Многообразие растений. 05. Растительный мир как составная часть природы. Многообразие растений, их классификация, распространение и значение

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Многообразие растений. Тема Многообразие растений. Многообразие растений


Многообразие растений

Новые рефераты:

  • Психологические особенности личности, склонных к зависимости от наркотиков.
  • Учет валютных операций. .
  • Бюджетное финансирование, его принципы, формы, проблемы развития.
  • Лучистая энергия в атмосфере.
  • Теоретические основы измерения количества осадков и автоматизации данного процесса.
  • Принципы и методы исследования современной психологии.
  • Сущность и назначение внебюджетных фондов.
  • Системы финансовых расчетов при разработке бизнес-плана предприятия.
  • Методы внутрифирменного финансового планирования деятельности компании.
  • Разработка и обоснование теоретических подходов и практических рекомендаций франчайзинговой формы организации бизнеса Х5 Retail Group. .
  • Методы государственного регулирования финансов. .

    Главная » ЕГЭ по биологии - справочник для подготовки » Многообразие растений

    Многообразие растений
      Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле   Базовые категории и терминология, тестируемые в экзаменационном процессе (ЕГЭ) : водоросли, голосеменные растения, мохообразные, кукушкин лен, оплодотворение, покрытосеменные, разнообразие, ризоиды, споры, хроматофор, цикл развития, эволюция растений, экология растений.     4.5.1. Жизненный цикл водорослей   Отдел Зеленые водоросли включает в себя одноклеточные колониальные и многоклеточные растения. Всего около 13 тыс. видов. К одноклеточным относятся хламидомонада , хлорелла . Колонии образованы клетками вольвокса и пандорины . К многоклеточным зеленым водорослям относятся ульва , улотрикс , спирогира и другие. Общим для всех Зеленых водорослей является наличие хроматофора , содержащего хлорофилл. Размножаются зеленые водоросли бесполым и половым путями. Бесполое размножение осуществляется жгутиковыми зооспорами, формирующимися внутри материнской клетки или частями тела – таллома . Половой процесс связан с образованием гамет и последующим их слиянием с образованием зиготы. При этом не у всех водорослей гаметы подразделяются на мужские и женские: у некоторых водорослей сливаются две одинаковые гаметы. Из зиготы либо образуется новая особь, либо зооспоры. В жизненном цикле водорослей гаплоидная фаза преобладает над диплоидной. Жизненные циклы споровых растений. Моховидные , или Мохообразные , растения насчитывают более 20 тыс. видов. Все они представляют собой листостебельные растения, у которых нет корней и проводящих тканей. Поэтому воду они получают из осадков, тумана, росы. К субстрату некоторые мхи прикрепляются ризоидами – клеточными выростами, которые у молодых растений всасывают водные растворы минеральных солей из почвы. Позже они эту функцию утрачивают и служат органами прикрепления. В жизненном цикле мхов преобладает зеленое растение с листьями – гаметофит . Это половое поколение мха. Гаметофит развивается из гаплоидной споры, попавшей во влажную среду. У зеленого мха Кукушкин лен гаметофит представлен мужскими и женскими растениями. На мужском гаметофите в антеридиях и на женском – в архегониях образуются гаметы. Сперматозоиды кукушкина льна снабжены жгутиками. Оплодотворение происходит только во влажных условиях. После этого на женских растениях развивается спорофит – коробочка на ножке. Коробочка паразитирует на гаметофите. В коробочке из диплоидных клеток-предшественниц мейотическим путем образуются гаплоидные споры. Из споры, попавшей на землю, сначала вырастает зеленая нить – протонема . Из части протонемы образуются ризоиды (выросты отдельных клеток, углубляющиеся в почву) , а из другой ее части – стебель и листья кукушкина льна. Таким образом размножаются мхи как с помощью спор, так и с помощью гамет. Сфагновые мхи. Отличаются от зеленых мхов отсутствием ризоидов. Воду поглощают всей поверхностью тела, благодаря воздухоносным клеткам. Цикл развития такой же, как и у зеленых мхов. Из отмерших частей растения в условиях недостатка кислорода образуется торф. Папоротниковидные. Многолетние травянистые или древесные растения, тело которых расчленено на стебель, лист (вайи) и корни или корневища. Развиты покровные и проводящие ткани. Спорангии находятся на нижней стороне листовой пластинки. Споры прорастают, попадая в почву. Из спор вырастают обоеполые (у равноспоровых) или разнополые (у разноспоровых) заростки, имеющие ризоиды. На заростках формируются антеридии и архегонии. После оплодотворения образуется зигота, из которой развивается диплоидный зародыш, а затем спорофит – листостебельное растение. На нижней стороне листьев развиваются сорусы – спорангии со спорами. У некоторых водных Папоротниковидных имеются мужские и женские заростки. Голосеменные растения произошли от древнейших папоротниковидных в девонском периоде. В настоящее время насчитывают около 700 видов деревьев и кустарников. Основную группу составляют хвойные деревья : ель, сосна, лиственница, кедр, пихта, можжевельник, туя, кипарис и т.д. В жизненном цикле господствует диплоидный спорофит. Он представляет собой ствол с хорошо развитой корой и древесиной, пронизанными смоляными ходами. В ходах накапливаются смолы, эфирные масла, бальзамы. Листья хвойные или чешуевидные. Сосна, многолетнее растение, размножающееся семенами, которые образуются в шишках . Шишки двух типов – мужские и женские. Мужские зеленые шишки развиваются у основания молодых побегов. На нижней стороне каждой чешуйки находятся 2 пыльцевых мешка. В них после мейотического деления исходных клеток развиваются гаплоидные микроспоры. Из микроспор образуются пыльцевые зерна . Пыльцевое зерно сосны является гаметофитом. Оно покрыто двумя оболочками, между которыми находится камера, заполненная воздухом. Воздух облегчает вес пыльцы. Внутри каждой микроспоры образуется два спермия и клетки, дающие начало пыльцевой трубке . Женские красноватые шишки развиваются на конце молодых побегов. На их оси находятся семенные чешуйки. На нижней стороне семенных чешуек формируется по 2 семязачатка. В семязачатке есть пыльцевход . Опыление у сосны происходит следующим образом: пыльца приклеивается к семязачаткам смолистым веществом. Вегетативная клетка пыльцы образует пыльцевую трубку , которая проникает в семязачаток. Примерно через 12—14 месяцев происходит оплодотворение. Один из спермиев оплодотворяет яйцеклетку, а другой погибает. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается семя. Семена, снабженные крылатыми выростами, разлетаются. При попадании в почву в благоприятных условиях они дают начало новому растению. Покрытосеменные растения произошли предположительно в мезозое от голосеменных предков. Насчитывают около 250 тыс. видов. Они господствуют на большей части суши и создают основную часть фитомассы и кислорода. Освоить сушу покрытосеменные смогли благодаря прогрессивным изменениям вегетативных и репродуктивных органов. К основным ароморфозам , обеспечившим появление и распространение цветковых растений, относятся: – формирование сосудистых проводящих тканей – ксилемы и флоэмы ; – появление цветка, из завязи которого развивается плод, защищающий семена; – возникновение двойного оплодотворения , обеспечивающего формирование триплоидного эндосперма , необходимого для развития диплоидного зародыша; редукция женского гаметофита до 8 клеток зародышевого мешка. Мужской гаметофит образуется в пыльниках тычинок и представляет собой пылинку. Пылинка содержит генеративную и вегетативную клетки. При попадании на рыльце пестика, пыльца прорастает. Из генеративной клетки образуется 2 спермия. Спермии по пыльцевой трубке, образовавшейся из вегетативной клетки, попадают в зародышевый мешок. Ядро одного спермия сливается с ядром яйцеклетки, а ядро другого спермия сливается с диплоидным центральным ядром. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается зародыш, а из триплоидного ядра – ядра запасающей ткани – эндосперм. Этот способ оплодотворения был открыт С.Г. Навашиным и получил название двойного оплодотворения.   4.5.2. Однодольные и двудольные растения   Цветковые растения делятся на два класса – двудольные и однодольные . Основными признаками класса Двудольные являются следующие: – в зародыше семени две семядоли; – корневая система, как правило, стержневая; – рост стебля в толщину обеспечивается камбием (боковой меристемой) ; – листья, обычно, с сетчатым жилкованием. Исключение – подорожник. Цветки имеют двойной околоцветник. Число компонентов цветка кратно 5, иногда 4. Основные жизненные формы – деревья, травы, кустарники. Признаки класса Однодольные: – в зародыше одна семядоля; – мочковатая корневая система; – стебель не растет в толщину, т.к. не имеет камбия; – листья простые, с параллельным или дуговым жилкованием. Исключение – вороний глаз. Число компонентов цветка кратно 3. Околоцветник простой. Классы цветковых растений делятся на: отделы, порядки, семейства, роды, виды. Некоторые семейства, входящие в эти классы, представлены в виде таблицы:  
          4.5.3. Космическая роль растений   Растения играют в жизни других организмов и в биосфере в целом очень важную роль. Хлорофилл растений выступает как посредник между Солнцем и Землей, выполняя на нашей планете космическую роль. Он поглощает и использует энергию солнечного света для синтеза органических веществ из неорганических. Растения являются продуцентами органических веществ, которые потребляются другими организмами. Растения – основной источник кислорода на Земле. Большинство существующих организмов дышат кислородом, выделенным растениями. Озоновый экран защищает Землю от избытка ультрафиолетового излучения, губительно действующего на организмы. Растения и продукты их жизнедеятельности оказывают влияние на геохимическое строение Земли. Растительные отложения образуют такие полезные ископаемые, как уголь и торф.   Примеры практических заданий ЕГЭ по теме: «« ЕГЭ Часть А   А1. Растения для создания органических веществ используют процесс 1) энергетического обмена 3) дыхания 2) хемосинтеза 4) фотосинтеза А2. У мхов в отличие от водорослей есть 1) споры 2) органы 3) хлорофилл 4) камбий А3. Все зеленые растения способны к 1) двойному оплодотворению 2) семенному размножению 3) хемосинтезу 4) образованию крахмала в листьях А4. Зеленые водоросли – это группа растений, образующая систематическую категорию: 1) тип 2) класс 3) отдел 4) семейство А5. Голубая ель в отличие от папоротника страусника 1)  размножается семенами 2)  размножается спорами 3) в оплодотворении зависит от воды 4) не имеет проводящих сосудов А6. Шишка хвойных – это: 1)  плод 2)  система побегов 3) видоизмененный цветок 4) видоизмененный плод А7. Что образуется в женских шишках сосны? 1)  пыльца 2)  семязачатки 3)  споры 4) семена А8. Оплодотворение у цветковых растений называется двойным потому, что: 1)  оплодотворяются яйцеклетка и центральная клетка 2)  яйцеклетка оплодотворяется два раза 3)  в результате образуются два зародыша 4)  в нем участвуют два органа размножения А9. Гаметофит мха кукушкин лен представлен 1)  спорой 3) листостебельным растением 2)  заростком 4) коробочкой А10. Гаплоидным организмом у папоротника является 1)  спорангий 3) заросток 2)  зеленое растение 4) зародыш А11. Исходными веществами для фотосинтеза являются 1) углекислый газ и вода 3) кислород и липиды 2) белки и углеводы 4) крахмал и кислород А12. Видоизмененный корень есть у 1)  капусты 3) тюльпана 2)  чеснока 4) моркови А13. Соцветие кисть характерно для растений семейства 1)  злаки 3) бобовые 2)  сложноцветные 4) розоцветные А14. К однодольным относятся растения, как правило, имеющие 1)  стержневую корневую систему и дуговое жилкование листьев 2)  мочковатую корневую систему и параллельное жилкование листьев 3)  одну семядолю в семени и сетчатое жилкование листьев 4)  одну семядолю в семени и сетчатое жилкование листьев А15. Лук, чеснок, тюльпан относят к семейству 1)  сложноцветных 3) лилейных 2)  пасленовых 4) луковых   ЕГЭ Часть В   В1. Выберите признаки мохообразных растений 1)  тело представлено талломом 2)  у растения есть листья и стебли 3)  размножается семенами 4)  гаметофит представлен заростком 5)  спорофит – коробочка со спорами 6)  из споры вырастает зеленая нить В2. Выберите характерные особенности папоротникообразных растений 1)  отсутствие устьиц на листьях 2)  сформированность проводящих пучков 3)  наличие ризоидов на гаметофите 4)  равно и разнополые заростки 5)  доминирование гаметофита 6)  расчлененность на органы спорофита ВЗ. Соотнесите процессы развития с организмом, у которого эти процессы происходят  
        В4. Определите последовательность развития растения папоротника, начиная со споры A) заросток Г) зигота Б) зародыш спорофита Д) спорангии B) споры   Часть С   С1. Какие эволюционные преобразования произошли в жизненных циклах растений в ряду споровые – покрытосеменные растения. С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. 1. Главный признак деления цветковых растений на классы – строение цветка. 2. Цветок – это генеративный орган растения, обеспечивающий его половое размножение. 3. Главными органами цветка являются плод и семя. 4. Плоды и семена образуются в завязи пестика. 5. Такие плоды, как колос и початок, характерны для злаковых растений. 6. Группы растений со сходным строением плодов и цветков относятся к одному семейству.    
    Лекция, реферат. Многообразие растений - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

    Биология – наука о жизни Клетка как биологическая система Строение про– и эукариотной клеток. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности Метаболизм, ферменты, энергетический обмен Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Клетка – генетическая единица живого. Организм как биологическая система Онтогенез и присущие ему закономерности. Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные генетические понятия Закономерности наследственности, их цитологические основы. Изменчивость признаков у организмов - модификационная, мутационная, комбинативная Селекция, ее задачи и практическое значение Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения Многообразие растений Царство Животные. Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека Надкласс Рыбы Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы Класс Млекопитающие Человек и его здоровье Строение и функции дыхательной системы Строение и функции выделительной системы Строение и жизнедеятельность органов и систем органов - опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Кожа, ее строение и функции Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Обмен веществ в организме человека Нервная и эндокринная системы Строение и функции центральной нервной системы Строение и функции вегетативной нервной системы Эндокринная система Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни Надорганизменные системы. Эволюция органического мира Вид,его критерии и структура. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Результаты эволюции - приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен) Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Экосистемы и присущие им закономерности Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты Разнообразие экосистем (биогеоценозов) . Саморазвитие и смена экосистем Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах, роль в нем организмов разных царств. Ответы по ЕГЭ биология Ответы по биологии ЕГЭ, часть ВОтветы по биологии, ЕГЭ часть C

     

    Похожие работы:
    Молекулярные механизмы многообразия антител

    25.05.2009/курсовая работа

    Молекула антитела с двумя идентичными антиген-связывающими участками. Функциональные свойства, строение антител и их многообразие. Проблема получения индивидуальных антител. Роль специфических последовательностей ДНК. Механизмы экспрессии генов антител.

    Фундаментальные взаимодействия и многообразие структур в микро- , макро- и мегамире

    25.03.2009/реферат

    Три уровня строения материи: микро-, макро- и мегамир. Материя как объективная реальность. Две основные формы движущейся материи: в пространстве и во времени. Атомистическая гипотеза строения материи Демокрита. Теория и модель атома Нильса Бора.

    Бактериофаги

    14.09.2009/лекция

    Понятие и характерные свойства бактериофагов, их многообразие и структурные компоненты. Пути попадания фагов на производство, основные стадии развития и простейшие методы их исследования. Мероприятия для борьбы с микробами-вредителями биопроизводств.

    Беспозвоночные черви

    14.07.2010/курсовая работа

    Круглые черви и их виды. Многообразие паразитических червей и борьба с ними. Многообразие плоских, круглых и кольчатых червей и их роль в природе и жизни человека. Распространение, профилактика и мероприятия по борьбе нематодами - паразитами человека.

    Лекарства и яды

    19.04.2010/реферат

    Исторические свидетельства о выдающихся отравителях, их арсенал из растительных и животных ядов, соединений сурьмы, ртути и фосфора. Многообразие ядов и механизм их действия. Группы алкалоидов, их различия по химической структуре и биологическому эффекту.

    Механика микрочастиц

    2.01.2008/реферат

    Физика и естествознание. Формирование квантовой механики и квантовой физики, специфика их законов и принципов. Основные понятия "элементарность", "простое-сложное", "деление". Многообразие и единство элементарных частиц, проблема их классификации.

    Общая характеристика биологии в додарвиновский период

    2.10.2009/реферат

    Эволюция как учение о длительном процессе исторического развития живой природы. Объяснение многообразия видов и приспособленности живых существ к условиям жизни. Развитие описательной ботаники и зоологии. Первая теория об эволюции органического мира.

    Основные понятия цитологии

    27.09.2009/реферат

    История развития, предмет цитологии. Основные положения современной клеточной теории. Клеточное строение живых организмов. Жизненный цикл клетки. Сравнение процессов митоза и мейоза. Единство и многообразие клеточных типов. Значение клеточной теории.

    Понятие о классификации растений

    27.10.2009/реферат

    Систематика - это наука, изучающая многообразие организмов на Земле, их классификацию и эволюционные взаимоотношения. Значение работ Карла Линнея. Основные особенности морфологической, "искусственной" и филогенетической (эволюционной) систематики.

    Селекция и происхождение культурных растений

    13.10.2009/реферат

    Задачи современной селекции, породы животных и сорта растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции растений: гибридизация и отбор. Самоопыление перекрестноопылителей (инбридинг), сущность явления гетерозиса.

     

referatwork.ru

Виды растений и их роль в природе

Растительный мир нашей планеты представляет собой огромное царство живых организмов. Да, именно так, растения являются живыми организмами, неспособными передвигаться. И в нашем мире их порядка 325 тысяч видов. Хотя посчитать достоверно количество видов не представляется возможным. В различных источниках их численность колеблется от 300 до 350 тысяч, мы лишь взяли среднее значение. Подсчёт их количества ещё усложняется тем, что каждый день гибнут некоторые виды растений (по несколько десятков в день), и открываются новые виды. Растения

Общие признаки растений

  • - Растения не могут передвигаться, в большинстве своём ведут прикреплённый образ жизни.
  • - В течение всей своей жизни они растут.
  • - Фитогормоны, вырабатываемые растениями, регулируют их жизнедеятельность.
  • - Растительные клетки имеют плотные оболочки целлюлозы.
  • - Как и многие другие организмы, растения способны накапливать запасные вещества. Откладываются они в виде крахмала.
  • - Растения способны осуществлять фотосинтез. Возможно это благодаря хлорофиллу, содержащемуся в них. По этой причине многие окрашены в зелёный цвет.

Жизненные формы растений

Жизненной формой называют внешний вид растения. Она отражает его способность существовать в окружающем мире. Так, наиболее приспособленными считаются древесные формы, поскольку деревянистые виды растений являются многолетними, из-за чего способны упрочнять своё "тело". Деревья, объединённые в группы, способны выдерживать самые опасные природные явления. Например, они способны останавливать песчаные бури.Ещё известны полудревесные жизненные формы растений, а также наземные травы и водные травы.

Каждая из групп жизненных форм растений имеет свои особенности, и включает в себя другие жизненные формы, имеющие схожие особенности. Что интересно, растения, по мере их роста, способны переходить из одной жизненной формы в другую. Может быть, именно поэтому не существует полной классификации жизненных форм растений. Хотя, скорее всего, из-за их огромного разнообразия.

Классификация растений

Все растения по их свойствам можно разделить на 4 группы: семенные (образуют семена), мохообразные, сосудистые споровые (в основном, папоротники, а также схожие с ними) и зелёные водоросли. Каждая из этих групп включает в себя огромное количество видов.

Такая научная классификация мало чего полезного может рассказать обычному человеку. Для него более полезным окажется другой подход, позволяющий классифицировать растения по степени их полезности для человека:

  • Культурные растения. Выращиваются человеком и используются в различных целях. В основном, конечно, для получения пищевых продуктов, а также для прокорма животных в сельском хозяйстве, получения лекарств, промышленного сырья и в других целях. Чеснок
  • Декоративные растения также являются культурными, но применяются, в основном, для украшения садов, парков, и даже целых городов. Могут использоваться для украшения комнат, или, например, для создания букетов. Но не стоит считать, что функция этих растений сугубо декоративная. Многие из них весьма полезно иметь на подоконниках своих комнат. Некоторые отгоняют насекомых, другие уничтожают микробов (не всех конечно, но значительную их часть), третьи полезны при проблемах с дыханием, а иные - при других заболеваниях. Некоторые просто очищают воздух, а другие укрепляют иммунитет человека. Кактусы, к примеру, полезно держать возле компьютера, поскольку он поглощает часть вредоносного излучения. А вот аспарагус ускоряет заживление ран и продлевает молодость, что доказано научно. Также существует множество других полезных комнатных растений. Бегония
  • Лекарственные растения. Некоторые из них относятся к культурным растениям, но далеко не все. Ведь лекарственными считаются не только те, которые выращиваются в промышленным масштабах для использования в медицине. Лекарственные растения встречаются чуть ли не на каждом шагу, если выйти в лес или в поле. Только нужно знать их свойства и уметь правильно их применять.Календула
  • Другие растения. В данной классификации это самая обширная группа, включающая в себя сотни тысяч видов. Ведь далеко не все растения полезны человеку, но всё равно среди них встречаются весьма интересные виды. Входят в этот список и опасные растения. Вороний глаз

Грибы - царство живых организмов

Грибы, однозначно, растениями не являются. Это отдельное царство живых организмов, обладающее свойствами как растений, так и животных. Именно поэтому относить их к растительному миру не совсем правильно. А с научной точки зрения, совсем не правильно. Но всё же, они ведут себя как растения, а многие люди также и считают их растениями. Поэтому мы относим их к растительному миру, хотя стоит понимать, что это не научная классификация.Грибов в мире насчитывается чуть больше 600 тысяч видов, а это почти вдвое больше, чем видов растений! Но хоть по разнообразию грибы и выигрывают у растений, это отнюдь не значит, что их в мире больше. Как раз наоборот, растения преобладают. Болет (Боровик)

Роль растений в жизни человека

Когда мы выбираемся за пределы города, то всё, что мы видим вокруг, называем живой природой. И большую часть увиденного составляют именно растения. Разумеется, есть они и в городах, а также в наших домах. Но нетронутая человеком природа выглядит совершенно иначе. Одно её созерцание многим людям дарит радость и счастье, приносит умиротворение и спокойствие. Тем более странным является тот факт, что человек старается уничтожить природу.

Можно сказать, что всё живое на Земле существует именно благодаря растениям. Это утверждение справедливо благодаря главной их функции - образованию кислорода в результате поглощения углекислого газа. Кислород нужен не только людям, но и остальным живым организмам, а без растений он очень быстро закончился бы. К слову, хоть лесов в мире с каждым годом становится всё меньше, а самих людей больше, особых проблем с кислородом не предвидится. Содержание его в воздухе составляет около 20%, и хоть из века в век уменьшается, происходит это крайне медленно.

Значение растений в жизни человека переоценить сложно. И даже если забыть про главную их функцию, растения всё равно остаются крайне востребованными. Так, они являются основным поставщиком витаминов в наш организм. Происходит это обычно в результате их поедания, но также существует множество лекарственных растений, которые применяются во время заболеваний. Входят они в составы различных микстур, таблеток и мазей.Если предположить, что человек может успешно прожить без мяса, то без растений это не представляется возможным. Ведь практически весь наш рацион как раз и состоит из растительной пищи. Также растения очень важны в сельском хозяйстве, поскольку необходимы для прокорма тех животных, на одном мясе которых мы даже теоретически не сможем прожить. Но даже если бы могли, это не имело бы значения. Поскольку если не будет растений, то не будет и мяса.

Помните о том, насколько важен для человека, как и для всего сущего на Земле, растительный мир. Всегда помните об этом, и берегите природу.

naturae.ru

Многообразие растений и их значение

Цель: организация работы по формированию представлений о многообразии царства растений.

Задачи:

рассмотреть разнообразие растений, распространение на планете Земля и значение растений в природе и жизни человека;

формировать универсальные учебные действия, такие как умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать в парах и группах.

формировать экологическое мышление и экологическую культуру.

Оборудование: учебник, карточки, раздаточный материал, большие листы бумаги, презентация урока (включает в себя схемы, рисунки, фото и видео), карточки для индивидуальной работы.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная и групповая.

Ход урока.

Орг.момент.

Сегодняшний урок я начну со слов французского философа Жан Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь, вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много  хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». Сегодня вас ждут новые «открытия».

Стадия вызова.

1. Рефлексия по пройденной теме.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, вам необходимо вспомнить, что вы знаете о животных и их взаимоотношениях.

Прием «Верное-неверное». На столе у каждого есть сигнальные карточки: красные и синие. Если утверждение, верно, то синяя карточка, если неверное-красная.

1. Все растения на Земле составляют флору. (да)

2. Зоология –это наука о животных. (да)

3. Если животные питаются только растениями, их называют хищниками. (нет)

4. Самые простые животные состоят из нескольких клеток. (нет)

5. Насекомые –это беспозвоночные животные. (да)

6. Между жирафом и бегемотом может быть конкуренция. (нет)

7. Хищник ловит, играет и отпускает другое животное.(нет)

8. Биосфера –это оболочка Земли населенная живыми организмами. (Да)

9. При симбиозе оба организма получают взаимную выгоду. (да)

Индивидуальные задания 2-м ученикам «Найти ошибку в тексте» и «Дополни предложение».

«Найди ошибки»

Мир животных (флора) очень разнообразен. Ученые считают, что на Земле существует около 80млн. живых организмов. Самые простые и маленькие животные состоят из одной клетки. Их называют одноклеточными. Среди многоклеточных наиболее простое строение имеют беспозвоночные. К позвоночным относится: рыбы, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие и насекомые. По способу питания к растительноядным относятся: многие птицы, волки, зебры, слоны, зайцы и др. К хищникам – щуки, орлы, олени, лисы и др. В целях сохранения животных была издана Розовая книга, в которую заносятся сведения о редких и исчезающих животных.

«Дополни предложения»

Взаимоотношения между животными, в ходе которых они соревнуются за одни и те же средства существования называется ……..

Способ добывания пищи и питания животных, при котором они ловят, убивают и поедают других животных называется …… .Классическим примером может послужить: лев и ………, стрекоза и ……, сова и …….

Взаимоотношения между двумя или несколькими различными организмами, являющиеся взаимноблагоприятными, называются ……….

Форма взаимоотношений между живыми организмами различных видов, из которых один (паразит) использует другого хозяина (хозяина)в качестве среды обитания, нанося ему вред, называется…………

2. Взаимопроверка.  Учащиеся поочередно выходят и объясняют задания. Все учащиеся внимательно слушают и анализируют ответы.

- Кто может проанализировать и оценить работу ребят?

3. Постановка темы и целей урока

- Чтобы определить тему урока, необходимо каждой группе собрать пазлы и сказать, что изображено на картине.

- Каким общим словом можно объединить эти изображения? (растения)

- Тема урока «Многообразие растений и их значение». Записать в тетради.

Натуралист Винсон Браун сказал: «Накопление знаний подобно росту дерева. Постепенно на нем появляются новые и новые ветви, увеличивается толщина ствола».

- Как вы думаете, каким образом слова Винсона можно отнести к нашему уроку? Какая стоит перед нами цель? (уч-ся озвучивают цель сами).

4. Прием «Корзина идей».

Какие ассоциации вызывает у вас слово «растения»?

Сначала каждый ученик записывает в тетради все, что знает по этой теме (1 минута). Затем происходит обмен информацией в группе. Ученики делятся друг с другом известными знаниями. (3 минуты). Ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Далее каждая группа высказывает свое мнение. Все сведения кратко в виде тезисов записываются на листе бумаги и озвучиваются. В корзину можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.

5. Словарная работа.

На уроке нам встретятся такие понятия как «хлорофилл», «фотосинтез», «фитонциды», «ботаника»

Стадия осмысления.

1.Беседа.

Где бы мы не находились: в поле, в лесу, на реке, озере, берегу моря, в горах, степи, в городе, деревне повсюду наш взгляд натыкается на растения. Мы к ним привыкли. Настолько привыкли, что равнодушно проходим мимо, не разглядывая. И не удивляемся. Но когда мы выйдем на улицу где нет зелени, деревьев, травы (улицы - новостроек) нам чего-то не хватает, и мы сразу не понимаем чего? А не хватает привычного глазу зеленого наряда.

Зеленый наряд из растений красит Землю. Они есть почти везде. Если разделить поверхность Земли на сто частей, то только на 6 из них нет растений. (6%). Растения растут везде, на холодном Севере, в умеренных широтах (у нас), на жарком юге, в морях, океанах, озерах и их берегах.

2. Работа с учебником.

-Как вы думаете, сколько на нашей планете видов растений?

-А сколько в нашей республике?

Прочитать и записать в тетрадь.

В глубокой древности люди жили среди природы – в мире растений. Растений на Земле много тысяч разных видов и чтобы как-то в них разобраться люди стали их делить по внешним признакам. Обратите внимание на рисунок 129 и назовите виды растений по внешнему признаку. Чем они отличаются?

Деревья имеют один твердый, деревянистый стебель – ствол, кустарники- несколько стволиков и они ниже деревьев, а травы имеют мягкие, сочные стебли.

- Почти все растения имеют зеленую окраску.  Найдите в учебнике объяснение этому явлению.

- Запишите первое слово. ХЛОРОФИЛЛ.

После того, как был изобретен микроскоп ученым удалось рассмотреть лист при большом увеличении. Рассмотрели и ахнули!

Оказывается, что листья растений буквально набиты очень маленькими зернышками зеленого цвета. На каждом квадратном сантиметре (4 клеточки), их несколько миллионов.

Назвали эти зернышки частицы хлорофиллом, что в переводе означает листозелень. Именно они окрашивают лист в зеленый цвет.

Запишите определение Хлорофилл – пигменты, придающие зеленый цвет листьям.

3. Работа в группах.   «Загадка от растений»

Каждая группа работает  над тем, чтобы озвучить отгадку сложнейшего химического процесса, происходящего в растении.

Вывод: Хлорофилловое зернышко волшебное. Оно улавливает солнечный лучик и начинает процесс (сложнейший, химический процесс), в результате которого выделяется кислород и образуются органические вещества. Днем растения выделяют кислород, а ночью поглощают углекислый газ, образуя глюкозу и крахмал. Вот это сложный процесс называется фотосинтез.

БОТАНИКА – наука о растениях, их жизнедеятельности, внешнем и внутреннем строении, об их роли и взаимосвязи с окружающей средой.

презентация мнообразие растений и их значение

4.  Прием «Кластер». Работа в группах.

Прочитать текст и определить, на какие подцарства делится царство растений. Составить кластер. Проверка с объяснением.

5. Прием «Сводная таблица» Работа в группах с гербарием.

Каждой группе предложен гербарий одного из видов растений. Прочитав в учебнике характеристику этого вида растения, сравнив с наглядным материалом, заполнить таблицу. Каждый член группы заполняет самостоятельно в таблице только свой вид растения. Затем, когда каждая группа отчитается, проверить правильность выполнения с доской.

Вместе  – рассматривает водоросли.

Водоросли - растения, обитающие главным образом в воде. Одни из них состоят из одной клетки, поэтому их можно увидеть только в микроскоп. Другие выглядят как узкие, шелковистые зеленые нити. Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней.

1 группа – рассматривает мхи.Мхи - небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами.

2 группа – рассматривает папоротники.

Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает.

3 группа – рассматривает хвойные растения.Хвойные растения – растения, у которых игловидные листья- хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник и другие.4 группа- рассматривает цветковые растения.

Цветковые растения – растения, у которых есть корень, листья, стебель, цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа.

6. Работа с электронным учебником.

Прослушать 1 – многообразие цветковых растений, 2 – сказка.

- О каком процессе идет речь в сказке? (процесс опыления и образования плодов)

- А как называется такое взаимовыгодное отношение между живыми организмами? (Симбиоз)

7. Из истории.

Особенно мальчики считают, что заниматься цветочками должны женщины. А между тем, раньше изучением растений занимались только мужчины, причем настоящие мужчины. Эти растения помогали им в жизни, а некоторые сыграли важную роль в истории.

Итак, времена прекрасных дам и мушкетеров. Право носить шпагу, как знак отличия, имели только дворяне и садоводы.

Троянская война. По легенде причиной её стало яблоко. На свадьбу царя Пелея были приглашены все кроме богини раздора Эриды. Обиженная Эрида в разгар подбросила яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три богини Гера, Афродита и Афина стали спорить. Тогда пастух Парис отдал яблоко Афродите, в результате возникла вражда и война.

Война алой и белой розы в Англии. В 1455 году в дворцовом парке Тампль избирали короля. Произошла ссора между претендентами на английский престол. Ричард (представитель дома Йорков) сорвал с куста белую розу и предложил сделать тоже, кто хочет видеть его королем. Сторонники семейства Ланкастеров сорвали красные розы. Много лет спустя был выведен сорт с белыми и алыми лепестками, который назвали Ланкастер-Йоркский.

Множество мужчин погибло из-за растений, которые они шли добывать для своих дам: эдельвейс растет высоко в горах, он является символом красоты и молодости, орхидея – в джунглях.

Растения изображались на рыцарских доспехах и гербах, на флагах государств.

Флаг Канады – кленовый лист, герб Японии – хризантема.

И наша Костанайская область тоже не осталась в стороне. На гербе нашей области изображен цветок – тюльпан Шренка – символ Наурзумского заповедника.

8. Работа с КОЗами.

Каждой группе будет дано задание. Необходимо прочитать и ответить. Сделать анализ и подвести итог. (3 группа – 1в. Процесс образования кислорода и органических веществ, 2в – за счет энергии света, 3в – углекислый газ и вода, 4в –кислород.

4 группа- 1в.дляпроростания семян нужна вода, 2в – для растворения питательных веществ в семени, 3в- Из-за недостатка воздуха, 4в-вода, воздух и тепло)

9.Работа с одаренными детьми. Опережающее задание.

 Учащиеся демонстрируют свою презентацию «Уникальные виды растений».

10. Прием «Мозговой штурм». Работа в группах.

Прочитать текст и на листах записать в 2 столбика: Значение в природе и Значение в жизни человека. Затем выбирается общее.

В природе:

обогащают воздух кислородом;

поглощают углекислый газ;

очищают воздух от пыли, вредных химических соединений;

служат пищей для растительноядных животных, которыми питаются хищники;

являются средой обитания для животных;

служат убежищем для ценных животных и птиц;

участвуют в образовании почвы;

вырабатывают фитонциды - летучие бактерицидные вещества;

способствуют понижению температуры воздуха;

снижают действие ветра и шума.

В жизни человека :

Продукты питания.

Корм для животных.

Одежда из растительных тканей (хлопок, лен).

Источник сырья для промышленности и хозяйственной деятель­ности.

Лекарственные средства и сырье для медицинских препаратов.

Декоративная роль.

Охрана и улучшение окружающей среды.

Вывод: Без растений жизнь на нашей планете невозможна. Многие виды живых организмов уже исчезли с «лица» Земли, другим угрожает вымирание. Сохранить и воссоздать благоприятные природные условия для жизни растений - вот одна из главных задач человечества. Для рациональной хозяйственной деятельности необходимы ботанические знания.

Рефлексия.

1.Работа с электронным учебником.

Каждой группе будет предложено задание с электронного учебника. Ребята быстро обдумывают и один учащийся выполняет задание. Прежде чем проверить, учащиеся других групп оценивают. Затем выполняется проверка компьютером.

1 – Что сначала, что потом?

2 – Назови правильно.

3 – Одуванчик

4 – С какого дерева листы?.

2. Индивидуальная работа. Самопроверка и самооценивание.

« Исключи лишнее»

1.Яблоня, сосна, ель, лиственница, пихта

2. Папоротники, хвойные, цветковые, водоросли

3. Сирень, гвоздика, клевер, ромашка.

Тест

1. Наука, изучающая строение и жизнедеятельность растений:

А) биология

Б) экология

В) ботаника

2. К низшим растениям, не имеющим ни корней, ни стеблей, ни листьев относятся:

А) берёза

Б) водоросли

В) роза

3. Главное значение растений:

А) являются пищей для человека

Б) выделяют кислород

В) является сырьем

4. Какие условия требуются растению, чтобы образовать глюкозу и крахмал:

 А) наличие воды и углекислого газа

 Б) Наличие почвы и воздуха

 В) наличие света, воды и углекислого газа.

5. Ученые – ботаники делят царство растений на группы:

 А) водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, лиственные растения.

 Б) водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.

 В) водоросли, кусты, травы, хвойные растения, цветковые растения.

1В, 2Б, 3Б, 4В, 5Б.

«Узнай растение»

А) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок, над поляной послышится тихий серебряный перезвон. (колокольчик)

Б) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита. (ландыш)

В) Целебные свойства этого растения всем известны. С кем не бывало – оцарапал руку или натер ногу, приложил лист этого растения, и вскоре все заживет. (подорожник)

3. Подведение итогов урока. Альтернативное домашнее задание. Если вы считаете, что усвоили тему на «5», можно учебник не читать, а по желанию приготовить творческое задание: написать мини-сочинение «О чем могли бы рассказать растения, если бы они умели говорить?»; кроссворд, загадки, стихотворения и др. Если кто-то из вас считает, что недостаточно усвоил тему, прочитать текст параграфа.

Заключительное слово учителя

Чтобы изменить что-то в этом мире, нужно изменить свой внутренний мир, чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.

дополнительный материал к теме растения

Весь материал - в архиве.

videouroki.net

Многообразие растений - биология, презентации

Многообразие растений

Многообразие растений

Схема. Высшие и низшие растения В царстве растений сосуществуют высшие и низшие растения. Если внимательно рассмотреть водоросль (например, такую как фукус) то мы не найдем у нее ни корней, ни стебля, ни листьев. Растение, имеющее такое строение, называется низшим. Тело высших растений разделено на органы, а низшего растения – нет. 2

Схема. Высшие и низшие растения

В царстве растений сосуществуют высшие и низшие растения.

Если внимательно рассмотреть водоросль (например, такую как фукус) то мы не найдем у нее ни корней, ни стебля, ни листьев. Растение, имеющее такое строение, называется низшим.

Тело высших растений разделено на органы, а низшего растения – нет.

2

Органы ( от греч. органон – «орудие», «инструмент
  • Органы ( от греч. органон – «орудие», «инструмент ») – это части организма растения, выполняющие в нем определенные функции и имеющие особое строение
2 Органы высших растений лист Давай сравним ромашку с могучим дубом. Смотри, и у ромашки, и у дуба есть корень. Вот и стебель. У ромашки он тоненький, а у дуба - это огромный ствол. А это лист. Растения, у которых есть корень, стебель и листья, называются высшими. стебель корень 4

2

Органы высших растений

лист

Давай сравним ромашку с

могучим дубом.

Смотри, и у ромашки, и у дуба есть корень.

Вот и стебель. У ромашки он тоненький, а у дуба - это огромный ствол.

А это лист.

Растения, у которых есть корень, стебель и листья, называются высшими.

стебель

корень

4

Цветковые растения Высшие растения – самая многочисленная группа растений на Земле. Среди них самое значимое место занимают цветковые растения. Тебе, наверняка, хорошо знакомы многие цветковые растения. Это колокольчик и береза, морковь и яблоня, ландыш, клевер, пшеница и многие другие. Тело цветковых растений включает в себя следующие органы: корни, побеги, цветки, плоды с семенами. 4 4

Цветковые растения

Высшие растения – самая многочисленная группа растений на Земле.

Среди них самое значимое место занимают цветковые растения.

Тебе, наверняка, хорошо знакомы многие цветковые растения. Это колокольчик и береза, морковь и яблоня, ландыш, клевер, пшеница и многие другие.

Тело цветковых растений включает в себя следующие органы: корни, побеги, цветки, плоды с семенами.

4

4

4 Побег Что такое побег? Куда он бежит? К свету, к солнцу. Потому что побег - это надземная часть растения. Он состоит из стебля и листьев. Стебли и листья есть не только у цветковых растений, а вот цветки и плоды - только у них. Существует народное поверье, что человек, нашедший в летнюю ночь в лесу цветок папоротника, будет счастлив. Очень красивая сказка! Но... у папоротника цветков не бывает никогда. Нет их и у хвойных деревьев. Эти растения к цветковым не относятся. 4

4

Побег

Что такое побег? Куда он бежит? К свету, к солнцу. Потому что побег - это надземная часть растения. Он состоит из стебля и листьев.

Стебли и листья есть не только у цветковых растений, а вот цветки и плоды - только у них.

Существует народное поверье, что человек, нашедший в летнюю ночь в лесу цветок папоротника, будет счастлив. Очень красивая сказка! Но... у папоротника цветков не бывает никогда. Нет их и у хвойных деревьев. Эти растения к цветковым не относятся.

4

Схема. Органы цветковых растений По сравнению с другими растениями, цветковые имеют больше всего органов. Поэтому давай на их примере и разберемся, какие же органы могут быть у растений. У цветковых растений выделяют вегетативные и репродуктивные органы. Обычно основную массу растения составляют вегетативные органы. К ним относятся корни и побеги. Органы, благодаря которым происходит семенное размножение растений, называются репродуктивными (репродукция - воспроизведение). К репродуктивным органам растений относятся цветки, плоды и семена. 4 7

Схема. Органы цветковых растений

По сравнению с другими растениями, цветковые имеют больше всего органов. Поэтому давай на их примере и разберемся, какие же органы могут быть у растений.

У цветковых растений выделяют вегетативные и

репродуктивные органы.

Обычно основную массу растения составляют вегетативные органы. К ним относятся корни и побеги.

Органы, благодаря которым происходит семенное размножение растений, называются репродуктивными (репродукция - воспроизведение). К репродуктивным органам растений относятся цветки, плоды и семена.

4

7

7 Вегетативные органы Вегетативные органы растения выполняют свои определенные функции (работу), необходимые для нормальной жизни растения. Листья растения улавливают солнечную энергию, вырабатывая при этом питательные вещества. Листья активно участвуют в дыхании растения, ведь дышат все живые организмы. К стеблю прикрепляются не только листья, но и цветки. А затем - плоды, появляющиеся на месте цветков. По стеблю к плодам поступают питательные вещества и вода. Для того, чтобы растение получало из почвы воду, необходимо, чтобы корни, как насосы, качали ее из земли и подавали вверх по стеблю. 7

7

Вегетативные органы

Вегетативные органы растения выполняют свои определенные функции (работу), необходимые для нормальной жизни растения. Листья растения улавливают солнечную энергию, вырабатывая при этом питательные вещества. Листья активно участвуют в дыхании растения, ведь дышат все живые организмы.

К стеблю прикрепляются не только листья, но и цветки. А затем - плоды, появляющиеся на месте цветков. По стеблю к плодам поступают питательные вещества и вода.

Для того, чтобы растение получало из почвы воду, необходимо, чтобы корни, как насосы, качали ее из земли и подавали вверх по стеблю.

7

Генеративные органы Органы, благодаря которым происходит семенное размножение растений, называются репродуктивными (репродукция - воспроизведение). К репродуктивным органам растений относятся цветки, плоды и семена. Основную часть своей жизни растение может преспокойно существовать, обходясь только вегетативными органами. А вот когда приходит пора размножения, без репродуктивных органов не обойтись. Сначала расцветают цветки. Затем на месте цветков появляются плоды, в которых зреют семена. Созревшие семена, попадая в землю, через какое-то время прорастают, давая начало новым растениям. Так, например, появился молодой дубок, который ты видишь на рисунке. Из гигантского семени сейшельской пальмы вырастает такая же сейшельская пальма. А из семян лютика появляются, конечно же, лютики. 7 7

Генеративные органы

Органы, благодаря которым происходит семенное размножение растений, называются репродуктивными (репродукция - воспроизведение).

К репродуктивным органам растений относятся цветки, плоды и семена.

Основную часть своей жизни растение может преспокойно существовать, обходясь только вегетативными органами. А вот когда приходит пора размножения, без репродуктивных органов не обойтись.

Сначала расцветают цветки.

Затем на месте цветков появляются плоды,

в которых зреют семена.

Созревшие семена, попадая в землю, через какое-то время прорастают, давая начало новым растениям. Так, например, появился молодой дубок, который ты видишь на рисунке. Из гигантского семени сейшельской пальмы вырастает такая же сейшельская пальма. А из семян лютика появляются, конечно же, лютики.

7

7

Семенные растения

Семенные растения

  • Семенные растения – это растения, образующие семена
  • Цветковые растения – это семенные растения, образующие цветки
Голосеменные растения

Голосеменные растения

  • - это растения, образующие семена без цветков
Споровые растения

Споровые растения

  • - это растения, размножающиеся бесполым путем , спорами ( водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны )
Домашнее задание

Домашнее задание

  • §2, ? 1-4
  • Рабочая тетрадь

kopilkaurokov.ru

Биология для студентов - 05. Растительный мир как составная часть природы. Многообразие растений, их классификация, распространение и значение

На Земле ученые насчитывают около 350—500 тыс. видов растений. Для того чтобы ориентироваться в таком огромном многообразии организмов, необходимо распределить их по группам, т. е. классифицировать Основы научной систематики создал шведский ученый Карл Линн е й. В 1737 г. он опубликовал книгу «Система природы». В ней ученый изложил метод классификации, который дорабатывал еще двадцать лет. Классификация Линнея

 Всю природу он разделил на три царства: животные, растения и минералы. Живые организмы Линней расположил на основе их внешних признаков в иерархическую систему, установив четкое соподчинение между систематическими категориями — вид, род, семейство, класс, царство. Огромной заслугой Линнея было использование для обозначения организмов принципа двойных названий, который сохранился и в современной науке. Первое слово в названии вида соответствует названию рода (это всегда — существительное), второе — видовой эпитет — прилагательное. Каждому виду присваивается латинское название, что позволяет ученым разных стран понимать друг друга. Однако систематика Линнея была искусственной, так как в ее основу было положено небольшое количество произвольно взятых признаков. Современная классификация основывается не только на общих морфологических или анатомических признаках растений, но учитывает генетические, физиологические и др. особенности, а также общность происхождения растительных видов. Самая мелкая единица классификации — вид. К одному виду относят организмы (особи), имеющие сходство во внешнем строении, всех процессах жизнедеятельности, химических структурах организма, область распространения в природе и схожий характер взаимоотношений с различными факторами внешней среды. Особи одного вида способны скрещиваться и давать плодовитое потомство. Видовую принадлежность организма нельзя установить по отдельно взятому критерию — необходимо учитывать всю совокупность признаков. 

Несколько сходных видов объединяют в род. Сходные по ряду признаков роды образуют семейства, которые группируют в классы. Высшая единица классификации — царство. Царства включают отделы Однако царство Растения имеет промежуточную категорию — подцарство: низшие растения и высшие растения. К низшим, как мы уже знаем, относятся: отделы Зеленые, Бурые, Красные водоросли.

Высшие растения, в отличие от низших, приспособлены главным образом к жизни в наземной среде. Для них характерно чередование двух поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит). Тело высших растений расчленено на органы.

Отделы высших растений: Моховидные (Мхи), Плауновидные (Плауны), Хвощевидные (Хвощи), Папоротниковидные (Папоротники), Голосеменные и Покрытосеменные, или Цветковые. Отделы объединяют классы, а классы — семейства. Так, в состав отдела Цветковые растения входят классы однодольных и двудольных растений. Класс Однодольные объединяет семейства Лилейные, Злаки и другие. В свою очередь, в состав семейства входят роды, объединяющие сходные виды.

Роль растений Растения являются первоисточником существования, процветания и развития жизни на Земле и в первую очередь благодаря их свойству осуществлять фотосинтез. Фотосинтез протекает практически повсеместно на нашей планете, в связи с чем суммарный эффект его колоссален. В процессе фотосинтеза зеленые растения из углекислого газа и воды создают органические вещества, служат источником ценных продуктов питания (зерна, овощей, плодов и т. д.), сырья для промышленности и строительства.

Формирование газового состава атмосферного воздуха, как известно, также находится в прямой зависимости от растений. Зеленые растения в процессе фотосинтеза выделяют около 5*1011 тонн свободного кислорода в год. Один гектар кукурузы выделяет за год 15 тонн кислорода, что достаточно для дыхания 30 человек. Весь кислород атмосферы проходит через зеленое вещество примерно за 2000 лет. За 300 лет растения усваивают столько углерода, сколько его содержится в атмосфере и водах. Растения участвуют в образовании гумуса, который является самой существенной частью почвы, обеспечивает ее высокое плодородие. Помимо углерода, водорода и кислорода в состав молекул многих органических веществ входят атомы азота, фосфора, серы, а нередко и других элементов (железа, кобальта, магния, меди). Все они добываются растениями из почвы или водной среды в виде ионов солей, главным образом, в окисленном виде. Минеральные соли не вымываются из поверхностных слоев почвы, так как растительность постоянно всасывает часть минеральных веществ из почвы и передает их животным на корм. Животные, так же, как растения, после отмирания передают минеральные вещества обратно в почву, откуда они вновь всасываются растениями. Растения, таким образом, изымают минеральные соли и постоянно поддерживают содержание их в почве, что является важным для ее плодородия.

Растительность оказывает большое влияние на климат, водоемы, животный мир и другие элементы биосферы, с которыми она тесна взаимосвязана.

От характера растительности во многом зависит и характер биоценоза, экосистемы, их морфологическая и функциональная структура, биогеоценотическая деятельность компонентов.

vseobiology.ru

Разнообразие растений. – Книга для чтения по ботанике – Kaz-Ekzams.ru

admin 23.08.2010

Книга для чтения по ботанике

Внимательнее приглядитесь к окружающему вас зеленому миру. Каких только растений не встретишь на обширных просторах нашей Родины!

Они отличаются друг от друга окраской и формой стеблей, листьев, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями.

Сильно отличаются растения друг от друга своими размерами. Среди них есть настоящие великаны и карлики.

Представьте себе 17-этажное высотное здание, а рядом с ним деревья такие высокие, что верхние ветки касаются крыши дома.

Вы скажете, что чудо-великаны бывают только в сказках, но это не так.

На Кавказе иногда можно встретить старые чинары (платаны) высотой до 30 м.

Нередки здесь и тополя (тополь белый) высотой 40 м. Чуть ниже березы наших лесов. Они не поднимаются выше 36 м. А многие березы и ивы, растущие в тундре, достигают размера ученического карандаша. Это настоящие карлики.

И все-таки карликовые березы и ивы — гиганты по сравнению с крошечным растеньицем —т ряской. Ряска так мала, что свободно умещается на ногте большого пальца руки. Летом она сплошным зеленым ковром затягивает поверхность многих прудов со стоячей водой.

Разнообразие растений.Рис. 11. Дерево и кустарник. Справа — схема.

Рис. 11. Дерево и кустарник. Справа — схема.

Но как бы ни различались цветковые растения, их можно объединить в три большие группы. Одна группа представляет собой деревья, другая — кустарники, третья — травянистые растения.

Деревья — это крупные растения с сильно развитыми многолетними стеблями. Все деревья имеют одревесневший главный стебель—ствол. Многочисленные ветки деревьев образуют крону.

Все вы знаете красавицу русского леса — белоствольную березу. Береза — стройное дерево с гибкими, часто свисающими, плакучими ветвями и ярко-зеленой, блестящей листвой.

Ежегодно весной береза цветет. Ее мелкие невзрачные цветки собраны в соцветия — сережки. Летом в сережках созревают мелкие плоды. Осенью они рассеиваются ветром.

Береза очень требовательна к свету. В березовом лесу светло, потому что сквозь тонкие ветви деревьев легко проникают солнечные лучи. Березовые леса, так же как и осиновые, обычно называют мелколиственными.

Береза — ценное дерево. Из ее древесины изготовляют фанеру, мебель, лыжи. Березовые дрова хорошо горят и дают много тепла. Из тонких веточек делают метлы и веники, а березовые почки употребляют как лекарство.

Из других лиственных деревьев в лесах часто встречаются осина и липа. Леса из липы, дуба, клена, ясеня называют широколиственными.

Дубовый лес — это дубрава. Дубравы нередко обширны по площади или, наоборот, имеют вид небольших островков.

Кустарники отличаются от деревьев тем, что главный стебель у них отсутствует или развит слабо, ветвление начинается почти у самой поверхности почвы.

Примером кустарника может служить орешник.

Рис. 12. Травянистое растение осот.

Рис. 12. Травянистое растение осот.

Орешник чаще растет в лиственных лесах и по опушкам леса. У него созревают плоды — лесные орехи. Стебли орешника покрыты серой корой и достигают 3—5 м в высоту. Листья крупные, округлые, на конце слегка заостренные, расположены на коротких черешках.

К травянистым растениям относится, например, осот. Мелкие желтые цветки осота собраны в соцветие корзинку. Осот напоминает одуванчик. Но зеленые сочные стебли его довольно высоки, растут прямо вверх и достигают иногда 40—60 см.

Когда сорвешь лист или стебель осота, из него вытечет водянистый, белеющий на воздухе сок. На зиму стебли осота отмирают, но в почве зимуют корни, от них весной отрастают молодые стебли.

Осот — сорная трава. Она растет повсюду, чаще на огородах и участках с рыхлой плодородной почвой. Цветет осот со второй половины июня до самой осени. Плоды его имеют небольшие хохолки из белых волосков. Поэтому их легко рассеивает ветер.

Бороться с осотом очень трудно, так как на его корнях образуются многочисленные розетки листьев. Отломится розетка с кусочком корня от материнского растения — и из нее вскоре вырастет молодой осот.

Из травянистых растений всем известны колокольчики, ромашки, васильки, крапива, репейник, одуванчик. К травянистым растениям относятся и хлебные злаки, а также подсолнечник, сахарная свекла, лен и другие полевые и овощные культуры.

Много травянистых растений в парках, садах, скверах, цветниках — это астры, левкои, пионы и многие другие.

Травянистые растения почти всегда ниже деревьев и кустарников. Стебли их сочные, зеленые и никогда не одревесневают полностью. Интересно, что банан — тропическое травянистое растение — достигает высоты 6—7 м, а бамбук, который растет в субтропиках, — 40 м.

К зиме, а иногда и раньше, после созревания семян, надземные стебли большинства травянистых растений отмирают. Как правило, этого, не происходит у деревьев и кустарников.

Рис. 13. Растения разных сроков жизни. Схема.

Рис. 13. Растения разных сроков жизни. Схема.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Просмотров: 861

kaz-ekzams.ru

Тема Многообразие растений

С этим файлом связано 15 файл(ов). Среди них: variantyiizadaniyaegyechast-segyechast-s.doc, Test_po_biologii_BOTANIKA.doc, Тренинг ЕГЭ Биология.docx, neotlozh915_1.pdf, Ткани. Вегетативные органы.docx, Задание А10.doc, Многообразие растений.docx и ещё 5 файл(а).Показать все связанные файлы Тема 3. Многообразие растений.

Часть А.

1. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства?

1) морфология 2) систематика 3) экология 4) физиология2. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно

1) размножение семенами 3) наличие вегетативных органов

2) автотрофное питание 4) отсутствие цветка и плода3. Растения с параллельным жилкованием листьев, мочковатой корневой системой, стеблем соломиной относят к семейству

1) крестоцветных 3) лилейных

2) сложноцветных 4) злаков4. Укажите признак, характерный только для царства Растений

1) имеют клеточное строение

2) дышат, питаются, растут, размножаются

3) имеют фотосинтезирующую ткань

4) питаются готовыми органическими веществами5. Яблоню, вишню, шиповник объединяют в одно семейство Розоцветных, так как у них

1) одинаковые потребности в воде и освещении

2) сходное строение побегов

3) цветки имеют сходное строение

4) стержневая корневая система6. Отличительный признак растений отдела Покрытосеменные –

1) перекрестное опыление

2) образование плодов

3) наличие проводящей ткани

4) способность к фотосинтезу7. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно

1) размножение семенами

2) автотрофное питание

3) наличие вегетативных органов

4) отсутствие вокруг семян плодовых оболочек8. Растения семейства бобовых

1) имеют плоды ягоды или коробочки

2) существуют только в виде травянистых форм

3) имеют мелкие невзрачные цветки без околоцветника

4) способны вступать в симбиоз с клубеньковыми бактериями9. Растения семейства лилейных можно узнать по строению

1) цветков пятичленного типа, напоминающих строение мотылька

2) вегетативных органов: стебля (соломина), сидячих листьев, видоизмененного корня

3) цветков трехчленного типа с простым околоцветником и наличию видоизмененных подземных побегов

4) вегетативных органов: стебля (соломина), видоизмененных подземных побегов10. Большинство лилейных –

1) многолетние травянистые растения с луковицами или корневищами

2) многолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами

3) однолетние травянистые растения со стержневой корневой системой

4) однолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами11. Правильная схема классификации растений:

1) вид → род → семейство → порядок → класс → отдел

2) вид → семейство → порядок → род → класс → отдел

3) вид → род → класс → порядок → отдел → семейство

4) вид → класс → отдел → порядок → род → семейство12. Растения, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, относят к семейству

1) розоцветных 3) капустных

2) бобовых 4) лилейных

13. По каким признакам моховидные отличаются от других растений?

1) размножаются спорами

2) имеют листья, стебель, ризоиды

3) в процессе развития происходит чередование поколений

4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза14. Соцветие сложный колос характерно для большинства растений семейства

1) лилейных 3) злаков

2) сложноцветных 4) пасленовых15. Все растения от водорослей до покрытосеменных имеют

1) клеточное строение 3) стебель с листьями

2) ткани 4) проводящую систему16. Вымирание большинства древних папоротников произошло в результате

1) их поедания животными

2) чрезмерного использования папоротников человеком

3) понижения температуры и влажности воздуха

4) повышения температуры и влажности воздуха

17. Растения, у которых две семядоли в семени, стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, относят к отделу

1) голосеменных, классу хвойных

2) голосеменных, классу саговниковых

3) покрытосеменных, классу однодольных

4) покрытосемнных, классу двудольных18. Морскую капусту (ламинарию) относят к

1) многоклеточным водорослям

2) одноклеточным водорослям

3) колониальным золотистым водорослям

4) псилофитам

19. Почему хламидомонаду и улотрикс относят к водорослям?

1) они обитают в водной среде

2) в их клетках содержатся хлоропласты и происходит фотосинтез

3) их тело состоит из одинаковых клеток и не имеет тканей и органов

4) в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют со средой обитания20. У сосны отсутствуют

1) плоды 3) пыльцевые зерна

2) семена 4) семязачатки21. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как они

1) не имеют корней

2) не имеют хлоропластов

3) образуют органические вещества из неорганических

4) имеют воздухоносные клетки22. Покрытосеменные растения объединяют в семейства на основе

1) строения корневой системы

2) жилкования листьев

3) строения цветка и плода

4) внутреннего строения стебля23. Самую низкую ступень в эволюции растительного мира занимают

1) одноклеточные водоросли 3) голосеменные

2) псилофиты 4) мхи24. Отличие двудольных растений от однодольных состоит в том, что они имеют

1) одну семядолю в семени, мочковатую корневую систему, листья с параллельным жилкованием

2) две семядоли в семени, стержневую корневую систему, листья с сетчатым жилкованием

3) корень, побег, цветок и плоды

4) соцветие метелку, сложное строение листьев

25. Главный признак деления покрытосеменных на классы – строение

1) цветка 2) плода 3) семени 4) стебля26. Растения семейства розоцветных имеют цветки

1) напоминающие мотылька

2) трехчленного типа с простым околоцветником

3) пятичленного типа с двойным околоцветником

4) собранные в соцветие колос

27. Почему голосеменные считают более высокоорганизованными растениями, чем папоротники?

1) у них появился фотосинтез

2) у них сформировались половые клетки и половой процесс

3) они размножаются семенами

4) они размножаются спорами28. Хвощи являются биоиндикаторами, указывающими на реакцию почвы

1) кислую 3) засоленную

2) щелочную 4) нейтральную29. Появление у покрытосеменных растений цветка и плода, разнообразия тканей свидетельствует

1) о значении этого отдела растений в жизни человека

2) об усложнении растений в процессе эволюции

3) о разнообразии видов этого отдела

4) о широком их распространении на земном шаре30. Усложнение папоротников по сравнению с водорослями состоит в

1) наличии клеточного строения папоротников

2) наличии в клетках папоротников хлоропластов

3) появлении у папоротников тканей и органов

4) возникновении фотосинтеза

31. У каких водорослей наблюдается конъюгация?

1) хламидомонада 2) спирогира 3) ламинария 4) порфира

32. Что общего у водорослей и большинства высших растений?

1) размножение спорами 3) наличие хлорофилла

2) строение клетки 4) талломное строение тела

33. Какие водоросли самые глубоководные?

1) багрянки 2) бурые 3) зеленые 4) золотистые

34. Как называется зеленое растение мохообразных, развившееся из споры?

1) спорофит 2) гаметофит 3) гидатофит 4) ксерофит

35. Как называются невысокие жесткие травы с чешуевидными листьями и пропитанными кремнеземом стеблями?

1) папоротники 2) плауны 3) мхи 4) хвощи

36. Что отличает папоротниковидные от моховидных?

1) наличие побега

2) споровое размножение

3) наличие фотосинтезирующей ткани

4) наличие корня и тканей (проводящей, механической, покровной)

37. Как называется орган моховидных растений, развивающийся после оплодотворения из зиготы?

1) гаметофит 2) спорофит 3) ксерофит 4) гидатофит

38. Среди представителей какого отдела отсутствуют травянистые растения?

1) покрытосеменные 3) моховидные

2) голосеменные 4) папоротниковидные

39. Как называется хвойное листопадное растение с мягкими хвоинками, собранными пучками?

1) ель 3) пихта

2) лиственница 4) можжевельник

40. Где находятся семена у цветковых растений?

1) в коробочке 3) в плодах

2) в спорангиях 4) на чешуе шишки

41. К какой группе растений относится можжевельник?

1) хвойные 3) плауновидные

2) цветковые 4) хвощевидные

42. Что отличает однодольные растения от двудольных?

1) запасные вещества находятся в эндосперме

2) травянистая жизненная форма

3) влагалищное основание листа

4) зародыш с одной семядолей

43. У каких растений опыление происходит только ветром?

1) папоротниковидные 3) покрытосеменные

2) моховидные 4) голосеменные

44. К какому семейству относится малина?

1) пасленовые 3) мотыльковые

2) розоцветные 4) крестоцветные

45. Какой плод у растений семейства мотыльковых?

1) стручок 2) боб 3) коробочка 4) семянка

46. Плод какого растения является ягодой?

1) картофеля 2) фасоли 3) лопуха 4) петунии47. Назовите лекарственное растение семейства сложноцветных

1) шиповник 2) белена 3) солодка 4) календула

48. Представителем какого семейства является томат?

1) мотыльковые 3) крестоцветные

2) сложноцветные 4) пасленовые

49. Как называется плод у растений семейства крестоцветных?

1) ягода 2) коробочка 3) стручок 4) семянка

50. Что является исключительной особенностью растений семейства сложноцветных?

1) наличие двойного околоцветника

2) повсеместное распространение

3) большая численность видов

4) мелкие цветки, собранные в соцветия – корзинки51. Назовите культурное растение семейства мотыльковых

1) картофель 2) томат 3) соя 4) подсолнечник

52. Какая наиболее распространенная в России жизненная форма однодольных растений?

1) деревья 3) кустарнички

2) кустарники 4) травы

53. Какое растение относится к злакам?

1) чеснок 2) лук репчатый 3) бамбук 4) лилия

54. Как называются однодольные растения с яркими крупными цветками и плодами – коробочками или ягодами?

1) луковые 3) мятликовые

2) лилейные 4) злаки

55. Как называется однодольное растение, живущее в кронах деревьев, как эпифит?

1) тюльпан 2) аир 3) орхидея 4) овес56. Листья папоротника называются

1) вайи 2) сорусы 3) стробилы 4) конидии57. Споры у мхов созревают в

1) сорусах на нижней стороне листа 2) коробочках

3) шишках 4) спороносных колосках

58. Низшие растения в отличие от высших

1) способны к фотосинтезу 2) состоят из одной клетки

3) имеют корень, стебель и листья 4) не имеют органов и тканей59. Из перечисленных групп растений наибольшей является

1) отдел 2) семейство 3) класс 4) род60. Низшими растениями являются

1) мхи 3) водоросли

2) плауны 4) папоротники61. К низшим растениям относят

1) ламинария 3) мох сфагнум

2) мухомор 4) папоротник62. В отличие от водорослей мхи

1) являются многоклеточными организмами

2) не нуждаются в воде при размножении

3) имеют ткани и органы

4) размножаются семенами63. К голосеменным растениям относят

1) сосну, ель, березу

2) осину, кедр, пихту

3) секвойю, кипарис, можжевельник

4) тисс, иву, магнолию64. Главный корень развивается у растений

1) двулетних 3) двудольных

2) однолетних 4) однодольных65. У двудольных растений корневая система

1) стержневая 3) главная

2) мочковатая 4) придаточная66. Жилкование листьев у двудольных растений

1) параллельное и перистое 3) перистое и пальчатое

2) дуговое и параллельное 4) дуговое и сетчатое67. Жилкование листьев у однодольных растений

1) параллельное и перистое 3) перистое и пальчатое

2) дуговое и параллельное 4) дуговое и сетчатое68. Картофель является представителем семейства

1) бобовых 3) пасленовых

2) сложноцветных 4) крестоцветных

69. Формула цветка *О3+3Т3+3П1 – признак семейства

1) розоцветные 2) лилейные 3) злаки 4) пасленовыеЧасть В.

1. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наибольшей.

А) Белена

Б) Белена чёрная

В) Двудольные

Г) Паслёновые

Д) Покрытосеменные2. Растения семейства капустных (крестоцветных) можно узнать по следующим признакам:

1) цветок четырехчленного типа

2) соцветие кисть

3) цветок пятичленного типа

4) соцветие корзинка

5) плод стручок или стручочек

6) плод боб3. Установите последовательность групп растений в порядке их усложнения в процессе эволюции

А) Голосеменные

Б) Водоросли

В) Псилофиты

Г) Покрытосеменные

Д) Папоротники4. Установите соответствие между характеристикой растения и семейством, к которому оно принадлежит

ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВО

А) число частей цветка кратно пяти 1) Крестоцветные

Б) органы большинства растений содержат ядовитые вещества 2) Пасленовые

В) плоды – ягода или коробочка

Г) чашелистики и лепестки расположены взаимно перпендикулярно

Д) плоды – стручки или стручочки 5. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого он характерен

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ

А) листостебельные растения, не имеющие корней 1) Моховидные

Б) имеют хорошо развитую проводящую систему 2) Папоротниковидные

В) некоторые растения содержат водоносные клетки, в которых запасается вода

Г) недоразвита проводящая система, поэтому рост растения ограничен

Д) половое поколение (гаметофит) преобладает над бесполым (спорофитом)

Е) спорофит преобладает над гаметофитом 6. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наименьшей.

А) Редька

Б) Крестоцветные

В) Двудольные

Г) Редька дикая

Д) Покрытосеменные7. Растения семейства Розоцветных отличаются от растений семейства капустных (крестоцветных) наличием

1) цветка пятичленного типа с двойным околоцветником

2) цветка четырехчленного типа с двойным околоцветником

3) плода – яблока, ягоды, костянки

4) плода – стручка или стручочка

5) разнообразных листьев: сложных, простых

6) нижних листьев, образующих прикорневую розетку8. Папоротники относят к царству Растений, так как

1) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

2) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород

3) их клетки содержат хлоропласты

4) их клетки содержат цитоплазму

5) выполняют роль консументов в экосистеме

6) клеточная стенка состоит из целлюлозы9. К однодольным растениям относятся

1) рожь

2) яблоня

3) рис

4) подсолнечник

5) чеснок

6) картофель10. Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения.

А) развитие заростка

Б) оплодотворение

В) развитие спорофита

Г) образование архегониев и антеридиев

Д) образование спорангиев

Е) прорастание споры11. Соотнесите признаки растений с их представителями.

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

А) корней нет 1) кукушкин лен

Б) мохообразное 2) рожь

В) покрытосеменное

Г) размножается спорами

Д) размножение семенное

Е) однодольное растение12. Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

А) в почве закрепляются ризоидами 1) мхи

Б) в цикле развития преобладает спорофит (бесполое поколение) 2) папоротники

В) споры образуются в коробочках

Г) споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев

Д) из споры развивается заросток

Е) из споры развивается зеленая нить13. Найдите соответствие между семействами Покрытосеменных и их представителями

А) малина 1) злаки

Б) акация 2) бобовые

В) слива 3) розоцветные

Г) тростник

Д) лапчатка

Е) бамбук 14. Найдите соответствие между семействами Покрытосеменных и их представителями

А) шиповник 1) розоцветные

Б) дурман 2) сложноцветные

В) василек 3) пасленовые

Г) белладонна

Д) астра

Е) хризантема

15. Установите последовательность, в которой происходит развитие папоротника, начиная со споры

А) зигота

Б) спорофит

В) спора

Г) оплодотворение

Д) гаметофит

Е) образование гамет16. Многоклеточной водорослью является

А) хламидомонада Б) хлорелла

В) спирогира Г) вольвокс

Д) кладофора Е) ламинария17. Установите последовательность этапов в цикле развития кукушкина льна, начиная с появления листостебельного растения мха:

А) прорастание спор с образованием тонких нитей

Б) оплодотворение с образованием зиготы

В) листостебельное растение с архегониями и антеридиями

Г) созревание спор

Д) созревание яйцеклеток и сперматозоидов

Е) развитие коробочки на верхушке женского растения18. Установите соответствие между признаком и царством живых организмов

ПРИЗНАК ЦАРСТВО

А) гетеротрофный тип питания 1) Растения

Б) наличие целлюлозы в клеточной стенке 2) Животные

В) способность к фотосинтезу

Г) автотрофный тип питания

Д) способность к росту в течение всей жизни

Е) отсутствие клеточной стенки19. В растительной клетке в отличие от животной имеются

1) хромосомы

2) целлюлозная клеточная стенка

3) запасающий углевод – крахмал

4) ядерная мембрана

5) хлоропласты

6) запасающий углевод – гликоген20. К двудольным растениям относятся

1) тюльпан 4) береза

2) роза 5) гиацинт

3) горох 6) лилия21. Установите соответствие между признаком растений и отделами Покрытосеменные и Папоротникообразные.ПРИЗНАК ОТДЕЛ

А) размножаются семенами 1) Покрытосеменные

Б) для размножения необходима вода 2) Папоротникообразные

В) двойное оплодотворение

Г) наличие цветка

Д) размножаются спорами

Е) опыляются насекомымиперейти в каталог файлов

uhimik.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта