минимума? (Ю. Либих)
6. Ему принадлежит закон
толерантности (Шелфорд)
7. Ему принадлежит принцип
исключения (Гаузе)
8. Кто ввел понятие
ноосфера? (В. Н. Вернадский)
9. Ввел понятие
сукцессия. (В.Н. Сукачев)
10. Ему принадлежит принцип
10 процентов. (Линдеман)
После теста еще раз
просматриваем презентацию по истории экологии.
Есть варианты тестов с
презентациями, тесты-мультимедиа.
10. Занимательные домашние
задания (индивидуальные или группами, на усмотрение учащихся) с дальнейшим
представлением на уроке.
Задание
№ 1: Вы – пессимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Форма
рассказа любая: или научная, или с юмором, или в стихах, можно – рисунком).
Задание
№ 2: Вы – оптимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Ваш
прогноз).
Задание
№ 3: Инсценируйте ситуацию «Поведение туристов в природе».
Задание
№ 4: Придумайте и инсценируйте песню экологического содержания на какой-либо
известный мотив.
Задание
№ 5: Составьте письмо-протест против повсеместного загрязнения окружающей среды
(можно в стихах).
11.
Задания по цепям питания
1. Определите массу компонентов цепи питания, если
известно, что масса консумента
второго порядка составляет 1
кг
Компоненты цепи питания | Общая масса |
Фитопланктон |
|
Мелкие ракообразные |
|
Рыбы |
|
Выдра |
|
2. Установите соответствие
между организмом и трофическим уровнем экологической
пирамиды, на котором он находится, и впишите в
таблицу: циклоп, фитопланктон,
судак, карась, рак.
Продуцент |
|
Консумент 1 порядка |
|
Консумент 2 порядка |
|
Консумент 3 порядка |
|
Редуцент |
|
3. На основании правила экологической
пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы в море выросла одна особь
калана (морской выдры) массой 30 кг, если цепь питания имеет вид:
фитопланктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, калан.
4. Используя правило экологической пирамиды, определите
площадь (в м2) соответствующего биогеоценоза, на которой может
прокормиться волк массой 55 кг (цепь питания: травянистые растения →
парнокопытные → волк). Биомасса растительности леса составляет 2000 г/м2.
Примите во внимание, что массовая доля воды в организме составляет 70 % от
общей массы.
Решение:
1. Определяем сухую массу волка (30 % от веса
тела): 55 кг х 0,3 = 16,5 кг
- На основании правила экологической пирамиды определяем сухую массу
парнокопытных и растений, которые составляют трофическая цепь:
травянистые растения → парнокопытные → волк
1650 кг 165
кг 16,5 кг
- Следовательно, количество растительного вещества, что является
основой цепи питания, примерно в 10 раз больше, чем масса растительноядных
копытных, а их масса — в 10 раз больше, чем масса волка (в пересчете на
сухое вещество).Нам известна производительность растительности леса (2000
г/м2, или 2 кг/м2). Исходя из этого, находим площадь
леса, на которой может прокормиться волк:
1 м2 — 2000
г (2 кг)
х — 1650 кг
х — 825 м2
Ответ: Площадь леса, на которой может прокормиться
волк весом 55 кг, составляет 825 м2.
12. Ребусы
(минерал)
Надо отметить, что огромную
роль в познании экологии играют экологические проекты, проводимые ДДТЮ нашего,
Фрунзенского района Санкт-Петербурга, в которых ребята с большим удовольствием
участвуют. Это и командные конкурсы, игры, и индивидуальные исследовательские
работы, выступления с докладами, участие в фотовыставках. Из года в год число
ребят, желающих поучаствовать в экологических конкурсах растет.
Экология не только не скучная
наука, но и весьма познавательная и увлекательная!
Черно-белые японские кроссворды
Черно-белые японские кроссворды пользуются большой популярностью в различных развлекательных печатных изданиях, так как для их решения требуется лишь один
простой карандаш. Их составление требует большого художественного мастерства, так как довольно трудно изобразить в двух цветах — чёрном и белом красивое изображение. На нашем сайте вы найдете несколько сотен бесплатных черно-белых японских кроссвордов,
как для новичков, так и для опытных игроков.
ЦветЧерно-белыеЦветныеЛюбой размерМаленькиеСредниеБольшиеОгромныеУровень сложностиПростыеНормальныеСложныеПо решаемостиВсе нерешенныеТолько не сохраненныеСохраненныеРешенныеТемыНесортированныееда и напиткиживотныелюдинасекомые и паукиперсонажиподводный мирпраздники и событияпредметыприрода и космосптицырастения и грибыребусысимволы, знакиспорт и игрыстроениятранспортфантастические существа Скрыть название Картинка открыта Числовая сетка⩽25⩽20⩽15⩽10⩽7⩽5Популярность ↓Скорость ↓Скорость ↑Размер ↓Размер ↑Добавлен ↓Добавлен ↑Рейтинг ↓
61336
52
86
2023-01-01
Blbbzk
12 x 12
3 x 3
6%
61321
70
131
2022-12-31
GingerMartian
15 x 18
2 x 3
9%
61282
55
82
2022-12-31
anikina
18 x 25
5 x 4
9%
61278
179
289
2022-12-28
GingerMartian
12 x 15
3 x 4
11%
60120
209
327
2022-11-01
ptnzw
70 x 90
14 x 9
66%
61083
100
178
2022-12-19
SEN54nes
81 x 21
19 x 6
24%
61268
86
163
2022-12-31
SEN54nes
45 x 13
12 x 4
13%
60952
129
226
2022-12-12
270270
60 x 50
5 x 4
26%
61286
45
82
2022-12-31
anikina
25 x 17
5 x 5
9%
60750
214
340
2022-12-02
Titaniya
15 x 20
3 x 4
9%
61248
146
242
2022-12-27
anikina
28 x 30
6 x 7
26%
60840
151
242
2022-12-08
SEN54nes
40 x 14
9 x 2
18%
61277
162
272
2022-12-28
GingerMartian
13 x 14
2 x 3
9%
61247
106
181
2022-12-30
anikina
19 x 19
4 x 4
13%
61134
177
316
2022-12-26
anikina
19 x 19
4 x 6
14%
61125
209
331
2022-12-20
270270
15 x 20
4 x 6
12%
60816
221
359
2022-12-07
anikina
15 x 20
6 x 4
13%
61291
143
229
2022-12-29
GingerMartian
12 x 11
4 x 3
12%
60813
152
252
2022-12-12
anikina
25 x 22
5 x 5
20%
60819
157
243
2022-12-07
270270
25 x 35
5 x 5
19%
61322
71
119
2022-12-31
GingerMartian
17 x 11
4 x 2
10%
61175
181
286
2022-12-24
anikina
20 x 15
3 x 3
13%
61290
133
221
2022-12-29
GingerMartian
16 x 17
4 x 3
12%
61229
174
286
2022-12-25
GingerMartian
10 x 15
2 x 4
10%
61285
114
192
2022-12-29
anikina
20 x 18
3 x 4
18%
61297
78
138
2022-12-31
GingerMartian
19 x 13
4 x 5
15%
60904
84
133
2022-12-11
SEN54nes
47 x 27
17 x 7
26%
59856
194
275
2022-11-22
anikina
90 x 90
23 x 20
99%
61138
203
318
2022-12-21
anikina
15 x 20
3 x 6
14%
61284
90
122
2022-12-29
Blbbzk
55 x 50
14 x 11
51%
60874
113
166
2022-12-09
SEN54nes
30 x 22
7 x 6
17%
60841
135
225
2022-12-08
SEN54nes
23 x 21
5 x 3
17%
61073
148
217
2022-12-17
anikina
55 x 75
10 x 15
72%
60352
269
456
2022-11-13
270270
25 x 25
2 x 4
16%
61176
167
268
2022-12-24
anikina
20 x 20
4 x 4
15%
61280
53
91
2022-12-28
SEN54nes
67 x 20
13 x 6
15%
1 2 3 4 5 . .. 155 … 309
Найдено японских кроссвордов: 11130
Wordscapes Уровень 70 ответы
Добро пожаловать в наше руководство по Wordscapes Читы и ответы на ответы 70 уровня Wordscapes. Непосредственно ниже вы увидите каждое слово, включенное в этот конкретный уровень, а также их определения. Есть также дополнительные или бонусные слова и их соответствующие определения для тех из вас, кто любит вызовы.
Wordscapes Уровень 70 принадлежит Лесной группе и Life Pack.
Содержание
- 1 Wordscapes Уровень 70 Ответы – Включены слова
- 1.1 Wordscapes Уровень 70 Ответы – Определения включенных слов
- 2 Wordscapes Уровень 70 Ответы – Наглядные
- 3 Wordscapes Уровень 70 Ответы – Дополнительные или бонусные слова
- 3.1
Wordscapes Уровень 70 Ответы – Слова включены
На этом уровне 10 слов, которые составляют полную головоломку. Порядок заполнения слов не важен, поэтому мы предоставим вам список в алфавитном порядке, чтобы ваш мозг не болел больше, чем нужно:
BOD, BOUT, BUD, BUT, DOT, DOUBT, DUB, DUO, OUT, TUB
Wordscapes Уровень 70 Ответы – Определения включенных слов хорошо выглядеть в этом купальном костюме. Дополнительные определения этих слов можно найти на сайте: Dictionary. Вот и все. Простые. Если вы хотите немного больше испытаний, вы можете остановить прокрутку здесь и попытаться заполнить головоломку, не проверяя визуальный чит. Однако, если вам нужна дополнительная помощь или, возможно, вы просто хотите быстрее перейти на следующий уровень, вы можете посмотреть на изображении ниже, чтобы узнать, как точно заполнить головоломку. Wordscapes Level 70 Answers — Visual Ниже показано изображение готовой доски. Вы пришли к такому же решению? Молодец, если сделал! Если вы похожи на меня, то простого решения головоломки недостаточно, особенно когда есть бонусы. Ознакомьтесь с этими дополнительными и бонусными словами ниже, чтобы помочь вам в этом. Wordscapes Уровень 70 Ответы – дополнительные или бонусные слова На этом уровне есть 7 дополнительных или бонусных слов. Отказ от ответственности: Некоторые из них могут показаться странными, но будьте уверены, они действительно работают! BOT, BUDO, DOB, DOUT, OUD, TOD, UDO. программное обеспечение, которое может выполнять команды, отвечать на сообщения или выполнять рутинные задачи, такие как онлайн-поиск, либо автоматически, либо с минимальным вмешательством человека (часто используется в комбинации): бот социальных сетей, ретвитящий определенные сообщения; чат-бот службы поддержки клиентов для ответа на продукт вопросы. Дополнительные определения этих слов можно найти на сайте: Dictionary.com! Поздравляем, вы ответили как на включенные слова, так и на бонусные и дополнительные слова, из которых состоят ответы Wordscapes уровня 70. Теперь у вас есть ВСЕ ответы Wordscapes уровня 70, вы можете двигаться вперед (или назад), нажимая кнопки ниже: < WORDSCAPES LEVEL 69 ОТВЕТЫ WORDSCAPES LEVEL 71 ОТВЕТЫ > Кроме того, вы можете просмотреть ВСЕ Доступные уровни: Wordscapes Коды и ответы! Если это было полезно, пожалуйста, поставьте лайк, поделитесь этим со своими друзьями и семьей или отправьте нам электронное письмо, чтобы мы все могли повеселиться вместе! PuzzleGameMaster Умный Мозг Летать на самолете над зданием Уровень 70 Ответ и подробное изображение Подсказки приведены на этой странице, Прокрутите вниз , чтобы узнать ответ. Главная страница Smart Brain Классическая игра Smart Brain — это сложная игра-головоломка с веселыми ответами для всех возрастов, в которую можно играть в автономном режиме. Smart Brain — захватывающая игра для мозга, тщательно разработанная для всех любителей мозговых игр, казуальных игр и викторин. Игра заставит ваш ум мыслить нестандартно и проявить творческий подход. Это настоящее удовольствие для тех, кто ищет универсальные игры для мозга. Это умная игра, в которой головоломки объединены в логические и нестандартные головоломки, в которые вам захочется играть весь день. Умный мозг. com!
Smart Brain Уровень 70 [Пролететь над зданием] Ответить » Puzzle Game Master
Умный мозг
0 Комментариев Эта игра разработана Unico Studio и доступна в магазине Google Play.
Мозг Уровень 1 [Какое самое большое животное] Ответ
Можете ли вы помочь ему найти это] Ответ
] Ответ