Вегетативные органы цветковых. Органы цветкового растения. Корень. Органы цветкового растения вегетативные
Вегетативные органы цветковых растений. Корень — КиберПедия
Орган – это часть тела, состоящая из различных тканей, имеющая определенную форму и выполняющая определенные функции. Вегетативные органы обеспечивают обмен веществ и рост растения. К ним относятся корень и побег, состоящий из стебля, листьев и почек.
Корень – орган растения, выполняющий функции закрепления растения в почве, почвенного питания водой и минеральными веществами, запасания органических веществ, вегетативного размножения подземными частями.
Корень является осевым органом с радиальной симметрией. Верхушка корня покрыта корневым чехликом, под которым находится образовательная ткань, обеспечивающая рост корня.
Разновидности корней: главный, боковые, придаточные . Совокупность всех корней одного растения образует корневую систему . Корневые системы двудольных растений, как правило, стержневые, корневые системы однодольных растений, как правило, мочковатые.
На продольном разрезе молодого корня видны 4 зоны:
– зона деления , образующая конус нарастания корня . Эта группа клеток образует клетки корневого чехлика и слизь, защищающие корень и облегчающие его продвижение в почве.
Зона роста – образована молодыми, растущими клетками. Здесь начинается формирование тканей корня:
– зона корневых волосков (зона всасывания) образована выростами клеток первичной, однослойной всасывающей ткани корня;
– зона проведения . Здесь формируются боковые корни и вторичная структура корня многолетних растений. У однолетних сохраняется только первичная структура корня.
Транспорт водыиз почвы в корень происходит пассивно, благодаря разности осмотических давлений между цитоплазмой корневых волосков и водных растворов почвы. А эта разность давлений, в свою очередь, создается активно, за счет затраты энергии. Из клеток всасывающей зоны вода поднимается в проводящие элементы корня в результате роста осмотического давления. В сосудах корня давление поднимается до 3 атмосфер. Оно создано за счет затраты энергии растением. Вверх же по стеблю вода поднимается за счет испарения воды в листьях.
У многих растений встречаются видоизмененные корни: корнеплоды (у редиса, редьки, свеклы, и т.д.), корневые клубни (у георгина, батата). Корни многих растений вступают в симбиоз с грибами, образуя микоризы или грибокорни. Корни бобовых растений вступают в симбиоз с азотобактериями. В результате образуются клубеньки. Бактерии фиксируют атмосферный азот и обеспечивают им растения.
Побег
Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками. Расположение почек и листьев на побеге бывает:
– супротивным – две почки выходят из одного узла;
– очередным – по одной почке в узле;
– мутовчатым – 3 и более почек в одном узле;
– спиральным – почки расположены по спирали.
Элементы побега формируются из общей верхушечной
образовательной ткани и обладают единой проводящей системой. Формирование побега относится к крупнейшим ароморфозам, обусловившим выход растений на сушу.
Почка– укороченный зачаточный побег – состоит из зачаточного стебля и зачаточных листьев (вегетативная почка) или зачаточных цветков (генеративная почка). Почки, несущие в себе и листья, и цветки, называются смешанными. Верхушечные почки обеспечивают рост побега в длину, боковые (пазушные) обеспечивают ветвление побега. Почки, образующиеся на листьях и в междоузлиях, называются придаточными. «Спящие почки » развиваются после отмирания вышележащих почек, повреждения растений. Эти почки обеспечивают восстановление растений. Почки могут быть защищены почечными чешуями и тогда их называют закрытыми. Почки без чешуй называются открытыми.
Стебель– осевой вегетативный орган с радиальной симметрией. Обладает верхушечным ростом. Главный стебель развивается из почечки зародыша семени. Функции стебля: опорная, проводящая, запасающая, фотосинтезирующая, рост и ветвление растения, вегетативное размножение.
Строение стебля. Стебель травянистых растений состоит из эпидермы и основной ткани – паренхимы . В ней располагаются проводящие сосудисто-волокнистые пучки, содержащие элементы ксилемы и флоэмы. В стеблях древесных растений ксилема и флоэма разделены камбием. Камбий – это образовательная ткань, обеспечивающая рост стебля в толщину. На поперечном срезе такого стебля видны: сердцевина, древесина с годичными кольцами, камбий, кора. Кора – это весь слой, расположенный кнаружи от камбия. Внутренний слой коры, прилегающий к камбию, образован лубом или флоэмой.
По характеру направления роста стебли делятся на прямостоячие (сосна), ползучие (огурец), цепляющиеся (чина луговая), лазающие (лианы), вьющиеся (вьюнок).
Видоизмененные стебли образуют корневища, клубни, луковицы.
Лист– это боковой орган растения, обладающий двусторонней симметрией и обеспечивающий функции фотосинтеза, транспирации и газообмена. Лист состоит из листовой пластинки и черешка. В зависимости от количества листовых пластинок листья бывают простыми (с одной листовой пластинкой на черешке) и сложными (с несколькими листовыми пластинками, имеющими собственные черешки). Форма листьев и их расположение на стебле, тип жилкования являются важными систематическими признаками. Листья, не имеющие черешка, называются сидячими. Листья с черешками – черешковыми.
Лист с обеих сторон покрыт эпидермисом. На нижней стороне листа находятся устьица, обеспечивающие газообмен и транспирацию. У водных растений устьица расположены на верхней стороне листа. Мякоть листа называется паренхимой или мезофиллом .
Скелет листа образован сосудисто-волокнистыми пучками и механической тканью. Через черешок проводящие элементы листа связаны со стеблем. По характеру расположения жилок встречаются листья с сетчатым, дуговым и параллельным жилкованием. Сетчатое жилкование наиболее характерно для двудольных растений, дуговое и параллельное – для однодольных.
Фотосинтез происходит в столбчатой и губчатой тканях паренхимы. Столбчатая ткань примыкает к верхней кожице, а губчатая – к нижней.
В зависимости от среды обитания у листьев возникли различные адаптации. У растений засушливых мест адаптации связаны с уменьшением испарения и накоплением запасов влаги. У растений влажных мест обитания адаптации связаны с увеличением транспирации.
В зависимости от характера адаптаций возникли видоизменения листьев: колючки (барбарис, кактус), усики (горох), ловчий аппарат (непентес), мясистые чешуи (лук), плотная кутикула (столетник).
cyberpedia.su
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
|
cyberpedia.su
Реферат - Вегетативные органы цветковых растений. Корень
Орган – это часть тела, состоящая из различных тканей, имеющая определенную форму и выполняющая определенные функции. Вегетативные органы обеспечивают обмен веществ и рост растения. К ним относятся корень и побег, состоящий из стебля, листьев и почек.
Корень – орган растения, выполняющий функции закрепления растения в почве, почвенного питания водой и минеральными веществами, запасания органических веществ, вегетативного размножения подземными частями.
Корень является осевым органом с радиальной симметрией. Верхушка корня покрыта корневым чехликом, под которым находится образовательная ткань, обеспечивающая рост корня.
Разновидности корней: главный, боковые, придаточные. Совокупность всех корней одного растения образует корневую систему. Корневые системы двудольных растений, как правило, стержневые, корневые системы однодольных растений, как правило, мочковатые.
На продольном разрезе молодого корня видны 4 зоны:
– зона деления, образующая конус нарастания корня. Эта группа клеток образует клетки корневого чехлика и слизь, защищающие корень и облегчающие его продвижение в почве.
Зона роста – образована молодыми, растущими клетками. Здесь начинается формирование тканей корня:
– зона корневых волосков (зона всасывания) образована выростами клеток первичной, однослойной всасывающей ткани корня;
– зона проведения. Здесь формируются боковые корни и вторичная структура корня многолетних растений. У однолетних сохраняется только первичная структура корня.
Транспорт водыиз почвы в корень происходит пассивно, благодаря разности осмотических давлений между цитоплазмой корневых волосков и водных растворов почвы. А эта разность давлений, в свою очередь, создается активно, за счет затраты энергии. Из клеток всасывающей зоны вода поднимается в проводящие элементы корня в результате роста осмотического давления. В сосудах корня давление поднимается до 3 атмосфер. Оно создано за счет затраты энергии растением. Вверх же по стеблю вода поднимается за счет испарения воды в листьях.
У многих растений встречаются видоизмененные корни: корнеплоды (у редиса, редьки, свеклы, и т.д.), корневые клубни (у георгина, батата). Корни многих растений вступают в симбиоз с грибами, образуя микоризы или грибокорни. Корни бобовых растений вступают в симбиоз с азотобактериями. В результате образуются клубеньки. Бактерии фиксируют атмосферный азот и обеспечивают им растения.
Побег
Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками. Расположение почек и листьев на побеге бывает:
– супротивным – две почки выходят из одного узла;
– очередным – по одной почке в узле;
– мутовчатым – 3 и более почек в одном узле;
– спиральным – почки расположены по спирали.
Элементы побега формируются из общей верхушечной
образовательной ткани и обладают единой проводящей системой. Формирование побега относится к крупнейшим ароморфозам, обусловившим выход растений на сушу.
Почка– укороченный зачаточный побег – состоит из зачаточного стебля и зачаточных листьев (вегетативная почка) или зачаточных цветков (генеративная почка). Почки, несущие в себе и листья, и цветки, называются смешанными. Верхушечные почки обеспечивают рост побега в длину, боковые (пазушные) обеспечивают ветвление побега. Почки, образующиеся на листьях и в междоузлиях, называются придаточными. «Спящие почки » развиваются после отмирания вышележащих почек, повреждения растений. Эти почки обеспечивают восстановление растений. Почки могут быть защищены почечными чешуями и тогда их называют закрытыми. Почки без чешуй называются открытыми.
Стебель– осевой вегетативный орган с радиальной симметрией. Обладает верхушечным ростом. Главный стебель развивается из почечки зародыша семени. Функции стебля: опорная, проводящая, запасающая, фотосинтезирующая, рост и ветвление растения, вегетативное размножение.
Строение стебля. Стебель травянистых растений состоит из эпидермы и основной ткани – паренхимы. В ней располагаются проводящие сосудисто‑волокнистые пучки, содержащие элементы ксилемы и флоэмы. В стеблях древесных растений ксилема и флоэма разделены камбием. Камбий – это образовательная ткань, обеспечивающая рост стебля в толщину. На поперечном срезе такого стебля видны: сердцевина, древесина с годичными кольцами, камбий, кора. Кора – это весь слой, расположенный кнаружи от камбия. Внутренний слой коры, прилегающий к камбию, образован лубом или флоэмой.
По характеру направления роста стебли делятся на прямостоячие (сосна), ползучие (огурец), цепляющиеся (чина луговая), лазающие (лианы), вьющиеся (вьюнок).
Видоизмененные стебли образуют корневища, клубни, луковицы.
Лист– это боковой орган растения, обладающий двусторонней симметрией и обеспечивающий функции фотосинтеза, транспирации и газообмена. Лист состоит из листовой пластинки и черешка. В зависимости от количества листовых пластинок листья бывают простыми (с одной листовой пластинкой на черешке) и сложными (с несколькими листовыми пластинками, имеющими собственные черешки). Форма листьев и их расположение на стебле, тип жилкования являются важными систематическими признаками. Листья, не имеющие черешка, называются сидячими. Листья с черешками – черешковыми.
Лист с обеих сторон покрыт эпидермисом. На нижней стороне листа находятся устьица, обеспечивающие газообмен и транспирацию. У водных растений устьица расположены на верхней стороне листа. Мякоть листа называется паренхимой или мезофиллом .
Скелет листа образован сосудисто‑волокнистыми пучками и механической тканью. Через черешок проводящие элементы листа связаны со стеблем. По характеру расположения жилок встречаются листья с сетчатым, дуговым и параллельным жилкованием. Сетчатое жилкование наиболее характерно для двудольных растений, дуговое и параллельное – для однодольных.
Фотосинтез происходит в столбчатой и губчатой тканях паренхимы. Столбчатая ткань примыкает к верхней кожице, а губчатая – к нижней.
В зависимости от среды обитания у листьев возникли различные адаптации. У растений засушливых мест адаптации связаны с уменьшением испарения и накоплением запасов влаги. У растений влажных мест обитания адаптации связаны с увеличением транспирации.
В зависимости от характера адаптаций возникли видоизменения листьев: колючки (барбарис, кактус), усики (горох), ловчий аппарат (непентес), мясистые чешуи (лук), плотная кутикула (столетник).
www.ronl.ru
Поиск Лекций
Корень – осевой вегетативный орган растения, обычно подземный, обладающий неограниченным верхушечным ростом, положительным геотропизмом, имеющий радиальное строение и не несущий листьев.
Главный корень – развивается из зародышевого корешка, появляется первым. Боковые корни – отходят от главного или придаточных корней (разветвления). Придаточные корни образуются на стебле или листьях. Корневая система – совокупность корней одного растения. По строению различают два типа корневых систем: стержневая(а) – имеет хорошо развитый главный корень (большинство двудольных). Корневая система, состоящая из боковых и придаточных корней, не имеющая хорошо развитого главного корня называется мочковатой (б) -большинство однодольных и частично травянистых двудольных.
л
Анатомическое строение корня может быть первичным и вторичным. Первичное строение возникает в результате дифференциации клеток – производных апикальной меристемы. Вторичное строение – результат деятельности камбия. Первичное строение характерно для молодых корней всех высших растений. На протяжении всей жизни такое строение такое строение сохраняется у плаунов, хвощей, папоротников и однодольных покрытосеменных растений. У голосеменных и двудольных покрытосеменных растений за счет деятельности вторичных боковых меристем (камбия и феллогена) происходит утолщение корня и первичное строение сменяется вторичным. |
|
poisk-ru.ru
Вегетативные органы цветковых растений. Корень
Орган — это часть тела, состоящая из различных тканей, имеющая определенную форму и выполняющая определенные функции. Вегетативные органы обеспечивают обмен веществ и рост растения. К ним относят корень, стебель, лист.
Корень — орган растения, выполняющий функции закрепления растения в почве, почвенного питания водой и минеральными веществами, запасания органических веществ, вегетативного размножения подземными частями.
Корень является осевым органом с радиальной симметрией. Верхушка корня покрыта корневым чехликом, под которым находится верхушечная меристема — образовательная ткань, обеспечивающая рост корня.
Разновидности корней: главный, боковые, придаточные. Совокупность всех корней одного растения образует корневую систему. Корневые системы двудольных растений, как правило, стержневые, корневые системы однодольных растений, как правило, мочковатые.
На продольном разрезе молодого корня видны четыре зоны:
1) зона деления (верхушечная меристема), образующая конус нарастания корня. Из этой группы клеток состоят клетки корневого чехлика и слизь, защищающие корень и облегчающие его продвижение в почве;
2) зона растяжения, образованная молодыми, растущими клетками. Здесь начинается формирование тканей корня: покровной — эпиблемы, проводящей ткани осевого цилиндра, боковой меристемы в виде перицикла, расположенного вокруг осевого цилиндра;
3) зона корневых волосков (зона всасывания), образованная выростами клеток эпиблемы (первичной однослойной всасывающей ткани корня, называемой еще ризодермой).
На поперечном срезе молодого корня в этой зоне обнаруживаются первичная кора, расположенная под эпиблемой, под которой находится эндодерма, окружающая центральный цилиндр. В центральном цилиндре можно увидеть сосуды ксилемы и флоэмы, сердцевину;
4) зона проведения. Здесь формируются боковые корни и вторичная структура корня многолетних растений. У однолетних сохраняется только первичная структура корня.
Образование вторичной структуры корня связано с формированием пробкового слоя на его поверхности. Эпиблема отмирает, и формируется слой вторичной боковой меристемы— камбий, отделяющий флоэму от ксилемы.
Транспорт воды из почвы в корень происходит пассивно благодаря разности осмотических давлений между цитоплазмой клеток эпиблемы и водных растворов почвы. Указанная же разность давлений, в свою очередь, создается активно, с затратами энергии. Из клеток эпиблемы вода поднимается в проводящие элементы осевого цилиндра в результате роста осмотического давления. В сосудах корня давление достигает 3 атмосфер за счет затраты энергии растением. Вверх же по стеблю вода поднимается за счет испарения воды в листьях.
У многих растений встречаются видоизмененные корни: корнеплоды (редис, редька, свекла и т.д.), корневые клубни (георгин, батат). Корни многих растений вступают в симбиоз с грибами, образуя микоризы (грибокорни). Корни бобовых растений вступают в симбиоз с бактериями рода Rhizobium. В результате образуются клубеньки. Бактерии фиксируют атмосферный азот и обеспечивают им растения.
Похожие статьи:
poznayka.org
Текущий контроль по теме "Вегетативные органы цветкового растения"
Вегетативные органы цветкового растения:
Вариант 1
Часть 1
Главной функцией корня является:
А) запасание питательных веществ
Б) рыхление почвы
В) удержание растения на одном месте
Г) почвенное питание растений
2. В большинстве случаев надземным вегетативным органом является:
А) корень
Б) семя
В) побег
Г) цветок.
3. Главным отличием дерева от кустарника является:
А) единственный древесный стебель
Б) несколько небольших стволов
В) множество невзрачных стволов
Г) листья игольчатой формы.
4. Любой простой лист имеет:
А) основание и черешок
Б) листовую пластинку и основание
В) листовую пластинку и черешок
Г) листовую пластинку, основание и черешок.
5. Длинные, мертвые клетки, полые внутри, находящиеся в зоне проведение, по которым вода с веществами поднимается вверх, называют:
А) сосудами
Б) волокнами
В) ситовидными трубками
Г) камбием.
6. Конечным ростом среди вегетативных органов растений обладает:
А) стебель
Б) побег
В) кореньг) лист.
7. Длинный вырост наружной клетки корня называют:
А) корой корня
Б) зоной всасывания
В) корневым чехликом
Г) корневым волоском.
8. Растением со светолюбивыми листьями является:
А кислица
Б) ландыш
В) одуванчик
Г) ель.
Часть 2
9. Листья каких из перечисленных ниже растений имеют параллельное жилкование?
1) лук
2) пшеница
3) подорожник
4) картофель
5) ячмень
6) тополь.
10. Установите соответствие между растениями и имеющимися у них видоизменениями корней. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите цифру из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
РАСТЕНИЯ ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ
А) морковь 1) корнеплоды
Б) чистяк 2) корневые шишки (корневые клубни)
В) редис
Г) георгин
Д) свекла
А
Б
В
Г
Д
Вегетативные органы цветкового растения:
Вариант 2
Часть 1
Главной функцией стебля является
А) проведение воды и питательных веществ
Б) удерживание растений в вертикальном положении
В) запасание воды и питательных веществ
Г) воздушное питание растений (фотосинтез).
2. Всасывание почвенного раствора корнем происходит с помощью особых клеток:
А) корневого чехлика
Б) проводящих тканей
В) корневых волосков
Г) нижней части побега.
3. Главным отличием кустарника от дерева является:
А) древесный стебель
Б) несколько небольших стволов
В) множество невзрачных цветков
Г) листья игольчатой формы
4. В световом листе лучше, чем в теневом листе, развита:
А) столбчатая ткань
Б) губчатая ткань
В) механическая ткань
Г) проводящая ткань
5. В результате утолщения боковых и придаточных корней образуются:
А) воздушные корни
Б) корни-подпорки
В) корнеплоды
Г) корнеклубни.
6. Усики гороха – это видоизмененные:
А) прилистники
Б) стебли
В) листочки сложного листа
Г) боковые побеги.
7. Почки снаружи покрыты:
А) почечными чешуями
Б) почечной корой
В) зачаточными листьями
Г) конусом нарастания.
8. Развитие новых побегов у тополей после опиливания происходит благодаря почкам:
А) возобновления
Б) спящим
В) генеративным
Г) верхушечным.
Часть 2
9. Какие из перечисленных ниже растений имеют сложные листья?
1) ясень
2) одуванчик
3) пшеница
4) рябина
5) мать-и-мачеха
6) малина.
10. Установите соответствие между типом ткани и зоной корня, которую она формирует. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ЗОНА КОРНЯ ТИП ТКАНИ
А) корневой чехлик 1) покровная
Б) зона деления 2) образовательная
В) зона роста
Г) зона всасывания
Д) кора корня.
А
Б
В
Г
Д
Ответы:
Вариант 1
Г
В
А
Б
А
Г
Г
В
135
12121
Вариант 2
А
В
Б
А
Г
В
А
Б
146
12211
infourok.ru
Вегетативные органы цветковых. Органы цветкового растения. Корень
Урок предназначен для учащихся 6 класс при изучении темы "Органы цветкового растения".
На данном уроке учащиеся знакомяться с функциями корней, дают понятие корневая система, рассматривают типы корневых систем, а так же виды корней.Под рассматривают кончик корня растения и зарисовывают и подписывают зоны корня.
На закрепление учебного материала выполняется лабораторная работа. По гербарным образцам нужно определить типы корневых систем растений выданных учащимся, затем зарисовать корневую систему пшеницы и фасоли и подписать их части. Привести по 3 примера каждой из корневых систем.
Просмотр содержимого документа «Органы цветкового растения. Корень.»
Урок № 6 (6 класс).
Тема: ОРГАНЫ ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ. КОРЕНЬ.
Задачи: 1. Показать усложнение органов растений в ходе эволюции,
Раскрыть понятие об особенностях строения корневых систем.
2. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы,
работать с текстом учебника.
3. Воспитание дисциплины труда.
Тип урока: комбинированный, лабораторная работа.
ХОД УРОКА.
Орг. момент.
1.Проверка знаний учащихся .
(по теме: «Ткани растений и животных»).
1.Что такое ткань?
2.Перечислите ткани растений, назовите особенности их строения.
3.Какие типы тканей встречаются у растений?
4. В чем особенности строения образовательной, механической, проводящей, основной, покровной тканей?
ТЕСТ – дополните предложения.
1.Мякоть листа образована………………….
2.Проведение воды, минеральных веществ и органических веществ осуществляется по сосудам древесины и ситовидным трубочкам – это……………….. ткань.
3.Из этой ткани состоит зародыш растения – это…………………...ткань.
4.Эта ткань, при постоянном делении клеток обеспечивает рост растения – это …ткань.
5.Клетки с утолщенными, одревесневшими оболочками, они находятся в скорлупе ореха, косточке абрикоса – это………ткань.
6.За смыкание створок раковин моллюсков отвечает………….. ткань.
7.Главная функция этой ткани – возбудимость и проводимость…………
8.Наружная поверхность тела животных, полости внутренних органов состоят из этой ткани………….
9.Кровь, хрящ – это…….. ткань.
10.Клетки этой ткани состоят из тела и отростков – это…..ткань.
(3 человека у доски + взаимопроверка)
2.Изучение нового материала .
Мы сегодня рассмотрим тему: «Органы цветкового растения. Корень».
Все многоклеточные организмы состоят из органов, в том числе и растения.
Так, в ходе эволюции растений на Земле постепенно, в ходе усложнения организации появились у растений стебли, листья, корни, цветки, плоды. Происходило это по мере того, как менялся климат на планете и осваивались большие площади суши.
(записи в тетради схемы усложнения органов растений в ходе эволюции)
У современных покрытосеменных растений есть все перечисленные органы.
Они делятся на вегетативные и генеративные
Вегетативные : КОРЕНЬ, СТЕБЕЛЬ, ЛИСТ.
Генератив
eddi.ru