Лечебные растения тюменской области. Итоговое занятие по курсу: «Лекарственные растения Тюменской области».

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Тема: лекарственные растения болот и водоёмов тюменской области. Лечебные растения тюменской области


Растения

Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Калининградская область Калужская область Камчатский край Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Москва Московская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Кабардино-Балкария Республика Калмыкия Республика Карачаево-Черкессия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия (Алания) Республика Татарстан Республика Тыва (Тува) Республика Удмуртия Республика Хакасия Республика Чечня Республика Чувашия Ростовская область Рязанская область Самарская область Санкт-Петербург Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Чукотский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область

lektrava.ru

Итоговое занятие по курсу: «Лекарственные растения Тюменской области».

Цель: систематизировать знания и практические навыки по морфологии и систематике лекарственных растений Тюменской области. Проверить степень усвоения теоретического материала по особенностям заготовки сырья, химического состава и применения в медицине.

Раздел 1. Самоподготовка

Требования к исходному уровню знаний

Знать характеристику лекарственных растений Тюменской области.

Вопросы для самоподготовки

1.Повторить теоретический материал по лекарственным растениям всех фитоценозов, включённых в курс «Лекарственные растения Тюменской области».

Работа на занятии

  1. Дать латинское и русское названия лекарственным растениям, семействам и основным примесям (не менее 5 по выбору преподавателя).

  2. Дать характеристику основных морфологических признаков указанных растений.

  3. Дать характеристику указанных растений по местам обитания в регионе, по заготовке сырья, химическому составу и применению в медицине.

Рекомендуемая литература

1.Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР/под ред. Н.С.Чикова. – М., 1976.

2.Ботанико-фармакогностический словарь. Справочное пособие. М., 1990.

3.Григорьева Л.М., Шамырина А.А. Характеристика растительных сообществ. Методическое пособие к практике по ботанике. – Тюмень, 2002.

4. Красная книга Тюменской области. Животные, растения, грибы/ Отв. ред. О.А. Петрова. – Екатеринбург, 2004.

5. Куркин В.А. Фармакогнозия. – Самара, 2007.

6.Курс лекций.

7.Машковский М.Д. Лекарственные средства. –М., 2012.

7.Муравьёва Д.А., Самылина И.А., Яковлев Г.П. Фармакогнозия. –М., 2002.

8.Энциклопедический словарь лекарственных растений и продуктов животного происхождения/под ред. Г.П.Яковлева, К.Ф.Блиновой. Спб, 1999.

9. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника, М., 2001.

21

studfiles.net

Предметный курс "Мир растений Тюменской области" страница 3

- воспитание в учащихся любви к родному краю;

- признание права каждого на собственное мнение;

- готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

- умение слушать и слышать другое мнение;

- умение учащимися проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

уроки

лабораторные работы

практи

ческие

работы

контрольные работы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Введение

Бриофлора Тюменской области

Листостебельные и печеночные мхи

Дендрофлора Тюменской области

Голосеменные

Покрытосеменные

Травы Тюменской области

Семейство Крестоцветные, Розоцветные и Сложноцветные

Семейство Пасленовые и Бобовые

Семейство Лилейные и Злаковые

Лекарственные растения Тюменской области

Лекарственные растения лесов и лугов Тюменской области

Лекарственные растения болот и водоемов, растения-сорняки Тюменской области

Культурные и пищевые лекарственные растения

Растительные сообщества Тюменской области

Лес и луг

Болото и степь

Сельскохозяйственные растения Тюменской области.

Злаковые и Бобовые

Картофель, морковь, свекла, капуста

Редкие и исчезающие растения Тюменской области

Влияние человека на мир растений

1

1

1

3

1

2

3

1

1

1

3

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

3

1

2

3

1

1

1

3

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого:

17

17

-

-

-

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение (1ч)

Ботаника – наука о растениях. Общий обзор растительного мира Тюменской области. Методы изучения растений. Систематика растений.

Бриофлора Тюменской области (1ч)

Бриофлора – флора мхов. Разнообразие листостебельных и печеночных мхов в Тюменской области. Методы определения видового состава и экологической структуры бриофлоры.

Дендрофлора (3ч)

Дендрофлора, или арборифлора — флора древесных растений. Методы анализа дендрофлоры. Таксономический анализ дендрофлоры Тюменской области. Анализ жизненных форм дендрофлоры по Серебрякову И.Г. древесные растения Тюменской области. Хозяйственное значение древесных пород. Видовое разнообразие хвойных и лиственных пород деревьев.

Травы Тюменской области (3ч)

Травянистые растения или травы – жизненная форма высших растений. Методы изучения травянистых растений. Таксономический анализ трав Тюменской области.Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные. Семейство Сложноцветные. Семейство Пасленовые. Семейство Бобовые. Семейство Лилейные. Семейство Злаковые. Морфологическая характеристика представителей различных семейств, произрастающих в Тюменской области.

Лекарственные растения Тюменской области (3ч)

Лекарственные растения лесов Тюменской области. Лекарственные растения лугов Тюменской области. Лекарственные растения болот и водоемов Тюменской области. Лекарственные растения – сорняки. Культурные и пищевые лекарственные растения.Лекарственные растения и травы, описание, применение, свойства, лечение.

Растительные сообщества Тюменской области (2ч)

Фитоценоз – растительное сообщество. Типы растительных сообществ, встречающихся на территории Тюменской области. Ярусное расположение растений. Сезонные изменения в жизни растительных сообществ. Сожительство организмов в растительном сообществе.

infourok.ru

Л. И. Сальникова Лекарственные растения Тюменской области

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменский государственный университет»

Факультет биологический

Кафедра ботаники и биотехнологии растенийЛ.И. Сальникова

Лекарственные растения Тюменской области

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов филологического факультета заочной формы обучения

специальность Филология - 031001.65

Тюмень

2008Сальникова Л.И. Лекарственные растения Тюменской области.

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности 031001.65 – Филология. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. 2008. 11 с.

Учебно-методический комплекс «Лекарственные растения Тюменской области составлен в соответствии с требованиями ГОС ВПО для студентов специальности Филология. Рабочая учебная программа включает пояснительную записку, содержание дисциплины, тематический план с указанием аудиторных часов по темам, темы рефератов, тестовые задания, перечень контрольных вопросов к зачету, список литературы. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Лекарственные растения Тюменской области (электронный ресурс) / Режим доступа: http: //www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к электронному изданию Учебно-методической комиссией биологического факультета. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого Совета ТюмГУ.Ответственный редактор: Н.А. Боме, д. с.-х. наук, профессор

@ Тюменский государственный университет, 2008

@ Л.И. Сальникова, 2008

  1. Пояснительная записка

Студенты должны обладать суммой следующих теоретических знаний и практических навыков, позволяющих им решать профессиональные задачи:

- уметь распознавать лекарственные растения в природе;

  • знать фитохимический состав и целебные свойства растений;
  • уметь применять лекарственные растения для профилактики и лечения различных заболеваний;
  • знать лекарственные растения из числа редких и меры их охраны.
Цель дисциплины: изучение лекарственных растений Тюменской области и мероприятий по их охране.

Задачи:

1.Освоить методику сбора и сушки лекарственных растений.

2.Изучить фитохимический состав лекарственных растений.

3.Овладеть знаниями целебных свойств растений.

4.Изучить лекарственные растения из числа редких, причины и категории редкости растений.

5.Знать меры охраны лекарственных растений.

Место дисциплины в учебном процессе:

Дисциплина по выбору «Лекарственные растения Тюменской области» проводится для студентов заочной формы обучения специальности «Филология» в 4 семестре.

Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

Трудоемкость дисциплины составляет 8 часов лекций для студентов заочной формы обучения. Форма отчетности – зачет.

Тематический план изучения дисциплины (ОЗО)

Тема Недели семестра Виды учебной и самостоят. работы, час.
Лекции Практические ззанятиязанзанятиязанятия Самост. работа Итого

часов по теме

1 2 3 4 5 6 7
1 История изучения лекарственных растений. Фитотерапия. 1 2

-

2 4
2 Сбор и сушка лекарственных растений. 2 2

-

2 4
3 Фитохимический состав растений. 3-4 2

-

2

4

4
Определение лекарственных растений
5-6 -

-

4 4
5 Лекарственные растения семейств(Капустные, Розоцветные, Бобовые, Астровые, Бурачниковые, Яснотковые и др.) 7-8 2

-

2 4
6 Лекарственные и ядовитые растения семейств Лютиковые, Пасленовые и др. 9 -

-

4 4
7 Лекарственные растения из числа редких. 10-11 -

-

4 4
8 Охрана редких лекарственных растений в заповедниках и заказниках. 12-13 -

-

4 4
9 Лекарственные комнатные растения 14-15 -

-

4 4
10 Лекарственные растения, используемые для профилактики и лечения заболеваний. 16-17 -

-

2

4

Итого: 8 - 32 40

Форма отчетности – зачет.

  1. Содержание дисциплины.
Тема 1. История изучения лекарственных растений. Фитотерапия.

Понятие о науке фитотерапии. Травники. Аптекарские огороды. Медицинские школы. Народная и официальная медицина. Питомники лекарственных растений.

Тема 2. Сбор и сушка лекарственных растений.

Сроки сбора, условия хранения и сбора лекарственных растений. Виды сушки: воздушная теневая, воздушная солнечная, тепловая с искусственным подогревом.

Тема 3. Фитохимический состав растений.

Вещества, определяющие целебные свойства растений: гликозиды, сапонины, витамины, ферменты, гормоны. и др.

Тема 4. Определение лекарственных растений и разных семейств.

Работа с гербарными образцами и атласами лекарственных растений. Знакомство с дихотомическим ключом определения растений.

Тема 5. Лекарственные растения семейств (Капустные, Розоцветные, Бобовые, Астровые, Бурачниковые, Яснотковые и др.).

Семейство Капустные. Морфо-биологическая характеристика и целебные свойства капусты огородной, редьки, пастушьей сумки обыкновенной, желтушника левкойного. Семейство Розоцветные (боярышник кровяно-красный, шиповник майский, рябина обыкновенная, рябина черноплодная, черемуха обыкновенная, земляника лесная, лапчатка прямостоячая, малина обыкновенная). Семейство Бобовые (горох посевной, бобы, фасоль обыкновенная, клевер луговой, солодка голая). Семейство Астровые (василек синий, мать-и-мачеха обыкновенная, одуванчик лекарственный, тысячелистник обыкновенный, ромашка аптечная, цмин песчаный, девясил британский, череда трехраздельная, пижма обыкновенная). Семейство Бурачниковые (окопник лекарственный, медуница мягонькая). Семейство Яснотковые (мята полевая, мята перечная, пустырник сердечный, душица обыкновенная, тимьян ползучий). Семейство Норичниковые (очанка лекарственная, наперстянка крупноцветковая). Семейство Зверобойные (зверобой продырявленный). Семейство Гречишные (горец птичий, горец почечуйный, щавель конский, культурная гречиха). Семейство Фиалковые (фиалка трехцветная). Семейство Березовые (береза повислая). Семейство Липовые (липа сердцевидная). Семейство Кипрейные (иван-чай узколистный).

Тема 6. Лекарственные и ядовитые растения семейств Лютиковые, Пасленовые и др.

Семейство Лютиковые (прострел раскрытый, адонис весенний, лютик едкий, живокость посевная, аконит высокий, воронец колосистый). Семейство Пасленовые (белена черная, паслен сладко-горький, белладонна). Семейство Зонтичные (вех ядовитый, болиголов пятнистый, морковь посевная, укроп пахучий.

Тема 7. Лекарственные растения из числа редких.

Причины и категории редкости растений. Пион уклоняющийся (семейство Пионовые), цмин песчаный (семейство Астровые), тимьян Маршалла (семейство Яснотковые) и др.

Тема 8. Заповедники Тюменской области (Малая Сосьва, Верхне-Тазовский, Гыданский). Охрана лекарственных растений из числа редких в заповедниках и заказниках Тюменской области.

Тема 9. Лекарственные комнатные растения.

Семейство Лилейные (алоэ древовидное, птицемлечник). Семейство Гераниевые (герань зональная).

Тема 10. Лекарственные растения, используемые для профилактики и лечения заболеваний.

Растения, используемые для профилактики и лечения простудных заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта, нервных заболеваний, сердечно-сосудистой системы, кожи.

  1. Самостоятельная работа студентов.

Планирование самостоятельной работы студентов (ОЗО)

Темы Виды СРС Не-деля семестра
обязательные дополни-тельные
1 2 3 4 5

1.1

История изучения лекарственных растений. Фитотерапия. Работа с литератур-ными источниками, подготовка сообщений Составление конспекта 1

1.2

Сбор и сушка лекарственных растений. Работа с определителями и Красными книгами. Тестирование по модулю Подготовка реферата 2
1.3 Определение лекарственных растений из разных семейств. Работа с гербарием. Тестирование по модулю Подготовка к контрольной работе 3-4
1.4 Лекарственные растения семейств(Капустные, Розоцветные, Бобовые, Астровые, Бурачниковые, Яснотковые и др.) Подготовка к тестированию Работа с определителями. Составление списка лекарственных растений 5-7
1.5 Лекарственные и ядовитые растения семейств Лютиковые, Пасленовые и др Подготовка сообщений и электронных презентаций Работа с периодическими изданиями 8-10
2.1 Лекарственные растения из числа редких. Работа с литературой. Составление конспекта. Подготовка к контрольной работе 11-12
2.2 Охрана редких лекарственных растений в заповедниках и заказниках. Подготовка сообщений и электронных презентаций. Подготовка конспекта 13-14

2.3

Лекарственные комнатные растения Работа с гербарными образцами растений. Работа с литературными источниками 15-16
2.4 Лекарственные растения, используемые для профилактики и лечения заболеваний. Подготовка устных докладов Эссе на тему: «Применение лекарственных растений в народной медицине» 16-17

4. Темы электронных презентаций.

  1. Лекарственные растения антистрессоры, адаптогены и иммуностимуляторы.
  2. Лекарственные растения, используемые для укрепления и роста волос.
  3. Фитобары. Поливитаминные напитки и чаи.
  4. Лекарственные растения, используемые в косметологии.
  5. Лечебные ванны на основе лекарственных растений.
  6. Формы лекарственных средств и принципы их приготовления.
  7. Лекарственные растения, используемые в ароматерапии.
5. Темы рефератов.
  1. Лекарственные растения семейства Аралиевые (женьшень обыкновенный, элеуторококк колючий и др.), фитохимический состав и целебные свойства.
  2. Лекарственные растения из числа редких, меры их охраны.
  3. Охрана лекарственных растений в заповедниках Тюменской области.
  4. Использование лекарственных растений для получения биологически активных добавок.
  5. Ядовитые растения семейств Пасленовые и Зонтичные.
  6. Лекарственные комнатные растения.
  7. История изучения лекарственных растений.
  8. Декоративные лекарственные растения.
  9. Пищевые дикорастущие растения.
  10. Фитохимический состав растений.

6. Примеры тестов:

1. Лекарственные растения семейства Астровые:

01. эхинацея пурпурная;

02. тысячелистник обыкновенный;

03. бодяк полевой;

04. василек синий;

05. осот полевой;

06. череда трехраздельная

2. Лекарственные растения семейства Бурачниковые:

01. медуница мягкая;

02. незабудка болотная;

03 .синяк красный;

04. окопник лекарственный;

05. нонея темно-бурая

3. Ядовитые растения семейства Пасленовые:

01. белена черная;

02. паслен сладко-горький;

03. табак душистый;

04. петуния;

05. помидор;

7. Контрольные вопросы к зачету.

  1. История изучения лекарственных растений. Понятие о науке фитотерапии.
  2. Сбор и растений. Виды сушки.
  3. Целебные свойства растений семейства Капустные.
  4. Целебные свойства растений семейства Розоцветные.
  5. Лекарственные свойства растений семейства Астровые.
  6. Лекарственные свойства семейств Бурачниковые, Яснотковые и Норичниковые.
  7. Лекарственные и ядовитые растения семейств Лютиковые, Пасленовые и Зонтичные.
  8. Лекарственные растения из числа редких. Причины и редкости и категории редкости растений.
  9. Охрана редких лекарственных растений в заповедниках и заказниках.
  10. Лекарственные комнатные растения.

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

8.1. Рекомендуемая литература

Основная:

1.Гаммерман А.Ф. Лекарственные растения. – М.: Высшая школа , 1990.- 400с.

2. Курочкин Е. И. Лекарственные растения. – Самара, 1994. – 448с.

3. Сурина Л.Н. и др. Земли Тюменской травы целебные. Тюмень: Слово, 2003. - 584 с.

4. Определитель растений Новосибирской области. Новосибирск: Наука, 2000. - 492с.

5. Красная книга Тюменской области. Изд-во Уральск. ун-та, 2004. -496с.

Дополнительная:

1. Крылов Г. В. Травы жизни и их искатели. Томск: Красное знамя, 1992. - 390с.

2. Федоров В.Я. Лекарственные растения Среднего Урала. – 1993. - 192с.Дополнения по книгообеспеченности на 2011гг.10. Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Барабанов, Е. И. Ботаника: учеб. для студ., обуч. по спец. "Фармация"/ Е. И. Барабанов. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007. - 448 с.
  2. Сурина, Л.Н. Энергия жизни: кн. о народных методах лечения и не только... / Л. Н. Сурина - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. - 360 с.

Дополнительная:

  1. Сурина, Л.Н. Земли Тюменской травы целебные / Л. Н. Сурина, А. А. Баранов, С. В. Сурин-Левицкий. - 3-е изд., перераб. - Тюмень: Слово, 2003. - 584 с.
  2. Турищев С.Н. Фитотерапия. М.:Академия, 2003. 304с.

11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

При проведении дисциплины «Лекарственные растения Тюменской области» применяются различные иллюстративные материалы, фотоматериалы, гербарии цветковых растений.

Дополнения и изменения к рабочей учебной программе дисциплины «Лекарственные растения Тюменской области» 2011 учебный год. В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1.Добавлена книгообеспеченность на 2011 г. 2. Число страниц в рабочей программе изменилось и составило 11 с. Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры 5.09. 2011г. Заведующий кафедры Н.А. Боме

100-bal.ru

Тюменская область - Россия - Фотографии растений и лишайников - Местообитания

Изображения

показаны с 1 по 30-е (30 из 576 найденных)

Arctous alpina. Плодоносящие растения с листьями в осенней окраске. Ямало-Ненецкий АО, окр. пос. Пангоды. Август 2003 г.

Плодоносящие растения с листьями в осенней окраске. Ямало-Ненецкий АО, окр. пос. Пангоды. Август 2003 г.

© Алексей Распопов
Betula nana. Верхушки веточек с листьями в осенней раскраске. Ямало-Ненецкий АО, окр. пос. Пангоды. Август 2003 г.

Верхушки веточек с листьями в осенней раскраске. Ямало-Ненецкий АО, окр. пос. Пангоды. Август 2003 г.

© Алексей Распопов
Racomitrium lanuginosum. Гаметофиты в сообществе с другим видом. В правом верхнем углу фото видны талломы лишайников Flavocetraria cucullata и Cladonia furcata (?). Полярный Урал, верховья Большой Пайпудыны, горная тундра безымянного (евро-азиатского) перевала. Август 2010 г.

Гаметофиты в сообществе с другим видом. В правом верхнем углу фото видны талломы лишайников Flavocetraria cucullata и Cladonia furcata (?). Полярный Урал, верховья Большой Пайпудыны, горная тундра безымянного (евро-азиатского) перевала. Август 2010 г.

© Алексей Титов
род Rhizocarpon. Таллом. Полярный Урал, верховья Большой Пайпудыны, горная тундра безымянного (евро-азиатского) перевала, на камне. Август.

Таллом. Полярный Урал, верховья Большой Пайпудыны, горная тундра безымянного (евро-азиатского) перевала, на камне. Август.

© Алексей Титов
род Rhizocarpon. Таллом. Полярный Урал, верховья Большой Пайпудыны, горная тундра безымянного (евро-азиатского) перевала, на камне. Август.

Таллом. Полярный Урал, верховья Большой Пайпудыны, горная тундра безымянного (евро-азиатского) перевала, на камне. Август.

© Алексей Титов
Salix phylicifolia. Листья (с нижней стороны). Ямало-Ненецкий АО, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, край сфагнового болота в сыром хвойно-мелколиственном лесу. 14 июля 2016 г.

Листья (с нижней стороны). Ямало-Ненецкий АО, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, край сфагнового болота в сыром хвойно-мелколиственном лесу. 14 июля 2016 г.

© Елена Письмаркина
Salix phylicifolia. Листья (с нижней стороны). Ямало-Ненецкий АО, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, край сфагнового болота в сыром хвойно-мелколиственном лесу. 14 июля 2016 г.

Листья (с нижней стороны). Ямало-Ненецкий АО, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, край сфагнового болота в сыром хвойно-мелколиственном лесу. 14 июля 2016 г.

© Елена Письмаркина
Salix phylicifolia. Верхушка молодой ветви. Ямало-Ненецкий АО, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, край сфагнового болота в сыром хвойно-мелколиственном лесу. 14 июля 2016 г.

Верхушка молодой ветви. Ямало-Ненецкий АО, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, край сфагнового болота в сыром хвойно-мелколиственном лесу. 14 июля 2016 г.

© Елена Письмаркина
Salix phylicifolia. Молодая ветвь. Ямало-Ненецкий АО, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, край сфагнового болота в сыром хвойно-мелколиственном лесу. 14 июля 2016 г.

Молодая ветвь. Ямало-Ненецкий АО, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, край сфагнового болота в сыром хвойно-мелколиственном лесу. 14 июля 2016 г.

© Елена Письмаркина
Salix phylicifolia. Молодая ветвь. Ямало-Ненецкий АО, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, край сфагнового болота в сыром хвойно-мелколиственном лесу. 14 июля 2016 г.

Молодая ветвь. Ямало-Ненецкий АО, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, край сфагнового болота в сыром хвойно-мелколиственном лесу. 14 июля 2016 г.

© Елена Письмаркина
Salix phylicifolia. Вегетирующее растение. Ямало-Ненецкий АО, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, край сфагнового болота в сыром хвойно-мелколиственном лесу. 14 июля 2016 г.

Вегетирующее растение. Ямало-Ненецкий АО, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, край сфагнового болота в сыром хвойно-мелколиственном лесу. 14 июля 2016 г.

© Елена Письмаркина
Salix phylicifolia. Вегетирующее растение. Ямало-Ненецкий АО, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, край сфагнового болота в сыром хвойно-мелколиственном лесу. 14 июля 2016 г.

Вегетирующее растение. Ямало-Ненецкий АО, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, край сфагнового болота в сыром хвойно-мелколиственном лесу. 14 июля 2016 г.

© Елена Письмаркина
Picea obovata. Верхушка ветви. Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, сырой хвойно-мелколиственный лес. 14 июля 2016 г.

Верхушка ветви. Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, сырой хвойно-мелколиственный лес. 14 июля 2016 г.

© Елена Письмаркина
Picea obovata. Верхушка ветви. Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, сырой хвойно-мелколиственный лес. 14 июля 2016 г.

Верхушка ветви. Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, сырой хвойно-мелколиственный лес. 14 июля 2016 г.

© Елена Письмаркина
Picea obovata. Часть побега. Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, сырой хвойно-мелколиственный лес. 14 июля 2016 г.

Часть побега. Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, сырой хвойно-мелколиственный лес. 14 июля 2016 г.

© Елена Письмаркина
Vaccinium myrtillus. Часть ветви с плодами. Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, сырой хвойно-мелколиственный лес. 14 июля 2016 г.

Часть ветви с плодами. Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, сырой хвойно-мелколиственный лес. 14 июля 2016 г.

© Елена Письмаркина
Vaccinium myrtillus. Часть ветви с плодом. Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, сырой хвойно-мелколиственный лес. 14 июля 2016 г.

Часть ветви с плодом. Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский р-н, пос. Приозёрный, правый берег р. Левая Хетта, сырой хвойно-мелколиственный лес. 14 июля 2016 г.

© Елена Письмаркина

Растения и лишайники

Местообитания

www.plantarium.ru

Раздел 2. Работа на занятии

План занятия

1. Проверка исходного уровня знаний 10 мин

2. Самостоятельная работа 100 мин

3. Выходной контроль 25 мин

Работа 1. Признаки растительного сообщества

    1. Записать признаки для характеристики растительного сообщества.

    2. Написать известные жизненные формы растений.

    3. Написать фенологические фазы развития высших цветковых растений.

    4. Написать ярусы, входящие в состав растительного сообщества.

Работа 2. Классификация лесов

2.1. Используя «Характеристику растительных сообществ» написать классификацию лесов.

Работа 3. Типы лесов Тюменской области

3.1. Написать типы лиственных лесов.

3.2. Написать типы сосновых лесов.

3.3. Написать типы еловых лесов.

3.4. Охарактеризовать смешанные леса региона.

Работа 4. Лекарственные растения лесов Тюменской области

4.1. Выписать по ярусам лекарственные растения лиственных лесов.

4.2. Выписать по ярусам лекарственные растения сосновых лесов

4.3. Выписать по ярусам лекарственные растения еловых лесов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ПО ТЕМЕ

  1. Уметь работать с картами растительности Тюменской области.

  2. Уметь давать характеристику ареалов лекарственных растений.

  3. Уметь давать характеристику лесных фитоценозов Тюменской области.

Тема: лекарственные растения лесов тюменской области. Объём темы: 21 ч.

Занятие 1. Сосна обыкновенная, пихта сибирская, берёза повислая, б. пушистая, ольха клейкая, о. серая, чага.

Занятие 2. Тополь чёрный, липа сердцелистная , рябина обыкновенная, черёмуха обыкновенная, крушина ломкая, жостер слабительный.

Занятие 3. Боярышник кроваво-красный, шиповник майский, ш. иглистый, можжевельник обыкновенный, смородина чёрная, малина обыкновенная, калина обыкновенная.

Занятие 4. Брусника обыкновенная, толокнянка обыкновенная, черника обыкновенная, баранец обыкновенный, плаун булавовидный, п. годичный, п. сплюснутый.

Занятие 5. Душица обыкновенная, зверобой продырявленный, з. пятнистый, лапчатка прямостоячая, пион уклоняющийся, хмель обыкновенный.

Занятие 6. Наперстянка крупноцветковая, синюха голубая, адонис весенний, земляника лесная, тимьян ползучий, т. Маршалла.

Цель занятий: изучить образцы гербария, усвоить морфологические признаки производящих растений и основных примесей к ним. Изучить местообитание растений в регионе. Изучить особенности заготовки сырья, химический состав и применение в медицине.

Раздел 1. Самоподготовка.

Требования к исходному уровню знаний.

На основании знаний по ботанике уметь определять лекарственные растения по внешним признакам; знать характеристику семейств Pinaceae, Rosaceae, Ericaceae, Lamiaceae, Ranunculaceae, Betulaceae, Rhamnaceae.

Вопросы для самоподготовки

1. К занятиям написать ответы по растениям в виде таблицы

Таблица 1

Растение (русское и латинское название)

Семейство (русское и латинское название)

Местообитание (типы фитоценоза)

Используемое сырьё

Химический состав

Применение в медицине

studfiles.net

лекарственные растения болот и водоёмов тюменской области.

Объём темы: 3ч.

Занятие 1. Характеристика фитоценозов: болото и водоём. Багульник болотный, вахта трёхлистная, аир болотный, кубышка жёлтая, горец перечный, череда трёхраздельная, клюква болотная.

Цель занятия: изучить характеристику фитоценозов: болото и водоём. Изучить образцы гербария, усвоить морфологические признаки производящих растений и основных примесей к ним. Изучить местообитание растений в регионе, особенности заготовки сырья, химический состав сырья, применение в медицине.

Раздел 1. Самоподготовка

Требования к исходному уровню знаний

На основании знаний по ботанике уметь определять лекарственные растения по внешним признакам; знать характеристику семейств Asteraceae, Ericaceae, Polygonaceae.

Вопросы для самоподготовки

1. К занятию написать ответы по растениям в виде таблицы (Таблица 1)

Растение (русское и латинское название)

Семейство (русское и латинское название)

Местообитание (типы фитоценоза)

Используемое сырьё

Химический состав

Применение в медицине

Раздел 2. Работа на занятии

План занятия

1. Проверка исходного уровня знаний 10 мин

2. Самостоятельная работа 100 мин

3. Выходной контроль 25 мин

Работа 1. Характеристика фитоценоза: болото.

1.1. Используя «Характеристику растительных сообществ» написать краткую характеристику болот.

1.2. Написать лекарственные растения низинного болота.

1.3. Написать лекарственные растения верхового болота.

Работа 2. Характеристика фитоценоза: водоём.

    1. Используя «Характеристику растительных сообществ» написать краткую характеристику водоёмов.

    2. Написать лекарственные растения водоёмов.

    3. Указать лекарственные растения из прибрежной растительности.

Работа 3. Лекарственные растения болот и водоёмов Тюменской области.

    1. Изучить по гербарию растения, вынесенные на занятие.

    2. Описать растения в рабочей тетради, используя «Алгоритм описания лекарственных растений региона» и «Алгоритм описания морфологии лекарственного растения».

ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ

  1. Уметь определять по гербарию вышеуказанные растения.

  2. Уметь обосновывать заготовку сырья, химический состав и применение в медицине.

Тема: лекарственные растения – сорняки. Объём темы: 9 ч.

Занятие 1. Характеристика сорной растительности. Крапива двудомная, мать-и-мачеха, одуванчик лекарственный, подорожник большой, горец птичий.

Цель занятия: изучить характеристику сорной растительности. Изучить образцы гербария, усвоить морфологические признаки производящих растений и основных примесей к ним. Изучить местообитание растений в регионе, особенности заготовки сырья, химический состав сырья, применение в медицине.

studfiles.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта