Мхи части растений 2 класс. Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе по системе Л.В. Занкова, построенного на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Тест по окружающему миру для 2 класса "Разнообразие растений" (цветковые, хвойные, папоротники, мхи, водоросли) УМК "Перспективная начальная школа". Мхи части растений 2 класс


Урок окружающего мира во 2 классе (ПНШ) по теме Разнообразие растений. папоротники. мхи.водоросли.

Инфоурок › Начальные классы › Презентации › Урок окружающего мира во 2 классе (ПНШ) по теме Разнообразие растений. папоротники. мхи.водоросли.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Урок по окружающему миру Тема: «Разнообразие растений. Папоротники. Мхи. Водоросли» 2 класс Программа «Перспективная начальная школа» Подготовила и провела учитель начальных классов МБОУ БГО СОШ №10 Ивановская Н.В.

2 слайд Описание слайда:

Форма проведения урока – презентация Тип урока – урок изучения нового материала. Тема урока: Разнообразие растений. Папоротники. Мхи. Водоросли. Цель урока: обогатить знания учащихся сведениями о новых группах растений (папоротники, мхи, водоросли) Задачи урока: Уточнить детские представления о Солнце и Земле. Повторить условия жизни на планете Земля. Повторить материал о лиственных и хвойных растениях. Обсудить с детьми отличительные признаки цветковых и споровых растений. Обогатить знания учащихся сведениями о новых группах растений (папоротники, мхи, водоросли) Продолжить формирование общеучебного умения – высказывать суждения по результатам сравнения( на примерах сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп) Развивать познавательный интерес к предмету путём вовлечения школьников в исследовательскую работу. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, память. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к живому. Оборудование и наглядные пособия: Для учащихся - учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы (авторы О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов – УМК «Перспективная начальная школа), ручные лупы; Для учителя - растения папоротник, мох, водоросли, салат из морской капусты; Мультимедийный проектор, экран, компьютер, диск с презентацией.

3 слайд
Описание слайда:

Привет, земляне! Я - житель планеты АгудаР. Меня зовут КотсоР. Спешу встретиться с вами на вашей планете. Требуется помощь!

4 слайд Описание слайда:

К какой звезде мне лететь? Белой Жёлтой Красной Голубой

5 слайд Описание слайда:

Отлично! Я вижу звезду под названием Солнце. Вокруг неё планеты. Какая из них ваша? Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун Плутон

6 слайд Описание слайда:

Почему на вашей планете возможна жизнь? Необходимые условия для жизни: Воздух Вода Тепло Свет

7 слайд Описание слайда:

Какая погода у вас сегодня?

8 слайд Описание слайда:

На вашей планете меня интересуют растения. Делятся ли они на группы? На какие?

9 слайд Описание слайда:

Цветковые растения Груша Шиповник Горох Цветут, дают плоды и семена Хвойные растения Ель Лиственница Можжевельник Никогда не бывает цветков и плодов, а семена развиваются в шишках.

10 слайд Описание слайда:

Я прибыл к вам с поручением. Мне необходимо найти растения, у которых никогда не бывает семян.

11 слайд Описание слайда:

Знаете ли вы растения, у которых никогда не бывает семян?

12 слайд Описание слайда:

Папоротники Растения, у которых есть корни, стебель и листья. Никогда не цветут. Размножаются спорами.

13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда:

Растения, у которых есть стебель и листья, а корней и цветков нет. Удерживаются в почве с помощью маленьких выростов стебля. Размножаются спорами.

17 слайд Описание слайда: 18 слайд
Описание слайда: 19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда:

Водоросли Растения, у которых нет корней, стеблей, листьев, цветков и плодов с семенами. Живут водоросли в морской или в пресной воде. Однако есть и такие водоросли, которые растут на земле.

21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда:

Открой тетрадь на странице 32. Выполни упражнение 44. Название группы растений Цветковые Хвойные Части растений Корень, стебель, листья, цветки, плоды с семенами Корень, стебель, листья-хвоинки, семена Папоротники Мхи Водоросли Корни, стебель, листья Стебель, листья _

25 слайд Описание слайда:

Большое спасибо, ребята! Теперь я могу лететь на свою планету и рассказать, что у вас тоже есть растения, у которых никогда не бывает семян. Вы не забыли, как они называются? Молодцы! До скорой встречи! Ваш КотсоР с планеты АгудаР.

26 слайд Описание слайда:

Домашнее задание Учебник …………………….стр. 76 – 80 Хрестоматия…………….….стр. 46 – 50 Тетрадь………………….упр. 43 стр. 31 Дополнительная информация в справочниках и энциклопедиях.

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-285252

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Урок на тему "Мхи, водоросли, папоротники" (2 класс)

Урок окружающего мира

«Мхи, водоросли, папоротники»

2 класс

Учитель Орт Г. М.

Тема урока: Мхи, водоросли, папоротники

Цель урока: 1. Формирование понятия о многообразии растений;

о делении растений на группы по особенностям их строения

(корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена).

2. Развитие умения учащихся определять границу своего знания –

незнания, основываясь на технологии развития критического

мышления.

Оборудование: 1) презентация «Многообразие растений»;

2) текст из энциклопедии;

3) таблица для работы в группах;

4) компьютер, проектор

Ход урока.

I. Вводная беседа. Актуализация знаний учащихся.

- Растительный мир огромен и разнообразен. Трудно представить себе жизнь на Земле без растений. Растения на Земле встречаются повсюду. Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной. Расскажите, какие растения живут на нашей планете? (ответы детей)

- А по каким признакам ученые разделили на группы все растения? (По особенностям строения разных групп)- Значит, вы сможете назвать особенности строения цветковых и хвойных растений? (Корень, стебель, лист, цветок, плоды и семена – у цветковых; Корень, стебель, лист, плоды и семена – у хвойных). (слайд 2-3)

II. Постановка проблемы.

- А существуют ли на Земле растения, у которых нет корней? (ответы детей).

- Отгадайте загадки:

Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,Всегда на влажной почве мой родственник растет.Он может быть зеленым или почти седым, Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним. В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда, Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода. МХИ (слайд 4)

Люблю я тоже влагу.В тени, в лесной глуши,Мои резные листья, конечно, хороши.Но я горжусь не ими!Наш очень древний родИз прошлого планеты тепло и свет несет. ПАПОРОТНИК (слайд 5)

С головой уйдя под волны, зеленеем меж камней,Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней.Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем. ВОДОРОСЛИ (слайд 6-9)

- О каких растениях загадки? Что помогло узнать эти растения? (ответы детей)

III. Работа над новым материалом.

- Познакомимся с самыми примитивными из них - с водорослями. Что же это такое? Возникает вопрос: а где же найти водоросли? (ответы детей)

- Присмотревшись повнимательнее, мы, конечно же, обнаружим их в виде скоплений тины, зеленоватого налёта на камнях и корягах, огромного количества мельчайших организмов в толще воды, окрашивающих её в зеленоватый цвет.

- Что вы можете сказать о водорослях? (ответы детей)

- Стадия Вызова

-Вы уже много знаете о водорослях, можете оценить правильность высказываний.

«Так это или не так»

- Ответьте на вопросы и поставьте

В – если считаете высказывание верным;

Н – если с высказыванием не согласны (Дети читают высказывания и ставят соответствующие буквы):

1. У водорослей нет корней, стеблей, листьев, цветов.

2. Водоросли можно встретить в воде, в воздухе и даже в почве.

3. Водоросли могут размножаться на снегу.

4. Без водорослей не приготовить мороженое.

5. В глубинах океанов много водорослей. (слайд 10)

Стадия Содержания

- Итак, давайте обсудим ваши мнения. (Организуется дискуссия, в ходе которой дети обсуждают свои мнения)

- Как нам теперь быть? Кто же прав? Как узнать? (способы поиска информации, получения знаний).

- А теперь прочитайте, пожалуйста, внимательно текст о водорослях. Дети читают текст по частям. Соотносят прочитанное со своими знаниями. Идёт оценка своих знаний и полученной информации.

Водоросли-жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зеленого цвета. Третьи похожи на длинные бурые нити. У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью. (слайд 11)

Ошибочно мнение, что водоросли живут только в воде. Очень много их в почве. Живут они и в воздушном океане (зелёную водоросль хлореллу можно найти, например, в каплях дождя). Проще сказать, где водорослей нет. Нет их в глубинах океана. Любой поток света поглощается толщей воды. На глубину 1 м проникает всего половина солнечных лучей, на глубину в 10 м – только пятая часть, на глубину в 100 м – всего 1% лучей. Около 97% объёма Мирового океана погружено в вечную тьму. (слайд 12)

Размножаются водоросли с помощью спор. В период массового размножения водорослей в 1 л воды развивается до миллиарда их клеток! Вода окрашивается яркими красками – «цветёт». Некоторые водоросли могут размножаться даже на снегу в горах или в полярных областях, придавая снегу красную или зелёную окраску. Снежные поля Гренландии порой окрашиваются водорослями то в жёлтый, то в красный, то в зелёный цвет. Быть может, именно этому Гренландия обязана своим названием (в переводе – «зелёная страна»). Бурые водоросли чаще растут на глубине 6 – 15 м, но встречаются и на глубине 100 м. Наиболее знаменито скопление бурых водорослей саргассумов посреди Атлантического океана. Это место так и называется – Саргассово море. (слайд 13)

Многие бурые водоросли имеют большое значение для человека. Более 300 лет люди добывают и используют морскую капусту (ламинарию). Бурые водоросли могут накапливать в своём организме некоторые вещества, например, йод. 1 кг водорослей вбирает в себя йод из 100 тонн морской воды! Из красных водорослей, или багрянок, получают бесцветное студенистое вещество – агар – агар. Оно применяется в косметической промышленности, где его добавляют в мази, зубные пасты, кремы для рук. Но основное применение находит в пищевой промышленности – для приготовления желе, суфле, пастилы, мармелада, мороженого. (слайд 14)

Стадия Рефлексии

- Мы уточнили свои знания, пополнили их. Что интересного вы теперь расскажете об этих интересных, особенных растениях? Что вас особенно удивило? (ответы детей)

IV. Обобщение знаний.

1. Дети заполняют таблицу. (Работа в группах) (слайд 15)

 

стебли

листья

цветы

корни

плоды и семена

цветковые

 

 

 

 

 

водоросли

 

 

 

 

 

мхи

 

 

 

 

 

папоротники

 

 

 

 

 

хвойные

 

 

 

 

 

2. Обсуждение итогов заполнения таблицы в коллективно – распределённой деятельности.

Итог урока.

- Что было самым интересным?- Что нового для себя вы узнали? Что удивило?

- На какие вопросы нужно найти ответы?

Домашнее задание: прочитать о:

1вариант – о мхах, 2 вариант – о папоротниках;

рассказать, что показалось самым удивительным.

Список использованной литературы:

  1. Энциклопедия «Растительный мир». Том 2. Москва «Аванта+», 1995. С. 205, 212, 215)

  2. 2. viki.rdf.ru/item. (презентация)

www.metod-kopilka.ru

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе по системе Л.В. Занкова, построенного на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Методическая записка  к уроку окружающего мира во 2 классе,

построенному на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

 «РАСТЕНИЯ, ГРУППЫ РАСТЕНИЙ (ВОДОРОСЛИ, МХИ, ЛИШАЙНИКИ, ПАПОРОТНИКИ)»

Технология развития критического мышления (РКМ) предполагает  личностную вовлечённость ученика в процесс учения: ученик в ней инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его любознательность поощряется. Если в традиционном обучении процесс обучения строится в основном путём трансляции учителем информации, то в современном мире главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Основным приоритетом развития образования становится его личностная направленность.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика, которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Задача учителя на этом этапе – установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания.

Третья стадия – «рефлексия»- размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г.Ривина – В.К.Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах.

Мои уроки, построенные по технологии критического мышления, доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения.

Выразить свое эмоциональное отношение к изучаемой теме на заключительном этапе (рефлексия) можно еще с помощью приема написания стихотворения по алгоритму: СИНКВЕЙНА.

Алгоритм составления синквейна

Кто? Что? Существительное

Какой? 2 прилагательных

Что делает? 3 глагола

Что автор думает Фраза из 4 слов?

Кто? Что? Существительное (синоним)

Эффективность этого приема очевидна. Он дает возможность ученикам выразить свои чувства.

Важное место в технологии критического мышления занимает исследовательская работа, которую стараюсь организовать так, чтобы дети самостоятельно вели отбор материала для своей темы, использовали дополнительную литературу, умели поэтапно выстроить свой материал, правильно определить цель, логично изложить тему.

Стараюсь активизировать интеллектуальные способности учащихся, развить навыки переработки информации, творческое мышление.

Разработка и проведение уроков в технологии развития критического мышления дает мне возможность добиваться стабильно высоких результатов обучения. Труд учителя, работающего в данной технологии, достаточно сложен, но интересен.

 

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА  ВО 2 КЛАССЕ

(система Л.В. Занкова)

РАСТЕНИЯ, ГРУППЫ РАСТЕНИЙ (ВОДОРОСЛИ, МХИ, ЛИШАЙНИКИ, ПАПОРОТНИКИ)

Цель: познакомить  учащихся с группами растений, используя методические приёмы технологии критического мышления.

Задачи:

  • расширить представление детей о разнообразии растений;
  • содействовать формированиюучебно-познавательной, коммуникативной,  информационной компетенций обучающихся: развитие умения целеполагания, анализа полученной информации, монологической речи учащихся, владения различными социальными ролями в коллективе, навыка работы в группе;
  • развивать умение доказывать, обосновывать свои ответы;
  • способствовать формированию умения выделять главное в устной и письменной речи, умения применять знания в жизненных ситуациях;
  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности.

Оборудование: таблица «Части растений», учебник, гербарий «Основные группы растений»; мультимедийное  оборудование: проектор, компьютер, экран, карточки для составления схемы, карточки для самопроверки, мультимедийная презентация.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Стадия вызова (направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемой теме, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе)

1. Актуализация опорных знаний.

Составление таблицы «Природа»   (индивидуальная работа у доски)

(у ученика карточки со словами: природа, живая, неживая, растения, животные, грибы, бактерии)

– Возможна ли жизнь животных и человека на Земле без растений? Почему? (растения образуют питательные вещества, которые нужны живым организмам, выделяют кислород и поддерживают состав воздуха, необходимый для дыхания)

- А что нужно растениям для жизни? (свет, тепло, воздух, вода, минеральные вещества – это объекты неживой природы.)

- Какой вывод можете сделать? (живая и неживая природа тесно взаимосвязаны друг с другом)

В результате обсуждения на доске появляется схема:

2. Формулирование учащимися темы, задач урока.

- Сформулируйте тему нашего урока «Группы растений». (Слайд 1)

- Что мы знаем о строении растений? (таблица)

- Царство растений очень большое, учёные насчитывают 500 000 видов. Все виды растений в зависимости от их строения обледенены в группы: водоросли, лишайники, мхи, папоротники, хвойные и цветковые. (Слайд 2)

- Сегодня мы познакомимся подробно с такими группами: мхи, лишайники, водоросли и папоротники.

- Какие задачи мы должны решить на уроке, на какие вопросы получить ответы?

(Дети высказывают свои предположения, которые записываются на доске. Самый важный из них - Что общего между водорослями, лишайниками, мхами, папоротниками?)

- Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы изучаем именно эти группы? Знаете  вы это или нет?

- А когда вы сможете ответить на этот вопрос? (после изучения ной темы)

III. Стадия осмысления (направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Работа в группах. (4 человека) (Методический приём – взаимообучение – позволяет учащимся оказаться в роли и учителя, и ученика).

- Дома вы готовили самостоятельно информацию об одной из групп, некоторые получали консультации у учителя, товарищей, родителей. Сейчас вы поделитесь полученными знаниями со своими одноклассниками. Все, кто слушает должны быть очень внимательны, если что-то не поняли, задать вопрос товарищу. После такого обучения, вы выполните проверочную работу, которая покажет, как вы сумели обучить и обучиться (рассказ «учителя» сопровождается показом растений из гербария)

- Помните, когда все расскажут свой материал, вы вместе обсудите ответ на вопрос: Что общего между водорослями, лишайниками, мхами, папоротниками?

IV. Стадия рефлексии. (соотнесение «новой информации» со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления содержания, рождение нового знания, постановка учеником новых целей обучения)

1. Самостоятельная рефлексия.

- Попробуйте вспомнить всё, что вы узнали и ответьте на вопросы, которые написаны на карточках и на слайде 3

1. Где растут водоросли?

2. Какие части растений есть у водорослей?

3. Какие два организма живут в лишайниках?

4.Каких частей растений нет у лишайников?

5. Где можно встретить лишайники?

6. Где встречаются мхи?

7. Какие части растений есть у мхов?

8. Какие части растений есть у папоротников?

9.Что общего…

2. Обобщение полученных знаний.

- Что же объединяет эти группы растений? (нет цветков, плодов семян; размножаются спорами)

- Проверим наш вывод с учебником с 139 - 140 – первый абзац.

- Можем ли мы после  получения новых  знаний расширить схему, составленную в начале урока?

 (Конечно, мы добавим изученные группы растений - водоросли, лишайники, мхи, папоротники)

     

- Как выдумаете, эта схема уже завершена?

(Учащиеся предполагают, что схему мы будем дополнять и на дальнейших уроках окружающего мира)

 3. Вопросы для самых внимательных слушателей:

- Какие знания об одной из изучаемых групп помогут вам в походе, если вы поранили руку?  (мох сфагнум – хороший перевязочный материал, который дезинфицирует рану и впитывает любую жидкость)

- О чём вам скажет отсутствие мхов и лишайников?

- Что бы вы сказали девушкам, которые пытаются найти счастье в ночь на праздник Ивана Купалы?

- Можно ли прямо сейчас увидеть представителей группы папоротников?  (В классе НЕФРОЛЕПИС, АДИАНТУМ)

4. Просмотр слайдов  по теме  урока. (слайды 4- 29)

- Что поразило или заинтересовало вас в увиденном?

5. Первичная проверка изученного материала (если позволяет обеспечение класса, можно провести индивидуальную проверку  с использованием ПК в виде кнопочной или флажковой анкеты, которые даны в  приложениях 1, 2)

Написать ответ одним словом (слайд 30)

- Эти растения часто называют тиной? (водоросли)

- Эти растения являются первопроходцами суши, у них есть стебли и листья, но нет корней (мхи)

- Растения, которые появились на планете ещё со времён динозавров (папоротники)

- Растения – загадка для ученых, в них живут в тесном переплетении гриб и водоросль (лишайники)

- Растения – долгожители, корм северных оленей (лишайник ягель)

- Древнейшие растения, которые можно встретить везде, где есть хоть капля влаги (водоросли)

- Водоросли, мхи и лишайники размножаются (спорами)       

Взаимопроверка. (слайд 30)

6. Работа в парах (по выбору учащихся)

- Расположение растений на ленте времени  (или  приложение 3 – расставить стрелки, показывающие последовательность появления данных групп растений на Земле – работа на ПК)

- Составление синквейна о наиболее понравившейся группе растений (примеры синквейнов, составленных учащимися на уроке)

Мхи

Маленькие, необычные

Растут, удивляют, размножаются спорами.

Мхи – показатели экологии.

Первопроходцы суши.

 

Лишайники

Необыкновенные, странные

Растут, очищают воздух, размножаются спорами

Лишайники - корм северных оленей

Долгожители.

 

Папоротники

Высокие, красивые

Не цветут, растут в лесу, удивляют

Папоротники  ищут на Ивана Купала

Современники динозавров

V. Подведение итогов урока.

- Смогли ли мы ответить на основной вопрос, который поставили себе в начале урока?

- Что больше всего понравилось в уроке?

- Какие вопросы вызвали затруднения?

- Что ещё хотелось бы узнать по изучаемой теме?

(высказывания детей:

- В природе столько интересного и неизвестного, хочется узнавать всё больше и больше.

- Я с нетерпением жду следующего урока окружающего мира, чтобы открыть ёще одну страничку знаний.

- Я согласна с высказыванием Дарьи Албузовой, которое мы читали на уроке литературного чтения «Природа – такая фантазёрка».

- Мне нравится учиться, мир настолько необыкновенный, что, кажется сколько бы ты ни узнавал, всегда останется какая-то тайна.)

V. Домашнее задание.

- Подготовить тонкие и толстые вопросы по изученной теме.

- По желанию – найти дополнительный материал об изучаемых группах растений.

www.informio.ru

Урок окружающего мира "Папоротники, мхи и водоросли", 2 класс ПНШ.

Тема: Папоротники, мхи и водоросли

Цель: учить группировать растения по их признакам и свойствам, работать с научной литературой.

Предметные: формировать умение различать хвойные и цветковые растения

Личностные: проявление познавательной инициативы на основе уже имеющихся знаний: соотнесения названия растения с его изображением.

Познавательные: проводить несложные наблюдения и ставить опыты. Делать выводы на основании полученных результатов.

Регулятивные: следовать инструкциям при проведении наблюдений и опытов

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание

Технология: Системно-деятельностный подход. Формирование новых знаний.

Оборудование: учебник, презентация, мультимедийная установка, образцы мха,

гербарий, лупы, карточки с таблицей.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А сейчас проверь ,дружок:

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

             Все ль внимательно глядят?

             Каждый хочет получать

             Только лишь оценку « пять»?!

Девиз урока: «Я умею думать,

я умею рассуждать,

что полезно для работы,

то и буду выполнять.»

  1. Актуализация знаний обучающихся.

– Какие виды лесов вы знаете?

– Назовите 3 дерева, которые растут в лиственном лесу.

– Назовите 3 дерева, которые растут в хвойном лесу.

– Назовите 3 дерева, у которых бывают плоды.

– Назовите 3 полевых цветка.

– Что общего между деревьями, кустарниками и травами? (Это растения.)

– Чем они отличаются?

- Дайте им характеристику.(У деревьев от корня отходит один толстый одревесневевший стебель- ствол; Кустарники имеют много тонких одревесневевших стеблей-стволиков;

У травянистых растений стебли мягкие, сочные).

Приведите примеры.

- Какую ещё классификацию растений вы знаете?(цветковые и хвойные)

Приведите примеры

  1. Постановка проблемы.

Слайд 4 с изображением 3 иллюстраций: мох, водоросли, папоротник.

- к какой группе отнести эти 3 иллюстрации?

(предположения детей)

- Сформулируйте тему урока?

- Какие мы поставим цели урока?

( Изучить новые виды растений, узнать, как они называются, будем выявлять их сходство и отличие.)

-Что для этого мы будем делать?( Думать, слушать, читать, делать выводы)

  1. Изучение нового материала.

-Рассмотрите растение на экране. Как вы думаете, как оно называется?

- Это папоротник – комнатное растение. Папоротники бывают разных видов. Давайте рассмотрим на слайде.

- На какой странице учебника мы можем прочитать о папоротниках? Откройте оглавление учебника, найдите тему нашего урока.

(стр.76-77).

-Самостоятельно прочитайте текст о папоротниках.

- Что узнали о папоротниках?

– Кто видел папоротник в лесу? Он выглядит так же, как на рисунке или иначе? (Папоротник очень редко встречается в лесу, он выглядит так же, как и на рисунке.)

– Какие части растений у него есть? (Корень, стебель, листья.)

– Кто знает поверье о папоротнике? (Кто увидит в ночь на праздник Ивана Купалы цветущий папоротник, того ждёт счастье.) Почему это называют поверьем? (Потому что папоротник никогда не цветёт.)

– Когда появились папоротники?

- Рассмотрите листок растения. Найдите коричневые бугорки на обратной стороне листа. В них находятся споры мельчайшие частички. С их помощью папоротник размножается.

Сделаем вывод:

Папоротник – это растение, у которого есть корень, стебель, листья, но нет цветов, т.е. не бывает плодов и семян.

_-Рассмотрите растения на слайде. Отгадайте загадку и узнаете, как называется это растение.

«Я - болотное растенье, конопатят мною стены»(мох).

Рассмотрите экземпляры на экране. Обсудите в группе этот образец по плану:

Слайд. 1. Предположите название

2. Где встречались с ним?

3. Есть ли части растений? Какие?

Проверка.

– Мох – тоже древнейшее растение, он встречается везде. Рассмотрите внимательно мох на рисунке (с. 78). Каких частей у мха не обнаружили? (Нет корней и цветков.)

– Где встречается мох? (В хвойном лесу, в болотистых лесах.)

– Болотистый мох является хорошим перевязочным материалом, который дезинфицирует рану и впитывает любую жидкость.

– Какая особенность мхов? (Они растут только в экологически чистых местах. При сильном загрязнении местности они погибают.)

У мхов уже есть стебель и листья, но они не имеют настоящего корня. Поэтому мхи в основном растут там, где большая влажность и можно листьями впитывать воду с растворенными в ней питательными веществами. Размножаются мхи спорами, которые образуются в специальных органах спорангиях. Цветков у них нет.

– Мхи чутко реагируют на загрязнение воздуха. При сильном загрязнении воздуха они погибают. Т.е мхи живут только там, где чистый воздух.

Сделаем вывод:

слайд 8

Мох – это растение, у которого есть стебель и листья, а корней и цветков нет. Удерживается в почве с помощью маленьких выростков стебля.

-Что изображено на слайде? (водоросли)

- К какому царству живой природы оно относиться? (растение)

- докажите, что это растение (дети не находят признаков растений)

- признаков растений нет, значит это не растение?

Физкультминутка

Игра «Мох на солнышке и при дождике»

Физминутка

Появляется название «водоросли»

Анализ слова «водоросли». От каких двух слов оно образовано?(вода и расти).

Это растения, которые растут в воде. Им в водной среде не нужны части растений.

Посмотрите на представителей этой группы

– Вы были на озере или пруду? Видели, что водоём покрыт плёнкой мельчайших водорослей? Иногда говорят, что водоём «зацвёл». Камни под водой покрываются скользким ковром водорослей. Это называется тиной.

– В водоёмах для жизни хватает места и пищи всем: и растениям, и животным, и птицам, и рыбам. Все они помогают друг другу выжить. Это как одна цепочка. Порвётся звено, исчезнет один из видов, постепенно будут исчезать и остальные.

Сделаем вывод:

Водоросли – это растения, которые чаще всего живут в воде, у них нет корней, стеблей, листьев , цветков и плодов с семенами.

5.Обобщение полученных знаний (работа в группах)

1)Заполнение таблицы

Растения

Где произрастают?

Какие имеют части?

Как размножаются?

Водоросли

Мхи

Папоротники

(при работе с таблицей используется словарик в конце учебника)

- самопроверка слайд 14

2) Помогите Маше и Мише решить спор: кто прав, кто нет.

Миша говорит, что он в интернете нашёл фотографию цветущего папоротника, а Маша говорит, что такого цветка не существует. Кто прав?

- ответы детей

Уч. с. 77 (синий фон)

- Действительно, цветов у папоротника не бывает.

3) -К каким группам относятся эти растения?

6. Рефлексия «Неоконченное предложение»

я запомнил …..

меня удивило…

мне эти знания пригодятся…

- Оцените свою работу на уроке.

7.Итог урока.

-Вспомните цель нашего урока. Удалось ли вам достичь её?

-Над чем ещё надо поработать?

Домашнее задание

Уч. с. 76-80 пересказ, ТПО стр.31-33

multiurok.ru

Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Растения

Presentation on theme: "Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Растения"— Presentation transcript:

1 Урок окружающего мира во 2 классе по теме «РастенияУрок окружающего мира во 2 классе по теме «Растения. Группы растений (водоросли, мхи, лишайники, папоротники)» (система развивающего обучения Л.В.Занкова) Учитель начальных классов Каримова Наталия Васильевна МОУ СОШ м-на Вынгапуровский г.Ноябрьск

2 Классы (группы) растенийКлассы (группы) растений

3 мхи хвойные водоросли цветковые лишайники папоротники Классы (группы)растений

4 1. Где растут водоросли? 2. Какие части растений есть у водорослей? 3. Какие два организма живут в лишайниках? 4.Каких частей растений нет у лишайников? 5. Где можно встретить лишайники? 6. Где встречаются мхи? 7. Какие части растений есть у мхов? 8. Какие части растений есть у папоротников? 9.Что общего…

5 ВОДОРОСЛИ

6

7 ДИАТОМЕИ – обширная группа одноклеточных морских и пресноводных водорослей.

8

9

10

11

12 ЛИШАЙНИКИ

13

14

15

16

17

18

19 МХИ

20

21

22

23

24

25 ПАПОРОТНИКИ

26

27

28

29

30

31 Написать ответ одним словомЭти растения часто называют тиной (водоросли) Эти растения являются первопроходцами суши, у них есть стебли и листья, но нет корней (мхи) - Растения, которые появились на планете ещё со времён динозавров (папоротники) Растения – загадка для ученых, в них живут в тесном переплетении гриб и водоросль (лишайники) - Растения – долгожители, корм северных оленей (лишайник ягель) Древнейшие растения, которые можно встретить везде, где есть хоть капля влаги Водоросли, мхи и лишайники размножаются (спорами)

slideplayer.com

Тест по окружающему миру для 2 класса "Разнообразие растений" (цветковые, хвойные, папоротники, мхи, водоросли) УМК "Перспективная начальная школа"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Конёвская средняя общеобразовательная школа

Плесецкого района, Архангельской области.

ТестЫ по Окружающему миру для 2 класса

« разноообразие растений »

( цветковые, хвойные, папоротники, мхи, водоросли)

УМК «Перспективная начальная школа»

Бодурова Елена Евгеньевна,

Учитель начальных классов.

2014 год

Тест по теме « Разнообразие растений»

Вариант -1

  1. Чем размножаются папоротники и мхи и водоросли ?____________________

  2. Чем размножаются цветковые и хвойные? ______________________________

  3. Вставь пропущенное слово:

Растения, у которых от корня отходит один одревесневший стебель – это _________________________________________________________________________

Растения, у которых много мягких и сочных стеблей – это _________________________________________________________________________

Растения, у которых никогда не бывает цветков и плодов, но есть семена, развивающиеся в шишках – это _____________________________________________

Растения, у которых много тонких одревесневших стеблей – это _________________________________________________________________________

  1. Какие растения никогда не цветут и не имеют семян?

_________________________________________________________________________

  1. Выбери правильный ответ и подчеркни его. Какое растение самое древнее на Земле?

*папоротники

*мхи

*водоросли

6) Заполни таблицу:

Растения

Отличительные признаки

Водоросли

Мхи

Папоротники

7) Напиши правила поведения на природе: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест по теме « Разнообразие растений»

Вариант -2

1 ) Вставь пропущенное слово:

Растения, у которых от корня отходит один одревесневший стебель – это _________________________________________________________________________

Растения, у которых много мягких и сочных стеблей – это _________________________________________________________________________

Растения, у которых никогда не бывает цветков и плодов, но есть семена, развивающиеся в шишках – это _____________________________________________

Растения, у которых много тонких одревесневших стеблей – это _________________________________________________________________________

2) Чем размножаются цветковые и хвойные? ______________________________

3) Чем размножаются папоротники и мхи и водоросли ?____________________

4) Напиши правила поведения на природе: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Какие растения никогда не цветут и не имеют семян?

_________________________________________________________________________

  1. Заполни таблицу:

Растения

Отличительные признаки

Водоросли

Мхи

Папоротники

7) Выбери правильный ответ и подчеркни его. Какое растение самое древнее на Земле?

*папоротники

*мхи

*водоросли

Тест по теме « Разнообразие растений»

Вариант -1

  1. Чем размножаются папоротники и мхи и водоросли ?____________________

  2. Чем размножаются цветковые и хвойные? ______________________________

  3. Вставь пропущенное слово:

Растения, у которых от корня отходит один одревесневший стебель – это _________________________________________________________________________

Растения, у которых много мягких и сочных стеблей – это _________________________________________________________________________

Растения, у которых никогда не бывает цветков и плодов, но есть семена, развивающиеся в шишках – это _____________________________________________

Растения, у которых много тонких одревесневших стеблей – это _________________________________________________________________________

  1. Какие растения никогда не цветут и не имеют семян?

_________________________________________________________________________

  1. Выбери правильный ответ и подчеркни его. Какое растение самое древнее на Земле?

*папоротники

*мхи

*водоросли

6) Заполни таблицу:

Растения

Отличительные признаки

Водоросли

Мхи

Папоротники

7) Напиши правила поведения на природе: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест по теме « Разнообразие растений»

Вариант -2

1 ) Вставь пропущенное слово:

Растения, у которых от корня отходит один одревесневший стебель – это _________________________________________________________________________

Растения, у которых много мягких и сочных стеблей – это _________________________________________________________________________

Растения, у которых никогда не бывает цветков и плодов, но есть семена, развивающиеся в шишках – это _____________________________________________

Растения, у которых много тонких одревесневших стеблей – это _________________________________________________________________________

2) Чем размножаются цветковые и хвойные? ______________________________

3) Чем размножаются папоротники и мхи и водоросли ?____________________

4) Напиши правила поведения на природе: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Какие растения никогда не цветут и не имеют семян?

_________________________________________________________________________

  1. Заполни таблицу:

Растения

Отличительные признаки

Водоросли

Мхи

Папоротники

7) Выбери правильный ответ и подчеркни его. Какое растение самое древнее на Земле?

*папоротники

*мхи

*водоросли

infourok.ru

Открытый урок по теме: "Водоросли, лишайники, мхи, папоротники"

Разделы: Начальная школа

Цель:

  • познакомить с древнейшими представителями растительного мира;
  • учить сравнивать, выделять сходства, различия;
  • совершенствовать навыки чтения, выделять главное, расширять кругозор и словарный запас учащихся.

Оборудование.

  • Плакат “Части растений”
  • Учебник “Окружающий мир”
  • Гербарий “Папоротники. Сфагнум мох. Лишайник ягель/олений мох”.
  • В.В.Петров “Растительный мир нашей Родины” (сфагнум, лишайник ягель).
  • М.Марковская “Уголок природы в детском саду” (о папоротнике).

I. Организационно - психологический момент начала урока.

Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

II. Повторение

– Скажите, ребята, что нас окружает? ...

– Как все это называется? (Окружающий мир, природа)

– Что можете сказать о природе? (Живая и неживая)

– По каким признакам мы относим предметы к живой природе?

Рождение; дыхание; питание; рост; движение; старение и умирание.

– Что необходимо для существования живой природы?

Свет, тепло, вода, воздух.

– Ученые делят всю живую природу на группы и называют их царствами. Назовите их.

Царства живой природы

растения

животные

грибы

бактерии

III. Основной этап урока.

Сегодня на уроке мы будем вести разговор о царстве растений.

– Какие растения есть в нашей местности? Что вы о них знаете? (Береза, сосна, черемуха, шиповник, подорожник) – Что общего между деревьями, кустарниками и травами? Чем они различаются? (Части растений) – Какие части можно выделить в строении растений?

Работа по таблице.

– В царстве растений ученые насчитывают около 500000 (пятисот тысяч) видов. Все эти виды растений в зависимости от их строения они объединили в классы или группы:

водоросли – лишайники – мхи – папоротники – хвойные – цветковые –

Работа по рисункам учебника стр. 128 - устно.

Учащиеся называют растение и пытаются определить, к какой группе оно относится.

– Дальнейшее изучение растений поможет вам выяснить, правы вы или нет.

– Водоросли, лишайники, мхи и папоротники очень похожи на обычные травы. Но эти растения отличаются от трав по своему строению и другим признакам. У всех представителей этих групп не бывает цветков, а значит, не может быть плодов и семян. Эти растения размножаются особыми мельчайшими образованиями спорами. Споры образуются в особых органах или на нижней стороне места (как у папоротников).

Первые растения появились в воде это водоросли. Они могут быть микроскопическими, но могут быть и очень крупными экземплярами до 20-30 метров. Водоросли не имеют корней, стеблей и листьев. Их тело состоит из слоевища, которое может иметь много выростков, напоминающих корень, стебель, листья. Но на самом деле это не органы растения. Цветков, а следовательно плодов и семян, у них тоже нет.

Тело водоросли с помощью особых образований может закрепиться на грунте, а может и совершенно свободно плавать в воде (саргассы).

Работа с учебником. Стр. 129, 2 абзац – чтение вслух. Что узнали о водорослях?

1) Древнейшее растение;

2) нет корня, стебля, листьев, цветов и плодов.

Работа с учебником. 3 абзац – чтение вслух.

– Водоем “зацвел” – что это значит? Что такое тина?

IV. Физминутка:

Дети по лесу гуляли За природой наблюдали ( ходьба) Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели. Бабочки летали, ( руки в стороны) Крыльями махал и Дружно хлопаем, Ножками мы топаем! Хорошо мы погуляли И немножечко устали!

V. Продолжение основного этапа.

– Лишайники – следующая группа.

Работа с учебником, стр. 130  – прочитать самостоятельно.

– Что узнали о лишайнике?

а) соединились гриб и водоросль; б) разные по цвету, форме; в) так же нет корня, стебля, листьев и цветков.

– Вот как он выглядит! Показ гербария.

Сообщение учащегося:

Лишайник ягель, или олений мох (Cladonia rangiferina).[1]

Это один из самых крупных наших лишайников, высота его достигает 10-15 см. Отдельное растение ягеля напоминает какое-то причудливое дерево в миниатюре - у него есть более “толстый”.ствол, поднимающийся от земли, и более тонкие извилистые “ветви”. И ствол и ветви к концам постепенно становятся тоньше и тоньше. Кончики их почти совсем сходят на нет, они не толще волоса. Если положить на чёрную бумагу рядом несколько таких растений, получается красивое белое кружево.

Ягель имеет беловатую окраску. Она обусловлена тем, что основную массу лишайника составляют тончайшие, бесцветные трубочки - гифы гриба. Но если посмотреть под микроскопом поперечный разрез главного “стебля” ягеля, мы увидим не только грибные гифы. Близ поверхности “стебля” выделяется тонкий слой из мельчайших изумрудно-зелёных шариков клеток микроскопической водоросли. Ягель, как и другие лишайники, состоит из гиф гриба и клеток водорослей.

Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания он твердеет и становится очень хрупким, легко крошится. Достаточно, малейшего прикосновения, чтобы от лишайника отломились кусочки. Эти мельчайшие обломки легко переносятся ветром и способны дать начало новым растениям. Именно с помощью таких случайных обломков в основном и размножается ягель.

Ягель, как и остальные лишайники, растёт медленно. Он увеличивается в высоту, лишь на несколько миллиметров в год, хотя размеры его достаточно большие. Из-за медленного роста ягеля одно и тоже тундровое пастбище нельзя использовать несколько лет подряд, приходится всё время переходить на новые участки. Если олени в тундре съедают ягель, на восстановление лишайникового покрова требуется довольно много времени (10-15 лет).

Ягель имеет большое народнохозяйственное значение. Он, как известно, служит одним из важнейших кормовых растений для олений в тундре. Интересно, что олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под слоем снега.

– Водоросли и лишайники растения - долгожители: они могут жить сотни, а иногда и тысячи лет. Геологи используют лишайники при определении возраста древних горных образований. Растут лишайники очень медленно: за год не более чем на 8мм. Вот на столько. Освоение растениями суши шло постепенно. После водорослей на земле появились мхи. У них уже есть стебель и листья, но они не имеют настоящего корня. Поэтому мхи в основном растут там, где большая влажность и можно листьями впитывать воду с растворенными в ней питательными веществами. Размножаются мхи спорами, которые образуются в специальных органах спорангиях. Цветков у них нет.

– Что узнали? (Нет корня и цветков).

– Мхи и лишайники чутко реагируют на загрязнение воздуха. При сильном загрязнении воздуха они погибают.

– Где растут мхи и лишайники? О чем это свидетельствует?

Показ гербария.

Сообщение учащегося.

Сфагновый мох. [1]

Сфагновый мох – удивительная живая губка. Он отличается черезвычайной влагоёмкостью и способен поглотить в 25-30 раз больше воды, чем весит сам в сухом состоянии. Если сильно сжать в руке пучок мокрого сфагнума, из него вытечет очень много воды. Такая необыкновенная влагоемкость объясняется тем, что основную массу растения составляют мельчайшие клетки-резервуары, способные легко наполняться водой. Когда вода испаряется, клетки заполняются воздухом и сфагновый мох становится очень легким, почти невесомым. Меняется при этом и его окраска из зеленоватого он становится почти белым. Сухой сфагнум состоит в основном из пустых клеток, заполненных воздухом и, поэтому представляет собой отличный теплоизоляционный материал. Многие знают, что пучки сухого сфагнового мха кладут меж бревен при постройке деревянных домов для того, чтобы в доме лучше сохранялось тепло.

Сфагновый мох имеет и ещё одно замечательное свойство. Он содержит вещества, губительно действующие на бактерии. Пучки сухого мха прикладывают к ранам в качестве перевязочного материала. Мох может с успехом заменить вату или марлю, так как хорошо впитывает выделения из раны и, кроме того, оказывает обезораживающее действие.

– Посмотрите в классе на окно. Что это за цветок? Это представитель группы папоротники.

Работа с учебником, стр. 131, учебник  – чтение вслух. Показ гербария папоротника.

– Что узнали? (Нет цветков)

- В тропических лесах высотой до 30м.

– Из него образовался каменный уголь. Вопросы стр. 132. Сообщение учащегося о комнатном растении папоротнике.[2]

VI. Итог.

– С какими группами растений познакомились на уроке?

– Что нового и интересного узнали?

– А теперь, давайте заполним нашу “Шкалу участия” в уроке.

У каждого ученика табличка, где он цветом отмечает свою “включенность” в урок. Зеленый – активная работа, желтый – хорошая работа, красный – неудовлетворенность своей работой.

VII. Домашнее задание.

1) стр. 128-132 прочитать 2) 1 вариант  – краткое сообщение о хвойных растениях; 2 вариант  – о цветковых растениях.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта