Особенности питания растений. N-P-K Удобрения. Особенности питания растений и признаки нехватки необходимых элементов

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений". Особенности питания растений


23. Особенности питания растений азотом.

Без N не могут синтезироваться белковые в-ва, а без них не может образоваться протопласт живой клетки. В растениях 1-3% N, без достаточного кол-ва его в почве развитие растений невозможно. Низкая урожайность многих с/х культур чаще всего определяется недостатком N. В почв N содержится в виде органических соединений (белковые в-ва и аминокислоты) и минеральных соединений (аммонийные соли и соли азотной к-ты). Весь N растениями усваивается из почвы. Различают несколько видов соединений N: органические соединения (орг.N), соли аммиака (аммиачный N), соли азотной и азотистой к-т (нитратный N). Общее кол-во N в почве незначительно, в основном это органический N. Органические соединения, которые усваиваются растениями: аминокислоты, органические фосфоросодержащие соединения, антибиотики, гуминовые к-ты, витамины, ауксины. Не усваиваются растениями: белки, липиды и др.нерастворимые в воде соединения N, которые входят в состав перегноя. Лучшие источники N-аммиачные соли и соли азотной к-ты.

Аммонификация-процесс разложения белков, аминокислот, мочевины и др соединений, почвенные организмы, осуществляющие этот процесс - аммонификаторы, с их помощью белки разлагаются до аминокислот, которые дезаминируются с образованием Nh4. Минерализацию орг.N завершает процесс нитрификации, осуществляемый хемосинтезирующими нитрофицирующими бактериями-аэробами. 2стадии: нитритные бактерии до нитрита, 2ст:нитратные бактерии до нитрата. Корневая система растений способна поглощать аммонийные и нитратные соли. В слабокислой среде(рН5)лучше усваиваются нитраты, в нейтр.среде(рН7)лучше усваиваются аммонийные соли.

Установлено, что высшие растения не способны усваивать молекулярный азот атмосферы. Благодаря деятельности клубеньковых бактерий бобовые растения не только обеспечиваются азотсодержащими соединениями, но и значительно обогащают почву азотом за счет корневых выделений и пожнивных остатков. Высшие растения могут поглощать растворимые азотсодержащие органические соединения — аминокислоты, амиды, короткие полипептиды, но в основном органический азот почвы усваивается после его минерализации.

В водной культуре зеленое растение представляет собой в высшей степени автотрофный организм, способный синтезировать все, в том числе и азотсодержащие, органические соединения. Основными усвояемыми формами азота для высших растений являются ионы аммония и нитрата. Физиологическая особенность процессов усвоения заключается в том, что аммоний сразу после поглощения метаболизируется в корнях, превращаясь в азот аминокислот и амидов. Аммонийная форма азота эффективна только при условии высокой фотосинтетической активности или достаточного количества запасных углеводов. При недостатке органических кислот аммиак не успевает связываться и может быть токсичным для растения. Поступившие нитраты либо запасаются в вакуолях клетках корня, либо подаются с пасокой в надземную систему. Наличие в среде одновременно обеих форм минерального азота приводит к увеличению урожая хлебных злаков. На поглощение растениями нитратов и аммония существенно влияет температура среды. Причем реакция самых разных растений на температурные воздействия оказывается очень сходной: при пониженной температуре относительно или даже абсолютно больше поглощается аммония, чем нитрата, увеличивается метаболическая нагрузка корней по ассимиляции азота

studfiles.net

Особенности питания растений

Особенности питания растений

Минеральное питание растений – одно из важнейших условий их жизнедеятельности. Оно заключается в поглощении из почвы воды и растворенных в ней неорганических солей. Недостаток или избыток какого-либо элемента нарушает рост и развитие растения.

Какие минералы нужны растению

Более всего растение нуждается в азоте, калии и фосфоре, в других элементах – в меньшем количестве. При недополучении хотя бы одного из веществ жизнедеятельность растения нарушается, причем избыток одного элемента не может заменить недостаток другого.Все неорганические ионы выполняют разные функции в жизни растительного организма. Так, азот нужен для нормального роста растения, фосфор – для созревания плодов, калий – для нисходящего оттока (от листьев к корням) органических веществ.

Механизм поглощения питательных веществ

Водоросли и ряд водных растений усваивают минеральные вещества всей поверхностью тела. У высших растений эту функцию выполняет корневая система: через корневые волоски в растение поступают вода и соли. Всасывающая поверхность корня увеличивается благодаря большому числу корневых волосков.Каждый волосок покрыт слизью и плотно контактирует с почвой. Это облегчает всасывание воды и растворенных в ней питательных веществ. Из волоска жидкость движется в соседние клетки корня, затем – в сосуды, и далее под давлением поднимается вверх, к другим органам растения.

Можно ли управлять почвенным питанием растения

Чтобы растение развивалось нормальное, в среде, окружающей корни, должны присутствовать все необходимые питательные вещества. Чаще всего такой средой является почва.Важнейшее качество почвы – ее плодородие, т.е. способность обеспечивать растение влагой и минеральными веществами, достаточными для его жизнедеятельности. От плодородия почвы во многом зависит урожайность культур.Поскольку при изымании урожая из почвы «уходит» какое-то количество питательных веществ, настил постепенно истощается. Восполнить плодородие можно путем внесения в почву органических и минеральных удобрений. Органические удобрения – это отходы животных (птичий помет, навоз) и отмершие части живых организмов (перегной, торф). Минеральные удобрения бывают калийными, фосфорными и азотными. Используют также и микроудобрения, содержащие бор, цинк, медь, кобальт и другие элементы.В зависимости от вида растения и его потребностей, удобрения вносят в разные сроки. Например, навоз лучше вносить заранее, при осенней обработке земли, задолго до посева семян. Минеральные соли – непосредственно перед посевом или параллельно с ним, подкармливая растения также в период их роста. При своевременном и правильном внесении удобрений можно добиться высокого урожая.

completerepair.ru

Особенности питания растений в беспочвенной культуре

Широкое использование в физиологических исследованиям водной культуры обеспечило разработку и распространение ме­тодов промышленного выращивания растений на питательные растворах, которые получили название гидропоники («hydro» ­вода и «ponos» - работа).

В зависимости от среды, в которой развивается корневая сис­тема, гидропонные методы могут быть разделены на три основ­ные группы.

Водная культура. Для этого метода характерно отсутствие суб­страта. Корневая система погружена непосредственно в питательный раствор. Выращивание растений в водной культуре имеет различные варианты, из которых наиболее перспектив­ным, вероятно, является технология тонкослойной проточной культуры (ТПК).

Субстратная культура. При этом способе выращивания корне­вая система растений развивается в твердой среде (торф, древес­ная кора, перлит, вермикулит, цеолит, песок, гравий, минераль­ная вата, полистирол и др.). Обычно субстрат укладывают в виде грядок или засыпают в полимерные контейнеры. Среда для вы­ращивания растений без почвы должна быть твердой опорой для поддержания растений в вертикальном положении, не вступать в реакцию с питательным раствором, иметь малую емкость погло­щения, непрерывно снабжать корни водой и растворенными в ней питательными веществами, обеспечивать аэра­цию корневой системы.

С помощью автоматического устройства питательный раствор подается снизу в искусственный субстрат и после увлажнения опять стекает в резервуар. Уровень питательного раствора под­держивают на 3-4 см ниже поверхности субстрата, что снижает потерю воды испарением субстрата и предотвращает по­явление на нем водорослей и плесени. При поступлении пи­тательного раствора происходит временное (на 10-15 мин) вытеснение воздуха, содержащегося в порах субстрата, но при стекании раствора все пространство между частицами субстрата снова заполняется воздухом. Питательный раствор образует во­круг частиц субстрата водные пленки, в которых растворены минеральные вещества. Достаточное количество воздуха и пи­тательных веществ в зоне корневой системы обеспечивает бы­строе их поступление и усвоение растениями. Частота подачи раствора зависит от величины частиц субстрата, фазы развития растений и времени их выращивания (зимне-весеннее, осенне-зимнее). В период высадки рассады раствор обычно подают дважды в день. По мере роста культуры число подач раствора возрастает до 4-6 раз. Еженедельно делают химический анализ питательного раствора и проводят коррекцию его состава, раз в месяц раствор полностью заменяют.

Из данной группы методов широкое распространение получают технологии выращи­вания растений на минеральной вате и торфе с периодической подачей питательного раствора капельной системой или други­ми способами орошения.

Аэропонная культура. Метод аэропонной культуры растений предусматривает подачу питательного раствора к корням в виде тумана (аэрозоля). Аэропоника была разработана в России В. Арциховским еще в 1915 г., но, несмотря на ее преимущества, не получила широкого распространения главным образом из-за проблем, связанных с технологическим оборудованием.

Голландскую гидропонную систему, при которой создаются два слоя питательного раство­ра - 1) аэрозоль у поверхности и 2) циркулирующий раствор у осно­вания корневой системы в настоящее время успешно используют на большом числе овощных, цветочных и других культур. Аэрозоль обеспечивает непрерывную аэрацию и способст­вует быстрому корнеобразованию.

Наиболее важным фактором при беспочвенном питании растений являются питательные растворы. Их готовят путем раство­рения различных солей в воде. По своему составу они подобны почвенному раствору и должны удовлетворять определенным требованиям:

  1. раствор должен содержать все необходимые ЭМП в усвояемой форме и быть физиологически уравновешен­ным.

  2. Общее содержание солей в питательном растворе не долж­но превышать 2-3 г/л.

Физиологически уравновешенными являются те растворы, количе­ство и соотношение ионов в которых исключают их вредное влия­ние. Такие растворы обеспечивают нормальный рост, развитие и высокую продуктивность растений. Физиологическая уравновешен­ность раствора имеет особое значение в гидропонике, которая практически лишена буферных свойств твердой фазы почвы. При составлении физиологически уравновешенных растворов необходимо учитывать разный характер взаимодействия ионов.

Растворы чистых солей оказывают токсическое действие на организм растения или животного. Установлена ядовитость раствора чистой соли NaCl, кон­центрация которого соответствовала концентрации морской воды. Достаточно было добавить незначительное количество солей Ca и Mg, чтобы снять это ядовитое действие NаС1. Взаимодействие ионов, при котором физиологический эф­фект воздействия смеси солей меньше, чем действие каждой соли в отдельности, называется антагонизмом.

Антагонизм ионов проявляется как между разными ионами одной валентности, например Na+ и К+, Na+ и Nh5+ так и между ионами разной валентности (К+ и Са2+, Na+ и Mg2+). Причем чем выше валентность, тем больше антагонистическое действие иона. Так, для того чтобы устранить ядовитое действие на проростки пшеницы односолевого раствора КС1, надо доба­вить 30 % NaCl или 5 % СаС12. У анионов антагонизм выражен слабее. В морской воде, которая является природным физиоло­гически уравновешенным раствором, отношение сумм однова­лентных катионов к двухвалентным равно 8-10.

В основе анта­гонистического действия ионов лежит их противоположное дей­ствие на физико-химические свойства протоплазмы, что отражается на обмене веществ, а также конкуренция при усвоении их растениями.

Наблюдаются также синергизм и аддитивность в действии компонентов солей. Синергическое действие ионов заключается в том, что один из них усиливает действие другого. Например, катионы К+, Са2+, Mg2+ оказывают стимулирующее действие на по­глощение анионов NO3 и РО4. Нитратные и фосфатные анионы благоприятно влияют на усвоение других элементов.

Аддитивность - это действие смеси солевых растворов, кото­рое равно сумме действия отдельных компонентов. Например, осмотическое давление питательного раствора равно сумме пар­циальных осмотических давлений входящих в смесь солей.

При гидропонных технологиях первостепенное значение имеет качество воды, на которой готовят питательные растворы. К наиболее важным показателям относятся

  1. общая концентрация растворимых солей;

  2. содержание Na, Cl, B и других элементов, усвояемых растением в малой степени и при накоплении действующих токсично;

  3. содержание бикарбонатов и их соотношение с суммарной концентрацией Са и Mg;

  4. жест­кость воды. Вода, пригодная для гидропоники, должна содер­жать не более 30 мг/л Na, 0,3 - B, 50 мг/л - Cl, ко­личество бикарбонатных ионов не должно превышать суммы ионов Са и Mg.

Наиболее благоприятная реакция питательного раствора для усвоения почти всех элементов питания корнями растений 5,5-­6,5. В процессе питания растения определенным образом воздей­ствуют на реакцию питательного раствора, с одной стороны, за счет кислотности выделяемых корнями соединений (угольная кислота, низшие карбоновые кислоты), а с другой - за счет различной скорости усваивания катионов и анио­нов растворимых солей.

Питательный раствор должен обладать определенной буферностью, т. е. способностью противостоять изменению реакции среды. Периодически необходимо проводить коррекцию рН, для чего используют ортофосфорную или N-ную кислоту.

Важным фактором успешного выращивания растений в гид­ропонике является хорошая аэрация питательного раствора, так как это необходимое условие для поглотительной деятельности корней.

В настоящее время существует много рецептов питательных растворов для конкретных с.-х. культур и усло­вий выращивания. Достаточно универсальной является смесь В. А. Чеснокова и Е. Н. Базыриной. Она содержит в 1 л воды: Ca(NO3)2 - 0,5 г, KNO3 - 0,4, КН2РО4 - 0,14, Nh5NO3 - 0,16, MgSO4 - 0,28, (Nh5)2SO4 - 0,13, FeCl - 0,06 г. Микроэлемен­ты добавляют из расчета 0.1-0.5 мг/л.

Во время интенсивного формирования листовою аппарата значение N-ого питания особенно возрастает. Перед цветением увеличивается потребность в P-K-ном пи­тании. Установлено, что при обильном плодоношении листья нижних ярусов значительно быстрее стареют, если в растворе преобладает аммиачная форма N. Для обеспечения более дли­тельного плодоношения в питательный раствор нужно включать на одну часть аммиачного N две и более части нитратного.

Усиление метаболизма корневой системы за счет дифферен­цированного питания в течение вегетационного периода, поддер­жание необходимого воздушного режима (температура, концент­рация СО2) и дополнительное освещение обеспечивают более раннее созревание овощей, повышают упожайность и качество продукции.

studfiles.net

Внекорневое питание растений: правила и особенности применения

06.12.2017 Просмотры: 1014

Нормальный рост и полноценное развитие сельскохозяйственных культур обеспечиваются питательными веществами, поступающими в растения не только через корневую систему, но и путем попадания на их надземную поверхность (листья, стебли, черешки, генеративные органы). Одним из предназначений листьев является обмен газов между растением и окружающей средой, но они также могут служить и органом внекорневого питания растений. Поглощающая способность листьев на примере воды впервые была отслежена французским физиком Эдмом Марио́ттом в 1676 году. Процесс адсорбции растворенных минеральных солей листовой поверхностью был описан в 1877 году. а затем подтвержден научно в 1909 - 1912 гг. (немецкий ученый, агроном Лоренц Хилтнер). Подобный вид питания получил название внекорневого или листового. Потребление питательных веществ представляет собой процесс перемещения необходимых химических соединений из окружающей среды непосредственно в само растение, включающий в себя также качественные изменения, связанные с преобразованием абиотического материала в компонент клетки, способный к дальнейшим процессам ассимиляции. Аналогично поступлению кислорода и углерода в молекулярной форме из атмосферного воздуха, где они находятся в виде СО2, большинство растений могут получать таким же образом (через поверхность листьев, стеблей, генеративных органов) и другие питательные вещества, в том числе N, P, K, Ca, Mg и микроэлементы, находящиеся в солевых растворах определенной концентрации. Такой вид питания существует параллельно с корневым, при котором питательные вещества и вода, находящиеся в почве, поступают в растение через корневую систему. 

Питание растений

Листовые подкормки следует воспринимать как дополнительное питание, которое позволяет оперативно реагировать на нехватку того или другого элемента не только по визуальным наблюдениям, но и на основе анализа растительной биомассы. При этом корректировка питания проводится в кратчайшие сроки, позволяя экономить трудозатраты и расходный материал. Получение необходимых минеральных веществ путем листовой подкормки не может стать заменой корневому питанию, поскольку объем поглощаемых надземной частью удобрений и их качественный состав довольно невелики. Опытным путем было установлено, что культуры, получавшие элементы питания лишь через листья, ощутимо отставали в развитии, особенно в создании генеративных органов (цветков). Несомненным достоинством внекорневого питания является доступная ионная форма удобрений, которая легко усваивается растением и намного эффективней, чем вещества, поступающие из почвы. Минеральные вещества тут же включаются в состав белков, ферментов, пигментов пластид культуры и пр., образуя ряд органоминеральных соединений. К тому же листовые подкормки можно проводить одновременно с обработкой культур пестицидами, а также в комплексе с азотными удобрениями, исключая варианты объединения в растворах несовместимых компонентов. 

Обрабока поля

Эффективность минеральных удобрений для внекорневой подкормки зависит от трех главных факторов: почвенного, растительного и экологического. Из них, пожалуй, растительный фактор является наиболее важным. Он включает в себя такие показатели как возраст листьев, адаксиальную и абаксиальную стороны, кутикулярный и эпикутикулярный воск, трихомы, устьица, адсорбционную и обменную способность, литургический тургор, поверхностную влажность, минеральный состав листьев, тип сорта, стадию роста и т.п.  При попадании минерального раствора на листовую поверхность основным препятствием для питательных веществ является кутикула, поверхностный бесклеточный слой которой защищает растение от испарения воды. Благодаря увлажнению поверхности листа минеральным раствором, действие которого усиливается при помощи специальной добавки - смачивателя, проницаемость кутикулы увеличивается, и она дает возможность раствору контактировать с клетками листа. Скорость поглощения различных минеральных веществ растениями неодинакова. Катионы раствора проникают через стенки мембран гораздо быстрее, чем вязкие вещества. Скорость поглощения листьями растений питательных веществ и микроэлементов приведена в таблице:

Питательные вещества    Время поглощения (50%)    
     Азот (мочевина)      От 1/2 до 2 часов 
 Магний      2 - 5 часов
Калий     10 - 24 часа
       Кальций, марганец, цинк          1 - 2 дня
   Фосфор         5 - 10 дней
       Железо, молибден        10 - 20 дней

Чем выше скорость поглощения растением ионов питательного раствора, тем эффективнее применение листовой подкормки. Доступность питательных веществ определяется степенью их подвижности, поэтому внекорневые подкормки следует проводить именно в целях восполнения в культурах малоподвижных элементов. Ряд питательных элементов, находящихся в недоступных или малодоступных формах, могут легко поглощаться и усваиваться именно при листовом питании, что способствует скорейшему устранению их нехватки в растениях. 

                                

           Адсорбция и относительная подвижность минералов при листовой подкормке 

       Поглощаемость растениями      Степень подвижности    
Быстрая: N (мочевина), Rb, Na, K, Cl, Zn              Подвижные: N (мочевина), Rb, Na, K, P, Cl, S                
Средняя: Ca, S, Ba, P, Mn, Br  

Частично подвижные: Zn, Cu, Mn, Fe, Mo, Br

   Медленная: Mg, Sr, Cu, Fe, Mo   Неподвижные: Mg, Ca, Sr, Ba

 

С помощью листовой подкормки можно предотвратить перенасыщение почвы минеральными веществами и снизить риск возникновения экологических угроз. Эффективность питательных веществ при внекорневом питании способна достигать 85%, тогда как применение почвенных удобрений составляет лишь 30 - 60 % эффективности (в зависимости от типа питательных веществ). 

Одно из правил внекорневого питания растений - это соблюдение точной дозировки рабочего раствора. Известно, что эффективность листовой подкормки зависит от концентрации и дозы удобрения, которые не должны превышать определенную норму в целях предохранения листьев от ожогов. Для растворов, содержащих макроэлементы, рекомендуется среднее значение, составляющее не более 2%. Оптимальна концентрация питательных растворов с микроэлементами находится в пределах от 0,1 до 0,5%.

Большое значение для эффективности листового питания имеют также факторы внешней среды: влажность, температура, освещение. Чем выше относительная влажность, тем дольше раствор остается на поверхности листьев, а количество питательных веществ, поступающих в растение, увеличивается. При более высокой температуре, когда усиливается испарение воды, поглощение ионов ограничивается, что может стать причиной возникновения на листьях ожогов. 

Преимущества листового питания: - минимальный расход удобрений по сравнению с корневой подкормкой, что способствует уменьшению концентрации химических соединений в почве и сохранению экологической безопасности;- равномерное распределение питательных веществ на листьях растений;- результаты применения листовой подкормки достигаются в кратчайшие сроки, поэтому нехватка полезных веществ может быть восполнена в течение вегетационного периода. Недостатки листового питания:- при высокой концентрации минеральных солей в рабочем растворе может произойти ожог листьев;- нередко возникает ситуация, когда потребность в питательных веществах у растений на начальных стадиях роста довольно высока, а площадь их листьев недостаточно большая;- срок действия удобрений при листовых подкормках ограничен;- затраты на проведение листовых подкормок увеличиваются, если состав питательной смеси не может совмещаться с компонентами пестицидов, применяемых одновременно с подкормкой;- если опрыскивание удобрениями проводится лишь после появления явных признаков дефицита того или другого элемента питания, то с помощью листовой подкормки не всегда удается полностью устранить последствия.     

Подкормка

В качестве питательных смесей при листовом питании наиболее эффективны хелатные формы удобрений, представляющие собой сложные органические соединения, максимально приближенные к природным веществам и наиболее доступные для живых организмов. В отличие от обычных минеральных солей они обеспечивают стабильность и высокую степень поглощаемости растениями, что существенно отражается на цене продукта. Иногда вместо хелатов используют более дешевые комплексы органических кислот. Такие соединения менее стабильны и намного хуже усваиваются, но во многих случаях помогают откорректировать питание растений. Современные разработки  - это полимерные хелатные комплексы, которые практически не теряют эффективности при обработках в условиях очень низких или очень высоких температур. Кроме того, они отличаются высокой степенью чистоты соединений, что делает их применение максимально продуктивным.   

                                      

agrostory.com

N-P-K Удобрения. Особенности питания растений и признаки нехватки необходимых элементов

N-P-K Удобрения. Особенности питания растений и признаки нехватки необходимых элементов

5 (100%) 6 votes

«Сало без хлеба — дурное дело» или почему необходимо использовать комплексные минеральные удобрения. Именно комплексные, содержащие правильные пропорции и необходимые в разное время питательные элементы.

Данная статья затрагивает интересы не только владельцев загородной недвижимости и потративших десятки тысяч на озеленение, но и тех, у кого на подоконнике пара-тройка горшочков с цветами.

Экономить на удобрениях и покупать сомнительного производства или не пользоваться ими вообще  — это как любить свою собаку, но давать ей только воду.

fert_vert_001Растения, как и любой живой организм, нуждаются в соответствующем питании. Они должны быть обеспечены необходимыми макро- и микроэлементами, то есть азотом, марганцем, бором, кальцием, фосфором, цинком, молибденом, а также серой, кобальтом и прочими. Недостаток одного из них непременно приведет к пагубным последствиям. Причем восполнить его за счет избытка какого-либо другого компонента невозможно. Всего должно быть в достаточном количестве и в правильном соотношении.

Во всех случаях действует правило незаменимости элементов, особенно касающееся макроэлементов. Если не хватает, например, азота, нет смысла добавлять вместо него магний или серу вместо фосфора. Даже если известно, что макроэлементы азот, сера и фосфор служат компонентами белка, не забывайте, что белок состоит из разных аминокислот и отсутствие какой-либо из них не даст возможности ему существовать как таковому: получится совсем другой белок, играющий в жизни растения иную роль.

Как правило, дефицит одного из необходимых элементов сказывается на внешнем облике растения. В соответствии с этим практически всегда по внешним проявлениям можно определить, чего именно не хватает вашему зеленому питомцу.

Казалось бы, теперь пришел момент указать необходимые растению дозировки питательных элементов, но… не следует забывать, что большинство из этих веществ  возможно наличествует в почве. Не зная, чего и сколько не хватает и есть ли недостача вообще, не торопитесь заваливать зеленого питомца удобрениями. Запомните, что избыток того или иного элемента мешает усваиваться другим важным элементам.

Чтобы знать приблизительное содержание питательных веществ в почве, не обязательно прибегать к услугам химической лаборатории. Достаточно внимательно приглядеться к виду растений и запомнить симптомы недостатка или избытка каждого из элементов.

Азот — N

При нехватке азота листья постепенно бледнеют, приобретая тускло-зеленую окраску, а затем и вовсе желтеют. Причем пожелтение происходит гораздо раньше положенного срока. Ко всему прочему, азотное голодание замедляет рост, способствует утончению и слабому ветвлению стеблей, образованию мелких листьев и цветков. Последние (цветки), так и не раскрывшись, засыхают и опадают. Если азотное голодание длится слишком долго, бледно-зеленый окрас листвы становится желтым, оранжевым или даже приобретает красноватый оттенок.

При избытке азота листья темно-зеленые, насыщенного цвета, побеги растут усиленно, а вот цветение задерживается едва ли не сильней, чем при недостаче — для цветов этот фактор немаловажный. У декоративных растений с пестрыми листьями может исчезнуть оригинальная окраска: они позеленеют целиком.

Фосфор — P

Важный элемент, отвечающий в том числе и за развитие корневой системы, а без хорошего корня, сами понимаете, растение как дом без фундамента.

Недостаток фосфора становится заметным уже на стадии всходов. Для него характерны мелкие, часто с фиолетовым оттенком  листья. Общее развитие растения также задерживается.

Избыток фосфора приводит к хлорозу, так как отрицательно влияет на усвоение железа. Его можно косвенно вычислить по состоянию однолетних растений — на них заметно главное его нежелательное воздействие: быстрое, преждевременное старение.

Калий — K

При недостатке этого элемента растения будут низкорослыми и вялыми, листья — хрупкими, их края обычно начинают закручиваться вверх, ткани становятся бурыми и отмирают. Многие растения реагирует возникновением на листьях бронзовых пятен, превращающихся в сплошную бурую кайму из отмершей ткани.

Избыток калия приводит к ухудшению окраски цветов, возникновению укороченных цветоносов; при избытке калия часто желтеют нижние листья.

Кальций

От недостатка кальция у растений характерен карликовый рост и отмирание верхних ночек. Корни становятся толстыми и короткими, покрываются слизью. Основные признаки, по которым можно судить, что растению не хватает кальция: верхушки растений и молодые листья белеют; вновь образующиеся листья мелкие, искривленные, с неправильной формой краев, на пластинке проявляются светло-желтые пятна, края листьев загибаются вниз. Если нехватка кальция очень существенная, то верхушка побега обычно отмирает.

Сера

От нехватки серы листья и их черешки становятся одеревенелыми, стебли удлиняются, но растение в целом имеет явно нездоровый вид.

Магний

Для недостатка магния также характерен хлороз, однако его развитие и симптоматика несколько иные. На нижних сторонах листьев ткань между прожилками бледнеет, хотя в непосредственной близости от них (в отличие от случая с недостатком азота, когда пожелтение и побледнение как бы расходится от самих жилок) остается зеленой дольше. Это явление иногда называют «мраморностью листьев». При большом дефиците цвет доходит до белого.

Молибден

При молибденовом голодании на старых и средних по возрасту листьях появляются пятна. Края листьев закручиваются вверх. Мелкие жилки утрачивают зеленый окрас. Между жилками проступают яркие желтые пятна.

Железо

Хлороз при дефиците железа начинается с верхней точки роста растения, после побледнения в особых случаях, верхние побеги буреют и отмирают. Без доступного железа вам никогда не добиться равномерного изумрудно-зеленого газона.

Марганец

Его нехватку можно диагностировать по состоянию молодых листочков: они очень мелкие и покрыты желтыми пятнами, в наиболее запущенных случаях ткань перед отмиранием не только коричневеет, но и становится прозрачной.

Бор

При его недостатке хлороз, а затем и некроз начинают развиваться возле основания и по краям молодых листьев, которые впоследствии отмирают. Характерно почернение и ослизнение верхушечной почки (у помидоров, помимо этого, заметно сильное ветвление боковых побегов).

Медь

С проблемой нехватки меди встречаются нечасто, но это может произойти, если участок расположен на болотистом грунте. Комнатным растениям она, как правило, не угрожает, если цветок не растет на почти чистом торфе болотного происхождения. Существует даже особый термин, дающий название медному «недоеданию», — болезнь освоения. Стебли при ней становятся жесткими и тонкими, листья также истончаются и становятся темно-синевато-зеленоватыми, хрупкими.

Цинк

О нехватке цинка просигнализирует появление сероватых листьев. Листья постепенно приобретают бронзовый или желто-коричневый оттенок, а края их буреют. Растения на недостаток цинка реагируют еще и следующим образом: во-первых, на них образуются узкие и закрученные в спираль листья, во-вторых, ткань между жилками обесцвечивается, вследствие чего жилки на общем фоне отчетливо выделяются как зеленая сетка.

 

Внимание! Все эти симптомы для растений как открытого так и закрытого грунта, но похожие симптомы у комнатных растений могут проявиться и по другим причинам:

• Растение выглядит угнетенным, его листья блекнут и желтеют при недостаточном освещении.

• Кончики листьев могут засыхать из-за недостаточной влажности воздуха.

• Измельчение листьев и замедление роста может объясняться тем, что горшок растению слишком мал (как правило, при этом корни вылезают на поверхность или через нижнее отверстие горшка).

•  Светлые пятна на листьях могут появиться из-за опрыскивания жесткой водой. Они благополучно исчезнут, если их смыть.

 

Удобрения для газонов

ДЦМ СТАРТ NPK 18-3-3 + 3MgO (25 кг)ДЦМ ВЕСНА 18-3-3 + 2MgO ДЦМ ЛЕТО 14-4-8 + 3MgO (25 кг)ДЦМ ЛЕТО 14-4-8 + 3MgOДЦМ ОСЕНЬ 6-3-20 + 3MgOДЦМ ОСЕНЬ 6-3-20 + 3MgOУниверсальное органо-минеральное удобрение Multimix (Мультимикс), 10кг, Leili (Леили)Универсальное органо-минеральное удобрение MultimixРучной разбрасыватель удобрений Handy Green IIРучной разбрасыватель удобрений Handy Green II

gazon.co

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

2. Актуализация Демонстрация растения с корневой системой, находящейся в воздухе.

Вопрос: почему такое растение нормально существовать не может?

Вопрос: может ли растение существовать без почвы? Почему?

Демонстрация растения в питательном растворе.

Вопрос: что позволяет существовать такому растению? Какова роль корневого питания?

Вопрос: куда переходят вода и минеральные соли из корня?

Вопрос: какова основная функция листа?

Предполагаемый ответ: такое растение не может нормально существовать, т.к. корневая система не всасывает из почвы воду с растворенными минеральными веществами. Кроме того, листья, находясь в почве, не обеспечивают своей функции.

Предполагаемый ответ: растение без почвы существовать не может, т.к. оно не всасывает из нее воду и растворенные минеральные соли.

Предполагаемый ответ: растению позволяет существовать всасываемая корнем питательная жидкость, содержащая растворы минеральных солей. Эти минеральные соли поднимаются по корню вверх.

Предполагаемый ответ: Вода и минеральные соли переходят в побег и попадают в лист. Предполагаемый ответ: основная функция листа – воздушное питание.

7 4. Изучение нового материала. Запись темы урока на доске.

Фронтальный опрос.

1 вопрос. Какие 4 компонента нужны для выполнения основной функции зеленого листа?

Наводящие вопросы:

Для получения первого компонента растение приспособилось специально располагать листья в виде мозаики или прикорневых розеток.

Большинство растений имеют листья зеленого цвета благодаря какому веществу они имеют такую окраску? ( демонстрация заранее приготовленной спиртовой вытяжки хлорофилла).

Компонент – это газ, который большинство организмов выделяют в атмосферу при дыхании.

Это вещества, которые поднимаются по сосудам корня, стебля и попадают в сосуды жилок листа.

Схематичное обобщение материала на доске. Вывод о том, что листу необходимы свет, углекислый газ и вода с растворенными минеральными солями, а в листе должен быть хлорофилл, придающий ему зеленую окраску.

2 вопрос. Что образуется в листе с участием этих веществ ?

Демонстрационное информирование учащихся. Для ответа на этот вопрос проделывается опыт. У учителя на столе имеется обесцвеченный в горячем спирте лист герани обыкновенной. Перед обесцвечиванием лист поглотил свет, углекислый газ и воду с минеральными солями. Нужно определить, что в нем образовалось. На столе в двух разных пробирках имеются растворы крахмала и йода. Капается раствор йода в раствор крахмала. Какого цвета стал раствор крахмала? (наводящий вопрос). Затем говорится о том, что и ученые в лабораториях сначала определяют, какие вещества при смешивании дают ту или иную окраску, а затем полученные сведения используют при изучении живой клетки.

Демонстрация опыта:

Берется обесцвеченный лист герани и окунается в раствор йода, выкладывается на заранее приготовленный белый лист.

Вопрос: какого цвета он стал? Какое вещество образуется в листе?

Дополнительное информирование: при наличии перечисленных компонентов в живом листе сначала образуется сахар, который затем под действием ферментов превращаются в крахмал. Оба эти вещества называются углеводами. Кроме сахара и крахмала в листе образуются белки. Все эти вещества – сахар, крахмал, белки называются органическими веществами.

Наклеивание на доске полосок бумаги с ключевыми терминами.

3 вопрос. Что выделяется из листьев в атмосферу, когда в зеленом листе идет этот важнейший процесс?

Описание опыта Д. Пристли (рис 1, рис 2. приложение 1)

Вопрос: Какие выводы вы можете сделать на основании данного открытия?

Дополнительное информирование: выделение кислорода происходит только на свету. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ФУНКЦИИ ЛИСТА – ФОТОСИНТЕЗА.

Словарная работа: происхождение слова фотосинтез (по-гречески свет - “фотос”, а соединение – “синтез”).

Дополнительное информирование. За год растения выделяют в атмосферу 400 млрд. тонн кислорода, поглощают 600 млрд. тонн углекислого газа и образуют в листьях 450 млрд. тонн органических веществ.

Вопрос: Куда же эти органические вещества поступают?

4 вопрос: Вспомните, какие овощи и фрукты вам доводилось пробовать, какой вкус они имеют. Чем обусловлен их вкус?

5 вопрос: какова роль фотосинтеза для растения?

Комментарий гипотезы: Перенесемся в XVII век. Голландский ученый Ян ван Гельмонт в своей лаборатории поставил первый количественный эксперимент с живым организмом, который заключался в следующем  (рис 3.) Ван Гельмонт поместил в глиняный сосуд 80 кг высушенной почвы, смочил ее и посадил побег весом 2 кг. Почву он поливал только дождевой водой. Через 5 лет дерево, выросшее из побега, весило почти 68 кг. Ван Гельмонт аккуратно вынул растение из сосуда, собрал всю почву, снова просушил ее, взвесил и получил те же 80 кг без нескольких граммов. Ученый сделал вывод, что увеличение массы дерева на 66 кг за 5 лет произошло исключительно благодаря потреблению растением воды.

Вопрос: “За счет чего же выросло дерево?”.

Запись темы урока в тетради.

Ответы учащихся на вопросы:

1. Свет.

2. Хлорофилл.

3. Углекислый газ.

4. Вода и растворенные минеральные соли.

Один ученик (по желанию) демонстрирует опыт перед классом.

Ответ:

Раствор стал сине-фиолетового цвета.

Выполнение опыта и ответ на вопрос

Крахмал.

Кислород.

Комментарий результатов опыта.

Запись формулировки в тетрадь.

Предполагаемый ответ: по ситовидным трубкам в стебель, корень, корневище. Таким образом, органические вещества накапливаются в плодах, семенах, корнеплодах, клубнях.

Предполагаемый ответ: овощи и фрукты имеют сладкий вкус, что обусловлено наличием в них углеводов.

Предполагаемый ответ: фотосинтез обеспечивает рост растения за счет накопления в нем углеводов.

Комментарий открытия.

Предполагаемый ответ: дерево выросло за счет органических веществ, образованных в ходе фотосинтеза.

20

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Питание. Особенности питания растительного организма

Разделы: Биология

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений.

Задачи урока:

  • Раскрыть содержание понятия  «Питание»,особенности минерального (почвенного) питания растений, роль корневой системы в этом процессе.
  • Развивать понятия о функции листа.
  • Познакомиться с процессом образования органических веществ, узнать условия их образования.

Оборудование:

  • Растение в цветочном горшке с корневой системой наверху.
  • Плакат «передвижение веществ по растению».
  • Интерактивная доска.
  • Интерактивное пособие «Питание. Особенности питания растительного организма»

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, элементы исследовательской деятельности.

Основные методы: проблемный, объяснительно-иллюстративный,частично-поисковый, наглядно-практический, творческий, эврестическая беседа.

Биологические понятия урока: минеральное питание, корень, стебель, лист, корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, фотосинтез, устьица, основная ткань листа.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Контроль за организацией рабочего места. Проверка учащихся готовности рабочего места к уроку.

2. Новый материал

– Перечислите основные признаки живого. (Питание, дыхание, обмен веществ, выделение, раздражимость, подвижность, развитие, рост, размножение)

Учитель демонстрирует растение с корневой системой находящейся в воздухе, т.е. посажено «вверх ногами».

– Может ли такое растение нормально существовать? – Может ли растение существовать без почвы?Примерный ответ: Растение без почвы существовать не может, так как корневая система не всасывает из почвы воду с растворёнными минеральными веществами. Листья которые находятся в почве не могут выполнять свою функцию. – Что позволяет существовать такому растению? – Какова роль корневого питания?Примерный ответ: Растению поваляет существовать всасываемая корнем питательная жидкость, которая содержит минеральные соли. А они в свою очередь поднимаются по корню вверх по стеблям и листьям. – Куда переходят вода и минеральные соли из корня? – Какова основная функция листа?Учитель: Работа с учебником стр.62. Найти определение что такое питание и выписать его в тетрадь.

Составляем  схему:

Учитель: Зелёные листья основные органы воздушного  питания. Как называется процесс воздушного питания?

Фотосинтез (греч.: фотос – свет, синтез – соединение) Во время фотосинтеза создаются органические вещества из неорганических и поглащается энергия солнечного света.

Фотосинтез

1. Поглащается – углекислый газ 2. Выделяется – кислород 3. Происходит где – в листьях на свету 4. Происходит на – свету 5. Органические вещества – создаются 6. Энергия (солнечная) – преображается в химическую

Составление схемы «Питание растений»

– Что содержат хлропласты? (Хлорофилл. Он придаёт растениям зелёный цвет)

Можно зачитать справку дополнительно  «Хлорофилл  поглащает…»

– Как вы думаете в пожелтевших осенних листьях возможен фотосинтез? (Нет, так как в них разрушен хлорофилл)

Учитель: Для того чтобы процесс фотосинтеза происходил в листьях необходимы следующие условия:

  • Наличие углекислого газа, поступающего через устьица из воздуха.
  • Наличие хлоропластов.
  • Наличие воды.
  • Наличие солнечного света.

– Какова роль фотосинтеза для растения?

3. Закрепление

1. Чтение басни И.А.Крылова «Листы и корни» – Справедливо ли утверждение корней о никчёмности листьев? – В чём состоит роль корней и листьев в жизни растений? – В чём состоит значение фотосинтеза для жизни планеты?

2. Игра третий лишний

На доску проектируются биологические термины темы урока. Среди  них есть лишнии их нужно найти и  исключить.

4. Домашнее задание: стр.62-63. Сочинить сказку о фотосинтезе.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта