Наука изучающая покрытосеменные растения. Отделы растений систематика наука, изучающая

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

«Покрытосеменные растения». Наука изучающая покрытосеменные растения


Покрытосеменные – Ботаника – Kaz-Ekzams.ru

admin 22.07.2010

Покрытосеменные (цветковые) растения — наиболее распространенная группа растений, насчитывающая около 250 тыс. видов, произрастающих по всему земному шару. Все виды цветковых объединены в два класса: двудольных и однодольных, о которых говорилось при характеристике семейств. Среди них встречаются деревья, кустарники и травы, однолетние, двулетние и многолетние растения.

Покрытосеменные наиболее приспособлены к жизни в различных условиях нашей планеты. Они различаются по внешнему и внутреннему строению, продолжительности жизни и др. Среди покрытосеменных много культурных растений, необходимых в жизни человека (овощные, хлебные, масличные, плодово-ягодные, декоративные, лекарственные и другие растения). Многие растения являются сырьем для промышленности (лен, хлопчатник, сахарная свекла и многие другие).

Широко используются и дикорастущие растения как кормовая база животноводства и в других отраслях народного хозяйства.

Отличительной особенностью покрытосеменных является наличие у них плода, развивающегося из завязи цветка.

Процессы цветения, опыления, оплодотворения, образования плодов и семян представляют собой сложные и многообразные явления, которые в ходе длительной эволюции совершенствовались и продолжают совершенствоваться.

Обилие видов покрытосеменных встречается в тропических широтах (около 120 000 видов).

Разнообразный видовой состав цветковых растений в субтропических, умеренных и холодных широтах (около 22 000 видов). Поэтому покрытосеменные занимают господствующее положение в растительном мире.

В природе различные растения и их группы — покрытосеменные, голосеменные, папоротники, плауны, хвощи, мхи, лишайники, водоросли — растут не одиночно, не изолированно, а совместно, образуя естественные, исторически сложившиеся скопления, группировки, называемые растительными сообществами.

Растительное сообщество, или фитоценоз (от греч. «фитон» — растение и «койнос» — общий),— закономерное сочетание растений, произрастающих совместно на однородном участке земной поверхности. Каждое растительное сообщество характеризуется определенной структурой и определенными взаимоотношениями растений как между собой, так и с условиями среды. Структура фитоценоза и взаимовлияние входящих в него видов обусловлены, с одной стороны, биологическими свойствами этих видов и, с другой стороны, свойствами местообитания.

Таким образом, растительное сообщество — это относительно устойчивая природная система, взаимодействующий комплекс растительных организмов, приспособленных к совместному существованию на конкретной территории, в определенных экологических условиях. Растительные сообщества служат объектом для изучения науки геоботаники.

Характерные свойства растительного сообщества определяются по его признакам, таким, как видовой состав, набор жизненных форм, количественные соотношения между видами, горизонтальное и вертикальное распределение, характер и объем биомассы, взаимосвязи между растениями, особенности местообитания, ритмика развития и т. д.

Видовой состав обусловливает специфичность и внешний облик (физиономичность фитоценоза). В состав сообщества входят растения, различные по своим биологическим и экологическим особенностям. Кроме зеленых (автотрофных) растений, составляющих обычно основную массу фитоценоза, в нем всегда присутствует множество гетеротрофных организмов (бактерий, грибов).

Сочетание разных жизненных форм растений (деревьев, кустарников, трав, мхов, лишайников, грибов и т. д.) обеспечивает наиболее полное использование сообществом питательных веществ и энергии в данных условиях существования.

По количеству видов фитоценозы подразделяют на флористически богатые или бедные, флористически сложные или простые. Наибольшее видовое богатство отмечено в сообществах влажных тропических лесов (только древесных видов до 2000—2500). Примером флористически бедных сообществ могут служить темные еловые леса, заросли тростника и другие относительно простые фитоценозы.

В растительном сообществе различают количественно преобладающие виды (доминанты) и растения, сильнее других влияющие на среду (эдификаторы), а также сопутствующие им виды. Как правило, доминанты и эдификаторы имеют самое большое число экземпляров и наибольшую биомассу, определяя тем самым внешний облик сообщества и условия его внутренней среды (фитосреду).

По преобладанию тех или иных видов и жизненных форм все растительные сообщества объединяются в большие группы — типы растительности: леса, луга, болота, тундры, пустыни и т. д.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Просмотров: 244

kaz-ekzams.ru

Отделы растений систематика наука, изучающая

1. /ГРИБЫ тест.doc2. /Голосеменные растения тест.doc3. /Голосеменные растения. тест 2.doc4. /Задание на доработку текста по теме.doc5. /Контрольный урок по теме бактерии грибы лишайники.doc6. /Покрытосеменные растения.doc7. /Полугодовое тестирование по биологии 7 класс.doc8. /Семейство крестоцветные тест.doc9. /Тест лишайники.doc10. /Тест многообразие животных.doc11. /Хвощи и плауны папоротники тест.doc12. /бактерии грибы лишайники тест.doc13. /бактерии, грибы, лишайники, папортоники тест.doc14. /кр бактерии.doc15. /межпредметные задания по биологии.doc16. /отделы раст.doc17. /покрытосеменные тест.doc18. /семейство злаковые.doc19. /семейство лилейных.doc20. /систематика растений тест.doc21. /тест 7 класс покрытосеменные.doc22. /тест бактерии.doc23. /тест класс двудольные.doc24. /тест семейства.doc25. /тестбактерии грибы водоросли.doc26. /тесты отделы растений.docПроверьте свои знанияГолосеменные растенияКакие утверждения верны? Голосеменные растенияЗадание на доработку текста по теме: «Клетки и ткани растений»Урок по теме «Бактерии», «Грибы», «Лишайники» Задание №1А одуванчик; б сосна; в клевер; г клевер ползучий1 в Эукариоты – это организмы1. В каком случае правильно показана формул цветка крестоцветных?html">Тест лишайники. Лишайники это организмы симбионтыТест: «Многообразие животных» На какие царства ученые делят организмы?Хвощи и плауны Гаметофит –это половое поколение растения. Плауны имеют придаточные корни, которые отходят от стелющегося по земле стебля.Бактерии. Грибы. ЛишайникиБактерии. ГрибыКонтрольная работа по теме «Царство Бактерии» з аполнить схему: Зарисуйте и обозначьте части бактериальной клеткиЛитература: Определите систематическое положение 7 насекомых из сказки «Муха Цокотуха» К. Чуковского Найдите биологическую неточность в стихотворении А. А. Фета «Бабочка»Отделы растений систематика наука, изучающаяПокрытосеменные Выпишите номера растений, относящихся к семейству лилейныхПерепишите предложения, вставив пропущенные слова. У растений семейства злаков листья длинные сВыпишите номера растений, относящихся к семейству лилейныхТема: Систематика цветковых растенийКакие утверждения верны?Какие утверждения верны?Тема: Класс двудольные. Семейство сложноцветныеТема: Цветковые растенияКакие утверждения верны?Отделы растений систематика наука, изучающая
ТЕМА 7

ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

1.Систематика - наука, изучающая:

А - историческое развитие растений

Б - клеточное строение живых организмов

В - общие признаки родственных групп растений

Г - изменение в растительных сообществах

2.К систематическим категориям относят:

А - царство

Б - сообщество

В - флору

Г - отдел

3.Для отдела водорослей характерны общие признаки:

А - имеют корни и побеги

Б - размножаются семенами

В - живут в водоемах и цветут

Г - имеют слоевище вместо настоящих корней, стеблей, листьев

4.Мхи отличаются от других растений тем, что:

А - в их клетках происходит фотосинтез

Б - тело не имеет тканей и органов

В - корни глубоко уходят в почву

Г - на концах верхних ветвей образуются коробочки со спорами

5.Для папоротников характерно:

А - цветение и образование семян

Б - размножение спорами

В - наличие ризоидов у заростка

Г - обитание в водоемах

6.Голосеменные растения в отличие от папоротников:

А - живут на суше

Б - имеют корень и побег

В - размножаются семенами

Г - образуют плод с семенами

7.Покрытосеменные растения отличаются от других растений тем, что они:

А - образуют плоды с семенами

Б - размножаются семенами

В - имеют мужские и женские гаметы

Г - для процесса оплодотворения половым клеткам необходима вода

8.К низшим растениям относят:

А - хвощи

Б - мхи

В - водоросли

Г - папоротники

9.К отделу покрытосеменных относят:

А - ряску

Б - спирогиру

В - хлореллу

Г - ламинарию

10. Хроматофор - это:

А - зеленый пигмент растений

Б - один крупный хлоропласт

В - много округлых хлоропластов

Г - всегда спирально закрученная лента

11. В половом размножении растений принимают

участие:

А - гаметы

Б - споры

В - клетки листа

Г - корень

12. Вода - необходима для процесса оплодотворения

А - водорослям

Б - мхам

В - папоротникам

Г – покрытосеменным

ОТВЕТЫ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
В А,Г Г Г Б,В В А В А Б А А-В
 

ТЕМА 8

ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ

РАСТЕНИЯ

1.Покрытосеменным растениям систематики дали второе название:

А - многоклеточные

Б - цветковые

В - водные

Г - наземные

2.Все цветковые растения объединяют в два класса:

А - однодольных и двудольных

Б - голосеменных и покрытосеменных

В - крестоцветных и сложноцветных

Г - злаков и пасленовых

3.К класса однодольных относят растения, у которых:

А - зародыш имеет две семядоли

Б - мочковатая корневая система

В - зародыш имеет одну семядолю

Г - параллельное жилкование листьев

4.Двойное название растения вводят для обозначения:

А - семейства

Б - царства

В - класса

Г - вида

5.Растения относят к одному классу, если они:

А - растут на одной территории

Б - размножаются семенами

В - образуют плоды

Г - имеют одинаковую корневую систему

6.По наличию стебля соломины, плоду зерновки, соцветию колос можно предположить, что это растение:

А - овес

Б - рис

В - пшеница

Г - кукуруза

7.Клубеньки, обогащающие почву азотом, образуются на корнях растений семейства:

А - злаков

Б - бобовых

В - пасленовых

Г - лилейных

8.Признаки отдела покрытосеменных:

А - стержневая корневая система

Б - цветок и плод с семенами

В - корневище

Г - корень, побег

9.Признаки класса двудольных:

А - плод ягода

Б - плод зерновка

В - стержневая корневая система, зародыш с двумя семядолями

Г - корень, побег, цветок, плод с семенами

10.Растения семейства пасленовых:

А - овес, рожь, пшеница

Б - томат, дурман, белена, картофель

В - редька, репа, капуста

Г - астра, василек, одуванчик

11. Ядовитое растение:

А - дурман

Б - пастушья сумка

В - шиповник

Г - горчица

12.На родство растений одного семейства указывает:

А - их способность к фотосинтезу

Б - использование кислорода для дыхания

В - общие признаки в их строении

Г - произрастание на одной территории

ОТВЕТЫ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Б А Б,В,Г Г Г В Б Б В Б А В
ТЕМА 9

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ

РАСТЕНИЯ

1. Задача селекционеров

А - выводить новые сорта растений

Б - контролировать состояние окружающей среды

В - изучать строение растений

Г - выращивать культурные растения

2. Выращивая капусту, следует помнить, в каких условиях произрастали ее дикие предки:

А - влажная, богатая питательными веществами почва

Б - тепло

В - низкие температуры

Г - недостаток влаги

3. Сорт - это:

А - сообщество растений

Б - группа декоративных растений на одной территории

В - группа дикорастущих растений, относящихся к одному семейству

Г - однородная группа растений с определенными признаками, созданная человеком

4. Пшеница является важнейшей зерновой культурой, так как она имеет:

А - стебель соломину

Б - соцветие сложный колос

В - плод зерновку, богатый белком

Г - мочковатую корневую систему

5. Из картофеля получают крахмал, который растение запасает в:

А - стебле

Б - плодах

В - листьях

Г - клубнях

6. Плодовую культуру яблоню размножают:

А - только семенами

Б – прививкой

В — частью корня

Г — стеблевыми черенками

7.Из семян подсолнечника получают:

А — растительное масло

Б — крахмал

В — халву

Г — сливочное масло

8.Семена бобовых содержат много:

А — воды

Б — белка

В — минеральных веществ

Г — жира

9.Ядовитый плод картофеля называют:

А — клубнем

Б — стручком

В — ягодой

Г — корнеплодом

10. Кочан капусты — это:

А — плод

Б — гигантская почка

В — сочный стебель

ОТВЕТЫ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А А,Б Г В Г Б А,В Б В Б
 

www.lib.podelise.ru

«Покрытосеменные растения»

МУ «Отдел образования и по делам молодёжи администрации

МО «Оршанский муниципальный район»

МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»

Отдел Покрытосеменные

Открытый урок на районном семинаре учителей химии,

биологии и географии

Владимирова Наталья Алексеевна,

учитель химии и биологии

высшей квалификационной категории

Оршанка

20апреля 2012 года

Паспорт открытого урока1.Класс: 6в

2.Продолжительность урока: 45минут

3.Место проведения:

4.Учебный предмет: биология

5.Тема: «Покрытосеменные растения»

6.Тип урока: Обобщения и систематизации знаний

7.Цель урока: Систематизация, обобщение и закрепление материала по теме «Отдел Покрытосеменные растения»

8.Задачи урока:

8.1. Образовательные:

-обобщить и систематизировать знания об отделе Покрытосеменные.

Познавательные универсальные учебные действия

Формирующие умственные операции:

  • Сравнивать различные объекты: выявлять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
  • Сопоставлять объекты по нескольким признакам;
  • Устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами.
Формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:
  • Высказывать предположения;
  • Обсуждать проблемные вопросы;
  • Выявлять известное и неизвестное;
  • Моделировать (строить модели).
Отражающие методы познания окружающего мира:
  • Выявлять признаки объектов в процессе рассматривания;
  • Воспроизводить по памяти информацию.
8.2. Развивающие:

-способствовать развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать изучаемые объекты.

Универсальные учебные действия (регулятивные, коммуникативные)

  • Формировать умение корректировать деятельность: вносить изменения;(Р)
  • Формировать умение анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной и неуспешной деятельности;(Р)
  • Формировать умение извлекать информацию из текстов, фотографий;(Р)
  • Формировать умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос;(К)
  • Формировать умение работать в малых группах;(К)
  • Формирование вербальных и невербальных способов коммуникации;(К)

8.3. Воспитательные:

- Воспитывать умения слушать других, принимать другую точку зрения и пытаться её обосновать, высказывать свою, уважительно относиться к позиции другого.

Универсальные учебные действия (личностные)

  • Формировать личностную мотивацию учебной деятельности;(Л)
  • Формировать позитивное отношение к себе и другим;(Л)
  • Воспитывать качества лидера на примере работы в группах;(Л)
  • Формировать желания выполнять учебные действия;(Л)
  • Формировать действие смыслообразования (интерес, мотивация)
  1. Основной дидактический метод: проблемно-диалогический
  2. Частные методы и приемы: дидактическая игра, метод иллюстрации, метод стимулирования и мотивации изученного материала, метод алгоритмических предписаний.
  3. Дидактические средства: компьютер, гербарий растений, тестовые задания, презентация к уроку, модели цветков, проектор, экран, цветные лепестки, цветик-многоцветик.
  4. Список использованных источников:
1.Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология 6 класс М.: «Вентана-Графф», 2005.-240с.

2.Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. О тех, кто растёт, но не бегает 6 класс М.: «Баласс», 2002.-240с.

3.Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике М.: «Просвещение», 1978-271с.

4.http://www.shishlena.ru/6-klass-biologiya-bakteriy-gribov-rasteniy/Современные уроки биологии.

  1. Оформление доски: число, тема, эпиграф «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Г.Х.Андерсен, в конце урока –рефлексия –цветы на магнитах.

План урока

1.Организационный блок

1.1 Приветствие учащихся и гостей

1.2 Деление на команды для проведения дидактической игры2. Мотивация на урок

2.1 Вступительная беседа3.Обобщение и систематизация ЗУНов

3.1 Постановка учебной проблемы

3.2 Дидактическая игра с применением разных видов заданий

4.Подведение итогов урока

4.1 Оценивание работы на уроке

4.2 Рефлексия урока

Ход урока

Приветствие учащихся, гостей. Вводное слово учителя.Лети, лети лепесток через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели…

Вели, чтобы учащиеся 6 класса сегодня были самыми умными, мудрыми и активными.

Из какой сказки эти волшебные слова? Кто автор этой сказки? (В. Катаев)

К какому царству, отделу, классу, семейству относится цветик – многоцветик. А почему мы не можем определить к какому классу и семейству относится? Потому что волшебный. Я вам предлагаю его выбрать эмблемой нашего урока Согласны? А вы подумайте, почему и в конце урока мне скажите.

Сегодня мы проведём Биологическое путешествие. А путешествовать будем командами. Команды готовы? Покажите свою готовность: подмигните с улыбкой правым глазом своим конкурентам, левым – гостям, и обеими мне. Молодцы! Я вижу ваши радостные лица и искорки знаний в глазах. А сначала хочу представить наше мудрое и компетентное жюри.

И так, мы начинаем. ^ . Слово для приветствия команде №1. Название, девиз, капитан команды. Молодцы отлично справились. Слово второй команде. Вот мы и познакомились.

^ ведь чтобы выйти на финишную прямую надо потренировать свои мозги, так как сегодня без них никуда. Я буду читать стихотворение, а вы будьте внимательны, необходимо выписать названия всех растений, которые встречаются в стихе и определить, к какому отделу они относятся. (12 растений)

«Зелёная аптека»

В роще вырос можжевельник, и в тени его ветвей,

Поселился муравейник, поселился муравей.

Он из дома спозаранку выбегает с веником,

Подметает он полянку перед муравейником.

Замечает все соринки на спине у ёжика

Начищает все травинки листья подорожника.

А однажды муравьишка подметал дорожку,

Вдруг упала с ёлки шишка, отдавила ножку.

Звери бросились гурьбой за лекарственной травой.

Рвут аптечную ромашку, собирают зверобой.

Вот из чащи на опушку пробирается медведь.

Он решил медвежье ушко на опушке посмотреть.

Он больному обещает: «От компресса полегчает»

А другое средство ёжик предлагает муравью:

-Вдруг укол тебе поможет, я иголку дам свою.

Все больного навещают, все больного угощают:

Кто морошкой, кто черникой, кто сушёной земляникой.

Даже волк помочь не прочь, думал-думал, как помочь?

К муравейнику подвёз волчьих ягод целый воз.

Муравья приводят в чувство зайцы – заячьей капустой.

Если б жил в той чаще лев, предложил бы львиный зев.

Ну, вот немножко поразмялись и следующая станция (3) «Цепочка».

Вопросы 1 команде:

  1. Стебель злаковых (соломина)
  2. Из нёю делают чёрную муку (рожь)
  3. Формула цветка бобовых (Ч Л Т П )
  4. Соцветие сложноцветных (корзинка)
  5. Бамбук это злаковое? (да)
  6. В каком растении содержится никотин? (табак)
  7. Корневая система тюльпана? (мочковатая)
  8. У представителей какого семейства встречается симбиоз? (бобовых)
  9. Скольки летнее растение капуста? (двулетнее)
  10. Наука, изучающая бобовые (легуменология)
Вопросы 2 команде:
  1. Плод репы (стручок)
  2. В каком растении содержится никотин (табак)
  3. Формула цветка крестоцветных (Ч Л Т П )
  4. Соцветие паслёновых (кисть)
  5. К какому классу относится одуванчик (двудольные)
  6. Другое название дикой розы? (шиповник)
  7. Корневая система гороха? (стержневая)
  8. Его называли на Руси «чёртовы яблоки» (картофель)
  9. Соцветие тимофеевки (султан)
  10. Плод малины (много костянка)
4 станция «Модельеров» по 1 человеку от команды они будут необычными модельерами. Им придется из разборных моделей собрать модель цветка. А нам всем, остается только наблюдать, за тем, как наши модельеры справляются с заданием.

1команда – собрать модель цветка семейства Розоцветные

2 команда - собрать модель цветка семейства Крестоцветные

^ на каждый шаг называть растение (во время 4 конкурса)

1команда – семейство Паслёновых

2 команда – семейство Злаковых

6 станция «Тестовая» (2 во время 5 и 6станции)

А тесты у нас сегодня тоже не простые, вопросы в них из ГИА, ЕГЭ и олимпиад.

1 человек из команды отвечает на чётные вопросы, а второй на нечётные.

 1. Систематика – это наука о:

А – многообразии организмов, объединении их в группы на основе родства;

Б – живой природе;

В – строении и жизнедеятельности растений;

Г – сезонных периодических изменениях в жизни растений и животных.

 2. Все растения, у которых имеются цветки, относятся к отделу:

А – голосеменных;

Б – папоротниковидных;

В – покрытосеменных;

Г – мхов.

 3. К систематическим  категориям относят:

А – царство;

Б – сообщество;

В – флору;

Г – отдел.

 4. Покрытосеменные растения отличаются от голосеменных наличием:

А – семени;

Б – цветка и плода;

В – листьев;

Г – клеточным строением.

 5. Растения называются покрытосеменными потому, что у них:

А – семена образуются в шишках;

Б – семена покрыты волосками;

В – семена защищены листьями;

Г – семена развиваются внутри плода.

 6. По строению семени, корневой системы и жилкованию листьев можно определить принадлежность растения к:

А – отделу;

Б – роду;

В – классу;

Г – семейству.

 7. Если у растения параллельное жилкование листьев, то у него, скорее всего:

А – мочковатая корневая система и зародыш с двумя семядолями;

Б – мочковатая корневая система и зародыш с одной семядолей;

В – стержневая корневая система и зародыш с двумя семядолями;

Г – стержневая корневая система и зародыш с одной семядолей.

8. Покрытосеменным растениям систематики дали второе название:

А – многоклеточные;

Б – цветковые;

В – водные;

Г – наземные.

 9. В семейства объединяют:

А – родственные классы растений;

Б – растения родственных родов;

В – родственные особи, имеющие общее происхождение;

Г – растения разных отделов.

 10. Двойное название растения вводят для обозначения:

А – семейства;

Б – царства;

В – класса;

Г – вида.

 11. На родство растений одного семейства указывает:

А – их способность к фотосинтезу;

Б – использование кислорода для дыхания;

В – общие признаки в их строении;

Г – произрастание на одной территории.

 12. Ядовитые растения семейства пасленовых:

А – пастушья сумка, горчица;

Б – дурман, белена.

В – одуванчик, василек.

Г – мятлик, пырей.

 13. Признаки отдела покрытосеменных:

А – стержневая корневая система;

Б – корневище;

В – корень, побег;

Г – цветок и плод с семенами.

 14. Признаки класса двудольных:

А – плод ягода;

Б – плод зерновка;

В – стержневая корневая система, зародыш с двумя семядолями;

Г – корень, побег, веток, плод с семенами. 

15. Цветки без тычинок и пестиков встречаются у представителей семейства:

А – розоцветные;

Б – мотыльковые;

В – сложноцветные;

Г – пасленовые.

 16. К однодольным растениям не относится:

А – бамбук;

Б – тростник;

В – тимофеевка;

Г – все перечисленные растения – однодольные.

 17. В цветке  очень много тычинок у представителей семейства:

А – сложноцветных;

Б – пасленовых;

В – розоцветных;

Г – мотыльковых.

 18. Плод стручок характерен для представителей семейства:

А – мотыльковых;

Б – пасленовых

В – крестоцветных

Г – мятликовых.

 19. Соцветие корзинка характерно для представителей семейства:

А – розоцветных;

Б – крестоцветных;

В – сложноцветных;

Г – пасленовых; 

20. Цветки у одуванчика:

А – все трубчатые;

Б – все язычковые;

В – в центре трубчатые, по бокам воронковидные;

Г – в центре трубчатые, по бокам язычковые.

^

Чья команда больше знает песен, где встречаются названия растений

8 станция «Невероятно, но факт»

О каком растении идёт речь

1команда – Дерево это любимо в народе, почитается как символ весны, молодости и чистоты. Чудесным его плодам в мифах и сказках разных народов приписывается волшебная сила, а неповторимая красота этого цветущего дерева весной радует душу и воспевается поэтами, художниками и музыкантами. (Яблоня)

2команда – Впервые эти растения и их цветки были воспеты персидскими поэтами. 3тыс. лет назад они украшали сады Персии (нынешний Иран). И называли их тогда тюрбанами, поскольку они напоминали головной убор мусульман. Изображением этого растения украшали ковры, ткани, кружева. В наше время центром разведения этого растения является Голландия. (Тюльпан)

1команда - Назовите растение, от которого произошло слово «житница». Это название и поныне сохранилось на Украине. (Пшеница)

2команда - Беладонна, дурман, лютик, ландыш, калужница, вороний глаз, волчье лыко. Какое общее свойство объединяет все эти растения разных семейств? (Ядовитость)

^ по 1 человеку от команды

Работа с гербарием по определению растения и проведение систематического анализа.

^

11 станция «Четвёртый лишний» (остальные во время 9)

1.Семейство класса двудольные. Распространены повсеместно. Представители: яблоня, вишня, малина, шиповник, рябина, груша, земляника, слива и др.

2.Класс цветковых растений. Корневая система мочковатая, листья простые с параллельным иди дуговым жилкованием. При прорастании семени семядоля не выносится на поверхность.

3. Семейство класса двудольные. Травы, реже полукустарнички, кустарники и древовидные формы и деревья. Соцветия – корзинка, содержащая большое количество цветков. Представители: подсолнечник, салат, календула, пижма, астра, хризантема, осот, васильки, лопух и др.

4.Семейство класса двудольные. В основном травянистые растения. Листья простые. Цветки состоят из пяти сросшихся чашелистиков, пяти сросшихся лепестков, пяти тычинок и одного пестика. Представитель: картофель, помидоры, петуния, белена, дурман, белладонна и др.

5.Семейство класса двудольные. Растения этого семейства способны фиксировать из воздуха азот. Представители: горох, фасоль, бобы, люпин, люцерна, акация, соя, клевер, вика и др.

6. Класс цветковых древесных и травянистых растений, зародыш которых имеет две семядоли. К этому классу относятся семейства: сложноцветные, розоцветные, бобовые, паслёновые и др.

7.Семейство класса однодольных, многолетние травы с подземными запасающими органами – корневищами, луковицами, корнеклубнями. Представители: ландыш, лук, чеснок, лилия, тюльпан, гиацинт и др.

8.Семейство класса двудольные. Плод – зерновка. Соцветия – метёлки, кисти, головки. Представители: пшеница, рожь, ячмень, овёс, мятлик, тимофеевка, овсюг, костёр, пырей, сахарный тростник и др.

А сейчас слово жюри. Пока жюри подводит итоги, мы подведём свои итоги.

Рефлексия Ребята, вам урок сегодня понравился? Много мы сегодня повторили? Я хочу, чтоб вы свои знания оценили через лепестки, которые лежат у вас на столе. Если вы считаете, что хорошо освоили данную тему, то возьмите яркие лепестки, а кому необходимо повторить, то побледнее. Прикрепите их, пожалуйста, на доску, и что у нас получилось? Так, значит, можно его считать эмблемой нашего урока. А почему именно цветок? Какой отдел мы повторили? А как ещё по - другому называется отдел покрытосеменные? Цветковые. Я тоже прикреплю свой цветок, и у нас получится букет. А кому мы его подарим? Думаю нашим гостям, чтобы у них тоже было хорошее настроение.

Закончить наш урок я хочу словами великого сказочника Г.Х.Андерсена «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Согласны вы с этим? Всем большое спасибо.

shkolnie.ru

Отдел покрытосеменные растения

скачать Автор: учитель химии и биологии первой категории

Поздняков Алексей Петрович

г. Санкт-Петербург

ИТОГОВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ:

“ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ”,

“СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ” Вариант 1. 1. Назовите наиболее крупную систематическую категорию: а. класс.

б. отдел.

в. царство.

г. семейство

2. Чтобы отнести растение к определенному семейству, нужно знать:

а. тип корневой системы.

б. жилкование листьев.

в. строение цветка и плода.

г. число семядолей в зародыше.

3. Назовите главные признаки отдела покрытосеменных:

а. корневая система стержневая, жилкование листьев сетчатое, зародыш с двумя семядолями.

б. наличие цветка, плода с семенами, хорошо развитая проводящая система.

в. корневая система мочковатая, жилкование листьев дуговое или параллельное, зародыш с одной семядолей.

г. хорошо развитые вегетативные органы, отсутствие цветка и плода.

4. Растения семейства пасленовых можно узнать по следующим признакам:

а. цветок четырехчленного типа, околоцветник двойной, соцветие кисть, плод стручок или стручочек.

б. цветок с простым околоцветником, трехчленного типа, плод ягода или коробочка.

в. цветки без околоцветника, собраны в соцветие колосок, плод зерновка, у большинства стебель соломина.

г. цветок пятичленного типа, околоцветник двойной, плод ягода или коробочка, содержат ядовитые вещества.

5. Растения семейства крестоцветных имеют цветок, в котором число частей кратно:

а. трем.

б. четырем.

в. пяти.

г. более десяти

6. Из приведенного перечня выберите растения семейства бобовых:

а. ковыль, тимофеевка, мятлик луговой.

б. пастушья сумка, сурепка, ярутка полевая.

в. манжетка, лапчатка прямостоячая, боярышник.

г. клевер красный, донник белый, акация.

7. Растения семейства пасленовых имеют плод:

а. семянка.

б. зерновка.

в. стручок

г. ягода или коробочка.

8. Почему после бобовых хорошо сеять пшеницу и другие сельскохозяйственные растения?

а. они играют роль производителей органических веществ в сообществах.

б. содержат много белка в семенах.

в. благодаря клубеньковым бактериям на корнях растений в почве накапливается много соединений азота.

9. Какой плод у ромашки аптечной?

а. боб.

б. стручок.

в. ягода.

г. семянка.

10. У какого из перечисленных растений в пищу используется плод?

а. редис.

б. морковь.

в. свекла.

г. огурцы.

11. Назовите двулетнее сельскохозяйственное растение:

а. ячмень.

б. горох.

в. капуста.

г. картофель.

12. Назовите важнейшие плодово-ягодные растения:

а. томаты, капуста, огурцы.

б. пшеница, рис, рожь.

в. груша, яблоня, смородина.

г. подсолнечник, рапс, горчица.

13. Кто из селекционеров вывел высокоурожайные сорта пшеницы?

а. И.В.Мичурин.

б. П.П.Лукьяненко.

в. В.С.Пустовойт.

г. К.А.Тимирязев.

14. Из приведенного перечня выберите широко распространенный сорт картофеля:

а. безостая-1.

б. лорх.

в. белый налив.

г. боровинка.

15. Как называют помещения со стеклянными крышами, в которых круглый год можно выращивать растения и их рассаду?

а. ботаническим садом.

б. теплицей.

в. парником.

г. элеватором.

16. Красная книга растений - это:

а. книга о систематике растений.

б. перечень и краткое описание редких, находящихся под угрозой исчезновения видов растений.

в. перечень сроков наступления сезонных явлений, наблюдаемых в определенной местности.

г. книга о строении и жизнедеятельности растений.

17.Какое из названных растений занесено в Красную книгу?

а. редька дикая.

б. венерин башмачок.

в. одуванчик лекарственный.

г. спорыш (гречишка птичья).

18. Наука о многообразии организмов, их объединении в группы на основе родства называется:

а. экологией.

б. систематикой.

в. селекцией.

г. фенологией.

ИТОГОВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ:

“ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ”,

“СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ” Вариант 2. 1. Назовите систематическую категорию, которая реально существует в природе: а. царство.

б. вид.

в. род.

г. отдел.

2. Назовите характерные признаки растений класса двудольных:

а. корневая система стержневая, жилкование листьев сетчатое, зародыш с двумя семядолями.

б. наличие цветка, плода с семенами, хорошо развитая проводящая система.

в. корневая система мочковатая, жилкование листьев дуговое или параллельное, зародыш с одной семядолей.

г. хорошо развитые вегетативные органы, отсутствие цветка и плода.

3. Главный признак, по которому растение относят к классу однодольных:

а. жилкование листьев и тип корневой системы.

б. строение цветка и плода.

в. одна семядоля в зародыше семени.

г. две семядоли в зародыше семени.

4. Растения семейства лилейных можно узнать по следующим признакам:

а. цветок пятичленного типа, околоцветник двойной, плод ягода или коробочка.

б. цветки без околоцветника, собраны в соцветие колосок, плод зерновка, у большинства стебель соломина.

в. цветок с простым околоцветником, трехчленного типа, плод ягода или коробочка.

г. цветок четырехчленного типа, околоцветник двойной, соцветие кисть, плод стручок или стручочек.

5. Растения семейства лилейных имеют цветок, в котором число частей кратно:

а. трем

б. четырем.

в. пяти

г. более десяти

6. Из приведенного перечня выберите растения семейства крестоцветных:

а. ковыль, тимофеевка, мятлик луговой.

б. пастушья сумка, сурепка, ярутка полевая.

в. манжетка, лапчатка прямостоячая, боярышник.

г. клевер красный, донник белый, акация.

7. Растения семейства злаков имеют плод:

а. семянка.

б. стручок.

в. зерновка.

г. ягода.

8. Почему картофель хорошо растет и дает высокий урожай в средней полосе нашей страны?

а. растение жаркого климата.

б. растение умеренного климата.

в. нуждается в большом количестве влаги.

г. засухоустойчивое растение.

9. Какой плод у гороха, клевера?

а. семянка.

б. стручок.

в. ягода.

г. боб.

10. У какого из перечисленных растений в пищу используются клубни?

а. редис.

б. морковь.

в. картофель.

г. свекла.

11. Какое из перечисленных культурных растений является многолетним?

а. ячмень.

б. горох.

в. капуста.

г. смородина.

12. Назовите важнейшие масличные растения:

а. томаты, капуста, огурцы.

б. подсолнечник, рапс, горчица.

в. груша, яблоня, смородина.

г. пшеница, рис, рожь.

13. Кто из селекционеров вывел высокоурожайные сорта подсолнечника?

а. И.В.Мичурин.

б. П.П.Лукьяненко.

в. К.А.Тимирязев.

г. В.С.Пустовойт.

14. Из приведенного перечня выберите широко распространенный сорт пшеницы:

а. лорх.

б. безостая-1.

в. белый налив.

г. боровинка.

15. Почему для высокого урожая яблок ранней весной необходимо проводить обрезку деревьев?

а. для улучшения дыхания растения.

б. для уничтожения вредителей.

в. для увеличения листовой поверхности дерева и улучшения питания.

г. для борьбы с сорняками.

16. Что представляет собой сорт?

а. систематическая категория, объединяющая виды растений.

б. группа сходных по строению и жизнедеятельности особей, занимающих определенную территорию, дающих при скрещивании потомство, похожее на родителей.

в. группа растений, созданных человеком на основе отбора, обладающих полезными для него свойствами.

г. группа организмов, способная в процессе фотосинтеза создавать органические вещества из неорганических, ведущая в основном прикрепленный образ жизни.

17.Какое из названных растений занесено в Красную книгу?

а. сурепка.

б. цикорий.

в. ландыш.

г. одуванчик.

18. Наука, занимающаяся выведением новых сортов растений и пород животных, называется:

а. экологией.

б. селекцией.

в. систематикой.

г. биологией.

ИТОГОВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ:

“ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ”,

“СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ” Вариант 3. 1. Назовите систематическую единицу, которая объединяет роды растений: а. класс.

б. отдел.

в. семейство.

г. вид.

2. Назовите главный признак, по которому растения относят к классу двудольных:

а. тип корневой системы.

б. жилкование листьев.

в. одна семядоля в зародыше семени.

г. две семядоли в зародыше семени.

3. Растения семейства злаков можно узнать по следующим признакам:

а. цветок четырехчленного типа, околоцветник двойной, соцветие кисть, плод стручок или стручочек.

б. цветок с простым околоцветником, трехчленного типа, плод ягода или коробочка.

в. цветки без околоцветника, собраны в соцветие колосок, плод зерновка, у большинства стебель соломина.

г. цветок пятичленного типа, околоцветник двойной, плод ягода или коробочка, содержат ядовитые вещества.

4. Назовите признаки, характерные для класса однодольных:

а. корневая система стержневая, жилкование листьев сетчатое, зародыш с двумя семядолями.

б. наличие цветка, плода с семенами, хорошо развитая проводящая система.

в. корневая система мочковатая, жилкование листьев дуговое или параллельное, зародыш с одной семядолей.

г. хорошо развитые вегетативные органы, отсутствие цветка и плода.

5. Растения семейства бобовых имеют цветок, в котором число частей кратно:

а. трем.

б. четырем.

в. пяти.

г. более десяти

6. Из приведенного перечня выберите растения семейства злаков:

а. пастушья сумка, сурепка, ярутка полевая.

б. ковыль, тимофеевка, мятлик луговой.

в. манжетка, лапчатка прямостоячая, боярышник.

г. клевер красный, донник белый, акация.

7. Растения семейства крестоцветных имеют плод:

а. семянка.

б. зерновка.

в. ягода или коробочка.

г. стручок.

8. На корнях каких растений развиваются клубеньковые бактерии, обеспечивающие растения азотом?

а. злаков.

б. бобовых.

в. пасленовых.

г. розоцветных.

9. Какой плод у картофеля, паслена черного?

а. боб.

б. ягода.

в. стручок.

г. семянка.

10. Какое из перечисленных растений выращивают с целью использования корнеплодов?

а. редис.

б. топинамбур.

в. свекла.

г. чеснок.

11. Назовите однолетнее сельскохозяйственное растение:

а. горох.

б. ячмень.

в. морковь.

г. смородина.

12. Назовите важнейшие зерновые растения:

а. томаты, капуста, огурцы.

б. груша, яблоня, смородина.

в. пшеница, рис, рожь.

г. подсолнечник, рапс, горчица.

13. Какое из перечисленных сельскохозяйственных растений засухоустойчиво?

а. капуста.

б. картофель.

в. рис.

г. подсолнечник.

14. Из приведенного перечня выберите широко распространенный осенний сорт яблони:

а. папировка.

б. белый налив.

в. боровика.

г. лорх.

15. Что необходимо знать при выращивании подсолнечника?

а. это теневыносливое растение с продолжительным периодом роста.

б. требует много влаги.

в. это теплолюбивое и светолюбивое растение.

г. холодостойкое растение.

16. Что представляет собой вид?

а. высшая систематическая категория, объединяющая классы растений.

б. группа сходных по строению и жизнедеятельности особей, занимающих определенную территорию, дающих при скрещивании потомство, похожее на родителей.

в. группа растений, созданная человеком на основе отбора.

г. группа организмов, ведущих в основном прикрепленный образ жизни, способная в процессе фотосинтеза создавать органические вещества.

17. Какое из названных растений занесено в Красную книгу?

а. крапива двудомная.

б. безвременник.

в. цикорий.

г. редька дикая.

18. Наука, изучающая отношения организмов и окружающей среды, называется:

а. систематикой.

б. экологией.

в. селекцией.

г. фенологией.

ИТОГОВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ:

“ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ”,

“СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ” Вариант 4. 1. Назовите наименьшую систематическую категорию: а. класс.

б. отдел.

в. вид.

г. семейство

2. Главный признак, по которому определяется принадлежность растений к определенному классу покрытосеменных:

а. тип корневой системы.

б. число семядолей в зародыше.

в. строение цветка и плода.

г. жилкование листьев.

3. Назовите главные признаки растений семейства крестоцветные:

а. корневая система стержневая, жилкование листьев сетчатое, зародыш с двумя семядолями.

б. цветок пятичленного типа, плод боб, на корнях - клубеньковые бактерии.

в. цветок четырехчленного типа, околоцветник двойной, соцветие кисть, плод стручок или стручочек.

г. цветок пятичленного типа, околоцветник двойной, плод ягода или коробочка, содержат ядовитые вещества.

4. Растения семейства розоцветных можно узнать по следующим признакам:

а. цветок пятичленного типа, околоцветник двойной, плод ягода или коробочка, содержат ядовитые вещества.

б. цветок пятичленного типа, плод боб, на корнях имеются клубеньковые бактерии.

в. цветок пятичленного типа, плод костянка или яблоко, большинство плодово-ягодные растения.

г. цветок четырехчленного типа, околоцветник двойной, соцветие кисть, плод стручок или стручочек.

5. Растения семейства сложноцветных имеют цветок, в котором число частей кратно:

а. трем.

б. четырем.

в. пяти.

г. более десяти

6. Из приведенного перечня выберите растения семейства пасленовых:

а. георгин, астра, василек полевой.

б. клевер, люцерна, мышиный горошек.

в. манжетка, лапчатка прямостоячая, боярышник.

г. дурман, белена, картофель.

7. Растения семейства лилейных имеют плод:

а. ягода или коробочка

б. яблоко или костянка.

в. стручок

г. орех.

8. Что надо знать при выращивании капусты?

а. растет на любой почве, не требовательна к влаге.

б. засухоустойчива, теплолюбива.

в. нуждается в плодородной почве, требовательна к влаге.

г. растение жаркого климата.

9. Какой плод у капусты, сурепки?

а. боб.

б. стручок.

в. ягода.

г. семянка.

10. У какого из перечисленных растений в пищу используются листья?

а. огурцы.

б. салат.

в. морковь.

г. редис.

11. Назовите важнейшую продовольственную, техническую и кормовую культуру:

а. картофель.

б. пшеница.

в. капуста.

г. рис.

12. Назовите из предложенного перечня овощные растения:

а. груша, яблоня, смородина.

б. просо, рис, кукуруза.

в. лук, капуста, огурцы.

г. подсолнечник, рапс, горчица.

13. Какое из перечисленных сельскохозяйственных растений влаголюбиво?

а. подсолнечник.

б. капуста.

в. сахарная свекла.

г. просо.

14. Из приведенного перечня выберите широко распространенный летний сорт яблони:

а. антоновка.

б. апорт.

в. боровинка.

г. белый налив.

15. Где находятся семена у картофеля?

а. в корне.

б. в стебле.

в. в кочерыге кочана.

г. в стручках.

16. Систематическое слежение за состоянием растений называют:

а. акклиматизацией.

б. мониторингом.

в. систематикой.

г. селекцией.

17. Какое из названных растений занесено в Красную книгу?

а. пастушья сумка.

б. ятрышник.

в. одуванчик лекарственный.

г. мать-и-мачеха.

18. Наука, изучающая сезонные периодические явления в жизни растений и животных, называется:

а. экологией.

б. фенологией.

в. селекцией.

г. систематикой.

ОТВЕТЫ К ИТОГОВОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ТЕМАМ:

“ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ”,

“СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ”

Вариант 1.

10г 11в 12в 13б 14б 15б 16б 17б 18б

Вариант 2.

10в 11г 12в 13г 14б 15в 16в 17в 18б

Вариант 3.

10в 11б 12в 13г 14в 15в 16б 17б 18б

Вариант 4.

10б 11а 12в 13б 14г 15г 16б 17б 18б
Ошибки Оценка
1, 2 5
3 - 5 4
6 - 9 3
>10 2
скачать

nenuda.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта