Морфологический критерий растения. Лабораторная работа по биологии на тему "Изучение морфологического критерия вида" ( 6 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект по биологии по теме "Вид. Критерии вида"". Морфологический критерий растения


Лабораторная работа по биологии на тему "Изучение морфологического критерия вида" ( 6 класс)

Лабораторная работа по теме «Изучение морфологического критерия вида»

Цель:

1. Научиться выявлять морфологические признаки растения;2. Научиться сравнивать морфологические признаки растений разных видов;3. Обосновать значение признаков растений для изучения понятия морфологического критерия вида.

Оборудование: гербарий растений разных видов – клевер белый, клевер розовый, клевер красный, клевер пашенный, лапчатка серебристая, лапчатка прямостоячая, зверобой продырявленный, зверобой, полынь горькая, полынь обыкновенная, боярышник колючий, боярышник кроваво-красный и др.

Ход работы

  1. Теоретическая часть.

Четкое понимание сущности вида, как основной единицы эволюции необходимо для выяснения механизмов эволюционного процесса.

Вид – совокупность родственных организмов, обладающих сходными морфологическими, биохимическими признаками, занимающих общий ареал, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. Виды отличаются друг от друга многими признаками. Основные признаки и свойства называются критериями вида. Их несколько:

а) генетический – особи одного вида свободно скрещиваются и дают плодовитое потомство;б) морфологический – основан на характеристике признаков внешнего и внутреннего строения;в) физиологический – основан на сходстве всех процессов жизнедеятельности;г) биохимический – сходство биологических процессов;д) эколого-географический – виды занимают в природе определенный ареал – экологическую нишу;е) этологический –особенности поведения.

  1. Практическая часть.

1. Рассмотрите растения двух видов одного рода, охарактеризуйте особенности внешнего строения основных органов растения (корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена).

2. Дайте морфологическую характеристику изучаемых видов.

3. Результаты исследований занесите в таблицу:

Признаки

Названия изучаемых видов

Сравнение признаков

сходство

различия

1. Стебель:

– высота– форма– тип стебля

 

 

 

2. Тип корневой системы:

3. Лист:

– форма листовой пластинки– желкование– окраска– простой или сложный– листорасположение

 

 

 

4. Цветок:

– формула– описание

 

 

 

5. Плод:

– сочный или сухой– одно или многосемянный– способ распространения– название плода

 

 

 

6. Семена:

– форма– величина– окраска– количество

 

 

 

4. На основе анализа своей работы ответьте на вопросы:

– Почему возможны ошибки при установлении видовой принадлежности только по одному из критериев, например морфологическому?– Существуют ли трудности в определении вида растения, найденного в природе?– Для всех ли видов организмов характерен морфологический критерий? Ответ обоснуйте.

5. Сделайте вывод.

infourok.ru

Морфологический критерий вида

В процессе практической человеческой деятельности складывалось понятие о виде. При описании животных это понятие применял уже Аристотель. Однако достаточно продолжительный период определение "вид" не было наделено научным содержанием и применялось в качестве логического термина. Статус единицы классификации рассматриваемое понятие приобрело в процессе развития систематики. Джон Рей (английский натуралист) разработал представление о виде как о компоненте систематики. При этом ученым было выделено три важнейших характеристики этой единицы. Так, вид, по мнению Рея, являет собой множество организмов, для которых характерно общее происхождение. Эта систематическая единица объединяет в себе сходные по морфологическим и физиологическим признакам организмы. Кроме того, она является самостоятельно воспроизводящейся системой.

Происхождение Рей считал главным показателем. Так, к одному виду натуралист относил похожие растения, воспроизводящие из своих семян себе подобных.

Значительное расширение понятия вида, а также его углубление произошло благодаря работам Линнея, показавшего, что вид являет собой реальную элементарную и устойчивую единицу живой природы, обособленную от прочих видов. Это понятие стало применяться в качестве главной классификации животных и растений. Однако в те времена вид рассматривали как следствие творческого действия.

Ламарк провозгласил в своих трудах положение о том, что в природе не существует неизменных систематических единиц растений и животных. Виды постоянно превращаются, изменяются, переходят в иные виды. В связи с этим, по мнению Ламарка, старую систематическую единицу нельзя отделить от новой. Таким образом, французский натуралист пришел к выводу об отрицании реальности вида, утверждая при этом идею о развитии.

Дарвиновское учение основывалось на другом положении. Это положение было научно обосновано. В соответствии с ним развивающийся реальный вид обусловлен историческим развитием под влиянием естественного отбора. В соответствии с дарвиновским учением осуществлялось комплексное исследование систематических единиц. Так, проводилось изучение морфологического критерия вида, а также экспериментальное, генетическое исследование структуры и путей его формирования. Эти мероприятия имели решающее значение при обосновании популяционного аспекта систематической единицы как главной формы развития и существования органического мира в целом.

Сегодня считается, что органическая среда включает в себя многообразие жизненных форм. При этом "вид" является универсальным явлением для всей живой природы. Рассматриваемая систематическая единица формируется по ходу эволюционных преобразований, обусловленных естественным отбором. В результате она представляет собой конкретный этап (звено) развития живых организмов и является главной формой существования на планете жизни.

Один вид отличается от другого по набору общих особенностей – критериев. В комплексе эти признаки формируют реальность систематических единиц.

Морфологические критерии вида основываются на наличии у всех особей одного вида определенных наследственных признаков. Особи в рамках одной систематической единицы, другими словами, обладают сходным внешним и внутренним строением. Морфологический критерий вида считается достаточно удобным и простым признаком. Более того, данная характеристика применялась систематиками ранее остальных признаков и в течение определенного периода являлась основной. Однако необходимо отметить, что морфологический критерий вида довольно относителен. Этот признак является необходимым, но недостаточным. Морфологический критерий вида не позволяет различать систематические единицы, имеющие существенное сходство в строении, но не скрещивающиеся друг с другом. Например, систематические единицы-двойники. Так, название "малярийный комар" включает в себя порядка пятнадцати видов, неразличимых внешне, однако ранее считавшихся одним видом. Установлено, что порядка 5% всех систематических единиц являются двойниками. Таким образом, морфологический критерий вида не может являться единственным признаком различия.

fb.ru

Урок биологии в 11 классе "Вид. Критерии вида"

ВИД. КРИТЕРИИ ВИДА.

Урок биологии в 11 классе

Учитель биологии высшей категории Коврова Т.В.

МБОУ СОШ № 2 г. Большой Камень Приморский край

Цель: сформировать понятие о виде и его критериях; научить описывать особей видов по морфологическим признакам.

Задачи: Образовательные: обеспечить усвоение нового материала о виде и его критериях; продолжить формирование умений работать с живыми образцами растений и описывать их по плану;

Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, умения наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: способствовать формированию коммуникативных навыков, воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении лабораторной работы;

воспитание коллективизма при работе в группах.

Оборудование: компьютерная презентация; горшки с комнатными растениями, используемыми дл выполнения лабораторной работы; лист приложения1 и инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы (приложение2).

Тип урока: изучение и закрепление новых знаний.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, системно-деятельностный подход.

ХОД УРОКА

1 ЭТАП: ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

Учитель: В природе существует огромное количество видов растений и животных. Так, например, ученые определили, что в Мировом океане обитает около 2,2 млн. видов организмов, на суше — около 6,5 млн. видов. Животных на планете всего около 7,8 млн. видов, грибов — 611 тыс., а растений около 300 тыс. видов. При этом растениям повезло больше всего, они описаны лучше, из них описано 72% видов, тогда как животных — 12%, а грибов  только 7%.

Приблизительное число видов животных (около 1,5 млн. видов)

Группа организмов

Число видов

Группа организмов

Число видов

Одноклеточные

Более 263000

Членистоногие:

1066000

Кишечнополостные

Более 9000

Паукообразные

35000

Губки

5000

Насекомые

Более 1 00000

Плоские и круглые черви

23333

Ракообразные

20000

Кольчатые черви

9000

Хордовые:

42400

Моллюски

110000

Ланцетники и круглоротые

Около 68

Иглокожие

600

Рыбы

20000

Оболочники

1100

Земноводные

2100

Пресмыкающиеся

6000

Птицы

8600

Млекопитающие

4500

Основной, элементарной и реально существующей единицей органического мира, или иначе — универсальной формой существования жизни, является вид (от лат. species — взгляд, образ).

Сегодня на уроке мы дадим определение вида, назовем его критерии и охарактеризуем их. Работая в группах, применим один из критериев, морфологический, для определения принадлежности растения к тому или другому виду и сделаем вывод.

2 ЭТАП: ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Учитель: Вид — основная категория биологической классификации. Понятие «вид» впервые было введено в конце 17 в. английским ботаником натуралистом Джоном Реем (1627—1709г.г.), отметившим, что разные виды отличаются по внешнему и внутреннему строению и не скрещиваются между собой. Все индивидуумы, принадлежащие к одному виду, считал Рей, могут свободно скрещиваться в природе и продуцировать потомство, относящееся к тому же самому виду.

Большой вклад в дальнейшую разработку понятия «вид» внес шведский ученый Карл Линней (1707—1778г.г.). Согласно его представлениям, виды — объективно существующие в природе образования, и между видами имеются различия. Так, например, явно различаются между собой по внешним признакам медведь и волк. Но волк, шакал, гиена, лисица внешне более сходны, так как принадлежат к одному семейству — волчьих. Еще в большей степени сходна внешность у видов одного рода, например волк и собака.

Вид — исторически сложившаяся совокупность популяций, особи которых обладают наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство, приспособлены к определенным условиям жизни и занимают определенную область — ареал. (записать определение в тетрадь)

Особи, принадлежащие к одному виду, не скрещиваются с особями другого вида, характеризуются генетической общностью, единством происхождения. Вид существует во времени: он возникает, распространяется, может сохраняться неопределенно долгое время в устойчивом, почти неизменном состоянии (реликтовые виды) или непрерывно изменяться. Одни виды со временем исчезают, не оставляя новых ветвей. Другие дают начало новым видам.

Учитель: Признаки, по которым один вид можно отличить от другого, называют критериями вида. (Ученики записывают в тетрадь названия критериев вида)

Критерии вида:

1. Это был первый и долгое время единственный критерий, используемый для описания видов. Морфологический критерий самый удобный и заметный, поэтому и сейчас широко используется в систематике растений и животных.

В основе морфологического критерия лежит сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида. Морфологический критерий предполагает описание внешних признаков особей, входящих в состав определенного вида. По внешнему виду, размерам и окраске оперения можно, например, легко отличить большого пестрого дятла от зеленого, малого пестрого дятла от желны, большую синицу от хохлатой, длиннохвостой голубой и от гаички. По внешнему виду побегов и соцветий, размерам и расположению листьев легко различают виды клевера: луговой, ползучий, люпиновый, горный.

Однако особи в пределах вида иногда так сильно различаются, что только по морфологическому критерию не всегда удается определить, к какому виду они относятся. Вместе с тем существуют виды морфологически сходные, но особи этих видов не скрещиваются между собой. Это — виды-двойники, которые исследователи открывают во многих систематических группах.

Так, под названием «крыса черная» различают два вида-двойника, имеющих в кариотипах по 38 хромосом и живущих на всей территории Европы, Африки, Америки, Австралии, Новой Зеландии, Азии к западу от Индии, и крыс, имеющих 42 хромосомы, распространение которых связано с монголоидными оседлыми цивилизациями, населяющими Азию к востоку от Бирмы. Установлено также, что под названием «малярийный комар» существует до 15 внешне неразличимых видов, ранее считавшихся одним видом. Около 5% всех видов насекомых, птиц, рыб, земноводных, червей составляют виды-двойники.

2. В основу физиологического критерия положено сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида, прежде всего сходство размножения. Особи разных видов, как правило, не скрещиваются, или потомство их бесплодно. Например, у многих видов мухи дрозофилы сперма особей чужого вида вызывает иммунную реакцию, что приводит к гибели сперматозоидов в половых путях самки. В то же время в природе есть виды, особи которых скрещиваются и дают плодовитое потомство (некоторые виды канареек, зябликов, тополей, ив).

3. Географический критерий основан на том, что каждый вид занимает определенную территорию или акваторию, называемую ареалом. Он может быть большим или меньшим, прерывистым или сплошным. Однако огромное число видов имеет накладывающиеся или перекрывающиеся ареалы.

Кроме того, существуют виды, не имеющие четких границ распространения, а также существуют виды-космополиты. Космополитами являются некоторые обитатели внутренних водоемов — рек и пресноводных озер (виды рдестов, ряски, тростник). Обширный набор космополитов имеется среди сорных и мусорных растений, синантропных животных (виды, обитающие рядом с человеком или его жилищем) — постельный клоп, рыжий таракан, комнатная муха, а также одуванчик лекарственный, ярутка полевая, пастушья сумка и др.

Существуют также виды, которые имеют разорванный ареал. Так, например, липа растет в Европе, встречается в Кузнецком Алатау и Красноярском крае. Голубая сорока имеет две части ареала — западноевропейскую и восточносибирскую. Поэтому географический критерий, как и другие, не является абсолютным.

4. Экологический критерий основан на том, что каждый вид может существовать только в определенных условиях, выполняя свойственные ему функции в определенном биогеоценозе. Так, например, лютик едкий произрастает на пойменных лугах, лютик ползучий — по берегам рек и канав, лютик жгучий — на заболоченных местах. Существуют, однако, виды, которые не имеют строгой экологической приуроченности. К ним относятся многие сорные растения, а также виды, находящиеся под опекой человека: комнатные и культурные растения, домашние животные.

Особенности поведения подчас тесно связаны со спецификой вида, например, с особенностями устройства гнезда. Три вида наших обычных синиц гнездятся в дуплах лиственных деревьев, преимущественно берез. Большая синица на Урале выбирает обычно глубокое дупло в нижней части ствола березы или ольхи, образовавшееся в результате выгнивания древесины. Это дупло недоступно ни дятлам, ни воронам, ни хищным млекопитающим. Синица московка заселяет морозобойные трещины в стволах березы и ольхи. Гаичка же предпочитает строить дупло сама, выщипывая полости в трухлявых или старых стволах березы и ольхи, и без этой трудоемкой процедуры она не отложит яиц.

Так, виды дятлов различаются по характеру питания. Большой пестрый дятел зимой питается семенами лиственницы и сосны, раздалбливая шишки в своих «кузницах». Черный дятел желна добывает личинок усачей и златок из-под коры и из древесины елей, а малый пестрый дятел долбит мягкую древесину ольхи либо добывает насекомых из стеблей травянистых растений.

5. Генетический критерий основан на наборе хромосом, свойственный конкретному виду организма. Виды различаются по числу, форме и размерам хромосом. Для подавляющего большинства видов характерен строго определенный кариотип. Однако и этот критерий не является абсолютным.

Во-первых, у многих видов число хромосом одинаково и форма их сходна. Например, у видов растений семейства бобовых имеют 22 хромосомы. Во-вторых, в пределах одного и того же вида могут встречаться особи с разным числом хромосом, что является результатом геномных мутаций. Например, ива козья может иметь диплоидное (38) или тетраплоидное (76) число хромосом. У серебристого карася встречаются популяции с набором хромосом 100, 150, 200, тогда как нормальное число их равно 50. У диких горных баранов, разными исследователями выделялось от 1 до 17 видов. Анализ показал наличие трех кариотипов: 54-хромосомный — у муфлонов, 56-хромосомный — у архаров и аргали и 58-хромосомный — у обитателей гор Средней Азии — уриалов. У радужной форели число хромосом варьирует от 58 до 64, у беломорской сельди встречаются особи с 52 и 54 хромосомами. В Таджикистане на участке протяженностью всего 150 км, зоологами была обнаружена популяция слепушонки обыкновенной с набором хромосом от 31 до 54.

Таким образом, на основе генетического критерия нельзя достоверно определить принадлежность особей к конкретному виду.

6. Биохимический критерий позволяет различать виды по составу и структуре определенных белков, нуклеиновых кислот и др. Особи одного вида имеют сходную структуру ДНК, что обусловливает синтез одинаковых белков, отличающихся от белков другого вида. Вместе с тем у некоторых бактерий, грибов, высших растений состав ДНК оказался очень близким. Следовательно, есть виды-двойники и по биохимическим признакам.

Интерес к этому критерию появился в последние десятилетия в связи с развитием биохимических исследований. Он не находит широкого применения, так как не существует каких-либо специфических веществ, характерных только для одного вида и, кроме того, он весьма трудоемкий и далеко не универсальный. Однако им можно воспользоваться в тех случаях, когда другие критерии «не работают». Разработанные методы дают возможность сравнивать состав ДНК у законсервированных в толщах земли бактерий и ныне живущих форм. Было проведено, например, сравнение состава ДНК у пролежавшей около 200 млн. лет в толще солей палеозойской бактерии псевдомонады солелюбивой и у ныне живущих псевдомонад. Состав их ДНК оказался идентичным, а биохимические свойства — сходными.

7. Исторический критерий определяется общностью предков организмов, у них общая единая история возникновения и развития вида.

Таким образом, только учет всех или большинства критериев позволяет отличить особей одного вида от другого. Основной формой существования жизни и единицей классификации живых организмов является вид. Для выделения вида используется совокупность критериев: морфологический, физиологический, географический, экологический, генетический, биохимический. Вид является результатом длительной эволюции органического мира. Будучи генетически закрытой системой, он, тем не менее, исторически развивается и изменяется.

3 ЭТАП: ВЫВОД ПО ТЕМЕ УРОКА

Учитель: 1. Что представляет собой вид? 2. Что такое критерии вида? 3. Применение, каких критериев достаточно для выделения вида? 4. Какие критерии наиболее объективны для разделения близкородственных видов?

Сделаем вывод: Вид — это совокупность особей, которые обладают наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство, приспособлены к определенным условиям и занимают определенный ареал. Порой самые опытные биологи становятся в тупик, определяя, принадлежат ли данные особи к одному виду или нет, для этого требуется учитывать все критерии вида.

4 ЭТАП: ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель: Используем один из критериев – морфологический, для характеристики вида, выполним лабораторную работу. Делим класс на 5 групп. Каждая группа получает лист с изображением типов соцветий (приложения 1) и инструктивную карточку с заданием для выполнения лабораторной работы на тему: «Морфологические особенности растений различных видов» (приложение 2). Для выполнения лабораторной работы представлены комнатные растения.

После выполнения лабораторной работ собрать тетради для оценивания работы учеников.

Домашнее задание & 53.

Спасибо за урок.

Источники информации

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10 – 11 кл. М., Дрофа, 2007.

  2. Чередникова Г.В. Биология. 11 кл. Поурочные планы по учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. – Волгоград, Учитель, 2011.

  3. сайты Интернет

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Типы соцветий растений

hello_html_m25675e2a.png

Признаки однодольных и двудольных растений

Признаки растений кл. однодольные

Признаки растений кл. двудольные

1. в семени одна семядоля

1. в семени две семядоли

2. мочковатый тип корневой системы

2. стержневой тип корневой системы

3. параллельное или дуговое жилкование листьев

3. сетчатое жилкование листьев

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Группа №1 Лабораторная работа «Морфологические особенности растений различных видов»

1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, заполняя таблицу. (перечертите ее в тетрадь)

2.Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Сделайте вывод : Чем объяснить сходства и различия растений?

Особенности внешнего строения растений

Видовое название растения

Видовое название растения

1. строения листьев (простые, сложные)

2.жилкование листьев (дуговое, параллельное, сетчатое)

3. строение стебля (прямостоячий, ползучий, цепляющийся, вьющийся, длинный, укороченный)

4.тип корневой системы (мочковатая, стержневая)

5.строение цветка (одиночные или соцветия

(вид соцветия)

6. принадлежность к классу растений (однодольные или двудольные)

Вывод (черты сходства и различия растений, чем объяснить)

Материал для справок

hello_html_m25e03851.pngБегония вечноцветущая или изящная

многолетнее растение. Стебель прямой, высотой 15-20 см, с ярко-зелеными, розовыми, красными, красно-бурыми блестящими листьями, сидящими на сочных стеблях с сетчатым жилкованием.

Цветки одиночные, простые, некрупные, палевой, белой, розовой, карминно-розовой, темно-красной окраски. Плод вечноцветущей бегонии - коробочка, семена мелкие. Цветет очень обильно с июня до заморозков. Растение светолюбивое, но переносит затенение, теплолюбивое, малотребовательное к поливам.

Размножают семенами, но возможно и вегетативное размножение.

hello_html_4a6094b.png

Бегония клубневая

многолетнее клубневое растение, не зимующее в грунте. Высотой 15-25 см, с прямостоячим стеблем, декоративными листьями с сетчатым жилкованием. Цветы у бегоний обычно махровые, компактные, розоцветные и бахромчатые. По форме побегов - прямостебельные и ампельные. Цветение обильное с июня до заморозков. Плод - коробочка, семена мелкие, почти пылевидные. Клубневая бегония свето- и теплолюбивая, не переносит перегрева, подходит для полузатененных или тенистых участков, защищенных от ветра. Хорошо растет на рыхлых и влажных почвах.

Группа №2 Лабораторная работа «Морфологические особенности растений различных видов»

1.Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, заполняя таблицу. (перечертите ее в тетрадь)

2.Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Сделайте вывод : Чем объяснить сходства и различия растений?

Особенности внешнего строения растений

Видовое название растения

Видовое название растения

1. строения листьев (простые, сложные)

2.жилкование листьев (дуговое, параллельное, сетчатое)

3. строение стебля (прямостоячий, ползучий, цепляющийся, вьющийся, длинный, укороченный)

4.тип корневой системы (мочковатая, стержневая)

5.строение цветка (одиночные или соцветия (вид соцветия)

6. принадлежность к классу растений (однодольные или двудольные)

Вывод (черты сходства и различия растений, чем объяснить)

Материал для справок

hello_html_44975df3.png

Пеларгония (герань) клобучковая

Обычное название - пеларгония закрытого листа (спрятанного в клобуке (Клобук от тюрк. колпак - шапка). Стебель прямостоячий, образует разветвленный куст.Цветы: большие, розово-фиолетовые с более темными фиолетовыми маркировками на всех лепестках собраны в соцветия.Растет в Южной Африке на прибрежных равнинах, низких горах и предгорьях.Листья зеленые, опушенные волосками, чашеобразные или имеющие форму капюшона, могут иметь красную кайму с сетчатым жилкованием. Листья могут быть душистыми, так как выделяют ароматическое вещество – гераниол. Использование: лекарственное, декоративное. Высота куста около 2 м.

hello_html_m2a50786e.png

Пеларгония (герань) зональная

Распространенный, многочисленный вид. Растение представляет собой прямостоячий, густооблиственный куст. Листья слегка волнистые, с красно-коричневым ободком по окружности, опушены мелкими волосками, имеют своеобразный запах.Цветы бывают простые, полумахровые и махровые. По окраске цветы могут быть двухцветные, либо с каймой по краю лепестка, либо с переходом одного цвета в другой. Кусты высотой 30 – 60 см.Различна окраска листьев, они бывают двухцветные, трехцветные, с сетчатым жилкованием.

При хорошем уходе зональные герани могут цвести все лето, а в теплых помещениях круглый год.

Группа №3 Лабораторная работа «Морфологические особенности растений различных видов»

1.Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, заполняя таблицу. (перечертите ее в тетрадь)

2.Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Сделайте вывод : Чем объяснить сходства и различия растений?

Особенности внешнего строения растений

Видовое название растения

Видовое название растения

1. строения листьев (простые, сложные)

2.жилкование листьев (дуговое, параллельное, сетчатое)

3. строение стебля (прямостоячий, ползучий, цепляющийся, вьющийся, длинный, укороченный)

4.тип корневой системы (мочковатая, стержневая)

5.строение цветка (одиночные или соцветия (вид соцветия)

6. принадлежность к классу растений (однодольные или двудольные)

Вывод (черты сходства и различия растений, чем объяснить)

Материал для справок

hello_html_72958b94.png

Хлорофитум хохлатый

Травянистое растение с укороченным стеблем, от которого пучком отходят дугообразно изогнутые мягкие светло-зеленые листья. Из середины пучка вырастают длинные, свисающие побеги с редуцированными листьями и мелкими белыми цветками в виде звездочек. На этих побегах после отцветания вырастают многочисленные растеньица, каждое из которых имеет розетку листьев и несколько толстых корней (пригодны для вегетативного размножения). Корни хлорофитума сочные, мочковатые, белые утолщенные. Плод — трёхгранная коробочка.

Название рода означает: «chloros» — «зеленый» и «phyton» — «растение». В быту хлорофитум называют - «паучок», «зеленая лилия». Хлорофитум используется для любых интерьеров, как одиночное растение, так и в группе.

hello_html_355a4535.pngХлорофитум капский.

Растет в лесах, тенистых местах, по берегам ручьев Южной Африки.

Многолетнее розеточное растение с мочковатыми утолщенными корнями. Листья длиной до 60 см, шириной 3 см, узколанцетные или линейные, постепенно суженные к основанию и верхушке, светло-зеленые, голые.

Цветки белые, мелкие, собраны в рыхлые кисти. Плод — трёхгранная коробочка.

Этот вид отличается от хлорофитума хохлатого тем, что не образует свисающих побегов.

Хлорофитум используется для любых интерьеров, как одиночное растение, так и в группе.

Группа №4 Лабораторная работа «Морфологические особенности растений различных видов»

1.Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, заполняя таблицу. (перечертите ее в тетрадь)

2.Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Сделайте вывод : Чем объяснить сходства и различия растений?

Особенности внешнего строения растений

Видовое название растения

Видовое название растения

1. строения листьев (простые, сложные)

2.жилкование листьев (дуговое, параллельное, сетчатое)

3. строение стебля (прямостоячий, ползучий, цепляющийся, вьющийся, длинный, укороченный)

4.тип корневой системы (мочковатая, стержневая)

5.строение цветка (одиночные или соцветия (вид соцветия)

6. принадлежность к классу растений (однодольные или двудольные)

Вывод (черты сходства и различия растений, чем объяснить)

Материал для справок

hello_html_52645edc.png

Мята перечная

Этот вид выращивается во многих странах. Растения прямостоячее, достигают высоты 80 см и легко узнаются по простым зазубренным листьям с фиолетовым краем сетчатого жилкования. Листочки имеют приятный запах и освежающий холодящий вкус. Мята перечная растение с горизонтальным ветвистым корневищем и тонкими мочковатыми корнями.

Цветы собраны в соцветия колос.

Различают две формы мяты перечной – черную и белую. Наиболее интенсивно культивируют черную (еще называемую английской) мяту, дающую значительно больший выход эфирного масла, чем белая мята. Этот вид мяты размножается вегетативным способом.

hello_html_m1a31d727.png

Мята яблочная (душистая)

Это пряно-ароматическое растение, родиной которого считают Египет и Малую Азию. Растение прямостоячее, растет кустом высотой до 60 см. Листочки простые округлые, довольно крупные, морщинистые по краям. Надземная часть темно-зеленого цвета, употребляется в качестве пряности. Мята душистая имеет горизонтальные ветвистые корневища и тонкие мочковатые корни.

Цветы собраны в соцветия колос.

Мята яблочная обладает нежным ароматом. Может быть добавлена в салаты, супы, мясные блюда, но и в различные напитки, сладкие блюда и домашнюю выпечку.

Размножается семенами и вегетативным способом.

Группа №5 Лабораторная работа «Морфологические особенности растений различных видов»

1.Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, заполняя таблицу. (перечертите ее в тетрадь)

2.Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Сделайте вывод : Чем объяснить сходства и различия растений?

Особенности внешнего строения растений

Видовое название растения

Видовое название растения

1. строения листьев (простые, сложные)

2.жилкование листьев (дуговое, параллельное, сетчатое)

3. строение стебля (прямостоячий, ползучий, цепляющийся, вьющийся, длинный, укороченный)

4.тип корневой системы (мочковатая, стержневая)

5.строение цветка (одиночные или соцветия (вид соцветия)

6. принадлежность к классу растений (однодольные или двудольные)

Вывод (черты сходства и различия растений, чем объяснить)

Материал для справок

hello_html_3fd82501.png

Диффенбахия раскрашенная

Распространенный вид. Родиной диффенбахии является Южная Америка.

Стебель растения мясистый, прямостоячий. Листья крупные, цельные, с волнистыми краями. Их длина достигает 40 см, а ширина 12 -14 см. Окраска листовой пластинки светло-зеленая (желтоватая) с темно-зелеными краями и сетчатым жилкованием, обычно испещрена многочисленными светлыми штрихами и прожилками. Диффенбахия цветет очень редко. Цветки растения собраны в невзрачное соцветие - початок. Сок у диффенбахии ядовит и вызывает раздражение кожи, поэтому разрезать ее нужно осторожно.

hello_html_4b68664a.png

Диффенбахия прелестная

Декоративно-лиственное многолетнее растение происходит из влажных тропиков Центральной и Южной Америки. 

Растение украшают крупные продолговатые листья, часто до 60 см длиной, на толстом прямостоячем стебле, около 1,5 м высотой. Темно-зеленые крупные, кожистые листья с кремовым или белым мраморным рисунком вдоль боковых жилок. Листья имеют сетчатое жилкование. Корень длинный, стержневой и мощный. Диффенбахия цветет очень редко. Цветки растения собраны в невзрачное соцветие - початок. Сок у диффенбахии ядовит и вызывает раздражение кожи, поэтому разрезать ее нужно осторожно, лучше в резиновых перчатках.

infourok.ru

Конспект по биологии по теме "Вид. Критерии вида""

Биология 11 класс 1 четверть

Современное эволюционное учение (9 часов)

Урок 1 (5)

Тема: Вид, критерии и структура.

Задачи: сформировать понятие «вид», «критерии вида», «структура вида», сформировать представление о критериях вида, как основных его характеристиках.

Оборудование: презентация, для лаб. Раб. _____________

1.Оргмомент

2.Ход урока

*проверка

домашнего задания

*изучение нового материала

3.Домашнее

задание

Тест по теме «Эволюционное учение» - 1 вариант.

Ответьте на предложенные вопросы, выберите только один правильный ответ

Часть 1

1.Как повышение степени разнообразия особей популяции влияет на эффективность действия естественного отбора? а) повышает б) не изменяет в) снижает

2.Что является непосредственным следствием (результатом) борьбы за существование?

а) формирование приспособлений г) гибель организмов

б) естественный отбор д) усложнение строения

в) изоляция е) увеличение разнообразия особей

3.Как называется расчленение родоначальной формы на два или более дочерних вида?

а) монофилия в) дивергенция д) полифилия

б) естественный отбор г) конвергенция

4.Кто из учёных одним из первых объяснил происхождение видов сле- дующим образом: различные формы живых организмов появились в результате постепенного усложнения жизни после её самозарождения? а) А.Н.Северцов б) К.Линней в) Ж.-Б. Ламарк г) Ч.Дарвин д) И.И.Шмальгаузен

5.К. Линней внёс существенный вклад в развитие биологии. Назовите один из результатов его работы.

а) ввёл в практику предложенный до него принцип двойных (бинарных) названий видов

б) развил учение о борьбе за существование, классифицировав её на две основные формы

в) развил представление о различных формах изменчивости и их значении в эволюции

г) создал первую теорию происхождения человека

д) сформулировал направление, в котором происходит органическая эволюция: в сторону повышения уровня организации живых существ

6.Существует несколько движущих сил (факторов) эволюции органического мира, которые Ч.Дарвин считал основными. Укажите ответ, в котором перечислены эти важные, с точки зрения Ч.Дарвина, факторы.

а) наследственная изменчивость, изоляция, естественный отбор

б) наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, изоляция

в) естественный отбор, наследственная изменчивость, борьба за существование

г) изоляция, борьба за существование, естественный отбор

7.Как на протяжении нескольких десятков поколений будет изменяться численность популяции, попавшей в благоприятную среду, где отсутствуют хищники и конкуренты?

а) будет медленно возрастать до максимально возможной в этих условиях величины

б) сначала число особей увеличится, затем уменьшится, а затем возрастёт до промежуточного значения и будет сохраняться с небольшими колебаниями на этом уровне

в) сначала возрастёт до максимально возможной в этих условиях величины, а затем упадёт до исходной величины и будет сохраняться с небольшими колебаниями на этом уровне

Часть 2

8.Ответьте на предложенный вопрос, выберите три правильных ответа

Как современная наука называет ту изменчивость, которую Ч. Дарвин назвал неопределённой?

а) наследственная б) ненаследственная в) индивидуальная

г) групповая д) генотипическая е) фенотипическая

9.Установите соответствие вида борьбы за существование и примеров, которые её характеризуют

1. Внутривидовая

2.Межвидовая

3.Борьба с неблагоприятными факторами среды

А) поедание копытными животными травы на пастбище

Б) гибель растений в засушливое лето

В) каннибализм (поедание особей своего вида)

Г) вытеснение серой крысой более крупной, но неагрессивной чёрной крысы

Д) борьба самцов за самку в брачный период

Ответ запишите в форме таблицы:

10.Установите соответствие вида изменчивости и примера, который её характеризует.

Вид

изменчивости

Пример

1.определённая

2. неопределённая

3. коррелятивная

А) белые кошки с голубыми глазами обычно бывают глухими

Б) рождение детёныша альбиноса у родителей с нормальной окраской

В) при внесении удобрений повышается урожайность сельскохозяйственных растений

Ответ запишите в форме таблицы:

Часть 3

11.Дайте определение: «естественный отбор», «борьба за существование»

12. Охарактеризуйте закон Ж.-Б. Ламарка «наследования благоприобретённых признаков», как можно объяснить этот закон с позиции современной науки (3 балла).

13. Перечислите основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина (3 балла).

Тест по теме «Эволюционное учение» - 2 вариант.

Ответьте на предложенные вопросы, выберите только один правильный ответ

1.Какой из нижеперечисленных эволюционных факторов характерен только для эволюции пород домашних животных и сортов культурных растений?

а) мутационный процесс г) искусственный отбор

б) изоляция д) борьба за существование

в) естественный отбор е) миграция

2.Что в природе выступает в качестве фактора, осуществляющего естественный отбор?

а) изменчивость б) борьба за существование в) внешние условия г) изоляция

3.К.Линней внёс существенный вклад в развитие биологии. Назовите один из результатов работы этого учёного.

а) определил место человека в системе животного мира

б) создал первую целостную теорию эволюции

в) создал первую теорию происхождения человека

г) собрал огромный фактический материал, доказывающий наличие эволюции

д) разработал теорию стабилизирующей формы естественного отбора

4.Кто из учёных объяснял многообразие видов следующим образом: многообразие организмов является результатом взаимодействия двух противоположных тенденций – внутреннего стремления организма к прогрессу и воздействия на организм внешней среды? а) Аристотель б) К.Линней в) Ж.-Б. Ламарк д) И.И.Шмальгаузен

г) Ч.Дарвин е) А.Н. Северцев

5.Ч.Дарвин внёс существенный вклад в развитие биологии. Среди ответов найдите результаты его работы и укажите тот вклад, который принадлежит другому учёному.

а) развил представление о различных формах изменчивости и их значении в эволюции

б) развил учение о борьбе за существование, классифицировал её на две основные формы

в) предложил принцип дивергентного развития видов

г) создал классификацию растений, близкую к современной

6.Существует несколько движущих сил (факторов) эволюции органического мира, которые Ч.Дарвин считал основными. Укажите ответ, в котором перечислены эти важные, с точки зрения Ч.Дарвина, факторы.

а) наследственная изменчивость, борьба за существование, изоляция, естественный отбор

б) наследственная изменчивость, изоляция, естественный отбор

в) изоляция, естественный отбор, борьба за существование

г) естественный отбор, борьба за существование, наследственная изменчивость

7.Как философы называют представления, в основу которых ставится первичность материального и вторичность духовного, признание бесконечности мира во времени и пространстве, существование его независимо от человека и развитие его естественным образом?

а) идеалистические б) материалистические в) метафизические г) диалектические

Часть 2

Ответьте на предложенный вопрос, выберите три правильных ответа

8. Как современная наука называет ту изменчивость, которую Ч. Дарвин назвал определённой?

а) наследственная б) модификационная в) индивидуальная

г) групповая д) генотипическая е) фенотипическая

9.Установите соответствие вида борьбы за существование и примеров, которые её характеризуют

Вид борьбы за

существование

Пример

1. Внутривидовая

2.Межвидовая

3.Борьба с неблагоприятными факторами среды

А) гибель животных во время наводнения

Б) затенение молодых елочек старыми елями

В) размножение печёночного сосальщика в организме человека

Г) конкуренция между культурными растениями и сорняками

Д) при недостатке в воде кислорода происходит замор рыбы

Ответ запишите в форме таблицы:

10.Установите соответствие вида изменчивости и примера, который её характеризует.

Вид

изменчивости

Пример

1.определённая

2. неопределённая

3. коррелятивная

А) у собак с плохо развитым шерстным покровом обычно недоразвиты зубы

Б) при улучшении качества кормов происходит увеличение надоев молока

В) рождение щенков с короткими ногами у собаки с нормальной длиной ног

Ответ запишите в форме таблицы:

Часть 3

11.Дайте определение: «искусственный отбор», «борьба за существование»

12. Охарактеризуйте закон Ж.-Б. Ламарка «упражнения и неупражнения органов», как можно объяснить этот закон с позиции современной науки (3 балла).

13. Перечислите основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина (3 балла).

I. История вопроса

Термин "вид", для обозначения животных, имеющих сходное внешнее и внутреннее строение, был впервые предложен Аристотелем.

Впервые термин «вид» был предложен в 1693 году английским систематиком Джоном Реем.

Он различал виды по двум показателям (критериям):

1.все особи одного вида имеют практически одинаковые признаки (как внешние, так и внутренние )

2.все особи могут свободно скрещиваться, передавая свои признаки потомкам.

Шведский натуралист Карл Линней развивает учение о виде.

«Вид» состоит из многих схожих особей, дающих плодовитое потомство»

Он считал виды неизменяемыми, однако допускал, что новые виды могут возникать в результате межвидового скрещивания (ошибочное мнение)

Жан – Батист Ламарк считал, что термин «вид» придуман человеком для удобства классификации.

Отрицал реальное существование видов в природе, представлял себе природу как совокупность постоянно изменяющихся рядов особей.

Реальными считал только особи.

Точка зрения Ч.Дарвина практически не отличает от современной. Он не сомневался во временном существовании видов и писал: «Я полагаю, что виды обладают довольно хорошо определёнными границами и ни в коей мере не бывает неразрешимого хаоса изменяющихся и промежуточных звеньев»

Вид – совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определённым условиям жизни и занимающих определённый ареал.

II. Целостность вида

Вид – это целостная структура живой природы, репродуктивно изолированная от других подобных структур.

Причины сохранения целостности:

1. Наличие внутренней структуры

А) половая

Б) возрастная

В) иерархия во внутривидовых группах: стаде, семье, прайде и т.д.

2. репродуктивная изоляция

А) экологическая ( биотопическая или сезонная)

Б) этологическая

В) морфологическая

Г) физиологическая

Д) генетическая

III. Критерии вида.

Критерии - характерные признаки и свойства, которыми одни виды отличаются от других.

1.Морфологический критерий - заключается в сходстве внешнего и внутреннего строения особей одного вида.

Этот критерий свидетельствует о морфологической изоляции вида, является одним из самых ранних видовых критериев

Но,

А) наличие изменчивости ( модификационной и мутационной) приводит к тому, что особи в пределах вида могут быть настолько изменчивы, что только по морфологическому критерию не всегда удаётся определить вид

Б) виды – двойники – виды, не имеющие различий по большинству морфологических признаков, но репродуктивно изолированные (два вида чёрных крыс)

2.Генетический критерий – виды отличаются кариотипами

- строго определённое число хромосом,

- размеры и форма хромосом

Пример: у чёрных крыс виды выделяются по количеству хромосом – 38 или 42.

Это – главный видовой признак, так как особи разных видов имеют разные наборы хромосом, поэтому не могут скрещиваться между собой, и ограничены друг от друга в естественных условиях, так как

- разные сроки размножения;

- по - разному устроены половые аппараты;

- сперматозоиды не могут проникнуть в яйцеклетку;

- если оплодотворение произошло, то погибает зародыш или молодой организм рождается нежизнеспособным.

- если гибрид жизнеспособен, то он неплодовит например: лошак, мул, хонорик (хорек и норка)

Но:

Кряква и щилохвост, два разных вида уток, в неволе способны скрещиваться и давать плодовитое потомство

3.Физиологический критерий - отражает сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида:

- одинаковые способы питания, размножения,

- сходные реакции на внешние раздражители и др.

Пример: представители разных видов, как правило, не скрещиваются, или их гибриды бесплодны.

Но:

Есть исключения собаки + волки = волкособы, т.е. недостаточен для определения вида.

4. Биохимический критерий - определяется сходством или различием строения белков, химического состава клеток и тканей.

По сходству в строении ДНК и белков можно с достаточной вероятностью показать, насколько близкими родственниками являются те или иные виды.

Пример: строение молекулы инсулина у близких видов – у копытных

Но:

гемоглобин шимпанзе по последовательности аминокислот не отличается от гемоглобина человека.

5.Экологический критерий – приспособленность особей вида к определенным условиям существования.

Характеризуется определенными формами взаимоотношений организмов данного вида с представителями других видов и факторами неживой природы, т. е. теми условиями, в которых этот вид встречается в природе.

Пример:

Лютик едкий – луга, поля

Лютик ползучий – увлажнённые места

Лютик прищинец (жгучий ) – болота, берега водоёмов

Но:

- разные виды могут быть приспособлены к одинаковым условиям.

- особи одного вида могут жить в несколько различающихся условиях

(например: глубоководная и прибрежная популяции речного окуня, одуванчик может расти и в лесу, и на лугах).

6.Географический критерий – определяет область распространения, т. е. ареал вида.

Ареал – область распространения вида.

Но:

У разных видов ареалы могут перекрываться или совпадать

- симпатрические виды

Вывод: Различные критерии связаны между собой и только в совокупности определяют целостность и единство вида.

IV. Структура вида

Вид в природе существует в форме популяций

Популяция – это совокупность особей одного вида, в течение достаточного длительного времени (большого числа поколений) населяющих определённую территорию внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от особей других подобных совокупностей.

III. ЛР № 1«Описание особей вида по морфологическому критерию».

Цель: обеспечить усвоение понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов.

Ход работы

1. Пользуясь карточкой-определителем, определите названия видов растений, предложенных для работы.

2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

3.Заполните таблицу:

растения

Признаки вида

Название вида

 

Первое растение

 

 

Второе растение

 

 

Например:

Определительная карточка для голосеменных

Деревья с игловидными листьями (хвоинками), содержащие в коре и листьях смолу …………………………….— сем. Сосновые

1. Хвоинки расположены пучками на укороченных побегах …...2

0. Хвоинки расположены поодиночке …….…...4

2. Листопадные деревья с узколинейными мягкими листьями, собранными на укороченных побегах по 15-40 ………………………………………… — Лиственница сибирская

0. Вечнозеленые деревья. Хвоинки собраны в пучки по 2-5 3

3. Хвоинок в пучках по 2 — Сосна обыкновенная

0. Хвоинки в пучках по 5 — Сосна сибирская

4. Хвоинки плоские, тупые, снизу с 2-мя светлыми полосками — Пихта сибирская

0. Хвоинки четырехгранные, жесткие, колючие….— Ель сибирская

4.Сделайте вывод о достоинстве и недостатках морфологического критерия в определении вида.

§ 4.5, сдать отчёт о лабораторной работе

Ответы:

1 вариант

1.А

2.Б

3.В

4.В

5.А

6.В

7.Б

8.А, В, Д

9.

10.

2 вариант

1.Г

2.В

3.А

4.В

5.Б

6.Г

7.Б

8.Б, Г, Е

9.

10.

Результаты работы

«5» - 26 – 23

баллов

«4» - 22 – 19

баллов

«3» - 18 – 13

баллов

«2» - 12 баллов и меньше

С.217

Определение в тетрадь

С. 218

Работа с тестом

С. 220 – 221

Определение в тетрадь

infourok.ru

Критерии вида в биологии

Вид (лат. species) — таксономическая, систематическая единица, группа особей с общими морфофизиологическими, биохимическими и поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, дающему в ряду поколений плодовитое потомство, закономерно распространённая в пределах определённого ареала и сходно изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды. Вид — реально существующая генетически неделимая единица живого мира, основная структурная единица в системе организмов, качественный этап эволюции жизни.

Долгое время считалось, что любой вид — это закрытая генетическая система, то есть между генофондами двух видов нет обмена генами. Это утверждение верно для большинства видов, однако из него есть исключения. Так, к примеру, львы и тигры могут иметь общее потомство (лигры и тиграны), самки которого плодовиты — могут рожать как от тигров, так и львов. В неволе скрещиваются и многие другие виды, которые в природных условиях не скрещиваются из-за географической или репродуктивной изоляции. Скрещивание (гибридизация) между разными видами может происходить и в природных условиях, особенно при антропогенных нарушениях среды обитания, нарушающих экологические механизмы изоляции. Особенно часто гибридизуются в природе растения. Заметный процент видов высших растений имеет гибридогенное происхождение — они образовались при гибридизации в результате частичного или полного слияния родительских видов.

Основные критерии вида

1. Морфологический критерий вида. Основан на существовании морфологических признаков, характерных для одного вида, но отсутствующих у других видов.

Например: у гадюки обыкновенной ноздря находится в центре носового щитка, а у всех других гадюк (носатая, малоазиатская, степная, кавказская, гюрза) ноздря смещена к краю носового щитка. В то же время в пределах видов существуют значительные индивидуальные морфологические различия. Например, гадюка обыкновенная представлена множеством цветовых форм (черные, серые, голубоватые, зеленоватые, красноватые и другие оттенки). Эти признаки не могут использоваться для разграничения видов.

2. Географический критерий. Основан на том, что каждый вид занимает определенную территорию (или акваторию) – географический ареал. Например, в Европе одни виды малярийного комара (род Anopheles) населяют Средиземноморье, другие – горы Европы, Северную Европу, Южную Европу.

Однако географический критерий не всегда применим. Ареалы разных видов могут перекрываться, и тогда один вид плавно переходит в другой. В этом случае образуется цепь викарирующих видов (надвид, или серия), границы между которыми часто можно установить только путем специальных исследований (например, чайка серебристая, клуша, западная, калифорнийская).

3. Экологический критерий. Основан на том, что два вида не могут занимать одну экологическую нишу. Следовательно, каждый вид характеризуется своими собственными отношениями со средой обитания.

У видов, характеризующих определенными биотическими связями (паразитических видов, переносчиков заболеваний, комменсалов, симбионтов) широко используется их приуроченность к определенному хозяину. Например, виды-двойники, ранее известные под названием комар малярийный, характеризуются разной пищевой базой: одни виды нападают на млекопитающих, другие – на птиц, третьи – на пресмыкающихся; одни виды переносят малярию (для человека опасен только один вид), а другие – не переносят.

Однако в пределах одного вида разные особи могут занимать разные экологические ниши. Группы таких особей называются экотипами. Например, один экотип сосны обыкновенной населяет болота (сосна болотная), другой – песчаные дюны, третий – выровненные участки боровых террас.

Совокупность экотипов, образующих единую генетическую систему (например, способных скрещиваться между собой с образованием полноценного потомства) часто называется эковидом.

4. Молекулярно-генетический критерий. Основан на степени сходства и различия последовательностей нуклеотидов в нуклеиновых кислотах. Как правило, для оценки степени сходства или различия используются «некодирующие» последовательности ДНК (молекулярно-генетические маркеры). Однако в пределах одного и того же вида существует полиморфизм ДНК, а разные виды могут характеризоваться сходными последовательностями.

5. Физиолого-биохимический критерий. Основан на том, что разные виды могут различаться по аминокислотному составу белков. В то же время в пределах вида существует белковый полиморфизм (например, внутривидовая изменчивость многих ферментов), а разные виды могут иметь сходные белки.

6. Цитогенетический (кариотипический) критерий. Основан на том, что каждый вид характеризуется определенным кариотипом – числом и формой метафазных хромосом. Например, у всех твердых пшениц в диплоидном наборе 28 хромосом, а всех мягких – 42 хромосомы. Однако у разных видов могут быть очень сходные кариотипы: например, у большинства видов семейства кошачьих 2n=38 . В то же время, в пределах одного вида может наблюдаться хромосомный полиморфизм. Например, у лосей евразийских подвидов 2n=68, а у лосей североамериканских видов 2n=70 (в кариотипе североамериканских лосей на 2 метацентрика меньше и на 4 акроцентрика больше). У некоторых видов существуют хромосомные расы, например, у черной крысы – 42-хромосомная (Азия, Маврикий), 40-хромосомная (Цейлон) и 38-хромосомная (Океания).

7. Репродуктивный критерий. Основан на том, что особи одного вида могут скрещиваться между собой с образованием плодовитого потомства, похожего на родителей, а особи разных видов, обитающих совместно, не скрещиваются между собой, или их потомство бесплодно.

Однако известно, что в природе часто распространена межвидовая гибридизация: у многих растений (например, ивы), ряда видов рыб, земноводных, птиц и млекопитающих (например, волк и собака). В то же время в пределах одного вида могут существовать группировки, репродуктивно изолированные друг от друга.

8. Этологический критерий. Связан с межвидовыми различиями в поведении у животных. У птиц для распознавания видов широко используется анализ песен. По характеру издаваемых звуков различаются разные виды насекомых. Разные виды североамериканских светляков различаются по частоте и цвету световых вспышек.

9. Исторический (эволюционный) критерий. Основан на изучении истории группы близких видов. Этот критерий носит комплексный характер, поскольку включает сравнительный анализ современных ареалов видов (географический критерий), сравнительный анализ геномов (молекулярно-генетический критерий), сравнительный анализ цитогеномов (цитогенетический критерий) и другие.

Ни один из рассмотренных критериев вида не является главным или наиболее важным. Для четкого разделения видов необходимо их тщательное изучение по всем критериям.

В связи с неодинаковыми условиями среды особи одного вида в пределах ареала распадаются на более мелкие единицы — популяции. Реально вид существует именно в виде популяций.

Виды бывают монотипическими — со слабо дифференцированной внутренней структурой, они характерны для эндемиков. Политипические виды отличаются сложной внутривидовой структурой.

Внутри видов могут быть выделены подвиды — географически или экологически обособленные части вида, особи которых под влиянием факторов среды в процессе эволюции приобрели устойчивые морфофизиологические особенности, отличающие их от других частей этого вида. В природе особи разных подвидов одного вида могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство.

Название вида

Научное название вида биномиально, то есть состоит из двух слов: названия рода, к которому принадлежит данный вид, и второго слова, называемого в ботанике видовым эпитетом, а в зоологии — видовым названием. Первое слово — существительное в единственном числе; второе — либо прилагательное в именительном падеже, согласованное в роде (мужском, женском или среднем) с родовым названием, либо существительное в родительном падеже. Первое слово пишется с заглавной буквы, второе —со строчной.

Примеры:

  • Petasites fragrans — научное название вида цветковых растений из рода Белокопытник (Petasites) (русское название вида — Белокопытник душистый). В качестве видового эпитета использовано прилагательное fragrans («душистый»).
  • Petasites fominii — научное название ещё одного вида из этого же рода (русское название — Белокопытник Фомина). В качестве видового эпитета использована латинизированная фамилия (в родительном падеже) ботаника Александра Васильевича Фомина (1869—1935), исследователя флоры Кавказа.

Иногда используются также записи для обозначения неопределённых таксонов в ранге вида:

  • Petasites sp. — запись обозначает, что имеется в виду таксон в ранге вида, относящийся к роду Petasites.
  • Petasites spp. — запись обозначает, что имеются в виду все таксоны в ранге вида, входящие в род Petasites (либо все остальные таксоны в ранге вида, входящие в родPetasites, но не включённые в некий данный список таких таксонов).


biofile.ru

Вид, его критерии

Животный мир, растительный мир, микромир составляет совокупность всех живых существ нашей планеты. И все они в процессе своей жизнедеятельности приобрели отличительные особенности. Образовали множество различных форм, которые сформировались при определенных условиях.

Живым организмам в следствии изменений окружающей среды, образа жизни и в результате мутаций свойственно изменяться. Многие признаки закрепляются, благодаря чему и образуются новые формы. 

Формы живого какие они разные непохожие друг на друга. Но в этом многообразии есть и строгий порядок.  Все живое на земле существует в форме видов.

Однако об этом человек узнал не сразу. Люди конечно пытались систематизировать всех живых организмов. Однако такие попытки, по нынешним меркам, были неудачными. Так как сделать это не так уж и просто. Человек не имел достаточно биологических знаний. Да и в то время это было не столь важно….

Главное было поделить животных и растения на полезные, съедобны и не съедобные. То есть все знания были направлены на выживание.

В процессе социального развития, перед наукой стала задача, привести накопленные знания в систему.

В 1700 г. Английский натуралист Джон Рей попытался определить признаки, по которым можно судить о принадлежности организма к определенным видам. Рей считал, что все индивидуумы, принадлежащие к виду могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство, которое будет относиться к тому же самому виду. 

В то же время шведский учёный и естествоиспытатель Карл Линней работал над научной систематикой. Главная работа "Система растений" заняла целых 25 лет, и только в 1753 году Линней опубликовал свой главный труд.

Описания, которые автор давал новым животным или растениям, были не совсем точными. Основным недостатком тогдашней науки было отсутствие классификации.

Учёный предложил бинарную номенклатуру ─ систему научного наименования растений и животных.

За единицу классификации он предложил принять вид.  Линней определил вид как группу сходных по строению организмов, дающих плодовитое потомство.

Основываясь на особенностях строения, он разделил все растения на 24 класса, выделив также отдельные роды и виды. Каждое название должно было состоять из двух слов родового и видового обозначений.

А спустя сто лет великий английский учёный Чарльз Дарвин научно обосновал теорию эволюции живой природы. Доказал, что виды изменчивы и связаны друг с другом общим происхождением.

В 20 м веке открытия учёных расширили понятие о биологическом виде. Были определены признаки отличающие один вид от другого. Их назвали критериями. Они позволили разобраться в близких родственных группах, растений и животных.

Критериями вида называют характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других.

И каждый вид из поколения в поколение, из рода в род продолжает себя в потомстве.

Критерии, по которым определяют виды животных.

Морфологический, физиологический, генетический, географический, экологический и биохимический.

Морфологический критерий

Вот что интересно, лебедь-шипун с черным лебедем или черношейным никогда не дадут общего потомства. Почему? Потому что они относятся к разным видам.

Морфологический критерий — это сходство внешнего и внутреннего строения организмов.

Рассмотрим это на таком примере.

Берёза повислая (бородавчатая). Этот вид широко распространён. Видите, какие у нее побеги. Листья выглядят так, как будто они покрыты смолой. И на ощупь у берёзы повислой эти листья шероховатые.

А у берёзы опушенной побеги и листья на ощупь и правда опушённые, а не жесткие и шероховатые, как у бородавчатой.

А − берёза повислая

Б − берёза опушённая

Обратим внимание на различие листьев этих берёз. У берёзы повислой листовая пластинка на верхушке чуть более вытянутая.

А вот у берёзы, опушённой иная форма листа, более круглая. Растет она в более влажных местах.

Все особенности образа жизни любого организма так или иначе отражаются на его внешности, размерах, окраске.

Например, яркое брюхо лягушки желтобрюхой жирлянки отпугивает врагов и одновременно служит её характерным признаком.

Она обитает в большей части Южной и Центральной Европы, в ручьях, болотах, реках, озёрах и водохранилищах.

А краснобрюхая жирлянка обитает в Центральной и Восточной Европе до Урала. Заселяет мелкие стоячие пруды, озёра, болота с развитой прибрежной растительностью. Избегает водоёмы с песчаными берегами и участки с быстрым течением.

У этих лягушек различие в окраске обуславливается различиями в местах обитания. Физиологический критерий

Физиологический критерий заключается в сходстве жизненных процессов, в первую очередь в возможности скрещивания между особями одного вида с образованием плодовитого потомства. Разные виды в разные сроки достигают половой зрелости. Отличаются сезонными и суточными ритмами жизни. И в природе как правило не скрещиваются.

Даже такие похожие дикие лошади как тарпан и лошадь Пржевальского при скрещивании плодовитого потомства не дают. Потому что принадлежат к разным видам.

А эта пара лягушек относится к одному виду, поэтому она может скрещиваться и давать плодовитое потомство.

Однако, вы знаете, что в природе немало разных видов, которые скрещиваются и производят плодовитое гибридное потомство. Например, при спаривании собак с волками. Так называемые волкособы.

Генетический критерий

Определяется характерным для каждого вида набором хромосом; строго определённым их числом, размерами и формами, составом ДНК. Хромосомный набор — главный видовой признак.

Часто особи разных видов имеют разные наборы хромосом, поэтому они не могут скрещиваться и репродуктивно ограничены друг от друга в естественных условиях.

Существуют виды внешне неразличимые. Однако они будут принадлежать к разным видам. Учёные обнаружили так называемые виды-двойники, которые различаются лишь наборами хромосом.

Такие виды часто встречаются.

Например, медоносные пчелы и мухи ильницы. Плоские черви часто похожи на морских слизняков, но это разные виды.

Поэтому важнейшим критерием вида является генетический критерий. По этому признаку один вид отличается от другого, разным количеством хромосом в клетке.

Гены одного вида не могут передаваться другому виду. Иными словами, виды генетически изолированы друг от друга.

Географический критерий

Географический критерий — это область распространения, определённый ареал, занимаемый видом в природе.

Рассмотрим его на примере бобров.

Это крупные грызуны, приспособленные к полуводному образу жизни. Например, евразийский бобр распространён в Европе и Азии. А канадский бобр в северной Америке. У него более светлая окраска шерсти.

Внешне представители двух разных видов очень похожи друг на друга. Но евразийский бобр крупнее. Так же эти два вида отличаются количеством хромосом. У канадцев их 40, а у евразийцев 48. Таким образом данные популяции отделены друг от друга не только тысячами километров океанской глади, но и разным хромосомным набором.

Каждый вид распространён в определённых границах. Территория, на которой он обитает называется ареалом.  

Видите, ареалы разные, значит в естественных условиях эти виды не смогут встретиться.

В случае совпадения ареалов, причиной изоляции является различие в образе жизни. В таком случае виды определяют по экологическому критерию. Экологический критерий

Это характерное для вида положение в природных сообществах, его связи с другими видами, наборы факторов внешней среды, необходимые для существования.

Травяная лягушка большую часть жизни она проводит на суши. Икру откладывает в воде. Где и развивается ее потомство.

А лягушка прудовая живёт преимущественно в воде. Здесь происходит не только спаривание, но и вся её жизнь.

Цикл жизни всех видов лягушек складывается из нескольких этапов. Появляется икра, развиваются головастики. Которые превращаются в лягушку и выходят на сушу. Но время этих циклов у разных видов может не совпадать.

Например, прудовая лягушка откладывает икру, когда воды уже нагрелась. А травяная делает это раньше не дожидаясь тепла. Поэтому и головастики ее выходят раньше.

Каждый вид приспособлен к определённым условиям существования. Ласточка береговушка живёт в норах на пищаных откосах рек.

В сельской местности гнездиться другая ласточка, её видовое название – деревенская. В городских условиях обитает третий вид ласточек – городская. Таким образом условия существования вида определяет – экологический критерий.

Биохимический критерий

Так же для определения вида изучается строение внутренних органов животного, состав крови, интенсивность дыхания и все то что относится к биохимии.

Обычно для определения вида организма, одного критерия недостаточно. Потому все критерии, используют в совокупности.

Вид — это совокупность особей, с наследственным сходством морфологических, физиологических, экологических, генетических, особенностей. 

Особи вида свободно скрещиваются, и дают плодовитое потомство, приспособленное к определённым условиям жизни и занимающее определённый ареал.

Главное свойство вида ─ это его обособленность от других, даже очень близких видов.

По данным Международного союза охраны природы, на начало 2010 года, было описано около 320 тысяч видов растений и более 1,5 млн видов животных. Однако эти цифры никогда не будут точными.

В действительности же далеко не все из живущих на Земле видов описаны. Их реальное число больше того, что уже открыто, в несколько раз.

Какие-то виды возникают, какие-то исчезают. А какие-то исчезли до того, как их успели обнаружить.

Новые виды возникают в результате процесса видообразования, согласно которому новые организмы начинают появляться и процветать в тот момент, когда они находят и занимают соответствующую экологическую нишу.

Число недавно открытых животных составляет уже несколько тысяч. Например, луизианская рыба-блин, принадлежит к семейству нетопырёвых отряда морских чертей. Это существо было найдено в Мексиканском Заливе.

Краб-Йети. Это представитель ракообразных, был открыт в 2005 году в южных водах Тихого океана.

Лягушка-Пиноккио, была найдена в удалённом районе гор Фоджа в Индонезии.  

Вместе с этим некоторые виды начинают вымирать. Это происходит только тогда, когда они уже не в состоянии выжить в меняющихся условиях или выдерживать сильную конкуренцию с другими представителями флоры или фауны.

Часто причиной исчезновения видов, является результат разрушения мест обитания. Например, в результате вырубки леса, прокладки дорог, осушения озёр. Самый известный пример исчезновения вида по вине человека, это Маврикийский дронт. Так называемая птица до-до.

Новозеландские свистуны, или пио-пио, бонинский голубь, оранжевая жаба — небольшая жаба, обитавшая в ограниченном районе тропических лесов Коста-Рики, луннокоготный кенгуру. Это относительно маленький кенгуру, весом до 3,5 кг. Морская корова, или стеллерова корова — истреблённое человеком млекопитающее отряда сирен. Сумчатый или тасманийский волк — вымершее млекопитающее, единственный представитель семейства сумчатых волков.

Википедия, предлагает целый список вымерших животных от А до Я. Категория: Недавно вымершие виды.

 

videouroki.net

Морфологический критерий вида пример

Морфологический критерий вида пример

Ка́чественным эта́пом проце́сса эволю́ции явля́ется вид. Buд — э́то совоку́пность о́собей|осо́бей, кото́рые схо́дны по морфофизиологическим при́знакам, спосо́бны скре́щиваться ме́жду собо́й, дава́ть плодови́тое пото́мство и формиру́ют систе́му популя́ций, образу́ющих о́бщий ареа́л.

Ка́ждый вид живы́х органи́змов мо́жно описа́ть исходя́ из совоку́пности хара́ктерных|характе́рных чёрт|черт, свойств, кото́рые называ́ются при́знаками. При́знаки ви́да, с по́мощью кото́рых оди́н вид отлича́ют от друго́го, называ́ются крите́риями ви́да. Наибо́лее ча́сто испо́льзуют шесть о́бщих крите́риев ви́да: морфологи́ческий, физиологи́ческий, географи́ческий, экологи́ческий, генети́ческий и биохими́ческий.

Морфологи́ческий крите́рий предполага́ет описа́ние вне́шних (морфологи́ческих) при́знаков о́собей|осо́бей, входя́щих в соста́в определённого ви́да. По вне́шнему ви́ду, разме́рам и окра́ске опере́ния мо́жно, наприме́р, легко́ отличи́ть большо́го пёстрого дя́тла от зелёного, ма́лого пёстрого дя́тла от желны́, бо́льшую|большу́ю сини́цу от хохла́той, длиннохво́стой, голубо́й и от га́ички. По вне́шнему ви́ду побе́гов и соцве́тий, разме́рам и расположе́нию листьев легко́ различа́ют ви́ды кле́вера|клевера́: лугово́й, ползу́чий, люпиновый, го́рный.

Морфологи́ческий крите́рий са́мый удо́бный и поэ́тому широко́ испо́льзуется в система́тике. Одна́ко э́тот крите́рий недоста́точен для различе́ния ви́дов, кото́рые име́ют значи́тельное морфологи́ческое схо́дство. К настоя́щему вре́мени нако́плены фа́кты, свиде́тельствующие о существова́нии ви́дов-двойнико́в, не име́ющих заме́тных морфологи́ческих разли́чий, но в приро́де не скре́щивающихся и́з-за нали́чия ра́зных хромосомных набо́ров. Так, под назва́нием «кры́са чёрная» различа́ют два ви́да-двойника́: крыс, име́ющих в кариотипе 38 хромосо́м и живу́щих на всей террито́рии Евро́пы, А́фрики, Аме́рики, Австра́лии, Но́вой Зела́ндии, А́зии к за́паду|западу́ от И́ндии, и крыс, име́ющих 42 хромосо́мы, распростране́ние кото́рых свя́зано с монголоидными осе́длыми цивилиза́циями, населя́ющими А́зию к восто́ку от Би́рмы. Устано́влено та́кже, что под назва́нием «маляри́йный кома́р» существу́ет 15 вне́шне не различи́мых ви́дов.

Физиологи́ческий крите́рий заключа́ется в схо́дстве жи́зненных проце́ссов, в пе́рвую о́чередь в возмо́жности скре́щивания ме́жду о́собями одного́ ви́да с образова́нием плодови́того пото́мства. Ме́жду ра́зными ви́дами существу́ет физиологи́ческая изоля́ция. Наприме́р, у мно́гих ви́дов дрозофилы спе́рма о́собей|осо́бей чужо́го ви́да вызыва́ет иммунологи́ческую реа́кцию в половы́х путя́х са́мки, что приво́дит к ги́бели сперматозо́идов. В то же вре́мя ме́жду не́которыми ви́дами живы́х органи́змов скре́щивание возмо́жно; при э́том мо́гут образо́вываться плодови́тые гибри́ды (зя́блики, канаре́йки, во́роны|воро́ны, за́йцы, то́поля|тополя́, и́вы и др.)

Географи́ческий крите́рий (географи́ческая определённость ви́да) осно́ван на том, что ка́ждый вид занима́ет определённую террито́рию и́ли аквато́рию. Ины́ми слова́ми, ка́ждый вид характеризу́ется определённым географи́ческим ареа́лом. Мно́гие ви́ды занима́ют ра́зные ареа́лы. Но огро́мное число́ ви́дов име́ет совпада́ющие (накла́дывающиеся) и́ли перекрыва́ющиеся ареа́лы. Кро́ме того́, существу́ют ви́ды, не име́ющие чётких грани́ц распростране́ния, а та́кже ви́ды-космополи́ты, обита́ющие на огро́мных простра́нствах су́ши|суши́ и́ли океа́на. Космополи́тами явля́ются не́которые обита́тели вну́тренних водоёмов — рек и пресново́дных озёр (ви́ды рде́стов, ря́ски, тростни́к).

Обши́рный набо́р космополи́тов име́ется среди́ со́рных и му́сорных расте́ний, синантро́пных живо́тных (ви́ды, обита́ющие ря́дом с челове́ком и́ли его́ жили́щем) — посте́льный клоп, ры́жий тарака́н, ко́мнатная му́ха, а та́кже одува́нчик лека́рственный, яру́тка полева́я, пасту́шья су́мка и др.

Существу́ют та́кже ви́ды, кото́рые име́ют разо́рванный ареа́л. Так, наприме́р, ли́па растёт в Евро́пе, встреча́ется в Кузне́цком Алатау и Красноя́рском кра́е. Голуба́я соро́ка|сорока́ име́ет две ча́сти ареа́ла — западноевропе́йскую и восточносиби́рскую. В си́лу э́тих обстоя́тельств географи́ческий крите́рий, как и други́е, не явля́ется абсолю́тным.

Экологи́ческий крите́рий осно́ван на том, что ка́ждый вид мо́жет существова́ть то́лько в определённых усло́виях, выполня́я соотве́тствующую фу́нкцию в определённом биогеоцено́зе. Ины́ми слова́ми, ка́ждый вид занима́ет определённую экологи́ческую ни́шу. Наприме́р, лю́тик е́дкий произраста́ет на по́йменных лу́гах|луга́х, лю́тик ползу́чий — по берега́м рек и кана́в, лю́тик жгу́чий — на заболо́ченных места́х. Существу́ют, одна́ко, ви́ды, кото́рые не име́ют стро́гой экологичекой приуро́ченности. Во-пе́рвых, э́то синантро́пные ви́ды. Во-вторы́х, э́то ви́ды, кото́рые нахо́дятся под опе́кой челове́ка: ко́мнатные и культу́рные расте́ния, дома́шние живо́тные.

Генети́ческий (цитоморфологический) крите́рий осно́ван на разли́чии ви́дов по кариотипам, т. е. по числу́, фо́рме и разме́рам хромосо́м. Для подавля́ющего большинства́ ви́дов хара́ктерен|характе́рен стро́го определённый кариотип. Одна́ко и э́тот крите́рий не явля́ется универса́льным. Во-пе́рвых, у мно́гих ра́зных ви́дов число́ хромосо́м одина́ково и фо́рма их схо́дна. Так, мно́гие ви́ды из семе́йства бобо́вых име́ют 22 хромосо́мы (2n = 22). Во-вторы́х, в преде́лах одного́ и того́ же ви́да мо́гут встреча́ться о́соби с ра́зным число́м хромосо́м, что явля́ется результа́том гено́мных мута́ций. Наприме́р, и́ва ко́зья име́ет дипло́идное (38) и тетраплоидное (76) число́ хромосо́м. У серебри́стого карася́ встреча́ются популя́ции с набо́ром хромосо́м 100, 150,200, тогда́ как норма́льное число́ их равно́ 50. Таки́м о́бразом, в слу́чае возникнове́ния полиплоидных и́ли анеушюидных (отсу́тствие одно́й хромосо́мы и́ли появле́ние ли́шней в гено́ме) форм на осно́ве генети́ческого крите́рия нельзя́ достове́рно определи́ть принадле́жность о́собей|осо́бей к конкре́тному ви́ду.

Биохими́ческий крите́рий позволя́ет различи́ть ви́ды по биохими́ческим пара́метрам (соста́в и структу́ра определённых белко́в, нуклеи́новых кисло́т и други́х веще́ств). Изве́стно, что си́нтез определённых высокомолекуля́рных веще́ств прису́щ лишь отде́льным гру́ппам ви́дов. Наприме́р, по спосо́бности образо́вывать и нака́пливать алкало́иды различа́ются ви́ды расте́ний в преде́лах семе́йств паслёновых, сложноцве́тных, лиле́йных, орхидных. И́ли, к приме́ру, для двух ви́дов ба́бочек из ро́да|рода́ амата диагности́ческим при́знаком явля́ется нали́чие двух ферме́нтов — фосфоглюкомутазы и эстеразы-5. Одна́ко э́тот крите́рий не нахо́дит широ́кого примене́ния — он трудоёмкий и далеко́ не универса́льный. Существу́ет значи́тельная внутривидова́я изме́нчивость практи́чески всех биохими́ческих показа́телей вплоть до после́довательности аминокисло́т в моле́кулах белко́в и нуклеоти́дов в отде́льных уча́стках ДНК.

Таки́м о́бразом, ни оди́н из крите́риев в отде́льности не мо́жет служи́ть для определе́ния ви́да. Охарактеризова́ть вид мо́жно то́лько по их совоку́пности.

Видео по теме : Морфологический критерий вида пример

biologyinfo.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта