Практическая работа «Изготовление и рассматривание микропрепарата кожицы лука». Микроскоп для растений
Микроскоп - прибор для изучения растений
Микроскоп учебный "Натуралист" позволяет исследовать прозрачные и непрозрачные препараты в проходящем и отраженном свете. Это обеспечивается двумя светодиодными источниками света (верхним и нижним), которые питаются от адаптера переменного тока или же от батарей типа AA.
Микроскоп может давать увеличение до 800х крат, а этого более чем достаточно для школьных уроков по ботанике или биологии. У микроскопа имеется револьверное устройство на три объектива - 4х, 10х, 40х, сменные окуляры дают увеличение в 10х и20х крат. Предусмотрен и механизм плавной фокусировки, что существенно облегчает работу с препаратами и меньше дает усталость глаз. Кроме того, при выборе предметных стекол для препарата нужно учитывать, что при работе с объективами с небольшим увеличением – до 10х, рабочее расстояние достаточно большое (более 0,5 мм), а при использовании объективов свыше 20х, рабочее расстояние резко уменьшается и составляет менее 0,5 мм. Следовательно, чем меньше рабочее расстояние микроскопа, тем тоньше должно быть предметное стекло препарата.
Что же касается предметных стекол с препаратами, то они в набор не входят, но их можно заказать отдельно. Например Микропрепараты из 5 образцов и предметных стекол.
Например, в набор для опытов с микроскопом входят предметные стекла и флаконы для приготовления препаратов с дрожжами, морскими рачками, смолой, морской солью, а также образцы с лапками мухи, кожура репчатого лука, срез сосны, стебель хлопка.
Также, для школьников будет познавателен набор микропрепаратов Микромед №90, в который входит более 70 готовых образцов тканей человеческого организма, животных и растений. Есть и более простые наборы, предназначенные для уроков по ботанике. В них входит 5 образцов – кожура лука, сосновая иголка, крылышко бабочки, крылышко стрекозы, стебель двудольного растения.
Создание препаратов
Как мы уже говорили, в микроскопы можно смотреть прозрачные и непрозрачные объекты (если микроскоп оборудован верхней подсветкой, либо при наличии яркого внешнего освещения). Однако маленькое рабочее расстояние объективов большой кратности делает невозможным исследование ряда объектов в отраженном свете, и поэтому для исследований большинства образцов необходимо готовить специальные микропрепараты.
Подбираем окуляры к микроскопу
Какое-то время назад Вы стали счастливым обладателем микроскопа и теперь желаете увеличить его возможности? Если это так, то для расширения возможностей ваших исследований можно дополнительно приобрести окуляры, объективы, осветители, бинокулярные насадки, специальные камеры-окуляры для вывода изображений на ПК и иные аксессуары к микроскопу.
micromed.pro
Выбираем микроскоп для детей и растим гениев
У каждого ребенка наступает период, когда ему становится интересен весь окружающий мир. В этот самый момент появляется поток вопросов «что», «зачем», «как» и «почему». Умный родитель всегда постарается не отбить у ребенка желание развиваться, а наоборот, помочь и направить в нужное русло эту тягу к знаниям. Очень полезным приспособлением для детского развития является микроскоп.
Что такое микроскоп для детей?
Детский микроскоп — это увеличительный прибор, отличающийся от взрослого только кратностью увеличения. Современный микроскоп для детей также как и для взрослых состоит из объектива, увеличительной линзы, тубуса, штатива, окуляра, предметного столика, отражающего зеркала и предметных и покровных стекол. С помощью микроскопа можно увидеть и рассмотреть состав самых маленьких предметов. Хороший микроскоп для ребенка, открывает целый микромир, невидимый нашему глазу.
Виды и типы микроскопов для детей: изучаем ассортимент
Детские микроскопы — это действительно оптический прибор, который мало чем отличается от настоящего биологического микроскопа. Различают такие типы детских микроскопов:
- Электронный микроскоп — оснащен электростатическими и магнитными линзами, что заменяет световую подсветку. Электронный микроскоп дает более мощное увеличение, нежели в простых оптических приборах.
- Цифровой микроскоп — один из самых современных микроскопов. В процессе работы микроскоп комбинируют с видеокамерой и компьютером (через usb шнур), благодаря этим технологиям маленькому исследователю дается возможность более тщательно изучать предмет.
- Монокулярный микроскоп — этот микроскоп многим нам известен как микроскоп школьный. Данный микроскоп имеет один окуляр (10—20 кратный), увеличение микроскопа зависит от кратности и увеличения объектива. Если кратность окуляра составляет 20 крат, а увеличение 40, то в итоге мы получим микроскоп, увеличивающий на 800 крат.
- Стереоскопический микроскоп — еще носит название бинокулярный. Хорошо подходит для начинающих исследователей. Увеличение стереомикроскопа небольшое — до 100 крат, тем не менее он имеет два окуляра, которые благодаря их расположению под углом друг к другу дают стереоизображение. Эти микроскопы не требуют яркого освещения зачастую в них встроенную подсветку, а также они равномерно нагружают оба глаза, что подходит для неокрепших детских зрачков.
- Биологический микроскоп — представляет собой микроскоп, который дает плоское изображение и будет интересен ребенку углубляющемуся в научные исследования С точки зрения качества, то детский биологический микроскоп не сравнится со взрослым, но он позволит более глубоко изучать состав и движение клеток. Биологически микроскопы зачастую имеют дополнительные аксессуары, то есть они имеют свойства цифровых и электронных микроскопов.
- Учебный микроскоп — ориентирован на школьный возраст, такой микроскоп позволяет проводить различные биологические опыты. Учебный микроскоп практически ничем не отличается от монокулярного микроскопа.Карманный микроскоп — это микроскоп маленьких размеров, он имеет небольшое увеличение. Такой микроскоп можно носить с собой и воочию рассматривать растения и животный мир.
- Игрушечный микроскоп — это прибор для самых маленьких, он обладает небольшим увеличением и требует хорошего освещения. В комплекте с игрушечным микроскопом обычно идут некоторые образцы, которые малыш сразу может изучать.
Нужен ли микроскоп вашему ребенку?
Занятия с микроскопом развивают любознательность, заинтересовывают ребенка в развитии живой и неживой природы, а также позволяет логически мыслить, проявлять усидчивость, наблюдательность и стремление добиться результата. В микроскоп можно изучать срезы растений, пыльцу, бумагу, крошки, насекомых. Более серьезные модели позволяют рассматривать ткани, клетки, жидкость и микроорганизмы.
Важно!!! Родителям следует знать что начинать лучше с малого, а это значит, лучший микроскоп для ребенка, необязательно будет самым дорогим и навороченным, порою минимальных функций в простом микроскопе вполне достаточно для школьной программы.
C какого возраста ребенку можно пользоваться микроскопом?
Если ребенок дошкольник — то серьезную модель ему покупать не стоит, можно обойтись микроскопом для начинающих, обладающим 40-кратным увеличением. Микроскопы рассчитаны для детей от 5 лет, обычно они очень яркие и красочные, а также имеют простую форму и конструкцию.
Важно! Детям до 5 лет, не советуют приобретать микроскопы, так как эти приборы все же хрупкие и содержат множество деталей, хорошей альтернативой для такого возраста является увеличительный детский бинокль.
Ребенку постарше можно приобретать микроскоп с большим увеличением и даже цифровые модели. Микроскоп для детей 10 лет имеет большие возможности для экспериментов, они оснащаются подсветкой, цветными фильтрам и множеством других аксессуаров. Недостатком таких приборов является качество изображения — более сложные предметы четко можно увидеть только в определенных моделях, которые соответственно имеют большую цену, но для школьной программы бюджетные модели вполне подойдут.
Как правильно выбрать микроскоп для вашего ребенка?
Основные параметры, на которые следует обратить внимание при покупке:
- Материал линз — если линзы пластиковые, то они могут быстро поцарапаться и изображение не будет четким.
- Линзы окуляра и объектива должны быть из стекла.
- Увеличение объектива — маленькое увеличение не дает четкого изображения.
- Вид подсветки — подсветка, осуществляемая лампочкой накаливания значительно уступает светодиодной подсветке, она не нагревается и имеет более натуральный свет. Зеркальце для подсветки должно быть хорошо зафиксировано и иметь изогнутую форму, это предотвратит оцарапывание.
- Лучше предпочесть микроскоп, в котором штатив и тубус изготовлен из металла.
- Особое внимание нужно обратить на количество дополнительных приспособлений и аксессуаров, их прочность удобность, функциональность и условия хранения.
- Любая модель микроскопа должна иметь инструкцию и сертификат качества.
Важно! Для соблюдения безопасности детей младших возрастов, лучше приобретать микроскоп с конструкцией из пластиковых деталей. Модели со стеклянными линзами и стеклами предназначены для детей школьного возраста.
Как пользоваться микроскопом ребенку: инструкция по применению
О том, как пользоваться и ухаживать за микроскопом должен знать каждый взрослый. Микроскоп очень серьезный оптический прибор, поэтому подготовительный процесс должен мониториться или выполняться взрослым:
- Рабочее место ребенка должно быть подготовлено для расположения микроскопа и материалов, необходимое рабочее место — чистое просторное и хорошо освещено (для этого можно использовать лампу или расположиться возле окна).
- Предоставьте ребенку баночки и коробочки, в которых он может разложить свой инвентарь.
- Перед изучением нужно подготовить все что понадобится: предметные стекла, пинцет, иглы, а также воду, спирт, йод и прочее необходимое.
- Важно объяснять ребенку технику безопасности.
- Следует объяснить и показать малышу, как и для чего предназначены винты настройки резкости и увеличения. При необходимости перед работой взрослый может настроить прибор на нужную частоту.
- За работой ребенка с острыми предметами (иглами, предметными стеклами), следует наблюдать. Хрупкие детали легко могут поранить ребенка.
Как ухаживать за микроскопом, эту истину ребенку должен донести и помочь взрослый. Все детали, реактивы и предметы должны иметь свое место, это могут быть разнообразные баночки и коробочки. Для ухода за линзами и отходами, как правило, в комплекте с микроскопом идут специализированные салфетки. Как и чем удалять всяческие масла и реактивы, должно быть, указано в инструкции.
Что можно увидеть в микроскоп?
Буквально все. Ребенок может изучать срезы растений, пыльцу, бумагу, волос, различные цвета, жидкости. Более сложные опыты по изучению реакций и рассмотрению микробов проводятся специализированными учебными микроскопами. Во всех этих исследовательских процессах должен помочь взрослый — произвести срез, набрать и капнуть жидкость, помочь взять пинцетом деталь.
Дополнительные аксессуары для детского микроскопа
Часто в набор с микроскопом для детей входят дополнительные аксессуары:
- Слайды для микроскопа — это специализированная пленочка,идущая в комплекте, на которой через объектив можно рассмотреть уже готовые процессы (состав, структура) клеток и т.д
- Набор для опытов — в зависимости от модели микроскопа в такой набор могут входить: пинцет, игла, скальпель для срезов, предметные и покровные стекла, специализированные реактивы и масла (масло иммерсионное — предназначено для уменьшения потери света при преломлении и отражении).
Модели микроскопов для ребенка
Наиболее популярны такие модели и бренды микроскопов:Микроскоп Levenhuk 3S NG — биологический микроскоп, кратность увеличения 200, конструкция монокулярная, подсветка осуществляется снизу от плоско-вогнутого зеркальца, в комплект в ходит 1 окуляр, набор покровных и предметных стекол, зеркальце, набор дополнительных принадлежностей, набор готовых микроперпаратов.Микроскоп Микромед С-13, монокулярный микроскоп, имеющий цифровой выход,увеличение 40-800 крат, источник света — зеркало. Данный микроскоп позволяет изучать мазки и срезы. Предназначен для наблюдения препаратов в проходящем свете по методу светового поля. Конструкция очень прочная и устойчивая.
Микроскопы для детей: отзывы родителей
Юдин Семен Сергеевич 33года (г. Пенза), микроскоп «Edu-Toys» с тремя оптическими наводителями 100х300х600. Внизу есть лампочка, работающая от 2 пальчиковых батареек . Могу сразу сказать, не рассчитывайте обнаружить бактерии в слюне и т. д. Это же таки микроскоп-игрушка. Мы рассматривали некоторую еду, плесень, грязь, разную ткань, дерево и даже слюну. Сам микроскоп маловат и не очень удобный, лучше брать такую модель для ознакомления.Стапанова Алеся Игоревна 30 лет (г. Саратов), дарили ребенку на ДР на 8 лет, BRESSER Junior . Я считаю-чисто детский ,там входит набор стеклышек и для срезов и чистых для материала. Сыну было поначалу интересно, сейчас иногда играет ,но в основном рассматривает под ним жучков-паучков всяких, тянет с улицы траву, насекомых.Вышко Алина Васильевна 35 лет (г. Могилев), брали микроскоп Bresser Junior, вполне нормальный для ребенка школьного возраста приближает до 1200 крат, можно рассмотреть бактерии, корпус литой металлический с пластиковыми вставками, ребенку очень нравится.Горских Кристина Владимировна (г. Тольятти), брали сыну 9 лет, остались очень довольны, увеличивает на 900 крат, имеет металлическое основание, подсветку, зеркала, три объектива в комплекте идет дополнительный набор приборов. Для такого возраста самое то.Яковчук Диана Анатольевна 22 года (г. Иваново), купили дочери биологический микроскоп Bresser , он прям как взрослый, увеличивает на 1280 крат, удобен в настройке, очень много дополнительных приборов, в комплекте идет набор по уходу и хранению реактивов.Мирошничук Сергей Александрович 28 лет (г. Краснодар), моему ребенку 10 лет, подарили ему цифровой микроскоп SIGETA , имеет встроенную камеру, делает снимки, максимальное увеличение 640 крат, металлический корпус, оптика вся из стекла, тубус вращается, хорошая подсветка и фокусировка, он хоть и довольно дорогой но стоит своих денег.
klubmama.ru
лупа, микроскоп. Предназначение и устройство увеличительных приборов
Люди издревле пытались понять, как устроен окружающий их мир. Проводили исследования, заглядывали внутрь живых существ и делали выводы. Так копился теоретический материал, который стал основой для многих наук.
Методы, которые они использовали, сводились в основном к наблюдению и эксперименту. Однако довольно быстро стало очевидно, что копилка знаний останется наполненной лишь наполовину, если не придумать какие-нибудь более сложные, технически совершенные устройства. Такие, которые позволят заглядывать внутрь, вскрывать глубинные механизмы и рассматривать особенности устройства разных предметов и живых существ.
Методы изучения в биологии
К основным можно отнести следующие:
- Исторический метод.
- Описание.
- Наблюдение.
- Сравнение.
- Эксперимент.
Большая часть из них требует вмешательства новых технических устройств, которые бы позволили получать картинку в увеличенном многократно размере. То есть, проще говоря, следует использовать разные увеличительные приборы. Именно поэтому необходимость их конструирования была очевидна.
Ведь только так люди смогли понять, как происходят процессы жизнедеятельности таких крошечных существ, как простейшие и бактерии, микроскопические грибы, лишайники и прочие живые организмы.
Современные разновидности приборов
Среди разнообразия технических конструкций увеличительные приборы занимают особое место. Ведь без них дойти до истины и доказать ту или иную теорию сложно, особенно когда речь идет о микромире.
Современные технологии предлагают следующие разновидности подобных устройств:
1. Лупы. Строение увеличительных приборов такого типа достаточно простое, поэтому среди аналоговых по действию они появились первыми.
2. Микроскопы. Сегодня можно выделить несколько разновидностей:
- оптический или световой;
- электронный;
- лазерный;
- рентгеновский;
- сканирующий зондовый;
- дифференциальный интерферонно-контрастный.
Каждый находит широкое применение не только в биологических науках, но и в химии, физике, космических исследованиях, генной инженерии, молекулярной генетике и так далее.
История развития увеличительных приборов
Конечно, такое шикарное разнообразие и совершенство подобных устройств пришло не сразу. Наиболее сложные конструкции, позволяющие вмешиваться даже в волновые и корпускулярные процессы, появились только в XX-XXI веках.
История же появления и развития приборов для увеличения уходит своими корнями в глубину веков. Так, если говорить о лупах, то раскопки показали, что первые подобные устройства имелись у египтян задолго до нашей эры. Они были выполнены из горного хрусталя и так искусно заточены, что давали увеличение до 1500 раз!
Позже стали изготавливать стеклянные линзы и через них рассматривать интересующие микроскопические предметы. Так продолжалось до XVI века. Затем великий исследователь Галилео Галилей сконструировал свою первую трубу, которая при раскладывании напоминала микроскоп и давала увеличение практически в 300 раз. Это и был прародитель современного микроскопа.
Еще позже, во второй половине XVII века, ученый Торе мастерил небольшие округлые лупы. Они позволяли рассматривать уже при 1500-кратном увеличении. Большим прорывом в развитии микроскопии стали приборы, сконструированные Антони ван Левенгуком. Он выпускал партии микроскопов, которые давали достаточное увеличение, чтобы можно было рассмотреть клеточное строение и мир микроорганизмов.
С тех самых пор увеличительные приборы (лупа, микроскоп) стали неотъемлемой частью практически во всех видах исследований, как в биологических, так и в других науках. Современное же разнообразие технических устройств обязано своим существованием людям с такими именами, как:
- Л. И. Мандельштам.
- Д. С. Рождественский.
- Эрнст Аббе.
- Р. Рихтер и другие.
Строение увеличительных приборов: лупа
Из чего же состоят эти устройства и как работают? Увеличительные приборы - лупа, микроскоп - в своей основе имеют, в принципе, одинаковое строение. Действие основано на применении специальных стекол - линз.
Увеличительный прибор лупа представляет собой выпуклую линзу, которая обрамлена в специальную наружную рамку - оправу. Сама линза - это специальное оптическое стекло, имеющее двустороннюю выпуклость. Оправа может быть любая:
- металлическая;
- пластиковая;
- резиновая.
Такие увеличительные приборы, как лупы, позволяют получать изображения в 25-кратном размере. Конечно, существуют разные по данному показателю устройства. Какие-то лупы дают увеличение в 2 раза, а более модернизированные и совершенные - даже в 30.
Какие бывают лупы?
Основное место использования лупы - урок биологии. Увеличительные приборы подобного плана позволяют рассматривать мелкие структуры строения растений и животных. Использоваться могут разные варианты изделий.
- Лупа штативная - такой прибор, в котором линза закрепляется в специальной оправе на штативе для удобства использования.
- Прибор с ручкой. При таком варианте в оправу встроена небольшая удобная ручка, при помощи которой можно отрегулировать качество изображения, приближая или удаляя устройство.
- Лупа с подсветкой и встроенным компасом. Такая пригодится для полевых исследований в лесной таежной местности. Наличие диодных лампочек позволит проводить наблюдения даже в ночное время суток.
- Лупа карманного варианта, складывающая и накрывающаяся крышкой. Очень удобный вариант для постоянного ношения с собой.
Также очень распространены комбинированные варианты между перечисленными: штативная с подсветкой, карманная на шнурке или с ручкой и так далее.
Микроскоп - увеличительный прибор
Какое устройство имеет этот продмет? Сегодня на школьных занятиях используются только такие увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Со строением, работой и разновидностями первого устройства мы уже разобрались. Однако для изучения более глубинных процессов, протекающих в клетках, рассматривания бактериального состава воды и так далее, увеличительные способности лупы оказываются явно недостаточными.
В этом случае основным рабочим инструментом становится микроскоп, чаще всего обычный, световой или оптический. Рассмотрим, какие структурные части входят в его состав.
- Основа всей конструкции - штатив. Он представляет собой элемент изогнутой формы, к которому крепятся все остальные части прибора. Его широкая основа - это то, на чем держится весь микроскоп в целом и благодаря чему он устойчиво закрепляется в стоячем положении.
- Зеркальце, которое крепится к штативу с нижней части прибора. Оно необходимо для улавливания солнечного света и направления пучка на предметный столик. Закрепляется оно с двух сторон на подвижных шарнирах, что облегчает процесс настройки света.
- Предметный столик - неподвижно закрепленная на штативе конструкция, чаще всего округлой или прямоугольной формы, снабженная металлическими закрепителями. Именно на него устанавливается исследуемый микропрепарат, который с двух сторон четко фиксируется и сохраняет неподвижность.
- Зрительная трубка, которая с одной стороны заканчивается окуляром, а с другой - объективами разного увеличения. Также надежно прикреплена к штативу.
- Объективы располагаются сразу над предметным столиком и служат для фокусирования и увеличения изображения. Чаще всего их три, каждый можно переместить и закрепить в зависимости от надобности.
- Окуляр является вершиной зрительной трубки, и он предназначен непосредственно для наблюдения за объектом.
- Последняя важная часть, которую имеют все увеличительные приборы подобного рода - макро- и микровинты. Они служат для регулировки перемещения зрительной трубки с целью настраивания самого лучшего качества изображения.
Очевидно, что строение микроскопа не слишком сложно. Однако это характерно только для оптических моделей. Среднее увеличение, которое способен давать световой микроскоп, - не более 300 раз.
Если же говорить о современных конструкциях, дающих увеличение в тысячи раз, то их структура намного сложнее.
Какие бывают микроскопы и где используются?
Существуют разные типы микроскопов. Самый простой из них, световой или оптический, составляет основную массу конструкций для использования школьниками. Лупа и микроскоп - самые приемлемые увеличительные приборы. 6 класс (биология - это школьный предмет, на уроках по которому используются эти объекты) подразумевает знакомство с устройством, принципами работы данных приборов.
Однако школьникам следует дать понятие и о тех видах микроскопов, с которыми работают ученые, физики, химики, биологи, астрономы и так далее. Таких можно выделить 5 основных, они были перечислены выше. Лазерные и электронные устройства позволяют получать изображения, в сотни тысяч раз превосходящие истинные размеры. Это позволяет заглянуть внутрь даже самых мелких частиц и сделать массу открытий в разных областях науки и техники.
Приготовление препаратов для микроскопа
Урок "Устройство увеличительных приборов" - не единственный в школьном курсе изучения, который касается работы с подобными устройствами. Наряду со строением и правилами пользования, детям следует заложить основы знаний о приготовлении микропрепаратов для рассмотрения.
Для этого используют следующие элементы:
- предметное стекло;
- покровное стеклышко;
- препаровальную иглу;
- фильтровальную бумагу;
- пипетку;
- воду.
Если необходимо рассмотреть, например, кожицу лука, то следует аккуратно отпрепарировать ее иглой и в виде тонкой пленочки положить на предметное стекло. Помещать нужно в заранее сформированную при помощи пипетки каплю воды. Сверху препарат накрывается тонким покровным стеклышком и крепко прижимается. Излишки жидкости удаляются прикосновением фильтровальной бумаги. Нужно тщательно следить, чтобы под покровным стеклом не оказалось пузырьков воздуха, иначе в микроскоп будут видны только они.
Заводские препараты или фиксированные
Помимо изготовления "живых" препаратов, в школах часто используются готовые, фиксированные. Они окрашены и более информативно насыщенные, так как изготовлены по особым технологиям с высокой долей естественности. По ним можно освоить микростроение всех известных элементов строения как животных, так и растений. Кроме того, фиксированные препараты дают возможность изучить бактерии, микроскопические грибы, простейших прочих мелких существ.
Изучение увеличительных приборов в школе
Как мы уже отмечали выше, в школе обязательно изучаются увеличительные приборы. 6 класс - это начало в освоении принципа работы, основ строения приборов.
Также именно в этот период закладываются умения самостоятельно устанавливать препарат на предметный столик, улавливать свет и рассматривать изображение, добиваясь высокой четкости в настраивании. На последующих ступенях обучения дети уже уверенно используют микроскопы и лупы для самых разных исследований, так как полностью владеют техникой использования устройств.
Лабораторные работы в школе с использованием световых микроскопов
Таких на самом деле достаточно много. Каждый учитель сам решает, какие виды работ следует проводить. Ведь все зависит от количества оборудования и его работоспособности. Самыми распространенными лабораторными исследованиями, требующими использования увеличительных приборов, являются следующие:
- Изучение строения листа растения.
- Изучение процесса транспирации растений. Строение устьиц.
- Гифы плесневых грибов.
- Споры растений, их строение.
- Изучение внутреннего состава клетки и другие.
fb.ru
Микроскоп и лупа — приборы для изучения строения растений
Если разрезать корень, лист, стебель, плод или семя, то можно увидеть внутреннее строение этих органов. Внутреннее строение растений изучается с помощью различных увеличительных приборов. Микроскоп позволяет рассматривать объекты при большом увеличении. Этой же цели служат и разные лупы.
Лупа — самый простой увеличительный прибор. Главная часть ее — выпуклое стекло — линза, увеличивающая рассматриваемый объект в 2-5 раз. Некоторые лупы дают увеличение в 10-25 раз. Ручная лупа имеет ручку, другие — штативные лупы — могут быть закреплены в специальном штативе.
Микроскоп:1 — штатив; 2 — окуляр; 3 — винт; 4 — тубус; 5 — объектив; 6 — столик; 7 — рассматриваемый предмет; 8 — зеркало
Микроскоп (от греч. микро - "малый", скоп - "смотрю") - сложный прибор, дающий увеличение в десятки, сотни и даже тысячи раз. Чтобы увидеть строение рассматриваемого объекта, надо приготовить очень тонкий срез. Использование микроскопа в 1600 г. стало событием огромной важности — появилась возможность увидеть мир микроскопических организмов, не видимых ранее человеческим глазом. Нидерландский натуралист Антони ван Левенгук широко применял его для наблюдения микроскопических организмов.
Итальянский ученый-биолог и врач Марчелло Мальпиги и английский ученый-ботаник и анатом Неемия Грю независимо друг от друга с помощью микроскопа провели в 1671 г. подробное исследование внутреннего строения растений и их органов.
Для рассмотрения под микроскопом приготовляют микропрепарат изучаемого растения. Для этого делают тонкий срез маленькой части растения и помещают его на специальное стеклышко — предметное стекло. Чтобы тонкий срез не высох, его кладут в каплю воды и сверху накрывают покровным стеклом.
Для определения увеличения микроскопа нужно знать, во сколько раз увеличивают окуляр и объектив. Например, если окуляр увеличивает в 10 раз, а объектив в 6 раз, то микроскоп дает увеличение рассматриваемого объекта в 60 раз (10 нужно умножить на 6; 10 х 6 = 60). Увеличение в 60 раз называют малым увеличением, а увеличение в 200-300 раз — большим.
Благодаря микроскопу установлено, что все части растения состоят из клеток. Клетки разнообразны по форме и размерам, выполняют разные функции. Многие растения состоят из большого количества клеток, но есть растения, которые состоят только из одной клетки. И у тех и у других клетка — основная структурная (строительная) единица тела. От того, как живут клетки, зависит и жизнь растения.
Для знакомства с клетками и их изучения используют увеличительные приборы — микроскоп и различные лупы. Для рассмотрения объекта готовят микропрепарат.
blgy.ru
Какое увеличение дает микроскоп - ответы и советы профессионалов.
Вернуться к списку Задать свой вопрос
Популяризация исследований микромира в домашних условиях способствует большому притоку новичков, решивших приобщиться к этому занятию и заодно привлечь своих детей. Оставшись с прибором «один на один» многие гадают какое увеличение дает микроскоп. Кажется, что чем оно больше, тем лучше. Но это не так, ибо на практике есть пределы оптики, выше которых «не прыгнешь». Поэтому, если у вас детская модель начального уровня с оптоволокном вместо стекла, то 100-200х-это максимум, на что она способна.
Какое увеличение дает микроскоп можно легко подсчитать по простой формуле. На используемом объективе (они располагаются на револьверной головке над предметным столиком) написаны значения, обычно их три: 4х, 10х и 40х. На окуляре (вставляется в окулярную трубку, в него смотрим) также есть маркировка, например, 16х.
Тогда просто перемножим их кратности! Пример: 40*16=640 крат.
Однако, у несложной математики имеется подвох, которым часто пользуются производители микроскопов-игрушек (то есть не настоящих). Установив на хлипкие пластиковые револьверы очень тонкие по диаметру оптические элементы они добиваются, что теоретически можно получить 900х, а то и 1200х. На деле оказывается, что перед взором предстает мутное пятно, ничего не возможно рассмотреть. Неизбежно наступает разочарование и ставится жирный крест на микроскопии, как интересном и доставляющем удовольствие хобби.
Почему такое происходит? По причине неосведомленности новоиспечённых биологов. Существует термин «полезное увеличение»: оптимальное, качественное. На нем комфортнее всего рассматривать любые образцы: от микропрепаратов до твердых предметов, не пропускающих свет. Оно осуществляется без потери качества картинки, не болят и не устают глаза, не раздражает рябь и засветка. Исследователь чувствует себя комфортно, будто между ним и объектом наблюдения ничего лишнего нет. Именно это надо ставить во главе всего и четко понимать, чем грозят выходы за лимиты полезности. Разве кому-то будет приятно наблюдать инфузорию туфельку, если даже не различить привычных очертаний, которые помним из учебников?
Рекомендации будут такими: для использования подойдет любой микроскоп, который эксплуатируется в школах (ведь не просто так министерство образования позволяет их закупать!) – увеличение до 640х, это достаточно, чтобы с комфортом изучить курс биологии с 7 по 11 классы. Например, самый тоненький человеческий волос будет размером с палец среднестатистического взрослого человека. Перечень доступных для просмотра препаратов солидный: одноклеточные организмы, срезы растений (клетки), жизнь в капле воды. Если есть встроенная верхняя подсветка или настольная лампа, то к списку можно добавить металлические изделия, камни, ткани и т.д. Как вы уже поняли для этого не нужно огромное приближение (тем более бесполезное, с искажениями), а важнее всего позаботиться о том, чтобы сама техника была высококачественной. От этого зависит весь дальнейший путь по таинственным дебрям микробиологии – или вы получите удовлетворение и новые знания, или нет.
oktanta.ru
Практическая работа «Изготовление и рассматривание микропрепарата кожицы лука»
Под лупой можно рассматривать части растений непосредственно, без всякой обработки.Чтобы рассмотреть что-либо под микроскопом, нужно приготовить микропрепарат. Объект помещают на предметное стекло. Для лучшей видимости и сохранности его кладут в каплю воды и покрывают сверху очень тонким покровным стеклом. Такой препарат называют временным, после работы его можно смыть со стекла. Но можно сделать и постоянный препарат, который будет служить многие годы. Тогда объект заключают не в воду, а в специальное прозрачное смолистое вещество, которое быстро затвердевает, прочно склеивая предметное и покровное стёкла. Существуют разнообразные красители, с помощью которых окрашивают препараты. Так получают постоянные окрашенные препараты.
Что делаем. Приготовьте микроскоп к работе, настройте свет. Предметное и покровное стёкла протрите салфеткой. Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло (1).
Что делать. Возьмите луковицу. Разрежьте её вдоль и снимите наружные чешуи. С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом. Положите его в каплю воды на предметном стекле (2).
Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой (3).
Что делать. Накройте покровным стеклом (4).
Временный микропрепарат кожицы лука готов (5).
Что делаем. Приготовленный микропрепарат начните рассматривать при увеличении в 56 раз (объектив х8, окуляр х7). Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки.Что наблюдаем. На микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой (6).
Что делаем. Можно рассмотреть клетки на микроскопе при увеличении в 300 раз (объектив х20, окуляр х15).
Что наблюдаем. При большом увеличении (7) можно рассмотреть плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками — порами. Внутри клетки находится бесцветное вязкое вещество — цитоплазма (окрашена йодом).
В цитоплазме находится небольшое плотное ядро, в котором находится ядрышко. Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости — вакуоли.
Вывод: живой растительный организм состоит из клеток. Содержимое клетки представлено полужидкой прозрачной цитоплазмой, в которой находятся более плотное ядро с ядрышком. Клеточная оболочка прозрачная, плотная, упругая, не даёт цитоплазме растекаться, придаёт ей определённую форму. Некоторые участки оболочки более тонкие — это поры, через них происходит связь между клетками.Таким образом, клетка — это единица строения растения.
Презентация
.ppt
Изготовление и рассматривание микропрепарата кожицы лука
biouroki.ru
Знакомим ребенка с микромиром или чем интересен микроскоп для малыша
Купить микроскоп, сегодня не проблема. Вопрос лишь в востребованности. Однако, специалисты считают, что чем раньше родители будут пытаться заинтересовать свое чадо происходящим вокруг него, тем лучше.
Рассматривать в микроскоп можно все, что угодно. Для начала и микропрепараты не понадобятся. Малышу обязательно понравится даже то, что можно рассмотреть в процессе совсем небольшого увеличения.
Растения под микроскопом.
Для маленького человека, только начинающего познавать окружающее, открытие еще одного даже более интересного мира станет настоящей находкой. А начать наблюдения можно с простейшего – растительного мира, с которым он уже более-менее знаком. Можно собрать вместе с ребенком известные листочки, травы и т.д. Даже небольшое увеличение откроет их в совершенно новом свете. Многие растения обладают волосками. Их очень увлекательно рассматривать через микроскоп. Малыш сможет ознакомиться со строением листьев и полюбоваться их прожилками. Интересно выглядят под внимательным оком микроскопа листья мать-и-мачехи. Их можно рассматривать с каждой из сторон, так как каждая показывается абсолютно по-своему. Лучше предложить юному исследователю самостоятельно определить отличия и только потом проверить выводы с участием микроскопа. Крапива во всей красе раскроет свою жгучую защиту, которая может доставить меленьким невнимательным непоседам немало неприятностей. Небезынтересно наблюдать и за комнатными растениями, каждое из которых имеет свои загадки и неповторимую изюминку. Если есть под рукой кактус, позаимствуйте у него перу колючек и рассмотрите их под микроскопом. Совершенно в ином свете перед любопытным взглядом маленького натуралиста предстанут лепестки и пыльца. Для работы с пыльцой потребуется мягкая кисточка, чтобы переносить ее на предметное стекло. С этого образчика можно делать зарисовки, если, конечно, найдется пыльца с разных растений. Очень интересны и наблюдения за проращиваемым пшеничным зернышком. В период его роста можно ежедневно следить за происходящими изменениями.
Фрукты и овощи под микроскопом
Под микроскопом можно рассматривать мякоть овощей и фруктов. Для малыша будет очень познавательно определять отличия, рассматривать волокна, проводить параллели, руководствуясь цветом и толщиной.
Вода под микроскопом
Настоящим подарком для юного путешественника в микромир может стать домашний аквариум. Здесь обитают не только рыбки, но и много других интересностей. К примеру, на предметное стекло можно поместить налет с его стенок и накрыть покровным стеклом. Рассматривать добычу под микроскопом нужно со средним увеличением. Картина будет просто великолепной. Не менее занимательная экспозиция может получиться из воды, набранной в обычной городской луже или болотце. Из такого набора выйдет интереснейший микропрепарат. Только представьте! Перед глазами ребенка раскроется целый мир, спрятанный в капле. Множество живых существ (зоопланктон), которые двигаются и живут собственной жизнью, одноклеточные водоросли, шевелящие жгутиками, личинки водяных насекомых, а если сильно повезет, могут попасться самые интересные образчики: лягушачья икра и личинки насекомых. Кстати, эту воду можно сравнить с той, что куплена в магазине или течет из под крана. Пусть ребенок сам определит разницу, показанную микроскопом, и рассудит, почему она есть, не без родительской, конечно, помощи.
Хлебная плесень под микроскопом
Это очень интересный эксперимент. Для начала плесень нужно вырастить. Кусочек хлеба рекомендуется положить в банку с крышкой. Если в комплекте с микроскопом есть чашка Петри, то лучше поместить хлеб в нее. Подопытный образец смачивают водой и оставляют на несколько дней в теплом месте. Когда плесень вырастет, ее кусочек должен быть помещен в каплю воды. Все это кладется на предметное стекло и накрывается покровным стеклом. Также можно приготовить для рассмотрения под микроскопом дрожжи.
Микроскоп расскажет обо всем, что найдется под рукой
В доме живет кошка? Давайте изучим ее волосок. Но волосок есть и у самого исследователя! Его тоже незамедлительно следует поместить на предметное стекло. А почему не сравнить цвет и толщину волос всех домочадцев?
Наконец, очередь и за пальцем. Как же можно обделить его внимание? Кстати, рассмотрение под микроскопом этого объекта может произвести на владельца самое неизгладимое впечатление и, главное, раз и навсегда отучить от его пребывания во рту, также приучить к своевременной стрижке ногтей. Микробы, правда, при небольшом увеличении не видны, но и без них вид, особенно, у отросших ногтей жутковатый.
Далее с не меньшим достоинством под линзу микроскопа могут следовать: домашняя пыль, бумага, вата, всевозможные нити, мех игрушек, чешуя, косточки, икра, молоко, мед, соляные кристаллы, сахар, лед, крупы и многое многое другое.
Приятного и увлекательного знакомства с микромиром!
www.1microscope.ru