Никакое растение не производит такое впечатление как баобаб. Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Слитное и раздельное написание не с существительными" (по технологии полного усвоения знаний)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Домашняя работа Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Упражнения. Никакое растение не производит такое впечатление как баобаб


Домашняя работа Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Упражнения

1. Прочитайте текст. Определите стиль текста и тему. Выпишите существительные с частицей не, объясните правописание.

Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его  нелепость и неуклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник  небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают  недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая  неровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление,  не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

Стиль текста: публицистический, так как текст напоминает некую статью о баобабе. Еще я бы отнесла этот текст к художественному стилю, так как в тексте присутствует описание баобаба, и используются оттеночные слова, метафора.

Тема: баобаб.

  1. Выберите слова, которые без НЕ не употребляются.

А) негодование

Б) (не)внимательность

В) невежа

Г) (не)грамотность

Д) невольник

Е) незабудка

  1. Выберите примеры раздельного написания НЕ с существительными:

А) Неграмотность - признак некультурного человека.

Б) Не грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

В) Не друг ты мне, а всего лишь попутчик.

Г) Недруг не посочувствует.

Д) Не счастье я испытал, а минутную слабость.

Е) Несчастье спутало все наши планы.

  1. Раскрыть скобки, графически обозначить орфограмму.

Небрежное письмо, нисколько не жаркий день, не папин портфель, деревья невысокие, но раскидистые, не внимательный, а рассеянный ученик, далеко не приятная процедура, неглубокий колодец, совсем не строгий учитель, перстень не золотой, далеко не опасный трюк, нежилая квартира, неяркое, но красивое платье, не бабушкин платок, нелестные отзывы, никому не нужная книга, не темная, а лунная ночь.

  1. Раскройте скобки. Распространите причастия зависимыми словами. Запишите по образцу. Образец. Непрочитанная книга — не прочитанная мною книга

невыполненная работа — не выполненная студентом работа

невыспавшийся ребёнок — не выспавшийся из-за шума ребенок

неопубликованный очерк — не опубликованный издательством очерк

несостоявшееся выступление — не состоявшееся по какой-то причине выступление

негреющее солнце — не греющее лучами солнце

незамерзающий ручей — не замерзающий зимой ручей

невыполненное задание — не выполненное учеником задание

непостроенный дом — не построенный строителями дом

непрочитанное письмо — непрочитанное мною письмо

  1. Раскройте скобки, изменяя словосочетания по образцу.

Образец. Непрочитанная книга — книга не прочитана.

не скошенные травы — трава не скошена

ненаписанная сказка — сказка не написана

нераспаханный луг — луг не распахан

не слыханная тишина — тишина не слыхана

несозданный прибор — прибор не создан

неизученный параграф — параграф не изучен

невырытая яма — яма не вырыта

непосеянные цветы — цветы не посеяны

необработанное поле — поле не обработано

  1. Раскройте скобки, вставляя вместо звёздочек антонимы.

Образец. (Не)спускающийся, а *** лифт. — Не спускающийся, а поднимающийся лифт.

Не расцветающие, а  увядающие растения.

Не уменьшенный, а увеличенные числа.

Не собранные, а разбросанные игрушки.

Не затемнённая, а осветленная  сцена.

Не удаляющийся, а приближающийся поезд.

studfiles.net

Огромное, чудовищной толщины дерево полностью завладело моим вниманием

Огромное, чудовищной толщины дерево полностью завладело моим вниманием. Не думаю, что подобное можно увидеть еще где-нибудь на Земле. Так писал французский исследователь Михаил Адамсон, который в 1754 году приехал из Сенегала.

Никакое растение не производит такого неизгладимого впечатления, как баобаб. Нелепые и неуклюжие на вид деревья – источник бесчисленных легенд и таинственных сказок.

Высота баобаба невелика, а вот толщина. В Танзании растет баобаб, окружность которого больше сорока метров! Гладкая, собранная грубыми складками кора дерева окрашена в розовато-серый цвет и издалека напоминает морщинистую кожу слона. Вверху в стволе есть углубление – своеобразный бассейн, который во время дождливого сезона заполняется водой. Вокруг этого маленького водоема кишат малярийные комары, и, несмотря на это, он приносит огромную пользу – его вода утоляет жажду измученных пустыней путников.

В октябре на деревьях вместе с первыми листьями появляются прекрасные белые цветы с десятками изящных тычиночных нитей, окруженных пятью вощеными лепестками. Они ничем не пахнут – у них нет аромата. Но если их смять, появляется неприятный запах, слегка напоминающий гниющее мясо. Он-то и привлекает множество мух. Проходит два месяца, и на баобабах появляются похожие на тыкву плоды, которые называют обезьяньим хлебом. Плод баобаба — большая, до 30 сантиметров длиной, деревянистая капсула с твердой кожурой. Внутри густое клейкое вещество с семенами.

Баобаб распространен довольно широко, но как-то странно. Это дерево, которое, по существу, является растением тропической Африки, встречается и на севере материка вплоть до Кордофана в Судане и на юге — до вельда Трансвааля. Его можно найти даже на западном побережье Африки, а похожие на него виды деревьев встречаются на Мадагаскаре. В Восточной Африке он растет на высотах до полутора тысяч метров, но его совсем нет в Уганде.

Интересно, в некоторых местах, где растут баобабы, дождей почти не бывает, в других, наоборот, часты тропические ливни.

Народы Африки с незапамятных времен поклоняются баобабу. И не удивительно. Он кормит, поит и одевает людей. Мягкую и пористую древесину толкут и получают волокнистую массу и из нее делают веревки или циновки.

В баобабе много съестного. В голодные годы он превращается в главный продукт питания африканцев. Его плоды приятны на вкус: их можно есть и сырыми и вареными. Мякоть приятно холодит во рту. Съедобны и черные семена. Из них готовят заменитель кофе. Но среди племен Замбии есть эти семена запрещено обычаем. По местному поверью считается, что всякий, кто съест их, рискует погибнуть от зубов крокодила.

Листья баобаба, вкус которых напоминает шпинат, очень богаты витаминами, так же как и нежные корешки молодых деревьев, напоминающие спаржу. Листьями кормят и скот, особенно лошадей.

Лекарствами из баобаба местные врачи лечат почти все болезни, начиная от оспы и зубной боли и кончая заболеваниями почек. Готовят их из листьев, плодовой массы и коры.

Баобаб незаменим в домашнем хозяйстве. Из корней вываривают красный краситель, семена идут на удобрение и применяются как топливо, причем из их золы туземцы делают мыло и штукатурку для стен своих хижин. Особенно полезна кора баобаба. Она применяется как дубильное вещество при выделке кож, корой покрывают крыши хижин, настаивают на ней пиво. Из коры делают посуду, веревки, пряжу, струны для музыкальных инструментов.

Из твердой кожуры плодов можно приготовить сосуды для перевозки жидкостей или для хранения нюхательного табака; если же эту кожуру измельчить, то она сама превращается в составную часть нюхательного табака. И наконец, из зерен собранной пыльцы цветков баобаба африканцы готовят замечательный клей.

Иногда в баобабах поселяются неисчислимые рои пчел, и, пользуясь этим, туземцы часто вешают на деревья ульи.

Некоторые племена вырубают в баобабах жилища. Существует даже зал ожидания автобусной станции, вырубленный в живом дереве. В этом зале с удобствами размещаются тридцать человек. В некоторых странах в баобабах вырубают бары, в которых вся мебель и прилавки вырезаны из того же живого дерева. В Судане баобабы применяются вместо цистерн для воды, потому что из них вода почти не испаряется и в самые засушливые месяцы сохраняет свою свежесть и приятный вкус.

К счастью, живучесть баобаба изумительна. Сколько с него ни «дерут шкуру», он быстро восстанавливает свои силы.

natureofworld.ru

Раскройте скобки, вставляя вместо звёздочек антонимы — Мегаобучалка

Домашняя работа

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Упражнения

Прочитайте текст. Определите стиль текста и тему. Выпишите существительные с частицей НЕ, объясните правописание.

Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его нелепость и неуклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая неровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

Стиль текста: публицистический, так как текст напоминает некую статью о баобабе. Еще я бы отнесла этот текст к художественному стилю, так как в тексте присутствует описание баобаба, и используются оттеночные слова, метафора.

Тема: баобаб.

2. Выберите слова, которые без НЕ не употребляются.

А) негодование

Б) (не)внимательность

В)невежа

Г) (не)грамотность

Д) невольник

Е)незабудка

3. Выберите примеры раздельного написания НЕ с существительными:

А) Неграмотность - признак некультурного человека.

Б) Не грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

В) Не друг ты мне, а всего лишь попутчик.

Г) Недруг не посочувствует.

Д) Не счастье я испытал, а минутную слабость.

Е) Несчастье спутало все наши планы.

 

Раскрыть скобки, графически обозначить орфограмму.

Небрежноеписьмо, нисколько не жаркий день, не папин портфель, деревья невысокие, но раскидистые, не внимательный, а рассеянный ученик, далеко не приятная процедура, неглубокий колодец, совсем не строгий учитель, перстень не золотой, далеко не опасный трюк, нежилая квартира, неяркое, но красивое платье, не бабушкин платок, нелестные отзывы, никому не нужная книга, не темная, а лунная ночь.

 

5. Раскройте скобки. Распространите причастия зависимыми словами. Запишите по образцу.Образец. Непрочитанная книга — не прочитанная мною книга

Невыполненная работа — не выполненная студентом работа

Невыспавшийся ребёнок — не выспавшийся из-за шума ребенок

Неопубликованный очерк — не опубликованный издательством очерк

Несостоявшееся выступление — не состоявшееся по какой-то причине выступление

Негреющее солнце — не греющее лучами солнце

Незамерзающий ручей — не замерзающий зимой ручей

Невыполненное задание — не выполненное учеником задание

Непостроенный дом — не построенный строителями дом

Непрочитанное письмо — непрочитанное мною письмо

 

Раскройте скобки, изменяя словосочетания по образцу.

Образец. Непрочитанная книга — книга не прочитана.

Не скошенные травы — трава не скошена

Ненаписанная сказка — сказка не написана

Нераспаханный луг — луг не распахан

Не слыханная тишина — тишина не слыхана

Несозданный прибор — прибор не создан

Неизученный параграф — параграф не изучен

Невырытая яма — яма не вырыта

Непосеянные цветы — цветы не посеяны

Необработанное поле — поле не обработано

 

Раскройте скобки, вставляя вместо звёздочек антонимы.

Образец. (Не)спускающийся, а *** лифт. — Не спускающийся, а поднимающийся лифт.

Не расцветающие, а увядающие растения.

Не уменьшенный, а увеличенные числа.

Не собранные, а разбросанные игрушки.

Не затемнённая, а осветленная сцена.

Не удаляющийся, а приближающийся поезд.

 

8. Раскройте скобки. Вставьте недостающие знаки препинания.

1. Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит.2. Вчерашнее событие произвело на всех неизгладимое впечатление.3. Радость труда не сравнима ни с какими другими радостями.4. Это было не ласкающее нежное дуновение, а сухой, горячий ветер.5. Заря, ещё не закрытая черной тучей, освещала окна.

6. По не успевшей остыть за ночь нескончаемой степи носится шаловливый теплый ветер.7. Сердце всегда верит в нескудеющую силу природы и её нетленную красу.8. Косо тянутся ничуть не остывшие вечерние тени.9. Всё это простое, но родное, производит неизгладимое впечатление и находит место в русской душе.10. Вот полевая непроторенная дорожка пробирается через стоптанное сбитое жнивьё.11.Нескошенные необозримые луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова.

9.Объясните написание недо- и не до- в глаголах и отглагольных образованиях.

1. Они часто недоедали. (значение: неполнота, недостаточность по сравнению с нормой) 2. Мальчик не доедал суп за обедом. ( значение: действие, не доведенное до конца) 3. У него постоянно недостает времени. (значение: неполнота, недостаточность по сравнению с нормой)4. Якорь не достает до дна. ( значение: действие, не доведенное до конца) 5. В кружок недобрали нескольких человек. (значение: неполнота, недостаточность по сравнению с нормой)6. Бессонов, не дослушав, взмахом руки остановил его. ( значение: действие, не доведенное до конца) (Ю.Бондарев) 7. Кореец вежливо кивнул головой, в свою очередь недоговаривая главного. (значение: неполнота, недостаточность по сравнению с нормой) (В.Лидин) 8. Спит девчонка, головой упав на подоконник, четырех страниц не дочитав. ( значение: действие, не доведенное до конца) (Вл. Соколов) 9) Многие недоумевали и негодовали на мое описание лиловых туманов и были, пожалуй, правы. (не употребляется без не)(А.Блок)10. Пришли «Весы» с окончанием «Серебряного голубя». Я еще не дочитал. ( значение: действие, не доведенное до конца)(А.Блок) 11. И поля не допашет, и себя надорвет.(А.Блок) ( значение: действие, не доведенное до конца) 13. Сначала недосчитались около сорока человек, но потом доползли несколько человек отставших и не раненных. (значение: неполнота, недостаточность по сравнению с нормой) (С.Сергеев-Ценский)

 

10. Объясните написание недо- и не до- в глаголах и отглагольных образованиях.

1. Мне больше нравятся недозрелые персики, чем спелые. (значение: неполнота, недостаточность по сравнению с нормой) 2. Корректор не доглядел многих опечаток. ( значение: действие, не доведенное до конца)3. Ребенок не допилстакан молока и вылез из-за стола. ( значение: действие, не доведенное до конца) 4. В прошлом она училась и не доучилась в театральной студии. ( значение: действие, не доведенное до конца)5. Ну что ж, друзья! Недолюбили, недоработали, не так, как нынче хочется, дожили до первых вражеских атак.(М.Алигер) (значение: неполнота, недостаточность по сравнению с нормой)6. До этого почему-то раньше никто не додумался. ( значение: действие, не доведенное до конца) 7. Что до начальства, то оно его тоже недолюбливало. (значение: неполнота, недостаточность по сравнению с нормой)8. И тогда, может быть, станет ясно, сколько стали недовыплавили те сталевары, которых недолечили врачи из-за того, что недополучили двести тонн стали в виде скальпелей, пинцетов, зажимов. (Ан. Аграновский) (значение: неполнота, недостаточность по сравнению с нормой)9. В совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. ( значение: действие, не доведенное до конца) (Л.Толстой)

Раскройте скобки.

1. Он долгие часы лежал неподвижно, как раненый зверь.

2. Мы сваливать не вправе вину свою на жизнь.

3. Солнце грело не жарко, а ласково.

4. Знакомство его далеко не приятное.

5. Пришлось неожиданно познакомиться с ней.

6. Необыкновенносуровы зимы в Якутии.

7. Он понял задание не сразу.

8. Ученик выглядел не хужевсех.

9. Вглядываясь в окружающий нас мир, мы делаем необыкновенно интересные открытия.

10. Надо только помнить, что если мы будем небережноотноситься к этому миру, то погибнем сами.

11. Жадно и неторопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, девушка посмотрела на ясное небо.

12. Справа от нас, недалеко, а где-то близко, журчал ручеек.

13. День выдался не по-зимнему теплый.

14. На свете чудеса рассеяны повсюду, да не везде их всякий примечал.

15. Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка несмело.

16. Новые знакомства в лесу происходят нередко.

17. Идти по незнакомой дороге было отнюдь не страшно.

18. Старые письма по почте идут не тише, чем новые.

19. Природа не слышно живет вокруг нас.

20. Высокие стебельки травы стояли неподвижно, как очарованные.

 

Раскройте скобки

Нелепый поступок, невысоко взлететь; не высоко взлететь, а низко; поступить не по-товарищески, почуять недоброе, неряшливый вид, вести себя непринужденно, вовсе не трудовые доходы, не веселый, а грустный вид, нескладность фигуры, перейти неглубокую, но широкую реку, устать с непривычки, бормотать что-то невнятное, далеко нелегкое дело, река была неширока, непротивление злу, сказать явную неправду, юноша крайне невежлив, ненавистный человек, недвижимость, не коммерческое, а государственное предприятие; несчастный случай, нетрудоспособность, полный невежда в музыке, незамужняя дама, неизбежно, неприязненный, несовершеннолетние дети.

 

13. Раскройте скобки, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не.

1) Нельзя не обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара не доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии необходимо знать три языка — итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был не вполне удовлетворительным. 5) Он незаметно, ни с кем не простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах не соответствует стандартам европейских стран. 7) Не занимательный случай, не анекдот, не эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой небольшого по размерам рассказа. 8) Не обязательно, чтобы ответ был дан немедленно. 9) Немало месяцев провел профессор над составлением учебника.

megaobuchalka.ru

Ответы@Mail.Ru: Помогите с тестом Плиззззззззззззззззззззззззззззззззззззззззззззззззззз!!!!

Не с существительными пишется слитно:

1.если существительное с не может быть заменено синонимом без не; 2.если в предложении есть противопоставление с союзом а; 3.если существительное с не может быть заменено близким по значению выражением без не.

II Выберите слова, которые без "не" не употребляются:

1.(не) годование; 2.(не) внимательность; 3.(не) вежа; 4.(не) грамотность; 5.(не) вольник; 6.(не) забудка.

III Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без "не":

1.(не) доверие; 2.(не) ряха; 3.(не) правда; 4.(не) видимка; 5.(не) вежливость; 6.(не) везенье.

IV Выберите примеры раздельного написания "не" с существительными:

1.а) (Не) грамотность - признак некультурного человека.

б) (Не) грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

1.а) (Не) друг ты мне, а всего лишь попутчик.

б) (Не) друг не посочувствует.

1.а) (Не) счастье я испытал, а минутную слабость.

б) (Не) счастье спутало все наши планы.

V Выберите из текста примеры неправильного написания "не" с существительными, указав их номера.

Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

VI Определите способ написания слов, указав номер ответа:

1.слитное написание - 2.раздельное написание с не -

1.Это горе - всё (не) горе,

Ты (не) лебедь ведь избавил, Девицу в живых оставил, Ты (не) коршуна убил, Чародея подстрелил.

1.Сладкая, а (не) сахар, с хвостом, а (не) мышь. 2.Богатый бедному (не) брат. 3.(Не) (в) диво в ноябре белые мухи. 4.Потерявшийся ребёнок,

Если он (не) дурачок, (Не) упустит верный случай В дальних странах побывать.

VII Составьте загадку с использованием существительных с не по образцу записанных ниже:

1.Белый, да не снег,

Мелкий, да не песок, Сладкий, да не торт. (Сахар) .

1.Круглая, а не месяц,

Жёлтая, а не солнце. (Луна) .

otvet.mail.ru

"Слитное и раздельное написание не с существительными" (по технологии полного усвоения знаний)

Разделы: Русский язык

Урок № 1 (усвоение нового материала).

I Организационный момент.

Добрый день, ребята! А если я заменю слово "ребята" на слово "приятели"? Добрый день, приятели! Наверное, я вправе обратиться к вам сегодня так, потому что в "Толковом словаре" С. И. Ожегова слово "приятель" расшифровывается следующим образом:

"Приятель - близкий знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях".

Присоединим приставку не к этому существительному и создадим новое слово с новым противоположным лексическим значением:

Неприятель - противник, враг, враждебно настроенный человек.

Как вы думаете, с какой темой в разделе "Имя существительное" мы сегодня познакомимся? (Следуют ответы учащихся, запись темы урока в тетрадях "Не с существительными").

II Постановка целей урока:

  1. усвоение правила слитного и раздельного правописания не с именами существительными;
  2. закрепление навыка правописания не с существительными (на результат ориентируют эталоны на "4" и на "5", в которых цели прописаны детально).

Эталон на "4".

I Знать:

правило слитного и раздельного написания не с существительными.

II Уметь:

  1. правильно писать существительные, которые без не не употребляются;
  2. правильно писать существительные, которые могут быть заменены синонимами без не или близкими по значению выражениями;
  3. правильно писать существительные в предложениях с противопоставлением, выраженным при помощи союза а;
  4. графически обозначать орфограмму № 32.

III Применять знания:

  1. правило слитного и раздельного написания не с существительными в тексте;
  2. находить и исправлять ошибки в написании не с существительными.
  3. Эталон на "5".

    Планируемые достижения на "4" +

    IV Уметь:

    1. правильно писать не с существительными в частных случаях, когда таких слов с не в языке нет, так как нет таких предметов;
    2. придумывать примеры, составлять текст с использованием орфограммы № 32 (эталоны находятся на каждом столе в файле документов к уроку).

    Итак, что нужно знать и уметь, чтобы получить "4"? (Ученики вслух зачитывают критерии).

    А чем этот эталон отличается от эталона на "5"? (Ученики сравнивают и зачитывают ответ).

    III Орфографическая задача (проблемная ситуация).

    Кто (б) (ни) был ты о мой читатель друг (не) друг я хочу расстат?ся нынче как приятель.

    (А. С. Пушкин).

    Решите записанную на доске орфографическую задачу:

    - как написать слова? Нужны ли знаки препинания? Почему?

    (Оказывается, мы ещё не всё знаем, не всё можем объяснить).

    IV Работа с учебником. Знакомство с теоретическим материалом.

    У нас есть подсказка - теоретический материал параграфа 38 учебника на странице 82 - 83.

    Прочитайте, пожалуйста, правило, уясните его, попытайтесь рассказать друг другу (в паре): когда не с существительными пишется слитно, когда - раздельно.

    (После работы в парах - опрос с места 3 человек по каждому случаю с иллюстрацией примерами, записанными на доске:

    Неряха - не - это простое отрицание, значит должно существовать и слово ряха; оно и впрямь живёт в диалектах русского языка и означает "женщина - чистюля".

    Недруг (враг).

    Не друг, (а враг).

    А представьте себе такой разговор между двумя приятелями из 6 "а" класса после каникул, которые вы ждёте с нетерпением:

    - Ты был в зоопарке?

    - Был.

    - Обезьян видел?

    - Видел.

    - Крокодила видел?

    - Видел.

    - Слона видел?

    - Видел.

    - Неслона видел?

    - ?! Не понял!

    Оказывается, такого слова нет, так как нет такого животного; нет слов "нешкола", "нестол", "неответ", потому что такими словами не обозначают реально существующие вещи, предметы, качества, действия.

    Позвольте представить вам миниатюру Э. Шима "Прохожий и лягушки".

    -Чу, бубенцы на дороге звонят!

    - Это не бубенцы!

    - Чу, роднички в овраге побулькивают!

    - Это не роднички!

    -  Чу, дальний гром погромыхивает за лесом!

    - Это не гром!

    - Да что же это такое?

    - Это мы, лягухи, в канаве урчим!

    (Как нужно написать не со словами бубенцы, роднички, гром?)

    V Закрепление. Тренировочные упражнения.

    Первых результатов по эталону мы достигли. Что же ещё мы должны уметь, если обратиться к теме урока и нашему эталону?

    (Ребята зачитывают критерии).

    Упражнение № 1.

    Задание:

    Выпишите существительные, которые без не не употребляются.

    (Что значит "слово не употребляется без не"? Без не оно теряет своё самостоятельное лексическое значение. Например, возьмём слово "невольник". Если отнять не, то получится "вольник", такого слова в русском литературном языке нет, поэтому мы говорим, что слово "невольник" без не не употребляется).

    (Не)годование, (не)видимка, (не)внимательность, (не)вежа. (не)вежда, (не)грамотность, (не)доверие, (не)забудка, (не)годяй.

    (У последнего слова неожиданная история; то, что оно связано со словом "годиться" и отрицанием не догадаться можно; неожиданным является его старое значение: "рекрут, оказавшийся непригодным к воинской службе").

    Я хочу познакомить вас со сказкой Б. Заходера о словах, в которых исчезло не.

    Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доумением. Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во всём была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная. И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха. А за ряхой по травке свежей Шёл суразный дотёпа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не.

    (Оказывается, бывают и прилагательные, и наречия, и глаголы, которые без не не употребляются, значит, пишутся слитно).

    Упражнение № 2.

    Задание:

    Подберите к данным словам синонимы с не, например, враг - недруг.

    Ложь -

    Беда -

    Противник -

    Глупость -

    Рабство -

    Рассеянность -

    Возмущение -

    Слякоть -

    Сомнение -

    Болезнь -

    Подозрительность -

    (Назовите из записанных слов те, которые без не не употребляются).

    Идём дальше… А собственно, куда идём? Смотрим не на меня, а в эталон: что выполнили, а что ещё предстоит выполнить?

    (Ученики зачитывают следующий критерий умений).

    Упражнение № 3.

    Слово "противопоставление" - сложное, оно означает процесс или результат процесса, при котором чему-то одному противопоставляется что-то другое. Например, "не приятель, а враг". Внешний признак противопоставления - наличие союза а. Противопоставление возможно, когда один собеседник предлагает что-то, другой - отрицает и указывает на другое, например,

    - Ты грибы несёшь?

    - Дождь несу! Не грибы домой несу - одни дождинки на носу.

    Задание:

    Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?

    1. (Не)погода помешала уборке урожая, а …
    2. (Не)счастье помогло исследователю, а …
    3. (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …
    4. (Не)друг ты мне, а …
    5. (Не)воля ожидала его, а …

    Упражнение № 4.

    Задание:

    В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета.

    1. Все с не терпением ожидали решающей минуты.
    2. Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
    3. Он относится ко мне со скрытой не приязнью.
    4. В любом ожидании страшнее всего не известность.
    5. Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.

    VI Текущий тест: первичная проверка усвоения материала

    по теме "Не" с существительными".

    I Найдите неверное утверждение.

    Не с существительными пишется слитно:

    1. если существительное с не может быть заменено синонимом без не;
    2. если в предложении есть противопоставление с союзом а;
    3. если существительное с не может быть заменено близким по значению выражением без не.

    II Выберите слова, которые без "не" не употребляются:

    1. (не)годование;
    2. (не)внимательность;
    3. (не)вежа;
    4. (не)грамотность;
    5. (не)вольник;
    6. (не)забудка.

    III Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без "не":

    1. (не)доверие;
    2. (не)ряха;
    3. (не)правда;
    4. (не)видимка;
    5. (не)вежливость;
    6. (не)везенье.

    IV Выберите примеры раздельного написания "не" с существительными:

    1. а) (Не)грамотность - признак некультурного человека.
    2. б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

    3. а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.
    4. б) (Не)друг не посочувствует.

    5. а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

    б) (Не)счастье спутало все наши планы.

    V Выберите из текста примеры неправильного написания "не" с существительными, указав их номера.

    Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

    VI Определите способ написания слов, указав номер ответа:

    1. слитное написание -
    2. раздельное написание с не -
    1. Это горе - всё (не)горе,
    2. Ты (не)лебедь ведь избавил, Девицу в живых оставил, Ты (не)коршуна убил, Чародея подстрелил.

    3. Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь.
    4. Богатый бедному (не)брат.
    5. (Не)(в)диво в ноябре белые мухи.
    6. Потерявшийся ребёнок,
    7. Если он (не)дурачок, (Не)упустит верный случай В дальних странах побывать.

    VII Составьте загадку с использованием существительных с не по образцу записанных ниже:

    1. Белый, да не снег,
    2. Мелкий, да не песок, Сладкий, да не торт. (Сахар).

    3. Круглая, а не месяц,
    4. Жёлтая, а не солнце. (Луна).

    VII Творческое задание для выполнивших тест:

    Составьте 3 предложения, употребив все случаи написания не с существительными на тему "Школа".

    VIII Домашнее задание:

    выучить правило параграфа 38, при ответе привести свои примеры;

    выполнить упражнение 220: выписать сначала предложения, в которых встречаются слитные написания с не, затем - раздельные.

    Урок № 2

    (коррекция ошибок по итогам текущего теста).

    I Вступительное слово учителя.

    Напоминание основных критериев эталона на "5"; объявление фамилий учащихся, которые справились с тестом на предыдущем уроке без единой ошибки; выставление им пятёрок в журнал и распределение учащихся в группу для выполнения упражнений творческого характера.

    (На столе для учащихся этой группы находятся фразеологические, орфографические, толковые словари, сборники пословиц и поговорок; творческие задания прилагаются к плану урока).

    Остальными ребятами были допущены ошибки, какие - сейчас увидят сами, познакомившись с результатами теста.

    Распределение учащихся на группы для работы над коррекцией ошибок: если ошибка допущена в первом задании, то выполняете упражнение под номером 1; если неправильно выполнено второе задание, то упражнение под номером 2 и т. д.

    Как только работа будет выполнена, можно подойти к учительскому столу, чтобы самостоятельно провести сверку правильности выполнения упражнений по ключу.

    Желаю удачи! Надеюсь, что все сегодня получите только "5"!

    II Дифференцированная работа в группах.

    По ходу выполнения работы учитель даёт консультации отдельным учащимся, которые в текущем тесте не справились с эталоном ни на "5", ни на "4".

    Знакомство с подсказкой - алгоритмом применения правила о написании не с существительными.

    Алгоритм применения правила

    "Не" с существительными".

    Определи, употребляется ли существительное без не:

    А) если не употребляется, то пиши слитно;

    Б) если употребляется, то

    • проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет:
    • - если есть, пиши раздельно. - если нет, то

    • замени существительное синонимом или близким по смыслу словом:
    • - если можно заменить, пиши слитно, - если нельзя, пиши раздельно.

    I вариант

    Упражнение № 1.

    Найдите неверное утверждение.

    Не с существительными пишется раздельно:

    1. если слово без не употребляется;
    2. если в предложении есть союз а;
    3. если есть противопоставление с союзом а.

    Упражнение № 2.

    Выберите в каждой строке "лишнее" слово:

    1. а) ненастье,
    2. б) нелепость,

      в) несчастье,

      г) небрежность;

    3. а) недоверие,
    4. б) незнайка,

      в) невежда,

      г) невежа;

    5. а) невидимка,

    б) невесомость,

    в) недруг,

    г) незабудка.

    Упражнение № 3.

    Подберите к данным словам синонимы с приставкой "не", запишите их:

    1. горе -
    2. болезнь -
    3. ложь -
    4. враг -
    5. грубость -
    6. беспорядок -

    Упражнение № 4.

    Выпишите примеры раздельного написания "не" с существительными, расставьте знаки препинания:

    1. Мне хочется (не)веждам не во гнев весьма старинные напомнить мненья что если голова пуста то голове ума не придадут места.
    2. (Не)котёл варит а стряпуха.
    3. (Не)силой борются а умением.
    4. Замёрзший бор шумит среди лазури метёт ветвями синеву небес и кажется, (не)буря будит лес а буйный лес, качаясь, будит бурю.

    Упражнение № 5.

    Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки в написании "не" с существительными, объясняя орфограмму № 32 графически:

    1. Слёзы не годования навернулись на его глаза.
    2. Всё внимание его устремилось на не приятеля.
    3. А народ-то над ним насмехается: Поделом тебе старый не вежа.

    Упражнение № 6.

    Раскройте скобки; какие случаи написания с "не" вам не известны?

    1. (Не)орёл, (не)лев, (не)львица собой украсили наш герб.
    2. Без труда (не)вынешь рыбку из пруда.
    3. Ученье свет, а (не)ученье тьма.

     

    Упражнение № 7.

    Творческая работа:

    Придумать сказку-путешествие (сочинение-миниатюру) "не в стране Имени существительного".

    II вариант

    Упражнение № 1.

    Найдите верное утверждение.

    Не с существительными пишется раздельно:

    1. если слово без не употребляется;
    2. если в предложении есть союз а;
    3. если есть противопоставление с союзом а.

    Упражнение № 2.

    Выберите в каждой строке "лишнее" слово:

    1. а) неграмотность,
    2. б) невольник,

      в) несчастье,

      г) невежливость;

    3. а) недочёт,
    4. б) неприсоединение,

      в) неволя,

      г) независимость;

    5. а) непогода,

    б) недобросовестность,

    в) несуразность,

    г) нерешительность.

    Упражнение № 3.

    Подберите к данным словам синонимы с приставкой "не", запишите их:

    1. Того, кто не доучился, называют
    2. Того, кому не сидится на месте, называют
    3. Того, кто ничего не знает, называют
    4. То чувство, которое вызывает сильное раздражение, называют
    5. Выдуманное сообщение называют
    6. Неудачное стечение обстоятельств называют

    Упражнение № 4.

    Выпишите примеры раздельного написания "не" с существительными, расставьте знаки препинания:

    1. (Не)совместимость характеров вот что им мешало работать.
    2. (Не)работа сушит а забота.
    3. (Не)печь кормит а руки.
    4. Все мы порою как дети Часто смеёмся и плачем Выпали нам на свете Радости и (не)удачи.

    Упражнение № 5.

    Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки в написании "не" с существительными, объясняя орфограмму № 32 графически:

    1. Что ты нам расскажешь ветер не поседа - ветерок?
    2. Заколдован не видимкой дремлет лес под сказку сна.
    3. Опять гудит бушует не погода.

    Упражнение № 6.

    Раскройте скобки; какие случаи написания с "не" вам не известны?

    1. Это была (не)гроза, а стремительный, предательский ураган.
    2. Отец сегодня явно (не)(в)духе.
    3. Пейзаж - (не)довесок к прозе и (не)украшение.

    Упражнение № 7.

    Творческая работа:

    Придумать сказку-путешествие (сочинение-миниатюру) "Не в стране Имени существительного".

     

    III Домашнее задание:

    (творческого характера) найти указанные сочетания слов во фразеологическом словаре или попытаться самим объяснить их значение, составив с ними предложения: не в ладах, не по сердцу, не под силу, не по душе, не на шутку, не в меру, не с руки, не по нутру, не в духе.

    Урок № 3

    (контрольная работа по теме "не с существительными").

    I вариант.

    1. Подберите к существительным близкие по смыслу слова, начинающиеся с приставки "не":

      Противник -

      Крайнее недовольство -

      Горе -

      Отсутствие доверия -

      Свобода -

      Для справок:

      неприятель, несчастье, независимость, неправда, неволя, невоспитанность, негодование, непонимание, недоверие, недоразумение.

    2. Вставьте на место пропусков слова с "не":

    1. В работе имеются …
    2. Того, кто недоучился, называют …
    3. Очень обидчивого человека, который не терпит шуток, называют …

    Для справок:

    Незнайка, недоучка, недостатки, недотрога, недочёты, невежда, непоседа.

    3. Распределите в 2 столбика существительные с "не", указав способы их написания:

      (не)доумение, (не)счастье, (не)верие, (не)зависимость, (не)поладки, (не)опытность, (не)взгоды, (не)решительность, (не)годяй.

    4. Выпишите из предложений случаи слитного написания существительных с "не", распределив их в 2 столбика:

    1. без "не" не употребляются,
    2. можно заменить синонимом без не.

    А) Я сидел у окна и с нетерпением ожидал окончания всех приготовлений.

    Б) Швабрин стоял подле меня и пристально глядел на неприятеля.

    В) Невежа тот, кто позволяет себе грубость.

    Г) По лицу Веры Павловны пробежало недоумение.

    Д) Ученье в счастье украшает, а при несчастье утешает.

    5. Найдите случаи раздельного написания существительных с "не", не соответствующие основному - противопоставлению с союзом а:

      А) То была не злость, не страх и не лютая досада.

      Б) Это был не друг мой, а просто знакомый.

      В) В движениях, в голосе, во взгляде мальчиков чувствовалась не решительность, а робость.

    6. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте слитно-раздельное написание "не".

    1. (Не)вежду никакими лекарствами (не)вылеч_шь.
    2. Пища ут_ляет голод, знания исц_ляют (не)вежество.
    3. Не всё (не)настье, придёт и счастье.
    4. Тот идёт вперёд, кто (не)боится (не)взгод.

    7. Исправьте ошибки в написании "не" с существительными.

    1. В решен__ задачи допущена не точность.
    2. Во всех движениях была видна нерешительность, а робость.
    3. Несчастье, неудача пр_вели учас_ников олимпиады к побед_, а упорные тренировки.
    4. Из-за не погоды альпинисты (не) могли начать восх_ждение на гору.

    8. Спишите, раскрывая скобки.

    1. (Не)смерть страшна, а страшна твоя (не)милость.
    2. (Не)опытность ведёт к беде.
    3. Умный с одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок не идёт.
    4. (Не)скромность звучала в словах Степана, а гордость.
    5. (Не)знание - (не)порок, (не)желание узнать - большой порок.
    6. И на волю приходит (не)воля.
    7. Это (не)досада, (не)злость, (не)страх, а просто (не)доумение.
    8. С путешественниками приключилось (не)счастье.
    9. Не бойся (не)боли, а бойся воли.
    10. (Не)знакомец посмотрел на нас и отвернулся.

    II вариант.

    1. Подберите к существительным близкие по смыслу слова, начинающиеся с приставки "не":

      Случайная ошибка -

      Рассеянность -

      Подчинение -

      Грубость -

      Ложь -

      Для справок:

      неприятель, несчастье, независимость, неправда, неволя, невоспитанность, негодование, непонимание, недоверие, недоразумение.

    2. Вставьте на место пропусков слова с "не":

    1. Того, кому не сидится на месте, называют …
    2. Того, кто ничего не знает и не умеет, называют …
    3. Знайка дорожкой бежит, а … на печке лежит.

    Для справок:

    Незнайка, недоучка, недостатки, недотрога, недочёты, невежда, непоседа.

    3. Распределите в 2 столбика существительные с "не", указав способы их написания:

      (не)видаль, (не)правда, (не)лепость, (не)ожиданность, (не)внимательность, (не)нависть, (не)дуг, (не)справедливость, (не)ровность.

    4. Выпишите из предложений случаи слитного написания существительных с "не", распределив их в 2 столбика:

    1. без "не" не употребляются,
    2. можно заменить синонимом без не.

    А) К беде неопытность ведёт.

    Б) Под дыханием непогоды, вздувшись, потемнели воды и подёрнулись свинцом.

    В) Опять недуг его свалил.

    Г) Холодное рассудочное отношение к злу, несправедливости, бесчестию может сделать из тебя равнодушного бессердечного человека.

    Д) Невидимкою луна освещает снег летучий.

    5. Найдите случаи раздельного написания существительных с "не", не соответствующие основному - противопоставлению с союзом а:

      А) Не скромность звучала в словах рассказчика, а дерзкая гордость.

      Б) Добро по указу не добро.

      В) Не счастье помогло исследователям, а упорный, настойчивый труд.

    6. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте слитно-раздельное написание "не".

    1. О (не)удаче сож_леть бе_полезно.
    2. Призн_вая достоинства друга, (не)закрывай глаза на его (не)достатки.
    3. Умный с одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок (не)идёт.
    4. (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство.

    7. Исправьте ошибки в написании "не" с существительными.

    1. Не искренность чу_ствовалась в его словах.
    2. Подкупала неискренность девочки, а её простота.
    3. Не знакомец (не)расслышал вопроса.
    4. Не приятель штурмовал крепость.

    8. Спишите, раскрывая скобки.

    1. (Не)счастье помогает на экзаменах, а хорошее знание предмета.
    2. Он убедился в (не)выгодах бродячей жизни и вернулся домой.
    3. Для нас всё было ясно, (не)известности уже не было.
    4. (Не)силой борются, а умением.
    5. Умные люди ценят (не)праздность, а труд.
    6. Наш гость отказался от ужина, посетовав на (не)здоровье.
    7. Помогла вам (не)удача, а хорошее знание местности.
    8. (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство.
    9. (Не)внимание на уроке - причина многих бед.
    10. (Не)воля пьёт медок, а воля - водицу.

    14.01.2005

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Задания для учащихся по теме: "Правописание НЕ с существительными"

    Упражнение № 1.

    Задание:

    Выпишите существительные, которые без не не употребляются.

    (Не)годование, (не)видимка, (не)внимательность, (не)вежа. (не)вежда, (не)грамотность, (не)доверие, (не)забудка.

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    Упражнение № 2.

    Задание:

    Подберите к данным словам синонимы с не, например, враг - недруг.

    Ложь - _________________________

    Беда - __________________________

    Противник - _____________________________

    Глупость - _______________________________

    Рабство - ________________________________

    Рассеянность - ___________________________

    Возмущение - ____________________________

    Слякоть - ________________________________

    Сомнение - ______________________________

    Болезнь - ________________________________

    Подозрительность - _______________________

    Упражнение № 3.

    Задание:

    Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?

    1. (Не)погода помешала уборке урожая, а ____________________________ .

    2. (Не)счастье помогло исследователю, а _____________________________ .

    3. (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а ________________________.

    4. (Не)друг ты мне, а _____________________________ .

    5. (Не)воля ожидала его, а ______________________________.

    Упражнение № 4.

    Задание:

    В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета.

    1. Все с не терпением ожидали решающей минуты.

    2. Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.

    3. Он относится ко мне со скрытой не приязнью.

    4. В любом ожидании страшнее всего не известность.

    5. Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.

    Тест

    по теме "Не" с существительными".

    I. Найдите неверное утверждение.

    Не с существительными пишется слитно:

    1. если существительное с НЕ-  может быть заменено синонимом без не;

    2. если в предложении есть противопоставление с союзом а;

    3. если существительное не употребляется без НЕ-.

    II. Выберите слова, которые без "НЕ-" не употребляются:

    1. (не)годование;

    2. (не)внимательность;

    3. (не)вежа;

    4. (не)грамотность;

    5. (не)вольник;

    6. (не)забудка.

    III. Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без "НЕ-":

    1. (не)доверие;

    2. (не)ряха;

    3. (не)правда;

    4. (не)видимка;

    5. (не)вежливость;

    6. (не)везенье.

    IV. Выберите примеры раздельного написания "НЕ-" с существительными:

    1. а) (Не)грамотность - признак некультурного человека.

    б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

    1. а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.

    б) (Не)друг не посочувствует.

    1. а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

    б) (Не)счастье спутало все наши планы.

    V. Выберите из текста примеры неправильного написания "НЕ-" с существительными, указав их номера.

    Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

    ________________________________________________________________

    VI. Определите способ написания слов, указав номер ответа:

    1. слитное написание – ____________________________________________

    2. раздельное написание с "НЕ-" – _________________________________

    1. Это горе - всё (не)горе,

    Ты (не)лебедь ведь избавил,Девицу в живых оставил,Ты (не)коршуна убил,Чародея подстрелил.

    1. Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь.

    2. Богатый бедному (не)брат.

    3. (Не)(в)диво в ноябре белые мухи.

    4. Потерявшийся ребёнок,

    Если он (не)дурачок,(Не)упустит верный случайВ дальних странах побывать.

    infourok.ru

    Правописание "НЕ" с именами существительными

    Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе

    Правописание "НЕ" с именами существительными

     

    Бабаева Марина Григорьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт-Петербурга

     

    Тема урока:Правописание НЕ с именами существительными

    Тип урока:урок первичного предъявления новых знаний и формирования первоначальных предметных умений

    Цели урока:

    - познакомить учащихся с правилом правописания частицы НЕ с именами существительными

    - формировать умения применять правило на практике

    Задачи урока:

    Обучающие:выработка навыка грамотного письма частицы НЕ с именами существительными; проверка знаний по пройденной теме; выявление пробелов в усвоении материала

    Развивающие:развитие коммуникативной компетенции учащихся, развитие логического мышления учащихся (умение анализировать, обобщать), развитие правильности, точности, логичности речи

    Воспитательные:воспитание корректного отношения к мнению одноклассников, воспитание познавательной активности учащихся

    Формы работы: индивидуальная, коллективная

    Оборудование: раздаточный материал, учебник, проектор, презентация

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Приветствие, запись даты урока в тетрадь

    II. Актуализация знаний(повторение правил правописания частицы Не с глаголом)

    1.Запись словосочетаний, объяснение орфограмм (Слайд №1)

    1.Счастье в воздухе (не)вьётся, а руками достаётся.

    2.Лодырю всегда (не)здоровится.

    2.Учащиеся определяют часть речи, объясняют написание слов, самостоятельно  формулируют правила  правописания частицы НЕ с глаголом (Слайд №2)

    III. Постановка проблемного вопроса

    1.Рассмотреть предложения, попытаться объяснить правописаниеслов (Слайд №3)

    1.(Не)вежда также в ослепленье бранит науки и ученье.

    2.(Не)приятель долго сопротивлялся.

    3.(Не) печь кормит, а руки.

    4.Он мне (не) приятель!

     

    2.Учащиеся определяют, к какой части речи относятся данные слова, пробуют объяснить правописание слов

    3.Учащиеся самостоятельно формулируют  тему урока  и цели (Слайд №4, 5)

    IV. Первичное восприятие и усвоение теоретического учебного материала

    1.Учащиеся формулируют правило правописания частицы НЕ с именами существительными, опираясь на данные примеры (Слайд №6)

    2.Чтение правила в учебнике, запись в справочник

    3.Работа над алгоритмом (Слайд №7)

    V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

    1.Коллективное устное выполнение упражнения из учебника (упр. 285)

    2.Работа с раздаточным материалом: списать пословицы, обозначить орфограмму, объяснить смысл пословиц

    1. (Не) место красит человека, а человек место.

    2. Книга в счастье украшает, а в (не)счастье утешает.

    3. Красное словцо (не) ложь.

    4. (Не)правда по свету бежит, правда в сторонке лежит.

    3.Работа с текстом (раздаточный материал)

    Прочитайте текст. Определите стиль текста и тему. Выпишите слова с частицей НЕ, объясните правописание

    Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его  (не)лепость и (не)уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник  (не)былиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают  (не)доверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая  (не)ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление,  (не) ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

     

    VII. Обобщение усвоенного материала

    1.Учащиеся формулируют выводы по уроку, определяют, достигнута ли цель

    2.Самостоятельная работа на первичное усвоение материала (тест)

    1). Выберите слова, которые без НЕ не употребляются

    А) (не)годование

    Б) (не)внимательность

    В) (не)вежа

    Г) (не)грамотность

    Д) (не)вольник

    Е) (не)забудка

     

    2). Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без НЕ

    А) (не)доверие

    Б) (не)ряха

    В) (не)правда

    Г) (не)видимка

    Д) (не)вежливость

    Е) (не)везенье

     

    3). Выберите примеры раздельного написания НЕ с существительными:

    А) (Не)грамотность - признак некультурного человека.

    Б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

    В) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.

    Г) (Не)друг не посочувствует.

    Д) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

    Е) (Не)счастье спутало все наши планы.

    VIII. Домашнее задание

    1.§ 51, выучить правило, упр. 288

    2.Дополнительное задание: исправьте ошибки в написании  НЕ с существительными, вставьте пропущенные буквы

    1.В решен__ задачи допущена не точность.

    2.Во всех движениях была видна нерешительность, а робость.

    3.Из-за не погоды альпинисты (не) могли начать восх_ждение на гору.

    aneks.spb.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта