Основы систематики растений. Конспект урока на тему "Основы систематики растений" (6 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация - Основы систематики растений. Основы систематики растений


Презентация «Основы систематики растений»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Основы систематики растений

Слайд 2

Разнообразие растительного мира на Земле.Известно около Растения различаются 500 000 видов растений по размерам местообитанию внешнему строению срокам жизни и т.д. Как же разобраться во всем многообразии растений, произрастающих на Земле?

Слайд 3

Классификация – это объединение организмов в группы по степени их родстваСистематика – наука о многообразии организмов, их объединении в группы на основе родства

Слайд 4

Заслуги К. Линнея: 1. Упростил биологическую терминологию. 2. Создал систему распределения растений по группам. 3. Ввёл двойные названия (бинарную номенклатуру). 4. Ввёл латинские названия.

Слайд 5

Вид – совокупность растений, сходных по внешнему строению, способных скрещиваться и давать жизнеспособное потомство

Слайд 6

Сорт – группа растений одного вида, созданных человеком и обладающих определёнными хозяйственными признаками и свойствами

Слайд 7

Ландыш майский - Convallaria maialisНазвание родаВидовой эпитетВетреница лесная – Anemone silvestrisНазвание родаВидовой эпитет

Слайд 8

Систематические единицы (таксоны, категории)СЕМЕЙСТВОРОДВИДКЛАССОТДЕЛПОДЦАРСТВОЦАРСТВОИМПЕРИЯПОРЯДОК

Слайд 9

Таксономическое описание вида.Царство Отдел Класс Порядок Семейство Род Вид Растения Покрытосеменные Двудольные Магнолиевидные Лютиковые Лютик Лютик едкий

Слайд 10

Укажите отделы царства Растения6654213

Слайд 11

ЦветковыеПокрытосеменныеМхиЗелёные водорослиБурые водорослиПапоротникиГолосеменные

Слайд 12

Травянистые цветковые растения (вейник, герань)Цветковые растения (берёза, бересклет)Голосеменные растения (сосна, ель, можжевельник) ПапоротникМолодые шишки елиВодоросли (ламинария)Мхи (сфагнум)

Слайд 13

250000 видов

Слайд 14

Покрытосеменные растения появились на Земле 125-150 тысяч лет назад, что соответствует юрскому и меловому периодам мезозойской эры.Когда появились первые покрытосеменные растения и кто был их предками?Предками их были вымершие голосеменные растения.

Слайд 15

Назовите отличительные признаки покрытосеменных растений

Слайд 16

Признаки покрытосеменных растенийНаличие цветка Семязачатки заключены в завязь пестика Образование плодов и семян Наличие специфического органа, улавливающего пыльцу (рыльце пестика) Двойное оплодотворение Образование эндосперма Наличие развитой проводящей ткани

Слайд 17

Царство Растения Двудольные Однодольные▪Моховидные ▪ Плауновидные ▪Хвощевидные ▪Папоротниковидные ▪ Голосеменные ▪ Покрытосеменные ОтделыКлассыОтделыЗлаки Лилейные Крестоцветные Маковые Крыжовниковые Ивовые и др.Семейства

Слайд 18

Признаки сравнения Класс Двудольные Класс Однодольные

Слайд 19

Признаки классов покрытосеменных растений1.Количество семядолей 2.Жилкование листьев3.Тип корневой системы4. Строение стебля5. Цветок

Слайд 20

Сравнительная характеристика растений класса двудольные и класса однодольные Класс Двудольные Класс Однодольные Две семядоли Одна семядоля Стержневая корневая система Мочковатая корневая система Листья простые или сложные; жилкование сетчатое или пальчатое Листья простые; жилкование дуговое или параллельное Стебель травянистый или деревянистый. Есть камбий. Проводящие пучки расположены по кругу или в центре цилиндра Стебель травянистый. Нет камбия. Проводящие пучки расположены беспорядочно Число частей цветка обычно кратно 4 или 5 Число частей цветка обычно кратно 3 Семейства: Розоцветные, Бобовые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные Семейства: Лилейные, Злаковые

Слайд 21

Класс ДвудольныеКласс Однодольные

Слайд 22

Подумаем вместе!А) Вы летом заготовили гербарий сорных растений без корней с красивыми листьями. Можно ли ваш гербарий использовать для того, чтобы определить, к какому классу это растение относится? Б) Можно определить к какому семейству относится данное растение, если оно ещё не цветёт и не образовало плодов? В лабораторию принесли: паслён чёрный, клевер красный, горчицу белую, редьку дикую, горчицу полевую, клевер белый, горчицу сарептскую. Во сколько родов, видов можно объединить эти растения?

Слайд 23

Ответьте на вопросы:Что такое систематика? Что называется классификацией? Кто является родоначальником систематики? Что такое таксон? Какая самая крупная единица систематики? Какая самая мелкая единица систематики? Что такое бинарная номенклатура? Каково значение латинских названий? Что такое вид? Что такое сорт?

Слайд 24

Домашнее заданиеИзучите § 45, 46 и ответьте на вопросы к нему (устно), Одуванчик лекарственныйНайдите названия растений, которые даны в честь какого-либо известного человека. В чем заслуга этих людей?

lusana.ru

Конспект урока на тему "Основы систематики растений" (6 класс)

План- конспект урока

Тема урока: Основы систематики растений

Ф.И.О.: Акаева Вера Геннадьевна

Место проведения урока: с. Троицкое, СОШ им. Жукова

Класс: 6а

Учебник «Биология : Растения. Грибы. Лишайники., 6 класс; авторы: В. В. Пасечник.

Тип урока: урок «открытие» нового знания.

Цель: знакомство учащихся с наукой систематики растений, ее значение систематических групп растений;(слайд №2)

Задачи:

Предметные: познакомиться с систематикой растений и научиться выявлять таксономические единицы, выделить признаки растений по группам.

Личностные: Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Метапредметные: Формировать умение находить информацию и извлекать ее из собственных наблюдений.

УУД:

Личностные: готовность к самообразованию самовоспитанию.

Коммуникативные: умение работать в группах.

Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.

Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

Планируемые результаты:

а)Давать определение понятия систематике.

б) выявлять отличительные признаки однодольных и двудольных классов.

в) Выполнять практическую работу.

Основные понятия: систематика, вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство, сорт.

Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: гербарий, лупа, компьютер, плакат по теме урока, презентация, задания для детей, бейджики для учащихся и учителя.

Ход урока

  1. Организационный момент. (1 мин)

учитель : Здравствуйте, ребята! Меня зовут вера Геннадьевна.

Сегодня у нас будет интересный урок, мы открываем новую страницу знаний о растениях.

  1. Актуализация знаний

Перед вами лежат конверты с картинками, ваша задача распределить их на группы.

На сколько групп вы поделили?(ответ учащихся на 4гр)

У всех ли получилось такое количество групп и ли нет.

А у вас, а по какому принципу вы разделили?(ответ учащихся)

грибы растения животные бактерии(слайд №3)

учитель: Да, молодцы! Вы правильно разделили

Но у меня есть к вам вопрос: а можно ли это назвать системой? ответ учащихся –да).

Давайте попробуем сформулировать что есть система?(ответ учащихся)

учитель: Итак, система- это целое состоящее из взаимосвязанных частей.

Давай те попробуем привести пример (планета солнечной системы, биосфера, школьный учебник, школа.)

III.   Многообразие растений (постановка учебной задачи)

На Земле огромное разнообразие живых организмов, но сегодня мы поговорим о царстве растений. В настоящее время ученые выделяют по разным источникам от 350 -500тыс видов, многие имеют народные названия, которые в каждой стране звучат по- своему.

учитель: и так как вы думаете какая у нас сегодня тема урока?

По словам ученого К. Линнея: «Без систематики в биологии был бы хаос».(слайд №4)

учитель: Попробуйте сформулировать цель урока в виде вопроса почему?

(дети формулируют цель)

Цель: узнать и познакомиться с наукой систематикой, ее значением, и какие имеет систематические группы.

Чтобы разобраться в многообразии растений, ученые создали специальную науку- систематику.

IV.   Наука систематика. (открытие нового знания)

 

Систематика растений – наука о классификации растений.(слайд №5)

К. Линней (1707-1778) -шведский естествоиспытатель, натуралист, ботаник, родоначальник систематики. Он впервые ввёл единицу классификации – вид.

Показать портрет Линнея.(слайд№6)

Основной единицей является вид.

Вид – совокупность особей, сходных по строению, жизнедеятельности, способных свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство.

Работа с учебником: (на рис 111, на стр 149, приведены пример тополя.(слайд № 7)

Почему же ученые – ботаники всего мира могут говорить об одном и том же растении, не путаясь в названиях? А как же нам избежать путаницы?

На разных языках одни и те же растения, естественно, называют по- разному.

К. Линней ввел бинарное название (двойные): первое слово- существительное - отражает принадлежность к роду, второе слово- прилагательное - отражает отличие данного вида. Очень часто видовое название говорит о местообитании растения или отражает фамилию ученого, открывшего его.

Ученые ввели научные названия растений на одном языке -на латинском языке. Например, тополь белый по латыни Populus alba, а тополь пирамидальный- Populus pyramidalis, тополь дрожащий- Populus tremula.

Растения , относящиеся к одному виду, не только сходны по строению и жизнедеятельности, но и при половом размножении могут давать плодовитое потомство. Растения, относящиеся к разным видам, как правило, даже если живут рядом, не скрещиваются между собой.

Но следует различать понятие «вид» и «сорт». Если вид формируется в процессе развития приспособления к определенным условиям. Сорт- это группа растений одного вида, созданный человеком для его нужд.

учитель: Какие вы знаете сорта яблонь?

Например: антоновка, грушовка, белый налив.

Для установления сходства и родства, для определения связей между растениями в систематике введены таксоны- специальные систематические группы растений (или единицы).

 Вид --- род --- семейство --- порядок --- отдел --- царство. (слайд №8)

Каждый таксон имеет свои признаки: в отделы растения объединяются на основании наличие органов- генеративных и вегетативных, в класс по числу семядолей, типу корневой системы, в семейство- на основании строения цветка и типа плода.(слайд №9)

Вывод: таким образом, распределение растений по систематическим группам помогает понять сходство, родство и различия.

V. Первичное закрепление. (на столах определенны карточки)

1 группа- разгадать кроссворд

2 группа- вставить пропущенные слова

3 группа- выбирает правильные суждения

   учитель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

Физминутка (слайд № 10)

учитель:  Скажите пожалуйста на какие отделы делятся Царство растений?

учащиеся: водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные (цветковые)

Отдел Покрытосеменные- самый многочисленный в растительном царстве. Насчитывается около 250 тыс видов.

 Отдел покрытосеменных растений разделяют на 2 класса- Однодольные и Двудольные.

Растения, принадлежащих к тому или иному классу, отличающихся по числу семядолей зародыша, по жилкованию листьев, по характеру корневой системы, по строению цветков и стеблей.

учитель: На ваших столах имеются темы названия мини- проектов.

Ваша задача цель, создать проект по темам и защитить его.

Слушайте внимательно ответы каждой группы, а по окончанию вы дадите оценку.

1 группа- однодольные

2 группа- двудольные

3 группа- редкие представители однодольных и двудольных растений нашего региона.

Краткое объяснение однодольные (слайд №11)

Краткое объяснение двудольные (слайд №12)

классификация покрытосеменных растений (слайд №13)

Признаки

Класс Двудольные

Класс Однодольные

Число семядолей в зародыше семени

 

 

Жилкование листа

 

 

 

Корневая система

 

 

 

Наличие камбия

 

 

 

Проводящая система

 

 

Строение цветка

 

 

 

Жизненные формы.

 

 

 

 

Класс Двудольные:

1)      Зародыш семени с двумя семядолями (показать рисунок)

2)      Листья имеют сетчатое жилкование (показать на комнатных растениях).

3)      Стержневая корневая система (показать гербарий или рисунок).

4)      Хорошо выражен камбий: рост стебля в толщину (показать на таблице).

5)      Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение (показать на таблице).

6)      Цветки 4-, 5-членные (показать рисунки или живые цветы).

7)      Есть травянистые и древесные формы.

Класс Однодольные.

1)      Зародыш семени с одной семядолей (показать рисунок)

2)      Листья имеют дуговое и параллельное жилкование (показать на комнатных растениях).

3)      Мочковатая корневая система (показать гербарий или рисунок).

4)      Камбий плохо выражен.

5)      Проводящая система в стебле имеет вид пучков, они разбросаны по всему стеблю (показать на таблице).

6)      Цветки 3-членные (показать рисунки или живые цветы).

7)      Только травянистые растения

 

Защита проектов

учитель: Молодцы, ребята! было очень интересно.

VI. Обобщение.

учитель: И так мы сегодня познакомились с новыми понятиями систематика, вид, таксон, сорт, бинарное название. Определили ее значение. Определили признаки однодольных и двудольных классов.

Вернемся к словам ученого К. Линнея: «Без систематики в биологии был бы хаос»,

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

учитель: И так ребята вы можете оценить свои группы, как работала группа на занятиях.

учащиеся:

учитель: у вас на столах лежат вырезанные цветы, если очень понравился урок- поднимите кр. тюльпан, если понравился- ромашку.

Спасибо за урок!!

infourok.ru

Параграф 26. Основы систематики растений



1. Какие царства органического мира вам известны?

Бактерии, грибы, растения, животные.

2. Какие основные группы растений вы знаете?

Водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны, голосеменные, цветковые.

Вопросы

1. Почему необходима классификация растений?

Чтобы легче было разобраться во всём многообразии растений, их разделили на группы.

2. Какие единицы систематики вы знаете и для чего они служат?

Родственные виды объединяют в рода, рода — в семейства, семейства — в порядки, порядки — в классы, классы — в отделы, отделы — в царства. Эти группы объединяют растения со сходными признаками.

3. Каковы особенности вида?

Растения, относящиеся к одному виду, не только сходны по строению и жизнедеятельности, но при половом размножении могут давать плодовитое потомство и занимают определённую территорию.

4. Что такое сорт? В чём его отличие от вида?

Сорт — это группа растений одного вида, созданных человеком и обладающих определёнными хозяйственными признаками и свойствами. В отличие от растений разных видов, растения разных сортов могут скрещиваться между собой.

5. По каким признакам можно отличить однодольные растения от двудольных?

Растения, принадлежащие к тому или иному классу, отличаются по числу семядолей зародыша, по жилкованию листьев, по характеру корневой системы молодых, выросших из семян растений, по строению стеблей и цветков.

6. Какие признаки являются главными при выделении растений в семейства?

Семейства покрытосеменных растений. Семейства также выделяют на основании совокупности признаков. Важнейшими из них являются особенности строения цветка и плода.

Подумайте

Почему, определяя, к какому классу относится растение, нельзя учитывать только один признак?

Однако определить, к какому классу следует отнести растение, используя только один внешний признак, не всегда возможно.

Например, вороний глаз имеет листья с сетчатым жилкованием, но зародыш с одной семядолей, поэтому его считают однодольным растением. У подорожника дуговое жилкование листьев, мочковатая корневая система, но его относят к двудольным растениям, так как зародыш имеет две семядоли.

Таким образом, для определения принадлежности цветкового растения к одному из классов необходимо знать все признаки данного растения.

Задания

Пользуясь рисунком 114, выделите признаки, характерные для двудольных и однодольных растений.

Если растение имеет зародыш с двумя семядолями, сетчатое жилкование листьев, стержневую корневую систему, проводящие пучки в стебле расположены в центре или по кругу, а число частей цветка кратно четырём или пяти, его относят к классу двудольных. Проводящие пучки двудольных растений, как правило, имеют камбий, а кора и сердцевина обычно хорошо дифференцированы.

Если зародыш растения имеет одну семядолю, листья с параллельным или дуговым жилкованием и мочковатую корневую систему, проводящие пучки в стебле расположены «беспорядочно», а число частей цветка кратно трём (3 чашелистика, 3 лепестка, 6 тычинок), его относят к классу однодольных. У однодольных проводящие пучки обычно лишены камбия. У них нет ясно дифференцированной коры и сердцевины.

resheba.com

Основы систематики растений | Параграф 45

"Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс". В.В. Пасечник

Вопрос 1. Почему необходима классификация растений?В настоящее время на Земле обитает около 600 тыс. видов растений, которые можно условно разделить на 2 группы: высшие и низшие растения, однако ученые-ботаники находят все новые и новые виды. Чтобы можно было ориентироваться во всем этом многообразии растений, необходима классификация.

Вопрос 2. Какие единицы систематики вы знаете и для чего они служат?Чтобы легче было разобраться во всем многообразии растений, их разделили на группы. Особи, имеющие сходное происхождение, строение и жизнедеятельность, относят к одному виду. Родственные виды объединяют в роды, роды — в семейства, семейства — в порядки, порядки — в классы, классы — в отделы, отделы — в царства.

Вопрос 3. Каковы особенности вида?Вид — это совокупность особей, обладающих общими морфологическими, физиологическими и биохимическими признаками, занимающих определенный ареал, способных скрещиваться друг с другом и дающих плодовитое потомство. Эти свойства прямо связаны с общностью происхождения всех особей данного вида. Особи, относящиеся к разным видам, как правило, даже если и живут рядом, не скрещиваются между собой. Каждый вид занимает определенную территорию и приспосабливается к условиям обитания на ней. Вид — основная единица систематики.

Вопрос 4. Что такое сорт? В чем его отличие от вида?Сорта растений — это большая совокупность растений одного вида, созданная человеком в результате селекции. Сорт создается человеком, в отличие от вида, который формируется в природе в процессе развития и приспособления к определенным условиям. Сорта растений характеризуются определенными морфофизиологическими и хозяйственными признаками. Для поддержания существования того или иного сорта необходимы определенные условия. Если благоприятные для данного сорта растений условия исчезают, то сорт вырождается. Существуют многие сотни сортов различных культурных растений (например, только одной пшеницы насчитывается более 300 различных сортов).Выведением сортов занимается селекция растений, задачей которой является создание новых и улучшение существующих сортов растений. Виды — это сумма популяций. Популяция — элементарная структуравида — это совокупность свободно скрещивающихся особей данного вида, живущая длительно на определенной территории ареала вида.

 

buzani.ru

Основы систематики растений — методическая рекомендация. Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс).

1. Классификация живых организмов 1 вид - рецептивный лёгкое 1 Б. Вопросы по теоретическому материалу. Верны ли утверждения?
2. Основы систематики 1 вид - рецептивный лёгкое 1 Б. Необходимо определить, какие из утверждений верны. Вопросы по теоретическому материалу.
3. Последовательности систематических категорий 1 вид - рецептивный лёгкое 1 Б. Необходимо ответить на вопрос: «Верны ли приведённые систематические последовательности?»
4. Задача систематики, формирование видовых названий 1 вид - рецептивный лёгкое 1 Б. Задание направлено на проверку правильности суждений. Вопросы по теоретическому материалу: задача систематики, формирование видовых названий.
5. Основные систематические единицы 2 вид - интерпретация среднее 1 Б. Вопросы по основным систематическим единицам.
6. Основы систематики: виды и рода 2 вид - интерпретация среднее 1 Б. Основные систематические единицы.

www.yaklass.ru

Основы систематики растений

скачать Тема: Основы систематики растений

(§45,46)

Систематика – это наука о классификации.

Классификация растений – это распределение растений по группам.

Таксон – систематическая единица.

I.Таксономические единицы

  1. Царство (самая большая единица)
  2. Отдел
  3. Класс
  4. Порядок
  5. Семейство
  6. Род
  7. Вид (самая маленькая единица)
Вид –  таксономическая, систематическая единица, группа особей с общими морфологическими (строение организма)  и поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, дающему в ряду поколений плодовитое потомство, закономерно распространённая в пределах определённой территории.
Название видов
Смородина черная

Название рода видовой эпитет

Смородина красная
Сорт – это группа растений одного вида, созданных человеком и обладающих определенными хозяйственными признаками и свойствами.

Царство Растений

Отдел Покрытосеменные

Класс Двудольные

Порядок Ивоцветные

Семейство Ивовые

Род Тополь

Вид Тополь белый

Царство растений

Высшие растения Низшие растения

Отдел Мохообразные Водоросли

Отдел Хвощевидные

Отдел Папоротниковидные

Отдел Голосеменные

Класс Гинговые

Класс Хвойные

Отдел Покрытосеменные

Класс Однодольные

Класс Двудольные

II.Класс покрытосеменных растений

Признаки сравнения Класс Однодольные растения Класс Двудольные растения
Число семядолей зародыша 1 2
Корнева система Стержневая корневая система Мочковатая корневая система
Тип жилкования листа Параллельное и дуговое Сетчатое
Расположение проводящих пучков Разбросаны по всему стеблю и не имеют камбия (образовательная ткань) По кругу проводящих пучков расположен камбий
Количество частей цветка Трехчленные цветки (3 чашелистика, 3 лепестка, 6 тычинок) Четырех или пятичленные цветки
скачать

nenuda.ru

Краткая история систематики растений

Еще на заре своей истории человек обратил внимание на огромное разнообразие растительного мира. В процессе хозяйственной деятельности он стремился познать и отличить растения полезные (пищевые, лекарственные и проч.), а также вредные, особенно ядовитые. Очень рано человек стал использовать зерна многих хлебных злаков (пшеница, просо, ячмень), которые найдены при археологических раскопках и относятся к 6-5 тысячелетиям до н. э.

Систематизация растений

Систематизация растений

О выращивании пищевых растений и знакомстве человека с лекарственными травами свидетельствуют иероглифы и рисунки на гробницах египетских фараонов (3000 г. до н. э.). Рисунки на древнеегипетских памятниках отражают в первую очередь съедобные, прядильные, лекарственные растения. Об использовании древними народами таких растений, как хлебные злаки, просо, лук, чеснок известно от греческого историка Герадота (484-425 гг. до н. э.). Кукурузу, картофель, табак выращивали древние народы Мексики и Перу.

Описания растений впервые появляются в древнекитайском сочинении под названием Шу-Кинг (около 2200 лет до н.э.). Приводятся сведения о хлебных злаках, бобовых, хлопчатнике, лимонном и тутовом деревьях.

Древнегреческое естествознание отражено в трудах Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Он был крупнейшим натуралистом своего времени. Аристотель интуитивно признавал родство всего живого, и растения он рассматривал как часть природы.

Самой первой известной нам классификацией растений была классификация Теофраста (371-287 гг. до н. э.) – ученого и философа древней Греции. Его настоящее имя Тиртам, а имя Теофраст – божественный оратор – дал ему его учитель – Аристотель.

В основу своей классификации Теофраст положил экологический принцип, выделяя классификационные группы на основе жизненных форм растений. Теофраст делит все растения на деревья, кустарники, полукустарники и травы, отличает наземную флору, выделяя в ней растения листопадные и вечнозеленые, и водную флору с пресноводными и морскими растениями. Теофраст увязывал данные о растениях с вопросами их практического использования, положил начало утилитарному направлению в классификации.

Система Теофраста была первой попыткой экологического подхода к классификации растений. Влияние классификации Теофраста прослеживается почти до нашего времени.

Утилитарное направление долгое время было господствующим при изучении растений и их классификации (Плиний Старший, Диоскорид и др.). Ими заканчивается период описательных или практических (утилитарных) классификаций растений.

Период с конца XVI до второй половины XVIII столетия характеризуется появлением ряда искусственных морфологических систем, или систем, которые строятся на основе какого-либо одного или нескольких признаков.

Период искусственных систем классификации растений начинается с системы итальянского ботаника А. Чезальпино (1519-1603 гг.). В основу классификации он положил принцип строения органов размножения. Растительный мир был разделен им на два отдела: 1) деревья и кустарники, 2) полукустарники и травы. Далее растения группировались в 15 классов на основе строения плодов и числа гнезд и семян в них, а затем выделялись группы меньшего объема – с учетом строения цветка. Особое место в системе Чезальпино занимал 15 класс, куда были отнесены мхи, папоротники, хвощи и грибы. Система Чезальпино, несовершенная с современной точки зрения, была важным этапом в развитии систематики растений.

Швейцарский ботаник Каспар Баугин (1560-1624 гг.) виды растений распределил по признакам подобия в 12 классов.

В классификационной системе английский ботаник Рей (1623-1705 гг.) выделяет отделы растений по числу семядолей и подразделяет их на односемядольные и двусемядольные. В своей системе он принимает во внимание, кроме семян и плодов, форму цветка.

Современник Рея французский ботаник Турнефор (1656-1708 гг.) создал свою систему растений, основанную на форме венчика цветка. Турнефор подразделяет растения на безлепестные и лепестные, а последние – на однолепестные и многолепестные. Он, как и Рей, подразделяет цветки на простые и сложные, на правильные и неправильные; сохранил старое деление на деревья, кустарники и травы.

По форме цветка Турнефор разделил цветковые растения сначала на 14, а затем на 18 классов.

Роль реформатора ботаники сыграл великий шведский ученый Карл Линней (1707-1778 гг.). Он был в числе тех ботаников, которые в XVIII ст. оценили учение Камерариуса о поле у растений. Линней положил это учение в основу своей знаменитой половой системы растений, изложенной им в книгах " Система Природы" (1735), " Основы ботаники" (1736), " Виды растений" (1753) и др. Система Линнея тоже была искусственной, но тем не менее она выгодно отличается от систем Рея, Турнефора и других его предшественников. К. Линней выбрал в качестве основного систематического признака орган размножения, но не плод, как это сделал Чезальпино, а цветок, но не форму цветка, как Турнефор, а строение андроцея.

Система Линнея включает 24 класса растений. В 23 классах представлены растения с цветками, которые отличаются между собой количеством тычинок, их взаимным расположением, одинаковой или различной длиной, распределением полов, а также растения, у которых тычинки срослись со столбиком. В 24 класс Линней отнес " бесцветковые" растения, т.е. не имеющих цветков.

Огромная заслуга К. Линнея перед ботаникой в том, что он впервые ввел бинарную номенклатуру растений: вид растения называют двумя словами – родовым и видовым. Например: вид – ива белая – Salix (родовое название), alba (видовой эпитет) L. (Linneus – фамилия автора названия).

Системой К. Линнея заканчивается период искусственных систем в истории систематики растений.

Во второй половине XVIII столетия во взглядах ботаников очерчиваются значительные изменения. Этому способствовало то, что к этому времени в Европе уже знали много видов растений, которые были собраны в коллекциях научных центров. Описывая эти растения, систематики включали их в определенную классификацию. Каждое растение получало свое название. Более подробно изучались генеративные органы – цветки. Начали применять более совершенные оптические приборы. Систематики понимали, что необходимо переходить на более совершенную систему классификации растений.

В основу создания естественной системы классификации положены принципы сходства растений по совокупности признаков. В естественной системе все растения, начиная с водорослей и грибов и заканчивая высшими цветковыми растениями, располагаются в такой последовательности, что в конце каждого семейства помещались формы, переходные к следующему. При таком размещении выявлялись отношения между группами растений, определялась близость между ними, в результате все разнообразие растений представляло единое целое. Авторами разных естественных систем растений были французский ботаник А. Жюссье (1748-1836 гг.), швейцарский ботаник О. Декандоль (1778-1841 гг.), австрийский ботаник С. Эндлихер (1805-1849 гг.), французский палеоботаник А. Броньяр (1801-1876 гг.) и др.

Авторы естественных систем не могли, однако, подняться до понимания развития органического мира.

Эволюционная теория Ч. Дарвина совершила настоящий переворот во всех областях естествознания, поэтому систематика не могла оставаться на старых позициях. Из науки статичной, которая изучает организмы в современном состоянии, систематика превратилась в науку динамичную, которая ставит своей целью показать филогенез, или происхождение, современных организмов от более простых и развитие их в историческом аспекте. Этим заканчивается второй период истории систематики – период естественных систем и начинается третий – период филогенетических систем.

В основу построения филогенетических систем растений положены принципы общности исторического развития отдельных таксонов растений (отделов, классов, порядков, семейств, родов и видов). Наиболее распространенными филогенетическими системами растений являются системы немецкого ботаника А. Энглера (1844-1930 гг.), австрийского ботаника Р. Веттштейна (1863-1931 гг.), немецкого ботаника Г. Галлира (1868-1932 гг.), английского ботаника Д. Хатчинсона (1884 г. рожд.), голландского ботаника А. Пулле (1878-1955 гг.), американского ботаника Ч. Бэсси (1845-1915 гг.), русских и советских ботаников И.Н. Горожанкина (1848-1904 гг.), Н.А. Буша (1869-1941 гг.), А.А. Гроссгейма (1888-1948 гг.), Б.М. Козо-Полянского (1890-1957 гг.), Н.И. Кузнецова (1864-1932 гг.), А.Л. Тахтаджяна (1910 г. рожд.) и др.



biofile.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта