Механические ткани растений. Урок по биологии на тему "Механические и проводящие ткани растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по биологии "Механические и проводящие ткани растений". Механические ткани растений


Механические ткани растений

        арматура растений, стереометрическая система тканей, обеспечивающих прочность растений, т. е. их способность противостоять воздействию статических (например, сила тяжести) и динамических (например, порывы ветра) нагрузок. К М. т. р. относятся: Колленхима, Склеренхима, Каменистые клетки, во вторичной коре — Лубяные волокна, а в древесине — Либриформ. К М. т. р. иногда относят некоторые покровные ткани, толстостенные трахеиды, располагающиеся в поздних годичных слоях хвойных и выполняющие наряду со своей основной функцией также и механическую. Тонкостенные, нежные ткани также играют механическую роль, если находятся в состоянии Тургора; они заполняют пространство между М. т. р. и тем самым увеличивают прочность растения. Выполнение основных функций М. т. р. обеспечивается сильными утолщениями клеточных оболочек, прочной связью клеток друг с другом, большой упругостью оболочек, а также и характером распределения М. т. в растении. По упругости и прочности при растяжении М. т. р. (например, склеренхима) близки к стали, мало уступают по упругости каучуку, а по способности противостоять динамическим нагрузкам без деформаций значительно превосходят сталь. Начало систематическому изучению М. т. р. было положено нем. ботаником С. Шведенером (1874), а в России — В. Ф. Раздорским (с 1912), создавшим теорию осуществления строительно-механических принципов в строении растений. Раздорский рассматривает растение и его органы не как конструкции, статически сопротивляющиеся внешним механическим воздействиям (как полагал Шведенер), а как динамическую систему живого организма, меняющуюся в зависимости от внешних условий. Механические ткани травянистых растений образуют сетку («каркас»), часть их тяжей проходит наклонно; сплетение тканей, перегородки в узлах полых стеблей, кожица и сросшиеся с ней периферические части обеспечивают особую прочность стебля. Во вторичной коре древесных растений арматурная сетка состоит из тяжей и пластинок лубяных механических волокон и склереид. В древесине тяжи либриформа армируют основную массу сосудов и трахеид. На М. т. р. влияют условия среды, например у растений, живущих в воде, они развиты очень слабо. Мощность М. т. р. повышается с увеличением интенсивности освещения, влажности почвы, а также с понижением влажности воздуха.

        

         Лит.: Раздорский В. Ф., Анатомия растений, М., 1949; его же, Архитектоника растений, М., 1955.

         О. Н. Чистякова.

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Основные ткани. Механические ткани

Основные ткани

Большую часть тела растения составляют относительно мало специализированные основные ткани. Они занимают участки между другими постоянными тканями и присутствуют во всех вегетативных и репродуктивных органах.

Основные ткани состоят обычно из живых паренхимных клеток, разнообразных по форме: округлых, эллиптических, цилиндрических и т. д. Цитоплазма этих клеток чаще расположена постенно. Клетки обычно живые тонкостенные, с простыми порами, но иногда их оболочки утолщаются и одревесневают. В первичном теле растения паренхима основных тканей формируется из основной меристемы , располагающейся глубже протодермы . Она обычно встречается в виде сплошных масс в коровой части стеблей и корней , сердцевине стеблей , мезофилле листьев и мякоти плодов . Что же касается вторичного тела, то клетки основной ткани здесь чаще "вкраплены" среди ксилемных или флоэмных элементов и являются малоспециализированными производными камбия или феллогена .

На основе главной выполняемой функции помимо «классической» паренхимы различают несколько подгрупп основных тканей: ассимиляционную, запасающую, водоносную и воздухоносную. Кроме того, сюда же относят так называемые передаточные клетки.

В систему ассимиляционных (синтезирующих) тканей объединяют ткани, основной функцией которых является ассимиляция в узком смысле, т. е. фотосинтез. У всех растений эти ткани по общей форме их клеток относятся к паренхимным; у высших растений они обычно имеют зеленую окраску, и ассимиляционная ткань у них может быть названа зеленой паренхимой, хлорофиллоносной паренхимой или, хлоренхимой. Клетки хлоренхимы имеют целлюлозные оболочки, обычно тонкие, без выраженных пор. Протопласт расположен в постенном слое, центральная часть клетки занята крупной вакуолью. Доступ углекислоты к клеткам хлоренхимы облегчается тем, что в ней имеется система межклетников, образующих связанную систему, сообщающуюся с атмосферой.

Аэренхима (воздухоносная ткань) - ткань, с преобладающей функцией газообмена (вентиляции), имеющая крупные межклетники. Паренхимные клетки воздухоносной ткани могут иметь различные модификации и сочетания, что обуславливает характер межклетников. Аэренхима развита у растений с затрудненным газообменом.

Запасающие ткани несут функцию накопления и хранения запасов воды и пластических (органических) веществ. Ткани, запасающие воду (водоносные ткани), состоят либо из живых паренхимных клеток с тонкими целлюлозными оболочками, иногда ослизняющимися, либо из мертвых клеток - трахеид с одревесневающими оболочками

 

Задание 1

1. Рассмотреть рисунок 13. Запасающая паренхима клубня картофеля(Solanum tuberosum) и сделать обозначения.

Рис. 13. Запасающая паренхима клубня картофеля (Solanum tuberosum)

 

2.Рассмотреть рисунок 14. Аэренхима стебля рдеста (Potamogeton natans). На рисунке отметить: 1 - основная паренхима, 2 - межклетники.

 

Рис. 14. Аэренхима стебля рдеста (Potamogeton natans)

Механические ткани

Механические ткани - это ткани с ярко выраженной опорной функцией,

образуют скелет растения. Различают два основных типа механических тканей-

колленхиму и склеренхиму.

Колленхима – это опорная ткань растущих органов. Она состоит из вытянутых в длину живых клеток с тупым или несколько скошенными концами. Их оболочки неравномерно утолщены и содержат целлюлозу, гемицеллюлозу, пектин. В зависимости от характера утолщения стенок и соединения клеток между собой различают уголковую, пластинчатую и рыхлую колленхиму.

Склеренхима состоит из мертвых клеток с равномерно утолщенными и одревесневшими оболочками (исключение – волокна льна). Различают два основных типа склеренхимы – волокна и склереиды. Волокна имеют форму прозенхимных клеток, сильно вытянутых в длину и заостренных на концах. Различают лубяные волокна, входящие в состав луба (флоэмы) и древесинные (волокна либриформа), входящие в состав древесины (ксилемы). Склереидами называют склеренхимные клетки, не обладающие формой волокна, могут образовывать сплошные комплексы в скорлупе ореха, в косточке сливы или распределяться поодиночке среди других тканей, как каменистые клетки в плодах груши, хурмы.

Рис. 15. Поперечный срез через механическую ткань стебля - колленхиму:

А - рыхлая; Б - пластинчатая; В - уголковая.

1 - первичная оболочка, 2 - утолщенная оболочка, 3 - межклетник, 4 - протопласт

Задание 2

1. Изучить строение уголковой колленхимы на постоянных препаратах поперечных срезов стебля тыквы (Cucurbita pepo). Рассмотреть участок колленхимы при большом увеличении и зарисовать, отметив особенности строения.

Рис. 16. Колленхима (1) и склеренхима (2) в стебле тыквы (Cucurbita pepo)

 

2. Рассмотреть на готовом препарате поперечного среза стебля льна (Linum usitatissimum) участки склеренхимных волокон, выяснить характер расположения волокон (группа, кольцо, одиночные клетки), тип волокон (лубяные, древесные) и зарисовать несколько клеток склеренхимы, отметив полость клетки, слоистую оболочку.

Рис. 17. Лубяные волокна стебля льна (Linum usitatissimum):

А - продольный срез; Б - поперечный срез.

1 - оболочка, 2 - полость клетки.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

МЕХАНИЧЕСКИЕ ТКАНИ - это... Что такое МЕХАНИЧЕСКИЕ ТКАНИ?

 МЕХАНИЧЕСКИЕ ТКАНИ МЕХАНИЧЕСКИЕ ТКАНИ

опорные ткани растения, обеспечивающие его прочность. Обусловливают способность органов растения противостоять статическим (напр., сила тяжести) и динамическим (порывы ветра и т. п.) нагрузкам. В самых молодых участках растущих органов М. т. нет, т. к. живые клетки, будучи в состоянии тургора, способны обеспечить его упругость благодаря наличию плотной оболочки. По мере развития органа в нём появляются специализир. М. т.— колленхима и склеренхима. Первая состоит из живых клеток с неравномерно утолщёнными оболочками и образуется в стеблях и листьях двудольных растений, вторая — образованная мёртвыми клетками с равномерно утолщёнными одревесневшими оболочками — более широко распространена в растит, мире. Механическую функцию выполняют также лубяные и древесинные волокна (либриформ), а у хвойных растений — толстостенные трахеиды поздней древесины.

.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)

механи́ческие тка́ни

опорные ткани растений. Обеспечивают прочность и устойчивость растений при действии силы тяжести, порывах ветра и др. нагрузках. У небольших или водных растений форма поддерживается за счёт тонких клеточных оболочек, т.к. нагрузки невелики. Крупные наземные растения обладают опорной системой, образованной колленхимой и склеренхимой – тканями, выполняющими в теле растения роль арматуры или каркаса. Колленхима состоит из вытянутых в длину живых клеток с неравномерно утолщёнными оболочками. Эта ткань возникает в молодых, растущих стеблях и листьях и поэтому способна к растяжению. Клетки склеренхимы покрыты равномерно утолщёнными одревесневшими оболочками. После их формирования содержимое клеток (протопласт) отмирает. Сильно вытянутые клетки склеренхимы образуют волокна, придающие прочность древесине (ксилеме) и лубу (флоэме). Прочность оболочек склеренхимных клеток близка к прочности стали. В целом способность растений выдерживать огромные нагрузки и сохранять свою форму объясняется, как установили учёные, чрезвычайно эффективным (с точки зрения теории сопротивления материалов) распределением элементов механических тканей в стеблях (стволах), корнях и др. органах.

.(Источник: «Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Гл. ред. А. П. Горкин; М.: Росмэн, 2006.)

.

  • МЕХАНИКА РАЗВИТИЯ
  • МЕХАНОРЕЦЕПТОРЫ

Смотреть что такое "МЕХАНИЧЕСКИЕ ТКАНИ" в других словарях:

  • МЕХАНИЧЕСКИЕ ТКАНИ — обеспечивают прочность растений. Состоят из толстостенных клеток, часто с одревесневшими оболочками. Основные виды механических тканей: колленхима и склеренхима …   Большой Энциклопедический словарь

  • механические ткани — обеспечивают прочность растений. Состоят из толстостенных клеток, часто с одревесневшими оболочками. Основные виды механических тканей: колленхима и склеренхима. * * * МЕХАНИЧЕСКИЕ ТКАНИ МЕХАНИЧЕСКИЕ ТКАНИ, обеспечивают прочность растений.… …   Энциклопедический словарь

  • Механические ткани — (ботан.) различные по происхождению и строению ткани (известные элементы древесины и луба, колленхима, каменистые клетки), играющие в жизни растения М. роль, т. е. придающие органам растения крепость и устойчивость. См. Ткани растительные …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • механические ткани — постоянные ткани, обеспечивающие органам растения прочность, необходимую им для ориентации в пространстве и выполнения своих функций. Клетки М. т. отличаются утолщенной, а часто и одревесневшей клеточной стенкой. Представлены колленхимой и… …   Анатомия и морфология растений

  • МЕХАНИЧЕСКИЕ ТКАНИ — обеспечивают прочность р ний. Состоят из толстостенных клеток, часто с одревесневшими оболочками. Осн. виды М.т.: колленхима и склеренхима …   Естествознание. Энциклопедический словарь

  • МЕХАНИЧЕСКИЕ ТКАНИ — специализированные группы клеток растения, придающие ему прочность и способность противостоять механическим нагрузкам внешней среды и самого растения. М. т. возникают из первичной меристемы или в результате деятельности камбия и перицикла. В… …   Словарь ботанических терминов

  • Механические ткани растений —         арматура растений, стереометрическая система тканей, обеспечивающих прочность растений, т. е. их способность противостоять воздействию статических (например, сила тяжести) и динамических (например, порывы ветра) нагрузок. К М. т. р.… …   Большая советская энциклопедия

  • ТКАНИ РАСТЕНИЙ — группы или комплексы клеток, связанные общностью строения, происхождения, функций и местоположения. В соответствии с этим выделяют образовательные, покровные, основные, механические, проводящие и выделительные Т. р. Образовательные ткани, или… …   Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

  • ткани растений — ткани растений, группы или комплексы клеток, связанные общностью строения, происхождения, функций и местоположения. В соответствии с этим выделяют образовательные, покровные, основные, механические, проводящие и выделительные Т. р.… …   Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

  • ткани — системы клеток, сходные по строению, происхождению и функциям, различаются по размерам, форме и расположению. В состав ткани входят тканевая жидкость (заполняет межклеточные пространства) и находящиеся между клетками вещества, напр. соли кальция… …   Биологический энциклопедический словарь

dic.academic.ru

Урок по биологии "Механические и проводящие ткани растений"

1 – 3 мин. I. Организационный момент – 3 мин.

Приветствие, сообщение темы урока, психологический настрой на работу. Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем. «Не стыдно не знать, Стыдно не учиться»

– Как вы понимаете данное высказывание? – Вы с ним согласны? Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом. Перед вами на столах лежат цветные карточки: красная, синяя, зелёная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства. Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число. Обратите внимание на тему урока (на доске). Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ставят цель урока)

 

Вступительное слово учителя

 

 

Вопрос к классу

 

Учитель делает вывод о психологическом состоянии учащихся.

Создание проблемной ситуации.

20 – 23 мин. II. Изучение нового материала

Откройте свои учебники и прочитайте мне основные вопросы, которые нам предстоит изучить сегодня на уроке:

  • Какое строение имеет ткань, выполняющая опорную функцию у растений.
  • Как устроены ткани растений, по которым передвигаются вода и питательные вещества.

Для того чтобы Вам было легче усвоить новый материал, вспомните из ранее изученного и ответьте на мои вопросы:

  • Что такое ткань?
  • Какие ткани растений вы уже знаете?
  • Какие функции выполняют покровные ткани?
  • Как устроены устьица?
  • Какие функции они выполняют?

Каждый наблюдал, как тонкая соломина, поддерживая тяжелый колос, раскачивается на ветру, но не ломается.

  • Скажите за счет чего это происходит?

Огромное значение в жизни наземных растений играют механические ткани. А) Прочность придают растению механические ткани. Механические ткани — опорные ткани растения, обеспечивающие его прочность (медиаобъект из словаря). Они служат опорой тем органам, в которых находятся. Клетки механических тканей имеют утолщенные оболочки.

  • В каких органах растения могут находится механические ткани?

В листьях и других органах молодых растений клетки механической ткани живые. Такая ткань располагается отдельными тяжами под покровной тканью стебля и черешков листьев, окаймляет жилки листьев. Клетки живой механической ткани легко растяжимы и не мешают расти той части растения, в которой находятся. Благодаря этому органы растений действуют подобно пружинам. Они способны возвращаться в исходное состояние после снятия нагрузки. Каждый видел, как вновь поднимается трава, после того как по ней прошел человек.

  • Перечислите мне органоиды клетки, которые вы увидели на рисунке.

Опорой частям растения, рост которых завершен, также служит механическая ткань, однако зрелые клетки этой ткани мертвые. К ним относят лубяные и древесные волокна — длинные тонкие клетки, собранные в тяжи или пучки.

  • Какие органоиды присутствуют в мертвых клетках механических тканей?
  • Волокна придают прочность стеблю.
  • Скажите мне в каких частях растения можно найти короткие мертвые клетки механической ткани (их называют каменистыми)?

Образуют семенную кожуру, скорлупу орехов), косточки плодов, придают мякоти груш крупитчатый характер.

  • Посмотрите, какие интересные факты из жизни растений Вы можете прочитать в биологическом блокноте на стр. 36?

Итак, давайте подведем итог по механическим тканям:

  • Какие бывают виды механической ткани?
  • В каких органах растения находятся живые механические ткани?
  • Где находятся каменистые клетки?
  • В чем заключается функция механической ткани?

Мы с Вами изучаем ткани растений, давайте представим себе, что мы…

Осенние листочки лежали на траве И ветер, разбойник подул во дворе Листья взлетели и стали кружить Кружили, летели, Устали и сели. (садятся на места).

Итак,  продолжим знакомство с тканями растений.

  • Скажите мне с какой еще тканью растения мы должны познакомиться сегодня на уроке?

Б) Во всех частях растения находятся проводящие ткани.

  • В чем заключается роль проводящей ткани?

Проводящие ткани — растительные ткани организма, служащие для транспорта воды, минеральных и органических веществ. Они обеспечивают перенос воды и растворенных в ней веществ.

  • Какие среды жизни Вы знаете?
  • В каких средах жизни находится тело наземных растений?
  • Каким образом растение будет осуществлять процесс питания?
  • Как поступает вода и минеральные вещества из корня к листьям?
  • Какие вещества образуются в процессе фотосинтеза?
  • На какие нужды растения тратятся эти вещества?
  • Почему растворенные органические вещества и минеральные вещества не смешиваются?

Проводящие ткани сформировались у растений в результате приспособления к жизни на суше. Тело наземных растений находится в двух средах жизни — наземно-воздушной и почвенной. В связи с этим возникли две проводящие ткани – древесина и луб. По древесине в направлении снизу вверх (от корней к листьям) поднимаются вода и растворенные в ней минеральные соли. Давайте посмотрим, как это происходит в природе.

  • Вы просмотрели анимацию. Кто мне может дать определение древесине?

 Поэтому древесину называют водопроводящей тканью.Древесина – проводящая ткань растений, состоящая из сосудов, образованных стенками мертвых клеток.

Луб — это внутренняя часть коры. По лубу в направлении сверху вниз (от листьев к корням) передвигаются органические вещества. Древесина и луб образуют в теле растения непрерывную разветвленную систему, соединяющую все его части.

Главные проводящие элементы древесины — сосуды. Они представляют собой длинные трубки, образованные стенками мертвых клеток. Сначала клетки были живыми и имели тонкие растяжимые стенки. Затем стенки клеток одревеснели, живое содержимое погибло. Поперечные перегородки между клетками разрушились, и образовались длинные трубки. Они состоят из отдельных элементов и похожи на бочонки без дна и крышки. По сосудам древесины свободно проходит вода с растворенными в ней веществами. Проводящие элементы луба — живые вытянутые клетки. Они соединяются концами и образуют длинные ряды клеток — трубки. В поперечных стенках клеток луба имеются мелкие отверстия (поры). Такие стенки похожи на сито, поэтому трубки называют ситовидными. По ним передвигаются растворы органических веществ от листьев ко всем органам растения. Луб —  проводящая ткань растений, состоящая из тонкостенных живых клеток, образующих длинные ряды (ситовидные трубки). Посмотрите какие интересные факты из жизни растений Вы можете прочитать в биологическом блокноте на стр. 37?

 

Работа с тестом учебника стр. 36

 

 

Фронтальная беседа с классом по вопросам стр. 35 и стр. 36.

 

Рассказ учителя

 

Вопрос к классу

Работа с ключевыми словами.

 

Вопрос к классу.

Просмотр анимации: «Месторасположение механических тканей»

 

Работа с учебником на стр. 36 рис. 3.8. «Строение клеток живой механической ткани (поперечный срез)».

Рассказ учителя

Работа с учебником на стр. 36 рис. 3.10. «Мертвые клетки механической ткани (поперечный разрез)».

Вопрос к классу Просмотр анимации: «Примеры механических тканей». Вопрос к классу.

Работа с учебником рис 3.9. стр. 36 Просмотр анимации: «Расположение мертвой механической ткани». Работа с рубрикой: «Биологический блокнот».

Беседа с учащимися и поэтапное заполнение схемы № 1 «Механические ткани» на доске и в тетради.

 

 

 

 

 

 

 Физкультминутка (расслабляющая пауза): в целях здоровьесбережения и эмоциональной разрядки.

 

 

Вопрос к классу.

 

Вопрос к классу.

Рассказ учителя

 

Вопрос к классу.

 

 

Рассказ учителя.

 

Просмотр анимации: «Движение воды и минеральных веществ»

Работа с ключевыми словами.

 

Просмотр анимации: «Движение органических веществ по лубу»

 

Рассказ учителя с поэтапным заполнением схемы № 2 «Проводящая ткань» на доске и в тетради.

 

Работа с рис. 3.11 «Строение сосудов древесины» на стр. 37.

Работа с рисунком 3.12 «Строение ситовидной трубки (продольный разрез) стр. 37

Работа с ключевыми словами.

 

Работа с рубрикой: «Биологический блокнот».

10 – 13 мин 3 мин.

 

 

6 мин.

 

 

 

 

4 мин.

III. Закрепление:

1) Определите тип ткани по описанию, приведенному ниже. Эта ткань характерна для растений. Клетки ее живые. Их форма — вытянутая. Соседние клетки соединены друг с другом, стенки между ними похожи на сито, за что и получили свое название. По клеткам этой ткани происходит передвижение органических веществ от листьев ко всем тканям и органам растения. Название ткани: ___________________________. Название клеток:  __________________________.

2) Рассмотрите фотографии и ответьте на вопросы.

Какой тканью образованы покровы органов растений, представленных на фотографиях? ------------------------------------------------------------ Какие функции выполняет эта ткань? Живыми или мертвыми клетками образована эта ткань? Фотографии органов каких растений могли бы дополнить иллюстративный ряд для этого задания?

3) В рабочих листах выполните задания 1- 4, которые предполагают один вариант ответа. 5 задание предполагает два  варианта ответа.

Будьте внимательны и каждое задание выполняйте самостоятельно. Желаю Вам успеха!

1. Ткань, придающая прочность и опору органам растения:

а) покровная б) проводящая в) механическая

2. Передвижение воды с минеральными солями в растении происходит:

а) по древесине б) по лубу

3. Передвижение органических веществ в  растении происходит:

а) по древесине б) по лубу

4. Стеблю растения придают прочность:

а) ситовидные трубки проводящей ткани б) волокна механической ткани в) сосуды проводящей ткани

5. Волокна, каких растений человек использует в своей жизни:

а) льна б) джута в) крапивы г) ромашки

Ответы: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – б, 5 – а, б.

Вы выполнили тест? Прошу Вас проверить правильность выполнения данного задания. Проверили? Выставите оценку, исходя из следующих параметров:

«5» – все правильно (100%) «4» – 1-2 ошибки (80 – 60%) «3» – 3 ошибки (50 – 30%) «2» – 4 и более ошибок (менее 20%)

 

Выполнение задания в тетради-тренажере с. 26 № 2

 

 

Выполнение задания в тетради-тренажере с. 26 № 2

 

 

 

Выполнение теста на листах (один остается у ученика для самооценки, второй затем проверяется учителем для проверки объективности оценки) и за компьютером.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок по биологии на тему "Механические и проводящие ткани растений"

hello_html_m41634df5.gifhello_html_m340289fc.gifhello_html_565a7189.gifhello_html_m76fb6070.gifУрок биологии в 5-м классе

учитель биологии МБОУ СОШ №18 г. Симферополя

Татьяна Сергеевна Новикова

Цели.

Создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма

Предметные результаты:

1. Формировать умение определять основные ткани растений.

2. Формировать умение объяснять особенности строения тканей, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения.

3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: ткань, склеренхима, колленхима, склереиды. проводящие ткани, ксилема, флоэма, сосуды, ситовидные трубки.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Познавательные УУД

1. Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Тип урока: комбинированный.

Оснащение урока: мультимедиа, УМК “Сферы” по биологии; карточки с определениями, микрофотографии гистологических препаратов, плакаты по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент:

II. Актуализация знаний:

- Дайте определение термина «ткань»

- Из чего же состоит ткань? (клетки и межклеточное вещество).

- Какие ткани растений вы знаете?

- Какие функции выполняют покровные ткани?

- Как устроены устьица?

- Какие функции они выполняют?

III. Изучение нового материала: тема урока: "Механические ткани растений"

Целеполагание: Что должны узнать по теме? (на доске)

Прочность придают растению механические ткани. 

Механические ткани — опорные ткани растения, обеспечивающие его прочность

Функции механических тканей:

Основная функция - опорная или арматурная. Растение можно сравнить с железобетонной конструкцией, где механические ткани подобно металлической арматуре образуют удивительно прочную структуру растительного организма

Различают три вида механических тканей:

  1. колленхиму

  2. склеренхиму в которой выделяют лубяные волокна и склереиды, или каменистые клетки.

Начертите таблицу у себя в тетради.

Механические ткани растений

Название

Строение

Местонахождение

Колленхима (от греч. kolla — клей и enchyma, букв— ткань).

Состоит из более или менее вытянутых клеток (до 1—2 мм). Клетки живые. Их оболочки неравномерно утолщены, то есть одни участки остаются тонкими, когда как другие значительно утолщены. Утолщены оболочки за счет содержания целлюлозы.

По типу утолщений выделяют три группы колленхимы: уголковую, пластинчатую и рыхлую.

Особенно важную роль она играет в молодых растениях. Оставаясь живыми, клетки ее способны расти и растягиваться, так что они не мешают расти другим клеткам, которые находятся рядом с ними.

Склеренхима  (от греч. skleros — твёрдый и enchyma — ткань) — основная механическая ткань растений. Ее клетки мертвые, с очень толстыми одревесневшими оболочками, пропитанными лигнином. Длина их колеблется от 1-2 до 400 мм, а диаметр составляет сотые доли миллиметра. Это очень прочная ткань. По прочности она приближается к стали, но уступает ей по упругости и пластичности. По растению волокна проходят не поодиночке, а пучками, в которых отдельные клетки заканчиваются на разном уровне, перекрывая друг друга, что еще больше повышает прочность ткани. Склеренхиму делят на две группы: волокна и склереиды.

Лубяные волокна могут располагаться не только рядом с проводящими тканями (луб и древесина), но и в первичной коре стебля под кожицей в виде сплошного кольца, а также в жилках листа. Волокна ряда растений используются в качестве сырья для текстильной промышленности (лен, рами, кендырь, кенаф, конопля и др.). При этом ценится длина волокон и возможно меньшее их одревеснение. Волокна рами (до 420 мм), льна (до 60 мм), кендыря (до 55 мм) — длинные, слабо одревесневшие, используются для изготовления высококачественных тканей. Волокна конопли (до 40 мм), канатника менее длинные, одревесневшие, поэтому они идут на изготовление грубых тканей, веревок, канатов, шпагата, пакли.

Склереиды, или каменистые клетки (греч. Skleros - твердый и eidos - вид, вид). Стенки их сильно утолщенные, одревесневшие, пропитанные лигнином, иногда кремнеземом и известью. Клетки мертвые, живое содержимое их отмирает. По форме клеток склереиды совершенно разные – округлые. Ветвистые или иной формы. Они придают прочность или жесткость тем структурам, в которых они находятся, причем свойства эти зависят как от числа склереид, так и от их расположения. В плодах груши, например, склереиды располагаются небольшими группами, чем и объясняется характерная консистенция этих плодов, создающая ощущение «зернистости». Иногда склереиды образуют очень упругие плотные слои, как, например, в скорлупе орехов или в косточке косточковых пород. В семенах они обычно повышают жесткость семенной кожуры.

Скажите мне с какой еще тканью растения мы должны познакомиться сегодня на уроке?

Во всех частях растения находятся проводящие ткани.

Проводящие ткани — растительные ткани организма, служащие для транспорта воды, минеральных и органических веществ. Они обеспечивают перенос воды и растворенных в ней веществ.

Функции проводящих тканей:

Транспортная.

1) передвижение воды и минеральных веществ, поглощенных корнями из почвы, а также органических веществ, образуемых в корнях, в стебель, листья, репродуктивные органы;

2) передвижение продуктов фотосинтеза из зелёных частей растения в места их использования и запасания: в корни, стебли, плоды и семена;

3) передвижение фитогормонов по растению, что создает определённый их баланс, который определяет темпы роста и развития вегетативных и репродуктивных органов растений;

6) проводящие ткани образуют непрерывную разветвленную систему, связывающую органы растений в единое целое;

Виды проводящих тканей

ксилемой (от греч. xylon – дерево) флоэмой (от греч. phloios – кора).

(древесина)

Состоит из сосудов (трахей)

и трахеид

(луб)

Состоит из ситовидных трубок и сопровождающих их клеток-спутниц

По ксилеме от корня к надземным частям растения передвигается вода с растворенными в ней минеральными веществами, которую растение поглощает из почвы, а также органические вещества, образующиеся в самом корне.

По флоэме от фотосинтезирующих органов в корень и другие органы поступают органические вещества, преимущественно углеводы.

Обе проводящие ткани образуют единую разветвлённую систему, состоящую из различных проводящих элементов (трахеиды, сосуды, ситовидные трубки и др.) и соединяющую между собой все органы растения – от кончиков корней до верхушек молодых побегов. Обычно проводящие элементы ксилемы и флоэмы в теле растения расположены рядом и вместе с сопутствующими клетками механической и паренхимной тканей образуют тяжи, или проводящие пучки. 

Более совершенным типом водопроводящих элементов являются длинные трубочки - трахеи, или сосуды.

Сосуды – характерные проводящие элементы ксилемы. Они представляют собой очень длинные трубки, образовавшиеся в результате слияния ряда клеток, соединяющихся «конец в конец». Каждая из клеток, образующих сосуд ксилемы, соответствует трахеиде и называется члеником сосуда.  Сосуд возникает, когда соседние членики в данном ряду  сливаются в результате разрушения перегородок между ними. Внутри сосуда сохраняются в виде ободков остатки разрушенных стенок.

Длина сосудов достигает нескольких метров, а у лиан и некоторых древесных пород - нескольких десятков метров.

Ситовидные трубки – проводники органических веществ. В отличие от сосудов это живые клетки несколько удлиненной формы, расположенные в коре и служащие для проведения по всему растению веществ, вырабатываемых листьями. Оболочки их остаются всегда целлюлозными. Ситовидная трубка возникает, так же как и сосуды, из вертикального ряда удлинившихся клеток, поперечные перегородки которых не исчезают, а продырявливаются в виде сита или решета. Через отверстия ситовидных пластинок протоплазма двух клеток соединяется в единое целое. 

Возле каждой ситовидной трубки расположены одна или несколько сопровождающих клеток (спутников) с густой протоплазмой и ядром, роль которых пока еще не выяснена.

К проводящим тканям можно отнести еще млечники, то есть трубки-сосуды, распространенные у растений, выделяющих млечный сок. К таким растениям относятся, например, одуванчик, осот, мак, чистотел, молочай, ваточник и др. Многие из этих растений были распространены (до недавнего времени) в промышленных посевах, например каучуконосы, возделываемые для добывания каучука (тау-сагыз, кок-сагыз, каучуковое дерево – хевея и др.). В значительной мере роль их теперь уменьшилась, так как эти ценные вещества добываются сейчас синтетическим путем. 

Млечники пронизывают все органы растения и образуют сложную систему соединенных между собой трубок, состоящих из многих клеток, у которых поперечные перегородки растворяются и развиваются членистые млечники. У растений семейства молочайных, крапивных и некоторых других млечные сосуды развиваются путем разрастания и сильного разветвления отдельных клеток также образующих сложную систему трубок – нечленистых млечников.

Млечный сок – это белая, красная или оранжевая жидкость, содержащая в себе сахар, крахмал, белки, каучук, смолу, алкалоиды. Млечный сок служит защитой от вредителей, так как часто содержит ядовитые вещества – алкалоиды. При соприкосновении с воздухом частицы каучука застывают и закупоривают случайные поранения. Каучук – сырье для получения резины.

V. Рефлексия: на слайде –

До урока:

  • Не знал…

  • Не понимал…

  • Не мог представить…

  • Не мог выразить…

  • Не мог выполнить…

Сейчас:

VI. Д/З: § 22 с. 60-61

Источники: 

Ботаника. Морфология и анатомия растений. – М. «Просвещение», 1988

Л.А. Красильникова, Ю.А. Садовченко – Анатомия растений. Харьков «Колорит», 2004

http://meduniver.com/Medical/Biology/150.html MedUniver

http://www.valleyflora.ru/provodyashchiye-tkani.html

Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм» 5-6 класс; М: Просвещение, 2012.

infourok.ru

Механические ткани растений - Большая советская энциклопедия

Колленхима (от греческого kolla - клей и enchyma, буквально - налитое, здесь - ткань), одна из первичных механических тканей растений. Клетки паренхимные или удлиненные с неравномерно утолщенными…

Склеренхима (от греч. skleros - твёрдый и enchyma - налитое, наполняющее, здесь - ткань), механическая ткань растений, состоящая из толстостенных, обычно одревесневших клеток 2 типов: волокон и…

Каменистые клетки, склереиды, клетки растений с сильно утолщёнными, слоистыми, одревесневшими, иногда опробковевшими или кутинизированными стенками, часто пропитанными солями кальция или кремнезёмом…

Лубяные волокна, волокна, содержащиеся в стеблях наземных семенных растений; лишённые живого содержимого длинные прозенхимные клетки. Стенки Л. в. - сильно и равномерно утолщённые, часто с хорошо…

Либриформ (от лат. liber, родительный падеж libri - луб, лыко и forma - форма), древесинные волокна, сильно вытянутые, заострённые на концах клетки древесины, обеспечивающие её прочность и твёрдость…

Тургор (позднелат. turgor - вздутие, наполнение, от лат. turgere - быть набухшим, наполненным), напряжённое состояние клеточной оболочки, зависящее от осмотического давления внутриклеточной жидкости (…

Механические ткани растений, арматура растений, стереометрическая система тканей, обеспечивающих прочность растений, т. е. их способность противостоять воздействию статических (например, сила тяжести) и динамических (например, порывы ветра) нагрузок. К М. т. р. относятся: колленхима, склеренхима, каменистые клетки, во вторичной коре — лубяные волокна, а в древесине — либриформ. К М. т. р. иногда относят некоторые покровные ткани, толстостенные трахеиды, располагающиеся в поздних годичных слоях хвойных и выполняющие наряду со своей основной функцией также и механическую. Тонкостенные, нежные ткани также играют механическую роль, если находятся в состоянии тургора; они заполняют пространство между М. т. р. и тем самым увеличивают прочность растения. Выполнение основных функций М. т. р. обеспечивается сильными утолщениями клеточных оболочек, прочной связью клеток друг с другом, большой упругостью оболочек, а также и характером распределения М. т. в растении. По упругости и прочности при растяжении М. т. р. (например, склеренхима) близки к стали, мало уступают по упругости каучуку, а по способности противостоять динамическим нагрузкам без деформаций значительно превосходят сталь. Начало систематическому изучению М. т. р. было положено нем. ботаником С. Шведенером (1874), а в России — В. Ф. Раздорским (с 1912), создавшим теорию осуществления строительно-механических принципов в строении растений. Раздорский рассматривает растение и его органы не как конструкции, статически сопротивляющиеся внешним механическим воздействиям (как полагал Шведенер), а как динамическую систему живого организма, меняющуюся в зависимости от внешних условий. Механические ткани травянистых растений образуют сетку ("каркас"), часть их тяжей проходит наклонно; сплетение тканей, перегородки в узлах полых стеблей, кожица и сросшиеся с ней периферические части обеспечивают особую прочность стебля. Во вторичной коре древесных растений арматурная сетка состоит из тяжей и пластинок лубяных механических волокон и склереид. В древесине тяжи либриформа армируют основную массу сосудов и трахеид. На М. т. р. влияют условия среды, например у растений, живущих в воде, они развиты очень слабо. Мощность М. т. р. повышается с увеличением интенсивности освещения, влажности почвы, а также с понижением влажности воздуха.

Лит.: Раздорский В. Ф., Анатомия растений, М., 1949; его же, Архитектоника растений, М., 1955.

О. Н. Чистякова.

allencyclopedia.ru

Механические ткани растений

сила тяжести) и динамических (например, порывы ветра) нагрузок. К Механические ткани растений относятся: колленхима, склеренхима, каменистые клетки, во вторичной коре - лубяные волокна, а в древесине - либриформ. К Механические ткани растений иногда относят некоторые покровные ткани, толстостенные трахеиды, располагающиеся в поздних годичных слоях хвойных и выполняющие наряду со своей основной функцией также и механическую. Тонкостенные, нежные ткани также играют механическую роль, если находятся в состоянии тургора; они заполняют пространство между Механические ткани растений и тем самым увеличивают прочность растения. Выполнение основных функций Механические ткани растений обеспечивается сильными утолщениями клеточных оболочек, прочной связью клеток друг с другом, большой упругостью оболочек, а также и характером распределения М. т. в растении. По упругости и прочности при растяжении Механические ткани растений (например, склеренхима) близки к стали, мало уступают по упругости каучуку, а по способности противостоять динамическим нагрузкам без деформаций значительно превосходят сталь. Начало систематическому изучению Механические ткани растений было положено нем. ботаником С. Шведенером (1874), а в России - В. Ф. Раздорским (с 1912), создавшим теорию осуществления строительно-механических принципов в строении растений. Раздорский рассматривает растение и его органы не как конструкции, статически сопротивляющиеся внешним механическим воздействиям (как полагал Шведенер), а как динамическую систему живого организма, меняющуюся в зависимости от внешних условий. Механические ткани травянистых растений образуют сетку («каркас»), часть их тяжей проходит наклонно; сплетение тканей, перегородки в узлах полых стеблей, кожица и сросшиеся с ней периферические части обеспечивают особую прочность стебля. Во вторичной коре древесных растений арматурная сетка состоит из тяжей и пластинок лубяных механических волокон и склереид. В древесине тяжи либриформа армируют основную массу сосудов и трахеид. На Механические ткани растений влияют условия среды, например у растений, живущих в воде, они развиты очень слабо. Мощность Механические ткани растений повышается с увеличением интенсивности освещения, влажности почвы, а также с понижением влажности воздуха.

 

  Лит.: Раздорский В. Ф., Анатомия растений, М., 1949; его же, Архитектоника растений, М., 1955.

  О. Н. Чистякова.

 

Статья про слово "Механические ткани растений" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 9576 раз

Интересное

bse.sci-lib.com


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта