Опыт передвижение веществ по побегу растения. Урок биологии по теме "Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Опыт передвижение веществ по побегу растения


Урок биологии по теме "Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении"

Разделы: Биология

Цель урока: раскрыть особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении.

Задачи урока.

Образовательные:

  • сформировать представление об особенностях транспорта веществ в растении и его биологическом значении;
  • дать понятие о соответствии строения органов растения выполняемым функциям.

Развивающие: развивать умения анализировать и сравнивать;

  • продолжить работу над развитием наблюдательности через работу с наглядным материалом;
  • развивать умения точно излагать свои мысли, задавать вопросы, отвечать на вопросы.
  • Воспитывающие:

    • воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала;
    • воспитание бережного отношения к природе.

    Ход урока

    1. Оргмомент.

    Приветствие, проверить готовность к уроку, определить цели и задачи.

    2. Опрос.

    Проведение биологического диктанта: соотнесите типы дыхания с представителями животных.

    1. Амеба обыкновенная.
    2. Майский жук.
    3. Озерная лягушка.
    4. Прыткая ящерица.
    5. Сизый голубь.
    6. Омар.
    7. Бурый медведь.
    8. Осетр русский.
    9. Лиса обыкновенная.

    А – кожа

    Б – легкие

    В – жабры наружные

    Г – трахеи

    Д – легочные мешки

    Б – жабры внутренние

    Ж – клеточное дыхание

    3. Объяснение новой темы.

    Рассматривая при изучении темы “Дыхание” вопрос об эволюции дыхательной системы у животных, мы обратили внимание на тесную взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем между собой. Ведь дыхание – это не просто обмен газами в легких или других органах дыхания, жабрах, например, это еще и клеточное дыхание, а к клеткам кислород надо транспортировать, доставлять, Доставляется к клеткам не только кислород для дыхания, но и питательные вещества, А из клеток удаляются продукты жизнедеятельности – углекислый газ. Это характерно для всех живых организмов, Вопросы транспорта веществ в организме – наша сегодняшняя тема. Начинаем ее рассматривать на примере растений.

    Рассмотрим передвижение веществ на примере уже изученного процесса фотосинтеза. Где происходит этот процесс?

    - В зеленых клетках растения, в основном в листьях.

    Что необходимо для нормального протекания процесса фотосинтеза?

    - Наличие солнечного света, углекислого газа и воды.

    А теперь подойдем к самому главному: доставке или транспорту необходимых для фотосинтеза веществ.

    Каким путем доставляется к клеткам листа углекислый газ?

    - Через устьица.

    Вспомним, как они устроены.

    - Это две клетки, устьичная щель между ними, которая ведет в межклеточное пространство (рис. 59, с. 68 учебника).

    Межклетники пронизывают всю толщу листа, соединяясь между собой. Ведь устьица в основном расположены на нижней стороне кожицы листа, а фотосинтез идет в клетках более глубоко расположенных тканей. Вот эта система межклетников и помогает углекислому газу добраться к зеленым клеткам, чтобы быть использованным для создания в ходе фотосинтеза органических веществ.

    Помимо углекислого газа в зеленые листья поступает вода. Забирает ее растение из почвы. (Вспоминают, как это происходит). У эвкалиптов. Произрастающих в Австралии, вода поднимается по сосудам на высоту 100 м. Что за сила заставляет ее двигаться так высоко по стеблю? Эта сила называется силой корневого давления. Корень работает, как насос, непрерывно подавая воду наверх по стеблю в листья.

    Куда же девается эта вода?

    - Испаряется.

    Совершенно верно. Два этих процесса, испарение и всасывание ее корнем, очень взаимосвязаны. Без одного из них не будет другого. Испаряясь с поверхности листьев, вода защищает лист от перегрева. Кроме того, транспорт веществ в растении обеспечивает доставку минеральных веществ к клеткам стебля, листьев, плодов и семян.

    Выполним таблицу, которая покажет соответствие строения транспортной системы растения выполняемым функциям.

    Название проводящих образований Особенности строения Соответствие строения функции
    Сосуды древесины Различной толщины трубки, состоящие из члеников, каждый членик – клетка, вытянутая и лишенная содержимого Толстые стенки защищают от смятия под напором соседних клеток; отсутствие живого содержимого не препятствует продвижению воды и минеральных веществ
    Ситовидные трубки луба Трубки имеют стенки, состоящие из целлюлозы и слегка одревесневшие; построены из смежных клеток, разделенных поперечными перегородками, пронизаны сквозными отверстиями, напоминая сито; через эти отверстия цитоплазмы соседних клеток соединяются; в этих клетках нет ядер и многих органоидов Утолщенные стенки защищают от напора соседние клетки. Пронизанные отверстиями поперечные перегородки помогают соседним клеткам сообщаться между собой, Отсутствие ядра и многих органоидов не мешает передвижению органических веществ вниз по стеблю.

    4. Закрепление.

    Работа на закрепление материала:

    1. Передвижение веществ в растении обеспечивает:

    а) покровная ткань; в) образовательная ткань;

    б) проводящая ткань; г) фотосинтезирующая ткань.

    2. Одностороннее движение воды от корней к побегам обеспечивает:

    а) испарение; в) поглощение воды коревыми волосками;

    б) корневое давление; г) крупные межклетники.

    3. Сосуды древесины состоят из клеток:

    а) живых; в) живых и мертвых;

    б) мертвых; г) не имеют клеточного строения.

    4. Вода из растения перемещается из:

    а) корня в стебель; в) листьев в стебли;

    б) цветков в стебли; г) стеблей в корни.

    5. Вода удаляется из растения через:

    а) древесину; в) устьица;

    б) пробку; г) ситовидные трубки.

    5. Лабораторная работа.

    Тема: “Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю”.

    Цель: выяснить, по каким частям стебля передвигаются в растительном организме минеральные и органические вещества.

    Оборудование:

    Опыт 1. Побеги растений, поставленные на 5-7 дней в подкрашенную чернилами воду. Чернила в этой работе заменяют растворенные минеральные вещества.

    Опыт 2. Два побега: один контрольный, а у другого снято кольцо коры ближе к нижнему концу. Побеги стоят в воде на свету в течение 5-7 дней.

    Ход работы

    1. Передвижение по стеблю растворенных минеральных веществ.

    - Рассмотрите результаты опыта 1 (поперечный и продольный срезы побега). Какая часть стебля окрасилась? ______________

    - Вспомните, какие структуры проводящей ткани проводят воду и минеральные соли.

    - В какой части стебля они находятся? ___________

    - Результаты наблюдений и выводы внесите в первую строку таблицы.

    2. Передвижение по стеблю органических веществ.

    - Рассмотрите результаты опыта 2. Обратите внимание на утолщение на одном из побегов – наплыв. Чем можно объяснить образование наплыва? Какие вещества скапливаются в этом утолщении? ___________

    - Откуда они взялись? ___________

    - Почему у другого побега наплыв на образовался? ___________

    - Результаты наблюдений и выводы внесите во вторую строку таблицы.

    6. Домашнее задание.

    С.74, с. 77.

    7. Список используемой литературы.

    1. Биология. Живой организм. 6 класс: методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина / З.А. Томанова, В.И. Сивоглазов. М.: Дрофа, 2009.

    2. Биология. Живой организм. 6 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин. -М.: Дрофа./ 2008.

    3. Энциклопедия для детей. Биология. Т.2. М.: Аванта+, 2001.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    § 19. Передвижение веществ у растений - БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС - ОНЛАЙН-УЧЕБНИКИ - Каталог файлов

    Вспомните

    1. Из каких веществ состоят организмы?
    2. Какие вещества передвигаются по растительному организму?

    В каждом живом организме обязательно происходит передвижение различных веществ (питательных, кислорода, продуктов распада и др.)- У растений есть транспортная проводящая система. Она соединяет различные части растения и обеспечивает перенос веществ от одних частей к другим. У низших растений — водорослей — нет тканей и вещества передвигаются из одной клетки в другую. У высших растений вода, минеральные и органические вещества передвигаются по проводящим тканям (рис. 55).

    Рис. 55. Схема передвижения минеральных и органических веществ по растению

    Известно, что корни снабжают растение водой и минеральными веществами. А листья, в свою очередь, обеспечивают корни органическими веществами, которые образуются в процессе фотосинтеза. Как же происходит передвижение веществ?

    Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам, которые начинаются в корне, тянутся через стебель в лист и доходят до каждой его клетки. Сосуды — длинные трубки, представляющие собой мертвые клетки, поперечные перегородки между которыми растворились.

    Органические вещества образуются в листьях и передвигаются в другие органы — корни, цветки, плоды по ситовидным трубкам. Ситовидные трубки — живые вытянутые клетки, поперечные перегородки которых пронизаны мельчайшими порами. Ситовидные трубки расположены в коре — с внутренней стороны.

    Не все органические вещества, образуемые в процессе фотосинтеза, используются для жизнедеятельности растения. Часть органических веществ откладывается в запас. У пшеницы, овса и ржи органические вещества откладываются в семенах, у моркови, свеклы и редиса — в корнеплодах, у ландыша и пырея — в корневищах. В семенах органические вещества служат для питания развивающегося зародыша, а накопленные в ветвях, корневищах, луковицах используются для образования новых органов.

    Ответьте на вопросы

    1. Какое значение имеет передвижение веществ в жизнедеятельности растительного организма?
    2. Сравните пути передвижения по растению минеральных и органических веществ.
    3. Какое значение имеет отложение органических веществ в запас?

    Новые понятия

    Проводящие ткани. Сосуды. Ситовидные трубки.

    Подумайте!

    Как можно спасти дерево, у которого повреждена кора?

    Моя лаборатория

    Опыт 1. Срезали побег липы и поместили его в воду, подкрашенную чернилами (рис. 56, а). Через четыре дня сделали поперечный срез стебля. На срезе хорошо были видны окрашенные волокна — древесина, в которой находятся сосуды. Сделайте вывод о передвижении воды с растворенными в ней минеральными веществами по растению.

    Рис. 56. Передвижение веществ по побегу растения

    Если в подкрашенную воду поместить веточку комнатного растения бальзамина, то можно увидеть, как вода поднимается по стеблю в листья, окрашивая их жилки (рис. 56, б).

    Опыт 2. Вырежьте кольцо с верхнего слоя коры древесной ветки. Поставьте ветку в воду. Через некоторое время над вырезом образуется наплыв. Это скопление органических веществ, которые не могут переместиться вниз через срезанное кольцо коры. Из наплыва развиваются придаточные корни (рис. 57).

    Рис. 57. Образование наплыва на ветке после кольцевой вырезки коры

    О чем свидетельствует данный опыт? Сделайте вывод.

    Стволы снаружи покрыты корой, которая защищает их от испарения, перегрева, вымерзания, ожогов солнечными лучами, проникновения вредных микроорганизмов. На стволах старых деревьев березы, осины, ольхи мертвые ткани коры не способны растягиваться и часто образуют трещины.

    Через эти трещины внутрь ствола проникают споры бактерий и грибов, вызывая повреждение и гибель дерева. Большой вред лесному хозяйству причиняет гриб-трутовик (рис. 58). Питаясь соками дерева, он разрушает древесину, делая ее хрупкой и ломкой. Это приводит к гибели дерева.

    Рис. 58. Гриб-трутовик на дереве

    Среди трутовиков широко распространен гриб — настоящий трутовик. Он развивается на мертвой древесине березы, осины, ольхи. Его плодовые тела прикрепляются к стволам деревьев широким основанием и имеют копытообразную форму. Они живут 12—15 лет, достигая до 1 м в диаметре и массы до 10 кг. На нижней стороне плодовых тел, в трубочках, созревают споры. Они проникают в дерево через различные повреждения: трещины, поломки ветвей и др. Эти грибы могут портить заготовленную древесину и даже деревянные постройки.

    Некоторые трутовики, например березовый гриб, образуют на стволах живых берез наросты (чагу). Чага используется в народной медицине еще со времен Владимира Мономаха. Она обладает противовоспалительным, тонизирующим и болеутоляющим действием. Поэтому заготавливается как лекарственное сырье (из нее получают препарат бефунгин). В Сибири чагу используют как заменитель чая.

    Среди трутовиков есть и съедобные грибы. Они образуют мягкие ярко-оранжевые однолетние плодовые тела на стволах лиственных деревьев. Эти грибы располагаются друг над другом большими группами и съедобны только в молодом возрасте. Плодовые тела многих трутовиков используют для различных поделок: подставок, ваз. Высушенные трутовики в свое время вместе с огнивом применялись для разжигания огня.

    xn----btbgfrbtlnb0l8a.xn--p1ai

    3. Поглощение и перемещение минеральных веществ растениями

    Как растения поглощают минеральные вещества

    Водоросли, а также некоторые водные растения, усваивают минеральные вещества всей поверхностью тела.

    Высшие растения поглощают их из почвы в виде растворов вместе с водой через

    корневые волоски.

    Число корневых волосков очень велико, что значительно увеличивает всасывающую поверхность корня.

    Перемещение минеральных веществ и воды в растении

    Корневые волоски работают как маленькие насосы. Вещества, поступившие в корневой волосок, перемещаются в другие клетки всасывающей зоны корня и затем в сосуды корня и по ним под давлением поднимаются в другие органы растения.

     

    Убедиться в том, что вода и растворы веществ соли передвигаются по сосудам древесины стебля, можно на опыте.

     

    Побег липы или другого древесного растения поместим в воду, подкрашенную чернилами. Отрежем через некоторое время часть побега и расщепим его вдоль. При этом будет видно, что древесина побега окрасилась в цвет чернил. Следовательно, чернильный раствор передвигался вверх по сосудам древесины.

    Корневое давление

    Всасывание и передвижение воды с растворёнными в ней веществами происходит у растений благодаря корневому давлению.

     

    Корневое давление можно наблюдать на опыте.

     

    У комнатного растения срезают стебель на высоте \(10\) см и на пенёк надевают короткую резиновую трубку, которая соединяет его со стеклянной трубкой. Если почву в горшке полить тёплой водой, то вода начинает подниматься по трубке и вытекать из неё. После полива почвы очень холодной водой вода из трубки не вытекает. Таким образом, поглощение воды корнем зависит от температуры. Холодная вода плохо поглощается корнями.

    Источники:

    Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.

    Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Кучменко B. C. Биология. 6 класс // ИЦ ВЕНТАНА-ГРАФ.

    Викторов В. П., Никишов А. И. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 7 класс // Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

    www.yaklass.ru

    Передвижение воды и питательных веществ... - Биология

    Передвижение воды и питательных веществ в растении. Ответы

    Вопрос 1. Что такое сосудистые пучки? Какую функцию они выполняют?

    Проводящие ткани объединяются в сосудистые пучки, часто окруженные прочными волокнами механической ткани. Сосудисто-волокнистые пучки проходят по всему стеблю, соединяя корневую систему с листьями, и обеспечивают транспорт питательных веществ.

    Вопрос 2. Каким опытом можно показать, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины?

    Показать, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины, можно следующим опытом. Поставить в воду, подкрашенную красными или синими чернилами, молодой побег какого-либо дерева. Через трое-четверо суток вынуть побег из воды, смыть с него чернила и отрезать кусочек нижней части. На срезе будет видно, что у побега окрасилась древесина. В этом опыте чернила заменяли минеральные вещества, растворенные в воде. Растворы этих веществ, как и подкрашенная вода, поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины. Если же в воду, подкрашенную чернилами, поставить веточки бальзамина или цветки подснежника, то можно увидеть, как вода поднимается по стеблю в листья и лепестки, окрашивая их жилки в цвет чернил.

    Вопрос 3. Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?

    Вода непрерывно поднимается по сосудам стебля вверх за счет корневого давления и испарения воды листьями. На место испарившейся воды в листья постоянно поступает новая.

    Вопрос 4. На каком опыте можно убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба?

    Убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба, можно, поставив следующий опыт. На стебле комнатного растения (например, драцены или фикуса) осторожно делают кольцевой надрез. Удаляют с поверхности стебля кольцо коры и обнажают древесину. На стебле укрепляют стеклянный цилиндр с водой. На поверхности свежего среза у растения всегда образуется раневая пробка. Клетки, находящиеся под раневой пробкой, энергично делятся. Они используют питательные органические вещества, скопившиеся перед кольцевым надрезом, так как мы удалили ту часть стебля, по которой органические вещества должны передвигаться вниз. Вскоре возникает кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Из наплыва развиваются придаточные корни, а у некоторых растений — и почки.

    Вопрос 5. Где откладываются запасы органических веществ у разных растений?

    У однолетних растений вещества откладываются в запас в клетках плодов и семян, а у двулетних и многолетних растений, кроме того, — в клетках корней, стеблей и их видоизменений (в корневищах, клубнях, луковицах, корнеплодах).

    vopvet.ru

    Конспект урока с презентацией "Передвижение веществ у растениях"

    МБОУ «Мещеринская СОШ№1»

    Учитель биологии Киржаева И. А.

    «Передвижение воды и минеральных веществ в растениях»

    Тип урока: Урок открытия новых знаний.

    Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

    Цель: на основе знаний о строении побега, стебля, сформировать представление о процессе транспорта веществ в растительном организме, о взаимодействии всех его частей

    Задачи:

    - образовательные: знать , что сосудисто-волокнистые пучки соединяют корневую систему с листьями.

    - развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять пути продвижения питательных веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

    - воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

    Планируемые результаты учебного занятия:

    Предметные:

    - знать пути продвижения питательных веществ;

    - рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

    - уметь объяснять взаимосвязь корневого давления и испарения листьями.

    Метапредметные:

    - регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

    - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

    - коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

    - слушать товарища и обосновывать свое мнение;

    - выражать свои мысли и идеи.

    - познавательные: - работать с учебником;

    - находить отличия;

    - составлять схемы-опоры;

    - работать с информационными текстами;

    - объяснять значения новых слов;

    - сравнивать и выделять признаки;

    - уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

    Личностные:

    - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

    - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

    - оценивать собственный вклад в работу группы.

    Формирование УУД:

    Познавательные УУД

    1. Продолжить формирование умения работать с учебником.

    2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

    3. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

    Коммуникативные УУД

    1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

    2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

    3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

    Регулятивные УУД

    1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

    2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

    3. Продолжить формирование умения определять взаимосвязь строения стебля с выполняемой им функцией транспорта веществ

    4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

    6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

    Личностные УУД

    1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

    2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

    3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

    4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

    Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

    Методы: частично-поисковый.

    Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, плакат «Строение стебля», опыты с бальзамином; побеги бузины, липы, смородины, выдержанные в подкрашенной воде, микро лаборатория.

    Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Транспорт веществ. Сосуды древесины. Ситовидные трубки луба. Пасынкование.

    Этапы урока

    (в соответствии со структурой учебной деятельности)

    Планируемая деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Развиваемые (формируемые) учебные действия

    предметные

    универсальные

    1. Организационно-мотивационный

    1.1 Организационный момент

    приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют наличие учебных принадлежностей на парте, закрашивают первый лепесток цветка

    приветствует учащихся, отмечает отсутствующих в журнале, побуждает учащихся проверить готовность учебных принадлежностей к уроку, обращает внимание на цветы, которые лежат на партах (слайд 1,2), объясняет правила работы с цветком настроения (приложение1), просит нарисовать у цветка лицо, соответствующее вашему настроению. «В течение урока вы будете за правильные ответы закрашивать по лепестку, которые в конце урока помогут вам оценить уровень ваших знаний».

    Личностные: самоопределение; регулятивные: организация своей учебной деятельности коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    1.2. Постановка цели урока

    Внимательно слушают, следят за мыслью учителя и формулируют тему урока, задачу урока

    При затруднении на последнем вопросе выходят на тему урока

    Формулируют тему урока.

    Ставят цели урока

    На столе учителя букет из верб, читает стих (приложение 2)

    • До весны еще далеко, но вербы у меня распустились, почему?

    Мозговой штурм (приложение 3)

    Подводит учащихся к формулировке цели урока, ставя учащихся в ситуацию затруднения, вызванную недостатком знания по обсуждаемому вопросу

    • Почему вы не смогли ответить на последний вопрос?

    • Посмотрите на фрагмент карты нашей страны. Что на ней обозначено? ( Реки)

    • -Каково назначение крупных рек (Перевозят различные грузы)

    • -Как, одним словом это назвать? (Транспорт)

    (слайд 3)

    Побуждает учащихся формулировать цель и задачи урока.

    Знать- особенности строение анатомии корня, зоны корня

    личностные: мотивация учебной деятельности

    регулятивные: целеполагание

    коммуникативные: формулировка ответов.

    познавательные: умение извлекать информацию из собственного жизненного опыта; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение полно и точно выражать свои мысли.

    1.3. Актуализация знаний УУД в начале урока

    учащиеся выполняют задания,

    взаимопроверка в парах,

    закрашивают листочек

    Проблемные вопросы: Что собой представляет березовый сок? Какие вещества необходимы растению? Как они транспортируются в растении? Откладываются ли в запас?

    (слайд 4)

    Проверяет знания учащихся о стебле как части побега: «По какой части стебля идет восходящий ток веществ? Каковы ее особенности строения?

    На рисунке найдите соотношение.

    Организует взаимопроверку в парах:

    демонстрирует правильные ответы и критерии оценивания работы на слайде 5 (приложение 4)

    - Растворы веществ продолжают движение и попадают в листья. Какая функция листа обеспечивает этот восходящий ток растворов веществ?

    Свяжите эти отличия со строением листа, как органом побега».

    Демонстрирует задания на слайдах 6,7 (приложение )

    Знать –особенности строение стебля;

    Уметь- работать с рисунком

    Личностные: оценивание уровня осваиваемого содержания

    Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    Коммуникативные: работают в парах, высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

    Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    2. Операционно-технологический

    2.1 Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

    отвечают на вопрос,

    читают материал в учебнике

    находят и запоминают, по каким тканям стебля продвигаются минеральные вещества и вода.

    Поводят лабораторную работу, делают рисунок и вывод: Вода с минеральными веществами перемещается по сосудам древесины и проходит в жилки листа.

    закрашивают следующий листик

    1) Проблемный вопрос: Каким путем вода и минеральные вещества попадают из корня в другие органы растения?

    Найдите в параграфе 12 (с.82), ответ на вопрос: От чего зависит передвижение воды и растворенных в ней веществ в растении?

    2) Лабораторная работа: «Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ».

    (приложение 5)

    (слайд 8)

    Знать – функции стебля;

    Уметь – работать с лабораторным оборудованием, делать рисунки, уметь работать с учебником;

    Объяснять – механизм осуществления проводящей функции стебля

    Личностные: межличностные отношения;

    Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями

    Регулятивные: контроль в форме сличения действия с эталоном

    Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов, с целью выделения существенных признаков; выбор оснований для классификации объектов, смысловое чтение;

    2.2 Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

    выполняют задания самостоятельной работы,

    формулируют выводы,

    закрашивают следующий листик

    взаимопроверка

    1)Проблемный вопрос: как только на березе распустятся листья, выделение сока у березы прекращается. Как вы думаете, почему?

    2) Направляет деятельность детей на повторение процесса воздушного питания (фотосинтеза).

    (биологический диктант: «Найди ошибку»)

    Приложение 6 )

    3) Как работает лист? (видеофрагмент)

    4) посмотрите внимательно на слайд и постарайтесь раскрыть сущность опыта.

    Вывод: Органические вещества, передвигающиеся по лубу, могут перемещаться как вниз, так и вверх

    (слайды 9,10,11)

    5) вы внимательные дети, найдите недостающее растение.

    (приложение 7)

    Закрепить – знания по фотосинтезу

    Уметь – логически мыслить, осмысливать увиденное и делать логическое заключение

    Личностные: самоопределение, смыслообразование

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

    Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии; умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

    Познавательные: анализ объектов, структурирование знаний

    2.3 Динамическая пауза

    повторяют движения за веселым человечком

    организует физпаузу

    (Приложение)

    Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии

    2.4 Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

    ведут дискуссию,

    выявляют правильные ответы

    За правильные ответы учащиеся закрашивают листик.

    Решение биологических задач:

    1. Перечислите возможные причины, ко­торые могли бы ускорить или замедлить процесс передвижения растворенных ве­ществ по сосудам и ситовидным трубкам жилки листа

    2. Летом огородники проводят «пасынкование». Что это такое и с какой целью его делают?

    3. После снежной зимы садовод увидел, что мыши повредили яблони в саду. Будут ли плодоносить яблони летом?

    4. Приведите доводы «за» и «против» сбора березового сока весной.

    Уметь – применять полученные знания

    Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

    Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями

    Регулятивные: саморегуляция

    Познавательные: анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения

    2.5Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

    отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении. За правильные ответы учащиеся закрашивают лепестки.

    1) побуждает к обобщению изученного материала: «Ребята! Вспомните, пожалуйста, какие вещества и по каким органам растений они передвигаются?» «Какое это имеет практическое значение?

    2) организует выполнение задания по закреплению изученного материала. (приложение 8) (слайд 12)

    3) организует фронтальное обсуждение «зачем необходимо защищать растения от повреждений ?»

    4) возвращаемся к мозговому штурму и разбираем вопросы, на которые не могли дать ответ в начале урока.

    Знать – проводящие функции стебля, передвижение веществ по органам растения,

    Уметь – объяснить зависимость строения органов растений с транспортной функцией

    Приводить – аргументы необходимости защиты растений от повреждений

    Личностные: осознание своих возможностей в учении;

    Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.

    Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения.

    Познавательные: структурирование знаний; синтез – составление целого из частей; установление причинно-следственных связей.

    3. Рефлексивно – оценочный

    3.1 Рефлексия деятель-ности

    анализируют перемену своего настроения в течение и выбирают тот цветок, который соответствует настроению

    организует работу на определение рефлексивной деятельности на уроке:

    • Достигли ли мы цели урока?

    • Что нового узнали?

    • Что было самым полезным?

    • Что порекомендуете своим мамам при выращивании огородных растений?

    Уметь – пользоваться терминологией и правильно ее использовать

    Личностные: нравственно-этическое оценивание

    Регулятивные: оценка

    3.2 Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьни-ков

    подсчитывают и оценивают

    сдают тетради

    записывают домашнее задание

    1) направляет подсчитать заработанные лепестки, оценить себя в соответствии с критериями

    2) собирает тетради с отчетом по лабораторной работе, для последующей проверки

    3) побуждает записать домашнее задание (слайд 13)

    ( слайд 14)

    Личностные: способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; самоопределение

    Коммуникативные: вступают в диалог

    Регулятивные: оценка результатов работы; осознание качества и уровня усвоения материала

    Рекомендация: чтобы не загромождать таблицу, содержательное наполнение урока (тексты для объяснения материала, задания, рекомендации и т.д.) рекомендуется представить отдельными приложениями.

    Приложение

    ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

    «Передвижение воды и минеральных веществ в растениях»

    Приложение 1

    Приложение 2

    Весна... пришла. Сокодвиженье,Что силу дереву даёт.И у меня: в уме смятенье,Бурлит в крови, душа поёт.И, сбросив призрачные сны,Проснулась верба у стены,Косит пока одним глазком -Хрустит ледок под каблуком -Ей всё чудесно в этом мире,(Блестит невольная слеза).Золотоглазая краса,Так раскрывай же веки шире!Ветвями к небу потянисьИ окончательно проснись.

    Приложение 3

    Вопросы для мозгового штурма:

    • Какие вещества образуются в листьях?

    • Какой ещё орган занимается транспортом?

    • Как поступают вода и минеральные вещества в растение?

    • Почему и куда передвигаются органические вещества в растении?

    Приложение 4

    Соотнесите цифры с названиями веществ, передвигающихся внутри растения

    А. Вода и минеральные соли

    Б. Углекислый газ

    В. Кислород

    Г. Органические вещества

    1. – 4 -

    2. – 5 -

    3. – 6-

    Приложение 5

    Лабораторный опыт: « Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ».

     Цель: Изучить передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растения.

    Оборудование: Ветки бальзамина.

    ХОД РАБОТЫ

    1. Рассмотрите поперечный срез ветки бальзамина, простоявшего 2—4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.

    2. Рассмотрите продольный срез этой же ветки. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведенных наблюдений сделайте вывод.

    3. Зарисуйте срезы.

    4. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю

    Приложение 6

    Найдите биологическую ошибку

    • Фотосинтез – это процесс образования неорганических веществ из органических в хлоропластах листа в темноте. Для протекания фотосинтеза необходимы следующие условия: наличие кислорода и воды, зеленых листьев и солнечного света.

    • В процессе фотосинтеза образуется неорганическое вещество – крахмал. Побочным продуктом фотосинтеза является углекислый газ и вода.

    Приложение 7

    Какое растение из расположенных в нижнем ряду вы перенесли бы в верхний ряд-вместо знака вопроса? Объясните: почему вы выбрали именно это растение? Почему другие растения не подходят?

    Приложение 8

    Выполните тест:

    1. Слой стебля, в котором накапливаются питательные вещества:

    а) сердцевина б) луб в) кора г) кожица

    2. Какой слой принимает участие в передвижении органических веществ по стеблю:

    а) сосуды б) луб в) древесина г) сердцевина

    3. Какой слой принимает участие в передвижении минеральных веществ по стеблю:

    а) кора б) древесина в) сердцевина г) луб

    4. В состав какой ткани входят сосуды и ситовидные трубки:

    а) проводящей б) образовательной

    в) механической г) покровной

    На рисунке отметьте точками, правильные ответы, соедините точки.

    Задание 4. Используя представленные ниже показатели, оцените результаты выполнения вами каждого из задания. Результаты самооценки представьте в виде следующей таблицы:

    kopilkaurokov.ru

    Передвижение воды и питательных веществ в растении

    "Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс". В.В. Пасечник

    Вопрос 1. Что такое сосудистые пучки? Какую функцию они выполняют?Проводящие ткани вместе с механической тканью формируют особые структуры — сосудисто-волокнистые или проводящие пучки. Эти пучки проходят через все органы растения и образуют единую проводящую систему. Пучки называются закрытыми, если между лубом и древесиной нет камбия, и они не способны ко вторичному утолщению за счет его деятельности. Пучки называются открытыми, если в них между лубом и древесиной имеется камбий. Деление клеток камбия обеспечивает вторичное утолщение пучков, что в конечном итоге приводит к утолщению всего стебля. Одна часть проводящего пучка (ксилема, или древесина) обеспечивает восходящий ток воды и минеральных солей, другая - флоэма, служит для проведения (нисходящий ток) продуктов фотосинтеза к местам их использования или отложения в запас (подземные органы, созревающие плоды и семена и др.).

    Вопрос 2. Каким опытом можно показать, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины?Показать, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины, можно следующим опытом. Поставить в воду, подкрашенную красными или синими чернилами, молодой побег какого-либо дерева. Через трое-четверо суток вынуть побег из воды, смыть с него чернила и отрезать кусочек нижней части. На срезе будет видно, что у побега окрасилась древесина. В этом опыте чернила заменяли минеральные вещества, растворенные в воде. Растворы этих веществ, как и подкрашенная вода, поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины. Если же в воду, подкрашенную чернилами, поставить веточки бальзамина или цветки подснежника, то можно увидеть, как вода поднимается по стеблю в листья и лепестки, окрашивая их жилки в цвет чернил.

    Вопрос 3. Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?Вода непрерывно поднимается по сосудам стебля вверх за счет корневого давления и испарения воды листьями. На место испарившейся воды в листья постоянно поступает новая.

    Вопрос 4. На каком опыте можно убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба?Убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба, можно, поставив следующий опыт. На стебле комнатного растения (например, драцены или фикуса) осторожно делают кольцевой надрез. Удаляют с поверхности стебля кольцо коры и обнажают древесину. На стебле укрепляют стеклянный цилиндр с водой. На поверхности свежего среза у растения всегда образуется раневая пробка. Клетки, находящиеся под раневой пробкой, энергично делятся. Они используют питательные органические вещества, скопившиеся перед кольцевым надрезом, так как мы удалили ту часть стебля, по которой органические вещества должны передвигаться вниз. Вскоре возникает кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Из наплыва развиваются придаточные корни, а у некоторых — почки.

    Вопрос 5. Где откладываются запасы органических веществ у разных растений?У однолетних растений вещества откладываются про запас в клетках плодов и семян, а у двухлетних и многолетних растений, кроме того, — в клетках корней, стеблей и их видоизменений (в корневищах, клубнях, луковицах, корнеплодах).

    buzani.ru

    Стебель. Строение стебля и его функции.

    Вопросы:

    1.Разнообразие стеблей растений

    2.Внутреннее строение стебля

    3.Передвижение питательных веществ по стеблю

    1. Разнообразие стеблей растений

    Стебель – осевая часть побега растения. 

    Функции стебля: 

    - опорная: стебель является опорой для других органов растения и выносит листья к свету;

    - транспортная: по стеблю органические вещества, образовавшиеся во время фотосинтеза, поступают к корням и плодам, а к листьям и др. органам поступает вода с минеральными веществами.

    По внешним признакам все стебли можно разделить на две группы: травянистые и деревянистые. Травянистые стебли существуют один сезон, они гибкие и имеют сочную мякоть, например, травы, молодые побеги деревьев. Деревянистые стебли приобретают твердость благодаря отложению в оболочке клеток лигнина. Одревеснение молодых побегов деревьев и кустарников происходит через несколько месяцев после прорастания (во второй поло-вине или в конце лета).

    По направлению роста стебли делят на 

    1. Прямостоячие (пшеница, крапива) – растут вертикально вверх, имеют хорошо развитую механическую ткань, могут быть одревесневевшими (деревья) или травянистыми (банан, ананас, кукуруза, подсолнечник).

    2. Вьющиеся (вьюнок, хмель) – обвивают другое растение, опору.

    3. Лазающие (плющ, виноград, фасоль) – поднимаются вверх, цепляясь за опору усиками. У некоторых растений используются придаточные корни-присоски, например, плющ.

    4. Ползучие (лапчатка, земляника) – стелются по земле и в узлах укореняются.

    2. Внутренне строение стебля 

    1.Покровная ткань

    2.Кора (пробка и луб)

    Молодые сочные стебли снаружи покрыты кожицей. У молодых побегов древесных растений под кожицей сразу формируется пробка. Она состоит из мертвых клеток, заполненных воздухом. Кожица и пробка защищают внут-ренние клетки стебля от избыточного испарения, повреждений, микроорга-низмов и пыли.

    Дыхание через стебель осуществляется через устьица – отверстия. В пробке образуются чечевички – хорошо заметные снаружи бугорки с отвер-стиями. Они образованы крупными клетками основной ткани, через них и происходит газообмен. 

    Под пробкой находятся клетки луба. Луб состоит из трех видов клеток:

    1) Ситовидные трубки – вытянутые вертикально живые клетки, верхние и нижние границы которых имеют отверстия, как сито. В клетках раз-рушились ядра, а цитоплазма прилегает к оболочке. В этих клетках происходит перемещение органических веществ.

    2) Лубяные волокна – вытянутые клетки с разрушенным содержимым клетки, которые имеют одревесневевшие стенки. Эти клетки выпол-няют механическую функцию, создавая каркас стебля. У некоторых деревьев и травянистых растений очень развиты лубяные волокна, например у липы и льна, что позволяет их использовать человеку.

    3) Группы клеток основной ткани.

    3. Камбий.

    Это слой тонких и длинных клеток образовательной ткани. Весной и летом камбий интенсивно делится, пополняя кору и следующий слой - древесину новыми клетками, увеличивая дерево в толщину. Осенью деление замедляется, а затем и вовсе прекращается. 

    4. Древесина

    Основная часть стебля, образованная клетками разнообразной формы и величины. Часть клеток древесины – мертвы, а часть – живые, в которых накапливаются питательные вещества. Все слои клеток, образовавшиеся весной и летом формируют годичное кольцо. Осенью, когда рост замедляется, видна четкая граница между следующим кольцом. По годичным кольцам можно определить возраст дерева и условия, в которых оно росло, а так же изменение климатических условий за последние годы.

    5.Сердцевина

    Клетки сердцевины крупные, рыхлые, с тонкими оболочками. В них проис-ходит запас питательных веществ. От сердцевины в радиальном направлении через древесину и луб могут проходить сердцевидные лучи. Они состоят из клеток основной ткани, выполняя запасающую и проводящую функции. 

    3. Передвижение питательных веществ по стеблю

    Для нормальной жизнедеятельности растения вода и питательные вещества должны поступать во все органы.   Всё растение пронизано проводящими тканями. По одним проводящим тканям движется вода с растворёнными в ней минеральными веществами, по другим – раствор органических веществ. Проводящие ткани объединяются в сосудисто-волокнистые пучки, часто окружённые прочными волокнами механической ткани.

    Сосудисто-волокнистые пучки проходят по всему стеблю, соединяя корневую систему с листьями. Но чтобы окончательно убедиться в этом, желательно проделать следующий опыт.

    Опыт 1.

    Цель: убедиться, что сосудисто-волокнистые пучки соединяют корневую систему с листьями.

    Веточку растения поставить на некоторое время в подкрашенную воду. В опыте она заменит минеральные вещества. Через 2-3 часа сделать поперечный и продольный разрез. Изменила свою окраску и стала красной древесина. Кора и сердцевина остались неокрашенными. Растворы минеральных веществ, как и подкрашенная вода, поднимаются от корня внутри стебля по сосудам древесины. Сосуды проходят через стебель, ответвляются в листья и разветвляются там. По этим сосудам вода с растворёнными в ней минеральными веществами и поступает в листья. Это хорошо видно на продольном и поперечном срезе стебля. 

    Большое значение для поднятия воды в стебель имеет корневое давление и испарение воды листьями. На место испарившейся воды в листья постоянно поступает новая.

    Передвижение по стеблю органических веществ

    Органические вещества откладываются в специальных запасающих тканях, из которых одни накапливают эти вещества внутри клеток, другие – внутри клеток и в их оболочках. Вещества, которые откладываются в запас: сахара, крахмал, инулин, аминокислоты, белки, масла.

    Органические вещества могут накапливаться в растворённом (в корне-плодах свеклы, чешуйках лука), твёрдом (зёрна крахмала, белка – клубни картофеля, зёрна злаков, бобовых) или полужидком состоянии (капли масла в эндосперме клещевины). Особенно много органических веществ откладывается в видоизменённых подземных побегах (корневищах, клубнях, лукови-цах), а также в семенах и плодах. В стебле органические вещества могут откладываться в паренхимных клетках первичной коры, сердцевинных лучах, живых клетках сердцевины.

    Мы знаем, что крахмал, образовавшийся в листьях, превращается затем в сахар и поступает во все органы растения. Проведем опыт.

    Опыт 2.

    Цель: выяснить, как сахар из листьев проникает в стебель?

    На стебле комнатного растения (драцены, фикуса) осторожно сделаем кольцевой надрез. Удалим с поверхности стебля кольцо коры и обнажим древесину. На стебле укрепим стеклянный цилиндр с водой (смотри рисунок).

    Через несколько недель на ветке, выше кольца появляется утолщение в виде наплыва. На нём начинают развиваться придаточные корни. Мы знаем, что в лубе расположены ситовидные трубки, а так как, окольцевав ветку мы их перерезали, то органические вещества, оттекающие из листьев, дошли до кольцевой вырезки и скопились там. Вскоре из наплыва начинают развивать-ся придаточные корни. Таким образом, опыт доказывает, что органические вещества передвигаются по лубу.

    Отложение органических веществ

    Вода и минеральные соли, всасываемые корнями, передвигаются по стеблю к листьям, цветкам и плодам. Это – восходящий ток, он осуществляется по древесине, основным проводящим элементом которой являются со-суды (мёртвые пустые трубки, образующиеся из живых клеток) и мёртвые клетки, которые соединяются между собой.

    Органические вещества, образующиеся в листьях, оттекают во все органы растения. Это – нисходящий ток, он осуществляется по лубу, основным проводящим элементом которого являются ситовидные трубки (живые клетки, соединяющиеся между собой ситечками – тонкими перегородками с отверстиями, они могут быть в поперечных и в продольных стенках).

    У древесных растений передвижение питательных веществ в горизонтальной плоскости осуществляется с помощью сердцевидных лучей.

    Значение запасающей ткани заключается не только в том, что растение при необходимости питается этими органическими веществами, но и в том, что последние являются продуктом питания человека и животных, а также могут использоваться как сырьё.

    estestvoznanie-bpk.blogspot.com


    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта