Музыкальные инструменты из растений. Породы дерева для изготовления музыкальных инструментов

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

10 музыкальных инструментов, наделенных магической силой. Музыкальные инструменты из растений


Породы дерева для изготовления музыкальных инструментов

По традиции музыкальные инструменты производятся из материалов с резонирующими свойствами высокого качества, выдерживающихся в природной среде в течение многих лет для сохранения акустических качеств и стабильной структуры. Резонансное дерево заготавливается исключительно в холодное время года. Ель и пихта уникальны по своим музыкальным свойствам.

Для создания деки практически в каждом музыкальном инструменте берется ель или пихта. Специалисты с особенно внимательно выбирают так называемую резонансную древесину. Ствол дерева не должен иметь изъянов и быть с одинаково широкими годичными кольцами. Дерево сушится естественным образом от десяти лет или больше. При изготовлении музыкальных инструментов исключительное значение имеют резонансные свойства древесной породы. В этом случае больше других подходит ствол ели, пихты кавказской и сибирского кедра, так как их сила излучения является наибольшей. По этой причине данные виды дерева включены в ГОСТ.

Одним из необходимых требований при создании музыкальных инструментов является в выбор дерева. Наибольший интерес для мастеров в течение многих веков представляли резонансные породы ели. Приобретать сырье нужного качества было трудно, поэтому мастерам приходилось самостоятельно заниматься заготовкой дерева при изготовлении инструментов.

Достаточно давно стали известны места произрастания ели с нужными свойствами. Главный скрипичных дел мастер российского направления ХХ века Е.Ф.Витачек, помечал в своих трудах территории, на которых произрастала ель. В саксонской и богемской видах ели большое количество смол, она не может использоваться при изготовлении инструментов высшего класса... Наилучшим сырьем считалась ель из Италии и Тироля... Изготовители лютен выписывали тирольскую древесину из города Фюссен, что между Баварией и Тиролем, а итальянский вид из порта Фьюме на Адриатике.

В горах возле Фьюме в Италии леса практически не растут. Поэтому можно предположит, что ель была не из Италии, а из Хорватии или Боснии. Также была дополнительная территория, откуда привозилась ель для мастеров из Италии - это были черноморские портовые города - ель из России, Кавказа и с Карпат. Как писал Витачек, с тех пор как работал Н.Амати, на крайних деках инструментов чаще используется ель тяжелее, плотнее и грубее, а клен наоборот имеет невысокую плотность. Это очень хорошее сочетание: звук становится похож на звук человеческий голос. Итальянские мастера всегда использовали именно такое сочетание кленовой и елейной древесины.

Однако подобные свойства ель может иметь исключительно, если произрастает на нужном уровне относительно морской поверхности, то есть в Альпах или на Кавказе. Разновидность породы «Picea orientalis» произрастающая в высокогорьях Кавказа и Малой Азии на высоте от километра до двух с половиной, по своим качествам похожа на наилучшие виды ели европейского высокогорья. Как правило она растет по соседству с пихтой Нордмана или кавказской (Abies nord-manniana), которая тоже обладает отличными акустическими характеристиками. Знаменитые российские производители скрипок начала ХХ века в большинстве случаев брали для создания инструменты как раз ель с Кавказа.

Породы древесины, применяющиеся при изготовлении музыкальных инструментов

При создании щипковых инструментов невысокой стоимости возможно использование отходов от заводов по деревообработке, брусья и доски домов, предназначенных под снос, части мебелировки и отработанной тары. Но данные материалы нуждаются в особой сушке и селекции. При создании высококлассных инструментов требуется использовать нераспространенные виды деревьев.

Ель

Инструментальные деки и иные части изготавливают из ели с резонансными свойствами. Разные подвиды ели растут почти повсеместно в России. В качестве резонансной берут ель, преимущественно в центральной части России. Ели севера России более популярны и лучше по своим физико-механическими качествам. Одним из наилучших достоинств является наличие маленьких годичных колец, делающих дерево упругим и подходящим как резонансное.

Резонансные деревья отбираются из основного количества подготовленных пиломатериалов на складах лесных хозяйств. Эти бревна идут на лесопилки, там они распиливаются на 16-миллиметровые доски. С целью приобретения большего количества древесины бревна пилят в шесть приемов.

На древесине для музыкальных инструментов не должно быть сучков, кармашков со смолой, свилеватости и прочих изъянов. Это является жестким требованием качества. Еловая древесина имеет белый цвет и слабый желтый оттенок, а при соприкосновении с открытым воздухом со временем становиться довольно желтой. Послоевое строгание и циклевка ели происходит без проблем с чистым и глянцевитым срезом. Шлифовка придает поверхности древесины бархатистость и слабый матовый блеск.

Пихта

Помимо ели для получения резонансной древесины можно брать пихту, произрастающую на Кавказе. Она не имеет много отличий от ели как внешне, так и при проверке физико-механических параметров.

Береза

Березовые леса составляют две трети общего количества лесов России В промышленном производстве используется береза бородавчатая и береза пушистая. По цвету березовая древесина белая, иногда имеет желтоватый или красноватый оттенок, легко поддается обработке. Во время тонировки краситель впитывается равномерно, и тон получается ровным. Если березовую древесину просушить равномерно и выдержать достаточное количество времени, то ее можно использовать при производстве таких частей музыкальных инструментов, как грифы и клепки. Помимо этого, из березы делают фанеру, которая служит для производства корпусов гитары. Отделывают инструменты чистым или крашеным шпоном березы.

Бук

Бук часто используется при изготовлении музыкальных инструментов. Части грифов, подставок и корпусов гуслей и других частей щипковых в музыкальной промышленности делают из букового дерева. Бук растет в юго-восточной части России. Цвет буковой древесины розоватый с крапчатым рисунком. Хорошие резонансные свойства бука делают его подходящим для создания инструментов. Буковую древесину обрабатывают и шлифуют вручную. При окрашивании на поверхности сохраняются полосы, которые видны при отделке прозрачным лаком.

Граб

Для имитирования черного дерева прокрашенный граб используют при производстве грифов и корпусов. Также грабовая древесина имеет твердую и прочную структуру. Граб растет на Крымском полуострове и в горах Кавказа. Грабовая древесина белая с серым оттенком. Древесина неплохо строгается, но полировке поддается с трудом.

Клен

Клен является столь же востребованным при создании дорогих музыкальных инструментов, как и резонансная ель. Корпуса струнных инструментов из кленового дерева придают хорошее звучание. Виды клена явор и остролистный применяются наиболее широко. Данные виды растут на Крымском полуострове, в предгорьях Кавказа, и в Украине. Кленовое дерево отлично гнется, а его древесная масса обладает существенной плотностью и вязкостью. По текстуре это полоски темного цвета на розово-сером фоне. При нанесении лака на клен явор получается красивая перламутровая поверхность. Если окрашивание выполнено правильно, данное свойство клена усиливается.

Красное дерево

Данное имя носит несколько видов дерева, обладающих различными оттенками красного цвета. В основном так называют махагон, который растет в Центральной Америке. Этот вид дерева используется и для производства грифов, так как обладает хорошими механическими свойствами. Если распилить ствол поперек, и сделать прозрачную отделку, то выглядеть это будет очень красиво, хотя и неудобно для обработки.

Палисандр

Это несколько пород, которые растут в Южной Америки. Древесина палисандра хорошо поддается резке и полировке, но в данном случае необходимо заполнение пор и полировке. Во время обработки появляется особый сладковатый запах. Палисандр обладает очень твердыми и прочными волокнами, цвет от фиолетового до шоколадного, его используют при создании струнных инструментов.

Черное дерево

Вид эбенового дерева, которое растет в Южной Индии. Из эбеновой древесины производят наилучшие грифы и корпуса. Высочайшие механические качества дерева обеспечивают инструментам нужную прочность, твердость. При большем весе грифа при использовании эбеновой древесины смещается центр тяжести инструмента в сторону грифа, это очень ценится профессиональными исполнителями. Панцирь эбеновой древесины при соответствующем полировании позволяет избежать призвуков если медиатор соскакивает со струны. Накладки грифов из эбеновой древесины устойчивы к истиранию и отлично держат лады.

wood-prom.ru

Из какого дерева делают гитары? | Культура

Звук, издаваемый гитарой, во многом определяется тем, из какого дерева она сделана. Дерево в данном инструменте играет решающую роль. Если оно «мертвое», то этой гитаре уже ничем не поможешь — как ни крути, а хорошего звука от неё не получишь.

Гриф инструмента в большинстве случаев изготавливается из клёна, накладка — также из клёна (Ash), либо из палисандра (Rosewood) или черного дерева (Ebony). С корпусом (декой) далеко не всё так однозначно. Современная промышленность для производства гитар применяет множество видов древесины от всем известной ольхи до экзотического «вороньего глаза». Это обусловлено тем, что разные породы древесины имеют различное звучание.

Самым популярным видом дерева для производства гитар является хорошо всем известная ольха (Alder). Из нее сделана практически вся линейка инструментов известных гитарных фирм Fender, Jackson и Carvin. Да и другие фирмы зачастую не чураются использовать её в производстве. Гитары, сделанные из ольхи, имеют хорошо сбалансированное чистое звучание с «сочной» серединой. На них одинаково хорошо удаются и сольные «запилы», и тяжелые металлические рифы. На мой взгляд, такие инструменты, являясь своеобразной «золотой серединой», предназначены для гитаристов, для которых не существует стереотипов в игре и мышлении.

Ель (Fir) используют в основном для производства полуакустических электрогитар. Дает теплый ровный звук. Если вы собираетесь играть джазовую музыку, то подобный инструмент станет для вас идеальным выбором. Главным недостатком гитар, сделанных из ели, является их относительно высокая цена.

Наиболее звонкие гитары, идеальные для исполнения партий соло, изготавливаются из клена (Maple) и ясеня (Ash). Эти инструменты имеют акцентированную атаку, их звучание в значительной степени более «стеклянное», чем у любого другого вида древесины. Гитары из клена и ясеня выдают звук с ярко выраженными верхними частотами. Эти породы древесин идеально подходят для соло-партий и не слишком хороши для ритма. Таким образом, если вы мечтаете играть музыку а-ля Joe Satriani, то ясень и клен являются идеальным материалом для гитары. Из какого дерева делают гитары?Фото: Depositphotos

Орех (Walnut) довольно широко используется для изготовления акустических гитар high-класса. Большинство эксклюзивных инструментов всемирно известных мастеров изготавливаются именно из этого материала. В производстве электрогитар он используется только для накладок на гриф и для шпонового покрытия корпусов.

Из тополя (Poplar) производят гитары так называемой категории «ученический инструмент». Как известно, древесина тополя очень мягкая, что негативно сказывается на качестве звука. Чаще всего из него производят инструменты самой низкой ценовой категории.

Красное дерево (Mahogany) используется при производстве гитар для «тяжелых» стилей. Звучание подобных инструментов отличается теплой и сочной серединой, имеет глубокие низы и сглаженные верха. По качеству звучания низов гитарам из красного дерева нет равных (лучше звучат только инструменты, изготовленные из экзотического дерева бубинга — Bubinga). BubingaBubingaФото: Источник

Описанные выше породы дерева — это далеко не полный список материалов, применяемых при изготовлении гитар. Это всего лишь наиболее распространенные. Существует множество экзотических пород типа падуак, коа или той же бубинги, которые используются для производства эксклюзивных инструментов. Из какого дерева делают гитары?

Фото: Источник

Дерево, безусловно, играет важную роль в том, как будет звучать будущий инструмент. Однако не будем забывать, что это всего лишь дерево. Лишь в руках опытного мастера оно приобретает вид инструмента, способного стать продолжением тела и души музыканта.

shkolazhizni.ru

Какой музыкальный инструмент делают из сосны, описание

Из этой статьи вы сможете узнать, какой музыкальный инструмент делают из сосны в настоящее время, а также ознакомиться со старинными видами этих творений. Мы живем в мире звуков. Их гармония и ритмы очаровывали людей еще в глубокой древности. Одним по душе рок, поп, кантри, другие тяготеют к классике. И конечно, музыка, которую вы слышите в записи, не выдерживает никакого сравнения с живым звучанием. Поэтому многим людям (со слухом и без него) приносит удовольствие играть самостоятельно. Они всерьез и подолгу занимаются, чтобы воспроизводить мелодии на клавишных, ударных, струнных. И лишь единицы создают музыкальные инструменты, названия которых широко известны, самостоятельно.

Какой музыкальный инструмент делают из сосны?

Люди, владеющие искусством извлечения звуков из предметов, для этого предназначенных, обычно и разбираются в них, понимают, что качество зависит прежде всего от материала, пошедшего на его изготовление. Звучание меняется в лучшую сторону при использовании более качественной основы. На вопрос «Какой музыкальный инструмент делают из сосны?» есть несколько ответов. Наиболее известные инструменты из сосны - это этнические кумыз, гусли, барбет, моринхур и, конечно же, скрипка. Существует еще множество различных инструментов, при создании которых использовалась сосна.

Какие материалы также используются для создания инструментов?

В самых общих чертах мы получили ответ на вопрос, какой музыкальный инструмент делают из сосны. Наверняка вам интересно будет узнать и о других материалах. Кроме сосны, очень часто используют другие виды древесины, а также их композиции. Достаточно часто при производстве музыкальных инструментов используется клен. В основном он ценится не за акустические, а, скорее, декоративные и механические характеристики. Благодаря упругости и твёрдости он занимает почетное место среди материалов, с помощью которых создают гитары. Также очень распространено производство гитар из тополя, используемого, в основном, для создания бюджетных моделей. Этот материал не придаст мелодии академическую чистоту, но без проблем поможет воспроизвести достаточно приличное звучание. Имеется много различных материалов, среди которых есть и достаточно дорогие, и, соответственно, более качественные.

какой музыкальный инструмент делают из сосны

Как выбирают древесину

Мастерам известно из опыта предшественников и своего собственного, что наиболее подходящий материал должен обладать высоким модулем упругости по отношению к его плотности. При выборе древесины для создания музыкального инструмента всегда учитывается экологическое окружение, оказывающее решающее влияние на растения. Наиболее подходящий материал, который используют большинство народных мастеров, - это древесина из стволов, растущих в затенённых местах на каменистых берегах. Такие условия считаются идеальными, так как деревья растут медленно и формируются наиболее равномерно. Как известно, большую роль в качестве древесины имеет время года, когда она была срублена. Считается, что самый подходящий для заготовки месяц - апрель. К середине весны в древесине меньше всего влаги, она не темнеет, не гниет и имеет светлый цвет. Лучше всего подходят стволы, возраст которых 20-30 лет. В этом возрасте древесина качественна и отлично подходит для создания музыкального инструмента.

Старинные музыкальные инструменты, фото и описание

Антикварные народные инструменты, родоначальники современного оркестрового многообразия, прошли многовековой путь эволюции, но прицип извлечения звуков остался тем же. Играя на них, люди словно переносятся на много лет назад. Именно поэтому старинные инструменты очень ценятся в наше время. Существует интересный инструмент с названием виола.Это древний смычковый инструмент. Музыкант, играя на нем, сидел, а инструмент находился между колен. Позже от него произошли и альт, и виолончель, и скрипка. А старинные русские музыкальные инструменты, фото которых вы видите здесь, - это гусли и гудок.

музыкальные инструменты фото

Это струнные инструменты. У гудка всего три струны, а гусли могут иметь от 5 до 17 струн.

музыкальные инструменты названия

Гусли, как и другие музыкальные инструменты, названия и формы имели самые разные: крыловидные, лирообразные, шлемовидные, столбовидные и звончатые, которые еще называли академическими.

fb.ru

10 музыкальных инструментов, наделенных магической силой

Музыкальные инструменты являются продолжением человека, они преображают нечто необычное в общедоступное. Этот список покажет старинные верования людей по всему миру, а также расскажет об их традициях, связующих тайны нашего подсознания с миром, который мы воспринимаем ушами.

10. ТАНБУР

Танбур принадлежит к категории струнных. Это деревянный инструмент с длинным грифом и резонирующим телом. Он известен под различными названиями, включая: тамбур, танбур, тар и лира и является праотцом современных гитар. Был изобретен в Месопотамии, Южной и Центральной Азии тысячи лет назад.

Несмотря на то, что множество культур адаптировали звучание этого инструмента для различных целей, самое первое из ныне известных назначений танбура – это лечение, успокоение и создание внутреннего равновесия. Эта практика занимает важное место в религиозном культе, известном как Заар в Северной Африке и Ближнем Востоке на протяжении 18 столетия. Эта вера основана на дуализме добра и зла и одержимости людских душ злыми силами.

Ритуалы Заар часто включали в себя церемонии, сопровождающиеся дикой, «гудящей» музыкой, которая сводила с ума одержимых, очищая их душу. Предпочтение тогда отдавали не одному, а набору инструментов, включающий танбур, бубен, и барабаны.

9. КОНХ

Конх - это духовой инструмент, созданный из морских раковин или больших улиток. Он использовался разными народами: от Карибов и до Мезоамерики, а также в Индии, Тибете, Новой Зеландии и на Тихоокеанских островах. В раковины просто дули и получался громкий трубоподобный звук.

В Индии, согласно индуистской традиции, рог является священным символом бога Вишну, представляющим женское плодородие, процветание и жизнь. Здесь даже ракушки можно считать священными в зависимости от их цвета и направления завитков, к примеру, раковины, завитые по часовой стрелке, поскольку их завитки являются отражением движения Солнца, Луны, звезд и небес.

В Мезоамериканских и Карибских племенах, этот музыкальный инструмент был важен для охоты, войны и других ритуалов. В жизни древнего города Теотиуакан (вблизи Мехико), конх использовался повсеместно: при создании произведений искусства, в церемониях, посвященных воде и мужскому плодородию. Его форма создавала впечатление вытекающей наружу воды, даруя жизнь урожаю и людям, создавая новую жизнь. В этом контексте рог олицетворяет мужскую силу и сексуальность. Воинов и мужчин, занимающих высокий социальный статус в обществе, хоронили вместе с раковинами, которые впоследствии находили на головных уборах или около таза.

Кроме того, в многочисленных Тихоокеанских островных культурах конх использовался для оповещения о прибытии гостей в деревню или на похоронных церемониях, на которых их звук сопровождал тело умершего до конца его жизненного пути – погребения.

8. ОКАРИНА

Окарина – это маленький ручной духовой инструмент, который был изобретен около 10000 лет до н.э. Традиционно его изготавливают из костей или глины, также его делали из камней, дерева или метала. Этот инструмент состоит из полой камеры, мундштука и 4-12 отверстий, которые закрывали пальцами для создания разных звуков. Окаринам придавали различные формы: животных, людей, богов или чудовищ, которые были обнаружены в Центральной и Южной Америке.

Исторически сложилось так, что их использовали в ритуалах Мезоамериканских культур. Они издавали необычные, красивые звуки, которые позволяли им говорить с богами, зачаровывать птиц и животных и даже вводить людей в состояние, подобное трансу. Окарина приобрела популярность, благодаря видеоигре The Legend of Zelda: Окарина времени, в которой игроку достается инструмент, позволяющий контролировать погоду, перемещаться между локациями, открывать двери и даже путешествовать во времени.

7. МБИРА

Мбира - это ручной музыкальный инструмент, созданный более 1000 лет назад племенами Шона (сейчас это территория Зимбабве). Он состоит из нескольких металлических зубьев или щипковой металлической решетки, установленной на деревянную доску. Этот инструмент бывает различных размеров и вариаций.

Традиционно он играл ключевую роль в ритуалах Шона, чья связь с духами их предков была особенно сильна. Мбира позволяла общаться с умершими душами и просить их о помощи, все это действо сопровождалось песнями и молитвами. Самым распространенным является церемония Бира – обряд, при котором люди и духи объединяются в память о традициях и мудрости племени. Шона также использовали музыку мбиры, чтобы контролировать циклы дождя и засухи, что было важно для сельского хозяйства, а также для отпугивания злых духов.

6. ВАРГАН

Варган, также известный, как губная арфа – это щипковый инструмент, состоящий из рамки, которая держит вибрирующий язычок, сделанный из металла, тростника или бамбука. Рамку держат зубами, а на язычке играют пальцами, его вибрации изменяются вместе со сменой формы рта. Впервые он появился в 4 веке в Китае, но его металлическая копия появилась в ряде европейских, океанических и азиатских культур в 13 веке.

Варган веками использовали в шаманских ритуалах и заклинаниях в монгольских и сибирских племенах, а также для введения в транс и лечения болезней. Также его использовали для терапии души и связи с природой, к примеру, в Малайзии и Индонезии, где звук варгана помогал общаться с птицами, насекомыми, жабами и растениями тропических лесов, кроме того, им лечили меланхолию и тоску.

5. ГОНГ

Гонг – это металлический ударный инструмент, который был изобретен в Китае около 3500 г. до н.э. Впоследствии его переняли народы по всей Южной Азии и Африке. Это большой металлический диск, зачастую бронзовый или медный, который подвешивали и ударяли молотком, чтобы произвести звук.

Традиционно он использовался во время фестивалей, молитв и объявления священных церемоний. Его громкий, характерный звук также идеально подходит для передачи сообщений. Например, в прибрежной провинции Чжэцзян, гонги использовались для привлечения гостей, сходивших с кораблей и даже для подачи сигналов суднам при плохой видимости. Игра на гонге ассоциировалась в буддизме с ритуалами лечения, молитвами и медитацией. На протяжении всей китайской истории гонг считался священным инструментом, также верили в то, что духом мастера, делавшего гонги, проникались его изделия. Если человек прикасался к гонгу, то считалось, что ему будет даровано радость, удача и хорошее здоровье.

4. ДИДЖЕРИДУ

Аборигены Северной Австралии изобрели этот странный духовой инструмент более чем 1500 лет назад. В каждом племени у него свое название, и кроме того, оно все еще находится в обиходе. Диджериду – это длинный, деревянный, похожий на трубу инструмент. Человек дует в один конец трубы, создавая низкий, слегка жутковатый, но в то же время гармоничный гул. Опытные музыканты могут даже использовать круговые дыхательные техники, чтобы поддерживать звук на протяжении 45 минут.

Диджериду также используют как воплощение голоса самой земли, этот инструмент аборигены уже давно фигурирует в их песенных и танцевальных обрядах, олицетворяя собой связь с природой и невидимым духовным миром. Согласно традициям аборигенов, понимая звуки погоды, природы и животных, имитируя их мелодией диджериду, воссоздается взаимопонимание между землей и людьми.

3. СКРИПКА

Скрипка – деревянный струнный инструмент, на котором играют с помощью смычка, существовала в американском фольклоре и корнями уходил в Ветхий Завет. В старых авраамических религиях верили, что голоса ангелов представляют связь с Богом, в то время как голос дьявола проявляется через звуки техногенных инструментов. Этот миф таинственным образом развился в западной культуре, скорее всего, благодаря протестантским и католическим реформациями.

Образ дьявола, как «злого скрипача», развивался и стал общепринятым. Наиболее ярко это описано в песне 1979 года «The Devil Went Down to Georgia», которая рассказывает об опытном скрипаче по имени Джонни, который соревновался с дьяволом в умении играть на скрипке, поставив на кон свою душу против его магической золотой скрипки.

2. БАРАБАНЫ

Среди самых старинных и самых разнообразных музыкальных инструментов барабаны имеют аналоги во всех древних культурах. Простой инструмент, сделанный из дерева, метала или кожи, на котором играли с помощью палочек или рук, барабаны использовались десятками тысяч лет в ритуалах, войнах, общении и танцах.

В древней Месопотамии более 8000 лет назад верили, что барабаны создают священные звуки на протяжении племенных встреч, церемоний и битв. Кроме того, в разных частях Африки, «говорящие барабаны» использовались в качестве инструмента для передачи информации, создавая музыку, которую было слышно на много миль между сёлами. Люди, играющие на барабанах, использовали различные техники, чтобы передать человеческий голос, создавая звуки, передающие слова и фразы. Это часто использовалось в ритуале молитвы, где звуки, издаваемые барабанами, воспринимались как речи богов, которые общались с ними на понятном для всего племени языке.

1. СВИСТОК СМЕРТИ

Этот удивительный и, в то же время, ужасающий музыкальный инструмент появился в культуре древних Ацтеков и основное его назначение – устрашение. Эти свистки зачастую были в форме черепа, изготовленного из глины, костей, камня и даже нефрита. Их форма означала, что услышавший их звук должен был испытать страх. Когда в него дули, он создавал ужасный, кричащий звук.

Свистки смерти широко использовались в церемониях, посвященных богу ветра Эекатль, и Миктлантекутли (владыка загробного мира). Ацтекские священнослужители использовали эти свистки во время ритуалов с человеческими жертвоприношениями и верили, что звук свистов проведет душу жертвы в потусторонний мир и успокоит богов. Также эти свистки могли использоваться в целебных ритуалах или на войне для устрашения противника в момент атаки.

myband.ru

Музыкальные инструменты с магическими силами

Варган с кованным узором

Музыкальные инструменты давно считаются способом донести до человека нечто невыразимое и сверхъестественное. Данный далеко не полный список бросает беглый взгляд на верования людей по всему миру и на некоторые таинственные обряды, совершаемые через музыку.

Танбур или тамбур

Танбурист на пиру, живопись

Звуки танбура помогут вернуть утраченное духовное равновесие

Танбур — это разновидность струнных деревянных инструментов с длинным грифом и грушевидным корпусом-резонатором, известная под названиями тамбир, тар и сетар. Этот предок современных гитар появился в Месопотамии, а также Южной и Центральной Азии несколько тысяч лет назад.

Разновидности танбура можно обнаружить в разных культурах. Данный инструмент использовался для различных целей, одной из которых было душевное успокоение, исцеление и создание внутреннего равновесия. Известно, что танбур существовал в древнем культе Зар, распространенном в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Ритуал основан на двойственности добра и зла и овладении человеческой душой духами тьмы.

Ритуалы Зар часто связаны с силами природы. Гудящие тягучие звуки медленно повергают одержимых в неистовство, очищая дух такой музыкой и песней. Как правило, главным инструментом здесь является танбур, ему аккомпанируют бубен и ритмические барабаны.

Конх

Музыкант играет на конхе

Конх — символ жизни и плодородия

Конх — это вид духового инструмента, созданного из крупных раковин. Он присутствует в различных культурах от Карибского бассейна до Мезоамерики, Индии, Тибета, а также Новой Зеландии и островов Тихого океана. Принципом игры на конхе является вдувание воздуха в специально выпиленное отверстие раковины, что создаёт необычный трубный звук.

В индуистской традиции конх считается священным атрибутом бога Вишну, символизирующим плодородие, процветание и жизнь. Однако священными признаются не все раковины, а только те, чьи обороты расположены по часовой стрелке, так как считается, что направление их закручивания отображает круговое движение Солнца, Луны и звёзд по небу.

В Мезоамерике и на территории Карибского бассейна конх используется в охотничьих, военных и молитвенных ритуалах. Особенно он был распространён в Теотиуакане, ныне мёртвом городе недалеко от Мехико. Конх изображали на рисунках и использовали в обрядах как символ водного потока и мужского семени. Форма этого инструмента напоминала людям о водном изобилии, насыщении всего живого и сотворении новой человеческой жизни. Так как конх считался знаком мужественности и сексуальности, очень часто воинов и знатных людей хоронили с подобными раковинами в головных уборах или набедренных повязках.

Кроме того, в различных культурах Тихоокеанских островов (например, на Фиджи) конх использовался для оповещения о прибытии гостей в поселение или на церемониях погребения, когда протяжный трубный звук сопровождал тело ушедшего к месту его упокоения.

Окарина

Окарина

Небычный звук окарины символизирует единение духовного и природного мира

Этот небольшой духовой инструмент возник, предположительно, около 10 000 лет до нашей эры. Традиционно изготовлялся из кости или глины, также встречаются образцы из камня, дерева, пластика и даже металла. Окарина состоит из полой камеры и отверстий, которые при игре зажимаются пальцами. Количество таких отверстий варьируется от 4 до 12. Обычно окарина имеет яйцевидную форму, но встречаются также сделанные в виде животных, людей, богов или монстров, в основном в Центральной и Южной Америке.

Исторически окарина использовалась в ритуалах культур Мезоамерики. Необычный, почти сюрреалистический звук этого инструмента использовался в момент обращения к богам, для изображения мира животных и птиц и даже для введения в транс. В России аналогом окарины можно считать различные глиняные, деревянные или пластмассовые свистульки.

Калимба

Калимба

При помощи калимбы вызывались духи умерших

Калимба — небольшой инструмент, созданный народом Шона (ныне Зимбабве) около 1000 лет назад. Он состоит из нескольких металлических пластин, закреплённых на деревянном резонаторе. Встречается множество вариантов размеров и устройства калимбы.

Калимба широко использовалась в магических ритуалах Шона для тесного общения с потусторонним миром. Это была своеобразная «телефонная связь с душами»: калимба позволяла жрецам говорить с духами племени и просить у них совета; это всегда сопровождалось песнями, молитвами и даже стихами. Важнейшим ритуалом, где звучала калимба, был обряд Бира, когда духи вызывались для единения с народом, поддержания мудрости и традиций. Шона также использовали музыку для управления дождями и засухой, исцеления больных и отпугивали ей злых духов.

Варган

Варган

Протяжный звук струны варгана может вылечить депрессию

Варган, известный также как еврейская арфа или кубыз — это щипковый инструмент, состоящий из рамы с вибрирующим язычком. Варганы изготавливались из металла, тростника или бамбука. Инструмент удерживается зубами музыканта, звук извлекается защипыванием язычка. Изменение артикуляции рта и дыхания позволяют варьировать тембр инструмента. История происхождения варгана прослеживается до четвертого века н.э., однако современный его вид, распространённый во многих европейских и азиатских культурах, сформировался предположительно около XIII века.

На протяжении многих веков варган участвовал в шаманских ритуалах и заклинаниях монгольских и сибирских племен как средство введения в транс и исцеления больных. В Малайзии и Индонезии он использовался для духовного успокоения, лечения меланхолии и печали, а также связи с миром природы, имитируя звуки птиц, насекомых, лягушек и растений тропических лесов.

Гонг

Древний китайский гонг

Гонг — священный инструмент удачи

Гонг представляет собой металлический ударный инструмент, созданный в Китае около 3500 года до н.э. и перенятый различными культурами всей Юго-Восточной Азии и Африки. Это большой подвешенный диск, как правило, из бронзы или латуни, в который ударяют молотом, воспроизводя резкий или низкий гулкий звук, который и дал название этому инструменту.

Традиционнно гонг использовался на праздниках, во время молитв и священных обрядов, его громкий характерный звук также идеально подходил для оповещения. Например, в прибрежной провинции Чжэцзян гонги на причалах приветствовали гостей, а также служили ориентиром для кораблей во время сильного тумана или плохой видимости. В древнем буддизме игра в гонг связывалась с ритуалами исцеления, молитвы и медитации. На протяжении всей истории Китая гонг считался настолько священным инструментом, что одно только прикосновение к нему могло одарить человека счастьем, удачей и добрым здоровьем.

Диджериду

Абориген играет на диджериду

Голосом диджериду говорит сама Земля

Аборигены северной Австралии придумали этот странный духовой инструмент более 1500 лет назад. Разные племена дают ему свои названия и играют на нём по сей день. Диджериду — это длинная деревянная трубка, напоминающая рог, с мундштуком из воска на одном из её концов. Воздух проходит через полость трубки, создавая низкий гармонический гул. Самые опытные музыканты при помощи особой техники дыхания могут держать такой звук более 45 минут.

Называемый воплощением голоса самой Земли диджериду много веков сопровождает песенные и танцевальные обряды аборигенов, символизируя их связь с природой и невидимым духовным миром. В традициях различных народов диджериду, подражая своей гудящей мелодией звукам природы и животных, создаёт единение и взаимопроникновение людей и Земли.

Скрипка

Юный скрипач с придворным оркестром, живопись

Некоторые легенды признают скрипку настоящим инструментом дьявола

Мифология скрипки, деревянного струнного инструмента, находит свое отражение даже в Ветхом Завете Библии. Древнее религиозное знание утверждает, что голоса ангелов представляют связь с Богом, в то время как голос дьявола звучит через рукотворные инструменты, и в первую очередь через скрипку. Этот миф получил достаточное развитие в западной культуре последних столетий в связи с протестантской и католической Реформацией.

Образ дьявола как «злого скрипача» со временем развился и получил признание. Этому немало поспособоствовали легенды о Николло Паганини и его договоре с дьяволом. Также существует мнение, что звуки скрипки способны ввести человека в транс, подобный опьянению, а всё, что мешает чистоте и ясности сознания, не может быть даром от Бога.

Барабаны

Древние барабаны

Барабаны были средством передачи человеческой речи на расстояние

Среди старейших и самых разнообразных музыкальных инструментов барабаны присутствуют практически во всех древнейших человеческих культурах. Эти простые предметы, изготовленные из дерева, металла или кожи, на которых играли палками или просто руками, использовались на протяжении десятков тысяч лет в различных молитвенных ритуалах и танцах, в войнах и для передачи сообщений.

Более 8000 лет назад в древней Месопотамии барабаны использовались для сотворения священных звуков во время встреч, племенных обрядов или битв. Кроме того, в различных районах Африки существовали так называемые «говорящие барабаны», которые могли передавать условные сигналы на большие расстояния между поселениями. Те, кто играл на таких барабанах, своей игрой подражали человеческому голосу, создавая звуки речи, слова и даже целые фразы. Подобная техника игры присутствовала и в хвалебных ритуалах, где барабаны выражали речь различных божеств, причем так, что всё племя могло легко их распознать.

Свисток смерти

Жрец вызывает духи умерших свистком смерти

Свисток смерти — непременный атрибут обрядов, связанных с загробным миром

Этот пугающий посвященных музыкальный инструмент появился в культуре древних ацтеков, где он использовался, когда нужно было кого-то или что-то отпугнуть. Делали такие свистки, как правило, из глины, кости, камня или нефрита. Непременная форма черепа должна была привести слушателя в страх и трепет. Голос этого свистка, невероятно ужасающий, похож на звук сильного и быстрого порыва ветра.

Свисток смерти широко использовался в обрядах, посвящённых богу ветра Эекатлю и властителю загробного мира Миктлантекухтли. Ацтекские жрецы также использовали эти свистки во время жертвоприношений: считалось, что их голос помогает направить душу жертвы в загробный мир и задобрить богов. Помимо этого, свистки смерти могли использоваться в обрядах исцеления или в битвах для устрашения и деморализации врага.

Музыка, как и искусство танца, всегда считалась чем-то священным, духовным, открывающим двери в иные миры. И многие музыкальные инструменты не утратили своего сакрального значения и поныне, стоит только на несколько минут закрыть глаза, оставить все заботы и окунуться в волшебные звуки природы и вечности.

Учитель русского языка литературы, начинающий писатель Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

www.publy.ru

Традиционные славянские музыкальные инструменты. Интересные факты. Добавила Валентина Мусагитова — VilingStore.net

Традиционные славянские музыкальные инструменты

Домра

Традиционные славянские музыкальные инструменты фото

Домра – старинный народный струнный щипковый музыкальный инструмент, издревле известный на Руси. В своем обычном виде, у домры присутствует три струны, на которых играют с помощью медиатора. Считается, что домра является прообразом или потомком первой Русской балалайки. В принципе, никаких различий между домрой и балалайкой не существует. Отличия можно обнаружить только во внешнем виде того или иного музыкального инструмента. В первую очередь, любому зрителю сразу бросается в глаза разная форма корпуса у домры и балалайки (треугольная и овальная). Музыкант, играющий на домре, носит название домрачея. Трехструнная домра встречается в нескольких видах: пикколо (самая маленькая), малая, альтовая и басовая. Корпус домры и ее гриф сделаны из древесины. Гриф, как и у всех струнных инструментах, состоит из двух частей: головки и шейки. Иногда, правда, гриф выполняется цельным, в виде одной детали. Колки-валики домры, служащие для настройки инструмента, следует прокручивать вручную. Корпус домры предпочтительно изготавливается из клена или палисандра. Понятно, что для изготовления грифа, берутся твердые породы дерева. Колки в современное время изготавливаются из металла, а в прежние время их тоже изготавливали из твердых пород дерева. Струны изготавливаются из стальной проволоки, имеющей различную толщину. Все детали домры следует подгонять с высокой тщательностью и ответственностью, поскольку от этого зависит качество и чистота звучания домры.

Гудок

Гудок (другое название – Смык) принадлежит к старинным струнным Русским народным музыкальным инструментам. По всей Руси, в прежние времена, гудок использовался музыкантами вместе с другими музыкальными инструментами (бубен, гусли, жалейка). Деревянный корпус гудка выдолблен мастерами, для придания ему овальной или грушевидной формы. Гриф гудка относительно короткий, без ладов и с прямой или изогнутой головкой. На грифе устанавливаются и закрепляются три струны. На плоской деке гудка проделано резонаторное отверстие. Длина этого музыкального инструмента не превышает одного метра. Его предельные размеры – 30-80 сантиметров. Дугообразная форма смычка у гудка по форме напоминает лук. Музыкант при игре на гудке касается смычком сразу всех струн. Однако, для извлечения основной мелодии используется только одна (первая) струна. Остальные две струны называются бурдонными и звучат они в одной тональности, не изменяя своего звучания. Постоянное, безостановочное гудение нижних струн является характерной особенностью гудка, да и всех остальных старинных щипковых музыкальных инструментов. Играя на гудке, музыкант старается удерживать свой музыкальный инструмент на колене, придавая ему вертикальное положение. Сегодня никто не может достоверно утверждать о точном времени возникновения гудка: история его происхождения скрыта от нас в бездонных глубинах прошлого.

Свистулька

Свистулька – старинный духовой Русский народный музыкальный инструмент. Свистулька может быть простой, геометрической формы, а иногда ей придают фигурную форму в виде какого-либо зверька или птички. Широкое распространение получила свистулька, изготовленная из обожженной глины. Поверхность такой свистульки покрывается богатой художественной росписью, выполненной цветными органическими красителями. Установить точный возраст свистульки не представляется возможным, поскольку глиняные предметы не подлежат длительномуиспользованию и хранению. Наверняка, первая свистулька давно превратилась в простой комочек глины. Тем не менее, в обозримом прошлом, мы легко можем встретить остатки свистульки. Устройство этого музыкального инструмента-игрушки до гениального просто: в небольшой глиняной камере, путем ее продувания, создаются завихрения и колебания воздуха, издающие свистящие и тонкие звуки. Наибольшее распространение получила свистулька-птичка, у которой отверстие для воздуха проделано в хвостике, а туловище представляет из себя своеобразный резонатор. В прежние времена, наши Предки пользовались свистулькой, как магическим инструментом, предназначенным для общения с Богами Стрибогом и Перуном. В настоящее время, свистулька из магического инструмента превратилась в оригинальный музыкальный инструмент или в обыкновенную детскую игрушку.

Варган

Варган – древнейший музыкальный инструмент, широко распространенный на территории Древней Руси и современной России. За многие тысячелетия своей истории, варган существенно не изменил ни своего звучания, ни своей формы. Варган – язычковый самозвучащий музыкальный инструмент. Игра на нем способствует гармонизации всех функций организма, прочищению сознания и укреплению жизненных сил. Время возникновения варгана укрыто за глубокими завесами минувших тысячелетий. Тем не менее, некоторые энтузиасты-исследователи прошлого предполагают, что прямым предшественником, родоначальником варгана является обыкновенный охотничий или военный лук. Человеку достаточно было закрепить один конец лука в земле, а другой конец упереть в свое небо или зубы, как смертельное оружие сразу же преображалось, превращаясь в музыкальный инструмент самобытного вида и звучания. С течением времени, появился пластинчатый, деревянный или костяной, варган, который много позже начали изготавливать из металла. В таком виде варган существует и поныне. Игра на варгане осуществляется следующим образом: · металлическая рамочка-дуга прикладывается к губам; · через нее музыкант проталкивает и втягивает воздух; · одновременно с этим, музыкант пальцем приводит в движение небольшую стальную полосочку-язычок. В ХХ веке варган был запрещен, как «вредный пережиток прошлого», однако, людская память сохранила и донесла до нас сведения об этом экзотическом и ярком музыкальном инструменте. Сегодня звуки варгана радуют своих приверженцев таинственными и загадочными звуками музыкального инструмента наших далеких Предков.

Бубен

Бубен известен на Руси с незапамятных времен. Установить его точный возраст сегодня не представляется возможным. Из себя бубен представляет круглую деревянную основу-обечайку, с одной стороны у которой натягивается прочная кожаная мембрана, являющаяся основным источником звука. По желанию музыканта, к обечайке могут подвешиваться бубенчики или колокольчики. Боковые стенки обечайки могут быть прорезаны, и там устанавливаются звенящие и бряцающие пластинки из металла. Существуют разновидности бубна, созданные специально для жрецов, волхвов и шаманов. Глухие, низкие звуки, издаваемые этим бубном, извлекаются при помощи специальной длинной колотушки-палочки, которая ранее называлась вощага (разновидность кнута с заплетенным круглым концом). В прежние времена бубном на Руси были названы любые музыкальные ударные инструменты, которые, много позже, начали получать новые, свои собственные названия: литавры; ксилофон; барабан и так далее. Не меньшей известностью в древности пользовались так называемые ратные бубны: тулумбас; набат. Их размеры были настолько велики, что для их перевозки требовалось не менее четырех коней. Ратные (военные) бубны использовались в Русском Войске (в пехоте и в коннице). Гром ратных бубнов, вместе с пронзительными звуками труб и дудок, был настолько страшен, что войска противника обращались в бегство, так и не приступив к сражению. Звуки современных бубнов извлекаются пальцами руки или ладонью. Сам бубен при этом слегка встряхивается и постукивается.

Жалейка

Возраст жалейки затерялся в бездонных глубинах тысячелетий. Русский народный духовой музыкальный инструмент совсем не случайно назван жалейкой. Ведь в корне названия этого инструмента содержатся такие слова, как «жалеть», «жалость». При звуках жалейки человеку слышится явная жалость к кому-то. Резкий, плачущий звук жалейки возникает, благодаря уникальным способностям этого инструмента. Обычный материал для изготовления жалейки – тростник и древесина (ива, бузина). Однако, в сегодняшнее время, трубка жалейки все чаще изготавливается из пластика или металла, что, конечно, упрощает процедуру производства, но и способствует заметному, болезненному выкорчевыванию нашего культурного Древнего Прошлого. Характерное звучание жалейке придает специальный пищик (язычок). Роль раструба-резонатора выполняет или натуральный воловий (коровий) рог, или деревянная (берестяная) воронка. Благодаря таким насадкам, жалейка в некоторых областях современной России ошибочно называется рожком. Размеры жалейки (обычно, около пятнадцати сантиметров) напрямую влияют на высоту ее строя. Специальный мундштучок, в котором находится пищик, вставляется в трубку, что позволяет его очень легко, при необходимости, заменять на новый. На поверхности трубки, для расширения звукового диапазона, проделано несколько отверстий. Эти отверстия располагаются по такому же принципу и в точно таком же порядке, как на свирели.

Ударный музыкальный инструмент Дрова

Старинный, экзотический Русский народный ударный музыкальный инструмент Дрова возник в глубокой, седой древности. Он сделан из древесины которая является характерным материалом для изготовления множества других музыкальных инструментов. Люди давно знают, что древесина издает звучание при физическом контакте с ней. Для этого достаточно сконструировать музыкальный инструмент, издающий звучание по принципу обыкновенного ксилофона. Именно по этому пути решили пойти наши древние и мудрые выдумщики-Предки. Они изобрели прообраз современного концертного ксилофона, только при этом он был намного более интересным и любопытным. Ксилофон-дрова, в своем изначальном исполнении, был обыкновенной вязанкой дров, однако, музыкальные способности этого инструмента превышали уровень, достигнутый его современным собратом. Особенно замечательного звучания добивается коллектив музыкантов, играющий одновременно на нескольких подобных инструментах. Зрители приходят в неописуемый восторг и погружаются в гром неистовых аплодисментов, при виде такой музыкальной экзотики. Ксилофон-дрова настраивается по такому же принципу, как и его современный собрат: для понижения или повышения тональности звучания, требуется увеличить или уменьшить объем (длину, толщину) клавиши этого музыкального инструмента.

Свирель

Свирель принадлежит к древнейшим деревянным духовым музыкальным инструментам славянских народов. Различные источники дают свирели самые разные названия: сопель; цевница. Очень много общего у свирели с устройством продольной флейты. Свирель часто можно увидеть в различных документальных и художественных фильмах, где она выступает в роли музыкального инструмента, на котором играют пастухи и влюбленные юноши. Именно музыкальным инструментом любви, свирель принято считать на Руси. На свирели играет вечно юный Бог Лель – сын Первобогини, Великой Богини Любви и Верховной Богини Роженицы Лады. По весне, Лель сам мастерит себе свирель из камышинок или из березовых прутиков. После этого, Юный Бог Любви играет на ней, завлекая в свои объятия молодых девиц и услаждая их слух мелодичными напевами. Самый древний, дошедший до наших дней, образец свирели был обнаружен на территории современной Смоленщины. Обычная, классическая форма дудочки придается свирели в музыкальных мастерских, где сегодня ее изготавливают из металла или из дерева. Правда, наибольшей популярностью пользуется все-таки свирель, изготовленная из дерева. Классическая свирель имеет на своей поверхности шесть игровых отверстий. Кроме обыкновенной свирели, существует еще так называемая двойная свирель, позволяющая музыканту значительно расширить свои музыкальные возможности и свой репертуар.

Игра на Свирели:

Кугиклы

Кугиклы – древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент. Кугиклы (кувиклы, кувычки) относятся к семейству многоствольных флейт, на изготовление которых идут стебли пустотелые стебли камыша или куги. Именно так прежде назывался камыш. Для того, чтобы изготовить кугиклы, можно взять и некоторые другие виды растений: бузина, ветви которой обладают мягкой сердцевиной; зонтичные виды трав, стебли которых имеют полую сердцевину; бамбуковидные растения. Сегодня кугиклы изготавливаются из различных полимерных и металлических трубок. Кугиклы изготавливаются из трех-пяти трубок одинакового диаметра, но разной длины (примерно, 100-160 мм). Нижние концы-стволы трубок закрыты, а верхние приспособлены для игры. Стволы можно переставлять с одного места на другое (в зависимости от необходимости), поскольку у них отсутствует фиксированное соединение. Верхние концы трубочек-стволов лежат в одной плоскости и выстроены в одну горизонтальную линию, что добавляет удобства при игре. Стволы можно настраивать: вставляя в них подвижные пробки; наполняя стволы воском или мешочками с песком; просверливая новые отверстия в их стенках; укорачивая или удлиняя трубки. Обычно кугиклы используются для игры только женщинами, которые в процессе игры весело пляшут, притопывают и поют.

Бубенцы

Бубенцы принадлежат к старинным Русским народным язычковым музыкальным инструментам. Все видели и прекрасно знают, что такое и как выглядят бубенцы-бубенчики, повязанные на шеях лошадей , летящей по снегу тройки. Разве можно это с чем-либо спутать?! Однако, далеко не все люди знают, что это никакие не бубенцы, а самые обыкновенные колокольчики. Все дело в том, что колокольчик – это открытая снизу, перевернутая металлическая чашечка, внутри которой расположен особый ударник-язычок, который, ударяясь в стенки чашечки, издает столь знакомые всем, звенящие звуки. Извлечь звук из колокольчика можно только в подвешенном, вертикальном положении. Тогда, как бубенцы издают свой звук при встряхивании. Бубенчик – металлический полый шар, в середине которого свободно перекатывается несколько или один металлический шарик. На шею коня бубенцы подвешиваются для красоты, а другим домашним животным (коровам, козам, баранам) их прикрепляют для того, чтобы животные не потерялись. Со временем, бубенцы постепенно превращались в инструменты, которые можно было использовать для извлечения мелодичных, музыкальных звуков. Сегодня бубенцы нашиваются на специальный ремешок по несколько штук (около десятка) и используются в таком виде в музыкальных коллективах. Часто, бубенцы можно заметить, подвешенными к бубну, ложкам или специальной деревянной рукоятке.

Немного видео с этим инструментом:

Славянская Трещотка

Трещотка, безусловно, принадлежит к одним из самых древних Русских народных ударных музыкальных инструментов. Классическая трещотка представляет собой набор деревянных прямоугольных пластинок, одним концом нанизанных на прочный шнурок. При встряхивании трещотки издаются резкие трескучие звуки. Этот простой, забавный, но весьма эффективный музыкальный инструмент, легко может сделать любой человек с умелыми руками. Для того, чтобы изготовить трещотку, понадобиться запастись двадцатью гладкими, ровными, одинаковыми пластинками равного размера (около 6х20 сантиметров). Вырезают эти музыкальные пластинки из крепкой и сухой древесины (предпочтительней, дуба). Между каждой очередной пластиной вставляется деревянная прокладка, имеющая толщину около пяти миллиметров, позволяющие добиться более громкого и звонкого звучания. По одному краю пластинок, на одинаковом расстоянии друг от друга, сверлится по по два одинаковых отверстия (около 6-7 мм). Через эти отверстия протягивается прочный шнур. Концы шнура, оставшиеся свободными, следует завязать в узел. У вас должно получиться свободное и крепкое кольцо, позволяющее добиться более удобной и простой игре на трещотке. Музыкант, играющий на трещотке, внешне похож на человека, играющего на гармошке: пластины трещотки раскрываются веерообразно, чтобы потом, громко треща, вернуться в первоначальное положение. Часто, для того, чтобы привлечь к себе повышенное внимание, к трещотке прикрепляются разноцветные украшения (ленты, цветы, колокольчики, бубенцы).

Ложки как русский музыкальный инструмент

Ложки – не просто столовый прибор для повседневного пользования, а это еще и оригинальный Русский народный музыкальный инструмент. Трудно найти более древнее и более испытанное приспособление для воспроизведения ритмического музыкального звука. Очевидно, что ложкам, как музыкальному инструменту, столько же лет, как и самому этому распространенному столовому прибору. Можно даже выдвинуть предположение, что именно ложки являются самым первым и самым распространенным ударным инструментом на Земле. Однако, ложки стали популярными не только благодаря своей распространенности и доступности. Ложки – один из самых колоритных и самых узнаваемых музыкальных инструментов, пришедших к нам из Древней Руси. Сегодня расписные деревянные Русские ложки получили такую широкую популярность и известность, что их тысячами покупают и вывозят к себе домой довольные иностранцы. Конечно, эти ложки уже никогда не станут звучать в умелых руках музыкантов-ложечников. Теперь они покупаются в качестве сувениров, которыми забиты все базары и магазины. Старинные деревянные ложки изготавливались вручную, без использования современных высокоточных станков и оборудования, поэтому они получались более толстостенными, были намного прочнее и обладали более низким и качественным звучанием. Многие музыканты-ложечники подвешивают к своим ложкам всевозможные бубенчики и колокольчики, чем, без сомнения, разнообразят и усиливают их звучание. Игра на ложках узнаваема по ритмичному рисунку и ажурному многозвучию, что, безусловно, добавляет ложкам всенародной любви и популярности.

Немного видео:

Рожок

Рожок принадлежит к Русским народным духовым музыкальным инструментам. Обычно, рожок делается из древесины клена, можжевельника или березы. Часто рожок берет свое название от той местности, где он был произведен и приобрел самую высокую популярность. Рожок широко используется в арсенале пастухов, воинов и сторожей. Звук рожка всегда приковывал внимание и слух человека и служил своеобразным сигналом для своих родичей о нападении какого-нибудь лиха. Кроме подачи сигналов, рожок мог служить для для воспроизведения песенных и танцевальных мелодии. Репертуар рожечников представлен достаточно широко. Не отличается сложностью и устройство рожка: коническая прямая деревянная трубка, с пятью игровыми отверстиями сверху и с одним отверстием – снизу. На противоположных сторонах рожка находятся раструб и мундштук, приспособленный для извлечения звука. Раструб изготавливался из рога домашнего животного или из древесины (например, бересты). Звук рожка достаточно резкий и звучный, одновременно обладает скрытой силой и мягкостью. Звуковой диапазон достигает десятка нот, из которых рождаются миллионы различных мелодий и композиций.

Славянские гусли

Свое название гусли получили, благодаря своим струнам, которые как-бы гудели при переборе струн. А ведь в стародавние времена именно гудением назывался любой музыкальный звук струнного инструмента. В отличии от духовых или ударных музыкальных инструментов, любой струнный щипковый инструмент назывался не иначе, как гусли. На древнерусских гуслях обычно играли, придав им горизонтальное положение. Количество струн в гуслях не было фиксированной величиной, то есть их можно было устанавливать в любом требуемом количестве. Металлические струны придают гуслям особое, характерное звучание. Именно поэтому гусли и получили свой узнаваемый эпитет «звончатые». Опытные талантливые гусляры всегда перебирали гусельные струны своими собственными пальцами и никогда не пользовались медиаторами или плектрами. В прежнее время гусли звончатые можно было услышать на любом подворье: будь то хозяйство простого земледельца или богатые княжеские терема. Ведун-гусляр являлся хранителем Русских древних традиций, и именно, благодаря им, мы сегодня получили возможность заглянуть в бесконечную глубину нашего Великого Прошлого. Многообразие форм и звучаний, которыми отличались те или иные гусли, породило в каждой отдельной местности свое собственное название этого музыкального инструмента.

Источник: http://putisvaroga.ru/putisvaroga/tradicionnye-slavyanskie-muzykalnye-instrumenty

vilingstore.net

Музыкальные инструменты | Многомерная и народная медицина

Человек использует окружающие его предметы для извлечения звука с первобытных времен. Об этом свидетельствует тот факт, что даже высшие приматы для демонстрации собственной силы и отпугивания врагов создают различные шумовые эффекты: колотят палкой по дереву, трясут ветки или выбивают дробь на собственной могучей груди, набрав предварительно в легкие воздуха. Однако человек пошел дальше. Он научился не только использовать звучащие предметы при необходимости, хватая первое, что попадется под руку, но и создавать их специально.

Материалом для этого служили ветки деревьев, камни, части скелетов съеденных животных. Собственно, они-то и были первыми музыкальными инструментами. Способ извлечения звука — ударный, а характер звука по большей части шумовой. Уже в эпоху палеолита и неолита такие инструменты использовались для сигнальных и, возможно, магических целей — отпугивания злых духов. Мы не знаем, как они назывались в те времена, сегодня им соответствуют такие инструменты, как трещотка, доска, кастаньеты, а также различные «шумелки», «гремелки» и «стукалки» (как их называют дети, которые в своем развитии, как правило, проходят через этап создания примитивных музыкальных ударных инструментов, правда, пользуются они для этих целей предметами из более современных материалов — вроде маминых кастрюль и ложек, — которых еще не было на заре человечества).

Следующим этапом в развитии музыкальной культуры стало появление инструментов, требующих особой обработки: ударных из выдолбленных кусков дерева или плодов деревьев, духовых из просверленных веток, костей и рогов животных. Для человека стало важным получить не только шум, но и чистый музыкальный звук. Музыка обрела не только ритм, но и мелодию.

Технология производства музыкальных инструментов усложнялась, в ход все больше шли материалы животного происхождения. На деревянный каркас или выдолбленные плоды человек стал натягивать шкуры. Тамтамы, литавры, конгасы, бубны, тамбурины, бонго и барабаны до сих пор звучат в этнической, классической и современной музыке. В шаманизме бубен играет особую роль: он служит для переноса шамана в мир духов. Бубны даже называют в честь домашних лошадей, как бы подчеркивая, что этот инструмент — транспортное средство, переносящее.. в иной мир. У многих народов бубен символически связан с Центром Мира или Мировым Древом. Эвенкийские шаманы делают обод из священной лиственницы, саамские шаманы украшают бубны символами Космического Древа. В результате исследований шаманских обрядов индейцев салиш было обнаружено, что ритм ударов находится в ряду частот тета-волн энцефалограммы (4—7 циклов в секунду). Эта частота соответствует состоянию сна со сновидениями, гипнотического транса.

Человек продолжал развиваться и совершенствовать технологию производства музыкальных инструментов. Он обнаружил, что жилы животных при разном натяжении дают звуки разной высоты. Это стало высшим достижением человека в этой области — ведь на одном и том же инструменте можно было сыграть великое множество звуков. Интересно, что как в восточной, так и в европейской культуре существует множество легенд о происхождении струнных инструментов.

В Индии изобретателем вины — струнного инструмента из стебля бамбука, двух тыкв и жил животных — считается Шива. Он «создал этот инструмент в помощь человеческому уму и телу, с учетом их различных состояний утром, в полдень, днем и ночью и когда пробуждается заря»*. Когда супруга Шивы, Парвати, увидела этот инструмент, она создала свою вину, из которой можно извлекать не только полутоны — наименьшие интервалы в современной европейской музыкальной системе (см. выше), но и микротоны. На этом инструменте играют только женщины.

В древнегреческих мифах изобретателями многих струнных инструментов также выступали боги, а некоторые из них являлись еще и исполнителями струнной музыки. Например, эолову арфу невозможно отнести ни к одному классу струнных инструментов (щипковых, смычковых, клавишных), так как на ней играет ветер (или древнегреческий бог ветра Эол).

Пифагор отдавал явное предпочтение струнным инструментам. Сама Вселенная представляла, по его мнению, музыкальный инструмент с одной струной, соединенной одним концом с Материей, другим — с Духом. Один из древнеегипетских гимнов содержал такие признания Божества: «Я великая неразрушимая лира всего мира, настроенная на песни небес».

Звуки арфы, известной с     тыс. до н.э., не только оказывали влияние на человека, унося его в небесные выси, но и, по преданиям, завораживали диких зверей. В Библии также упоминаются струнные инструменты: «...от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Бога. И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него». С помощью гуслей былинный герой Садко вздымал волны или успокаивал разбушевавшееся море. Металлические музыкальные инструменты появились в начале бронзового века и сегодня металл используется в ударных, струнных и духовых инструментах. Каждый металл издает свой собственный звук. И в этих звуках находит свое отражение музыка небесных сфер. Ведь каждой планете соответствует определенный металл (Солнцу — золото, Луне — серебро, Меркурию — ртуть, Венере — медь, Марсу — железо, Юпитеру — олово, Сатурну — свинец). Комбинируя металлы, мудрецы древности использовали различные сплавы для создания ударных и духовых инструментов.

О целебной силе колоколов и колокольчиков известно с давних пор. На Руси колокольным звоном лечили головную боль и бессонницу, душевные болезни, а если собственноручно звонить в колокол, проходят ревматизм и заболевания суставов рук. Группа исследователей под руководством Ф. Шипунова несколько лет изучала природу воздействия на человека звона колоколов православных храмов. Было установлено, что, помимо слышимого звука, колокола производят энергию в ультразвуковом диапазоне и способствуют разрушению болезнетворной среды. Также отмечено, что колокольный звон разрушает молекулярную структуру болезнетворных организмов и подавляет вирусы гриппа, желтухи и другую инфекцию.

В буддийских храмах для обозначения начала и конца медитации используется звук звенящих блюдец — маленьких цимбал из «небесного металла», добывающегося из метеоритных фрагментов, как правило, связанных веревочкой или кожаным шнурком. Кроме того, их звук способен возвращать здравый ум и твердую память, восстанавливать эфирное тело после перенесенных заболеваний, а также лечения антибиотиками.

Особой силой воздействия обладают и духовые инструменты. В Ветхом Завете рассказывается, как от звуков семи труб пали стены Иерихона. В Откровении Иоанна Богослова есть такие слова: «. после сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего». Звуки органа возвышают дух для общения с Богом и дают душе умиротворение.

Народные врачеватели хорошо знали, звуки каких инструментов наиболее благоприятны при тех или иных болезнях. Так, скрипка благотворно действует на меланхоликов, альт эффективен при нарушениях нервной системы и упадке сил, оказывает хорошее действие на флегматиков. Арфа помогает при истерии, а флейта — при заболеваниях дыхательной системы и меланхолии от несчастной любви. Кларнет помогает при подавленном состоянии.

ansmed.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта