Особенности строения голосеменных растений. Отдел "Голосеменные растения". Особенности их строения и жизнедеятельности, происхождения

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение. Особенности строения голосеменных растений


Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)

Разделы: Биология

Задачи:

  • познавательные: повторить строение споровых растений, познакомить с многообразием голосеменных, изучить особенности голосеменных на примере класса хвойных, показать значение голосеменных в природе и жизни человека.
  • практические: продолжить формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка, навык работы с текстом учебника.
  • развивающие: развитие логического мышления, развитие умений использования знаний для решения задач. 
  • воспитательные: продолжить формирование у школьников материалистического представления о механизме возникновения приспособлений у растений, показать прогрессивные изменения в ходе эволюции, которые помогли голосеменным широко расселиться в биосфере. Продолжить экологическое воспитание учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Формы проведения: беседа, самостоятельная работа, коллективная и практическая работа.

Оборудование: презентация «Кроссворд», «Таблица-перфокарта», иллюстрации, гербарий, натуральные объекты (ветки сосны, ели), лупы, музыкальное оформление «Шум леса».

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Проверка знаний – 7 мин.
  3. Физкультминутка – 1 мин.
  4. Изучение нового материала – 15 мин.
  5. Закрепление. Практическая работа – 10 мин.
  6. Решение экологических задач – 8 мин.
  7. Подведение итогов – 2 мин.
  8. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока

Организационный момент – 1 мин

Проверка знаний и умений – 7 мин

А) Повторим, какие споровые растения мы изучали. В кроссворде зашифрованы названия споровых растений и биологические термины.

  1. Сфагнум – мох, который можно использовать в качестве бактерицидной повязки и из которого образуется торф.
  2. Гаметофит – половое поколение растений.
  3. Плаун – споровое растение, занесенное в Красную книгу.
  4. Псилофиты – растения, от которых произошли мхи, хвощи и папоротники.
  5. Папоротник – растение, которое никогда не цветет, но о его цветке чудодейственном придумана легенда.
  6. Спорофит – бесполое поколение растений.
  7. Хвощ – споровое растение, содержащее кремниевую кислоту, используемое для очищения крови и укрепления волос.

Приложение

Б) А теперь повторим строение споровых растений. Задание по таблице – перфокарте. Из каких органов состоят следующие споровые растения?

Признаки для сравнения

Мох сфагнум

Хвощ полевой

Папоротник - орляк

1. Стебель

+

+

+

2. Корневище

-

+

+

3. Лист

+

+

+

4. Споры образуются на

 

 

 

1) листьях

-

-

+

2) побегах

+

+

-

В) Определим растения по гербарию. (хвощ, папоротник, мох сфагнум)

Физкультминутка – 1 мин.

Деревья зимою, деревья зимою Пронизаны ветром и стужей самою, И старые сосны и острые ели Встают, как солдаты, навстречу метели. В пурге по колено, буранами гнутся, Вершинами машут. Сдают? Не сдаются.

Изучение нового материала – 15 мин.

У. Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений – отдел голосеменные. Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных ранее, состоит в способе размножения.

Вопрос: как выдумаете, посредством чего размножаются эти растения?

Они размножаются не посредством спор, а семенами. Возникновение семян – очень важный этап в эволюции растений. Отдел голосеменные насчитывает около 700 видов. Представители – в основном древесные растения, травянистых форм нет.

У голосеменных семена не прикрыты стенками плода. Они расположены в шишках, на чешуях, то есть семена как бы голые. Отсюда и название отдела растений.

Найдите в тексте с 74, 75 признаки растений отдела голосеменные. Хвойные превосходят по численности и распространению все другие голосеменные растения, их более 600 видов.

Вопрос: какие вы знаете хвойные растения, растущие в Сибири? (ель, сосна, кедр, лиственница, пихта).

У. 1) вступительное слово о голосеменных растениях.

2) стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком…»

3) загадки о сосне и ели.

  1. Ее когда в лесу найдешь. Пойдешь гулять и встретишь Стоит колючая как еж Зимой в платье летнем. (ель)
  2. У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви только на макушке. (сосна)

У. О каких хвойных растениях мы будем говорить? 4) Упражнение от усталости глаз. Сели ровно. Закрыли глаза и представили себе очертания сосны, как она выглядит в лесу и на открытом месте. Открыли глаза и, не поворачивая головы, нашли картинки глазами с изображением хвойных растений.

5) Таблица с изображением сосны на открытом месте и в лесу.

У. Беседа об особенностях строения.

6) Работа по таблице на доске. Беседа по картинкам с изображением сосны и ели.

Представители класса хвойных

Отношение к свету

Высота и продолжительность жизни

Окраска коры

Форма короны

Как расположен корень

Сосна

Светолюбива

До 50 м

До 500 лет

Желто-коричневая

Раскидистая овальная

Глубоко уходит в почву

Ель

Теневынослива

До 40 м

До 400 лет

Темная серо-коричневая

Пирамидальная

Расположен в верхнем слое почвы

Практическая работа – 10 мин. Изучение строения ели и сосны.

 

 

Хвоя сосны

Хвоя ели

1

Продолжительность жизни

2 – 3 года

5 – 8 лет

2

Расположение на побеге

По две хвоинки

По одной хвоинке

3

Длина хвои

~ 7 см

~ 2 см

4

Форма хвои

четырехгранная

плоская

7) Выполнение рисунка веточек сосны и ели.

Решение задач – 8 мин.

  1. Четвертая часть лесных богатств Томской области – кедровники. Ими занято около 3 млн. гектар. Сколько гектаров земли в Томской области занято лесом?
  2. Учащиеся Захаровской средней школы Первомайского района создали кедровый массив площадью около 2000 га, а старшеклассники Тимирязевской школы Томского района засадили кедром 20 га. На сколько гектаров увеличилась площадь кедровых массивов?

8) Польза хвойного леса (беседа).

Значение голосеменных растений в жизни и хозяйственной деятельности человека:

  1. Использование древесины в строительстве
  2. Как поделочный материал, мебель, музыкальные инструменты
  3. Получение бумаги (ель)
  4. Искусственные ткани (сосна)
  5. Кедровое масло
  6. Закрепление почвы
  7. Озеленение, декоративное значение

Самые обширные территории хвойных лесов – таежные леса Сибири – это главные «легкие планеты».

Подведение итогов - 2 мин.

Задание на дом – 1 мин.

Стр. 74 – 80 (В.В. Пасечник)

Узнайте, какие животные питаются семенами голосеменных растений, найдите шишки и зарисуйте их.

Список литературы:

  1. В.В. Пасечник Биология 6 класс из.Дрофа Москва-2008
  2. Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник Биология Тематическое и поурочное планирование к учебнику из.Дрофа Моска-2008
  3. Т.А. Дмитриева, В.В. Пасечник 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников из.Дрофа Москва-1999
  4. А.Т. Зверев Экология Учебник для 7-9 классов из.Дом педагогики Москва-1999
  5. Л.Н. Ердаков Экология Учебное пособие 5-8 кл. ООО «ИПЦ-Юпитер» Томск-2004
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок 41. Отдел голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

    3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

    Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

    Планируемые результаты

    Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

    Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

    Метапредметные:.

    Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

    Формирование навыка смыслового чтения.

      Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

      Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

      Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

      Цели: дать представление о семенных растениях, раскрыть преимущества семенного размножения перед споровым; показать особенности строения голосеменных растений; выявить черты сходства и различия представителей споровых и семенных расте­ний; познакомить с особенностями размножения голосеменных растений на примере цикла размножения сосны; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, вы­полнения биологического рисунка.

      Оборудование и материалы: карточки с вопросами, живые по­беги сосны и ели с шишками, шишки различных голосеменных растений, гербарные экземпляры различных голосеменных ра­стений, таблицы: «Строение и размножение сосны», «Растения елового леса», «Растения соснового леса», коллекции шишек и побегов голосеменных растений, побеги цветковых растений, несколько моделей или натуральных плодов покрытосеменных растений, шишки сосны и ели, погрызенные белкой, поклеванные клестом или дятлом.

      Ключевые слова и понятия: семенные растения, голосемен­ные и цветковые растения, древесные растения, кустарники, сте­лющиеся формы растений; эволюция, перекрестное опыление, шишка — видоизмененный побег, плод; однодомное растение, женские шишки, мужские шишки, стержень (ось), чешуи; се­мязачаток, яйцеклетка, эндосперм, неподвижные мужские га­меты — спермии; зигота, зародыш, семенная кожура, пыльцевые мешочки, смола; появление семян — эволюционный шаг, дающий преимущество семенным растениям.

      Ход урока

      Актуализация знаний

        Работа у доски

          (К доске вызывают 3 учеников. Каждому дают по карточке с вопросами. На выполнение задания отводится около 5 мин.)

          Карточка 1

          Запишите основные черты, характерные для водорослей.

          Приведите примеры различных водорослей.

            Карточка 2

            Запишите основные черты, характерные для мохообразных.

            Приведите примеры различных мохообразных.

              Карточка 3

              Запишите основные черты, характерные для папоротникооб­разных.

              Приведите примеры различных папоротникообразных.

              (По истечении времени учащиеся устно отвечают на постав­ленные вопросы. Класс сравнивает и анализирует их ответы, ис­правляет ошибки и неточности.)

                Изучение нового материала

                  Рассказ учителя с элементами беседы

                    Сегодня мы приступаем к изучению новой группы расте­ний — отдела голосеменные. Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных нами ранее, состоит в способе размножения.

                    Вспомните, посредством чего размножались растения, с ко­торыми мы уже познакомились. (Этирастения размножа­лись посредством спор.)

                    Способ размножения представителей отдела голосеменные принципиально иной.

                    Как вы думаете, посредством чего размножаются эти расте­ния? (Ответы учащихся.)

                    Они размножаются с помощью семян. Возникновение семян — очень важный этап в эволюции растений.

                    Отдел голосеменных насчитывает около 700 видов. Предста­вители этой группы — в основном, деревья, реже — кустарники и стелющиеся формы растений. Трав среди голосеменных нет.

                    Самостоятельная работа учащихся с учебником

                      Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 42; учебник В.В. Пасечника § 16), выпишите основные признаки голосеменных растений.

                      На выполнение задания отводится 5—7 мин. Учащиеся по очереди называют по одному признаку растений отдела голо­семенные. Учитель дополняет ответы.)

                      Признаки растений отдела голосеменные

                      Размножение посредством семян.

                      Не образуют плодов.

                      Древесные растения или кустарники, иногда стелющиеся формы.

                      Листья чаще всего игольчатые, слегка уплощенные или че­шуевидные.

                      Чаще всего вечнозеленые растения.

                      Настоящие сосуды отсутствуют.

                      Разнополые растения.

                      Оплодотворение происходит без участия воды.

                      Мужские гаметы — неподвижные спермии.

                      Продолжение рассказа учителя с элементами беседы

                        Свое название голосеменные получили благодаря семенам, которые лежат открыто, как бы голо, и в отличие от семян покры­тосеменных растений не защищены стенками плода.

                        Тем не менее наличие семян является большим эволюционным шагом, дающим этим растениям огромное преимущество перед споровыми.

                        Как вы считаете, в чем это проявляется? (Ответы учащихся.)

                        В отличие от спор в семенах имеется запас питательных ве­ществ, необходимых зародышу в первое время его развития, пока у молодого растения не сформируется корневая система. Кроме того, внутри семени зародыш будущего растения надежно защи­щен от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Все это значительно увеличивает шансы молодого растения на вы­живание.

                        Что представляется вам, когда речь заходит о хвойных ра­стениях? (Ель и сосна.)

                        Ель и сосна — наиболее широко известные представители хвойных голосеменных растений средней полосы.

                        Практическая работа. СТРОЕНИЕ ХВОЙНЫХ ГОЛОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ СОСНЫ И ЕЛИ

                        Цели: познакомить с внешним строением хвойных голосемен­ных растений на примере сосны обыкновенной и ели обыкновен­ной, с микроскопическим строением хвои; продолжить формиро­вание навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.

                        Оборудование: живые или гербарные побеги сосны и ели, шиш­ки сосны, шишки ели, готовый микропрепарат «Хвоя сосны», микроскоп.

                        Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо на­помнить учащимся о правилах техники безопасности.

                        Ход работы

                        Рассмотрите внешнее строение побега сосны. Определите размер хвоинок, как они располагаются на побеге.

                          Рассмотрите внешнее строение шишки сосны. Какую фор­му она имеет?

                          Зарисуйте внешнее строение побега и шишку сосны.

                          Рассмотрите внешнее строение побега ели. Определите раз­мер хвоинок, как они располагаются на побеге.

                          Рассмотрите внешнее строение шишку ели. Какую форму она имеет?

                          Зарисуйте внешнее строение побега и шишку ели.

                            Рассмотрите готовый микропрепарат «Хвоя сосны» под микроскопом при малом и большом увеличении.

                            Найдите кожицу, выполняющую защитные функции, усть­ица. Как расположены устьица? Подсчитайте примерное коли­чество устьиц.

                            Зарисуйте микроскопическое строение хвои сосны.

                            Сделайте вывод о чертах сходства и чертах различия сос­ны и ели, а также о приспособленности этих растений к жизни в суровом климате.

                              Сравнительную характеристику сосны и ели

                              Признак

                              Сосна обыкновенная

                              Ель обыкновенная

                              Характер

                              хвои

                              Хвоинки длинные, 3—5 см в длину, расположены попарно на сильно укоро­ченных побегах

                              Хвоинки короткие (1,5—2 см), расположены одиночно, густо покрыва­ют побеги

                              Расположе­ние веток

                              Ветви собраны в мутовки, по которым можно при­мерно определить возраст дерева. Нижняя часть ствола не имеет веток

                              Ветви распределены от верхушки до основания

                              Шишки

                              Относительно округлые

                              Более вытянутые, с глад­кими чешуями

                              Характер корневой си­стемы

                              Пластичная корневая си­стема. Зависит от условий произрастания дерева

                              Главный корень обычно развит плохо

                              Требования к освещению

                              Светолюбивая порода. Об­разует светлые леса (боры)

                              Тенелюбивая порода. Об­разует темнохвойные леса

                              Требования к почве

                              Неприхотлива по отноше­нию к почвам

                              Требовательна к субстрату и минеральному питанию

                              Потребность во влаге

                              Нетребовательна по отно­шению к влаге

                              Влаголюбива

                              Опыление и распростра­нение семян

                              Ветроопыляемое растение. Семена распространяются животными и ветром

                              Ветроопыляемое растение. Семена распространяются животными и ветром

                              Продолжение рассказа учителя с элементами беседы

                                Как мы уже говорили, голосеменные растения (например, сосна и ель) размножаются семенами.

                                Где образуются семена у этих растений? (В шишках.)

                                А как размножаются цветковые растения? (Семенами.)

                                В чем же состоит основное отличие семенного размноже­ния покрытосеменных и голосеменных растений? (Ответы учащихся.)

                                Покрытосеменные растения образуют плод, внутри которого образуются и созревают семена, а у голосеменных растений се­мена не прикрыты стенками плода. Они расположены в шишках, на чешуях, т. е. семена как бы голые, отсюда и название отдела.

                                Давайте более подробно рассмотрим цикл развития сосны. (Учи­тель сопровождает свой рассказ демонстрацией гербариев, побегов растений, таблиц.) Сосна, так же как и ель, однодомное растение.

                                Вспомните, что значит «однодомное». (Это значит, что мужские и женские гаметы развиваются на одном растении.)

                                Плодоносить эти растения начинают на 15-30-м году жизни. На верхушках молодых побегов сосны в конце весны — начале лета можно увидеть небольшие красноватые шишечки. Это молодые женские шишки. Шишка представляет собой видоизмененный побег. У шишки можно выделить стержень (или ось), на котором рас­положены чешуи — видоизмененные листья. На верхней стороне каждой из чешуй расположено по два семязачатка.

                                Мужские шишки более мелкие, всего 1—2 см в длину, желтова­тые, собраны в небольшие тесные группы. Мужские шишки растут ниже женских на тех же или на других ветках. На нижней стороне чешуек шишки размещено по 2 пыльцевых мешочка, в которых созревает пыльца. Каждая пыльца сосны имеет по два небольших пузырька, наполненных воздухом.

                                Как вы думаете, для чего это нужно? (Ответы учащихся.)

                                Благодаря наличию этих пузырьков пыльца очень легкая

                                и легко переносится ветром.

                                Каков биологический смысл расположения мужских ши­шек ниже, чем женских? (Ответы учащихся.)

                                Это приспособление к перекрестному опылению. Пыльца, вы­сыпаясь из шишек, с большей вероятностью попадет не на шиш­ки, расположенные на том же дереве или той же ветке, а на шишки другого дерева.

                                После того как пыльца сосны попадает в семязачатки (про­исходит опыление), чешуйки смыкаются и склеиваются смолой. Но оплодотворения пока что не происходит. Семязачатки в это время еще не готовы к оплодотворению.

                                Через год женские шишки становятся зелеными, увеличи­ваются в размерах. Внутри семязачатков созревают яйцеклетки и образуется питательная ткань — эндосперм. После созревания семязачатков происходит оплодотворение неподвижными мужски­ми гаметами — спермиями.

                                С какой группой растений это роднит голосеменные? (По­добные мужские гаметы характерны для покрытосеменных растений.)

                                После оплодотворения образуется зигота, из которой прямо на материнском растении начинает развиваться зародыш, кото­рый питается за счет эндосперма. В результате образуется семя, состоящее из зародыша, питательной ткани эндосперма и семенной кожуры. Через 1,5 года шишка сосны высыхает, трескается и се­мена высыпаются на поверхность земли.

                                Семена голосеменных растений распространяются животны­ми или ветром. Они имеют особое пленчатое крылышко, способ­ствующее перемещению их при помощи ветра. (Учитель демон­стрирует семена сосны.) Семена сосны и ели часто поедают птицы и белки. Часть семян при этом высыпается и прорастает. (Учитель может продемонстрировать шишки сосны и ели, объеденные бел­кой или поклеванные клестом или дятлом.) Семя намного тяжелее одноклеточной споры, но гораздо лучше защищено от неблаго­приятных воздействий окружающей среды, кроме того, снабжено запасом питательных веществ. При попадании в благоприятные условия семена прорастают и дают начало новому организму.

                                Подсчитайте, сколько времени необходимо такому голосе­менному растению, как сосна, для прохождения полного цикла развития. (Ответы учащихся.)

                                Закрепление знаний и умений

                                  Фронтальный опрос

                                    Ответьте на вопросы.

                                    Какие растения называют голосеменными?

                                    В чем состоит принципиальное отличие голосеменных ра­стений от споровых?

                                    Каковы основные признаки голосеменных растений?

                                    Где развиваются семена голосеменных растений?

                                    В чем заключается отличие семян голосеменных растений от семян покрытосеменных?

                                    Каково строение женской и мужской шишек сосны?

                                    В чем отличие в строении этих шишек?

                                    Какие особенности строения возникли у пылинок сосны, которые способствуют их переносу ветром?

                                    Как происходит опыление и оплодотворение у голосемен­ных растений (на примере сосны)?

                                    Какими способами распространяются семена сосны?

                                    В чем состоит эволюционное преимущество семенных ра­стений перед споровыми?

                                    Самостоятельная работа учащихся в парах

                                      (Необходимо составить 2—3 тестовых вопроса по теме урока с 4 вариантами ответов, один из которых является правильным. Вопросы аккуратно пишут на отдельном листе бумаги. На выпол­нение задания отводится 5—7 мин. После чего учащиеся отвечают на вопросы соседа, оценивая при этом корректность и правиль­ность выполненного задания, и наоборот.)

                                      Подведение итогов урока

                                        Домашнее задание

                                        Прочитать параграф, знать основные термины, устно ответить на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 42; учебник В.В. Пасечника § 16.)

                                        Творческое задание. Узнать, какие животные питаются семе­нами голосеменных растений. Попробовать найти в лесу шиш­ки, которые ели белки, клесты, дятлы или другие животные. Чем внешне отличаются эти шишки? Изобразить шишки и животных, которые ими питались.

                                        Задания для учеников, интересующихся биологией.

                                        Нарисовать графическую схему, отражающую цикл разви­тия сосны.

                                        Рассмотреть живые побеги и изображения различных го­лосеменных растений вашей местности. Выписать признаки, ха­рактерные только для конкретного растения, т. е. те, по которым это растение можно отличить от других голосеменных. Зарисо­вать отдельные побеги и шишки этих растений. Можно составить мини-определитель хвойных растений, встречающихся в вашей местности.

                                        Подготовить доклад об интересных представителях голосе­менных растений.

                                          Голосеменные

                                           

                                           

                                           

                                           

                                          Размножение голосемянных

                                          Отдел Голосеменные. Общая характеристика.AVI

                                           

                                           

                                           

                                           

                                          Голосеменные-лекция

                                           

                                           

                                          Ресурсы:

                                          И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

                                          Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

                                          Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

                                          В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

                                          Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

                                          Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

                                          учебник «Биология», 6-й класс

                                          Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

                                          Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

                                          Хостинг презентаций

                                          - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

                                          xn--j1ahfl.xn--p1ai

                                          Отдел "Голосеменные растения". Особенности их строения и жизнедеятельности, происхождения

                                          УРОК

                                          ПО БИОЛОГИИ

                                          в 7 классе

                                          НА ТЕМУ: «ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ

                                          РАСТЕНИЯ.

                                          ОСОБЕННОСТИ СТРОЯНИЯ

                                          И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

                                          ПРОИСХОЖДЕНИЯ».

                                          ГБОУ МКЛ № 1310 ВАО Г. МОСКВА

                                          учитель ЖУКОВА И. Д.

                                          Тема урока: Отдел голосеменные растения. Особенности их строения и жизнедеятельности, происхождения.

                                          Задачи урока:

                                          1)Раскрыть преимущества семенного размножения;

                                          2)Показать особенности строения голосеменных;

                                          3)Расширить знания о многообразии голосеменных4

                                          4)Познакомить с размножением голосеменных;

                                          5)Обосновать экологическую роль голосеменных и их значение в жизни человека;

                                          6)Формировать умение распознавать голосеменные по хвое и шишкам.

                                          Оборудование: гербарий хвойных пород деревьев и кустарников; таблицы, рисунки «Строение сосны», раздаточный материал для учащихся ; коллекция шишек хвойных растений; презентация «Голосеменные растения» слайдов-16.

                                          Основные понятия и термины урока: семя, семязачаток, спорофит, гаметофит, пыльцовое зерно, опыление, оплодотворение, голосеменные, покрытосеменные.

                                          Ход урока:

                                          I.Контроль знаний.

                                          Папоротникообразные, их многообразие строение, значение, усложнение по сравнению со мхами. (Опрос учащихся у доски (карточка), фронтальный опрос).

                                          1. Какие растения называют Споровыми? (Почему? Перечислите известные)

                                          Можно ли их назвать высшими Споровыми растениями? (ткани, органы)

                                          1. Что такое спорофит? Спора? (Назовите спорофит у папоротника)

                                          2. Что такое гаметофит? Гамета? (Назовите гаметофит у папоротника)

                                          3. Какие условия являются необходимыми для оплодотворения у споровых растений?

                                          4. От каких древних растений, возможно, произошли споровые растения? (псилофиты)

                                          5. Какие прогрессивные изменения произошли у хвощей и пауков ( появились органы побег и корень)

                                          6. Какие растения произошли от мхов? (никакие)

                                          7. Хвощ богат элементом? ( кремнем)

                                          8. Листья у хвоща какие? (рудиментарные)

                                          9. Хвощ, растущий на огороде? (спорофит)

                                          10. Хвощ – показатель, что почва (какая?) (кислая)

                                          11. Почему названные растения зеленого цвета? (хлорофилл)

                                          II. Изучение нового материала.

                                          1. Появление семенного способа размножения растений в процессе эволюции. (Рассказ учителя с элементами объяснения; беседа с демонстрацией таблиц и гербария.).

                                          К семенным растениям отнесены два отдела.

                                          а.) Голосеменные

                                          б). Покрытосеменные

                                          Семенные растения появились около 350 млн. лет назад, в современной флоре они резко преобладают над споровыми растениями. Для их полового размножения не нужна вода, потому что мужские гаметы переносятся в пыльцевом зерне (микроспора) по воздуху, чтобы оплодотворить яйцеклетки, они проникают в завязь через пыльцевую трубку. У голосеменных семязачаток, а потом и семена располагаются на поверхности особых листьев, которые называют мегаспорофиллами или семенными чешуйками. Эти чешуйки собраны в шишки.

                                          Сравнительная характеристика семенных растений.

                                          Отдел Голосеменные растения

                                          Отдел Покрытосеменные (цветковые)

                                          растения

                                          Семена в завязи не спрятаны

                                          Семена спрятаны в завязи

                                          Обычно образуют шишки, на которых появляются спорангии и споры

                                          Образуют цветки, в которых развиваются спорангии и споры

                                          Плоды не образует, потому что нет завязи

                                          После оплодотворения из завязи образуется плод

                                          В водопроводящей системе нет сосудов – только трахеиды( мертвые веретенообразные)

                                          Развиты сосуды, есть клетки-спутники

                                          Эволюция семени.

                                          Появление семени важный этап в эволюции растений. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша, когда он особенно уязвим – в начальный период развития.

                                          Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных факторов среды. Эти эволюционные приобретения и независимость оплодотворения от наличия воды послужили причиной широкого распространения голосеменных на суше.

                                          2. Многообразие голосеменных растений. (Беседа с элементами объяснения, просмотр слайдов 1-13«Голосеменные растения»).

                                          Голосеменные растения произошли от первичных разноспоровых папоротников (вымерших в начале каменного периода). В настоящее время эта группа включает около 700 видов деревьев и кустарников.

                                          Распространены по всему зеленому шару, а в северном полушарии образуют огромные массивы хвойных лесов. В состав отдела входят несколько классов, из которых наиболее распространены представители хвойных:

                                          сосна, ель, лиственница, пихта. В южных районах нашей страны: Кипарисовые и Тисовые. В Южной Америке и Австралии – Араукарии (крупные деревья).

                                          3. Строение хвойных растений.

                                          Лабораторная работа. «Строение хвои и шишек Хвойных» (приложение 2). (Просмотр слайдов14-15 «Голосеменные растения»; обсуждение по итогам лабораторной работы).

                                          Голосеменные растения в строении имеют особенности.

                                          а. Хорошо выраженный ствол

                                          б. Характерна для них жизненная продолжительность до 3-4,5 тыс. лет

                                          в. Древесина проще, чем у цветковых (состоит из трахеид)

                                          г. У многих видов в коре и древесине имеются смоляные каналы

                                          д. Листья у хвойных растений жесткие (игольчатые) хвоя не опадает в неблагоприятное время.

                                          Покрыта поверхность листьев кутикулой (слой особого вещества), устьица погружена в ткань листа, что уменьшает испарение.

                                          4.Размножение хвойных растений. (Беседа, просмотр слайда 16 «Голосеменные растения»).

                                          Пример размножения сосны

                                          Сосна – обоеполое ветроопыляемое растение. На молодых укороченных побегах образуются два вида шишек.

                                          ⊙ Мужские шишки – располагаются у основания побегов, группами.

                                          (зеленовато-желтые)

                                          На чешуях созревают по два пыльцевых мешочка, в них образуется микроспора. Из микроспоры формируются: - мужские гаметофиты-пыльцевые зерна.

                                          ⊙ Красные шишки расположены на тех же деревьях, находятся на вершине молодых веток. На чешуях красноватых шишек развиваются (семязачатки) семяпочки, по два на чешуе.

                                          Поздней весной или в начале лето обильное количество пыльцы, доставляемое ветром, попадает на чешуи женских шишек.

                                          Пыльцовое зерно прорастает, спермий по пыльцевой трубке достигает яйцеклетки и сливается с ней. Происходит оплодотворение. У сосны между опылением и оплодотворением проходит 12-14 месяцев. После оплодотворения образуются зигота (двойным набором хромосом) – это первая клетка спорофита.

                                          После оплодотворения яйцеклетки из семязачатка развивается семя с запасом питательных веществ (имеются замкнутые оболочки).

                                          На второй год после образования женских шишек и переноса на неё микроспор семена высыпаются и разносятся ветром.

                                          5.Значение хвойных и в природе и жизни человека. Использование и охрана леса. (Беседа с элементами рассказа).

                                          Хвойные леса составляют более трети всех лесов планеты - это легкие нашей планеты

                                          Сосне посвятили свои произведения поэты.

                                          Протянула мне лапу соснаС красноватым чешуйчатым цветом.Цвет сосновый, смолою дыша,Был не слишком приманчив для взгляда.Но сказал я сосне: хороша!И была она, кажется, рада.

                                          С. Маршак

                                          Александр Сергеевич Пушкин писал:

                                          Друзья мои! Возьмите посох свой,

                                          Идите в лес, бродите по долине,

                                          Крутых холмов встаньте на вершине,

                                          И в долгу ночь глубок ваш будет сон.

                                               Хвойные леса в народном хозяйстве.

                                          Сосна относится к тем редким деревьям, которые идут в дело целиком, без остатка, от корней до вершины. Хвоя, ветки, шишки, смола, корни, стволовая древесина — сырье для различных производств. В народном хозяйстве ценная древесина сосны используется для строительства, для изготовления дверей и рам, мебели, домашней утвари, как поделочный материал. В кедровых шкафах моль одежду не ест: ароматный, смолистый запах отбивает у нее "аппетит".

                                          Русские плотники научились вязать бревна без единого гвоздя. В 1669 г. под Москвой в селе Коломенском из отборных сосновых бревен был срублен царский дворец, представляющий собой сложный архитектурный комплекс. До наших дней дворец не сохранился, но судить о нем можно по рисункам и воспоминаниям очевидцев. Здесь было 270 больших комнат и три тысячи окон. Дворец поражал не только грандиозными размерами, но и сказочным великолепием деревянных построек. Недаром современники называли его "сосновым дивом" — еще одним чудом после семи чудес света.

                                                   В нашей стране с сосной связан один любопытный случай. В начале XVIII в. Васильевский остров на Неве покрывал густой сосновый бор. Петр I увидел в лесу сосну, боковой сук которой, изгибаясь, врастал опять в ствол. Царь велел срубить удивительное дерево, и это был первый экспонат учрежденной им Кунсткамеры — музея природных диковинок.

                                          Канифоль

                                          Шампунь

                                          Музыкальные инструменты

                                          Сохраним лесных красавиц!

                                           

                                          Предложения, как можно прекратить варварское отношение к елкам:

                                          1) увеличить штрафы за срубленные елки;

                                          2) усилить наблюдение за еловыми насаждениями;

                                          3) создать специальные плантации еловых деревьев, чтобы перед праздниками их вырубать, а весной насаживать новые саженцы.

                                          Не рубите елки, ведь это не только красивые создания, но и легкие нашей планеты. Каждым своим необдуманным шагом мы наносим непоправимый ущерб природе, и в конечном итоге, себе же и своим потомкам. Люди, остановитесь!!!

                                          III Закрепление знаний. (Вопросы к классу).

                                          1) Преимущества семенного размножения;

                                          2) особенности строения голосеменных;

                                          3) многообразие голосеменных;

                                          4) размножение голосеменных растений;

                                          5) значение голосеменных растений в жизни человека и природы.

                                          IV.Домашнее задание: стр.66-72, http://biology.asvu.ru/page.php?id=94 Голосеменные. Общая характеристика; http://www.coolreferat.com/Семейство_голосеменных,

                                          http://sbio.info/page.php?id=94)/

                                          Приложение 1. Из коллекции растений (гербарий), найдите представителя папоротниковидных, хвощевидных, плауновидных. Дайте сравнительную характеристику этим отделам.

                                          Приложение 2.

                                          Лабораторная работа.

                                          Внешнее строение побегов сосны и ели. Микроскопическое строение хвои.

                                          1.

                                          Рассмотрите внешнее строение побега сосны. Как располагаются хвоинки на побеге? Каков внешний вид хвоинки?

                                          2.

                                          Рассмотрите внешнее строение побега сосны. Как располагаются хвоинки на побеге? Чем отличается внешний вид хвои ели от хвои сосны?

                                          3.

                                          Рассмотрите микропрепарат «Хвоя сосны» под микроскопом при увеличении сначала в 56 раз, а затем при увеличении в 300 раз. На поперечном разрезе хвои найдите плотную кожицу, покрывающую хвоинку снаружи, устьица в углублениях. Подсчитайте количество устьиц.

                                          4.

                                          Почему хвоя сосны испаряет мало влаги?

                                          kopilkaurokov.ru

                                          Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение

                                          Разделы: Биология

                                          1. Место данного урока по разделу или теме.

                                          2-й урок в курсе “Биология” 7 класс под редакцией Н.И.Сонина, 12 урок при изучении “Царства растений” и 7 урок при изучении темы “Высшие растения.

                                          2. Правомерность поставленных целей урока, достижение их выполнения.

                                          В связи с изучением темы “Отдел голосемянные” главной целью урока является изучить общую характеристику отдела голосемянные, поэтому раскрываем особенности строения и жизнедеятельности растений отдела голосемянных и на конкретном примере сосны быкновенной изучаем размножение вида.

                                          3. Организация урока.

                                          Тип урока Структура урока Подготовленность класса к уроку Организация работы учащихся (Ф,Г,К,И работа) Плотность урока
                                          Урок-диалог Организационная схема и последовательность элементов структуры,а также временные рамки выполнения, соблюдены; цель урока соответствует поставленным задачам и раскрывает содержательный её компонент . Объем знаний , основанных на изучении предыдущих тем и разделов, позволяет учащимся самостоятельно формулировать характерные признаки голосемянных, умение владеть микроскопом дает возможность изучить строение листа, шишки, пыльцы голосемянных. Активизация познавательной деятельности осуществляется в результате постановки проблемы. Урок начинается с фронтального опроса. Выполнение лабораторной работы подразумевает групповой вид деятельности. Индивидуальная работа проводилась при проверке результативности урока. Так как урок несет в себе большую содержательную нагрузку,на каждом его этапе время распределялось рационально.

                                          4. Содержание урока

                                          Научность материала Правильность подбора материала Воспитательная направленность урока Практическая направленность урока Меж- и внутрипредметные связи Качество ЗУНов
                                          Научно доказана цепочка происхождения голосемянных от разноспоровых папоротников, что размножение у голосемянных происходит при помощи семян При работе используется текст учебника, слайд-шоу, где показана классификация и основные признаки голосемянных, по изученному материалу выполнен тест. Воспитывать чувство бережного отношения к природе, к родному краю. Провести лабораторная работа с изучением натуральных объектов и гербарных экземпляров, для практического жизненного применения это необходимо для знания сроков сбора и посадки новых лесов. С литературой, ИЗО.

                                          Изученный материал по теме “Растения” способствует лучшему усвоению нового материала.

                                          Качество знаний %,

                                          Показать умение анализировать и систематизовать ранее полученные знания, продемонстрировать навык работы с микроскопами.

                                          Цели урока:

                                          • дать общую характеристику отдела ГОЛОСЕМЕННЫЕ
                                          • раскрыть особенности строения и жизнедеятельности растений отдела голосеменных ;
                                          • продолжить формирование умений узнавать виды,
                                          • голосеменные, сравнивать с папоротниковидными;
                                          • проводить экологическое и патриотическое воспитание учащихся на примере темы.

                                          Оборудование урока:

                                          • таблица “Сосна обыкновенная”
                                          • гербарные экземпляры голосеменных
                                          • ветки растений встречающихся в нашей местности
                                          • коллекция шишек
                                          • схемы учебника
                                          • микроскопы
                                          • презентация
                                          • видеофильм
                                          • репродукция картины Шишкина “На севере диком…” (на доске рис. 1)

                                          ХОД УРОКА

                                          I. Организационный момент

                                          II. Проверка знаний (фронтальный опрос)

                                          1. От каких вымерших растений произошли папоротники? (от псилофитов)

                                          2. Какое строение имеют папоротники? (корневище, стебель короткий , листья сильно рассечены со спорангиями)

                                          3. Сколько поколений в жизненном цикле папоротниковидных; как они называются? (в жизненном цикле 2 поколения спорофит и гаметофит)

                                          4. Как осуществляется процесс размножения папоротников? (стр.63 рис) [2]

                                          5. Есть ли у папоротников вегетативное размножение? (да, специальные почки на корневище)

                                          6. Где встречаются папоротники?

                                          7 .В каких климатических зонах? (от тундры до тропических лесов)

                                          8. Виды папоротников обитающих на нашей территории? (щитовник мужской, орляк.)

                                          9. Практическое значение папоротниковидных.

                                          10. Какие жизненные формы встречаются у папоротников? (травянистые, лиановидные, древесные.)

                                          - Молодцы! Я предлагаю вам остановиться на древесных формах жизни.

                                          III. Постановка проблемы

                                          На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет , качаясь, и снегом сыпучим Одета , как ризой, она.(М.Ю.Лермонтов)

                                          А сейчас, давайте все вместе найдем родственников сосны, установим сходство с другими растениями.

                                          Давайте вместе посмотрим на таблицу: “Эволюционное древо”

                                          Какие растения произошли после папоротниковидных? (голосеменные)

                                          Тема нашего урока: “Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение”. (Приложение 1.СЛАЙД № 1)

                                          Приложение 1.

                                          Выполним Л.Р. строение мужских и женских шишек, пыльцы, семян сосны

                                          IV. Изучение нового материала

                                          Голосеменные - высшие растения(Приложение 1.СЛАЙД № 2)

                                          - Признаки голосеменных :

                                          - Давайте их выявим вместе:

                                          - Рассмотрите выданные вам экземпляры, и назовите их признаки. (Приложение 1.СЛАЙД № 2)

                                          - Уточним: Особенности голосеменных. (Приложение 1.СЛАЙД № 3)

                                          - Многообразие видов, жизненных форм.

                                          - В настоящее время эта группа включает всего около 700 видов деревьев и кустарников. Современные виды распространены по всему земному шару.

                                          -  В состав отдела голосеменных входит несколько классов. (Приложение 1.СЛАЙД № 4)

                                          - Наиболее многочисленны представители класса хвойных. Почти все виды представлены деревьями: сосна, ель, пихта, лиственница. (Приложение 1.СЛАЙД № 5)

                                          2. Особенности строения голосеменных на примере сосны обыкновенной (рассказ, демонстрация гербарных экземпляров растений) (Приложение 1.СЛАЙД № 6)

                                          1. Рассмотрите внешнее строение побега сосны

                                          2. Сосна является долгожителем 300-400лет. Продолжительность жизни некоторых видов сосен составляет до 4 тыс. лет (СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ ) .

                                          Паренхимы в древесине очень мало. У многих видов в коре и древесине имеются смоляные ходы, заполненные смолой, эфирными маслами и другими веществами.

                                          Строение ЛИСТА- МИКОПРЕПАРАТ. Каков внешний вид хвоинки?

                                          3. Особенности размножения сосны обыкновенной.

                                          Выполнение Л.Р. Мужские и женские шишки, их расположение, образование семян (рассказ) (Приложение 1.СЛАЙД № 7)

                                          V. Беседа во время Л.Р

                                          ЦЕЛЬ :

                                          1. Изучить строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны.
                                          2. Рассмотрите мужские шишки сосны и опишите их .как, они выглядят?
                                          3. Рассмотрите под микроскопом мужскую шику.
                                          4. Рассмотрите пыльцу под микроскопом при увеличении в 300 раз. Найдите воздушные пузырьки.
                                          5. Рассмотрите внешний вид женской шишки.
                                          6. Рассмотрите зрелую шишку .каковы ее размеры
                                          7. Рассмотрите семя. Найдите крылышко, какую функцию оно выполняет.
                                          8. Зарисуйте в тетради семя, подпишите его части.
                                          9. Сделайте вывод.

                                          ВОПРОСЫ?

                                          Сосна - обоеполое (мужская и женская половая клетка на одном растении) ветроопыляемое. На молодых стеблях образуются два вида шишек - укороченных побегов: мужские и женские.

                                          На мужских шишках образуется микроспоры, а на женских формируются мегаспоры. В ходе опыления и оплодотворения образуется семя с запасом питательных веществ. Созревшие семена разносятся ветром.

                                          4. Семя, особенности его строения и расположения на чешуйках, роль семян в эволюции растительного мира. (Беседа-рассказ, демонстрация таблиц.) Семя имеет запас питательных веществ и одето защитными оболочками. В ходе эволюции у семени образовалось крылышко для распространения и расселения.

                                          На территории Московской обл. произрастают голосеменные растения: сосна обыкновенная, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. В Сибири леса с преобладанием лиственницы занимают площадь это 52 млн. га. В крае произрастают два вида лиственницы: даурская и сибирская.

                                          Растет лиственница быстро: в год прибавляется на метр. В 25 лет она достигает таких размеров, каких ель или сосна смогут достигнуть лишь к 50 годам.

                                          Проводим тест и мини-викторину (Приложение 2). Ответы (Приложение 1.СЛАЙД № 8)

                                          VI. Рефлексия

                                          -Что нового узнали?

                                          Понравился ли вам урок? Чем? Что было интересного?

                                          голосеменные растения - многочисленная группа растений (700 видов) на планете, распространены по всему земному шару, среди них выделяют различные жизненные формы: деревья и кустарники. Но все они имеют семена расположенные открыто на чешуйках шишек.

                                          (Приложение 1.СЛАЙД № 9)

                                          VII. Домашнее задание

                                          стр.68-70, вопросы стр.74. Подготовить сообщение о любом виде голосеменного растения

                                          Литература

                                          [1] В. Рохлов, А. Теремов, Р.Петросов. “Занимательная ботаника”, “Аст-пресс”, М., 1999.

                                          [2] В.Б. Захаров. Н.И. Сонин .Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс, “Дрофа”. М., 2007.

                                          [3] АД. Мухачев .Розовая чайка. М., Росссельхозакадемия, 2005. Методический отдел. 2006.

                                          [4] В.Л. Новосельнев. “Справочник лесничего”. М.,1994.

                                          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


                                          Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта