Отделы растений. Основные отделы растений. Особенности строения и жизнедеятельности.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок-игра по биологии "Отделы растений". 6-й класс. Отделы растений


Основные отделы растений. Особенности строения и жизнедеятельности.

Подцарство низшие растения. Водоросли.

Строение и жизнедеятельность водорослей.

Водоросли — это фотосинтезирующие автотрофные эукариотические организмы.

Насчитывается около 30 тыс. видов различных водорослей. Выделяют отделы Зелёные, Красные, Бурые водоросли и др. Водоросли бывают одноклеточные, многоклеточные и колониальные.Тело многоклеточных водорослей (таллом) состоит из сходных клеток и не разделено на органы и ткани. Формы таллома очень разнообразны: монадная, амебоидная, нитчатая, пластинчатая и др. Хлоропласты водорослей называются хроматофорами. У многих подвижных водорослей имеется светочувствительный глазок (стигма), благодаря чему эти водоросли обладают фототаксисом — способностью к движению по направлению к свету.Водоросли обитают главным образом в воде, однако большое число видов поселяются на суше во влажных местах обитания (на поверхности почвы, камнях, коре деревьев).Размножение водорослей. Водоросли могут размножаться бесполым и половым путём. К бесполому относится вегетативное размножение (деление таллома на части у многоклеточных, деление клеток надвое у одноклеточных, распадение колоний у колониальных форм) и спорообразование (образование в спорангиях подвижных или неподвижных спор). Половое размножение заключается в формировании гамет и их последующем слиянии с образованием зиготы, а также просто слиянии двух одноклеточных водорослей друг с другом, либо посредством конъюгации. При половом размножении в жизненном цикле зелёных водорослей преобладает гаметофит, бурых — спорофит.Зелёные водоросли распространены преимущественно в пресных водах (около 13 тыс. видов). Помимо водной среды некоторые виды обитают на поверхности почвы и т. д., а также вступают в симбиотические отношения с грибами. Отличительные особенности: 1) содержание в хлоропластах хлорофилла а и b, преобладающих над другими пигментами; 2) основным запасающим продуктом является крахмал; 3) клеточная стенка образована целлюлозой. Зелёные водоросли бывают одноклеточные (хламидомонада, хлорелла), многоклеточные (улотрикс, спирогира) и колониальные (волвокс).Красные водоросли распространены преимущественно в тёплых водах морей и океанов (около 4 тыс. видов). Почти все красные водоросли многоклеточные. Отличительные особенности: 1) содержание в хлоропластах хлорофилла а и d, а также пигментов от ярко-красной до почти чёрной окраски, что позволяет им воспринимать солнечные лучи той части спектра, которые проникают глубже в толщу воды; 2) основным запасающим продуктом является багрянковый крахмал, близкий по строению к гликогену; 3) подвижные стадии в жизненном цикле отсутствуют. К красным водорослям относятся порфира, бангия, немалион и др.Бурые водоросли распространены преимущественно в умеренных или холодных водах морей и океанов (около 1,5 тыс. видов). Все бурые водоросли многоклеточные. Отличительные особенности:1) содержание в хлоропластах хлорофилла а и c и других пигментов; 2) основным запасающим продуктом является ламинарин; 3) в жизненном цикле присутствуют подвижные стадии. К бурым водорослям относятся ламинария (морская капуста), фукус, саргассум, макроцистис и др.Значение водорослей. Водоросли являются важным компонентом водного сообщества. В водах мирового океана водоросли являются основными продуцентами органических веществ. Кроме того, они выделяют кислород, необходимый для дыхания животным и растениям. Водоросли, обитающие на поверхности почвы, участвуют в почвообразовании. Водоросли сыграли огромную роль в истории Земли, обогатив атмосферу кислородом. Широко используются водоросли и человеком: в пищу и на корм скоту (богаты витаминами, солями йода и брома), для получения агар-агара и других веществ и т. д.

Подцарство высшие растения

Споровые растения

Отдел Моховидные

Моховидные произошли от водорослей и представляют собой эволюционный тупик. Отдел Моховидные включает около 25 тыс. видов. Обычно размеры мхов от 1 мм до 60 см. Одни мхи представляют собой таллом, другие имеют стебель и листья. Моховидные не имеют корней. Некоторые из них имеют одно- или многоклеточные ризоиды, которыми они прикрепляются к грунту и поглощают воду и минеральные вещества.В жизненном цикле мхов гаплоидный гаметофит преобладает над диплоидным спорофитом. Это отличает их от остальных высших растений. Гаметофит развивается из гаплоидной споры. У разных видов мхов гаметофит может быть однополым (двудомным) или двуполым (однодомным). На гаметофите в органах полового размножения (гаметангиях) образуются подвижные сперматозоиды и неподвижные яйцеклетки. Мужские половые органы называются антеридии, женские — архегонии. Оплодотворение происходит в присутствии капельно-жидкой влаги. Из оплодотворённой зиготы развивается коробочка со спорами.Таким образом, взрослое растение мха — половое поколение (гаметофит), а коробочка со спорами — бесполое поколение (спорофит). Половое и бесполое поколения не разделены, а представляют одно растение. Также мхам свойственно и вегетативное размножение. Наиболее крупный класс моховидных — Листостебельные мхи. Различают зелёные мхи (кукушкин лён) и сфагновые (белые) мхи (сфагнум).Зелёные мхи. Представитель — кукушкин лён, многолетнее растение высотой до 20 см. Широко распространён в еловых лесах, на болотах. Гаметофиты кукушкиного льна раздельнополы (двудомны), имеют прямостоячие неветвистые стебли с острыми листьями и ризоиды. На верхушках мужских и женских гаметофитов формируются антеридии и архегонии. Во время дождя или росы двужгутиковые сперматозоиды проникают к яйцеклеткам и сливаются с ними. После оплодотворения на женских растениях образуется диплоидный спорофит — коробочка на длинной ножке. Внутри коробочки формируется спорангий с гаплоидными спорами. Попадая в почву, спора прорастает в зелёную ветвящуюся нить — протонему, похожую на зелёную водоросль. Часть протонемы углубляется в почву, теряет хлорофилл и превращается в ризоиды; а из наземной части протонемы образуется стебель мха с листьями.Сфагновые (белые) мхи. Представитель — сфагнум, играет важную роль в формировании и жизни болот. Сфагнум беловато-зеленого цвета, так как содержит большое количество воздухоносных клеток, имеет ветвистые стебельки, усаженные мелкими листьями, и не имеет ризоидов. Поглощение воды осуществляется всей поверхностью. Сфагновые мхи растут верхней частью побегов, а нижняя часть отмирает. В результате образуются залежи торфа. Процесс торфообразования происходит благодаря застойному переувлажнению, отсутствию кислорода и созданию мхами кислой среды.Значение. Мхам принадлежит важная роль в природе: как накопители влаги они участвуют в регулировании водного баланса лесов и соседних территорий.Человеком торф используется в качестве топлива, как термоизолятор, в сельском хозяйстве в качестве удобрения, в химической промышленности для получения парафина, фенола, аммиака, уксусной кислоты, метанола, красителей и других веществ, в медицине при грязелечении, а также может быть использован как бактерицидный перевязочный материал, так как обладает антисептическим действием.

Отдел Плауновидные

Плауновидные, хвощевидные и папоротниковидные — древние группы высших растений. Они произошли от псилофитов (риниофитов), которые, в свою очередь, произошли от зелёных водорослей и первыми заселили сушу. Их расцвет пришёлся на каменноугольный период, после чего многие виды вымерли.Плауновидные — это травянистые, многолетние растения, встречающиеся в сыроватых хвойных и смешанных лесах. В настоящее время насчитывается около 1 тыс. видов. Они имеют стелющийся стебель с множеством веток, покрытых мелкими тёмно-зелёными листьями, укреплённый в почве с помощью придаточных корней. Верхушечные побеги заканчиваются спороносными колосками.Из споры образуются мелкие заростки (2–3 мм), которые развиваются под землей, через 15–20 лет на них образуются архегонии и антеридии. В них формируются многожгутиковые сперматозоиды, которые в присутствии воды оплодотворяют яйцеклетки, и из диплоидной зиготы развивается новое растение. Кроме того, плауновидные могут размножаться вегетативно (частями стебля).Значение. Плауны растут очень медленно и подлежат охране. Животными не поедаются. Используются в медицине (некоторые содержат яд, сходный по действию с кураре, другие используются как присыпка, третьи — для лечения алкоголизма).

Отдел Хвощевидные

Хвощевидные — это многолетние травянистые растения, обитают на влажной кислой почве в сырых лесах, на болотах, влажных полях и лугах. В настоящее время насчитывается всего около 20 видов. Имеют хорошо развитое корневище с клубнями. Побеги состоят из члеников (междоузлий). В клеточных стенках накапливается кремнезём, который выполняет механическую и защитную роль. На верхушках побегов расположены спороносные колоски.Весной на корневищах отрастают розоватые спороносные побеги со спороносными колосками, на которых образуются гаплоидные споры. Из них вырастают мужские и женские (более крупные) заростки. Оплодотворение осуществляется в жидкой среде. Из диплоидной зиготы развивается спорофит.Значение. Хвощи несъедобны для животных, являются сорняками пастбищ и полей. Хвощ полевой применяют в медицине как мочегонное средство.

Отдел Папоротниковидные

Папоротники — многолетние, чаще травянистые растения лесов умеренной зоны (орляк), водоёмов (сальвиния) или древовидные, лиановые, эпифитные обитатели влажных тропиков. В настоящее время насчитывается около 10 тыс. видов.Спорофит папоротников разделён на корень, стебель и лист. Корни придаточные, отходящие от корневища. Стебли развиты плохо, и листва по массе и размерам преобладает над стеблем. На нижней части листа развиваются спорангии.Из споры развивается заросток — небольшая многоклеточная пластинка зелёного цвета и с ризоидами (самостоятельное растение). На заростке формируются антеридии (мужские половые органы) и архегонии (женские половые органы). Заростки одних видов двуполые, других — однополые. В антеридиях образуются сперматозоиды, в архегониях — яйцеклетки. Для их слияния необходимо наличие воды. После оплодотворения из зиготы развивается растение папоротника. Таким образом, заросток — половое поколение (гаметофит), а взрослое растение папоротника — бесполое поколение (спорофит). Половое и бесполое поколения разделены. Также папоротникам свойственно и вегетативное размножение (например, отделением корневища).Значение. Роль древних папоротников, а также хвощей и плаунов состояла в образовании залежей каменного угля и насыщении атмосферы кислородом. Некоторые виды современных папоротников употребляются в пищу, используются в медицине (глистогонные средства) или как декоративные растения.

Семенные растения

Рассмотренные выше споровые растения имеют два общих свойства:

  1. Для осуществления полового процесса им необходима капельно-жидкая влага, что ограничивает их распространение.
  2. Образующиеся споры мелкие, содержат мало питательных веществ и имеют слабую жизнеспособность. Это же относится к развитию из зиготы зародыша споровых растений.

Более прогрессивными с эволюционной точки зрения являются семенные растения. Им для оплодотворения не требуется вода, а семя (единица расселения семенных растений) содержит запас питательных веществ. Семя представляет собой маленький спорофит с корешком, почечкой и зародышевыми листьями — семядолями. В нём содержится запас питательных веществ, необходимый для первоначального этапа развития.Взрослые семенные растения — спорофиты. Они образуют два типа спор: мужские (микроспоры) и женские (мегаспоры). Микроспоры продуцируются в мужских шишках (у голосеменных) или в пыльниках (у цветковых). Внутри пыльцевого зерна микроспора делится, и возникает мужской гаметофит, в котором образуются мужские гаметы. Мужские гаметы, формирующиеся внутри микроспоры, как правило, лишены жгутиков, не способны активно двигаться и называются спермиями. Мегаспоры образуются в семязачатках женских шишек или завязи. Единственная зрелая женская спора остаётся в семязачатке, здесь из неё развивается женский гаметофит (зародышевый мешок), где и образуется яйцеклетка. Таким образом, гаметофиты у семенных растений крайне редуцированы, и весь цикл их развития протекает на спорофите.К семенным растениям относятся голосеменные (размножаются семенами, но не образуют плодов) и покрытосеменные (семена заключены в плоды).

Отдел Голосеменные

В отделе Голосеменные выделяют 6 классов: Семенные папоротники, Саговниковые, Беннеттитовые, Гнетовые, Гинкговые, Хвойные. Из них семенные папоротники и беннеттитовые полностью вымерли. Наиболее широко голосеменные были распространены в конце палеозойской и в мезозойскую эру. Ныне живущих голосеменных около 720 видов. Голосеменные представлены исключительно древесными формами: деревьями, кустарниками, лианами.И в природе, и в жизни человека второе место после цветковых занимают хвойные. Их насчитывается около 560 видов. К ним относятся сосна, ель, лиственница, пихта, кедр, кипарис, можжевельник и др.Строение. Хвойные имеют стержневую корневую систему. Часто содержат микоризу. Древесина на 90–95% образована прочной проводящей тканью. Среди хвойных есть листопадные виды и вечнозелёные. У листопадных видов (лиственница) листья плоские и мягкие. У вечнозелёных (большинство хвойных) листья игольчатой формы и жёсткие. Устьица глубоко погружены в ткань листа, что уменьшает испарение воды. Хвоя содержит витамин С и выделяет фитонциды.Размножение. Рассмотрим размножение хвойных на примере сосны. Сосна — однодомное (обоеполое растение). На верхушках молодых побегов образуются красноватые женские шишки. Шишка состоит из оси, на которой расположены чешуи, а на каждой чешуе находятся два семязачатка. У основания молодых побегов сосны расположены группы зеленовато-жёлтых мужских шишек. В них формируется пыльца. Каждая пылинка снабжена двумя воздушными мешками. Созревшая пыльца с помощью ветра попадает на семязачатки женских шишек, после чего их чешуи плотно смыкаются и склеиваются смолой. Пылинка остаётся лежать внутри семязачатка до весны следующего года. От опыления до оплодотворения проходит 12–14 месяцев. Пыльца прорастает, из вегетативной клетки развивается пыльцевая трубка, а из генеративной — два спермия. Один сливается с яйцеклеткой, а второй погибает. Из зиготы развивается зародыш с запасом питательных веществ, из покрова семязачатка образуется кожура семени. После созревания семян чешуйки шишки расходятся, и семена высыпаются.Значение. Наиболее широко хвойные распространены в умеренной зоне северного полушария, где они образуют тайгу. Человек использует хвойные как строительный материал, сырье для целлюлозно-бумажной промышленности, топливо, как источник получения смол, эфирных масел, лекарственных средств и т. д. Древесина лиственницы отличается устойчивостью к гниению. Секвойя и мамонтово дерево — представители кипарисовых — обладают ценной древесиной («красное дерево»). Некоторые секвойи достигают высоты более 100 м и возраста 3–4 тыс. лет. Представители саговниковых используются человеком в пищу («хлебное дерево»).

Отдел Покрытосеменные (Цветковые)

Покрытосеменные — эволюционно наиболее молодая и самая многочисленная группа растений. Отдел включает около 250 тыс. видов. Покрытосеменные произрастают во всех климатических зонах, составляют основную массу растительного вещества биосферы и являются важнейшими производителями (продуцентами) органики на суше.Доминирующая роль цветковых обусловлена рядом прогрессивных особенностей:

  1. Появление цветка — органа, совмещающего функции бесполого размножения (образование спор) и полового (формирование семени).
  2. Образование в составе цветка завязи, заключающей в себе семязачатки (семяпочки) и предохраняющей их от неблагоприятных воздействий среды.
  3. Формирование из завязи плода: семена находятся внутри плода, и поэтому защищены (покрыты) околоплодником. Кроме того, плод позволяет использовать различных агентов для распространения семян (насекомых, птиц, летучих мышей, а также потоки воздуха и воды).
  4. Двойное оплодотворение, в результате которого образуется диплоидный зародыш и триплоидный (а не гаплоидный, как у голосеменных) эндосперм.
  5. Максимальная редукция гаметофита. Мужской гаметофит — пыльцевое зерно — состоит из двух клеток: вегетативной и генеративной, которая делится, образуя два спермия. Женский гаметофит состоит из восьми клеток зародышевого мешка, одна из которых становится яйцеклеткой.
  6. Размножение и семенами, и вегетативными органами.
  7. Усложнение и высокая степень дифференциации органов и тканей. В частности, наиболее совершенная проводящая система: ксилема представлена сосудами, а не трахеидами, во флоэме ситовидные трубки имеют членистое строение, появляются клетки-спутники.
  8. Быстрое протекание процессов роста и развития у однолетних форм.
  9. Большое разнообразие жизненных форм: деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, многолетние травы, однолетние травы и т. д.
  10. Могут образовывать сложные многоярусные сообщества благодаря большому разнообразию жизненных форм.

Значение покрытосеменных в жизни человека трудно переоценить. Практически все культурные растения принадлежат к этому отделу. Древесина покрытосеменных используется в промышленности, строительстве, производстве бумаги, мебели и т. д. Многие цветковые растения используются в медицине.Систематика. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) делят на два класса: Двудольные и Однодольные. Однодольные произошли от двудольных и являются менее многочисленными. Двудольные отличают от однодольных по ряду признаков. По каждому из признаков существует множество исключений. Единственный абсолютный признак — строение зародыша.

Сравнительная характеристика основных классов покрытосеменных
Признак Двудольные Однодольные
Строение зародыша Зародыш обычно имеет две семядоли; зародыш симметричный — почечка занимает верхушечное положение, а семядоли располагаются по бокам зародыша; семядоли обычно прорастают надземно Зародыш с одной семядолей; зародыш асимметричный — семядоля занимает верхушечное положение, а почечка находится сбоку; семядоля обычно прорастает подземно
Строение листа Жилкование обычно сетчатое, реже перистое или дуговое; листья обычно черешковые, опадающие Жилкование обычно параллельное или дуговое; листья обычно сидячие, неопадающие
Корневая система Обычно стержневая Обычно мочковатая
Особенности роста Имеется камбий: характерен вторичный рост Камбий, как правило, отсутствует: вторичный рост не характерен
Жизненные формы Древесные, полудревесные и травянистые формы Травы. Иногда вторичные древесные формы (пальмы)
Цветки Обычно пятичленные, реже четырёхчленные Обычно трехчленные, реже четырёхчленные, но никогда не пятичленные

Классы цветковых делят на семейства главным образом на основании строения цветка и плода. При этом используют формулу цветка.Класс Двудольные включает семейства Крестоцветные, Маревые, Тыквенные, Бобовые, Розоцветные, Паслёновые, Сложноцветные.Класс Однодольные включает семейства Злаковые, Лилейные.

Название семейства Число видов Жизненные формы Строение цветка Плод Другие особенности Культурные растения Дикорастущие растения
Класс Двудольные
Крестоцветные (капустные) 3 тыс. видов В основном травы, реже кустарники и кустарнички Ч4Л4Т4П1. Соцветие: кисть Стручок или стру- чочек Листья очередные, у многих образуют прикорневую розетку. Хорошие медоносы. Содержат масла (горчица, рапс) Капуста, редька, репа, горчица, рапс Сурепка, пастушья сумка, вечерница (ночная фиалка)
Бобовые 17 тыс. видов Травы, полукустарники, кустарники, деревья Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1. Лепестки: парус, 2 весла, лодочка (из двух сросшихся лепестков). Соцветия: кисть, головка Боб Листья сложные. На корнях клубеньковые бактерии. Семена богаты белком Фасоль, горох, бобы, соя, чечевица, арахис Люцерна, клевер, чина, донник, солодка
Розоцветные 3 тыс. видов Травы, полукустарники, деревья Ч5Л5ТооП1 или Ч5Л5ТооПоо. Соцветия: кисть, зонтик и др. Костянка, яблоко, орешек Большое разнообразие плодов, которые богаты витаминами, сахарами, органическими кислотами Вишня, слива, абрикос, яблоня, груша, клубника, малина Шиповник, черёмуха, лапчатка
Пасленовые 2 тыс. видов В основном травы, реже полукустарники и кустарники Ч(5)Л(5)Т5П1. Соцветия: завиток, двойной завиток Ягода, коробочка Листья простые: цельные или рассечённые, без прилистников. Некоторые растения содержат ядовитые вещества Картофель, томаты, баклажаны Белена, дурман, белладонна
Сложноцветные 20 тыс. видов Большинство — травы, в тропиках есть кустарники и деревья Л(5)Т(5)П1. Чашечка представлена хохолком волосков. Соцветие: корзинка Семянка Листья простые без прилистников Подсолнечник, салат латук, топинамбур, цикорий, астры, георгины Одуванчик, ромашка, мать-и-мачеха, пижма, тысячелистник
Класс Однодольные
Лилейные 2 тыс. видов Травы О(3)+3Т3+3П1. Соцветие: кисть Коробочка, ягода Листья ланцевидной формы с параллельным жилкованием, собраны в прикорневую розетку. Стебель видоизменён и представлен луковицей Тюльпан, лилии. Лук, чеснок и некоторые другие виды в настоящее время относят к особому семейству Луковые Ландыш, алоэ
Злаковые 12 тыс. видов Травы О(2)+2Т3П1. Зерновка Листья цельные с параллельным жилкованием, в основном влагалищные. Стебель полый внутри (соломина). Рост стеблей вставочный — в результате деления клеток в основании каждого междоузлия Пшеница, рис, ячмень, кукуруза, овёс, просо, сорго, сахарный тростник Ковыль, пырей, мятлик

examer.ru

ЗАДАНИЕ А12

ЗАДАНИЕ А12

МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ. КЛАССЫ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ

ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ЕГЭ

    1. Многообразие растений. Основные отделы растений. Клас­сы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека.

МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

Группа

растений

Особенности строения и жизнедеятельности

Представители

Низшие рас­тения (отделы зеленых, бурых и красных водо­рослей)

Тело представлено талломом (слоеви­щем), не дифференцированным на тка­ни и органы.

Многоклеточные водоросли имеют ри­зоиды, которыми прикрепляются к суб­страту

Зеленые: хлорел­ла, хламидомонада, улотрикс, спироги­ра, ульва.

Бурые: ламинария. Красные: порфира

Высшие рас­тения

Тело расчленено на органы, имеются ткани

Отдел

Моховидные

Имеют органы: стебель и листья. Не имеют корней (имеют ризоиды). Прово­дящие ткани развиты слабо. Размножа­ются спорами. Для оплодотворения не­обходимо наличие воды. В жизненном цикле преобладает гаметофит. Сфагно­вые мхи участвуют в образовании торфа

Кукушкин лен, сфаг­нум

Отделы

Папоротниковид­ные, Хвощевид­ные и Плауно­видные

Имеют органы: стебель, лист и корень. Проводящие ткани развиты хорошо. Раз­множаются спорами. Для оплодотворения необходима вода. Гаметофит представ­лен заростком. Преобладает спорофит. Образовали залежи каменного угля

Папоротники: орляк, щитовник.

Плауны: плаун бу­лавовидный.

Хвощи: хвощ поле­вой

Отдел

Голосеменные

Имеют органы: стебель, лист, корень. Размножаются семенами. Оплодотворе­ние происходит без участия воды. Все ткани развиты хорошо. Гаметофит силь­но редуцирован, преобладает спорофит

Все хвойные рас­тения (ель, сосна, можжевельник, ли­ственница и др.), а также гинкго

Отдел

Цветковые (По­крытосеменные)

Имеют органы: стебель, лист, корень. Размножаются семенами. Оплодотво­рение двойное, происходит без участия воды. Имеется цветок, на месте которого формируется плод. Все ткани развиты хорошо. Гаметофит сильно редуциро­ван, преобладает спорофит

Элодея, кувшинка, кактусы и все дру­гие растения, имею­щие цветок

ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ РАСТЕНИЙ

Цикл развития мха

У мхов гаметофитом является зеле­ное растение с листьями и стеблями, а вот желто-коричневые коробочки на ножках, торчащие на зеленых расте­ниях, - это спорофиты. При этом спо­рофит паразитирует на гаметофите. На рисунке гаметофит обозначен цифрой 1, а спорофит - 2. В коробоч­ках происходит мейоз и образуются га­плоидные споры, которые прорастают в тонкие нити, а из них развиваются взрослые гаплоидные гаметофиты. На верхушках гаметофитов образуются мужские (антеридии) и женские (архегонии) органы размножения. При наличии воды происходит оплодотворение, образуется зигота, а из нее начинает развиваться взрослый спорофит (коробочка на ножке).

Одной из особенностей растений является чередование поко­лений в жизненном цикле. Половое поколение (гаплоидный гаметофит) сменяет бесполое (диплоидный спорофит). Вкратце это происходит так: гаплоидный гаметофит путем митоза производит мужские и женские гаметы, происходит оплодотворение, образуется диплоидная зигота, из которой путем митоза развивается спорофит. В результате мейоза у спорофита образуются гаплоидные споры, из которых опять вырастает гаплоидный гаметофит. В ходе эволю­ции наблюдается постепенная редукция гаметофита.

Цикл развития папоротника

На рисунке представлена смена поколений у папоротников. Однако в отличие от мхов у папоротников взрослое расте­ние (1) - спорофит. На нижней стороне листа (2) формируются гаплоидные споры (3), из кото­рых при благоприятных усло­виях развивается небольшая (всего несколько миллиметров) пластинка - заросток (4). Это и есть гаметофит папоротника. На его нижней стороне образуются антеридии и архегонии, при наличии воды происходит оплодотворе­ние, образуется зигота и начинает развиваться молодой спорофит (5), который вырастает во взрослое растение.

Цикл развития сосны

У семенных растений наблюдается дифференциация гаметофи­тов на мужские и женские и еще большая их редукция.

На рисунке показан цикл развития сосны. Рано весной на по­бегах сосны образуются мужские (4) и женские (1) шишечки. В муж­ских созревает пыльца (мужские гаметофиты, не образующие антеридиев). В женских формируются семязачатки, в которых развива­ются женские гаметофиты - эн­досперм с двумя архегониями. В результате опыления пыльцевое зерно попадает на семязачаток и образует трубку, по которой cnepмии перемещаются к яйцеклетке.

Происходит оплодотворение, об­разуется зигота, из которой затем развивается зародыш.

У цветковых растений гаплоид­ная стадия редуцирована еще сильнее. Мужской гаметофит пред­ставлен пыльцевым зерном (как и у голосеменных), а женский - за­родышевым мешком (всего семь клеток).

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе эволюции растений происходит постепенная редукция гаплоидной стадии (гаметофита).

КЛАССЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

Признаки

Класс Однодольные

Класс Двудольные

1. Главный признак - количество семядолей в зародыше семени

Одна семядоля

Две семядоли

2. Жилкование листьев

Параллельное или дуговое

Сетчатое

3. Корневая система

Мочковатая

Стержневая

4. Строение цветка

Число частей цветка обычно кратно трем. Околоцветник простой

Число частей цветка обычно кратно четырем или пяти. Околоцветник двойной

5. Наличие камбия

Нет

Есть

Однако следует помнить и про исключения из общего правила. На­пример, вороний глаз имеет сетчатое жилкование, но одну семядо­лю, и поэтому его относят к однодольным растениям. Подорожник имеет мочковатую корневую систему и дуговое жилкование, но от­носится к двудольным, т. к. имеет две семядоли.

СЕМЕЙСТВА ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

Главным признаком при разделении цветковых растений на се­мейства является строение цветка и плода.

studfiles.net

Урок-игра по биологии "Отделы растений". 6-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи урока:

обучающая: повторить, обобщить и развить знания учащихся о многообразии, строении, размножении, приспособленности растений;

воспитательная: формировать навыки групповой работы, взаимопроверки, самооценку, воспитывать бережное отношение к природе;

развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их речь, мышление, сенсорную сферу.

Методы обучения:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
  • по степени взаимодействия учителя и учащихся; изложение, беседа, самостоятельная работа;
  • по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый;
  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

Объявление условий игры: В игре один раунд, который длится около 30 минут; на раздумье 1 минута. Отвечает команда, капитан которой первой поднимет руку. В случае правильного ответа команда получает количество баллов, которое отвечает цене вопроса, а также ей предоставляется право выбора следующего вопроса. В случае неправильного ответа, команда штрафуется на соответствующее число баллов, при этом другие команды получают возможность ответить на вопрос. Если же в отведенное время правильную версию не может предложить ни одна из команд, отвечает ведущий. В игре побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

Если у команд нет вопросов, мы начинаем игру! Презентация

Определение очередности хода: первой ходит команда, правильно выполнившая общее задание за более короткое время.

Перевертыши:

1. СЕНЫЕГОМЕНЛОС (голосеменные)

2. ТОРПАПОНИК (папоротник)

3. ЛИСОРДОВА (водоросли)

4. ХМО (мох)

5. ЕТЫРОКОПМЕСНЕНЫ (покрытосеменные)

Что объединяет эти понятия? (Ээто отделы растений)

Отделы растений Цена вопроса
Водоросли 5 10 15 20 25
Мхи 5 10 15 20 25
Папоротники 5 10 15 20 25
Голосеменные 5 10 15 20 25
покрытосеменные 5 10 15 20 25

Водоросли

5 баллов. Узнайте водоросль (хламидомонада)

10 баллов. В производстве мармелада используют вещество, которое получают из красных водорослей. (Агар-агар)

15 баллов. Какие функции выполняет хроматофор у хлореллы? (окрас, фотосинтез, запас питательных веществ)

20 баллов. Опишите способы размножения водорослей, в зависимости от условий окружающей среды. (Бесполое при благоприятных условиях, половое при отклонении от нормы, т.к.половое размножение может обеспечить появление более приспособленных организмов)

25 баллов. Почему водоросли глубоководья красные, а водоросли мелководья – зеленые? (Водоросли мелководья для фотосинтеза используют красный спектр света, поэтому их пигмент зеленый; больших глубин достигает свет зеленого спектра, поэтому водорослям необходим пигмент красного цвета).

Мхи

5 баллов. Узнайте мох (сфагнум)

10 баллов. Значение мхов в природе (Звено в пищевой цепи, место обитания организмов, заболачивание местности, формирование почв, формирование торфа – топливного и химического сырья)

15 баллов. Какая стадия мхов дольше существует: с коробочкой или без? (В коробочке содержатся сопоры, которые довольно скоро высыпаются; а половая стадия без коробочек существует дольше)

20 баллов. К высшим или низшим растениям относят мхи и почему? (По наличию тканей, вегетативных органов мхи – высшие споровые растения)

25 баллов. В чем отличие сфагнума от кукушкиного льна? (У сфагнума нет ризоидов; разная форма коробочек; сфагнум содержит в стебле и листьях мертвые клетки, которые способны поглощать воду и долго ее удерживать, постепенно отдавая живым клеткам; благодаря этому сфагнум поглощает воды в 20-25 раз больше своей массы)

Папоротники

5 баллов. Узнайте папоротник (орляк)

10 баллов. Старинное поверье утверждало, что папоротник цветет в глухую июньскую ночь, накануне праздника Ивана Купалы. Считалось, что цветок наделен магической силой – помогает найти клады, скрытые в земле. Скольким людям удалось найти цветок папоротника? (Никто не может найти цветок, т.к. папоротники размножаются спорами и такого органа как цветок у них нет)

15 баллов. Почему папоротники живут только там, где достаточно влаги? (Половое размножение происходит только в присутствии воды)

20 баллов. На что указывает появление хвоща на поле и что делать? (Хвощ предпочитает влажную кислую почву, нейтрализовать которую можно внесением извести)

25 баллов. Почему в каменноугольном периоде господствовали папоротникообразные растения, хотя мхи первыми начали осваивать сушу? (Папоротники были лучше приспособлены к наземному образу жизни, т. к. имели не только стебли и листья, но и корни; успешнее размножались, образуя больше спор)

Голосеменные

5 баллов. Узнайте растение – эндемик пустыни Намиб. (Вельвичия)

10 баллов. Почему в хвойном лесу особенно легко дышится? (В стволе и листьях имеется смола, которая содержит фитонциды, уничтожающие бактерии)

15 баллов. Почему во время урагана ели вырываются с корнем, а сосны ломаются? (Ель имеет широкую корневую систему, расположенную в верхних слоях почвы, у сосны корень глубоко уходит и крепко держит ствол)

20 баллов. Как распространенны ели и сосны по территории России? (В Европейской части преобладает темнохвойная тайга, в Восточной Сибири преобладает сосна, т.к. не прихотлива к почвам; ели в Восточной Сибири растут преимущественно по долинам рек)

25 баллов. Благодаря чему в юрском периоде, когда климат на Земле стал более жарким и сухим, господствовали голосеменные растения? (Они оказались более приспособленными, т.к. половое размножение не требовало наличие воды, семя содержит эндосперм, устьица погружены в ткань листа, что снижает испарение, лист покрыт кутикулой)

Покрытосеменные

5 баллов. Выберите покрытосеменное растение: гинкго, яблоня, плаун (яблоня)

10 баллов. Назовите главный орган цветка (пестик, а в нем - завязь)

15 баллов. Чей портрет представлен? Каков его вклад в науку? (С.Г. Навашин; открыл двойное оплодотворение у цветковых растений)

20 баллов. Почему выражение кедровые орешки ошибочно? (Кедровыми орешками называют семена сосны сибирской, у нее нет плода – орех, т.к. нет цветка; настоящие кедры растут в Эфиопии и в Гималаях)

25 баллов. Почему растение росянка имеет столь необычный облик? (Растение - хищник приспособлено к условиям с недостаточным количеством азота)

Задания на случай равного количества баллов у команд

  1. Как называется лист папоротника? (Вай)
  2. Растение с самой большой ягодой (Арбуз)
  3. Из чего получают деготь? (Береза)
  4. Какой химический элемент, необходимый для работы щитовидной железы, содержится в бурых водорослях? (Йод)
  5. Как в старину использовали мох? (Утеплитель в домах, сфагнум накладывали на раны, добавляли в хлеб для “сытности”)

Подведение итогов.

Домашнее задание: повторение темы, подготовка к контрольной работе.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (отделы растений) — КиберПедия

2.Какую систематическую группу из перечисленных в классификации растений считают наиболее крупной

1) род 2) отдел 3) класс 4) семейство

3.Установите правильную последовательность систематических категорий, характерных для царства Растения, начиная с наибольшей.

А) Класс Б) Семейство В) Вид Г) Род Д) Отдел

3. Водоросли относят к простоорганизованным растениям, т.к они

1) произрастают на больших глубинах

2) синтезируют органические вещества из неорганических

3) не имеют тканей и органов

4) размножаются бесполым и половым способами

4. Водоросли относят к наиболее просто организованным растениям, т.к.

1) у них нет тканей и органов 2) они живут преимущественно в воде

3) в их клетках происходит фотосинтез 4) среди низ есть многоклеточные и одноклеточные

5. Какие растения состоят из сходных по строению клеток, не образующих тканей

1) водоросли 2) плауны 3) папоротники 4) мхи

6. Водоросли поглощают воду и минеральные соли из окружающей среды

1) корнями 2) ризоидами 3) всей поверхностью тела 4) спец.клетками

7.Какие органы появились у мхов в процессе эволюции

1) плоды с семенами 2) корни 3) листья и стебли 4) цветки

8. Стебель с листьями в процессе эволюции растений впервые появился у

1) водорослей 2) мхов 3) хвощевидных 4) папоротниковидных

9. Для оплодотворения папоротников и мхов необходимо наличие

1) воздуха 2) воды 3) почвы 4) света

10. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как

1) у них отсутствуют вегетативные органы – корни

2) стебель у них неветвящийся, с узкими листьями

3) они образуют органические вещества из неорганических

4) у них имеются воздухоносные клетки.

11.Какие признаки характерны для растений отдела Папоротниковидные

1) опыление осуществляют насекомые 2) в цикле развития формируется заросток

3) органом размножения является цветок 4) оплодотворение связано с водой

5) размножаются с помощью спор 6) укрепляются в почве с помощью ризоидов.

12.Чем папоротники отличаются от водорослей

1) имеют в клетках хлоропласты 2) состоят из тканей и органов

3) имеют в клетках ядро и цитоплазму 4) бывают одно- и многоклеточные

13. Сходство заростка папоротника с многоклеточной водорослью свидетельствует об их

1) принадлежности к царству Растения 2) принадлежности к одному отделу

3) родстве 4) изменчивости

14 В чем сходство покрытосеменных и голосеменных растений

1) характеризуются многообразием видов 2) имеют хорошо развитые вегетативные органы

3) способны образовывать обширные леса 4) размножаются семенами

5) опыляются насекомыми и птицами 6) образуют сочные и сухие семена

15. Хвойные – более высокоорганизованные растения, чем папоротники, т.к. у них появились

1) листья в форме иголок 2) придаточные корни 3) семена 4) гаметы

16. Семенами размножаются

1) хвощи и плауны 2) мхи и папоротники 3) папоротники и водоросли 4) хвойные и цветковые

17. Какие приспособления к уменьшению испарения воды сформировались у хвойных растений

1) мощная крона 2) развитая корневая система

3) восковой слой и небольшое число устьиц 4) быстрое передвижение воды по сосудам

18. Сосна относится к растениям отдела голосеменных, т.к.

1) это крупное многолетнее дерево 2) это светолюбивое, не требовательное к влажности растение

3) семена у нее расположены открыто на чешуях шишки

4) семена находятся внутри плода

19. Опыление у голосеменных растений осуществляется

1) водой 2) ветром 3) птицами 4) насекомыми

20.К какому отделу относят растения, у которых имеется генеративный орган – цветок

1) Голосеменные 2) Папоротниковидные 3) Покрытосеменные 4) Моховидные

21.Об усложнении покрытосеменных по сравнению с голосеменными свидетельствуетпоявление у них в процессе эволюции

1) корней 2) цветков и плодов 3) семян 4) побегов

22.Почему покрытосеменные считают процветающей группой растений

1) они размножаются спорами 2) семена расположены внутри плода

3) семена лежат на чешуйках шишки 4) размножаются половым путем.

23. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен

Признаки растений отделы растений

1) имеют ризоиды 2) размножаются спорами А) Моховидные

3) имеют корни 4) размножаются семенами Б) Голосеменные

5) у большинства видоизмененные листья – иголки

24. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен

Признаки растений отделы растений

1) имеют вегетативные и генеративные органы А) Водоросли

2) отсутствуют органы 3) размножаются семенами Б) Покрытосеменные

4) характерны приспособления к опылению

5) тело образовано одной или множеством сходных клеток

6) размножение спорами

25. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен

Признаки растений отделы растений

1) имеют вегетативные и генеративные органы А) Папоротниковидные

2) отсутствуют плоды и цветки Б) Покрытосеменные

3) размножаются семенами

4) оплодотворение происходит в водной среде

5) оплодотворение на зависит от наличия воды

6) размножение спорами

26. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен

Признаки растений отделы растений

1) имеют вегетативные органы – стебель с листьями А) Водоросли

2) растут на суше во влажных местах Б) Мхи

3) отсутствие органов и тканей

4) обитают в воде

5) наличие проводящей и покровной тканей 6) образуют торф

cyberpedia.su


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта