Многообразие жизненных форм растений. 38. Понятие жизненных форм растений, их классификация.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

″Многообразие жизненных форм растений.″. Многообразие жизненных форм растений


Многообразие жизненных форм растений - Пономарева, Корнилова, Кучменко 1 часть 6 класс (ответы)

Многообразие жизненных форм растений - Пономарева, Корнилова, Кучменко 1 часть 6 класс (ответы)

Задание 1. Приведите по два примера и назовите особенности жизненных форм растений

Жизненная форма растенийОсобенности внешнего строения растения
Дерево Высокое и мощное растение, ствол и ветки которого одревесневшие, ствол толстый (более 8 см в диаметре)
Кустарник Чаще небольшие растения, отличные от деревьев лишь тем, что не имеют главного ствола, а вместо него - несколько стволов, как правило, не очень толстых
Кустарничек низкорослые растения, имеющие несколько тоненьких одеревеневших стволов
Травянистое растение низкие растения (бывают исключения), не имеющие одревесневения

Задание 2. Отметьте знаком "+" номера правильных утверждений (прим. здесь отмечено зеленым маркером)

1. Общий облик растений - жизненная форма - может быть только в виде дерева и травы

2. Многие сельскохозяйственные растения являются двулетними, так как цветки и плоды образуются только на второй год

3. Дикорастущие растения явялются основой для выведения новых сортов культурных растений

Задание 3. Заполните таблицу

Жизненные формы растений в разных средах жизниСреда жизниНазвание растения, особенности егоприспособления к среде
Водная Травы: водоросли. Их строение намного проще, чем строение высших наземных растений. Они располагаются близко к берегу, где достаточно света для фотосинтеза
Наземно-воздушная В этой среде произрастают все жизненные формы. В зависимости от местности, где они произрастают, очень сильно разняться их приспособления к среде
Почвенная Травы и микроскопические одноклеточные растения. Чтобы существовать, растениям нужен свет, поэтому зеленые почвенные растения располагаются ближе к поверхности. У таких растений строение намного проще, чем у высших наземных

Задание 4. Используя дополнительную литературу, Интернет, назовите наиболее распространенные жизненные формы растений вашей местности, кратко опишите их

В нашей местности больше всег трав. Тавы растут везде: возле дорог,домов, парков. В длину они не больше 15 сантиметров. Летом травы цветут. Они имеют небольшие, но очень пахучие цветки

pobio.ru

Многообразие жизненных форм растений

Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, полукустарнички, травы. Травянистые растения по продолжительности жизни: однолетние, двулетние, многолетние

Просмотр содержимого документа «Многообразие жизненных форм растений»

Тема урока: Многообразие жизненных форм растений Учитель биологии: Плашенкова О.А .

Тема урока: Многообразие жизненных форм растений

Учитель биологии: Плашенкова О.А .

Жизненные формы растений Жизненные формы растений сформировались в длительном процессе приспособления к определенным условиям среды их произрастания. Растительные формы различают по продолжительности жизни побегов: 1. Деревья. 2. Кустарники. 3. Полукустарники. 4. Кустарнички. 5. Травы.

Жизненные формы растений

Жизненные формы растений сформировались в длительном процессе приспособления к определенным условиям среды их произрастания. Растительные формы различают по продолжительности жизни побегов:

1. Деревья.

2. Кустарники.

3. Полукустарники.

4. Кустарнички.

5. Травы.

 Задача: Во время экскурсии в природу учитель предложил ученикам зарисовать наиболее понравившееся растение. Из лучших рисунков на выставку были отобраны те, на которых изображены растения, сходные по внешнему строению: дуб, береза, осина, сосна. Каким «общим» словом можно назвать эти растения?

Задача: Во время экскурсии в природу учитель предложил ученикам зарисовать наиболее понравившееся растение. Из лучших рисунков на выставку были отобраны те, на которых изображены растения, сходные по внешнему строению: дуб, береза, осина, сосна. Каким «общим» словом можно назвать эти растения?

Деревья - Это многолетние растения с хорошо выраженным одревесневающим главным стеблем – стволом и ветвями, образующими крону.

Деревья -

  • Это многолетние растения с хорошо выраженным одревесневающим главным стеблем – стволом и ветвями, образующими крону.
Кустарники - Это многолетние древесные растения, образующие многочисленные боковые побеги у самой поверхности почвы.

Кустарники -

  • Это многолетние древесные растения, образующие многочисленные боковые побеги у самой поверхности почвы.
Кустарнички - Это низкорослые (высотой 10-15 см) многолетние растения с древеснеющими, сильно ветвящимися побегами.

Кустарнички -

  • Это низкорослые (высотой 10-15 см) многолетние растения с древеснеющими, сильно ветвящимися побегами.
Полукустарнички - Это многолетние растения, у которых нижняя часть побега одревесневает и сохраняется несколько лет, а верхняя часть остается травянистой и на зиму ежегодно отмирает. Высота до 1 метра.

Полукустарнички -

  • Это многолетние растения, у которых нижняя часть побега одревесневает и сохраняется несколько лет, а верхняя часть остается травянистой и на зиму ежегодно отмирает. Высота до 1 метра.
Травы- Это растения с относительно короткоживущими надземными побегами.

Травы-

  • Это растения с относительно короткоживущими надземными побегами.
Травянистые растения различаются по продолжительности жизни: Однолетние травы Двулетние травы Многолетние травы

Травянистые растения различаются по продолжительности жизни:

  • Однолетние травы
  • Двулетние травы
  • Многолетние травы
Продолжительность жизни побегов Растения разной продолжительности жизни

Продолжительность жизни побегов

Растения разной продолжительности жизни

Различие высших и низших растений Мох и его спорангии Бурые водоросли

Различие высших и низших растений

Мох и его спорангии

Бурые водоросли

Высшие нецветковые растения

Высшие нецветковые растения

Что мы усвоили на уроке?

Что мы усвоили на уроке?

1. Растительные жизненные формы различают по: А. Продолжительности жизни побегов. Б. Количеству однолетних побегов. В. Высоте многолетних побегов.

1. Растительные жизненные формы различают по:

А. Продолжительности жизни побегов.

Б. Количеству однолетних побегов.

В. Высоте многолетних побегов.

2. Деревья – жизненная форма растения с А. Одревесневающими боковыми побегами у самой поверхности земли. Б. Одревесневающим разветвленным или неветвящимся главным стеблем. В. Одревесневающими низкорослыми сильно ветвящимися побегами.

2. Деревья – жизненная форма растения с

А. Одревесневающими боковыми побегами у самой поверхности земли.

Б. Одревесневающим разветвленным или неветвящимся главным стеблем.

В. Одревесневающими низкорослыми сильно ветвящимися побегами.

3. Кустарнички – жизненная форма растения с А. Одревесневающими боковыми побегами у самой поверхности земли Б. Одревесневающим разветвленным или неветвящимся главным стеблем В. Одревесневающими низкорослыми сильно ветвящимися побегами

3. Кустарнички – жизненная форма растения с

А. Одревесневающими боковыми побегами у самой поверхности земли

Б. Одревесневающим разветвленным или неветвящимся главным стеблем

В. Одревесневающими низкорослыми сильно ветвящимися побегами

4. Травы — жизненная форма растения с А. Отмирающими на зиму надземными побегами Б. Отмирающими на осень надземными побегами В. Долговечными надземными побегами

4. Травы — жизненная форма растения с

А. Отмирающими на зиму надземными побегами

Б. Отмирающими на осень надземными побегами

В. Долговечными надземными побегами

multiurok.ru

″Многообразие жизненных форм растений.″

биология-6 класс

Тема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″

(по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель: Изучить жизненные формы растений. Показать связь жизненной формы растения с особенностями среды их обитания.

Задачи: расширить знания учащихся о многообразии растений, их формах, продолжительности жизни, значении в природе; формировать умения работать с книгой

Планируемые результаты:

Личностные: ориентация в межличностных отношениях, уметь выделять нравственный аспект поведения;

Метапредметные: логический анализ объектов с целью выделения признаков, поиск и выделение необходимой информации;

Предметные: представление о жизненных формах растений, примеры, характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав

Форма учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Средства обучения: таблицы, макеты древесных пород, гербарий травянистых растений. Компьютер, презентации, мультимедийный проектор

Организационный момент

Проверка домашнего задания.

Сообщение «Роль растений в природе и жизни человека».

- Почему Теофраста называют «отцом ботаники»?

- Расскажите о вегетативных органах растения.

- Назовите признак отличия споровых растений от семенных.

  1. Актуализация опорных знаний.

Ребята , почему растения имеют общий план строения, но при этом они очень разнообразны.

Посмотрите на представленные растения ( плакаты, гербарий, живые комнатные растения). Скажите, пожалуйста, их внешний облик одинаков?

В природе растения не растут поодиночке, они соседствуют с другими растениями, животными. Окружающая среда влияет на жизнь растения. Это проявляется в формировании определенного внешнего облика, который называют жизненной формой растения.

Тема нашего урока сегодня:

Многообразие жизненных форм растений.

Найдите в учебнике на стр. 14 определение понятия «жизненная форма» и запишите его в тетрадь.

  1. Изучение новой темы.

Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире.

Виталий Бианки

Вот послушайте:

Форму растенья узнаешь, конечно,

Ствол есть центральный, кора безупречна,

Крона покрыла весь ствол там и тут.

Много годков те растенья растут.

(деревья)

- Самая крупная жизненная форма. – это деревья. Какие деревья вы знаете?

- Что общего во внешнем облике этих растений? ( ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СТВОЛ И КРОНА) Нарисуем схему дерева.

- А если растение имеет много стволов, отходящих от одного общего основания растения, как оно называется?

Мы на деревья немножко похожи:

Плотной корой одеваемся тоже,

Только центральный отсутствует ствол,

Мы в высоту чуть поменьше растем.

Стволиков много на корне у нас

И долгожители есть среди нас.

(кустарники)

(подсказка в виде рисунка на доске) – Кустарник – это то- же жизненная форма растения. Стволы называют стволиками. Они живут не очень долго, 2-9 лет. Но сам кустарник живет дольше – за счет корней и вновь образующихся стволиков.

infourok.ru

38. Понятие жизненных форм растений, их классификация.

Жи́зненная фо́рма расте́ний, биологи́ческая фо́рма, биомо́рфа — внешний облик растений (габитус), отражающий их приспособленность к условиям среды. Термин предложен датским ботаником Эугениусом Вармингом в 1884 году, понимавшим под ним «форму, в которой вегетативное тело растения находится в гармонии с внешней средой в течение всей жизни, от семени до отмирания».

В процессе индивидуального развития (онтогенезе) внешний облик растения меняется. Среди факторов, которые влияют на это изменение можно выделить как внешние (окружающая среда), так и внутренние, заложенные в генетическом коде. Несмотря на разнообразие жизненных форм растений, можно выделить некоторые общие критерии, на основании которых множество жизненных форм будет разбито на группы.

Первую классификацию основных форм растений по их внешнему облику разработал немецкий естествоиспытатель А. Гумбольдт. Она насчитывала 19 основных форм и была опубликована в 1806 году. Критерии этой классификации основывались на физиономических характеристиках растений. За этой классификацией последовали другие: А. Кернера (1863), А. Гризебаха (1872), О. Друде (1913) — в них кроме физиономических параметров в расчёт принимались и другие характеристики.

В ходе дальнейшего развития появились классификации, основанные на ряде специальных приспособительных признаков: положении почек и характере защитных почечных покровов (К. Раункиер, 1905, 1907), способу вегетативного размножения (Г. Н. Высоцкий (1915), Л. И. Казакевич (1922).

Советский ботаник И. Г. Серебряков предложил (1962, 1964) классификацию, основанную на структуре и длительности жизни надземных скелетных осей растений.

39. Факторы окружающей среды и растения.

Вредные отходы могут быть химическими, радиоактивными и биологическими (в том числе инфекционными). Во многих странах они представляют серьезную угрозу для здоровья населения. В США (по специальным критериям) к концу ХХ столетия было выявлено около 50000 предприятий с вредными отходами, и 1000 из них были включены в список объектов первоочередного внимания, составленный Агентством по охране окружающей среды. Видимо, существуют и невыявленные, а также недавно появившиеся такие предприятия. На них используется около 30000 химических веществ. В Агентстве по охране окружающей среды около 200 из них числятся как особо вредные в связи с токсичностью, распространенностью и т. д. Одна из сложностей состоит в том, что эти вещества обычно входят в состав смесей, точное содержание которых далеко не всегда известно. Помимо прямого токсического действия, эти вещества могут взаимодействовать друг с другом, и при этом возможна суммация эффектов, их взаимное усиление или, напротив, ослабление. Данных, позволяющих предсказывать результат этих взаимодействий, мало.

Пути воздействия вредных отходов на работников промышленных производств и жителей прилегающих районов разнообразны. Это могут быть пары или дымы непосредственно самого производства или мусоросжигательных установок, загрязненная вода (при непосредственном сбрасывании отходов в пресные водоемы или при их проникновении в грунтовые воды), зараженные растения, рыба и другие продукты, прямой контакт с отходами (особенно у детей в случае плохой охраны промышленных объектов).

Огромный общественный резонанс вызвало загрязнение грунтовых вод летучими органическими соединениями. Оказалось, что это загрязнение широко распространено, а в нескольких работах была показана связь между высоким содержанием данных соединений в питьевой воде и заболеваемостью раком . В 1983 г. было обнаружено, что 11 из 20 токсических веществ, наиболее часто выявляемых на объектах первоочередного внимания, относятся именно к летучим органическим соединениям ( табл. 390.1 ). При составлении современных норм исходят из того, что порога канцерогенного действия не существует. Поэтому после выявления канцерогенных свойств вещества его содержание пытаются понизить до такого уровня, при котором риск злокачественных новообразований был бы хотя бы минимальным. Очевидно, что критерии выявления канцерогенов в воде и оценки возможного риска от их воздействия более чем расплывчаты. Тем не менее загрязнение грунтовых вод летучими органическими соединениями продолжает оставаться в центре общественного внимания.

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА РОСТ РАСТЕНИЙ

Для роста растений необходим комплекс благоприятных условий: свет, тепло, влажность, характер почв, их влажность и температура. К настоящему времени накоплено большое количество

164

сведений о влиянии различных факторов среды на рост растений. В природе наряду с растениями обычного размера встречаются карлики и великаны.

Каменистые сухие почвы не способствуют росту, здесь обитают низкорослые растения. Растения-карлики возникают в условиях очень интенсивного освещения. В природе карликовые растения в большом количестве встречаются в тундре, образуя низкорослые "леса" до полуметра высотой. Здесь наряду с другими факторами сказывается влияние длинного полярного дня. Высоко в горах растения находятся в трудных условиях: низкие температуры, иссушающие ветры и, что особенно важно, высокая интенсивность освещения, сильное ультрафиолетовое излучение. Здесь деревья в возрасте нескольких сотен лет достигают размеров сильно ветвистых кустарников.

В природе наблюдается и гигантизм растений, причем это явление характерно для определенных районов земного шара. Травянистые и древесные гиганты можно наблюдать на Дальнем Востоке. Например, высота дудника медвежьего - 3 -4 м. На Сахалине и Курильских островах диаметр листьев белокопытника японского достигает 150 см. На Камчатке также встречаются растения-гиганты - мятлик, овсяница. Растения европейской части России, пересаженные на Дальний Восток, растут более интенсивно, чем у себя на родине, а растения Дальнего Востока, пересаженные в европейскую часть страны, свойство гигантизма теряют.

Растения-великаны встречаются и в других районах земного шара. В Восточной Африке на высоте 3600 - 4700 м обитают верески высотой до 20 м. На Гавайских островах можно встретить четырехметровую герань, паслен, на Памире - кусты барбариса высотой до 4 м. Немного ниже этих высот растут те же виды, но обычных размеров. Анализируя особенности роста растений в разных районах земного шара, ученые пришли в выводу, что интенсивный рост связан с местами, где высокая вулканическая деятельность, идут интенсивные горообразовательные процессы, где происходит перемещение веществ из глубин Земли на поверхность. Гигантизм растений в таких районах обусловлен определенными микроэлементами. Так, осины с листьями диаметром 30 см встречаются в местах, где в почве есть торий.

Еще один стимулятор роста - талая вода. Она усиливает рост фитопланктона в океане и наземных высших растений. Такая вода интенсивнее поглощается растительными тканями, что связано с особенностями структуры талой воды. По некоторым данным, талая вода повышает урожайность сельскохозяйственных растений в 1,5 - 2 раза.

Исследования о влиянии факторов среды на рост растений расширили представления о многообразии этих факторов. Есть данные о влиянии электричества и магнитного поля на рост растений.

165

Установлено, что фотосинтез и корнеобразование идут быстрее, а следовательно, растение лучше растет, если к нему подключен отрицательный электрод, так как само растение заряжено отрицательно. Подключение данного электрода увеличивает разность потенциалов между растением и атмосферой.

Влияние на рост растений магнитного поля связано с чувствительностью растений к силовым линиям магнитного поля Земли. Положительно на рост растений влияет и омагниченная вода, которая приобретает свойство лучшего растворителя солей, а следовательно, их лучшего усвоения. Полив такой водой ускоряет рост, увеличивает урожай, повышает содержание витаминов, Сахаров.

Небесные тела - Луна, Солнце - также воздействуют на рост растений. Результаты опытов о влиянии фаз Луны на рост растений показали, что при полной Луне темпы роста овощей увеличиваются на 20 % по сравнению с фазами, когда Луна рождается или "стареет". Вспышки на Солнце, появление пятен на его поверхности усиливают рост деревьев.

Не менее интересны факты о влиянии разного рода звуков на рост растений. Установлено, что звучание скрипки вызывает усиление роста растений, в основе которого лежит ускорение движения цитоплазмы, что приводит к повышению обмена веществ. Так, "прослушивание" стыдливой мимозой в течение 25 мин старинной индийской музыки усилили ее рост в 1,5 раза.

Опыты американского ученого Д. Ретолак над проростками растений, подвергавшихся воздействию разного рода музыки, показали, что музыка Баха и индийская музыка стимулируют рост растений, стебли которых тянулись к источнику звука, а рок-музыка и звуки барабана сдерживали их рост. Растения положительно реагируют на звуки низкой частоты, усиливая темп роста (рокот морских волн и грома, журчание воды, гудение шмеля). Так, бананы лучше растут под музыку с преобладанием басовых нот. Бурным ростом реагировали на звуки проростки озимой пшеницы, салата. Сотрудники американского университета установили, что шум реактивного двигателя ускоряет прорастание семян сахарной свеклы, а в Сибирском технологическом институте с помощью звуков обыкновенного автомобильного гудка добились стимуляции роста семян сосны кедровой.

studfiles.net

Многообразие жизненных форм растений

Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, полукустарнички, травы. Травянистые растения по продолжительности жизни: однолетние, двулетние, многолетние

Просмотр содержимого документа «Многообразие жизненных форм растений»

Тема урока: Многообразие жизненных форм растений Учитель биологии: Плашенкова О.А .

Тема урока: Многообразие жизненных форм растений

Учитель биологии: Плашенкова О.А .

Жизненные формы растений Жизненные формы растений сформировались в длительном процессе приспособления к определенным условиям среды их произрастания. Растительные формы различают по продолжительности жизни побегов: 1. Деревья. 2. Кустарники. 3. Полукустарники. 4. Кустарнички. 5. Травы.

Жизненные формы растений

Жизненные формы растений сформировались в длительном процессе приспособления к определенным условиям среды их произрастания. Растительные формы различают по продолжительности жизни побегов:

1. Деревья.

2. Кустарники.

3. Полукустарники.

4. Кустарнички.

5. Травы.

 Задача: Во время экскурсии в природу учитель предложил ученикам зарисовать наиболее понравившееся растение. Из лучших рисунков на выставку были отобраны те, на которых изображены растения, сходные по внешнему строению: дуб, береза, осина, сосна. Каким «общим» словом можно назвать эти растения?

Задача: Во время экскурсии в природу учитель предложил ученикам зарисовать наиболее понравившееся растение. Из лучших рисунков на выставку были отобраны те, на которых изображены растения, сходные по внешнему строению: дуб, береза, осина, сосна. Каким «общим» словом можно назвать эти растения?

Деревья - Это многолетние растения с хорошо выраженным одревесневающим главным стеблем – стволом и ветвями, образующими крону.

Деревья -

  • Это многолетние растения с хорошо выраженным одревесневающим главным стеблем – стволом и ветвями, образующими крону.
Кустарники - Это многолетние древесные растения, образующие многочисленные боковые побеги у самой поверхности почвы.

Кустарники -

  • Это многолетние древесные растения, образующие многочисленные боковые побеги у самой поверхности почвы.
Кустарнички - Это низкорослые (высотой 10-15 см) многолетние растения с древеснеющими, сильно ветвящимися побегами.

Кустарнички -

  • Это низкорослые (высотой 10-15 см) многолетние растения с древеснеющими, сильно ветвящимися побегами.
Полукустарнички - Это многолетние растения, у которых нижняя часть побега одревесневает и сохраняется несколько лет, а верхняя часть остается травянистой и на зиму ежегодно отмирает. Высота до 1 метра.

Полукустарнички -

  • Это многолетние растения, у которых нижняя часть побега одревесневает и сохраняется несколько лет, а верхняя часть остается травянистой и на зиму ежегодно отмирает. Высота до 1 метра.
Травы- Это растения с относительно короткоживущими надземными побегами.

Травы-

  • Это растения с относительно короткоживущими надземными побегами.
Травянистые растения различаются по продолжительности жизни: Однолетние травы Двулетние травы Многолетние травы

Травянистые растения различаются по продолжительности жизни:

  • Однолетние травы
  • Двулетние травы
  • Многолетние травы
Продолжительность жизни побегов Растения разной продолжительности жизни

Продолжительность жизни побегов

Растения разной продолжительности жизни

Различие высших и низших растений Мох и его спорангии Бурые водоросли

Различие высших и низших растений

Мох и его спорангии

Бурые водоросли

Высшие нецветковые растения

Высшие нецветковые растения

Что мы усвоили на уроке?

Что мы усвоили на уроке?

1. Растительные жизненные формы различают по: А. Продолжительности жизни побегов. Б. Количеству однолетних побегов. В. Высоте многолетних побегов.

1. Растительные жизненные формы различают по:

А. Продолжительности жизни побегов.

Б. Количеству однолетних побегов.

В. Высоте многолетних побегов.

2. Деревья – жизненная форма растения с А. Одревесневающими боковыми побегами у самой поверхности земли. Б. Одревесневающим разветвленным или неветвящимся главным стеблем. В. Одревесневающими низкорослыми сильно ветвящимися побегами.

2. Деревья – жизненная форма растения с

А. Одревесневающими боковыми побегами у самой поверхности земли.

Б. Одревесневающим разветвленным или неветвящимся главным стеблем.

В. Одревесневающими низкорослыми сильно ветвящимися побегами.

3. Кустарнички – жизненная форма растения с А. Одревесневающими боковыми побегами у самой поверхности земли Б. Одревесневающим разветвленным или неветвящимся главным стеблем В. Одревесневающими низкорослыми сильно ветвящимися побегами

3. Кустарнички – жизненная форма растения с

А. Одревесневающими боковыми побегами у самой поверхности земли

Б. Одревесневающим разветвленным или неветвящимся главным стеблем

В. Одревесневающими низкорослыми сильно ветвящимися побегами

4. Травы — жизненная форма растения с А. Отмирающими на зиму надземными побегами Б. Отмирающими на осень надземными побегами В. Долговечными надземными побегами

4. Травы — жизненная форма растения с

А. Отмирающими на зиму надземными побегами

Б. Отмирающими на осень надземными побегами

В. Долговечными надземными побегами

multiurok.ru

Многообразие жизненных форм растений - НАУКА О РАСТЕНИЯХ - БОТАНИКА - Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой

НАУКА О РАСТЕНИЯХ - БОТАНИКА

Урок 2. Многообразие жизненных форм растений

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение, экологическую культуру.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: жизненная форма растения, деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, травы, распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм; устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания.

Оборудование и материалы: учебник, проектор, экран, слайды или плакат с изображением различных деревьев, кустарников, кустарничков и трав.

Общие рекомендации. Для формирования устойчивого интереса к ботанике, обучения правильному подбору информации и умения ее грамотно преподносить к некоторым урокам учащиеся индивидуально или в группах готовят мини-сообщения о различных растениях (учитель может предлагать темы). Презентация сообщения может быть представлена как в начале урока в качестве «ботанической разминки», так и в середине и в конце урока. Ученик (группа) задает классу вопросы по изложенным фактам. Одноклассники отвечают на вопросы и получают по одному баллу за каждый правильный ответ. Баллы суммируются, и учащийся, набравший 5 баллов, получает соответствующую оценку. Докладчиков может назначать учитель или учащийся, избранный учителем на роль организатора. Фиксирование баллов можно поручить ученику, так как это развивает чувство ответственности и причастности к процессу обучения. Данная форма деятельности не должна занимать более 5 мин (сообщение - 3 мин, вопросы и ответы — 2 мин).

Для того чтобы учащиеся смогли восстановить силы, целесообразно в определенное учителем время провести оздоровительно-гигиеническую физкультминутку (2—3 мин) или мимическую гимнастику (Приложение 2).

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает ученикам о правилах поведения в кабинете биологии.)

II. Проверка домашнего задания

(Проверка выполнения заданий в тетради. Ученик зачитывает ответы на вопросы § 1, учитель при необходимости его поправляет. Учитель может привести свои примеры или организовать мини-дискуссию.

Проверка и комментирование рисунков. Можно выбрать лучший рисунок и выставить оценку.)

— Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока.

(Опрос по опорным понятиям. Учитель просит ученика объяснить несколько терминов. Следующие два-три ученика продолжают давать определения понятий. Остальные ученики могут дополнять, поправлять одноклассников. Оценивание кроссвордов.)

III. Работа по теме урока

1. Представления о жизненных формах растений

Растения различаются между собой по форме и окраске цветков, плодов, листьев, почек. Когда мы приходим в лес, то в первую очередь замечаем не эти признаки. На вопрос «Что вы видели в лесу?», каждый сможет ответить «деревья, кустарники, травы», даже если не знает названия ни одного из этих растений. Внешний облик растения, отражающий его образ жизни и приспособленность к условиям среды, называют его жизненной формой. Запишите этот термин и его определение в ваши словари.

Жизненную форму дерево имеют дуб, тополь, яблоня, жизненную форму кустарник — рябина, сирень, а одуванчик, ромашка — это травы.

— Друзья, о разнообразии жизненных форм растений вам расскажет... (представление докладчика).

(Заслушивание сообщения. Ответы на вопросы по тексту доклада. Вопросы готовит докладчик, а учитель заранее их проверяет и при необходимости вносит свои корректировки).

2. Примеры жизненных форм растений

— Слушая мой рассказ, записывайте в таблицу особенности внешнего строения растений различных жизненных форм.

Взрослые деревья — это многолетние растения, имеющие один мощный ствол (одревесневший стебель) с кроной из ветвей (побегов разного возраста). Ствол и ветви нарастают в длину и толщину, а снаружи покрываются темной коркой. Средняя высота деревьев в наших лесах 20—30 м. Австралийские эвкалипты вырастают до 100 м (высота 16-этажного жилого дома — 50 м). В Японии искусные садоводы выращивают в горшках карликовые декоративные деревца. При этом такие деревья могут достигать и столетнего возраста.

Все деревья — многолетние растения. Самые долговечные из них относят к группе цветковых растений. Каштан благородный может жить до 2000 лет, дуб — до 1000 лет, бук — до 900 лет.

Кустарники отличаются от деревьев тем, что у них не один, а несколько стволов разной толщины и высоты. Стволы отходят от общего основания, скрытого под землей. Продолжительность жизни одного стволика с кроной 15—25 лет, но они сменяют друг друга в течение сотен лет. Таким образом, общая продолжительность жизни кустарника может быть больше, чем у дерева.

Кустарнички — жизненная форма многолетних растений. Они похожи на кустарники, но меньше их по размерам. Зимой кустарнички полностью укрыты снегом. Примеры — брусника, черника, вереск.

У полукустарников часть стебля одревесневает и существует в течение нескольких лет, а травянистая часть живет один летний сезон. Это полудревесные-полутравянистые растения, такие как некоторые виды полыни, тимьян.

Травы, как правило, имеют зеленый стебель. У многих трав надземная часть ежегодно отмирает. Высота травянистых растений меньше, чем у деревьев и кустарников, но есть и очень высокие травы. Жизнь однолетних трав укладывается в один вегетативный период (овес, просо, пастушья сумка). Двулетние

травы в первый год жизни образуют только вегетативные органы, в которых накапливают много органических веществ, а на второй год происходит цветение и плодоношение (капуста, свекла, чертополох). Многолетние травы впервые зацветают на 5— 10 год жизни, а затем несколько лет цветут и плодоносят (ландыш, копытень).

Жизненная форма

Особенности внешнего строения

Деревья

Один мощный ствол (одревесневший стебель) с кроной из ветвей (побегов разного возраста)

Кустарники

Несколько одревесневших стволов разной толщины и высоты

Кустарнички

Несколько одревесневших невысоких стволиков

Полукустарники

Часть стебля одревесневает и существует в течение нескольких лет, а травянистая часть живет один летний сезон

Травы

Стебель не одревесневает, зеленые побеги ежегодно отмирают

(Проверка выполнения задания. Учитель просит кого-то из учеников прочитать записи в таблице. Другие учащиеся могут внести дополнения и поправки в его ответ.)

— Работая с п. 2 § 2, ответьте на вопросы 2, 3 после параграфа. (Проверка выполнения задания.)

— Попробуем определить, к каким жизненным формам относятся растения на следующих рисунках. Свой выбор объясните.

(Демонстрация слайдов или плаката с изображением различных деревьев, кустарников, кустарничков и трав. Ответы учеников.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

— Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.

Домашнее задание

1. Прочитать § 2, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

2. Нарисовать в альбоме растения разных жизненных форм, подписать их названия.

Дополнительный материал

Друзья путешественников

Генерал из произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» говорил, что булки на дереве родятся «в том самом виде, как их утром к кофею подают». Читатели смеются над этим генералом. А ведь в некоторых тропических странах действительно есть такие сказочные деревья!

Растительный мир планеты настолько разнообразен, что у человека, попавшего в экстремальные условия в тайге, джунглях, горах и пустынях, есть возможность выжить и не погибнуть от голода и недостатка воды. Только необходимо знать, какие виды растений и где обеспечат ему пропитание.

В Австралии прекрасно утоляет жажду сок казуарины. Приятную на вкус жидкость можно получить, отпилив или отломав большую ветку этого дерева. На этом континенте обитает брахихитон наскальный, или бутылочное дерево. В его стволе содержится сладкий сок, густой, как желе, а между корой и древесиной помещен запас воды. Сердцевину, как и листья, животные едят в трудное для них время, так что вся «бутыль» может быть выпита и съедена без остатка.

Накапливает воду и квинслендское бутылочное дерево. Оно по своей форме действительно похоже на бутылку, только многокамерную. В нижней части ствола между корой и древесиной находится отделение, вмещающее значительное количество воды. Это очень важно для путешественников, так как бутылочные деревья растут только в самых сухих областях Австралии, а в дождевых тропических лесах не встречаются. Второй резервуар помещается в средней части дерева. В нем содержится большое количество сладковатого сгустившегося в желе сока, очень полезного и питательного.

На островах Тихого океана используют для питья сок пальмы. Для этого срезают на пальме цветоножку и собирают сок во флягу или в колено бамбука. Кокосовая пальма — лучший друг путника: она не только утолит жажду, но и обеспечит едой.

Некоторые африканские деревья собирают дождевую воду. Резервуарами у них служат естественные углубления ствола, а у старых деревьев — дупла. Охотникам и путникам часто приходится пробивать в стволе дерева отверстие, чтобы добыть воду из такого хранилища. В африканской саванне большим количеством дождевой воды заполняется и полый ствол баобаба.

В пустынных и маловодных гранитных горах Юго-Восточной Африки встречается растение с экзотическим названием «дерево-фляга». Его мягкая древесина способна впитать в себя невероятное количество воды, за счет чего ствол сильно распухает.

В пустынях умеренного пояса обитает растение-паразит — заразиха. Из полого подземного стебля заразихи можно добыть до полутора литров чистой, прохладной воды.

Утоляют жажду и многие кактусы. В их мясистом теле содержится много жидкости, пригодной для питья.

Молочное дерево, или коровье дерево, растет в лесах Центральной и Южной Америки. Как и многие другие представители тутовых, оно выделяет млечный сок, но, в отличие от млечных соков других растений, он не ядовит, а вполне съедобен и даже вкусен. Состоит этот сок из воды (57%), растительного воска (37%), сахаров и смол (5—6%). В отличие от настоящего молока млечный сок молочного дерева имеет более густую вязкую консистенцию и бальзамический аромат. Это «молоко»

не портится в течение недели даже в условиях тропического климата, хорошо смешивается с водой в любых пропорциях, при этом не сворачиваясь. Оно широко употребляется местным населением в пищу как замена коровьему молоку. При кипячении на его поверхности выделяется воск, идущий на изготовление свечей и жевательной резинки.

Мыльное дерево, или сапиндус, растет на полуострове Флорида и островах Вест-Индии. Название «индейское мыло» (лат. sapo — мыло, indicus — индейский) было дано растению Карлом Линнеем. Ботанику было известно об использовании индейцами плодов этого дерева при отбеливании тканей. Если растереть плоды, получается мыльная пена. Ткани, выстиранные в этой пене, никогда не линяют и не блекнут.

Колбасное дерево, или кигелия перистая, из семейства бигнониевых свое название получило за плоды, похожие на крупные ливерные колбаски длиной до 60 см. Масса этих плодов может достигать несколько килограмм. Африканцы лечат плодами колбасного дерева ревматизм, змеиные укусы, а также считают, что с их помощью можно изгонять злых духов и останавливать торнадо. Из плодов делают слабоалкогольный напиток. Свежие плоды ядовиты и обладают сильным слабительным эффектом. Для употребления в пищу их сушат, жарят или ферментируют.

Свечное дерево, или парментьера съедобная, — это довольно большое дерево с гигантскими листьями, напоминающими листья акации. Плод состоит из очень жесткой кожуры, внутри находится немного мякоти с крупными семенами. Мякоть по вкусу напоминает яблоко, только слаще. В плодах свечного дерева большое количество растительных масел, благодаря чему их действительно используют в качестве свечей. Люди вставляют в такой плод фитилек, и «свечка» (которая, кстати, горит очень ярко и без копоти) готова.

В полутора тысячах километров от Африканского материка в безбрежных просторах южной части Атлантического океана затерялся маленький островок Св. Елены. Знаменит остров тем, что здесь долгие годы провел в изгнании Наполеон Бонапарт. По склонам центрального островного хребта до высоты 600 м растут необычные капустные деревья. Их листья собраны в виде плотных соцветий на концах ветвей и немного напоминают кочан капусты. Конечно, никакого отношения к этому овощу они не имеют. Археологические находки подтвердили, что листья капустных деревьев употреблялись в пищу древними людьми. Сегодня эти растения в кулинарии не используются.

Растения-рекордсмены

Миддлемист красный — самый редкий цветок в мире. Британский садовник Джон Миддлемист, путешествуя в 1854 г. по Китаю, был очарован алой розой, которую он совершенно случайно обнаружил. Он выкопал цветок и привез его в Британию, чтобы посадить в теплице Соединенного Королевства. Он даже не мог предположить, что благодаря этому он спас последний экземпляр цветка в мире. В честь его и была названа эта алая роза.

Сосна Мафусаил — самое древнее дерево в мире. Ее возраст превышает 4850 лет. Растет это величественное дерево в США, в горах Уайт-

Маунтинс на высоте 3000 м. Ее точное место нахождения знают только ботаники, которые ведут наблюдение за сосной и стремятся уберечь ее от вандализма. Ведь туристов, желающих с ней сфотографироваться или оторвать на память кусочек коры, тысячи.

Самым высоким из ныне живущих деревьев является секвойя Гипер- ион, которая растет в национальном парке Редвуд (США, штат Калифорния). Высота Гипериона составляет 115,5 м. Этому дереву около 800 лет.

Самое длинное растение — ротанговая пальма, длина ее стебля достигает 300 м.

Самый большой живой организм на Земле — Пандо — клональная колония тополя осинообразного (США, штат Юта). Как установили ученые, 47 тыс. стеблей происходят от одного тополя, жившего около 80 тыс. лет назад, и имеют единую корневую систему, т. е. могут быть названы единым организмом.

Другим кандидатом на звание самого долгоживущего и большого клонального организма на Земле является колония посидонии океанской, находящаяся недалеко от острова Ибица в Средиземном море. Размер этой колонии около 8 км, а возраст — до 100 тыс. лет.

Самое большое дерево на Земле — секвойядендрон гигантский (ма- монтово дерево) «Генерал Шерман». Оно содержит 1487 м3 древесины и достигает в высоту более 83 м. Окружность ствола - 31,3 м, а диаметр у основания — 11,1 м. Масса этого дерева — около 1910 т, что в 10 раз больше массы самого крупного животного организма — синего кита.

В список всемирного наследия ЮНЕСКО включен таксодиум мексиканский «Дерево Туле», произрастающий в городе Санта- Мария-дель-Туле. Окружность ствола этого дерева — около 36,2 м. Высоту дерева очень трудно измерить из-за широкой кроны, но считается, что она составляет 35,4 м. Согласно легендам сапотеков (индейский народ в Мексике), дерево было посажено 1400 лет назад жрецом ацтекского бога ветра Эхекатля.

Самое быстрорастущее растение — японский бамбук мадаке, который за сутки может вырасти больше чем на 1 м.

Самые длинные корни (120 м) у дикого инжира, растущего вблизи пещеры Эхо в Восточном Трансваале (ЮАР).

Самые крупные листья — у бразильской пальмы рафия тедигера. Они достигают более 22 м в длину, а ширина этих листьев составляет почти 12 м.

www.compendium.su

Разнообразие жизненных форм растений.

На эколого-морфологическом принципе построена классификация жизненных форм И. Г. Серебрякова (1962, 1964), разработанная в основном для кустарниковых и древесных форм. Он определяет жизненную форму как своеобразный общий облик или габитус группы растений, включая их надземные и подземные органы (подземные побеги и корневые системы). Габитус возникает в онтогенезе в результате роста и развития растения в определенных условиях среды и выражает приспособленность к наиболее полному использованию всего комплекса условий местообитания, пространственному расселению и закреплению территории. И. Г. Серебряков особо подчеркивал, что жизненная форма — это своеобразная внешняя форма организмов, обусловленная биологией развития и внутренней структурой их органов, возникает в определенных почвен-но-климатических условиях как приспособление к жизни в этих условиях, т. е. они представляют собой формы приспособившихся под длительным влиянием экологических факторов. Ввиду многообразия комплексов условий на Земле существует и большое количество жизненных форм организмов. У растений выделяются такие формы, как древесные, полудревесные, наземные травянистые и водные травянистые. Каждая из них, в свою очередь, представлена многими более мелкими группами жизненных форм

К жизненной форме деревьев относятся многолетние растения с одним одревесневшим стволом (береза, осина, сосна, ель и др.), сохраняющимся на протяжении всей жизни растения. Они могут быть листопадными и вечнозелеными. Среди них выделяются формы наземных кронообразующих, где имеются деревья: с прямостоячими стволами, кустовидные (немногоствольные) и одноствольные с низкими стволами (рис. 8.4).

У всех у них при спиливании ствола могут вырасти из спящих почек новые один или несколько заменяющих (вторичных) стволов. Эта жизненная форма растений распространена очень широко и является показателем оптимальных условий местообитания.

Среди наземных кронообразующих деревьев имеются жизненные формы с лежачими стволами — стланцы. Они формируются в районах, мало благоприятных для жизни древесных растений, — там, где длинная зима, прохладное лето, где часто дуют холодные ветры.

К числу древесных растений относится большая группа жизненных форм — кустарники. Характерным признаком является наличие многих или нескольких равных по размеру стволов. Главный ствол, имеющийся в начале жизни, в дальнейшем практически не выделяется по длине среди боковых. Высота стволов кустарников обычно составляет от 0,5—0,8 до 5—6 м.

Кустарнички — третий тип жизненных форм древесных растений. К ним относятся брусника, черника, багульник и др. Для всех их характерен низкий рост стеблей (от 5—7 до 50—60 см). Главный стебель существует не более трех — семи лет. На смену ему развиваются укореняющиеся боковые подземные одревесневающие стебли, как правило, из спящих почек.

Среди жизненных форм следует выделить полудревесные растения, к которым относятся полукустарники (степные полыни, прутняк, астрагал прутняковый и другие). Характерный признак для полукустарников — регулярное отмирание верхних частей надземных побегов. Оставшиеся, неопавшие части стеблей одревесневают и сохраняются в таком виде на протяжении нескольких лет. На этих одревесневших надземных частях стебля имеются почки возобновления, из которых на следующий год развиваются многочисленные новые травянистые стебли. Этим полукустарники и отличаются от настоящих травянистых растений.

Большая и разнообразная группа жизненных форм — наземные травянистые растения. Они разделены И. Г. Серебряковым на две части: травянистые поликарпики, плодоносящие много раз в своей жизни и травянистые монокарпики, плодоносящие лишь однажды. В свою очередь, травянистые поликарпики подразделяются на ряд жизненных форм: стержнекорневые растения (многолетние мятликовые травы и др.), длинностержневые растения (люцерна, кермек, шалфей и др.), короткостержневые расте-ния (сон-трава, крестовник Якова и др.), кистекорневые (лютики, калужница болотная и др.), короткокорневищные (купена, ветреница и др.), дерновинные травянистые поликарпики (плотнокус-товые, рыхлокустовые, длиннокорневищные растения), столоно-образующие растения (майник двулистный, земляника, клубника и др.), ползучие травянистые поликарпики (вероника лекарственная, луговой чай и др.), клубнеобразующие поликарпики (любка двулистная, картофель, стрелолист и др.), луковичные поликарпики (гусиные луки, луки, тюльпаны, подснежник снежный и др.).

Травянистые монокарпики широко распространены в засушливых областях умеренной зоны северного полушария. Среди таких монокарпиков есть двулетние и многолетние растения (ряд видов из сем. зонтичных, крестоцветных: борщевик, капуста, тмин и др.). Большинство из них имеет утолщение и содержит запасные питательные вещества. Однолетние травянистые монокарпики подразделяют на длительно вегетирующие (василек синий, дымянка лекарственная, пикульник, пастушья сумка и др.), эфемеры (вероника весенняя, крупка весенняя и др.), листовидные (горец вьюнковый), полупаразитные (очанка, погремок и др.), паразитные (поливика).

Среди всех типов жизненных форм нередко встречаются по-душковидные формы. Это большей частью многолетние травянистые, реже — древесные растения, иногда вечнозеленые. Для них характерны малый прирост главной оси и сильное ветвление боковых побегов, которые, располагаясь радиально или этажами, создают компактную форму «подушки» (акантолимон алатавс-кий, дриадоцвет, камнеломки и др.)

Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 110 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.062 сек.)

mybiblioteka.su


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта