Содержание
Мир растений (практическая работа)
Практические задания № 1
на учебную практику предмета «Ботаника».
Тема: Мир растений
Задание 1
Дайте определение термину «Ботаника». Вспомните как можно больше названий ботанических и биологических дисциплин. Какие объекты живой природы они изучают?
Дисциплина | Что изучает |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. |
Задание 2
Напишите название 5 представителей растений в каждой колонке таблицы.
Однолетние растения | Двулетние растения | Многолетние растения |
1 | 1 | 1 |
2 | 2 | 2 |
3 | 3 | 3 |
4 | 4 | 4 |
5 | 5 | 5 |
Задание 3
Охарактеризуйте особенности жизненных форм растений (стр. 53-54)
Жизненная форма растения | Особенности внешнего строения растения |
Дерево | |
Кустарник | |
Кустарничек | |
Полукустарничек | |
Лиана | |
Многолетние травы | |
Двулетние растения | |
Однолетние растения |
Задание 4
Укажите для каждого растения его основное значение в природе и в жизни человека.
Дикорастущие растения | Культурные растения | |||
Название растения | Значение | Название растения | Значение | |
Дуб черешчатый | Яблоня домашняя | |||
Тополь дрожащий | Виноград | |||
Береза повислая | Облепиха | |||
Сосна обыкновенная | Смородина черная | |||
Пихта сибирская | Жимолость | |||
Шиповник | Календула | |||
Валериана | Подсолнечник | |||
Ромашка | Овёс | |||
Василёк | Тюльпан | |||
Полынь | Просо | |||
Мать-и — мачеха | Роза | |||
Чистотел | Георгина |
Задание 5
Какие суждения являются верными, а какие нет? Поясните неверные суждения.
1) В жизненном цикле всех высших растений преобладает спорофит.
2) Все высшие растения имеют вегетативные органы – стебель, листья, корень.
3) Ризоиды мхов служат для прикрепления растений и всасывания питательных веществ из почвы.
4) Сфагнум (белый мох) способен впитывать воды в 20-25 раз больше собственной массы.
5) Хвощи – многолетние травянистые растения с хорошо развитым подземным корнем – корневищем.
6) Важное условие полового размножения мхов, плаунов, хвощей и папоротников – наличие воды.
7) Листья папоротников в большинстве случаев совмещают функции фотосинтеза и спорообразования.
8) Плауны, хвощи и папоротники произошли от мхов.
9) Все голосеменные – хвойные растения.
10) Голосеменными называются растения, которые образуют семена, цветки и плоды.
11) Жизненные формы голосеменных – деревья, кустарники, травы.
12) Сосна – обоеполое ветроопыляемое растение, между процессами опыления и оплодотворения проходит 12-14 месяцев.
13) Процесс оплодотворения у голосеменных, как и у споровых растений, возможен только в присутствии воды.
14) Женский гаметофит у голосеменных растений представлен яйцеклеткой и эндоспермом.
15) Цветковые произрастают во всех климатических зонах и в самых разных экологических условиях – от тропических лесов до пустынь и тундр.
16) Покрытосеменные – наиболее поздняя эволюционно и самая богатая видами группа растительного мира.
17) Основной признак покрытосеменных растений – наличие семени.
18) Семяпочка покрытосеменных растений не защищена завязью.
19) Однодольные растения имеют одну семядолю в зародыше, мочковатую корневую систему, простые и сложные листья с сетчатым жилкованием.
20. Цветковые – единственная группа растений, способная к образованию сложных многоярусных сообществ.
Задание 6
Допишите предложения.
1. Растения — это живой….
2. Орган — это часть растения, которая…
3. Семенами размножаются растения, которые…
4. Корень и побег — это _________________органы растения.
5. Генеративными называют органы, в которых развиваются____________________________.
6. У цветковых растений генеративными органами являются______________, ___________, ________________, так как они выполняют функцию________________________________.
Задание 7
Проблемные вопросы и задачи
№1 Два растения испарили разное количество воды за 1 час. Как можно объяснить эти различия? Приведите наибольшее количество предположений.
№2 В аквариуме, где очень много водных растений, ночью могут погибнуть все рыбы. Этого не произойдет, если в сосуде с таким же количеством рыб находится меньшее количество растений. В аквариуме же без растений может наблюдаться гибель рыб, как и в первом случае. Объясните эти странные факты, основываясь на своих знаниях о фотосинтезе и дыхании растений.
Задание 8
На схеме растения укажите его основные части.
1 — ________________________
2 — ________________________
3 — ________________________
4 — ________________________
5 — ________________________
6 — ________________________
7 — ________________________
8 — ________________________
9 — ________________________
10 — ________________________
Задание 9
Охарактеризуйте процессы жизнедеятельности, протекающие в растительных организмах.
Процесс жизнедеятельности | Характеристика процесса |
Питание | |
Дыхание | |
Обмен веществ | |
Выделение | |
Размножение | |
Рост | |
Развитие |
Задание 10
Заполните таблицу, объясните особенности каждой из сред жизни, назовите по 5 обитателей каждой среды.
Среды жизни и их обитатели | ||
Среда жизни | Особенности среды | Обитатели среды |
Водная | ||
Наземно-воздушная | ||
Почвенная | ||
Организменная |
Задание 11
Напишите об известном вам заболеваниях или повреждениях растений, которые возникают под влиянием неблагоприятных условиях среды.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 12
Выпишите для каждого предложения правильный вариант:
1 — ________________2 — _______________3 — _____________________
1. Органами растений, осуществляющие размножение, называются:
1) семенными; 2) генеративными; 3) споровыми.
2. Наука ботаника изучает:
1) все живые организмы; 2) растения; 3) грибы.
3. Наука, изучающая отношение живых организмов между собой и с окружающей средой, называется:
1) биологией; 2) ботаникой; 3) экологией.
Задание 13
Отгадайте загадки
1. У кого есть усы, но нет лица?
2. Какие ягоды с буквой «М» — сладкие, а с буквой «К» — горькие?
3. Назовите овощ для закидывания плохих актёров.
4. Чьи глазки разноцветные и никогда не моргают
5. Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра?
6. У кого есть косточки, но нет скелета?
7. У кого есть почки, но нет желудка и печени?
8. У кого есть кисти, но нет рук?
9. Не только небольшой ресторанчик, кабаре, но и овощное растение.
10. Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений.
Сведения об образовательной организации
Размер:
A
A
A
Цвет:
CCC
Изображения
Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Горно-Алтайский государственный университет
- Университет
- Обращение ректора
- История
- Ученый совет
- Администрация
- Интеллект-центр
- Медиацентр
- Отдел делопроизводства
- ОПОД и УИК
- Управление бухгалтерского учета и финансового контроля
- Планово-финансовое управление
- Управление кадров
- Центр цифрового развития
- Административно-хозяйственное и материально-техническое подразделение
- Контрактный управляющий
- Противодействие коррупции
- Сведения о доходах
- Антитеррористическая безопасность
- Международная деятельность
- Безопасность и охрана труда
- Лучшие студенты
- Структура
- Календарь мероприятий
- Профком студентов и аспирантов
- Республиканская профсоюзная организация высшей школы
- Вопросы ректору
- Образование
- Факультеты и институт
- Учебно-методическое управление
- Методический совет ГАГУ
- Образовательная деятельность
- Отдел практической подготовки студентов
- Заочное обучение
- Центр дополнительного образования
- Центр карьеры
- Методические и иные документы
- Консультационный центр поддержки студентов
- Региональный центр финансовой грамотности
- Учебно-тренинговый центр
- Центр развития педагогического образования
- Локальный центр тестирования иностранных граждан
- Воспитание
- Центр воспитательной и внеучебной работы
- Центр социально-психологической помощи
- Совет по воспитательной работе
- Волонтёрский центр
- Cовет обучающихся
- Информационные материалы
- Совет кураторов
- Клуб выпускников
- Наука
- Новости науки
- Центр развития науки и инноваций
- Отдел научно-технической информации
- Отдел подготовки научно-педагогических кадров
- Библиотечно-издательский центр
- Лаборатории, НШ, НИЦ, вузовско-академическая кафедра
- Музейный комплекс ГАГУ
- Научные мероприятия в ГАГУ
- Центр развития туризма и гостеприимства
- Национальный проект «Наука и университеты»
- Культура и спорт
- Немецкий культурный центр
- Центр языка и культуры Китая
- Туристский клуб «Горизонт»
- Спортивный клуб «Буревестник»
- Киберспорт
- Спортивные достижения студентов и сотрудников ГАГУ
- Военно-патриотический клуб «БАРС»
- Спортивно-оздоровительная база на Телецком озере
- Контакты и адреса
- Телефонный справочник
- Платежные реквизиты
- Символика ГАГУ
- Карта корпусов
- Карта сайта
- Сведения об образовательной организации
- ›
- Файлы
История жизни на Земле
В начале
Сегодня мы считаем само собой разумеющимся, что живем среди разнообразных сообществ животных, которые питаются друг другом. Наши экосистемы структурированы кормовыми отношениями, как косатки едят тюленей, которые едят кальмаров, которые питаются крилем. Этим и другим животным для извлечения энергии из пищи требуется кислород. Но раньше жизнь на Земле была не такой.
С окружающей средой, лишенной кислорода и богатой метаном, на протяжении большей части своей истории Земля не была благоприятным местом для животных. Самыми ранними известными нам формами жизни были микроскопические организмы (микробы), оставившие сигналы о своем присутствии в горных породах возрастом около 3,7 миллиарда лет. Сигналы состояли из молекул углерода, которые производятся живыми существами.
Свидетельства существования микробов также сохранились в твердых структурах («строматолитах»), которые они создали, возраст которых составляет 3,5 миллиарда лет. Строматолиты создаются в виде липких матов из микробов, которые улавливают и связывают отложения слоями. Минералы осаждаются внутри слоев, создавая прочные структуры, даже когда микробы отмирают. Ученые изучают сегодняшние редкие живые строматолитовые рифы, чтобы лучше понять самые ранние формы жизни на Земле.
Кислородная атмосфера
Когда цианобактерии эволюционировали по крайней мере 2,4 миллиарда лет назад, они подготовили почву для замечательной трансформации. Они стали первыми на Земле фотосинтезаторами, производящими пищу с использованием воды и солнечной энергии и в результате выделяющими кислород. Это катализировало внезапное резкое увеличение содержания кислорода, что сделало окружающую среду менее благоприятной для других микробов, которые не могли переносить кислород.
Свидетельством этого Великого события окисления являются изменения в породах морского дна. При наличии кислорода железо вступает с ним в химическую реакцию (окисляется) и удаляется из организма. Скалы, построенные до этого события, покрыты полосами из железа. На камнях, датируемых после события, нет железных полос, что свидетельствует о том, что теперь на снимке был кислород.
После первоначального импульса кислорода он стабилизировался на более низких уровнях, где он останется еще на пару миллиардов лет. На самом деле, поскольку цианобактерии умирали и дрейфовали в воде, разложение их тел, вероятно, снижало уровень кислорода. Таким образом, океан по-прежнему не был подходящей средой для большинства форм жизни, нуждающихся в достаточном количестве кислорода.
Многоклеточная жизнь
Однако происходили и другие новшества. Хотя они могут перерабатывать множество химических веществ, у микробов не было специализированных клеток, необходимых для сложных тел. В телах животных есть различные клетки — кожа, кровь, кости, — которые содержат органеллы, каждая из которых выполняет свою работу. Микробы — это всего лишь отдельные клетки без органелл и ядер для упаковки их ДНК.
Произошло нечто революционное, когда микробы начали жить внутри других микробов, выступая для них в качестве органелл. Митохондрии, органеллы, которые перерабатывают пищу в энергию, развились из этих взаимовыгодных отношений. Кроме того, ДНК впервые была упакована в ядра. Новые сложные клетки («эукариотические клетки») имели специализированные части, играющие особые роли, поддерживающие всю клетку.
Клетки тоже стали жить вместе, вероятно, потому, что можно было получить определенные выгоды. Группы клеток могли бы питаться более эффективно или получать защиту от того, чтобы просто быть больше. Живя коллективно, клетки стали обеспечивать потребности группы, выполняя каждую ячейку определенную работу. Некоторым клеткам было поручено создавать соединения, чтобы удерживать группу вместе, в то время как другие клетки производили пищеварительные ферменты, которые могли расщеплять пищу.
Первые животные
Эти скопления специализированных взаимодействующих клеток в конечном итоге стали первыми животными, которые, согласно данным ДНК, эволюционировали около 800 миллионов лет назад. Губки были одними из первых животных. Хотя химические соединения губок сохранились в горных породах возрастом 700 миллионов лет, молекулярные данные указывают на то, что губки появились еще раньше.
Уровень кислорода в океане все еще был низким по сравнению с сегодняшним днем, но губки способны переносить условия с низким содержанием кислорода. Хотя, как и другим животным, им требуется кислород для метаболизма, им не нужно много, потому что они не очень активны. Они питаются, сидя на месте, извлекая частицы пищи из воды, которая прокачивается через их тела специализированными клетками.
Простой план тела губки состоит из слоев клеток вокруг заполненных водой полостей, поддерживаемых твердыми частями скелета. Эволюция все более сложных и разнообразных строений тела в конечном итоге привела к отдельным группам животных.
Инструкции по сборке тела животного находятся в его генах. Некоторые гены действуют как дирижеры оркестра, контролируя экспрессию многих других генов в определенных местах и в определенное время, чтобы правильно собрать компоненты. Хотя они не были воспроизведены сразу, есть свидетельства того, что части инструкций для сложных тел присутствовали даже у самых ранних животных.
Благодаря своему твердому скелету губки стали первыми строителями рифов на Земле. Такие ученые, как доктор Клаус Рютцлер из Смитсоновского института, работают над тем, чтобы понять эволюцию тысяч видов губок, живущих сегодня на Земле.
Эдиакарская биота
Около 580 миллионов лет назад (эдиакарский период) помимо губок произошло распространение других организмов. Эти разнообразные обитатели морского дна с телами в форме листьев, лент и даже лоскутных одеял жили рядом с губками 80 миллионов лет. Их окаменелости можно найти в осадочных породах по всему миру.
Однако строение тела большинства эдиакарских животных не было похоже на современные группы. Доктор Дуглас Эрвин из Смитсоновского института, используя сравнительные данные о развитии, исследовал, были ли какие-либо из окаменелых эдиакарских животных родственниками современных животных.
К концу эдиакарского периода уровень кислорода вырос, приблизившись к уровню, достаточному для поддержания жизни на основе кислорода. Ранние губки, возможно, действительно помогали увеличить количество кислорода, поедая бактерии, выводя их из процесса разложения. Следы организма под названием Dickinsonia costata позволяют предположить, что он мог перемещаться по морскому дну, предположительно питаясь скоплениями микробов.
Конец эдиакарского вымирания
Однако около 541 миллиона лет назад большая часть эдиакарских существ исчезла, сигнализируя о серьезных изменениях в окружающей среде, которые Дуглас Эрвин и другие ученые все еще пытаются понять. Свою роль, возможно, сыграли развитие планов тела животных, отношения при кормлении и инженерия окружающей среды.
Норы, найденные в летописи окаменелостей, датируемые концом эдиакарского периода, показывают, что червеобразные животные начали раскапывать дно океана. Эти ранние инженеры-экологи потревожили и, возможно, аэрировали отложения, нарушив условия для других эдиакарских животных. По мере того как условия окружающей среды ухудшались для одних животных, они улучшались для других, потенциально катализируя смену видов.
Кембрийский взрыв
Кембрийский период (541-485 миллионов лет назад) стал свидетелем дикого взрыва новых форм жизни. Наряду с новым роющим образом жизни появились твердые части тела, такие как раковины и шипы. Твердые части тела позволяли животным более радикально изменять окружающую среду, например, копать норы. Также произошел сдвиг в сторону более активных животных с определенными головами и хвостами для направленного движения в погоне за добычей. Активное питание хорошо бронированных животных, таких как трилобиты, могло еще больше разрушить морское дно, на котором жили мягкие эдиакарские существа.
(Посмотрите видео «Кембрийский взрыв жизни с палеонтологом Кармой Нанглу»)
Уникальные способы питания разделили окружающую среду, освободив место для большего разнообразия жизни. В 1909 году четвертый секретарь Смитсоновского института Чарльз Дулиттл Уолкотт обнаружил окаменелости сланцев Берджесс, которые показали беспрецедентное биоразнообразие кембрийской жизни. Пока Waptia рыскали по дну океана, приапулидные черви зарывались в отложения, Wiwaxia прикреплялись к губкам, а 900:45 Anomalocaris курсировал выше.
Многие из этих странных организмов были эволюционными экспериментами, например, 5-глазая Opabinia. Однако некоторые группы, такие как трилобиты, процветали и доминировали на Земле в течение сотен миллионов лет, но в конце концов вымерли. Количество строматолитовых рифообразующих бактерий также уменьшилось, и по мере того, как условия на Земле продолжали меняться, возникли рифы, созданные организмами, называемыми брахиоподами. Сегодняшние доминирующие строители рифов, твердые кораллы, появились только пару сотен миллионов лет спустя 9.0005
Однако, несмотря на все грядущие изменения, к концу кембрия почти все существовавшие типы или типы животных (моллюски, членистоногие, кольчатые черви и др.) утвердились, возникли пищевые сети, составившие основу для Экосистемы на Земле сегодня.
Что такое экология? Экология – это наука о взаимодействии между организмами и окружающей их средой. Различные виды, живущие в одном месте, взаимодействующие между собой и с окружающей средой, вместе образуют экосистему. В экосистеме существует несколько пищевых сетей. Пищевая сеть — это обзор того, какие виды в окружающей среде потребляют какие виды (растения, животные или оба). Здоровая экосистема состоит из множества организмов, которые играют разные роли в различных пищевых цепях. Если экосистема потеряет одного из своих членов, она может быть парализована. Например, если бы совы в лесной пищевой сети вымерли, грызуны могли бы начать размножаться с огромной скоростью, заставляя их заполонять территорию и уничтожать ресурсы, которые также используют другие животные. Какие виды водной среды существуют? Существует два вида водной среды, которые могут поддерживать жизнь. Это зоны жизни в морской воде и зоны жизни в пресной воде. Основные типы организмов, встречающихся в водной среде, определяются соленостью воды. Соленость означает количество солей, растворенных в объеме воды. Вот почему зоны водной жизни делятся на зоны жизни в морской воде и зоны жизни в пресной воде. Какие есть зоны морской жизни? Крупнейшие зоны жизни с морской водой на Земле не так сложно найти, как и в океанах. Океаны покрывают около 71% земной поверхности и очень важны для сохранения всего живого на земле. Океаны играют важную роль в гидрологическом цикле, так как осадки (дождь) состоят из испаряющейся океанической воды и в регуляции климата Земли. Океаны участвуют и в других круговоротах материи. Океаны являются средой обитания для около 250 000 видов морских растений и животных. К сожалению, океаны также являются свалками для человеческих отходов, потому что (загрязненная) вода всех внутренних водоемов в конечном итоге попадает в океаны. Прибрежные зоны жизни Прибрежная зона составляет лишь 10% океанической среды, но содержит 90% всех морских видов. Прибрежные зоны являются наиболее богатыми питательными веществами зонами жизни океанов. Жизненные зоны открытого океана В открытом море обитает лишь около 10% всех морских видов. Открытый океан делится на три зоны жизни: эвфотическая зона, батиальная зона и абиссальная зона. Подразделение основано на проникновении солнечного света. Обзор зон жизни в океане: Какие существуют зоны жизни в пресной воде? Зоны пресноводной жизни встречаются в водах с концентрацией растворенных солей менее 1%. Пресные воды подразделяются на стоячие пресноводные объекты, такие как озера, пруды и внутренние водно-болотные угодья, и проточные пресноводные объекты, такие как реки и ручьи. Только 1% земной поверхности покрыт пресной водой. Однако около 41% всех известных видов рыб живут в пресной воде. Сток с суши обеспечивает воду питательными веществами, такими как азот и фосфор, поскольку пресноводные зоны близки к наземным (наземным) экосистемам. Жизненные зоны в стоячих пресноводных водоемах Озера и пруды – это большие естественные водоемы со стоячей водой. Они питаются в основном за счет осадков и таяния снега, и состоят из различных жизненных зон. Жизненные зоны в проточных пресноводных водоемах Проточные пресноводные водоемы, такие как реки и ручьи, являются водоразделами для атмосферных осадков. Эта вода становится поверхностным стоком и стекает с реками и ручьями в море. Сток поверхностных вод в море происходит в трех разных жизненных зонах. Все эти жизненные зоны имеют свои собственные условия окружающей среды, из-за чего видовое разнообразие различается между тремя зонами. Обзор зон пресноводной жизни: Какие виды обитают в зонах водной жизни и как они взаимодействуют? Как морские, так и пресноводные зоны жизни содержат большое разнообразие организмов, которые взаимодействуют друг с другом в различных пищевых сетях. Пищевая сеть — это система, в которой одни организмы потребляют другие организмы, растения или животные, чтобы сформировать устойчивую систему, в которой виды будут находиться в равновесии и не будут испытывать перенаселения. Чтобы упростить объяснение, мы добавили сюда схематическое изображение: (Стрелки обозначают потоки материи, а пунктирные стрелки обозначают потребление.) Помните, что разлагатели не начнут разлагать потребительский материал до тех пор, пока потребители не умрут. Какие факторы ограничивают водную жизнь? Водная среда имеет много преимуществ. Вода обладает многими свойствами, и поэтому это уникальная среда для жизни. Все это очень положительные эффекты жизни под водой. Однако есть и факторы, ограничивающие водную жизнь. Факторами, определяющими, какие формы жизни могут поддерживаться в водной зоне жизни, являются: Температура воды обычно падает с глубиной. , потому что меньше солнечного света будет проникать в воду на большей глубине. Большинство водных организмов имеют ограниченный диапазон толерантности к изменениям температуры. Это все, что им нужно, потому что температуры под поверхностью воды вряд ли претерпят большие изменения. Однако, когда происходят внезапные изменения температуры, это оказывает значительное влияние на производительность и выживание водных организмов. Какое влияние люди оказывают на водную жизнь? Желание человека жить вблизи побережья способствовало деградации зон водной жизни. Сегодня около двух третей населения мира проживает вблизи побережья. Люди осушали водно-болотные угодья и другие прибрежные районы, чтобы получить землю для городской застройки. |