Презентация к проекту на тему "Наши друзья -комнатные растения". Наши друзья комнатные растения
Конспект НОД "Наши друзья - комнатные растения"
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию во второй младшей группе
Тема: «Наши друзья - комнатные растения».
Программное содержание: Закреплять знания детей о комнатных растениях (бальзамине, фикусе) и их существенных признаках (корнях, листьях, стеблях, цветках). Учить сравнивать растения по их признакам, выделяя сходства и различия. Поддерживать интерес, любовь и бережное отношение к комнатным растениям.
Словарная работа: фикус, бальзамин, корень, стебель, лист, цветок.
Предварительная работа: совместный труд воспитателя и детей в уголке природы, занятия «Рассматривание комнатного растения- бальзамина», «Знакомство с комнатным растением - фикусом», заучивание стихотворения про бальзамин.
Материал: комнатные растения - бальзамин, фикус, модель частей растения, фланелеграф, леечка, Петрушка, красивая коробка, магнитофон.
Раздаточный материал: модели частей растения на каждого ребенка.
Содержание непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель обращает внимание детей на то, что слышится какой-то стук.
Появляется Петрушка.
-Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам в гости поиграть. А что это такое стоит у вас на столе?
Петрушка: А как называется это комнатное растение?
(Бальзамин, Ванька мокрый, огонек).
Воспитатель предлагает ребенку прочитать стихотворение про бальзамин:
«Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Горят огоньки».
Петрушка: Ой, а это что же за дерево такое?
Да это же не дерево, это тоже комнатное растение.
- А как называется это комнатное растение?
-Что есть у растения? (корень, стебель, лист, цветок).
Покажи стебель, листья, цветок.
- Чем отличается фикус и бальзамин? (Педагог обращает внимание на разную величину листьев у растений).
- Какие листья у фикуса? (большие)
- А у бальзамина? (маленькие)
Далее воспитатель предлагает ребенку выложить модель растения на фланелеграфе.
Дидактическая игра «Выложи растение».
Физкультминутка под музыку:
Люблю я маме помогать,
Люблю цветочки поливать.
Цветочкам надо воду пить.
Ведь без водички им не жить
-Посадили в землю маленькие семечки, пустили они корешки (дети садятся на корточки).
-Стало яркое солнышко обогревать своими теплыми лучиками первые зеленые росточки. Стебелек тянулся выше- выше. (Дети тянутся на носочках вверх).
-Появились первые зеленые листочки. (Дети показывают пальчики).
-А вот расцвел красивый цветочек и улыбнулся нам.
(Дети качают головой и улыбаются друг другу).
-Мама напоила растения водичкой, и они стали еще красивее. (Воспитатель имитирует, полив растений-деток из леечки).
Петрушка: Спасибо, ребятки! Теперь-то я понял, что у комнатных растений есть корешки, стебли, листья и цветы. Мне хочется поскорее выложить модель растения на столе.
Петрушка «подходит» к столу, выкладывает модель растения, но делает ошибку.
Воспитатель: Ой, Петрушка! Ты же все перепутал. Давайте, ребята, поможем нашему гостю выложить растение правильно.
Дети подходят к столам, на которых приготовлены модели растений на каждого ребенка. (корень, стебель, листья, цветы).
Дидактическая игра «Выложи растение правильно». (Работа по схемам «Строение цветка»)
Рефлексия: Молодцы ребята! Справились с заданием, помогли Петрушке.
Дети прощаются с Петрушкой и дарят ему карточки схемы «Строение цветка».
Экологический проект Комнатные растения — наши друзья
МБДОУ «Детский сад №10»
Экологический
проект
комнатные растения -наши друзья
Младшая группа.
Воспитатель: Е.А.Сергеева
2011г.
Мотив:
Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного растения.
Модель 3-х вопросов.
Что мы знаем про это? | Что мы хотим узнать? | Как мы узнаем? |
Они красивые. Могут пить. Хорошо пахнут. Цветы растут. У них есть листья. | Почему растение растёт? Из каких частей оно состоит? Как растение питается? Как растение дышит? За чем нам растения? | Спросим воспитателя. У взрослых. Прочитаем в книге. По телевизору. Спрошу маму. |
Вывод:
Дети проявляют интерес к комнатным растениям.
У детей нет знаний о строении комнатных растений и правилах ухода за ними.
Виды работы.
Сбор информации.
Подбор иллюстрированного материала.
Отбор художественной литературы.
Организованная и неорганизованная деятельность.
Совместная и самостоятельная деятельность.
Создание уголка по проблеме проекта.
Презентация проекта.
1этап
Цель:
Дать детям знания о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значении для жизни, роли человека для растения.
Задачи:
Обогащать знания детей о комнатных растениях.
Познакомить детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
Развивать познавательный интерес.
Учить детей находить способы решения проблемных ситуаций.
Учить устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием растения.
Расширять словарный запас.
Воспитывать навыки ухода за комнатными растениями.
Предполагаемый результат:
Владение детьми информацией:
- что растению для роста необходимы свет, тепло, вода, воздух, земля;
- что растение состоит из корня, стебля, листа, цветка;
- что растения отличаются друг от друга;
- что состояние растения зависит от ухода человека;
Участники проекта:
-дети младшей группы группы;
-педагог: Е.А.Сергеева
-родители;
Срок: 1 месяц (1.07 – 1.08)
2этап Разработка проекта
Организованная деятельность.
Беседы с детьми:
Строение комнатного растения.
Что необходимо растению для роста?
Как ухаживать за комнатным растением?
Художественная литература.
Чтение: стихотворение Е.Благининой «Огонёк», словацкая сказка «У солнышка в гостях», А.К.Толстой «Колокольчики мои…», Я.Колас «Цветок».
Дидактические игры
Тема | Цели | Сроки |
Что изменилось? Найди такой же. Угадай растение по описанию. Где спряталась матрёшка? Найди растение по названию. Найди, о чём расскажу. Опиши, я отгадаю. | Найти предмет по сходству. Найти предмет по сходству. Найти предмет по перечисленным признакам. Найти предмет по перечисленным признакам. Найти растение по слову – названию. Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого. Найти растение по описанию взрослого. |
Совместная и самостоятельная деятельность.
Наблюдения за растениями в уголке природы.
Наблюдения за трудом воспитателя по уходу за растениями уголка природы (труд с целью помочь)
Художественно-продуктивная
-рисование на тему «Комнатное растение»;
-подбор иллюстраций;
-оформление альбома «Растения в нашей группе»;
-серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле, свете.
Создание уголка в группе.
-художественная литература;
-плакат;
-карточки — схемы;
-иллюстрации;
- картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями.
3 этап Реализация проекта.
4 этап Презентация проекта.
«Помоги растению».
Итог работы.
Вопросы к детям.
Что вы узнали нового, чего не знали раньше?
Что вас удивило?
Что понравилось больше всего?
Итоговое занятие «Помоги растению».
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас встать в круг. Сегодня к нам придут гости. Я предлагаю вам настроиться на встречу с ними.
Тренинг «Заряд бодрости».
Мои ушки слышат всё. Дети гладят ушки.
Мои глазки видят всё. Гладят глазки.
Я вдыхаю аромат цветов! Делают вдох.
Воспитатель: Молодцы! Теперь вы готовы видеть, слышать, правильно отвечать на вопросы, рассказывать. (Раздаётся плач, в группу входит грустный Карлсон. В руках у него музыкальный цветок, который завял). Кто это к нам пришёл и плачет? Сейчас мы узнаем. Ой, да это Карлсон! Здравствуй, Карлсон! Ну что же с тобой случилось?
Карлсон: Здравствуйте, ребята! Мой цветочек был когда – то таким красивым, как на картинке. (показывает картинку). А теперь он заболел и мне его очень жалко.
Воспитатель: Ребята, а вам жалко цветок? Давайте мы подарим цветочку ласковые слова (красивый, нежный, ласковый, яркий, милый, любимый, алый, хрупкий, весёлый, добрый). Молодцы! Но наш цветочек всё равно грустный. Давайте присядем на стульчики и расспросим Карлсона о цветке. Уважаемый Карлсон, где у тебя был этот цветочек и как ты ухаживал за ним?
Карлсон: он рос у меня на крыше в моём домике, под ведром.
Воспитатель: Цветочек? Под ведром? Вот так Карлсон. Что же, ребята, он делал не так? Давайте подумаем. ( под ведром нет света, тепла, воздуха и воды). Правильно, молодцы! Давайте поможем Карлсону. У меня на столе лежат волшебные карточки, выберем из них подходящие для нашего цветка..
Игра «Что необходимо растению для роста?» (карточки – солнце, лейка, земля, воздух, батон, игрушка.) правильно, ребята! Без тепла, света и влаги растения не растут и не цветут. Всем растениям нужен воздух. И обязательно нужны забота, нежность, любовь, поэтому твоему растению, Карлсон, под ведром было неуютно, он завял.
Карлсон: больше я его под ведром держать не буду.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы быть красивыми цветами? Я приглашаю вас в круг.
Психогимнастика «Я растение» (выполняется под медленную музыку). Закройте глазки и присядьте. Представьте себе, что вы маленькое растение, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем слабое, хрупкое, беззащитное. Но вот добрые руки поливают растение, вытирают с него пыль. Растение начинает расти (дети медленно поднимаются), листики поднимаются к свету (руки поднимают вверх), растение чувствует себя хорошо (руки опускают). Откройте глазки. Вам понравилось быть цветами?
Карлсон: ребята, а вы не могли бы мне рассказать из каких частей состоит моё растение. Я ведь этого не знаю.
Воспитатель: Ребята с удовольствием сейчас тебе об этом расскажут. А помогут нам в этом чудо – картинки. (у растения в земле прячется корешок, от корешка идёт стебель. На стебле есть листья и цветы). Молодцы, ребята! Действительно, у растения есть корень, стебель, листья, цветок. Все они ему нужны и важны. Ты запомнил, Карлсон, что тебе рассказали дети? Ведь они старались.
Карлсон: запомнил, запомнил, а ещё я знаю, что цветы надо поливать. Вот как я это делаю!(льёт на растение сверху, разбрызгивая воду).
Воспитатель: Подожди, не торопись. Так ты можешь погубить растение. Вот и свой цветок неправильно поливал.
Карлсон: как погубить? Вы же сказали, что вода нужна для растения. Вот я и лью.
Воспитатель: Поливать, Карлсон, тоже надо правильно. Посмотри, как это будут делать дети (ребёнок поливает и рассказывает: носик лейки кладу на край горшка и лью воду на землю, а не разбрызгиваю. Много воды нельзя лить, это вредно для корешка).
Карлсон: Ура! Я теперь всё знаю, как правильно ухаживать за моим цветочком.
Воспитатель: Ребята, встаньте в круг. Закройте глаза (листья у цветка Карлсона поднимаются) раз, два, три – посмотри!
Карлсон: ой, мой цветочек стал здоровым и весёлым. Спасибо вам, ребята, за урок по уходу за растениями. Теперь я буду делать всё правильно. А теперь мне пора улетаь. Пока!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами много говорили о том, как помочь цветочку. Что ему нужно для жизни ( свет, вода, тепло, воздух)? Мы с вами будем ухаживать за цветами в нашей группе и тихо, шепотом будем спрашивать: «Как вы себя чувствуете?»
Наблюдения за комнатными растениями.
№ | Цель | Ход наблюдения |
1. | Продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпкой). Формировать интерес к комнатным растениям. Вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах. | Предложить детям найти в групповом помещении растения и подойти к ним. Обратить внимание на листья (какого цвета?) и цветы (красивые), дать возможность понюхать их. Показать растения с чистыми и пыльными листьями. На какое растение приятнее смотреть? Почему? Какому растению трудно дышать? Что надо сделать, чтобы ему помочь? Предложить протереть листья, полить растение. Подвести к обобщению: растение живое, о нем надо заботиться, ухоженное растение здоровое и красивое. |
2. | Учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растения, находить герань. | Сюрпризный момент: приходит кукла и прячется за геранью. Предложить найти её и сказать, за каким растением она спряталась. Дети вместе с куклой любуются красотой цветущей герани, делятся своими ощущениями (красиво, приятно пахнет, легко дышать). Спросить, как надо заботиться о герани, и предложить полить её. В заключении кукла дарит детям фотографию цветущей герани и предлагает поставить её рядом с цветком. В течение дня спрашивать детей: Где спряталась кукла? Какой цветок самый красивый? Где он? |
3. | Закреплять представление об отличительных свойствах герани (зелёные, душистые, круглые, пушистые листья, белые и красные цветы), учить находить её среди других растений, продолжать приучать к трудовым операциям по уходу за растениями. | Сюрпризный момент: приходит матрёшка и просит детей показать белую и красную герань. Рассматривает растения вместе с детьми. Матрёшка: чем вы дышите? (носом). А что делаете в детском саду? Значит вы живые. А что ещё «пьёт» воду и дышит? Вы мне показали герань с белыми и красными цветами. У этого растения зелёные, круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу посадить ещё одну герань. Посмотрите: внизу у неё тонкие белые ниточки – это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и полью. Корни будут пить воду, и у герани вырастут новые листья и цветы, потому что она живая. Растения очень любят солнце, поэтому их ставят поближе к свету. Трогать растения нельзя, о них нужно заботиться, за ними надо ухаживать. |
4. | Дать представление о фуксии. Учить находить фуксию среди других растений. Закреплять навыки полива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям. | Сюрпризный момент: приходит кукла в яркой красной кофточке и белой юбочке. Она предлагает найти в уголке природы растение, цветы которого похожи на её одежду. Дети рассматривают фуксию; сопоставляют одежду куклы и цветы фуксии. Подвести детей к выводу: фуксия – растение, похожее на маленькое деревце с зелёными листьями и красными цветами; фуксия – красивое растение, у него много цветов, оно требует ухода. |
5. | Знакомить с фикусом – растением, у которого плотный ствол, как у небольшого деревца, крупные, зелёные, гладкие листья. Закреплять навыки полива растений. Продолжать воспитывать бережное отношение к ним. | Сюрпризный момент: приходят куклы Маша и Ваня. Маша: мы с Ваней вышли на улицу и хотели помыть листья дерева, но пошёл дождь и сделал это за нас. Тут прилетела птичка. Она рассказала, что у вас в уголке природы растёт зелёное деревце с крупными листьями. Они запылились, их надо помыть. Помогите найти это деревце. Рассматривают, протирают листья, поливают. Куклы дарят детям картинки с изображением фикуса. |
6. | Познакомить с хлорофитумом – растением, похожим на зелёную травку. | Показываю бумажную бабочку на тонкой резинке, которая позволяет имитировать её полёт. Обращаю внимание на растение, на котором расположилась бабочка. Рассматриваем хлорофитум: растение похожее на зелёную травку – листья гладкие, зелёные, длинные. Провожу игру «Куда улетела бабочка?» (бабочка садится на цветы, дети называют цветок, показывают как за ним ухаживать). |
7. | Обобщить и закрепить знания детей о растениях, с которыми уже познакомились, умение находить и показывать их; напомнить о необходимости 2-3 условий для жизни растений. Закрепить навыки полива растений. | Стук в дверь. Входит кукла в косынке и фартуке, в руках у неё лейка. Кукла: я узнала, что у вас в уголке природы много комнатных растений. Взяла лейку. Чтобы их полить. А тряпочкой хочу протереть листья у фикуса. Ребята, а зачем вы поливаете растения и моете у них листья? Покажите, как вы умеете ухаживать за растениями. |
Дидактические игры.
Название | Задача | Правило | Оборудование | Ход игры |
«Что изменилось?» | Найти предмет по сходству. | Показать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, услышав его описание. | Одинаковые растения расставлены на двух столах. | Воспитатель показывает какое – нибудь растение на одном столе, описывает его характерные признаки, а затем Предлагает ребёнку найти такое же растение на другом столе. Игру повторить с каждым из растений находящихся на столе. |
«Найди такой же». | Найти предмет по сходству | Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами нельзя. | На двух столах ставят 2-3 одинаковых растения в определённой последовательности. | Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе. После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля). |
«Угадай растение по описанию». | Найти предмет по перечисленным признакам | Показывать растение можно только после его описания, по просьбе воспитателя. © , 2018 |
sundekor.ru
«Наши друзья комнатные растения»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29 «Дарёнка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей»Познавательно-творческий
ПРОЕКТТема: «Наши друзья – комнатные растения»Участники проекта:
Дети и родители
средней группы
№11 «Светлячки»Разработчик:
Шитова Надежда
Викторовна
воспитатель I кв.категории
г.Лесной, 2012
Актуальность:
Комнатные растения – неотъемлемая часть интерьера всех дошкольных учреждений. Но задумывались ли вы о том, что самые обычные комнатные растения, которые растут в нашем окружении, кроме красоты и уюта могут подарить вам еще и здоровье? Они – наши самые верные и близкие друзья и защитники. Каждый из нас, наверняка, хоть раз в жизни лечил какую – нибудь болезнь лекарственными травами, купленными в аптеке или сорванными в лесу. Но многие и не подозревают, что такие привычные цветочки в горшочках тоже могут быть не только украшением, но и прекрасным лекарством.
Комнатные растения очищают воздух, это знают все. Мы озеленяем квартиры, группы в дошкольных учреждениях, не задумываясь о конкретной пользе того или иного растения. А вот ученые из Института Лекарственных и ароматических растений разработали фитомодули, способные уберечь нас от болезней.
Фитомодули – это комплексы так называемых фитонцидных (биологически активных) растений. Они выделяют биологически активные вещества, губительные для вирусов и бактерий, и поглощают токсины. Причем не просто впитывают, а еще и утилизируют их. Особые ферментные системы «переваривают» все эти неприятности и готовят растение к приему новой «пищи». Этакая мини – фабрика по переработке токсинов, способная на 70-80% очистить воздух в квартире. Эти данные проверены учеными в лабораториях «Института лекарственных и ароматических растений», проведены клинические исследования, защищены диссертации.
Ученые доказали нам, что здоровый микроклимат могут поддерживать лишь специально подобранные комнатные растения. Просто надо знать те растения, которые способны не только нас радовать, но и оздоравливать.
Через анализ родительских анкет мы выяснили, что почти все родители имеют у себя в квартирах комнатные растения. Но не все знают правильное название растения, многие пользуются «народными» названиями, но а то, что эти растения могут оздоравливать помещение почти все родители не имели представления.
В анкетировании приняли участие 17 человек.
На основании результатов анкетирования и проблемных вопросов детей нами были разработаны цели и задачи нашего проекта.
Цель проекта: Формирование у детей знаний о пользе комнатных растений для здоровья человека. Задачи:
- Систематизировать и расширять представления о комнатных растениях
- Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям и умение ухаживать за ними
- Развивать умение замечать красоту окружающего мира
Этапы реализации проекта
Этапы | Совместная деятельность педагога, детей, родителей | Сроки |
1этап Подготовительный |
| 1 -2 неделя марта |
2этап Основной |
| март - апрель |
3этап Презентация |
| апрель |
^
1неделя.
Мероприятия с детьми | Дата | Работа с родителями |
1.Познавательная беседа «Наши зеленые друзья»2.Экскурсия в цветочный магазин3.Цветочная гостиная «Фитомодуль в нашей группе» (слайд-программа) 4.Аппликация «Цветок моей мечты» | 21.03 22.03 23.03 20.03 | Оформление родителями альбома «Азбука растений»Приобретение комнатных растений«Дети и комнатные растения» (информация для родителей в родительский уголок) Оформление выставки |
Мероприятия с детьми | Дата | Работа с родителями |
1. Беседа: «В каких случаях дарят цветы?»2. Д.и. «У кого такой цветок»3.Рисование «Весенний веночек» 4. Чаепитие в «Цветочном кафе» 5. Целевая прогулка в Экологический Центр ЦДТ («В гостях у царевны Флоры») | 28.03 27.03 29.03 30.03 | Составление родителями группового календаря праздников Фотовыставка «Мой любимый цветок»Презентация рецептов цветочных блюдФото-коллаж «В гостях у царевны Флоры» |
Мероприятия с детьми | Дата | Работа с родителями |
1.Познавательная беседа «Комнатные растения друзья или враги?»2.Экскурсия в библиотеку 3.Выставка «Растения, которые нас лечат» 4.Конструирование «Цветок из мозаики» | 4.04 5.04 3.04 6.04 | Слайд-программа «Опасные комнатные растения» Создание мини-библиотеки (книги писателей-природоведов, журналы, энциклопедии)Презентация «Зеленая аптека цветов» Оформление выставки |
Мероприятия с детьми | Дата | Работа с родителями |
1. Путешествие «Поможем комнатным растениям» 2. Д.и. «Магазин растений»3. «В гостях у Бабушки Загадушки» (загадки, народные игры, сказки)4. Чтение художественной литературы о цветах 5. Презентация проекта | 11.0412.04 10.04 13.04 | Помощь в приобретении инвентаря по уходу за комнатными растениями Создание книги «Незабудка» Выставка книг, открыток, альбомов, фотографий |
^
- «Где спрятано растение?»
Игровое действие: Поиски изменений в расположении растений.
Правило: Смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.
- «Узнай растение»
Игровое действие: Соревнование кто быстрее найдет растение.
Правило: Найдя растение, нужно объяснить, как узнал его.
- «Собери цветок»
Игровое действие: Соревнование кто быстрее соберет растение.
Правило: Составлять композицию по заданному образцу.
- «Что изменилось?»
Игровое действие: Дети находят изменения в расположении предметов.
Правило: Смотреть на то, как воспитатель меняет растение местами, нельзя.
- «Угадай растение по описанию»
Игровое действие: Поиск растения по загадке-описанию.
Правило: Показывать растение можно только после рассказа воспитателя.
- «Найди растение по названию»
Игровое действие: Поиски названного растения.
Правило: Смотреть, куда прячут растение, нельзя.
- «Опишите, я отгадаю»
Игровое действие: Угадывание растений по загадке-описанию
Правило: Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.
Игровое действие: Загадывание и отгадывание загадок о растениях.
Правило: Описывать растение нужно, не называя его.
- «Магазин растений»
Игровое действие: Выполнение ролей покупателя и продавца.
Правило: Покупатель должен назвать растение, но не показывать его. Продавец находит растение по названию.^
1. Казаринова Н.В., Цыбуля Н.В., Казначеева Л.Ф., Музыченко Л.М. Использование интерьерных растений для санации воздуха в закрытых помещениях (медицинский фитодизайн). Информационное письмо. Новосибирск, 1997.
2. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. М., 1989.
3. Снежко В.В. Некоторые вопросы фитодизайна // Биолого-экологические особенности интродукционных растений. Киев, 1985. С.100–103.
4. Ткаченко К.Г., Потекушина И.В. Фитонцидная активность растений, используемых при создании фитотерапевтических помещений // Фитонциды. Бактериальные болезни растений: Матер. Конфер. Киев, 1990, Ч. 1. С. 66.
5. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. Москва, 1995.
6. Цыбуля Н.В., Фершалова Т.Д. Фитонцидные растения в интерьере (Оздоровление воздуха с помощью растений). Новосибирск, 2000.
7. Александрова М.С., Александров П.В. Комнатное цветоводство. М., 2000.
8. Голубев В. Экологическая культура помещений // “Флора”, ЗАО “ИНТЕР-ОВА-ПРЕСС”, 2002.
9. Казаринова Н.В., Ткаченко К.Г. Здоровье дарят комнатные растения. СПб., издательский дом “Нева” 2003.
10. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург Детство-ПРЕСС 2010
11. Киреева Л.Г., Бережнова С.В.Формирование экологической культуры дошкольников. Издательство «Учитель» 2007
shkolnie.ru
Педагогический проект по экологическому воспитанию «Комнатные растения
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Конёвский детский сад
Номинация : Педагогический проект по экологическому воспитанию
«Комнатные растения - наши друзья»
по формирования экологического мировоззрения
Автор: Захаренко Оксана Александровна, воспитатель
2017г.
Содержание проекта :
1.Актуальность проекта……………………………………………………….стр.3
2.Цель и задачи…………………………………………………………………..стр.4
3.Участники…………………………………………………………………………..стр.4
4.Срок реализации и вид проекта……………………………………стр.4
5.Ожидаемые результаты………………………………………………….стр.5
6.Этапы проекты………………………………………………………………..стр.5-9
7.Работа с родителями……………………………………………………стр.9
8.Результаты работы ………………………………………………….стр.9
9. Обеспечение и выводы.…………………………………………….стр.10 10.Приложение (фотоальбом)…………………………………………стр.11- 26
*Используемая литература…………………………………………….стр.27
*Анкета для родителей………………………………………………...стр.28
Актуальность
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».
Г. – Х. Андерсен.
С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.
Большую часть года дошкольники проводят в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Обычно в любом детском саду в уголках природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.
Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.
Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Комнатные растения – наши друзья» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.
Цель: формировать основы экологического мировоззрения.
Задачи:
1. Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
2. Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
3. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
4. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
5. Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.
6. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.
7. Развивать творческие способности детей.
8. Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).
9. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству. Участники проекта
Срок реализации проекта: декабрь-январь
Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.
Ожидаемые результаты:
• У детей проявится ярко выраженный интерес к живой природе. Они научаться различать и называть комнатные растения.
• Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
• Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
• Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком.
• Обогащение словарного запаса детей по данной теме.
• Приобретение практических навыков.
• Расширение экологической среды группы.
• Обогащена развивающая среда в группе.
• Активизируются познавательная и творческая активность детей, родителей, повысится компетентность педагогов.
Этапы работы:
1-й этап – информационно-аналитический (декабрь 2016г)
Цель:
Индивидуальные беседы с детьми и анкетирование родителей по теме «Комнатные растения»
Определение проблемы
Выбор цели
Планирование проекта
Подборка методического и дидактического материала.
Разработка непосредственно образовательной деятельности по проекту.
Подбор пословиц, поговорок, дидактических игр , загадок по теме проекта.
Составление паспорта растений группы
Введение детей в проблемную игровую ситуацию
Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога, родителей)
На данном этапе необходимо обозначить проблему:
Изучение знаний детей старшей группы о комнатных растениях показало, что у детей отсутствует целостная система знаний о комнатных растениях. Было выявлено, что дети испытывали трудности в различении комнатных растений по внешнему виду, способам ухода за ними.
2-й этап – внедренческий (январь 2017г.)
Включение каждого ребенка в практическую деятельность по данной теме.
Реализация проекта: «Комнатные растения!»
Образовательная область: «Физическое развитие:
Утренняя гимнастика: «Чудный день»; гимнастика после сна: физминутка «Маленькое семечко положу в горшок»
Пальчиковые игры «Комнатные растения»
Дыхательная гимнастика «Приятный аромат».
Центр безопасности. «Безопасность при уходе за комнатными растениями» (рассматривание иллюстраций)
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»:
Ситуация общения: «Как люди выращивают комнатные растения»;»Как нужно ухаживать за комнатными растениями»
ИОС «Что будет, если не будем поливать комнатные цветы?»;
«Хорошо – плохо» (комнатные цветы)
Настольно печатная игра: «Собери цветок»;
Д/и «Куда запряталась матрешка?»; «Угадай растение по описанию»
С/р игра «Магазин цветов»
Работа в уголке природы: «Полей комнатное растение»; Рассматривание «Паспорт комнатных растений»
Исследовательская деятельность:
Сравнение листьев у растений: фикус и фиалка;
Опыт «Дети солнца» - что происходит с растением, если ему не хватает света ; Опыт «Помоги растению»-что происходит с растением если его не поливать
Развлечение: Расскажу вам сказку «Красивое комнатное растение» (домашнее задание, придумывание сказки о комнатных цветах) КВН «В мире интересного».
Образовательная область: «Речевое развитие»:
Составление рассказов – описаний о комнатных цветах;
Придумывание сказки о комнатном цветке
Образовательная область: «Познавательное развитие»:
НОД:
«Растения в нашем уголке природы»;
«Растения в подарок маме» (посадка комнатных растений)
Экскурсия по детскому саду «Комнатные цветы»
Беседа: «Что растет на окошке?»; «Кто такие зеленые друзья?»» Почему комнатные растения так называются?»
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
НОД:
Рисование «Комнатное растение» (с натуры)
Лепка «»Цветок в горшке» Аппликация «Цветущий кактус»
Работа в уголке книги. Рассматривание книг, иллюстраций , альбомов «Комнатные растения»;
Самостоятельная деятельность: раскрашивание раскрасок по теме «Комнатные цветы»
Слушание П. Чайковского «Вальс Цветов»;
Музыкальный этюд «Цветочек»
ЧХЛ В. Катаев «Цветик – семицветик», Л. Скребцова «Лекарство в цветочных горшках», Е Благинина «Бальзамин»
3-й этап: Презентация: «Комнатные растения»,»Наши друзья»
Работа с родителями.
Анкетирование «Что Вы знаете о комнатных растениях?»;
Оснащение уголка природы комнатными растениями;
Составление сказки (с детьми) о комнатном цветке.
Результаты работы проектной деятельности:
Дети:
• Повысился уровень знаний о комнатных цветах, о значении растений в жизни человека.
• Владеют навыками правильного ухода и бережного отношения к комнатным растениям
Родители:
• Участие родителей в жизни группы
Педагоги:
• Обогащение предметно-развивающей среды группы
• Укрепление связи с родителями
Обеспечение проекта:
Техническое: музыкальный центр, компьютер, цифровой аппарат,
Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организация детской деятельности в ДОУ.
Финансовое: за счет собственных средств, помощи родителей (пополнение уголка природы комнатными цветами)
Выводы: Мы считаем, что необходимо и дальше продолжать работу по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает!
Приложение
Список литературы:
Т.А.Шорыгина «Комнатные растения . Какие они?» М.,2003 г.
Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году» М.,1999 г.
«Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о комнатных растениях).
В союзе с природой. Л.И.Грехова, М.,1999 г.
Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г.
Журнал «Дошкольное воспитание» — 1994. — №2, 11; 1995, — №2; 1996 -№3,4,11; 1997, — №
Электронный ресурс
infourok.ru
Презентация к проекту на тему "Наши друзья -комнатные растения"
Полное название проекта: «Наши друзья – комнатные растения» Вид проекта: творческий, групповой Продолжительность: 1 месяц Участники: воспитатели, дети старшей логопедической группы, родители детей. Актуальность: Комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, т.е. тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Использование комнатных растений для формирования экологических понятий целесообразно, т.к. в мире растений наглядно проявляются основные закономерности: целостность, изменение, развитие. При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. У педагога есть возможность наглядно показать детям закономерности, существующие в мире растений, связи, зависимости организма от окружающей среды. Цель: Познакомить детей с прекрасным миром цветов: изучить особенности строения цветов и создание условий для их роста, сформировать бережное отношение детей к цветам. Сформировать положительное отношение к природе через наличие знаний о комнатных растениях, как о живых существах, опираясь на такие моральные качества личности, как доброта, отзывчивость. Формирование умения проявлять познавательную и продуктивную инициативу. Развитие мышления, связной речи детей. Задачи: Дать детям представление о значении растений в жизни человека, познакомить с лекарственными растениями, их полезными свойствами; уметь различать и называть их. Дать знания о простейших способах использования некоторых растений для лечения простуды, исцеления ран, от укусов насекомых и т.д. Формировать представление о роли комнатных растений в очищении воздуха от веществ, вредных для здоровья человека. Систематизировать знания об основных потребностях комнатных растений (полив, удаление пыли, рыхление). Учить выбирать вид ухода, необходимые инструменты, ухаживать за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям, ответственность за развитие и жизнь комнатных растений. Наглядно показать детям зависимость растений от условий окружающей среды, закономерности в развитии растений, проследить взаимосвязь – комнатные растения и внешние факторы окружающей среды. Развивать любознательность, стремление к выполнению оригинальных творческих работ. Обогащать и активизировать словарь детей. Способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами
infourok.ru
Комнатные растения – наши друзья
Текст этой презентации
Слайд 1
Выполнила: воспитатель Браим А.В.«Комнатные растения – наши друзья»
Слайд 2
"Цветы, как люди, на добро щедры и людям нежность отдавая, они цветут, сердца обогревая, как маленькие, тёплые костры." (К. Жане)
Слайд 3
Наличие комнатных растений дома, в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. В настоящее время существует такая проблема, как недостаточные знания детей о комнатных растениях, способах ухода за ними. Поэтому мы перед собой поставили следующие вопросы, на которые мы постараемся найти ответы в ходе нашей проектной деятельности: Почему в группе детского сада пожелтели некоторые комнатные растения? Что нужно сделать, чтобы растения радовали всех своим цветением?
Слайд 4
Цель проектаДать детям знания и расширить их знания о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значении в жизни человека, о роли человека для растения.
Слайд 5
ЗадачиОбразовательныеРазвивающиеВоспитательныеДля родителей
Слайд 6
Образовательные:Обогащать знания детей о комнатных растениях; Познакомить со строением растения, особенностью и назначением его частей; Расширять представления о причинах повреждения и правилах ухода за комнатными растениями, условиях размножения комнатных растений.
Слайд 7
Развивающие:Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов; Развивать любознательность, активность в познавательной деятельности.
Слайд 8
Воспитательные:Воспитывать желание заботиться о комнатных растениях и ухаживать за ними; Воспитывать любовь к красоте и живой природе.
Слайд 9
Для родителей:Заинтересовать детей и их родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к объектам живой природы.
Слайд 10
Наш проект прошёл три этапа: Подготовительный: 1.1. Постановка цели и формулирование задач; 1.2. Определение необходимого ресурсного обеспечения по данной теме; 1.3. Продумывание творческих заданий для детей и родителей; Реализация проекта: (По всем пяти областям) Заключительный этап 3.1. Выставка работ «Цветочная фантазия»; 3.2. Представление мини проектов «Мой комнатный цветочек».
Слайд 11
Во время реализации проекта мы работали над:Социально-коммуникативным развитием детей:
Слайд 12
Наблюдали и ухаживали за комнатными растениями в группе: • Мытье комнатных растений; • Поливка комнатных растений. Сюжетные игры « Цветочный магазин», «Цевочный сад».
Слайд 13
Познавательным развитием детей:
Слайд 14
НОД «Комнатные растения. Уголок природы» Экспериментальная деятельность: «С водой и без воды»; «Что нужно для питания растениям».
Слайд 15
Речевым развитием детей:
Слайд 16
Беседа: «Что растёт живое» Словесные игры. «Я садовником родился» «Опиши цветок» «Загадай, мы отгадаем» Дидактические игры. «Отгадай, что за растение» «Собери цветок» «Найди такое же растение» «Какого цветка не стало?» «Что изменилось?» Чтение сказок о комнатных растениях; Знакомство со стихами и заучивание Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами. НОД «Составления рассказа описания о комнатном растении»
Слайд 17
Художественно – эстетическим развитием детей:
Слайд 18
Аппликация «Комнатное растение»; Рисование «Комнатное растение»; Раскрашивание цветов в раскрасках; Оригами «Тюльпан»; Рисование «Мой любимый цветок»; Аппликация «Астра из ниток».
Слайд 19
Физическим развитием детей:
Слайд 20
Хороводные игры: «Мы на луг ходили» «Галя по садочку гуляла» Подвижные игры: «Солнышко и дождик» «Цветы и ветер» «Цветы» Пальчиковые игры: «Наши алые цветы» «Цветы» «Мак» «Растения» Утренняя гимнастика «Волшебные цветы»; Физкультминутки.
Слайд 21
На заключительном этапе был проведён конкурс- выставка детских работ «Цветочная фантазия», так же дети выступили со своими мини-проектами «Мой комнатный цветочек»
Слайд 22
Слайд 23
Итог нашего проекта:У детей появилось бережное и заботливое отношение к комнатным растениям, проявился интерес к живой природе, умение называть и различать комнатные растения. Так же у детей начали стремиться к исследованию объектов природы, они научились делать выводы. У родителей же появился интерес и стремление к творческому развитию совместно с детьми.
Слайд 24
Спасибо за внимание!
topslide.ru
Комнатные растения - наши друзья или враги? - Памятки - Родителям - Каталог статей
Комнатные растения - наши друзья или враги?
Комнатные растения не только создают благоприятный микроклимат в квартире, хорошее настроение, и украшают квартиру.
Комнатные растения встречаются почти в каждой квартире, в каждом доме, они не только очищают воздух и насыщают его кислородом, они украшают интерьер, делают домашнюю атмосферу намного уютнее и милее. Более того, есть растения, польза которых особенна, и для благоприятной атмосферы в доме нужно обязательно поставить пару вазонов на подоконник.
Многие комнатные растения обладают способностью повышать влажность воздуха в помещениях, а это чрезвычайно важно и ценно, так как в отопительный сезон влажность воздуха в квартирах заметно снижается. Количество углекислого газа в помещении, где есть цветы, не повышается , так как ночью растения выделяют его во много раз меньше, чем поглощается днем. Подсчитано, что несколько сот комнатных растений выделяют за ночь примерно столько же углекислого газа, сколько один человек.
Некоторые виды комнатных растений наделены фитонцидными свойствами, то есть способностью выделять летучие вещества, убивающие микроорганизмы в воздухе или замедляющие их рост. К таким комнатным растениям относятся:
Лимонное дерево | Туя |
Герань | Бегония |
Пахучие эфирные масла, выделяемые комнатными растениями, не только освежают и очищают воздух, но и отпугивают вредных насекомых. Например, запаха герани не выносят мухи, комары, моль.
Пользу комнатных растений можно оценивать по-разному. Одни растения обладают мощными целебными свойствами и вполне могут заменить домашнюю аптечку (как например алоэ.Полезные свойства алоэ позволяют использовать его листья при лечении массы заболеваний). Другие растения выделяют полезные фитонциды, очищают воздух от примесей и тяжелых металлов (например, герань, хлорофитум, мирт, аспарагус и др.). Некоторые растения способны выделять такое количество фитонцидов и эфиных веществ, что воздух в квартире становится поистине целебным (кипарис, туя, криптомерия).
Если учесть, что многие виды растений съедобны, и их можно выращивать в горшках на подоконнике, то их польза становится еще более очевидной. К таким растениям можно отнести: петрушку, укроп, кинзу, лук, чеснок, мяту, мелиссу, базилик, эстрагон, розмарин и др. Наличие вазонов с этими травами не только насытит квартиру благоуханием, но и позволит расширить диапазон кулинарных блюд, которые вы готовите.
Полезные свойства комнатных растений:
Аспарагус | Белопятнистая бегония | Монстера - |
уменьшают концентрацию солей тяжелых металлов и вредных микроорганизмов в воздухе. |
Герань обладает уникальными свойствами уничтожать в воздухе бактерии и вирусы (стрептококки, стафилококки). Помимо этого герань выделяет в воздух вещества, обладающие антистрессовой активностью. В летнюю пору растение убережет помещение от комаров, мошек и мух. |
Драцена неприхотливое растение, которое приживется в любой квартире, выделяет фитонциды, убивающие многие болезнетворные бактерии. |
Хлорофитум способен очищать воздух от многих токсичных веществ, которые выделяют предметы мебели из ДСП и некоторые полимеры (бензол, ксилол, толуол, этилбензол, формальдегид и др.), отличное место для хлорофитума – кухня, более двух третей угарного газа, который выделяется при сгорании газа, будет поглощено этим растением. |
Спатифиллум | Плющ | Фикус Бенджамина |
удаляют из воздуха частицы фенола и формальдегида |
Мелисса, монстера, лаванда, герань, базилик, жасмин - снимают напряжение и способствуют нормализации сна, эти растения можно смело ставить в спальне.
Лаванда, чабрец, эвкалипт, шалфей, корица дезинфицируют воздух.
Лимон, бергамот, чабрец, розмарин, мята, базилик улучшают память и тонизируют.
Розмарином выделяются фитонциды, которые полезно вдыхать при заболеваниях дыхательных путей.
Лавр | Пеперомия | Кипарис |
убивают вирусы и бактерии |
Многие растения считаются энергетическими очистителями, так например, улучшает энергетику в доме: | ||
Нефролепис | Пассифлора |
Считается, что если посадить косточку авокадо , то в дом придет любовь.
Вредные и опасные комнатные растения
Большинство комнатных растений приносит пользу, однако есть ряд растений, которые опасно держать в доме, особенно если у вас есть дети или домашние животные. Например, растения семейства молочайных – их листья содержат токсичный млечный сок, вызывающий сильнейшие отравления.
ryzhova39.ucoz.ru