Лекарственные растения тема. Тема: Мир растений: лекарственные растения

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект на тему "Лекарственные растения". Лекарственные растения тема


Конспект на тему "Лекарственные растения"

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Верхнечелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Клубный час: Лекарственные растения.

Гилазиева Файрузя Дамировна

воспитатель первой квалификационной категории.

Верхние Челны -2015 год.

Клубный час

Тема : Лекарственные растения.

Цель: Познакомить воспитанников с простейшими видами лекарственных растений своей местности.

Задачи:

Образовательная: Учить детей различать данные растения по внешнему виду. Дать понятие об их значении в жизни человека.

Развивающая: Развивать связанную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, умение обобщать. Расширить кругозор.

Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к растениям, к окружающей среде.

Оборудование: наглядный материал – лекарственные растения, стенд зеленая аптека, костюмы действующих лиц, мультимедийный проектор, презентация, аптечный сбор лекарственных трав, электрический чайник, посуда для настоек и одноразовые стаканы.

Форма проведения классного часа: беседа..

Предварительная работа: собрать и высушить лекарственные растения которые растут во дворе школы, выучить с детьми сценку о применении лекарственных трав пещерными людьми.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Добрый вечер ребята! Сядьте по удобнее: спинки прямые, ноги вместе, руки положите на парты как примерные ученики. Осмотритесь, что окружает вас. И теперь когда вы удобно сели настроимся на занятие: глаза закрыли, глубоко вдохнули, медленно выдохнули и улыбнулись. Начинаем наше занятие.

2. Сообщение темы:

Сегодня на нашем занятии мы с вами будем говорить о здоровье, об укреплении здоровья, о средствах, которые помогают укрепить нам здоровье.

А что такое здоровье, как вы понимаете это понятие?(ответы детей)Правильно, здоровье- это когда ничего не болит, когда человек не болеет. В словаре Даля сказано: «Здоровье – нормальное состояние правильно функционирующего неповрежденного организма».

Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (ответы детей)

  • Соблюдать режим дня

  • Проводить профилактику заболеваний

  • Принимать витамины

  • По мере необходимости принимать лекарства, уколы

Но кроме таблеток и уколов можно лечиться еще и травами. Оказывается, есть такие растения, с помощью которых можно лечить те или иные болезни.

Учитель. Слайд 1.(Природа)

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать…

(Р. Рождественский)

Природа предоставляет человеку такое разнообразие даров что их трудно даже перечислить. Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. В медицинских книгах сказано: «Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать — мы живем в мире лекарств!»

Сегодня ваша задача понять ценность подарка природы, познакомиться с целебными свойствами лекарственных растений, с их разнообразием и применением.

Голос за ширмой ( бой барабан, крики людей, животных). Слайд 2 (бой пещерного человека с диким животным). Сценка: Пещерный человек ищущий лекарственное растение.

Давно подметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Вот вы посмотрели сценку где пещерный человек подсмотрел , что звери тоже лечатся травами, находя среди множества растений нужные для них. Из поколения в поколение передавали люди сведения о целебных свойствах растений. Постепенно знания о них стали собираться в книги — «травники» («цветники», «зельники»). В давние времена сбором трав занимались знахари, колдуньи, шаманы.

Слайд 3. (знахарь лечащий травами)

Они окружили свое ремесло тайной и всячески отпугивали желающих заняться сбором лечебных трав, так как лечение больных людей в то же время внушало и надежду на выздоровление, и веру в сверхъестественные возможности знахаря. К тому же, готовя лекарство, знахарь обычно бормотал заклинания и совсем непонятные слова. Конечно, все это предпринималось для того, чтобы повысить цены на снадобья из трав и заставить людей отказаться от самостоятельного их сбора. Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. И в наших аптеках, среди многих современных препаратов занимают достойное место травы, настойки из трав, таблетки из трав, таблетки на травяной основе.

3. Основная часть:

И так ребята перейдем к главной части нашего занятия. К знакомству с лекарственными растениями.

Сайд 4. (природа)

Местность наша - это сказочное царство,

Тут кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить мы вас можем научить.

Все целебные растенья знаем мы без исключенья.

Нужно только не лениться, нужно только научиться

Находить растения, пригодные для лечения!

Ребята все растения с которыми я хочу вас познакомить, уже знакомы вам. Вы каждый день их видите, проходите мимо них, срывайте их, может даже некоторые, вы и применяйте в быту.

Прослушайте загадку: Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же... (крапива)

Учитель. Вы, конечно же, знаете, как она выглядит. Где её видели? Вот высушенная крапива, можете понюхать, потрогать (ребята пускают по рядам).

Слайд 5. (крапива)

hello_html_m335b4718.jpg

Да, людям есть, за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить много полезных и вкусных блюд. Весной готовят вкусные щи из майских листьев крапивы, добавляют в салаты, предварительно ошпарив кипятком. Кроме того, из крапивы получают зеленую и желтую краску, которую используют в пищевой промышленности. Крапиву используют и для временного хранения пищевых продуктов. Однако наиболее важны ее лечебные свойства. В ней содержатся вещества, которые убивают микробов и останавливают кровь.

Возьмите сырую крапиву, потолките ее и приложите к свежей ране. Крапива раны вычистит и заживит. Также крапива хорошо укрепляет волосы. А почему крапива жжется? Оказывается ребята всё растение покрыто простыми короткими и длинными жёсткими, жгучими волосками. Жгучесть волосков обусловлена наличием на кончиках муравьиной кислоты и гистамина. 

Следующее растение: Носит этот мальчик желтый сарафанчик.

Подрастет — нарядится в беленькое платьице:

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

(Одуванчик) Слайд 6 (одуванчик). Ребятам дается высушенное растение. Ребята, где можно встретить одуванчик (ответы детей). А вы знали, что он лекарственный?

hello_html_27e5eab9.jpg

Одуванчик — тоже лекарственное растение. Его так и называют ученые — «одуванчик лекарственный». Цветет одуванчик весной. Умывшись майской росой, он раскрывает свои ярко-желтые цветы-лампочки, которые красочно оживляют природу. Народные лекари называли одуванчик «жизненным эликсиром», т.е. он использовался при лечении многих болезней: желудка, кишечника, мочевого пузыря, для улучшения аппетита. Листья одуванчика используются ранней весной для приготовления витаминных салатов, особенно если перед употреблением минут на 30 погрузить их в соленую воду, чтобы они утратили излишек горечи. В некоторых странах их даже готовят впрок, заквашивая как капусту. Масляная настойка из корней одуванчика является хорошим средством от ожогов. А отвары сухой травы и корня одуванчика нужно пить, если у вас болит живот.

Дальше у нас: Белая рубашка,

Желтенький платок.

Как зовут целебный

Полевой цветок? (Ромашка) Слайд 7 (ромашка). Пустить по рядам высушенное растение (предложить понюхать, на ощупь какое ощущение) Ребята, где растет ромашка? (ответы детей).

hello_html_m5dc1edfa.jpg

 Слово «ромашка» переводится как «милая простота».

Если случиться тебе простудиться,

Если кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымиться

Слегка горьковатый душистый отвар.

Ромашка аптечная (лекарственная) обладает противовоспалительным, антимикробным, обезболивающим, потогонным свойством.      Её препараты снимают спазмы органов брюшной полости, улучшают аппетит, уменьшают газообразование.       Препараты ромашки также широко применяются как наружное средство - полоскания при лечении воспаления десен, слизистых оболочек, при ангинах; примочки при экземах, нарывах, язвах, ожогах рентгеновскими лучами; припарки при лечении ревматизма, артритов, ушибов. А еще ромашка делает волосы пушистыми, лучше всяких бальзамов и кожу лица чистой и гладкой.

Музыка для релаксации.

Ну а теперь давайте –ка отдохнем. Встали все около своих стульев, друг –другу не мешаем. Пойдемте ка мы с вами в лес. Мы шагаем по дорожке (шаги), впереди у нас лес (руки вперед), мы же вежливые люди надо поздороваться, а давайте все вместе «здравствуй наш зеленый друг» (поклон вперед) высоко на небе солнышко (руки вверх) внизу мягкая трава (поклон вперед), слева птицы поют (поворот головы в влево), справа деревья шумят(поворот головы направо), приятен воздух лесной (вдох и выдох), хорошо нам в лесу, но пора к продолжению занятия. Все сели на свои места. Дальше знакомимся с растениями.

Горькая травка,К животу поправка,И сама душиста,И метёт чисто.(Полынь)Слайд 8 (полынь) Где вы встречали полынь? Пустить по рядам сухую траву.

hello_html_726ec9b8.jpg

Полынь горькая растёт возле жилья, на пустырях, по обочинам дорог и лесным опушкам, реже на полях и огородах. Всё растение имеет своеобразный аромат, считается самой сильной горечью. Полынь горькая обладает противовоспалительными, антисептическими, противоязвенными, глистогонными свойствами. Её препараты повышают аппетит, улучшают пищеварение. В народной медицине полынь горькую назначают для лечения воспалительных заболеваниях почек и мочевого пузыря, при спазмах в животе, бессоннице, головокружениях. Во времена эпидемий холеры её использовали как дезинфицирующее средство.   Наружно препараты полыни используют в виде компрессов, примочек как противовоспалительное, антисептическое, обезболивающее средство для лечения воспалительных заболеваний глаз, при ушибах, растяжениях, ссадинах, укусах насекомых. Для этого разводят настойку полыни горькой с кипячёной водой в соотношении 1:10. При неприятном запахе изо рта делают полоскания настоем полыни.

Расправит свой ажурный листик

Король всех трав... (тысячелистник)

Слайд 9 (тысячелистник). По рядам пускаем высушенную траву.

Ребята, а это растение где вы встречали? (ответы детей). А вы знали, что она лекарственная? (ответы детей).

hello_html_3a17960.jpg

Трава тысячелистник обыкновенный растёт на полянах, лесных просеках, в садах, парках, вдоль дорог. Растение распространено по всей Европе. Тысячелистник обыкновенный проявляет многосторонние лечебные свойства. Его препараты обладают: кровоостанавливающим, бактерицидным, противовоспалительным, спазмолитическим, ранозаживляющим, мочегонным, антиаллергическим свойствами.      Кровоостанавливающие свойства тысячелистника используют при лечении кишечных, лёгочных, носовых кровотечений, при кровотечениях десён.      Тысячелистник применяют для улучшения аппетита и пищеварения.      Более того, в народной медицине настой применяют как средство, регулирующее обмен веществ, также при неврастении, истерии, ночном недержании мочи, при атеросклерозе, головокружении, тошноте, головной боли, бессоннице, поносе, туберкулёзе лёгких.      Тысячелистник часто применяют в составе сбора с другими лекарственными растениями.     Как наружное средство препараты тысячелистника используют при повышенной жирности кожи, угревой сыпи, для стимуляции роста волос, при герпитических высыпаниях, чешуйчатом лишае, для заживления кровоточащих и гнойных ран, язв, для полоскания рта при кровоточивости дёсен. Вот сколько у него полезного.

А дальше такое удивительное растение:

Это растение скромное, но очень умное. Вечером глазки закрывает, а утром открывает глаза голубизны небесной. Слайд 10 (цикорий)

Это ребята –цикорий. Вспомните, где вы видели это растение? Ребятам дается высушенное растение.

hello_html_m186082d7.jpg

Перед вами цикорий обыкновенный. Хотя на самом деле это растение необыкновенное. Кроме того, что цветки цикория радуют глаз, это растение и ценный медонос, и продукт питания, и лекарственное растение, и, даже, цветочные часы.

Цветёт цикорий долго — с конца весны до середины осени. Встречается на лугах, пустырях, опушках, у дорог и жилья.

Цикорий — ценный медонос, даёт пчёлам много нектара и пыльцы.

Корень цикория стимулирует обмен веществ, оказывает сахароснижающее действие и может применяться при лёгких формах сахарного диабета. Свойство цикория стимулировать обмен веществ используется в лечении многих кожных заболеваний (экзема, крапивница, себороидный дерматит, псориаз, угревая сыпь, фурункулёз).      Отвар травы цикория обладает мочегонным, желчегонным, свойствами и применяется при заболеваниях желчного пузыря (холецистит), заболеваниях почек.      Настой цветков - оказывает успокаивающее действие на нервную систему, замедляет ритм сердца, увеличивает амплитуду его сокращений.      Ещё в народной медицине цикорий применяют при бессоннице.

А еще мы с вами проведем один эксперимент. Вот здесь аптечный сбор цикория, а вот здесь то, что я собирала на нашей школьной площадке летом. Мы их сейчас заварим в двух разных банках. Оставим, на некоторое время настоятся, укроем полотенцем, чтобы тепло не уходило, а сами познакомимся последним растением.

В широколиственных лесах,И на обочинах дорожекЕё ты встретишь всю в цветах,Похожих чем-то на горошек.Но сильный камфорный букет,Не любят мухи и москиты,Оставит от ожога след -Её соцветья ядовиты.Будь аккуратнее, друг мой,Любуясь, не теряй рассудок,Ведь из растения настой,Поможет вылечить желудок. Слайд 11 (пижма).

Это ребята –пижма. Растение это вам знакомо, вспомните, где вы её встречали? Даю ребятам высушенный образец.

hello_html_4e05c18c.jpg

 Пижма обыкновенная обладает желчегонным, противоглистным, противовоспалительным, ранозаживляющим потогонным свойствами. Её препараты назначают при сердечных болях, при заболеваниях печени, при гастритах со сниженной кислотностью.      В народной медицине отвар пижмы назначают при нервном истощении, головных болях, эпилепсии, при воспалениях мочевого пузыря и почек, почечнокаменной болезни, при ревматизме и полиартрите.       Препараты этого растения также используются наружно для лечения ревматизма и подагры (ванны), синяков, гнойных ран и язв (примочки, обмывания). Для лечения себореи настоем моют голову. Также в старину, домах вешали букеты из пижмы для отпугивания мух и комаров.

Вот ребята мы с вами ознакомились с некоторыми видами лекарственных растений. Конечно, на одном занятии о всех лекарственных растениях рассказать не возможно, мы еще будем проводить занятия о чудодейственных растениях. На сегодняшнее занятие я вам приготовила самые распространенные растения которые вам встречаются каждый день, ведь эти растения растут на нашей школьной площадке. Ребята давайте вернемся к нашим настоям. Вот посмотрите, поменяли слегка цвет воды, она стала слегка желтоватой. Сейчас я раздам вам два стакана настоя, в одном аптечный сбор цикория, на другом наш натуральный. Вы попробуйте и мне скажите, есть ли разница. Ну как ребята? (ответы детей), если нет разницы, так зачем нам покупать лекарственные сборы из аптек за деньги, когда есть возможность приготовить самим.

Слайд 12 (сушка растений).

Теперь остановимся на сборке и хранении лекарственных растений:

  • Чтобы собирать растения, их нужно хорошо знать, т.е. отличать от других; знать, когда их нужно собирать (в этом могут помочь календари сбора растений), и какая часть растения необходима для лечения.

  • Собирать растения можно только в сухую погоду, лучше утром, сразу после высыхания росы.

  • Нельзя собирать загрязненные растения, с ржавыми пятнами, растущие вблизи дорог, автомобильных шоссе.

  • Сушить только в тени, в хорошо проветриваемом помещении, а не на солнце. Растения нужно разложить тонким слоем на картоне, материи и не менее 2-х раз в сутки переворачивать.

  • Не вырывать растения с корнем, не собирать все растения до последнего, ни в коем случае не собирать растения, которые занесены в Красную книгу. (Например: ландыши, ветреница лесная, женьшень, колокольчик широколистный и др.)

  • Хранить высушенные травы лучше всего в картонных коробках, бумажных пакетах или мешочках из ткани.

  • И не рвите без надобности цветы и травы.

  • И запомните растения тоже лекарство, и их нельзя пить просто так, к тому же может быть аллергические реакции, например на полынь или сильно пахнущее растение.

Итог. Слайд 13 (сбор лекарственных растений)

Ребята, в заключение нашего занятия ещё раз напоминаю: ПРИРОДА ЩЕДРА ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА К НЕЙ ОТНОСЯТСЯ БЕРЕЖНО И ЗАБОТЛИВО.

Ученик. Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Луга июльские – чудо простое,

Синее, белое и золотое.

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства.

infourok.ru

Проект "Лекарственные растения"

МБОУ «Граховская средняя общеобразовательная школа им. А.В. Марченко» «Лекарственные растения» Над проектом работали ученики 4А класса под руководством Корякиной Т.А. с. Грахово, 2014

МБОУ «Граховская средняя общеобразовательная школа им. А.В. Марченко»

«Лекарственные растения»

Над проектом работали

ученики 4А класса

под руководством

Корякиной Т.А.

с. Грахово, 2014

 Цель: Узнать, какие растения полезны людям.

Цель:

Узнать, какие растения

полезны людям.

Задачи: Изучить литературу о лекарственных растениях; Узнать из литературы, чем полезны лекарственные растения; Узнать сроки и правила сбора. сушки и хранения лекарственных растений; Узнать рецепты приготовления настоев из этих растений; Подготовить слайдовую презентацию

Задачи:

  • Изучить литературу о лекарственных растениях;
  • Узнать из литературы, чем полезны лекарственные растения;
  • Узнать сроки и правила сбора. сушки и хранения лекарственных растений;
  • Узнать рецепты приготовления настоев из этих растений;
  • Подготовить слайдовую презентацию
Предмет исследования: Лекарственные растения Объект исследования: Лекарственные растения Удмуртии.

Предмет исследования:

Лекарственные растения

Объект исследования:

Лекарственные растения

Удмуртии.

Гипотеза: Мы предполагаем, что можно прожить без химических лекарств, если использовать лекарственные растения в качестве лечения.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что можно прожить

без химических лекарств,

если использовать

лекарственные растения в качестве лечения.

Учебные вопросы: Лекарственные растения Удмуртии. История применения лекарственных растений. Активные вещества лекарственных растений. Правила сбора лекарственных растений.

Учебные вопросы:

  • Лекарственные растения Удмуртии.
  • История применения лекарственных растений.
  • Активные вещества лекарственных растений.
  • Правила сбора лекарственных растений.
Методы исследования: Изучение литературы Беседа Анкетирование Сравнение Обобщение

Методы исследования:

  • Изучение литературы
  • Беседа
  • Анкетирование
  • Сравнение
  • Обобщение
Дикорастущие лекарственные растения

Дикорастущие лекарственные растения

Результаты анкетирования Вопрос Да 1. Какие лекарственные растения вы знаете? Нет 1-2 растения – 20 учеников 3-4 растения – 2 ученика 2.Можно ли заменить таблетки лекарственными растениями? 0 растений – 1 ученик 8 учеников 3. При заболеваниях используете растения? 15 учеников 7 учеников 4.Известны рецепты приготовления настоев из лекарственных трав? 16 учеников 5 учеников (Заваривать как чай) 18 учеников

Результаты анкетирования

Вопрос

Да

1. Какие лекарственные растения вы знаете?

Нет

1-2 растения – 20 учеников

3-4 растения – 2 ученика

2.Можно ли заменить таблетки лекарственными растениями?

0 растений – 1 ученик

8 учеников

3. При заболеваниях используете растения?

15 учеников

7 учеников

4.Известны рецепты приготовления настоев из лекарственных трав?

16 учеников

5 учеников

(Заваривать как чай)

18 учеников

Результаты анкетирования Вопрос Да 1. Какие лекарственные растения вы знаете? Нет 2-3 растения – 6 человек 5-7 растений – 14 человек 8-10 растений – 10 человек 11-14 растений – 4 человека 2.Можно ли заменить таблетки лекарственными растениями? - 10 человек 14 человек (частично, не всегда) 3. При заболеваниях используете растения? 10 человек 16 человек 12 человек (редко) 4.Известны рецепты приготовления настоев из лекарственных трав? 6 человек 5 человек 29 человек (заваривать как чай) -

Результаты анкетирования

Вопрос

Да

1. Какие лекарственные растения вы знаете?

Нет

2-3 растения – 6 человек

5-7 растений – 14 человек

8-10 растений – 10 человек

11-14 растений – 4 человека

2.Можно ли заменить таблетки лекарственными растениями?

-

10 человек

14 человек (частично, не всегда)

3. При заболеваниях используете растения?

10 человек

16 человек

12 человек (редко)

4.Известны рецепты приготовления настоев из лекарственных трав?

6 человек

5 человек

29 человек

(заваривать как чай)

-

ИЗУЧАЕМ ЛИТЕРАТУРУ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЯХ

ИЗУЧАЕМ ЛИТЕРАТУРУ

О ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЯХ

Царь Иван Грозный Аптекарская изба

Царь Иван Грозный

Аптекарская изба

Царь Петр I «Аптекарские огороды»

Царь Петр I

«Аптекарские огороды»

Лекарственные растения в саду и огороде

Лекарственные растения в саду и огороде

Эфирные масла Дубильные вещества Витамины Активные вещества лекарственных растений Соли Протеины Микроэлементы

Эфирные масла

Дубильные вещества

Витамины

Активные вещества

лекарственных растений

Соли

Протеины

Микроэлементы

Правила сбора лекарственных растений Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи. Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили. Цветы собирают в начале цветения, листья - перед цветением или в начале его, корни и корневища – весной и осенью, кору – весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется.

Правила сбора лекарственных растений

  • Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи.
  • Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили.
  • Цветы собирают в начале цветения, листья - перед цветением или в начале его, корни и корневища – весной и осенью, кору – весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется.
Подводим итоги анкетирования

Подводим итоги анкетирования

Результаты анкетирования Вопрос Да 1. Какие лекарственные растения вы знаете? Нет 5-6 растения – 4 ученика 7-9 растения – 11 учеников 10-12 растений – 7 учеников 14 растений – 1ученик 2.Можно ли заменить таблетки лекарственными растениями? 16 учеников 3. При заболеваниях используете растения? 7 учеников 13 учеников 4.Известны рецепты приготовления настоев из лекарственных трав? 10 учеников 10 учеников (заваривать как чай) 5 учеников (запомнили рецепт приготовления) 8 учеников

Результаты анкетирования

Вопрос

Да

1. Какие лекарственные растения вы знаете?

Нет

5-6 растения – 4 ученика

7-9 растения – 11 учеников

10-12 растений – 7 учеников

14 растений – 1ученик

2.Можно ли заменить таблетки лекарственными растениями?

16 учеников

3. При заболеваниях используете растения?

7 учеников

13 учеников

4.Известны рецепты приготовления настоев из лекарственных трав?

10 учеников

10 учеников

(заваривать как чай)

5 учеников (запомнили рецепт приготовления)

8 учеников

Выводы по результатам исследования Забота о собственном здоровье — это серьезная потребность каждого человека. В борьбе с болезнью использовать лекарственные растения, т. к. они имеют ряд положительных характеристик: а) малая частота побочных эффектов; б) дешевизна сырья; в) более мягкое воздействие на организм; г)доступность, благодаря чему препараты растительного происхождения с успехом применяются для профилактики и лечения различных заболеваний.

Выводы по результатам исследования

Забота о собственном здоровье — это серьезная потребность каждого человека.

В борьбе с болезнью использовать лекарственные растения, т. к. они имеют ряд положительных характеристик:

а) малая частота побочных эффектов;

б) дешевизна сырья;

в) более мягкое воздействие на организм;

г)доступность, благодаря чему препараты растительного происхождения с успехом применяются для профилактики и лечения различных заболеваний.

videouroki.net

Тема: Лекарственные растения. Цели

Тема: Лекарственные растения.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с лекарственными растениями.
  2. Составить экологические правила сбора лекарственных растений.
  3. Развивать мышление, память.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру.
Тип урока: урок –закрепления.

Методы: словесный, наглядный, практический, наглядно-иллюстративный.

Оборудование: картинки лекарственных растений.

Ход урока.

I. Психологический настрой.

1.Вводная беседа.

-Ребята, сегодня мы снова идем на экологическую тропу. Вы уже много знаете о разнообразных растениях. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Остановка, которую мы посетим, называется «Лекарственные растения».

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. Вы догадались? (ответы детей)

II. Работа по теме урока.

В Казахстане растет большое количество лекарственных растений. Это зверобой, крапива, ромашка, тысячелистник, дикий пион, барбарис, облепиха, шиповник, полынь и другие.

( Дети рассказывают о известных им растениях и их полезных свойствах )

  1. Из плодов облепихи получают облепиховое масло, которым лечат раны и ожоги.
Из плодов шиповника делают сироп и вкусный отвар, богатый витаминами.

Малина полезна свежая, сушенная и в виде варенья. Ее применяют при простудных заболеваниях.

  1. Семена, как коготки,
Желто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает.

(календула)

Календула лекарственная кроме того, что используется в лекарственных целях, так же хорошо известна как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои и настойки и мази.

  1. На полянке у реки
Гордо держат стебельки,

Как фарфоровые чашки,

Белоснежные … .

(ромашки)

Ромашка аптечная – одно из самых популярных лекарственных растений. Цветки ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику. У маленьких детей бывает сыпь, и чтобы ее не было , детей купают в воде, в которую добавлено небольшое количество заваренной ромашки. Также ополаскивают волосы, чтобы лучше росли и были крепкими. Ею также промывают раны для того, чтобы они быстро зажили.

  1. А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки

На конце его – сережки.

Лечит ранки ожоги

Этот лекарь у дороги.

(подорожник)

-Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Кто из вас пользовался подорожником? Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. К ране прикладывают чистый лист подорожника. Из сока подорожника готовят леденцы от кашля.

5. А это что за растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Легкое, воздушное

Ветерку послушное.

(одуванчик)

Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита. Из него готовят салат.

Душиста и на вкус приятна,

Кладется в чай. Да это … !

(мята)

  1. Полезные свойства мяты известны давно. Это растение широко используется в медицине для лечения различных заболеваний. Полезные свойства мяты объясняются в первую очередь высоким содержанием ментола – эфирного масла, придающего ей характерный узнаваемый запах. Полезные свойства мяты позволяют принимать ее как внутренне, так и наружно. Мята обладает противовоспалительным свойствами, позволяющими использовать ее при лечении ангины, бронхита и насморка, полезна она и для пищеварительной системы. Также мята эффективна при головной боли, ее свойства благоприятны для успокоения нервной системы. Для лечения этим растением чаще всего используют мятный чай и настой мяты.
Физкультминутка

Дети выполняют упражнение "Ёжик".

Вот свернулся ёж в клубок.Потому что он продрог.Лучик ёжика коснулся.Ёжик встал и потянулся.Поднимайте плечики,Прыгайте кузнечики.Выше, выше, высоко.Прыгать на носках легко.Вот мы встали, подышали,Урок дальше продолжали.

  1. Зверобой – мирный цветок. Он никогда никого не убивал. Его название произошло от монгольского слова «джерабай», что значит «целитель ран». По созвучию слово превратилось в зверобой. В нем содержится много полезных веществ. В народе считают его травой от 99 болезней.
Чтоб кишечник работал, как прежде.

Стоматит не беспокоил всех вас.

И простуда покинула прежде,

Чем температура у вас поднялась.

Чтобы раны, ожоги и язвы

Затянулись у вас и прошли.

Чтобы вредных микробов, бактерий

Никакие врачи не нашли.

чтобы зуд излечить и ушибы

навсегда позабыть вам про боль.

Знайте, можете вы рассчитывать

На лекарственную траву ЗВЕРОБОЙ.

- Что поможет вылечить зверобой?

III. Закрепление.

  1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых
  2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того высохнет роса.
  3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (ответы детей)
  4. Сорванные растения складывают в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
  5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
  6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем. Почему? (ответы детей)
  7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?

IV. Итоги урока.

  1. Это растение спасает от болей в горле, кашле, им ополаскивают волосы, для их укрепления. (ромашка)
  2. У него интересное название . в народе говорят, что оно спасает от 99 болезней. (зверобой)
  3. Бусы красные висят, Из куста на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (малина)
  4. Он шипы свои выставил колко. Шипы у него, как иголки.Но мы не шипы у него соберем, Полезных плодов для аптеки нарвем. (шиповник)
  5. Такого модника как этот Ещё не видела земля, Он очень любит среди лета В пуховой шапке щеголять.  (одуванчик)
  6. Само название говорит о его душистом запахе. (душица)
  7. Степной травы пучок простой,
Он и сухой благоухает.

И разом степи надо мной

Все обаянье воскрешает… (полынь)

АЛГРОМАШКАИРН

ЗВЕРОБОЙРГОЛДГ

ИГЕРМЬМАЛИНАО

ПНРШИПОВНИКТЬ

ПАОДУВАНЧИКОП

МДУШИЦАИОЬТЛ

ПОГЛТАОПОЛЫНЬ

В. Берестов

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

ЖОЛЫМБЕТСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1

kzbydocs.com

урок по теме "Лекарственные растения"

Тема: «Растения в домашней аптечке»(Проектно – исследовательская технология)

Цель урока:  Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком

Задачи:

I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование уважительного отношения к  мнению другого ученика, другой точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие  умения работать в группах.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения работать с текстом,

- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;

- формировать умения оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

-формирование умения грамотно строить речевые высказывания;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;

 

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

– обобщение знаний;

- дать представление о  лекарственных растения в процессе работы ;

 

Оборудование: презентация к уроку, карточки для  групповой работы.

                                                      Ход урока.

I.Организационный момент.    Работа со словариком настроения.Слайд 1

                     Я пришла к вам на  урок. 

              Вам, ребятки, будет прок.         

              Постарайтесь всё понять,

              Всё запомнить, рассказать.

             Постарайтесь- не ленитесь

             А для начала - улыбнитесь!!!

II. Актуализация знаний, постановка проблемы, затруднения.

1.Целеполагание

-  Ребята, вы когда нибудь играли в больницу? Вот и сегодня мы поиграем .Вы принесли сегодня на урок своих кукол, игрушечных зайчиков и собак. Представьте себе, что они заболели и мы будем их лечить. Расскажите пож-та что с вами случилось. Что болит?

-Чем вы предлагаете лечить наших зверят?

-Кто расскажет, как у него дома лечат больное горло, кашель, простуду?

-Что мама ваша делает, когда вы болеете? (идет в аптеку, дает лекарства, вызывает врача)

-Где берет мама лекарства?( в аптеке)

-Что такое аптека? Где об аптеке можно узнать? ( у взрослых, из словаря, из интернета и т.д.)Слайд 2

-Аптека - это учреждение, в котором продаются (или изоготавливаются лекарства, лечебные средства). Это набор лекарств для оказания первой помощи, шкафчик или коробочка  с таким набором.

-А вы знаете что  Бывает дорожная аптечка, лесная аптека

-Кто догадался. о чем же будем говорить на уроке? Что мы узнаем и чему научимся?  

О растениях которые помогают вылечить болезни – те лекарственных растениях

 

 

Что бы вы хотели узнать согласно нашей теме? Какие цели поставим?

 

1.как узнали  лекарственные растения Познакомимся с тем, как появились лекарственные растения   2.какие бывают лекарственные растения   3. узнаем как правильно собирать лекарственные растения 4.подобрать лечение для наших друзей

 

И создадим свою зеленую аптеку в виде газеты. Слайд 3

 

III. Решение учебной задачи.

-Начинаем нашу работу.

Ответим на первый вопрос. Как узнали о лекарственных растениях. Об этом нам расскажет Света.

-Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения.И человек постепенно начал собирвть эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов ,кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди передавали сведения о таких растениях из поколения в поколение, сочиняли про них легенды и мифы. Еще в больших городах,таких как Москва и Санкт Петербург разводили так называемые АПТЕКАРСКИЕ ОГОРОДЫ, где выращивали различные лек.растения, чтобы лечиться ими. Лекарственные растения получили название ЗЕЛЕНОЙ АПТЕКИ.

Ребята перед вами цветочек – возьмите его и раскрасьте один лепесток желтым цветом те кто что-то узнал из рассказа Светы, зеленым –вспомнил, красным – ничего не понял, не узнал.

 

 

 

-Чтобы узнать больше, что нужно сделать? -Откуда мы это сможем узнать? ( у взрослых, из  учебника,  из книг, из интернета и т.д.)

 

-Я вам предлагаю поработать в группах, вам даны картинки растений ,названия и  их описание , вам нужно будет соотнести название, описание и картинку растений  .

Выбрать самую нужную, интересную, полезную информацию и поделится ею с товарищами.

 

1На Руси считался «травой от девяносто девяти болезней». В народной медицине зверобой является одним из наиболее часто применяемых лекарственных растений. Его используют в основном как средство лечения язвы желудка при язвенных болезнях на коже, а так называемое масло зверобоя применяется, и при стоматитах и т.д.

 

 

2Подорожник применяют  при воспалительных состояниях желудка, кишечника. Листья оказывают вяжущее действие. Они препятствуют кровотечению, а будучи высушены, способствуют заживлению застарелых и свежих язв, имеют ранозаживляющее  и бактериостатическое действие при лечении ран. Подорожник оказывает некоторое успокаивающее действие, понижает артериальное давление. Используется при тахикардии, головной и зубной боли, боли в ушах

 

3Ромашка Используют настой травы при простуде,  при головных болях, при  болях в животе. 

Наружно применяют, как противовоспалительное для полоскания горла. Применяют в качестве средства укрепляющего корни волос

 

 

4Черника-Свежие ягоды черники полезно применять при расстройстве деятельности желудка и кишечника, для повышения остроты зрения, при ревматизме, подагре и некоторых других воспалительных процессах.

 

5.В народной медицине плоды малины считаются жаропонижающим средством при гриппе, бронхитах, ларингитах, отхаркивающем при кашле

 

6.Листья берёзы помогают снять отёки сердечно – сосудистого и почечного

происхождения

 

7.В народной медицине отвар листьев брусники    принимают как мочегонное средство при  заболеваниях почек. Ягоды рекомендуются при  авитаминозах, как утоляющее жажду средство, при повышенном кровяном давлении, для  полоскания горла при ангинах 

 

 

8. В народной медицине тысячелистник применяется  как кровоостанавливающее средство, при болезнях  печени, кашле, простудных  заболеваниях, как  успокаивающее  средство

 

 

 

9.Крапива - это и сорняк и лекарство одновременно.

Это растение умеет останавливать кровь и насытить наш организм витаминами. Она применяется при различных заболеваниях сердца, туберкулезе, бронхиальной астме, бронхитах, аллергиях. Наружно –при ранах, кожных заболеваниях,         для укрепления волос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте оценим вашу работу.

раскрасьте один лепесток желтым цветом те кто что-то узнал нового, зеленым –вспомнил, красным – ничего не понял, не узнал.

 

 

 

 

 

  

-Какие интересные у Вас сообщения!

 Но я тоже вам приготовила интересную информацию -думала, чем вас удивить, чтобы вы больше захотели узнать о лекарственных растениях -и нашла ЛЕГЕНДУ. Слайд 9.10.11

-Что такое легенда? ( рассказ, предание о каком-либо событии)Садитесь удобнее. Я нашла легенду о б одном растении -лекарственном мать -и мачехе.

-Кто такая мать? ( женщина по отношению к своим детям)

-А кто такая мачеха? (жена отца по отношению к его детям, неродная мать)

Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем времeнем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки.

 

IV.Физминутка и самооценка

В природе существует много растений, которые человек назвал лекарственными.

-Почему их так назвали люди?

-Где их можно приобрести?

-А в аптеку как они попадают?

-А кто их собирает?

-Какие люди их собирают?(знающие)

-Какой же наш следующий вопрос?

- мы узнаем  как правильно собирают лекарственные растения.

 

-Где это можно узнать?

-Для чего нам это нужно?

-Впереди лето, у вас у всех есть возможность собрать свой небольшой гербарий  . Но как вы думаете, что надо знать, прежде чем собирать лек. растения?

 Мы теперь будем работать по карточкам

 

 

V. Решение учебной задачи .РАБОТА В  группах. Составление правил сбора лекарственных растений.

Соединить начало предложения и конец. Каждой группе по одному предложению на карточках

Сверка с эталоном. слайд 15

 

1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН

 

КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛОТНЯНЫЕ МЕШОЧКИ

 

 

2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

 

ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ

 

 

3.ПРИ СБОРЕ

 

ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ.

 

 

4.ПРИ СБОРЕ

 

РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ.

 

 

5.НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

 

 

НАДО ВЗЯТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО

 

 

6.НЕ НУЖНО БРАТЬ

 

СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.

 

 

Самооце нка своей деятельности.( лепесток)

 

Что нам еще осталось сделать? Подобрать лечение для своего друга. Давайте вернемся в нашу игрушечную больницу. Вспомните кто из больных на что жаловался? Значит нам нужно найти средства против кашля, боли в горле . простуде и порезах. Послушайте, для чего используют растения, с которыми вы познакомились и попробуйте подобрать лечение для них. Я буду читать ,а вы по мере чтения выбираете то растение  которое подходит для лечения  вашего друга. И хлопайте в ладоши Итак, начинаем. Слайды 16.17.18.19.20.21

 

VI.Итог урока. Рефлексия.

-Ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке?

-Что мы хотели узнать?

Продолжите.

Я УЗНАЛ(А)…

Мне было интересно……………

Хочу ещё узнать…………………..

Мне понравилось………….

……………………Слайд 22..

Ребята посмотрите мы с вами создали свою газету – лекарственных растений «Зеленая аптека», прочитав которую каждый может узнать о том какие бывают лекарственные растения , как их правильно собрать.

Д/з (на выбор)- подготовить  сообщение о лекарственном растении, которое вы еще не знаете, о котором не говорили.

-Покажите ваши цветочки- те, у кого больше желтых лепестков -хорошо поработали, у кого все желтые лепестки- молодцы. Прикрепите их на доску

Спасибо за урок.

Чтение стихов подготовленных детей:

Все травы – лекари -душица,

И зверобой, и медуница,

И земляника, и черника,

И брусника с голубикой.

Чистотел, полынь, калина,

Лён, календула, крапива.

Все целебные растения

Знаем без исключения

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

 

multiurok.ru

Тема: Мир растений: лекарственные растения

Урок по предмету «Окружающий мир» во 2 классе.

Тема: Мир растений: лекарственные растения.

Цель: формирование у учащихся начальной школы знаний о разнообразии растительного мира, в частности, о лекарственных и ядовитых растениях.

Задача: - научить детей быть осторожными с незнакомыми растениями и их плодами;

- обсудить с учащимися, плоды каких растений можно пробовать;

- узнать о свойствах лекарственных растений.

Оборудование: фотографии лекарственных и ядовитых растений

^

I. Вводная часть.

Учитель: «Ребята послушайте, пожалуйста, загадки:

На полянке, у реки

Гордо держат стебельки,

Как фарфоровые чашки,

Белоснежные….. (Ромашки)

Душиста и на вкус приятна,

Кладётся в чай. Да это….! (Мята)

На палочке – горшок,

А в нём – сонный порошок. (Мак)

Расту в лесу под кустиком

На длинном стебельке.

Кругом четыре листика,

А в самой глубине

Чернее ночи – ягода

Да сильный яд во мне. (Вороний глаз)

У тропы стоит неряха –

На ней липкая рубаха,

На плече кувшин узорный

До краёв с отравой чёрной. (Белена)

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его серёжки.

Нам он – как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

«Кошачья травка» -

Больным поправка:

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку. (Валериана)

Ребята, вы знаете, что у каждого из нас есть множество друзей? Они всегда заботятся о нас, дарят нам красоту, чистый воздух и радость. Сегодня мы с вами обсудим лекарственные и ядовитые растения.

К лекарственным растениям относятся: шиповник, подорожник, черника, валериана, ромашка, мята, белладонна, можжевельник, красавка.

К ядовитым растениям относятся: белладонна, белена, дурман, мак, вороний глаз, болиголова, молочай, волчье лыко.

^

Учитель: «Можно пробовать только те растения и их плоды, если точно знаешь, что они съедобны. Для этого мы сегодня изучим некоторые из съедобных растений, а так же те, которые таят в себе опасность.

Кто может назвать растения, которые помогали вам или вашим родным?»

(^

«Правильно. Ребята, есть много растений, из которых делают лекарства, отвары и лекарственные сборы. Например, шиповник помогает при простудных заболеваниях и их профилактике, так как в нём много витамина С. Валериана действует как успокоительное средство, черника укрепляет наше зрение, подорожник помогает при ранах, а ромашка является антибактериальным средством, а сейчас мы с вами рассмотрим каждое из этих растений и узнаем немного о них».

Ромашка-аптечная: Настой цветочных корзинок ромашки оказывает противовоспалительное, кровоостанавливающее, антисептическое, слабое вяжущее, болеутоляющее, седативное, противосудорожное, потогонное, желчегонное действие. Эфирное масло ромашки обладает дезинфицирующим и потогонным действием, уменьшает образование газов, снимает боли, ослабляет воспалительные процессы, нормализует нарушенную функцию желудочно-кишечного тракта, возбуждающе действует на центральную нервную систему: усиливает и учащает дыхание, увеличивает число сердечных сокращений, расширяет сосуды головного мозга. Большие дозы эфирного масла вызывают головную боль и общую слабость.

^ — Ментол, содержащийся в листьях мяты, обладает местнообезболивающим, спазмолитическим и антисептическим свойствами, вызывает рефлекторное расширение коронарных сосудов. Внутрь применяется при стенокардии, болях в областях желудка и кишечника. Наружно — при невралгических болях, зубной боли, как антисептическое и болеутоляющее средство при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, при бронхите. Раствор ментола в валерианово-ментоловом эфире (валидол) применяется при стенокардии; в смеси с парафином— при мигрени в виде карандашей; валокардина, в капли и мази от насморка. Мятное масло находит применение для ингаляций, входит в состав мятных капель, таблеток. Мятная вода используется в микстурах для улучшения вкуса и для полоскания рта. Настои и настойки из листьев мяты применяются как средство для улучшения пищеварения, повышения аппетита, против тошноты и рвоты.

^ Препараты подорожника показаны при лечении язвенной болезни желудка и кишечника, отвар — при дизентерии и диспепсии. Экспериментами на животных доказано, что -водные препараты оказывают регулирующее действие как при пониженной, так и при повышенной секреции желудка.Сок листьев подорожника большого рекомендуется для лечения больных хроническим колитом и острыми желудочно-кишечными заболеваниями (гастриты, энтериты, энтероколиты). Препарат назначается внутрь по 1 столовой ложке 3 раза в день за 15—20 минут до еды. Настой из листьев — одно из лучших отхаркивающих средств при бронхите и туберкулезе легких.

^ — Плоды можжевельника обладают сильным диуретическим действием и применяются в качестве мочегонного средства, дезинфицирующего мочевые пути. Его рекомендуют при заболеваниях почек и печени. Кроме этого, настой плодов употребляют как отхаркивающее средство, а эфирное масло втирают при ревматических болях в суставах и мышцах. В ГДР, Польше, Болгарии плоды используют при желудочно-кишечных заболеваниях, а также при дерматитах, чесотке, лишаях, кожных сыпях.

Валериана: Препараты валерианы оказывают на организм человека многостороннее влияние, обусловленное комплексом всех содержащихся в корневищах и корнях веществ. Они понижают возбудимость центральной нервной системы, стимулируют процессы торможения в коре головного мозга, улучшают коронарнoe кровообращение, регулируют деятельность сердца, действуя как непосредственно на миокард и проводящую систему, так и через центральную нервную систему. Кроме того, корневища и корни растения обладают спазмолитическим действием, усиливают секрецию железистого аппарата желудочно-кишечного тракта, несколько подавляют бродильные процессы в кишечнике.

Это, как вы поняли, были лекарственные растения, а теперь давайте посмотрим на ядовитые растения.

Мак: Широко используются маки в медицине для производства лекарств (опиум и его производные продукты), а также в пищевой промышленности, где семена добавляются в выпечку, а ярко окрашенные лепестки используются для окраски продуктов. Выращивать маки очень легко. Всё, что им нужно, это много-много солнца. Некоторые маки смогут мириться с полутенью, но вряд ли они зацветут в тени. Многолетние маки развиваются в довольно крупное растение с массой зелени и только потом зацветают. Однолетние растения обычно зацветают через 2 месяца после посева. После окончания цветения зелень как многолетних, так и однолетних маков высыхает и исчезает. Маки обильно размножаются самосевом. Если вы хотите предотвратить это явление, то обязательно удаляйте отцветшие головки или опустошайте семенные коробочки до того, как они рассыпят свои семена вокруг.

^ Одно из народных его названий — крест трава. В наших лесах довольно часто встречается это невысокое растение с четырьмя широкими листьями, расположенными крест накрест, а в центре, где они сходятся — одна единственная лилово сизая ягода, чернеющая к поздней осени. Очень ядовитая ягода, как и все растение вместе с длинным и ползучим корневищем. Серьёзной травой, опасной для жизни, и болезни лечат серьёзные. Траву вороньего глаза, собранную во время цветения, используют при невралгии, мигрени, туберкулёзе лёгких, асците, судорогах, нарушении обмена веществ, а ягоды — при заболеваниях сердца и некоторых других заболеваниях.Самолечением заниматься не в коем случае нельзя!

Белена: В народной медицине белена известна с древности как сильное болеутоляющее и противоспазматическое средство. Листья белены применяли от кашля, в смеси с листьями дурмана и шалфея- при бронхиальной астме, головной боли, спазмов желудочно-кишечного тракта, бессонницы, истерии, при болезненных менструациях. Водочная настойка листьев—как втирание при ревматизме, подагре, ушибах, а отвар в растительном масле закапывали в ухо при воспалении. Дым от сжигаемых семян вдыхали при зубной боли, а мазь из них использовали при туберкулезе костей. Растение ядовито!

^

Дети выполняют упражнение "Ёжик"

Вот свернулся ёж в клубок.

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся.

Ёжик встал и потянулся.

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Выше, выше, высоко.

Прыгать на носках легко.

Вот мы встали, подышали,

Урок дальше продолжали.

Учитель: «Продолжаем наш урок. Ребята, а вы знаете, что есть и ядовитые растения, которые в малых дозах действуют как лекарственные, а в больших как яд. Например, белладонна, белена, волчий глаз, волчье лыко и дурман содержат яд. При этом, многие из них очень красивые.

Давайте вспомним сказки, где упоминаются лекарственные или ядовитые растения.

(Ответы детей: В сказке «Волшебник Изумрудного города» лев уснул на маковом поле; «Дикие лебеди», Элиза вязала из крапивы рубашки заколдованным братьям и др.).

Детям предлагается разгадать кроссворд:

Задание:

Подставьте названия этих лекарственных трав в кроссворд: белена, валериана, дурман, крапива, красавка, мак, мята, черника

Итог урока

«Ребята! Только животные едят растения сами по себе и ни у кого не спрашивают, так как у них уже есть врожденный инстинкт, безошибочно позволяющий им находить полезную еду и избегать опасную.

Мы, люди, лишены этого инстинкта и можем полагаться только на свои знания».

VI. Домашнее задание.

Ребята, нарисуйте лекарственные растения, которыми пользовались вы или ваши родители

medznate.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта