Лекарственные растения рассказ 4 класс: 10 лекарственных растений России, на которых можно сколотить состояние

Лекарственные растения России – средство оздоровления организма человека

Ключевые слова:

старшие дошкольники,
лекарственные растения

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развитие экологического мышления в процессе исследовательской деятельности, развитие творческого воображения.

Задачи:

  • Социально-коммуникативное развитие: развитие внимания, мышления, умения выполнять словесные инструкции взрослого;
  • Познавательное развитие: формирование представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения;
  • Речевое развитие, обогащение словарного запаса, закрепление навыков правильного построения предложений, связной речи;
  • Художественно-эстетическое развитие: развитие эстетического восприятия, творческого мышления, мелкой моторики рук. Закрепление навыков работы с бумагой и клеем.
  • Физическое развитие.

Предварительная работа: был собран гербарий, проведена беседа с детьми о лекарственных растениях, рассмотрены иллюстрации.

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, беседа, экологическая игра.

Материалы и оборудование: настенная доска, гербарий из лекарственных растений, маски животных, медицинский халат, наглядный материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений России, наборы палочек Кюизинера, схемы с заданием, тарелочки с заготовками для аппликации, основа для аппликации из картона, клей-карандаш на каждого ребенка.

Структура НОД

Вводная часть — 3 минуты

  • Приветствие
  • Сюрпризный момент

Основная часть — 25 минут

  • Беседа, физ. минутка, сюрпризный момент, экологическая игра «Какой травой что лечить», выполнение задания с использованием палочек Кюизинера, аппликация.

Заключительная часть — 2 минуты

  • Анализ занятия, подведение итогов: что понравилось, что было интересным, что вызвало затруднение.

Ход НОД

Беседа: Воспитатель с детьми сидят на стульчиках в центре игровой. Воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку в лес на лесную поляну. Для этого надо закрыть глаза и произнести волшебное заклинание: «Раз, два, три чудо произойди, на поляну попади!».

— Ребята, посмотрите, мы с вами очутились на лесной поляне. Здесь растут разные травы, цветут цветы. Как хорошо на полянке!

В группу входит доктор Травкин (воспитатель в костюме доктора). После приветствия, доктор Травкин загадывает загадки, отгадав которые дети узнают какие это растения:

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же …(Крапива)

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый… (Одуванчик)

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке. (Ромашка)

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник)

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах… (Мяты)

Называются такие растения лекарственные. Как вы думаете, для чего они нужны человеку? Давайте, побольше узнаем о лекарственных растениях.

Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Посмотрите на это растение (картинка или засушенное растение) Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно-тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему оно так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка ажурные края.) Тысячелистник — лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок тоже надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Они тоже жесткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник — великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называют зеленым бинтом. Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

О каком растении говоря, что оно жжет? Правильно, это крапива. Но почему же все-таки крапива обжигает?

На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок — как игла крошечного шприца. Внутри волосков — едкая жидкость. Дотронулся — получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, салаты, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А еще она укрепляет волосы. Из нее делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна.

Есть еще много других разных лекарственных растений:

  • Мята — успокаивает, помогает избавиться от головной боли.
  • Чистотел — избавит от бородавок.
  • Иван чай — успокоит, снимает спазм.
  • Одуванчик — уменьшит опухоль, понизит температуру.
  • Ромашку используют для лечения простуды, кожной сыпи.
  • Медуница вылечит кашель, простуду, бронхит.
  • Шиповник — укрепит иммунитет.
  • Мать и мачеха лечит болезни горла.

Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают во многих районах нашего края.

Есть много трав полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива,

Подорожник, ландыш, зверобой…

Физкультминутка «На полянке!»

По полянке прогулялись

И немного запыхались (Шагаем на месте).

Встанем, глубоко вздохнем.

Упражнения начнем.

Руки в стороны, вперед.

А потом наоборот.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.(Сели)

А потом все дружно встали

Великанами мы стали!

Вот так дружно хлопаем!

И ногами топаем.

Хорошо мы погуляли,

И нисколько не устали! (Шагаем на месте).

Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные растения? Как правильно их сушить?

Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища — поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.

Экологическая игра «Какой травой что лечить»

Воспитатель обращает внимание детей на то, что услышав рассказ Травкина о лекарственных растениях, из леса за помощью вышли звери. Травкин предлагает детям помочь ему лечить зверей.

  1. У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение. (Дети советуют). Очень полезен отвар ромашки, им можно прополоскать горло.
  2. А у Белочки простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? Очень полезно будет ей попить отвар мать-и-мачехи, чабреца.
  3. Вы обратили внимание, какой бледный наш Ежик? У него упадок сил. Что же делать? Ему поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.
  4. Наш Зайчик тоже захворал, он поранил лапку, сильно оцарапал ее о веточку. Что Зайчику посоветуем? Какое растение нам поможет залечить рану? Правильно, нужно приложить лист подорожника.

После того, как мы полечили зверей, давайте, ребята заготовим растения для своей Зеленой аптеки. Для этого нам надо вернуться в свою группу. Закрываем глаза, произносим заклинание: «Раз, два, три, чудо произойди, в группу к себе попади».

Задание с использованием палочек Кюизинера

Дети садятся за столы, на которых разложены карточки с заданием и палочки Кюизинера.

— Прежде чем приступить к заготовке трав, так как это очень ответственное дело, нам с вами, ребята, надо выполнить задание и собрать по схеме фигуры из палочек. (Дети выполняют задание.)

Аппликация

Затем на столы раскладываются заготовками для аппликации: одуванчик, ромашка, подорожник.

После того, как дети закончат аппликацию, готовые работы вывешиваются на стенд с надписью «Зеленая аптека». Травкин благодарит детей за помощь, прощается и уходит.

Итог занятия

«Сегодня, ребята, мы с вами познакомились с некоторыми лекарственными растениями, узнали, чем они могут быть нам полезны, как собирают и заготавливают лекарственные растения, как их применяют в народной медицине, помогли зверям, посоветовав, как и чем им лечиться, заготовили растения для нашей «Зеленой аптеки». Вам понравилось? А что больше всего понравилось? Что-то вызвало у вас затруднения? Было интересно? Спасибо вам за помощь и за внимание». Занятие окончено.

Фотоприложение

МБ ДОУ «Детский сад № 237». Официальный сайт


Детский сад «Весёлый хоровод» благодарит Вас за то, что Вы посетили сайт нашего учреждения.

Возможно, Вы выберете, именно наше учреждение, для получения опыта общения в детском коллективе и первого образования вашего малыша. Здесь Вы можете задать волнующие Вас вопросы и получить на него квалифицированные ответы всех специалистов и администрации нашего детского сада, познакомиться с интерьером групп, узнать новости и получить необходимую информацию об актуальных вопросах воспитания образования и развития детей в детском саду.

Организация работы в дошкольном учреждении строится с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка, в том числе и детей, имеющих нарушения речи.

В детском саду функционируют 13 групп:

  • группы раннего возраста
  • логопедические и общеразвивающие группы
  • группы по подготовке детей к школе

Детский сад стремится быть тем местом, где дети могут весело и счастливо проводить время.

Наша миссия — оказание помощи и поддержки семье в воспитании и развитии ребёнка.

cведения об образовательной организации

На территории Кемеровской области — Кузбасса начал работу региональный портал государственных и муниципальных услуг вкузбассе.рф. Обращение в региональные государственные органы и учреждения для физических и юридических лиц становится делом нескольких минут.

подробнее…

14 декабря 2022 года, среда

Уже в этот четверг, 24 ноября, в 16:00 в Управлении культуры и молодёжной политики (ул.Кирова, 64; конференц-зал) пройдет очередная встреча в рамках проекта «Молодежная приемная».

Семьи мобилизованных и военнослужащих смогут задать интересующие вопросы по оказание бытовой, психологической, гуманитарной и юридической помощи.

Телефон для записи: 8(3843) 77-62-34 с 8:30 до 17:00.

все новости…

23 ноября 2022 года, среда

25 сентября 2014г. на заседании Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» принято решение о проведении в субъектах Российской Федерации ежегодного Всероссийского Дня правовой помощи детям — 20 ноября.

Учитывая, что 20 ноября 2022 года выпадает на выходной день, с Министерством юстиции Российской Федерации согласован перенос проведения мероприятия на 18 ноября 2022 года.

все новости…

20 октября 2022 года, четверг

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №237» (МБ ДОУ «Детский сад № 237») расположен по адресу:

654007 Кемеровская обл. , г. Новокузнецк

проспект Кузнецкстроевский, д.32

телефон: 8 (3843) 46-55-66

электронная почта: [email protected]

в социальных сетях:

Заведующая Садиллаева Ирина Петровна

часы приема: вторник с 9:00 до 17:00

Взгляд на историю трав

Травы использовались на протяжении всей письменной истории и, вероятно, гораздо дольше. Они были изображены на наскальных рисунках во Франции, датированных между 13 000 г. до н.э. и 25000 г. до н.э. Предполагается, что ранние люди, вероятно, открыли множество способов использования диких растений методом проб и ошибок. Имеет смысл даже то, что цивилизация началась примерно в то время, когда люди впервые начали выращивать растения.

Антропологи считают, что люди начали делать целебные мази из ароматных растений в сочетании с оливковым и кунжутным маслом еще в 7000 г. до н.э. К 28 веку до нашей эры египтяне писали о травах. За ними последовали шумеры с письменными травяными записями около 2500 г. до н.э. К 700 г. до н.э. суетливые греческие купцы вели активную торговлю майораном, тимьяном и шалфеем на рынках Афин. Около 300 лет спустя Гиппократ использовал многие растения для лечения болезней, что привело к тому, что он стал известен как отец медицины. Он каталогизировал около 400 трав, которые широко использовались в его время.

Греки и другие греки продолжали изучать лекарственное использование растений в течение следующих нескольких столетий. Аристотель попросил Александра Македонского узнать, как другие культуры использовали растение алоэ. Александр отправлял черенки новых сортов растений друзьям, путешествуя по миру. Травы также неоднократно упоминаются как в Ветхом, так и в Новом Завете Библии.

Европейские колонисты, заселившие Северную Америку в 1600-х и 1700-х годах, привезли семена самых полезных растений в Новый Свет. Их ограниченная вместимость для багажа является свидетельством того, насколько важны были эти травы для колонистов, поскольку они брали их с собой на борт кораблей для перевозки в свои новые дома. Травы, которые они ввели сюда, включали подорожник, мяту, лаванду, петрушку, календулу (также известную как календула), розы, одуванчик, ромашку, тимьян и тысячелистник.

И безопасность, и удобство побудили поселенцев разбить свои травяные сады в нескольких шагах от входных дверей. Они продолжили изучение трав, узнав больше от коренных американцев, с которыми они столкнулись здесь. Аравак представил Колумба и его команду Кайенне на Канарских островах. Чероки показали новым поселенцам, как использовать золотарник для лечения лихорадки, а сиу показали приграничным поселенцам, как использовать эхинацею для лечения ран и укусов змей.

Травы были чрезвычайно важны во времена, когда еще не было клиник и больниц. Врачи тогда тоже были доступны не всем, а лекарств в том виде, в каком мы их знаем сегодня, не существовало. Простой народ использовал части растений для лечения различных недугов, а самые полезные травы сушил для хранения и использования в зимние месяцы. Было мало официальных исследований, кроме проб и ошибок, а результаты передавались из уст в уста.

Томас Джефферсон также был садовником, который вел тщательный учет своих садов в Монтичелло. Среди трав, выращиваемых там, были мелисса, шалфей, мята, тимьян, ромашка, розмарин и лаванда.

К 20-му веку появление синтетической медицины привело к сокращению использования трав в лечебных целях. Интерес не возобновлялся в больших масштабах до движения за самодостаточность 1960-х годов. Сегодня наша культура переживает возрождение интереса ко всему натуральному, в том числе и к фитотерапии.

Что такое трава?

Трава — это растение, которое используется из-за его лечебных свойств, вкуса или запаха. Травы используются как в кулинарии, так и в лечебных целях, иногда даже в духовных. Их листья часто являются излюбленной частью растения, но в фитотерапии также используются корни, семена, цветы, ягоды и кора трав.

Определение лекарственной травы более широкое, чем определение кулинарной травы. Лекарственные травы могут быть кустарниками или другими древесными растениями, но кулинарные травы ограничены листьями только недревесных растений. Любая часть растения может считаться лекарственной и духовной травой, включая фрукты и овощи.

В кулинарии под травами в узком смысле понимают листовые зеленые части растений. Семена, ягоды, кора, корень и фрукты классифицируются как специи, а не травы. Все они отличаются от овощей по использованию. То есть травы и специи используются в небольших количествах и предназначены для придания пище вкуса, а не вещества.

Травы использовались для маскировки неприятных бытовых запахов, для усиления вкуса скучных продуктов, для маскировки запаха тела и для маскировки неприятного вкуса мяса, которое портилось.

————————————-

Кулинарные травы

Травы были культивируется тысячи лет. Травяные сады по всему миру помогли сформировать самые известные блюда Аравии, Китая, Египта, Греции, Индии и Персии. То, как эти культуры использовали травы, создало кулинарные традиции, которые сохранились до наших дней, создавая отчетливые ароматы, на основе которых их готовят. кухни основаны сегодня.

Приготовление пищи с травами Когда вы используете свежий чеснок для придания аромата свежему томатному соусу, вы делаете больше, чем просто придаете ему насыщенный вкус. Вы также защищаете здоровье своего сердца в то же время.

Если вы научитесь использовать травы в своей еде, вы поднимете кулинарию на новый уровень. Готовить по определенным рецептам — хорошее начало, но единственный способ по-настоящему погрузиться в приготовление пищи — это почувствовать вкус. Начните с понимания основных вкусов, которые хорошо сочетаются друг с другом. Укроп натуральный с рыбой; базилик и помидоры созданы друг для друга.

Попробуйте то, что вы готовите, и представьте, какие травы дополнят блюдо. Придаст ли кинза свежий вкус вашему рагу из свинины? Является ли розмарин подходящей приправой, чтобы подчеркнуть вкус жаркого из говядины? Лемонграсс может стать волшебным ингредиентом, который оживит ваши овощи. Как вы узнаете? Попробуйте их!

Ароматизированные масла

После того, как вы научитесь готовить со свежими и сушеными травами, вы можете попробовать ароматизированные масла. Вы можете купить их в магазинах для гурманов и специализированных магазинах или ароматизировать масла самостоятельно.

Покупайте или собирайте свежие травы летом, когда они легко доступны, и добавляйте их в оливковое масло холодного отжима. Хорошо вымойте и высушите травы и слегка разомните их, чтобы помочь высвободить их эфирные масла (и, следовательно, их аромат). Поместите травы в чистую бутылку и залейте маслом. Закройте бутылку и оставьте в темном прохладном месте на две недели. Добавьте больше трав и оставьте еще на неделю для более сильного вкуса. Для начала попробуйте несколько ароматизаторов с вашими любимыми маслами, а затем поэкспериментируйте с комбинациями трав.

Когда они готовы, эти ароматические масла отлично подходят для придания насыщенности заправке для салата или мясному маринаду.

Травяной чай

Кажется, что в каждой стране существуют свои традиции подачи чая. Сам чайник был изобретен в Китае. Японцы склонны поддерживать китайское убеждение, что чай должен придавать свой вкус и аромат au naturel (черному). Марокканцы добавляют шалфей или мяту, а в Турции любят кардамон. В Англии его обычно подают с молоком и лимоном. Арабские страны предпочитают ароматизаторы мяты, шалфея и базилика. В Британии чай подавали в любое время дня, пока седьмая герцогиня Бедфорд не ввела традицию подавать послеобеденный чай.

Какими бы ни были ваши предпочтения, важно правильно заваривать пиво. Используйте свежую холодную воду, доведенную до кипения. Налейте воду на чай. Перемешайте и дайте настояться в течение трех-пяти минут. Для чая со льдом используйте в два раза больше чая, чтобы лед не слишком разбавлял вкус.

Хотите узнать больше? Почему бы не пройти онлайн-курс «Все о травах»?

Matching Foods With Herbs

АНИС – сдобное печенье, торты, рыба и моллюски, блины

Basil — помидоры и томатный соус, свежий песто, соусы из пасты, горох, цуккини, рыба и моллюсков

Borge — зеленые салаты

Cathaway — Cakes Cakes 9000

Карточки — Cakes 9000

. , кофе, рис

Кайенский перец – яичница, супы и тушеные блюда

КЕРВИЛЬ – рыба и моллюски, зеленые салаты

ЦИКОРИЙ – кофе

20021 — соусы, картофель и картофельный салат, помидоры, масло, яичница-болтунья, рыба и моллюски, супы и тушеные блюда

КИНЗА — блюда мексиканской, азиатской и карибской кухни; сальса, помидоры, курица и птица, рис

ОДУВАНЧИК – зеленые салаты

УКРОП – морковь, творог, сливочный сыр, рыба и моллюски, стручковая фасоль, картофель и картофельный салат, помидоры, печенье и булочки

ФЕНХЕЛЬ – печенье и булочки, зеленые салаты, супы и тушеные блюда

ЧЕСНОК – говядина, масло, курица и птица, картофель, супы и тушеные блюда, помидоры и томатный соус

ХРЕН – говядина, картофель и картофельный салат

ЛАВАНДА

1 – пирожные, фрукты, супы 9003 LEMON BALM – пирожные, рыба и моллюски, фруктовые супы, ванильное мороженое

LEMONGRASS – курица и птица, тофу

LEMON VERBENA – пирожные, курица и птица, фруктовые супы, ванильное мороженое

ЛЮБИЧНИК – омлет, рыба и моллюски, зеленые салаты, супы и тушеные блюда

МАЙОРАМ – говядина, печенье и рулеты, курица и птица, яичница, супы и тушеные блюда, помидоры и томатный соус

9 MINT

— морковь, фруктовые салаты, петрушка, горох, табули, чай, баранина, курица и птица, рыба и моллюски, картофель и картофельный салат яйца, супы и рагу, помидоры и томатный соус

ПЕТРУШКА – картофель и картофельный салат, табули, рыба и моллюски, рис, супы и тушеные блюда, помидоры и томатный соус

РОЗМАРИН тушеное мясо, помидоры и томатные соусы, говядина, печенье и булочки, тофу

Шалфей – курица и птица, фарш, хлеб и булочки, тофу

ПАСТУШСКАЯ СУМКА – сливочный сыр, зеленые салаты

SUMMER SAVORY – фасоль, яичница, рыба и моллюски, супы и тушеные блюда, тофу

SWEET CICELY – пирожные, рыба и моллюски, блины, фруктовые супы моллюски, сливочное масло

ТИМЬЯН — яйца, фасоль, жареный картофель, птица, кабачки, помидоры, печенье и рулеты, рыба и моллюски

Кресс водяной — сливочный сыр, картофель и картофельный салат, зеленые салаты

ЗИМНИЙ ЧАЛЕНЫЙ — блюда из сушеной фасоли, тушеное мясо, говядина

ЗАБАВНЫЙ РЕЦЕПТ: чтобы вкусно натереть стейк, попробуйте эту комбинацию трав:

1 и 1/2 чайной ложки поджаренных и измельченных семян тмина

1 столовая ложка коричневый сахар

1 и 1/2 ч. мясо и крышка свободно. Храните в холодильнике в течение 15 минут, затем поджарьте или обжарьте мясо.

Забавный факт:

Травы впервые были использованы в кулинарии не для ароматизации пищи, а для маскировки вкуса. Это потому, что в те дни, когда мясо еще не было охлаждено, было обычным делом просрочить «срок свежести» к моменту подачи. Сильно пахнущие травы усердно работали, чтобы сделать это мясо чем-то близким к вкусным.

ИСТОРИЯ ТРАВ: КОРНИ ЗАПАДНОГО ТРАВНИЧЕСТВА

Травничество через века

Как независимые организмы, растения, которые мы используем в травничестве, существуют очень, очень долго — определенно намного дольше, чем мы, люди! В то время как цветковые растения существуют уже около 125 миллионов лет, даже самые ранние протолюди появились на сцене только около 5 миллионов лет назад. И растения, конечно же, всегда были краеугольным камнем в рационе человека — наши палеолитические предки ели лотов растений (Richards, 2009) и, похоже, тоже использовали их в медицинских целях.

Имеются археологические свидетельства того, что палеолитические гоминиды питались как сырыми, так и вареными растениями, а также потребляли «несъедобные» травы, включая иву, зверобой, тысячелистник, ромашку, воловник и другие (Hardy, 2012; Melamed et al. ., 2016). Это имеет смысл! Представьте себе жизнь человека эпохи палеолита: ваша жизнь буквально зависела от вашего ближайшего окружения и очень острого чувства сознания. Вы и ваши собратья научились бы распознавать, как разные растения можно использовать для лечения конкретных болезней.

Первые письменные записи о травниках

При рассмотрении истории трав важно помнить, что письменные записи не представляют собой полную сумму знаний или даже самые достоверные знания, но они дают нам частичную дорожную карту.

Первое письменное упоминание о лекарственных растениях было создано шумерами более 5000 лет назад в древней Месопотамии на глиняных табличках, в которых описывалось дюжина травяных рецептов, предусматривающих использование более 250 растений (Петровска, 2012).

Папирус Эберса

Около 1500 г. до н.э. древние египтяне написали Папирус Эберса , в котором перечислялось более 850 лекарственных трав. Это был не первый письменный документ по траволечению и медицинской практике древних египтян, но он сохранился нетронутым и содержит множество различных рецептов и составов, включая многие травы, которые мы знаем и используем сегодня, такие как тмин, кориандр, чеснок, ива, ладан. , кедр, алоэ и хна (Abou El-Soud, 2010).

Еще одна ранняя травяная традиция, о которой мы написали, — это Аюрведа, система медицины из Индии и соседних регионов. Устной традиции Аюрведы не менее 5000 лет (Mukherjee et al., 2016), а несколько важных аюрведических текстов были записаны примерно с 400 г. до н.э. Чарака Самхита , один из этих древних текстов, упоминает более 300 трав (Reddy et al., 2007), многие из которых до сих пор используются в современной аюрведической практике. Некоторые из них, такие как ашваганда, шатавари, бакопа, куркума и тулси, также стали обычным явлением в западной травяной практике.

Легендарному китайскому императору Цзянь Нуну приписывают написание основополагающих materia medica классической китайской медицины, Pen Ts’ao Ching, , в которых перечислены более 365 трав. По некоторым подсчетам, считается, что в нем записаны некоторые традиционные практики, которые могут датироваться примерно 2700 г. до н.э., почти 5000 лет назад, и которые передавались из уст в уста. Самая ранняя версия текста, которую мы знаем сегодня как Pen Ts’ao Ching был составлен Тао Хунцзин и опубликован около 500 г. н.э. (Dharmananda, 2004). Многие травы, включенные в Pen Ts’ao Ching , широко используются сегодня в практике китайской медицины, и довольно многие из них вошли в materia medica западных травников. Лишь некоторые из хорошо известных и очень любимых трав, упомянутых в этой книге, включают астрагал, солодку, рейши, имбирь, лимонник и дягиль.

Корни западной травяной традиции

Когда мы читаем о корнях как современной медицины, так и современной западной практики лечения травами, мы часто слышим о Гиппократе и других греческих врачах его эпохи, около 400 г. до н.э. Отчасти это связано с тем, что Гиппократ и его единомышленники одними из первых записали систему, отделявшую медицину от религиозной практики; Гиппократ настаивал на том, что болезнь возникает в физическом теле, а не вызвана духовной болезнью или наказанием богов. (В то время это мнение не было популярным, и Гиппократа даже посадили в тюрьму за его взгляды. Однако он хорошо использовал свое время и провел его в тюрьме, написав The Complicated Body , который включал в себя множество медицинских теорий, которые применяются до сих пор.)

В то время и на протяжении многих последующих столетий не существовало четкого разделения между медицинской практикой и использованием трав— основными использовавшимися средствами были диета, лекарства растительного и животного происхождения и хирургия. Медицина тогда, за исключением хирургии, была в значительной степени тем, что сегодня мы назвали бы натуральной медициной.

Хотя идея Гиппократа примечательна как своими письменными записями, так и разделением физического и религиозного лечения болезней, она не возникла из ниоткуда; Гиппократ, как и другие греческие врачи, опирался на своих предшественников в медицине, которая почти наверняка включала в себя знания и практику, унаследованные от древних китайских, индийских и египетских систем лечения (Jackson, 2014).

К сожалению, история медицины часто считается эквивалентной истории медицины в Европе, и мы можем неосознанно допустить эту ошибку и при описании травничества. Но точно так же, как то, что мы часто называем западной медициной, действительно имеет очень глубокие корни в традиционных системах исцеления Азии и Африки, так же и западное травничество.

Проследить историю западного травничества — это все равно, что проследить одну длинную нить в гобелене или один маленький поток, который сливается, разветвляется и расходится — это, конечно, не единственная история травничества! И даже внутри того, что обычно называют западным травничеством, есть много отдельных нитей и путей; поскольку использование растений в целительстве более или менее присуще человеческим культурам, богатые индивидуальные традиции травничества существуют во всех частях земного шара. В оставшейся части этой статьи мы сосредоточимся на происхождении западного травничества, которое географически сосредоточено в Европе, а затем и в Северной Америке. Но сам западный травник опирался и включал в себя знания со всего мира, включая исламскую медицину, традиционное целительство первых наций и других коренных народов и многое другое.

Средневековое травничество

Один из первых европейских университетов располагался в Салерно, на юге Италии. В 10 веке школа Салерно стала центром медицинского обучения в средневековой Европе. Одним из ключей к возрождению Салерно был перевод важных исламских медицинских текстов с арабского на латынь и французский.

В то же время монастыри по всей Европе также внесли свой вклад в разработку и документирование травяных и лечебных практик, как путем непосредственного лечения больных, так и путем перевода и копирования травяных сборов и книг по медицинской теории. В ту эпоху, до развития подвижного шрифта и печатного станка, единственным способом воспроизвести текст было его ручное копирование, поэтому письменные записи травничества были относительно редкими и ценными.

The Herbalism Boom

Титульный лист Grete Herball, 1526, из библиотеки Wellcome (https://commons. wikimedia.org/wiki/File:Grete_Herball,_1526_Wellcome_L0000809.jpg) [CC BY 4.0 (http://creativecommons.org) /licenses/by/4.0/)]

Ситуация изменилась между 15 и 17 веками, когда бум книгопечатания сделал письменные отчеты о травяной практике гораздо более доступными. В частности, перевод текстов с греческого и латыни на английский, французский, голландский, итальянский и другие распространенные языки открыл гораздо более широкий доступ к рецептам и лекарствам из трав для обычных людей, а не только для высокообразованных врачей. Первая книга о травах, напечатанная на английском языке, была известна как Grete Herball , впервые напечатано в 1526 году.

Николас Калпепер (1616–1654) был английским травником, ботаником, аптекарем (то, что мы сейчас называем фармацевтом), врачом и астрологом. Он опубликовал самый обширный сборник трав о фармацевтике, знаниях о травах и практике астрологической медицины. Калпепер проводил много времени на открытом воздухе и каталогизировал сотни лекарственных трав. Он был страстным и практичным сторонником доступного травничества и медицины, предлагая бесплатное лечение, состоящее в основном из лечебных трав, всем нуждающимся. Калпепер стремился сделать медицинскую информацию доступной для всех, переводя и записывая свои собственные тексты на английском языке и распространяя свои книги по очень низкой цене. Его стремление делиться информацией о травах и медицине поставило его в противоречие с могущественным Коллегией врачей, которые упорно боролись за сохранение своей монополии на медицинские знания и запретили английские переводы медицинских текстов; за свои старания Калпепера дважды судили за колдовство и почти отстранили от практики (Tobyn et al., 2011).

Западное травничество в Америке

Английский врач из библиотеки Wellcome (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:The_English_Physician_._._.,_by_Nicholas_Culpeper_Wellcome_L0004047.jpg) [CC BY 4.0 (http://creativecommons .org/licenses/by/4.0/)]

Книги Калпепера быстро добрались до американских колоний; его знаменитый травяной сбор The English Physician (теперь обычно известный как травяной сбор Калпепера) был напечатан в Бостоне в 1708 году, что сделало его первым медицинским текстом и первой книгой по траволечению, напечатанной в Америке.

Американские медицинские ботаники узнали о местной флоре Северной Америки в основном от коренных народов, которые веками работали с этими растениями. Наследие западноевропейского травничества в сочетании с этноботаникой коренных народов, традиционными лечебными знаниями порабощенных африканцев и знаниями о травах от акушерок и деревенских травников создало уникальное американское травяное движение. Важно отметить, что чаще всего это не было добровольным сотрудничеством; даже когда знания распространялись свободно, это происходило в контексте колонизации, рабства и других социальных сил, которые создавали огромный дисбаланс сил. Таким образом, «открытия», опубликованные знаменитыми врачами, ботаниками и травниками того времени, возможно, часто основывались на присвоенных и незарегистрированных знаниях.

К 19 веку медицинская практика отклонилась от использования простых трав и сделала акцент на использовании «героических лекарств», включая очистительные, кровопускающие и жесткие, даже токсичные минералы, такие как мышьяк и ртуть. Две группы нетрадиционных врачей, эклектики и физио-медики, выступали против преобладающей мудрости того времени, вместо этого сосредоточившись на использовании растительных средств и инновационных, менее инвазивных методов лечения.

Эти различные фракции часто враждовали, соревнуясь за репутацию, известность и пациентов, но им удавалось сосуществовать до прихода к власти Совета по медицинскому образованию (CME) Американской медицинской ассоциации (AMA) в 1904. AMA решила стандартизировать медицинское образование и установить очень специфические стандарты работы, которым не соответствовали многие медицинские учебные заведения. Школы, которые не соответствовали их стандартам, были закрыты, что особенно затронуло многие школы, в которых учатся женщины и афроамериканские учащиеся (Wright-Mendoza, 2019). Между 1910 и 1935 годами более половины всех американских медицинских школ объединились с крупными университетами или закрылись. Гомеопатия, натуропатия, хиропрактика, остеопатическая медицина и эклектическая медицина составляли сильную конкуренцию аллопатической медицине. Школы, предлагающие обучение по любой из этих дисциплин, были вынуждены исключить эти курсы из своих учебных программ или лишиться аккредитации.

Западное траволечение сегодня

Хотя травничество, возможно, отделилось от традиционной медицины, оно, безусловно, никуда не делось. В качестве народной медицины, традиционного лечения или альтернативного ухода продолжают процветать многие различные виды травяной практики.

Травничество начало возрождаться в Америке в 1960-х и 1970-х годах, и его признание и популярность медленно набирали обороты в последние десятилетия. Использование трав в настоящее время начало входить в обычную медицину как часть движения интегративной или функциональной медицины, и травы часто используются лицензированными практиками остеопатической или натуропатической медицины. И, конечно же, травы доступны повсюду вокруг нас, не только на полках продуктовых магазинов и аптек, но и в наших садах и на заднем дворе!

Существует также множество книг, курсов, конференций и школ для начинающих травников.

Травяная академия — одна из тех школ, которые предлагают высококачественное и доступное онлайн-обучение по травам с надеждой донести травяное образование до как можно большего числа людей и помочь страстным людям осуществить свою мечту стать травником. Посетите нашу страницу курса, чтобы узнать обо всех наших предложениях: https://theherbalacademy.com/courses-classes/ 

Также доступен The Herbarium, https://herbarium.theherbalacademy.com, виртуальный ресурс, предоставляющий высококачественные исследования и справочные материалы как для травников, так и для студентов. Кроме того, в блоге Herbal Academy есть бесплатные статьи по многим темам: https://theherbalacademy.com/blog/.

ССЫЛКИ

Abou El-Soud, NH (2010). Фитотерапия в Древнем Египте. Журнал исследований лекарственных растений , 4 (2), 082-086.

Дхармананда, С. (2004). Уроки Шэньнуна. Получено с http://www.itmonline.org/arts/shennong.htm

Харди, К. , Бакли, С., Коллинз, М.Дж., Эстальрих, А., Бротуэлл, Д., Коупленд, Л., … Хьюге , Р. (2012). Неандертальские медики? Доказательства того, что продукты питания, кулинария и лекарственные растения попадают в зубной камень. Naturwissenschaften , 99 (8), 617-626. https://doi.org/10.1007/s00114-012-0

Джексон, М. (2014). История медицины: Пособие для начинающих. Лондон, Великобритания: публикации OneWorld.

Меламед Ю., Кислев М.Е., Геффен Э., Лев-Ядун С. и Горен-Инбар Н. (2016). Растительный компонент ашельской диеты в Гешер Бенот Яков, Израиль. Труды Национальной академии наук , 113 (51), 14674-14679. https://doi.org/10.1073/pnas.1607872113

Мукерджи П.К., Харванш Р.К., Бахадур С., Банерджи С., Кар А., Чанда Дж., … Катияр С.К. (2016). Развитие Аюрведы: от традиции к тренду. Журнал этнофармакологии , 197 , 10-24. http://doi.org/10.1016/j.jep.2016.09.024

Петровская Б. (2012). Исторический обзор использования лекарственных растений.