Содержание
В Красную книгу Новосибирской области войдут новые сведения о редких видах
В Новосибирской области стартует экологический проект «Красная книга Новосибирской области — 2019». В сборе сведений о редких видах животных, растений и грибов может участвовать любой заинтересованный натуралист. Организаторы проекта – Открытая лаборатория природоохранной биологии, Новосибирское региональное отделение РГО и компания «Дата Ист» предусмотрели призы для самых активных участников. ГКУ «Природоохранная инспекция» поможет натуралистам вести наблюдения в заказниках.
Это первый масштабный проект «гражданской науки», посвященный мониторингу редких видов, реализуемый в Новосибирской области за последние 20 лет. Его цель не только собрать данные о фонде животных и растений, но и содействовать созданию новых охраняемых территорий, памятников природы. Используя приложение или сайт iNaturalist, участники вносят в систему фотографии и координаты своих находок.
Башмачок крупноцветковый. Фото Александр Дубынин
«В Красную книгу Новосибирской области включены 158 видов животных и 187 видов растений, лишайников и грибов. Однако по мнению экспертов, сведений о состоянии природных популяций охраняемых видов крайне мало. За последние 10 лет данные по многим видам растений вовсе не обновлялись. Главная причина в нехватке ресурсов – нет рук, чтобы все описать, отсутствует финансирование экспедиционных работ», – говорит инициатор проекта Александр Дубынин, координатор Открытой лаборатории природоохранной биологии.
Аналогичные проекты реализуется в Алтайском крае, в их числе программа «Усынови заказник». В активную работу вовлечены и взрослые любители природы, и детские юннатские и краеведческие объединения. Новые сведения о редких видах животных и растений проверяются профессиональными ботаниками и зоологами, публикуются в специальном Бюллетене по ведению Красной книги. Участники фиксируют свои находки, вносят данные в региональную природоохранную геоинформационную систему.
Большой веретенник.Фото Илья Сухов
«Наш проект аналогичен алтайскому по целям, но отличается формой, – отмечает Александр Дубынин. – Для сбора данных мы используем сайт и приложение iNaturalist. Эта платформа позволяет не только разместить фотографии с координатами находки, но и правильно определить вид растения или животного. В этом помогают опытные специалисты, зарегистрированные в системе».
Организаторы проекта рекомендуют проверять правильность установки даты на фотоаппарате или смартфоне, а при загрузке сведений на платформу iNaturalist переводить координаты в положение «Скрытое». Это позволит защитить обнаруженные виды от браконьеров. По каждой группе видов – животные, растения, лишайники, грибы – даны отдельные рекомендации по съемке. Определить виды по фотографии непросто, но следуя этим правилам, авторы фотографий дают экспертам дополнительные возможности для идентификации. Срок реализации проекта – с 1 июня до 30 ноября 2019 года.
В Новосибирской области похожая работа проводилась в 1996-1998 годах. Экоклуб НГУ в рамках проекта «Операция «Черный аист»» через районные газеты собирал сведения о жилых многолетних гнездах охраняемых видов птиц – беркута, черного аиста, орлана-белохвоста и других. Анкеты присылали охотники, лесники, фермеры, любители природы, а для подтверждения информации на место выезжала экспедиция. В результате было подтверждено более 20 точек новых мест обитания охраняемых видов птиц, данные о которых вошли в первое издание региональной Красной книги.
Положение о проекте: https://yadi.sk/i/T73kTh2XPZOSvw
Подробнее: https://www.inaturalist.org/projects/06ad2bdf-aafa-4fe3-ae71-551408ebb0b0
Пресс-служба Новосибирского регионального отделения Русского географического общества
Проект в подготовительной группе «Красная книга Новосибирской области» | Проект по окружающему миру (подготовительная группа):
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22
«Тополёк»
Проект
познавательно-творческий
«Красная книга
Новосибирской области»
(Подготовительная группа )
Воспитатель высшей категории:
Ермолова Евгения Владимировна
г. Бердск 2022 г.
Цель проекта:
Формирование экологической культуры у всех участников проекта
Задачи проекта:
— формировать у детей первичные представления о Красной книге,
-сформировать знания детей о редких и исчезающих видах животных России и своего края,
— расширять знания детей о заповедниках,
— воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям, чувство доброты и сострадания ко всему живому,
— обогащать словарь детей, развивать устную речь;
— побуждать детей к творчеству и самостоятельности,
— привлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
Актуальность:
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
В ходе реализации проекта «Красная книга Новосибирской области» дети познакомятся с исчезающими видами растений и животных нашего региона, узнают о последствиях небрежного отношения к природе, что позволит им задуматься над тем, как нужно себя вести, чтобы не нанести вреда экологии.
Вид проекта:
познавательно-творческий
Продолжительность:
долговременный (февраль — май)
Участники проекта:
дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители воспитанников
Предварительная работа:
— беседы: «По страницам Красной книги – редкие животные», «Заповедники России», «Зоопарк»
— чтение: книги о животных В.В. Бианки, Е.И. Чарушина, Г.А. Скребицкого. Б. Заходер «Что случилось с рекой»; сказка В. Бианки «Сова», Е. Чарушин «Заяц», «Лиса», «Волк», стихотворение П. Воронько «Липка», К. Бальмонта «За грибами», Я. Акима «Земля».
— рассматривание иллюстраций
— консультация для родителей «Как познакомить ребёнка с красной книгой»
— «Виртуальное путешествие в Новосибирский зоопарк»
— просмотр клипа О. Газманова про Красную книгу
— просмотр мультфильма «Красная книга» (мультсериал «Смешарики»)
— просмотр видео презентаций:
* Что такое красная книга
* Как появилась красная книга
* Растения и животные красной книги
— просмотр электронной версии Красной книги Новосибирской области (https://ecologanna. ru/krasnaya-kniga/krasnaya-kniga-novosibirskoj-oblasti)
Предполагаемый результат:
— Повышение качества образовательного процесса.
— Дети имеют представление о «Красной книге».
— Дети расширили и обогатили свои знания о жизни животных, занесенных в «Красную книгу России».
— У детей сформированы основы экологической воспитанности, появилось желание еще больше узнать об исчезающих видах растений и животных нашего края.
— Дети проявляют интерес и уважительное отношение к окружающей среде.
— Обогащение словарного запаса.
Реализация проекта
I этап
Подготовительный
— определение темы (проблемы) проекта;
— постановка цели и задач;
— работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;
— обсуждение темы проекта с родителями;
— сбор информации, литературы, дополнительных материалов.
II этап Основной
Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.
III этап
Заключительный
Продукт проектной деятельности:
Презентация проекта «Красная книга Новосибирской области»
Создание «своей» красной книги Новосибирской области
Выставка детских работ
Список использованной литературы:
1. программа «от рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы)
2. А.В. Тихонов » Животные России «Красная книга». 2009год
3. Интернет ресурсы.
Приложение 1
Консультация для родителей
«Как познакомить ребёнка
с Красной книгой»
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе. Безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная деятельность человека, привела к нарушению экологического равновесия. Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Поэтому была создана специальная комиссия ученых, которая составила список животных и растений, которые находятся на грани исчезновения. Ученые решили назвать этот список – «Красной книгой».
Есть Международная Красная книга, Красная книга России и каждого ее региона.
А теперь поговорим о том, как познакомить вашего ребенка с Красной книгой и помочь ему через нее научиться бережно относиться к природе. На первом этапе необходимо рассказать вашему сыну или дочери, что название книги произошло от цвета обложки, в которой она выпускается с самого первого издания. Красный цвет – сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!». Расскажите своему ребенку, что виды животных и растений Красной книги делятся на: исчезающие, редкие, сокращающиеся, неопределенные и восстановленные. Для удобства страницы Красной книги имеют разные цвета: на красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения. На желтых — уязвимые виды; на белых — сведения о редких видах, на серых — сведения о мало изученных и редких видах. На зеленых — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности; на черных – сведения о тех видах, которые вообще исчезли.
На следующем этапе расскажите вашему ребенку, что Красная книга России собрана в двух томах: животные и растения. Покажите ему эти книги воочию или с помощью ИКТ. Расскажите о некоторых животных, занесенных в Красную книгу, которые заинтересовали ребенка. Животные Красной книги дадут возможность познакомиться вашему малышу с редкими видами фауны, о сохранении которых заботится все человечество. Рассматривая подробные иллюстрации книги дома с родителями, ребята приобщатся к общей задаче: сохранению исчезающих видов. При знакомстве вашего сына или дочери с уже исчезнувшими на Земле растениями и животными Красной книги можно обсудить, как было бы интересно увидеть их сейчас в природе, понаблюдать за их жизнью, и что должны сделать люди, чтобы не допускать подобного исчезновения объектов природы. Познавательными для ваших ребят окажутся беседы о профессиях лесника и егеря. Скажите, что это очень полезные профессии, они помогают спасти исчезающие виды растений и животных. Расскажите своему ребенку о заповедниках и о заповедных зонах, об их предназначении и пользе.
Можно создать дома совместно с ребенком свою Красную книгу, для этого нужно собрать информацию о представителях живой природы, приготовить рисунки или фотографии, оформить страницы книги и все вместе их скрепить. Хорошо, если над созданием собственной Красной книги будут принимать участие все члены семьи. Полезно посетить со своим ребёнком Зоологический, Краеведческий музеи, океанариум, дельфинарий, зоопарк. После их посещения рекомендую предложить вашему ребёнку отразить свои впечатления от увиденного в художественно-творческой деятельности: рисунках, поделках.
Уважаемые родители, при первой возможности, в любое время года, если позволяет погода, отправляйтесь с ребенком в лес, парк, поле, к реке, чтобы увидеть необозримые дали и сказочные нагромождения облаков. Отнесите гостинцы лесным зверькам. Постарайтесь в самом укромном месте устроить привал. Замрите и затаитесь. Может быть, Вам посчастливится увидеть белочку или полюбоваться работой дятла. Радость встречи с живыми существами надолго останется в памяти ваших детей, пробудит у них пытливость, добрые чувства к природе. А знакомство с Красной книгой поможет вашим ребятам правильно вести себя в природе и бережно относиться к ее объектам. Неспроста Красную книгу называют Документом совести любого человека.
Уважаемые родители, воспитывайте у своих детей любовь и бережное отношение к растениям и животным, учите их правильно вести себя в лесу, в поле, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно действует на обитателей леса шум. Из-за шума птицы бросают гнёзда, а лесные зверушки убегают из леса. Поэтому в лесу и в природе, в целом, необходимо соблюдать тишину. Рассказывайте детям об опасности пожаров, и о том, что нельзя портить деревья, разорять гнёзда, добывать берёзовый сок, засорять водоёмы, разорять муравейники и многое другое.
Только при таком ответственном отношении к природе, и к людям, которые живут рядом, мы сможем оставить потомкам Землю пригодной для полноценной жизни.
Новосибирские острова Арктическая пустыня | One Earth
Площадь территории экорегиона указана в единицах по 1000 га. Целью защиты является зона Глобальной сети безопасности (GSN1) для данного экорегиона. Уровень защиты указывает процент цели GSN, которая в настоящее время защищена, по шкале от 0 до 10. N/A означает, что в настоящее время данные недоступны.
Биорегион: Большая Евразийская Тундра (PA4)
Область: Субарктическая Евразия
Размер Экорегиона (1000 га):
3 703
ECOREGION ID:
777
Цель защиты:
.
Экорегион Арктической пустыни Новосибирских островов — крайний северный архипелаг, окутанный тайнами и легендами. Известный как земля мамонтов, широко распространены останки плейстоценовой мегафауны. Только несколько низкорослых растений и большое разнообразие мхов и лишайников могут справиться с суровыми условиями. На островах гнездятся белые совы, морянки, белые медведи и тихоокеанские моржи.
Флагманский вид экорегиона Арктической пустыни Новосибирских островов – кольчатая нерпа. Изображение предоставлено: Creative Commons
Новосибирский архипелаг расположен у северного побережья Восточной Сибири, разделяющего моря Лаптевых и Восточно-Сибирское. Это чрезвычайно отдаленные острова, последний из которых был случайно обнаружен в 2013 году. Остатки плейстоценовой мегафауны, такие как шерстистые мамонты, часто встречаются в вечной мерзлоте и низких морских скалах.
Северное и западное побережья являются важными районами производства морского льда. Морские ветры толкают только что замерзший лед на север, образуя паковый лед в Северном Ледовитом океане. Там, где это происходит, создается область открытой воды и нового льда, который также будет унесен ветром в море. Регион, где происходит этот цикл, известен как Великая Сибирская Полыния. Зима длится 8 месяцев с температурой января -32°C. Температура июля около 4°C, годовое количество осадков 200 мм.
Вдоль береговой линии растут участки красно-золотой стелющейся щелочной травы с яркими цветами солончака и арктического лютика. Ландшафт формируют условия вечной мерзлоты — « байджарахов » представляют собой грунтовые бугры высотой несколько метров и диаметром до 20 м, образованные таянием и промерзанием льда под землей. В самых северных районах они являются домом для тундровой травы, горного бороздчатого мха, ребристого болотного мха и гибкого коровьего волоса. На южных островах произрастают такие виды, как ива чайнолистная, белый арктический горный вереск, альпийский горный щавель, северный алопекур, арктический мятлик.
Полярная пустыня находится между байджарахами и в холмистой местности. Он состоит из голой земли, камней и щебня с растительностью, в которой преобладают арктические мхи и лишайники, такие как арктический торфяной мох, мох-падальщик, Seligeria polaris , Aspicilia composita и Miriquidica atrofulva . В долинах рек произрастают полярная ива, липкий горный авран и альпийский лисохвост. На заболоченных участках распространены водная осока, арктическая болотная трава, пушица, мох лакированный крючковатый, мох трехгранный нитевидный. В экорегионе насчитывается более 200 видов лишайников.
Песец. Изображение предоставлено: Creative Commons
Большая Сибирская Полыния важна для популяций кольчатой нерпы и ее главного хищника, белого медведя, который строит берлоги на морском льду и островах. Этот район является местом остановки во время миграции морских птиц, в том числе белоплечей гаги, очковой гаги и белой чайки. Лаптевские популяции тихоокеанских моржей опираются на незамерзающие участки моря. Дикие северные олени мигрируют на материк и обратно, проводя лето на островах, прежде чем большинство из них отправятся обратно по льду на зиму. Волки следуют за стадом. Белые совы размножаются на островах, питаясь бурыми и арктическими леммингами. Длиннохвостые утки размножаются среди кочек, болот и озер, а белые чайки размножаются в районах полярных пустынь, когда их не беспокоит песец.
Большая часть экорегиона не нарушена, но информация о состоянии минимальна. С 2016 года на острове Котельный находится российская военная база. Более высокие температуры из-за изменения климата приводят к таянию вечной мерзлоты, вызывая проседание почвы, вымывание почвы в море и уменьшение размеров островов. Весь экорегион входит в состав заказника «Большая Сибирская полынья» (ООПТ) с 1996 года. В 2018 году на архипелаге Новосибирские острова был создан заказник федерального значения, хотя его статус управления и охраны остается неясным.
В Арктике наблюдается рост туризма, рыболовства, нефтедобычи и судоходства, что повышает риск разливов нефти, с которыми трудно справиться в условиях ледовой обстановки. Повышение температуры приведет к увеличению распространения распростертых и полукустарников в современных районах полярных пустынь, существенно сократит площадь полярных пустынь. Отсутствие морского льда предотвратит миграцию северных оленей на материк зимой, что сделает их уязвимыми перед нехваткой пищи и экстремальными погодными условиями, а также не позволит белым медведям охотиться, что приведет к сокращению популяции.
Приоритетными природоохранными действиями на следующее десятилетие будут: 1) предотвращение загрязнения и потери среды обитания из-за нефтяных операций, туризма и судоходства; 2) реализовать план управления охраняемой территорией, включающий ответственно управляемые геологические и палеонтологические исследования; и 3) исследование и мониторинг популяций растительности и животных для смягчения последствий изменения климата.
Цитаты
- Исаев А.П., Протопопов А.В., Протопопова В.В., Егорова А.А. Тимофеев П.А., Николаев А.Н., Шурдук И.Ф., Лыткина Л.П., Ермаков Н.Б., Никитина Н.В., Ефимова А.П., Захарова В.И., Черосов М.М., Николин Е.Г., Сосина Н.К., Троева Е.И., Гоголева, П.А., Кузнецова Л.В., Пестряков Б.Н., Миронова С.И., Слепцова Н.П. 2010. Растительность Якутии: элементы экологии и социологии растений. В кн.: Троева Е.И., Исаев А.П., Черосов М.М. и Карпов Н.С. ред. Крайний Север: биоразнообразие растений и экология Якутии . Дордрехт: Спрингер. pp. Иванова А.П., Копырина Л.И. 2010. Флора Якутии: состав и экологическая структура. В кн.: Троева Е.И., Исаев А.П., Черосов М.М. и Карпов Н.С. ред. Крайний Север: растительное биоразнообразие и экология Якутии . Дордрехт: Спрингер. стр. 25-142.
- Объединенный исследовательский центр Европейской Комиссии. 2020. Цифровая обсерватория особо охраняемых природных территорий (ДОПА) Explorer 4: Новосибирские острова, арктическая пустыня. [Онлайн]. [По состоянию на 2 января 2020 г.]. Доступно по телефону : https://dopa-explorer.jrc.ec.europa.eu/ecoregion/81109
Там, где процветают сибирские орхидеи: под Новосибирском обнаружен новый очаг орхидей
Tweet
Орхидеи Бореальной зоны относятся к редким видам. Большинство из 28 000 видов семейства орхидей на самом деле живут в тропиках. В Бореальной зоне наземные орхидеи с трудом переносят конкуренцию со стороны других растений — преимущественно разнотравья или злаков. Поэтому их часто оттесняют в экотоны — пограничные участки между лугами и лесами или между лесами и болотами.
Разновидность венеринского башмачка (Cypripedium x ventricosum) в пределах ООПТ «Заповедник орхидей». Фото: Александр Дубынин
Кроме того, по всей Северной Америке и Евразии наблюдается сокращение численности диких орхидей, отчасти вызванное антропогенным разрушением мест их обитания, трансформацией экосистем и сбором диких цветов.
В Новосибирской области обнаружено 30 видов орхидей, а во всей Сибири около 40.
Тенденции
Pensoft в числе первых 27 издателей, предоставивших информацию о ценах и услугах через службу сравнения журналов Plan S раздутый женский башмачок. Фото: Александр Дубынин
Неслучайно многие орхидеи занесены в региональные и национальные Красные книги, для их сохранения созданы специальные заповедные зоны. Когда специалисты обнаруживают высокую концентрацию видов орхидей на небольшой территории, это всегда важное открытие как с точки зрения науки, так и с точки зрения экологии. Недавняя публикация в рецензируемом научном журнале Acta Biologica Sibirica с открытым доступом описывает одну из таких областей.
Около 15 лет назад местный учитель биологии Юрий Панов нашел место массового произрастания 13 видов орхидей в Новосибирской области. Вместе со своими учениками он изучал территорию и ухаживал за ней, развешивая скворечники. Неофициально это место называлось «Заповедник школьных орхидей».
Впервые эту уникальную территорию открыл местный учитель биологии Юрий Панов, руководитель школьного экологического музея. Фото: Александр Дубынин
В 2014 году в этом районе вспыхнул лесной пожар на близлежащих сельскохозяйственных полях. К счастью, популяции орхидей не сильно пострадали — фактически это нарушение частично способствовало их росту на некоторых участках, снизив конкуренцию со стороны трав и кустарников. Однако опасность частых пожаров побудила Панова пригласить специалистов для тщательного ботанического обследования территории.
Исследователи Александр Дубынин, Инесса Селютина и Александра Егорова из Центрального Сибирского ботанического сада в Новосибирске и Михаил Блинников из Казанского федерального университета работают в этом районе с 2017 года, регистрируя встречаемость орхидей и фотографируя растения для платформы iNaturalist. Там и на прилегающих территориях они обнаружили в общей сложности 14 видов орхидей, некоторые из которых были новыми для этой территории и никогда ранее не регистрировались.
- Разновидность туфельки вздутой (Cypripedium x Ventricosum)
- Разнообразие вздутых Lady’s-Slipper (Cypripedium x Ventricosum)
- разнообразие вздутых Lady’s-Slipper (Cypripedium x Ventricosum).
- Туфелька крупноцветковая (Cypripedium macranthos)
- Туфелька крупноцветковая (Cypripedium macranthos)
- Гибрид душистой орхидеи (Gymnadenia conopsea) and common spotted orchid (Dactylorhiza fuchsii)
- Hybrid of fragrant orchid (Gymnadenia conopsea) and common spotted orchid (Dactylorhiza fuchsii)
- Hybrid of fragrant orchid (Gymnadenia conopsea) и орхидея обыкновенная пятнистая (Dactylorhiza fuchsii)
- Морозник широколистный (Epipactis helleborine)
- Цветочная форма развития двулистной орхидеи (Platanthera bifolia)
Территория Новосибирской области поистине уникальна. Здесь исследователи обнаружили одну из крупнейших популяций башмачка крупноцветкового ( Cypripedium macranthos) в Северной Евразии, насчитывающую до 5000 отдельных растений. Также в изобилии встречались орхидея Cypripedium calceolus и редкий и красивый раздутый венерин башмачок ( Cypripedium ventricosum) . Некоторые из обнаруженных орхидей требуют дальнейшего изучения, например, гибриды между Dactylorhiza и Gymnadenia и некоторые необычные формы Platanthera .
На исследуемой территории произрастало большое разнообразие орхидей. Видео Артема ШершневаПосле экспертного описания территории был номинирован новый Ключевой растительный район Южной Сибири.