Охрана растений. Вопрос: Сообщение на тему охрана растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Реферат: Тема: «Охрана растений». Охрана растений


«Охрана растений»

Разработала урок учитель 3 «А» класса

МОУ СОШ №8 ст. Котляревской

Чимбарева Лилия Петровна Тема: «Охрана растений»

(К уроку прилагается презентация) Цель урока:

  1. Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека;
  2. Учить бережно, относиться к растениям;
  3. Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
  4. Определить формы стихийных бедствий, влияющих на жизнедеятельность растений, сформулировать правила поведения во время лесного пожара;
  5. Развивать связную монологическую речь, мышление.

Оборудование: слайды этапов урока, таблицы, картинки растений, карта, Красная книга. Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Работа с пословицей.
«ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ, ОХРАНЯТЬ РОДИНУ»

М.Пришвин.

1.Объявление темы и цели урока:

-Ребята, сегодня мы продолжим изучение темы « Растения»

-Давайте прочитаем пословицу и попробуем сформулировать тему урока.

2.Чтение пословицы детьми.

3.Проверка домашнего задания.

Викторина «Узнай растение»

Учитель читает описание растения. Первый отгадавший ученик вписывает название растения в пустые клеточки на доске.

а) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и, кажется; вот-вот пробежит ветерок - и над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

На доске:

(Ответ: колокольчик.)

Учитель выставляет картинку с изображением этого цветка.

б) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков — красная ягода. Но не бери ее в рот - она ядовита.

(Ответ: ландыш.)

Учитель выставляет картинку с изображением ландыша. в) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.

(Ответ: ветреница.)

Учитель выставляет рисунок ветреницы.

- Перед вами три растения: колокольчик, ландыш, ветреница.

-Что вы можете рассказать про эти растения? (Это травянистые растения.) - К какой группе они относятся? (Группе цветковых растений.) - Что вы знаете о цветковых растениях? ( У них есть корень, стебель, листья. Из цветов образуются плод с семенами) - А какие еще группы растений вы знаете? ( Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения).

4. Как расселяются растения?

Напиши после названия каждого растения, как распространяются у него семена.

1.Клен …

2. Одуванчик…

3. Сосна …

4. Репейник …

5. Ель …

( Ответ: клен - ветром, одуванчик – ветром, сосна– ветром, птицами, зверьми; репейник – животными, человеком).

III .Работа по теме.

Вы уже много узнали о растениях и эти знания сейчас показали.

Тема сегодняшнего урока «Охрана растений». - Как вы думаете, нужно ли охранять растения? Зачем?

IV. Значение растений для животных и человека — беседа.

1) Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля. 2) Какое значение имеют растения для животных? (Растения дают кислород, служат убежищем, пищей, лекарством.)

-3)А какое значение имеют растения для человека? (Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, ткани - лен, хлопок, древесину.)

К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в охране.

IV. Знакомство с Красной книгой.

На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы, Опустеют все поляны, и не будет красоты.

- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу (показ книги).

- Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)

- Ребята нам приготовили сообщение о Красной книге.

Охраняется Красной книгой Столько разных животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц. Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы. Красная книга, Красная! Значит природа в опасности! Значит нельзя терять даже мига. Всё живое хранить зовёт, Пусть зовёт не напрасно Красная книга, Красная книга!

- Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.

Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.

Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.

Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.

Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.

Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.

VI. Заповедники, их значение.

- Для того чтобы сохранить природу и её неповторимость также создают заповедники. На территории Кабардино – Балкарии тоже есть один из замечательных заповедников – высокогорный заповедник. Часть заповедника находится в Приэльбрусье. Северный Кавказ очень уникален по своеобразию растений. На территории встречаются 6 тысяч видов растений, из них 3 тысячи – на территории Кабардино – Балкарии.

Ученик: Кабардино – Балкарский высокогорный заповедник был создан в 1976 году. Мир растений Северного Кавказа уникален для всего земного шара. Территория заповедника находится среди ледников, скал, горных лугов и лесов. Мир растений насчитывает около 1000 видов деревьев, кустов и трав.

VII. Работа с книгой ( стр.84-85)

  1. Чтение текста до слов «…пижму, тысячелистник.)
Бесеседа по содержанию.

– Что выделяют растения?

– Какой вред наносит человек природе?

-Назовите растения, занесённые в красную книгу?

VII. Лекарственные травы.

«ЕСТЬ В ТРАВАХ И ЦВЕТАХ ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА ДЛЯ ВСЕХ, УМЕЮЩИХ ИХ ТАЙНУ РАЗГАДАТЬ»

В. Рождественский.

- Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. « Учитель, - сказал, вернувшись из леса, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения». И действительно, даже любой сорняк – это растение, достоинство, которого ещё не раскрыто».

Весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов.

Я не степью хожу,

Я хожу по аптеке, -

Разбираясь в её травяной картотеке.

Беспредельная степь,

Бесконечная степь,

Ты природой написанный

Странный рецепт. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются: подорожник, пастушью сумку, пижму, тысячелистник, птичью гречиху. Но и при их сборе надо помнить правила сбора лекарственных трав. Правила сбора и обработки лекарственных растений. Правило первое: что собирать?

Следует точно научиться отличать растения, подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других — листья, у третьих — стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

Правило второе: когда собирать?

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и сентябре, одуванчики — в мае и сентябре, мать-и-мачеху - лишь в мае, шиповник – в сентябре и т. д. Кроме этого, нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

Правило третье: как собирать?

Заранее запаситесь всем необходимым для сбора (совками, ножами, ножницами, наволочками или мешками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

Правило четвертое: где собирать?

Каждое растение имеет определенные места произрастания,

которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества — продукты выхлопных газов автомобилей. Нельзя также собирать лекарственные растения в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных ему нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений очень мало. Правило пятое: собирая, сохранять!

Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания — дачные чердаки.

Лекарственные растения — ценнейшее богатство. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и др.)

Сообщение ученика:

Валериана лекарственная

О целебных свойствах этого растения семейства валериановых было известно еще древним грекам и римлянам. В средние века его широко применяли как успокаивающее средство.

Считалось, что название «валериана» было дано растению в честь римского императора Валериана, правящего в 1 веке до н.э. В переводе с латинского глагол «валере» означает «быть здоровым».

На Руси валериану также издавна рекомендовали в качестве лекарственного растения. Но промышленное использование ее началось при Петре I. Он повелел выращивать лекарственные растения, в том числе и валериану, в специально созданных для нужд военных госпиталей «аптекарских огородах». По приказу Петра I такие посадки лекарственных растений были созданы во многих крупных городах России. В Москве, например, существовало несколько «аптекарских огородов»: у Кремля, в Немецкой слободе, о чем свидетельствует сохранившееся до наших дней название Аптекарский переулок (находится вблизи от станции метро «Бауманская»).

В лечебных целях используется корневище валерианы, имеющее характерный запах.

Очевидно, что некоторые свойства этого растения способствовали возникновению народных названий; кошачья трава, кошачий корень, ладаница, земляной ладан.

Специфический валериановый запах обеспечивается наличием в корневище этого растения эфирных масел (около 2%). Кроме того, в нем содержатся алкалоиды, органические кислоты, сахар, крахмал, дубильные и другие вещества.

Отвары и настои валерианы и по сей день применяются в народной медицине при желудочно-кишечных, сердечных заболеваниях, неврозах и бессоннице. А также как отличное успокаивающее средство. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе. VIII. Викторина «Лекарственные растения» 1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?

(Приложить лист подорожника.) 2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

(Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и

гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.) 3. Какая ягода заменяет лимон?

(Клюква, содержит лимонную кислоту.)

4. Плоды каких кустарников богаты витамином С?

(Черная смородина, шиповник.) 5. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

(Отвар из цветков и листьев - хорошее средство от кашля.) 6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

(Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах и бессоннице.) 7. Какие болезни лечит красавица береза?

(Почки березы используют как мочегонное и желчегонное

средство). . V. Ролевая игра «Лесная лечебница».

Ра-ра-ра, начинается … (игра)

Су-су-су, посмотрите, мы в …(лесу).

- Да, ребята, мы сейчас находимся в лесу, а точнее в лесной лечебнице. Скоро начнется прием пациентов. Каждому из них врачи определят диагно, и эти карточки отдадут художникам. Художники рисуют условную схему по содержанию диагноза и все это отдают экспертам. Эксперты вклеивают в «рецепт» (ватман на доске) соответствующие рисунки и диагнозы, а лесные жители будут выздоравливать. Только работать надо внимательно и аккуратно, ведь лечение – это очень серьезное занятие.

Приглашаем первую пациентку – березку. (Выходит береза, ей вручается карточка с текстом.) Береза «жалуется»:

- Помогите мне, пожалуйста, уважаемые доктора! Каждую весну приходят в лес люди и режут острыми ножами мою кору.

Я так и трепещу от боли. Из ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней.

— Конечно, мы тебе, березка, поможем! (Врачи ищут диагноз, который подходит в данном случае, и передают художникам.)

Следующей на прием приглашается «ель»:

Я самое несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мои мохнатые душистые веточки. Они так и норовят их обломать. А веточки мои гибкие, сразу не ломаются. Так нет же! Всё равно люди стараются их выкрутить, оторвать с корой, отломить сразу несколько. Если бы они знали, как это больно!

Но ещё хуже мне зимой, в канун новогоднего праздника. Каждый год жду своей погибели от острой пилы или топора. Людям, видите ли, хочется свой праздник пушистой ёлочкой украсить. Только не думают они, что гибнем мы в этот праздничный день. Появляется «Ландыш».

— Пожалуйста, ландыш, проходите,

Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счёта. Продают букетики и ставят их дома. А надолго ли хватит нашей красоты и запаха, если мы без основы нашей, без корневища, без питания стоим в затхлой воде. Очень стараюсь я спрятаться подальше от людей в заросли кустарников, влажные и сумрачные места. Но боюсь, что и там найдут. А ведь сколько пользы от нас, ландышей, как от лекарственных растений! Не хочет человек над этим задуматься. У врачей на столе следующие карточки: • Нельзя рвать цветы! • Не ломайте ветки деревьев! • На новогодний праздник лучше наряжать искусственную ёлочку. • Не делайте надрезов на коре дерева, не срывайте её.

  • Придя в лес, ты видишь много красивых цветов. Нужно собрать огромный букет и подарить маме!
  • Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в нашей местности!
  • Когда срываешь цветок, то обязательно нужно вырвать его с корнем, чтобы не портить поляны!
  • Не собирай березовый сок, это вредит дереву!
  • Не ломай ветви деревьев и кустарников! Не повреждай кору деревьев! Через поврежденную кору легче проникнуть микробам и паразитическим грибам.

Следует выбирать только те карточки, которые подходят по смыслу.

VI. Итог игры.

Посмотрите, какой «рецепт» получился в нашей лесной лечебнице.

Подумайте, кому он больше подходит, людям или обитателям леса. Почему? Можно ли вылечить природу, если следовать данному рецепту?

VII. Хозяйственная деятельность людей и условия жизни растений.

- Подумайте, ребята, как или чем наносит вред растениям человек?

На доске:

Человек наносит вред растениям:

- хозяйственной деятельностью;

- сбором букетов;

- вытаптыванием.

- Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас!

- Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Некоторые виды лекарственных растений из–за неумеренного сбора уже стали редкими. Эти растения совсем не надо собирать. Лучше всего заготавливать: пижму, подорожник, пастушью сумку, тысячелистник, калган.

- Бывает, что люди, даже не срывая растения, губят их. Причина этого - вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.

В нашей стране, как и во всём мире, крепнет движение за сохранность всего живого. Существует организация “Гринпис”. В России таких людей называют “зелёными”. Ведь зелёный цвет – это цвет жизни. Недаром народная мудрость гласит: “Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево”. Помните, из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём!

  1. Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
  2. Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  3. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
  4. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
  5. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
VIII. Работа с учебником

- Прочитайте на странице 86 учебника «Правила друзей природы»

- Соотнесите правила со схемами:

 

- Ответьте на вопрос:

Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал по 5 цветков? А если бы не 5, а 10? Какой вывод из этого можно сделать?

Физминутка с использованием названий растений со страницы 84-85 учебника: растения из Красной книги – присесть, редкие растения – хлопок в ладоши.

IХ. Влияние стихийных бедствий на растения.

Но не только человек способен навредить растениям. Природные явления способны создать опасную ситуацию.

Изучите карточки с понятиями.

Вихрь Атмосферное явление с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси
Сель Внезапно формирующийся в руслах рек временный поток воды с большим содержанием камней, песка и других твердых материалов
Наводнение Временное затопление значительной части суши водой в результате действия сил природы, вызывающееся увеличением уровня воды
Цунами Разрушительная волна, возникшая в результате подводного землетрясения в океане
Землетрясение Подземные толчки и колебания земной поверхности
Пожар Неконтролируемое горение, приводящее к ущербу и возможным человеческим жертвам
Паводок Значительный, но кратковременный подъем уровня воды
Лавина Сход снега с гор
Вслух дети объясняют вероятность вреда растениям от данных стихийных бедствий.

 

Х. Проверка домашнего задания.

1. Пословицы и поговорки.

- К сегоднешнему уроку вам было задано подобрать, найти пословицы и поговорки об охране природы. Зачитайте их, пожалуйста.

Старые деревья – молодые охраняют. Рощи да леса – всему миру краса. Лес не школа, а всех учит. Много леса – не губи, мало леса – береги. Растение – земли украшение. По лесу ходи – под ноги гляди. Лес и вода – брат и сестра. Срубили кусты – прощай птицы.
2. Стихи о природе.

- Ребята к сегодняшнему уроку выучили по желанию стихи о природе. Послушаем их.

1 ученик: 2 ученик:
Услышу ль сосен шум в полдневный час, Журчанье струй средь камушков у брода, О, люди, мыслю я, у всех у нас есть Мать одна По имени природа! У ней для всех хватает доброты. И мы живём, запечатлев на веки, В душе её прекрасные черты – Поля, луга, леса, моря и реки. Есть одна планета – сад. В этом космосе холодном Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зелёной. И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету, Ведь другой на свете нету.
3 ученик: 4 ученик:
Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда. Пусть птенцам и маленьким зверятам, Хорошо живётся с нами рядом. Давайте, ребята, Везде, где живём, Деревья посадим, Сады разведём! Нас много, ребята, Пусть каждый из нас Хоть кустик для сада Посадит сейчас.
3.Посмотрите на карту нашей страны.

- Какой цвет преобладает на карте и что он значит? (зеленый, лес)

- Какое стихийное бедствие наиболее опасно для леса? (лесной пожар)

- Наука о лесных пожарах – лесная пирология – получает в нашей стране из года в год огромное количество материалов.

XI. Охрана растений – беседа. - А какие еще правила охраны растений вы знаете? Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение — живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни.

Например, листья участвуют в дыхании и питании растений.

Какое же право мы имеем бессмысленно обламывать ветки, мешать растению жить?

Мы должны помнить и о красоте растений, которую можем нарушить, обламывая ветви. Это правило относится и к цветущей черемухе, и к другим деревьям

Не повреждай кору деревьев! Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи, например, свои имена, делают другие отметины.

Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы-трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).

Не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву! - Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано.

Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек?

- Что произойдет с деревьями, если в лесу станет мало птиц ? Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых-опылителей, хищных птиц и насекомых. ХII. Работа в тетради.

страница 39, задание № 6.

- Запишите буквы по порядку. Что получилось? (Берегите растения!). Это вывод по нашему сегодняшнему уроку.

ХIII. Итог урока.

- Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках, национальных парках. Много растений со всего мира выращивают в ботанических садах.

- Что люди могут сделать для охраны растений? (Сажать больше деревьев и кустарников).

- Давайте прочитаем правила друзей природы в учебнике на странице 86. (дети зачитывают).

- Ребята, а как вы думаете, только ли растения надо охранять?

Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом великом смысле этого слова!

- Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?

Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина “Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину”.

- Как вы понимаете эти слова?

-Сегодня на уроке многие ребята были очень активны, за это они получают пятёрки.

Берегите эту Землю, эту воду, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. У природы живые краски, Миллионы лучистых соцветий. Для чего чудеса из сказки, Если в жизни их можно встретить?

Как светла Земля на заре,

И распахнута вся для сказок, В жемчугах она, в серебре, В изумрудах она, в алмазах. Не рвите цветы, не рвите, Пусть будет нарядней Земля, А вместо букетов дарите Васильковые, Незабудковые, И ромашковые поля! Птиц разбуженных голоса, Завораживают и манят, Может, прячутся чудеса, Как табун лошадей в тумане? Не рвите цветы, не рвите, Пусть будет нарядней Земля, А вместо букетов дарите Васильковые, Незабудковые, И ромашковые поля! Расколдована тишина, С самым первым лучом рассвета, Значит, кончилось время сна, Все цветы ждут слова привета. Не рвите цветы, не рвите, Пусть будет нарядней Земля, А вместо букетов дарите Васильковые, И ромашковые поля!

ХII. Д/З. Подготовить сообщение об одном из растений, занесённых в Красную книгу. В книжке –

« Там, где вырождаются растения, не может жить человек».

Г.Ф.Гегель.

mognovse.ru

Охрана растений (3 класс, окружающий мир)

Жизнь на Земле невозможно представить без растений. Их роль в природе и для человека очень велика: они очищают воздух и снабжают его кислородом, служат пищей, дают сырье, являются источником энергии. Именно поэтому так важно обеспечить охрану растений, чтобы не остаться без своих верных помощников.

Причины исчезновения

Ученые предупреждают, что в скором времени с лица Земли могут исчезнуть несколько десятков тысяч видов самых разнообразных растений. Эти цифры впечатляют, ведь без растений наша жизнь заметно ухудшится.

Но почему растения так стремительно исчезают? Что на это влияет? Основные причины, почему это происходит, давно известны – это:

  • вырубка лесов в тропических лесах и других регионах планеты;
  • выпас большого количества скота;
  • использование химикатов при выращивании сельско-хозяйственных культур;
  • уничтожение насекомых – природных опылителей цветковых растений;
  • заготовка лекарственного сырья в особо крупных масштабах.

Вырубка лесов

Рис. 1. Вырубка лесов.

Если обобщить все причины, из-за которых страдает растительный мир, то все они связаны с неразумной и разрушающей человеческой деятельностью.

Красная книга

Чтобы человечество узнало, какие виды животных и растений находятся под угрозой полного исчезновения, было принято решение создать специальное издание – Красную книгу, в которой описаны редкие и исчезающие виды.

Это государственный документ, который призывает брать под защиту те растения, которые могут навсегда исчезнуть с лица Земли. Красная книга советует, как сохранить редкие виды растений, призывает тщательно их изучать и бережно к ним относиться.

Рис. 2. Красная книга

К растениям, подлежащим охране, относятся обыкновенный подснежник, Венерин башмачок, пион крымский, сосна лиловая и многие другие. Их уничтожение карается законом.

Красная книга не просто так получила свое название, ведь красный – это предупреждение, знак опасности, тревоги. Он, словно красный сигнал светофора, предупреждает людей о том, что может случиться беда, если не изменить свое отношение к природе.

Меры по защите растений

Охрана природы – одна из важных проблем всего человечества, которой занимаются на государственном уровне.

Самая серьезная мера по сохранности растительного мира – это тщательная охрана их естественного местообитания. Для этих целей в каждой стране создаются специальные природные комплексы, в которых все растения и животные находятся под защитой государства.

Рассмотрим некоторые из них:

  • Заповедники – это взятый под охрану природный комплекс, находящийся в своем естественном состоянии. Под строгим запретом находится охота, любая хозяйственная деятельность, а земли нельзя продавать и покупать.

Баргузинский заповедник – самая первая природоохранная территория в России, созданная в 1916 году. Поводом к этому стало катастрофическое сокращение популяции соболя, которого истребляли из-за ценного меха.

Баргузинский заповедник

Рис. 3. Баргузинский заповедник.

  • Заказники – природная территория, в которой, в отличие от заповедника, охраняется не весь природный комплекс, а отдельная его часть, где обитают редкие виды растений или животных.
  • Ботанический сад – озелененная территория, на которой выращиваются и изучаются коллекции живых растений – представителей флоры со всего мира.

Но не только государство должно заботиться о сохранности растений. Каждый человек должен понимать, какую большую ценность имеет каждое дерево, каждый цветок.

Во время прогулки по лугу или лесу не стоит вытаптывать траву, бездумно рвать цветы и собирать их в букеты, которые все равно завянут через пару часов – для этого существуют садовые цветы. Ни в коем случае нельзя ломать ветви кустарников и деревьев – это серьезная рана, из-за которой растение может заболеть и даже погибнуть.

Что мы узнали?

При изучении темы по программе 3 класса окружающего мира мы узнали, какую большую ценность представляют все растения на нашей планете. В результате человеческой деятельности многие из них оказались под угрозой исчезновения. Чтобы этого не допустить, нужно очень бережно относиться к каждому растению.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Реферат - Тема: «Охрана растений»

Разработала урок учитель 3 «А» класса

МОУ СОШ №8 ст. Котляревской

Чимбарева Лилия Петровна

Тема: «Охрана растений»

(К уроку прилагается презентация)

Цель урока:

Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека;

Учить бережно, относиться к растениям;

Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

Определить формы стихийных бедствий, влияющих на жизнедеятельность растений, сформулировать правила поведения во время лесного пожара;

Развивать связную монологическую речь, мышление.

Оборудование: слайды этапов урока, таблицы, картинки растений, карта, Красная книга.

Ход урока.

Организационный момент.

Работа с пословицей.

^ «ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ, ОХРАНЯТЬ РОДИНУ»

М.Пришвин.

1.Объявление темы и цели урока:

-Ребята, сегодня мы продолжим изучение темы « Растения»

-Давайте прочитаем пословицу и попробуем сформулировать тему урока.

2.Чтение пословицы детьми.

3.Проверка домашнего задания.

Викторина «Узнай растение»

Учитель читает описание растения. Первый отгадавший ученик вписывает название растения в пустые клеточки на доске.

а) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и, кажется; вот-вот пробежит ветерок - и над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

На доске:

(Ответ: колокольчик.)

Учитель выставляет картинку с изображением этого цветка.

б) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков — красная ягода. Но не бери ее в рот - она ядовита.

(Ответ: ландыш.)

Учитель выставляет картинку с изображением ландыша.

в) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.

(Ответ: ветреница.)

Учитель выставляет рисунок ветреницы.

- Перед вами три растения: колокольчик, ландыш, ветреница.

-Что вы можете рассказать про эти растения? (Это травянистые растения.)

- К какой группе они относятся? (Группе цветковых растений.)

- Что вы знаете о цветковых растениях? ( У них есть корень, стебель, листья. Из цветов образуются плод с семенами)

- А какие еще группы растений вы знаете? ( Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения).

^ 4. Как расселяются растения?

Напиши после названия каждого растения, как распространяются у него семена.

1.Клен …

2. Одуванчик…

3. Сосна …

4. Репейник …

5. Ель …

( Ответ: клен - ветром, одуванчик – ветром, сосна– ветром, птицами, зверьми; репейник – животными, человеком).

III .Работа по теме.

Вы уже много узнали о растениях и эти знания сейчас показали.

^ Тема сегодняшнего урока «Охрана растений».

- Как вы думаете, нужно ли охранять растения? Зачем?

IV. Значение растений для животных и человека — беседа.

1) Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля.

2) Какое значение имеют растения для животных? (Растения дают кислород, служат убежищем, пищей, лекарством.)

-3)А какое значение имеют растения для человека? (Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, ткани - лен, хлопок, древесину.)

К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в охране.

IV. Знакомство с Красной книгой.

На земле исчезают цветы,С каждым годом заметнее это.Меньше радости и красотыОставляет нам каждое лето.Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,Опустеют все поляны, и не будет красоты.

- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу (показ книги).

- Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)

- Ребята нам приготовили сообщение о Красной книге.

Охраняется Красной книгойСтолько разных животных и птиц,Чтобы выжил простор многоликийРади света грядущих зарниц.Чтоб пустыни нагрянуть не смели,Чтобы души не стали пустыОхраняются звери,Охраняются змеи,Охраняются даже цветы.Красная книга, Красная!Значит природа в опасности!Значит нельзя терять даже мига.Всё живое хранить зовёт,Пусть зовёт не напрасноКрасная книга, Красная книга!

- Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.

^ Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.

Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.

Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.

Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.

Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.

^ VI. Заповедники, их значение.

- Для того чтобы сохранить природу и её неповторимость также создают заповедники. На территории Кабардино – Балкарии тоже есть один из замечательных заповедников – высокогорный заповедник. Часть заповедника находится в Приэльбрусье. Северный Кавказ очень уникален по своеобразию растений. На территории встречаются 6 тысяч видов растений, из них 3 тысячи – на территории Кабардино – Балкарии.

Ученик: Кабардино – Балкарский высокогорный заповедник был создан в 1976 году. Мир растений Северного Кавказа уникален для всего земного шара. Территория заповедника находится среди ледников, скал, горных лугов и лесов. Мир растений насчитывает около 1000 видов деревьев, кустов и трав.

^ VII. Работа с книгой ( стр.84-85)

Чтение текста до слов «…пижму, тысячелистник.)

Бесеседа по содержанию.

– Что выделяют растения?

– Какой вред наносит человек природе?

-Назовите растения, занесённые в красную книгу?

VII. Лекарственные травы.

^ «ЕСТЬ В ТРАВАХ И ЦВЕТАХ ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛАДЛЯ ВСЕХ, УМЕЮЩИХ ИХ ТАЙНУ РАЗГАДАТЬ»

В. Рождественский.

- Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. « Учитель, - сказал, вернувшись из леса, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения». И действительно, даже любой сорняк – это растение, достоинство, которого ещё не раскрыто».

Весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов.

^ Я не степью хожу,

Я хожу по аптеке, -

Разбираясь в её травяной картотеке.

Беспредельная степь,

Бесконечная степь,

Ты природой написанный

Странный рецепт.

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются: подорожник, пастушью сумку, пижму, тысячелистник, птичью гречиху. Но и при их сборе надо помнить правила сбора лекарственных трав.

Правила сбора и обработки лекарственных растений.

^ Правило первое: что собирать?

Следует точно научиться отличать растения, подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других — листья, у третьих — стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

^ Правило второе: когда собирать?

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и сентябре, одуванчики — в мае и сентябре, мать-и-мачеху - лишь в мае, шиповник – в сентябре и т. д. Кроме этого, нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

^ Правило третье: как собирать?

Заранее запаситесь всем необходимым для сбора (совками, ножами, ножницами, наволочками или мешками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

^ Правило четвертое: где собирать?

Каждое растение имеет определенные места произрастания,

которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества — продукты выхлопных газов автомобилей. Нельзя также собирать лекарственные растения в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных ему нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений очень мало.

^ Правило пятое: собирая, сохранять!

Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания — дачные чердаки.

Лекарственные растения — ценнейшее богатство. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и др.)

^ Сообщение ученика:

Валериана лекарственная

О целебных свойствах этого растения семейства валериановых было известно еще древним грекам и римлянам. В средние века его широко применяли как успокаивающее средство.

Считалось, что название «валериана» было дано растению в честь римского императора Валериана, правящего в 1 веке до н.э. В переводе с латинского глагол «валере» означает «быть здоровым».

На Руси валериану также издавна рекомендовали в качестве лекарственного растения. Но промышленное использование ее началось при Петре I. Он повелел выращивать лекарственные растения, в том числе и валериану, в специально созданных для нужд военных госпиталей «аптекарских огородах». По приказу Петра I такие посадки лекарственных растений были созданы во многих крупных городах России. В Москве, например, существовало несколько «аптекарских огородов»: у Кремля, в Немецкой слободе, о чем свидетельствует сохранившееся до наших дней название Аптекарский переулок (находится вблизи от станции метро «Бауманская»).

В лечебных целях используется корневище валерианы, имеющее характерный запах.

Очевидно, что некоторые свойства этого растения способствовали возникновению народных названий; кошачья трава, кошачий корень, ладаница, земляной ладан.

Специфический валериановый запах обеспечивается наличием в корневище этого растения эфирных масел (около 2%). Кроме того, в нем содержатся алкалоиды, органические кислоты, сахар, крахмал, дубильные и другие вещества.

Отвары и настои валерианы и по сей день применяются в народной медицине при желудочно-кишечных, сердечных заболеваниях, неврозах и бессоннице. А также как отличное успокаивающее средство.

^ Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе.

VIII. Викторина «Лекарственные растения»

1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?

(Приложить лист подорожника.)

2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

(Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и

гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

3. Какая ягода заменяет лимон?

(Клюква, содержит лимонную кислоту.)

4. Плоды каких кустарников богаты витамином С?

(Черная смородина, шиповник.)

5. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

(Отвар из цветков и листьев - хорошее средство от кашля.)

^ 6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

(Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах и бессоннице.)

7. Какие болезни лечит красавица береза?

(Почки березы используют как мочегонное и желчегонное

средство).

^ . V. Ролевая игра «Лесная лечебница

www.ronl.ru

Сообщение на тему охрана растений

Сообщение на тему охрана растений

Ответы:

Охрана растений или охранять растительные сообщества означает поддерживать в них естественные процессы, помогать восстановлению нарушенного равновесия, устранять нежелательные факторы и последствия неразумного вмешательства человека в жизнь экосистем (биогеоценозов).Для каждого человека стало привычным, что красный цвет светофора предупреждает: «Остановись!» К сожалению, бывая на природе, не всегда люди останавливаются перед красиво цветущим растением, чтобы полюбоваться им, а, как правило, стремятся сорвать его для букета. Порой, любопытства ради, сорвут, повертят в руках и бросят красивое создание природы. Нет слов, природа беспредельно разнообразна, красива и щедра, но нельзя допускать, чтобы щедрость природы оборачивалась для нее разорением. А ведь в последние 20-30 лет с лица Земли исчезало в год по одному животному и в день — по одному растению. Над природой в результате антиэкологической деятельности человека нависла угроза исчезновения многих видов, а это для биосферы — настоящая катастрофа. Поэтому во всем мире для охраны отдельных видов растений и животных была создана Красная книга.Красная книга — это государственный документ, содержащий обобщающие сведения о современном состоянии видов, которые находятся под угрозой исчезновения, а также способы их сохранения и научно обоснованного возрождения.Из растений в Красную книгу 1996 г. внесено свыше 400 видов цветковых, 7 видов голосеменных, 6 видов плаунообразных, 8 видов папоротников, 28 видов мохообразных, 17 видов водорослей, более 30 видов грибов и 27 видов лишайников. Среди них знаменитая сосна пицундская, сосна лиловая, обыкновенный подснежник, пион крымский, рябчик большой, ковыль Лессинга, венерин башмачок, тюльпан Шренка и многие другие.Наиболее серьезная мера сохранения растений — это охрана их местообитаний. Для этого создаются заповедники, заказники, природные (национальные) парки.Основное отличие заказников от заповедников состоит в том, что по их территории охраняется не весь природный комплекс, как в заповедниках, а лишь та его часть, которая обеспечивает существование определенных видов. В странах СНГ разработана программа, предусматривающая создание широкой сети природоохранных объектов. В соответствии с ней создаются заповедные зоны, национальные парки, региональные ландшафтные парки и т. п.Большую роль в охране редких растений играют ботанические сады, опытные станции и другие учреждения. Ботанический сад — это сосредоточение коллекций живых растений — представителей местной, отечественной и иностранной флоры не только для изучения, но и для создания новых, более продуктивных растительных форм. Важнейшим звеном в работе ботанических садов является акклиматизация растений, то есть содействие приспособлению их к новым условиям существования, к новым биогеоценозам. Ботанические сады обогащают местную флору новыми представителями растительного мира. Это не только научно-исследовательские, но и просветительные учреждения, пропагандирующие передовые идеи и достижения науки ботаники.В наше время, когда всем известна огромная роль растительного мира в жизни человека, нельзя допускать исчезновения с лица Земли ни единого вида растений, так как это большая потеря, прежде всего для человека. С исчезновением вида растений человек лишается одной частицы земной жизни, которая была источником его здоровья, украшением ландшафта и доставляла ему эстетическое наслаждение. Человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, но не к тем, которые повсюду окружают нас – и в природе, и в саду, и дома.Можно получить большое удовлетворением от общения с природой, не сорвав ни единого листка или цветка.

cwetochki.ru

Меры по охране растительности

 

 

Растительные ресурсы планеты колоссальны и могут обеспечить существование значительно большего, чем сегодня, количества людей, домашних и диких животных, если эти ресурсы использовать разумно и принимать меры к их охране и воспроизводству. Актуальность охраны растительности из-за антропогенного воздействия с каждым годом возрастает. Как уже было отмечено, многие виды растений используются в качестве пищевых, кормовых, лекарственных, витаминосных, медоносных, декоративных и являются важным резервом для народного хозяйства. Однако под воздействием деятельности человека природные растительные комплексы быстро сокращаются. Во всех случаях человек объясняет свои действия как явление совершенно неизбежное, связанное с развитием производства. Все это так, но, тем не менее, деятельность человека должна сочетаться с бережливым отношением к растительному миру. Главная задача – сохранение видового разнообразия сородичей культурных растений в качестве генофонда, позволяющего расширить и улучшить селекционные работы.

Виды растений существуют не изолированно. Они связаны множеством нитей с другими растительными, животными компонентами и абиотическими факторами природных комплексов. Поэтому охрана растительности—задача комплексная, должна проводиться через охрану всей природной среды, включая растительные сообщества, в состав которых входят данные виды растений. Охране подлежит вся флора и ее группировки – фитоценозы.

Основными задачами охраны леса являются их рациональное использование и восстановление. Все большее значение приобретают мероприятия по охране леса малолесистых районов в связи с их водоохранной, почвозащитной, санитарно-оздоровительной ролью. Особое внимание должно уделяться охране горных лесов, так как они выполняют важные водорегулирующие почвозащитные функции. При правильном ведении лесного хозяйства повторно рубки на том или ином участке должны проводиться не ранее чем через 80-100 лет, при достижении полной спелости. В 60-80-х годах XX столетия в ряде областей европейской части России к повторным рубкам возвращались значительно раньше. Это привело к потере их климатообразующего и водорегулирующего значения, возросло количество мелколиственных лесов. Важная мера по рациональному использованию лесов – это борьба с потерями древесины. Нередко при заготовке древесины происходят значительные потери. В местах рубок остаются ветви, хвоя, которые являются ценным материалом для приготовления хвойной муки – витаминного корма для скота. Отходы от рубки леса перспективны для получения эфирных масел.

Своевременное лесовозобновление – важнейшее условие для сохранения лесных ресурсов. В России естественным путем восстанавливается около трети ежегодно вырубаемых лесов, остальные требуют специальных мер по их возобновлению. На 50% площади достаточно только мер содействия естественному возобновлению, а на остальной – необходимы посев и посадка деревьев. Положительно сказывается на восстановлении лесов проведение их очистки от остающихся после вырубки ветвей, коры, хвои и т. д.

В воспроизводстве лесов большую роль играют мелиоративные мероприятия: осушение переувлажненных почв, посадка улучшающих почву деревьев, кустарников и трав. Это благоприятно сказывается на росте деревьев и качестве древесины. Там, где естественного возобновления леса на вырубках не происходит, после рыхления почвы производят посев семян или саженцев, выращенных в питомниках. Таким же способом восстанавливают леса на гарях, полянах, высаживая высокопродуктивные сорта деревьев. Наряду с лесовосстановительными работами и повышением продуктивности леса, наряду с правильным подбором и широким внедрением быстрорастущих пород, разумным осушением заболоченных земель требуются своевременные меры ухода за лесом. Прореживание, прочистка, осветление, санитарная рубка, защита от пожаров, вредителей и болезней, потравы скотом и т. д. – все это улучшает состояние леса, повышает его продуктивность. Эти мероприятия при правильном их осуществлении способствуют сохранению леса как природного комплекса.

Охрана хозяйственно-ценных и редких видов растений

На территории России встречается множество растений, обладающих разнообразными полезными свойствами. Использование их в практических целях еще далеко не полно. Достаточно отметить, что из 300 тыс. видов мировой флоры высших растений используются человеком в хозяйственной деятельности систематически только около 2500 видов, а периодически – до 20 тысяч видов. В России в хозяйственных целях находят использование около 250 видов. Многие растения обладают ценными свойствами и применяются в медицине, технике, кулинарии, цветоводстве и озеленении.

Не изучен в достаточной мере мир лекарственных растений. В настоящее время проводится его интенсивная разведка. Комплексные исследования, проводимые фармакологами, химиками, ботаниками и растениеводами, позволили выявить новые ценные в лечебном отношении растения, которые можно использовать в медицинской практике не только в форме препаратов, но и в виде индивидуальных веществ. Мало изучены и пищевые свойства растений. В конце XX столетия начались интенсивные поиски новых растений, которые могли бы дать больше белка, чем те, которые уже известны в растениеводстве. Таким примером является хлорелла, которая привлекает ученых своей наибольшей фотосинтетической способностью. Она использует в искусственных условиях до 20% солнечной энергии (цветовые растения – 2%), а ее урожайность в 25 раз выше, чем пшеницы. Изучение многих растений, исчезающих с лица Земли, помогает раскрыть новые страницы в истории, лучше познать законы становления растительного мира. До нашего времени сохранились древние формы растений, значение которых для науки трудно переоценить. В России встречаются эльдарская сосна и другие растения флоры третичного периода. Они являются редкими, а частично и вымирающими видами, подлежащими охране, например, в бассейне реки Уссури – лимонник, амурская сирень и др.

Некоторые растения становятся редкими и вымирающими вследствие их истребления. Примером этого служит женьшень, или «корень жизни», почти исчезнувший в лесах Дальнего Востока. Охрана редких растений становится важной государственной задачей. В Красную книгу Российской Федерации занесено 533 вида растений, подлежащих охране. Среди них следует назвать: женьшень, аралию материковую, лотос, водяной орех, заманиху, венерин башмачок и др.

Сохранение редких и исчезающих видов может осуществляться разными путями. Первый путь – запрещение каких-либо действий: выкашивание, обламывание, порча. Второй путь – охрана редких видов в заповедниках, национальных парках, заказниках, объявление памятниками природы. Третий путь – создание коллекционных участков и резерватов в сети ботанических садов и других научных учреждений. Перенесенные на коллекционные участки растения могут поддерживаться в культуре неопределенно длительный срок и являться необходимым резервом для разнообразных целей. Наряду с редкими и исчезающими видами растений охране подлежат и хозяйственно-ценные растения, произрастающие в природе. В этом случае главное – это рациональное их использование и борьба с браконьерскими формами неорганизованного сбора.



biofile.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта